Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Дневник похода по Умбе, 2004

Автор - Александр Нестеров (Рига)

Дневник составлен Василичем на основе летописи, написанной Мариной Соболевой и по личным наблюдениям Василича.
Фотографии сделаны участниками похода. При необходимости в картах-двухкилометровках пишите nestav@yandex.ru или Kojin2000@mail.ru.


Летом 2004 года с 1.08 по 21.08 состоялся водный поход по реке Умбе и Белому морю команды из московских турклубов "Родина", "Дети капитана Гранта" и клуба "Стрим" подмосковного города Лыткарино. В походе приняло участие 16 человек. Умба - река 2-3 категории трудности для катамаранов и 4 категории трудности для байдарок. Как и все реки на Кольском полуострове Умба состоит из череды порогов, шивер и плесов. Некоторые пороги - это слив с крутым падением воды со ступенек, с пенными бочками и валами. Падун - так называют такой порог на Севере. Иные пороги состоят из нескольких ступеней. Часто на Умбе встречаются шиверы. Местами Умба образует плесы, подчас широкие как озера. Некоторое представление о районе похода можно получить из обзорной карты. В это время обстановка на Умбе напоминала обстановку на какой-либо пригородной реке. На глазах участников этого похода через порог Падун прошло 30 экипажей катамаранов, рафтов и байдарок.

Участники похода (фото):
Козырев Игорь Александрович, (Саныч), учитель, руководитель похода.
Казанова Анастасия Игоревна, менеджер, заместитель руководителя.
Кожин Валерий Аркадьевич, учитель, инструктор по туризму, заместитель руководителя.
Захарова Оля, студентка, завхоз.
Гончаров Андрей, студент, ответственный за медицину.
Соболева Марина, студентка, летописец.
Бегунова Ольга, студентка.
Кирюхин Николай, студент.
Рылина Виктория, студентка.
Дьячков Денис, инженер.
Кривенцова Наталья, студентка.
Порубель Екатерина, актриса.
Грачев Андрей, школьник.
Козлов Андрей, студент.
Плюхин Николай, инженер.
Нестеров Александр (Василич), учитель.

Снаряжение
Группа сплавлялась на разных туристских судах, некоторым были присвоены имена.
Катамаран "Россия", катамаран "Татарстан", катамаран "Корова".
Рафт "Скаут", байдарка "Таймень".

31.07 - 1.08. Выехали ночным поездом до Мурманска с Ленинградского вокзала. Билеты были взяты в плацкартный вагон. Загрузились, растолкали имущество и, наконец, уснули. Поднялись в одиннадцатом часу, позавтракали домашней снедью и продолжили подготовку к походу. Девочки шили, парни разрезали старые автомобильные шины на ленты для вязки каркасов катамаранов. Мурманские поезда можно называть туристскими. Они везут туристов и в Карелию, и на Кольский полуостров. В нашем вагоне также ехали туристы. Группы высаживаются на различных станциях, как правило, в суматохе, во время которой можно забыть свое или утащить чужое. Поэтому при высадках нужно внимательно приглядывать за своим имуществом.

1.08. В 9.43 прибыли на станцию Апатиты. К приходу московского поезда обычно на вокзал приезжают владельцы различных транспортных средств. Саныч договорился с владельцем автобуса, и через два часа оказались на берегу, недалеко от мостов через Умбу. Затратили полчаса, и нашли хорошую поляну в лесу, перенесли туда снаряжение, стали лагерем, дежурные начали готовить обед. Питание в походе было трехразовое горячее: суп или каша, хлеб или сухари, сладкий чай с сыром, печеньем или сухариками. Свободные от кухонных дел начали сборку сплавсредств. Катамаран "Корова", названный так из-за его габаритов, имел каркас из дюралевых труб, собираемый на кницах и болтах. Для продольной жесткости каркас усилили деревянной укосиной и подготовили место для крепления мачты. Для других катамаранов, изготовленных фирмой "Красное солнышко", связали каркас из деревянных жердей. Для вязки каркаса использовали резиновые ленты, которые нарезали еще в поезде. Вязка каркаса с помощью резиновых лент обеспечивает ему высокую прочность. Как ни говори, закрутки все-таки создают некоторые неудобства. Гребцы на катамаранах применяют коленную посадку с использованием упоров - набедренных петель. Опоры сзади на "Корове" образованы пирамидками из дюралевых труб. Ребро, на которое гребец опирается пятой точкой, обвязано пенкой. На катамаранах "Красное солнышко" также используются бедренные опоры-петли и надувные сиденья, к сожалению весьма неустойчиво закрепляемые на баллоне. Байдарка "Таймень" дополнительно оборудована четырьмя надувными баллонами, прикрепляемыми к каркасу вдоль стрингеров, а также фартуком. К рафту "Скаут" для придания ему продольной жесткости привязали по жерди на каждый борт.
Сборку катамаранов в течение первого дня до конца не удалось завершить. К вечеру отужинали и отбились.

2.08. Продолжили сборку катамаранов и к обеду ее закончили. При ревизии продуктов обнаружили, что при сборах в Москве забыли специи, без которых однообразная пища становится ну совсем пресной. Адмирал откомандировал завхоза в магазин, удаленный от мостов километра за три, сопровождать Олю попросили Дениса.
Адмирал распределил народ по экипажам:
Экипаж "Коровы": Катерина, Оля Захарова, Валерий Аркадьевич и Василич.
Экипаж "Татарстана": Марина, Андрей Козлов (Андрей большой), Оля Бегунова, Саныч.
Экипаж "России": Настя, Вика, Андрей Грачев (Малой), Андрей Гончаров.
Экипаж "Скаута": Наташа и Денис.
Экипаж байдарки - два Николая, Плюхин и Кирюхин.
Адмирал решил провести тренировку по спасательным работам (бросание морковки), а также отработать некоторые приемы сплава на катамаранах: траверсирование, причаливание, повороты и развороты. Тренировки прошли успешно, молодежь с удовольствием искупалась в реке, кое-кто сходил за грибами и ягодами, некоторые фотографировали.

3.08. Дежурные встали за час до общего подъема в 7.00 с тем, чтобы приготовить завтрак. К 8.00 завтрак был готов, о чем известил горн Андрея большого. На завтрак затратили около часа и начали сборы, которые подчас проходили очень долго. К полудню суда были спущены на воду, загружены. При загрузке выявилась необходимость сделать палубу на катамаране "Корова". Его использовали и как грузовик. На катамаране "Россия", где шла капитаном Настя, палуба была сделана из тонких жердей, покрытых матерчатым ковриком с завязками. На эту палубу можно было уложить и привязать рюкзаки и другое имущество, а сверху груз на палубе накрыть полиэтиленом для предохранения от промокания во время дождя и при прохождении порогов. Замеченный недостаток мы впоследствии устранили.
Начали переход к Падуну. Падун - это первый серьезный порог на Умбе. Причалили неподалеку от порога и пошли на разведку. На Падуне уже стояло несколько групп, а пока мы разведывали порог, пришло еще несколько групп. Умба в этом году превратилась в очень популярную реку. Во время разведки мы обратили внимание на памятник погибшему в пороге туристу. Адмирал провел инструктаж по мерам безопасности при прохождении порога, определил порядок прохождения, расставил сигнальщиков и фотографов, определил места для страховщиков. На Падуне - три ступени. Особенно выразительна первая ступень, разделенная скалой на два прохода: широкий и узкий.
Первым пошел катамаран "Россия". Экипаж первые две ступени прошел успешно, однако на третьей ступени под Настей сломался упор, и она выпала с катамарана, но все-таки успела ухватиться за него и выбраться без потерь. Теперь "Россия" встала на страховку. Настала очередь "Татарстана". Молодой экипаж видимо и не представлял, как могут вальсировать на воде катамараны. Ребятам сразу же не удалось выйти правильно на течение, на первой же ступени они задели камень, покружились немного у берега. В итоге первую и вторую ступни прошли кормой вперед, и зачалились для страховки "Скаута". Через несколько минут обнаружилось, что спасать нужно "Татарстан", так как на том самом камне был подран баллон, и адмирал находился практически полностью в воде. Решили подождать "Скаут" еще минут 5-10, но, не дождавшись, пошли покорять третью ступень. То ли сдутый баллон свое дело сделал, то ли неопытность экипажа сыграла свое дело, но и эту ступень прошли лагом. "Скаута" не дождались совсем немного. Его экипаж успешно справился с валами и бочками. Через несколько минут показалась и байдарка - два Николая прошли свой маршрут на ура, да еще и первую ступень по левой стороне!
Последней через порог прошла "Корова". Она действительно не идет, а плывет, складывается впечатление, что она своим мощным телом даже скалы снесет. Из-за необходимости ремонта поврежденного катамарана решили встать лагерем. Начали ремонт: заклейка баллонов, зашивка оболочек. К вечеру ремонтные работы были завершены.

4.08. После завтрака адмирал решил еще раз потренировать экипаж. Катамаран перенесли к началу порога. Начали сплав. Первую ступень удалось пройти нормально, но вторую и третью вновь прошли кормой вперед. Прошли благополучно, но лучше проходить носом вперед. Настя также потренировала свой экипаж на третьей ступени порога. Продолжили сплав. Предстояло пройти три Капустных озера: Верхнее, Среднее и Нижнее. Переход по верхнему Капустному озеру использовали для отработки слаженной гребли. Катамаран, как ни странно, постоянно уваливается то влево, то вправо. Это объясняется различной гидродинамикой баллонов, течением, ветрами. Однако иногда среди экипажа находится кто-нибудь считающий, что рыскливость катамарана связана с неправильной манерой гребли одного или нескольких гребцов, начинаются ненужные и обидные уроки гребли с упреками и обидами. Надо просто понять, что рыскливость, уваливание - это свойство катамарана. Просто капитану нужно постоянно подправлять курс, а гребцам - соразмерять силу и направление гребка с ситуацией.
Верхнее Капустное озеро соединяется со средним Капустным двумя порожистыми протоками. Мы перешли в среднее Капустное озеро протокой, которую выбрал Николай, капитан байдарки. Байдарка и "Скаут" естественно более быстроходны, поэтому они уходили вперед для просмотра препятствий. Выбранную протоку мы прошли сходу, пригодился опыт, приобретенный при прохождении Падуна. Нижнее Капустное озеро встретило нас островами, большими заливами. Течение было слабым, пришлось поработать веслами. Направление течения в озерах во многих случаях можно было определять по положению водной растительности, которая наклонена вдоль течения. На одном из островов остановились для обеда. Было решено продолжать сплав до порога Разбойник, попутно высматривая стоянку. Многие места, удобные для стоянок, были уже заняты. Встали лагерем неподалеку от порога. После ужина устроили посиделки с песнями под гитару.

05.08. Подошли к порогу. Лето выдалось многоводным, многие препятствия можно было проходить сходу. Расставили фотографов и операторов. Экипажи один за другим прошли порог. После Разбойника Умба местами довольно широко разливается, а в узостях через нее перекинуты мосты. На карте-двухкилометровке, что была в нашем распоряжении показан только один мост. Мосты, скорее всего лесовозные, выглядят довольно прочными, но, к сожалению, мостовые пролеты расположены на малом расстоянии от воды. Плавсредства пришлось буквально проталкивать под мостами. Далее нас ожидал Семиверстный порог. Название порога настораживало, однако в действительности порог представлял собой очень протяженную шиверу с разбросанными по ней валами и бочками. Следует отметить, что организовать страховку на таких шиверах довольно сложно. Река широкая, течение быстрое с валами и бочками, много надводных и подводных камней. Все экипажи прошли порог успешно. Мы вышли на Жемчужный плес. На карте нет такого обозначения, но все туристы называют плес таким именем. Полагаю, что имя плесу дали ракушки перловицы, в которых иногда образовывался русский жемчуг. Жемчуг-то и привел к массовому истреблению перловиц. Кстати, теперь добыча перловиц запрещена. Эти моллюски, как и другие прекрасно очищают воду от органического загрязнения. Плес действительно красивый с высокими обрывистыми берегами, однако обилие туристов и здесь дает о себе знать. Многие места уже заняты. Ну и мы нашли место для стоянки. По берегам сосновый бор, есть грибы и ягоды. Есть сухостой на дрова, есть ровные площадки для установки палаток, нашлось даже место для игры в волейбол. По всем показателям - это замечательная стоянка. Огорчала только мысль о том, что ночью может нанести визит ворюга по кличке Двухметровый. Это то ли бомж, то ли бродяга, который, видимо, живет в этих местах. Кто бы он ни был, в прошлом походе он увел рюкзак с продуктами. В этот раз все обошлось. Адмирал решить устроить дневку с баней, блинами с ягодами и сгущенкой, с волейболом. Это решение всем понравилось.

6.08. После завтрака адмирал определил задачи. Девушки отправились на другой берег за вениками и ягодами, парни и кто постарше стали готовить баню: ставить каркас из жердей, собирать камни для каменки, пилить и колоть дрова. К установленному времени обед был приготовлен. После обеда подготовка к бане была продолжена. В порядке эксперимента адмирал отступил от традиционного проекта бани. Обычно из камней складывают каменку с очагом, в который закладывают дрова и постоянно их подкладывают по мере сгорания для того, чтобы разогреть камни. Камни нагревают часа три-четыре. Каменка устраивается ближе к стенке каркаса в виде чума или прямоугольной формы. Когда камни достаточно нагреются, каркас обтягивают полиэтиленом или чем иным, чтобы создать замкнутое пространство. Во внутрь заносят веники и воду, чтобы брызгать на камни для получения пара. А дальше как обычно. Парятся до изнеможения, затем окунаются в воду реки или озера, и так несколько раз баня-река. Адмирал решил сложить каменку вне каркаса, а горячие камни подавать в баню на веслах. Камни быстро остывали, пара получалось мало, парилки не получилось, однако прогреться и помыться удалось всем. Затем парни заново построили баню и вволю попарились, чем сильно обидели девчат. Ближе к ужину Катерина напекла блинов, и после стандартного ужина было угощение в виде блинов с ягодами, замешанными на сгущенке, с чаем. Получился замечательный праздник. Народ нашел время и для игры в волейбол. Дневка удалась.

07.08. Продолжили сплав. Увидели турбазу. Настя на турбазе подзарядила мобильник и попыталась дозвониться по своим делам, после чего пошли дальше. Приобретенный опыт позволил проходить встреченные пороги и порожки без приключений. Прошли порог Карежка. Перед Карельским порогом остановились для просмотра. Первым проходил порог экипаж адмирала на катамаране "Татарстан", после последней ступени порога ребята зачалились для организации страховки и для съемки прохождения порога. Следом идет "Россия", затем "Скаут", следом - байдарка, и замыкающей проходит "Корова". Все экипажи успешно прошли порог.
Начался дождь, и ничего не оставалось делать, кроме как грести и петь.
На последнем пороге перед Канозером (Канозерский порог) только примостились для съемок, как Денис с Наташей кильнулись. Наташка довольная, а Денис немного расстроен - спиннинг утопил. "Корова" села на мель, "Татарстан" посидел на камушке, но баллон, к счастью, не подрали. По правой протоке вышли в Канозеро. Адмирал показывает куда-то в бесконечность, где вода сливается с горизонтом - это наш курс. Чалимся - настало время обеда. Небо серое, с трудом можно представить, что утром стояла жара. Поставили ранее подготовленные паруса. Пятка мачты крепилась на первой поперечине каркаса, для чего на пятке были вырублены выемки с двух сторон. Пятка этими выемками закреплялась между поперечиной и вспомогательной поперечиной. Обе поперечины стягивались резиновой лентой. На парусе были пришиты петельки, с помощью которых парус прикрепили к мачте. В вертикальном положении мачту укрепили вантами и штагами. Паруса были пошиты из капрона. На "Татарстане" форма паруса напоминала парус "Стриж", На "Корове" и "России" были бермудские паруса. К сожалению, в конструкции катамаранов мы не предусмотрели шверцев, что потом сказалось на их мореходных качествах. Поверхность баллонов "Коровы", выступающая над водой, была соизмерима с поверхностью паруса, что значительно ограничивало возможности выдерживать необходимый курс. Баллоны "России" и "Татарстана" при полной загрузке почти наполовину диаметра погружались в воду, то есть баллон некоторым образом выполнял роль шверца, поэтому эти катамараны имели лучшие мореходные качества нежели "Корова". Экипажи не имели опыта хождения под парусом. Через некоторое время приловчились и стали двигаться в нужном направлении. Однако "Корова" стала игрушкой ветра. Катамараны разбросало, "Корову" встречным ветром с дождем стало относить в озеро.
"Россия" и "Татарстан" пристали к малому островку на Канозере. На островке на скалах есть петроглифы. К ним приставлен общественный хранитель Верещагин, он изготовил и поставил знак, что петроглифы охраняются законом. Ветер на озере изменил направление на северное, "Корову" понесло в нужном направлении, экипаж "Коровы" просил у адмирала разрешения самостоятельно двигаться всю ночь с благоприятным ветром, но адмирал решил, что следует всем собраться вместе. Так и поступили. Сфотографировались на память, осмотрели петроглифы и решили заночевать на следующем острове. И вновь "Корова" безнадежно отстала, но все-таки соединилась со всеми. Поставили палатки, поужинали и уснули.

8.08. Завтрак готовили Саныч и Настя. Подъем произвели в 10.00. Первый парусно-гребной переход утомил молодежь. После долгих сборов загрузились и вышли. Ветер попутный, но Канозеро велико, и конца ему не видно. Сильный и холодный ветер, замерзли. Наконец достигли желанного берега, развели костер, приготовили обед. Место для дневки неподходящее. Адмирал выбрал хорошее место на другом берегу Родвинги, куда переместились после обеда. Лес ослабляет ветер, поэтому холод не так сильно ощутим. Расставили палатки, заготовили дрова, собрали ягоды, почистили рыбу. Окуней поймали Николай и Денис. Денис ловил на спиннинг, который нашел на острове, а Николай - на палку с леской и блесной. Из окуней получилась отличная уха.

9.08. Дежурные приготовили завтрак к 9.45 и объявили подъем. Обсудили план на дневку. Из Канозера Умба вытекает двумя рукавами, восточный рукав имеет собственное имя Кица, правый называется Родвинга. От Родвинги отделяется рукав по имени Низьма. Родвинга и Кица впадают в Пончозеро, вытекающая из него река называется Умбой. Низьма обходит Пончозеро и вливается в Умбу ниже Пончозера. Адмирал предложил использовать дневку для просмотра Кицы, для чего предложил организовать радиальный выход. Молодежь с удовольствием решила сходить в радиалку. Выбрали "Татарстан" и отправились. Денису и Николаю понравилось ловить окуней на дорожку, и они отправились на рыбалку. Остальные кто собирал ягоды, кто фотографировал, кто писал дневник - все были при деле. Зима, да и вообще погода на Севере бывает суровой. Поэтому муравьи свои муравейники строят большими. Холодные ветры деформируют кроны деревьев.
К обеду вернулся "Татарстан". Как выяснилось, воды в Кице было мало, продолжать сплав решили по Родвинге.
Вечером Катюша испекла блины, девчата набрали черники, и всех угостили блинами с черникой на сгущенном молоке.
Нашлось время и место для волейбола. В средине дня на берег высадились коммерческие туристы из Питера. Оказывается, что в этом месте они всегда устраивают дневку. Места хватило всем. После обустройства бивака они захотели сыграть с нашими ребятами в волейбол. Наши волейболисты сыграли с ними на шоколадку и выиграли.

10.08. В 10.30 продолжили сплав по Родвинге. Начал накрапывать дождь, который затем усилился. Подошло время обеда. Встали на берегу, приготовили обед, погрелись у костра. Продолжили сплав. Подошли к Падуну-на-Низьме (Низьменская ступенька). Адмирал определил порядок прохождения, страховки. Первым прошел катамаран Саныча, затем прошла "Россия". "Скаут" и байдарка успешно прошли порог, завершила прохождение порога "Корова". Метровый слив, мощные валы, протяженность до километра - все это произвело на нас впечатление. Молодежь ощущала восторг при прохождении порога. Встретившиеся далее порожки проходили сходу, уже присматривая место для стоянки. Встали неподалеку от поселка Погост. Поселок обозначен как нежилой, а в нем построены очень хорошие новые домики. Видимо, поселок обживают как дачный новые русские. Погода не располагала к посиделкам, поужинали и разошлись по палаткам.

11.08. Позавтракали и стали собираться, казалось что споро, а вышли не раньше 11 часов. Адмирал поставил задачу дойти до моря и там устроить дневку. От Погоста до автомобильного моста Умба разлилась широким плесом со спокойным течением. Мы довольно быстро прошли этот плес и встали на обед недалеко от моста. Место удобное, но изрядно замусоренное. Адмирал, как и прежде на других стоянках, организовал уборку территории. На берегу стояла группа туристов из Минска. Они уже завершили свой поход по Умбе. Среди них был бард Пономарев Сергей. Он сочинил прекрасную песню про Умбу и исполнил ее для нас, а потом еще спел и другие песни, ему подпевали его спутники и наши певуньи. Дежурные в это время готовили обед. Сергей подарил нам диск со своими песнями на память об этой встрече.
Пошли к морю. Осталось пройти три так называемых морских порога: первый, второй и третий. Особенно впечатляет первый морской порог. Умба разделяется островом на две протоки. В правой протоке высота слива до метра. Под сливом - мощная бочка и далее валы. После соединения проток валы становятся еще более мощными. Длина первого порога до полукилометра. Через сотню метров начинается второй морской порог. Центральная струя образует мощные валы с бочками, протяженность второго порога до полукилометра. Третий морской порог - это достаточно протяженная шивера с высокими валами. Для прохождения морских порогов адмирал организовал страховку, определил порядок прохождения судов, расставил операторов для съемки видеофильма. Первые две ступени экипажи благополучно прошли. Катамаран Саныча после прохождения каждой ступени вставал на страховку. Завершал прохождение порога экипаж "Коровы". Для байдарки морские пороги стали серьезным испытанием. Оболочка байдарки на первых двух ступенях была повреждена ударами о камни, поэтому Николай предусмотрительно обнес третью ступень. Наконец, достигли моря. Вода на вкус соленая, видны медузы и морские звезды. Причалили после того, как обогнули мыс на левой стороне. Вдалеке горят огоньки Умбы и маяк. Стоянка очень уютная: и кострище, и соль с маслом приготовлены - видно, рыбаки часто ночуют. Поужинали, приготовились к ночлегу. Анастасия Игоревна с Денисом высушили свои вещи, Денис собрал "Скаут" - они нас завтра покидают, уезжают домой, а жаль. Девчата и Андрей большой попили чай и решили пойти погулять по морскому берегу, при этом забыли сказать адмиралу о намерениях. В нашем лагере все еще горел костер. Доносились звуки гитары - Валерий Аркадьевич играл, народ захотел попеть и послушать песни. А наши самовольщики снова встретили группу из Казани, и пошли к ним на чай.

12.08. Адмирал и Валерий Аркадьевич засекли поздно вечером самовольщиков. По утру самовольщики получили по наряду вне очереди - отчистить каны от сажи. Девчата и Андрей мужественно выполнили свой урок. Море с приливами и отливами, каменный морской берег со скалами, сосны со следами борьбы с погодными невзгодами произвели большое впечатление. В этот день у нашего лекаря и вообще хорошего человека Андрея Гончарова был день рождения. Дениса и Анастасию Игоревну на катамаране доставили в поселок Умба. Вечером был праздничный ужин в честь дня рождения Андрея. Адмирал произвел перестановку в экипажах. Олю Захарову с "Коровы" перевел на "Россию", туда же определил Наташу, Николая Николаевича пересадил из байдарки на "Корову", Ольгу Бегунову определил на байдарку. Экипажи еще раз проверили подготовку катамаранов к парусному походу.

13.08. Начали морской переход. Погода солнечная, ветер попутный. Паруса взяли ветер, и катамараны хорошо пошли в сторону Кандалакши. Причалили к коренному берегу для обеда. Пресную воду нашли в углублениях в скалах. Несомненно, это дождевая вода. Дров достаточно. По берегу много плавника. Отобедали и пошли дальше. Подошло время вставать на ночлег. То берег неподходящий, то занят кем-либо. Нашли подходящее место, довольно обширное, а на нем стоят три рыболова. Попытались встать рядом с ними, а они предложили пройти дальше, ссылаясь, что там есть хорошее место для стоянки. Проверили их слова. Мест, удобных для стоянки, впереди не оказалось. Решили вернуться обратно к рыболовам и встать неподалеку от них. Разместили палатки, нашли место для очага. Часть палаток ребята поставили на скале. В углублениях скал нашли пресную воду. Плавника на берегу было предостаточно. Выбор места для стоянок ограничивался также тем, что переход проходил по территории Кандалакшского заповедника, где нельзя ставить палатки и разводить костры. Развели костер, приготовили ужин. У Наташи проявился интерес к морской капусте. Николай помог найти капусту, рассказал Наташе как ее приготовить. Капуста получилась вполне съедобная, по словам тех, кто ее попробовал.

14.08. Предстоял переход по территории заповедника. Сильный ветер от берега плаванию не способствовал. "Россия" и "Татарстан", обладающие лучшими, по сравнению с "Коровой", мореходными качествами, резво пошли вперед. "Корова" отставала, ее понесло в открытое море. Экипаж "Коровы" решил причалить к ближайшему острову и ждать изменения погоды. Так и сделали. Нашли удобную бухточку, причалили. Обследовали остров, поднялись на вершину острова, где был установлен тригонометрический пункт. Увидели наших ребят, причаливших к соседнему острову с противоположного нам берега острова. Ребята тоже поднялись на вершину своего острова, побегали по ней, но нас не заметили, хотя мы подавали сигналы. Для обеспечения радиосвязи мы взяли в поход две рации. При переходе по Канозеру рации помогли нам в согласовании действий. Теперь, при морском переходе они бы нам очень пригодились бы, но, к несчастью, одну из них, что была у адмирала, утопили. Пытались использовать байдарку для связи, но высокой волне байдарку могло залить или перевернуть, так что возможности установления связи были очень малы. Оставалось надеяться только на зрение, оно подвело. Экипаж "Коровы" приготовил обед, укрылся в расщелине у костерка ждать у моря погоды. Периодически выставляли наблюдателя.
Адмирал решил, что "Корова" ушла вперед, и принял решение догнать ее. "Татарстан" и "Россия" пошли в Кандалакшу. Экипаж "Коровы" решил дождаться вечера, потому что к вечеру ветер стихает, дойти на веслах до коренного берега, а затем вернуться к месту последней стоянки и подождать основную группу, если она надумает вернуться. Так и сделали. К вечеру дошли до последней стоянки, поставили палатку, приготовили пищу и легли спать. У экипажа "Коровы" были две палатки и нужное число спальников. Хотя и произошла перестановка экипажей перед морским переходом, но "Корову" по-прежнему использовали как грузовик для перевозки продуктов и вещей, так что у экипажа "Коровы" было все необходимое для жизни.
Адмирал с основной группой в середине дня увидели впереди белый парус, решили, что это "Корова" и стали догонять. К тому же байдарка ушла вперед, возникла необходимость догнать ее. Байдарку догнали, дело к вечеру, пришлось встать лагерем. Установили ночное дежурство для поддержания костра с тем, чтобы экипаж "Коровы" мог заметить место стоянки. Однако к утру "Корова" не пришла. Адмирал решил возвращаться обратно в Умбу.

15.08. Экипаж "Коровы" позавтракал. После обсуждения ситуации решили подождать до обеда, а затем возвращаться в Умбу. Во второй половине дня на радость всем экипажи соединились. За эту радость экипажи "России" и "Татарстана" заплатили напряженным трудом, потому что выгребать пришлось против ветра. Решили, что при сложившейся обстановке нужно возвращаться в Умбу. Поужинали и устроились на ночь.

16.08. Адмирал решил переформировать экипажи. Николая и Василича посадил на байдарку. На "Корове" пошли Валерий Аркадьевич, Катерина, Николай Кирюхин и Оля Бегунова. На "Татарстане" пошли адмирал, Андрей большой и малый, Марина. На "России" пошли Оля Захарова, Андрей Гончаров, Вика и Наташа. Доплыли до острова, на котором обедали 13.08. Нужно было приготовить обед. Пообедали. Погода ухудшилась. Поднялся сильный ветер с дождем. Стало холодно. Развели большой костер для обогрева. Отогрелись. Надо двигаться дальше, а от берега не отойти, потому что катамараны прибоем выбрасывает на берег. Стали их проводить, затем удалось отплыть. Сильный встречный ветер. К вечеру ветер стихает. Байдарка и "Россия" первыми пришли на первую стоянку на море, несколько позже пришла "Россия". Развели костер, поставили маяк для "Коровы". Много позже, ночью на стоянку дошел экипаж "Коровы".

17.08. Дневка. Адмирал с Валерием и Василичем нашли тропу до поселка Умба, определились с местом загрузки автотранспорта при выезде. Девчата собрали ягод, напекли блинов и соорудили торт по случаю дня рождения Василича. Вечером его торжественно поздравили.

18.08. Валерий и Василич промаркировали тропу до поселка. Тропа хорошо набита. Планируется, что перед отъездом два катамарана будут разобраны и просушены, а на третьем катамаране наиболее тяжелые рюкзаки и укладки будут доставлены к месту загрузки, выбранному накануне. После обеда Василича с вещами погрузили на "Корову" и адмирал с командой доставили Василича в Умбу. Девчата снабдили продуктами на обратную дорогу. Билет на поезд у него на день раньше, чем у остальной группы. Адмирал договорился с водителями о выезде в Кандалакшу.

19.08. Свернули лагерь, собрали вещи, загрузили "Корову". Как и планировали, кто пешком, кто на "Корове" достигли места погрузки в автотранспорт, загрузились и к средине дня были в Кандалакше. Ночью сели в поезд, поехали домой.

20.08.-21.08. Дорога домой.

Спасибо за внимание. Василич.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Константин, 16.06.2005
Спасибо.Но как насчет рыбалки и рыбнадзора.???
 Андрей, 22.06.2005
Во-во. Кто знает, где лицензии на лов рыбы на Умбе покупать? Говорят, рыбнадзор их усиленно спрашивает и весь отдых портит.
 VasMin, 04.11.2005
Трансферт по югу Кольского полуострова.
Заброска - выброска - переезд.
Кандалакша, Лувеньга, Колвица, Умба, Варзуга, Кузомень, Индель, Канда, Кутсайоки, Тунсайоки, Зареченск, Алакуртти и т.д.
Четыре сезона в году - зима, лето, весна, осень.
Снегоходом, катером, машиной.

Подробная информация на сайте:
http://www.kolvica.ru

Информационная и лицензионная поддержка туристов.
 Настя, 15.05.2012
Александр Васильевич, здорово написали, как ваши дела, здоровье? может напишите мне7 Чем занимаетесь, чем увлечены7
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Падун


Пороги со ступенями


Шивера


Плесы Умбы


Автобус


Эпипаж байды


Экипаж "Коровы"


Экипаж "России"


Экипаж "Скаута"


Экипаж "Татарстана"


Падун - первый серьезный порог на Умбе


Памятник погибшему туристу


"Россия" в Падуне


"Татарстан" в Падуне


"Скаут" в Падуне



Падун. Тренировка


Фотографы на пороге "Разбойник"


Мост через Умбу


Семиверстный порог


Походные блины


Постановка парусов на Канозере


Фото на память


Петроглифы


Канозеро


Радиальный выход


Собираемся на рыбалку


Муравейники


Северные деревья


"Россия" в Падуне-на-Низьме


"Корова" в Падуне-на-Низьме


Встреча с бардом Сергеем Пономаревым


Катамаран Саныча в первом морском пороге


"Корова" в первом морском пороге


Байдарка в первом морском пороге


Стоянка на море


Морской берег


Скалы на берегу моря


Борьба деревьев с ветром


Плавник


На берегу острова во время отлива


Ждем погоды


На берегу моря - холодно, дождь



  • Доска декинг
  • Террасная доска в наличии, низкие цены, отличное качество
  • decking-market.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100