Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водно-пешеходном автономном одиночном путешествии в районе Большеземельской тундры

Дата: 22 июня - 14 июля 2007 г.

Автор: Владимир Лазарев (Уфа)

 

I. Справочные сведения о путешествии

1. Район проведения похода: Республика Коми, Архангельская область (Ненецкий Автономный Округ).

2. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма Протяженность активной части похода, км. Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Комбинированное водно–пешеходное путешествие Пеш. – 208 км. Водн. – 495 км. Всего – 703 км. 28 дней 24 дня 20.06–17.07 2007 г.

3. Подробная нитка маршрута.

  • г. Воркута, пос. Октябрьский (старт);
  • пеший переход до р. Хальмеръю (31 км.);
  • сплав по руч. Хальмеръю, р. Силоваяха до порога Плита (84 км.);
  • пеший переход вдоль руч. Буреданъю, оз. Варкаты до р. Варкатывис (49 км.);
  • сплав по р. Варкатывис, р. Мадагавож, р. Сёсыяю, р. Сибирчатаяха (75 км.);
  • пеший переход вдоль хребта Пай-Хой до реки Хэйяха (58 км.);
  • сплав по реке Хэйяха до устья (база Бол. Паук) (121 км.);
  • пеший переход до Вашуткиных озер (оз. Ванюкты) (70 км.);
  • сплав по реке Адзьва до руч. Бол. Нэдыняшор (215 км.);
  • попутный аэроход до ж.д. моста через Усу (финиш).

4. Состав группы

Лазарев Владимир Анатольевич, 1971г.р., lazva@mail.ru

Туристический опыт: многодневные одиночные путешествия (Южный, Средний, Северный, Приполярный, Полярный Урал, Большеземельская тундра).

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея путешествия, его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Основная цель, которая преследовалась при планировании и проведении путешествия, заключалась в обзорном знакомстве с районом Большеземельской тундры. При этом во главу угла ставился охват территории, прохождение большого расстояния, а не преодоление технически сложных препятствий. Особенно выделялось несколько частных задач:

- сплав по рекам Хальмеръю и Силоваяха по большой воде.

- туристическое первопрохождение системы рек Варкатывис, Мадагавож, Сёсыяю.

- посещение грандиозного водопада на реке Мадагавож (падение уровня 14 метров).

- посещение хребта Пай-Хой.

- туристическое первопрохождение реки Хэйяха.

- посещение системы Вашуткиных озер.

- посещение теплых источников на ручье Пымва-шор.

К необычности похода можно отнести использование легкого сплавного средства в продолжительном путешествии. Именно это позволило добраться до довольно отдаленного района и успешно возвратиться обратно. Было пройдено 8 рек из четырех речных систем (бассейны рек Кары, Сибирчатаяхи, Коротаихи, Усы), преодолены три водораздела протяженностью в среднем по 60 километров каждый. Лодка собиралась для сплава и переправ шесть раз. Несмотря на "легковесность" лодки, удалось пройти многочисленные препятствия 2 к.с. и ниже.

Ни до похода, ни после него не удалось найти сведений о туристическом прохождении рек Варкатывис, Мадагавож, Сёсыяю, Хэйяха. Таким образом, участок первопрохождения (включая чрезвычайно редко посещаемые места от порога Плита на реке Силоваяха до Вашуткиных озер) составил 385 километров (55% от всего маршрута).

Маршрут путешествия является оригинальным и нестандартным. Он связывает четыре речные системы Большеземельской тундры. В 2005 году группы В.Кожина (Москва) и Н. Александрова (Печора) достигли Вашуткиных озер, поднявшись по реке Саваю - левому притоку Коротаихи. Однако этот маршрут проходил гораздо южней. Встречаются сведения о переходах с реки Силоваяха на реку Сибирчатаяха по ручьям Буреданъю и Ярэйю, но конечная цель всегда - сплав до поселка Усть-Кара. Другие немногочисленные варианты подразумевают вездеходную или авиационную заброску-выброску.

Путешествие прошло без каких-либо серьёзных происшествий. Безопасность основывалась на знании климата района, опыте, хорошей физической подготовке и удачно построенной нитке маршрута. Две другие попытки достичь хребта Пай-Хой и Вашуткиных озер в 2005 и 2006 годах оказались неудачными большей частью из-за ошибок в планировании.

Уникальность путешествия заключается в значительной протяженности похода. Это стало возможным благодаря преимуществам одиночного путешествия: большей мобильности, возможности поддерживать высокий темп, свободе в выборе графика движения, отсутствию внутригрупповых конфликтов, минимальных задержек из-за аварий. Протяженность среднесуточного перехода составила около 30 км. (при трех ходовых ночах). Два ночных сплава были проведены из-за сильного дневного встречного ветра; ночной пеший переход проведен после полудневки из-за сильной жары днем. Все они были обусловлены сложившимися обстоятельствами и не представляли угрозу для безопасности.

Еще одной особенность путешествия был довольно ранний выход, фактически, в межсезонье (за все путешествие не встретил ни одной туристической группы). В начальной стадии путешествие проходило в период половодья, которое в этих местах бурное и затяжное. Это дало возможность довольно быстро добраться до хр. Пай-Хой по системе рек Хальмеръю-Силоваяха и Варкатовис-Мадагавож-Сёсыяю.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Основным способом подъезда к району является ж-д. транспорт. Поезда идут по уединенной северной ветке, и попасть на них жителям Урала, Сибири и юга Европейской части России удобно в Москве и на узловых станциях Вологда, Котлас, Сыктывкар. Облегчает дело наличие автобусных маршрутов до Кирова, Котласа, Сыктывкара, Ухты.

Туда.

1. Уфа - Емва, автобус. Периодичность маршрута меняется из года в год. Отправление из Уфы в 16.41, в пути 27 ч. Маршрут: Уфа, Набережные Челны, Киров, Сыктывкар, Емва. Стоимость проезда 1790 руб., провоза багажа 360 руб.

2. Емва (ст. Княж-Погост)- Воркута, поезд №042 Москва-Воркута, отправление из Емвы в 22.28, прибытие в г. Воркута в 14.10, в пути 15 ч.40мин. Цена плацкарты 674 руб.

Обратно.

1. о.п. ?? км. (мост через Усу) - Печора, поезд Усинск - Печора, отправление примерно в 05.00, ежедневно. Билет продается в вагоне, цена 101 руб. Общие вагоны находятся в хвосте поезда, стоянка 1 минута. Платформа не оборудована, находится на правом берегу реки непосредственно перед мостом.

2. Печора - Сыктывкар, поезд №655 Печора - Сыктывкар. Этот состав идет из Усинска, на печорской платформе перестаивает 5 часов. Поезд очень медленный. Отправление из Печоры в 14.00, прибытие в Сыктывкар в 06.05, время в пути 16 часов, цена билета 263 руб.

3. Сыктывкар - Киров, маршрутное такси. Отправление от железнодорожного вокзала в 06.00, ежедневно. Миниавтобус "Мерседес", цена 650 руб.

4. Киров - Уфа, автобус, 750 руб. Для водителей автобуса этот участок, видимо, самый беспроблемный в смысле ревизоров, и они очень "обижаются", если билеты покупают в кассах. Однако делать лучше именно так, иначе есть риск ехать, сидя на полу. Проезд "зайцем" не намного дешевле.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

1. Через пос. Усть-Кара. При наличии исправной лодки по реке Сибирчатаяха можно дойти до поселка, который связан с Воркутой вездеходной дорогой.

2. Через базу Бол. Паук. Через базу проходит вездеходная дорога Воркута-пос. Коротаиха-пос. Амдерма, по которой не реже одного раза в неделю (в июле-августе и зимой) проходят вездеходы. До Воркуты отсюда около 150 км.

4. График движения

Дни пути Дата Участок пути Протяженность Препятствия на участке
  20,21.06 Уфа – Емва Автобус  
1 22.06 Емва – г. Воркута, г. Воркута–пос. Октябрьский, пос. Октябрьский–р. Мал. Сыр–яга, р. Мал.Сыр–яга – устье р.Гагара–Тывис, Поезд, Автобус, 31 км. Пеш., Каракат Переправа – 1А
2 23.06 Устье р. Гагара–Тывис – р. Хальмеръю 34 км. Сплав Порог – 2,3кс (обнос)
3 24.06 р. Хальмеръю – р. Силоваяха 20 км. Сплав Порог – 2кс
4 25.06 р. Силоваяха – порог Плита 30 км. Сплав Пороги –1кс, Шивера – 2кс
5 26.06 порог Плита – руч. Буреданъю 24 км. Пеш. Переправа – нк, Раст. покров – 1А, Болото – нк
6 27.06 руч. Буреданъю – р. Варкатывис 25 км. Пеш. Раст. покров – 1А, Болото – нк
7 28.06 р. Варкатывис – р. Сёсыяю 35 км. Сплав Пороги –1кс, 2кс, Каньон – нк, 1А.
8 29.06 р. Сёсыяю – р. Сибирчатаяха 40 км. Сплав Пороги –1кс, Пороги –2кс
9 30.06 р. Сибирчатаяха – г. Хэнгоръиз 17 км. Пеш. Раст. покров – 1А, Болото – нк, Осыпи – нк
10 1.07 г. Хэнгоръиз – руч. Молодёжный 22 км. Пеш. Переправа – нк, Раст. покров – 1А, Болото – нк, 1А, Траверс гребня – нк
11 2.07 руч. Молодёжный – р. Хэйяха 19 км. Пеш., 11 км. Сплав Порог – 1кс, Раст. покров – 1А, Болото – нк
12–14 3–5.07 р. Хэйяха – р. Коротаиха, база Бол. Паук 110 км. Сплав Пороги – 1кс, 2кс, Каньон – нк
15 6.07 база Бол. Паук – оз. Пуноты 6 км. Пеш  
16 7.07 оз. Пуноты – г. Чавпмыльк 24 км. Пеш. Болото – нк, Раст. покров –1А,2А
17 8.07 г. Чавпмыльк – г. Таиясанмыльк 22 км. Пеш. Раст. покров – 1А, Болото – нк,
18 9.07 г. Таиясанмыльк – р. Адзьва 18 км. Пеш., 8 км. Сплав  
19–20 10–11.07 р. Адзьва – руч. Ватъяртывис 108 км. Сплав  
21,22 12–13.07 руч. Ватъяртывис – руч. Черпаю 12 км. Пеш, 64 км. Сплав Раст. покров – 1А,2А.
23–24 14–15.07 руч. Черпаю – руч. Бол.Нэдыняшор – р. Уса 35 км. Сплав  
  16–17.07 р. Уса – г. Печора – Сыктывкар – г. Киров– г. Уфа. Аэроход, Поезд, Автобус  

5. Дневник путешествия.

22.06.07. День первый.

Из окна вагона поезда Москва-Воркута открывается следующая картина: напитанная водой тундра, полноводные и мутные ручьи и речки, склоны холмов забиты снежниками, зелени ещё нет, почки только-только набухают. Погода пасмурная, временами начинается мелкий дождь.

От воркутинского вокзала проехал несколько остановок в город до площади Металлистов, затем пересел на автобус, идущий в поселок Северный. После поселка Октябрьский водитель по моей просьбе высадил меня ровно на переезде через бывшую железнодорожную ветку Воркута - Хальмеръю. Отсюда началась активная часть маршрута.

Насыпь, оставшаяся от железной дороги, представляет собой хорошую гравийную дорогу. Первое препятствие - речка Аяч-яга. Мост через реку разрушен, стоят только бетонные быки. Перебродил реку в ста метрах ниже моста (ширина реки 30 метров, скорость течения 1,5 м/с, глубина 60 см.).

Дошел до реки Сыр-яга. Здесь заметно изменился пейзаж: стало больше снега, вершины холмов покрыты белыми шапками, заметно ниже температура. Местные рыбаки сказали, что за Сыр-ягой всегда резко становится холодней.

До устья ручья Гагара-Тывис подвезли рыбаки на каракатах. Здесь я собрал лодку и после небольшого отдыха и совместной с рыбаками трапезы отправился в путь (01_start.jpg).

23.06.07. День второй.

Весь день было пасмурно, почти постоянно накрапывал дождь, температура по ощущениям 5-10оС. По берегам реки лежат огромные снежники, местами видны ледовые завалы (02_led_na_reke.jpg). Хребет Оченырд на горизонте ещё весь в снегу. Вода в реке после половодья очень высокая.

Хорошо описанные в туристических отчетах пороги Каньонный и Трек оказались очень бурными (03_porog_kanyon.jpg), нет никакой возможности пройти их на моей лодке. Пришлось обнести всю серию порогов. Удивил водопад (в некоторых источниках он называется Хальмер, в некоторых - Буредан). По сравнению с тем, что он представляет собой в июле-августе, показался просто грандиозным (04_vdp_halmer.jpg).

Туристы, сплавляющиеся здесь в июле-августе, отмечают, что после водопада приходится почти весь путь по реке Хальмеръю до реки Силоваяхи (далее везде Силовая) идти пешком. В моем походе воды в реке было столько, что на сплаве по Хальмеръю ни разу такой необходимости не возникло. Скорость течения устойчиво держалась на уровне 1-1,5 м/с.

На первую ночевку встал в 8 километрах от устья Хальмеръю.

24.06.07. День третий.

Погода немного наладилась, тучи разошлись, стало теплее.

После впадения в Силовую река становится гораздо шире и полноводней. На первом пороге (отмечен на всех картах до пятикилометровок включительно, безымянный, ориентировочно 2 к.сл.) при прохождении получил два пореза в днище лодки 10 и 15 сантиметров в двух отсеках. На одном целом отсеке догреб до берега, благо до него было близко. Ничего из вещей не потерял. Пришлось разбивать лагерь, сушиться самому, сушить лодку (через порезы набралось много воды) и клеить ее.

Координаты порога и ночевки: 68о13'65''N, 064о34'22''E.

25.06.07. День четвертый.

Облачно, сильный северо-восточный ветер. Уровень реки за ночь упал на 10 см.

Хорошо отдохнув за вынужденную полудневку, отправился рано утром в 7 часов. Движение по реке было очень тяжелым, против встречного ветра приходилось грести даже на мощных перекатах и шивере. В течение дня преодолел несколько порогов 1-2 к.сл. Один из них находится в устье ручья Ярэйю. К концу дня добрался до порога Плита. После порога имеется очень эффектная и протяженная змейка стоячих волн (05_plita.jpg). Здесь собрал лодку и приготовился к пешеходной части.

Координаты порога Плита и ночевки: 68о23'02''N, 064о39'34''E.

26.06.07. День пятый.

Рано утром отправился строго на север вдоль реки. После порога Широкий (06_shirokii.jpg) Силовая поворачивает на восток. Продолжил путь по азимуту на водопад Большой на руч. Буреданъю. Подъем от реки в гору по южному склону прошло без проблем. Склон сухой, растительность низкая. Иная картина на северном склоне: многочисленные болота, озера, полосы зарослей ивы. Несколько раз встречались типичные для тундры ручьи - неширокие, но очень глубоко врезанные в грунт. Приходится долго искать место переправы. Болота здесь неглубокие - на глубине 10-15 см залегает вечный лед. Скорость движения очень мала - приходится много маневрировать, выбирая дорогу. На берегу одного ручью встретились масштабные и очень вязкие оплывины, которые также могут представлять препятствие, так как в них можно серьёзно завязнуть.

Красив водопад Большой на ручье Буреданъю (07_vdp_bolshoi.jpg), расположенный в конце глубокого и живописного каньона (08_kanyon.jpg). На правом берегу каньона разбросаны проржавевшие металлические конструкции, детали двигателей - остатки геологической базы.

После каньона двигался вдоль ручья по правому берегу. Для преодоления притока Дерентейшор пришлось собирать лодку. Ширина ручья Дерентейшор здесь около 10 метров, глубина больше полутора метров, берега и дно - желеобразный ил-сапропель - очень топкие.

Ручей Буреданъю имеет широкую долину, но сам довольно мелкий, часто петляет, дно - местами камень, но чаще топкий песок или ил.

27.06.07. День шестой.

Ночью существенное понижение температуры, штиль. Комаров пока нет.

С утра продолжил путь вверх по ручью, переходя с одного берега на другой по необходимости. Дойдя до невысокой, но всё же хорошо заметной гряды Силова-Мусюр (09_silovamusyur.jpg), повернул на север. Через некоторое время неожиданно вышел на оленью тропу и по ней дошел до восточного края озера Варкаты, где встретил густые заросли ивы и непроходимый глубокий ручей трехметровой ширины. Пришлось обходить озеро с юга. Воды в озере заметно выше обычного уровня. Идти приходится по затопленным приозерным низинам. Вода чистая, к юго-западному берегу прибито много льда. Рыбы нет, точнее, поймать не удалось.

Мимо живописного озера у отметки 211 дошел до реки Варкатывис.

Это был очень тяжелый день. Вымотался ужасно на болотах и зарослях. Жара. Большие проблемы с водой - очень тяжело найти чистую. От выпитой за день озерной и болотной воды стало плохо, вечером сильно тошнило.

Координаты ночевки: 68о36'21''N, 064о20'12''E.

28.06.07. День седьмой.

За ночь уровень реки не изменился. Погода: ясно, тепло, слабый восточный и юго-восточный ветер.

Ручей Варкатывис очень быстрый, с множеством перекатов, проходимых только благодаря большой воде. Никакой информации о реке нет, отсюда начинается первопрохождение.

Первый каньон находится сразу после колеи, указанной на карте. Река сжимается примерно до 8-10 метров, есть пороги (10_varkatovis.jpg). В конце каньона два порога водопадного типа с падением уровня около 1 метра каждый (11_porogi.jpg). Расстояние между ними около 30 метров. Проходил каньон без разведки, что было очень легкомысленно. Пройдя первый, более простой порог и испугавшись второго, пристал к левому борту каньона, с трудом найдя возможность причалиться. Пока в суматохе швартовался, потерял оба весла. Оставив лодку в каньоне и взобравшись по почти отвесному берегу, отправился на разведку и поиск весел. Прошел около километра вниз по ручью, но весел не нашел. Вернувшись обратно, обнаружил их перед второй ступенью в небольшом водовороте у правого берега. Достал весла, вытащил из каньона лодку, обнес второй порог и продолжил путь.

Через час сплава ещё один короткий каньон с порогом высотой около 2 метров (12_porog.jpg 23). Обнос всего каньона.

Момент впадения в ручей Мадагавож я не заметил. Не заметил также и изменения в полноводности реки. Видимо, Мадагавож мельче, но, тем не менее, дальше ручей согласно карте называется именно так.

Самый большой на реке водопад имеет падение уровня 14 метров, состоит из нескольких ступеней. Русло при этом поворачивает на 90 градусов (13_vodopad.jpg).

Далее каньонные участки реки по-прежнему часто перемежаются с равнинными. В каньонах имеются простые пороги 1-2 к.сл. с валами высотой до 1 метра и неопасными прижимами. Всех их проходил по воде, обносов и проводок больше не было. По берегам то и дело встречаются огромные снежники и наледи.

Прошел мимо заброшенной фактории с жилыми постройками, складом, холодильником и огороженным проволокой загоном.

29.06.07. День восьмой.

Следующим примечательным препятствием на реке является порог Классический. Он имеет две ступени, расстояние между которыми около 80 метров. На этом участке река делает левый поворот на 90 градусов и принимает правый приток - небольшой ручей. Первая ступень представляет собой прорыв через плиту, выходящую из-под земли под углом 60 градусов к горизонту (14_klass_prof.jpg, 15_klass_front.jpg). Падение уровня 1.5 метра. За водопадом - чаша с ярко выраженным обратным течением по бокам от слива. Ширина реки 8-10 метров. Вторая ступень представляет собой слив, падение уровня около метра. Русло здесь сжимается до 5-6 метров.

Перед устьем реки (в низовье она называется Сёсыяю после впадения одноименного ручья) почти непрерывно тянется очень живописный и разнообразный каньон протяженностью около 10 километров. Характер реки довольно резвый: пороги, перекаты, завалы, прижимы, стремнины. Все, однако, не более 1-2 к.сл., проходятся даже на надувной лодке (иногда с последующим выливанием воды и сушкой вещей).

После впадения в Сибирчатаяху (16_sibirchata.jpg) (далее везде Сибирчата) берега пологие, заросшие ивой высотой до 2,5 метров. Течение на Сибирчате заметно слабее, чем на Сёсыяю.

К вечеру ветер усилился, и последний двухкилометровый участок мне пришлось нести лодку на себе. Идти можно только по узкой травянистой полоске берега между зарослями ивы и песком. Песок очень мелкий и топкий, ноги вязнут, чуть ли не по колено, если стоять на месте.

С трудом переправился на левый берег, где согласно карте должна была быть изба. Однако избы здесь не оказалось. Её, видимо, давно разобрали - остался только нижний венец.

Встал на ночевку. Чистой воды здесь нет, только речная. Приготовил ужин, поел, отдохнул, сходил на разведку. Вопреки карте никаких дорог в окрестности не обнаружил.

Сдул и упаковал лодку - отсюда начинается трехдневный переход по хребту Пай-Хой на реку Хэйяха.

Координаты ночевки: 68о51'18''N, 064о07'51''E.

30.06.07. День девятый.

Утром полный штиль, поверхность Сибирчаты - как зеркало, что представляет собой весьма редкую картину. Уровень реки за ночь упал на 2 см.

Утром вышел пораньше, пока солнце не начало жарить. Дороги на запад нет - иду прямо по тундре. Через некоторое время пересек дорогу на север. Эта дорога обозначена на карте, но она нартовая, а не тракторная. Весь день шел по болотам, зарослям "средней тяжести". Через 4 километра после озера Косхасырейты появилась попутная колея откуда-то с севера, ведущая к горе Хэнгоръиз. До горы добрался только к вечеру, пройдя за день 18 километров за 12 получасовых переходов.

Поужинав, поднялся на гору, осмотрел хребет Пай-Хой и окрестную тундру (17_hengoriz.jpg). Горы невысокие, образуют непротяженные хребты.

Очень жарко, облаков нет совсем, солнце не заходит за горизонт и светит даже ночью, причем в пять утра в палатке уже нестерпимо жарко. Появились в большом количестве комары, но пока не кусают.

Координаты ночевки: 68о52'06''N, 063о51'01''E.

01.07.07. День десятый.

Утром продолжил движение по дороге на юго-запад. Дошел до отметки 164 (есть триангуляционный знак) и понял, что и здесь дороги на запад нет. Видимо, здесь используются только оленьи перегонные тропы по направлению север-юг. Дороги, которые когда-то оставили геологи, уже исчезли.

От отметки 164 спустился по ручью до реки Хэнгоръю. Вдоль ручья имеется отступающий снежник, так что идти по только что вытаявшей земле под горку было очень легко. Подойдя к реке, обнаружил, что она здесь неширокая (около 6 метров), но глубокая. Пройдя вверх по течению, нашел место, где смог переправиться. Вода очень холодная, дно песчаное, рыхлое, глубина - по грудь. После переправы поднялся ближе к хребту, где кустарниковых зарослей заметно меньше. Пройдя вдоль гор (18_paihoi2.jpg) около восьми километров, остановился недалеко от ручья с несколько неожиданным названием Молодёжный (19_paihoi4.jpg).

День также был очень жарким. Из-за жары ем мало, поэтому идти очень тяжело, быстро устаю. Хотя беспристрастные измерения по карте показали 24 километра дневного перехода.

02.07.07. День одиннадцатый.

За шесть переходов по тяжелой, сильно обводненной местности дошел до озера Савабейты. Остановился отдохнуть и порыбачить. Опять ничего не поймал.

По правому берегу ручья Савабейтывис идет хорошая колея. Полтора перехода (45 минут) шел по ней, после чего потерял ее в зарослях. Искать не стал. Напрямик спустился к ручью и пошел вдоль него. Ручей Савабейтывис очень мелкий, немноговодный, дно - камень, при необходимости можно идти прямо по нему. Левый берег ручья также вполне сносный для ходьбы.

День был очень жаркий, много пил. Недалеко от Хэйяхи не выдержал и выпил сразу много воды. После чего с большим трудом дошел до Хэйяхи - оставили силы. На реке стало еще хуже: ветра нет, тени нет, раздеться нельзя из-за комаров, питьевой воды нет. Немного воды набрал на снежнике, но талая вода очень плохая. Тем не менее, поставил палатку, искупался, остыл, поел, отдохнул, приготовил лодку, после чего путешествие продолжилось.

По устоявшейся привычке, выйдя к реке, обязательно несколько километров стараюсь сразу сплавиться, чтобы познакомиться с характером реки и оценить скорость течения, а также уточнить, если необходимо, график движения и принять какие-либо коррективы.

В районе устья ручья Савабейтывис Хэйяха имеет ширину около 30 метров, скорость течения 0.5-0.7 м/сек, дно - камень. Ниже устья Савабейтывис течение остается сильным, имеются перекаты, несложные шиверы. Через 2 км. находится первый порог. Он довольно короткий, около 50 метров, и состоит из двух ступеней. При активном маневрировании порог можно пройти по гладким сливам: первую ступень у правого берега, вторую - у левого. Для осмотра порога удобней причаливать к правому берегу.

На реке повсеместно огромное количество гусей. Комары становятся активней, начинают доставлять неудобства.

03.07.07. День двенадцатый.

Далее, южнее широты 68o51'N течение успокаивается, русло расширяется до 60-80 метров. По мере приближения к отмеченным на карте порогу и водопаду течение ускоряется, появляются непротяженные участки шиверы, простые порожки. Судя по внушительным берегам, это, видимо, остатки некогда более серьезных препятствий, со временем размытых рекой. В том месте, где на карте отмечен порог, река преграждается каменной грядой около метра высотой. У левого берега имеется бурный слив. Отмеченный на карте водопад представляет собой обычный порог с шиверой. Оба препятствия проходятся после осмотра достаточно просто.

После устья реки Мадахаю-Вторая течение успокаивается, появляются протяженные плесы, русло реки расширяется до 100 метров. Однако по мере приближения к хребту Деляиз река становится уже и быстрее. Самый насыщенный препятствиями участок - каньон Порожистый - находится в месте прорыва реки между хребтом Деляиз и увалом Нядэйтамыльк, но уже за 2-3 километра до этого места начинают встречаться достаточно бурные пороги.

Координаты ночевки: 68o40'53''N, 062o47'17''E.

04.07.07. День тринадцатый.

Самый сложный порог, порог Сухой Камень (68o40'53''N, 062o47'17''E), в каньоне Порожистый начинается сужением русла до 20 метров. Далее поток разбивается огромным камнем на два (20_hei_suhkam.jpg). Имеются бочки. Падение уровня реки на пороге составляет около 2 метров. Перед порогом русло мелкое с многочисленными осыхающими камнями. Для осмотра можно причалить либо на правом берегу непосредственно перед порогом (в этом случае остается меньше вариантов для маневра), либо за 100 метров до него на левом берегу.

Ниже порога Сухой Камень, примерно через 200 метров, находится водопад-порог Умывальник с падением уровня около метра (21_hei_umyval.jpg). Типичный порог "карельского типа". Представляет собой довольно внушительную бочку, течение до и после порога спокойное.

Ещё через 300 метров находится порог Воронка - каменная плотина перегораживает 2/3 русла реки (22_hei_voronka.jpg). Слив сильный, прямой, ширина около 10 метров, высокие стоячие валы. Прижима нет, но поток идет в непосредственной близости от левого крутого борта каньона.

Еще через 50 метров находится хорошо выраженный по всей ширине реки порог высотой около полуметра. Несложная бочка.

Через 200 метров - огромная глыба посреди реки, у левого рукава - небольшой прижим. Ещё немного ниже, перед поворотом каньона налево имеется порог-водопад высотой около полуметра. Протяженность всего каньона Порожистый около километра. Обнос всего каньона.

Следующий достойный упоминания порог-водопад (отмечен на карте как порог) находится сразу за устьем ручья Угольный на повороте реки. Перед порогом сужение русла со стоячими валами до метра высотой. На пороге русло сужается до 8-10 метров с камнем посередине (23_hei_vdp_ugol.jpg). За порогом река мелкая с осыхающими камнями. На берегу у водопада имеются аналоги Исполиновых котлов (водопад Буредан, река Кара), но в меньшем количестве и меньших размеров.

До ручья Пестанвож Хэйяха сохраняет быстрое течение, часты перекаты и шиверы. После ручья - гладкая вода, устойчивое течение около 0.5 м/сек.

Вечером наловил хариуса на малосолку и на уху. Хватило и на ужин, и на завтрак. Комары по-настоящему разбушевались! Кусают через перчатки, накомарник, на мазь через несколько минут после нанесения не реагируют.

Координаты ночевки: 68o29'01''N, 062o36'49''E.

05.07.07. День четырнадцатый.

Южнее широты 68o31'N река течет в широкой, хорошо разработанной долине, сильно меандрирует, отражаясь попеременно то от одного высокого борта, то от другого. Растительность становится выше, и, вообще, становится больше зелени. Падение уровня реки, начиная от последнего каньона, составляет около 1 м/км. и происходит довольно равномерно. Трудно размываемых пород здесь уже нет, и, соответственно, нет водопадов и порогов. Встречаются перекаты и стремнины; плесы достаточно редки. Такая ситуация сохраняется до самого устья, где практически одновременно сливаются три реки: Хэйяха, Нямдаю и Коротаиха (24_tri_reki.jpg) .

На ночевку остановился на базе Большой Паук.

06,07.07.07. День пятнадцатый и шестнадцатый.

Самое жаркое время дня переждал на базе за разговорами и чаепитием со сторожами Юрой и Антоном. Вечером отправился в очередной пеший переход до Вашуткиных озер. По поводу пути туда Юра и Антон ничего не подсказали - далеко в тундру они не ходят. А поход до Вашуткиных озер, до которых отсюда около 60 километров, в их понимании мероприятие вообще немыслимое.

Выйдя вечером, когда спала жара, за два часа дошел до озера Пуноты, где обнаружил прекрасную воргу, идущую точно в соответствие с картой. Ворга очень натоптанная, любые заросли пробивала двухметровым "проспектом". На подболоченных возвышенностях в окрестности ручья Маска-Тывис и озера Пернаты она терялась, но потом легко находилась. Нужно следить за азимутом - направление оленьих перегонных троп на удивление устойчиво.

Ночь и день прошагал достаточно легко, на ночевку встал в районе горы Чавпмыльк,

где меня накрыла сильная гроза с ливнем.

Координаты ночевки: 68o09'19''N, 062o36'49''E.

08.07.07. День семнадцатый.

Весь день было пасмурно, постоянно принимался мелкий дождь. В районе озера Саваты прошел ливень, который пришлось переждать под полиэтиленом.

При подходе к Вашуткиным озерам, стало появляться много следов от вездеходов, которые, в конце концов, меня дезориентировали, и я принял немного к востоку от озер. В результате этого я прошел совсем близко от озера Саваты (на карте эта дорога не отмечена). На берегу Саваты видны добротные постройки, видно, что обитаемые. Заходить не стал. Дорога далее привела к озеру Кебесаты, от которого я взял азимут на запад и без дороги, напрямую вышел на колею вблизи горы Таиясанмыльк. Здесь и заночевал на пустой стоянке оленеводов. Место ровное, есть дрова, к тому же колея опять пропала. С места стоянки хорошо видно цепочку озер Балбанты, Юрто, Судно-Ты.

Вечером также было пасмурно, дул сильный ветер. Изредка набегал дождь. С трудом удалось развести костер и приготовить ужин.

09.07.07. День восемнадцатый.

Ночью и утром дул сильный северо-восточный ветер без дождя.

Отправившись по азимуту на южную оконечность озера Юрто (25_oz_yurto.jpg), быстро вышел на тракторную колею. По ней за 8 переходов дошел до истоков Адзьвы.

Там, где на карте на берегу озера отмечем чум, есть лишь заброшенный ледник, землянка. Береговая линия озера Ванюкты сильно изрезана (26_oz_vanyukty.jpg). На длинном мысу, который делит озеро практически на два, хорошо видны несколько балков, высокие кресты.

На месте поселка Вашуткино стоит жилая изба и несколько подсобных помещений (27_vashutkino.jpg). Никого из людей не встретил. На озере слышен шум моторной лодки, видимо, хозяева на рыбалке. По территории бегает очень много собак. Они дружно меня облаяли, после чего разбежались по своим делам.

У самого истока Адзьвы (28_adzva_istok.jpg) собрал лодку и отправился дальше. Река сразу широкая, около 30 метров и очень стремительная 1-1.5 м/с. В реке очень много хариуса - берет падающую блесну в момент касания с водой, а иногда и немного раньше.

В течение вечера небо прояснялось, и к ночи стало совсем чистым с небольшими перистыми облаками.

Берега Адзьвы поросли густым ивняком, место для стоянки приходится подыскивать заблаговременно.

10-11.07.07. День девятнадцатый и двадцатый.

Уровень воды упал на 1 см. Западный ветер средней силы, ясно. Легкие верховые перистые облака.

Скорость течения сохраняется довольно высокой. Пейзаж немного унылый, однообразный. Изредка по берегам наблюдаются возвышенности с песчаными вершинами, прикрытыми галькой. Это пятна выдувания, "яреи" (29_adzva.jpg), характерны для Большеземельской тундры. Рыбалка всё ещё уверенная, но хуже, чем в самом верховье (30_harius.jpg).

Днем ветер сменился на южный, постепенно усиливался, пока на одном из поворотов не прижал лодку к северному берегу. Найдя среди зарослей ивы место для коврика, лег отдыхать. Ближе к вечеру ветер стал стихать. Поужинав, отправился в ночной сплав.

После того, как село солнце, на воде стало очень холодно. Одел все, что было с собой. Ночью в штиль прошел меандры, для которых попутного ветра просто не существует. Тундровая река ночью очень живописна. Солнце уже немного садится за горизонт, зори - на полнеба. Грандиозно и красочно. Привыкнув за двадцать дней к некоторой скупости тундры на краски, был поражен таким пейзажем.

В 5 часов утра подул северо-восточный ветер, который сменился на восточный, "полупопутный" к генеральному южному направлению. К девяти часам вечера подошел к месту, где река поворачивает на восток перед петлей на север. Течение несколько ослабло и не справляется со встречным ветром. Вышел на берег. Две бессонные ночи - это, конечно, тяжело, но если бы ветер прекратился, пришлось бы встать на весла. Этот проблемный участок вызывал тревогу еще перед походом. Около шести километров река течет на восток, затем шесть - на северо-восток, затем четыре - на северо-запад, шесть - на северо-восток, а дальше почти строго на юг. Любой крепкий ветер просто прибьет мою "игрушечную" бескилевую лодку к берегу на том или ином участке. К исходу двадцатого дня сил не так много.

Подождал два часа, ветер не утих. Пришлось встать на ночевку.

12.07.07. День двадцать первый.

Проснулся рано. Северо-восточный ветер не утихал всю ночь и утро. Собрал лодку и пешком за 5 переходов, "подрезав" излучину реки, дошел до поворота реки на юг. Оказалось, что аккуратные холмы по берегам не такие "приятные" для ходьбы, как кажутся. Местность здесь подболочена, пересечена оврагами и логами с сильно заросшими склонами.

Как только приготовил лодку, ветер сменился на юго-восточный. Однако, течение довольно сильное, несло и против ветра. Моя задача заключалась только в том, чтобы постоянно отгребать от берега. Успел дойти до устья Бол. Нядейты. Здесь виден хороший балок на правом берегу ручья. Осматривать его не стал. В какой то момент сила встречного ветра сравнялась с силой течения, и лодка остановилась посреди реки. Пристал к берегу, поужинал. Как обычно, ближе к ночи ветер стал стихать, я решил снова идти в ночной сплав.

Около полуночи прошел средней силы дождь. В какой-то момент, сплавляясь, увидел брошенную буровую вышку примерно в километре от реки. Прогулялся до неё. Посмотрел на ночную тундру с высоты птичьего полета (31_tundra.jpg ).

Здесь у берега реки стоит балок. В нем на столе нашел сухари, лук, чеснок. Все достаточно свежее, люди были здесь совсем недавно.

Сплавлялся всю ночь, закончил сплав в 6.00. Остановился поспать. Координаты стоянки: 67o21'36''N, 060o51'14''E.

13.07.07. День двадцать второй.

Около 10 утра был сильный ливень. К счастью, перед сном надежно укрыл палатку, так что "водные процедуры" принимать не пришлось.

Проснулся около часа дня. Ветер не утихает, дует ровно против течения. "Уставшая" за весь поход палатка практически стелется по земле. Против такого ветра не выгрести. Только около 17.00 смог встать на весла. Через 2 часа сплава подошел к недействующей нефтебазе. Здесь теснятся друг около друга около 15 нефтяных емкостей. Отсюда есть колея до дороги, идущей вдоль нефтепровода. Живет один сторож. Попили чай, поговорили "о жизни".

Ниже базы на берегах стали появляться белые щиты - навигационные знаки. К часу ночи доплыл до устья Черпаю. Здесь "живой" рыбацкий балок с печкой, нарами, дровами, костровищем на улице. Все это мне показалось очень кстати, заночевал в балке. Но быстро разочаровался - ночью так достали комары, что лучше было бы заночевать в палатке.

14.07.07. День двадцать третий.

Утром сырость, туман, как где-нибудь на Южном Урале, тучи комаров. Полный штиль.

Через несколько часов добрался до устья ручья Пымва-шор (67o10'18''N, 060o48'12''E). Здесь я встретил рыбаков на аэроходе из Усы. Вместе с ними сходил к теплому источнику (32_pymvashor.jpg). Здесь очень живописное место: выходы породы гряды Чернышева, островки лиственниц, синее небо, ручей.

Затем я своим ходом добрался до устья ручья Бол. Надыняшор, откуда рыбаки подвезли меня до железнодорожного моста через реку Уса.

15.07.07. День двадцать четвертый.

Рыбаки высадили меня у моста через Усу, где я собрался, уложил рюкзак, переоделся и отправился на платформу. В 5.00 сел на поезд Усинск - Печора. На этом моё путешествие завершилось.

6. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

1. Сплав по тундровым рекам. Очень интересен сплав, пороги на реках до 3 категории сложности. Имеются водопады, красивые каньоны. По берегам рек на каньонных участках, а их очень много, вскрываются различные геологические породы.

2. Знакомство с диким животным миром. В районе живет огромное число различных видов птиц. Больше всего уток, гусей-гуменников, полярных куропаток. Много других птиц, имеются и эндемичные, характерные только для данного района, виды.

3. Рыбалка на хариуса. Реки очень богаты разнообразной рыбой, особенно в августе, когда поднимается морская рыба на нерест. Самая доступная рыба в любое время - это, конечно, хариус.

4. Хребет Пай-Хой. Этот невысокий, многократно сглаженный оледенениями, заполярный хребет очень живописен и разнообразен. Многолетние снежники, озера, порожистые реки, межгорные долины с островками зелени, прекрасный вид на окрестную тундру - на все это стоит посмотреть.

5. Водопад на реке Мадагавож. Водопад находится в глубоком каньоне. Падение уровня составляет 14 метров, русло при этом поворачивает на 90 градусов.

6. Водопад на ручье Хальмеръю. Водопад особенно грандиозен весной в половодье. Падение уровня около 10 метров.

7. Теплый источник на ручье Пымва-шор. Находятся в долине ручья Пымва-шор, температура воды круглогодично 27 градусов. Имеется рукотворный бассейн.

8. Знакомство с бытом, жизнью и культурой северных народов. Даже для людей, много путешествующих по заполярью, каждая встреча с колоритными местными жителями очень интересна и незабываема.

7. Дополнительные сведения о походе

7.1. Сведения о районе путешествия

При написании раздела использовались отчеты, опубликованные в сети Internet. Если кто увидит в данном тексте свой труд - извините за отсутствие ссылки.

Большеземельская тундра - холмистая моренная равнина, между реками Печорой и Усой, Уралом и Пай-Хоем, в пределах Архангельской области и Республики Коми в России. Высота 100-150 м, наибольшая 200-250 м. От Хайпудырской губы к устью Цильмы протягивается возвышенность, называемая Земляным хребтом. В рельефе преобладают холмы и моренные гряды - "мусюры" (Янеймусюр, Вангуреймусюр и др.), сложенные песками и валунными суглинками. На востоке Большеземельской тундры протягивается гряда Чернышева, сложенная в основании складчатыми отложениями палеозоя.

Климат субарктический, с продолжительной холодной зимой (средняя температура января от -16°С на северо-западе до -20°С на юго-востоке) и коротким прохладным летом (средняя температура июля от 8 до 12°С); в летние месяцы возможны заморозки. Осадков в год от 450 мм на юге до 250 мм на севере.

Реки - большей частью притоки Печоры и Усы - в верховьях текут в узких долинах, ниже долины их расширяются и течение становится спокойным. В верховьях главных рек (Шапкина, Колва, Адзьва и др.) много озёр (Вашуткины, Шапкинские и др.). Большие площади заняты многолетнемёрзлыми породами. Реки замерзают во второй половине октября, озера на 7-10 дней раньше. Толщина льда 0.7-1.2 м. мелкие реки и озера промерзают до дна, на реках часты небольшие наледи. Вскрываются реки в конце мая, озера - в начале июня. Ледоход длится 5-8 дней, половодье 70-90 дней. На р. Адзьва весенний подъем воды превышает 4-5 м из-за ледяных заторов, на остальных реках 2-3 м., на озерах-около 1 м. Спад весенних вод медленный. В межень (август - сентябрь) реки сильно мелеют.

Растительность Большеземельской тундры - мохово-кустарничковая и кустарниковая на торфяно- и иловато-болотистых почвах, на юге - лесотундровая, с участием ели и берёзы на слабоподзолисто-глеевых почвах; южнее Полярного круга преобладает хвойная тайга. В пределах Большеземельской тундры находится часть Печорского угольного бассейна; здесь открыты месторождения нефти и газа. Граница между тундрой и лесотундрой проходит почти посередине территории. Острова сырого редкостойного елово-березового леса с примесью сосны и лиственницы (в южной части) перемежаются массивами кустарниковой тундры с еловыми рединами. Высота елей достигает 12м., берез 7-8м. Толщина стволов 0.14-0.18м, расстояние между деревьями 3-7м. Подлесок редок. Вдоль водотоков и лощин в южной части территории и вдоль северной части границы леса широкими полосами тянутся густые заросли кустов ивы высотой 1-3м, сменяющиеся на сухих повышенных участках невысоким (0.5-1м) ерником (карликовая березка, багульник) по мохово-лишайниковой тундре. По днищам речных долин и балок тянутся полосы лугов.

Жилые поселки в глубине Большеземельской тундры очень редки. Это поселки Каратайка (Янгарей), Хорей-Вер, Харута. На вездеходных трассах, соединяющих Воркуту с поселками, имеются базы для отдыха водителей и экипажа. Живут сторожа вдоль нефтепровода и на брошенных нефтебазах.

Дорожная сеть представлена тракторными дорогами, которые связывают буровые между собой и с населенными пунктами. Сеть оленьих перегонных троп пересекает территорию с юга на север. Зимой вдоль некоторых дорог прокладываются зимники периодического пользования.

Территория рассечена множеством рек и озер. Местность в северной части открытая, озерно-болотистая, в южной - лесистая, менее заболоченная. На равнинной поверхности тундры выделяются грядообразные возвышенности - мусюры и крупные холмы "мыльки" с абсолютной высотой 130-183м, высотой 30-80м и группы мелких холмов и возвышенностей высотой 3-20м. Склоны их обычно часто с высокими (до 20м), но короткими обрывами, осыпями, ступенчатыми оползнями, очень вязкими оплывинами и глубокими промоинами. В долинах рек и на озерных террасах развит термокарст, в юго-восточной части - карст; западины и воронки диаметром 2-16м. (сухие и заполненные водой), системы обводненных летом неглубоких (0.3-0,6м) ячеистых углублений (так наз. карстовая рябь). У подножия осыпных склонов скопления валунов и глыб образуют нагромождение камней. На бровках речных и озерных террас нередки песчаные (сверху прикрытые галькой) пятна выдувания - "яреи" с невысокими (1-3м) дюнами и обрывами (до 1м), которые окаймляют ярей со стороны господствующих ветров. В верховьях рек долины выражены слабо, днища их плоские; заболоченные, травянистые. В теплое время года местность труднодоступна для машин обычной проходимости, для гусеничных машин движение возможно по отдельным направлениям, так как оттаявший грунт выдерживает пешехода, но проседает под тяжелыми машинами.

Грунты. Водоразделы сложены красноватыми валунными суглинками мощностью от 0 до 10м с прослоями глин и песков на юго-востоке и до 60-70м - к северо-западу. Мощность галечно-гравийных песков с супесями и суглинками на прилегающих участках 1.5-6м. Мощность торфяников достигает 3-5м. Вечная мерзлота мощностью от 10 до100м на севере прерывистая, к югу сменяется островной и двухслойной, глубина подошвы которой около 400м. Летом грунт оттаивает на глубину 0.3м (торф) -2.5 м (песок). Неустойчивость полужидкого талого грунта и обилие воды в теплое время года очень затрудняют производство земляных работ. В северной части территории для водоснабжения пригодны только воды рек и больших озер, т.к. воды оттаявшего деятельного слоя непригодны для питья из-за большого содержания органических кислот и не фильтрующейся мути. В южной части территории пресные подмерзлотные воды и грунтовые воды непромерзающих таликов встречаются на глубине 10-30 м, на склонах речных долин и холмов. До глубины 200 м. воды пресные, ниже - соленые. Выходы пресных вод отсутствуют, но в зоне развития карста вдоль глубинных разломов встречаются выходы соленых и солоноватых теплых (4-28°) подземных вод. (Приток Адзьвы, речка Пымва-Шор).

Гидрография. Река Адзьва (правый приток Усы) в межень имеет ширину от 100 до 300м, глубину на плесах 0.8-2,0 м., на перекатах 0,4-0,6м. Скорость течения на плесах 0,4 - 0,6 м/сек., на перекатах до 1,0 м/сек. Дно песчаное, местами вязкое, глинистое; на перекатах - галечниковое с валунами. Пойма шириной до 1 км. На низком берегу, за широким (до 200м) песчано-глинистым пляжем - серия плоских сухих грив, поросших кустами и березовым редколесьем, разделенных заболоченными понижениями. Проходимость поймы могут затруднять нагромождения стволов, сносимых половодьем. Противоположный берег высокий, на крутых излучинах - обрывы высотой 2-5м. Река судоходна ниже устья р. Хаседаю. Весной в течение 18-20 дней после ледохода и иногда осенью по р. Адзьва от впадения р. Хаседаю до устья осуществляется проход грузовых судов с осадкой до 1.2 м, грузоподъемностью 600-1000 тонн. Летом река проходима для небольших речных судов. Остальные реки имеют ширину от 10 до 50 м, глубины до 1 м., в ямах до 2 м. Летом они переходимы вброд на перекатах. Скорость течения до 0.5м/сек. Дно песчано-галечниковое, на перекатах валуны иногда образуют пороги, а на р. Нерую весной - небольшие 1-2м. высотой ступенчатые водопады. В низовьях рек имеются узкие (до 250м) прерывистые поймы с неровной поверхностью, проходимые для гусеничного транспорта. В верховьях рек поймы отсутствуют. Река Колвавис и низовья крупных притоков Адзьвы весной и осенью проходимы для лодок грузоподъемностью 3т.

Озера. Берега крупных озер (4-8 км) сухие, но низкие, местами торфяные. Их глубина в тундровой зоне 1-3 м., в лесотундровой 8-12 м. Дно песчаное, с тонким слоем желеобразного ила-сапропеля. Вода пригодна для питья. Множество мелких озер тундровой зоны территории безжизненны, с темной водой, непригодной для питья. Часто торфяные сплавины на них образуют зыбкие плавучие острова. Много озер находится в стадии спуска. Они постоянно превращаются в зарастающие осокой или кустами болотистые котловины "хасыреи", ограниченные четким уступом. Вода таких озер часто мутная, зеленоватая от "цветения", требует фильтрации и кипячения.

Болота. В котловинах - "хасыреях" преобладают ровные осоковые болота глубиной 1-2м. В северной части территории господствуют кочковатые и бугристые моховые болота с множеством озерков-мочажин. Глубина оттаивания их 0.6-0.8 м. Ниже всегда мерзлый грунт. Диаметр выпуклых торфяных бугров 5-30 м., высота 2-5 м, склоны крутые, на вершинах часты пятна оголенного торфа. Расстояние между буграми 10-30 м. Южнее эти болота сменяются плоскобугристой заболоченной тундрой. Поверхность плоских, удлиненных (до 3 км) бугров кочковата. Замерзают болота в конце октября, но только к декабрю они становятся проходимыми для гусеничных машин. В июне-июле (весенняя распутица) болота залиты талыми водами и трудно проходимы для пешеходов.

Животный мир представлен обитателями тундры, тайги. Разнообразен видовой состав насекомых, огромное количество кровососущих: комаров, мошек, оводов. В реках и озерах водится более 30 видов рыб, среди них щука, язь, сорога, окунь, налим, пелядь, хариус и другие. Разнообразен видовой состав птиц - около 160 видов. Промысловое значение имеют гуси, утки, а также белая куропатка - один из фоновых видов тундры и лесотундры. Встречается 31 вид наземных млекопитающих. Наиболее многочисленны грызуны лемминги (сибирский и копытный) и полевки (водяная, экономка, Миддендорфа, узкочерепная), в тайге встречается белка. Из других групп млекопитающих обычны арктическая бурозубка и заяц беляк; среди хищников песец, волк, лисица, росомаха, бурый медведь, куница, выдра, горностай, ласка; из парнокопытных дикий северный олень и лось. Среди наземных млекопитающих основными объектами промысла служат песец, лисица, бурый медведь, куница, выдра и лось

Климатические условия территории суровые. Зима (середина октября - апрель) суровая, влажная, ветреная длится 220-240 дней. Дневные температуры - 15-19°, ночью - 22-27° (абс. мин. -52° ). Самые сильные морозы с температурой 40-45° наблюдаются с декабря по март, но в любой месяц зимы возможны непродолжительные оттепели, сопровождающиеся гололедом (6-8 дней в месяц). Устойчивый снежный покров образуется в октябре, санный путь устанавливается с ноября. Толщина снега в апреле достигает 65 см. Распределение его неравномерно: вершины часто обнажены, в понижениях - глубокие снежные забои. Часты снегопады: 16-19 дней в месяц; из них 10-15 дней-с метелью и поземками, часто переходящими в пургу, когда массы снега и песка (на возвышенностях), поднятые в воздух сильным ветром, ограничивают видимость до нескольких метров, делая передвижение по местности невозможным. Длятся метели от 6-8 часов до нескольких суток. Из-за постоянно высокой относительной влажности (80-88%) даже небольшие морозы с ветром переносятся тяжело.

Число пасмурных дней достигает 18-24 в месяц, с туманом 2-6 дней. С 10 декабря по 5 января длится "полярная ночь", когда только в течение 4-5 околополуденных часов возможна работа на воздухе без освещения. Особенно сильны в это время полярные сияния и связанные с ними магнитные бури, нарушающие работу радиоприборов. Осенью и зимой преобладают южные и юго-западные ветры. Средняя скорость 4-5 м/сек. при пурге 20-25 м/сек., максим. 34 м/сек. С февраля быстро увеличивается день, в марте его продолжительность более 12 часов. Из-за яркости солнечных лучей в ясные дни при работе на воздухе необходимы темные очки. Весна (май - июнь) холодная, с резкими колебаниями температуры воздуха и сырой пасмурной погодой. В мае долгота дня увеличивается до 20 часов, начинаются "белые ночи", а в конце мая наступает "полярный день" с незаходящим солнцем. С конца апреля, еще при отрицательных температурах начинает разрушаться снеговой покров, образуется крепкий наст. В конце мая разрушается санный путь, снег сходит к началу июня. Выпадают частые, но непродолжительные моросящие дожди, часто с мокрым снегом. 2-3 раза в месяц бывают метели и туманы.

Лето (июль-август) прохладное, дождливое. Дневные температуры 12-15°, ночью 7-10°. В июле бывают дни с температурой 20-25°. но заморозки возможны в любой месяц лета. Часты туманы (5-8 дней в месяц) и короткие моросящие дожди, 2-4 раза в году - грозы с ливнем. Летом, при работе вне помещений в безветрие необходимы средства защиты от множества комаров, мошки и оводов. Весной и летом преобладают северные и северо-восточные ветры со средней скоростью 4-8 м./сек. После 20 июля "полярный день" сменяется, "белыми ночами", которые длятся до 20 августа.

7.2. Особенности снаряжения, характеристика средств передвижения.

Приготовление пищи производилось в основном на газовой горелке СampingGas. Надежная, удобная горелка. Развести костер удавалось очень редко. Дожди, ветер, тонкие сырые дрова - все это создает известные трудности, с которыми в одиночку справиться сложно.

В качестве сплавного средства использовалась обычная пляжная лодка на взрослого и ребенка. Водоизмещение 200 литров. Вес около 4 кг., материал - полиэстерол. Два бортовых отсека (расположены по периметру, один вокруг другого), надувное дно. Осадка маленькая, по гладкой воде идет очень легко. Материал не армированный, на солнцепеке заметно размягчается, не держит давление, борта становятся мягкими. В общем, ничего страшного, но когда садишься или вылезаешь, то можно черпануть. Ремонтирую винил-цементом. Продается в сети магазинов Чемпион или Спорт-мастер.

7.3. Рацион путешествия.

Таблица RTF

8. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

  • Транспортные расходы - Уфа - Воркута: 2850 рублей,
  • Печора - Уфа: 1800 рублей,
  • Расходы на питание - 2500 рублей,
  • Прочие расходы (газ, карты, медикаменты, обновление экипировки) - 5000 рублей.

ИТОГО: 12150 рублей.

9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройден интересный и познавательный маршрут, включающий в себя прохождение интересных рек и ручьев Большеземельской тундры: Хальмеръю, Силоваяха, Мадагавож, Сёсыяю, Сибирчатаяха, Хэйяха, Адзьва.

Удалось посетить такие примечательные объекты, как водопады Хальмер (Буредан) на реке Хальмеръю, водопад на реке Мадагавож - одни из самых крупных водопадов европейской части России (падение воды 10 и 14 метров соответственно), Вашуткины озера, теплые источники на ручье Пымва-шор, хребет Пай-Хой.

Основная цель путешествия, заключавшаяся в обзорном знакомстве с районом Большеземельской Тундры, достигнута. Охвачена огромная территория, пройдено значительное расстояние, получено большое количество информации о районе.

Получен ценный опыт путешествия в районе Заполярья, касающийся экипировки, питания, тактики движения. За 24 ходовых дня (плюс три ходовых ночи) пройдено пешком и на сплаве около 700 километров.

Прохождение маршрута начиналась в условиях поздней весны. Это было вызвано необходимостью проходить довольно мелкие ручьи Большеземельской тундры. Рассчитывать на быстрое прохождение цепочки ручьёв и рек Варкатывис, Мадагавож, Сёсыяю в июле-августе довольно рискованно.

Благодаря достаточно хорошей физической подготовке, опыту, осведомленности о климате заполярья, наличию подходящей экипировки и провизии вкупе с аккуратностью и осторожностью при прохождении препятствий, путешествие прошло без каких-либо существенных происшествий, чрезвычайных ситуаций, болезней и травм.

В ходе путешествия собрано большое количество самой разнообразной информации. Собран фотоматериал, составляющий около 250 снимков. Материалы путешествия, опубликованные в Internet, вызвали заинтересованность туристов, путешественников, специалистов.

Ранний выход на маршрут в Большеземельской тундре имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, увеличивается категория трудности переправ и порогов за счет большой воды. С другой стороны, уменьшается трудность болот. Даже там, где воды много, земля не успевает протаять. Весной слаба активность комаров и мошки (гнус в походе появился лишь 3-5 июля). В середине июля появилось большое количество оводов.

Из неблагоприятных погодных факторов следует отметить большое количество и силу ветра. Ветер дует практически постоянно, его сила увеличивается после полудня, достигая максимума к вечеру. Ночью ветер заметно слабее. Даже при высокой температуре, 14-16о ветер приводит к охлаждению организма, если не одета непродуваемая одежда. Возникают сложности с установкой палатки. Необходимо иметь в походе надежный, непродуваемый комплект (анорака+брюки), при подборе одежды отдавать предпочтение одежде из плотной ткани, брать устойчивую к ветру палатку с тентом, который может обеспечить максимальную герметичность. Во время циклона скорость постоянного ветра может достигать 10-15 м/сек, и даже малая щель около днища палатки может доставить неприятности.

Больше всего неприятностей в данном походе доставило солнце. Примерно в течение 12 дней стояла безоблачная погода, солнце светило 24 часа в сутки, от которого практически невозможно спрятаться. Спасался от солнца в накомарнике, на руки одевал велоперчатки, в самое жаркое время дня устраивал тент из палатки.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 НикАл, 25.06.2008
Цитируя автора: ***брать устойчивую к ветру палатку с тентом, который может обеспечить максимальную герметичность. Во время циклона скорость постоянного ветра может достигать 10-15 м/сек, и даже малая щель около днища палатки может доставить неприятности.***
Конкретно - надо брать вариант палатки с ветрозащитной юбкой по периметру. опробовано на практике. Достигается идеальная герметичность и комфорт в любой, даже самый сильный ветер.

Конц июня, далеко не самое удачное время для путешествий в тундре. Это время пика активности и численности кровососущих насекомых. Да и незаходящее солнце (автор на себе убедился)не даёт полноценно отдохнуть. Лучшее время для путешествий в этом районе - конец июля-август. Хотя... о вкусах не спорят:)

2. **Развести костер удавалось очень редко. Дожди, ветер, тонкие сырые дрова - все это создает известные трудности, с которыми в одиночку справиться сложно.**

Наиболее распространеное заблуждение, основывающееся на недостатке опыта. Развести костёр в тундре более чем реально, и даже очень просто. Карликовая берёзка очень хорошо горит, и даёт много жара. Коренные жители тундры не знают проблем с дровами. Газ берётся на случай плохой погоды и для разжигания костра. Таким образом, можно очень неплохо съэкономить на весе.


3. **При написании раздела использовались отчеты, опубликованные в сети Internet. Если кто увидит в данном тексте свой труд - извините за отсутствие ссылки.**

Это вовсе не является трудом туристов. Информация в данные отчеты была попросту тупо скопирована из справок местности, прилагаемых к 2-х километровым топокартам.

В целом весьма информативно и интересно. Спасибо!
 НикАл, 25.06.2008
Цитируя автора: ***брать устойчивую к ветру палатку с тентом, который может обеспечить максимальную герметичность. Во время циклона скорость постоянного ветра может достигать 10-15 м/сек, и даже малая щель около днища палатки может доставить неприятности.***

Конкретно - надо брать вариант палатки с ветрозащитной юбкой по периметру - опробовано на практике. Достигается идеальная герметичность и комфорт в любой, даже самый сильный ветер.

Конц июня, далеко не самое удачное время для путешествий в тундре. Это время пика активности и численности кровососущих насекомых. Да и незаходящее солнце (автор на себе убедился)не даёт полноценно отдохнуть. Лучшее время для путешествий в этом районе - конец июля-август. Хотя... о вкусах не спорят:)

2. **Развести костер удавалось очень редко. Дожди, ветер, тонкие сырые дрова - все это создает известные трудности, с которыми в одиночку справиться сложно.**

Наиболее распространеное заблуждение, основывающееся на недостатке опыта. Развести костёр в тундре более чем реально, и даже очень просто. Карликовая берёзка очень хорошо горит, и даёт много жара. Коренные жители тундры не знают проблем с дровами. Газ берётся на случай плохой погоды и для разжигания костра. Таким образом, можно очень неплохо съэкономить на весе.


3. **При написании раздела использовались отчеты, опубликованные в сети Internet. Если кто увидит в данном тексте свой труд - извините за отсутствие ссылки.**

Это вовсе не является трудом туристов. Информация в данные отчеты была попросту тупо скопирована из справок местности, прилагаемых к 2-х километровым топокартам.

В целом весьма информативно и интересно. Спасибо!
 Василич, 12.07.2008
Восхищен мужеством путешественника-одиночки. Новичкам и малоопытным туристам не следует пытаться повторить такой маршрут. Это просто опасно для жизни и накладно для государства организовать поиск и спасение в случае неудачи.
 Василич, 12.07.2008
. **При написании раздела использовались отчеты, опубликованные в сети Internet. Если кто увидит в данном тексте свой труд - извините за отсутствие ссылки.**

Это вовсе не является трудом туристов. Информация в данные отчеты была попросту тупо скопирована из справок местности, прилагаемых к 2-х километровым топокартам.
Николай? Ну почему же тупо?
 татьяна удот беларусь, 03.07.2011
Если не сложно ответте: какав общий вес снарчжения, способ питания, марку судна? Спасибо.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100