Река Кузема (через р. Сенная), 1999 год

1 - 17 августа 1999 года

Автор - Анна Птицына (Москва)

Ст. Боярская - оз. Большое - оз. Кулежма - оз. Пиртозеро - пос. Амбарный - оз. Заячье - оз. Овечье - р. Пулома - оз. Энгозеро -оз. Пайозеро - оз. Чогозеро - р. Воньга - оз. Пильдозеро - оз. Сигдамозеро - Мурамозеро - р. Сенная - оз. Моисеева - Вангозеро - р. Куземка - р. Кузема - Белое море (один из не очень обычных маршрутов).

1й экипаж - "Щука - 3":
- Семкин Павел (капитан)
- Птицына Анна (фотограф, летописец, штатный медик)
2й экипаж - "Таймень -2":
- Иванов Михаил (капитан)
- Шарыгина Татьяна (штурман)
3й экипаж - "Таймень -2":
- Гуленок Андрей (Мэф) (капитан, Сусанин-предводитель)
- Гуленок Марина (матрос, повар)

Прошу прощения у почтеннейшей публики: мое произведение навряд ли может назваться лоцией - как меня просила одна половина нашей команды, но до дневника оно тоже не дотягивает - как желала вторая половина оной же, а посему отдаю на Ваш благосклоннейший суд сего мутанта - непонятное и наверно посему не очень полезное творение.

ДЕНЬ НУЛЕВОЙ
20 часов 27 минут ст. Боярская
Ура, приехали! Поход почти начался…Экипажа пока два - третий обещал быть на Энгозере. (Кстати, второй экипаж поймали в ФИДО.)
Первое препятствие. Перед нами товарняк. Сдаем назад. Товарняк обходится с конца поезда, со скальной подготовкой (4 вагона вдоль отвесной насыпи, цепляясь за все и всея, что не попадя, в основном грязное - в машинном масле). Внизу - болото, тоже не пройти. Внизу правее, где-то по середине состава, виден небольшой пляж. Тот, что с причалом - это совсем вправо, метров 200-300. Там как раз местные и водятся, если ориентироваться по имеющимся у нас предыдущим описаниям. Потихоньку собираем байды (Таймень собирался быстрее, чем накачали Щуку), и приблизительно в пол-десятого отчаливаем. Ура!!! Путешествие начинается!!!!! (Какой наивняк, какой восторг, какое настроение…И заметьте, такое каждый очередной раз.)
Около 22 часов (светло яки днем - все же белые ночи).
Видим в наличии конкурентов - те, что шли с начала поезда и собирались на большом пляже. Все дружно теряемся - куда же дальше. По имеющимся описаниям плыть в принципе легко, но в засушливую погоду, как это было в нашем случае, очень сложно считать мысы и острова, тем более их сложно различить. Мы немного поплутали, сделав небольшой крюк - держаться, на самом деле, надо близко к левому берегу, что бы не уйти за остров, до каменьев, выглядывающих из воды (думаю даже в полную воду) и крупного явно выступающего мыса. Далее правее, чтобы не уйти в залив. На островах предостаточно стоянок, но я их не рекомендовала бы - цивилизация все же еще очень и очень близко.
Ближе к выходу из озера - по карте буква Т перевернутая - это камни. Надо верить. После них ориентир - остров с заливом, обходится слева. После на горизонте триангулятор справа. Курс ровно на него. Попадаем в протоку. На Боярском много хороших стоянок с пляжем.
Протока с 1-м перекатиком - небольшая шивера 30-50 метров, узкий проход строго по струе. На выходе в расширении еще несколько (мы видели 2) стоянок.
00-0 ночевка.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Встали, сами понимаете, не очень рано. С утра поблеснили - ничего. Еще дольше упаковывались. Вечером вещи-то покидали - да и ладно, а сейчас все же, байды грузить-паковать надобно. Ну, вот к
13-00 выход.
Встретили вчерашних конкурентов (3 Таймени: 2 двушки + 1 трешка). Они сказали нам, что через Амбарный не пойдут, а будут обноситься, так как через ФИДО (за март) и личных знакомых прошла информация о местных жителях на станции, бьющих туристов дубинами. Лучше уж дубиной по башке, чем в первый день что-то там на себе волочить.
После расширения - озеро Большое. На входе в него разрушенная плотина - перетаскивается. Далее узкий проход в струе между бревнами. Сразу за переносом влево, а далее резко вправо на выходе по центру - камень. Обходится с любой стороны. Просмотр всего этого недоразумения слева. Озеро достаточно заболочено (мы просто на тот момент еще не знали, что такое "заболочено"). За ним - протока с небольшим разливом и тихой заводью - мечтой рыбака.
За озером - порог, отмеченный на карте, несложный каскад перепадов (приблизительно 3). Идется по струе. Напоминает бобслей. Мы шли без просмотра. На выходе, как водится, парочка ЗП (западлянок). Таймешка где-то (история умалчивает, где) словила железяку - шкуру кромсанули как ножом сантиметров семь. И это ПВХ… Хорошо, что не Щуку по балонам. Пришлось срочно искать место для ремонта.
Оз. Кулежма. Красивое, лесистое, очень много стоянок. Полно притопленных камней, прямо посередине. Пристали к острову на мысу, стали клеиться, заодно и перекусить решили. На горизонте плыло странное судно. Каков же был наш восторг, когда подплывший экипаж объяснил нам что их корабль - усовершенствованный каркасно-надувной катамаран - "ТаймЩук" называется: каркас от "Таймени", баллоны - от "Щуки", и все это может плыть отдельно (если захочет), то есть скатамаранено две байды. Зрелище, уверяю вас, впечатляющее! Договорились Амбарный идти вместе (на всякий случай). Ну конечно, водник воднику не посоветовать не может - над дырой все дружно поохали, и сели есть. Пока суд да дело, только обезжирили место проклейки, откуда ни возьмись - сумасшедший ливень. Как истинные трудяги, продолжали работу под пленкой: представляете - бензин, ПВХ, горящая лучина и все это под полиэтиленом. Зрелище чудное! Токсикоманы, ни дать, ни взять!
Заклеились, перекусили - тут и дождь кончился. Двинулись дальше… За островом хорошо видна протока, но не надо пытаться протаранить мыс. Повнимательней, господа, повнимательней! Наши коллеги на "ТаймЩуке" обошли его, как все приличные, справа, мы же перетаскивались волоком через гряду и камни.
Оз. Пиртозеро. Есть стоянки, за качество не ручаюсь. До Амбарного - болотистая протока, которая течет прямо до деревни.
Пос. Амбарный. Протока (или река) течет прямо по деревне. Людей с дубинами не наблюдается. Проплывающие экипажи встречает и провожает ватага ребятишек с визгами, свистом и комментариями. По их рассказам, вода мелкая и все обносятся. Пришлось устраивать шоу для их потехи. Как выяснилось, только что было закончено представление, даваемое предыдущей группой. С утра дети насчитали 8 байд. Вначале струя идет между камней, далее воды убывает - камней прибывает. Потом - мост. Под мостом следовать в правый пролет, под берегом держась за мост руками. На выходе из-под моста лучше страховаться с берега. И аккуратнее - за мостом, под берегом - и доски, и камни, и коряги и еще черте что. Далее 50 метров безобразия, которое даже шкуродером назвать нельзя. Тайменям плыть не советуем, лучше проводить, Щуки выдерживают даже с пассажирами. Наверно, легко можно проехать только на моторке, которая неизвестно каким образом мило живет между этими 50 метрами бардака и следующим порогом. Это метровый слив в главном русле. Деревенские называют его Падун, говорят, что этот порог все обносят. Мы решили не поверить. Просмотр справа, есть тропа. Идти в центральный слив с сигнальщиком (страхующим) на камне ниже слива. Проходим для всех типов байдарок, включая груженую 2-х местную Таймень, с тремя пассажирами, чему мы были свидетелями. Позже разгорелся спор, почему же она не переломилась - решили, что она сильно груженая, особенно спиртом. А ведь каждый водник знает - этот продукт не может вот так взять и потонуть!
Далее опять припев: дли-и-иная протока, небольшой разливчик, одна стоянка на острове с юго-восточной стороны в маленьком безымянном озере, при выходе из озера - 3-й порог. 1-А идется без просмотра. Сразу за ним аварийная стоянка, сильно загаженная, место для 2-3х палаток. Два длинных разлива, сменяющиеся протоками. Стоянок здесь нет. Потом была высокая стоянка слева перед протокой, но занятая. При входе в оз. Заячье - протока с течением. Стоянка на мысу. День выдался муторный. Надо раньше просыпаться, то ли еще будет.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Дневка. И отдыхать когда-то надо. Тем более с непривычки к большим физическим нагрузкам. Все же год бездельничали. Все больше за бумагами и компами - работа. Встали, как на любом отдыхе, раньше, чем в нормальный рабочий день. Четвертый закон диалектики - закон подлости. Места вроде и рыбные, а рыбы нет. Надо исправить! С утра - рыбалка. Поймана первая щука (первая вообще, в жизни, это-то в 26 лет). Герой требует похвалы. Потом пошли окушки, в общем, стало веселее. Первая похлебка. Ну, грибы-ягоды. А вечером - День Рождения. Кто-нибудь пил в Карелии "Монастырскую избу". А "Карелию"? Вафельный торт, конечно, прилагался. А так же ягоды со сгущенкой. Сами понимаете - пир королевский. Единственное, о чем жалеем - при мойке посуды куда-то дели одну ложку, деревянную. То ли уплыла, то ли просто куда-то кинули. Было жалко. А мне весь оставшийся поход пришлось есть чайной. Были, конечно, желающие выпилить, но как-то все недосуг было.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
8-00 Подъем.
10-30 Выход.
Держась правого берега, проплываем два острова. Далее левее ищем протоку.
На входе в оз. Овечье - камни. В Овечьем видели два роскошных пляжа. Пообщались с мужиком, латающим "эрзетку", на одном из пляжей. Правее небольшого островка - протока в реку. Припев: камни, мелко, влево вдоль двух островов (на карте только один). Масса "фирменных" стоянок с банями. Курсом на второй, отмеченный на карте, остров правее высокого мыса в протоку к заливу. Припев: камни, мелко. Идем по правому берегу, протоки не видно пока в нее не упрешься. Опять припев, разливчик и р. Пулома. Ветер, естественно, в лицо и ощущение - река поменяла свое течение, и вода идет на нас. В нижнем течении - низкие болотистые берега. Видимых стоянок нет. Мы договорились встретиться с третьим нашим экипажем на выступающем западном мысу в устье при впадении в Энгозеро. Я думаю, не только наша компания в данной ситуации могла перепутать стороны света и без каких-либо проблем встретиться на противоположном заданному мысу, т.к. на восточном мысе есть роскошная стоянка, а западный - низкий и болотистый. Приплыли мы на место встречи достаточно рано, где-то в час дня. Ребята, оказывается, ждали нас уже со вчерашнего дня - ну кто же знал! По случаю встречи - полудневка. Ребята рассказали, что когда они приплыли - на берегу лежала чищеная рыба, которая за ночь куда-то пропала. А с утра с ними пообщалось какое-то животное. Вечером стали происходить странные вещи. Ну, то, что пропали с берега все рыбьи внутренности - это мы еще пережили спокойно, но когда наглый черный выхухоль решил поохотиться на нашу пропахшую рыбой Щуку мой капитан чуть не устроил ночного дежурства, а вдруг это чудовище баллон прогрызет? Слава Богу, как оказалось, на резиновых рыб выхухоли не охотятся.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
11:45-12:15 Энгозеро.
Пролопатили все озеро по компасу, без блужданий. На выходе встретили группу из двух катов, которые шли на Воньгу. Плотина на выходе из Энгозера - левый проход, держаться правой стороны в струе. Можно без просмотра, ничего страшного, только на выходе уже привычные ЗП. Если просмотр - то слева. В начале Пайозера по левому берегу стоянки есть, но маленькие и не очень хорошие - грязные, на 2-3 палатки, дров нет (как нам показалось с воды). В конце напротив, стоянок много на мысах.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
Выход из озера - разрушенная плотина. В 1998 году здесь было значительно больше воды. Чистый слив, а далее небольшой порог, 3 ступени, приблизительно метров 150-200. Беспорядочно камни в струе. Воды мало, камней много - шкуродер. На выходе, на правом берегу (чуть ниже) - стоянка (вроде приличная).
Чогозеро.
Выход: порог - опять разрушенная плотина. Начало - по струе, в правый слив, далее в середине, с резкими маневрами держа струю (камни в струе). По описанию - это два порога, но мы посчитали за один. Начало р. Воньга - заросшая тростником.
Пильдозеро.
Не понравилось - мрачное. То ли погода не соответствовала, то ли просто устали. Пролопатили быстро. В середине - остров. Идет активная сенозаготовка. Отсчет от северного конца озера - 2 мыса, и плывем южнее. Второй мыс: между ним и еще одним (большим) мысом протока, ее почти не видно, много камней при входе в Воньгу, тростник после выхода из-под восточного моста (вход в Нижнее Пильдозеро), мост легкий - идется без просмотра, слева. Следующий мост - выход в Воньгу - на песчаной насыпи, за ним - поле тростника. Мы это плыли!
Р.Воньга.
Па----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- (надоело мне ее описывать, раза два пыталась, да без меня описаний роскошных не счесть!)
Сигдамозеро.
При выходе в протоке забрасывали спиннинг. Ноль полный. Люди, плывущие на волок, то есть оплывающие оный, представляли собой скопище чего-то громкого и активного. Это в тихой-то Карелии! Мы уже порядком устали, время к закату, пора было искать стоянку, и желательно сее сделать раньше конкурентов. И, тем более, все очень хотели на остров Духов. Долго искали, разбрелись. Рация - вещь великая, помогла. Проезжали отличную стоянку со стационарной баней в горе при въезде в Мурамозеро, не доплывая острова Духов. Но, к сожалению, эта стоянка была занята.
Стояли на острове Духов. Пообщались с питерцами. Ребятки на Воньгу шли. Кормили Мыша (торжественно). А Мыш был забавным. Дело было в следующем: на почищенные щучьи внутренности покусился местный Мыш. Все бы ничего: и мышь, и ее размеры, и желание кушать, но к великому сожалению его спугнули, и рвануло животное под корягу…. Тут сочувствующие товарищи в лице одной дамы протянули под эту корягу кусочек пищи (вкусненького), а не сочувствующие, в лице одного капитана прокомментировали: "Ну давай еще его и с руки кормить!" И тут Мыш высунулся в полный рост своего тщедушного тельца и нагло схавал предложенное угощение! Вот тебе и с руки кормить, можно сказать тут чуть руку не оттяпали! Пришлось, как положено на сем месте возвести Жертвенник Мыша. И естественно - оставить подношение, Остров Духов, все же!

"Шо це "шивера"?…" (из анекдота, рассказанного в поезде)

ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
Выход, как всегда, поздний - 11:15-11:45 (по-экипажно, с разрывом в 15 минут). Выход в безымянную речку или протоку, как будет угодно, найти довольно легко, просто по компасу и карте, хотя она и в камышах. Зато, какие тут лилии! Да-да, именно лилии, а не кувшинки… Вообще, весь последующий путь практически до Куземы мы плыли (когда плыли) по ковру лилий. Это фантастично! Р. Сенная, впадающая в Мурамозеро, потрясающе красива, особенно в хорошую погоду. 500 метров нормального хода, 150 метров легкой проводки, через 100 метров - немного камней и озеро, скорее разлив, заросший камышом, с течением, а, следовательно, проход виден до середины, далее ориентир - левый берег под гору (сильный уход влево). Мы вначале попутешествовали по самому озеру - не разобрались. Таких корней у кувшинок я не видела никогда! Монстры. Ощущение - попали в палеозойскую эру. Глубина всего озера по фарватеру - пол лопасти, и еще n лопастей ила. (Проверять не стали, как-то не хотелось.)
Протока длинная, извилистая, очень красивая. Просто открытка, а не фотка получилась! Места дикие, рыба не пуганая, орлы наглые, на голову чуть не содятся, лоси ленивые, кабанов тма тмущая, утки сумашедшие из-под байды раз в пять минут сигают, комары репперента не пробовшие… Перечислять дальше, думаю нет смысла. Короче, людей не то что не наблюдается, а даже признаков их давнего присутствия нет!
Попадаем в какое-то (естественно, безымянное) озеро, опять сплошь покрытое камышом и лилиями. Слева хорошая стоянка, как показалось с воды. Вообще далее речь о хороших стоянках идет очень относительно, так как все они почти не оборудованы, либо разрушены временем, и тем более большинство мы подробно не рассматривали. Держаться опять надо левого берега, но вход в следующую речку не виден и мы уперлись в берег этой речки, которая почему-то начинается посреди озера достаточно крутыми берегами, и попасть в которую можно только, протаранившись через этот берег и камыш, что мы не преминули сделать, оставив за собой роскошный след в этих камышах. Припев: длинная извилистая речка, прошли метров 500, далее 150 проводка вверх по шкуродеру, еще 300 метров плывем - 20 метров песочной мели, еще 500 метров и просека с озерцом, где поймали солидного щученка, как рассказывает наш главный рыбак, на блесну случайно упавшую с берега. Устроили перекус - больно место чудное и сказочное. Знаете, впереди речушка-ручеек по камням журчит, озерцо, полумрак, и солнышко сквозь листву… Я даже не удержалась - сфотографировалась на берегу, на манер русалки. Сразу за этим раем - еще 50 метров проводки, разветвление протоки (поплыли в правый рукав, что в левом - понятия не имеем), дальше немного еще проплыли, и опять начался шкуродер приблизительно 200 метров. Тяжелая протаска (проводкой это назвать невозможно). Шмотки вынули, трое парней проводили по одной байде. Если бы было больше воды, наверное было бы легче, хотя не факт, так как течение тоже было бы сильнее. Все это безобразие закончилось завалом - старый зимник. Обнеслись. Еще 100 метров проводки (все вместе заняло около двух часов). И наконец-то - вода! Озеро Моисеева со стоянкой на входе слева. Справа были рыбаки. Откуда взялись - неизвестно. Беглые, наверно. Видеть мы их не видели, а только слышали где-то вдалеке. Плыть надо по левую сторону берега в конец озера (здесь мелко). Опять протока. На старой мертвой сосне роскошный орел. Совсем не пугливый и любопытный. Видимо, предупреждал, чтобы сюда, в его владения не ходили. К великому сожалению, против солнца его сфотографировать не удалось. Протока очень извилистая, болотистые берега, с массой водопоев и следов различного зверья. Второй зимник. Уже вечереет, а у нас опять обнос. Но как ни странно, роптаний нет, и ночевать в болоте пока еще никто желания не высказал. Обнос моста (на, с позволения назвать это тропинкой - перья утки, видать кто-то ужинал), и если судить по карте, все остальная проводка до озера (минут тридцать). Ух! Коэффициент длины речки на последних участках умножается приблизительно на 2, если не больше. Выход в Вангозеро и сразу же упираемся в остров, который обходим справа. На острове изба рыбака, обозначенная на карте. На мысе оборудованная (нами) стоянка. 22:15

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.
Выход, как вы сами понимаете, не очень ранний. На следующем от нас мысу - бурелом (поэтому он нам и не понравился), но там есть оборудованная стоянка. Вообще на озере много небольших мысиков, где в принципе удобно стоять. За вторым островом (за мысом), который обошли справа, держим курс налево - обходим еще один остров в проходе между большим островом справа и малой грядой. Мелко, камни. Далее - прямо на юг, держа курс на противоположный берег на камыши. Протоку видно только когда в нее упрешься. Ориентир - два вала (ошибиться сложно). Вход в протоку мелкий, далее 150 метров плеса, заваленного бревнами. Зимник. Обнос справа 100 метров. Озеро. Направо до загиба озера. Сразу если повернуть в загиб, справа открывается узкая протока. Не пугайтесь, вы не перепутали - шириной этак сантиметров 60. Приплыли! Не доходя 20 метров до протоки волок в соседнее озеро, приблизительно километровый, мимо опоры ЛЭП. Сухое болото, с огромным количеством перезревшей морошки и еще недозревшей клюквы. Разведку тропы производили уже с частью вещей, чтобы не терять времени. По прибытию к выходу в озеро все дружно полезли плескаться. Жарко!
Озеро очень красивое, но, по правде сказать, мы им мало любовались - волоки надоели. Так хотелось поскорее с этим всем разобраться, что было совершено форменное безобразие - Таймень-двушка, нагруженная практически всем скарбом трех экипажей, с тремя девушками на борту и веслами от Салюта, медленно и печально была переправлена на другой берег. Хорошо нас капитаны в сей светлый миг не видели! Своими руками, наверное, утопили бы.
Здесь опять волок - метров 100 по лесу через узкую гряду. Черника-брусника сама под ноги бросается. Следующее озеро форсируем достаточно быстро - вечер все же, да и устали как черти, а еще тропу надо искать к завтрашнему переходу. Минуем остров и становимся на высоченную скальную стоянку с огромным количеством муравьев. То, что мы вначале приняли за человеческую тропку, оказалось муравьиной тропой и такой огромной! Муравьи были везде. Было ощущение - все эта огромная скала - большой муравейник! Выбрали место чуть повыше и разбили стоянку. Какой тут был клев! Наконец-то удалось порезвиться с удочками вволю. Вы когда-нибудь видели, чтобы плотва бросалась на блесну? Надо же было так оголодать! Мелочи наловили целый котелок. А вот костры здесь жечь надо с осторожностью: начинает тлеть целый пласт. Так что обязательно необходимо хорошо заливать кострище даже на ночь. Ребята сходили на разведку до моста на Куземе. Рации очень пригодились. Ходьбы минут двадцать по лесу и столько же по дороге. Но это будет завтра.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.
Выход в 11:45. Пешком. Щуку упаковали, вещи в основном тоже. Две другие байды ехали на нас в собранном состоянии. Получилось три ходки. Сначала все вещи, потом Таймень и Щука, третья - вторая Таймень.
Идем вначале по зимнику, найти его достаточно легко, от нашей стоянки он ровно за перевалом-грядой. Дальше - по шоссе. Можно подъехать, но получится дольше: пока ловить, пока грузить, пока разгружать. Сборы под мостом. Аккуратнее - много стекол и народу.
Р.Куземка. Встали на воду в 16:30 (после перекусов и сборов). 1-й порог: три небольшие ступенечки: первая под мостом, две других метров через 50, шивера. В струе - камни. Далее метров через 200 слив вправо, опять камни. Потом разлив, заросли лилий, слева - белый песок, сосны, а под ними дорожный знак остановки. В разливе попали в минибурю, хотя нам она показалась штормом. Таких волн не было ни в Овечьем, ни в Энгозере. В связи с этим встали в 18:00 на стоянке до плотины (зимника). Стоянка хорошо оборудованная, со столом и баней. Баню, естественно, сразу же затопили.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ.
Встали поздно. Пока обносились на завале, стукнуло два пополудни. Пороги до зимника описать нет возможности, т.к. это сплошная шкуродерка: вначале деревянная, потом каменная. Сам зимник проходится легко. Представляет собой просто мост с двумя пролетами. Идти можно в любой. Мы пошли в левый, с последующим резким уходом вправо. Далее река спокойная с небольшим сливчиком, в котором достаточно мелко. Даже это скорее не слив, а так, струя более выделенная.
Разлив. Левая сторона вся выгоревшая. По внешнему виду там были стоянки, а, следовательно, виноват, скорее всего, в сем стихийном бедствии собрат по веслу.
Следующая стоянка занята. Там остановились трое ребят на двух байдах (кажется Таймень и Эрзетка). Разговорились. Оказалось - это они стояли рядом с островом Духов на стоянке со стационарной баней в скале и несколько дней коптили там рыбу. Шли они, как это не удивительно вслед за нами по Сенной, по нашим следам в тростнике, и посему до нашей встречи считали этот маршрут популярным. Только на трассу они вышли через Вангозеро. Говорят, так удобнее, там хороший зимник и легко поймать машину на дороге. Но нам было веселее!
Озеро. Ветер в лицо. Устали, надоело. Останавливаемся, вроде на перекус, но решаем уже встать окончательно, тем более время восемь.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ.
Р. Кузема. После некоторого времени в пути натыкаемся на чье-то "доброе дело". Людям, видать, делать нечего было - река перегорожена камнями поперек, ровно перед порогом. И еще так добротно! Кому же сее было не лень… Видать - дневка длилась минимум неделю. Разобрали пару проходов, поплыли дальше. И тут - потерялись. Сориентироваться никак не могли, так как всюду плес, шиверы и острова, и все речки, ручейки или рукава вытекают исключительно справа. И, главное, местность какая-то непонятная - полуболото, полупросека. Наконец, на скалистых берегах, начали попадаться хорошие стоянки. Решили на второй встать. Эта стоянка перед "порогом", то есть между первым сливом и дальнейшим безобразием, слева. (На самом деле порогов на Куземе нет - одно безобразие.) По Шилову определили, что это вероятнее 44 порог (а может 34, что менее вероятно), т.к. до этого слышали железную дорогу. На этой стоянке есть отменная баня. После разгрузки устроили показательное катание на сливе с фоторепортажем. Сразу оговорюсь - фотки получились хуже некуда.

ДЕНЬ ОДИНАДЦАТЫЙ.
Утром набрали воду (в море идем все таки) и двинулись в путь. Двинулись - это слабо сказано, потому как осадка байд оказалась больше чем в начале компании (конечно, залили водой по самый борт, только изнутри: бутылки, гермы, каны). Поплыли. Часа через два поняли, что ошиблись. Место нахождения определялось с трудом, да и то условно. Рассчитывали уже море увидеть, а тут лопатим и лопатим. Наконец, встретили рыбаков. До деревни Кузема - 14 км. Все обрадовались. Как оказалось - рано. И тут началась призовая игра - иначе среднее между проводкой и самокатом. Искупались все. Ругательные слова не переводились. Местами часть экипажа, то бишь матросы, шествовали по берегу: перемежающемуся чащей и болотом; точно определяя нахождение своего корабля по зычным голосам матерящихся капитанов, объясняющихся с речкой, камнями и байдой. Короче, последний речной день удался на славу. Когда мы почувствовали запах моря, пред нами предстала прямая линия реки километра этак в полтора, где было непонятно чего больше - воды или камней.
На этом участке мы опять разделились. Наши индивидуалисты, вечно опаздывающие и вечно спешащие, поплыли на выгрузку, а мы в Белое море. И это нам, как оказалось, еще повезло - мы попали в прилив.
Но, к сожалению, так как погода далеко не шептала, остановились на приглянувшемся мысу в губе.

Простояли здесь еще два дня, подъели припасы, пообщались с местными жителями (на предмет покупки рыбы - камбалы и сига, килограмма этак полтора) и братьями-туристами, и двинулись по направлению к станции Кузема и Москве. Кстати поезда только ночные, билеты продаются только с восьми, местные зарабатывают перевозкой нашего брата до станции, на станции в нашем случае набилось человек тридцать-сорок, билетов все одно всем хватило, так что с утра спешить не стоит.

Ну вот пожалуй и все… Грустно… но новый сезон не за горами, обидно только что некоторые иногда еще уходят в горы… А вот мы собрались теперь на Кереть. Там воды говорят больше, а обносов и волоков меньше.