Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


р. Видлица

02.05.2004 - 06.05.2004

Дневник - описание


Маршрут:
Москва - Петрозаводск - Ведлозеро (мост ч/з р. Нялма) - р.Видлица - Ладожское озеро (дер. Видлица) - Лодейное Поле - Москва
Сплавной маршрут: р. Нялма - оз.Ведлозеро - р.Видлица - оз.Ладожское

Общая длина маршрута 78 км=13 км (Нялма+Ведлозеро)+65 км (Видлица). Многие источники указывают длину маршрута около 100 км и даже больше (до 120 км). На самом деле длина маршрута была измерена по карте с координатной привязкой и, впоследствии, подтверждено данными GPS.

Категория сложности: II, с учетом пешей заброски по зимнику в позднюю весну II+

Экипажи

КНБ Маринка - 2:
- Сергей isv (Терминатор - 2)
- Сергей psv (Раскольников - Гамлет)

Терминатор-2     О, бедный Йорик!
Щука - 3 (модернизированная, индпошив):
- Аркадий (моя, однако)
- Анатолий Михайлович (мой отец)

Аркадий Постников     Анатолий Михайлович
Заброска - выброска
Петрозаводск - мост ч/з Нялму (около 106 км по трассе на Олонец). Договориться о заброске можно с: Илья Тимин (Экотурсервис http://kareliya.ru похоже, что собственно заброской более не занимается) и Дмитрий (м/автобус Ford 12 р/км, +7-921-727-8483)
Дер. Видлица - Лодейное поле (около 100 км). Извозом занимается много народу, стоит около 8 р/км за м/автобус. Договориться можно с: Александр (81436-27-395), Виктор Марков (81436-27395), Виктор Петрович (81436)-27-499, моб. 8-921-451-6002. При разговоре следует сразу сказать, что туристы и что хотим доехать туда-то и туда-то (почему-то с некоторой опаской и настороженностью люди выслушивают о предложении заработать деньжат).

Связь
По всей Карелии хорошо работает Мегафон, в крупных поселках Ведлозеро и Видлица брал МТС (40-60% приема).

Режим питания
- Насыщенный завтрак: каша на молоке с ягодами+чай+сникерс либо творог с ягодами+чай+сникерс .
- Горячий перекус: сало+колбаса с/к либо мясо вял/к+кружка супа+кружка чая+1/2 сникерса (термос 1л на двоих).
- Плотный ужин: каша+мясо+кисель+чай+сникерс.
Все каши: гречка/рис/пшеничная/пшено в варочных пакетах (быстрее обычной и гораздо удобнее).
Мясо/творог/ягоды/масло слив./омлеты/супы: сублиматы пр-ва "Гала-Гала" (гораздо вкуснее и лучше, чем у НордТрека, но сравнительно дороже). Очень удобно, значительно экономит время на собственно готовку. Брал это хозяйство с некоторым скепсисом, но результатом более чем доволен.


Общее описание
Ссылка на гидрологическое описание бассейна рек (http://www.skitalets.ru/water/karelia/lad_sisoev2004/index.htm) дает четкое представление об особенностях и характерных чертах рек этого региона, включая р. Видлица и оз. Ведлозеро. Ряд отчетов (http://www.skitalets.ru/water/karelia/loimola_sisoev2003/index.htm, http://www.veslo.ru/2001/othet/vidlica.html, http://georg.pnpi.spb.ru/~georg/water_holiday/Tukavin/Vidliza_2002/, http://georg.pnpi.spb.ru/~georg/water_holiday/Tukavin/Vidliza_1998/) также достаточно подробно описывают выбранный нами маршрут. На первомайские обычно озера вскрываются ото льда, но в нашем походе этого не случилось. На Ведлозере виднелись забереги шириной от 0,5 до 5 метров, а местами лед стоял вплотную к берегу, плюс ко всему водитель не совсем четко идентифицировал Нялму, и мы проскочили мост (чего Господь не приводит, все к лучшему!), поэтому во избежание тяжких волоков и обносов ледяных полей на озере было принято решение добираться до пос. Койвусельга (на трассе левый поворот с указателем и жутко-жутко разбитая лесовозами и тракторами грунтовка протяженностью 13 км). Общее увеличение дальности заброски составило еще около 40 км. Из поселка к реке ведет зимник (около 2.5 км) к месту впадения в р. Видлица мелкой речушки Сюряоя. Это сокращает маршрут на проход по озеру в 12,5 км и 2,5 км собственно по реке. Из общих особенностей на реке - много топляков, либо чуть прикрытых водой, либо едва над ней выступающих (это в большую воду, а в малую и среднюю эти препятствия должны быть видны хорошо).
Карта маршрута.

02.05.2004
День первый

Настроения и тревоги. Еще подъезжая к Петрозаводску, с тревогой поглядывали в окно поезда на нерастявшие сугробы и замерзшие озера. Тешили себя мыслью, что почти на 100 км южнее Ведлозеро должно бы и вскрыться ото льда. Поезд прибыл точно по расписанию, на вокзале уже ждал водитель Дмитрий с м/автобусом. Быстро загрузились, на привокзальной площади закупили бутылочку бальзама "Карельский" и двинули в путь. Все более и более встревоженно поглядывали на сугробы и мелкие и не очень нерастаявшие озера. МТС довольно долго цеплялся за сеть. Ведлозеро встретило суровым льдом, все надежды на старт ч/з Нялму угасли, да в общем-то мы и мост проскочили и разворачиваться не стали. Свернули на грунтовку и со скоростью 10-15 км/час преодолели 13 км участок до пос. Койвусельга. Водитель доставил нас до начала зимника, выводящего к реке (в этом месте зимник пересекала р. Кивиоя, и проехать вброд не вышло). Выгрузились, рассчитались за проезд (1700 р за 148 км), двое из нас (Сергеи) загидрились и перетащили вещи, остальные перебрались на другую сторону по поваленной ели.

Пока еще весело. Скоро будет не до шуток     Койвусельга. Начало зимника     Уже не до шуток

Нацепили на себя рюкзаки и двинулись к реке пока под шутки и прибаутки. Уже на первом километре пути постоянные спуски и подъемы и обпрыгивания луж и грязи нас измотали. Последний километр пути к реке осложнялся глубокими снежными наносами, насыщенными водой. В общем, к воде вышли изрядно уставшими и сурово пропотевшими. В 12:30 начали подготовку к сплаву. В 15:00 встали на воду. Температура воздуха около 11*С, воды около 7,5*С. Вода уже/еще почти в берегах, все низинки подтоплены, все северные/теневые участки берега нависали снежными пластами, от них ощутимо тянуло холодом, облачность постепенно расходилась. Слезли с камушка. И это на "Щуке"!Все обозначенные на карте порожки представляют собой систему из двойных перекатов/шивер, и т.к. вода большая, растекалась очень широко, то собственно рукава и струя плохо читались. На некоторых из этих шивер потерлись/посидели на камнях (в среднюю воду были бы очевидны мели).
Интересен порожек недалеко от места впадения р. Кивиоя. Во второй ступени яркий слив в правом рукаве с перепадом 1,5 м и сильным прижимом к правому берегу, при невнимательности экипажа может быть чревато оверкилем (в малую воду бульник на выходе, в большую и среднюю - низко нависшие ветви). Все идется сходу по струе и без просмотра (последний порожек можно и посмотреть, т.к. говорят, что в малую и среднюю воду через левый и средний рукав низко над водой проходит трос). Далее до озера Кинеярви длинный и утомительный плес. Горловина, соединяющая озеро и реку открыта, но к заветной стоянке на втором острове не подойти - лед. Хутор Кужей. Первый лагерьДалее по левую сторону оставили хутор Каппой (были люди, м/б просто рыбаки) и зачалились на правый берег к заброшенному хутору Кужей (2 полуразваленных дома, отличный туалет - кабинка и много дров в дровниках у домов). Абсолютно пустынно, на берегу валяется полусгнившая лодка. По оставленным следам видно, что либо зимой, либо летом здесь бывают люди. Ставим лагерь, время 18:00, пройдено 13 км (с учетом курсирования у островов озера Кинеярви).

03.05.2004
День второй

Подъем в 9:00, небо абсолютно чистое, температура воздуха достаточно быстро разгоняется до 12*С (ночью были заморозки, на палатке иней). С 10:00 до 11:30 свернули лагерь, загермились и встали на воду. Все порожки, отмеченные на карте, имеют место быть. Стиль прохождения не изменился - по струе, просмотр с наплыва. Пороги несколько меняют характер - шиверистые участки исчезают, струя явно выражена, пороги начинаются сливами с перепадом до 1 м, валами по 0,5 - 0,7 м, струя изгибается от берега к берегу и завершается валами и бочечками по 0,3 - 0,4 м.

Приятный струйный порожек - 1. Экипаж "Маринки"     Приятный струйный порожек - 2. Экипаж "Маринки"

Не менее приятный порожек - 1. Экипаж Fish-ки.     Не менее приятный порожек - 2. Экипаж Fish-ки.

Перекус с 14:30 до 15:30. Сняли с руки первого клеща (и, к счастью, единственного), пустили его в самостоятельный сплав по Видлице. В дер. Большие Горы народу немного (праздники) в центральном пролете моста арматурина, соединявшая пролеты, перепилена и отогнута к опорам, проход чистый. После деревни идут три порога (на карте два), вероятно, один из них (первый) двухступенчатый. Между первым и вторым расстояние около 500 м (по ощущениям оба порога сливаются в один). В ожидании второго порога оказались на меандровом участке реки и поняли, что собственно все сегодняшние пороги уже прошли (сходу по струе). В 18:00 встали лагерем на пригорке (спуск к воде не очень удобный, но полянка ровная, есть кострище), пройдено 26 км. Разбили лагерь, поужинали. Дрова очень сырые, плохо горят, много дыма, вода в реке цвета хорошо заваренного чая, топили для питьевых нужд снег, которого здесь много.

Поляна. Второй лагерь


04.05.2004
День третий

Подъем в 9:00, небо безупречно чистое, на закрытом от ветра пространстве нагревает до 16*С (ночью были заморозки, на палатке опять иней). Долго грели воду/топили снег, дрова очень плохие. С 10:45 свернули лагерь, встали на воду в 12:20. В пятистах метрах поджидает очередной порог. С этого дня шиверных участков не было вообще, приятная сильная струя отражается от берегов, валы 0,6 - 0,7 м. Т.к. все идем сходу, то снимаем друг друга только по выходе из порога. Далее к берегу примыкает дорога (висит знак "кирпич") и долго идет очень близко. В месте, обозначенном на карте тремя засечками порогов (р-н Везикко), на самом деле очень веселый и шустрый трек (сильная струя, отражающаяся от берегов, небольшие валы 0,3-0,4 м) продолжительностью более 2 км (на всем пути приличный перепад высот), который проходит и под мостом (по центру) и успокаивается за островом метрах в 700 от моста. В 14:30 перекус, пройдено около 12 км. В 15:30 продолжили сплав, через пару поворотов показался первый дом Верхней Видлицы. Далее веселый участок между дер. Верхняя Видлица и дер. Гавриловка. Мы насчитали 5 порогов, идущих друг за другом практически без разрывов. Все пороги проходятся по струе без просмотра, валы 0,5 - 0,6 м, есть и косые. Далее между Гавриловкой и Видлицей река сильно петляет (до головокружения:-), вода спокойная, но гребля изматывает. Проходим все мосты (автомобильный, пешеходный, железнодорожный), далее Ладожское озеро. Ладога встретила ледяными полями и очень свежим/холодным ветерком, почувствовали себя челюскинцами. Солнце светит прямо в лицо. Время выхода в озеро 18:30. Огибаем пару мысов справа, дикая мель - даже "Щука" цепляет днищем. Между вторым и третьим мысами большой дугообразный залив общей протяженностью около 2 км. Выбираем место для лагеря (хотим дневать). Красота - Ладога, 300 м ровный песок, далее хороший сосняк, хотя и деревня близко (около 1 км). Встали лагерем в 19:30. Ритуальное купание в Ладоге (по правде, только окунание), водичка супербодрит (температура около 4*С). Ужин, уничтожается бальзам "Карельский", светлая ему память.

Ладога. Дошли. "Маринка"     Ладога. Дошли. Fish-ка

Панорама заливчика Ладоги

Петров-Водкин. "Купание красного коня". Эпизод 1     Петров-Водкин. "Купание красного коня". Эпизод 2     Петров-Водкин. "Купание красного коня". Эпизод 3


05.05.2004
День четвертый

Ленивый подъем в 9:30. Дров навалом (сухих и качественных). Завтрак. Проверка и проклейка байдарок, просушка вещей. Работает связь (МТС прием 60%). Пообщались с родными, договариваемся о выброске с местными по телефону!!! Вообще-то неадекватная реакция, у 4 разных извозчиков находятся какие-то причины не ехать, с одним из них договариваемся на 06.05.04. Днем по заявкам (многочисленным) принца Датского варим суп (не сублимат), дрыхнем. Ужин. Съемка пейзажей. Болтовня у костра. Оба Сереги вытаскивают свои пенки и спальники, собираются спать вне палатки.

Слушаем дыхание земли


06.05.2004
День пятый

Видлица. Идем на выброскуЛенивый подъем в 9:30. Завтрак. Собираем вещи, пакуем рюкзаки. Идем на разведку в деревню. В километре вышли на авт. остановку на трассе Сортавала - Олонец, рядом ж/д переезд, до станции еще 400 м. Поезд Питкяранта - Лодейное Поле идет в 19:40, билеты в вагоне, прибывает в 22:40, т.е. успеть можно только на пассажирский Мурманск - Москва, пропуская скорые Мурманск - Москва и Петрозаводск - Москва. В 17:20 покидаем на извозчике дер. Видлицу, В 19:00 прибываем в Лодейное Поле. В 21:45 прибывает петрозаводский поезд. На утро 07.05.04 в 8:55 мы в Москве. Поход окончен.

Лирическое отступление
"Щука - 3" (модернизированная, индпошив), нареченная Fish-ка v 1.02
Имея опыт эксплуатации этого плавсредства, особенно после прошлогоднего сплава по р. Пистайоки в период половодья, загорелся идеей многое доделать (именно доделать, а не поменять). Зимой вступил в длительную переписку с Михаилом Чернецким (КБ "Сталкер"). Определил главные направления доделок:
1) Заменить тканевую деку на тезовую. Это необходимо для быстроты просушки (в разы быстрее сохнет), гидроизоляции (элементарно промазывается боковой шов и устраняется постоянная изнуряющая на категорийной воде протечка, когда в байдарку набиралось до двух ведер воды и внутри становилось холодно, мокро и неприятно)
2) Нашить вязочные петли для шнуровки внешней рамы (ну просто убиваются все скоростные и маневровые ходовые качества в крупных валах от 1,5 м и бочках от 1,0 м)
3) Заменить тезу днища на менее яркую (желтая, ну как маяк демаскирует любую скрытную стоянку) и более прочную (ткань типа Viniplan 850 г/м.кв. с сеткой двойного плетения)
4) Нашить бедренные упоры фабрично (сильно помогали матросу на Пистайоки в валах 2,0 - 2,5 м не вылетать из байдарки)
5) Купить собственно разборную раму (три отрезка по 1 м и вкладыши или наружные муфты).
Михаил долго предлагал оставить все как есть или сделать все это своими руками, но в итоге мы договорились - пошить Щуку из моих материалов и пришить шнуровочную змейку от его же катамаранов на прямом участке выкройки (около 3 м в длину). Хотя мне конструкция шнуровочной змейки от Чернецкого кажется заметно хуже, чем от Красного Солнышка, Рафтмастера и прочих. Но на безрыбье и сам, как говориться, раком станешь. Запросил размеры заготовок под выкройки (на деку - 5,4 м х 0,95 м, на днище - 5,6 м х 1,15 м). Закупил материалы (на деку - Ferrari 550 г/м.кв. серого цвета, на днище - Viniplan - 6770 850 г/м.кв. сетка двойного плетения, шаг 120, синего цвета). Пошив занял около 1 месяца, принимал изделие у Михаила дома, он предупредил, что забыл дать указание швее сделать поправку на материал деки (Ferrari против ткани с накатанной пленкой) и при надувании будет отчетливая закаяченность носа и кормы (т.к. Ferrari в отличие от стандартной ткани не тянется). Попутно купил у Михаила его новое изделие - чехол для лыж/весел (оказалась очень удачная штука, вмещает три разборных весла TNP и раму на "Щуку").
В Красном Солнышке купил трубы Д16Т 35*1,5 шесть отрезков по 1 м на раму и трубу Д16Т 30*1,5 пять отрезков по 20 см на вкладыши. Получился внутренний диаметр рамы 32 мм, а внешний вкладыша только 30. Поиск диаметров 31 и 32 для Д16Т ничего не дал (в том числе и через Александра Додонова). Поэтому купил термоусадочную трубку 38*0,5 и после обработки вкладышей получил внешний диаметр 31,3, оставшийся зазор убрал прокладкой ленточки из резинокапрона от ЯРТ.
Испытал сборку/разборку перед походом у себя на даче. Да! Выворачивать стало не пример труднее. Но днище стало и толще, и глаже. Промазал клеем "Уран" боковой шов - загерметизировал Fish - ку. Вставил баллоны, надул. Да! Нос и корма заметно закаячены, Да, еще одна проблема! Чернецкий, видимо, сместил выходы сосков на байдарке и теперь в корме баллон свернут со значительным запасом, а в носу пусто, хотя соски выходят теперь на всю длину и малейший перекос баллона просто работает на их отрыв. Это плохо. Рама прикрутилась неплохо (но не так плотно и правильно, как было бы со шнуровочной змейкой, стандартной для остальных производителей), теперь без проблем можно поднять байдарку за носовую и кормовую ручки с грузом в центральном очке, и она при этом не сложится пополам.

Что показали полевые/водные испытания?
- Шов загерметизировался - воды в Fish - ке очень мало. Ура!


- Рама работает, излишней жесткости нет, но полностью прекратился вибростенд при прохождении цепочки валов/бочек 0,5 - 0,7 м. Ура! Метод стыковки звеньев все-таки требует доработки (при прохождении порогов не ощущается, но раму растаскивает, требуется, видимо, шплинтовое крепление звеньев на вкладышах) плюс тип шнуровочной змейки КБ "Сталкер" просто физически не позволяет зафиксировать/прижать раму к корпусу байдарки. Первое поборем, второе уже увы.


- Закаяченность носа/кормы помогает в препятствиях, Fish - ка быстро наползает на валы/бочки и за счет рамы давит их (не режет, как каркасники, а именно давит).Это хорошо и комфортно. Ура!. Но! Даже наш слаженный (для "Щуки" особенно) экипаж жутко намучился на ровной воде, да и в порогах немногим лучше (курс не держит вообще!!!). Это плохо (раньше озера проходились на раз, без рысканий и руль не цеплялся).


- Цветовая гамма байдарки стала существенно спокойнее. Ура!
- Теза деки и днища проветривается моментально. Ура!
- Получили странную длинную и глубокую царапину на днище (то ли на камень налетели, то ли на топляк). Процарапано снизу до корда и сверху (опа!) от корда и даже коврик-пенка, лежавший на дне на этом месте!!! Но корд цел!!! Это добавляет уверенности. Со слов мастеров из Красного Солнышка Viniplan по сравнению с нашей тезой плотности ниже 700 г/м.кв. хуже (рвется длинно, т.к. корд напряжен, а наша теза имеет более рыхлый корд и разрывы у нее покороче), но для более плотных Viniplan-ов ситуация в корне меняется. Подтверждаю!
Вывод по "Щуке" в целом. Байдарка рулит, но доделывать ее необходимо обязательно (может быть вскорости и фабрично!?)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Ivanych, 13.05.2009
8-11 мая 2009. Ведлозеро чистое, несмотря на холодноватый апрель. Стартовали от моста через Нялму. Крепкий ветер с юга в морду на озере (10 км) и позже на длинном плёсе - это пожалуй самое неприятное. На единственном пороге, где можно было кильнуться - у Койвусельги - пошли без просмотра, воткнулись на прижиме в берег и таки кильнулись. Долго искали весло. Оказалось прижато течением к камням в месте оверкиля. Плавающую мелочь собрали в заводи за порогом, кой-чего ушло к рыбам. Просмотр этого порога с левого берега почти бесполезен, рукав закрыт островом. Надо смотреть справа. Длинная спокойная шивера перед сбросом обманчиво успокаивает... В общем, лучше было посмотреть!
Остальные пороги пройдены без тормозов, просмотрели только два, да и те в итоге идутся по центральной струе. Никаких тросов, арматур и прочих неприятностей не заметили. За мостом в Больших Горах трос был, но натянут высоко, ходу не мешал. По обливнякам видно, что в низкую воду много есть где порулить.
Утомил многокилометровый плёс после Койвусельги, особенно противный при сильном южном ветре. На Ладоге обнаружили мигрирующие вдоль берега поля обломков льда. Издали смотятся как красивый белый пляж... Но с воды на него не выйти из-за прибоя и перетирания всего, что плавает, между льдинами.
 Hrych, 26.05.2009
Шли вслед за Иванычем на двух Викингах-4, 7. Ведлозеро заканчивали ночью по лунной дорожке (благо ветер стих). Порог у Койвусельги замечательный, шли по струе правой протокой. Хлебнули изрядно водички (не задраили переднее очко, т.к. пес отказался уходить в "трюм"). Трос в левой протоке не виден, почти полностью залит водой (разглядел его только на фотографии при сильном увеличении). Остальные порожки порадовали, но немного разочаровали. Плесище при вмордувинде напрягает, а ветер там, похоже, всегда дует с юга, даже у травы "привычный вывих" против текухи. Пролеты моста в Б.Горах захламлены, проход справа. От В.Видлицы идет чудесный участок с "шуршунами" - одно сплошное удовольствие. Ну и на Ладоге красота неописуемая. Хороший маршрут.
Счастливого пути.
 Алексей, 26.02.2010
Очень серьезная статья и очень серьезная модернизация. Сам догадался только до продольных ребер жесткости.
В связи с эти, есть парочка вопросов:
1. Не думали ли сделать внешний продольный каркас из подручного дерева - тонких оструганных стволов? - чтобы не таскать с собой.
2. А есть ли у кого-нибудь опыт связываня двух щук в катамаран? Если есть, то как ходится?
 юлия, 10.06.2010
Приветик всем!!!
Я в Видлице живу...
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100