Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристическом путешествии третьей категории сложности по маршруту: г. Москва - г. Белореченск - пос. Отдаленный - 1,5 км. ниже устья р. Пшехашки - р. Пшеха - ст. Чеуниговская - г. Апшеронск - г. Белореченск - г. Москва

Руководители: Лебедев В. И., Харьков С. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5702

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Календарный график похода;
  4. Цели и задачи. Подготовка;
  5. Подъезды и отъезды;
  6. Дневник похода;
  7. Лоция;
  8. Итоги, выводы, рекомендации;
  9. Раскладка продуктов;
  10. Аптечка;
  11. Ремнабор;
  12. Смета расходов;
  13. Карты, схемы;
  14. Фотографии
1. Паспорт маршрута
  1. Вид туризма - водный.
  2. Район путешествия - Западный Кавказ
  3. Нитка маршрута: г. Москва - г. Белореченск - пос. Отдаленный - 1.5км. ниже устья р. Пшехашки - р. Пшеха - ст. Черниговская - г. Апшеронск - г. Белореченск - г. Москва.
  4. Средства сплава - каяки, байдарки, 2х мест. катамаран.
  5. Категория сложности - третья.
  6. Протяженность водной части - 73,5 км.
  7. Количество ходовых дней (активная часть) - 6 дней.
  8. Время проведения путешествия - апрель, май 2000г.
  9. Количество участников похода - две группы по 14 человек в каждой.
2. Состав группы

Состав группы (маршрутная книжка 1/4 - 307)

Ф.И.О. Год р. Место работы, должность Домашний адрес Тур. подго-
товка
Обязанности в группе
1. Лебедев. В. И. 1959 НИИСТ, Инженер г. Москва, ул.Снайпер екая 6-3-20 V-p. Алтай. Руководитель, капитан КНБ.
2. Макушин М. А. 1975 Преподаватель у. ц. г. Троицк, Солнечная 14-85 II-у. Карел. Завхоз, капитан б. "Таймень"
3 Муквич В. В. 1972 А.О.Институт Гидропроект, инженер. Балашиха, у л. Фучика 2/2-74 III-у. Карел. Капитан б. "Таймень"
4. Григорьева Т. В. 1973 АОЗТ "Косино", агроном Люберцы, ул.Толсто­го 9а-10 III-у. Б. Зеленчук Медиума-трос байд. "Скаут"
5. Морозова Т. В. 1978 РГГУ, студентка Моск. обл. с. Быково, Шоссейная 298А III-у. Карелия Матрос байдарки "Таймень"
6. Маркин А. П. 1967 ЦГЭ, инженер Москва, ул. Ярцевская 31/2-36 III-у. Карел. Ремонтник, капит.байд. "Скаут"
7. Абрамов П. В. 1978 МФТИ, студент Моск, Щел-ковск. шосс 79/1-249 III-у. Карел. Матрос КНБ.
8. Голых А. 1978 МГУ, ф-т ВМК, студент Москва, Сторожева я 360-14-52 III-у. Карелия Матрос КНБ.
9. Шостак П. Г. 1980 МГУ, ф-т ВМК, студент Москва, Удальцова 28-58 II-у.Мста Капитан КНБ
10. Сорокина М. Ю. 1976 ВГНКИ, научи. Сотрудник Москва, Липецкая 26-4 III-у, Чирка-Кемь Матрос КНБ
11. Мамро А. 1975 Временно не работает Москва, Ореховый б-р,39\1-26 III-у, Б.Зе-ленчук. Капитан КНБ
12. Легезо Е. 1978 МГАЛП, студентка. Москва, Чонгарский б-р4\1-38 III-у, Б. Зеленчук Финанс., матрос КНБ
13. Волков С. 1973 ООО "Стэк", програмист Москва, Кусковская 23/5-33 V-y, Алтай Капитан КНБ
14. Белокур В. 1980 Временно не работает Москва, Авиаторов 6-32 III-у, Карелия Матрос б. "Таймень"

Состав группы (маршрутная книжка 1/4 - 308)

Ф.И.О. Год р. Место работы, должность Домашний адрес Тур. подго-
товка
Обязанности в группе
1. Харьков С. В. 1964 ООО "Ирга", менеджер г.Москва, Молдагуловой 10/2-133. т.373-15-18 V-y, Чаткал. Ш-рю Б.Зе-ленчук Руководитель. Каяк
2. Никифорова Е. В. 1978 ООО "Бизнес-содействие", пом. юриста Домодедо­во, Советская 19-71 III-у. Чирка-Кемь. Завхоз, матрос КНБ
3. Шпакович В. А. 1965 Руза, частный предпринима­тель П\о Старая Руза ДОЗ 2-13 II-у. Мста Капитан КНБ
4. Корнеев А. В. 1976 ГСП - Универ, сис. администр. Москва, Литовский б-р.13\12-668 III-у. Чирка Кемь Каяк.
5. Устинова Н. Д. 1975 Гл. бухгалтер. Москва, Новые Че­ремушки 22\23-5-8 IV-y. Урик Матрос КНБ
6. Киркоров А. Н. 1974 "Инвестпром-холд", менеджер Долгопруд-ный,ул.Пер вомайская 30-303 III-у. Б. Лаба Финанс., капитан КНБ
7. Кузнецов В. Б. 1959 ЦФК РАН, инженер Москва, Ча­совая 23\8-24 II-у. Карел. Капитан КНБ.
8. Свириденко А. И. 1975 Техсоюз, менеджер Москва, Рязанский пр-кт 49/4-30 II-у. Карелия Матрос КНБ.
9. Плюхин Н. Н. 1961 НИРФ, инженер Москва, Михалков­ская 15-64 III-р. Карелия Капитан б. "Таймень"
10. Жаров К. Ю. 1974 Частный предпринима­тель. Москва, Харьков­ский пр. 11V4-15 III-у, Малка Матрос б. "Таймень"
11. Григорьев А. Г. 1973 Временно не работает Москва, пр.Шакаль ского.59/2-441 III-у, Кутсайоки Медик, матрос КНБ
12. Летунов Н. И. 1970 ВГТРК, шофер. Москва, Нагорная 21/1-9 II-у, Ю.Буг Ремонт., ка­питан КНБ
13. Дьячков Д. М. 1975 M ПП "Салют", инженер Москва, Щербакове кая9-131 III-у, Чирка-Кемь Капитан катамарана
14. Корчагин А. П. 1980 МИШМиК, студент Москва, Маршала Захарова 10/1-49 III-у, Карелия Матрос катамарана

3. Календарный график похода

Даты Дни пути Участки маршрута Км. Способы пере движения
29.04 1 г. Москва- Поезд
30.04 2 - г. Белореченск Поезд
01.05 3 Г. Белореченск - ст. Черниговская - пос.Отдаленный - 1,5км. ниже устья р.Пшехашки. Автобус, ди­зель (узкоко­лейной ж\д), а\машина "Урал"
02.05 4 Стапель Стапель
03.05 5 1, 5км. ниже устья р. Пшехашки-пос. В. Тубы 16 Сплав
04.05 6 Пос. В. Тубы - пос. Н. Режет 32 Сплав
05.05 7 Пос. Н. Режет - Ур. "Нижние Волчьи Ворота" 7 Сплав
06.05 8 Урочище "Нижние Волчьи Ворота", (прохождение) 1/5 Прохожде­ние каска­да порогов
07.05 9 Ур. "Нижние Волчьи Ворота" - ст. Черниговская - г. Апшеронск - г. Белореченск 17 Сплав, автобус
08.05 10 г. Белореченск - Поезд
09.05 11 - г.Москва Поезд

Итого активными способами передвижения: 73,5 км. Итого активными способами передвижения: 73,5 км.

4. Цели и задачи. Подготовка

Поход был организован как зачетный для водной школы средней туристической подготовки при МГТК "Перово".Почти все участники похода имели опыт водных походов аналогичной категории сложности.

Целью похода являлось:

  1. Повышение квалификации участников похода.
  2. Знакомство с реками Западного склона Кавказского хребта.
  3. Отработка приемов страховки на воде.

В процессе подготовки к походу были проведены следующие мероприятия:

  1. Теоретическое ознакомление с районом путешествия.
  2. Изучения основного и запасного вариантов маршрута и аварийных сходов с него.
  3. Подготовка снаряжения к походу.
  4. Тренировочные пешие и водные выходы по Подмосковью.

В этих выходах отрабатывались способы страховки и самостраховки, приемы ТВТ, а так же проверялось физическое состояние членов группы.

5. Подъезды и отъезды

В Белореченск можно доехать поездом, идущим в Адлер. На вокзале есть рейсовые автобусы, идущие до Апшеронска. Билеты приобретаются в кассе, которая находится на самой остановке. Есть возможность договориться с администрацией автовокзала и заказать автобус, который целиком будет в вашем распоряжении. По договоренности с шофером можно добраться до станицы Черниговская (около часа), что даст больше шансов приехать на место стапеля пораньше. От Черниговской идет узкоколейная ж/д, так называемая "кукушка", которая в будни ходит 5-6 раз в день, в выходные - 2 раза. Она доставляет народ до поселка Отдаленный (Шпалорез) в течение 2,5 часов. Отсюда обычно начинается пешка около б км., или если повезет, можно доехать на "Урале", местные водители покажут настоящее мастерство. "Урал" доезжает до конца пешей части, а там уже можно выбрать любое понравившееся место для стапеля.

Вдоль реки от пос. Отдаленного до г. Апшеронска проходит узкоколейная ж/д, а так же от ст. Черниговская идет автомобильная дорога, поэтому аварийный сход с маршрута возможен практически с любой точки сплава.

Заканчивать маршрут можно в ст. Черниговской, в г. Апшеронске, откуда ходят автобусы до г. Белореченска или в самом Белореченске.

6. Дневник похода

Подъезд: Поезд №79 "Москва-Адлер", отправление с Курского вокзала в 18.04, 10 вагон, плацкарт, до ст. Белореченская.

1 мая

В 5 утра выгрузились из поезда на ст. Белореченская. Переместились в зал ожидания на станции.

В 6.30 наш автобус, на котором мы хотим попасть в ст. Черниговская. Первый рейсовый автобус "Икарус" нас везти не захотел, объясняя это тем, что кроме нас есть еще и другие пассажиры. Однако диспетчеру автостанции удалось заказать для нас автобус целиком, и вот в 8.30 мы уже были в Черниговской.

Затем нам необходимо попасть в поселок Отдаленный. Доехать до него можно по узкоколейной железной дороге на дизеле, который ходит несколько раз в сутки. Остановили дизель, который тоже не сразу согласился нас везти. Тем не менее, погрузились в него мы и еще 2 группы (одну из них подобрали по дороге, ребята оказались горниками) и с ветерком доехали до п. Отдаленного (=Шпалорез). Ехали с остановками, собирая по пути местное население, и все равно на всю дорогу ушло всего 2,5 часа.

В 11.00 мы в поселке Отдаленный. Ехали вдоль всей р. Пшехи. Осталось восторженное и немного пугающее ощущение от увиденного. Но все еще впереди...

В 11.30 из п. Отдаленный едем на машине "Урал" (за 10 руб. с человека), которая согласилась подбросить нас до реки. Подвезли нас, практически полдороги (это вместо намеченной 6 км пешки), дальше машина проехать не смогла, т.к. дорога просто закончилась.

Изначально планировалось дойти пешком из Шпалореза до места впадения притока р. Пшехашхи в Пшеху. Ребята ходили на разведку и выяснили, что пешком дальше не пройти: левый берег - это обрывистая каменная осыпь, тропинка очень узкая и размыта. Решено дальше не идти и начать сплав с этого места.

Обед в 13.00. Отвесный левый берег с каменной осыпью и зарослями по берегу, моросит дождик. После обеда идем вниз по берегу метров 300, там есть место, удобное для стоянки, и начинаем стапель. Хотим сегодня до ужина потренироваться на воде.

Еще на стапеле обратили внимание на достаточно сложный участок реки, расположенный выше по течению от нашей стоянки в метрах 250-300, обозначенного в лоции, как шивера (см. рисунок 1, фото 1).

Пока собрали лодки, незаметно подкрался вечер. Сегодня уже на воду не пойдем, темно, да и дождик мелкий накрапывает.

Ужин в 20.00. Почти все готовы к завтрашнему выходу, кроме катамарана-2. Денис говорит, что болеет, поэтому ребята помогают Алексею собирать катамаран без него. Сегодня не управились, закончат завтра.

Ночью решили дежурить (лагерь близко от дороги, да и местных видели. Ребята по двое караулят лагерь по 1 часу всю ночь.

2 мая

Подъем в 8 утра. После завтрака должны были начать тренироваться на воде: проходить препятствие, которое видели вчера, но пошел сильный дождь. Однако ждать пришлось недолго, уже в 11.45 небо прояснилось, выглянуло солнце, словом распогодилось. После инструктажа одеваемся, собираемся и несем лодки 300 м вверх по течению. Спуск к воде оказался не из легких: каменная осыпь, скользкий грунт.

Задание следующее: траверсировать струю и чалится по уловам, соблюдая порядок прохождения и дистанцию. Сначала идет Сергей Харьков, за ним Таймень-2 (экипаж Николай и Константин), потом на КНБ Наталья и Алексей, затем КНБ - Андрей и Николай Летунов, за ними КНБ Василий и Анна. Следом за ними катамаран-2 (экипаж Алексей и заменяющий Дениса Андрей Корнеев), за ними Елена и Слава на байдарке.

Обед в 14.45. После обеда нам предстоит прохождение шиверы (см. рисунок 1). Вышли в 15.30. Обнесли лодки вверх по течению за поворот (от лагеря метров 400).

Просмотрели шиверу по левому берегу и выработали стратегию прохождения. Выставили страховку с берега (две морковки), сигнальщиков и фотосъемку.

Первыми прошли катамаран-2 и надувная байдарка "Скаут" и встали на страховку с воды. Чисто прошло несколько судов.

Почетное право открытия "эпопеи оверкилей", продолжавшейся весь поход, предоставлено было экипажу КНБ Василий и Аня. Доблестный экипаж катамарана-2 оперативно пришел на помощь и спас члена экипажа - Аню из "бушующего потока" (а также два весла). Второго члена экипажа - Васю поймал на морковку Сергей Харьков. Судно, к сожалению, было упущено и отправилось вниз по течению. Байдарка "Скаут" поймала лодку ниже по течению, возле нашего лагеря. Из байдарок больше никто не кильнулся, все прошли чисто.

Ужин в 20.30. Ночью ребята опять дежурят.

3 мая

Утро. Подъем в 8.15. Лагерь огласился восторженными и не очень возгласами: "Ребята, снег!". Подобного никто не ожидал - ведь впереди сплав, а тут такая оказия, да еще холодно, ветер. Вода в реке помутнела и стала светло-коричневой, уровень поднялся. Думать о своем положении будем немного позже, а пока завтрак.

Валера Лебедев принял решение: в такую погоду идти нельзя. Пока ждем. После завтрака еще и дождь пошел, так что настроение совсем упало. До обеда грелись у костра и сушили промокшие за ночь вещи.

Обед в 13.00. Дождь перестал, но холодно по-прежнему. Дана команда в 14°° быть на воде.

Пока собрались: уже 15 часов, а на воде аж в 15.50.

Река не давала расслабиться совершенно, внимание не ослабевало ни на минуту. Шли в том же порядке, что и на тренировке, последними шли на КНБ Андрей и Коля (медик и ремонтник). Когда была возможность - чалились по уловам.

В 17.00 кильнулась КНБ, но страховка не подвела. Еще одна КНБ пропоролась на очередной мелкой шивере. Зачалились на каменной отмели, чтобы заклеиться. Валера со своим отделением ушел вперед.

Время 17.30, а работы здесь на час, если не больше (просушить, проклеить). Развели костер, чтобы хоть немного согреться. Ветер зверский совершенно, да еще место открытое - отмель посередине реки.

Через час удалось все сделать, отчалили.

Прошли много интересных шивер, крутые повороты. Приблизительно за 0.5 км до моста буквально на глазах начинает изменяться ландшафт: горы "расступились и выпустили реку", она заметно расширилась в русле. Но здесь нас ждал сюрприз. Посередине реки - большая обливная плита, справа бочка и валы, а слева мелкая шивера (можно "сесть"). Все прошли этот участок слева и без аварий.

Время 18.30. Мост в п. Отдаленный (проход в правую опору), сразу за ним хороший прижим к левому берегу.

На ночевку встали в 18.45 на правом берегу с каменным выходом. Местами проглядывает солнышко, что несказанно радует. Народ постепенно согревается.

Ужин в 20.00, дружно жахнули, даже "больной" Денис. Вечером поем песни под гитару. Дежурить не стали, все вымотались, выдался трудный день. Близко от места нашего лагеря проходила автомобильная дорога, периодически освещаемая огнями.

12.00. Ясная, звездная ночь, шум воды, приятно ласкающий "ухи", блаженное и ленивое состояние. Разошлись часу во втором. А между тем, доблестное 2-е отделение эту ночь дежурило за двоих. Особенно отличился Алексей Голых, который встречал проезжающие машины ярким лучом своего фонаря, как бы приглашая

4 мая

Подъем снова в 7.30. Завтрак был подан в 8.30. Ночью было холодно, но после завтрака выглянуло солнце и сразу потеплело.

Тем не менее надежда выйти рано рухнула. Да, товарищи, с такими темпами сборов, мы далеко не уплывем. Достаточно было посмотреть на нашего инструктора Сергея, и становилось ясно, что еще полчаса, и он просто не выдержит подобного издевательства.

Наконец-то на воде в 11.00. И сразу же небольшое препятствие (мелкая шивера слева и бревна, торчащие на 1/3 из воды по центру струи). Еще вчера это препятствие выглядело по-другому. А произошло вот что. Пока все дружно собирались, раздался треск и шум с воды. Оказалось, что по реке плывет дерево, выдранное с корнем. Проплыв мимо удивленных зрителей, оно застряло ниже по течению в завале (50 м от нашей стоянки), увеличив его еще больше.

Шиверу все байдарки шли в проводку по левому берегу, каяки прошли по центру.

Время 11.30. По правому берегу село Верхние Тубы.

Время 12.15. Реку пересекает старый подвесной мост.

Время 12.50. Проходим с. Нижние Тубы на правом берегу (ориентир- труба над рекой и мощный слив с прижимом слева). По лоции впереди сложная шивера, ориентир - левый приток.

В 13.30 встали на обед на левом берегу около притока за 1,5 км до порога Верхние Волчьи ворота.

Обед в 14.00. Замечательное место, немного выше по берегу поляна и проходит дорога. На обед суп с крапивой, странно, но вкусно.

Выход в 15.15. Реку пересекает двойной толстый трос. Завал практически по всей ширине реки. Проводка вплотную к левому берегу под тросом. (См. фото 2)

Время 16.10. Шивера с обливными камнями, расположенными в "шахматном порядке". Просмотр по левому берегу. Проход ближе к левому берегу. Слева камень (экипажи проходят кто, прижимаясь к камню, кто по центру струи). Доктор Григорьев вброд пересек реку: по всем правилам, с веслом (и фотоаппаратом в зубах), и запечатлел прохождение. (См. фото 3, 4)

Время 17.30. Чалимся на правом берегу. Впереди порог Верхние Волчьи Ворота. Просмотр по правому берегу. Зачалились рано, поэтому пришлось прилично идти по берегу.

Заметили ориентиры: у входа в порог скала на правом берегу, слева обливник с бочкой и небольшой завал. Сразу после порога на высоте ~ 20 м на правом берегу ж/д. мост. (См. рисунок 2, фото 5).

"Верхние Волчьи ворота" все прошли хорошо.

Время 18.45. По-прежнему идем по шиверам. Мост через реку в поселке Новый Режет (проход в левую опору). Очень живописное место: река постепенно расширяется в русле, мельчает, взору открывается "зеленая" долина. Погода нас балует - практически весь день тепло и солнечно.

В 19.00 встаем на ночевку на острове, сразу за селом Новый Режет. Красота необыкновенная: зеленые лужайки, по берегам и на самом острове растут папоротники.

УРРРААААА! Первый день без киля в обоих отделениях!!!

Ужин в 20.00. Дружно "жахнули", ходили друг к другу в гости, пели под гитару. Хотели напечь блинов, но дежурные отказались. Сказали, что устали и время слишком позднее. Ладно, в другой раз.

5 мая

Подъем в 8.10. Завтрак, как ни странно, был уже готов. Собирались опять долго. На воду встали только в 11.45.

В 13.30 группа подошла к порогу "Нижние Волчьи Ворота". Ориентир - по левому берегу нависающая скала (сильный прижим к ней), справа каменная отмель и большое улово с мощной поганкой. (См. рисунок 3).

Уходя от прижима, байдарки попадали в улово. Пытались выйти из него и скоро 5 байдарок вертелись на "поганке".

КНБ (экипаж Андрей и Николай, которые шли замыкающими) не попали в улово, а влетели на сбойку струй, где их "закусило" и "кильнуло". Андрея поймали на морковку, а Николай, рядом с байдаркой продолжал крутиться в водовороте. Ситуация становилась все более опасной, но все обошлось и Колю с лодкой выловили на морковку.

Палатку, вернее ее останки, плывшие слишком быстро по течению, удалось поймать экипажу катамарана-2, но нож погиб безвозвратно.

Время 13.30. Возможные места для стоянки: две небольшие полки на левом берегу, одна перед порогом, другая внизу, после порога (ее и выбрали). Над нами проходит узкоколейка. Пустые суда зачалили на левом отвесном берегу на высоте 2-х метров от воды перед порогом. С вещами по ж/дороге дошли до конца порога, внизу встали на стоянку.

Обед в 15.00. После обеда в 17.00 школа в полном составе начала осмотр порога "Нижние Волчьи ворота" с места установки лагеря. У каждой ступени этого каскада оставалась группа, производящая глазомерную съемку препятствия. Дойдя до начала "Нижних Волчьих ворот" мы убедились, что препятствие состоит из 5 порогов различной сложности. (См. рисунок 4).

Первый - это огромная обливная плита по середине реки, слева и справа вплотную стоят камни, дальше второй участок: быстроток, но насыщенный камнями (необходимость маневров между ними), затем прижим справа и мощная бочка по центру в третьем. За ним каньонный участок с несильным быстротоком, в котором есть два улова слева и справа с возможностью страховки людей и судов в нем, и дальше быстроток в 4-м и мощный слив в пятом пороге.

Осмотр закончили в 19.00.

Ужин в 20.30. Гречка с тушенкой, блины (которые были любезно приготовлены доктором) и пирожки с мясом (кулинарное изобретение Натальи). В 22.00 всех разогнал по палаткам противный мелкий дождь.

6 мая

Подъем, как всегда в 8 часов. Ничего не изменилось, мокровато и противно. Все тот же мелкий дождь. А впереди прохождение Нижних Волчьих.

Вышли в 10.10. Дождя, пока нет, но пасмурно. Верхом обнесли лодки ко 2-ой ступени порога.

Время 11.45. Начало прохождения "Нижних Волчьих ворот". Страховка осуществлялась 2-мя морковками ниже второй ступени с левого берега и 2-мя морковками ниже 3-ей ступени с левого берега. Страховка с воды осуществлялась после 3-ей ступени катамараном и надувной байдаркой "Скаут".

Первую ступень проходил только катамаран-2: перед обливной плитой развернулись кормой, угребли немного вперед, встали в улово, развернулись, и с ходу прошли слева от обливной плиты (См. фото 6), затем встали на страховку после 3-ей ступени.

"Скаут" прошел 2-ой и 3-ий порог и встал на страховку в каньоне.

Первыми из байдарок порог проходил КНБ (экипаж Андрей и Николай). В 3-ем пороге из-за неправильно выбранной линии движения в большой бочке произошел оверкиль. Экипаж был спасен: страховка с берега вытянула на морковке Колю, а Андрея отнесло вниз по течению, но тоже с помощью морковки его выловили. Байдарку понесло дальше, катамаран отправился вдогонку. Ее, бедную, пронесло по оставшимся порогам, и аж за 1км от нашего лагеря ее догнал катамаран.

Экипаж КНБ Коля и Вася прошли чисто, зашли в улово под скалой справа. Наталья и Алексей на КНБ все прошли, молодцы, но при попытке зачалиться в улове слева произошел оверкиль. Экипаж и судно спас "Скаут". Остальные байдарки прошли без аварий.

Андрей Корнеев и Сергей Харьков рискнули идти порог на каяках. (См. фото 7).

Просто необходимо поблагодарить экипаж байдарки "Скаут": Артема и Татьяну за отлично проведенные спасработы при прохождении порога, а также на протяжении всего маршрута.

В лагерь вернулись в 15.30. Обед.

После обеда порог Нижние Волчьи Ворота проходят КНБ (экипаж Елена и Слава). Прошли чисто, просто молодцы.

Время 17.00. 4-ый и 5-ый порог прошли только катамаран и "Скаут". Жаль, не хватило времени. Все байдарки буквально рвались пройти.

В 18.45 вернулись в лагерь. Ужин как обычно в 20 часов. Дежурит Денис (действительно суетился с дровами) и Алексей. Завтра ранний подъем, что нас ждет впереди не известно, а времени должно хватить на оставшуюся часть маршрута и на антистапель.

В 23.00 поднялся шквальный ветер, мы испугались дождя, и попрятали все вещи, даже пришлось снять тент. Но дождя, к счастью, так и не было.

7 мая

Утро ветреное, хмурое, за ночь ветер так и не стих, небо затянуто тучами.

Общий подъем в 6.00. Завтрак в 7.30, а на воде уже в 9 утра - это рекорд. Тут как раз и солнце выглянуло, но ветер сильный по-прежнему.

Но день как видно не заладился изначально. Не успели мы повернуть направо и пройти две шиверы, как друг за другом у левого берега полегли в косой бочке каякеры Сергей и Андрей Корнеев. Они смогли зачалиться сами, и вытащить на берег каяки. Но это еще не все.

Эта коварная речка приготовила нам еще сюрприз. Буквально метров через 500 под трубой, пересекающей реку сверху, на камне полегла байдарка КНБ (экипаж Алексей и Наталья). У них был сильно погнут каркас и поломаны несколько стрингеров, а также пробит баллон. Ребята быстро заклеились, примотали шину к кильсону, и мы идем дальше.

Время 10.30. Ничего особенного не встретили, но запомнилась одна шивера: слева сплошняком мелкие камни (некоторые наши экипажи посидели), и сильный прижим к скальному берегу справа.

В 11.30 догнали отделение Валеры Лебедева и встали на антистапель. Не верится, что это все...

Собрались довольно быстро, даже успели пообедать. Узнали, что наш автобус уходит из ст. Черниговская в 15.00.

В 14.45 загрузились в автобус. Спокойно, без возмущения со стороны водителя и местного населения, стали размещаться. К 15 часам подбежало второе отделение.

15.15-16.20: автобус "ст. Черниговская - г. Апшеронск".

16.30-17.30: рейсовый автобус "Икарус": "г. Апшеронск - ст.Белореченская".

До поезда еще 6 часов, поэтому вещи оставляем на вокзале в зале ожидания под неусыпным надзором дежурных: по 2 человека каждые полчаса.

Сидим, ждем; многие поехали на почту, заскочили на рынок, просто гуляют. Вечером народ заглянул в местный бар. Их приятно удивили цены на пиво (по 5 рублей за литр).

Отъезд: Поезд № 23 "Адлер - Москва", отправление в 23.30 со второй платформы, 11 вагон, плацкарт.

Вот и все. Скоро Москва. Как не хочется уезжать!

Не успели сесть в поезд, как начались проблемы с проводницей. Ее обращение с пассажирами (т.е. нами) удивило и разозлило. Горячей воды в титане почему-то постоянно не было, туалеты практически все время (а не только на остановках) были закрыты, и в них не было воды. Но все это мелочь, она не смогла отравить приятного во всех отношениях возвращения домой.

9 мая

Время 9.12. Прибыли в Москву на Курский вокзал. Прохладненько здесь, но зато солнце светит. Групповой портрет на фоне таблички "Адлер-Москва". Все прощаются и разъезжаются по домам.

До новых встреч!

7. Лоция

Лоция реки Пшеха от устья р.Пшехашки до ст.Черниговская.

Порог в 60 м.ниже устья р.Пшехашка. Прямой слив в скальном сужении. Осложнен косыми валами и бочкой в конце слива. Просмотр по левому берегу.

Далее до пос. Отдаленный встречаются опасные прижимы с камнями и деревьями в русле.

1. Мост. Под мостом шивера. Проход по центру.
2. Шивера.
3. Шивера. Проход вдоль правого берега.
4. Шивера. Проход правой протокой ближе к острову.
5. Шивера. Проход ближе к правому берегу.
6. Шивера. Проход ближе к правому берегу.
7. Река сильно петляет. Возможны завалы.
8. Шивера.
9. Завалы на левом повороте у острова.
10. Пешеходный мост.
11. Порог. Проход ближе к левому берегу. Шли с ходу.
12. Шивера. Проход по центру.
13. Шивера.
14. Шивера.
15. Порог. Мощный слив с валами на выходе. Чистый заход в слив у правого берега.
16-19. Шиверы.
20. Трубопровод над рекой.
21-28. Шиверы.
29. Остатки навесного моста.
30. Река разбивается на две протоки. Проход по левой протоке.
31-37. Шиверы.
38. Порог. Ступень образованная скальными выходами.
39. Порог. Ориентиры: Остатки канатной дороги два троса проходящие у самой воды) и мощный завал из деревьев. Просмотр обязателен. Длина порога 150м. Две протоки разделенные грудой камней. Правая протока мелкая, засорена камнями. Левая протока шириной 15м. Заканчивается сливом с высокими стоячими валами.
Начало каскада " Верхние Волчьи Ворота ". (Схема № 1)
40-42. Шиверы.
43. Порог. На правом повороте у левого берега обломки скалы Слив со стоячими валами.
44. Шивера.
45. Прижим к скале у правого берега с уловом. Конец Верхних Волчьих Ворот.
46-58. Шиверы.
59. Сразу за мостом - большой остров. Проход левой протокой.
60-64. Шиверы.
65. Навесной мост.
66. Шивера на левом повороте.
67. Разгонная шивера на левом повороте реки и сильный навал на скалу у левого берега. За прижимом на правом берегу большое улово с " поганками ". Чалка за прижимом на левом берегу для просмотра
каскада порогов Нижних Волчьих Ворот. (Схема № 2)
68. Первая ступень Н.В.В. (Схема № 3)
69. Вторая ступень Н.В.В. (Схема № 4)
70. Третья ступень Н.В.В. (Схема № 5)
71. Четвертая ступень Н.В.В. (Схема № 6)
72. Пятая ступень Н.В.В. (Схема № 7)
73. Шивера. Конец каскада порогов Н.В.В.
74-75. Шиверы.
76. Порог на левом повороте реки. Длинный слив, обилие камней. При выходе прижим к обломку скалы у левого берега.
77. Шивера.
Далее до ст.Черниговской несколько шивер. При входе в станицу у левого берега затопленные сваи. Ориентир - завод на левом берегу. От ст.Черниговской до ст.Самурской простые шиверы. После ст.Самурской и правого поворота - порог. Просмотр с правого берега.
Далее до ГЭС ничего сложного.

8. Итоги, выводы, рекомендации

Заявленный поход проводился в рамках учебно тренировочного похода водной школы средней туристической подготовки при Перовском турклубе г.Москвы. В качестве сплавных судов использовались каяки, байдарки, двухместный катамаран и лодка "Скаут". Катамаран и лодка использовались в качестве страховочных средств и их наличие полностью себя оправдало при проведении страховочных работ. В нынешнем году расход был выше среднего. Вода прикрыла многочисленные камни на шиверах что позволило избегнуть многочисленных шкуродеров. В то же время возросла мощь валов, бочек и кусачесть уловов. Перед началом сплавов необходимы тренировки экипажей судов по маневрированию на струе, преодоление бочек и сбоек струй. Необходима тренировка страхующих морковочников при работе по человеку - пригодится. Итогом тренировки можно считать уверенное управление судном в струе, при заходе на чалку и выходе на струю. Экипажи должны отработать навыки откренивания и опоры на весло. Овладение перечисленными навыками позволило существенно поднять вероятность безаварийного прохождения препятствий на маршруте. Сложность препятствий на реке нарастала постепенно, достигнув кульминации на "Нижних Волчьих Воротах". В отчетах отсутствует подробная схема этого препятствия. Нашими группами была проведена глазомерная съемка препятствий и "Н.В.В.". Мы были первый раз на Пшехе и не очень представляли, что такое "Н.В.В." Из соображений обеспечения надежной страховки при прохождении было принято решение обнести первую ступень. За день с небольшим удалось, совмещая прохождение с учебными мероприятиями, пройти вторую, третью и частью группы пятую ступени. В связи с наступлением темноты прохождение было завершено. Рекомендуем планировать прохождение "Н.В.В." в два дня. Можно предусмотреть повторное прохождение с обратным обносом по железной дороге. Мы считаем, что прохождением этого маршрута были решены задачи повышения мастерства слушателей при преодолении препятствий на бурной воде и закреплены навыки управления байдаркой, каяком, организации спасработ в препятствиях.

ТРАНСПОРТ: Рекомендуем заказывать обратные билеты из г.Белореченска в г.Москве. В случае многочисленной тургруппы реально заказать автобус из г.Белореченска в ст.Черниговскую, чтобы успеть на утренний поезд узкоколейки, отправляющийся из г.Апшеронска примерно в 7 часов утра. Поезд идет в пос.Отдаленный (Шпалорез) через ст.Черниговскую. Далее можно нанять машину до окончания береговой дороги и устроить там стапель и тренировку на воде с обратным обносом для повторного прохождения.

НАСЕЛЕНИЕ: Говорили, что у пос.Отдаленного детишки подворовывают плохолежащее. Ночные дежурные не зафиксировали посягательств - далее спокойно.

ПОЖЕЛАНИЕ: Если хотите на майские сходить на техничную байдарочную реку, которая была бы интереснее Мсты, и была бы в более теплом климатическом поясе, отправляйтесь на Пшеху, не пожалеете.

Р. S. Полдня шел снег. Растаял. Это о личном снаряжении.

9. Раскладка продуктов

Количество человек 14
График движения 29-30 апреля - поезд (туда)
1 мая - авто + стапелъ
2, 3, 4, 5, 6мая-стапель + сплав
7 мая - а/стапель + авто + поезд 8, 9 мая - поезд (обратно)

АНДРЕЙ-КОЛЯ

4 мая (ужин) На 1 чел. На 14 чел.
1. Гречка
2. Тушенка
3. Сухарь
4. Печенье
6. Конфеты шоколадные
5. Чай
6. Сахар
7. Лук. чеснок
80
50
50(2)
40
2
5
16,5 (3 к.)
15
1120
700
700 (28)
560
28
70
230 (42 к.)
210
270 4000
5 мая (завтрак)
1. Манка
2. Cvxoe молоко
3. Сыр
4. Масло топл.
5. Сухарь
6. Изюм
7. Мармелад
8. Чай
9. Сахар
60
25
30
20
25(1)
15
50
3
33 (6 к.)
840
350
420
280
350 (14)
210
700
42
460 (84 к.)
260 4030
5 мая (обед)
1. Суп рисовый
2. Ветчина
3. Сухарь
4. Печенье
5. Карамель
6. Чай
7. Сахар
8. Лук,чеснок
45
40
25(1)
40
3
3
16,5 (3 к.)
15
630
560
350 (14)
560
42
42
230 (42 к.)
210
200 2150
30 апреля (завтрак)
1. Мюсли
2. Сухое молоко
3. Сыр.
4. Хлеб белый.
5. Зефир,пастила
6 Чай
7. Сахар
60
25
30

50
3
33 (6 к.)
780
325
390
2 батона
650
42
230 (42 кус.)

10. Аптечка

Ниже приведен список походной аптеки группы.

Помимо походной аптеки, каждый участник имел личную аптечку, включающую в себя минимально необходимый набор перевязочных средств и медикаментов.

  1. Бинты стерильные - 5 шт.
  2. Бинты не стерильные - 10 шт.
  3. Вата медицинская - 200 гр.
  4. Эластичный бинт - 2 шт.
  5. Лейкопластырь - 3 шт.
  6. Пластырь бактерицидный - 10 шт.
  7. Английская булавка - 3 шт.
  8. Ножницы - 1 шт.
  9. Настойка йода - 50 мл.
  10. Раствор бриллиантовой зелени - 30 мл.
  11. Марганцовка в порошке - 10 гр.
  12. Пантоцид - 20 табл.
  13. Пантенол - 2 шт.
  14. Ингалипт - 1 шт.
  15. Валидол - 20 табл.
  16. Нитроглицерин - 20 табл.
  17. Валокордин -20 мл.
  18. Кофеин - 20 табл.
  19. Фталазол - 40 табл.
  20. Левомицетин - 20 табл.
  21. Бесалол - 20 табл.
  22. Пурген - 20 табл.
  23. Уголь активированный - 20 табл.
  24. Сульфадиметоксин - 30 табл.
  25. Эритромицын - 30 табл.
  26. Либексин - 20 табл.
  27. Невиграмон - 10 капсул.
  28. Аспирин - 30 табл.
  29. Анальгин - 30 табл.
  30. Димедрол - 20 табл.
  31. Но-шпа - 20 табл.
  32. Нашатырный спирт - 10 ампул.
  33. Кислота борная - 10 г.
  34. Детский крем - 2 тюб.
  35. Термометр медицинский - 1 шт.
  36. Поливитамины в драже - 120 шт.

Аптека была упакована в жесткий кофр и имела собственную термоупаковку.

11. Ремнабор

Ниже приведен список общего ремнабора группы.

  1. Ткань типа "КАМАЗ" - 1,5 м.
  2. Ткань "авизент" - 1 м.
  3. Ткань прорезиненная ("чернуха") -1,5 м.
  4. Клей ТГФ - 0,25л.
  5. Клей резиновый - 0,33л.
  6. Бензин - 0,33 л.
  7. Кисточка для клея — 2 шт.
  8. Ткань Х/Б (протирочная) - 0,25 м.
  9. Проволока стальная - 0,7мм х 2м.
  10. Проволока медная – 3 мм х 1,5м.
  11. Пассатижи - 1 шт.
  12. Кусачки - 1 шт.
  13. Полотно ножовочное - 2 шт.
  14. Держатель полотна нож. - 1 шт.
  15. Сверло 3мм - 1шт.
  16. Сверло 5мм - 1шт.
  17. Сверло 8мм - 1шт.
  18. Держатель сверла (коловорот) - 1 шт.
  19. Напильник трехгранный - 1 шт.
  20. Набор надфилей — 1 уп.
  21. Нитки капроновые толстые - 1 моток.
  22. Нитки капроновые тонкие - 1 моток.
  23. Иголки разные - б шт.
  24. Изолента - 1 моток.
  25. Скотч - 1 моток.
12. Смета расходов

На одного человека На 14 человек
Билеты туда-обратно 472,00 6608, 00
Продукты 466, 00 6524, 00
Аптечка + фото + видео 93, 00 1302, 00
Заброска: автобус + узкоколейная ж/д + а/м 22+15+10=47, 00 700, 00
Выброска Автобус (Черниговская - Апшеронск) + автобус (Апшеронск - Белореченск) 14+17=31, 00 434, 00
ИТОГО 1110,00 15540,00

13. Карты, схемы

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Georgiy, 23.03.2011
Ходили в 2010 на майские на кате 6-ка. Начинали с п. отдаленный. Больше отдыхали и ловили рыбу, но все равно очень интересно читать ваш отчет. Спасибо!
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

g

Фотографии:











Верховья долины р. Ихегер


Верховья долины р. Ихегер




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100