Агидель (Белая) - август 2000 года

Автор - Сергей Шендеровский (Ярославль)
Фото Светы Шендеровской

Собираясь на Агидель, захватите побольше фонариков!

Словами красоты этой речки (как, впрочем, и других) все равно не опишешь, надо смотреть своими глазами. Этим текстом я не буду пытаться объять необъятное, а просто присоединюсь к призыву Ирины Латенко обязательно побывать на Агидели, а заодно попытаюсь обратить более пристальное внимание на одну из особенностей этого маршрута, о которой обычно упоминают вскользь.

К сожалению, самый живописный участок - последние километры перед выходом из гор - уже к 2000 году был сильно испорчен вырубкой леса по берегу. Но посмотреть все равно есть на что. Причем смотреть надо не только по сторонам и снизу вверх, но и сверху вниз и вдаль. Лазайте где только можно на соседние горушки и скалы. Во многих местах для этого никакой альпинистской подготовки не требуется. Еще совет - отнеситесь скептически к мнению, что до Старо-Субхангулова (Бурзяна) ничего интересного нет. Мы шли от Каги (турбаза "Агидель"), а супружеская пара Женя и Зоя из Москвы на Щуке (у них я впервые увидел эту лодку и тогда же решил приобрести себе) от Ломовки (это чуть ниже Белорецка) и не жалели. На этом участке, конечно, побольше населенки. Например, на участке от Мурадымова до ручья Майдашлы стоянок практически нет, села плавно переходят друг в друга. Но тут есть свой колорит: спортивные коровы, сигающие с разбега в реку, огромные флотилии домашних гусей, знаменитое приветствие местных детишек "туристывыоткуда". С местным населением на протяжении всего маршрута у нас никаких проблем не было. Надо только помнить, что вокруг у них луга и покосы и вообще это их дом. Любители сладкого могут запастись знаменитым башкирским медом. Чуть в стороне от реки расположена деревня Иргизлы. Там рядом со школой живет большая дружная семья Самохиных. Хозяйка Фарида Абдуловна устроила нам настоящую, как сейчас модно выражаться, презентацию с чаепитием, дегустацией (если так можно назвать поедание эдак полкило продукта) различных сортов меда - цветочного, липового и кленового (по ее словам, особо целебного, который в основном оставляют пчелам), сметаны, гораздо больше напоминающей масло и домашнего хлеба. К сожалению, пчеловодство на Агидели тоже может пострадать от строительства плотины - из-за усиления туманов.

Заядлые рыболовы скучать не будут. Рыба в реке есть. Мы регулярно ловили на спиннинг окуней и щук, а во время лета поденки 300-500 граммовые язи, голавли и подлещики бросались на наживку, как верхоплавки. Что касается тайменей, то, похоже, теперь их на Белой нет или очень мало. Мы не видели. А вот сомы точно есть.

Но самое необычное впечатление похода - это пещеры. Оговорюсь сразу, я не спелеолог, и даже не дилетант, более того, в настоящих пещерах оказался впервые в жизни на Агидели. Так что за точность описания и тем более правильность советов не ручаюсь. (Уважаемые спелеологи - авторы и посетители этого сайта! Пользуясь случаем, прошу: поделитесь с чайниками простейшими краткими и доступными советами, как готовиться и вести себя в пещерах. Как определить, куда можно соваться, а куда нельзя и т.д.). Несколько общих рекомендаций - фонарики у каждого, желательно еще и запасной иметь. Одежку, которую не очень жалко и легко стирать - перевазюкаетесь, если конечно в стОящие места поползете. Следующий совет истинный спелеолог, возможно, раскритикует, но новичку для уверенности в обратном пути лучше оставлять за собой какую-нибудь "нить Ариадны". (Мы использовали, пардон, обрывки туалетной бумаги, а кто-то фантики от конфет.) Только собирайте все тщательно и ТОЛЬКО СВОЕ на обратном пути. Обязательно берите фотоаппарат. Несмотря на кромешную темноту, в пещерах получаются удивительно эффектные фотографии. Более того, в неверном свете слабых фонариков вы всю красоту и все краски вряд ли увидите. Они "проявятся" потом на фото. Конечно, для этого нужна хорошая вспышка. Хорошо бы, конечно, иметь с собой схемы пещер. Некоторые есть в книжке "Пещеры Урала", ФиС, М1971, составитель Ю.Е.Лобанов.

Про Капову пещеру (Шульган-Таш) сказано и написано много, добавлять ничего не буду.
Гораздо большее впечатление на нас произвела Сказка (она чуть выше по реке). Многие читатели старшего пионерского возраста (вроде меня) наверняка смотрели советский революционно-тропический боевик "Сокровища пылающих скал". Там заглавный герой полз в расположенную внутри скалы сокровищницу по узкому, с полметра в диаметре, лазу, считая повороты, ручьи и прочие приметы. Вот примерно так (в чуть смягченном варианте) и в Сказке. Вход в нее расположен на высоком пологом склоне примерно в пятистах метрах от берега. Это небольшая дырка в земле, точнее в известняковом обнажении, не то что огромная арка Каповой или массивные ворота Театральной. От входа короткий пологий спуск с изгибом влево ведет в грот Гостиный. Там еще виден дневной свет. Из Гостиного ведет довольно просторная поначалу галерея, которая после поворота направо превращается в узкий лаз. Проползти по нему можно на левом боку (это важно!, лаз изгибается вправо и по-другому не получится, если только вы не человек-змея или форточник). Есть там и ручеек или, по крайней мере, лужица. Через несколько метров вы упираетесь головой в стенку и кажется все - приплыли, тупик. Ан нет. Лаз поворачивает круто вверх, и чтобы выбраться, от вас потребуется известная ловкость или помощь товарищей. Но усилия стоят того - вы в Столовом гроте. Это зал метров двадцать в поперечнике с высокими сводами и балкончиками. На полу - здоровенные бульники (из-за них, кажется, и произошло название грота). Очень красивы узорчатые наплывы на стенах (как сказано в книжке - живописные драпировки и каскады). Дальше Столового мы никуда не лазили (а энтузиасты в Сказке по несколько часов проводят, говорят, что Капельный грот еще красивее) так что ничего больше и не скажу. Вообще пещера большая, в других гротах есть озера, но, повторяю, мы там не были. Для новичков впечатлений и так хватит.
Очень интересно полазать и по другим относительно небольшим пещеркам (входы во многие из них, в отличие от Сказки, хорошо видны с воды - мимо не проплывете. Из крупных - вполне доступна Театральная. В Акбутинскую мы не попали - там работали археологи.

На Белой есть и пещеры с входом в виде огромных вертикальных колодцев - провалов - это одна из крупнейших пещер Урала Сумган-Кутук и несколько расположенных неподалеку от нее пещер поменьше. Находятся они в районе заброшенного хутора Сакасска, здесь же вы сходите и на знаменитое Голубое озеро и в Драконово ущелье. От стоянки на берегу сначала идет одна тропа. Потом в районе ручейка (сейчас точно не помню до или после - на месте не промахнетесь) она разделяется (от развилки основная (правая) тропа - на Голубое озеро (около километра), за ним тропа по крупным осыпям в Драконово ущелье (там тоже есть пещерки) и на скалу над озером. А отворот налево - к провалам).
Тропа к провалам после развилки у ручейка идет по лесам, холмистым лугам, зарослям высокой травы и перелескам. Сначала в лесу вы встретите первый маленький провальчик - на березе висит табличка "Южный" или "Южная" (в книжке она называется Шахта-40, глубина у нее 40 м, а вход в 50 м справа от тропы очень узкий), а еще через 2 км, примерно в 4-5 км от реки - и сам Сумган-Кутук. (В некоторых лоциях говорится - 7 км до ближнего и 14 до дальнего провалов - так вот, это явный загиб, мы шли не более часа, хотя что там называется ближним и дальним провалами - не ясно).
Вход в Сумган представляет из себя огромный 20х10 м колодец, общей глубиной более 100м. Будьте осторожны! Без специальной подготовки и снаряжения лезть туда нельзя. (Это я на всякий случай - любому вменяемому человеку эта мысль придет в голову самостоятельно и немедленно). Рядом на скале висят мемориальные таблички - несколько, как минимум трое, спелеологов погибли в этой пещере. Внизу течет подземная река с сифонами, и изображение на одной из табличек человека в акваланге наводит на мысли, от которых у меня мороз по коже. Окрестности провала очень живописны - холмы, карстовые лога (что-то вроде оврагов), невдалеке есть провал в виде огромного карьера с перемычкой и беседкой наверху. Оттуда уже, если правильно помню, виден заброшенный хутор. Невдалеке бежит ручей. Растительность очень приятная - цветущие луга с редкими соснами, березами, липами, кленами и дубами.

Примерно в километре к северу от Сумгана в лесу находится Четвертая Кутукская пещера - самая глубокая на Урале. Мы набрели на нее вдвоем с другом довольно случайно, во время второго моего посещения провалов. Вход в Четвертую гораздо доступнее, чем в Сумган. Это колодец примерно15 м в поперечнике и глубиной около 10. Тогда вниз вела матерая березовая лестница. Сохранилась ли она - не знаю, но в любом случае 10 м - не 100, да и вокруг лес - за дерево можно в крайнем случае веревку привязать. Для меня посещение Четвертой - пожалуй второе по силе (после Сказки) впечатление. На дне колодца небольшой ледник. В стене дыра - начало галереи, которая извиваясь ведет наклонно, кажется, прямо в центр земли. Галерея просторная, пол завален валунами, встречаются обрывы. В книжке говорится, там есть подвешенное озеро (не знаю, что это такое). Потом еще несколько галерей и всяких чудес. К сожалению, нас было только двое, один фонарик на двоих, и оставшиеся в лагере на берегу не знали точно, где мы. Так что с точки зрения безопасности лезть туда было бы авантюрой. Поэтому прошли мы несколько десятков метров до первого вертикального обрыва в пару метров глубиной и вернулись. Назад без света (если бы фонарик сдох) вылезть было бы трудно. Кстати, у края колодца в лесу валялись чьи-то вещи. Энтузиасты были где-то глубоко внутри, и мы их не слышали.
После Агидели я начал понимать этих ребят.

Сергей Шендеровский

Антониева скала

Вид с Антониевой скалы вниз по течению

В небольшой пещере перед скалой Стог

В одной из пещер Антониевой скалы

Ниже Сакасски

План пещеры Сказка (из книжки Ю.Е.Лобанова)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме

Юра (спелеолог), 20.01.2005
Отвечаю на просьбу поделиться азами спелеологии.
В двух словах всего не расскажешь, учиться всерьез - лучше в каком-либо из спелеоклубов.

Постарайтесь иметь по 2 фонаря на человека. Один лучше налобный. Общее число фонарей в группе настоятельно рекомендуется не меньше 3.

Желательно ходить в комбинезонах. Не следует лезть в очень узкие места в куртках - куртка может застрять на обратном движении, если придется вылезать ногами вперед.

Если собираетесь провести в пещере больше получаса, наденьте теплые вещи (шерсть или полар), а уже на них - то, что не жалко извозить в глине.

Если Вы не спелеолог, не надо в пещере пытаться преодолеть свой естественный страх. Где страшно - туда лучше не ходите.

Не опирайтесь на камни, не проверив их устойчивость.

Спускаясь даже с маленького и легкого уступа, осмотрите сначала его дно. Убедитесь, что не улетите ниже, чем собираетесь.

Если пещера имеет не очень простое строение, помните об ориентировании. Учтите, что при плохом освещении (когда садятся фонари) ориентироваться трудно, это занимает время, за которое ваши фонари не должны сесть окончательно.

Не бросайте в пещере мусор, не коптите ее факелами и прочими первобытными средствами освещения.

Конечно, не пытайтесь отломить сталактит на память. Он у вас все равно высохнет, поцарапается, станет некрасивым, и вы его выбросите. А пещере будет нанесен невосполнимый ущерб. Сталактит - не дерево, новый за десять лет не вырастет. Они растут сотни и тысячи лет.

Удачи!
 лиза, 21.07.2006
мы наверное тоже поедем туда в этом году. спасибо за фотографии
 Оксана, 16.06.2009
О.да! Сказка действительно Сказка...после ее посещения до сих пор живы воспоминания и дух захватывает)))