Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

История освоения дивной алтайской реки Аргут

Автор: Александра Марчук

Александра Марчук - журналист, фотограф, путешественник.
Кандидат в Мастера Спорта по водному туризму. В 1994 году участвовала в походе по реке Чулышман на Алтае, занявшем первое место в Чемпионате России.
В 1981 году поступив в МГУ им. Ломоносова, на механико-математический факультет, сразу пришла в туристическую секцию (водный туризм). С тех пор по 3-4 дальних похода в год, не считая еженедельных выходов на 1-2 дня в Подмосковье - пешком, на лыжах, на байдарке (каноэ), на велосипеде.
Туристский стаж - более 25 лет. Совершено более 100 походов по Саянам, Алтаю, Средней Азии, Таймыру, Ямалу, Кольскому, Карелии, Кавказу, Карпатам, Крыму, Вепсовской возвышенности, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Мурманской, Московской областям, по Белому морю и Соловкам, по Шантарскому и Охотскому морю, и Шантарским островам.
Более полугода прожила на острове Большой Шантар.
Рек пройдено около сотни, от первой до шестой категории сложности, многие - не по одному разу. Последние годы - больше велосипедные или пешие путешествия.
Бесконечное число поездок по городам: Петербург и окрестности, Выборг, Старая Ладога, Копорье, Ивангород, Приозерск, Кронштадт, Нарва, Васкнарва, Таллин, Куресааре, Тарту, Хаапсалу, Падизе, Вильнюс, Каунас, Тракай, Алуксне, Рига, Цесис, Сигулда, Бауска, Вецпилс, Каменец Подольский, Хотин, Черновцы, Львов, Киев, Ужгород, Мукачево, Мир, Минск, Кишинев, Аккерман, Одесса, Сороки, Луцк, Смоленск, Великий Новгород, Псков, Печеры, Изборск, Вологда, Кириллов, Белозерск, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Тутаев, Суздаль, Владимир, Зарайск, Казань, Ташкент, Бухара, Самарканд, Новосибирск, Томск, Свердловск, Тобольск, Красноярск, Иркутск, Лабытнанги, Салехард, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, города Крыма и многие другие.
Александра пишет стихи и песни, ставит кукольные спектакли, увлекается видеосъемкой и монтажом фильмов. К данному моменту создано более 30 фильмов.
В 2003 году издала сборник стихов "Мелодии старого дома".
Персональные выставки фотографий проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале, Дубне.

 

Алтай - один из красивейших уголков нашей страны. В него влюбляешься с первого взгляда, и забыть уже не можешь никогда. И всю жизнь тебя будет тянуть и тянуть туда. Величественная дикость природы. Степи. Тундра. Тайга. Сосновые леса в низовьях рек, а в горах - чудесное разнотравье. И, конечно, белые-белые вершины, отливающие в лучах солнца. Для летних путешествий климат очень хороший: днем тепло, даже жарко. Дождями заливает не очень. Правда, ночи в горах обычно холодные.

Невероятно красивые разноцветные озера обманут вас - далеко не каждый решится в них окунуться. Их температура очень мала - 3-7 градусов. С гор стекают реки. Бурные, неукротимые. Тоже холодные-холодные.

Первый серьезный исследователь Алтая - географ, профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников (9.12.1861 - 11.8.1924). До него на высокогорном Алтае были только Ледабур (1826 г.), Геблер (1835 г.) и Ядринцев (1880 г.), которые видели лишь концы Катунского и Берельского ледников.

В. В. Сапожников, совершив ряд экспедиций с 1895 по 1911 г., изучил весь Горный Алтай, открыл три ледниковых центра с рядом крупных ледников, определил высоту Белухи и других вершин, первый взошел на седло Белухи. Свои путешествия по Русскому Алтаю он описал в книгах "По Алтаю", "Катунь и ее истоки". Именно В. В. Сапожников написал первый путеводитель для туристов "Пути по Русскому Алтаю" и составил карты ледниковых узлов Алтая.

Горы Алтая - это сложная система хребтов высотой до 4500 метров. К центральному Алтаю относится наиболее высокая его часть. Основные хребты здесь: Катунский, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский.

Главная вершина - Белуха (4506 м).

Основные реки - Бия и Катунь. Бия вытекает из Телецкого озера и путешествие по ней будет приятным, но не сверхсложным.

Впадает же в Телецкое озеро одна из сильнейших и красивейших рек Алтая - Чулышман. Не менее уникален левый приток Чулышмана - Башкаус. Это реки высшей категории сложности.

У Чулышмана есть еще удивительный приток Чульча с 200-метровым водопадом - завораживающее зрелище.

У Катуни много притоков. В среднем (за исключением Чуи и Аргута), они проще последних рек. Но, тем не менее, все эти реки может пройти далеко не каждый. Для прохождения их нужен огромный опыт более простых рек, специальные средства сплава, хорошее спасательное снаряжение и, конечно, сплоченная группа.

По Чуе часто сплавляются от поселка Чибит. На этом участке река является хорошей "пятеркой". Выше же Чибита на реке есть ущелье - так называемый Мажойский каскад. Это серия очень серьезных препятствий, которые "по плечу" лишь самым опытным группам.

Самый интересный и загадочный приток Катуни - Аргут. Если освоение рек Алтая началось еще в 50-х годах, то первая попытка заглянуть на Аргут была предпринята лишь в 1963 г., а вторая - в1968 г. И если даже Чулышман был полностью пройден в 1994 году, то Аргут - будет ли пройден целиком - трудно сказать.

Не менее удивительны и коварны и его притоки.

В своих книгах еще В.В. Сапожников отмечал Аргут, как реку, наиболее поразившую его.

Первый раз В. В. Сапожников увидел Аргут 20 июня 1897 г., выйдя к нему со стороны Белухи. Он поднялся "на высокую гриву, чтобы взглянуть сверху на Аргутскую пропасть". Он увидел, как "крутой обрыв с обнаженными скалами падает в узкую глубину долины, откуда доносится ворчание грязного Аргута, текущего среди выжженной солнцем прибрежной полосы. С другой стороны поднимаются еще более крутые и высокие скалы, и на всем лежит мрачный колорит красных и темнокоричневых тонов".

Какими же средствами сплава пользовались люди, осваивая реки Алтая? В те далекие годы люди сплавлялись на деревянных плотах, на камерных плотах (это связывались несколько камер, скажем, от ЗИЛа, а сверху строилась деревянная рама) или на надувных лодках типа ЛАС (лодка авиационная спасательная) или ПСН (плот спасательный надувной).

Это не нынешние средства сплава!

И все же: что такое Аргут? Чем особенна эта река? Почему до сих пор не дается она людям?

Вот так описывает Аргут В. В. Сапожников: "Ак-Алаха сливается с прозрачным Яссатером (Джазатор) - отсюда начинается Тихий Аргут… Верстах в десяти от слияния тропа приводит к перевозу через Аргут, который здесь действительно тихий. Молочнобелая река, до 30 сажен ширины, обладает медленным и совершенно покойным течением… Ниже к правому берегу Аргута довольно близко подступают горные склоны, а с левой стороны, около устья р. Кок-су, расстилается обширная равнина, так называемая степь Сабанка (Самаха), в которую с юга вдаются невысокие скалистые горы. Верстах в пяти на север видна узкая вырезка между высокими крутыми склонами; это знаменитый прорыв, который проходит Аргут в главной оси Катунско-Чуйского хребта…Приблизительно против устья р. Кок-су, Аргут сразу изменяет свой характер, превращаясь в бушующий поток. Таким он остается почти до устья Тополевки (Карагем). Эта первая аргутская пропасть от устья Кок-су до устья Тополевки имеет протяжение верст до десяти.

От Тополевки долина Аргута снова расширяется до версты и более, получая характер пустынной степи… Новое сужение долины начинается сейчас же за" Куркуреком, "и теперь теснины уже надолго сжимают реку… Перед устьем Иедыгема Аргут врывается в ущелье… Аргут зарылся в глубокую промоину в наносах и его не видно… От Юнгура до устья Аргута остается 40-50 верст; на половине этого расстояния с правой стороны в Аргут впадает Шавла…. Со слов бывавших там охотников все нижнее течение Аргута заключено в теснине, и проехать возможно только зимой по люду…"

Так вот они эти два самых таинственных места: "узкая врезка… в главной оси Катуно-Чуйского хребта" - Карагемский Прорыв и "глубокая промоина" перед устьем Иедыгема - Прорыв Сапожникова.

Люди приходили на эту реку, и, пройдя несколько километров, отступали. А о прохождении этих двух участков много лет даже и не думали.

По известным сведениям, первым решился сплавиться по Аргуту на деревянном плоту Ленинградский студент Гудимов. Прошел он очень мало, а Аргут характеризовал вот как: "Сплав по Аргуту невозможен. Здесь не пройдет и бревно, даже если им будет управлять робот".

Огромнейший вклад в освоения Аргута внес Горно-Алтайский водник В. И. Неустроев, пройдя в 1968 году вдоль Аргута , и дав его описание (возможно, сперва оно было доступно не всем водникам), а так же возглавил в 1970 году потрясающую экспедицию (проходимую вместе с водниками из Чехословакии) по Аргуту и его притокам: Ак-Алахе, Кара-Алахе, Джазатору, Кок-су, Карагему, Юнгуру и Шавле. Много пришлось водникам пройти пешком, много обнести порогов, зато и многое было пройдено и, конечно же, в результате этой экспедиции туристы-водники, наконец, получили представление почти обо всех реках бассейна Аргута.

С 1967 по 1969 год делалось несколько попыток пройти Аргут, которые заканчивались тем, что проходился крохотный кусочек реки, а далее группа шла пешком. Так было у Ю. И. Коссовского, В. А. Красильникова (Томск), чуть больше удалось пройти В. В. Красникову. Ценный вклад в освоение Аргута внес С. Андреев (1968), который, пройдя Катунь, поднялся вдоль Аргута до устья реки Шавлы. Ими был описан этот участок реки и весь пройден.

В 1970 году группе В.И. Неустроева удалось пройти на Аргуте значительную часть препятствий, хотя плыли они все на тех же ЛАСах (чехи плыли на восьмиметровой надувной лодке). В 1971 году Н. Телегин, шедший на плотах на автокамерах, сильно пополнил список пройденных порогов.

Карагемский Прорыв, да и, пожалуй, Водопад Сапожникова (это центральная часть Прорыва Сапожникова), пока еще никто и не думал проходить. Вот что пишет о Карагемском Прорыве Александр Мурашев, шедший Аргут в 1973 году на двух 10-местьных ПСНах: "При сильном уклоне и достаточно большом расходе воды строение русла реки делает этот участок совершенно непроходимым для всех известных плавсредств".

В отчетах А. Фомина из Томска (1972, 1976) мы читаем о прохождении всех порогов, кроме двух. И о невозможности прохождения Водопада Сапожникова он опять же высказывается категорически. В Водопад же в 1972 году влетел один плот группы Томичей Крафта-Чеснокова. Отделались они относительно благополучно, но сами прохождением это не считают.

Надо заметить, что, конечно же, не каждая группа добавляла новые пороги в список пройденных на реке, и далеко не каждая проходила все пройденные до тех пор. На это, бесспорно, влиял, как опыт группы, так и средства сплава. Очень важным моментом в характеристике сложности, как всей реки, так и отдельных препятствий является уровень воды. Обычно самыми тяжелыми реки становятся в большую воду, но бывает и по-другому. В большую воду могут быть залиты какие-то камни, мешающие точному прохождению - расчищен проход, могут "сглаживаться" валы. Наоборот, в малую воду отдельные пороги могут стать совершенно непроходимыми из-за обилия камней.

В 1974 году на Аргуте был Анатолий Родин на плоту на 14 ЗИЛ-овских камерах. Они хотели начать маршрут с Ак-Алахи, но туда их не пустили пограничники, и им в режиме первопрохождения пришлось идти правый приток Аргута Карагем, который впадает сразу же за Карагемским Прорывом.

Карагем им оказался "не по зубам". Скорее сложность основная была в том, что река невелика и требует очень резких маневров. Как пишет Родин: "Карагем оказался сплавным для плота лишь на последних 15-18 километрах". Но сплав на этих километрах их очень вдохновил, и они с необычайной легкостью преодолели все до тех пор пройденные препятствия Аргута.

И вот в отчете В. А. Свободина (1976) мы читаем, что Водопад Сапожникова пройден! Одним сборным экипажем - 6 человек на плоту

Годы шли, люди ходили на Аргут. Не часто. Все же река не из легких. Но решались временами. Кто проходил большинство порогов, кто большинство обносил. Но стали меняться средства сплава. Появились катамараны, честеры, плоты на поперечных гондолах с пониженной палубой. Все эти суда были самодельными и основой у них являлись гондолы (типа "колбасы") из прочных тканей, внутри которых вставлялись надувные емкости. Соединялись эти "колбасы" деревянной рамой. Эти суда были существенно более проходимыми и более безопасными. Со временем у катамаранов появились "наплывы" - добавочные надувные емкости на носу и корме. Рос объем судов. Начиная от 1 тонны водоизмещения, объем средств сплава к середине 90-х годов временами стал достигать аж восьми. Появились странные суда типа "бублик", якобы не переворачивающиеся (но и практически не умеющие самостоятельно причаливать к берегу). Появились рафты - большие надувные лодки с прочной оболочкой и со сливным дном.

Стали появляться невероятные идеи прохождения связок Алтайских рек - несколько "шестерок" сразу с переходом к ним через горы.

Стали появляться идеи о прохождении Карагемского Прорыва.

В 1990 году на 4-х тонных катамаранах группа Сергея Логоды осуществила невероятную экспедицию. Их маршрут: Ак-Алаха, Аргут, Чуя (с Мажойским каскадом) и Башкаус. О прохождении Водопада Сапожникова уже вопросов не возникает, но, тем не менее, оно оказывается не совсем удачным - переворот катамарана.

Самое же интересное в их маршруте, что они решили, что Карагемский Прорыв должен быть пройден. Правда, просмотрев основную часть Прорыва, "врач группы сказал, что в случае аварии на верхнем участке все, что выступает за туловище, будет оторвано, а его квалификации хирурга явно недостаточно для быстрого пришивания такого количества конечностей".

Если делить порожистую часть Прорыва (первые 3 километра - это гладкая вода, просто здесь уже невозможно выбраться на дорогу) на три ступени в 1,5 км, 500 м и 2 км., то первые две Лагода посчитал непроходимыми, а третью все же попытался идти. Спустить суда в начале этого участка не представляется возможным. В результате шлись последние 1,5 км. Прорыва. Это, конечно, было великое событие!

В 1995 году, окрыленная результатами похода 1994 года (сквозное прохождение Чулышмана), группа Дмитрия Марчука и Андрея Волкова решила, что им "по зубам" Карагемский прорыв. Настроены были пройти больше Лагоды. Очень хотелось пройти весь Прорыв. В группе были два 4,5 тонных катамарана, 6-тонный плот с пониженной палубой и катамаран-двойка. Достаточно легко прошлась Ак-Алаха. Настрой боевой. Но, спускаясь и спускаясь вниз к очередной точке Прорыва (все время приходилось подниматься из-за скальных бомов), даже готовый, казалось бы, идти всюду, Андрей Волков все мрачнел и мрачнел, понимая, что прохождение это нереально. Каждый 50-100 метровый кусок представлял из себя препятствие высшей категории. Шли же они непрерывной чередой 4 километра. Случись что в одном - и человека не спасти.

Прорыв поражал своей грациозностью и неприступностью. Отвесные скалы. Бесконечное количество огромных камней в русле, между ними сливы от 2-х до 5-и метров. И вода… Бушующая вода…

Почти все в группе ходили к этому времени по сложным рекам по 10-20 лет, но такого никто не видел! Мощь и красота! Красота и мощь! Пенные котлы, уходящие неизвестно на сколько метров вглубь, столбы брызг на ними, и в них радуги!

Увы! Весь Прорыв не пройти ни нам, ни кому-либо еще долгое-долгое время!

Решились идти лишь нижнюю часть, видимо, почти в точности ту, что шел Сергей Лагода. К этому участку практически нельзя спуститься, и смотрели сверху. Это было бесспорной ошибкой - хотя он и очевидно проще всего остального, он также изобиловал 3-х и 4-х метровыми сливами. Плот и один катамаран спускали к реке на веревках целый день.

Прохождение этого участка закончилось трагически - погиб Андрей Волков.

В 1998 году среди одного из своих удивительных походов-экспедиций (Чулышман, Башкаус, Ак-Алаха, Аргут,Чуя) группа Сергея Черника прошла нижний кусок Прорыва - Водопад Штопор, как это место назвал Лагода.

И все же первыми на "своих" реках стремятся быть сибиряки. Как начинался Аргут с В. Неустроева, так желание пройти Прорыв, видимо, не дает покоя Александру Проваторову.

Он совершил три попытки.

На "бублике" в середине 90-х в условиях очень высокой воды. Судя по всему, они или намеревались пройти только заходной участок или, по крайней мере, чалиться после него. Их затянуло в основную часть и чудом им удалось выбраться.

1999 год. Опять на "бубликах". Начать прохождение по Карагемскому Прорыву удалось лишь одному из них, потому что прохождение первого кончилось трагически - погиб водник из Петербурга Слава Воронко. Его напарника - Сашу Галяпина удалось откачать - он тоже побывал в автономном плавании.

И снова попытка! Не хватит ли? Разве стоит все это человеческих жизней?

В 2002 году, испытывая 17-и тонный плот, экипаж в 8 человек (группа Сергея Лагоды и Александра Проваторова) зашел в основную часть Карагемского Прорыва. Просидев в одном из основных сливов несколько часов, им чудом удалось из него выбраться и попасть на берег.

И вот, в 2003 году Карагемский прорыв пройден… Да, бублике… Но цена этого прохождения тоже была велика. Людей откачали с трудом. Можно ли это считать прохождением?

Пойдут ли люди еще в Карагемский прорыв? Трудно сказать… Я бы не советовала.

Сейчас стали ходить Аргут на катамаранах-двойках. Конечно же, проходя не все пороги. Но и того, что они проходят им достаточно и это требует большого мастерства.

Невероятно насыщенный поход был пройден группой Сергея Черника в 2002 году. Они прошли несколько сложнейших рек Алтая и взошли на несколько серьезнейших пиков. Это: восхождение на пик Найрандал, прохождение рек Ак-Алаха и Кара-Алаха; восхождение на пик Ик-ту Южно-Чуйских белков и пики Карагем-баши и Маашей-баши Северо-Чуйских белков; прохождение реки Карагем и Аргута до Водопада Сапожникова; оттуда - радиальный выход с восхождением на Белуху; и далее Аргут до конца.

Сейчас в Бийске появилось очень много туристических фирм, организовывающих туры по рекам Алтая. Аргут тоже входит в этот список. Но мне очень трудно представить, как даже очень опытный руководитель мог бы провести неопытную, несплоченную группу по Аргуту. Аргут - река для опытных отважных людей, "горящих" настоящими трудными походами.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Смирнов, 19.03.2012
Вы знаете, ещё в 93 году проходил водопад Сапожникова, если кому интересно могу послать видео в личку. В инет не могу,
нет прав. Группа из Твери. Кстати- впервые сел тогда на катамаран. Как раз тогда погибла часть группы Проваторова на Карагемском прорыве, брат тоже.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100