Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчёт о водном походе третьей (с эл. 4) категории сложности по реке Кубань (Сев. Кавказ), совершенном с 30 апреля по 10 мая 2004 г., группой туристов Перовского тур клуба г. Москвы

Руководитель: Федоров М.С. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6122

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Сведения о районе путешествия;
    3. Основные препятствия;
    4. Состав группы;
    5. Состав экипажей, суда;
  2. Общая идея похода;
  3. Варианты подъезда и отъезда;
  4. Аварийные выходы;
  5. График движения;
  6. Описание прохождения маршрута — дневник;
  7. Потенциально опасные участки на маршруте;
  8. Наиболее интересные природные и исторические объекты;
  9. Дополнительные сведения:
    1. Групповое и личное снаряжение;
    2. Погодные условия;
    3. Финансовые затраты;
  10. Итоги, выводы и рекомендации;
  11. Лоция маршрута;
  12. Карта маршрута;
  13. Фотографии
1. Справочные сведения
1.1. Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Район путешествия: Северный Кавказ.
Категория сложности: третья с эл. четвертой.
Число участников: 11.
Сроки проведения: 30 апреля - 10 мая 2004 г.
Продолжительность похода: 11 дней.
Протяженность маршрута: 101 км (водная часть).
Уровень воды: средний для весны.
Средства сплава: Катамаран-2 - 3 шт, Каяк-1 -2 шт, Каноэ-1 - шт.

Маршрут группы:
г. Москва - г. Невинномыск - пос. Учкулан - р. Кубань (сплав) - станица Красногорская - г. Невинномыск - г. Москва.
Маршрут утвердила МКК 21 апреля 2004г., в составе: Рязанский, Климин, Офицеров.
МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено
всем участникам и руководителю.
Маршрут соответствует третьей категории сложности с эл. четвертой.
Отчет использовать в библиотеке МКК.

1.2. Сведения о районе путешествия

На юге Ставропольского края у подножья Эльбруса расположена небольшая горная страна - Карачаево-Черкесия. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории - красивейшие уголки западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения.

Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа.

Район Кубани относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000 м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной защитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для района характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником

тепла.

Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии - Кубань (от черк. къ-обан (къоб-бурная, полноводная)). Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км. (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худее, Индыш и т.д.), слева в нее впадают Ускулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.

В Карачаево-Черкессии около 400 озер. К крупнейшим озерам в верховьях Кубани относятся Уллукуль (бассейн реки Учкулан) и Хурлакуль (левобережье реки Худее).

Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худее, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м.

Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу.

Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь - тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкающихся - ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах - озерная форель. Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).

На территории Карачаево-Черкессии проживают более 371 тыс. человек (данные 1979 г.), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т,д. Основные занятия коренного населения - скотоводство: карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы. Автомобильные дороги с твердым покрытием пересекают территорию Карачаево-Черкессии с севера на юг и с запада на восток. Большая часть дорог проложена в долинах рек. Широко развито автобусное сообщение.

1.3. Основные препятствия

Основные препятствия на маршруте это пороги Аманхит, 1-й Каменномостский и 2-й Каменномостский.

Детальные описания порогов и варианты их прохождения приведены в лоции (п. 11 отчета), уровень воды (средний) соответствовал ей.

1.4. Состав группы

Фамилия,
Имя,
Отчество
Год р. Место
работы,
должность,
телефон
Домашний
адрес,
телефон
Туристи-
ческая
подготовка
Обязан-
ности в группе
1. Федоров Максим Станисла-
вович
1969 ЗАО «Северсталь-
групп» Специалист
Г. Москва, ул. Пестеля, д.8 кв. 283 Т. 403-5595 Утулик - 4р Руково-
дитель
2. Савоненкова Анна Алексан-
дровна
1977 МГУ, Биофак, Студент Моск. Обл. 142380 Чеховский р-он П. Шарапово д. 12 Пшеха - Зу Медик
3. Харьков Сергей Валенти-
нович
1964 ООО «Эвиг», Менеджер Г. Москва 111395 Ул. Молдагуловой Д. 10, кв. 133т. 373-1518. Чаткал - 5у Инстру-
ктор
4. Харькова Елена Викторовна 1978 ИМНС № 20, специалист Г. Москва 111395 Ул. Молдагуловой Д. 10, кв. 133т. 373-1518 Хойто-Ока - 4у Завхоз
5. Мулач Андрей Влади-
мирович
1971 Мостоотряд №18 Инженер-геодезист Г. Москва 113648 Северное. Чертаново мкр. Д.З, кв. 127 Пшеха - Зу Реммастер
6. Кочетков Алексей Игоревич. 1979 Временно б/р Моск. Обл. 141 091 г. Юбилейный ул. Трофимова д.З, кв.121 Пшеха - Зу Летописец
7. Шариков Алексей Викторович 1976 ОАО «СТГ», ст. специалист Г. Москва 119633 Борисовское ш. Д. 33, кв 32, Пшеха - Зу Казначей
8. Козлов Юрий Анатоль-
евич
1981 ООО «Логлиф», сервис-
инженер
Г. Москва 129110 ул. Гиляровского, д. 48, кв. 125 Мета - 2у Снаря-
женец
9. Медведев Роман Евгеньевич 1971 ЗАО «Гельветика» зам. Ген. дир-ра Г. Москва 115407 ул. Судостроительная д. 22, к. 1, кв. 6. Шавла-Аргут - 5у Фотограф
10. Дугин Алексей Львович 1971 ОАО «Гипро-
дорнии» зам ГИП
Г. Москва 111531 Шоссе Энтузиастов д. 94, к. 4, кв. 564. Мета - 2у Фотограф
11. Рагозин Андрей Юрьевич 1962 ООО «Шаттл» Г. Москва 107552 ул. 11-я Парковая д. 31, кв. 16, Мета - 2у Пом. реммас-
тера

1.5. Состав экипажей, суда

1. Катамаран
Тритон-2,
Водоизмещение 850 л.
Длина 4,0 м
Ширина става 1,8 м
Рама стандартная, дюраль Д16Т
Федоров Максим - капитан
Савоненкова Анна - матрос
2. Катамаран
Тритон-2,
Водоизмещение 850 л.
Длина 4,0 м
Ширина става 1,8 м
Рама стандартная, дюраль Д16Т
Харьков Сергей - капитан
Харькова Лена - матрос
3. Скаут Рафтмастер
Водоизмещение 500 л.
Длина 4,5 м
Ширина 1,1 м
Надувное судно
Мулач Андрей - капитан
Кочетков Алексей - матрос
4. Каяк
Priori Fly
Водоизмещение 205 кг
Длина 2.67 м
Ширина 0.62 м
Материал - полиэтилен
Шариков Алексей
5. Каяк
Robson Moonter
Водоизмещение 255 л.
Длина 2.53 м
Ширина става 0.63 м
Материал - полиэтилен
Козлов Юрий
6. Каноэ
Dagger Atom
Водоизмещение 230 л.
Длина 3,0 м
Ширина 0,8 м.
Материал - полиэтилен
Медведев Роман
7. Катамаран
Красное Солнышко -2,
Водоизмещение 1400л.
Длина 0,7 м
Ширина става 1,9м
Рама стандартная, дюраль Д16Т
Рагозин Андрей - капитан
Дугин Алексей - матрос

2. Общая идея похода

Данный поход планировался как учебно-тренировочный поход водной школы Перовского турклуба г. Москвы. Основными задачами похода были: обучение слушателей школы и повышение спортивного мастерства, ознакомление с одной из рек Северного Кавказа, спортивный отдых.

3. Варианты подъезда и отъезда

Заброска. До станции Невинномысск можно доехать поездами, идущими в Нальчик, Владикавказ, и др. От станции Невинномысск на заказном транспорте до пос. Учкулан. Возможна заброска и на местном общественном транспорте, но, в связи с большим количеством слушателей от этого варианта отказались.

Выброска. От станицы Красногорская до Невинномыска на заказном транспорте. Также возможен вариант общественного транспорта. Из Невинномыска в Москву на поезде.

4. Аварийные выходы

Пешая часть на маршруте практически отсутствует.

На водной части маршрута, вдоль всей реки идет асфальтовая дорога со средней интенсивностью движения. Есть и общественный транспорт - автобусы, ходят несколько раз в день. Расстояния между населенными пунктами незначительны. В связи с этим аварийная выброска с маршрута не представляет какой-либо трудности.

5. График движения

Число День № Характеристика дня Местность
30-02 1-3 Заброска. Поезд Москва - Невинномыск
02 3 Заброска, Стапель Автотранспорт Невинномыск - пос. Учкулан
03 4 Сплав Пос. Учкулан - 1,5 км ниже пос. Эльбрусский
04 5 Сплав 1,5 км ниже пос. Эльбрусский - пор. 1-й Взрывной
05 6 Сплав пор. 1-й Взрывной - ниже пор. Аманхит
06 7 Занятия по плану школы Ниже пор. Аманхит
07 8 Сплав, антистапель Пор. Аманхит - станица Красногорская
08 9 Выброска Автотранспорт станица Красногорская - гор. Невинномыск
08-10 9-11 Выброска Поезд Невинномыск -Москва

6. Описание прохождения маршрута — дневник

При сплаве по маршруту и прохождении препятствий использовалась лоция (п. 11 отчета) уровень воды соответствовал лоции. Детальное описание порогов в п 1.3.

Дни 1-2 (30.04-01.05). Поезд.

В пятницу вечером сели в поезд и поехали, ехать надо было долго, больше суток. В субботу днем мелкий ремонт снаряжения, пиво и т.п.

День 3 (02.05). Заброска, стапель.

02:00. Вылезли из поезда в г. Невинномыске. Нас уже ждали заранее заказанные автобус и грузовик для рюкзаков, (заброска была совместной с другими отделениями школы, 39 человек). По идее надо было заехать в Черкесск и поставить печать на список группы в местном погранотряде. Однако послушав рассказы соседних групп и проанализировав ситуацию, мы решили туда не ехать и печати не ставить. Рассказы сводились к тому, что ждать придется до 2-3 часов дня, а нам потом еще 5 часов ехать. Все это могло обернуться потерей времени в сутки, и мы решили в погранотряд не ехать.

02:30. Выехали с ж/д станции на автобусе и грузовике. Ехали без происшествий, милиция по дороге к нам не цеплялась. По дороге (утром) просматривали некоторые участки реки.

07:30. Приехали к месту стапеля, на 1 км ниже слияния речек Учкулан и Уллу-Кам (чуть ниже поселка Учкулан), между 46-м и 45-м км. Встали 1 км ниже.

08:50. Завтрак, потом стапель.

13:00. Обед. Подъехал местный участковый (с коллегами), поздоровался и сказал, что надо было заехать в Учкулан и отметиться у него, а вот печать погранзаставы Черкесска (ее у нас не было) ему совсем не нужна. К участковому не поехали. Обошлось.

14:00. После обеда часть группы (те, кто отстапелился к этому времени) пошли в радиалку на гору Эль-Баши. Цель - дойти до снежника.

16:50. Путь до снежника продолжили только двое (Мулач и Кочетков), остальные повернули обратно.

19:15. Вернулись ребята со снежника, притащили бутылку снега.

19:30. Ужин. Пригодилась бутылка со снегом (холодная и чистая вода).

23:00. Начали разбредаться по палаткам.

День 4 (03.05). Сплав.

07:30. Подъем, завтрак.

08:30. Начало сборов.

10:00 - 11:00. Занятия по плану школы: отработка переправы через реку (по серьезному, со страховкой двумя морковками, и т.п.)

12:00. Обед и окончание сборов.

13:30. Поплыли.

13:45 В небольшом порожке кильнулся «Скаут». Поймали, пошли дальше

14:30. Прошли мост. У моста стояли 5 мин.

15:00 Прошли висячий мост.

15:13. Зачалились перед мостом в а.Карт-Джурт. Просмотрели шиверы.

15:35. Прошли удачно.

15:50. Подвесной мост.

16:00-16:10. Перекур с чалкой на отмели справа.

16:15 - 16:20. Обливные камни между бетонными стенами перед мостом. Чуть ниже Эльбрусского. Прошли вдоль ЛБ.

16:35. Остановились на правом берегу, ниже рудника или шахт (таких полуразрушенных домов) для ночевки.

20:00. Ужин. После ужина «в гости» приехало двое местных ребят. В общем, нормальные ребята оказались, разговаривали до 2 ночи, потом дежурили.

День 5 (04.05). Сплав.

08:00. Подъем, завтрак.

11:00. Вышли.

11:40 Прошли мост.

11:45. Зачалились. Ошиблись, думали Даутская шевера, оказалось - нет.

12:15. Подошли к Даутской шивере. Встали на ПБ, на каменной отмели перед мостом. Просмотрели шиверу.

12:55 Начали прохождение: катамараны, скаут, каяки. Фотографировались.

13:30. Все прошли, поплыли дальше. Начался дождь. Ищем 1-ый взрывной порог и не находим. Нету его. Смыло селем. Или МЧС раздолбила с вертолетов, что бы дорогу ни подмывал. В общем нету порога, исчез.

13:45. Встали на левом берегу на «полочке». На противоположном берегу, в 2-х километрах - нарзановые источники. Погода портится, начался дождь. Дров навалом. Некоторые особо буйные пошли за нарзаном, потом одумались и вернулись. Народ из соседнего отделения решил идти до победного. Возвращение этого народа мы наблюдали в полвосьмого вечера. Мы поняли, что «человек, измученный нарзаном» - это человек, который 4 часа ходил под дождем и по грязи до нарзанного источника.

День 6 (05.05). Сплав.

07:40. Подъем, завтрак.

10:05. Вышли.

10:15. Встали для просмотра 2-го взрывного порога на правом берегу. Порог смыло! Ну не то что бы совсем, но прохождение упростилось.

10:45. Прошли то, что осталось от порога, сделали пару снимков.

11:25. Привал.

12:00. Подошли к Аманхиту. Ориентир, на который не ссылалась ни одна из изученных лоций: перед порогом наверху хребта с левого берега видна опора магистральной ЛЭП. При ее возникновении лучше зачалиться на правый берег и пойти посмотреть место для перечалки

12:00 - 13:30. Просмотр порога.

13:30. Встали на обед.

15:00. Начали прохождение порога. Каноэ решило не идти. Тактика прохождения 1-ой и 3-ей ступени: на взаимостраховке проходят 2 катамарана и встают на страховку после ступени, потом проходит 3-й катамаран и тоже встает на страховку, потом проходят скаут и каяки. Тактика прохождения 2-ой ступени: экипажи скаута, каяков и каноэ организуют страховку морковками с берега и фотосъемку, проходят катамараны и встают на активную страховку, потом идут скаут и каяки. Жизнь внесла свои коррективы: на второй ступени третий кат с Алексеем Дугиным и Андреем Рагозиным, попал под «расческу» на ПБ за второй ступенью. В результате: Андрей поплыл самосплавом вниз, за ним пошло два катамарана (один наш и один соседнего отделения), а Алексей остался с катамараном на камне за «расческой». Однако Андрей сам довольно быстро выбрался на берег и вернулся на свой кат. Ушедшие каты встали на страховку перед третьей ступенью. Больше аварийных ситуаций на этом пороге не было.

17:05 Встали на ночлег сразу за порогом, на полке ЛБ.

24:00. Угомонились и уснули.

День 7 (06.05). Дневка, занятия..

08:15. Подъем, завтрак.

09:35. Занятия по плану школы: организация страховки и прохождение препятствий на базе порога Аманхит. Переправились на правый берег и обнесли порог по шоссейной дороге.

10:40. Начали повторное прохождение порога Аманхит.

11:50. Все прошли благополучно.

12:00 - 13:20. Катались на каяках у лагеря

13:50 Обед. После обеда одна часть группы отсыпалась, а другая - пошла в небольшую радиалку на вершину, под которой мы стояли. Туда ведет хорошая тропа, поэтому поднимались недолго, минут 45. с вершины открывается красивый вид почти на весть порог Аманхит.

18:00. Все собрались в лагере. Началось глобальное безделье... хорошо...

19:30. Ужин.

24:00. Засыпаем.

День 8 (07.05). Сплав.

07:00. Подъем, завтрак.

09:10. Вышли.

10:10. Подошли к «1-му Каменомостскому» порогу. Просмотрели. Решили изменить тактику прохождения и состав экипажей судов. Обнести все вещи, каноэ и 1-й катамаран, у которого после Аманхита полетели 2 кницы. Каякеры решили стартовать с середины порога с ПБ. В результате порог прошли усиленные экипажи 2-го (Федоров и Харьков) и 3-го (Дугин и Медведев) катамаранов и скаут в штатном составе.

12:00. Начали прохождение. На страховке 1-й катамаран и «морковки». Каты прошли успешно,«Скаут» перевернулся почти на выходе из порога, спасли быстро.

12:30. Подошли к Желобу (2-й Каменномостский). Посмотрели. Идти порог решили усиленными экипажами: 2-й (Федоров и Харьков) и 3-й (Дугин и Медведев) катамараны. Причем пойти решили не разгружая катамараны. Страховали снизу порога всеми обнесенными судами.

13:40. «Желоб» прошли. Порог смотрится страшновато, но на самом деле это спецэффекты. Технически прохождение не сложное, надо просто постоянно держать судно по центру порога. Встали на обед под «Желобом».

15:10. Вышли. О следующем участке пути надо сказать особо. Вроде все именные препятствия закончились, и нам надо было проплыть 30 км. участок до станицы Красногорская, куда на следующий день был заказан транспорт. В общем этот участок особенно не дал расслабиться: на поворотах прижимы, валы, иногда бочки. Видели как одну четверку из соседней, рязанской, группы держало в прижиме минуты 2. Плюс ко всему не очень дружелюбное население: пару раз со скал кидались камнями весьма неплохого размера.

18:30. Пришли к месту антистапеля, на ЛБ сразу за мостом в Красногорской, ну и стали антистапелиться.

20:20. Подъехал местный участковый, сказал, что могут придти всякие отморозки в гости и, на всякий случай, оставил номер своей мобилы. Решили по очереди дежурить до утра.

День 9 (08.05). Выброска.

07:00. Подъем, (кто спал), завтрак. Собираемся, упаковываемся.

11:15. Подъехал наш транспорт, погрузились и поехали.

14:30. Мы в Невинномысске, на вокзале. До поезда 6 часов. Сходили в баню, на рынок, и т.д.

20:15. Сели на поезд и поехали домой.

Дни 10-11 (09.05-10.05). Поезд.

Больше суток ехали в поезде и приехали в Москву 10-го мая в 5:30 утра. На этом поход закончился.

7. Потенциально опасные участки на маршруте

Опасные участки на маршруте были только на водной части - это именные пороги: Аманхит, 1-ый Каменномостский и 2-ой Каменномостский (Желоб). Необходимо уделить внимание безопасности при проведении разведки Аманхита, так как много сыпухи (курумника).

Так же следует отметить довольно напряженный прогонный участок от Желоба до станицы Красногорской. Неплохие прижимы, высокие валы, плюс ко всему иногда местное население бросается камнями с высоких обрывов.

8. Наиболее интересные природные и исторические объекты

Из исторических памятников на маршруте присутствуют несколько памятников, да и то не очень понятно, к кому они относятся. Перед пос. Учкулан стоит обелиск, но чему он посвящен, мы так и не поняли. Чуть ниже пос. Эльбрусский на ПБ находятся заброшенные шахты (или рудники). Вдоль р. Даут расположен Даутскии заказник, но мы туда не ходили. Чуть ниже р. Даут на ПБ в Кубань впадает река Идыш. Если по ней подняться на 1,5-2 км, то можно дойти до нарзанного источника. Вот в общем-то и все.

9. Дополнительные сведения
9.1. Групповое и личное снаряжение

Специальное снаряжение, групповое:

Катамаран - 2 3 шт.
Скаут -2 1 шт.
Каяк - 1 2 шт.
Каноэ - 1 1 шт.
Спасконцы (морковки) 7 шт.
Весла 11 шт.
Запасные весла 7 шт.
Ремнабор 1 шт.
Аптечка 1 шт.

Специальное снаряжение, личное:

Спасжилет, стропорез, каска, гидрокостюм, гермоупаковки - 1 комплект на каждого участника.

Наименование На 1 человека На группу 6 человек
Продукты (всего/в день) 4,2/0.7 46,2/7,7
Групповое снаряжение 22 242
Личное снаряжение 14 154
Всего: 40 440

Максимальная нагрузка на мужчину 43,5 кг., на женщину 25 кг.

9.2. Погодные условия

Поход проходил в условиях очень благоприятной погоды. В период активной части похода, со 2 по 8 мая погода была в основном солнечная и теплая (был всего 1 дождливый день). Днем температура поднималась до +20 - +25 о С, ночью 0 - -2 о С. Это в общем не очень типично для данного времени на серверном Кавказе. Обычно бывает и температура попрохладнее да и дождей побольше.

9.3. Финансовые затраты

Куда шли деньги С одного человека С группы
Ж.Д. Москва - Невинномыск 692 7612
Авто Невинномыск - Учкулан 400 4400
Авто Красногорская - Невинномыск 400 4400
Ж.Д. Невинномыск — Москва 640 7400
Пропитание и фото 570 6270
Всего: 2702 30082

Таким образом затраты на одного человека составили 2700 рубля, на группу из 11 человек 30000 рублей.

10. Итоги, выводы и рекомендации

Маршрут интересен только в спортивном плане. Для отдыха не очень удобные стоянки, и недружелюбное местное население (особенно после Каменномостска). Маршрут проходит по красивым местам. Очень живописная природа.

Весь намеченный маршрут был пройден полностью. Были частичные обносы: 1-ый Каменномостский обнесли каяки, каноэ и один из катамаранов, Желоб прошли только 2 катамарана с усиленными экипажами.

С рыбалкой по всему маршруту проблем нет, проблемы с рыбой. По крайней мере, в то время, когда ходили мы, рыба не ловилась даже у местного населения. Проблем с дровами не было ни на одной стоянке, их просто навалом.

Довольно легкая заброска/выброска (отсутствие пешей части) понижают требования к весовым характеристикам снаряжения.

Сам по себе сплав по Кубани оказался очень коротким, поэтому для спортивного похода желательно эту речку брать в связке, используя в качестве разгонной реки. Но для целей и задач Водной школы речка признана вполне подходящей.

11. Лоция маршрута

В качестве основы лоции использовался отчет П.А. Скобина

(ТвГОО ФСТ, г. Тверь май 2003г), дополненный сведениями из нескольких других отчетов, найденных в интернете. Средний уровень воды, соответствовал нашему прохождению.

Название Длина Описание Прохождение Наши замечания
От точки стапеля 30 км.
Шивера «Даутская» 3 к.с 200 Ориентир красный железный мост на шоссе Карачаевск - Учкулан. Шивера находится за мостом, слева впадает р. Даут. После шиверы быстроток, разбои Прохождение походной колонной по основной струе. Чалка для осмотра возможна за мостом на правый берег Перед мостом на левый берег - значительно проще. Проходили вначале по центру, потом под ЛБ.
Прогонный участок - 1 км
Порог 1-й Взрывной --- Расположен на левом повороте реки, После слива бочка 1-1,2 м. На выходе косые валы до 1,5 м. и прижим к ЛБ Заходили по основному сливу у л. б, между острым камнем и полуобливной плитой. Порог исчез, толи смыло селем, толи МЧС разбомбило, что бы дорогу не подмывал
Прогонный участок — 1,5 км.
Порог 2-й Взрывной «Зигзаг» 70 Ориентиром порога может служить резкое сужение на правом повороте реки, видное издалека. В нашу воду перед порогом у ПБ была каменистая коса, а в центре русла два островка: одна из проток была перегорожена упавшим деревом. Он расположен на зигзагообразном повороте реки с большим падением русла. На входе справа острый "зуб", по центру - слив 2,0 м. с жестким 1,5 м. валом за ним. На выходе у ЛБ, острые камни, правее - мощная бочка с косыми валами за ней. После слива уходили вправо от мощного прижима к ЛБ Чалка для просмотра на ПБ. Порог упростился (или нам так показалось?): справа острого зуба не было
Прогонный участок - 15 км.
Каньон «Аманхит», 3-4 к. с. 2 км. Ориентиры каньона - ширина реки около 30 м., отвесные скалы подходят вплотную к реке с обеих сторон, заметно падение. На полке п. б. за лиственной порослью видна дорога. Порог начинается на правом повороте. Выделяется 3 ступени, разделённые быстротоками. Первая ступень (простая) - валы, за ней быстроток. Вторая ступень - входной слив, за ним большой камень по центру. Проходы справа и слева. Серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе 3-4 мощных вала, бочки. За ними быстроток. Третья ступень - на S -образном повороте. Сливы, бочки, эффектные валы. На выходе поджимает к острому камню л. б. Затем плёс. Сходу, колонной с интервалом 10-12 м. Линия движения очевидна - по основной струе. Чалка перед порогом и между ступенями возможна на п. б. Стоянка разу за препятствием на л. б. до впадения левого притока перед разрушенным мостом. В 300 м. ниже разрушенного моста стоянка на ПБ у дороги. До пор. «1-й Каменномостский» сложных препятствий нет. Быстротоки , разбои . Основной ориентир, более бросающийся в глаза - это большая опора магистральной ЛЭП впереди вверху на горе (реально гора на ЛБ, но из-за поворота видна ровно впереди). На камень, который по центру серьезно сносит, при первом прохождении пришлось даже сделать телемарк, чтобы уйти от навала. Во второй ступени из ПБ горизонтально воде торчал ствол – расчёска, правда легко обходился.
Прогонный участок - 18 км
Порог 1-ый Каменно-мостский, 3-4 к. с 30 Находится в посёлке. С наплыва заметить не просто. За 30 м. до порога достаточно сильное течение. Ориентиры - после не крутого зигзага прямо по курсу невысокие уплощённые сверху скальные стенки л. б. Относительно резкий взлёт п. б., на котором располагаются строения, огороды. На ПБ у самой воды выходы камня. По ЛБ отмель из крупной гальки. Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. За ним плёс. На входе большой камень, не очень чётко видимый с наплыва. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к острым скалам л. б. В правом проходе слив, мощные косые бочки, сюда уходит большая часть воды. Чалка на отмель л.б. или на п.б. за 40 м до порога. У ПБ течение заметно сильнее. Проходили слева от камня на входе. Много удобных мест для страховки . Воды льёт примерно поровну, что слева, что справа. К левым скалам струя не жмёт.
Прогонный участок - 1 км
Порог 2-ой Каменно-мостский, «Жёлоб», 4 к. с. 70 В километре ниже предыдущего. Ориентир -капитальный мост над порогом, по курсу невысокие скальные стенки ЛБ. Река летит между скальными стенами сквозь узкий проход. Общее падение до 6 м. Сливы, валы, бочки. За порогом река расширяется и быстротоком стекает в шиверу. Чалка на л.б. в устье ручья на поляну п.б. Группа проходила препятствие с комбинированной страховкой. Порог хорошо смотреть при заброске. Сниматься с маршрута удобно от этого порога или спустившись ниже устья р. Теберда. Общий смысл прохождения – зайти по центру и дальше всеми силами держать катамаран на середине прохода. Чётко выделить локальные препятствия не получится: всё хорошо перемешано, но посередине есть чёткий слив, метра 1,5 высотой. Порог технически прост .
До точки антистапеля 40 км.

12. Карта маршрута

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Абориген, 08.02.2011
Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии - Кубань (от черк. къ-обан (къоб-бурная, полноводная)).

Переводится это слово не с черкесского а с каркачаевского, вам наверное нет разницы между черкесом и карачаевцем, это разные народы хотя проживают на территории одной республики.
Вам следует внимательно изучать такие вопросы прежде чем писать об этом.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:







































































































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100