Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Р. Волчья – р. Вуокса – ст. "Лосево". Поход выходного дня на байдарке 7-8 мая 2006 года

Автор: Сергей Пухлимский (Санкт-Петербург)

Содержание:
  1. От автора;
  2. Дневник похода
От автора

Поводом к совершению данного похода явилась необходимость размяться перед поездкой в отпуск в Карелию на р. Суна, маршрут подсказала известная карманного формата книжечка Л. А. Плечко "Водные маршруты Ленинградской области". Волчья рекомендуется начинающим байдарочникам для получения начального опыта прохождения порогов, шивер, преодоления бобровых завалов, обноса мостов, плотин, лучшее плавсредство – бескаркасная лодка ("Ласточка-21").

р. Волчья

Волчью можно отнести к некатегорийной речке с элементами l-й к.с. Река проходима в любой летний месяц, наилучшим следует считать конец апреля-конец мая. Протяженность маршрута 23- 24 километра, р. Волчья течет местами в невысоких, местами в крутых берегах, делает много петель, при своей небольшой длине изобилует препятствиями. Глубина около 3х м. Количество явных завалов более 50-ти, из них 10 в низкую воду требуют обноса, остальные преодолеваются перелезанием через ствол дерева "в упор на руках" сидя в байдарке, подлезанием под дерево (неоднократное "спасибо" товарищам бобрам) или маневрированием между корягами. Порогов – 3, из них первый (ручей Горюнец) непроходим вследствие опасно низкого пешеходного моста. Два других проходятся с ходу без осмотра (при отсутствии в русле топляков и коряг). Общая протяженность 4-х шивер - около 2.5 км, на них русло реки каменистое, скорость в шивере 6- 7 км/ч.

Деятельность бобров

Уклон реки малозаметен. Берега поросли осиной, елью, березой, в 50 м от реки виднеются сосновые боры. Болота редки, в высокую воду встречаются острова. Населенность берегов небольшая, в основном ближе к Вуоксе (турбазы), к реке несколько подъездов, встречаются автотуристы. Вода в Волчьей торфяная, но чистая, мусора по берегам мало. После впадения в Вуоксу можно отправиться на штурм Лосевских порогов (высота стоячей волны до метра, что повысит категорию до ll к.с.), с запасом времени и наличных за доставку можно направиться по оз. Суходольскому к р.Бурная на Ладогу (см. атлас Карельского перешейка).

 

Дневник похода

У ж.д. моста ст. 78-й километр
7 мая. Маршрут начинается от ж.д. ст. "78-й километр" Приозерского направления. Утром обычно много дачников и туристов рвутся на природу, так что не следует пренебрегать будильником, установленным на 5 утра и Финляндским вокзалом, дающим возможность занять в электричке удобное место (единственный утренний поезд был в 7.53, следующий только в 12ч). Через 3 минуты после объявления о приходе поезда свободных мест нет, все занято рюкзаками, тележками, рафтами, велосипедами. Ехать около 2х часов. Читать неохота, писать дневник тоже (заполнял его в палатке), сижу, шью чехол для палатки (дома вместо наметывания склеил швы "Моментом"). На Кушелевке вроде был последний шанс сесть в электричку, в Девяткино толпа народу до отказа забила вагоны, кому-то удалось прорваться даже с горными велосипедами.

Бобровая хатка
После выхода из поезда наугад пошел вперед по ходу. Через 1.2 км – небольшой ж.д. мостик, под ним течет ручей. Спускаюсь вниз, на мокрой полянке раскладываю байдарку. (При запасе времени и желании померяться силой с бобрами можно пройти назад от станции 150- 200 метров, тропа уходит на запад и приведет прямо к Волчьей, где будет полно сваленных в речку деревьев). Можно и напролом в лес от станции, земля вся утоптана ногами туристов). Достаю фотик и запечатлеваю поваленные полуметровые стволы берез, осин со следами надругательства местных грызунов. Прошли двое пацанов с удочками. Бутерврот с глотком минералки, отплытие. Сразу начинается водный слалом мужду стволами деревьев, увеличивающий реально пройденную дистанцию в 3 раза. Через 150 м после отплытия – р. Волчья, поворачиваем направо. Синяя палатка, трое туристов рыбачат. Сразу начинаются преграды в виде поваленных деревьев, некоторые из них используются в качестве мостов. Около километра тянутся березовые рощи. Старая бобровая хатка. Через 2.8 км остатки пешеходного моста, петля (озеро-старица), снова остатки пешеходного моста, там же подъезды на авто. От петли до ручья Горюнец – 4 км, низкий пешеходный мост, под ним порог. С ходу не проходим, высаживаемся в устье ручья, можно привязать байдарки за березу, переброшенную через ручей.

Низкогабаритный пешеходный мостик у впадения р.Горюнец
Этот спектакль и некоторые декорации, возможно, предрешат некоторые события в моей дальнейшей жизни, поэтому описаны так подробно.

На полянке кострище, камни для бани-каменки. "Жигуль", три-четыре рыбака, на другом берегу на пикнике семейство, детские голоса (скауты натягивают ниже по течению переправу над водой). Достаю навигатор, ставлю точку. Карта нарисована халтурно, нужно вносить поправку около 150 метров. Развожу костер, ставлю воду кипятиться, иду с камерой и фотиком вспоминать, что такое порог. Шумящий, но непроходимый из-за очень низкого моста; со слов аборигенов, вода в половодье доходит до конструкции моста. Уворачиваясь, можно "кильнуться" и если не будет удара головой о мост, наверняка будет ушиб ею же о подводный камень, так что требуется проводка судов под мостом.

Пробую суп-пюре "Галинабланка"... М-да-а, "Подравка" повкуснее. Придется скушать, не выливать же. Подходят четверо навеселе, явно завсегдатаи этого местечка, два мужчины, две женщины (видимо, супруги). Фотографируются. Дядька с усами (постарше) норовит залезть в мою байдарку и сфотографироваться под видом адмирала. Призываю его отказаться от аморального поступка, от потопления лодки выручает женщина (постарше). Другая женщина (помоложе) фотографируется сидя на переброшенной через ручей березе, мужчина с бородой (помоложе) спрашивает, куда я собираюсь. Узнав, что до Лосево, говорит, для выходного дня в самый раз.

Варится обед

Пытаюсь навести справки о Суне (Карелия). Мужчина отвечает, что вот-вот подъедет большой спец, который там бывал, а сам он проходил р. Шуя. Все четверо интересуются моей байдаркой, рассказываю о своих похождениях. Трое уходят, мужчина (постарше) говорит, что у них полно водки, а мужчина с бородой оказывается заядлым байдарочником, правда уже в прошлом, и предлагает "Таймень" со шведской "шкурой", прошедшую аж 5-ю к.с. и каяк, которые ему стали не нужны. Обсуждаем радости и горести водного туризма. Обещаю приплыть в их лагерь, который расположился перед шиверой (или после? прослушал за мытьем котелка) и поболтать на водные темы. Мужчина с бородой уходит к своим.

Упаковавшись, вижу, что веселая четверка оставила фотоаппарат и видеокамеру. Оглядываюсь – уже все ушли. Запихиваю аппаратуру в гермомешок, отвезу, отдам по пути. Девушка с огромным рюкзаком сидела на мосту, просит помочь ей надеть рюкзак на плечи, спрашивает, где тут детский лагерь. Отвечаю, что покажу, как это делается самостоятельно и ставлю его на высокий пень, что облегчает надевание рюкзака, а где лагерь, не знаю.

Шивера

Провожу байдарку слева, и стартую из-под моста, поройдя порожек наполовину. Дети натянули веревку, карабкаются через реку, зависнув на страховке. Справа четверо полуголых парней строят баню, натягивают полиэтилен на каркас. Внимательно гляжу, где же "видно наши палатки и там еще машины стоят" – "не-е, только палатки, машины не видно". Внезапно начинается шум, приближается шивера. Пытаюсь свистеть, никто не отзывается. Поток засасывает, и удар о первый же камень заставляет взяться за весло и отгребаться от остальных. Высматриваю палатки или туристов. Думаю, наверно, дальше... Кто-то с фотоаппаратом щелкает, как я прохожу шиверу. Навигатор засекает рекорд – 11.5 км/ч. На берег не вылезти, и река уносит меня вниз на километр, где путь преграждают два здоровенных бревна. Вылезаю, навигатор показывает, что уплыл далеко. Что делать с камерой и фотиком? Там, у Горюнца, народу было, как на Невском проспекте, кто угодно мог(-ла) хватануть камеру и – с концами.

Что-то подсказывает мне, что хозяев аппаратуры найду в городе, просмотрев фотографии и запись на кассете. Или они меня найдут по публикации отчета в интернете. Махнув на это дело рукой, лезу на обрыв. Русло двоится, что видно с обрыва, деревья не обойти, перетаскиваю через одно и через другое, заснимаю своей камерой (забытая с фотиком пролежала до конца в мешке). Трое поодаль наблюдают за мной метрах в 50-ти, проплываю мимо и попадаю в три фотообъектива. Шивера петляет, ослабевает, снова появляется, затем последний длинный правый поворот и – плотина. Как и все, разрушенная. Левый берег высокий, песчаный.

Плотина

На плотине находится турбаза, от которой идет дорога на восток. Здесь можно закончить маршрут, 2.5 км до ж.д. ст. Петяярви. Вылезаю, осматриваю достопримечательность. Бурный поток. Перепад высот около 6 метров. Русло реки снова раздваивается, не угадаешь, какая протока лучше. Становится тоскливо оттого, что везу ненужный груз, кто-то останется без очередной серии домашнего фильма "Мы на Волчьей". После обноса плотины по левому берегу (50 м) небольшой отдых с последним бутервротом и глотком "Полюстрово". Шивера продолжается еще 1.5 - 2 километра, то усиливается, то сменяется тихой водой, и в конце ее остаток маленькой плотины с домиком и порогом. Проходим его, не задумываясь. Шивера наконец кончается, снова появляются завалы. На одном из толстых бревен кто-то вырубил топором красноречивую надпись: "БОБРЫ – КОЗЛЫ!" После впадения справа речки Петровки (захламленный ручей шириной 2 метра) справа-слева песчаные обрывы, Волчья подмывает коренной берег, делая крутую петлю, подходит близко к железной дороге. Еле держась на ногах и едва не падая в воду, перетаскиваю плавсредство через очередную обглоданную березу, и видя, что дальше еще поваленные деревья, решаю остановиться на ночлег.

Надпись на бревне: "БОБРЫ-КОЗЛЫ!"

Когда байдарка уже сушится, палатка разбита и в котелке булькает ужин, мимо в прямой видимости с грохотом пролетает электричка. Смеюсь над неудачно выбранным местом для ночлега (хотя за ночь не было ни одного поезда, спал спокойно). Спрятался в густой чаще, в надежде, что никто не попрется сюда, как вдруг прямо через мою территорию прошел заблудившийся турист с рюкзаком! Видимо, он расположился неподалеку, в 11 вечера послышались выстрелы из пневматического пистолета с баллончиком. Сделал запись в дневнике, поужинал, сварил кисель на завтра, поставил остывать. Залез в спальный мешок и с мыслью, как вернуть камеру и фотоаппарат, заснул.

 

8 мая

Перелезаю через бревно

Просыпаюсь в 3.00 по будильнику в навигаторе. По-быстрому перекусываю хлебом с киселем, складываю палатку, упаковываюсь, жду рассвета. В темноте плыть неохота, можно на топляк наскочить или на корягу. Хочу увидеть живых вредителей – бобров. Около 4х утра становятся различимы лежащие в воде деревья, гружусь в байдарку и отправляюсь в путь. Над водой клубится пар. От петли у ж.д. до автомобильного моста остается 2 км (перед ним будет пешеходный мостик и несколько домов нов. русских), а после моста до впадения реки в Вуоксу еще 2 км. Тихо работаю веслом… И подплывая к первому же бревну вижу спящего на нем бобра! Этакий толстомясый хомяк, черный, мохнатый, размером со среднюю собаку! Хочу до утыкания лодкой в дерево выхватить камеру, но не успеваю – бобёр соскальзывает в воду и уплывает. Второго в потемках разглядеть сразу не успеваю и он тоже прыгает в воду. Зато когда солнце уже поднимается, в конце 50ти-метрового завала вижу еще одного спящего бобра, на максимальном приближении снимаю его камерой, свистом, криками и хлопаньем по борту лодки пытаюсь его расшевелить. После долгих раздумий черная тушка съезжает в воду.

Порог под автомобильным мостом

Берега стали заметно ниже, участились тропинки, сбегающие к реке. Приближаюсь к автомобильному мосту, вылезаю, осматриваю, фотографирую. Высота порога 1 метр. Ниже порога сидят 5 рыбаков. Прохожу с ходу, поскольку фартуки малы, немного заливает штормовку. Отжимаю рукава, помогаю нерадивому рыбаку отцепить крючок от топляка. На последних двух километрах три завала, вынуждающие применить слаломную технику прохождения препятствий, с десяток поворотов, подмытые берега, замедление течения, лодочные мостки, домики на турбазах, финишная прямая, залитая восходом солнца и – Вуокса! Щелкаю сам себя фотоаппаратом на фоне водных просторов.

Волчья впадает в Вуоксу

Утренние рыбаки стоят на якоре, раз в минуту вытягивают по небольшой рыбешке. GPS -навигатор показывает, что до места высадки остается полтора километра. Держу курс на вышку ЛЭП, по водной глади доплываю до левого берега Вуоксы, высаживаюсь на каменистый бережок прямо перед порогами. Приближаться к ним не следует, если вы планируете завершить в Лосево поход – в пороги начинает засасывать за 60- 70 метров до бурунов. Ну и, проходить пороги следует только при наличии опыта и соответствующего снаряжения, обязательны спасжилет и каска, иначе рискуете домой не вернуться ("а как хорошо все начиналось!"). Если вас все же затянуло в пороги и купаться неохота, изо всех сил гребем к левому берегу – потоком прижимает влево, за 50 м до моста еще одно спокойное место без течения и пологий бережок . На месте высадки зеленеет травка, сушу, протираю байдарку. Упаковываюсь и через территорию какого-то пансионата иду по асфальтовой дорожке в сторону станции. С первого раза саму ж.д. станцию обнаружить не удается и после фотографирования Лосевских порогов с моста забираюсь по шоссе куда-то далеко в гору на северо-запад. Станция Лосево находится сразу за ж.д. мостом, идти к ней нужно, не переходя Вуоксу, держась в 50-ти метрах от воды по течению (это будет лесная дорога, которая и приведет вас на станцию). Поезда ходят один раз в 2-3 часа, так что нелишним будет захватить с собой расписание, чтобы не слишком торопиться и не бежать во весь опор.

В заключение хочется отметить избыток завалов из деревьев. Если сравнить Волчью с другим маршрутом, например Отрадное – р. Пионерка –оз. Комсомольское – р. Веселая – Вуокса, то за три дня получите больше удовольствия, чем на Волчьей за два. Завалы только навевают скуку и уже не хочется грести, а в низкую воду лучше идти по берегу и смотреть, как кто-то другой пытается удивить мир, преодолев 20 с лишним километров свалки из топленой древесины. Шиверы в межень очень каменистые, лодку жалко. Хотя, как в известной поговорке: "Кому что нравится,- сказал пёс, облизывая яйца".

Лосевские пороги На берегу перед Лосевскими порогами

Семи сантиметров под килем и полного безветрия!

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Кирилл, 12.03.2007
Здравствуйте, у меня есть маленькое дополнение по реке Волчей. Ходили по ней 9 декабря 2006. Воды много, но завалов! Не правильно будет говорить, что их много. Их просто колоссальное количество. По сравнению с маем 2006 поваленых деревьев увеличилось на порядок! Для сравнения, в первый день мы дошли только до плотины! Хотя весь маршрут можно осильть за день. Я там был раз пять на протяжении нескольких лет, больше не пойду, и никому не советую, речка стала несудоходной полностью. Ураганы и бобры свое дело знают, испоганили такой чудесный майский маршрут. До конца так и не дошли, сошли за мостом через шоссе. Отдых получился сомнительный, заколебались.
 Павел (http://chuk.foto-s.net), 10.09.2007
Ходили на Волчью (7)8-9 сентября 2007г. На «тайменях» двушках.
Первое впечатление: тяжело найти речку… От платформы до начала маршрута 500 метров, но мы заплутали и ходили в поисках воды около часа :)
Речка действительно очень трудно проходима, особенно после плотины. Завалы там встречаются через каждые 100 метров. Из них половина в это время года преодолевается вплавь, через остальные перетаскивали :) Есть несколько очень сложных :(
Обносили, по всей протяжённости маршрута, только 3 раза. Первый обнос, по неопытности, в районе одного из разрушенных мостов, второй - плотина и третий, после автомобильного моста. Там лежит здоровенная сосна, ни под, ни над ней, провести байдарки возможности не представляется. Примерное время прохода на «тайменях» с неопытными командами около 18-20 часов. То есть, прибыв к началу маршрута в пятницу вечером, Вы имеете все шансы успеть на последнюю электричку в Лосево :)
 Андрей, 01.10.2008
Надпись "Бобры-козлы" была сделана ножом)))) мной в июле 2005 года.
стоит заметить что по причине бобров маршрут проходим только ногами с байдаркой в руках, а вода местами не безопасна для здоровья
 игорь, 22.05.2013
Волчью можно смело вычеркивать из списка речек, пригодных для байдарочника. Пробовали в этом году. Пришлось топать обратно на 78-км пешком. Там уже не завалы, а один сплошной завал под которым течет вода
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100