Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


По реке Плаве на "Щуке" 27 июля 2003 года

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "Time-Trial", Санкт-Петербург

Автор - Михаил Трусков (Тула)

Река Плава берет начало у дер. Карамышево Плавского района Тульской области и впадает в Упу в районе пос. Крапивна. Общая длина реки около 95 километров. Судоходный участок для сплава на байдарках и каяках около 60 километров, от места впадения в Плаву практически равнозначного с ней по полноводности левого притока Плавицы выше села Урусово. Верховья Плавы проходимы только в половодье и спортивного интереса не представляют.
Наиболее доступный для летнего сплава участок - от Плавска до устья, длиной чуть более 40 км.
Добраться до Плавска можно автобусом Тула-Плавск или Тула-Чернь, а также по железной дороге электропоездом до станции Плавск. Из автобуса удобно выходить непосредственно перед мостом через Плаву. Место для стапеля в 50 метрах ниже автомобильного моста на правом берегу. Почти вровень с уровнем воды в реку вдается большая ж.б. плита, на которой можно собирать лодки. Ширина реки в Плавске - 15-20 метров и остается такой практически на всем протяжении маршрута.

Ниже места старта небольшой порожек из остатков ж.б. плит. На надувной "Щуке" препятствие преодолели с ходу, просмотрев с воды. Каркасные лодки стоит провести - перекат мелкий. На протяжении первых пяти километров пути встретились два низководных ж.б. моста, перенести через которые лодки не представляет труда.
В районе моста между Волхонское и Юрьево на реке появляется стойкий запах прокисшего зерна - на правом берегу находится плавский спиртзавод. Этот запах преследовал нас до поселка Кожурово (п).
За ивняком правого берега поросший цветущим разнотравьем высокий откос, с которого открывается вид на панораму реки. Здесь вдоль реки идет старая ветка железной дороги, спрятавшаяся в густой траве. Левый берег обжит. Деревни переходят одна в другую, но находятся на достаточном расстоянии от берега, так что создается видимость виртуального отрыва от цивилизации.
Дно илистое, покрыто серым налетом. Скорее всего, это следствие выбросов барды со спиртзавода. На перекатах дно каменистое. На всем протяжении реки берега поросли высокой травой, выход на берег практически везде затруднен.
В селе Красное (п) - остатки старого деревянного моста. Вода переливается через сохранившийся бревенчатый настил небольшим водопадиком по всей ширине реки. "Щука", изогнувшись, соскользнула с препятствия без особых проблем. В сотне метров ниже по течению низководный автомобильный мост. Обнос лодок непосредственно через мост.
Сразу после с.Красное вода мутная, с остатками водных растений. Через пару километров река очищается и сквозь прозрачную воду со дна к поверхности тянутся бесконечные метелки светло-зеленой травы.
Село Драгуны (п) легко узнать по остаткам кирпичного храма, издалека видного с реки. То слева, то справа над рекой возвышаются щебнистые откосы, поросшие дикой клубникой. На крутых участках, куда не сумели добраться местные жители, переспелые ягоды наполняли воздух настолько густым ароматом, что трудно было заставить себя вернуться к байдарке с этих сладких плантаций. Из-под таких осыпей частенько журчат родники, скрытые густой травой.
Ниже Драгунов по левому берегу за узкой полосой ивняка и травы непрерывно тянутся деревни - Чириково, Даниловка, Малынь, присутствие которых выдают только небольшие стада гусей, редкие мостки у берега, да пешеходные мостики.
Течение Плавы несильное, ширина 20-25 метров, глубина - до 2 метров. При всем желании искупаться, я так и не нашел для этой процедуры удобного места - покрытое тонким слоем ила каменистое дно и огромное количество водной растительности не располагало к этому, даже невзирая на 30-ти градусную жару.
Несмотря на весьма обжитые берега, в прибрежных зарослях Плавы обитает огромное количество диких уток и серых цапель. Если утки уже стали совершенно привычными представителями пернатой фауны, то такое количество цапель просто поразило. Иногда над нами кружило до 9 цапель одновременно. Огромные двухметровые "родители" и мелкая поросль этого года выпуска, видимо, весьма привольно чувствуют себя в непролазных зарослях по берегам урбанизированной реки.
После впадения Холохольни (л) река сужается и появляются завалы. Все они были преодолены нами не выходя на берег, но времени на протискивание через узкие "окна" ушло довольно много. Обносы по берегу, в любом случае, заняли бы ещё больше времени и сил. Думаю, что небольшая ножовка совсем не помешала бы для борьбы с этими естественными преградами.
Прямо по курсу появляется светлая колокольня храма в пос. Крапивна. До автомоста Крапивна-Щекино рукой подать, но впереди ещё несколько низких пешеходных мостков, под которыми можно пройти, распластавшись на деке и два более серьезных препятствия.
Первое - остатки старого моста, представляющие из себя несколько бурных проток с перепадом воду около 70 см, сразу за которыми находится высокий мост с чистыми створами. После просмотра выбрали для прохода узкую протоку левее центра и, продравшись сквозь тонкие ветки ивняка, спокойно вписались в левый створ пешеходно-мотоциклетного моста под одобрительные взгляды местных мальчишек, с интересом наблюдавшими за нашими действиями.
Рекомендовать подобный путь преодоления этого препятствия для каркасных лодок не могу, поскольку сливы мелкие, и жесткий контакт с камнями лодке обеспечен. С другой стороны, до места окончания маршрута остается не более километра и небольшие "травмы" тайменевской шкуры не приведут к катастрофическим последствиям.
Второе препятствие - "глухой" завал непосредственно перед автомостом Крапивна-Щекино. Лучше всего завершить маршрут именно в этом месте, вытащив лодки через нетронутые заросли крапивы элитных сортов на левый берег, откуда до шоссе не более 100 метров.
При желании, обнеся завал, можно продолжить путь по Плаве до её впадения в Упу ( +2 км) и закончить маршрут возле ближайшего автомоста ниже Крапивны или же продолжить путь до Одоева. В отличие от Плавы, на берегах Упы уже можно найти подходящее место для стоянки.

Резюме:
Плава, при всей своей доступности, на мой взгляд представляет ограниченный интерес для походов выходного дня. Отсутствие удобных мест для выхода на берег, большое количество естественных преград и, главное, постоянно присутствующий на протяжении первых десяти километров пути всепроникающий запах барды являются негативными факторами, портящими впечатление от сплава по реке. Кроме того, пройти участок реки в 40 километров, изобилующий низководными мостками и завалами за 1 ходовой день не всем под силу, а идти Плаву за два дня не имеет смысла - для двухдневных походов есть несравненно более красивые и чистые реки.
Если делать заброску на автомобиле и начинать путешествие от автомоста между с. Красная Нива (п) и пос.Октябрьский (л), то время плавания среди неприятного запаха будет минимально, а маршрут сократится до вполне приемлемых 30 километров.

Михаил Трусков

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 WZ, 28.07.2006
Ужос в том, что плаву признали технической рекой для слива всяких помоев с этого ебанного спиртзавода который уже давно пора взорвать нах и пидерсидателя его повесить.
Плаву превратили в молочную реку, потому как когда происходит слив дерьма, вода приобретает конкретно бело-мутный цвет с протухшим запахом.
 Владимир, 28.12.2006
Плавский спиртзавод обанкрочен.
 WZ, 23.08.2008
завод восстановили. и снова потекло говно по реке
 Ермолаев, 14.04.2009
Экологи! АУ! Попогите спасти речку!
 ГОРЕ ОТ УМА, 24.11.2011
ПОРАЖАЕТ БЕЗРАЗЛИЧИЕ К ПРИРОДЕ ВЛАСТЬ ИМУЩИХ, КОМУ НУЖНА РЕКА ПЛАВА И ЖИТЕЛИ ВОЗЛЕ НЕЕ НАХОДЯЩИЕСЯ? НИКОМУ,,,, ,
 Виктор, 20.03.2013
Я когда-то(60-70г.г)каждое лето отдыхал в д.Чириково.В реке было много рыбы и вода была относительно чистая, особенно на перекатах, где камни, и тогда спиртзавод сливал какую-то гадость, рыба дня три плыла верх брюхом.
Я думал эти времена прошли, однако?????.
Действительно, красивые места, и так все испорчено.
Виктор, Московская область.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100