Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о парусно-моторном походе вокруг Белого моря на катамаране "Вайгач"

Дата: 16 июля - 12 августа 2007 г.

Руководитель: Бураков А.В. (Санкт-Петербург)

Автор отчета: Андрей Литвинов (Санкт-Петербург)

Источник: kirjala.narod.ru

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Поход совершен группой туристов г. Санкт-Петербурга и г. Плесецка.
  • Время проведения похода - с 16 июля по 12 августа 2007 г.
  • Руководитель похода - Бураков Александр Владимирович

СОСТАВ ГРУППЫ

ФИО Г.р. Откуда Обязанности на судне
Бураков Александр Владимирович 1956 Санкт-Петербург Руководитель группы и капитан судна "Вайгач"
Митусов Алексей Александрович 1987 Санкт-Петербург Старший матрос
Литвинов Андрей Николаевич 1983 Санкт-Петербург Матрос
Писарев Михаил Гертрудович 1960 Санкт-Петербург Матрос
Иванов Анатолий Васильевич 1957 Плесецк Матрос

ТТХ ПАРУСНО-МОТОРНОГО КАТАМАРАНА "ВАЙГАЧ"

  1. Тип лодки - парусно-моторный катамаран.
  2. Тип конструкции - каркасно-надувной.
  3. Диаметр баллоннов - 0,6 м.
  4. Высота до грузовой платформы от воды с полной загрузкой - 0,45 м.
  5. Длина баллоннов - 7 м.
  6. Емкость баллоннов - 3200 л.
  7. Габаритная ширина - 3,2 м.
  8. Пассажировместимость - 4 чел .
  9. Полезная нагрузка -900 кг.
  10. Запас плавучести с полезной нагрузкой - 3.
  11. Площадь парусов: грот - 9,5 м2, стаксель - 3,5 м2.
  12. Масса пустого судна - 260 кг.

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПЛАВАНИЯ

Белое море делится на три части: Северную, Среднюю и Южную. Маршрут проходил в южной и средней частях Белого моря (подробно о Белом море)

ОБЩАЯ СХЕМА МАРШРУТА

Протяженность маршрута 1100 км

СНАРЯЖЕНИЕ на 5 человек

  1. Катамаран - 1
  2. Мотор лодочный 3,3 л.с. - 1
  3. Палатка трехместная - 1
  4. Палатка двухместная - 1
  5. Бензопила - 1
  6. Коврик-пенка - 6
  7. Спальный мешок - 7
  8. Фонарик - 2
  9. Спасательный жилет - 5
  10. Термос - 2
  11. Котелок - 7
  12. Тент от дождя - 1
  13. Радиостанция - 1
  14. Велосипед - 2
  15. Гермоупаковока - 10
  16. GPS навигатор - 2
  17. Компас - 2
  18. Подзорная труба - 2
  19. Надувная лодка "Уфимка 21" - 1
  20. Топор - 3
  21. Комплект карт Белого моря формата А3 - 1
  22. Фотоаппарат цифровой - 2
  23. Фотоаппарат пленочный - 1
  24. Цифровая видеокамера - 1
  25. Набо посуды (тарелка, чашка, ложка) - 6
  26. Рем-набор - 1
  27. Аптечка - 2
  28. Надувные баллоны для вытаскивания катамарана - 6
  29. Зарядное устройствот аккумуляторов - 1
  30. Солнечная батарея - 1
  31. Стол-камбуз - 1
  32. Газовый баллон 10л - 1
  33. Газовая плита - 1
  34. Надувной матрац - 3
  35. Пустые бутылки 6Л под пресную воду - 15
  36. Бочка под вещи 60 литров - 6
  37. Спиннинг - 4
  38. Корзина - 2
  39. Ведро 10Л - 2
  40. Резиновый костюм - 6
  41. Ружье охотничье - 1
  42. Коптилка для рыбы - 1

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКТОВ НА ЭКИПАЖ ИЗ 5-х ЧЕЛОВЕК НА 30 ДНЕЙ

\
Продукт Вес
  Овощи Вес
1 Картошка 50 кг
2 Капуста 3 кг
3 Морковь 5 кг
4 Свекла 4 кг
5 Лук 10 кг
  Крупы  
6 Греча 10 кг
7 Пшено 3 кг
8 Рис 6 кг
  Хлеб и Батон  
9 Хлеб 18 шт
10 Батон 12 шт
11 Сухари 4 кг
  Мучное  
12 Сухое молоко 2 кг
13 Макароны 10 кг
14 Мука 10 кг
  Консервы  
15 Тушенка 50 банок
16 Шпроты 6 банок
17 Мука 4 банки
18 Фасоль 6 банок
19 Паштет 8 юанок
  Фрукты  
20 Лимоны 15 шт.
21 Яблоки 8 кг
  К Чаю  
22 Сахар 5 кг
23 Чай (Каркадэ) 3 уп по 100гр
24 Чай (черный) 7 уп по 100гр
25 Сушки 5 кг
26 Пряники 5 кг
27 Шоколадный крем "Алиса" 2 кг
28 Кофе 200 гр
29 Сгущенка 8 банок
30 Конфеты 1 кг
  Преправы и соусы  
31 Соль 6 кг
32 Кетчуп 2 кг
33 Майонез 3 кг
34 Сухой суп 20 уп.
35 Масло подсолнечное 6 л
36 Лавровый лист 3 уп
37 Перец молотый красный 3 уп
38 Перец молотый черныйгорошек 3 уп
39 Перец горошек 3 уп
40 Уксус 1,5 л
41 Томатная паста 1,5 кг
42 Чеснок 2 кг
  Алкоголь  
43 Пиво 10 л
44 Водка 4 л
45 Коньяк 1 л
46 Мясо (шашлык) 3 кг
  Топливо  
47 Бензин (дорога 2 стороны) 200 л
48 Бензин (Вайгач) 150 л
49 Билеты Спб-Кемь 2 шт.
50 Билеты Кемь-Спб 2 шт.
51 Стоянка машины 32 сут.
  Итого: 19.500р.
  С человека 4.875р.

15-17 июля. Отъезд из Питера и приезд в Кемь (850 км). Сборка катамарана

Из питера мы уезжали по двое, ребята с катамараном и большинством вещей уехали на машине 14 июля. Мы (я и Миша) уезжаем из Питера 15 июля на 22 поезде отправлением в 17:20, погода пасмурная, накрапывает дождь. Поезд подали нормально, без задержки. На стоянке в Лодейном поле купили свежей копченой рыбы, так вот не спеша к утру доехали до Кеми. Поезд прибыл в г. Кемь в районе 10 утра, там сразу же мы нашли машину за 200р. и доехали до Рабочеостровска, где нас уже ждали Саша и Леха со всем барахлом. Погода была пасмурная, лишь изредка выглядывало солнце. Пообедав, мы приступили к сборке Катамарана. Рядом с нами собиралось еще 5 Альбатросов из Питера. У одно из тех катамаранщиков по имени Евгений (который проводит на Белом море на своем Альбатросе почти полгода, а именно с мая по октябрь) оказалась свеже-соленая горбуша ну и естественно быстро нашлось подо что её можно употребить. При сборки нашего катамарана мы периодически наведывались к ним на горбушу и другое. Погода стояла не очень хорошая, периодически то начинался то прекращался моросящий дождь. К вечеру Альбатросовцы собрались и решили выходить в море, план у них был дойти до Кузовов, однако из-за встречного ветра их выход занял больше 1,5 часа, однако после всё-таки они сумели уйти из поля зрения, так мы с ними больше и не виделись. К вечеру подошел местный житель, он рассказал, что лета до сих пор еще в этом году здесь не было, и вообще говорит, что лет 20 уже такого холодного лета не помнит, каждый день шли дожди. На следующий день мы продолжили собирать катамаран, посмотрели окрестности.

Времени было уже около 2 ночи, однако в это время там полярный день, поэтому ночь и день имею условные понятия. Приготовив шашлыки и выпив по 100 грамм мы пошли спать. Стоит отметить, что мы собирали катамаран на пути к церквушки в которой снимался фильм "Остров", в связи с этим к ней ходило очень много туристов, держащих путь на Соловецкие острова. От их вопросов, что мы мол собираемся идти на такой вот маленькой лодочки к Соловкам мы устали. К вечеру подъехал пятый участник похода, Толя. К вечеру мы закончили сбор лодки, пошли икупались и начали спуск лодки на воду и её погрузку, выход на метили на утро. При погрузке катамарана, которая началась около полуночи самое страшное это была мошка, которая кусала нас беспрерывно и от её налетов никуда было не деться. Погрузив лодки все пошли спать в палатку, а я решил спать в катамаране, но на следующее утро очень пожелел об этом, поскольку проснулся весь искусанный мошкой.

18 июля. п. Рабочеостровск - остров Русский кузов (25 км)

С утра позавтракали и отошли от Берега. Пасмурно, дует сильный боковой ветер, идем быстрее 10 км/ч, однако через час ветер резко поменялся на встречный, пришлось заводит мотор. Через час мотор заглох, пришлось идти в лавировку на груженой лодки, что было практически равносильно стоянию на месте. Мы с Лехой пошли на часок вздремнуть в рубку. Вскоре удалось завести мотор, мы убрали парсу и пошли под мотором. Решено было идти до о. Русский кузов, путь до него у нас занял около 5-6 часов.

Наконец, мы подошли к берегу, и начали выгружаться, ставить лагерь и разводить костер. После этого мы с Мишей пошли осматривать окрестности острова, заодно взяв спиннинг и фотоаппарат. Пройдя метров 500 вдоль берега и забрасывая периодически спиннинг, мы не почувствовали ниодной поклевки, зато с юга небо начало завалакиваться. Мы пошли к лагерю помогать ставить тент. К вечеру началась сильная гроза и полил ливень. Это продолжалось в районе 2-3 часов.

После грозы, которая закончилась в районе полуночи, начался феерически красивый закат. Он длился несколько часов, мы долго им любовались, почти до 3 часов ночи. Позднее Саша с Толей пошли ставить сетки на лодке. Легли мы спать около 5 часов утра.

19 июля. о. Русский кузов - Соловецкие острова (30 км)

Встали в районе 10 утра. Начали помогать Саше вытаскивать рыбу из сети. Попалось много мелочи, треска, навага, бычки, корюшка. Однако это нам не помешало сварить отличную уху из свежей рыбы. После обеда я с Лехой пошли прогуляться вдольострова, а заодно и пофотографировать. Дойдя до первой скалы, мы начали взбираться на неё. На макушке скалы перед нами с одной стороны открылся потрясающий вид островов и Белого моря. С другой стороны мы увидели противоположную скалу на острове, которая нам показалось довольно близко находящийся от нашего лагеря. Мы решили после обеда обязательно её посетить. Здесь же мы сделали много снимков фотоаппаратом и пошли спускаться.

Спустившись со скалы мы немного бобродили в окрестности и пошли к лагерю. У лагеря уже готовилась вторая порция ухи и чай. Мы поели, сходили поблизости за грибами. Хотя и лето в этом году было дождливое и холодное, однако грибов было море. Решено было начать собираться, а после всё-таки пойти на соседнюю скалу острова, которая как казалось была очень близка к нам. В районе часа дня мы вышли у другому концу острова. Сперва решили идти лесом, однако бурелом и комарье отбило эту идею и решили идти вдоль берега. По пути к намеченной цели мы встретили ребят из Перми на самодельном парусном катамаране. Они послушав чьего-то совета, поехали на Белое море в первых числах июля. Их заманили туда в это время тем, что здесь буд-то самая пора ягод и грибов. Однако это была их ошибка, это же Север, здесь уж никак черника раньше 20 чисел июля не созреет. Они как раз уезжали в ту пору, как только пошли грибы, ягоды же были зеленые еще, или вовсе цвели. Шли мы довольно долго вдоль берега, по отливной зоне, периодически почти по колено проваливались в жижу. Далее мы решили свернуть в лес и пойти лесом. В лесу было всё завалено и шли мы через сплошной бурелом. Дойдя до скалы мы начали подниматься на неё, это длилось минут 40. Стоять было тяжело, поскольку тот час набрасывались комары и мошки. Когда мы поднялись на скалу, к нашему удивлению она оказалась вся покрыта лесом, и поэтому хороших фотографий нам сделать не удалось. Бродя поверху, мы долго искали место для более менее прилично кадра и всё-таки нашли.

Пофотографировав мы решили спускаться, поскольку надо было идти уже собираться и отправляться дальше в путь на Соловки. Спуск занял минут 40. Мы спускались с неё по обрывам, потом пошел болотисты лес, мы все промочили ноги, т.к. шли по болоту в кедах. Наконец к 4 часам дня мы вышли к лагерю. Здесь мы начали уже активно собираться. К нам подошли те катамаранщики из Перми, которых мы видели, мы с ними вместе посидели, попили чаю, дождались прилива и в районе 9 часов вечера вышли на Соловки. Вышли под мотором, зайдя за остров стало немного поддувать, решили опробывать генакер, поставили его. С генакером скорость возросла до 11 км/час, однако через 10 минут ветер зашел с другой стороны и стал боковым, генакер спустили и пошли под мотором со скоростью 6 км/час. Подходя к последним островам мы любовались красивым закатом. По дороге к соловкам мы пробовали блеснить, однако ничего не клюнуло. Недоходя Топов на горизонте с северо-запада стало затягивать. И через пол часа всё затянуло и начал задувать сильный ветер, погода поменялось за несколько минут из полного штиля в постоянно усиливающийся ветер. Менее чем через час волну разогнало больше метра. К Соловкам подошли к 6 часам утра и встали в 4 километрах к северо-западу от Кремля. Перенеся вещи и разбив лагерь решили завалиться спать. Я пошел ночевать лодку, чтобы можно было вовремя, по приливу, перетащить её к берегу. Лодка стояла в 50 метрах от берега.

20-22 июля. Прогулка по Соловецким островам

С утра проснулись, пасмурно и ветренно. В середние дня я с Лехой поехали на велосипедах к Соловецкому Кремлю. От дождей вся дорога была влужах, пришлось пару раз в них по колено искупаться. В поселки мы зашли в магазин, немного затаварились, и поехали кататься по округе. Также мы решили съездить в место, в котором должны были стоять катамаранщики, с которыми мы собирались. Однако их там не оказалось, и мы решили ехать обратно. Приехав в лагерь, и по дороге снова искупавшись в лужах по колено, мы подоспели как раз к ужину. Однако была одна проблема - это мошка. Жрала она нас просто невыносимо, и мы несколько раз во время обеда бегали в палатку, чтобы отдохнуть от мошки. На следующий день, 21 июля, выдалась прекрасная погода, стоял штиль и ясное небо. Однако мошкаре это было только на руку. Мы остались с Лехой вдвоем у лагеря, а остальные (Толя, Миша, Саша) поехали путешествовать по острову. К вечеру когда Миша вернулся, пришёл Саша и отправил Лёху искать Толю, у того в 8км от лагеря сломался велосипед. Через час пришёл Толя, и теперь мы пошли искать Леху. К полуночи мы всё-таки нашлись и сели за ужин.

После полуночи в метрах 50 от нас на камень выполз тюлень и мы долго его снимали. Потом решили пойти спать. С утра встали, ясно и ветренно. Ветер почти попутный, что нам только на руку. Начали собираться и к полудню вышли к Кремлю. Там мы планировали провести весь день и потом уйти с приливом на о. Анзер. Вышли, ветер попутный, пролетели 5 километров менее чем за полчаса. Встали неподалеку от Кремля. Сперва пошли гулять Миша, Толя и Саша, Я с Лехой остались у катамарана. У ребят была задача, помимо прогулок продать 2 старыз велосипеда, взятых нами из Питера. Ребя успешно справились с этой задачей и продали двум молодым туристам, приехавшим на Соловки на пороходе. Велосипед за 200р дешёво, учитывая, что там прокат стоит от 50р. до 100р в час. На вырученные деньги докупили свежей кортошки (правда она там как горох была) и консервов.

Когда ребята пришли, теперь мы с Лехой решили побродить по поселку. Долго ходили, пару раз, решив срезать, пободали под собачий лай и тупик. Пришли на стоянку к 9 вечера и начали ждать прилива (а как это утомительно!). Дождавшись всё-таки прилива, в районе полуночи мы покинули остров Большой Соловецкий и направились к острову Анзер.

23-25 июля. о. Большой Соловецкий - о. Анзер (40 км)

Отойдя от Соловков, на море стоял полный штиль. Шли под мотором и к 5 часам утра подошли на остров Анзер. Быстро разгрузились и пошли спать. Я решил спать в лодке. Проснулся первый около 11 утра и начал будить остальных. На море полный штиль и жара под 30. Я пошел окунулся, вода теплая, около 15 градусов. Вслед за мной пошли купаться и остальные. Пообедав, пошли вновь купаться, первый раз за поход выдался такой теплый денек. К вечеру мы пошли с Мишей прогулятся в лесок, отойдя 100 метров и побородив, мы принесли полную карзину грибов.

К вечеру мы с Сашей решили прогуляться в сторону севера острова, бродили долго, потом пошли по отливу, много фотографировали. В такой ясный день мы эксплуатировали нашу солнечную батарею по полной программе. Вернувшись, ужин был готов. После ужина решили прогуляться до Кургана, как раз был отлив и воды было не больше чем поколено. Осматрев и засняв его вернулись к лагерю. Там Миша уже жарил грибы. Под жареные грибочки решили и по 150 граммов выпить. Потом мы с Лехой пошли прогуляться, где нашли много лабиринтов и различных загадочных объектов Соловков. К вечеру Саша и Толя поплыли ставить сетки, на другой мыс, а мы любовались красотой, тишиной и безмолвием Севера.

У лагеря Миша уже жарил грибы. Под жареные грибочки решили и по 150 граммов выпить. Потом мы с Лехой пошли прогуляться,на южный мыс, где нашли много лабиринтов и различных загадочных объектов Соловков. Мы долго ходили, осматривали, попути набрали еще грибов, потом пошли к лагерю.

Прийдя с тех мест мы рассказали Саше и Мише о такой находке, на завтра решили обязательно сходить туда и осмотреть всё поподробнее, а потом запланировали пойти пешком на северный мыс о. Анзер,, это около 12 км. К вечеру Саша и Толя поплыли ставить сетки, на другой мыс, а мы любовались красотой, тишиной и безмолвием Севера.

Встали с утра 24 июля первые Саша и Толя. Мы уже подтянулись на чистку рыбы, с сеток сняли около ведра, много бычков попалось. Кроме них треска, навага, зубатка, камбала, пинагор. Позавтракали отлично, на первое была уха, на второе жареная рыба. После обеда мы с Мишей пошли за грибами, принесли опять целую карзину. Днем решили пойти на тот мыс, где побывали вчера, осмотреть,а к вечеру решено было пойти на северный мыс острова. Пришли к лабиринтам, пофотографировали, кстати здесь ловит мегафон, поэтому наладили связь с Питером. С моря слегка задувало. Далее пошли к лагерю, попили там чай и отправились в путь к северному мысу о. Анзер.

Шли долго вдоль берега, по отливной зоне, с моря дуло прилично. Наткнулись на небольшую стаю чаек, сидящих на островке, образовавшегося из-за отлива. Начали фотографировать их, потом они вспугнулись и улетели. Мы пошли дальше, по дороге встречали очень много медуз, высохших на ветру. Подходя к мысу, перед нами открылась тундра, максимальная ростительность состояла из кустов и была не выше 1-1,5 метра.

Идя вдоль береговой линии, мы принили решение свернуть и пойти по тундре напряик. Долго бродили, вымокли все в болотах, потом всё-таки нашли истинный путь к цели. Пришлось идти по болоту, проваливались периодически больш чем по колено. На горе и в болоте обнаружили много морошки, она была еще зеленая, сказывается холодное лето (ведь конец июля был). Мы стали осматривать и фотографировать раскопки, вернее ямы оставшиеся от них. Видимо до нас тут лет так 50 назад уже поработали археологи. В часов 7 вечера, решили топать обратно к лагерю, идти было еще больше 2 часов. Однако сперва сели отдохнуть и перекусить на 20 минут.

Обратно пошли быстрым шагом, поскольку начало раздувать и на горизонте стало затягивать. В 30 минутах от лагеря выглянуло солнце и было очень красиво, мы сразу бросились за фотоаппараты. Незаметно тучи начали рассасываться.

К часам 9 вечера мы были в лагере, приготовили ужин, на второе Миша пожарил грибов. Начали постепенно собираться и к приливу собирались выйти. И вот мы собраны и опять этот утомительный час ожидания прилива. Наконец то мы в лодке, заводим мотор и отходим. Я на руле. Направляемся к главному скиту на Анзере, в планах его посетить и потом уже днем взять курс на Жижгин.

26 июля. о. Анзер - Онежский п-ов (напротив о. Жижгин) (65 км)

Идем, на море штиль, часа через 3 (около 3 часов утра) меня сменил Саша, я завалился прикимарить в катамаран. Проснулся я только когда мы подходили к берегу (около 5 утра). Ребята выгрузились и поставили палатку, пошли спать в неё до утра. Я завалился спать в катамаране. Проснулись около 11 утра, стоял густой туман в бухте. Я с Сашей и Мишей пошли прогуляться к морю, подходя к нему, мы почувствовали сильный ветер. У моря штормило. Походив вокруге, засняв также некоторые интересные объекты (груды камней), мы пошли обратно к лодки, чтобы идти на Онежский п-ов. По пути встретили местного жители, который на сказал где колодец и мы попомнили запасы пресной воды. Также он сказал, что не стоит заходить глубоко в бухту, там попов охраняет омон, и без разрешения может высказать свое недовольствие. Однако он приглашал в скит который находиться неподалеку, мотивирую тем, что батюшка там бывший спецназовец, нальет по стаканчику и закусить даст, в общем обделены не будем. Однако мы предпочли лучше готовиться отходить.

Собрав палатку, мы готовились к выходу. Перед нами стояла яхта из Архангельска, по слухам яхта губернатора. Только она высуналась в море, как мигом завернула обратно. В бухте также стояло еще 2 яхты. Мы решили выходить (около 2 часов дня), и не ждать погоды. Выходим по мотором, дует прямо в морду, повернув в сторону намеченного пути ветер стал быть больше боковым, однако Саша решил идти на моторе. Волна не большая, отдельные волны не превышали 1,8м. Идем вдоль берега. Потом начали отходить от острова, все пасмурно, накрапывает дождь. Отойдя 10 км от острова он скрылся из поля видимости, идем только по GPS. Я с Лехой пошли прилеч отдохнуть. Я полежал часок, что-то от качки начало мутить. Решил выйти на палубу, и подышать свежим воздухом, моментально всё прошло. Через часик, пошел полежать. В районе 6 вечера показался вдалеке берег. Через 2 часа мы были в районе мыса полуострова. Снова начало раздувать, ветер стал заходить с Севера, волна стала в районе 2 метров, мы решили становиться, поскольку в сумерках идти в такую погоду плохо. Да и к тому же имеется много отмелей, на котрую в темноте можно легко наткнуться. В арйоне 9 вечера подходим к берегу. Там нас ждет на берегу медведь. Мы подошли к берегу еще ближе, он видимо испугался, и медленно ушел в лес.

26-28 июля. Онежский п-ов (напротив о. Жижгин)

Подойдя к берегу, стали разгружать и выносить на берег лодку. Потом в лесочке поставили палатку. К вечеру приготовили ужин, организовали столик из плавника и сели ужинать. Для профилактики бухнали пару раз в воздух из ружья, чтобы мишка не пришел в гости на ночь. С утра 27 июля проснулись в районе 11 утра, поужинали. Погода стояла пасмурная, ветренная, ветер уиливался, накрапывал дождь. Миша пошел за грибами, через час принес целую карзину грибов. К вечеру ветер начал стихать, все кроме Толи пошли прогуляться вдоль берега. Но сперва мы сходили с Лехой и пополнили запасы пресной воды.

Пошли вдоль берега, все было истоптано медвежьими и волчьими следами. Ветер стихал стремительно, мы принялись фотографировать здешние края. Красиво. На обратном пути набрали морской капусты на жареху. Пришли к лагерю и Миша стал жарить грибы. Решили под грибочки употребить беленькой. Посидели неплохо. Пожарили морской капусты и её тоже употребили внутрь, с майонезом отличная штука.

С утра встали, пасмурно. Потихоньку начинаем собираться. В планах у Северодвинска высадить Толю, он собирался не больше, чем на 2 недели и пойти на мыс Зимнегорский. Мы пополнили наши запасы пресной воды и в 5 вечера отошли.

28-30 июля. Онежский п-ов - Северодвинск - м. Зимнегорский (260 км)

Отходим от берега под мотором, в бейндевинд Саша идти не хочет. Идем паралельно берегу в 2 километрах от него. Я сижу на руле. Через 3 часа отдаю вахту Лехе. Через некоторые время к нам подплывает моторка, это ребя из Архангельска приехали порыбачить на выходные. Идем дальше. Часть народу пошла в рубку дрыхнуть. К полуночи я вновь взял румпель, ветер поменялся на галфинг. Идем около 10 км в час. В 4-5 утра проходили унскую губу, Саша с Мишей пошли спать. Сменили они нас около 8-9 утра. Мы с Лехой теперь пошли дрыхнуть. Проснулись уже недалеко от Северодвинска. Причалили около 14 часов. ребята пошли проводили Толю, докупились. Я в это время успел искупнуться. В 16 часов мы отходим на мыс зимнегорский. Это окло 15 часов пути, а мы до этого уже 20 часов в море.

Начало растягивать небо и к 18 часам было ясно. На море слабый ветерок. Крупнейший в нашей стране завод по изготовлению атомных подводных лодок скрывался перед нами на горизонте. Через 20 минут берега пропали из вида. Решили отпраздновать Лехино день рождения (в море без выпивки) с чайком и тортиком. Потом приготовили ужин в камбузе (хотя мы еще не обедали) и хорошо поели. Мы с Лехой пошли поспать.

В районе полуночи мы с Лехой проснулись, фотографировали красивый закат, а Миша пошел прилеч. Через час показался берег, правда в 30 км от нас. Подходя к брегу в 4-5 км задул сильный ветер. Мы наконец-то, после больших уговоров Саши, выключили мотор и пошли под парусами. Скорость была в районе 15 км в час. Пройдя километров 5 за мыс Зимнегорский, мы начали присматриваться к стоянке. И в районе 5 часов утра нашли неплохое место с рыбачей избой. До этого все избы были заняты, по-видимому, местными рыбаками.

Пристаем к берегу, вытаскиваем катамаран, позади 36 часовой переход и 260 км. Ребята пошли в рыбачью избу, я решил по своей привычке спать в катамаране.

30-31 июля. стоянка в горле Белого моря

Проснулись в районе полудня, дул сильный ветер, море всё было покрыто барашками. Разожгли костер, вытащили вещи на просушку, и приготовили обед. После обеда все пошли осматривать и фотографировать места в окуге. Мы с Лехой полезли на глиняный обрыв, на пути трава высотой с человеческий рост. Под ногами периодически начинает осыпаться грунт, вообщем сверху было красиво, но толком не заснять, приходилось держаться. Слезать оказалось намного сложнее, чем залезать. Днем мы принялись к установки тента, решили в нем помыться. Мою идею сделать камин, а после накрыть тентом, т.е. сделать походную баню не поддержали. После мытья пошли прогуляться по округе. Прошли вдоль берега около 1,5 км и заодно полюбовались вечерним закатом. Вечером я еще пару раз окунулся в море, вода мне показалось сильно холодной в районе +8 градусов.

К вечеру я с Сашей поплыли ставить сетки. Пока ставили 200 метровую сеть, нас очень сильно отнесло от берега, течения там не слабые, да и ветерок от берега по чуть-чуть задувал. Вообще говоря мы поняли, что плавать в горле на маленькой резиновый лодки даже вблизи от берега далеко не безопасно, чуть дунет и не выгребешь.

После того как поставили сети было в районе 2 часов ночи, мы причалили к берегу, пошли к костру, немного пожгли бутылок от бензина, после этого Саша пошел спать в Избу к остальным, а я решил вновь остаться спать на катамаране. С утра встали около 11, Саша пошел снял сети. Сетка очень сильно забилась капустой, водорослями, мидиями и различной другой грязью. Это привело к тому что мы вычищали её втроем около 2,5 часов. Попалосьв этот раз мало, в основном камбала. Сеть как нам показалась легла криво, из-за того что мы её ставили против течения, вообщем опростоволосились. После обеда Саша пошел прогуляться в лес, где Миша сказал видел красивое лестное озеро и кучу медвежьих следов. А мы начали собирать вещи для отхода на Кольский полуостров. Собрались к вечеру выходить запланировали в районе 8 часов вечера. Погодка к вечеру начиналась портиться, небо начинала затягивать.

31-1 августа. пересечение горла Белого моря (80 км)

Наконец в районе 8 часов вечера отошли. Буквально в километре от берега пошла сулойная волна. Волна очень неприятная, как будто кипит вода, высота волны была не больше 1,3-1,5 метра. Ветер бул попутный, однако Саша не хотел выключать мотор, несмотря на то, что мы шли со скоростью порядка 11 км в час. По GPS до противоположного берега (д. Чапома) было 78 км. Часа через полтора когда берег удалился на достаточное расстояние начало затягивать со всех сторон.

Через 2 часа затянуло так, что была жуткая темень. Повезло конечно, что это были не грозовые тучи. Высота волны не привышала 1,5 метра. Ветер начал стремительно усиливаться, и вот наконец мы уговорили Сашу отрубить мотор, поскольку мы и так шли без мотора со скоростью 14 км в час и периодически разгонялись до 16-17 км в час.

Примерно по середине маршрута ветер немного стал стихать и волны уменшились до высоты 0,5 метра, Саша сразу же зовел мотор. Чисто под парусом мы прошлись не более 30-40 минут. Немного посветлело, начал накрапывать моросящий дождь. Видимость была не больше 3 километров. При подходе к Кольскому моросил дождь, мы решили зайти в устье реки. Однако внезапно Саша перепугался, что там могут быть колья и сказал пойдем к берегу. Подошли к песчаному берегу в районе 4 - 5 часов утра, вылезли, тут лодку начало силно бить волной,мы стали её удерживать, нас пару раз окатило по грудь, мы резко оттолкнули лодку, завели мотор, и всё-таки уговорили Сашу идти в реку. Зайдя в устье реки, там был полный штиль и мы без проблем привязали лодку и стали ставить палатки. Река находиться примерно в 4-5 км западнее д. Чапома. Несмотря на то, что задувал приличный ветер мошка и комарье здесь были чрезмеро голодные.Мы поставили нашу палатку-баню, подожгли раптор и перекусили там, на улице было невозможно. В 6 утра все пошли спать.

1-3 августа. Кольский полуостров в районе Чапомы

Встали мы с Мишей в районе 2 часов дня. Проснулись от шума мотоцикла. Выяснилось, что народ из стрельны ездит в Чапому (а это около 90 км тундры почти без дорог) за мукой и молоком. В д. Чапому 2 раза в неделю летает самолет АН-2 и доставляет продукты. Мотоциклист в брод переправлялся через реку. Вскоре встали и Саша с Лехой. Мы с Мишей решили порыбачить и почти на первом запросе поймали горбушу, весом около 1 кг. Покидав еще попадалась только мелкая форель, хотя и периодически рыба плескалась в речке. После обеда мы с Мишей решили прогуляться в верховья этой реки.

К вечеру пошли в верховье реки по лесу. Я еще пошел в рубашке, но потом жутко жалел, поскольку комарье жрала невыносимо. По пути встречали много морошки, однако она была еще вся зеленая, а на дворе уже агуст. Также попадалось очень много грибов, в основном красные. Через 4 км мы подошли к речке и начали бросать, почти напервом забросе вытащили семгу на 1,5 кг. После попадалась только мелкая форель. Прорыбачи ли мы около 4 часов, ыбли все обедены камарами. Самое интересное, что несколько раз мы зацепляли блесну и Миша раздевался и плавал за ней, для комаров это был отличный ужин. В районе 8 вечера мы пошли к лагерю, по пути набрали кучу грибов, а также видели много дежек, видимо медвежьих. Поскольку был ход горбуши и они лакомяться ей. Прийдя в лагерь, решили из этих двух рыбин сделать рыбник. Саша занялся этим делом, а я пошел купаться в речку. Вода там была действительно теплая, не ниже +15.

К вечеру мы забралисьв палатку-баню и лакомились свежеиспеченным рыбником. Под него решили и по 150 граммов выпить. Потом пошли спать. С утра встали в районе 11 часов. Позавтракали жареные грибы и пошли прогуляться кто куда. Дул сильный ветер, однако комаров он не сильно беспокоил и они набрасывались моментально, так что полежать на свежем воздухе не получалось.

После обеда Саша с Мишей пошли снова на рыбалку. Они много пробродили, однако поймали только маленькую форель. В реке было много дохлой горбуши, отметавшей икру. Ближе к вечеру 2 августа мы решили, что неплохо бы еще сходить на ночную рыбалку. И действительно она не подвела, за час поймали около 60 кг горбуши и семги. Рыбу чистили всё утро, в лесу, в целой тучи комаров и мошки. Рыбу решили засолить в бочку. В 7 часов утра 3 августа мы позавтракали отличную уху из молоки и легли спать. Встали днем, на обед опять была жареная гоорбуша. В дополнение к бочке рыбы у нас вышел целый котелок икры, однако была одна проблема, не было хлеба.

К вечеру мы стали собираться и в районе 8 часов вечера вышли.

3-5 августа. д. Чапома - д. Ковда (230 км)

Вышли, на море полный штиль. Идем под мотором, к полуночи я с Лехой пошли спать. С утра мы сменили вахту. Опять на море штиль, к утру стал задувать очень слабый ветерок, Саша поставил генакер и отключил мотор, поскольку бензин был на исходе.Идем со скоростью не больше 3-4 км в час. Днем подошли к д. Кашкаранцы, там высадились купили хлеба и масла для икры. Местным променяли 2 горбушины на пучок свежего зеленго лука. Отходим от деревни, Саша не выдержал и зовел мотор.

К вечеру мы проходили полуостров Турий, там заработал мегафон и мы принялись звонить домой, после 10 дневного отсутствия связи. В красоте ночного моря единственным негативным фактором является шум мотора.

После я с Лехой пошли спать в рубку, проснулись с утра на подходе к Карельскому берегу, видимость нулевая, все затянуто тумано. Через некоторое время туман рассосался. В районе часа дня мы подошли к губе говде.

5-7 августа. стоянка в районе д. Ковда

Встали на острове и на стоянке, на который я с Мишей стоял год назад. После мы легли спать. Встали к вечеру, пошли осматривать остров и заодно пофотографировали его. На следующий день были планы закупить еще 30 литров бензина, чтобы добраться до п. Рабочеостровск, поскольку Саша по другому ходить не умеет.

7-10 августа. д. Ковда - о. Соностров - п. Рабочеостровск (220 км)

Днем вышли с острова в Рабочеостровск. По пути остановились ненадолго на о. Сидоров и переночевали на о. Соностров. 10 августа вечером были уже в п. Рабочеостровск, с утра разобрались и на следующий день уехали в Питер.

График движения

\
Ходовой день Участок маршрута Расстояние, км
1 п. Рабочеостровск – о. Русский Кузов 30
2 о. Русский Кузов – о. Бол. Соловецкий 30
3 о. Бол. Соловецкий – о. Анзер 45
4 о. Анзер – Онежский п-ов (напротив о. Жижгин) 65
5 Онежский п-ов (напротив о. Жижгин) – Северодвинск - м. Зимнегорский 260
6 м. Зимнегорский - д. Чапома (пересечение Горла) 80
7 д. Чапома – п. Ковда 310
8 п. Ковда – п. Рабочеостровск 290
  Итого 1100

Основные выводы

1) Мотора 3,3 л.с. явно не достаточно для такой лодки. При высоте волны 2 метра и более мотор не в состоянии тянуть лодкой против волны. Рекоменуемая мощность мотора 5-6 л.с. Кроме того при установке более мощного мотора сократиться в 1,5 раза расход топлива.

2) Парусов явно недостаточно, грот желательно увеличить на 1-2 кв.м. Генакер необходимо увеличивать на 3 кв.м.

3) Лодка в состоянии взять на борт в месячный поход 5 человек со всем необходимым снаряжением, однако будет иметься не сильно значительный перегруз, который скажеться на маневренности лодки. Увеличение площади парусов должно существенно исправить этот недостаток.

4) Лодка полностью пригодна для автономного плавания и больших (от 150 км) морских переходов.

На этом наше путешествие закончилось.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Михаил, 04.10.2012
АЛЕКСАНДР ТЫ МОЛОДЕЦ ОФОРМЛЕНО ХОРОШО А КАК ДРУГИЕ ПОХОДЫ.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100