Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 года

Руководитель: Черткова Н. Р. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5681

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав групп;
  3. График движения;
  4. Заброска и выход с маршрута;
  5. Техническое описание маршрута;
  6. Итоги похода, выводы, рекомендации;
  7. Картографический материал
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Категория сложности: третья с элементами четвертой.
Район путешествия: Северный Кавказ. Нитка маршрута г. Москва - г. Невиномысск - пос. Архыз (р. Б. Зеленчук) - порог
Пушка – порог Четвертый Взрывной - станица Зеленчукская - каньон Курлюк - г.
Невиномысск - г. Москва.
Протяженность сплава: 169км.
Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.
Количество участников: группа Ширяева В.В. (4), группа Чертковой Н.Р. (4).
Средства сплава: Катамаран «Катя» - 4, Катамаран «Durex» - 2, Катамаран «Ниагара» - 2.
Время путешествия: май 2000 года.
Уровень воды в реке Большой Зеленчук: большая вода.

Состав групп

Фамилия Имя Отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности
1 2 3 4 5
1. Ширяев Виталий Владимирович 1978 2 с эл 3(р) Пшеха,
3(у) р. Охта
руководитель, капитан К,
фотограф
2. Ефремов Руслан Геннадьевич 1980 2 с эл 3(у) Пшеха матрос К, видеооператор
3. Бобков Владимир Георгиевич 1979 2 (у) Валдай,
р. Веребушка
матрос К,
техник
4. Никитин Константин Викторович 1975 3 (р) Никодимка-Кожозеро-Кожа,
3 с эл 4 (у) Б. Зеленчук
матрос К,
завхоз,
медик
 
1. Черткова Наталья Робертовна 1977 2 (р) р. Мета
3(у) Никодимка-Кожозеро-Кожа
руководитель, капитан К-1
2. Крюков Николай Юрьевич 1976 3(р) р. Охта
3(у) р. Пшеха
завхоз,
матрос К-2
3. Шестопалов Виталий Сергеевич 1978 2 сэл 3 (у) р. Теберда техник, капитан К-2
4. Кадакин Сергей Васильевич 1973 2 сэл 3 (у) р. Пшеха медик,
фотограф,
матрос К-1

График движения

Дата День
похода
Участки маршрута Расстояние Способы передвижения
28.04.2000 1 Москва - поезд
29.04.2000 2 - - поезд
30.04.2000 3 ст. Невиномысская - Невиномысск - Архыз, стапель - поезд, автобус
1.05.2000 4 Архыз - пор. 1-й Взрывной 10км катамаран
2.05.2000 5 1-й Взрывной - пор. Пушка 7 км катамаран
3.05.2000 6 Дневка - -
4.05.2000 7 Пор. Пушка - пор. 4-й Взрывной 4км катамаран
5.05.2000 8 Дневка - -
6.05.2000 9 4-й Взрывной — ст. Зеленчукская 39км катамаран
7.05.2000 10 Ст. Зеленчукская - каньон Курлюк 55км катамаран
8.05.2000 11 Курлюк — пос. Апсой Пос. Апсой - Невиномысск, антистапель 54 км 15км катамаран автобус
9.05.2000 12 Ст.Невиномысская - - поезд
10.05.2000 13 Москва - поезд

Итого:
13 дней, из них,
4 дня - заброска и выброска с маршрута,
2-дневки,
6 дней - сплав,
26 ходовых часов.

Заброска и выход с маршрута

Заброска

Поезд Москва - Нальчик 28.04. в 16.56 №62. Приехали 30.04. в 1.35 в Невинномысск (позже узнали, почему он так называется и огорчились). Нас (не лично нас, а в принципе туристов) уже встречали двое, освоившие в качестве официального бизнеса транспортировку всякого турья до нужных мест за ну о-о-о-чень умеренную, по московским меркам, оплату (мы доехали до Архыза (!) за 40(!)$ по курсу ЦБ на чёрт знает какой древний день в восьмером со всем барахлищем). Братва, всегда, по крайней мере, в этой местности, торгуйтесь с подобного рода типами, на них не такой уж и великий спрос, тем более - не круглогодичный, а предложение довольно велико. Наших сталкеров звали Людмила&Дмитрий, живут они в Невинномысске, телефоны: домашний-8(86554)52684, сотовый-(901)4988847. Было по пути 2 или 3 ментовские проверки; в очередной раз подчёркиваем необходимость абсолютно идеального состояния документов.

По приезде (около 6 утра) мы встали выше по течению (пройдя по лесу) на слиянии рек Архыз, Псыш и Кизгыч.

Выход с маршрута

Выброска сразу за автомобильным мостом у села Апсой, ходит рейсовый автобус (последний в 17.30), несложно недорого нанять машину. Есть опасность быть в умат напоенными добродушными и несколько агрессивно гостеприимными аборигенами (село нерусское). Отсюда 15 км до Невиномысска, мы за рафик (на восемь человек) заплатили 200 рублей. В принципе выброска возможна с любого участка маршрута, особенно если вы договоритесь с машиной заранее.

Обратные билеты брали непосредственно в Невиномысске. Если вы хотите ехать на ближайшем поезде, не забудьте проверить наличие в ваших паспортах вкладышей о гражданстве.

Техническое описание маршрута

30.04.2000.

Стапель. Вода в реке - большая. Зарегистрировались в КСС, где нам популярно разъяснили опасность сплава. Посетили местный магазин (часть продуктов - крупы, чай, сахар, хлеб - можно купить здесь), заслуживают внимания местные хычины. Опробовали новые средства сплава и свои силы на небольшом участке напротив нашего лагеря.

1.05.2000.

13:30 - старт. Перед Архызом разбои - проход по центральной протоке. В конце Архыза - мост проход ближе к правому берегу.

14:10 - через 40 минут от начала сплава п. Космонавтов (почти полностью залит водой, но видны крупные полуобливные камни в струе, лавировка, валы). До Космонавтов - тоже разбои, проход по правым протокам. 15:10 - на левом берегу сетчатый забор, дорога делает легкий поворот и подходит вплотную к реке, через 5 минут - 1-й Взрывной порог. Около решетки в нашу воду чалки гораздо удобнее, чем ближе к порогу, но непосредственно перед порогом - роскошное улово слева. Справа впадает водопадик. Порог имеет две ступени. 1-я - слив 0,5 м, высокие валы. 2-я - слева мощная, но мягкая бочка, справа - мощная струя, после нее - 2 полуобливных камня. Далее несколько мест по левому берегу для чалок вплоть до разгонной шиверы 2-го Взрывного, который начинается через 0,5 км.

2-й Взрывной с берега опознается по могиле погибшего водника. Дорога идет непосредственно над рекой.

Ключевое место порога - 2 полуобливных камня по центру реки с навалом на них, все остальное в нашу воду представляют мощные валы. Проход справа, для двоек возможен слева (но здесь не очень чисто), на выходе мощная струя. Выходная шивера плавно переходит в разгонную шиверу порога Пушка. Длина шиверы около 800 м, плавно переходит в каньон (некоторые из параллельно проходящих групп называли ее 3-им Взрывным порогом, соответственно 4-й становится 5-м).

Слева достаточно мест для чалок. Ночевка на поляне между рекой и дорогой.

День ознаменовался двумя чалками с осложнениями. Перед 1-м Взрывным в результате перечалки Наташа-Кривые руки так чалила катамаран (« Du гех») на осыпь на повороте, что слетела в воду, и не смогла влезть на кат, который пошел разгонную шиверу с одним гребцом (второй греб рядышком, держась за судно). Принудительная чалка не удалась, несмотря на редкостную удачу - морковка была таки поймана спасаемыми, но сдернуть лодку со струи не представлялось возможным.

После 2-го Взрывного в момент привязывания чалки оная оборвалась, и «Катя» с тремя гребцами чалилась повторно и едва не угодили в Пушку.

Кучу времени отнимает просмотр, фото- и видеосъемка прохождения, но все это того стоит.

2.05.2000.

Условная дневка. Просмотр порога Пушка. Прохождение. Катание. Фото- и видеосъёмка.

Порог Пушка: разгонная шивера, на входе островок (отмель), делящий реку на две протоки. Правая - непроходима (мелко даже в нашу воду), в левой - камень посередине (полуобливной), 2 камня слева один за другим по диагонали. Проход возможен как справа так и слева от центрального камня. Далее в русле по центру - большой камень, на который идёт вся основная струя, образуя вал на камне и яму перед ним (ориентир - ручей слева, мост над ним). Проход возможен по нашей воде везде, в т.ч., и по этому камню. Далее - цепь бочек и валов. Чалка после левого поворота к бетонной лестнице; на внешней стороне поворота бочка, после неё - скала, за которой тоже возможна чалка.

Параллельно идет довольно большое количество туристических групп, на катание выстраивается очередь.

3.05.2000.

Просмотр и прохождение 3-го и 4-го Взрывных порогов. Мерзкая погода, идет снег, в качестве языческой жертвы богам принесён крем " Ambre Solaire ", сожжённый на костре. Некоторое время ждем улучшения погоды, потихоньку пакуемся и (испытание не для слабонервных) влезаем в гидрокостюмы под многозначительные взгляды других туристов, дожидающихся завтрашнего солнышка.

15:00. Стартуем.

3-й Взрывной расположен вскоре за Пушкой, после шиверы. Проходится по струе, которая образует несколько мощных бочек. Автомобильный мост - через 200м после 3-го Взрывного. 4-й Взрывной, расположенный буквой Z , на струе по диагонали расположены 3 больших камня, по бокам от них - бочки. Выходная шивера мощная, с расположенными в шахматном порядке бочками. После 4-го Взрывного начинаются разбои (не грабежи, а серия мелких островков). После них - хорошая стоянка на правом берегу. На левом дорога идет непосредственно над рекой, стоянка оттуда не видна. Ходовое время - около 1 часа.

4.05.2000.

Днёвка, баня. Погода улучшилась. Суда ремонта не требуют, поэтому кто-то загорает, кто-то топит баню, двое из нас ходили в горы фотографировать местные прелести. На поваленных деревьях вокруг стоянки растут грибы вешенки - неплохо для разнообразия пищевого рациона современного туриста.

5.05. 2000.

11:00 - отчаливаем. Вскоре после разбоев - шивера (в некоторых отчетах это место называют 5-м Взрывным), переходящая в каньон Косой. В каньоне валы, бочки, обливные камни. После этого река идёт по более ровному участку (расчёски, завалы, разбои, прижимы) до конца маршрута.

11:40. !!! Разрушенный мост, 2 бревна над левым пролетом, проход под ними.

Сложность в том, что справа прохода нет, слева - фильтрующая отмель, с нее вода стекает под бревно, лежащее вровень с водой. Необходимо пройти по правому краю отмели и попасть под бревна. Но не исключено, что бревно, которое представляет опасность, до следующего сезона унесет.

14:00. Через 3 часа после 4-го Взрывного - капитальный железный мост. Ещё через 20 минут - бетонный мост в Нижнем Архызе.

15:30 - 2 подвесных моста (1-й - разрушенный) в Н.Ермоловке. Лес, через который пустили реку (см более ранние описания), мы не заметили.

17:30 Доплыли до станицы Зеленчукская (есть круглосуточные телефон и почта, магазины с умеренными ценами - до 19.00, население весьма доброжелательное).

6.05.2000. 11:00 - начало ходового дня. Подвесной и деревянный мосты в Зеленчукской. Бетонный мост, после него - шивера Зеленчукская.

12:00 - 3 раза с перерывами ~ 20 минут реку пересекают газопроводы. 1-й раз - тросы довольно низко над водой. Устья реки Кяфар мы не увидели, так как река петляет в разбоях и островках. В некоторых местах приходится быть бдительными и аккуратными - может потребоваться экстренно зачалиться перед

завалом.

14:00 - через час после последнего участка газопровода - бетонный мост.

Подвесной мост в Новоисправненской.

15:00 динамичный сплав кончился позавчера, поэтому желудки начинают напоминать об обеде.

18:00 Каньон Курлюк. Начинается сразу после очень симпатичной горы по правому берегу - грибовидной формы, со словно срезанной верхушкой и пещерами. На заходе - слева прижим под отрицательную стенку, справа возможна чалка (где мы и остановились, чтобы приготовиться к фото- и видеосъемке с воды). Мост в Курлюке. Скалы образующие стенки каньона в некоторых местах смыкаются сверху, а нижняя их часть создает высокие жесткие валы, на выходе - две большие (примерно габариты средней четверки) поганки.

Эстетическая ценность вызвала споры, но однозначно - этот каньон стоит того, чтобы его прошли (есть где поболтаться на валах). Чалка после каньона справа.

Сразу после Курлюка п. Исправной, состоящий из двух изломанных сливов с мощными валами после них.

19:30 - станица Исправная, ЛЭП после неё. Здесь на каменистом берегу встаем.

На всю ночь оставляем дежурных, так как вокруг что-то слишком много ходит наблюдателей.

7.05. 2000.

12:00 - вот оно - начало конца (сегодня последний ходовой день). Стоянка намного приличнее, находится чуть ниже ЛЭП. Река идёт около часа в каньоне (прижимы под отрицательную стенку).

13:00 река окончательно теряет спортивный характер, приобретая тем не менее некоторую опасность для жизни: после автомобильного моста в с. Бесленей кроме разбоев с завалами появляются металлические штыри и куски арматуры в русле. Река постепенно мельчает.

16:40 - чалка на правом берегу сразу за автомобильным мостом в селе Апсой, антистапель.

Итоги похода, выводы, рекомендации
  1. Отправляясь на Северный Кавказ, не забудьте проверить наличие в ваших паспортах вкладышей о гражданстве.
  2. Маршрут представляет собой удачное сочетание неизменно прекрасной природы Северного Кавказа, динамичных порогов и достаточно хороших стоянок (кстати, проблем с дровами не возникает нигде), подходящих для отдыха современного человека, измотанного большим городом.
  3. Вторая часть маршрута не пользуется популярностью: большинство шедших параллельно с нами групп шли только пороги в связке с другими реками аналогичной категории сложности или просто катались на этом участке маршрута, забрасываясь обратно вверх на предварительно заказанной машине. Но не следует забывать о расположенном ниже основных порогов каньоне Курлюк.
  4. Сложность реки зависит от уровня воды: в малую воду мощность потока снижается, но оголяются камни, что требует точности при прохождении; в большую воду требуется большее мастерство для преодоления мощных струй, вертикальных турбулентностей и чалки в практически отсутствующих уловах.
  5. Кроме того, прибыв в Архыз, неплохо бы зарегистрироваться в КСС (председателя придется выискивать по поселку путем ловли языка), это как минимум позволит избежать неприятностей с милицией в Невиномысске, которые особенно рьяно проверяют прописку в дни майских праздников.
  6. Часть продуктов - крупы, чай, сахар, хлеб - можно купить в Архызе. В станице Зеленчукская есть круглосуточные телефон и почта, магазины с умеренными ценами - до 19.00.
  7. С машиной (заброска и выброска) можно договориться заранее: Людмила&Дмитрий, живут они в Невинномысске, телефоны: домашний - 8(86554)52684, сотовый-(901)4988847.
  8. Хочется отметить доброжелательность местного населения и полное отсутствие агрессии и национальной ненависти. В очередной раз подчёркиваем необходимость абсолютно идеального состояния документов.
  9. Просим извинения за малую информативность фотографий, желающим можем представить данные видеосъемки (обращаться E-mail: v_i_t@mail.ru).
Картографический материал

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:



Двойка на заходе во вторую ступень 1-го Взрывного порога


Прохождение 2-го Взрывного порога


На заходе в Пушку


Прохождение порога Пушка




Общий вид порога Пушка МОРОЗНЫМ утром 3 мая


Большой Зеленчук (вид сверху)

Четверка в 4-м Взрывном



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100