Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Река Угра (с. Знаменка - г. Юхнов) 6-9 мая 2001 г.

Автор - Михаил Трусков (Тула)
Судно: каяк «Данцер»


10 часов утра 6 мая 2001 года. Мой каяк качается в водах реки Угры перед автомостом у села Знаменка. С моста доносится прощальный сигнал - это уезжает белый "Фиат-Дукато" моего друга, который полчаса назад забросил меня сюда, на восток Смоленской области. Через трое суток он должен выловить меня уже в калужской области - в Юхнове. Впереди - сто тридцать километров пути по Угре, реке, о которой много слышал, много читал и, наконец, решил на себе испытать прелесть её лесных излучин, прибрежных боров и песчаных пляжей. С собой спиннинг и несколько разноцветных прибалтийских воблеров в расчете на изысканный вкус местных щук.
Маршрут выбран исходя из того, что классики литературы по водному туризму, Рыжавский и Воронов, именно этот участок реки посчитали наиболее живописным, а также ограничений по времени - я должен пройти маршрут за три дня, выкроенных из плотного рабочего графика.
Сзади меня, на деке каяка приторочена достаточно объемная герма со спальником, небольшой палаткой и трапиком. Откровенно жаркий апрель и теплое начало мая 2001 года отнюдь не соблазнили меня отказаться от части теплых вещей и спереди на деке возвышается второй горб поменьше - запасное барахло. Еда, ремнабор и кое-какие мелочи разместились внутри заднего объема моего красного туристского «Данцера». Внешние гермы, перефразируя известную фразу Остапа Бендера, лишают элегантную лодку большей части её привлекательности и поучительности, но красоту приходиться приносить в жертву необходимости.
В своем описании особое внимание я буду уделять стоянкам, поскольку «классик» Воронов прямо утверждает, что на этом маршруте их немного и «ими надо дорожить». Под термином «стоянка» я понимаю следующее определение: «Относительно изолированное место близ реки, имеющее удобное место для зачаливания и разгрузки лодок и наличие ровной площадки для установки нескольких палаток». В термине «оборудованная стоянка» к этому набору благ добавляется наличие стола, скамеек, каркаса кухни или столовой и т.п. Безусловно, эти термины относительны и могут трансформироваться один в другой в течении одного сезона, но идя по реке, заросшей береговым ивняком, хорошо знать хоть какую-то перспективу на 3-4 километра вперед.
У меня на коленях - заламинированная цветная ксерокопия двухкилометровки маршрута. Судя по карте и прочитанным описаниям, сразу после Знаменки должны начаться обещанные красоты и прелести в виде быстрин, островов и прочих мелких удовольствий, свойственных для небольших лесных рек среднерусской полосы. Вперед !!!

Лоция
Река под мостом в Знаменке достаточно засорена, но левая протока совершенно чиста. Сразу за мостом начинаются обещанные острова. Ширина реки 30-50 метров. Вода прозрачная. Дно песчаное, видны водные растения, которые ближе к лету вылезут на поверхность воды, а к августу затянут большую часть прибрежной части реки.
Острова будут встречаться на протяжении всего маршрута, но отмечать я буду только те из них, которые имеют какое то отношение к объектам на берегу.
Еще не кончились строения Знаменки (п), а на левом берегу появились дома с. Баталы. Впадение р. Волосты с воды воспринимается, как большой залив с голыми берегами. За Баталами длинный песчаный плес, заканчивающийся перед д. Шипуны(п). Острова у Шипунов прошел по левым, более узким и живописным протокам. Берега высокие, 1.5-2 м, заросли ольхой. За Шипунами ЛЭП (правый берег, + 4 км от автомоста у д. Знаменка). Сразу за ЛЭП стоянка на л.б.
В месте впадения р. Сигоды (п, +6) л.б. высокий, порос ольхой, березой, дубом, осиной и черемухой. Береговая кромка - ивняк. П.б. - луговой, ивняк. Через 1 км от устья Сигоды, перед левым поворотом реки на п.б. близко к воде подходит лес - стоянка, родники.
Д. Высокое (п, +8) с воды практически не видна. Около нее - низкий берег с выходами щебня. На крутом правом повороте реки стоянка (п, +9). Далее по п.б. достаточно долго идет широкая поляна с удобными подходами с воды, облюбованная автомобилистами. Сплошного леса на этом участке нет, но места красивые.
Напротив д. Коростели (п, +12) россыпь островов. Левые протоки более узкие и живописные. После островов по берегам появляются сосны. После резкого правого поворота в русле снова острова. На выходе из узкой и короткой протоки у п.б. песчаный пляжик (п, +12.5). Здесь в сосновом бору великолепная оборудованная стоянка. Поражает стол, сделанный из двух половинок распиленных вдоль могучего 40-сантиметрового бревна и такие же капитальные скамьи. Такой кухонный гарнитур будет стоять вечно. В двухстах метрах ниже по реке родник (л), приметный по большому щебенчатому мысу.
После с. Дрожжино (л, +14) согласно Воронову на реке должны кончиться быстрины и щебенчатые перекаты. Опыт показал, что характер Угры практически не меняется до самого Юхнова.
Сразу за Дрожжино - стоянка на высоком правом берегу, правда, чалиться неудобно - берег сочится родниками. Далее на всем протяжении реки до Дмитровки (л, +19) в русле острова, по л.б. на небольшом расстоянии от реки идет сосняк, встать можно во многих местах., вдоль берега идет лесная дорога.
За д. Станино (л, +21) - острова. На правом повороте реки (+22) к л.б. подходит сосновый бор. Наверх идет тропа. Чалиться удобно. Стоянка оборудована столом, много места для палаток. Настроение портит лесная дорога, проходящая прямо через лагерь. Ниже по реке п.б. - высокий склон, поросший смешанным лесом, л.б. - во многих местах удобен для выхода и стоянок.
До дер. Н. Селиба (п, +28) характер берегов не меняется. Один - луговой, высота берега 1.5-2 м, другой - крутой лесистый склон. Напротив Н.Селиба - дер. Рассолово, не видная с воды. За Селибой по высокому берегу идет сосновый лес, у воды ивняк. Удобных мест для стоянок нет.
Самая северная часть реки, после которой она начинает течь на ЮВ - устье правого притока Жижалы (л, +33) скрыто береговым ивняком. За дер. Базулино (л, +34) в 10-15 минутах хода - на п.б. стоянка в сосняке. После с. Спасское (п,+36) в 10 минутах хода на л.б. стоянка в березняке.
Еще через 15 минут появляется с. Ивановское (п, +39). Село долго тянется по высокому правому берегу. За селом на п.б. смешанный лес на крутом склоне. Сверху с шумом течет родниковый ручей. Качество воды опробовал на себе. Удачно. Далее в воде у п.б. крупный белый валун. За ним в 200 метрах на л.б. стоянка. Берег луговой, с отдельно стоящими группами сосен.
На крутом правом повороте реки небольшой пляж (п, + 41). Берега высокие, лесистые, стоянок нет. Дер. Понизовье (л, +42) с воды не видна, от нее к реке идет дорога к броду. За бродом перед дер. Куренки (п, +43) - короткий щебнистый перекат. От Куренков до а/м моста на Нов.Левкино стоянок нет. Л.б. - склон, поросший лесом, п.б. - луг. С. Болошково с воды не видно.
Непосредственно перед автомостом (+51) к л.б. вплотную подходит сосновый бор. На протяжении почти полукилометра этот сосняк представляет собой непрерывную череду стоянок с удобными выходами к воде, столами и даже креслами, сделанными из сосновых чурбанов. На берегу - оборудованный родник. Как и следовало ожидать, ко всем стоянкам из глубины леса ведут накатанные подъезды.
За мостом по л.б. сплошной ивняк, за которым крутой высокий склон с сосняком наверху. На п.б. - луг, по которому вдали от берега идет дорога к с. Федотково.
Практически единственное место, где можно остановиться на ночлег между автомостом и Федотково - примерно в 2-х километрах ниже моста на л.б. Достаточно удобное место для зачаливания, крутая тропа вверх в сосны и большая площадка наверху, не обремененная тропинками и дорогами извне.
Чуть далее, в 10 минутах хода при правом повороте реки на л.б. еще одна тропа к стоянке (не осматривал). Далее по л.б. до самого Федотково сосняк с ивняком, а справа - высокий откос с соснами наверху. По нему идет автодорога.
В Федотково (п, +55) - разрушенный ж/б мост в уровень воды. Левого пролета нет, проход чистый. Перед мостом на л.б. первый обширный песчаный пляж. Через километр после моста, после лугового участка, на правом повороте реки к л.б. вновь подходят сосны. Наверху стоянка, куда от воды ведет тропинка, обозначенная большим белым камнем, видным издалека.
Еще через километр реку пересекает ЛЭП (+57). Перед ней на л.б. сосняк, где можно остановиться.
За ЛЭП перед левым поворотом реки стоянка (п, +59), сразу за ней острова. Еще через 500 м. река поворачивает вправо, на л.б. несколько удобных мест для стоянок, но следует учитывать близость дер. Абрамово (л, +60), не видной с воды, присутствие которой, однако, выдает накатанная дорога к броду на реке.
До с. Пеньково (п, +63) по л.б. идет великолепный сосняк, но берег топкий. На крутом правом повороте пляж (п, +61), поросший ивняком, за ним сосняк со стоянкой. Не доходя до Пеньково будет еще одна стоянка на п.б.
После Пеньково л.б. луговой с группами сосен вблизи от берега, есть удобные выходы на берег. Правый берег традиционный - лесистый склон с ивняком вдоль воды. Ближе к дер. Лука (п, +68) слева - чистый косогор с березами и соснами. Справа - луг.
За правым поворотом после дер. Лука можно остановиться в сосняке. Дер. Кобелево с воды не видно, только слышны петухи, и около берега привязаны лодки.
Дальше, практически до самого устья правого притока Вори (л, +79) левый берег - поле с тракторами, п.б. - то луг с удобными выходами, то склон с ивняком.
На последнем крутом левом повороте реки перед впадением Вори к п.б. вплотную подходит лес. Стоянка (п, +78) на высоком берегу. Дальше в русле появляются острова, после которых река резко уходит вправо, к устью Вори. Здесь, на л.б. удобная стоянка в березняке, омраченная накатанной колеей. До Вори метров 300, но слева встретится еще одна тропинка, ведущая к другой стоянке.
Напротив устья Вори - пляж, за устьем Вори - острова, после которых начинается широкий плес. Слева ивняк, через который просвечивают дома дер. Малое Устье, справа луг. Перед правым поворотом реки на л.б. - обелиск советским воинам. Накатанная дорога, стол. Через 200 метров на л.б. еще одна стоянка.
После устья р. Собжи (п, +84), достаточно хорошо заметного с воды, на л.б. смешанный лес на склоне, ивняк вдоль воды. Справа - высокий луговой берег с проплешинами песка. Перед длинным островом на левом повороте реки (в районе, помеченном на карте значком «кладбище») (+87) на л.б. стоянка в сосняке примерно в 70 м. от воды.
Река уходит влево. Л.б. низкий, с ивняком, п.б - лесистый склон с ивняком. Река сужается, чувствуется течение. На правом берегу выход известняка - камни, щебнистый пляж. За ним на п.б. удобная поляна для остановки. Далее длинный широкий плес, по л.б. которого чуть вдали от воды тянется смешанный лес. Перед лесом дорога. Много удобных выходов на берег. Примерно посередине плеса на л.б. стоянка с мощным столом и даже подготовленной печкой-каменкой для бани на берегу. Неизбежная дорога и щит, рекламирующий прелести реки: «Угра - жемчужина средней России». Трудно не согласиться.
Плес заканчивается островами. В левой протоке самого значительного из них огромный валун, выбеленный солнцем. Река снова уходит влево. Л.б. - луг, п.б. - лиственный лес с ивняком.
Через реку переброшены провода ЛЭП (+91). Река поворачивает вправо. На повороте на п.б. минипляж с лужайкой и лесом за ней. Наверняка можно остановиться. Далее по л.б. лесистый склон с ивняком, п.б. - луг с высоким берегом с песчаными проплешинами.
На высоком л.б. дом, круглое металлическое сооружение типа шатра, лестница наверх от воды. (+93). На п.б. одинокий, но солидный дом. Перед левым поворотом реки на высоком п.б. строения, напоминающие дом отдыха или п/лагерь. К ним от воды ведет лестница.
Начинается длинная левая излучина реки, заканчивающаяся у с. Бельдягино (л, +97). Вдоль л.б. появляется сосняк, в котором много удобных для стоянки мест метрах в 50-70 от воды. Против каждой такой стоянки удобное место для причаливания, иногда даже с мостками. П.б. высокий и лесистый, выход топкий.
С. Бельдягино - «новорусское», со спутниковыми «тарелками» и укрепленными камнем береговыми откосами. Сразу за селом на л.б. удобная лужайка для отдыха и перекуса. По л.б. лесистый склон, за которым прячутся с. Беляево и с. Батино. На п.б. смешанный лес, за которым виднеется поле.
На реке несколько островов. После первого из них вдоль правого берега узкая, чистая и живописная протока, огибающая следующий большой остров. За островами начинается каменистый перекат с несколькими достаточно крупными камнями, разбросанными по всему руслу реки.
За перекатом по л.б. появляются строения с. Батино. Берега удобны для выхода. Слева - чистый склон, поросший ольхой, березой и елью, на п.б. - березняк. Прохожу длинный (200 м) остров по более узкой правой протоке. Смешанный лес по п.б. тянется почти до самого с. Городец (п, +102).
Перед Городцом - ЛЭП и могучий остров с ивами и пляжем. Левая протока идет вдоль щебнистого обрыва. В протоке пара небольших «дочерних» островков. На выходе из протоки - щебенчатый перекат. В нескольких минутах хода после острова на п.б. постоянно действующий родник. Качество воды проверено на себе.
В 15 минутах хода от Городца на л.б. перед островами пара песчаных пляжиков, от которых через луг идет тропа к оборудованной стоянке в сосняке, метрах в 70 от берега. Есть неизбежная автодорога, но не накатанная.
Река уходит вправо. К л.б. подступает бор, прорезанный дорогой. На берегу - оборудованная стоянка со столом из кусков ламинированного ДСП. Место, видимо, очень популярно у автомобилистов, судя по количеству пластикового мусора.
После поворота бор по л.б. продолжается метров 400 до лощины, за которой расположено с. Папаево (л, +106), не видное с воды. По п.б. луг.
Лес на л.б. заканчивается… штакетником. Река уходит вправо небольшим перекатом и упирается в крутой п.б., под которым бьют родники. Если подняться наверх, то на опушке недалекого сосняка можно увидеть пару свежепостроенных беседок для цивилизованного пикникования на обочине, оборудованные места для кострищ и даже спецскамейки для любования окружающими красотами. Но поражает не это. Через глубокие окопы на краю леса переброшен капитальный бревенчатый мостик, выводящий на тропу, ведущую в чащу. Идя по ней, приходим к изящному сортиру. Думаю, что юхновцы и юхновки приезжают на это место в дни свадеб.
Дальше по реке слева и справа - луга. Перед впадением Рессы (п, +110) левый берег возвышается щебнистыми откосами, поросшими наверху сосняком. За 300 м до впадения Рессы на л.б. - обелиск советским воинам.
В устье Рессы - большой песчаный пляж. Ниже ряд островов, в протоках которых хорошая рыбалка на щуку и жереха. До Юхнова менее получаса хода.
На крутом левом повороте реки у Юхнова сосняк. Если планируется выезжать автобусом, то лучшего места для разборки байдарок не найти. Перпендикулярно берегу через бор идет тропа прямо к автостанции, расположенной на въезде в город. Налегке идти 5 минут. При необходимости ночевки, лучше переместиться с береговой площадки, посещаемой местными аборигенами, ближе к автостанции. Последний автобус на Малоярославец уходит около 17 часов.
Если Юхнов не конечная точка маршрута, то лучше пройти еще немного по реке и остановиться в прибрежном сосняке на л.б. через 200 м после ближайшего острова. За островом на л.б. мощный родник.

Эмоции
Пройдя маршрут, еще раз убедился, что полностью доверять информации, приводимой в «классических» работах Рыжавского и Воронова нельзя. Это касается как километража, так и многих других характеристик реки. Более того, в ряде характеристик они противоречат друг другу (в части наличия удобных стоянок).
Мои измерения длины участков маршрута курвиметром по карте-километровке дали следующие значения: Знаменка - устье Жижалы - 33 км; устье Вори - 46 км; Юхнов - 35 км. Общая длина маршрута - 114 км (по Рыжавскому - 143(!) км, по Воронову - 125 км)
На пройденном участке нет «стремнин» (Рыжавский). Термин «быстрины» Воронова более подходящ, хотя я бы употребил более мягкий вариант - «быстринки».
Количество пляжей на пройденном участке минимально. Все они, даже самые маленькие отмечены в лоции. Делать скидки на «высокую» майскую воду не стоит - ее уровень в этом году практически равен летнему. Друзья, ходившие по этому участку в межень, также подтвердили мое сложившееся мнение, что с пляжами на реке не густо…
Ширина реки практически везде на данном участке одинакова - 30-50 метров, меняется в основном только глубина.
С чем не могу не согласиться с Вороновым, так это с недостатком удобных стоянок. Прибрежный ивняк и крутизна склонов не способствуют выходу на берег и устройству лагеря. Кроме всего прочего, рост благосостояния советского народа за последний несоветский десяток лет привел к невероятному увеличению числа автолюбителей, любящих отдыхать именно на берегах любимых байдарочниками рек. Где бы я ни выходил на берег (а делал я это практически на каждой увиденной стоянке), то находил следы поклонников Генри Форда. Уверяю Вас, что если облюбованная Вами стоянка окажется занятой, то на 98,7% это будут не байдарочники, а поклонники моторизованного отдыха, особенно если Вы плывете в выходные дни.
Встретившаяся на маршруте московская группа туристов, шедшая от Коробца, рассказала, что участок от Коробца до ст. Угра малоинтересен. Участок же от ж/д моста у ст. Угра до Знаменки даже интереснее, чем после Знаменки. Там больше сосновых боров, берега ниже, легче стать лагерем. Угру после Знаменки они обозвали «пароходной рекой» за ее ширину.

В целом, от пройденного маршрута я получил большое удовольствие, хотя ожидал большей лесистости и оторванности от цивилизации. Некоторое однообразие береговой линии (ивняк!!!) компенсировалось красотами поросших лесом холмов и узкими протоками многочисленных островов.
Буду рад, если мои заметки помогут кому-то лучше спланировать свой предстоящий поход по Угре. У автора имеются фотографии наиболее примечательных мест на маршруте, не включенные в отчет из соображения экономии места. Желающие получить отчет с картинками - мыльте запрос, пришлю. Любые уточнения и замечания к моей лоции будут восприняты с искренней благодарностью.

 В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме

Комментарии и дополнения
 Кудинов Дмитрий, 14.10.2004
Комментарий верен! Мы сплавляемся на резинках и по времени получаются расхождения, но контрольные точки (ЛЭП, мосты, деревеньки)совпадают. Хочу добавить, что расчитывать на покупку продуктов в магазине не стоит. Их мало и в основном они приезжающие. Максимум-молоко, что тоже оказалось редкостью, и картофель (осенью). Ловите рыбу! Её там много!
 серега, 30.11.2004
прошу покорнейше прислать подробный отчет с фотками на мыло. заранее благодарен
 Павел, 21.07.2010
Ребята подскажите, можно ли где подъехать к Угре на автомашине Волга в районе моста у Знаменки???
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Преамбула



Угра перед Коростелями


Стоянка за Коростелями


Пляж перед Федотково


Острова перед Ворей


Угра перед Городцом


Бор перед Папаево


Под берегом бьют родники


Деревянное зодчество


Устье Рессы



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100