Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Река Беспута

Июнь 2004 года

Село Первомайское - автомост на Башино - 6 км; устье Апрани - 10 км; с. Воскресенки - 8 км; автомост трассы Пахомово-Кашира - 8 км; автомост у с. Лёдово - 8 км.

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "Time-Trial", Санкт-Петербург

Автор - Михаил Трусков (Тула)

Река Беспута протекает на самом севере Тульской области по территории Ясногорского района. Река берет начало после слияния речки Сушки и трех речек с названием …Беспута. Все эти истоки "большой" Беспуты проходимы только в период половодья на всевозможных каяках и надувных байдарках типа "Щука" или "Ласточка". Прохождение истоков Беспуты на каркасных байдарках весьма проблематично и, на мой взгляд, не доставит туристу особого удовольствия. Сплав по высокой воде по Беспуте от с. Первомайского до моста близ с.Тарасково возможен на любых туристских судах и, судя по летнем впечатлениям, также может быть весьма интересен.

Летом этот участок длиной около 40 километров великолепен для каяков и надувных байдарок.

Ширина Беспуты у с. Первомайского не более 8-10 метров. Глубина около 0.4 м. Река протекает среди высоких каменистых берегов. Дно на протяжении всей реки щебенчатое, покрытое тонким слоем ила. Вода мутная, серого цвета, но вполне пригодная для приготовления еды после небольшого отстоя. По берегам множество родников и родниковых ручьёв, так что проблемы с питьевой водой не возникнет.
По берегам крупные лозины, ольха и орешник. Практически сразу за мостом начинаются и главные достопримечательности реки - каменистые перекаты. На всем протяжении маршрута часто встречаются живописные острова.

В районе с. Нефедьево на упавших в воду старых стволах деревьев видны множество следов острых бобровых зубов. Само село притаилось на высоком правом берегу и практически не видно с воды. После крутого поворота и серии быстрин первый большой плес с глубиной более 2-х метров. За ним начинается великолепный участок узкого русла с чередой быстрин и перекатов. Здесь, порой, даже приходится применять элементарные навыки спортивного сплава. Левый берег более лесной, а вдоль правого тянется луг с отдельными перелесками.

Перед селом Павловское сплошной лесной коридор, когда ветви лозин почти смыкаются над головой. Перед автомобильным мостом в русле множество камней, один из которых настолько велик, что так и манит высадить на него матроса для фотографии на память. На берегах множество отвесных тропинок, круто спадающих в воду. Это следы местных обитателей - бобров. На некоторых тропинках видны свежие отпечатки их когтистых лап. Большинство же тропок до блеска выглажены широкими хвостами обладателей ценного меха.

Бобры, в основном, ведут ночной образ жизни и в этот раз не показали себя во всей красе, но, судя по количеству косвенных признаков, Беспута заселена ими весьма плотно. То же самое можно сказать и об остальных реках Тульской области, протекающих в её северной части - Скниге, Выпрейке, Вашане, Восьме.
Надо сказать, что такое массовое расселение бобров в Тульской области произошло не так давно. Ещё в середине семидесятых годов их количество в области исчислялось единицами, и каждое появление нового зверя отмечалось охотоведами и учеными. Процитирую несколько строк из книги известного тульского ученого и врача Ю.А.Мясникова "Звери Тульской области", вышедшей в 1977 году: "В последние годы отмечен заход бобров на территорию Тульской области из Московской и Калужской…В начале 60-х годов одинокий бобр поселился в Дубенском районе, но после попытки охотоведов переселить его в более благоприятное место ушел неизвестно куда. В 1967-1968 годах бобр зашел в Чернский район, но был убит. В настоящее время… бобр зашел по Беспуте до самых её верховий в район д.Оленьково Веневского района, построил там плотину и обводной канал". (Т.е. в верховьях притока Беспуты Апрани. МТ)
Судя по всему, нынешние "беспутные" бобры являются прямыми потомками этого счастливца, не только умудрившегося избежать попыток переселить его в более благоприятное, с точки зрения человека, место и пули браконьера, но и нашедшего себе пару для продолжения рода.

После автомобильного моста река внезапно расширяется до вальяжных 15-20 м. Течения почти нет. После небольшого переката очередной плес, заканчивающийся резким правым поворотом с быстриной. Если выйти на щебенчатый мыс сразу за этим перекатом, то в береговых кустах можно легко найти мощный ручей с чистой ключевой водой.
Вскоре лодка утыкается в непроходимый завал. Его удобно обнести по бобровой тропе, ведущей из заливчика слева от завала в основное русло. Длина обноса не более 20 метров.

Слева высокий глинистый обрыв. Перед ним берег буквально сочится родниками. В некоторых местах вода стекает в реку широкими водопадами. Мощный водоносный пласт выдавливает чистую воду не только на отвесный склон, но и на поверхность луга, лежащего высоко вверху.

Река становится чуть шире и выходит из тени прибрежных деревьев. Течение невелико. Но прелесть Беспуты в том и состоит, что каждый неторопливый её участок завершается изящной быстриной. Вокруг луга, холмы, ивняк, ольховые рощи.

Приближение с. Одинцово на правом берегу угадывается по наличию искусственных преград. Сначала путь преграждает невысокая плотинка, сложенная из крупных камней, через которую вода переливается живописным водопадом по всей ширине реки. Для каркасных лодок верный обнос, а надувная "Щука" преодолела препятствие с разгону, выбрав наиболее глубокий язык слива у левого берега.
Следующим препятствием у с.Одинцово, заставившим экипаж все-таки покинуть лодку, был пешеходный мостик из мощной бетонной плиты, перегораживающей почти все русло Беспуты. Трудностей с обносом не возникло.

После впадения правого притока Апрани. река становится более полноводной и шустрой. На карте этот участок показан тонкой извилистой синей линией. На практике ширина реки визуально не уменьшилась. Приходится вновь признать, что мнение картографов, выбирающих то или иное обозначение для разных участков реки, не поддается, на мой взгляд, какому то рациональному объяснению.
Участок Беспуты от впадения Апрани до с. Воскресенки, необычайно красив и, по моему мнению, наиболее привлекательный на маршруте. Крутые повороты, быстрины, перекаты следуют один за одним. Берега высокие, травянистые, поросшие лозинами. Надо признать, что на протяжении всего маршрута удобных мест для выхода на берег не так уж много. Чаще всего приходится использовать обустроенные рыбацкие местечки и во множестве встречающие автомобильные броды на мелких перекатах.
Тем не менее, выйдя на высокий берег, обычно убеждаешься, что встать лагерем можно практически везде.

Лежащее на левом берегу с. Казариново с воды не видно. Близость жилья выдает только вызывающе-милитаристского вида металлический мост через реку. Высота его пролета вполне достаточно для того, чтобы миновать препятствие без каких-либо трудностей.

После Жижельны (п.б.) река расширяется до 12-15 м. Все та же череда неторопливых плесов и быстрин. Перекаты после плесов остались, но стали более глубокими. После очередного S-образного переката, уходящего под высокий глинистый обрыв правого берега подходим к расположенному на почтительном расстоянию от реки с. Воскресенки. На л.б. остатки свай старого деревянного моста. За селом среди ветвей прибрежных ив мелькают остатки разрушенной кирпичной церкви.
Встречающиеся на берегу редкие фигуры рыбаков с подозрительным единообразием произносят, как заклинание, названия рыб, встречающихся в реке. "Щука, окунь, голавль, плотва". У подавляющего большинства рыбаков знания чисто теоретические. В беседе же со старым рыбаком, многие годы проведшему в этих местах с удочкой в руках, выясняем, что раньше рыбы было действительно много, но в последние годы на удочку и спиннинг практически ничего не идет. Одна мелочь. Сети и электроудочки сделали своё дело…

Вскоре после Воскресенок река расширяется до 25-30 м. Течения практически нет, и кажется, что все красоты Беспуты позади. На берегах мерно урчат мотопомпы, снабжая водой окрестные картофельные огороды. К счастью, за 2-3 км до моста на трассе Пахомово-Кашира река неожиданно снова становится "нормальной" Беспутой. Вновь появляются быстрины и перекаты, ветви лозин снова смыкаются над головой.

Заложив длинную петлю вокруг села Юрцево, Беспута проносится под двумя мостами (старым и новым, строящимся) на автодороге Пахомово-Кашира. Сразу за мостами по левому берегу на некотором расстоянии от реки расположился большой дачный массив.
Река не теряет своей привлекательности. После мощного родника (п.б.), спадающего в реку мощным ручьем по каменистому склону, на правом берегу удобное место для стоянки с каменистым пляжиком и видом на небольшой необитаемый остров. В ста метрах ниже слева в Беспуту через могучий завал впадает Восьма.

До конца маршрута у моста под селом Лёдово (близ Тарасково) остается чуть более часа неторопливого хода. Ширина реки 10-15 м. Берега высокие, покрыты густой травой. Перед самым мостом чудесная бурная быстрина шириной около 5 м с приятными косыми валами. Под мостом течение успокаивается, и Беспута дает возможность закончить интересный маршрут, причалив к бетонным плитам непосредственно за мостом.
На прохождение всего маршрут на "Щуке-3" было потрачено около 9 ходовых часов неспешного сплава со множеством невынужденных остановок для изучения местности и фотографирования.

Транспорт
Заброска к месту старта у с. Первомайское наемным автотранспортом от г. Ясногорска (ж.д. Москва-Тула) около 35 км.
Выброска от села Лёдово. До с.Тарасково около 2 км по хорошей дороге ( но в гору!). От Тарасково автобус до Каширы (ж.д. Павелецкого направления).
При планировании добраться по автодороге Кашира - Пахомово до железной дороги Москва-Тула надо иметь в виду, что эта трасса очень бедна транспортом и автостоп для большой группы с вещами весьма проблематичен. Возможно, будет удачна попытка отыскать "извозчика" на оживленном перекрестке дорог в с.Иваньково возле кафе и магазина.

Резюме
Великолепный маршрут выходного дня для туристов-водников от 2 до 75 лет включительно при наличии транспорта для организации заброски-выброски. Удачное сочетание "камерных" размеров реки с минимальным количеством препятствий, требующих обносов (речь не идет о каркасных байдарках!!!), практически полное отсутствие населенки, идеальная имитация "лесной реки", отсутствие продолжительных участков, требующих интенсивной работы веслами, множество "веселеньких мест", требующих легкого напряжения мышц рук и головы,
Единственный отмеченный минус маршрута - отсутствие удобных выходов на берег, что, в общем-то, свойственно всем небольшим рекам средней полосы Нечерноземья.

Михаил Трусков

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Fosgen, 24.03.2006
Если эта Беспута впадает в Оку возле Каширы, то мы на Тайменях 2 прошли её от устья и не доходя (судя по карте) километра 3 до истока. Дело было в Июле 2002 г.
 MNT, 25.03.2006
Да, это та самая Беспута. Другой просто нет!!! Если не сложно, свяжитесь со мной в личку или по мэйлу . Интересно узнать, как шли на Тайменях по верховьям. Наверное, вода была высокая?
Михаил Трусков
 spirit, 10.08.2006
Интересное описание замечательной речки! надоб будет обязательно пройти!
 spirit, 25.09.2006
Речка в низкую воду (ходили в сентябре, дождей не было вааще!) в верховье очень плохо ходима, а вот перед впадение в Оку есть 3, 6 км, от последнего автомоста, там череда весьма интеересных перекатов - порожков и один большой пенный котел - обоих капитально умывает! И один глухой плохобоносимый завал. Бобры - упыри!
 Алек(андр, 09.08.2007
Привет всем от местного аборигена! Мое детство прошло на этой речке. Спасибо за интересный рассказ. Сам я сплавлялся по этой реке три раза. На мой взгляд самый удобный вариант это надувные двухместки. Попытка сплава на "Таймене-2" кончилась плачевно. При проходе сужения ниже омута(бучило) под Юрцово словили бревно. Байдарку развернуло поперек течения и затащило под карягу. Малость помяло. Опыта было маловато на тот момент.
 Евгений, 17.08.2007
Спасибо Саня за подробный комментарий..Надо будет еще раз сходить..
 westwood, 27.01.2008
Интересный отчет, спасибо! Я сам живу в том дачном массиве возле двух мостов. Новый, кстати, почти достроили уже. Хотим собраться летом тоже сплавиться по родной речке! Кстати, как местный, могу дополнить: от Иваньково или от мостов (остановка "Тепловка") ходят автобусы до ЖД вокзала Кашира раз 7 в день как минимум.
 Немкова Людмила, 28.06.2009
Обновления к отчету. Дата исправления 28 июня 2009:

1. Под автомостом на ашино пройти нельзя. Там ремонтируют мост и. видимо, в честь этого перегородили реку аж дважы бетонными плитами. Первую преграду обрйти слева можно, вторую - нельзя вовсе. Обнос.

2. Вэтом году до впадени р. Апрани река - чистая шкуродерка :) Все перекаты и стремнины до этого впадения требуют проводки (для Налима-300 (аналог щуки-3) с 2мя взрослыми и 1 ребенком на борту).

3. Обноса, который описан в статье, сейчас нет. До рукотворной запруды у Очаково все проходимо.

4. А вот запруда у Очаково потребовала выпрыгивания взрослых :) Развлекли местны народ :)

5. Пешеходный мостик у Очаково развалился, средяя плита накренилась и ушла под воду. Достаточно, чтобы мы "перетекли".

6. "Новый мост" у с.Юрцево достроили, им и пользуются. Старый, полукруглый, бетонный стоит стоит памятником прошлому.

Заброска: Доога Ясногорск - пересечение с М4 развалилась :) Мы на своем Спарке проехали :) Но напоминало это джип-сафари :) Все в пыли... На нас оч опдозительсно смотрели - видно, машин там давно не видали. От Иваньково доехать авто-стопом можно, но машин, и правда, оч мало... От моста у Юрцево (мы там выбрасывались) до Иваньково километр, не больше. Потому заброска на машине удобна такая: до реки на машине (логичнее через Каширу), потом один отгонет ее в Иванцево, сам добирается до заброски... и от выброски пешком до машины.

Спасибо Михилу за прекрасный маршрут. завтра выложу фотки, кину тут ссылку
 Немкова Людмила, 29.06.2009
Обещанная ссылка на фотоотчет похода http://lutik-sun.livejournal.com/482238.html
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:

























© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100