Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о водном туристском путешествии турклуба МИТХТ третьей категории сложности в районе Кольского полуострова по маршруту: ст. Хабозеро - оз. Бол. Сайгозеро - р. Большая - р. Колвица - Белое море - г. Кандалакша, совершенном с 26 июля по 5 августа 2004 года.

Отчёт подготовили:
- описание - Александр Камков, Ирина Крамарская (Москва);
- фотографии - Елена Цыганова (Москва)

1. Справочные сведения

1. Проводящая организация: Турклуб МИТХТ, маршрутная книжка 1/4-218.

2.
Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Водный Вторая с эл. третьей 108 11 9 26.07 – 5.08 2004 года.

3. Район, подрайон, массив похода: Кольский полуостров.

4. Подробная нитка маршрута: ст. Хабозеро - оз. Бол. Сайгозеро - р. Большая - оз. Верхнее - оз. Колвицкое - р. Колвица - Колвицкая губа Белого моря - г. Кандалакша,


2. Содержание отчёта

1. Общая характеристика района и маршрута
Маршрут проходил в юго-западной части Кольского полуострова по рекам Большая и Колвица с выходом в Колвицкую губу Белого моря.
Маршрут можно разделить на 3 участка:
1 участок: от места сборки катамарана по реке Большая до оз. Верхнее. На этом участке река Большая - равнинно - таёжная река. Порожистые участки сменяются длинными плёсами с очень медленным течением. Низкие заболоченные берега чередуются с высокими, покрытыми хорошим сосновым и еловым лесом.
Но одна особенность: практически все пороги и шиверы абсолютно непроходимы ни для каких судов (разве что для маленьких надувных лодок). По причине крайне низкого уровня воды. Река в пороге совершенно свободно переходится вброд, самое глубокое место - 0, 5 м.
2 участок: от оз. Верхнее до оз. Колвицкое. Участок Большой, соединяющих эти два озера, несколько отличается от верхнего. Воды здесь побольше, пороги становятся похожими на пороги 2 к.с.
Оба озера очень красивы - высокие берега с хорошим сосновым и еловым лесом. Изобилуют рыбой, особенно Верхнее (щука, окунь, плотва). Однако лов рыбы без лицензии запрещён. Лицензию можно купить в Кандалакше в управлении рыбинспекции. Но, по непроверенным данным, бюрократы, тактикой проволочек, лицензии выдают только жителям Мурманской области, специально подводя туристов под штраф. На этих озёрах (и реке Колвица) также запрещена стоянка ближе 50 м от воды.
На Верхнем рыбнадзора нет и в принципе быть не может - Большая непроходима для моторных лодок, а пешком, к счастью, инспектора не ходят. А вот на Колвицком на нас "наехали". Маршрутная книжка с грозной надписью "Туристско-спортивный союз России" несколько остудила пыл охранников рыбы. Дело закончилось составлением протокола об административном нарушении. Руководителю группы через 4 дня надлежало явиться в управление для "разборок". Но в это время мы были ещё на маршруте… Бумага с требованием уплатить штраф в размере 500 р. пришла на домашний адрес.
При наличии удочек - их бы изъяли, штраф при этом может подняться этак тысяч до 2. В случае неуплаты - удочки просто не вернут.
3 участок: р. Колвица - Белое море. Реку Колвицу можно считать горно-таёжной, что не характерно для рек Кольского полуострова. Изобилует порогами от 2 до 6 к.с. Пороги чередуются с плёсами, что создаёт практически идеальные условия для спортивного сплава. Один недостаток - река очень короткая, всего 12 км. Ну а Колвицкая губа Белого моря - великолепный участок для завершения маршрута.

2. Варианты подъезда и отъезда
Маршрут начинается на станции Хаброзеро. Станция - "четвертьстанок", останавливаются только электрички. Место остановки обозначено небольшим деревянным настилом. Посёлок - несколько домов, ни почты, ни магазина нет. А посему добираться нужно "на перекладных" - сначала доехать до станции Африканда на любом Мурманском поезде, а затем на электричке. Теоретически в Африканде можно арендовать машину, которая довезёт до места сборки судна на Бол. Сайгозере.
Мы прибыли в Африканду в 9-10 на поезде № 112 Москва-Мурманск. А уже через час ехали на электричке Кандалакша - Апатиты. Электричка ходит только по рабочим дням.
Заканчивали маршрут в Колвицкой губе Белого моря. Вдоль северного берега губы проходит автотрасса Умба - Кандалакша, достаточно оживлённая. 4 раза в сутки ходит автобус Колвица - Кандалакша. Мы добрались на попутке.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
На протяжении всей длины р. Большая не проходит ни через один населенный пункт. Аварийный выход возможен только с западного берега Колвицкого озера - здесь по берегу озера и р. Колвица идет дорога Умба-Кандалакша. Подъезды удобные и явно часто используемые не только туристами, но и местными рыбаками. Снятся можно с любого места. Дорога идет далее вдоль берега залива до города. Подъезды к морю так же имеются.

4. Изменения маршрута и его причины
Первоначально планировалось после Большой пройти вдоль восточного побережья Колвицкого озера на север до озера Бол. Глубокое. Здесь собирались пройтись пешком на г. Рисовская Иолга. Но из-за отсутствия воды в Большой, мы потеряли 2 дня. Пришлось несколько укоротить маршрут и пересечь Колвицкое озеро по кратчайшему пути.

1. График движения

День Дата Участки маршрута Препятствия Способ передви-жения Примечания
1 26.07 Хабозеро-оз. Сайгозеро нет пеший заброска на место стапеля, начало маршрута
2 27.07 оз. Сайгозеро нет дневка сборка катамарана
3 28.07 р. Большая низкий уровень воды на порожистых участках сплав, проводка пороги труднопроходимы, низкая скорость движения, не в среднем не более 2-3 км в час
4 29.07 р. Большая низкий уровень воды в порогах и шиверах сплав, проводка пороги труднопроходимы из-за низкого уровня воды, низкая скорость движения, шкуродер
5 30.07 р. Большая – оз.Верхнее длинный порожистый участок (ок.2 км) с низким уровнем воды сплав, проводка прохождение некоторых участков затруднено из-за низкого уровня воды
6 31.07 оз. Верхнее – протока – оз. Колвицкое шкуродер на порогах в протоке, усилился ветер (встречно-боковой) на озере сплав прохождение некоторых участков затруднено, присутствует шкуродер, но уровень воды значительно выше из-за чего выросла скорость движения до 5-6 км в час; на оз. Колвицком сильный встречно-боковой ветер.
7 01.08 оз. Колвицкое нет дневка  
8 02.08 оз. Колвицкое – р. Колвица шивера (2 к.с.), у моста; небольшой порог (2 к.с.) в 200-250 м от шиверы; пор.Кривой (3 к.с.); сплав р.Колвица начинается с довольно короткой шиверы (ок.70 м) около а/д моста; далее на удалении ок. 250 м находится простой порог.
9 03.08 р. Колвица-Белое море (Колвицкая губа) пор.Прижимистый (3 к.с.), шиверы, пор.Белый сплав, переезд к заливу Белого моря на этом участке порогов гораздо меньше, но их категория возрастает.
10 04.08 Колвицкая губа радиальный выход пеший дневка
11 05.08 Колвицкая губа, Белое море - Кандалакша нет сплав, переезд в Кандалакшу разборка катамарана, отбытие в Кандалакшу

Итого активными способами передвижения: 9 дней, 108 км.

6. Техническое описание прохождения маршрута

26-30.07, 1-5 дни, 1 участок: ст.Хабозеро - оз.Бол. Сайгозеро - р. Большая - оз. Верхнее
От места высадки - деревянного настила - проходим вдоль ж/д полотна назад, в сторону Африканды, метров 300. Здесь проходит дорога, перпендикулярно полотну. По ней проходим около километра, пересекаем заболоченную пойму ручья (есть деревянный настил-мост). Далее выход на хорошую грунтовую дорогу и по ней около 5 км. В этом месте дорога ближе всего подходит к озеру. К берегу идёт старая колея. Метров через 300 в лесу есть место для стоянки. Второе - на песчаной косе, левее метров 150. Берега озера места заболочены, местами имеют место скалистые выступы. Но есть и песчаные берега.

Стоянка на Сайгозере

Из растительности преобладают сосны, немного лиственных (осины, березы), много грибов. В этом году было мало ягод.
Наличие хвойного леса позволило быстро собрать каркас для судна. К вечеру следующего дня (27.08) группа была полностью собрана и выдвинулась к истоку р. Большая. Идти пришлось при довольно сильном встречно-боковом ветре, поэтому держались берегов. Пройдя вдоль побережья порядка 6 км, группа вышла к истоку реки и встала лагерем на ночевку. Место для лагеря есть у истока реки на правом берегу. К ночи ветер утих.
Согласно лоции, пороги на реке Большая начинаются в 1,5-2 км от истока. До моста речка шириной метров 10, течёт в низких заболоченных берегах. Первая преграда - старый мост, слишком низко висящий над водой. Необходим аккуратный проход, потому как в бревнах есть гвозди и скобы. Далее следует каскад порогов и небольших шивер.
Из-за низкого уровня воды проход по ним на судах затруднен. При быстром течении средняя глубина не превышает 20-30 см. Во многих местах требовалось протаскивание катамарана по камням без снятия вещей.
Порожистый участок длится около 1 км, далее течение успокаивается, а глубина увеличивается до 2 метров. При продвижении следует опасаться острых подводных камней, сидящих близко к поверхности.
Берега на протяжении нескольких километров низкие и болотистые. Места для стоянок отсутствуют.
На реке порожистые участки (со скальными выступами) чередуются с 2-4 км плесами. В 7-8 км от истока берега начинают повышаться, появляются сосны. Здесь можно найти удобное место для стоянки, в том числе и обжитые рыболовами и туристами.
Из-за того, что два последних года лето выдалось засушливым, по берегам много горелого леса.
Скорость движения на р. Большой очень низкая из-за постоянных проводок на порогах, поэтому группа вышла к оз. Верхнему только на 5 день (с опоздание на 2 дня от графика).
Оз. Верхнее - небольшое озеро, соединенное с оз. Сайгозеро и оз. Колвицким в единую водную систему через р.Большую и небольшую протоку. В озере много рыбы - щуки, окуни. Хорошие стоянки на островах по левую сторону от устья. Хорошее место есть также у истока протоки.

31.07-1.08, 6-7 дни, второй участок, оз. Верхнее - оз. Колвицкое
Протока до оз. Колвицкого находится на противоположном берегу от устья за небольшим островом (правым). Из-за небольшого перепада высот и зарегулированного (озерами) режима расхода воды, протока вполне проходима для катамарана. Есть небольшой шкуродер, но не везде. Есть подводные камни, лежащие близко к поверхности.
Все препятствия легко проходимы без просмотра, струя, как правило, четко прослеживается. Эти пороги отдалённо напоминают препятствия 2 к.с. Протока небольшая (около 8 км) и впадает в оз.Колвицкое.
Озеро Колвицкое большое и очень красивое. По берегам - хороший сосновый лес, много мест для стоянок. Подождали до вечера. И, как только ветер стал стихать, двинули на противоположный берег озера. Сначала на маленький островок (около часа), а затем к берегу (ещё 1 ч 20 мин.) к узкой косе, разделяющее озеро на две части. Здесь много хороших стоянок. Место - часто посещаемое рыболовами и туристами. Но останавливаться здесь, несмотря на красоту и удобство, нежелательно. На озере дежурит патруль рыбнадзора, а здесь вы очень хорошо видны.
Как уже сообщалось, всё оз. Колвицкое и река Колвица считаются рыбоохранной зоной. Здесь запрещены стоянки (лагери) на расстоянии ближе 50 м от берега (а там вся коса - метров 60). Именно сюда и подкатили на моторке инспектора.

2.08-5.08, 8-11 дни, третий участок, оз. Колвицкое - р. Колвица - Белое море
Огибаем косу. За ней на расстоянии около 3 км находится исток реки Колвицы. У истока озеро образует залив с большим количеством островов, поэтому лучше держаться левого берега, дабы не петлять по протокам. Недалеко от берега проходит трасса Умба-Кандалакша, ее очень хорошо слышно.
Сама р. Колвица берет начало от небольшой полуразвалившейся плотины (или моста). Далее скорость течения ускоряется до первого препятствия - шиверы (2 к.с.).
Дальнейшее описание р. Колвица взято из отчёта Клуба туристов МГТУ им. Н. Э. Баумана (Маршрутная книжка № 1/4-323, руководитель Аллёнов С.А), выделено курсивом. Описание очень полное и качественное. Нет смысла "изобретать" что-то ещё. Мы добавили небольшие комментарии (идут обычным шрифтом).

Начало сплава - мост шоссе Умба - Кандалакша. Со стоянками здесь плохо. Можно компактно встать на правом берегу выше моста, или несколько ниже моста на левом берегу, после порога здесь небольшая заводь со стоячей водой. Здесь же, на правом берегу - замечательный строевой лес (Однако ходит некий абориген в камуфляже и на что-то намекает - дескать здесь или зона, или пионерлагерь для детей депутатов, и, в общем уходите все отсюда, не пугайте нам собак).
В настоящее время лагерь закрыт, никого нет.
Пр. 1. Шивера, 1 к. с. Находится под а/м мостом, длина около 50 м. Просмотр необязателен, но неизбежен - отсюда начинается сплав. В 10 м ниже моста - остатки старого моста (быки у берегов). Валы до 0,3 м. после моста струя тянется метров 60 и втекает в глубокий плес (метров 100), вдающийся влево.
Вообще-то шивер две. Вторая, точная копия первой, метров через 100 от первой. И с категорией - кат хорошо тряхнуло, а экипаж - умыло. Крутовато для 1 к.с.
Пр. 2. После плеса река сужается и поворачивает направо. На левом берегу остатки ряжевой стенки. Здесь порог 2 к. с., длиной около 70 м. Просмотр необязателен. Находится на прямом участке реки, есть камни, которые просто обходятся.
После препятствия 1-1,5 км гладкой воды, широкие плесы со слабым течением, местами простые перекатики.
Пр. 3. Порог Кривой, 2-3 к. с. Порог начинается на правом повороте. Просмотр необязателен, хотя неопытным группам, может быть, стоит посмотреть (левый берег). Можно идти по основной струе, уходя от прижимов на поворотах. Длина порога - метров 500.
1-я половина представляет собой шиверу с заметными валами, местами торчат камни. Шивера начинается на правом повороте, через 150 м уходит за слепой левый поворот. На внешнем берегу - остатки ряжевой стенки. Есть намек на прижим. После поворота струя разгоняется, через 80-100 м - остатки старого деревянного моста, проход чистый, шириной метров 8. 2-я часть порога - после моста, похожа на 1-ю, в правой части русла заметные валы (0,5-0,7 м).
Остатки моста проходу не мешают. По обоим берегам хорошие места для стоянок, но останавливаться здесь не следует. К остаткам моста по обоим берегам подходит дорога со следами автомобильных колёс. Наверняка наведывался рыбнадзор в надежде поживиться.

Порог Кривой


Пр. 4-5. Простые шиверы-пороги 1-2 к. с. После порога Кривой через 600-700 м гладкой воды будет одна шивера, через 400-500 м - еще одна аналогичная. Обе шиверы мелководны, обе просматриваются с воды.
После Пр. 5 следует плес 500-600 м.
Пр. 6. Порог Прижимистый, 2-3 к. с. Начинается после плеса на плавном левом повороте, конец - за плавным правым поворотом. Длина метров 200, просмотр необязателен.
В соответствии с лоциями, используемыми при подготовке маршрута, в начале порога слева впадает ручей Черный, сами мы его как-то пропустили.
В пороге большое количество надводных и обливных камней, требуется маневр, но линия движения читается сходу. Есть заметные валы (до 0,5 м). Течение быстрое.
После порога широкий плес длиной метров 150-200.
В начале порога на левом берегу хорошее место для стоянки. Мы там и ночевали. Ручей Чёрный впадает в Колвицу уже в самом пороге. Ручей маленький, поэтому с воды незаметен.
Пр. 7. Порог Прямой, 2 к. с. В начале порога реку пересекает ЛЭП. Длина препятствия около 500 м. Здесь река разливается достаточно широко, особенно в конце. Порог представляет собой сплошное мелководье, но, тем не менее, основная струя более или менее четко выражена. Много надводных и еще больше подводных камней, чистые проходы, возможно, есть не везде. Просмотр не обязателен.
В конце порога слева впадает ручей Белый.
После порога следует плес метров 800.
Пр. 8. Порог Белый, 3 к. с. В конце плеса, метров за 100 до начала порога на правом берегу расположена какая-то будка, рядом с ней мостки у воды. Будку, если о ней не знать, с воды можно и не заметить. В этом же месте над рекой протянуты тросы, на высоте метра 3. Течение перед порогом слабое. Порог начинается за крутым левым поворотом, шум порога слышен заранее.
Сам порог очень красивый, по сложности превосходит все предыдущие препятствия. Просмотр желателен, возможен с обоих берегов. На левом берегу перед порогом есть хорошая стоянка. Общая длина порога метров 200.
В начале порога находится ломанный ступенчатый слив, общий перепад не менее 1,5 м. Справа перепад выбирается одним крутым сливом высотой 1,5 м, после слива здесь мелко (прыгать можно, но осторожно). Слева находятся три последовательные ступени высотой по 0,5-0,7 м каждая. Справа есть глубокая бочка, слева бочки проносные. За сливом река круто поворачивает вправо. На повороте, за сливами, в струе стоят валы, которые постепенно уменьшаются. Прижима к левому берегу при низкой воде нет. Но, возможно, прижим есть при более высоком уровне воды. Далее до конца порога тянется шивера с валами и небольшими сливчиками. Камней достаточно много, но основная струя есть, линия движения здесь четко прослеживается с воды.
Да, порог сложнее всех предыдущих, пожалуй, это 3-4 к.с. Новичкам нужно обносить. Мы причалили к левому берегу и обнесли вещи до конца порога. Затем перегребли на правый для обноса катамарана. Обносится только первая ступень, это всего метров 20. Далее есть небольшая бухточка, откуда можно пройти оставшуюся часть порога.
После порога Белый следует участок протяженностью километра 3 (20-30 минут сплава), на котором простые пороги и шиверы следуют один за другим, иногда разделенные небольшими плесами. Сложность препятствий здесь не превышает 2 к. с.

Порог Белый с правого берега

Пр. 9. Порог Черный, 3-4 к. с. После очередной шиверы река втекает в очередной плес. Длина плеса - метров 100, плес несколько вдается вправо. В конце плеса в левой его части (там, где русло) находится небольшой низкий островок с несколькими деревцами на нем. Сразу за островком (метров через 30) река резко сужается. Отсюда начинается порог Черный.
На правом берегу в начале порога находится хорошая стоянка. Отсюда до крайних домов деревни Колвица метров 200-250. Рядом проходит грунтовая дорога, которая выходит на шоссе.
Порог превосходит по сложности все предыдущие препятствия. Длина порога метров 300-400. Просмотр порога желателен, я бы даже сказал, что необходим, так как за порогом через 80-100 м идут Колвицкие водопады, а чалка может быть затруднена. Тропа удобная для осмотра на правом берегу.
Порог представляет цепь мощных, но локальных бочек и валов (более 1 м). Общая длина порога не превышает 400 м, при этом падение составляет 3-4 м, ширина русла в узких местах - метров 10. Скорость течения до 5-6 м/с. На берегах значительных размеров скальные обломки, отражаясь от которых, поток образует высокие косые валы, которые встречаются на середине русла, есть намек на спиральные течения. В конце порога по обоим берегам остатки не то ряжевых стенок, не то моста. После идут уменьшающиеся валы, река разбивается на три протоки. На этом порог Черный заканчивается. Следующий участок следует рассматривать как заход в водопад.
Наибольшую трудность представляет, по нашему мнению, не сам порог, а страховка за ним и, возможно, в большую, воду, зачаливание, так как не более чем в 100 м за порогом следуют водопады.
Вполне возможно, что при более высоком уровне воды сложность препятствия становится не ниже 4 к. с.
Зачалиться можно в правой протоке, там есть место. Но это - если порог успешно пройден, в противном случае очень высока вероятность упасть с водопада.
Пр. 10. Колвицкие водопады, 5-6 к. с. Сразу после порога Черный река делится на три протоки. В правую протоку идет более половины стока, в центральную - не более 10 %, в левую - остальные 30-40 %. От конца порога до водопада в правой протоке - 100 м, в левой 80. Центральная протока интереса не представляет, она вливается в правую перед самым водопадом. Таким образом, сток водопада в правой протоке примерно в 2 раза превышает сток левой протоки.
Правая протока. Просмотр с правого коренного берега и с острова. Заход в водопад - шиверистый, местами торчат зубья. Общий перепад - метров 6. В месте, где сливается основная струя, водопад представляет ломанный ступенчатый слив с тремя ступенями (это у левого островного берега). После каждой ступени в бассейнах глубокие бочки. После второй ступени струя поворачивает вправо на 70-80 градусов. При этом в нескольких местах торчат зубья. Заход в водопад также осложнен торчащими камнями.
Небольшая часть струи (15-20 %) сливается у правого коренного берега. Здесь весь перепад выбирается одним сливом крутизной градусов 70-80. На заходе вода переливается через камни и бревна - остатки какого-то гидротехнического сооружения (судя по всему, электростанции). Правый берег здесь так же весь в техногенных развалинах. После слива - глубокая бочка. Ширина прохода, который с берега кажется более или менее чистым, 1,2-1,5 м. То есть здесь, может быть, можно прыгнуть на каяке, но это очень рискованно.
После слива струя течет достаточно быстро, наваливая на правый берег (бревна). Через 40-50 м протоки соединяются.
Сложность водопада в правой протоке - 6 к. с. Она была пройдена неоднократно, в том числе и на катамаранах, но эти прохождения, по нашим сведениям, немногочисленны. В лоциях правая протока оценивается 5 к. с., при этом сложность может повышаться вплоть до 6 к. с. при паводке.
Левая протока. Просмотр с левого коренного берега и с острова. От конца порога Черный до водопада - шивера. Перед сливом струя разбивается на три части. Самая левая струя - "американская горка". Ширина проходов здесь 1-1,5 м, т. е. для катамаранов просто негабарит. Центральная и правая струи сливаются с гранитной скалы крутизной 50-60 градусов и высотой 5-5,5 м. В самый правый слив идет совсем мало воды. Левый и правый слив для прохождения недоступны, остается центральный слив. Здесь есть проход шириной метра 2, вода стекает со скалы, но скала неровная, образованная несколькими плитами, налегающими друг на друга.
Таким образом, при малой воде, прыжки на катамаране в правой протоке могут быть осложнены, так как утыкание рамой в выступающую плиту удовольствие, по видимому, мало кому приятное, да и последствия могут быть самыми трагичными. После слива есть достаточно большой бассейн, из которого струя вытекает направо через проход шириной метров 10. Через 150-200 м протоки сливаются
Сложность водопада в левой протоке - 5-6 к. с. (дать точную оценку мы, за неимением достаточного опыта, затруднились). В использованных лоциях левая протока оценивается 4-5 к. с. Для полиэтиленовых каяков и правая, и левая протоки, возможно, доступны и в малую воду.
После слияния проток начинается следующее препятствие - шивера, 1-2 к.с. Вскоре после шиверы река впадает в Колвицкую губу Белого моря.

Для нас, разумеется, обнос. Зачалились к правому берегу. На шоссе арендовали машину, которая довезла нас до устья Колвицы. Далее - Колвицкая губа Белого моря. Очень интересное место. Приливная волна здесь достигает 2 м, то есть 2 раза в сутки море отступает, обнажая дно с большим количеством камней и водорослей, а затем, наступая, всё заливает.
Вдоль правого берега проходит дорога. Левый покрыт хорошим еловым и сосновым лесом. Многочисленные ручьи - источник пресной воды. Мы отошли от посёлка километра 3. Здесь к берегу близко подходят скалы. На одном из ручьёв заночевали.
На следующий день устроили дневку с небольшим радиальным выходом на г. Зимец. Посмотрели на великолепную панораму Кандалакшского залива. Стали свидетелями таежного пожара на правом берегу.

Таежный пожар

На следующий день пересекли губу, разобрали катамаран и на попутке добрались до Кандалакши.
Маршрут окончен.

2. Выводы и рекомендации
Основной вывод, который можно сделать - р. Большая абсолютно непригодна для сплава из-за слишком низкого уровня воды. Поэтому мы рекомендуем начинать маршрут либо от оз. Верхнее (но к нему мало хороших подходов, и этот вариант подойдет только для любителей хорошей рыбалки), либо от оз. Колвицкого (к которому подходов гораздо больше). По непроверенным данным, такой низкий уровень существует не всегда. В нашем случае было очень жаркое лето. За 11 дней, что мы были здесь, дождь, и то непродолжительный, был один раз в первый день. Далее жара и солнце. Вода прогрелась градусов до 18, купались совершенно спокойно. Вполне возможно, что в конце весны - начале лета уровень воды в р. Большая выше.
Колвица - великолепная река. Очень хороша для тренировок, как для начинающих, так и для подготовленных команд. Каждый может подобрать набор порогов соответственно своей квалификации - от полного прохождения всей реки с водопадами (это элементы 5-6 к.с.), так и с обносом порогов Белый, Черный и водопадов.
Особая статья - рыбнадзор. Похоже, местные власти слышали о том, что туризм приносит доходы. И по-своему решили эти доходы извлекать. Составили такой кодекс указов, что их невозможно не нарушить. Как можно стоять не ближе 50 м от воды, а на реке Колвице вообще не останавливаться? Имейте про запас 300-500 р., отдайте дань чиновникам и двигайтесь дальше.


В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 паша_кольскй, 29.06.2010
+++Маршрутная книжка с грозной надписью "Туристско-спортивный союз России" несколько остудила пыл охранников рыбы+++
гыгыгы
 Ольга, 25.07.2010
для туристов, осуществляющих сплав по реке Колвица через Колвицкую губу Белого моря, предлагаем комфортный ночлег на правом берегу Колвицкой губы. К Вашим услугам трехкомнатный номер на 6-8 человек, горячая вода, душ, кухня, ТВ.
Контакнтый тел. 8-921-660-81-25
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Африканда


Скала


Ручей Черный


Река Большая


Проводка по реке Большой


Озеро Верхнее




Озеро Колвицкое


Остров на озере Колвицком


Коса на озере Колвицком


Стоянка на озере Колвицком


Закат на озере Колвицком


Река Колвица


Порог Черный


Порог Белый


Порог Белый с левого берега


Начало порога Черный


Водопад на Колвице




Переброска


Колвицкая губа Белого моря


Отлив на Белом море


Кандалакшский залив Белого моря


Небольшой прикол




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100