Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Река Тохмайоки - 2004 (Северное приладожье)

26.04.04-28.04.04


Авторы - Панченко Алексей, Турбин Николай (Москва)

Состав группы:

Таймень-2:
- Турбин Николай
- Комаров Максим

КНБ "Вьюн"
- Панченко Алексей
- Панченко Андрей

График движения:

25.04.04 250 поезд Питер-Костомукша до ст.Маткаселькя - 23.30 на месте
26.04.04 Стапель и сплав
27.04.04 Сплав
28.04.04 Сплав и антистапель
29.04.04 В 3.38 из Хелюля на 249 поезде в Питер - 10.00 на месте
Поезд в Москву! - около 21.00 на месте

Таким образом отображались выдержки из лоции Бекетова, которую действительно стоит использовать вместе с картами со Скитальца (на ней отмечены пороги).

Лирическое вступление
Сразу следует отметить, что группа "интернациональная", собранная через Интернет; но задача сплава именно по вышеназванной реке не стояла, всем участникам будущей "экспедиции" хотелось не просто намочить свои зады в белой воде одной из паводковых рек Севера, но и лицезреть красоты, причем желательно нетронутые - вот такая непростая задача стояла перед нами ужо в декабре прошлого года, когда и был совершен первый обмен письмами между будущими участниками. После утряски сроков похода и приблизительного состава участников (он устоялся за два дня до выезда), было решено идти в Карелию! Южная Шуя была отброшена сразу как заезженная и людная река… после чего наши взоры обратились на малоизученное и малохоженное Северное Приладожье, а именно реку Тохмайоки.
Тут же хочется отметить нашего товарища, павшего в борьбе с недугом (бронхит) и посему не сумевшему принять участия в экспедиции, но всячески помогавшего нам с суши, в частности склеенной и увеличенной картой, припасами еды, снарягой… Спасибо Елисей!

Река Тохмайоки протекает в северном Приладожье, севернее города Сортавала. Истоки находятся на территории Финляндии, река пересекает государственную границу возле ст.Маткаселькя. Протяжённость сплава около 45 км.

Причем река находится в непосредственной близости от погранзоны и теоретически, а судя по всему и практически для посещения данного района понадобятся разрешения от ФПС РФ. В нашем случае мы имели в распоряжении пару направлений: одно от ВУЗа, другое - от юридического лица; и тем и другим пограничником рекомендовано подтереться, но после длительного промывания мозгов в поезде мы написали бумажку, что ознакомлены с правилами пребывания в погранзоне и помчались дальше… до Маткаселькя, прибыв туда почти в полночь, попали в объятия местных погранцов, с которыми произошел диалог примерно следующего содержания:
- Здраствуйте, ребята! Сплавлятся приехали?
- Добрый вечер, да.
- Разрешите посмотреть ваши документики?
- Пожалуйста.
- Спасибо, а у вас нет списка группы?
- Да, вот он.
- Замечательно, я его себе возьму? Он у вас не последний?
- Да нет, мы запаслись… берите конечно.
- Вы, ребят поаккуратнее, а то в прошлом году одних вытаскивали из порога при помощи трактора, удачи.
- Спасибо, до свидания.
В общем, разница на лицо, хотя можно и нарваться и в следующий раз соваться в подобный или данный район без разрешения не стоит.
Весеннее чаепитиеПрибыв на место и собрав мудреные пожитки, продвинулись вдоль движения поезда до развилки, где необходимо двигаться по ветке, уходящей вправо до пересечения автомобильной дорогой (около 2 км). Затем по грунтовке направо еще метров через 300 будет мост через ту самую Тохму. Место стоянки, как и указано в лоции Бекетова, Шварца и др. удобнее организовать, не доходя до моста метров 50-80, - хорошим ориентиром может служить треугольный знак (насколько помню, сужения дороги), т.е. не доходя этого знака надо свернуть направо (вдоль ЛЭП), пройти метров 50, повернуть налево по насыпи, пересекающей вашу линию движения. Эта насыпь выводит прямо к препятствию №3.
Левый берег реки мы особо не исследовали, но при взгляде с моста он не внушал доверия из-за густой растительности и заболоченности (по сравнению с правым), хотя в лоциях отмечают, что нужно пройти далее по дороге.

26.04.04 Первый день сплава
Все началось с того, что ночью мы не видели никакой ЛЭП и насыпей, а проснулись вроде как почти на дороге (самое сухое место). Снега местами "по самое небалуйся", воды в реке (по сведениям местного жителя "дохрена"), пик паводка. В общем для нас по всем прогнозам обещалась знатная Ж, что подтвердилось после осмотра препятствия №3, которое никто не пожелал идти, мы просто спустили суда в улово сразу за порогом.

№3 - Две протоки, основная левая. Заход в порог через узкие бреши в каменной плотине, для катамарана-двойки здесь габаритный непроход. В левой протоке слив высотой около 2,5 м, длина препятствия 30 м.

В принципе, пройти препятствие 3 можно, но при отсутствии сгребанутости экипажей и без тренировок лучше этого не делать.
Кстати, попадись нам это препятствие в конце маршрута - глядишь, и прошли бы. А так что-то забоялись, да и стапелиться за ним удобней.

№4-7 Далее цепь несложных шивер (препятствия 4-7), ниже ещё один ж/д мост на дороге, ведущей к мраморному карьеру Рускеала.

По нашей воде шиверы превратились по большей части в быстротоки, местами с неплохими валами, с расходом воды и несложными маневрами, которые не всегда легко читаются с воды, что говорит об обязательном сохранении дистанции между судами - скорость потока значительная и при заминке на впереди идущем может получится каша из людей и средств сплава, что очень неприятно в весенней воде среди льдинок, при значительной глубине реки и высокой скорости течения.

Отдельно стоит отметить Рускеальский мраморный карьер, куда стоит сходить посмотреть даже при очень плотном графике группы (занимает 1 час).
При пересечении ж/д мостом реки вдоль левого берега идет ж/д дорога, как только она начинает отдаляться следует зачалиться на левом берегу и идти по колее, последняя приведет к строениям для загрузки в ж/д вагоны гранитной (мраморной) крошки. Потом забраться на правый крутой склон и перевалить его гребень - перед Вами Рускеальский мраморный карьер.
И если вы уже оказались там, то стоит лицезреть все 3 местных чуда света, а именно: сами разработки в виде отесанных каменных глыб, мраморное озеро и провал, до которого, стормозив, мы не дошли :-(

№11 Далее до автомобильного моста в пос.Рускевала цепь несложных шивер и порогов (препятствия 8-10); под мостом короткий порожек (препятствие №11), за ним круглый омут, река выходит влево через небольшой гранитный каньончик.

Насчет порожков добавить нечего, они все идутся динамично и не дают скучать, угребываясь просто так, да и держат в напряжении (для байдарок!).
Особо следует отметить препятствие №11 под автомостом. У нас получилось весьма интересно: пролетаешь на неплохой скорости под мостом, плюхаешь по валам за ним, здороваешься с людьми на берегу и… чуть ли не влетаешь в крутой берег, просто река делает крутой левый поворот и, собираясь в своеобразный каньончик, несется дальше S-образным поворотом, посередине которого перекинуты трубы, зачалиться перед ними нам еле удалось в последний момент, но, осмотревшись с берега, мы прошли на отрицательной скорости под правым пролетом, после резко уходя влево от прижима к берегу.

№12 - Через 300 м на повороте вправо порог №12 - разрушенная плотина. Три протоки, проход центральной. Слив высотой не более 1 м. Осмотр прав.берегом.

Начало концаОдин из порогов, которые очень понравились, что объясняется прежде всего высокой водой. Вход в порог обозначен островом, затем предоставляется выбор: пойти по центральной струе с крупными валами слева или через красивую бочку шириной метра 2,5 справа с последующим выходом на центральную струю. В целом, порог предоставляет возможность именно покататься, причем в разных вариантах его прохождения. Интересно было бы и постоять на нем, но тут же его минус близости автомобильной дороги и строения на левом берегу неизвестного назначения.


№13-15 - Далее следуют плёс, за ним цепь мелководных перекатов (препятствия 13-15).
№16 - разрушенная плотина; ориентир - одинокий дом на лев.берегу. На входе в порог остров, проход слева, затем по центральной струе. Падение в пороге около 3 м, длина 50 м. Осмотр правым берегом.


Покатушки и…ЗагребушкиПохоже, что это именно то препятствие о котором предупреждал пограничник в Маткаселькя - прямо перед порогом на берегу стоит памятник погибшему 01.05.03 катамаранщику, что производит весьма неприятное впечатление и после этого идти в порог как-то не хочется. Со слов местных: шел кат-4, при входе в порог (вход - левый поворот с островом справа) судно сносит на остров и пробивает левую гондолу, в результате чего, насколько мы поняли, один из участников оказывается прижат рамой к острову (да нет, под кусты его занесло, а там как раз струя в них бьет. Вот его трактором и вытаскивали). Но последняя фраза является не точной и подлежит уточнению.
ПоехалиЭто препятствие на реке оказалось одним из двух, перед которым сердечко особенно учащенно билось. И вот страховка выставлена, идем на исходную, отливаем воду из КНБ, набранную на валах, все отступать некогда… подход к повороту, вход в него… резкий разгон, слив - даже меня (капитан) ослепляет в морду валом, чуть чиркаем баллоном подводный камень. Выходим, становимся на страховку и сообщаем ребятам о подводных камнях, заметно, что они тоже нервничают, как и мы, только теперь - за них. Ждем… идут! Заходят в поворот и… почти останавливаются (камень), снимаются, к сливу еле успевают выравниться, и чудом не киляются… (ага, сначала проехались по камню, бортом в воду съехали с него, потом чуть не кильнулись на валу, а уж затем совсем на перископную глубину ушли, воды по фальшборта было. Никогда не пренебрегайте надувнутостями в носу и корме!) Подходят - у них полная байда воды. Срочная чалка, осмотр выявляет три крупных пробоины. Решаем становиться на ночевку, подобрали место в 80 метрах ниже порога на правом берегу. КНБ работает как пчелка, перевозя груз "Тайменя" и его матроса, затем сопровождая судно-напарника в док (место ночевки и ремонта).
В этот вечер еще долго обсуждалось: каким чудом удалось избежать оверкиля экипажу? Что ж, завтра - еще один нелегкий день с обносами и очередными порогами (ведь мы прошли только 2 серьезных препятствия и 1 обнесли в самом начале - №3).
Далее была вторая неспокойная ночевка для троих членов группы из четырех, по причине отсутствия спальников 8)! (одеяла особо положения не поправляли). Это было конечно не смертельно, но высыпаться полноценно мешало.

27.04.04 Второй день сплава

Далее на протяжении 1,5 км цепь несложных шивер и порожков (препятствия 17-20), после прямого участка ровного течения вправо уходит рукав, слева впереди скальные выходы - это ориентир порога №20 и за ним через 100 м - мощного препятствия №21 - 4-х метрового водопада. Порог №20 имеет длину 30 м, небольшой слив со скальных плит, проход слева, сложная система струй. За порогом необходимо причалить к левому берегу и осмотреть водопад.


Этот водопад мы решили не идти...Насчет опознаваемости препятствий №20-21 не стоит беспокоится - их грохот слышен издалека. Порог 20 проходим по левой протоке, она наиболее сглаженная, хотя и порулить в ней придется, т.к. сам порог находится на левом повороте. Прохождение же по внешнему радиусу для байдарки практически невозможно без киля из-за мощной сборки струй, в которой кильнет на 95%. В нашем случае левый слив перегородило застрявшее бревно, как результат - обнос.

После шоссейного моста цепь шивер и перекатов (препятствия 22-23), затем слышен сильный низкий гул воды - это препятствие №24, разрушенная ГЭС и водопад высотой 7 м (!).

Этот "водопадик" также трудно не заметить (не услышать) с воды, но зачаливаться стоит весьма активно по причине отсутствия стоячей воды, а ошибка может закончится грустно.
Этот водопад мы решили не идти...Этот кошмар, который проходили некоторые смельчаки (не при нас) (и не на байдарках) действительно вселяет "суеверный ужас" (у любого байдарочника).
Водопад обрушивается в весьма живописное озерцо, выход из которого обозначен каньончиком в левой его оконечности, заканчивающимся шиверкой.
Дальнейший пейзаж через 20 минут гребли начал внушать опасения, когда начали появляться обгрызенные веточки… а чуть позже и деревья, хотя нет не деревья… а целые баобабы перегрызли эти чудовища! Тут же передо мной стали мелькать кадры похода по летней Жиздре и Ресетте: разборы плотин, искусство выпиливания над водой, в воде, под водой… и куча обносов - в общем всего этого жутко не хотелось; как результат, мы угребались лишь с одной целью - выглянуть за поворот и вздохнуть с облегчением, увидев чистую гладь воды (все-таки стоит уточнить, что ни одного завала нам так и не встретилось).
И вот после очередного проползания на перископной глубине под кроной заваленного дерева что-то справа по борту плюхнуло, причем подозрительно громко! Тут же была отдана команда застопорить машину, экипаж заступил на боевое дежурство с веслами на перевес… и был вознагражден не зря - из под воды появилась рыжая, лохматая, гнусная и невообразимо наглая рожа бобра с глазами-бусинками, жаждущими чего-нибудь деревянного - у нас в глазах загорелось адское пламя… но неожиданно весь состав экспедиции обуяли сентиментальные чувства к "бедному" животному, в результате чего было решено отпустить зверушку… НО до первого завала!
Посему категорически не советуем ходить на Тохму с веслами и байдарками с деревянными элементами конструкций :-)
Далее идет 3 несложных шиверы, скрашивающих длительную гладкую угребаловку по холодной весенней воде.
На этом перегоне и случилось самое страшное посягательство на жизнь одного из членов экипажа (меня), а именно проверка на прочность шлема. Проползая под очередным деревом, мой горячо любимый братик гордо приподнял над собой крону дерева, резко ее отпустил… но ничего, не дерево мне вмазало по башке, а весло матроса сыграло от веток и залепило мне в висок. После такого "массажа" еще долго раскатывался эхом 2, 3, 4, … , n-этажный мат над девственным карельским лесом.
Мы же продолжали грести и грести, а загадочного препятствия 29 и 250 входной шиверы мы не замечали. И вот, наконец, за очередным поворотом река постепенно ускорялась, шумела, бурбулила белой водой и скрывалась.
Осмотр. Просмотрели: классные валы и сливчики, намечались неплохие покатушки и ж...оокунание после валов, зачалиться решили в видневшемся впереди улове, но все так просто и одновременно хорошо - приметили среди крон деревьев провода ЛЭП, означавшие одно - за уловом порог №29. Тут же подорвались смотреть ОНО, оказавшимся неплохим сливом, не внушавшим ничего хорошего. Порешили пройти шиверу, страхуя с берега первым экипажем и поменяться ролями при прохождении другого экипажа (такая страховка применялась практически на всех препятствиях на реке).
Как и ожидалось, шивера не вызвала больших проблем (только "Таймень" набрал воды на валах "по самое не балуйся") (пора, наконец, сказать, что купленный перед походом фартук на "Таймень" оказался не пригодным к использованию, и мы шли все эти бочки практически БЕЗ фартука, укрыв только коленки матроса), другое дело, что взбадривало наличие неплохой Ж-ы сразу за ней.
И вот, с шиверой покончено. Как и договорились, идем еще раз смотреть на слив (уже по правому берегу) и решать, что делать (поджимает время - уже около 20.30)… собираемся идти вторым экипажем.
Порог представляет собой слив сразу после правого поворота, причем в правой его части находится более-менее нестрашная держащая бочка, а в левой - тот же слив и неимоверные валы. Нежелательность прохода по левой части объясняется еще и наличием останков строения на берегу, с торчащими арматурами в некоторых местах. Посему желаемая траектория была избрана по внутреннему радиусу сразу после поворота.
Вот наступает тот, второй, момент на реке, когда сердце норовит вырваться из спасжилета, но отступать поздно: страховка стоит, все ремешки подтянуты, баллоны КНБ проверены, сделан глубокий вдох… пошли...

Карельский прорыв     Прорвались...

Пересекаем струю, переводим дух около противоположного берега, еще раз выдох… погребли… проходим поворот и… конец земли, направо не выгребаем, как результат - мы в самой Ж. Но, благодаря набранной скорости, "проскакиваем" это пекло и после бочки уходим направо в улово.
По рассказам очевидцев из другого экипажа: "мы посмотрели, как легко вы проплюхали по самым верхушкам валов, и решили тоже порвать этот порог". Но фотофиниш потом покажет наше "плюхание" где-то между дном и поверхностью.
Что ж теперь можно дать волю эмоциям, но не надолго, ждем наш первый экипаж. Вот они - секунды, растянутые в вечность: в голову всякая дрянь уже начинает лезть, но вот из поворота вылетает "Таймень" и влетает во все ту же Ж..., что и мы, по центральной струе… но удачно проходит, правда, набирает воды "по самое небалуйся". (Кстати, хотя трехметровый слив и кажется в положении над ним пропастью, технически плотина вполне проходима. Но внешне впечатляет, спору нет). Время 21.30 - становимся на ночевку сразу за порогом на левом берегу, вокруг хаос и следы былого урбанизма в виде бетонных и кирпичных останков, но у нас нет выбора - темнеет через час, а мы мокрые с головы до ног.
В этот вечер даже есть не хочется, мы измотаны эмоциями и здоровым угрёбом (ну да, три четверти группы уселись в мокрых гидрах у костра из прибрежной травы и шевелиться отказывались:), к тому же сразу после захода солнца начинает значительно подмораживать… экспедиция находит умиротворение во сне… нет пытается найти.

28.04.04 Третий день сплава
Утро началось с суеты - сегодня последний ходовой день, а ведь еще предстоит антистапель!
Срываемся с насиженного места и, угребаясь, подходим к деревянному автомосту перед деревней Рюттю. Решив не испытывать судьбу, пошли посмотреть… и не зря - во входной шивере присутствовали два завала, с разных сторон реки, настаивавших на пересечении струи пару раз. Кульминацией порога является слив в 1,5 метра с неплохой бочечкой слева и возможностью после этого угодить в канализацию разрушенной плотины и проносным сливом слева; заканчивается все это дело раздвоением русла. В выходной шивере мы решили рвануть налево - там место казалось более полноводным, НО менее безопасным (это оказалось позже).

Препятствие №30 - порог, заканчивающийся разрушенной плотиной. Ориентир входа в порог - деревянный мост. Осмотр препятствия левым берегом. Длина порога 200 м, основную сложность представляет слив плотины. В центре русла большая бочка, в паводок её можно обойти справа вдоль берега.

Сложность состояла в том чтобы, пересечь струю перед сливом и пройти его по внутреннему радиусу, уходя в правый рукав выходной шиверы, что благополучно и сделал наш экипаж, правда у страхующих замерли сердца, когда нас по инерции перенесло струей на ненужный внешний радиус слива, где на валах я поставил байдарку под углом к сливу (чтобы уйти вправо) и заорал матросу: "Разгон!!!". Маневр удался, правда мы с трудом ушли в правый рукав, встав на страховку.
Стоим… ждем, уже боимся, и вот среди валов гордо подпрыгивает "Таймень", затем прыгает в жерло бочки, пробивает ее, вздымая нос в небо, и выходит, но победный клич прерывается, когда на выходе ребята не успевают вырулить вправо, и их наваливает на камень посередине, на раздвоении русла, экипаж покидает судно, но уже поздно - они могут только придерживать байду, сами еле удерживаясь в бурлящем потоке. Мы подоспеваем не сразу, но, подоспев, снимаем лодку и переправляем на берег. (Для справки: стоять даже по пояс в воде нельзя - сносит. По берегам - снег, у берегов - лед. До суши - метров семь, которые мы героически преодолевали минут тридцать. Вот когда спасконцы понадобились!) Итог: несколько погнутых стрингеров и 2 или 3 убитых шпангоута… (ну да, фигня какая!.. Да что вы понимаете?! Это была МОЯ байдарка, с гордым именем "Эх, прокачу!". Два шпангоута, сломанных на три части каждый, оба кильсона, загнутых винтом, половина стрингеров, и часть фальшборта! Проще перечислить, что осталось целым) Приплыли... Двое срываются на поиски машины, остальные антистапелятся.
Как ни странно, машину нашли в Хелюле, добравшись на попутке. Обошлось все удовольствие по нашей выброске за 200 рублей - хорошие люди. Живет, кстати мужчина справа от ж/д переезда, если стоять спиной к последнему, автомобиль - УАЗ "головастик".

Вместо эпилога
Заслуженный отдыхПрибыли на станцию в 19-00, за 9 часов до поезда, закупились пивом (не только :-) и… от безысходности пошли проситься в маневровый тепловоз, чтобы "подбросил" до Сортавалы (зала ожидания в Хелюле НЕТ), на наше дикое удивление машинист не отказал, но он ехал в противоположную сторону, и мы, вовсе не разочарованные, пошли злоупотреблять. Ближе к заходу небесного светила стали появляться все признаки таежного северного края, и мы озаботились дровами посередине деревни. Выход оказался через дорогу за рвом с водой, отгораживающим финскую пилораму, где мы и забрали законные, русские деревяшки, чтобы согреть бренные тела, утомленные трехдневным переходом.
С одной стороны, конечно, жаль, что не дошли до конца, а с другой - поход получился максимально колоритным + мы избежали еще двух обносов и всего одного порога, чем себя и успокоили ;-)

Советы и рекомендации
- Стоит относиться серьезно ко всем препятствиям без исключения и не расслабляться до конца маршрута
- Также стоит решить проблему с пропуском в погранзону
- Спасжилет, каска, юбки - без разговоров
- Стоит следить за лоцией, чтобы не влететь в очередной водопад
- Надувнутости и спасконцы
- Проверенные фартуки
- Да и просмотрами пренебрегать не стоит

Препятствие По Бекетову По Трускову
1 Небольшая шивера под ж/д мостом возле Саханкоски. Ерунда
2 Еще одна под авт.мостом Ерунда
3 Разрушенная плотина, м.б.обнос (справа) или проход слева. Обнос справа
4 Несложная шивера -//-
5 Несложная шивера -//-
6 Несложная шивера -//-
7 Несложная шивера -//-
Карьер
8 Несложная шивера -//-
9 Несложная шивера -//-
10 Несложная шивера -//-
11 Короткий «порожек» под мостом в Рускевала. За ним на левом повороте «каньончик», возможен обнос По низкой воде проходимо без проблем
12 Разрушенная плотина. Три протоки, проход центральной, осмотр справа Проход справа, карк. лодки задевают дно, стоит разогнаться.
13 Мелкий перекат -//-
14 Мелкий перекат -//-
15 Мелкий перекат -//-
16 Разр. плотина.Вход слева от острова, затем по центр. струе. Осмотр справа. Осмотр и обнос слева. М.б. и не обнос.
17 Несложная шивера -//-
18 Несложная шивера -//-
19 Несложная шивера -//-
Стоянка в протоке справа
20 Порог, проход слева, за ним чалка Проходимо на Щуке в среднюю воду, на карк. возможно, в высокую.
21 4-метровый водопад. Обнос слева. -//- Но м.б. лучше обнос справа
22    
23    
24 Разр. ГЭС с водопадом. Обнос справа -//- но обнос слева. Прекрасная стоянка
25 Несложная шивера  
26 Несложная шивера  
27 Несложная шивера  
28 Шивера 250 м у горы  
29 Мощный порог заканчивается 2.5 м сливом старой плотины. Ориентир-ЛЭП, осмотр слева. -//- просмотр слева, обязателен. Проходимо.
30 (Рюттю) Порог заканч. плотиной. Осмотр слева. Проходимый порог
Два моста – ж/д и авто, под вторым завал.  
31 Длинная шивера заканчивается плитой со сливом, над ним стоянка. -//-
Стоянка
32 Водопадный слив через все русло, в выс. воду возможна протока справа. Осмотр и проход слева. Осмотр слева. На карк. шли только вторую часть.
33 Несложный порог, проход слева, за ним стоянка. Шли без осмотра (надо по центру), лучше просмотреть.
34 Водопад 3 м. Приставать удобно к острову. Обнос по правому берегу правой протоки.
35 Разрушенная плотина, обнос справа. Обнос справа, очень противный.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.



  • Окна, пластиковые окна, ПВХ mir-oknadveri.ru
  • mir-oknadveri.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100