Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водном туристическом путешествии VI к.с. по реке Язгулем (Памир), совершенном коллективом "Вольный ветер"

Дата: 21 августа - 7 сентября 1990 г.

Руководитель: Подъяпольский Ю.А. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5300
Прислал: Александр Лифанов

 

ПАСПОРТ НАРШРУТА

  1. Вид путешествия - водное.
  2. Район путешествия - Памир.
  3. Категория сложности - шестая (VI).
  4. Основные этапы маршрута: г.Душанбе - г.Хорог -- к.Джамак волок в верховья р.Язгулем - сплав по р.Язгулем - г.Хорог - г.Душанбе.
  5. Количество человек - 5.
  6. Средства сплава: 4-х местный катамаран, каяк.
  7. Протяженность маршрута: волок вдоль р.Язгулем - 46 км, сплав по р.Язгулем - 70 км, всего 116 км.
  8. Продолжительность путешествия - 18 дней (с 21 августа по 7 сентября 1990 г.).

Для проезда и выезда из района необходимы пропуска в Горна-Бадахшанскую АО Таджикской ССР.

СОСТАВ ГРУППЫ

1. ПОДЪЯПОЛЬСКИЙ Юрий Алексеевич 1963

Охта(3р), Снежная(5у), Кантегир(4у), Улуг-О (5у), Мургаб-Гунт (6у), Башкаус (6у), Танымас-Кудара-Гунт (6у), АндийскоеКойсу (6у)

Руководитель

2. МУХИН Константин Юрьевич 1966

Тунгуда(3у), Урсул-Катунь-Уймень(5у), Храми (3у), Танымас-Кудара-Гунт(6у), Чаткал(5у)

Заместитель руководителя

3. ПАСТУХОВ Михаил Валентинович 1966

Она (4у), Храми(3у), Андийское Койсу(6у), Уда(5у), Урсул-Катунь-Уймень(5у), Танымас-Кудара-Гунт(6у)

Хронометрист

4. ДАВЫДОВ Александр Викторович 1967

Храми(3у), Чаткал(5у), Танымас-Кудара-Гунт(6у), Андийское Койсу(6у)

Завхоз

5. ХУТАРЕВ Константин Алексеевич 1970

Храми (3у), Чхалта (5у), Урсул-Катунь-Уймень(5у), Капондар-Сардай-Менна-Кафирниган(5у)

Врач

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Дата Участки маршрута Способ передвижения Ходовое время (ч) I Расст. км
1 21.08 г. Душанбе— г. Хорог— п. Рушан— устье р.Язгулем Самолет, машина   500
2 22.08 к. Джамак Машина 3 25
3 23.08 р. Басид с ишаком, пешком 8 15
4 24.08 р. Бугуз Пешком 5 12
5 25.03 Яиц Пешком 5 6
6 26.08 р. Коддаг Пешком 6 8
7 27.08 стапель - - -
8 28.08 Яиц Сплав 3 8
9 29.08 4 км ниже устья р. Бугуз Сплав 4 10
10 З0.08 р. Петруз Сплав 4 5
11 31.08 к. Зайч Сплав 6 12
12 1.09 к. Джафак Сплав 2,5 6
13 2.09 к. Джафак Сплав 0,3 0,5
14 3.09 начало каньона Первопроходцев Сплав 2 5
15 4.09 Просмотр, обнос вещей до к. Андербаг Пешком   4
16 5.09 к. Вишховр Сплав 2 5
17 6.09 Устье Язгулема Сплав 5 15
18 7.09 г. Хорог Машина 140

ВОЛОК ВДОЛЬ РЕКИ ЯЗГУЛЕМ

20 августа

Прибыли в Душанбе. Обратные билеты,.в Москву на 10 сентября купили в центральных кассах без каких-либо затруднений. С билетами в Рушан было сложнее. Билеты в г.Хорог, п. Рушан и п. Ванч (местные авиалинии ) продаются в аэропорту с 14-00 (время местное) на следующие сутки по предъявлению паспорта и пропуска в пограничную зону. Билеты лучше покупать до п. Ванч,

хуже - до п. Рушан и в крайнем случае - до г.Хорог.

21 августа

Нам удалось купить билеты только утром на дополнительный рейс до Хорога. Через 45 минут полета были в Хороге. Во время полета открываются сказочно красивые панорамы гор, незабываемые впечатления. Сразу при выходе из самолета очередная проверка документов. Все в порядке и мы попадаем на площадь перед аэропортом. После длительных мытарств и попыток уехать на попутных машинах до Язгулема садимся в такси и за 25 рублей нас доставляют в п. Рушан. Впоследствии выяснилось, что в

Рушан из Хорога несколько раз в день ходит рейсовый автобус. Машины из Хорога в Душанбе уходят в основном рано утром либо вечером, когда спадает жара, Поэтому найти, машину, которая могла

бы нас довезти до устья р. Явгулем, нам удалось только вечером. И вот, уже в полной темноте, отдав за проезд 10 рублей, мы были на реке, ставшей объектом наших честолюбивых дерзаний. У тракта, недалеко от поворота на Язгулем, со стороны Пянджа есть зона отдыха для рабочих совхоза "Язгулем", где мы удобно заночевали с разрешения гостеприимных хозяев.

22 августа

Рано утром мы уже были на дороге, идущей вдоль Язгулема, но машин попадалось очень мало (в этот период большие трудности с бензином ), поэтому уехать удалась только около 12 часов дня на первой попутной машине. Дорога проста и неопасна на всем протяжении до к.Джамак. Если ехать со стороны Хорога, то поворот на Язгулем находится не доезжая приблизительно 1 км до моста через реку. Дорога идет по левому берегу реки до к.Матради, в кишлаке переходит на правый берег и идет по обрывистому склону. У кишлака Вишховр дорога спускается к реке и через к.Андербаг переходит на левый берег. После кишлака дорога снова возвращается на правый берег и идет по нему до к.Джафак. До к. Джамак ехали довольно долго, останавливаясь в каждом кишлаке, что-то сгружали с машины или наоборот грузили на нее. К 15-00 мы все же добрались до кишлака, проехали до конца дороги и остановились на правам берегу большого ручья. Если спуститься вдоль ручья к реке, то можно выйти к ключевому месту каньона Ленинградский. На нас зрелище беснующейся в теснине воды произвело сильное впечатление и породило вечерние споры о проходимости этого участка. Остаток дня провели в гостях у водителя машины, на которой приехали. У него выяснили об имеющихся в кишлаке ишаках и договорились без труда с одним из хозяев, что завтра он нас доведет до к.Джафак.

23 августа

Утром в 8-00 хозяин вместе с ишаком был у нас в лагере. Примерно половину продуктов мы оставили в одном из домов в кишлаке, остальные продукты и катамаран погрузили на ишака и около 9-00 тронулись в путь. Сразу за кишлаком тропа переходит по мостику на левый берег и идет по нему до к.Джамак. Тропа практически не сложна и поддерживается местным населением в хорошем состоянии. Переходя реку, нужно определить ориентиры для чалки перед кишлаком. Через 1,5 часа пути мы прошли, не останавливаясь, кишлак Зайч, в котором живут примерно 3-4 семьи. На всем протяжении пути до Джафака река с тропы практически не просматривается, лишь при подходе к кишлаку можно с высоты увидеть порог "Селевой", но большое расстояние не позволяет оценить сложность препятствия. В 12-00 мы пришли в Джафак, который представляет собой брошенный кишлак, летом в нем проживает лишь

пастух с семьей. Далее тропа становится сложнее, ишак с грузом по ней пройти уже не может. Поэтому прощаемся с хозяином и в качестве платы отдаем ему веревку. Переложив груз с ишака себе в рюкзаки и хорошо отдохнув, в 17-00 мы продолжили свой путь. Идти по тропе стало местами просто опасно. Тропа поднимается вверх, затем спускается к реке, иногда с тропы можно увидеть участки порога "Вольный ветер". Перед впадением правого притока р.Басид тропа идет по узкому скальному уступу в метре над водой, справа - отвесная отполированная скальная стена. После впадения реки тропа переходит по очень шаткому мостику на правый берег. В этом месте мы решили остановиться на ночлег.

24 августа

После притока Басид тропа идет по крутой мелкой "осыпухе", местами очень неприятной. Затем тропа поднимается и идет по крутому, но твердому склону. На этом участке река хорошо просматривается, перед впадением р. Петруз на противоположном берегу хорошо видна долина р.Виког и вершина Бусзор высотой 6132 м. К 12-00 подошли к р. Петруз и сделали большой привал, так как очень устали. После впадения р,Петруз тропа поднимается вверх. По берегам в окружающей ландшафте появляются образующиеся в результате выветривания в конгломератной породе удлиненные остроконечные образования - "перья". С тропы на высоте 30 - 40 метров над рекой просматривается окончание каньона "Перья" с узким проходом у левого берега - "Диафрагмой". Тропу на всем ее протяжении пересекают узкие сухие распадки, что очень затрудняет движение. На протяжении каньона "Перья" можно выделить два таких распадка - в начале и в конце каньона, по ним мы поднимались к тропе и спускались к реке для просмотра и организации страховки при прохождении каньона. В распадках тропа часто размыта и имеет крупные уступы. Здесь следует быть особенно осторожным. После каньона тропа спускается к реке и кое-где теряется в береговых камнях, но найти ее несложно перед впадением левого притока реки Бугуз, где тропа поднимается над рекой и идет по краю некрутого склона. Напротив впадения реки находился "летовка" пастуха, в гостях у радушного хозяина мы и решили заночевать. Надо заметить, что тропа выше к.Джафак слабо поддерживается местными жителями и поэтому находится в плохом состоянии. Участок от р.Басид до р.Бугуз является наиболее сложным и опасным отрезком пути на всем протяжении волока. Переходы здесь нам давались с большим трудом.

25 августа

После реки Будоба тропа выходит на палку долины и упрощается, идти становится легче. В некоторых местах тропу перерезают распадки. Затем тропа проходит через островок леса, совершенно неожиданный в этик местах. К 12-00 достигли места, называемого Яиц - это березовая роща протяженностью около 0,2 км ниже разрушенного моста через Язгулем. Дальше тропа идет по противоположному, левому берегу. Сделали привал. Вторую половину дня заняла подготовка переправы, Спуститься к реке лучше в начале рощи, затем, пройдя по берегу, можно выбрать удобное место для навешивания веревки. Первому переправляющемуся пришлось с веревкой добираться вплавь до левого берега, остальные вместе с грузом переправились по натянутой веревке. Ночевали на левом берегу.

26 августа

Утром мы оставили еще часть продуктов и натянутую веревку в Яйцах. Поднялись на полку. Далее путь лежит по ровному плато, тропа часто теряется. Черев 1 час пути переправляемся через глубокий распадок р.Убагн. От кишлака Убагн остались лишь незначительные развалины. Далее тропа хорошо видна и на склонах кое-где пересекается распадками. Тропа идет, не меняя своего характера, по обширному плато до р.Коддаг. От р.Коддаг мы решили начать сплав по Язгулему. Спускаться к Язгулему лучше в месте впадения притока. Спустившись и пройдя метров 100 вниз по течению р.Язгулем, мы нашли приличное место для стапеля.

27 августа

Стапель.

СПЛАВ ПО РЕКЕ ЯЗГУЛЕМ

28 августа

Сплав начали 200 м ниже впадения р.Коддаг.

П6. Шивера. На плавном ЛП. ПБ - скальные осыпные выходы. ЛБ - обломки камней, редкие деревья. Проходили по центру с последующим уходом влево. В русле реки - бочки, валы.

П7. Справа - приток. Характер препятствия аналогичен П6. Валы, бочки, отдельные камни в русле. Шли тандемом.

П8. Шивера - порог. ЛБ - крутопадающий приток. На ПБ выход скальных пород, "осыпуха". Шли тандемом, обходя бочки и крупные камни и страхуя каяк с воды.

П9. "ДВА БАНДИТА". Через 200-З00 м после П8. Характеризуется двумя огромными скальными обломками, перегораживающими русло реки. Катамаран прошел между монолитами, каяк - по центру с последующим уходом вправо. Страховку осуществляли с воды.

П10. "КОНГЛОМЕРАТНЫЙ". Через 250 м после П9. На левом берегу виден крутой конгломератный склон, подмываемый рекой. В русле - бочки, полуобливные камни. Шли по центру, в конце порога - немного правее.

П11. "ОТВЕСНЫЙ". Через З00 м быстротока. Для просмотра зачалились к ЛБ, там, где находится конгломератная стена. В русле - подводные камни, образующие бочки. Шли по центру, лавируя между камнями.

П12. "ПАЛЬЦЫ". Через 100 м после П11. Зачалились через 100 м перед осыпным выносом. На ЛБ, метрах в З0 выше стоят "столбы" из конгломерата с причудливыми шляпами. "Пальцы". Порог интересен неординарной линией движения. Шли слева, плавно уходя к центру по мере прохождения. Каяк - по центру, далее - уход вправо. В одной из бочек каяк перевернулся, но тут же "встал" (сделал эскимосский переворот). Страховку осуществляли спасконцом.

П13. Видны обломки скал в русле, между ними - сливы и бочки. Линия движения несложна. Шли тандемом.

Долина реки заметно расширяется. видна огромная терраса на ЛБ. Слева впадает чистый приток р.Убагн. После впадения притока следуют З00 м быстротока с небольшими валами и бочками.

П14. Каньон "ЛАБИРИНТ". Русло реки сужается. Перед началом каньона есть хорошее место для чалки - галечная коса на ЛБ перед сужением русла реки. Ниже по течению возможность зачаливания проблематична. В начале каньона расположен характерный камень, похожий на куб. Просмотр рекомендуется делать по ЛБ, лучше в утренние часы, т.к. местами приходится идти по воде Длина каньона 600-700 м. Разделив условно участок сплава на две части, прошли каньон с чалкой после первого левого поворота. Линия движения несложная, но расслабляться не стоит, река может не простить ошибок. В русле много бочек и сливов через обливные камни. Огромные камни в потоке представляют собой внушительное зрелище. Каяк в первой, заходной части каньона перевернулся, встал на ровный киль и успешно преодолел отрезок сплава. Второй участок каньона заметно проще. Просмотрев и наметив линию движения вдоль ЛБ, продолжили сплав тандемом, контролируя каяк с воды. Вскоре показался разрушенный мостик. Посреди сооружения - камень, оставили его справа. Затем показалось знакомое место Яиц и веревка, оставленная нами после переправы. На ПБ встали на ночлег в березовой роще. Общее время сплава составило 3 часа.

29 августа

П15. Шивера длиной 2 - 2,5 км. Линия движения несложная, видна с воды.

П16. "КИПЯЩАЯ КАША". Метров за 500 до начала порога впадает р.Будоба. На ПП левый склон обрывистый. Просмотр по ПБ. Порог состоит из двух ступеней. 1 ступень представляет собой слив с бочкой через всю реку. Далее падение увеличивается. В русле много камней, полосатых со светло-зеленым оттенком. 2 ступень порога - хаотическое нагромождение сливов и бочек, далее струя образует один поток и плавным сливом через 10 метров бьет в камень у ПБ. Обе ступени были пройдены нами по центру, по плавному сливу ушли влево от навала на камень, далее зачалились справа. Каяк шел аналогично, используя улова и "тени" от камней.

П17. Шивера с постепенным упрощением, начинается сразу за П16. Имеют место мощные бочки и полуобливные камни. Река делает плавные зигзаги, сначала ЛП, затем ПП. Под правым берегом проходы свободнее. Затем, метров через 50 - мостик. Еще примерно через З00 м впадает р.Бугуз.

П18. Несложный порог. Шли под ПБ. Линия движения просматривается с воды, в пороге валы, бочки. Шли тандемом.

П19. Порог представляет собой S - образный зигзаг. Линия движения сложна и плохо запоминается из-за отсутствия ориентиров на воде. Река делает ПП, затем ЛП. На ЛП уклон увеличивается. В русле - громадные бочки и валы. При прохождении порога тяжелее пришлось каякеру, т.к. в первой части порога у него сорвало юбку. После вынужденной чалки он продолжил сплав, уходя влево от сильного пенного "котла" справа. Длина порога - З00-350 м. Осмотр по ПБ. Перед порогом ЛБ представляет собой конгломератный отвес, ПБ - галечная терраса.

П20. На небольшом ПП. Порог несложен для прохождения, но в русле много бочек и камней. Прохождение осуществляли раздельно. Катамаран - по центру, в конце порога в мощной бочке проверили его объем. Зачалились у ЛБ. Каяк шел по центру с последующим уходом вправо.

На ЛБ - прекрасное место для ночлега, здесь решили остановиться, потому что впереди - каньон "Перья". Время давно перевалило за обеденное, а сложные препятствия лучше идти с утра по малой воде и холодку.

30 августа

П21. Несложная шивера, но расслабляться не дают мощные бочки и обливные камни. Длина порога 700 м. Начинается через 1 км после П20. Шли тандемом.

П22. Шивера - порог. ЛБ - скала. В русле хаотически разбросаны крупные обломки, проходы читаются с воды. Шли под ЛБ. Далее река постепенно сужается. Длина участка ЗОО м. В конце зачалились у ПБ. ЛБ представляет собой конгломератные скалы.

П23! Порог, осмотр по ЛБ. Река в пороге собирается в одно русло, скорость потока существенно возрастает, основная струя постепенно смещается к ЛБ. В начале порога - крупный "жандарм", который мы обошли справа, затем ушли по струе влево. Иного обливных камней и бочек, линия движения сложна. Прохождение П23 - прекрасная разминка перед ожидаемым каньоном "Перья".

П24!! Каньон "ПЕРЬЯ". Длина каньона 6ОО м. Ориентир начала каньона - селевой вынос серого цвета на ПБ. Он сильно подпруживает реку, образуя в левой части русла сильную струю с большими валами и бочками. Метров через 100 - 150 реку перегораживает завал из крупных обломков. Между ними есть два прохода шириной соответственно 1,5 и 2,5 м, представляющих собой сливы высотой около 1,5 м. Прохождение завала значительно затруднено сложным заходом в слив. Мы зачалились на селевом выносе ручья на ПБ, просмотрели каньон по берегу. Мнения членов группы по поводу возможного прохождения завала разделились. Сложилась тяжелая психологическая ситуация. Каждый из нас пришел на реку, мечтая о ее абсолютно полном прохождении, хотя в разговорах между собой мы упоминали лишь максимально полное прохождение. Принять решение в таких условиях было делом чрезвычайно трудным. Чтобы решиться на обнос (первый на реке ) принципиально проходимого места, нам понадобилось около 1,5 часа.

Сейчас, оглядываясь назад и взвешивая все "за" и "против", можно предположить, что поступили верно. К тому моменту экипаж катамарана еще не "вписался" в реку, в достаточной мере не приспособился к ее характеру. Риск потерпеть аварию в верховьях реки был действительно велик, и в этом случае нам вряд ли удалось бы продолжить сплав. Пройдя 15О м каньона до завала, перетащили через него суда (не более 20 м) и возобновили сплав. После завала в русле расположены огромные камни, между ними сливы 1 - 1,5 м. Вода "чище" у ЛБ. Шли тандемом, постоянно контролируя каякера, который часто "застревал" в бочках. Метров за 150 до "Диафрагмы" - пенного котла в конце каньона, образованного упавшей у ПБ огромной каменной глыбой - зачалились. Каяк обнесли за котел. Просмотрев, прошли препятствие на катамаране. "Диафрагма" представляет собой слив высотой 1,5-2 м у ЛБ, ширина слива Зм. За сливом - "кипящий" улов. Следует от метить, что перед сливом в потоке много бочек, которые сбивали катамаран с курса, ставя его лагом. Каньон пройден нами на груженом катамаране, с вещами.

П25. Шивера с большим уклоном, следует сразу за "Диафрагмой". В русле - отдельные камни и бочки. Прохождение осуществляли тандемом. На ПБ виден круто впадающий приток - р. Петруз. Там же расположена большая терраса с отдельно стоящими деревьями. Решили остановиться на ночлег.

31 августа

П26. Шивера-порог. Начинается сразу за впадением р.Петруз. Длина около 200 м. В начале порога - рыжие скалы. Участок несложен для прохождения, линия движения просматривается с воды.

П27. Шивера длиной 250 м. Слева впадает приток р.Виког. Характер препятствия аналогичен П26.

П28. "ЗИГЗАГ УДАЧИ". Порог, расположен на левом повороте реки после осыпи ПБ. Осмотр препятствия по ПБ. Б русле камни крупных размеров. Проходили под ЛБ. Каяк, используя "тени" от камней и улова, прошел справа. Страховку осуществляли с воды. Длина порога З00 м. В конце порога - мощный слив с бочкой.

П29. Шивера-порог "БАСИД". Метров через 50-70 после П28 - мостик, далее - шивера на прямом участке реки, с сильным уклоном и разнообразными водными сюрпризами - косыми бочками и обливными камнями. Слева видна знакомая скала с тропой на полочке. Справа впадает приток р.Басид. Сразу за впадением притока огромный обломок скалы сжимает реку, образуя слив с мощной бочкой у ЛБ. Метров через 50 начинается вторая ступень порога с хаотическим награждением обливных и полуобливных камней. Существую два варианта прохождения участка: справа, с более сложным заходом, и по центру, где валы и бочки мощнее, но маневр значительно упрощается. Мы прошли весь порог вдоль ЛБ, через бочку с последующим уходом в центр. В конце порога - небольшой прижим к ЛБ, далее следует "шиверистый" участок реки длиной около 200 м.

ПЗ0. Порог средней сложности, характеризуется крутым падением. В конце порога у ЛБ в русле лежит скальный обломок. Шли сходу тандемом.

П31. Шивера "ЗЕЛЕНЫЙ БЕРЕГ" длиной около З00 м. На обоих берегах появляется растительность. Прохождение осуществили сходу тандемом, постоянно страхуя каякера.

П32!! Порог "ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР", расположен на ЛП сразу за П31, состоит из двух ступеней, Длина 1 ступени 200 м. Порог представляет собой бушующий среди полуобливных камней поток с очень крутым падением, множество тормозящих бочек и "котлов". В конце 1 ступени - подковообразный камень, на который с силой наваливается основная струя. Порог мы проходили сначала по центру, затем резко ушли влево. За 50 - 70 метров до "подковы" сместились к ПБ и, после "прострела" влево, зачалились у "подковы". Каяк прошел аналогично. В этом пороге мы почувствовали всю мощь реки, катамаран испытывал порой предельные для данной конструкции нагрузки. О каяке по этому поводу даже говорить не приходится.

ПЗЗ! Вторая ступень порога "Вольный ветер" длиной 70 м, начинается через 200 м после первой ступени, Поток серпантином вьется среди крупных глыб у берегов, в середине порога - слив 1,3 метра с бочкой и последующим навалом на ЛБ. Проход осуществляли с предварительной чалкой, слив прошли сходу, т.к. с воды его трудно заметить. Каякер увидел, как катамаран скрылся в сливе и решил дополнительно просмотреть линию движения, после чего блестяще прошел этот участок. За порогом следует шивера длиной около 500 м до к. Джафак.

П34!! Порог "СЕЛЕВОЙ", начинается через 8ОО м после впадения левого притока у к.Джафак. После детального просмотра по ЛБ обозначили два кульминационных места - в начале порога и ближе к концу, где вода между двух каменных глыб падает винтовым 1,5-метровым сливом. Оверкиль катамарана здесь представляется весьма вероятным итогом прохождения. В пороге необходимо наметить четкие ориентиры, т.к. русло изобилует многообразием бочек и камней. Проходили порог сначала по центру, затем уход вправо с последующим вновь смещением к центру. Прыгать в огромный слив мы не рискнули, взяли правее и прыгнули в огромный "котел", далее осуществили прострел влево с последующей чалкой к ЛБ. Каяк обнесли по ЛБ. Порог шли на загруженном катамаране.

В кишлаке Джафак зашли к пастуху и сделали обед. Делились сильными впечатлениями от прохождения порога. После отдыха продолжили сплав.

П35. Шивера, являющаяся продолжением порога "Селевой". Длина порога З00 м, шли сходу. Хорошо досталось каяку, т.к. в русле много винтовых сливов и бочек, от которых сложно уйти.

Далее следует несложный порог между ПП и ЛП реки. Проходили сходу слева. Река плавно упрощается и сильно петляет среди высоких конгломератных отвесов. Дойдя до к. Зайч, встали на ночлег, посвятив остаток дня разведке порога "Зайч" и знакомству с восточным гостеприимством.

1 сентября

П36. Порог "ЗАЙЧ". Начинается сразу за впадением ручья на ЛБ. Порог расположен на ЛП. Его особенностью является сильный навал на огромный камень у ПБ. Прошли, используя прострел справа налево, пересекая участок реки по диагонали на высокой скорости. Тот же маневр продемонстрировал каякер.

П37. Шиверистый участок реки длиной до 5ОО метров. Шли без просмотра, изредка чалясь перед сомнительными местами, страхуя каяк с воды.

П38. Порог длиной 200 м, в центре русла - обломок скалы, оставили его справа.

П39. Порог. Через 200-З00 м, длина 50 м. Иного камней, слева чистый проход.

П40. Порог на ПП реки, Через З00 м после П39. Справа высоко вверху виден к. Джамак. В русле камни, несложные сливы.

П41. Порог на ПП. Левый берег представляет собой конгломератную стену. Ориентир - обломок в начале порога. Чалка у ПБ. Метров через 50 слева в русле камни, на которые наваливается вода. Затем поток уходит влево. Длина порога 2ОО м. Страховку осуществляли с воды катамараном.

П42. Локальный порог перед мостикам. Зачалились на ЛБ. Длина порога 40 м. В центре - винтовой слив. Шли, используя прострел слева направо и далее уход к центру. Чалка к ПБ очень сложна из-за сильного течения.

П43!! Каньон "ЛЕНИНГРАДСКИЙ". Одно из сложнейших препятствий, встреченных нами на реке. Начинается под пешеходным мостиком, по которому идет основная тропа в верховья Язгулема. Очень внимательно отнеслись к зачаливанию перед каньоном, т.к. при неудачном зачаливании может затянуть в каньон. Перед просмотром разгрузили катамаран и отнесли вещи в кишлак, поселившись у местного жителя и создав таким образом базовый лагерь.

2 сентября

Этот день мы посвятили разведке и прохождению каньона. В каньоне можно выделить три основных участка. Первый начинается сразу от мостика и продолжается до второго скального сужения. Характеризуется огромным падением и сложностью струи. В начале участка река падает в слив и, разогнавшись в скальном коридоре, дробится на отдельные потоки из-за крупных обломков в русле. Затем следует расширение русла до 20 м, но уклон увеличивается. Виден ряд мощных бочек и крупных камней. Есть место для чалки у ПБ. Длина участка 150 м. Осмотр возможен с обоих берегов. Первый участок пройден нами по центру со смещением влево и последующим уходом вправо с преодолением "лестницы" бочек. Чалка на ПБ. Второй участок - наиболее сложный и опасный в каньоне. Река вновь сжимается скалами и на протяжении 50-60 метров течет в скальном коридоре, где расположены три громадные бочки - две в начале участка и третья, наиболее опасная, в конце. Затем с ПБ впадает приток. После этого почти вся вода, отразившись от каменного обломка в центре русла, падает косым винтовым 1,5 метровым сливом, наваливая при этом на скалу ЛБ. Отразившись от этой скалы, струя бьет в другой камень в центре. Уйти от этого камня очень сложно, как и вписаться в косой слив перед ним. Длина участка около 90 метров. По поводу прохождения этого участка разногласий не возникло. Обнесли суда от второго сужения до окончания непрохода. После просмотра следующего отрезка решили проходить его вечером по большой воде. Начинается третий участок ступенью мощного быстротока, где уже нет каньона, т.к. берега становятся пониже. Но это обстоятельство не упрощает характера реки. В начале участка - большое нагромождение камней, после чего вода падает двухметровым сливом, затем метрах в 7 от него следует мощный навал на полуобливной камень правым краем струи. Далее поток упрощается, но в русле много мощных пенных котлов и бочек, расположенных в хаотическом беспорядке. Длина участка 250 м. Трудно уловить место окончания порога и перехода его в мощную шиверу. В целом участок кончается, когда дорога на ПБ спускается к реке. Заключительную часть каньона проходили ниже притока, прямо после завала, Разогнавшись, прыгнули в двухметровый слив, затем ушли влево, наехав правой гондолой на обливной камень. Метров через З0, после неудачной попытки зачалиться к ПБ, пошли дальше, лавируя между крупными обливными камнями. Не учли высокой скорости потока и зачалились в результате метрах в 50 после намеченного места чалки на ПБ. Этот единственный опыт сплава во второй половине дня в условиях повышенного уровня воды показал нам нецелесообразность повторения таких попыток в дальнейшем.

3 сентября

П44. Порог является как бы продолжением нижней части П43. ЛБ представляет собой конгломератные отвесы, ПБ - крупновалунные россыпи. В пороге мощная тугая струя с многочисленными сливами и бочками. Шли тандемом, часто чалились, страхуя каякера. Участок заканчивается, когда дорога на ПБ спускается близко к воде.

П45. Река делает ЛП, видны опоры ЛЭП. Порог представляет собой прижим к ЛБ. В центральной части порога серия мощных бочек, которые сильно тормозят суда и делают их мало управляемыми.

П46. Шивера длиной около 2 км. На этом участке ЛЭП переходит на ПБ, на котором видны также какое-то разрушенное сооружение, дома и ровная терраса. В русле поток несложен, но наличие каньона ниже по течению заставляет нас быть предельно внимательными. Ориентиром каньона можно назвать порог перед ним, в котором прямо в центре русла лежит огромная плита, а также крутой ЛП реки. Здесь же дорога уходит вверх. Перед каньоном встали лагерем. Оставшуюся часть дня посвятили разведке каньона. На ЛБ есть тропа, ведущая в к.Андербаг.

4 сентября

Этот день мы посвятили ремонту судов и обносу вещей в кишлак.

5 сентября

П47!! Каньон "ПЕРВОПРОХОДЦЕВ". Длина каньона 2 км, из них 500-600 м являются наиболее сложными для прохождения. Пожалуй, сам каньон "Первопроходцев" является ключевым местом на реке Язгулем. Начинается каньон на ЛП. С воды заход не виден. После резкого поворота - слив 1,5 метра с мощной бочкой. Затем вода, разгоняясь, проходит между крупных глыб, которые можно обойти слева. Далее следует трек под ПБ, образованный камнями, чуть дальше - прижим к камню после трека, за прижимом можно зачалиться. Длина участка З00 м. Шли обоими судами. Следует отметить, что при заходе сильно прижимает вправо. Катамаран шел сначала по центру через слив, затем резко сместился влево, уходя от крупных глыб, далее - вправо через трек. После трека сложная чалка к ПБ. На берегу желательно иметь чальщика, т.к. глубина у берега достаточно большая. Каякер, перевернувшись и сделав эскимосский переворот в первом сливе, ушел влево, зачалился к ЛБ для дополнительного осмотра участка в районе трека, Просмотрев, блестяще прошел трек и зачалился возле катамарана. Чувствуется огромное падение реки на участке и жесткая мощная вода.

Следующий отрезок в каньоне наиболее сложен и опасен из-за увеличения уклона, достаточно узких проходов (до 4 м ) и "засоренности" камнями. Начинается отрезок огромным "котлом", способным перевернуть судно при любых обстоятельствах, но его вполне можно обойти, уйдя влево и далее по "языку" у ЛБ. Затем следует еще один косой слив через реку. Вода уходит вправо, виден "язык". Далее идет серия из 5-6 бочек различной формы и мощности, после чего струя упирается в глыбу посреди реки. Справа сложен заход, да и вода в основном идет влево. Потом основная струя направляется в каменную ловушку. Можно уйти вправо сразу за центральной глыбой. После этого следуют несколько бочек и котлов. Справа в конце - хорошее место для чалки и страховки. Длина участка З00 м. Проходили вторую часть каньона, сделав траверс под ЛБ перед котлом, после чего развернулись и резко ушли вправо, далее прижимались к правому берегу. При прохождении серии бочек катамаран не раз ставило "на дыбы". За центральную глыбу уйти не удалось, судно развернуло кормой и понесло в каменную ловушку у ЛБ. Преодолев кормой 1,5-метровый слив, сделали траверс в центр порога и, развернувшись, продолжили сплав. Далее следуют бочки и сильные косые валы. Зачалились метрах в 50 ниже каменной ловушки. Экипаж устал настолько, что вылезти из катамарана удалось не сразу - сказалось огромное физическое и моральное напряжение. Хотя каньон еще не закончился, самое сложное - позади. Следующая очередь каякера. Для такого типа судов этот участок каньона является, бесспорно, предельным по сложности. Преодолев начало второй части каньона по линии движения катамарана, при заходе в серию мощных бочек каякер перевернулся. Оба своевременно брошенных спасконца не дали положительного результата, и только огромное самообладание и большой опыт каякера позволили ему выбраться на противоположный берег. Правда, лодка и весло ушли вниз. Третья ступень каньона значительно уступает по сложности двум предыдущим. Препятствия, кроме первого, можно идти без детального просмотра, хотя мы, тем не менее, просмотрели все, зачаливаясь перед каждым поворотом. При прохождении третьей ступени в одном из сливов катамаран ударился носом в подводный камень. Удар был настолько силен, что экипаж с трудом удержался в упорах, при этом лопнул один из двух диагональных тросов. Такое развитие событий настораживало. Эмоциональное напряжение достигло предела. Только благодаря простоте (в сравнении с уже пройденным ) последующего участка реки, нам удалось избежать дальнейших осложнений и несколько расслабиться.

На протяжении 600 м до моста через реку препятствий почти нет, только скорость течения очень высока. Каньон пройден нами без вещей, общее время прохождения, включая разведку, составило 1,5 дня. После моста остановились на обед и паковку вещей, оставленных в к.Андербаг. За это время сделали разведку до второго моста через реку. Перекусив лепешками, которые нам подарили детишки, продолжили сплав уже без каяка.

П48. Порог, проходы просты, в русле отдельные камни и бочки. Шли сходу.

П49. Несложный порог, через 200 метров после П48. Есть небольшой прижим на ПБ, в русле камни, бочки. Слева впадает приток.

П50. Порог, начинается на ЛП, затем следует ПП реки. ПБ представляет собой непроходимые конгломератные скалы, ЛБ - крупные валуны, есть площадки. Длина порога 200 м. Проходили у ЛБ. Встали лагерем метрах в 150 от моста между кишлаками Андербаг и Вишхов.

Переночевав, поняли, что стоять возле кишлаков очень неприятно - совершают "военные" набеги местные детишки, обстреливают буквально камнями.

6 сентября

После размышлений сделали вывод, что в этот день необходимо дойти до Памирского тракта, тем более, что вероятность найти каяк с каждым часом уменьшается.

П51! Порог "ВИШХОВ". Сразу за мостом русло реки сжимают столь характерные для Язгулема конгломератные стенки, на протяжении 5ОО м от моста следует довольно спокойный участок, затем уклон увеличивается. Река делает правый поворот, следует несложная шивера длиной 150 м, далее сам порог. Шли его в два приема, т.к. порог довольно длинный - около З00 м. В пороге можно выделить два характерных места, которым стоит уделить особое внимание. Множество камней, косых сливов и бочек, но в целом порог уступает по сложности пройденным ранее препятствиям. Главное при этом - не расслабляться. В конце порога видны насосы-дизели и зелень на ПБ - к. Вишхов.

П52. Порог представляет собой шиверу длиной около 2 км Первые 500 метров наиболее сложны, затем река упрощается у к. Шевуд. На первом километре у к.Бдун переброшен мостик. В русле - бочки, полуобливные камни. Шли сходу без просмотра.

П53. Порог-шивера "ШЕВУД". Наверху на ЛБ расположен к. Шевуд. Сделали просмотр участка по ПБ. Шивера сложна из-за большого уклона и мощных котлов. Выбрав удачную линию движения, можно избежать попадания в подобные образования. Шли справа, затем сделали прострел влево. Зачалились метрах в 20 от П54.

П54! Порог МИХАИЛА АЛЛИЛУЕВА, длина порога 25О м. Порог достаточно сложен, глядя на него, поражаешься громадным падением и мощностью реки. Сливы до 1 м так часто расположены, что наметить определенную линию движения очень сложно. В начале порога огромная каменная глыба разделяет поток на два рукава, в обоих есть проходы различной сложности. Затем струя переливается через множество полуобливных камней, образуя каскады бочек и пенных "котлов". Далее порог переходит в шиверу с валами и бочками. Просмотр порога осуществили с ПБ по каменистым россыпям. Ориентиром порога может служить конгломератный останец в начале порога ближе к ЛБ. Порог шли под ЛБ, смещаясь в центр, затем сделали прострел вправо. В потоке катамаран часто останавливало в котлах. При прохождении препятствия экипаж испытывал большие физические нагрузки.

Ниже порога вдали виден к. Матраун. До него препятствий нет - одни перекаты. Длина участка 3,5 км.

П55. Порог "МАТРАУН". Осмотр по ЛБ. У хозяина первого дома обнаружили останки шкуры каяка, а в реке на отмели - железо и баллоны. По этой причине остановились на обед, заодно просмотрели пороги "Матраун" и "Мост". Порог шли вначале под ПБ, преодолев полуметровый слив, затем, уйдя в центр, окунулись в бочку метровой глубины.

П56. Порог "МОСТ", расположен через 50 м после П55, выглядит довольно эффектно. В середине порога реку пересекает автомобильный мост, посреди порога - огромный камень. Заходили в порог под ПБ, ближе к скалам. "Прострелили" влево, уйдя от камня, затем таким же образом сместились вправо за этот же камень. Далее следует шивера длиной 2ОО м с бочкой через всю реку. Заканчивается порог быстротоком у притока на ЛБ. Возле него зачалились.

П57! Порог "ПОСЛЕДНИЙ". Слева впадает приток. Наверху на террасе расположен кишлак Матраун. Чалиться лучше метрах в 50 выше притока на ЛБ. Длина порога 200 м. Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень более локальная и менее сложная. Справа - группа надводных и подводных камней, слева проход чище. Затем основная струя уходит правее, минуя нагромождение каменных глыб у ЛБ.

Шли по левому сливу, с трудом уйдя вправо. Зачалились в 20 метрах выше начала второй ступени. Вторая ступень очень сложна, насчитали 4 очень мощных котла. Струя петляет от одного берега к другому. Проходы достаточно широки, но "засоренность" русла велика, большое количество винтовых бочек и котлов заставляет серьезно задуматься о безопасном прохождении. Порог шли сначала по центру, затем резко вправо через винтовой "котел", дальше сделали "прострел" влево. Несколько раз судно сильно тормозило, ставило лагом и здорово трясло. Зачалились у ЛБ. Порог шли с вещами.

П58! Шивера, следует сразу за П57. Река на этом отрезке делает ПП, с берега наметить линию движения очень сложно. В русле множество полуобливных и обливных камней, бочек, сильно тормозящих катамаран. Главное - иметь большую положительную скорость, при которой "уход" от препятствий значительно эффективнее. Длина шиверы З00-350 м. Далее примерно через З00 м расположен водомерный пост с натянутым через реку тросом. Затем на протяжении 2,5 км река упрощается, вдали видна долина р.Пяндж и мост через Памирский тракт. Зачалились у ЛБ перед мостом. На этом наш сплав был завершен.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Маршрут по реке Язгулем был совершен нами в наиболее удачные сроки с 21 августа по 7 сентября. Как правило, воды: в реке в это время как раз столько, сколько необходимо для катамарана, что в меньшей степени удобно для каяка и других малых судов. Проходы в каньонах менее "засорены" обломками, хотя такие образования, как "бочки" и "котлы" отнюдь не упрощают сплав. Скорее наоборот. Например, в каньоне "Перья" "диафрагма" при низком уровне воды была бы непроходима, в каньоне "Первопроходцев" было бы весьма проблематичным прохождение второго участка и т.д.

Сравнивая имеющиеся в библиотеке МГЦТК отчеты о прохождении реки Язгулем группами под руководством Кириллова С. и Шишкина В., мы отметили более низкий уровень воды в реке, чем во время нашего сплава - соответственно на 0,3-0,4 и 0,70-0,8 м ниже. Расход воды в реке, по нашей оценке, был 45 куб.м/сек в начале сплава и 70-80 куб.м/сек в конце. Так что собирающимся в поход по реке Язгулем мы советуем выбирать для этого более ранние по сравнению с походами по другим рекам Памира сроки.

Огромным козырем в успешном итоге сплава может стать тренировочный сбор перед походом, проводимый в том же регионе. В нашем случае перед путешествием экипаж катамарана и каякер приняли участие во Всесоюзных соревнованиях по технике водного туризма на реке Кафирниган.

Численность нашей группы по туристским канонам была недопустимо минимальной - 5 человек. Но в этом мы видим свои преимущества - большая мобильность, высокая оперативность в действиях. К недостаткам же таких групп следует, на наш взгляд, отнести в первую очередь малое количество человек, особенно ощущаемое при организации (в традиционном понимании ) страховки, кино- и фотосъемки, и сложности, возникающие в связи с психологической совместимостью членов группы.

Если говорить о маршруте в целом, то он вполне соответствует маршрутам высшей категории сложности за счет трудного волока вдоль реки и огромной насыщенности препятствиями. На реке фактически нет ни одного плеса и именно поэтому необходимо предельно внимательно относиться к лоции и зачаливанию перед порогами.

За основу нами была взята лоция реки из отчета Сергея Кириллова. Практически мы не отметили в ней неточностей, проверив ее на практике, за что выражаем автору огромную благодарность. За прошедшие пять лет ( в сравнении с описанием реки С.Кирилловым ) динамика потока в р.Язгулем практически не изменилась. Исключение составляют, пожалуй лишь порог "Кипящая каша" и вход в каньон "Перья". Начинать сплав мы рекомендуем от реки Кодаг, т.к. выше препятствия не отличаются разнообразием и сложностью. Хотя, если иметь 2-3 дня в запасе, можно дойти до слияния рек Мазардара я Ракзоу, являющихся истоками Язгулема. Но тропа выше р.Кодаг очень плохая, почти не поддерживается местными жителями. Она может быть очень опасна для людей, идущих с тяжелым грузом. Правильней сделать радиальный выход налегке в верховья Назардары. Это место является святилищем и к тому же очень красиво (березовые рощи, изумрудные ручьи и т.п. ). Уникальны в своем роде притоки Язгулема, круто обрывающиеся к устью. Вдоль них можно сделать прекрасные радиальные выходы и полюбоваться снежными вершинами, многие из которых по высоте превосходят 5000 м.

Сплавляясь по Язгулему, не стоит спешить. Идти рекомендуем по 3-4 часа в день, лучше в утренние часы, до обеда, т.е. до 15-16 часов по местному времени. Связана это прежде всего с огромным моральным напряжением во время сплава, кроме того, уровень воды в реке с утра представляется более оптимальным для сплава.

Специальное горное снаряжение в походе не применялось, за исключением веревок. И вообще, веревок необходимо брать с собой побольше. Дело в том, что в качестве подарков и оплаты этот предмет представляет собой в глазах местных жителей гораздо большую ценность, чем, скажем деньги или другие активы туристской атрибутики.

На протяжении всего похода стояла ясная жаркая погода, поэтому палаток не ставили, за исключением момента нашествия крупных паукообразных - пришлось поставить. Рекомендуем также иметь головной убор для защиты от солнца, губную бесцветную помаду, детский крем и большое количество лейкопластыря.

Ботинки в этих краях - вещь просто необходимая, без них пропадешь. Следует также учесть, что местные детишки очень хорошие, но вороватые, поэтому оставлять вещи и суда без присмотра не рекомендуем.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Многим будет интересно, как можно осуществить надежную страховку в походе с малым количеством человек в группе. Попробуем объяснить.

Самыми основными, пожалуй, критериями безаварийного прохождения рек является психологическая, техническая и материальная подготовленность к сплаву. Во многих группах используются 2-3 и более средства сплава - катамараны, плоты и т.п. С помощью этого арсенала средств штурмуются сложнейшие реки в стране. Возможно при этом использование активных способов страховки - принудительной чалки, "живцов", удилищ. Все это сводит к минимуму возможные ЧП, хотя есть и обратные примеры.

Все это, однако, усложняет процесс сплава, делая его менее динамичным. Ведь для организации некоторых видов страховки требуется не один час времени.

Мы не стремимся критиковать сложившиеся каноны. Каждый коллектив в конечном итоге вправе сам выбирать себе нужный путь, чтобы сделать так, как он сам этого хочет.

Большой акцент в нашей микрогруппе был сделан на самостраховку катамарана и страховку каякера с воды и с берега. До похода экипаж катамарана многократно тренировался на бурной воде, отрабатывая различные элементы возможных аварийных ситуаций. Также участие в соревнованиях по ТВТ само по себе является отличной проверкой схоженности и тренированности состава.

Немалую роль в обеспечении безопасности сыграла и удачная, на наш взгляд, конструкция катамарана. Это - сравнительно большой объем (до 2,5 куб.м ), форма днища с меняющимся поперечным профилем, а также низкая посадка гребцов. Хотя все это и не ново, но этот фактор мы считаем немаловажным. Оперативная сборка-разборка катамарана, паковка вещей внутрь гондол - все это также является важным моментом в успешном сплаве.

В равной степени то же самое можно отнести и к каяку. Очень важна конструкция лодки. Большой, но в разумных пределах, объем никогда не мешал при сплаве по рекам, на которых расход воды превышает 50 куб.м/сек. Назвать каркасно-надувное судно полностью неуязвимым нельзя, но приблизиться по многим параметрам к западным полиэтиленовым лодкам можно. Каякеру необходимо также иметь при сплаве хороший гидрокостюм из пористой резины и фартук из того же материала.

В целом же в походе по р. Язгулем и подобным рекам в группах с любым количествам людей главное - здравый смысл, и этим определяется все.

ИТОГИ

В результате похода совершена почти полное прохождение реки Язгулем. Впервые, по нашим данным, пройдены пороги "Кипящая каша", "Селевой", "Последний", "Диафрагма" в каньоне "Перья", первая и третья ступени каньона "Ленинградский", а также каньон "Первопроходцев". Все эти препятствия относятся, несомненно, к высшей категории сложности (кроме "Кипящей каши" ).

Также впервые по Язгулему совершен сплав на каяке. Каякером пройдены каньон "Лабиринт", пор. "Кипящая каша", каньон "Перья", пор. "Вольный ветер", третья ступень каньона "Ленинградский" и каньон "Первопроходцев", где, к сожалению, каякер потерпел неудачу. Потенциально он мог пройти весь маршрут, но потеря судна после оверкиля в конце каньона "Первопроходцев" не оставила шансов на дальнейший сплав.

По мнению группы, каякер осуществлял сплав по реке в предельном техническом и психологическом режиме. Однако то, чего ему удалось достичь, пройдя многие сложнейшие препятствия Язгулема, достойно уважения. Считаем его первопрохождение реки блестящим успехом !

СУДА

В путешествии были использованы средства сплава собственного изготовления, сделанные специально для прохождения такого класса рек:

Катамаран конструкции Мухина К.Ю., имеет параметры:

  • длина 5 м,
  • ширина 2,2 м
  • высота 55 см
  • объем 2,5 куб.м
  • грузоподъемность 45О кг
  • вес в снаряженном состоянии 6О кг

Каноэ-каяк "Лаура" конструкции известного в Москве туриста Ширяева А.И. со следующими

  • длина 3,6 м
  • ширина 65 см
  • объем 0,4 куб.м
  • грузоподъемность 100 кг
  • вес 11 кг

РЕМОНТНЫЙ НАБОР

Рекомендовать что-либо в стандартный список ремонтного набора нет особой необходимости. Можем посоветовать взять с собой побольше резинового клея и изоляционной ленты.

МЕДИЦИНСКАЯ АПТЕЧКА

В условиях Памира наиболее популярными средствами, исходя из анализа результатов учета аптечки в конце похода, являлись анальгин, индестопан, лейкопластырь, бинты, крем "Детский", ножницы, спирт этиловый, а главное - витамины !

Но этим, безусловно, ограничиваться не стоит.

КАРТОГРАФИЯ

Карта 1, карта 2

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.



  • Нефтяные сорбенты
  • Предлагаем из наличия и всегда готовы отгрузить нефтяные сорбенты
  • tiet-sorbent.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100