Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском путешествии 2 к.с. с эл. 5, совершенном с 24 апреля по 11 мая 2004 г. в районе Краснодарского края по маршруту: г. Москва - г.Армавир – пос. Псебай – кордон Черноречье – кордон Третья Рота – кордон Умпырский – устье р. Цахвоа – сплав по р. Цахвоа – устье р. Цахвоа– ледник Цахвоа – сплав по р. М.Лаба – устье р. Цахвоа – сплав по р. М.Лаба – кордон Черноречье – пос. Псебай – г. Армавир – г. Москва

Руководитель: Офицеров С. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Цель путешествия;
  4. Подходы и сходы с маршрута;
  5. График маршрута;
  6. Техническое описание маршрута:
    1. Река Цахвоа;
    2. Каскад "Змеиный";
    3. Река Малая Лаба (верховья; до устья р. Цахвоа);
    4. Каскад Героев;
    5. Каскад Лысый;
    6. Река Малая Лаба от кордона Умпырьский до пор. Селевой (р. Копцеча);
    7. Река Малая Лаба от пор. Селевой (р. Копцеча) до кордона Черноречье;
  7. Выводы и рекомендации
Паспорт маршрута

Район путешествия: Краснодарский край.
Сроки проведения: 24.04. – 11.05.2004 г.
Протяженность маршрута (км): пешая часть - 54.3; водная часть - 50.2.
Количество дней на маршруте: 17.
Средства сплава: катамараны 4-ки (1,8 м3) – 2 шт.; Катамаран 4-ка (2,6 м3) – 1 шт.
Категория сложности: вторая с Эл. 4-5 к.с.

Состав группы

Фамилия, имя, отчество Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1. Офицеров Сергей Альбертович 1961 СТП, Плато Путорана руководство 5 к.с. Руководитель, капитан К-1
2. Федцов Валерий Владимирович 1973 СТП, Плато Путорана 5 к.с. участие Капитан К-3, завхоз
3. Овчинников Артем Алексеевич 1983 Колежма 1 с эл. 2 к.с., участие Матрос К-3, Фотограф
4. Овчинникова Мария Рифовна 1982 Колежма 1 с эл. 2 к.с., участие Матрос К-3, Пом. завхоза
5. Капитонова Екатерина Владимировна 1983 Исьма н/к Матрос К-2, фотограф
6. Размыслович Алексей Валерьевич 1985 Исьма н/к Матрос К-1, береговая команда, ремонтник
7. Бабичев Владимир Игоревич 1983 Колассойоки 2 с Эл. 4 к.с., участие Матрос К-3, Ремонтник
8. Ахметгареева Виктория Тимуровна 1984 Колассойоки 2 с Эл. 4 к.с., участие Матрос К-1, Метеоролог
9. Алексеев Виталий Анатольевич 1982 Катунь 4 к.с., участие Зам.руководителя, капитан К-2
10. Логин Сергей Владимирович 1982 Плато Путорана 5 к.с., участие Матрос К-2, фотограф, ремонтник
11. Малахова Ирина Викторовна 1984 Колассойоки 2 с Эл. 4 к.с., участие Матрос К-2, мед.сестра
12. Шаповалова Анастасия Федоровна 1983 Колассойоки 2 с Эл. 4 к.с., участие Матрос К-1, пом. Мед.сестры
13. Телепнева Мария Александровна 1984 Колассойоки 2 с Эл. 4 к.с., участие Матрос К-2, метеоролог
14. Сегеда Анна Павловна 1983 Охта 2 к.с., участие Матрос К-1, ремонтник

Цель путешествия

Путешествие проводилось силами студенческого клуба туристов "Фортис" Московского Государственного Технического Университета "МАМИ".

Целью путешествия являлось:

  1. разведка нового для нас района;
  2. исследование возможности спортивного сплава по р. М.Лаба выше кордона Умпырский и правому притоку р. М.Лаба – р. Цахвоа;
  3. повышение спортивно-туристской квалификации студентов;
  4. составление отчета для МГЦКТ.

Подходы и сходы с маршрута

Для въезда в район рек Уруштен и М.Лаба необходимо получить разрешение в Черкесском погранотряде. Адрес погранотряда: г.Черкесск, ул. Леонова, д.2. Для этого необходимо:

  1. предварительно созвониться с начальником погранотряда Фархутдиновым Н.Г. тел. (878-22) 5-19-56
  2. переслать факсом (878-22) 5-40-28 письмо, в котором прописаны цели похода, время проведения похода, маршрут подъезда, маршрут похода (с точки начала сплава или пешеходной части), маршрут выезда, списочный состав группы (с указанием Ф.И.О. полностью, даты рождения, полных паспортных данных, адреса прописки).
  3. Для получения разрешения непосредственно в погранотряде необходимо иметь 3 пакета вышеуказанных документов. Получить разрешение на пребывание в Кавказском государственном природном биосферном заповеднике. Посещение территории заповедника является платным и регулируется действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации, Положением о Кавказском ГПБЗ и приказами директора заповедника. На май 2004 года стоимость пребывания одного человека равнялась 100 руб./день и 200 руб. единовременно за пребывание одного средства сплава. Для этого необходимо:
  4. предварительно созвониться с Булгаковым Виктором Николаевичем по тел. (861-92) 6-13-33. Иметь при себе полную копию маршрутной книжки с картографическим материалом и указанием мест стоянок и ночевок;
  5. иметь при себе письмо на имя директора заповедника Турниева Бориса Сакоевича, аналогичное изложенному выше.

В случае возникновения прочих вопросов, стоит обратиться в Администрацию заповедника расположенную по адресу: 354340, г.Сочи, Адлеровский р-он, ул. К.Марскса, 8. Тел. (8622) 44-51-36, факс: 69-20-03. E-mail: adlerzap@sochi.ru

Встать на учет в Псебайский аварийно-спасательный отряд (пос.Псебай, ориентир: рынок, тел. 6-01-84. Для этого необходимо:

  1. иметь при себе оригинал маршрутной книжки;
  2. полную копию маршрутной книжки с картографическим материалом и указанием мест стоянок и ночевок (оставляется им).
  3. Получить пропуск в администрации пос. Псебай на проезд до пос. Кировский.
  4. Получить пропуск в местном отделении милиции.
  5. При проезде через милицейский пост требуют разрешение от заповедника, спасателей, администрации, милиции.
  6. При проезде через погранпост требуют разрешение от Черкесского погранотряда и заповедника.

Для проезда от железнодорожного вокзала г. Армавира до пос. Псебай и далее до кордона Черноречье можно воспользоваться услугами автоколонны 17-15, расположенной по адресу: г. Армавир, ул. К. Маркса, д. 88. Позвонив туда и связавшись с зам. по эксплуатации Соболевой Галиной Васильевной по тел. (86137) 7-36-24 (7-34-33 приемная директора; 7-31-50 диспетчерская) можно заказать автобус. Цена проезда от ж\д вокзала Армавира до пос. Псебай на автобусе ПАЗ в апреле 2004 года составляла 2720 руб. До кордона Черноречье можно договориться с водителем или проплатить проезд заранее на автобазе.

Отъезд возможен от кордона Черноречье или любых других населенных пунктов, расположенных вдоль реки М.Лаба. Для этого можно воспользоваться услугами автоколонны 17-15, аналогично вариантам подъезда, заказав автобус. Либо выехать на рейсовом автобусе от пос. Псебай или поймать попутный автотранспорт.

График маршрута

Дата Дни пути Участок маршрута Км Способ передвижения Место ночевки Препятствия
24.04. – 25.04. 1-2 Г. Москва – ст. Армавир - поезд - -
26.04. 3 Г. Армавир – кордон Черноречье 155 автобус Кордон Черноречье КПП
27.04. 4 Кордон – 1,2 км за кордоном Третья Рота 9,2 пешком Ровный левый берег реки После кордона Третья Рота тропа размыта
28.04 5 За кордоном – за кордоном Умпырский 16 пешком Ровный высокий правый берег р. Ачипсты Значительный тягун, размытие тропы, Кавказские Балканы
29.04. 6 За кордоном – стрелка рек М.Лаба и Цахвоа (базовый лагерь) 10 пешком Ровный левый берег реки, в 50 м ниже стрелки Завалы на тропе, селевые и лавинные выносы, размытие тропы
30.04. 7 Базовый лагерь – заброска снаряжения на р. Цахвоа до двойного завала, разведка реки – базовый лагерь 6 пешком базовый лагерь Полусмытый пешеходный мост через р. М.Лаба
01.05. 8 Базовый лагерь – двойной завал - косой водопад р. М.Лаба 3,1 + 7,1 Сплав + пешком Левый берег, маленькая полка ниже косого водопада, напротив грота Большой уклон реки, каскады порогов, деревья в русле. Завалы на тропе, селевые и лавинные выносы, размытие тропы
02.05. 9 Косой водопад – базовый лагерь 7,6 Сплав Ровный левый берег реки, в 50 м ниже стрелки Большой уклон реки, каскады порогов, деревья в русле
03.05. 10 Базовый лагерь – р. М.Лаба 2,5 Сплав Правый берег реки в 3 км ниже базового лагеря Навалы струи на заколы из деревьев, деревья поперек русла и в нем
04.05. 11 Р. М.Лаба 3,4 Сплав Левый берег реки, район р.Качерга Навалы струи на заколы из деревьев, деревья поперек русла и в нем
05.05. 12 Дневка - - - -
06.05. 13 Р. М.Лаба – кордон Умпырский - вход в ущелье Кавказских Балкан 7 Сплав Ровная полка левого берега, в непосредственной близости от начала Ущелья Кавказских Балкан Навалы струи на заколы из деревьев, деревья поперек русла и в нем
07.05. 14 Кавказские Балканы – порог Селевой 8,6 Сплав Левый берег, в лесу, за притоком Пороги, шиверы, бревна и завалы в русле
08.05. 15 Пор. Селевой – кордон Черноречье 18 Сплав Территория кордона Черноречье, левый берег реки Пороги, шиверы, стволы деревьев в русле
09.05. 16 Кордон Черноречье – пос. Псебай – г. Армавир 28 +127 Автобус + Автомобили - -
10.05. -11.05. 16 - 17 Г. Армавир - Г. Москва - Поезд - -

Техническое описание маршрута

24.04. – 26.04.2004 г. Курский вокзал г. Москвы. Суета перед отправкой, прощание с родственниками и друзьями, и вот уже колеса нашего поезда отсчитывают на стыках первые метры нашего маршрута. По заранее оговоренному плану в Армавире выходит основная часть группы во главе с заместителем руководителя группы. В ее задачу входит подготовить автотранспорт для общей заброски группы в заповедник, на кордон Черноречье. Руководитель группы и еще один член нашей команды продолжают движение в г. Черкесск за разрешением от погранотряда, благо несколько вагонов поезда туда и идут (взять в них билеты сразу оказалось нам не под силу).

В начале одиннадцатого вечера 25.04. поезд прибыл на станцию Армавир. Здесь мы простились с нашими товарищами и отправились дальше, за разрешениями в г. Черкесск. Договориться с проводниками не составляет больших сложностей. В Черкесск поезд прибывает рано утром следующего дня (26.04.). У здания вокзала бесполезно спрашивать об улице Леонова, где находится погранотряд. Таксисты же предлагают показать это место, только на их машине. Проще отойти немного от вокзала, по улице, отходящей перпендикулярно путям, и спросить у местных жителей, где находится стадион Спартак. От вокзала до погранотряда 25-30 минут хода, можно доехать городским транспортом.

Мы подошли как раз вовремя, к открытию. Одновременно с нами оформлялись еще несколько групп, это были горники и пешеходники. Общая тенденция: чем ближе хочется подойти к Главному Кавказскому хребту (ГКХ), тем больше всевозможных вопросов (особенно по картам) и противления к разрешению.

Освободившись в 11.40 в погранотряде мы имели на руках пахнувшее свежей печатью разрешение на посещение интересующего нас района. Правда и нас несколько ограничили по заброске по р. Цахвоа до устья р. Юха.

Зашли на почту, отправили телеграмму о получении разрешения и занялись поисками транспорта в сторону Армавира (поезда днем до Армавира не идут). Машину нашли быстро и двинулись навстречу ожидающей на вокзале Армавира нашей группе. Погода, на загляденье. Безветренно, тепло, солнечно. В городе произвели покос травы. Все улицы наполнены запахом свежескошенного сена, как-то непривычно после Москвы.

К 15.00, на подъезде (хорошо, что уже в городе Армавир), у нас сломалась машина. Часть оставшегося пути прошли пешком, часть подъехали. Группа нас уже ждала, автобус заказан. Погрузка вещей, выезд.

До пос. Псебай от вокзала около 127 км пути и 2,5 часа езды. Через час на горизонте появляются первые вершины гор. Еще через несколько минут становятся различимы их белые шапки. Наш путь лежит прямо на них. Все мы находимся в предвкушении чего-то особенного, сказочного.

Как мы не старались успеть вовремя (к заранее оговоренному времени), все равно мы опоздали. Сказалось путешествие в Черкесск. Но нас там дождались. Оперативно оформили все необходимые документы, рассказали о нахождении ПСО пос. Псебая, об обстановке в горах и предполагаемой в ближайшие дни погоде. Решили, что нецелесообразно перекладывать наши вещи в Уазик заповедника и за несколько рейсов перевозить нас на базу кордона Черноречье. Сказали, что наш Пазик там пройдет, так оно и получилось. Правда, при проезде через милицейский пост с нас потребовали не только разрешение от заповедника, спасателей, администрации пос. Псебая, но и разрешение местного отделения милиции, которого у нас не было. Однако после долгих дискуссий нас все же впустили.

Кордон Черноречье раскинулся на левом пологом берегу р. М.Лаба сразу после впадения в нее р. Уруштен. Место довольно популярное среди туристов. Здесь обычно обустраиваются базовые лагеря для заброски по Уруштену. Возможна разбивка лагеря в районе автомобильного моста (в устье р. Уруштен, на правом берегу), у памятника защитникам Кавказа в период Великой Отечественной Войны. Но места там мало. Мы разбили свой лагерь на указанном егерем месте, в пределах кордона. Праздничный ужин, отбой. Звездное небо. Кажется, только вытяни руку и можно достать любую звезду.

27.04.2004 г. Подъем в 8.00, завтрак, выход в 10.00. С самого утра к нам пришел пограничный дозор, проверил разрешения и сопровождал нас почти до кордона Третья Рота. До кордона Третья Рота идет довольно хорошая 8 километровая дорога. Проблемы начинаются за 2-3 км до кордона. На этом участке дорога идет непосредственно вдоль реки и подвергается ежегодному размытию. На этот участок пускают в основном УАЗики и большегрузные автомобили, применяемые для работы в заповеднике.

Идти сложно, кроме довольно ощутимого подъема допекает жаркое горное солнце и тяжелый вес рюкзаков. Несмотря на все трудности, все веселы и полны оптимизма. К 14 часам встает на перекус. Группе необходим небольшой отдых. Кругом радуют взгляд сочные весенние краски, цветут заброшенные сады. Не доходя до кордона (на уровне середины порога Поросенок), слева и справа от дороги, раскинулись заросли черемши. Это неплохой витаминный добавок к рациону группы. Еще несколько сот метров вверх по дороге и открывается вид на кордон Третья Рота. Место более живописное, чем на кордоне Черноречье. Горы оставили для построек лишь немного свободного и сухого места. Здесь тоже расположен памятник защитникам Кавказа. На обед (в 16.00) встали за кордоном, у реки, на уровне остатков трелевочного трактора. Выход после обеда в 17.30. До места ночевки нам осталось недалеко.

После кордона Третья Рота дорога на первом километре прекращает свое существование, дальше идет тропа. В 1,2 км от кордона на берегу реки хорошее место для ночевки. Стоит отметить, что при подъеме воды оно затопляемо. Места ближе к отрогам гор не столь хороши. Разбивка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

28.04.2004 г. Подъем в 7.30, завтрак, выход в 9.30. Пасмурно, но периодически проглядывают лучи солнца. Сегодня нам предстоит один из самых сложных и протяженных переходов. Необходимо дойти до кордона Умпырский. Общее расстояние от кордона Третья Рота до кордона Умпырь 16 км. После лагеря тропа начинает ввинчиваться в подъем.

В месте впадения р. Копцеча, в результате сошедшего селя образовалось озеро Запрудное. В последний год река потихоньку размыла плотину, образовав в этом месте продолжительный порог. Далее тропа становится круче, то взлетая, то опускаясь, переваливает через отроги хребтов Кавказских Балкан. Сбиться с нее практически невозможно, она хорошо набита и поддерживается. Существуют правда пара мест, где она подходит близко к реке и, возможно, как в нашем случае, может быть затоплена. Но в этом случае явно видно ее продолжение. Теряется тропа и в долинах ручьев на мощных выносах породы. На обед и отдых встали на живописной стоянке напротив впадения ручья из балки Сухой. После этой стоянки тропа начинает серпантином ввинчиваться в небо. Здесь она преодолевает основной хребет Больших Балкан. Внизу в теснине ревет река. Спуск к реке очень крутой, порой обрывается скалами. Разведку этого участка мы будем производить позже. Вдобавок, начинает накрапывать дождь. На таких мокрых уклонах ботинки не держат и скользят, стараясь сорвать нас в пропасть. К своему удивлению на тропе находим следы подкованных лошадей. В нескольких местах встречаются лавинные выносы, не растаявшие до сих пор. К 18.40 выходим в широкую долину рек Ачипсты, М.Лабы и Умпырки. Со всех сторон кордон окаймлен величественными высокими белоснежными горами. От них веет холодом и какой-то суровостью. Вскоре подходим к кордону. Это ряд построек, где есть хозяйственные, жилые и баня. На нем, как впрочем, и всех остальных, можно пополнить запасы продуктов, купив парного молока, творог, сметану, консервы и крупу. Для передвижения в долину р. Уруштен через перевалы Алоус и Мастакай можно нанять лошадей. Перевалы обычно открыты для прохода с мая по начало ноября. Моста через р. Ачипсту в настоящее время нет. Вместо него, почти напротив бани, лежит ствол поваленного дерева,его заменяющий. Стоянка для разбивки лагеря расположена сразу за рекой на ее высоком правом берегу.

Разбивка лагеря, ужин. После ужина нас посетили егеря, проверив разрешения и сопроводив нас сведениями о состоянии тропы выше кордона. Договорились на утро о молоке. Отбой в 24.00.

29.04.2004 г. Подъем в 8.30, завтрак. Сходили за молоком. Идет ливень. Выход решили отложить до его окончания, либо, хотя бы уменьшения. Окончание ливня в 10.50, почти сразу выглянуло солнце. Снежные горы и окрестный лес как-то сразу преобразился, заиграл весенними красками в солнечных лучах. Выход в 11.20. Отсюда до устья р. Цахвоа 10 км нерасчищенной маркированной тропы. Впрочем, стоит отметить, и глухих завалов на ней мы не обнаружили. При разговоре с егерями кордона мы выяснили, что отсутствие информации о верховье р. М.Лаба, в частности, было обусловлено нежеланием администрации заповедника в увеличении количества посещений данных мест.

Места эти, несомненно, являются одной из жемчужин Кавказского заповедника. После кордона Умпырь река М.Лаба течет в живописной долине. Особенно эффектно выглядят заброшенные цветущие сады в местах нахождения, в прошлом, бараков на фоне зеленого хвойно-лиственничного леса и остроконечных заснеженных пиков гор. В этих местах в годы Великой Отечественной войны происходили самые жестокие бои. О них постоянно напоминают могилы советских воинов. Их здесь полегло много. Пограничники предупреждали, что далеко отходить от тропы в этих местах небезопасно. С войны много металла осталось лежать до сих пор. По маркированной тропе нужно дойти до столба с указателями направлений и повернуть в сторону р. Цахвоа и оз. Дамхарс. До места стоянки, напротив впадения р.Цахвоа, остается порядка 800 м. Здесь мы разбили базовый лагерь для удобства заброски в верховья р. Цахвоа и р. М.Лаба. Место ровное и большое по площади. Провели разведку моста через Р. М.Лаба и возможности сплава по р. Цахвоа. Завтра начнем заброску снаряжения. Разбивка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

30.04.2004 г. Подъем в 8.00, завтрак, выход на заброску снаряжения по р. Цахвоа в 10.00. Накрапывает мелкий дождик. Выходим на стапель и разведку р. Цахвоа. Мост через р. М.Лаба находится в 100 м выше нашего базового лагеря. Он состоит из двух частей. Русло М.Лабы в этом месте разделено продолговатым островом. Необходимо сначала перейти на остров (большой пролет), а затем, пройдя по острову вверх по течению, перейти уже на правый берег р. М.Лаба, где начинается тропа вверх, по р. Цахвоа.

Река Цахвоа

24.04. – 26.04.2004 г. Курский вокзал г. Москвы. Суета перед отправкой, прощание с родственниками и друзьями, и вот уже колеса нашего поезда отсчитывают на стыках первые метры нашего маршрута. По заранее оговоренному плану в Армавире выходит основная часть группы во главе с заместителем руководителя группы. В ее задачу входит подготовить автотранспорт для общей заброски группы в заповедник, на кордон Черноречье. Руководитель группы и еще один член нашей команды продолжают движение в г. Черкесск за разрешением от погранотряда, благо несколько вагонов поезда туда и идут (взять в них билеты сразу оказалось нам не под силу).

В начале одиннадцатого вечера 25.04. поезд прибыл на станцию Армавир. Здесь мы простились с нашими товарищами и отправились дальше, за разрешениями в г. Черкесск. Договориться с проводниками не составляет больших сложностей. В Черкесск поезд прибывает рано утром следующего дня (26.04.). У здания вокзала бесполезно спрашивать об улице Леонова, где находится погранотряд. Таксисты же предлагают показать это место, только на их машине. Проще отойти немного от вокзала, по улице, отходящей перпендикулярно путям, и спросить у местных жителей, где находится стадион Спартак. От вокзала до погранотряда 25-30 минут хода, можно доехать городским транспортом.

Мы подошли как раз вовремя, к открытию. Одновременно с нами оформлялись еще несколько групп, это были горники и пешеходники. Общая тенденция: чем ближе хочется подойти к Главному Кавказскому хребту (ГКХ), тем больше всевозможных вопросов (особенно по картам) и противления к разрешению.

Освободившись в 11.40 в погранотряде мы имели на руках пахнувшее свежей печатью разрешение на посещение интересующего нас района. Правда и нас несколько ограничили по заброске по р. Цахвоа до устья р. Юха.

Зашли на почту, отправили телеграмму о получении разрешения и занялись поисками транспорта в сторону Армавира (поезда днем до Армавира не идут). Машину нашли быстро и двинулись навстречу ожидающей на вокзале Армавира нашей группе. Погода, на загляденье. Безветренно, тепло, солнечно. В городе произвели покос травы. Все улицы наполнены запахом свежескошенного сена, как-то непривычно после Москвы.

К 15.00, на подъезде (хорошо, что уже в городе Армавир), у нас сломалась машина. Часть оставшегося пути прошли пешком, часть подъехали. Группа нас уже ждала, автобус заказан. Погрузка вещей, выезд.

До пос. Псебай от вокзала около 127 км пути и 2,5 часа езды. Через час на горизонте появляются первые вершины гор. Еще через несколько минут становятся различимы их белые шапки. Наш путь лежит прямо на них. Все мы находимся в предвкушении чего-то особенного, сказочного.

Как мы не старались успеть вовремя (к заранее оговоренному времени), все равно мы опоздали. Сказалось путешествие в Черкесск. Но нас там дождались. Оперативно оформили все необходимые документы, рассказали о нахождении ПСО пос. Псебая, об обстановке в горах и предполагаемой в ближайшие дни погоде. Решили, что нецелесообразно перекладывать наши вещи в Уазик заповедника и за несколько рейсов перевозить нас на базу кордона Черноречье. Сказали, что наш Пазик там пройдет, так оно и получилось. Правда, при проезде через милицейский пост с нас потребовали не только разрешение от заповедника, спасателей, администрации пос. Псебая, но и разрешение местного отделения милиции, которого у нас не было. Однако после долгих дискуссий нас все же впустили.

Кордон Черноречье раскинулся на левом пологом берегу р. М.Лаба сразу после впадения в нее р. Уруштен. Место довольно популярное среди туристов. Здесь обычно обустраиваются базовые лагеря для заброски по Уруштену. Возможна разбивка лагеря в районе автомобильного моста (в устье р. Уруштен, на правом берегу), у памятника защитникам Кавказа в период Великой Отечественной Войны. Но места там мало. Мы разбили свой лагерь на указанном егерем месте, в пределах кордона. Праздничный ужин, отбой. Звездное небо. Кажется, только вытяни руку и можно достать любую звезду.

27.04.2004 г. Подъем в 8.00, завтрак, выход в 10.00. С самого утра к нам пришел пограничный дозор, проверил разрешения и сопровождал нас почти до кордона Третья Рота. До кордона Третья Рота идет довольно хорошая 8 километровая дорога. Проблемы начинаются за 2-3 км до кордона. На этом участке дорога идет непосредственно вдоль реки и подвергается ежегодному размытию. На этот участок пускают в основном УАЗики и большегрузные автомобили, применяемые для работы в заповеднике.

Идти сложно, кроме довольно ощутимого подъема допекает жаркое горное солнце и тяжелый вес рюкзаков. Несмотря на все трудности, все веселы и полны оптимизма. К 14 часам встает на перекус. Группе необходим небольшой отдых. Кругом радуют взгляд сочные весенние краски, цветут заброшенные сады. Не доходя до кордона (на уровне середины порога Поросенок), слева и справа от дороги, раскинулись заросли черемши. Это неплохой витаминный добавок к рациону группы. Еще несколько сот метров вверх по дороге и открывается вид на кордон Третья Рота. Место более живописное, чем на кордоне Черноречье. Горы оставили для построек лишь немного свободного и сухого места. Здесь тоже расположен памятник защитникам Кавказа. На обед (в 16.00) встали за кордоном, у реки, на уровне остатков трелевочного трактора. Выход после обеда в 17.30. До места ночевки нам осталось недалеко.

После кордона Третья Рота дорога на первом километре прекращает свое существование, дальше идет тропа. В 1,2 км от кордона на берегу реки хорошее место для ночевки. Стоит отметить, что при подъеме воды оно затопляемо. Места ближе к отрогам гор не столь хороши. Разбивка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

28.04.2004 г. Подъем в 7.30, завтрак, выход в 9.30. Пасмурно, но периодически проглядывают лучи солнца. Сегодня нам предстоит один из самых сложных и протяженных переходов. Необходимо дойти до кордона Умпырский. Общее расстояние от кордона Третья Рота до кордона Умпырь 16 км. После лагеря тропа начинает ввинчиваться в подъем.

В месте впадения р. Копцеча, в результате сошедшего селя образовалось озеро Запрудное. В последний год река потихоньку размыла плотину, образовав в этом месте продолжительный порог. Далее тропа становится круче, то взлетая, то опускаясь, переваливает через отроги хребтов Кавказских Балкан. Сбиться с нее практически невозможно, она хорошо набита и поддерживается. Существуют правда пара мест, где она подходит близко к реке и, возможно, как в нашем случае, может быть затоплена. Но в этом случае явно видно ее продолжение. Теряется тропа и в долинах ручьев на мощных выносах породы. На обед и отдых встали на живописной стоянке напротив впадения ручья из балки Сухой. После этой стоянки тропа начинает серпантином ввинчиваться в небо. Здесь она преодолевает основной хребет Больших Балкан. Внизу в теснине ревет река. Спуск к реке очень крутой, порой обрывается скалами. Разведку этого участка мы будем производить позже. Вдобавок, начинает накрапывать дождь. На таких мокрых уклонах ботинки не держат и скользят, стараясь сорвать нас в пропасть. К своему удивлению на тропе находим следы подкованных лошадей. В нескольких местах встречаются лавинные выносы, не растаявшие до сих пор. К 18.40 выходим в широкую долину рек Ачипсты, М.Лабы и Умпырки. Со всех сторон кордон окаймлен величественными высокими белоснежными горами. От них веет холодом и какой-то суровостью. Вскоре подходим к кордону. Это ряд построек, где есть хозяйственные, жилые и баня. На нем, как впрочем, и всех остальных, можно пополнить запасы продуктов, купив парного молока, творог, сметану, консервы и крупу. Для передвижения в долину р. Уруштен через перевалы Алоус и Мастакай можно нанять лошадей. Перевалы обычно открыты для прохода с мая по начало ноября. Моста через р. Ачипсту в настоящее время нет. Вместо него, почти напротив бани, лежит ствол поваленного дерева,его заменяющий. Стоянка для разбивки лагеря расположена сразу за рекой на ее высоком правом берегу.

Разбивка лагеря, ужин. После ужина нас посетили егеря, проверив разрешения и сопроводив нас сведениями о состоянии тропы выше кордона. Договорились на утро о молоке. Отбой в 24.00.

29.04.2004 г. Подъем в 8.30, завтрак. Сходили за молоком. Идет ливень. Выход решили отложить до его окончания, либо, хотя бы уменьшения. Окончание ливня в 10.50, почти сразу выглянуло солнце. Снежные горы и окрестный лес как-то сразу преобразился, заиграл весенними красками в солнечных лучах. Выход в 11.20. Отсюда до устья р. Цахвоа 10 км нерасчищенной маркированной тропы. Впрочем, стоит отметить, и глухих завалов на ней мы не обнаружили. При разговоре с егерями кордона мы выяснили, что отсутствие информации о верховье р. М.Лаба, в частности, было обусловлено нежеланием администрации заповедника в увеличении количества посещений данных мест.

Места эти, несомненно, являются одной из жемчужин Кавказского заповедника. После кордона Умпырь река М.Лаба течет в живописной долине. Особенно эффектно выглядят заброшенные цветущие сады в местах нахождения, в прошлом, бараков на фоне зеленого хвойно-лиственничного леса и остроконечных заснеженных пиков гор. В этих местах в годы Великой Отечественной войны происходили самые жестокие бои. О них постоянно напоминают могилы советских воинов. Их здесь полегло много. Пограничники предупреждали, что далеко отходить от тропы в этих местах небезопасно. С войны много металла осталось лежать до сих пор. По маркированной тропе нужно дойти до столба с указателями направлений и повернуть в сторону р. Цахвоа и оз. Дамхарс. До места стоянки, напротив впадения р.Цахвоа, остается порядка 800 м. Здесь мы разбили базовый лагерь для удобства заброски в верховья р. Цахвоа и р. М.Лаба. Место ровное и большое по площади. Провели разведку моста через Р. М.Лаба и возможности сплава по р. Цахвоа. Завтра начнем заброску снаряжения. Разбивка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

30.04.2004 г. Подъем в 8.00, завтрак, выход на заброску снаряжения по р. Цахвоа в 10.00. Накрапывает мелкий дождик. Выходим на стапель и разведку р. Цахвоа. Мост через р. М.Лаба находится в 100 м выше нашего базового лагеря. Он состоит из двух частей. Русло М.Лабы в этом месте разделено продолговатым островом. Необходимо сначала перейти на остров (большой пролет), а затем, пройдя по острову вверх по течению, перейти уже на правый берег р. М.Лаба, где начинается тропа вверх, по р. Цахвоа.

По тропе мы забросили снаряжение на 2,8 км до двух больших завалов (ориентир на тропе: большие камни вдоль нее). Далее в нашу воду заброска была нецелесообразна из-за оголившихся гладких бревен поперек реки выше завалов. Уровень воды весной 2004 года в конце апреля - начале мая был на 40- 60 см ниже обычного. Так что при нормальном развитии половодья, эти деревья будут закрыты водой, и начало сплава можно будет перенести значительно выше по течению. Пограничники разрешают заброску до устья р. Юха, оставляя пока недосягаемым для прохождения ключевой участок еще одного каньона расположенного выше р.Юха.

Итак, дойдя до двух последовательных завалов на реке, разведав участок реки выше них, мы, найдя подходящее место для стапеля, разбили промежуточный базовый лагерь. Стапель начался. Одновременно провели детальную разведку участка реки ниже завалов. Сначала идет относительно прямой 600 м каскадный участок порогов. Оценочная категория участка 2В-2С. В конце этого прогона по обоим берегам лежат большие камни, видимые с воды. Река делает плавный левый поворот. Отчетливо виден перелом струи. Падение резко возрастает, пороги следуют один за другим, образуя очередной каскад. Река извивается между берегов из крупных камней и упирается в расческу бревна. Этот участок мы назвали каскад "Змеиный" . Оценочная категория участка 5А.

Однако и каскадный участок, и сам ключевой участок каньона стоит просмотреть заранее. Чалок непосредственно перед ключевым участком нет. В середине него, слева высокий осыпной берег. Здесь поперек всего русла и лежит бревно. Из-за него участок потенциально опасен. Любое неправильное движение или переворот судна, с большой долей вероятности может затянуть участников под расческу бревна.

Разведку и стапель завершили в 16.30. С Запада пришел дождевой фронт. Небо потемнело, начался очередной дождь. В таких условиях, ни о каком прохождении, не могло быть и речи. Решено отложить сплав на следующий день. Возвращаемся в лагерь, оставив катамаран и снаряжение на месте старта. Попутно еще раз остановились у бревна после окончания ключевого участка. Что и говорить, место нехорошее.

Приход в базовый лагерь, подготовка снаряжения, видео и фото камер, ужин, отбой в 22.30.

01.05.2004 г. Пасмурное утро. Подъем в 8.00. Мутная вода рек говорит о подъеме воды из-за ночных дождей. Завтрак. Выходим (в 10.30) на штурм р.Цахвоа, оставляя в лагере только дежурных. Все спокойны и сосредоточены.

Участок от лагеря до места старта преодолели за 1час 20 минут, попутно расставили береговую команду на страховку и фото-видео съемку.

Последние приготовления, старт экипажа в составе Офицеров С.А – капитан, матросы - Логин С.В., Федцов В.В., Алексеев А.А. в 12.50. К этому времени из-за прорывов в тучах стали появляться теплые лучи солнца.

Сразу за завалами начинается относительно спокойный 100 м участок пригодный для проверки управляемости судном. Затем, в течение 500 метров, берега постепенно сужаются, идет череда небольших сливов по 0,25-0,3 м, образующих непрерывный каскад. В конце этого 500 метрового участка по обоим берегам лежат большие камни, видимые с воды. Река делает плавный левый поворот. В этом месте стоит выставить сигнальщиков, для того, чтобы более точно попасть в нужный слив. Отчетливо виден перелом струи. Падение резко возрастает. Начинается ключевой участок.

Каскад "Змеиный"

Ориентир: 600 метров после двух последовательных завалов в русле, большие камни по обоим берегам, видимые с воды, плавный левый поворот. Представляет собой зигзагообразный каскад порогов, упирающийся своим окончанием в расческу бревна поперек всего русла.

После плавного поворота реки налево следуют ряд сливов между обливниками, часть из которых представляют собой острые ножи. Для попадания катамарана в нужные "ворота", были выставлены сигнальщики. Река слаломная, постоянно держит экипаж в напряжении. Вслед за левым поворотом следует резкий правый поворот с резко возрастающим уклоном, водопадными 1-1,4 м сливами и сильным перемешиванием струй. Справа в прибрежной черте огромный камень. Сразу за ним неявное улово. Нужно постараться, чтобы туда попасть. Катамаран, пройдя 600 м участок, зашел в ключевой участок каскада, корректируемый по направлению сигнальщиком. Затем, уже самостоятельно пройдя правый поворот, успел зачалиться в улово после правого камня.

Провели разведку с правого берега до ключевого бревна. От места чалки река делает еще один правый поворот, после которого следует левый и всей силой своей струи она упирается в бревно поперек всего русла. Уклон на этом участке снижается, но все равно остается значительным. Каскад сливов от 0,8 до 1,2 м между обливниками, сильное перемешивание струй. В начале левого поворота, справа есть улово. Оно исчезнет с незначительным подъемом воды, но возможно появится проход у правого берега. Страховку осуществляли с навального левого берега морковками в 20 м от бревна. Отчалив, катамаран четко прошел весь участок, чиркнув о навальный камень правого берега перед заходом в улово перед бревном. Небольшой отдых, осмотр судна, обнос бревна по правому берегу и снова сплав.

После бревна уклон уменьшается до 8-10 м/км, русло ненадолго расширяется. В 10-12 метрах следует навал на крупный обливник в русле. Прошли справа по основной струе. Далее чехарда обливников, в нашу воду проход возможен у левого берега. В 40 м от бревна крутой поворот струи направо и вслед за ним плавный левый поворот. Скорость течения постепенно замедляется, но расслабляться рано. В 100 м от окончания поворота струя с силой бьет в навальный камень правого берега, от которого сложно уйти, а вслед за ним следует участок шивер и слабых порогов, переходящих, перед самым устьем в систему заломов и завалов из снесенных деревьев вплоть до самого устья. Где-то они обходятся, где-то приходится их обносить. Приход в базовый лагерь в 14.40.

Погода наладилась, подарив нам чудесный солнечный день. Пообедав, мы взяли еще один разобранный катамаран, и пошли втроем на заброску в верховье р. М.Лаба. Четвертый член нашего экипажа и береговая команда присоединятся к нам завтра утром. А пока они начнут собирать еще один катамаран.

От места нашего лагеря необходимо как можно быстрее попасть на тропу. Лес в этом месте с сильным подлеском и явно не годится для передвижения с рюкзаками и пеналом рамы. Поэтому нужно или немного вернуться по тропе от места лагеря до пересечения с основной тропой, либо найти старую дорогу в сторону гор от места лагеря, которой мы и воспользовались. Тропа здесь хоть и маркирована, но не явная. Часто теряется. Идем, то по ней, то по кабаньим тропам. Все они в дальнейшем сойдутся в одну. В 1,5-2 км от лагеря тропа входит в старый лавинный язык. Просто пересечь его со снаряжением довольно сложно из-за хаотически поваленных деревьев. Поэтому необходимо сместиться как можно ближе к реке, где можно спокойно пройти. После лавинного языка ручей. Пройдя его, нужно взять ближе к отрогам гор, здесь значительно суше. Через 3 км лес заканчивается, уступая место кустарнику. Впереди видно резкое сужение долины и начало ущелья, над которым величественно возвышается ледник Цахвоа. Кустарник постепенно сменяется травами. Это место выглядит как проплешина, так как впереди в теснине ущелья вновь виден хвойный лес (6 км от лагеря). Тропа здесь идет в непосредственной близости от реки и кое-где подвержена эрозийными и оползневыми явлениями. Перед началом леса тропа делает резкий подъем на полку. Видны следы пребывания медведя. Невольно закрадывается мысль, что в этих местах, возможно за тем камнем, у цветущей вишни, мы можем с ним встретиться. Хотя егеря говорили нам, что медведи в этих краях небольшие и людей боятся. Горы сходятся с обоих берегов, и мы входим в ущелье. Солнце клонится за горы. Скоро нужно будет искать стоянку, ведь темнеет в этим местах быстро, а с ледников потянет холодом. Тропа идет над бурлящим потоком, поэтому мы сразу можем определить возможность сплава по этому участку. Пройдя еще немного, мы увидели косой водопад, а дальше над ним кашу из камней и сливов, вряд ли проходимую на 4-ке. Поэтому было принято решение остановиться на ночевку в этом месте, благо здесь есть что-то, отдаленно напоминающее ровную полочку. Ориентир на тропе, справа в скале грот.

Разбивка лагеря, ужин. Солнце скатилось за горы. В ущелье сразу пришла ночь. На ясном небе зажглись мириады звезд. Вышла луна. В сказочном ее свете вода косого водопада заискрилась золотыми с отблеском фиолетово-зеленого брызгами. Отбой в 22.30.

02.05.2004 г. Подъем в 7.00. Ночь была холодной, а утро выдалось безоблачным. Несмотря на солнечные лучи, освещающие наш лагерь, горы хранят прохладу ночи. Завтрак, начало стапеля. К 11 часам подошла группа из базового лагеря. Стапель продолжался, но появилась возможность сделать разведку реки выше косого водопада и предстоящего отрезка нашего сплава.

Река Малая Лаба (верховья; до устья р. Цахвоа)

В нашу воду сплав можно было начать в 7,1 км от базового лагеря, в 10 м ниже косого водопада. Он находится на исходе ключевого участка прорыва – каскада порогов начинающегося сразу после впадения притока от ледника Цахвоа. Ориентировочная сложность ключевого участка 5-6. Выше притока р. М.Лаба ниспадает непрекращающимся каскадом порогов. По словам егерей в верховьях р. М.Лаба "кипит" еще в одном каньоне. Разведка и прохождение верхнего каньона еще впереди.

Расход в месте начала сплава, в наше время, был 15-20 м3/сек. Река течет единым потоком в каньонообразном русле, местами, переходящем в полный каньон. Среднее падение ориентировочно 15-20 м/км на протяжении 3,5 км от базового лагеря. Выше по течению падение увеличивается до 35-40 м/км. Сплав в нашу воду мы смогли начать со второй половины нижнего каньона, ниже косого водопада. В этом месте в русло упало дерево. Со временем к нему намыло камней, и образовался водопад. Его высота около 1,6-1,8 м. В результате проведенной разведки, мы выяснили, что сам нижний каньон начинается в месте впадения притока от ледника Цахвоа. От него до косого водопада расположен ключевой участок прорыва. Расстояние 800 м. Ширина реки не превышает 8 метров. Падение на этом участке порядка 35-40 м/км. Нам этот участок был недоступен из-за негабаритов. В целом, участок очень неплохо смотрится. Водопадные сливы от 1 до 1,5-2 м следуют один за другим. Струя причудливой змеей прорывается через нагромождение больших глыб и камней. Мы назвали этот прорыв "каскадом Героев" в честь воинов, погибших в этих местах в период Великой Отечественной войны.

Каскад Героев

Начало – впадение справа притока от ледника Цахвоа, окончание – справа, на выходе из каскада, на берегу огромная каменная глыба.

Выше каскада Героев (впадения притока от ледника Цахвоа) расположен непрекращающейся каскад порогов и водопадных сливов, проходимых и в нашу воду. Оценочная категория каскада 2С – 3А. Однако обнос ключевого участка каньона трудоемок из-за оползневых явлений и ширины тропы. Поэтому, и по причинам отсутствия столь необходимого времени, к сожалению, сплав пришлось начать несколько ниже. Разведку произвели до р. Безыменка. Тропу здесь тоже испортили оползни. На языке левого (правого по ходу) берега реки, напротив впадения притока от ледника Цахвоа, расположена стоянка. Место ровное и большое. Правда в этих местах живет медведь. По обоим берегам высоченные горы. Особенно поражает ледник Цахвоа с его грандиозным ледопадом. Кажется, до него можно дотянуться рукой.

Начав сплав ниже косого водопада мы, как и на р. Цахвоа, только в большей степени, столкнулись с проблемой чалок. Слаломная река, большая скорость потока, отсутствие четких чалок, нависающие стволы деревьев, все это делало наш сплав напряженным. Приходилось проходить реку довольно значительными кусками, из которых четко запомнить можно было лишь треть. Ширина реки колеблется от 6 м до 10 м. Скорость течения порядка 15-20 км/ч. Падение в начале сплава около 35-40 м/км. Сложность пройденного участка 4С-5А.

После каскада "Героев" река поворачивает направо, срываясь в очередной каскад. Начинается он слабыми порогами и шиверами. Река извивается меж берегов, покрытых кустарником. Следует несколько поворотов. Началом участка, требующим к себе внимания, служит большой "троллейбус" лежащий около правого берега. После него начинается довольно узкий каскад порогов с навалом струи на лежащие по берегам большие камни. Оценочная категория участка 4А-4В. Каскад заканчивается у последнего справа большого камня. Ориентировочное расстояние от начала сплава 3,5-3,7 км. Русло реки расширяется местами до 20-25м. После него начинается цепь шивер, осложненных упавшими в русло деревьями. Так продолжается до устья р. Цахвоа.

Начало сплава в 14.20. Места для раскатки нет, каскад сразу принимает катамаран в свои объятия. От места стапеля, через 15 м, река резко поворачивает налево. Сливы от 0,6 до 1,5-1,8 м. Большое падение, много обливников, сильное перемешивание струй. После левого поворота 35 м - прямой участок. По обоим берегам крупные камни. С левого берега над потоком нависает бревно. Проход по центру струи. Затем следует правый поворот. Ширина реки в этом месте резко сужается. Кроме того, слева, расположен большой обливник. Одним баллоном мы наехали на него и развернулись, уйдя тем самым от навала на камни правого берега. Следует 30 м прямой участок на выходе, на котором крупный обливник по центру струи. Прошли у левого берега. Далее резкий поворот реки налево и длинный 120 м прямой участок продолжения каскада, посередине которого справа в непосредственной близости от струи нависает бревно. Навал под бревно. Обход его слева у берега. Участок более пологий, нежели предыдущие. Далее относительно чистый проход у левого берега. Справа на берегу видна большая каменная глыба, с левого берега в реку сходит каменный пласт. Течение ненадолго замедляется. Здесь оканчивается каскад Героев. Реальное место страховки после окончания каскада напротив большой каменной глыбы на правом берегу. Здесь мы установили страховку морковками с левого берега.

После большой каменной глыбы с правого берега (окончании каскада Героев) река резко поворачивает направо, начинается очередной каскад порогов, названный нами Лысым. Название это навевают голые берега, покрытые редкими кустами.

Каскад Лысый

Ориентир: большая каменная глыба на правом берегу (окончание каскада Героев), резкий поворот реки направо. Представляет собой каскад порогов, состоящий из трех участков. Первый участок большого падения начинается в начале правого поворота и заканчивается в начале резкого левого поворота. Второй участок относительно пологий, где река проходит каскад порогов 2А-2В к.с. Третий, заключительный, участок каскада начинается у большого камня с правого берега и заканчивается у последнего справа большого камня.

Итак, в начале каскада Лысый падение вновь возрастает. Струя змеей извивается среди берегов из крупных камней, 1,5 м сливы следуют один за другим. Проход по основной струе. Через 300 м, перед левым поворотом, в нашу воду, появилась возможность чалки с левого берега. Разведка ключевого участка этого каскада, установка страховки и фото-видео съемки.

От места нашей чалки река, извиваясь среди берегов, поросших кустарником, через 1,5 км приводит к ключевому участку этого каскада. Ориентир - сужение русла, большой камень у правого берега, резкий поворот реки направо, с левого берега начинается хвойный лес.

Падение увеличивается, следуют несколько сливов 0,6-1 м, короткий 20 м прямой участок с навалом на большие камни левого берега (проход по основной струе, с уходом от навала) и резкий поворот реки налево. В начале левого поворота, справа, в нашу воду, была возможна чалка. Отдых, осмотр заключительного участка каскада Лысый по правому берегу. Он захламлен упавшими и намытыми деревьями, но пройти можно.

После левого поворота следует ряд 1-1,5 м сливов с обливников, в довольно узком 7-8 м русле и сразу левый поворот. По обоим берегам и в русле громадные камни. Прохождение после поворота ближе к левому берегу. Справа ворота – негабарит. После большого камня в русле, оставленного нами слева, поворот на 90° налево, уход от каменной гребенки по правому берегу. Маневр почти удался, пришлось подтолкнуть катамаран, прижатый к навальному камню с правого борта. Далее следует участок постепенно упрощающихся порогов и шивер. Кое-где в русле еще встречаются крупные камни, но они спокойно обходятся. Скорость течения 15 км/ч, ширина реки 10-15 м. Русло реки идет здесь через мощные наносы породы. В большую воду участок потенциально опасен, видно, что при подъеме воды, река частично идет через лес. Начинается участок разбоев и завалов. Время выхода из каскадов 17.15. Необходимо поторапливаться. Но, чем ближе к устью р. Цахвоа, тем завалы все чаще, и тем больше времени уходит на их преодоление. В итоге к лагерю подошли, когда уже почти стемнело, пронеся последние 80 м катамаран на руках через лес, боясь попасть в частично обрушившуюся часть пролета пешеходного моста через р. М.Лабу. Ужин, отбой в 23.30.

03.05.2004 г. Подъем в 9.00. Полудневка. После обеда нам предстоит попытаться пройти всей группой до кордона Умпырский. Это участок сильных разбоев и шивер. Здесь река многократно либо частично уходит под завалы, оставляя немного места для маневра, либо уходит туда полностью. Участок потенциально опасен для слабых групп. О лоции в этих местах говорить сложно. По-видимому, ее можно переписывать ежегодно и по несколько раз. Поэтому, самое главное - это просмотр всего участка.

Что-то наш отход затянулся. Лагерь собран, катамараны у кромки воды, но каждый раз что-то мешает. Решено хоть немного отойти от этого места. Выход второго экипажа в 17.40, остальные вслед за ними.

Извилистое русло реки в этом месте изобилует заломами, завалами и большими корнями снесенных деревьев в русле. Скорость течения порядка 8-10 км/ч. Встречаются шиверы, но в основном – быстротоки. За 30 минут отошли от лагеря на 2,5 км. Дальше в излучине реки путь преградила серия завалов, обносимых по галечной отмели правого берега. Разбили лагерь на исходе серии завалов с правого берега. Туда же обнесли вещи и катамараны. Праздничный ужин, отбой в 23.30.

04.05.2004 г. Подъем в 8.00. Завтрак, разведка 1,5 км участка реки ниже лагеря. На небе редкие облака, по-видимому, день будет хорошим.

Километровый участок за нашим лагерем решено пройти одним, самым сильным экипажем, проведя катамараны по очереди. Уж очень он не прост, как кажется вначале. В нескольких местах, есть реальная возможность ухода катамаранов под завалы. Выход первого катамарана в 11.10. При перегоне третьего на заключительном участке прогона навалило на корневище, в результате чего разошелся шов на левом баллоне. Незапланированная остановка на ремонт, который совместили с обедом.

Выход группы в 15.40. Течение остается столь же стремительным. Встречаются шиверы, перекаты и, к сожалению, столь знакомые нам уже завалы. В районе правого притока р. Кочерги уклон реки возрастает, и мы упираемся в очередную серию завалов. Сложная перечалка к левому берегу перед завалами. Уловов, в которые катамаран спокойно бы зашел, нет. Нашли участок старого русла ручья, расположенного под острым углом к потоку. В результате перечалки катамаран К2 получил повреждения. Встаем на ночевку с левого берега, в ровном буковом лесу. Стоит отметить, что левый берег в большинстве случаев, гораздо привлекательнее правого. Хотя бы, с точки зрения проходящей здесь тропы. Разбивка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

05.05.2004 г. Подъем в 8.30. Дневка. Солнечно, погода нас балует. Попытки отремонтировать К2 ни к чему не привели. Принимаем решение, один катамаран разобрать. Времени на его ремонт у нас уже нет. А из всей группы сформировать два экипажа. Оставшиеся члены группы помогут нам в обносе завалов и страховке с берега. Это, в свою очередь, позволит нам, увеличить скорость прохождения. Ужин, отбой в 22.30.

06.05.2004 г. Подъем в 9.30. Сборы лагеря, завтрак, укладка снаряжения и разобранного катамарана на оставшиеся. Выход после обеда в 14.30. Вода в реке осветлилась, приобретя голубовато-зеленоватый оттенок. Теперь у нас два экипажа. Первый экипаж: капитан – Офицеров С.А., матросы - Логин С.В., Ахметгареева В.Т., Сегеда А.П., Капитонова Е.В. Второй экипаж: капитан – Федцов В.В., матросы – Алексеев В.А., Овчинникова М.Р. Размыслович А.В.

Ширина реки колеблется от 10 до 20 м, течение, по-прежнему, быстрое 10-15 км/ч, перекаты и слабые шиверы. Проход осуществляли, страхуя попеременно друг друга с воды. Пару раз пришлось обносить завалы по правому берегу. К 16.40 подошли к деревянным "быкам" строящегося моста выше кордона Умпырский. В этом месте уклон увеличивается, начинается шивера, продолжающаяся вплоть до самого кордона. Забегая несколько вперед, скажу, что после впадения слева, непосредственно перед кордоном, реки Ачипсты необходимо держаться левого берега. В правой протоке завал.

Пристав к кордону, уладив все дела и доплатив за дополнительное пребывание в заповеднике, мы продолжили сплав, рассчитывая встать лагерем у входа в ущелье Кавказских Балкан. Русло реки извивается сквозь нагромождения вывороченных половодьем корневищ и стволов вековых деревьев. Идем, страхуя друг друга с воды. Место под ночевку нашли непосредственно перед входом в ущелье, на ровной небольшой полочке у реки.

07.05.2004 г. Подъем в 7.00. Завтрак, выход в 9.00.

Река Малая Лаба от кордона Умпырьский до пор. Селевой (р. Копцеча)

От кордона до входа реки в ущелье Кавказких Балкан река сохраняет все "прелести" предыдущего участка. Ориентир ущелья Кавказских Балкан - высокая скала левого берега и поворот реки налево. Не заметить скалу невозможно. После этого берега сужаются, вокруг высоченные, живописные скалы. Несмотря на грозный вид, препятствий на этом участке нет. Идем, страхуя друг друга попеременно с воды. Через несколько сотен метров скалы немного расступаются, следует неспешный левый поворот. Правый берег смотрится в виде высокой полки, в начале поворота ярко выраженный участок хвойного леса и справа улово. После него виден явный перелом русла и разгонная шивера приводящая к новообразовавшемуся порогу, названному нами "Подарочек" и расположенному на правом повороте.

Порог Подарочек. Ориентир - в начале левого поворота ярко выраженный участок хвойного леса. Представляет из себя трехступенчатый порог, расположенный на правом повороте реки. Ширина реки, порядка 15 м. В первой и второй ступенях поперек русла, в шахматном порядке, заклинило бревна. Расстояние между ступенями около 4 м. Категория сложности порога 4В. Из-за реальной возможности пропороть суда, мы его обнесли. Простой обнос возможен по правому берегу и начинается у участка хвойного леса. Разведка возможна как по правому, так и по левому берегу. Выходная шивера порога "Подарочек" плавно переходит в шиверу "Угловая", образованную селевым выносом ручья слева, впадающего на левом повороте реки. Осмотр порога возможен с обоих берегов, но предпочтительнее с левого.

Шивера Угловая. Ориентир - окончание порога "Подарочек". В русле много острых камней. На середине поворота уже виден навал струи на скалу левого берега и начало правого поворота. Справа есть место для чалки. Однако как показала наша практика, стоит сразу попытаться зачалиться по левому берегу. Правый не проходной, упирается в навальную скалу. Это ориентир порога "Подарок". Осмотр шиверы возможен с обоих берегов, но предпочтительнее, с левого.

Обнеся порог Подарочек, мы поочередно прошли шиверу Угловую, зачалившись у ее окончания с правого берега. Дальнейший осмотр показал необходимость перечалки судов к левому берегу, для осмотра порога Подарок.

Первым пошел экипаж К1. Он пресек струю и прошел небольшой порожек на исходе шиверы Угловая, уйдя от навала на скалу левого берега. Затем попытался зачалиться в начале галечной отмели левого берега. Несмотря на все усилия экипажа, ему это не удалось. Катамаран протащило по узкому левому рукаву. Уйдя от навала на правобережную скалу, и обойдя нависающее бревно с левого берега, ему удалось встать в последнее улово перед первым сливом, у наклонных плит левого берега. По предварительной договоренности с экипажем, было решено, что при всяких неадекватных ситуациях экипаж будет стараться покинуть судно по левому берегу.

К2 повторив маневр К1, но без попытки зачалиться к началу галечной отмели, также встал в последний улов перед первым сливом. Страховку К2 осуществляли морковками с левого берега, начиная с уровня галечного острова.

Порог Подарок. Ориентир - окончание шиверы Угловой. Представляет собой сильный навал реки шириной 15 м под скалу правого берега с подсосом. В нашу воду струя была разделена небольшим галечным островом, затопляемым при повышении воды. Непосредственно у левого берега существовала протока шириной 3-3,5 м с довольно сильным течением. После этого струя, резко сужаясь до 4,5-5 м, идет вдоль правобережной скалы с навалом на нее. Непосредственно после впадения в основную струю левой протоки, от левого берега в сторону правой скалы лежит бревно, наклоном в воду к скале. Между его подводной частью бревна и скалой существует проход, ориентировочно 3 м. За ним у левого берега неявное (последнее) улово. После этого струя, как бы делится надвое. Русло расширяется до 16-18 м. Две трети струи идет вдоль правой скалы, с навалом на нее и в дальнейшем попадает в серию заломов из бревен вдоль нее же. Одна треть переваливает через обливник у правого берега и падает 2 м водопадным сливом в пенный котел, из которого большая часть воды так же стремится вправо. Далее, на две трети реки от правого берега серпом тянутся последовательно две расчески из обливных и полуобливных камней. Техническая сложность препятствия на сегодняшний день 5А-5В. Разведка осуществляется с левого берега.

Далее начинается 2,5 км каскад порогов и шивер. Нередки навалы на одинокие останцы в русле. Самый интересный порог каскада - порог Сухой.

Порог Сухой. Ориентир - заметное сужение русла после прямого участка, справа и слева мощные выносы породы от притоков. Расположен в устье балки Сухой справа и устья безымянного притока напротив. Представляет собой крутой слив с гряды больших камней с последующей бочкой и мощным перемешиванием струй. Техническая сложность каскада 4А.

Дойдя до порога "Подарок" и оценив все возрастающие по своей сложности препятствия, было принято решение, по предварительной договоренности с МКК, разобрать еще один катамаран и продолжить сплав на одном (объемом 2,6 м3), самым сильным экипажем в составе: капитан – Офицеров С.А., матросы – Федцов В.В., Алексеев В.А., Логин С.В.

Так как основную часть воды после улова выстреливало в завальный правый рукав, грозя возникновением ЧС ситуации, решили провести катамаран за обливник и начать сплав за ним, обезопасив себя тем самым. Несмотря на принятые меры предосторожности, экипажу стоило все же больших усилий попасть в нужный левый рукав. Далее, вдоль левого берега следуют два серпообразных 1,2-1,5 м слива, русло реки сужается, следует ряд последовательных навалов на крупные камни в русле. Уклон и скорость течения увеличиваются. Чалок до порога Сухой в нашу воду не существовало. Порог Сухой прошли сходу через основной слив.

Из-за прошедших где-то в верховьях дождей и начавшегося активного таяния снега река вышла из берегов и шла в коридоре затопленного леса, создавая определенные трудности с чалкой. До впадения реки в оз. Запрудное, образовавшееся в месте впадения р. Копцеча в результате сошедшего в 2002 году селя, река не меняет своего характера. На входе в озеро ряд завалов, довольно просто обходимых, если их вовремя заметить. Наносные, плавающие бревна непосредственно в самом озере хоть и выглядят угрожающе, особых сложностей не представляют. Они спокойно раздвигаются веслами.

К выходу из озера подошли в 18.30. Прохождение порога Селевой оставили на завтра. На ночевку встали за притоком слева совместно с группой из Москвы, забросившейся сюда после прохождения р. Б.Лабы. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

08.05.2004 г. Подъем в 8.30. Завтрак, сборы лагеря, выход в 10.55.

Река Малая Лаба от пор. Селевой (р. Копцеча) до кордона Черноречье

Порог "Селевой". Ориентир - окончание озера Запрудное, слева виден высокий селевой вынос (гряда) камней. Представляет собой каскадный водосброс в месте, образованнoм широким селевым выносом породы. В последние годы перешеек озера продолжает размываться, создавая новые, и изменяя старые пороги каскада.

Каскад начинается сразу после окончания озера. Требует просмотра. В русле хаотически разбросаны крупные обливные и полуобливные камни, между которыми мечется струя. Река плавно поворачивает налево. На исходе поворота она немного успокаивается, но ненадолго. Через 50 м, на правом повороте, вновь вспенивается выходной шиверой, больше похожей на порог. Общая длина препятствия около 150 м. Категория сложности 4С-5А. Разведку порога предпочтительнее производить с левого берега.

Отойдя от берега, катамаран вошел в каскад по центру языка слива. Следует плавный правый поворот, основная струя идет вдоль левого берега. В русле появляются крупные камни – осколки селевого выноса. Прошли, придерживаясь левого берега, здесь их гораздо меньше. Через 100 м мешанины из порогов, обливных камней и бочек в русле, в шахматном порядке расположены крупные каменные глыбы. Прошли по центру между ними. Начинается левый поворот. Вслед за каменными глыбами начинается самая мощная часть каскада. Ориентир (на весну 2004 г.) - стоящий в русле сухой ствол дерева. В этом месте русло сужается, основная струя идет ближе к правому берегу. Здесь расположен порог, образованный грядой больших камней с последующей бочкой. Ширина реки 15-18 м, падение 12-15 м/км, скорость течения 15-20 км/ч, расход 25-30 м3/сек. Страховку осуществляли силами соседней группы.

После этого препятствия река быстро несет свои воды в извилистых берегах. Нередки навалы на кусты. До кордона Третья Рота мы встретили несколько мест, где упавшие деревья или частично перегородили русло реки, оставив немного места для маневра, или перегородили его совсем. Поэтому и на этом участке расслабляться не стоит. Порогов как таковых мы не заметили, встречаются перекаты и слабые шиверы. Ориентиры из-за сильной извилистости реки текущей среди гор в узком русле с обилием притоков, (гораздо больше, чем по карте) размыты. Требуется внимание (особенно в большую воду) чтобы не угодить в серию порогов, первым из которых стоит порог "Третья Рота". Участок прошли сходу. Оценочная категория сложности участка 2С. Разведка осуществляется с левого берега.

Перед кордоном Третья Рота сделали остановку на месте нашего бывшего лагеря. Проинструктировали береговую команду об их дальнейших действиях. Сегодня нам нужно выйти из границ заповедника.

Порог "Третья Рота". Ориентир - плавный поворот реки налево. Долина реки расширяется. Слева виден дом егеря. Следует относительно прямой 80 м прогон, в конце которого река резко поворачивает направо. В нашу воду слева оголился галечный островок, в высокую воду его может и не быть. Необходима чалка слева на прогонном участке, для осмотра и решения о прохождении порога. В нашу воду на входе в порог болтался ствол дерева с острыми сучками, сводивший все наши желания практически к нулю. На выходе из порога основная струя сваливает вправо к "троллейбусу", где также заломило бревно. При подъеме воды, возможно, первое будет закрыто (второе не так страшно) и прохождение препятствия будет более реальным. Длина препятствия 60 м. Категория сложности 6А. Хотя, с моей точки зрения (с 1994 г.), его структура заметно упростилась. Разведка осуществляется по левому берегу и с навесного моста в начале порога.

Мы пристали на исходе прямого участка реки к намывной песчаной косе. В этом месте к воде подходит дорога. Обнос порога осуществляется по дороге левого берега в обход кордона, после которого необходимо опустить суда вниз к реке, если будет решено проходить порог "Поросенок".

Порог "Поросенок". Ориентир - в 80 м от окончания порога "Третья Рота". Видное издали скальное сужение. Представляет собой свал струи к правобережной скале с последующим сливом с 1,2 м каменной гряды в пенный котел (в левой части которого заклинило бревно), после которого начинается кульминационная часть порога. Основная проходная струя (1/3) поворачивает на 90? вправо и серповидно идет влево вдоль правого берега. В ней необходимо обогнуть несколько обливников и не угодить на камень-нож в середине серпа. Остальная часть (2/3) прорывается прямо через расческу больших обливных и полуобливных камней. На них существует реальный навал. Если придерживаться правого берега, то остаток порога сложностей не вызывает, несмотря на сильное перемешивание струй, бочки при свале струи с каменных гряд. Категория сложности 5А.

Разведка осуществляется по левому берегу. Порог оканчивается в месте резкого понижения левого берега. Здесь существует легкий выход к реке со стороны дороги. Ориентир на дороге - беседка. Порог прошли без вещей, обнеся их в его окончание (до беседки) вдоль правого берега. Страховку прохождения осуществляли с берега морковками у его окончания, с левого берега.

После этого река вновь продолжает свой стремительный бег, вспениваясь на шиверах и слабых порожках. Ширина реки ненадолго увеличивается, местами до 30 м. В русле нередки встречи с деревьями. Их вытянутые щупальца корневищ, стараются завлечь катамаран под себя. Существуют и навалы под завалы на берегах. Но здесь все же это менее опасно, сказывается ширина реки. В месте, где река сужается и поворачивает налево, а навальный берег справа резко поднимается, следует быть осторожными. Это служит ориентиром порога "Темный".

Порог "Темный". Ориентир - река сужается до 8 -10 м и поворачивает налево, а навальный берег справа резко поднимается. Порог с воды не просматривается. Разведка осуществляется по правому берегу. Представляет собой зигзагообразный поворот реки сначала налево, (справа открывается вид на громадный камень у берега), а затем вправо. На рубеже последнего поворота собственно и начинается порог. Проход по основной струе вдоль камня у правого берега (чистый слив). Дальнейший выход вдоль правого берега. С левой стороны потока навал на гряду камней, после которой - навал на бревно идущее от левого берега. Категория сложности 4А. Разведка осуществляется по правому берегу. После просмотра прошли, прижимаясь к правому берегу.

Далее река все также быстра и извилиста. Берега высокие. На левом берегу местами отчетливо просматривается дорога. Вскоре мы приближаемся к заключительному порогу "Засада".

Порог "Засада". Ориентиром порога "Засада" может служить поворот реки направо, слева открывается вид на относительно ровный язык берега и русло впадающего ручья. После него русло поворачивает налево. Непосредственно перед началом порога слева большое улово, после которого река резко сужается и уходит в теснину.

Прохождение порога сложностей не вызывает, проходится по основной струе. Бочки после двух сливов не держат. Однако просмотреть его необходимо из-за возможного наличия в нем упавших или намытых деревьев. Категория сложности 3А. Разведка порога осуществляется по левому берегу.

В 150 м после окончания порога слева впадение р. Уруштен, а за ним кордон заповедника Черноречье. Ширина реки увеличивается до 25 м. При желании, возможно здесь окончить сплав, а через егеря заказать сюда автотранспорт. Здесь нас уже ожидала основная часть группы. Время 18.40. Мы встали на том же месте, с которого и начали наше путешествие. В устье р. Уруштен стоит группа из Дивногорска. Оказывается, мы заочно знакомы. Они рассказали много интересного об изменениях на р. Уруштен, после схода в нее ряда селей.

Разбивка лагеря, разборка катамарана (стал травить правый баллон), просушка снаряжения. Завтра утром уходит группа из Дивногорска. Часть ее членов пойдут на катамаранах до пос. Псебай, а часть поедут туда на автобусе. Поэтому, мы договорились с ними о выезде до поселка. Праздничный ужин, отбой в 00.30.

09.05.2004 г. Раннее утро, редкие облака на голубом небе. Подъем в 8.00, завтрак, сборы лагеря, окончательные сборы рюкзаков и ожидание выезда. Автобус подошел в 11.10. Быстро загрузившись, тронулись в обратный путь. До поста пограничников доехали быстро. Выезд, в отличие от въезда носит формальный характер. Через час, попрощавшись с гостеприимной группой, мы остались на дороге одни. К счастью, наше одиночество продолжалось не долго. Скоро мы договорились с водителями легковых машин и с комфортом доехали до железнодорожного вокзала г. Армавира. Здесь мы разделились, часть поехала на два дня к Черному морю, а часть в Москву. Поход закончен, но он надолго останется в нашей памяти.

Выводы и рекомендации

С разведкой верхних каскадов порогов участков рек Малая Лаба и ее правого притока реки Цахвоа маршрут по р. М.Лаба приобрел другое значение, река по-новому "заиграла". Теперь она сможет не только являться "придатком" к другим рекам этого региона, но и быть самостоятельным, технически сложным и эстетически насыщенным маршрутом не только в период майских праздников, но и в период активного таяния снегов и ледников в июне. В этом месяце, по словам егерей, наблюдается наивысший уровень рек М.Лаба, Цахвоа и Уруштен, дальше вода неумолимо падает (осветляется, как говорят егеря). Август месяц - период наименьшего расхода. Июнь интересен еще и тем, что с него открывается перевал Аишха (2401) позволяющий пройти в верховья М.Лабы со стороны Красной Поляны (кордон Пслух на р. Мзымта). Появляется возможность не только более полно пройти р. Цахвоа (от бараков, а может быть и еще выше, от оз.Дамхарс; выяснить возможность сплава по р. Юха), но и осуществить, наконец, сплав по р. М.Лаба с верховьев, захватив ее самый верхний каньон и пройдя каньон Героев.

Внимание! В связи с активным руслообразованием в верховьях М.Лабы и в меньшей степени р. Цахвоа, лоции можно переписывать ежегодно (кроме, возможно, ключевых участков). Поэтому всегда необходима детальная разведка участков.

От кордона Умпырь следует переброситься в устье р. Алоус (правый приток р. Уруштен), наняв для этого на кордоне лошадей или проделав этот путь пешком. В этом случае, вы попадаете в начало основных каньонов р. Уруштен. Ориентировочная сложность участка реки от устья р. Алоус до устья р. Уруштен 6А-6В.

После этого, если есть еще время и хочется еще ощущений, возможно, подняться по р. М.Лаба до кордона Третья Рота (наняв автотранспорт или пешком) и пройти этот участок. Продолжаем сплав дальше и посмотрим, что же получается. От кордона Пслух до пос. Псебай около 115 км, до пос. Мостовской 155 км, до г. Лабинск 190 км. Ориентировочная сложность водно-горного маршрута до г. Лабинска в июне 5 с эл.6 к.с., а возможно и выше. Он отвечает всем требованиям, предъявляемым к водным маршрутам в нормативных актах по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. Вот вам и Кавказ с его короткими реками!

Для заброски со стороны Красной Поляны необходимо:

  1. Обратиться в Администрацию заповедника, расположенную по адресу: 354340, г. Сочи, Адлеровский р-он, ул. К.Марскса, 8. Тел. (8622) 44-51-36, факс: 69-20-03. E-mail: adlerzap@sochi.ru;
  2. Связаться с погранотрядом расположенным в Адлере, а в случае необходимости и в Черкесске, созвонившись с начальником погранотряда Фархутдиновым Н.Г. (тел. (878-22) 5-19-56);
  3. Встать на учет в Сочинском поисково-спасательном отряде.

Так как маршрут проходит по территории заповедника, и порубка леса запрещена, дюралевая рама для катамаранов обязательна.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100