Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчёт о водном туристском походе II с эл. IV категории сложности по реке Мзымта, совершенном с 24 июля - 1 августа 2000 г.

Руководитель: Сидоренков В. Ю. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5680

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Справочные данные о походе:
    1. Паспорт похода;
    2. Характеристика судов;
    3. Состав группы;
    4. Состав экипажей;
    5. Денежные расходы;
    6. Подъезд к маршруту;
    7. Отъезд с маршрута;
    8. Справочные данные о районе путешествия;
    9. Цель путешествия;
    10. График движения;
  2. Техническое описание маршрута;
  3. Выводы и рекомендации;
  4. Картографический материал;
  5. Фотоматериал
Справочные сведения о походе
Паспорт похода

Вид туризма: водный (2 катамарана-2).
Категория сложности: 2 с элементами 4.
Время проведения путешествия: 24 июля - 1 августа 1999 года.
Руководитель: Сидоренков В.Ю.
Начало маршрута: стрелка Мзымты с Пслухом, оно же "Нарзаны".
Конец маршрута: г. Адлер.
Основные пункты маршрута: "Нарзаны" - пос. Красная Поляна - г. Адлер.
Протяженность путешествия: 46 км.
Продолжительность активной части путешествия: 4 дня - с 28 по 31 июля 2000 года.
Основные препятствия: пороги, шиверы, завалы.
Уровень воды: низкий.

Характеристика судов

Суда Габариты Грузоподъем-
ность
Секци-
онность
Рама Материалы
Катамаран 2 Длина - 3м Диам. -40см 1500 кг. 2 дюрал. Баллон (БЦК) Шкура теза + авизент
Катамаран 2 Длина - 4м Диам. 40см 1600 кг. 2 дюрал. Баллон (БЦК) Шкура теза +авизент.

Состав группы

Фамилия Имя, Отчество Год рождения Должность Адрес, телефон
1. Сидоренков Валерий Юрьевич 1972 Руководитель Тамбовская обл., г. Кирсанов, ул Заводская, 19/2.
2. Беляев Виктор Николаевич 1982 медик Пролетарский проспект, д 35 кв 43
3. Вьюкова Анна Львовна 1976 завснар. Г. Москва, Зеленоградский район, кор. 423, кв 23
4 Тугарева Виктория Васильевна 1980 Фотограф г. Москва, Б. Пироговская ул., 29/31, кв. 109.

Состав экипажей

ФИО Опыт сплава
К1 Сидоренков В.Ю. (к)
Вьюкова А.Л (м)
Малка-Зк.(Р), Катунь-4к.(Р)
Малка-Зк., Зеленчук - Зк.
К2 Тугарева В. В. (к)
Беляев В.Н. (м)
Зеленчук - Зк, Мста-2к.
Шуя - 2к, Мста - 2 к

Денежные расходы

Статья расходов На одного
чело
века
На всю группу
Продукты 160 руб. 640 руб.
Билеты на поезд туда-обратно 555 руб. 2220 руб.
Машина до "Канатки" 25 руб. 100 руб.
Кордон перед нац. парком 5руб. 20 руб.
Прочее 5руб. 20 руб.
Итого 750 руб. 3000 руб.

Подъезд к маршруту

Мзымта, начинаясь в горах, течет почти перпендикулярно Черноморскому побережью и впадает в море в г. Адлер, который номинально является районом Сочи.

Добраться до Адлера можно одним из нескольких прямых поездов (27-40 часов, от 230 рублей) или самолетом (аэропорт в Адлере). Поезд желательно выбирать не через Украину - так дешевле, быстрее, спокойнее. Далее встает задача добраться до пос. Красная Поляна (километров 50) или выше, до так называемых Нарзанов - минерального источника, находящегося в 15(?) километрах от Поляны, у слияния Мзымты и Пслуха, большинство групп стартует оттуда. До Поляны и даже выше, до так называемой канатной дороги (канатки) ходит рейсовый автобус от автовокзала (до последнего от ж.д. вокзала несколько остановок на городском автобусе). Ходит он несколько раз в день, с интервалом около 1.5 часов, народу немало, но уехать реально, желательно подойти заранее и заброситься в только что подъехавший. Стоит около 25 рублей. До канатки дорога хорошая. От канатки идет грунтовка. Мы от канатки шли пешком (с катамаранами) и добрались до Нарзанов часа за два. Можно ловить машину, многие рекомендуют делать это прямо на ж.д вокзале, где вам неоднократно предложат свои услуги самые разнообразные таксисты. Однако после канатки начинается национальный парк, в который на машинах то не пускают, то за деньги. Даже мы, пешие, заплатили по пятерке. На канатке машин много, но не таксисты. Вернее, многие таксисты, но везущие назад, в Адлер. Но, наверное, договориться можно, ехать-то максимум полчаса туда-обратно (и то если давать 30 км/ч). Легковушка в принципе проходит, но все же лучше что-то вроде УАЗика, дорогу пересекают ручьи, которые при дождях могут, наверное, явиться препятствием.

Отъезд с маршрута

Выброска возможна с любой точки маршрута, так как дорога на Адлер везде идет вдоль реки. Доплыв или доехав до Адлера, возвращаетесь в Москву теми же поездами и самолетами. Билеты летом взять сложно, но можно - надо прийти к кассе ночью, часов этак за 5 до открытия, которое в 8 утра.

Справочные данные о районе путешествия

Р.Мзымта протекает в Краснодарском крае, стекая с Главного Кавказского хребта, течет на запад - юго-запад приблизительно перпендикулярно Черноморскому побережью, весьма близко к границе России с Абхазией (километров 5-10) и почти параллельно ей. Тем не менее отделена от нее рекой Псоу, по которой граница и проходит, и хребтом Аибга с прилегающими к нему горами. Отчасти поэтому, отчасти из-за хороших отношений России с Абхазией обстановка там спокойная, близость государственной границы ощущается слабо, никаких пропусков не нужно. В верховьях Мзымту окружают горы до 3000 м высотой.. Лето теплое, средняя температура июля от +13 в горах до 23° С на побережье. Осадков выпадает. От 400до 3200 мм в год (это по краю, точнее не знаем). Мзымта - самая полноводная и стабильная река этих мест и практически единственная, пригодная для сплава. Вероятно, летом ей помогает поддерживать относительно постоянный расход ледниковое питание.

В 1924 году для охраны высокогорного природного комплекса в крае был создан Кавказский заповедник, в котором выделяется бальнеологическая курортная местность Красная Поляна - центр туризма и горнолыжного спорта с музеем флоры и фауны Кавказа. (А также там есть КСС, активности которой мы, впрочем, не ощутили) Ныне Красная Поляна активно застраивается элитными гостиницами —пансионатами, в горах чуть выше ее, но практическки на берегу Мзымты функционирует канатная дорога - "Канатка" - горнолыжные подъемники и спортивно-развлекательный центр широкого профиля, где можно полетать на парапланах, сплавиться на рафтах, а также купить журнал "Вертикальный мир" и куртку от Lowe alpine . Туда любит приезжать В.В.Путин.

Мзымта не протекает по территории заповедника, зато пересекает Природный Национальный парк, за посещение которого (то есть проезд выше Канатки) надо немножко платить.

Как мы все мы понимаем, Краснодарский край - главный курортный центр России с множеством целебных источников и всего такого. Посетив Мзымту, вы также неминуемо побываете во втором по длине городе мира - а именно Большом Сочи, который тянется на 145 км вдоль берега и включает в себя Лазаревское, Хосту, Адлер и собственно Сочи. Говорят, можно сделать пешеходную "шестерку", не покидая границ города. Мзымта протекает через Адлер, впадая в море. Население Сочи многонационально. Пожалуй, превалируют русские, хотя много армян, греков, а возле Красной поляны есть поселение эстонцев - Эстосадок, с музеем, который нам посетить не удалось, и поэтому мы не знаем, как эти эстонцы там оказались.

Цель путешествия

Цель путешествия состояла в прохождении спортивного маршрута, а также мы продолжали испытания нового варианта изготовленного нами судна (катамаран-2). В целом река представляла для группы большой интерес, хотелось закрепить старый и приобрести новый опыт сплава по горным рекам (ранее составом группы были пройдены река Мста (Тверская область), река Шуя (Карелия), река Малка (Северный Кавказ), река Б.Зеленчук.

График движения

28 июля
Подъезд до "канатки", подход к "Нарзанам", стапель.
29 июля
Завершение сборки катамаранов, сход на воду. Порог "Селевой". Ночевка перед "Канаткой". Пройдено 7км.
30 июля
Прохождение до Греческого Ущелья, обнос его. Ночевка сразу за ущельем. Пройдено 9 км
31 июля
Прохождение до ущелья Ах-Цу. Обнос водопада, прохождение ущелья, сплав до Адлера. Пройдено 30 км.

Техническое описание маршрута

У "нарзанов" места стоянки на левом берегу вдоль дороги. Однако со стоянками сложновато, ибо там раскинулся полустационарный самодеятельный лагерь любителей отдохнуть на природе и народу куча. Мы в конце концов нашли пятачок на берегу Пслуха, по дороге к собственно Нарзанам, перейдя мост через Мзымту и отойдя метров сто. Строевого леса нет. Жечь костер можно.

Лоция р.Мзымта от "Нарзанов"

Большинство групп начинает сплав от "нарзанов" Однако, пишут, можно стартовать и выше с целью пройти "Верхний Каньон". Верхний участок характеризуется малым (в большую воду не более 12 куб.м в сек) расходом и большим падением. Река в этом месте течет в узком ущелье, местами переходящем в каньон с отвесными стенками. Мы там не были, но воды вытекает правда маловато. Мы стартовали непосредственно от моста на стрелке Мзымты и Пслуха.

Сплавная часть Мзымты (от "нарзанов") имеет 6 характерных участков:

  1. Верхние пороги (порог Селевой) - длина 2 км, расход 15-25 куб м./сек, уклон 15м/км.
  2. Прогон до Греческого Ущелья - длина 12 км, расход 25-50 куб. м/сек, уклон 5-7 м/км
  3. Греческое ущелье 3-4 км. Расход 10-30 куб.м/сек, уклон 25 м/км. (здесь около 30 куб.м/с уходит в трубу ГЭС)
  4. Шивера - длина 9-10 км, Расход 60 куб. м./сек, уклон 15-20 м/км.
  5. Ущелье Ах-Цу - длина 4 км, расход 60 куб. м./км, уклон 10 м/км.
  6. Прогон до Адлера (до моря) - длина 25 км, расход 60-70 куб. м./сек, уклон 3 м/км.

1. Верхние пороги (порог Селевой) длина 2 км.

Сразу за мостом, после слияния с правым притоком Пслухом, Мзымта на протяжении 800 метров представляет собой шиверу средней сложности (3 к.с.) Просмотр необязателен, линия движения видна сходу, тем не менее, маневрировать надо энергично.

Как обычно, происшествия начинаются сразу. На этих 800 метрах мы сломали 3 весла. Пора уж взрослеть, пора уж переходить на нормальные, хватит мучить - байдарочные переделки.

Далее дорога от реки поднимается на полку левого берега. Справа впадает ручей, но он малозаметен с наплыва. Это ориентиры порога Селевой.

Порог Селевой /4 к.с./

Просмотр по левому берегу. Выше устья ручья - галечный остров. Проход по правой протоке, чалка у конца островка в улов у левого берега.

Сам порог состоит из трех ступеней:

1 ступень

Начинается в 80 метрах ниже устья ручья. Это расположенные друг за другом два слива.Возможно, их высота зависит от воды, нам они сложными не показались. Через 50 метров начинается вторая ступень.

2 Ступень

Слив и шивера. Перед сливом крупный обломок скалы у левого берега. В предыдущем отчете отмечают навал на него, мы не ощутили. Основную сложность представляет зигзагообразная шивера. За левым поворотом ступень кончается, длина ее около 100 м.

3 ступень. Самая сложная в пороге. Представляет собой шиверу в левой протоке, длиной метров 100. Ключевое место - на выходе, у нижней оконечности разделяющего реку острова. Там два крупных выступающих камня образуют три прохода. Левый - относительно пологий, но сильно загрязненный слив, посередине торчит неглубоко расположенный "зуб". В целом все показалось опасным. Правый узкий, крутой и маловодный. Для прохождения был выбран центральный, который представляет собой практически вертикальный слив высотой около метра, расположенный параллельно основному течению (то есть линия движения в сливе перпендикулярна берегу). Трудность заключается в том, что надо попасть в параллельные течению ворота, резко развернуться на 90 градусов и спрыгнуть со слива, обогнув левый (верхний по течению камень и при этом не врезавшись бортом в правый (нижний) камень. При прохождении первый катамаран двигался на заключительном участке вплотную к правому берегу, чтобы на малой скорости подойти к сливу, гарантированно не врезаться в левый камень и не свалиться налево, а также это вроде как должно было помочь не впилить с разгону в нижний камень. Планировалось, дойдя до слива, спокойно развернуться и из нужной точки пересечь узкую и не уже не очень мощную на вид струю. Однако задели правым баллоном за мель, развернулись направо и чуть не навалили левым (!) баллоном на нижний камень. Спрыгнуть с желаемого слива кормой также не успели, струя потащила вправо. В результате свалились носом в правый маловодный вроде бы проходик и перевернулись. Второй

экипаж с удовольствием фотографировал весь процесс. После ликвидации последствий вторым экипажем слив был успешно пройден "с разгона". Правда, довернуться полностью в воротах они-таки не успели, вошли в слив полулагом, но устояли.

Прогон до Греческого ущелья. Длина 12 км.

После Селевого порога уклон Мзымты резко уменьшается. На первых 8-9 км порогов нет, однако расслабляться не следует. На реке встречаются завалы, которые в сочетании с все-таки приличным течением (и фактором неожиданности) представляют реальную опасность. Мы проходили этот участок ближе к вечеру, и солнце светило в глаза так, что ряд завалов (низколежащих бревен, перегораживающих реку целиком) распознавали лишь на близком расстоянии. В результате одно из таких бревен снесло полэкипажа на переднем катамаране (руководитель влез на бревно, но вернуться на судно не успел), а малоуправляемый катамаран влетел в расположенный чуть ниже посреди реки выворотень столь капитально, что снимали часа два.

После "канатки", которую можно наблюдать слева, становится попроще. Пишут, что в районе мостов (6-7 км до Греческого Ущелья) может лежать строительный хлам, мы ничего такого не заметили. Последние 3-4 км требуют внимания. Здесь расположены три порога 3-4 к.с. Ориентиром для первого из них служит тросовая переправа с люлькой. Точнее, люльку отметили наши предшественники, мы-то ее не наблюдали, мы видели будочку на берегу. Вообще, тросов над рекой натянуто много. В описываемом месте справа подходит дорожка и видны строения, слева непосредственно у реки - низкий довольно ровный берег с удобными стоянками, далее река поворачивает налево и берег резко поднимается. Здесь расположен первый порог.

Первый порог.

На левом повороте расположен длинный остров, разбивающий реку на две протоки. Левая короче и мощнее, порог в ней, просмотр поэтому слева. Река прорывается через гряды полуобливных камней. Возможны завалы. В нашем случае в ключевом месте валялось бревно так неудобно, что мы после раздумий решили все же идти по правой протоке. Она представляет шиверу средней сложности. Было весьма мелко, просматривать нечего. В месте слияния проток порог заканчивается. Далее правый поворот и 800 метров простой шиверы.

Второй порог.

Ориентиром для его начала служит поросший деревьями большой остров, отделенной от левого берега маловодной протокой, плохо заметной с наплыва. В конце острова порог начинается пологим метровым сливом через каменную гряду, проход слева. В общем, там же и заканчивается. Этот порог выделяют наши предшественники, мы его бегали смотреть, но преспокойно можно было идти с ходу, сложности он не представляет и на фоне, как нам показалось, не выделяется. Через 400 метров река делает правый поворот и начинается

Третий порог.

В левой части реки гряда обливных камней с узкими проходами, в правой - косые сливы с бочками. Длина порога - 200 метров. Порог наступил постепенно, шли мы его тандемом без просмотра, и нам понравилось.

Через 500 метров течение замедляется, начинается небольшое (400 метров ) водохранилище перед плотиной. Местные жители любят купаться здесь, катаясь на струе перед водохранилищем. Чалиться для обноса плотины или обвоза всего Греческого ущелья можно метров за 100 до плотины на правом берегу. Пишут, что можно и на левый берег (а по нему по широкой террасе якобы идет грунтовая дорога практически до конца ущелья), как мы сначала и сделали, но оттуда нас погнал сторож с ружьем. Он же объяснил, что воды в Греческом ущелье нет совсем.

3. Греческое Ущелье. Длина 3-4 км, 5 с эл. 6 к.с.

Мы не проходили, про пороги смотрите другие отчеты. Устроено там все так: от плотины большая часть воды (всегда примерно 30 м 3 /с) уходит в здоровенную трубу, где вращает турбины электростанции. Эта труба по специальным арочным мостам несколько раз зачем-то пересекает русло и в конце ущелья выпускает из себя воду обратно в реку. Таким образом, в ущелье течет только то, что не забрали в трубу, в нашем случае это была пара кубометров/сек., но бывает и больше, что дает возможность проходить сложные пороги Ущелья. По одному из "подтрубных" мостов мы с интересом прошлись и сверху наблюдали пороги 5-6 к.с -величественные, грозные, абсолютно сухие. Таким образом, от плотины по дороге мы поднялись в Красную Поляну, раскинувшуюся над Ущельем, там нам попался добрый парень на легковушке, который подбросил наши два ката по очереди к концу ущелья. К сожалению, спуск к воде в том месте, где труба изливается в реку, сильно затруднен (якобы там есть у самой воды полянка, где можно встать, сверху ее не видно), и мы спускались ниже на 2-3 км (по отчету предшественников -2, по времени нашего движения пешком 3-4), там к реке подходит и бетонка, есть места для ночлега. Всего обнос получился километров 5. Сразу после выхода трубы начинается шивера. Мы, стартовав ниже, застали ее кусочек.

4. "Шивера" и прогон до Ах-Цу. Длина 9-10 км, расход 60 куб.м/с.

Начинается через 50 метров после впадения справа отработанной в ГЭС воды. Водность потока резко увеличивается (кубов на 30, именно столько забирает ГЭС). Сначала идет 200-метровый участок с валами и бочками, далее следует поворот налево. За ним находятся многочисленные островки, разбивающие реку на протоки, в которых возможны завалы. Потом вновь начинаются валы и бочки. Но постепенно все успокаивается, уклон уменьшается, вдоль берегов появляются невысокие террасы, пригодные для ночлега. Четко выраженного окончания "Шивера" не имеет, условно можно считать, что она кончается в районе впадения крупного правого притока - реки Чвижепсе. Далее до водопада Ах-Цу серьезных препятствий нет. Через 2.5 км после впадения Чвижепсе слева впадает небольшой приток, еще через 800 метров справа на берегу небольшое село, здесь справа в Мзымту впадает маленький ручей. Это важный ориентир - через 500 метров начинается ущелье Ах-Цу.

5. Ущелье Ах-Цу - длина 4 км. Расход 60 куб.м./с, уклон 10 м/км.

Борта поляны сходятся, идущая по правому берегу дорога поднимается на полку на высоту 10-15 м. Над рекой. Левый берег - бом, правый крутой, поросший кустарником. Место для чалки для обноса водопада находится в 600 метрах до начала ущелья, здесь есть узкий галечный пляж, течение спокойное, у берега из воды торчат остатки деревянных свай. В 150 метрах впереди виден скалистый правый берег и крутой поворот реки влево - это заход в водопад Ах-Цу.

Водопад Ах-Цу. 6+ к.с.

Длина препятствия 75 метров, падение 5-6 метров. Удачное прохождение маловероятно, хотя в 1998-1999 годах Ах-Цу успешно прошли на каяке, а местные гиды, катающие туристов по Известняковому каньону, клялись, что проходят его на катамаранах регулярно. Тем не менее - для абсолютного большинства групп - обнос. Для этого по тропке нужно выбраться на дорогу, идущую по правому берегу. Над водопадом (а точнее - сразу после его) дорога уходит в 100-метровый туннель. За туннелем некоторое время тянется 20-метровый обрыв, метров через 200 после туннеля в принципе можно спуститься к воде по крутому осыпному склону. Наши предшественники, видимо, так и сделали. Мы поступили иначе. От конца водопада до вертикальной стенки каньона - метра два. К этой точке ведет крутая, но проходимая тропа сверху. Мы спустили катамараны по ней и по очереди стартовали оттуда. Здесь начинается неописанный в использованном нами отчете порог, который будем условно называть

Порог "Ущелье". Приблизительно 4 к.с.

Начинается непосредственно за водопадом, прижимом в стену ущелья. За прижимом следуют примерно 50 метров относительно спокойной воды в самой "каньонистой" точке ущелья, прямо под тоннелем. Далее - ряд ворот со сливами из крупных камней. Могут быть бревна. Мы проходили преимущественно слева. Самый сильный участок расположен на первой сотне метров за тоннелем. Дальше до конца ущелья встречаются препятствия, но уже ничего страшного нет. Просмотр основного участка возможен сверху, от входа в тоннель.

Для стоянки необходимо сплавиться до подвесного моста (вскоре после окончания ущелья). На правом берегу находится форелевое хозяйство (еще одно, крупнее - за Известняковым каньоном). Предшественники отмечают там кафе, но нас оттуда прогнали, не дав пообедать.

Прогон до Адлера - длина 25 км, расход 60-70 куб.м/с.

Река резко упрощается, уклон уменьшается, в 2 часах сплава после Ах-Цу имеется живописный, но несложный "Известняковый Каньон". За ним сплав малоинтересен, дорога отходит от реки и вплоть до Адлера пейзаж индустриальный. Последние километры вдоль Мзымты идет аэропорт, огороженный колючей проволокой (там имели место переговоры с вооруженной охраной, но обошлось), потом река течет через город. Всего от ущелья Ах-Цу до моря сплава часа 3-4. Попытавшись выйти чуть в море, кильнулись (один кат) и были выброшены на берег: волнение примерно два балла порождает достойные прибойные валы. Разбираться можно на пляже в устье, лучше справа. Далее до вокзала десять минут на маршрутке или автобусе (а если кому в аэропорт - то же самое, но вверх по реке, вы его только что проплыли).

Выводы и рекомендации
  1. Заранее надо решить, необходимо ли вам проходить пороги 5-6 к.с. Греческого ущелья. Если да, нужно оперативно узнавать уровень воды в этом месяце, иначе можно приехать на сухие пороги. Однако в целом Мзымта среди рек, текущих в этом районе, выделяется постоянством расхода. Потому на ней и ГЭС поставили.
  2. Если эти пороги не идти и не злоупотреблять местным вином, маршрут проходится довольно быстро (мы со всякими задержками уложились в три дня, плюс день подъездов-подходов, если считать от Адлера). Поэтому полезно предусмотреть еще какую-нибудь культурную программу, чтобы время тряски в поезде не превысило сроки активной части. Можно полетать на парапланах с инструктором у "Канатки", это стоило 1000 рублей за этак 20-25 минут полета. Можно просто поотдыхать в Адлере, там неплохо, и жить можно от 40 руб/день. Мы же слазили в Воронцовские пещеры, до которых от Адлера при удачном стечении обстоятельств даже на общественном транспорте часа два (и день - при неудачном). Но это отдельная история, см. отчет С. Галкина о нашем спелеопоходе или любой - о Воронцовских пещерах.
  3. Мы продолжали испытания самошивного "остренького" катамарана с низкой посадкой, (см. наш отчет по Зеленчуку, если это вдруг кому-то интересно). В этом походе на него были поставлены длинные гнутые стрингера для уменьшения деформации оконечностей баллонов в валах. Деформации уменьшились, но стрингера постепенно сломались. Нужны бы потолще.
  4. Нами в режиме первопрохождения пройден порог "Ущелье Ах-Цу". Конечно, реальным первопрохождением это не было, но сложилось впечатление, что группы, обносящие водопад, обносят и этот порог (и, соответственно, ничего про него не пишут). Что напрасно. Порог интересен и соответствует возможностям группы, идущей "четверку".
Картографический материал

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:























© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100