Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Описание реки Яндеба, Ленинградская область, Подпорожский район

Автор: Григорий Кронин (Санкт-Петербург), www.skitalets.ru/kronin.htm

 

Река Яндеба


1. Река Яндеба выше
моста грунтовой
дороги на Вонозеро

Яндеба - левый приток Свири, вытекает из оз. Вонозеро, находящегося в 16 км к югу от города Подпорожье. Длина реки 36 км, перепад высоты 78 м, удельное падение 2,2 м/км.

Настоящее описание составлено по результатам пеших прогулок и сплава на байдарке, состоявшихся в 2004-2007 годах. На реку Яндебу нас привело любопытство. В Ленинградской области найдётся не так уж много речек, имеющих удельное падение более 2 м/км, удобно доступных для подъезда и никогда не упоминаемых в туристской литературе. Сначала мы совершили пеший поход по лесным дорожкам [фото 7] вдоль Яндебы, осмотрели её и окружающую местность. Затем весной 2007 года прошли часть реки на байдарке.

Основные ориентиры на реке

Ориентир Расстояние от истока (км) Урез воды (м) Удельное падение на участке (м/км)
Исток из Вонозера 0 95  
Мост автодороги Подпорожье – п/л Сосново 7,5 90 0,7
Мост в д. Возрождение 16,5 55 3,9
Мост железной дороги возле ст. Яндеба 19,5 50 1,7
Мост автодороги в пос. Яндеба 20,5 50 0
Мост шоссе Подпорожье – Лодейное Поле 32 19 2,7
Устье 36 17 0,5

Описание отдельных участков


2. Река Яндеба возле
моста дороги
на Вонозеро

Участки реки описаны с точки зрения сплава на байдарке при среднем уровне воды. Средним уровнем мы считаем умеренное половодье, которое наблюдалось в 2007 году - подъём воды около 0,5 м относительно летнего уровня. Судя по характеру берегов, в иные, более снежные, годы вода поднимается на 1-2 м.

От Вонозера до моста автодороги Подпорожье - п/л Сосново. 7,5 км


3. Река Яндеба,
спокойный участок
перед порогом порога

Ширина реки [фото 1] 4-6 м. Глубина всюду достаточна для прохождения байдарок. Течение заметное, почти везде до 0,5 м/с. Конкретных значимых препятствий нет. Основная трудность - завалы и бобровые плотины.

Мост автодороги Подпорожье - п/л Сосново - начало большого порога, 8 км

Река [фото 9] населена бобрами. Ширина 6-8 м. На первых трёх километрах ниже моста [фото 8] возможно 3-5 завалов. Затем течение ускоряется и на протяжении 3 км следуют быстрины и перекаты с отдельными камнями, мелями, стоячими валами до 0,5 м. Имеется 9 таких препятствий, некоторые из которых близко соседствуют и могут рассматриваться вместе. При среднем уровне воды все перекаты легко преодолеваются с ходу. Завалы возле перекатов маловероятны, но возможны и опасны. Затем снова следует спокойный участок [фото 3], на котором 1-3 завала.


4. Порог, камни

Большой порог - мост в д. Возрождение, 1 км

Большой порог Яндебы (название авторское; возможно, существует и более правильное) представляет собой километровый участок реки, на котором сосредоточено падение более чем на 10 м.


5. Порог, камни

При среднем уровне воды пройти порог на байдарке невозможно, слишком мелко и много камней [фото 4]. По нашей оценке, в высокое половодье порог может быть проходим. Конкретных ярко выраженных сливов нет, главная струя течёт сквозь каменистые россыпи [фото 5], огибая крупные камни. Ширина реки в начале 8-10 м, затем, на излучине у высокого правого берега [фото 6], увеличивается до 15-20 м, после чего поток сужается и делится пополам. Левый рукав более широкий и, возможно, проходим при высокой воде. Затем рукава вновь сливаются, быстрое течение несёт дальше, камней становится меньше, русло глубже.


6. Высокий правый
берег возле порога

Д. Возрождение - железнодорожный мост в пос. Яндеба, 3 км

Извилистый участок с заметным течением. Ширина поймы до 200 м, на левом берегу луг, на правом заболоченный лес. Завалы маловероятны. Ширина реки 8-10 м, при среднем уровне воды всё проходимо.

Пос. Яндеба - мост шоссе, 12,5 км

Участок автору незнаком. Судя по карте, можно предположить высокие берега, быстрое течение, отдельные каменистые перекаты.

Мост шоссе - устье, 4 км


7. Лесная дорожка в
Подпорожской глухомани

Слабое течение, чувствуется подпор Нижнесвирской ГЭС. По обоим берегам заболоченный лес.

Продолжение сплава по Свири до Свирьстроя, 6 км

От устья Яндебы до посёлка Свирьстрой можно пройти, держась левого берега Свири. Течение здесь почти не чувствуется благодаря подпору Нижнесвирской ГЭС, находящейся возле пос. Свирьстрой. Препятствий нет.

Транспорт


8. Мост через Яндебу,
дорога на Вонозеро

От станции Подпорожье до истока реки из Вонозера около 30 км. Дорога к Вонозеру отходит на юг от шоссе Лодейное Поле - Подпорожье у юго-западной границы г. Подпорожье. Грунтовая дорога [фото 10] с ямами, в сухую или морозную погоду проходима для легкового автомобиля. Общественного транспорта нет. Заказ такси в Подпорожье по телефону (81365)-21153, "Автоулей", круглосуточно, 2007 г. Можно ехать не до Вонозера, а лишь до моста [фото 8] через Яндебу, это исключит из сплава семикилометровый верхний участок реки.

Река пересекает железнодорожную линию Санкт-Петербург - Мурманск вблизи станции Яндеба. Поезда дальнего следования не останавливаются. Электрички на Лодейное Поле, Волховстрой 3-4 раза в день. Ниже железной дороги вдоль правого берега реки проходит шоссе, по которому несколько раз в день проезжают рейсовые автобусы на Подпорожье, Лодейное Поле, Свирьстрой. Остановка есть возле поворота на пос. Яндеба.

Если на Свири нет льда, то можно от устья Яндебы дойти своим ходом до пос. Свирьстрой, находящегося на левом берегу в 6 км ниже. Посёлок связан надёжным регулярным автобусным сообщением с Лодейным Полем.


9. Река Яндеба поздней осенью

10. Дорога на Вонозеро

Яндеба на карте Ленинградской области

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100