Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)
(впечатления)


Автор - Сергей Шендеровский (Ярославль)


Хочу поделиться своими впечатлениями от похода по озеру Топозеро и реке Поньгома в Карелии на надувных байдарках "Щука". Эти лодки пока мало известны за пределами Москвы, а информация о них в Интернете в основном ограничивается рекламой-отзывами-комментариями (http://stalker.lib.ru/) на сайте автора и производителя Щуки Михаила Чернецкого, статьей Андрея Чупикина (http://chupikin.boom.ru/) и не всегда конструктивной перепалкой между "щуководами" и "щуконенавистниками" в fido. (Уже после нашего похода появились еще несколько отзывов, в частности Михаила Трускова о подъеме со Щукой вверх по течению бечевой (http://www.skit.by.ru/equipment/canoe/shuka_trusk.htm)). Обычно все справедливо отмечают неоспоримые достоинства Щуки на сплаве по мелким шкуродерным рекам. Наш поход показал, что эта лодка отлично ведет себя и на больших открытых водоемах, и в довольно сложных порогах с небольшим расходом воды, что делает ее удачным выбором для многих маршрутов по рекам Карелии и европейского Севера России. Надеюсь, этот текст будет полезен тем, кто собирается приобрести такую лодку, стоит перед выбором или еще не успел как следует обкатать ее.
Сам маршрут и его прохождение отражены здесь весьма кратко. На реке мы пользовались очень приличной лоцией Афиногенова (http://www.kulichki.com/moshkow/TURIZM/ponxgoma2.txt), единственное существенное добавление к ней - описание прохождения порога Корней.

Несколько предварительных замечаний
Это мой первый поход на Щуках. Маршрут считается второй категории сложности, состоит из большого Топозера (более 70 км в длину), недлинного волока, нескольких озер поменьше, реки Поньгома и маленького перехода по заливу Белого моря - губе Домашняя. Препятствия на реке - около 60 порогов 1-3 категории сложности - в основном мелкие шкуродерные шиверы и несколько сравнительно мощных порогов-сливов, один из которых, Корней, обычно считается непроходимым для байдарок. Препятствия на озерах (помимо расстояния) - сильные ветра и шторма. Особо оговорюсь - не пытаюсь распространить оценку достоинств лодки для более крупных водоемов (открытое море и крупные заливы, озера типа Ладожского и Онежского) и "белой воды" (пороги с большим расходом воды, крупными стоячими валами, бочками и т.д.). И так "ниша" не маленькая. Тем более, что мой водный опыт хоть и довольно длительный (с 1975г.), но по технической сложности весьма ограничен - та же Поньгома в 78 г. в большую воду с обносами некоторых порогов (в тексте есть лирическо-технические отступления о том походе для сравнения и из ностальгических побуждений), Мста, Лосево. Последние годы - детские походы по спокойным речкам средней полосы, Карельского перешейка и Урала. Ходил на Салютах и Тайменях. Есть некоторый пеше-горно-лыжный опыт. Приоритетом в водном походе для меня является отдых и природа, а препятствия - желательным, но не обязательным дополнением. С этой точки зрения и пишу. Я не оговариваю в каждой оценочной фразе, что это мое скромное мнение. Поэтому любителям слэнга предлагаю самостоятельно мысленно расставить милую их сердцу аббревиатуру, а горячих поклонников других плавсредств прошу не воспринимать последующее как пропаганду. С отмазками покончено, перехожу к делу.

Весной 2001 мы купили две надувные байдарки Щука-3 (Щ-3. В дальнейшем цифра с тире перед ней означает номинальное количество гребцов, а без тире - номер байдарки в нашей группе), поскольку старый наш Таймень-3 стал маловат для резко растущей по весу и объему семьи (моим сыновьям - 14 и 15). Кроме того, решили перейти от матрасных походов к чуть более интересным в техническом плане. Маршрут Топозеро - река Поньгома - губа Домашняя был выбран по соображениям красоты, сочетания озер, реки и кусочка моря, ненаселенки, характера порогов - практически безопасных для жизни, но интересных для нас технически.

Состав группы - 7 человек на трех Щуках-3 (Щ1,Щ2,Щ3).
Сергей Шендеровский, 41 - руководитель, капитан Щ1; опыт см. выше
Саша Шендеровский, 14 - матрос Щ1; детские походы по спокойным речкам с 4-х лет
Илья Шендеровский, 15 - капитан Щ2; детские походы по спокойным речкам с 5-и лет
Света Шендеровская (моя жена) - матрос Щ2, завхоз, фотограф, летописец; Мста, Лосево, альпинистский и пеше-горный опыт
Валера Данилов, 47 - капитан Щ3, главный рыбак; Кереть на катамаранах; месяц после операции аппендицита
Ксюша Григорьева, 18 - матрос и хозяин Щ3; детские походы по спокойным речкам
Наташа Данилова (жена Валеры) - пассажир-рулевой Щ3; впервые в жизни в походе; не умеет плавать, испытывает безотчетный страх перед водными пространствами, которые нельзя переплюнуть с разбега.
(Некоторые, может быть на чей-то взгляд лишние, подробности я привел, чтобы подчеркнуть качества лодки)

Поход (без подъездов) продолжался с 7 по 23 августа 2001 (7-14 - Топозеро с дневкой на о-ве Тараскин, 15-23 - оз. Левицкое - оз.Поньгома - река Поньгома - губа Домашняя с дневкой на озере Поньгома.). От Лоухов до Кестеньги быстро и хорошо доехали на УАЗе с тентом (Юрий Михайлович, т.(8)-814-39-22182). Природа нас баловала. Погода прекрасная: в основном переменная облачность или ясно, иногда дождь, один раз очень сильный ливень со шквалом, часто сильные ветра и шторма на озерах. Море ягод (черника и голубика, остатки перезрелой морошки, очень крупная почти созревшая брусника) и грибов (сначала подосиновики, ближе к Белому морю белые). Рыбы не очень много, но нам хватило: на Топозере - хариус и щука, на реке - окунь (клюет на макароны!), щука, плотва.

Топозеро очень красивое. Надеюсь, туристы, бороздящие его вдоль и поперек под парусом, опишут его подробно. Очень понравились микрофьорды острова Ваннешуари, монолитные гранитные пляжи и скалы с прослойками кварца на мысах островов и материка, песчаные бухты острова Тараскина, там же неисчерпаемые плантации черники и великолепная панорама с верхней площадки геодезической вышки. Несмотря на свой древний вид, вышка очень надежной и продуманной конструкции, построена на совесть и до сих пор весьма прочна, хоть и наполовину сгнила. Несущие стойки и балки из очень толстых бревен скреплены мощными скобами, все перекладины лестниц солидного диаметра и врезаны ласточкиным хвостом, даже по последнему пролету из одной стойки с поперечинами мы (я и Света) поднялись хоть и осторожно, но без проблем. Вышка внушает уважение к людям, ее строившим. На карте она отмечена точкой с цифрами 155 (в последнем издании атласа цифры исчезли).

О ветрах. Не знаю всегда ли так, но при нас на основной акватории Топозера почти все время дул юго-восточный ветер с умеренным волнением . Что интересно, при стабильной погоде он часто усиливался вечером, дул всю ночь и стихал к рассвету. В аэродинамической трубе в районе островов Кукат - Хамегеншари - Шелькашари - Нумушари во время ночного перехода 13-14 августа (ошибка с точки зрения безопасности, но романтики - выше крыши, к тому же наблюдали полярное сияние) ветер незадолго до рассвета за какой-то час с резким усилением сменил направление на почти противоположное запад-северо-западное. Начался шторм, и мы были буквально выброшены прибоем на песчано-каменистый пляж мыса материка напротив острова Раяшари, вместо запланированного мыса острова Нумушари. Еще более крепкий шторм был на озерах Вокшозеро - Волиналамбина 18 августа, когда два дня подряд, не стихая, дул сильный западный ветер. Линейки для измерения высоты волн у меня с собой не было, мнения участников варьировались от "вам по пояс будет" до "скроет". Барашки на гребнях волн я бы уменьшительно-ласкательным суффиксом уже не снабжал. К счастью, ветер был попутный, и мы, стримаранившись, под развернутыми плечами пролетели оба озера насквозь за час, не сумев оценить их красот.

Об упомянутом выше ливне со шквалом. Нам предстоял переход с той стоянки, куда нас выбросил ночной шторм, мимо острова Раяшари в ветровую тень острова Нумушари и дальше на выход из Топозера. В двухстах метрах от берега Наташе показалось, что она оставила на берегу фотоаппарат, и мы с Сашкой вернулись его искать. Не найдя аппарат (он, конечно, оказался в кармане у владелицы) мы присоединились к остальным экипажам, ждавшим нас у берега Раяшари, и тут на горизонте заметили растущую черную тучу. Поскольку до Нумушари было километра два, да еще под впечатлением от ночного шторма, я решил перестраховаться, и мы высадились на Раяшари и натянули тент (Петрович, спасибо!). Привалили наветренный край бревнами и буквально через пять минут уже держали его спинами под сильнейшим шквалом и ливнем, продолжавшимися минут десять. Хороши бы мы были на воде. Наташе-растеряше была объявлена благодарность за дезинформацию. Так что будьте осторожны, следите за небом, держитесь вместе, "зонтики" далеко не прячьте.

Тем не менее Топозеро оказалось более "домашним", чем я предполагал. Весь рельеф материка и островов прекрасно просматривается, берег всегда четко виден, ориентироваться по карте легко.

О стоянках. На Топозере очень чистые. Знаешь, что не ты здесь первый, но кроме кострищ и мест под палатки других доказательств нет. Людей, точнее плавсредства (чаще парусники) видели только издалека. Резкий контраст на реке. Некоторые стоянки (к счастью не все), извините за выражение, засраны в фигуральном и прямом смыслах слова. Боюсь, что причина не только в большей нагрузке (добавляются группы, начинающие с озер Лулло и Поньгома) на меньшую площадь, но и в разном отношении к берегу туристов-путешественников Топозера и не лучшей части "чистых" водников, интересующейся главным образом уровнем смеси адреналина и алкоголя в крови. Не жду дискуссии на эту тему. Как говорится, помогите материально. Однако, и по реке шли поначалу в одиночестве, только в районе Стола мы догнали несколько групп.

Волок из Топозера в Левицкое. Протока до дамбы широкая и глубокая. От дамбы две тропы. Одна прямо (продолжение протоки) - сырая, петляет среди кустов и деревьев, расстояние метров 700. Упирается в пляжик и приличную стоянку на берегу Левицкого. По этой тропе мы перенесли рюкзаки. Другая, несколько длиннее, идет сначала по дамбе, потом сворачивает с нее налево, выходит на Левицкое метрах в 300 от первой, гораздо лучше: сухая, твердая, широкая. Кусок тропы метров в 30 кривой, но основное препятствие, как выразилась Света, - невероятное количество подосиновиков, растущих прямо на тропе и в непосредственной близости от нее. По ней мы вдвоем с Валерой без перекуров, но и без спешки за час (а дело было ночью) перетаскали три байдарки, а потом перегнали их на стоянку.

О воде на реке и порогах. Уровень воды невысок (мягко говоря). В начале я все удивлялся - как же мы шли здесь на Салютах в июле 78-го? На Корнее стало очевидно падение глубины Поньгомы (пардон за каламбур). Тогда не было скальных выступов у правого берега. Вода заполняла все русло и неслась наклонно, перегибаясь на плитах. Если бы не кое-где застрявшие в камнях бревна, с технической точки зрения прохождение Корнея было бы (как я сейчас думаю) относительно несложно - только не падай, струя не дура - вынесет. Кардинально изменились Мостовой и Морской пороги. Мостовой в 78-м был тоже весь залит, в начале слив с хитрой подводной плитой перед ним (она развернула нас кормой на сливе) и приличный прижим. Дальше весь этот сад камней торчал только отдельными верхушками, шивера была мощной с неясным фарватером и острыми камнями (одна из наших Салюток за несколько секунд ушла на перископную глубину с разрезом около метра, а чуть раньше мне с большим трудом удалось избежать классического "галстука" - сомневаюсь, что в августе 2001-го на поньгомских шиверах можно было бы где-то намотаться). Морской сильно проиграл от малой воды - в 78-м это был мощный поток с хорошими стояками.

Теперь о том, как было в этот раз. Большинство порогов - мелкие шкуродерные шиверы, действительно хорошо обучающие рулежке. Все они очень толково описаны в лоции Афиногенова. Некоторая путаница (возможно, из-за разного уровня воды), возникла только в конце, после Мостового. На Тайменях идти в такую воду грустно. У сборной группы из Ростова и Северодвинска (наши дети назвали их космонавтами из-за сухих гидр наподобие ОЗК, пузатых спасжилетов и касок) к Мостовому кончился запас клея, заплат и терпения. На катамаранах скучновато, хотя веселая компания из Краснодара и Николаева на К-2 и К-4 не унывала. Был один каякер на каркасно-поддувном из Луганска (и с ним дядька с девушкой на пузатом кате-2), но мы не поняли - то ли он новичок (хотя и далеко не юноша), то ли очень уж жалел каяк. Стол он проскребся под правым берегом, держась руками за обливники, Роман и вовсе большую часть прошел ногами, в сливы, даже почти чистые, не лез, Корнея обнес. Поскольку наша вполне чайниковая группа с большим удовольствием и без особого напряжения прошла все, могу утверждать, что на Поньгоме Щука - оптимальный вариант. (Тем более в августе, когда погода, грибы, ягоды, нет гнуса и мало народу, но для других лодок мелко).

На Падуне катались, навесив над сливом "прицел", сначала для разведки сборным мужским экипажем, затем штатными, под конец втроем с пассажиром Наташей. Проходится чисто, каменная лунка в сливе не мешает. Кстати, Падун мало изменился по сравнению с большой водой, видимо это сильно зависит от расположения по отношению к озерам и другим порогам, и собственной "конструкции". Выходная шивера только стала сильнее выражена и мельче.

На Столе катались в косой слив и котелок справа от него (это более простой путь) с последующим разворотом в струю, идущую вдоль каменной гряды. Видимо, этот маневр определяет 3 категорию Стола для каркасных байдарок, и не всем тайменщикам он удается, однако на Щуке выполняется довольно легко. Наклонная плита у левого берега нас не привлекла - уж больно шкуродерно (пленка воды 2-3 см с ребрами) да и мало удовольствия в том, чтобы стучаться кормой о камень за сливом. На мой взгляд, так же неинтересен путь под правым берегом - нам, во всяком случае, хватило посмотреть на прохождение каякера.

Роман тоже прошли довольно чисто, штатными экипажами (с обносом груза). Люди, которых мы встретили на пороге, сказали, что кто-то перед нами порвался на ледорезе. Обходите его справа, хотя это и так очевидно. В начале второй части (после моста) очень интересен вираж у камня, дальше по струе в сливы, бочечки и валы (совсем небольшие в нашу воду). Ну и, как водится, шкуродер на выходе.

Корней, потеряв, так сказать, суммарную мощь, сохранил мощь локальную и значительно выиграл в смысле технической сложности. В малую воду он обычно считается непроходимым для байдарок, во всяком случае это, пожалуй, единственный реально опасный порог на Поньгоме, и этим он выбивается из ряда остальных поньгомских порогов. Первая ступень - короткая крутая шивера или, если хотите, длинный пологий слив через нагромождение мелкосидящих подводных и обливных камней. Сомневаюсь, что в нем возможен сколько-нибудь осмысленный маневр. Затем короткая, метров десять, пауза гладкого быстротока. И подряд два слива. В первом из них центральная и правая струи потока образуют два косых вала с узким глубоким провалом между ними и бьют в каменный зуб с эффектным фонтаном в центре основного слива. Зуб мешает простому сплаву по струе. Ниже зуба две косые поверхностные бочки, образующие треугольник, там ничего страшного. А дальше традиционная шивера, только помощнее других. Поглядев весь вечер и утро на порог, я решил идти его одним сборным мужским экипажем, разумеется, на разгруженной байдарке, а остальные обнести. От плиты у левого берега по диагонали в направлении центра через каменный лабиринт первой ступени просматривается относительно прямолинейный желобок, весьма сомнительный для Тайменей, но вполне достаточный для Щуки. Потом в паузе надо развернуться налево градусов на 60, набрать скорость и перескочить с вала центральной струи на вал правой и далее в основной слив в вершину треугольника бочек впритирку левым бортом к зубу. Других разумных вариантов (кроме обноса, конечно) я не увидел, хотя как я уже сказал, Корней сильно меняется в зависимости от уровня воды, в другое время все может выглядеть иначе. Работавшему матросом Валере показалось, что мы были недалеки от киля, но я думаю, что он просто не привык сидеть в бедренных упорах и принял мое откренивание за готовность к перевороту. Нам обоим очень понравилось, но повторять не стали, чтобы не дразнить жен, не разделявших нашей эйфории. Так что статистики нет, но все же думаю, для Щук Корней стабильно проходим, причем в управляемом режиме. Если говорить о других плавсредствах, то на катах компания из Краснодара его прошла (мы подошли чуть позже и не видели), а парень из Северодвинска из группы тайменщиков-космонавтов (они, естественно, обносили) говорил, что несколько лет назад в большую воду они его проходили на КНБ "Катран". Насчет каркасников не знаю. С одной стороны, прошли мы довольно чисто, ничего особо не цепляли, значит, и хорошо пролеенный разгруженный Таймень должен проскочить. (В Сети есть фотографии прохождения Корнея на Таймене без матроса http://water2000.narod.ru/other/pongoma.htm). Но с другой - цена промаха для Щуки и Тайменя несопоставимы, а целиться с воды - не то же самое, что с берега. Во всяком случае, я в Корней на Таймене не полез бы.

Если Корней - самый эффектный и мощный, то Мостовой - самый сложный и тяжелый физически порог. Вот уж где нарулились, вспотели все. "Космонавты", которых мы к вечеру там догнали, первую байдарку разрезали в самом начале и остальные проводили все полверсты - трудились по полной программе. Это был их последний порог, они сходили у моста. Утром, когда мы уже готовились проходить и осматривали с левого берега начало, подъехали катамаранщики из Краснодара и Николаева. Легкая двойка прошла без особых проблем. За ней груженая четверка с пятью парнями шла так: садилась на камень, один или двое человек слезали и кое-как спихивали ее, и через пять метров все повторялось. Мы отпустили их примерно к зигзагообразным сливам в середине шиверы, устали ждать и поехали (груженые). Обогнали метрах в двадцати за сливами. При этом единственный раз более-менее сели на камни - при обгоне вышли из струи и не успели вовремя вернуться.

Морской порог, как я уже сказал, очень проиграл в мощи и красоте из-за низкого уровня воды, шиверы очень мелкие - мы попали в самое начало прилива.

Кстати, о приливе. Вопрос - как заранее определить его время? Ответ дается у Афиногенова - надо накануне посидеть подольше у костра за поздним ужином, дождаться кульминации Луны, добавить 2 часа - вот вам и максимум прилива. Есть там, правда ненавязчивая оговорка "при благоприятных обстоятельствах". Поскольку вместо них могут случиться неблагоприятные, как то: новолуние, плохая погода, усталость или отсутствие продуктов для позднего ужина, то тем, кто, вопреки национальной привычке решил не полагаться на авось, могу порекомендовать ссылочку для расчета восходов и заходов Солнца и Луны (http://www.astro.tomsk.ru/calc). Координаты устья Поньгомы примерно 65.4 гр. с.ш. 34.4 гр. в.д. Остается один неразрешенный мной вопрос: по расчетам выходило, что кульминация Луны должна была быть 23 августа днем в 16.30 (не проверил), а максимум прилива был примерно в 21 час, т.е. с зазором не в 2, а в 4,5 часа. Нестыковка возможна из-за часовых поясов и летнего времени, так что для пущей точности засинхронизируйтесь заранее, например по заходу Солнца. Между прочим, я впервые в жизни обратил внимание и поразился, какой хитрый график восходов и заходов у Луны. Не успокоился, пока не повертел кружок бумаги (горизонт), насаженный набекрень на наклонный карандаш (Земная ось), щуря глаз на расставленные на столе ластики (Солнце и Луна).
Приливное течение довольно шустрое, постарайтесь им воспользоваться. Кроме того в отлив узкий скалистый остров напротив устья Поньгомы становится полуостровом - придется обходить или ждать. Опять же будьте внимательны: шторм на море не то же самое, что шторм на озере.
В губе шли против довольно сильного ветра с дождиком, но разогнать волну со стороны материка там особо негде. (В 78 году ветер был попутный, и мы катались на большущих пологих волнах. Как это отразилось на деревянных кильсонах Салютов догадайтесь сами, но было весело.) В этот раз всем понравилась ярчайшая, быстро меняющаяся радуга над морем.

От места разборки в Кузему ведет хорошая лесная тропа (метров 500), потом короткий кусок старой плохой (для машин) дороги, потом новая дорога (все повороты направо). В поселке от перекрестка налево. Идти без груза минут 25. Кому лень тащить - можно обратиться в Куземе к Виктору Андреевичу Степанову, дом 6, кв. 2, бортовой ГАЗ, в любое время, к любому месту и очень недорого. Мы так и сделали. До старой дороги, правда, все-таки дотащить пришлось. (А в 78 мы ночью шли болотом по гати - двум досочкам).

Теперь о Щуке

Постараюсь по возможности избежать повторения общих мест. Вначале одно замечание касательно критики производителя и призывов к нему что-то изменить. Я не разговаривал с Чернецким на эту тему, чужая душа - потемки, но предполагаю, что человек, до сих пор работающий в НИИ по своей специальности (пишу это с иссиня-белой завистью) и делающий бизнес для прокорма, вряд ли будет из кожи вон лезть, чтобы задушить всех конкурентов, вытеснив их с рынка "абсолютной" байдаркой. Да и все равно всем не угодишь. Щука в теперешнем виде технологична, пользуется платежеспособным спросом - что еще надо человеку, чтобы встретить старость? Так что вот лозунг момента: "Нам нельзя ждать милостей от Чернецкого, взять у него Щуку и доделать под себя - наша задача!".
Итак, какие я сделал доработки.

Главный недостаток Щуки (как и всегда, продолжение достоинства, высокой маневренности) - плохая устойчивость на курсе, вертлявость. Это врожденное свойство любого плоскодонного судна и никакое перераспределение груза тут не поможет. Да простят меня уважаемые участники дискуссии на эту тему за резкость и язвительность, но их спор о том, в какую сторону и каким концом вперед должно плыть бревно, мне сразу показался полным бредом. Я сам физик по образованию и восхищаюсь гением Бернулли, но у меня всегда было стойкое подозрение, что как только обтекание становится чуть-чуть неламинарным (то есть сразу), да еще сверху ветер дунет наискось, да еще форма корпуса - не благородное бревно, а сложная и непостоянная бугорчато-складчатая (этакая загогулина, понимаешь), то тут сама природа не знает, в какую сторону в следующий момент она завернет, забыв про взаимное расположение центров масс и сопротивления. Вспомните знаменитую притчу про теоретика, с легкостью объяснившего график, перевернутый вверх ногами. И добрые моряки всех времен и народов, не забивая себе головы попытками рассчитать и предсказать слабо поддающиеся расчету и предсказанию воздействия стихий, ставят РУЛЬ (по научному - кучу воздействий первого порядка малости кроют, как бык овцу, воздействием нулевого порядка). Скажете - руль приделать хлопотно. Но вертлявость - это естественное слабое место Щуки, ее надо компенсировать. Вот вам аналогия - любой чайник знает, что если не пролеить (не наклеить протекторы) Таймень, то поход по шкуродерной речке будет сплошным мучением, а то и вовсе преждевременно закончится вместе с запасом клея и заплат, поскольку оболочка у стрингеров и кильсона - естественное слабое место каркасника. Так что не ленитесь. Наверное, лучше сделать для подвески руля жесткий транец-намордник (точнее напопник), но у меня прекрасно работал и мягкий в виде шестиконечного креста из стропы и веревочек, натянутый на обвязку. Руль - обычный тайменевский. В стремена влезать нам так и не надоело до конца похода, это гораздо проще, чем регулярно одним веслом упираться, а другим табанить, пытаясь удержать курс. Даже просто прямо поставленный, руль играет роль стабилизатора. А управляемость и устойчивость на курсе в шторм - это вообще вопрос элементарной безопасности. Так что считаю Щуку без руля таким же полуфабрикатом, как и непролеенный Таймень. (У меня была полемика на эту тему с Андреем Чупикиным, и я решил сделать оговорку. Если вы техничные гребцы и можете держать курс на полном автомате и/или ходите только по горным речкам, где нет больших плесов и тем более озер, может быть, рули вам и ни к чему. Но нам на Топозере, да и потом, они очень даже пригодились.)

Другой недостаток - слабая продольная жесткость (некоторые даже говорят "никакая", но я думаю, что это крайнее мнение принадлежит забывшим взять помпу-лягушку, или накачавшим ее сухую на жаре). На подобном маршруте гибкость часто, наоборот, достоинство. Тем не менее, я пришил к деке дополнительные петли и привязал к ним жерди. В каяк и даже в Таймень Щука при этом не превратилась (и слава Богу), но жесткость повысилась заметно (особенно помогает при не очень накачанных баллонах). Я бы сказал, соотношение гибкости и жесткости приблизилось к оптимальному для данных препятствий. Кроме того: с жердями легче скатамараниваться, особенно экстренно; переносить байдарку; перелазить на берег, если нельзя причалить бортом; ставить парус (у меня был самодельный "Стриж" 2,5 кв.м. - баловство, но удовольствия море). Только как следует обстругайте жерди, а лучше еще обклейте скотчем рядом с гребцами. Я в самом начале второй части Романа загнал себе щепку под ноготь на всю глубину и ехал до конца порога с выпученными глазами.

Обвязка еще добавит жесткости, а заодно и послужит основой для крепления руля.

Бедренные упоры (они подробно описаны у Чупикина) - очень полезная вещь, не обращайте внимания на поговорку про взаимоотношения немастера с каподастром. Упоры не помогут вам, если а) у вас напрочь (как класс или временно) отсутствует координация движений; б) у вас острый приступ радикулита, в) вы забыли их надеть. А если вы еще хоть краем уха слышали сакраментальное "Дно к струе, крен на препятствие", то большей части потенциальных килей (речь, напомню, не о "белой воде") вы успешно избежите.

Про юбки. Я одну для себя переделал, остальные оставил как есть. На тренировке на гладкой воде мы из них выпадали без проблем. Есть ли опасность захлеста ими ног в сильной струе - не знаю. Если кто пробовал - поделитесь опытом. Во всяком случае не пытайтесь затянуть резинку от трусов на горловине, во-первых толком не получится, для этой кордуры нужен реп с полиспастом, во-вторых опасно. Лучше нашейте репейник и делайте складку.

Баллоны у нас держали хорошо. Но концы медицинской трубки со временем слегка растягиваются - лучше обмотайте их изолентой. Привяжите веревочкой затычки и следите, чтобы эти веревочки не попали в трубки - а то будет травить.

Шпангоуты. Во время тренировочных килей (когда я падал один и самостоятельно), в результате резкого перекручивания пара шпангоутов выпала, но осталась внутри. Как в реальности бывает - не знаю, но лучше их привязывать.

ТТХ Щуки, с учетом этих доработок, выглядят следующим образом.
Озеро. Мнение, что Щука тут значительно уступает Тайменю - ошибочно, точнее, относится к Щуке без руля, то есть полуфабрикату. Я не плавал на Тритоновских изделиях, но могу сказать определенно: Щука на озере по совокупности жизненно важных параметров намного лучше Тайменя. Скорость я не сравнивал, не с кем было соревноваться. В любом случае, 1 км/ч погоды не сделает, поход - не регата. А в озерно-речном походе и подавно полдня ремработ съест небольшое преимущество Тайменя. Пресловутая сверхпарусность Щуки - миф, возникший по вине плоского дна, не сопротивляющегося дрейфу. Лекарство все то же - руль. Щука прекрасно слушается руля, уверенно держит курс, небольшой боковой снос при резких поворотах чувствуется только на узкой петляющей речке и к нему легко приспособиться. Главное отличие - поведение в шторм. Щука плавно огибает волну, не зарывается и не прыгает, ее не заливает. Отлично держится к волне и носом и лагом, кормой так вообще качка почти не ощущается. Крутая волна ссади-сбоку лишь слегка заносит корму. Можно легко скатамараниться на ходу даже в сильный шторм, как это мы сделали на Вокшозере. Для этого нам пришлось разворачиваться и маневрировать под разными углами к волне - вот уж где все в полной мере оценили лодку. Только, образно говоря, держите ленточки ваших бескозырок в зубах - единственный случай, чуть не окончившийся килем, произошел, когда матрос и пассажир Щ3 разом бросились ловить сорванную ветром шапку. По мнению некоторых участников - на Тайменях мы тут утопли бы. (На самом деле ничего страшного с нами не случилось бы - спокойно отсиделись бы на берегу.) Все швы фартука и деки Щуки, конечно, текут, но это сказывается на комфорте, а не на безопасности. Не лень - проклейте. Единственное "но", или знак вопроса: не знаю, каковы шансы одинокого экипажа, если, не дай Бог, вдали от берега в холодную погоду внезапно спустит один баллон. Случалось ли подобное с кем-нибудь? Во всяком случае, ходить желательно парами, а лучше тройками и не разбегаться. А может, кто-нибудь изобретет и будет производить аварийную гондолу с соответствующим крепежом?

Шиверы. В них Щука прекрасно себя чувствует. Про Таймень я уже и не говорю, а по сравнению с катамараном идти гораздо интереснее. Дежурная фраза "высокая живучесть в шиверах" требует дополнения. Щука не только сэкономит вам силы, нервы и идиоматические выражения при прохождении, время и клей с заплатами после, но и, самое главное, позволит вам с удовольствием пройти те пороги, которые из-за хитрого сочетания шкуродерущей, набороломающей и киляющей компонент с другим судном вы предпочтете обнести. Смотрите только, что у вас прилегает ко дну. Все твердое, в том числе пряжки герм - наверх. Бич тезы - крупный песок озерных пляжей, забивающийся между дном и чехлами баллонов. У нас все потертости дна случились в первый день порогов на этих пупырышках, пряжках и случайно попавшем под коврик трофейном красивом плоском камушке. Пришлось делать генеральную уборку. Ну и "Много пыли на дороге, много грязи на пути. Вытирайте чище ноги перед тем, как в дом войти".

Пороги со сливами, бочками и валами. Пока у меня нет достаточно обоснованного мнения на эту тему, таких порогов на Поньгоме в малую воду было немного, и мощью они не отличались. В единственном по-настоящему серьезном, Корнее, Щука вела себя достойно. Какого-то повышенного увязания в бочках или вихляния в валах мы не заметили. Возможно, наш советский турист при необходимости найдет новые резервы повышения жесткости и бочкопробиваемости. А вот "врожденные" качества - маневренность по направлению и скорости, как говорится, не пропьешь. Щуку легко развернуть на месте, остановить или разогнать до максимальной скорости буквально на длине корпуса. В будущих походах надеюсь проверить Щуку на чуть более мощных порогах.

Вместимость. Другая дежурная фраза "лишнего места на Щуке нет" соответствует действительности в том смысле, что место (как и деньги) не бывает лишним, а только запасным. Места не просто много - его навалом. Речь, конечно, идет о варианте двое на Щ-3. (Вариант двое на Щ-2 мало приемлем в походах с порогами в первую очередь из-за фехтования веслами). Я, помимо обычного снаряжения и продуктов, набора котлов до 8 л, сковородок и раскладной жаровни, возил еще парусное снаряжение, аварийно-дежурные дрова (привычка, на Поньгоме не лишняя - в некоторых местах исключительно здоровый лес почти без сухостоя). Да еще в Щ3 сидело трое, и все продукты, и кое-какое "приданое" Щ3 везли Щ1 и Щ2. Примерно на третий день, когда съели хлеб, часть продуктов, и произошла естественная утряска, я уже не знал, чем заполнить многочисленные и немалые пустоты в байдарке. Под юбку среднего очка запихать можно очень много. Кстати, у меня не хватило мозгов догадаться, зачем под фартуком пришиты красные тряпочки в виде карманов, мешающие укладке. Для улавливания мелких вещей при киле? Лучше класть мелочь в гермы и привязывать. Я эти тряпочки отпорол, и стало вообще хорошо и просторно. Только по возможности кладите вниз тяжелое (по моему опыту - не очень критично, остойчивость хорошая, а на серьезных порогах все равно разгружаешься) и, обязательно, мягкое/сыпучее.

Про малый вес все понятно. С лягушкой, веслами, рулем, жердями и прочими прибамбасами и мокрая, Щука весит, конечно, уже не 14 кг, но с Тайменем язык не поворачивается сравнивать, да и на загривок мягкий баллон гораздо приятнее класть, чем штевень.

Сохнет лодка, по моему, дольше Тайменя, там внутри куча слоев ткани, нам во всяком случае высушить на месте не удалось, да и выворачивать наизнанку на грязи не стоит, но ничего страшного - свернули как есть и досушили дома.

Для неэнтузиастов, наверное, довольно сложен процесс качественной предпоходной сборки с выворачиванием наизнанку, залезанием в нос и корму и тщательным расправлением там баллонов. Однако все это делается дома, заранее и не спеша (если время и жилплощадь позволяют). Мне пришлось в день отъезда собрать три байдарки, одну из них дважды из-за перекрутившегося баллона, может быть поэтому и ворчу.

Единственная серьезная претензия к изготовителям (хотя пока никаких серьезных негативных последствий) - откровенно слабый материал деки. Швы при накачивании пока не ползут, но дырки видны. Кроме того к деке пришиваются силовые элементы - бедренные упоры, петли. Подо все надо подводить усиливающие накладки, особенно под переднюю петлю упоров. Иначе под нагрузкой полимерная пленка дековой ткани рвется и отслаивается от основы. По мелочи - кромки можно бы и оплавить, швы могли бы быть поаккуратнее и поточнее, на поперечных швах чехлов баллонов не мешало бы зигзаг вместо прямой строчки пустить, чтобы ткань растягивалась равномернее. Серая теза дна на одной моей байдарке гораздо слабее желтой на другой. Но в целом эти мелочи на ложку дегтя не тянут.

Оправдано ли название "Байдарка для чайников"? Для маршрутов такого типа - несомненно. В том смысле, что она повышает безопасность и прощает ошибки, за которые тайменщик крепко поплатился бы, если не здоровьем, то снаряжением. Позволяет пройти пороги, недоступные экипажу с данным уровнем подготовки на другой лодке, причем в управляемом режиме, а не пассажиром в "автобусе".
Не вижу в этом ничего плохого или обидного. Если какой гранд будет утверждать, что грамотно оценить препятствие как непроходимое и технично его обнести/провести доставляет ему удовольствие, я усомнюсь в его искренности. Тут, конечно, может возникнуть некая беспечность и беспочвенная переоценка своих сил. Однако осторожность и критическое отношение к себе - все же свойство человека, а не плавсредства. К тому же сидеть на камне неприятно и на Щуке, так что стимулы к работе над собой есть.

Резюме таково: и маршрут, и лодка хороши и сами по себе, а в комбинации просто прекрасные. Рекомендую.

Сергей Шендеровский     

 В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме


Комментарии и дополнения
 НикАл, 25.12.2005
Полностью согласен с автором, всё написаное здесь абсолютная правда. По многим показателям, Щуке на подобных маршрутах действительно нет равных, даже среди надувнушек.
Сам недавно убедился в этом на собственной шкуре. А все остальные споры - дело вкуса. Для кого-то и "Запорожец" - машина, а кому-то и "Волги" мало - Тойоту-ЛендКрузер хочется... Поэтому, спор о "хороших" и "отстойных" лодках (как и маршрутах) считаю просто бесполезной тратой времени и нервов!
 afanassi, 13.12.2012
Сергей!нам понравилась ваша фотография Топозеро.мы хотим купить ее для книги Водные богатства России.пожалуйста, срочно свяжитесь с нами
С уважением,
Афанасий Владимирович Маковнев
руководитель издательских проектов
+7-910-401-2211 моб.
+7-499-7474-297 офис
af.penta@gmail.com
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:



Топозеро. Островок или, скорее, мыс (пролив, по-моему, уже лесом зарос) у западной оконечности
о.Чуолманиеми

Топозеро. Остров Нергас. Руль - наша путеводная звезда.
Топозеро. Остров Нергас. Руль - наша путеводная звезда.


Топозеро. Готовимся к
переходу. Ваннешуари - о-ва. Ерасимшуарет
(около 7 км. открытой
воды)


Топозеро. О.Тараскин.
Песчаная бухта и пляж на ЮЗ оконечности острова


Топозеро. О.Тараскин. Очень живописное место у горла глубокого залива на ЮЗ оконечности. На
переднем плане выход
кварца


Топозеро. О.Тараскин.
Геодезическая вышка


Под парусом по
оз.Левицкое. Вообще-то баловство. Приличная
скорость (7-8 км/ч)
достигалась только при
хорошем попутном ветре (по морскому - курсом бакштаг). Бейдевинд (когда
ветер в ноздрю) со
шверцем (это съемный
боковой киль, на фото он поднят - светлая пластина ниже паруса) удавалось идти примерно 60
градусов, но очень
медленно (1-2 км/ч), на
веслах гораздо быстрее. Но удовольствия на дневках куча!


Шторм на Вокшозере.
Идем вместе, стримаранившись на ходу. Конечно, на фото не очень впечатляюще выглядит, но кто бывал на озерах, знает,
когда появляются барашки на гребнях волн.


Дары природы. Такие
белые попадались нам на реке уже ближе к Белому морю.


А это - главное препятствие
на волоке из Топозера в
Левицкое.


Падун (Верхний Падун).
Тут главное - не сильно
промазать мимо центра
струи при заходе. Для этого мы навесили "прицел"


Падун


Падун


Стол. Общий вид. Левее (на фото) камней в центре - косой крученый слив, у
левого края фото - котелок.
На переднем плане -
каменная гряда и нижний слив.


Стол. Заход в косой слив


Стол. Прохождение
косого слива


Стол. Более простой
заход - в котелок


Стол. Разворот в струю
у гряды. На Щуке это
получается регулярно и с удовольствием


Стол. Выход в нижний слив


Корней. Общий вид


Корней. Хорошо виден
фонтан над зубом в центре слива (почти центр правой
половины фото)


Корней. Крупно - начало главного слива На переднем плане в центре - вал правой струи, на который мы перескакивали
с центральной (на фото
дальше, за темным
провалом)


Корней. Проходим
первую ступень


Корней. В главном сливе


Безымянный, но
симпатичный порог №25 (следующий за Столом)


В Роман-пороге


Мостовой в районе
зигзагообразных сливов. Примерно середина шиверы.


Морской (Нижний Падун)



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100