Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском спортивном походе третьей категории сложности по рекам Инзер, Лемеза

28 апреля – 9 мая 2001 года

Руководитель: Андрей Кривонос (Оренбург)

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Проводящая организация;
    2. Паспорт маршрута;
    3. Район, подрайон, массив похода;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие препятствия маршрута;
    6. Состав группы;
    7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов;
    8. Поход рассмотрен МКК;
  2. Содержание отчета:
    1. Общая смысловая идея похода;
    2. Варианты подъезда и отъезда;
    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. График движения;
    6. Техническое описание прохождения группой маршрута;
    7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;
    8. Наиболее интересные объекты на маршруте;
    9. Дополнительные сведения о походе:
      1. Перечень специального снаряжения;
      2. Особенности общественного и личного снаряжения;
      3. Характеристика средства передвижения;
    10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения;
    11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута;
  3. Отчет подготовлен:
    1. Публикации;
  4. Приложения:
    1. Карта маршрута (1:200 000);
    2. Схемы прохождения определяющих препятствий маршрута:
      1. Схема прохождения порога "Айгирский";
      2. Схема прохождения порога "Чёрная речка";
    3. Условные обозначения, применённые на схемах;
    4. Расписание движения железнодорожного транспорта:
      1. Движение железнодорожного транспорта по станции Карламан;
      2. Движение железнодорожного транспорта по станции Инзер;
    5. Список препаратов медицинской аптечки и методы их применения;
  5. Рецензия
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

Самодеятельная группа туристов Оренбургской области. Руководитель – Кривонос Андрей Владимирович.

1.2. Паспорт маршрута

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный третья ..18,5 – пешая
260,5 – сплав
279 – общая
12 10 с 28 апреля по 09 мая 2001 года

1.3. Район, подрайон, массив похода

Поход проходил по рекам, протекающим в районе Южного Урала по территории Республики Башкортостан.

1.4. Подробная нитка маршрута

От станции Улу-Елга железной дороги г. Уфа – г. Белорецк переход до деревни Картали1, сплав от деревни Картали по реке Большой Инзер до станции Инзер, переезд по железной дороге от станции Инзер до станции Айгир, сплав от станции Айгир по реке Малый Инзер до её слияния с рекой Большой Инзер и далее по реке Инзер до деревни Бриштамак, пеший переход до деревни Бриш, переезд от деревни Бриш до деревни Искушта, сплав по реке Лемеза от деревни Искушта до впадения реки Лемеза в реку Сим, сплав по реке Сим до деревни Богдановское.

1 На картах название населённого пункта, от которого начинался сплав, Карталы, однако, из дорожных указателей и от местных жителей узнаём, что правильное название Картали.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения
"Сарыштин-ская" шивера (р. Большой Инзер) 2 (П) 6 км Шивера начинается после бурного левого притока Сарышта. Скорость течения возрастает. Валы 1 – 1,5 м. На катамаране возможно прохождение без разведки. Линия движения – по центру русла.
"Айгирский" порог (р. Малый Инзер) 3 (СР) 2,2 км Порог начинается в 2 км от ж.д. станции (будки с названием). После быстротока река делает левый поворот и немного замедляется. В этом месте на правом берегу скалы, а впереди, на левом берегу, видна каменная осыпь и железная дорога. Порог начинается после этого замедления перед правым поворотом реки. Сначала идут несколько прямых валов до 0,7 м. В правом повороте реки прижим к левому берегу. Валы в повороте 1,5 – 2 м, у левого берега – больше. В конце поворота – две "бочки" у левого берега через приблизительно 50 м одна от другой. На прямом участке до левого поворота – прямые валы до 1,2 м. На левом повороте – валы до 1,7 м. Через 100 –150 м после левого поворота, по центру русла – большая "бочка" высотой около 2,5 м. За ней – несколько валов до 2 м. Далее, на прямом участке, идут хаотические валы до 1,5 м. Около скал правого берега довольно большая "бочка". Шивера продолжается до правого поворота, где река вновь вплотную подходит к железной дороге. Ширина реки в пороге 50 – 70 м, скорость течения 12 – 15 км/ч. Зачаливание к левому берегу, как только стала видна каменная осыпь железной дороги, а справа открылись скалы. Разведка по левому берегу. Прохождение правого поворота ближе к правому берегу или посередине. Далее – движение по центру русла. После левого поворота – ближе к правому берегу с частичным обходом "бочки". Прямой участок – по центру русла. "Бочка" у правого берега легко обходится по центру или ближе к левому берегу. Чалиться можно к левому берегу сразу после скал на правом берегу, но здесь ещё достаточно большая скорость течения. После второго прохождения реки вплотную к железной дороге, через 200 м течение уменьшается, левый берег становится пологим и можно легко зачалиться. Перед прохождением на катамаране желательно провести разведку и наметить линию движения.
Шивера на р. Малый Инзер 2 (П) 6 км Шивера за порогом "Айгирский" продолжается до первого железнодорожного моста то усиливаясь, то уменьшаясь. Высота валов до 0,6 м. Прохождение по центру русла. Линия движения видна с воды и не требует разведки.
Порог-шивера "Кабан-Таш" (р. Лемеза) 2 (П) 600 м От ручья Б. Шар-Краук (левый приток р. Лемеза, на поляне у которого обычно собирают суда) до начала шиверы Кабан-Таш – 4,5 км. Шивера начинается за левым поворотом реки. Ориентиром служат скалы на правом берегу и на высоте виден скальный обломок кубической формы, который будто бы стоит неустойчиво и может рухнуть. Валы до 1,5 м, "бочки". Ширина русла в шивере около 70 м. Скорость течения 10 –12 км/ч. Прохождение по центру русла. Линия движения видна с воды и для катамаранов не требует разведки.
Порог "Чёрная речка" (р. Лемеза) 4 (С) 1,8 км Порог начинается через 400 метров прямого быстротока после окончания порога-шиверы Кабан-Таш. Здесь река делает правый поворот на 90 градусов. Порог начинается прямой входной шиверой длиной 400 м. Ширина реки 50 – 70 м. Скорость течения 12 – 15 км/ч. Высота валов до 1,3 м. Затем река сужается и делает плавный левый поворот (петлю) длиной около 350 м. Ширина уменьшается до 30 – 40 м. Скорость течения увеличивается до 18 км/ч. В повороте идут косые валы до 0,8 м. Затем река делает правый поворот, но основная струя идёт ближе к правому берегу и бьёт в скалу правого берега. Здесь стоит косой вал высотой 1,2 – 1,4 м. После этого от средины русла до правого берега находится большая мощная "бочка" высотой около 1,5 м. Основная струя падает в эту "бочку". В 30 м от этой ключевой "бочки" порога у левого берега находится ещё одна "бочка" меньшего размера. После этого ширина реки увеличивается до 70 – 80 м, скорость течения замедляется до 12 – 15 км/ч. От главной "бочки" порога до впадающей справа Чёрной речки 850 м тянется шивера с высотой валов до 0,7 м. У правого берега находилось несколько поваленных деревьев. Чалиться для разведки надо к левому берегу в конце прямого быстротока, последнее возможное место – самый перегиб реки в правом повороте. Входная шивера проходится по центру русла. Далее, в левом повороте-петле надо стараться держаться ближе к левому берегу. У ключевой "бочки" порога надо выставить сигнальщика или вывесить яркий ориентир. Здесь надо уйти с главной струи влево, избежать попадания в прижим к правой скале и в большую "бочку". Затем следует быстро вернуться к центру русла для ухода от "бочки" у левого берега. Выходную шиверу порога надо проходить по центру или ближе к левому берегу. Зачаливаться надо когда становится виден правый приток – Чёрная речка. Страховку надо организовывать с воды параллельно идущим судном или с левого берега у Чёрной речки. Выставить страховочное судно раньше сложно из-за крутого левого берега заросшего лесом, скалистого правого берега и очень быстрого течения. Страховка с берега будет мало эффективна.
Шивера на р. Лемеза 2 (П) 7 км После правого притока Чёрная речка шивера тянется до разрушенного моста, который вёл в заброшенную деревню Кысык. В шивере валы высотой до 0,5 м. Скорость течения до 12 км/ч. Линия движения видна с воды и не требует разведки.
Другие шиверы и прижимы 1 (Л) – 2 (П) до 300 м Валы и сливы до 0,5 м. Прижимы к скалам. Возможно прохождение без разведки и без страховки.

Категория трудности препятствий определена согласно таблицы классификации водных препятствий, приведенной в сборнике "Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг.", Москва 1998, стр. 94 раздел 5.4 "ПАСПОРТ препятствия водного маршрута (порога, каскада порогов, каньона, участка)" и стр. 116 раздел "Таблица оценки трудности водных препятствий":

Категория трудности Характеристика препятствия
1 (Л) "Лёгкое" препятствие. Доступно для прохождения туристами, не имеющими туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерны для маршрутов I к.с.
2 (П) "Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к.с.
3 (СР) Препятствие "средней" трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к.с.
4 (С) "Сложное" препятствие. Протяжённая шивера или порог с большим количеством камней, "бочками" и валами. Каньон и щёки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствия имеются достаточно протяжённые относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или явно не выражена. Определяющее препятствие маршрутов IV к.с.

Категория сложности водного маршрута может определяться, кроме как на основании "Перечня классифицированных туристских спортивных маршрутов…", согласно таблицы 4 "Единой всероссийской спортивной классификации маршрутов", раздел 2.4, стр. 105 в вышеназванном сборнике "Русский турист…":

Категория
сложности
похода
Минимальное количество локальных препятствий категорий трудности
1 2 3 4 5 6
I 2 - - - - -
II 1 2 - - - -
III 1 2 - - -
IV 1 1 2 - -
V 1 1 2 -
VI 1 2 1

1.6. Состав группы

Фамилия, имя, отчество Год рождения Домашний адрес Телефон Обязанность в группе
1 Кривонос Андрей Владимирович 1969 г. Оренбург, улица Салмышская, дом 33, кв. 192. д.(3532)-62-31-62 р.(3532)-79-83-18 руководитель, завхоз
2 Полилова Людмила Петровна 1960 г. Оренбург, проспект Победы, дом 117, кв. 17. д.(3532)-35-70-02 р.(3532)-33-51-15 кок
3 Синявский Леонид Владимирович 1969 г. Оренбург, улица Мира, дом 10А, кв. 71. д.(3532)-33-89-89 костровой
4 Щербаков Александр Юрьевич 1976 Оренбургская обл., Переволоцкий р-н, с. Адамовка, средняя школа. р.(353-38)-2-35-31 штурман
5 Давыдов Владислав Николаевич 1968 г. Оренбург, улица Кирова, дом 7, кв. 1. р.(3532)-77-70-23 фотограф
6 Круссер Юрий Олегович 1969 Г. Оренбург, улица Чкалова, дом 70, кв. 16. - фотограф, метеоролог

1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Отчет хранится в Оренбургском городском спорттуркомитете по адресу 460000, г. Оренбург, переулок Мало-Торговый, дом 5, кабинет 3, тел. (3532)-77-22-81.

Имеется около 200 фотографий.

1.8. Поход рассмотрен МКК

Оренбургской области (Код 156-00-33263330).

2. Содержание отчета
2.1. Общая смысловая идея похода

Данный маршрут является единственным водным маршрутом третьей категории сложности в районе Южного Урала. Маршрут включает в себя наиболее сложные и интересные водные препятствия данного географического района. В "народе" этот маршрут называют "Бешеная тройка". Слово "тройка" при этом, видимо, имеет двойной смысл: третья категория сложности и три реки, проходимые за один раз.

Группа выбрала для весеннего сплава этот довольно сложный, но интересный и красивый "бешеный" маршрут, чтобы повысить своё спортивное мастерство перед движением дальше к высококатегорийным рекам.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

К деревне Картали, от которой начинается сплав по реке Большой Инзер, можно попасть от платформы Картали или станции Улу-Елга железной дороги Уфа – Белорецк. Из пассажирских поездов по этой железной дороге в настоящее время ходят только Москва – Магнитогорск и Уфа – Сибай и соответствующие им обратные поезда. Поезд Москва – Магнитогорск (Магнитогорск – Москва) на станции Улу-Елга не останавливается, на нём надо ехать до станции Инзер или до станции Белорецк. Поезд Уфа – Сибай останавливается на станции Улу-Елга, но не останавливается на платформе Картали. Между станцией Инзер и станцией Белорецк ходит "рабочий" (пригородный) поезд, который останавливается и на станции Улу-Елга, и на платформе Картали, и даже, по договоренности, у моста через реку Большой Инзер. Расписание движения поездов через станцию Инзер приведено в Приложении 4.

При движении на маршрут из Оренбурга, Кумертау, Мелеуза, Салавата или Стерлитамака можно по железной дороге ехать не до Уфы, а до узловой станции Карламан, где делать пересадку на поезд Уфа – Сибай. Расписание движения поездов по станции Карламан приведено в Приложении 4.

Оканчивать маршрут можно в посёлке Нижние-Лемезы, после которого сплав не представляет спортивного интереса. До посёлка Нижние-Лемезы ходит рейсовый транспорт. При сплаве до впадения реки Лемеза в реку Сим, можно от устья Лемезы дойти до деревни Тикеево, которая находится на трассе М-5 Москва – Самара – Уфа – Челябинск. Отсюда можно уехать рейсовым или попутным транспортом до Уфы или станции Урман железной дороги Уфа – Челябинск.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход с маршрута при сплаве по реке Большой Инзер затруднён отсутствием жилых населённых пунктов от деревни Картали до станции Инзер. Аварийная "выброска" здесь будет сопряжена с длительным пешим переходом по заброшенным грунтовым и лесным дорогам по сильно пересечённой местности или по долинам речек и ручьёв. Проще и быстрее всё же доплыть до станции Инзер.

Аварийный выход с маршрута при движении по реке Малый Инзер и Инзер очень прост, поскольку вдоль реки проходит железная дорога Уфа – Белорецк. С любой станции или платформы можно уехать "рабочими" (пригородными) поездами или электричками, которые ходят не менее 2 раз в день в каждую сторону, до Уфы, станций Инзер или Белорецк.

Аварийный выход с маршрута при сплаве по реке Лемеза возможен по дороге вдоль реки обратно в деревню Искушта или вперёд до деревни Березники, от которой через перевал идёт дорога до станции Равтау железной дороги Уфа – Белорецк. Далее, жилыми населёнными пунктами, от которых можно нанять транспорт, являются деревни Верх. Лемезы и Тау.

Полноценных запасных вариантов данный маршрут не имеет, поскольку каждая его составная часть является своего рода определяющей для данной категории сложности. Однако возможны небольшие модификации в части переброски с реки Инзер на реку Лемеза и в части окончания маршрута на реке Лемеза.

Переброска на Лемезу возможна не только от деревни Бриштамак (платформа "95 км"), но и от посёлка Ассы, от которого построена грейдерная дорога на Искушту – Мулдакаево. При пешем переходе предпочтительнее идти от платформы "95 км", поскольку эта дорога на 3 км короче и проходит через более низкий перевал, чем дорога из посёлка Ассы. Если же планируется нанимать транспорт, то надо это делать в посёлке Ассы.

Оканчиваться маршрут на реке Лемеза может при её выходе из гор, когда река уже не представляет спортивного интереса. При этом необходимый километраж для похода III к.с. уже набран. Самый ранний выход с маршрута может быть от деревни (хутора?) Березники, далее от деревни Верх. Лемезы, деревни Тау, посёлка Нижние Лемезы или от устья Лемезы – на выбор.

2.4. Изменения маршрута и их причины

В связи с отменой поезда Оренбург – Уфа – Сибай группа до города Кумертау добиралась на автотранспорте, а далее, до станции Карламан, как и было заявлено при оформлении маршрута в МКК, поездом.

Путь от станции Улу-Елга до деревни Картали был пройден пешком, а не на поезде, как было заявлено. Это связано с существенным изменением в расписании движения поездов, которые произошли с прошлого года, и возможной большой потерей времени на ожидание нужного поезда.

Часть пути от деревни Бриштамак до деревни Искушта была проделана на автотранспорте, а не пешком, как это было заявлено. Предпосылкой к этому явилось окончание строительства грейдерной дороги Ассы – Искушта – Мулдакаево. Такое изменение в маршруте водного похода позволило группе сэкономить день и использовать его для повторного прохождения определяющего препятствия – порога "Чёрная Речка".

Ещё одно изменение в маршруте связано с невозможностью движения по дороге, обозначенной на карте, от реки Сим до деревни Тикеево. По реке Сим было дополнительно пройдено 4 км до деревни Богдановское, откуда на заказном автотранспорте параллельной группы доехали до Стерлитамака. Путь от Стерлитамака до Оренбурга группа проделала на рейсовом автобусе. В заявленном плане похода от деревни Тикеево до города Уфы предполагалось добираться автотранспортом, далее до Кумертау – поездом, далее до Оренбурга – автотранспортом. Эти изменения в движении на транспорте, связанные с удачным совпадением планов нашей группы и туристов из Стерлитамака, позволили значительно упростить и ускорить дорогу домой.

2.5. График движения

День пути Хо-
до-
вой
день
Дата Участок пути Про-
тяжен-
ность
в км
Чисто ходовое время Определяющие
препятствия на участке
Метеоусловия
1 - 28.04. 2001 Автотранспорт от г. Оренбурга до г. Кумертау 140 - - Оренбург: солнечно.
t 12час = +18°C.
Поезд от г. Кумертау до станции Карламан 210 - -
2 1 29.04. 2001 Поезд от станции Карламан до станции Улу-Елга 280 - - C т. Улу-Елга
t 5час = 0°C.
Дер. Картали: солнечно.
t 9:30 воздух = +8°C,
t 9:30 вода = +1°C,
t 16час воздух = +18°C.
Пеший переход: станция Улу-Елга – деревня Картали 7 2 часа 30 мин -
Сплав: деревня Картали – начало "Сарыштинской" шиверы 50 7 часов Несложные прижимы
3 2 30.04. 2001 Начало "Сарыштинской" шиверы – не доплывая 1 поворот реки до дер. Усмангали 52,5 4 часа 20 мин "Сарыш-
тинская" шивера, несложные перекаты и прижимы (р. Б. Инзер)
Утром – пасмурно.
t 8час воздух = +10°C,
t 11час вода = +5°C.
После обеда – солнечно.
t 16:30 воздух = +16°C,
t 16:30 вода = +6°C.
4 3 1.05. 2001 Не доплывая 1 поворот реки до дер. Усмангали – слияние р. М. Инзер и р. Б. Инзер 8 50 мин - Солнечно.
t 8:30 воздух = +2°C,
t 14час воздух = +18°C,
t 14час вода = +7°C.
Переход от слияния р. М. Инзер и р. Б. Инзер на ст. Инзер 1,5 30 мин -
Поезд от ст. Инзер до ст. Айгир 16 - -
5 4 2.05. 2001 Ст. Айгир – окончание порога "Айгирский" 3,5 13 мин "Айгирский" порог, шивера "Айгирского" порога (р. М. Инзер) Солнечно.
t 7:15 воздух = 0°C,
t 9час воздух = +5°C,
t 16:30 воздух = +20°C,
t 16:30 вода = +5°C.
Занос катамарана к началу порога "Айгирский" 2 30 мин
Начало порога "Айгирский" – после первого ж.д. моста на р. М. Инзер 7,7 52 мин
6 5 3.05. 2001 Первый ж.д. мост на р. М. Инзер после ст. Айгир – дер. Бриштамак (пл. "95 км") 39,5 3 часа 50 мин - Ночью – мороз, иней.
t 8:30 воздух = +2°C,
t 9час воздух = +5°C.
Днём – солнечно.
t 16:30 воздух = +20°C,
t 16:30 вода = +5°C.
Переход от пл. "95 км" до дер. Бриш 4 1 час
10 мин
-
Автотранспорт от дер. Бриш до начала дер. Искушта 20 - -
Переход от начала дер. Искушта до устья ручья Б. Шар-Краук 2,5 40 мин -
7 6 4.05. 2001 Устье ручья Б. Шар-Краук – устье р. Чёрная Речка 7 40 мин Порог-шивера "Кабан-Таш" Порог "Чёрная речка" (р. Лемеза) С утра – солнечно.
t 9час воздух = +5°C.
Днем – пасмурно
t 16:30 воздух = +15°C,
t 16:30 вода = +5°C.
8 7 5.05. 2001 Занос катамарана к началу порога "Чёрная речка" 1,5 20 мин Порог "Чёрная речка" (р. Лемеза) Всю ночь шёл дождь.
t 9час воздух = +6°C,
t 9час вода = +5°C.
Туман, пасмурно,
много раз принимался дождь.
t 16час воздух = +10°C,
t 16час вода = +5°C.
Вечером – солнце.
Повторное прохождение порога "Чёрная речка" 1,8 10 мин
9 8 6.05. 2001 Устье р. Чёрная Речка – дер. Верх. Лемезы 36,5 4 часа 15 мин Шивера порога "Чёрная речка" (р. Лемеза) Солнечно.
t 9час воздух = +7°C,
t 9час вода = +5°C.
t 15час воздух = +21°C,
t 15час вода = +8°C.
10 9 7.05. 2001 Дер. Верх. Лемезы – 2 км по течению р. Сим 51 7 часов - Утром – солнечно.
t 9час воздух = +10°C,
t 9час вода = +7°C,
Днем – дождь, туман.
t 16час воздух = +15°C,
t 16час вода = +9°C.
11 10 8.07. 2001 2 км по течению р. Сим – дер. Богдановское 3 30 мин - Всю ночь шёл дождь.
Днём пасмурно, дождь.
t 10час воздух = +10°C,
t 10час вода = +8°C.
Автотранспорт от дер. Богдановское до г. Стерлитамак 190 - -
12 - 9.05. 2001 Автотранспорт от г. Стерлитамак до г. Оренбург 240 - - Пасмурно, дождь.
t 7час воздух = +8°C.
Итого активным способом передвижения: 18,5 5 часов 40 минут - пешком
260,5 29 часов 40 минут - сплав
279 35 часов 20 минут - всего

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута

28 апреля 2001 года. Суббота. Первый день пути.

Из г. Оренбурга до г. Кумертау группа добиралась двумя частями: первая часть на рейсовом автобусе, а вторая на автомобиле с прицепом, в котором ехали вещи. Вторая группа прибыла в Кумертау в 13:40 (везде, где не оговорено специально – время местное). В связи с тем, что на станции Карламан предстояло оказаться вечером, а на станции Улу-Елга – рано утром, решено было дать контрольную телеграмму о начале следования на маршрут из г. Кумертау, а не с этих станций, как это было заявлено.

Из г. Кумертау выехали в 15:55 на поезде "Кумертау-Уфа-Учалы". На станцию Карламан прибыли в 21 час с опозданием на 30 минут. Поезд "Уфа-Сибай" по расписанию через Карламан проходит в 0:06, однако он опоздал на 20 минут. В связи с короткой стоянкой, пассажиров сажали в любой вагон с условием дальнейшего перехода в вагон, указанный в билете.

29 апреля 2001 года. Воскресенье. Второй день пути. Первый ходовой день.

"Нулевой" вагон, в котором мы продолжили свой путь со станции Карламан, был прицеплен специально в связи с наплывом туристов в это время "майских праздников". Вагон был полностью забит туристами, которые ехали на "Айгирский" порог, на р. Зилим и, как мы, на р. Б. Инзер. На станции Инзер стоянка поезда 30 минут, за которые было переписано расписание следования поездов через эту станцию для дальнейшего определения лучшего варианта движения.

На станцию Улу-Елга прибыли в 4:30. В здании станции дождались рассвета. После того как выяснилось, что "рабочий" (пригородный) поезд до платформы Картали необходимо ждать около 5 часов, было принято решение дойти до воды пешком.

Автомобильная дорога проходит через перевал с общим набором высоты около 100 метров и последующим спуском на 170 метров. Новая трасса не полностью совпадает со старой дорогой, изображённой на используемой и прилагаемой к отчёту карте. На фотографии 1 – группа на подъёме на перевал при движении в Картали.

Фото. 1. Поход начался "пешкой"

К реке Большой Инзер пришли в 9:10. В фельдшерско-акушерском пункте деревни Картали поставили печать в маршрутную книжку. До 12:34 занимались сборкой катамарана, переупаковкой и укладкой вещей, приготовлением обеда. Фотография 2 – на фоне деревни Картали, группа готова к отплытию.

Фото. 2. Перед стартом

По информации, полученной от местных жителей, уровень воды в реке выше среднего для данного времени.

В месте стапеля высота над уровнем моря 496 м. Здесь и далее значение высот приводится из показаний прибора спутниковой навигации GPS. Эти показания несколько расходятся по абсолютной величине с отметками высот и урезами воды на советских (российских) картах. Расхождение, вероятно, вызвано использованием в СССР (России) и США разных систем высот.

В этот день продолжали сплав до 18 часов. Проходили несколько несложных прижимов. При приближении к "Сарыштинской" шивере скорость реки увеличивается. Встали на ночёвку на правом берегу, не доплывая до шиверы. При движении в этот день зафиксирована максимальная скорость 19,6 км/ч. Средняя скорость 10 км/ч.

В месте ночёвки высота над уровнем моря 417 метров. Таким образом, за дневной переход река "упала" на 79 метров.

30 апреля 2001 года. Понедельник. Третий день пути. Второй ходовой день.

Начало движения в 10:54. "Сарыштинскую" шиверу проходили без разведки. Линия движения видна с воды. В шивере скорость воды увеличивается до 15 – 17 км/ч, валы до 1,5 метров. Камней над поверхностью воды нет.

После нежилой деревни Кызыл-Ярово, на правом берегу, пытались найти пещеру, в которой после разгрома пугачёвского войска прятался национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. Однако пещера не была обнаружена.

Максимальная скорость катамарана, зафиксированная в этот день при помощи прибора спутниковой навигации GPS, равна 35,3 км/ч ! Это почти 10 м/с. Средняя скорость – 11,1 км/ч. В месте обеда, у урочища Каямбук, высота над уровнем моря 319 м, т.е. за утренний переход опустились на 98 метров.

Послеобеденный переход с технической точки зрения не представлял ничего интересного. С точки зрения выбора места для ночёвки решались две задачи: подплыть как можно ближе к посёлку Инзер и "не влететь" в посёлок этим вечером. Плыли до 18:05. Высота места стоянки 265 метров. За день опустились на 152 м.

Место ночёвки с 30 апреля на 1 мая (кстати, Вальпургиева ночь) запечатлено на фотографии 3.

Фото. 3. Вторая ночёвка. Всё ещё только начинается

1 мая 2001 года. Вторник. Четвёртый день пути. Третий ходовой день.

Отплыли с места ночёвки в 11:14. В 12:05 были уже в точке "антистапеля" (высота 258 м). Здесь есть опасность проплыть дальше необходимого, где р. Б. Инзер сливается с р. М. Инзер. Во избежании этого, необходимо причаливать к правому берегу, как только прямо по курсу стало видно деревню Новохасаново, которая расположена на высоком правом берегу реки Инзер уже после слияния Б. и М. Инзеров. От места разборки судна на р. Б. Инзер до станции Инзер – самое короткое расстояние.

После переупаковки вещей, разборки и просушки катамарана, в 14:10 вышли по направлению к станции. На фотографии 4 группа движется от места разборки судна на реке Большой Инзер к станции Инзер.

Фото. 4. Переход на станцию Инзер. Вторая "пешка"

На фотографии 5 – группа на станции Инзер. Здесь мы пробыли до 19 часов.

Фото. 5. На станции Инзер. Здесь мы были

При переезде по железной дороге от станции Инзер до станции Айгир имели возможность наблюдать характер реки Малый Инзер, начало и конец шиверы "Айгирского" порога, сам "Айгирский" порог. Таким образом, одновременно с переброской с р. Б. Инзер на р. М. Инзер производилась предварительная разведка определяющих препятствий маршрута. На станцию Айгир (Фото. 6) прибыли в 19:30. От станции прошли в направлении, обратном движению поезда, в сторону "Айгирского" порога 0,5 км. Стоянку устроили рядом с водой, подальше от железнодорожного полотна (высота места стоянки 375 метров над уровнем моря). После обустройства лагеря занимались сборкой катамарана и переупаковкой вещей.

Фото. 6. На станции Айгир. И здесь мы были

2 мая 2001 года. Среда. Пятый день пути. Четвёртый ходовой день.

С утра продолжили сборку катамарана и переупаковку вещей. Произвели разведку начала "Айгирского" порога с целью определения удобного места для зачаливания.

Вышли с места ночёвки в 11:28. До намеченного места двигались 4 минуты. Зачалились к левому берегу, напротив каменистой осыпи серого цвета на противоположном берегу. Произвели разведку порога, наметили места фотосъёмки и возможные места зачаливания в штатном режиме и в случае аварийной ситуации. Тем самым выполнили замечание и указание МКК о прохождении определяющих препятствий маршрута с предварительными полуднёвками, разведкой и в первой половине дня.

Порог проходили вчетвером, не разгружая катамаран. Двое фотографов (Давыдов и Круссер) взяли с собой только минимум вещей, которые не были достаточно хорошо привязаны. Порог проходили с самостраховкой.

Начали движение в 13:00. Первый правый поворот прошли, придерживаясь середины русла. При этом ушли от мощных валов у левого вогнутого берега.

На фотографии 7 катамаран заканчивает прохождение первого поворота. Две "бочки" после первого поворота обошли. При прохождении прямого участка и левого поворота старались держаться середины русла. После левого поворота прошли через мощную "бочку" и следующие за ней валы. Последующую "бочку" у левых скал обошли. Напротив скал зачаливаться не стали из-за сильного течения. Пристали к высокому левому берегу после второго выхода реки к железной дороге. Общее время от момента старта до момента зачаливания после порога составило 9 минут.

Фото. 7. "Айгирский" порог. Хорошо течёт водичка!

Берег в месте швартовки оказался почти отвесным, заросшим лесом. Это создало трудность при разгрузке катамарана и его снятии с воды. После окончания названных работ катамаран был занесён по полотну железной дороги к месту старта. Это ровно два километра. Процесс обноса катамарана запечатлён на фотографии 8. Леонид Синявский остался в месте финиша с вещами, Александр Щербаков с фотоаппаратом "замер в ожидании" возле большой "бочки" по центру русла, находящейся за вторым левым поворотом порога. Владислав Давыдов и Юрий Круссер заняли место на катамаране.

Фото. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить

Второй раз начали прохождение порога в 14:55. На этот раз линия движения в первом правом повороте была ближе к левому берегу. Валы здесь мощнее и катамаран несколько раз сильно тряхнуло. "Бочки" у левого берега были обойдены. Дальнейшее движение было по центру русла. На фотографии 9 "схвачен" момент перед входом в большую "бочку", расположенную в центре русла за вторым поворотом налево. Мощную "бочку" у скал правого берега обошли.

Фото. 9. Второе прохождение "Айгирского" порога. Куда это мы?!

Зачалиться к месту, где была произведена разгрузка вещей при первом прохождении, не удалось, так как не успели зафиксировать чальный конец. Оказалось, что это и к лучшему, поскольку на расстоянии чуть более 50 метров ниже по течению от места первого причаливания берег становится пологим. Там и был "пришвартован" наш катамаран.

Рюкзаки были перенесены от места первой "швартовки" к месту новой стоянки.

Замеры показали, что высота в точке окончания прохождения порога равна 327 метров над уровнем моря. Следовательно, в "Айгирском" пороге вода падает на 48 метров ! При длине препятствия равной чуть более 2 км, среднее падение воды в пороге получается около 24 м/км.

До 18:37 занимались поправкой рамы катамарана, несколько пострадавшей в валах порога, просушкой одежды, приготовлением обеда, изучением окрестностей и фотографированием. После укладки и привязывания вещей, группа продолжила сплав по реке Малый Инзер.

За "Айгирским" порогом на протяжении несколько километров тянется шивера. Прохождение шиверы производилось без разведки, поскольку линия движения с воды хорошо просматривалась, валы и "бочки" были небольшие. После действующего ж.д. моста следует разрушенный мост. Из воды торчат притопленные, плохо различимые "быки", представляющие собой искусственное препятствие.

На ночёвку встали в 19:20 за первым правым поворотом после ж.д. моста. Высота над уровнем моря в этом месте – 297 м. В шивере вода ещё "упала" на 30 метров. Таким образом, за день "опустились" на 78 метров.

3 мая 2001 года. Четверг. Шестой день пути. Пятый ходовой день.

Отплыли с места ночёвки в 11:32. До станции Инзер доплыли в 12:17.

Выполняя указание МКК, контрольную телеграмму из п. Инзер дали после прохождения реки М. Инзер. Однако дата на квитанции о приёме телеграммы не соответствует действительности, поскольку работник переговорного пункта в о время не перевёл дату штемпеля. В маршрутную книжку проставили отметку о прохождении. Пополнили запасы хлеба.

Вышли из Инзера в 14:25. После слияния рек Большой и Малый Инзер река Инзер течёт спокойно и сложности для сплава не представляет. Её ширина составляет 100 – 150 м. Скорость течения при нашем уровне воды довольно высока. Прибором спутниковой навигации зафиксирована скорость движения катамарана до 15 км/ч. К платформе "95 км" (деревня Бриштамак) приплыли в 17:30. До 20:20 занимались разборкой и просушкой катамарана, переупаковкой вещей.

На фотографии 10 запечатлено начало движения группы от железной дороги у реки Инзер в сторону деревни Бриш. Данный участок пути проход и м только для вездеходной техники. Набор высоты не превышает 60 метров. На дальнюю окраину деревни Бриш пришли в 21:30.

Фото. 10. От Инзера к Лемезе. И вновь пешком, и вновь с мешком

Деревня Бриш в настоящее время является довольно крупным населённым пунктом. Имеется школа, дом культуры, почта, магазин. По недавно достроенной грейдерной дороге доехали на КАМАЗе-самосвале от околицы деревни Бриш (дорожный указатель "Искушта - 20 км") до начала деревни Искушта. С помощью прибора спутниковой навигации был записан маршрут движения КАМАЗа по новой дороге. Новая дорога изображена в прилагаемом к отчёту картографическом материале.

У дорожного знака "Искушта" сфотографировались (фото. 11). В центре снимка – местный житель деревни Искушта.

Фото. 11. У деревни Искушта. Куда Вас, сударь, к чёрту занесло?

Переночевать и затем собирать суда удобно на поляне рядом с устьем ручья Б. Шар-Краук. От начала деревни Искушта до этой поляны 2,5 км. Дорога идёт вдоль реки Лемеза, вниз по течению и зажата с одной стороны склоном горы, с другой – рекой. На дороге было по колено мокрого слежавшегося снега. Закончили движение уже в темноте, в 22:45. На поляне уже расположилась лагерем группа из Стерлитамака. Встали рядом. Высота над уровнем моря в этой точке – 353 м. Деревня Искушта расположена выше и севернее деревни Бриш. К тому же Искушта окружена горами. Поэтому здесь холоднее, весна сюда приходит заметно позже, чем в Бриш. В момент нашего прибытия листья на деревьях в окрестностях Искушты ещё не распустились, хотя в Брише уже начиналось цветение.

4 мая 2001 года. Пятница. Седьмой день пути. Шестой ходовой день.

С утра – сборка катамарана (Фото. 12), переупаковка и укладка вещей. Вышли в 14:25. Получилась как бы полуднёвка. До окончания порога-шиверы Кабан-Таш шли до 14:55. В шивере – серия прямых валов. Проходили без разведки. Из препятствия категории трудности 2(П) в этом походе данный порог-шивера был самым интересным.

Фото. 12. Стапель на Лемезе. В третий раз…

Зачалились для разведки порога "Чёрная речка" на левом берегу у поваленной берёзы со знаком "Порог" не доплывая 100 метров до перегиба реки в правом повороте (Фото. 13). До 16:15 производили разведку порога, определяли места для фотографирования и возможные места для штатного и аварийного зачаливаний.

Фото. 13. У начала порога "Чёрная речка"

Почти на протяжении всего порога (исключение – самое начало входной шиверы) левый берег спускается к воде крутым склоном, поросшим лесом, с буреломом и густым кустарником. Правый берег – скалистый, производить разведку по нему невозможно. Дорога, по которой можно произвести обнос порога, почти сразу уходит влево, в гору, и возвращается ближе к воде в месте, где можно зачалиться, напротив устья р. Чёрная Речка.

Во время разведки узнали, что, якобы, накануне все экипажи, проходившие порог на загруженных судах, потерпели аварию. Стерлитамакская группа разгрузила суда и обносила вещи. Мы тоже поддались общему настроению и, изменив первоначальное решение проходить порог полностью загруженными, часть вещей отвязали и отнесли в конец порога к месту предполагаемой стоянки. Укрепили раму катамарана, стянув её верёвками. Оставшиеся вещи "намертво" привязали. Владислав Давыдов и Юрий Круссер были выставлены с фотоаппаратами у ключевого препятствия порога – большой "бочки". С инструкторами "планового" маршрута из Набережных Челнов, договорились о страховке с воды в конце порога.

Вышли в порог в 18:25. Входную шиверу прошли по центру русла, не давая косым валам развернуть катамаран. Затем старались держаться ближе к левому берегу. В конце петли-правого поворота увидели наших фотографов на берегу и постарались уйти с основной струи, падающей в главную "бочку" порога. Поскольку "бочка" располагалась от середины реки до правого берега, мы старались траверсировать поток и оказаться ближе к левому берегу, где находились наши фотографы. Манёвр, в основном, удался и по краю "бочки" прошёл только правый баллон катамарана. На фотографии 14 наш катамаран перед самой "бочкой". Загруженный катамаран по инерции проскочил "бочку", не замедлив движения, и пробил вал после неё. Затем мы вернулись к центру русла, уйдя тем самым от "бочки" у левого берега. На фотографии 15 запечатлён этот момент. Выходную шиверу прошли по центру русла и ближе к левому берегу. Удачно зачалились между кустов в месте, где несколько групп уже стояли лагерями, недалеко от обнесённой части вещей. В месте стоянки высота над уровнем моря 300 м. Таким образом, проплыв за день 7 км, мы "опустились" на 53 м.

Фото. 14. Порог "Чёрная речка". Входим в "бочку"

Фото. 15. Порог "Чёрная речка". Выходим из "бочки"

Вечером стали свидетелями спасработ. В главной "бочке" порога "кильнулся", встав на "свечку", катамаран-двойка. Один член экипажа самостоятельно доплыл до правого берега, откуда был в дальнейшем снят группой из Уфы. Другой – самосплавом плыл до острова почти 2 км, где его выловили стерлитамакцы. Искусственное дыхание, растирание спиртом, нашатырь под нос и слабый раствор внутрь, отогревание у костра – всё это позволило вернуть к жизни человека, вытащить его из шокового состояния.

5 мая 2001 года. Суббота. Восьмой день пути. Седьмой активный день.

С утра укрепили и подкачали катамаран, перевязали коленные упоры. Погода пасмурная, накрапывает дождь, с гор опускается туман. В 12 часов, по просьбе руководителя группы из Стерлитамака, страховали их катамаран, который ночевал перед порогом. На этот раз обошлось без аварии.

Договорились со стерлитамакцами о том, что и они нас подстрахуют, когда мы будем повторно проходить порог. Леонид Синявский и Людмила Полилова отправились к большой "бочке" фотографировать и играть роль сигнальщиков. Оставшаяся часть группы по дороге через гору занесла катамаран к месту старта и поставила его на воду в перегибе реки в правом повороте. Из-за дождя, шедшего всю ночь и продолжающегося утром, уровень воды в реке заметно поднялся (на 10 – 15 см). Перед стартом опустился такой туман, что конца входной шиверы не было видно.

В условленное время, в 14:20, стартовали в порог. Входную шиверу прошли хорошо, чётко держа катамаран "в струе". Однако, по главной "бочке" порога прошли двумя баллонами. При этом прошли всё же не по центру "бочки", а по её левому краю. Разгруженный, лёгкий катамаран на 1 – 1,5 секунды "зажевало" в "бочке". Но экипажу удалось вырваться из "водного плена". На фотографии 16 наш катамаран "Тукан" входит в "бочку". Зато в этот раз не было труда с уходом от следующей "бочки" у левого берега, поскольку она сама собой осталась левее курса катамарана. Выходную шиверу прошли, держась ближе к левому берегу. Зачалились удачно.

Фото. 16. Второе прохождение порога "Чёрная речка". Мы и "бочка"

К вечеру дождь кончился и выглянуло солнце. На фотографии 17 – наш лагерь. Сушим вещи, готовим ужин.

Фото. 17. Стоянка у Чёрной речки. Все препятствия уже позади

6 мая 2001 года. Воскресенье. Девятый день пути. Восьмой ходовой день.

Вышли с места стоянки в 12:25. Шивера после порога "Чёрная речка" не представляла трудности для прохождения. Линия движения видна с воды.

Шли до 14:20 с одной остановкой. Встали у впадения в Лемезу речки Атыш. Как выяснилось при разведке, известный водопад Атыш находится в почти полутора километрах от устья реки Атыш. Хорошим ориентиром водопада служит остров. Надо идти в правую протоку до самого перегиба реки в левом повороте. От этого места до водопада самое короткое расстояние (менее 200 м).

Перевели катамаран ближе к водопаду на обустроенную туристами стоянку. Организовали обед и совершили экскурсию к водопаду. На фотографии 18 мы у водопада Атыш. В месте обеда высота над уровнем моря 191 м.

Фото. 18. Водопад Атыш у наших ног

Отошли от стоянки у водопада в 17:55. В нескольких километрах от этого места Лемеза вытекает из гор и становится равнинной рекой. У деревни (хутора?) Березники встретили группы, снимающиеся с маршрута. Особенностью сплава по равнинной реке, текущей по лесу, является опасность потерять основное русло и заплыть в лес. Внимательно следя за поведением потока и предпочитая петлю по широкому, надёжному руслу прямой по небольшой заросшей протоке, группа благополучно миновала опасный участок.

На стоянку встали, как и намечали при планировании маршрута, у деревни Верхние Лемезы. Время окончания дневного перехода – 20:10. Высота над уровнем моря в этой точке – 150 метров. Таким образом, за дневной переход падение реки составило 150 метров. Среднее падение воды при этом составило 4,1 м/км.

Вечером нас постили "гости" из деревни. Всё обхшлось благополучно, но пришлось организовывать ночное дежурство.

Как раз в эти дни зацвела черёмуха. Её сильный, даже приторный аромат стоял над лесом и рекой.

7 мая 2001 года. Понедельник. Десятый день пути. Девятый ходовой день.

В деревне Верхние Лемезы сделали отметку о прохождении маршрута в фельдшерско-акушерском пункте. Почты в этой деревне нет. Пополнили запасы хлеба (домашней выпечки) и "жидкой валюты". На фотографии 19 происходит укладка вещей на катамаран в это утро.

Фото. 19. Река успокоилась. Но вещи лучше привязать

Вышли в 11:30. Характер реки – равнинный, русло широкое, хорошо проработанное. Поток не разветвляется и не течёт через лес. Ширина реки 100 – 120 метров.

До посёлка Нижние Лемезы двигались без остановок. В Нижних Лемезах наблюдали, как группы снимаются с маршрута. После посёлка Нижние Лемезы река течёт в лесу. Ширина уменьшается до 50 – 70 м. Деления на рукава, а, следовательно, и опасности заплыть в лес, нет. Но движение происходит словно по коридору-лабиринту. Все повороты похожи один на другой и казалось, что движение происходит по кругу. Берега – поросшие кустарником, топкие, место для стоянки выбрать невозможно.

К месту впадения Лемезы в Сим подошли в 18 часов. По прямой от этого места до деревни Тикеево, находящейся на автомагистрали М-5 (Москва – Самара – Уфа – Челябинск), самое короткое расстояние. Но дорога на карте не обозначена. Наоборот, в этом районе на карте обозначена заболоченная местность. Визуально наблюдали, что берега низкие и в некоторых местах подтопленные. Поэтому, продолжили сплав до обозначенной на карте дороги, ведущей в Тикеево, по которой и предполагалось при планировании заканчивать поход.

Объединились с группой из Стерлитамака, которая тоже запланировала закончить поход в Тикеево. Из Тикеево у стерлитамакцев был заказан автобус. В 18:30 причалили к правому берегу реки Сим недалеко от того места, где должна проходить дорога. Однако найденная после долгих поисков дорога оказывается не грунтовая (просёлочная), как это обозначено на карте, а лесная. Да и та была сильно заросшая, в некоторых местах заболоченная, кое-где заваленная буреломом и в конце концов терялась в лесу. Была произведена разведка этой дороги в обратном направлении, в сторону деревни Богдановское. Здесь дорога была вполне накатана. От Богдановского до М-5 идёт хорошая грейдерная, а затем и асфальтовая дорога. От деревни к реке подходит дорога, вполне проходимая для автобуса. От местных жителей узнали, что обозначенные на карте отдельные строения в лесу на берегу реки в том месте, от которого предполагалось идти до деревни Тикеево, это раньше была пасека. А самая короткая дорога от реки Сим до Тикеево идёт от устья Лемезы. Разведка продолжалась до 22 часов. За это время наша группа и группа из Стерлитамака разбили лагерь и приготовили ужин.

8 мая 2001 года. Вторник. Одиннадцатый день пути. Десятый ходовой день.

Наутро представители от нашей и Стерлитамакской групп "по лесным тропам" дошли до Тикеево. Здесь в маршрутные книжки были проставлены отметки "Улу-Телянское ХТО Иглинского РАЙПО БАССР. Магазин № 7". Других печатей в деревне не оказалось. Второй задачей "засланцев" было встретить заказанный автобус и показать ему дорогу к месту разборки судов.

Оставшаяся часть групп продолжила сплав по реке Сим до деревни Богдановское. Здесь была произведена разборка судов, переупаковка вещей, приготовление обеда. Активная часть похода была закончена. Подъехавший автобус намертво застрял на раскисшем из-за дождя берегу. Тут и пригодилась запасённая нами "жидкая валюта" в качестве оплаты труда тракториста.

В Стерлитамак прибыли в 18:30. Около турклуба завода "Каустик" на фоне автобуса, домчавшего нас сюда сквозь проливной дождь, сфотографировались с новыми друзьями на память (Фото. 20).

Фото. 20. С новыми друзьями, на память

Как выяснилось, больше рейсовых автобусов от Стерлитамака до Оренбурга в этот день нет. Поэтому с радостью воспользовались предложением Ирины Крымовой, стерлитамакской туристки, любезно предложившей нашей группе переночевать у неё дома.

Уже ночью, в 0:58, в оренбургский спорттуркомитет была дана телеграмма об успешном окончании группой маршрута.

9 мая 2001 года. Среда. Двенадцатый день пути.

До Оренбурга доехали первым рейсовым автобусом, отправляющимся из Стерлитамака в 7:30. На этом "Бешеная тройка" была закончена.

2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Кроме естественных препятствий, которые описаны в разделе 1.5 "Определяющие препятствия маршрута" и в разделе 2.6 "Техническое описание прохождение группой маршрута", при сплаве по рекам в период половодья опасно потерять русло и заплыть в лес. При этом течение не даёт вернуться назад, а движение вперёд невозможно из-за кустарника и близко растущих деревьев.

Следует опасаться остатков разрушенных мостов на реке Б. Инзер в петле реки у деревни Карталинская Запань, на реке М. Инзер сразу за первым действующим железнодорожным мостом после станции Айгир и на реке Лемеза в посёлке Нижние Лемезы.

Поход проходил при удивительно хорошей погоде, не типичной для этого района в начале мая. Наоборот, материалы предыдущих походов свидетельствуют, что, как правило, группы сталкиваются с продолжительными обложными дождями и снегопадами, отрицательными температурами, ледоставом и ледоходом.

При выборе мест для стоянок необходимо учитывать, что во время половодья может произойти резкий подъём воды с затоплением близких к реке низменных участков. При планировании дневного перехода в местах, где река выходит из гор и течёт по равнине, нужно помнить, что затопленный разлившейся водой лес не даст возможности встать на стоянку на протяжении многих километров.

2.8. Наиболее интересные объекты на маршруте

Из рек, составляющих данный маршрут, самой красивой является Большой Инзер. Скалистые берега Седого Урала на этой реке сами просятся на картину. Полное отсутствие жилых населённых пунктов на этой реке от деревни Картали до посёлка Инзер делают её привлекательной для любителей природы и спокойного туризма.

Пещера на реке Большой Инзер в районе нежилой деревни Кызыл-Ярово, где после разгрома пугачёвского войска прятался Салават Юлаев, исходя из имеющихся описаний, очень красива. Это природный и исторический памятник.

Памятник природы водопад Атыш является местом паломничества не только туристов, проплывающих по Лемезе, но и многих любителей необычного, специально приезжающих посмотреть на это уникальное явление. Район вокруг водопада, да и вообще практически весь район похода, является карстовым и изобилует большими и малыми пещерами. Это излюбленное место спелеологов.

2.9. Дополнительные сведения о походе
2.9.1. Перечень специального снаряжения

п/п Наименование Количество, шт.
Групповое
1 Катамаран четырёхместный с дюралевой рамой 1
2 Спасательный конец ("морковка") 1
3 Спасательный круг надувной 2
4 Гермомешки 100 литров 6
5 Гермомешки 60 литров 2
6 Вёсела дюралевые байдарочные с одной лопастью каждое 6
Личное
7 Каска хоккейная (для роликовых коньков) 4
8 Каска сплавная 2
9 Спасжилет надувной 6
10 Гермокостюм резиновый "сухого" типа 1
11 Гермокостюм неопреновый "мокрого" типа 1
12 Резиновые чулки от общевойскового защитного комплекта (см. Фото. 13) 3 пары

2.9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Группой использовались две каркасные палатки: четырёх и трёхместная. Обе палатки двойные, состоящие из "дышащей" шёлковой внутренности и тента, что позволяет предотвратить отпотевание. Палатки имеют тамбуры, удобные для размещения рюкзаков.

Для надувания катамарана и его подкачки в случае необходимости использовались поставляемые с ним в комплекте меха ("лягушки"). Используемые во время сплава вёсла состояли из дюралевых лопастей и "черенков", взятых из комплектов байдарок "Таймень". Спасательный конец ("морковка") длиной 25 метров представляет собой плавающую верёвку ярко-оранжевого цвета в матерчатом чехле того же цвета с прикреплённым самострахующимся карабином.

Общественная аптечка укомплектована по рекомендации медика-туриста Ольги Виноградовой и одобрена в INTERNET и FIDO конференциях по медицине и туризму. Список препаратов и способы их применения приведены в Приложении 5.

Для распилки дров использовалась пила-цепь, которая весит 0,26 кг и по производительности не уступает двуручной пиле.

Фотографии для отчёта были отсняты фотоаппаратами Olympus m-jum-70 в брызгозащитном исполнении, Kodak - zoom и "Skina" SK -88. Использовались двухслойные синтепоновые спальные мешки.

2.9.3. Характеристика средства передвижения

Катамаранные баллоны были изготовлены по заказу на Уфимском заводе эластомерных материалов, изделий и конструкций. Они представляют собой баллоны надувные с защитной оболочкой типа БКЗО-500-4600 и имеют длину 4600 мм, диаметр 500 мм. Каждый баллон состоит из камеры, склеенной из прорезиненной ткани, и защитной оболочки ("шкуры"), сшитой из прочной ткани типа авизент. Каждая камера разделена поперечной перегородкой на два автономных отсека. Перегородка вклеена внутрь камеры и имеет форму конуса. Такая конструкция позволяет баллону оставаться на плаву при повреждении одного из отсеков. Каждый баллон имеет паспортную грузоподъёмность 300 кг. Вес камеры каждого баллона 4,74 кг. Вес каждой "шкуры" – 3,9 кг. Таким образом, вес двух сухих катамаранных баллонов без ремкомплекта и принадлежностей составляет 17,3 кг. Для накачки воздуха каждый отсек баллона имеет ввинчивающийся клапан. Катамаранные клапаны взаимозаменяемы с клапанами надувных резиновых лодок-"Уфимок". Баллоны почти не "травили" воздух и редко подкачивались.

Рама катамарана представляет собой дюралевые трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 1,5 мм. Четыре поперечины и две укосины неразборные и имеют длину по 2 метра каждая. Четыре продолины по три метра каждая являются разборными и состоят из двух частей по полтора метра каждая. Общий вес труб составляет 12,5 кг. Для стыковки частей использованы вставные дюралевые и железные муфты. Рама была связана полосками резины от автобусных камер по 1,5 метра длиной и шириной 1,5 – 2 см. Для предотвращения скольжения между трубами прокладывались куски резины от тех же камер. Рама вязалась в 21 месте. Баллоны с рамой соединялись с помощью отдельных верёвочек, привязываемых к вшитым в баллоны петлям. Вес комплекта для вязки составлял 3,5 кг. Таким образом, общий вес катамарана составлял чуть больше 33 кг.

Такая конструкция катамарана позв о лила нести все составляющие плавсредства с собой и трижды собрать и разобрать его в течение похода.

2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Общая смета похода составила 4530 рублей. В неё, конечно же, не входила стоимость снаряжения, экипировки, аптечки, запчастей и инструментов. Это стоимость продуктов питания, фотопленок, заброски и выброски, текущих расходов во время похода. Продукты, используемые во время активной части похода, закупались заранее, некоторые консервы – за несколько месяцев до начала похода на мелкооптовом рынке, так что стоимость их была минимальной.

Стоимость продуктов питания, взятых на активную часть маршрута, составила 1225 руб. Из них: 13 банок "тушёнки" стоили 279 руб., 5 банок сгущенного молока стоили 65 руб., рыбные консервы 10 банок – 82,9 руб., сухая соя 1,8 кг – 124,75 руб., макароны 4,2 кг – 50,4 руб., гречка 3 кг – 30 руб., рис 2,5 кг – 25,75 руб., горох 2 кг – 18 руб., пшено 1,8 кг – 9 руб., сухари из 8 буханок хлеба – 42,4 руб., сахар 4,5 кг – 63 руб., чай 0,5 кг – 37 руб., кофе (100 г) – 44 руб., конфеты леденцы 1,5 кг – 59,7 руб., чеснок, соль, специи, перец, соевый соус, бульонные кубики – 90,6 руб., лук 3 кг – 30 руб. и докупленный в деревне Верхние Лемезы – 7 руб., топлёное масло 1 кг – 43,5 руб., докупаемый в дороге хлеб – 78 руб., картошка, купленная в деревне Искушта - 45 руб.

Стоимость двух катамаранных баллонов в защитной оболочке типа БКЗО 4600-500, на основе которых был построен наш "Тукан", купленных 19.11.1999 на Уфимском заводе эластомерных материалов, изделий и конструкций за наличный расчёт, составила 4001,56 руб. (включая НДС 20% = 635,17 руб. и налог с продаж 5 % = 190,55 руб.). Стоимость спасжилета надувного ёмкостью 25 литров, купленного на фестивале имени В. Грушина у представителя Уфимской фирмы "RIG" 30.06.2000, составила 500 руб. Стоимость каждого из четырёх спасжилетов надувных, купленных в комиссионных магазинах, составляла 150 – 200 руб. Стоимость каждой сплавной каски типа Life, купленных в компании Октопус (экипировочный центр водного спорта) г. Москва 19.09.1998, составил 30 $ США. Купленный там же в то же время спасательный конец ("морковка") типа L- 25 m стоил 19 $ США. Гидрокостюм неопреновый мокрого типа был куплен в магазине "Простор-2000" 17.09.1998 за 71,5 $ США. Гермомешки 100 литров были куплены в магазине "Путник" г. Москва 25.05.1998 за 101,20 рублей каждый. Гермомешки 60 литров, а также лопасти вёсел дюралевые, входили в комплект байдарок "Таймень-2" и отдельная их стоимость неизвестна. Каждый спасательный круг был куплен в магазине "Старт" г. Оренбург 14.04.1999 за 25 руб. Там же зимой 1998-1999 годов была куплена одна из касок для роликовых коньков за 50 рублей. Стоимость палатки каркасной 4-х местной типа "Лотос", купленной 04.07.1998 на фестивале имени В. Грушина у Ижевских производителей, составила 770 руб. Купленные там же, но 04.07.1997 рюкзак "Весь Мир" и 2 спальных мешка типа "Турион" белорусского производства стоили 160 руб. и 140 руб. каждый соответственно. Рюкзак "Ермак" был куплен в г. Екатеринбурге 24.04.1998 за 225 руб. Стоимость трёхместной каркасной палатки, купленной на фестивале имени В. Грушина 29.06.2000, составляла 2100 руб. Купленные там же синтепоновые спальные мешки стоили 270 руб. каждый, а рюкзак – 620 руб. Стоимость прибора спутниковой навигации GARMIN GPS -12, купленного 13.03.2001 в ЗАО "ПРИН", ООО "Прима Вест" г. Москва, составляла 205 $ США.

Стоимость транспортных расходов такова:

  1. Автобусные билеты Оренбург – Кумертау – 150 руб. за 2 человека;
  2. Автотранспорт Оренбург – Кумертау – 250 руб. за 4 человека;
  3. Общий вагон поезда Кумертау – Карламан – 242,7 руб. за 6 человек;
  4. Общий вагон поезда Карламан – Улу-Елга – 215,7 руб. за 6 человек;
  5. Общий вагон поезда Инзер – Айгир – 40,5 руб. за 5 человек;
  6. Автотранспорт Бриш – Искушта – 250 руб. с группы;
  7. Рейсовый автобус Стерлитамак - Оренбург – 932 руб. с группы (6 человек + багаж).

Итого транспортных расходов – 2080,9 руб.

2.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поход проходил при высоком уровне воды. Все препятствия категории трудности 2(П), такие как "Сарыштинская" шивера на реке Большой Инзер, шивера за "Айгирским" порогом на реке Малый Инзер, шивера за порогом "Чёрная речка" на реке Лемеза при таком уровне воды не представляют большой сложности для прохождения надувными судами. Однако, определяющие препятствия маршрута – порог "Айгирский" и порог "Чёрная речка" – при данном уровне воды являются серьёзными испытаниями на подготовленность водных туристов. Порог "Чёрная речка", при этом, может быть классифицирован категорией трудности 4 (С), "сложное" препятствие. Таким образом, согласно данных, приведённых в разделе 1.5 данного отчёта, маршрут в целом является маршрутом III категории сложности, а при большом уровне воды даже с индексом "У" (усложнённый). Попытки некоторых туристов дать данному маршруту IV категорию сложности и даже выше – несостоятельны, поскольку он не содержит необходимого количества определяющих препятствий для столь высокой категории. Остаётся надеется, что в новом "Перечне классифицированных туристских маршрутов", готовящимся к выпуску, этот маршрут будет справедливо оценен III категорией сложности.

Маршрут был пройден группой полностью и безаварийно. При этом каждый участник прошёл все его определяющие препятствия. Таким образом, группа в целом и каждый участник в отдельности были готовы к совершению похода такой категории сложности, проявили во время похода достаточную туристско-спортивную подготовку и справедливо могут претендовать на его зачёт с выдачей соответствующих справок.

Большое значение при прохождении данного маршрута имеет возможность оперативной сборки-разборки плавсредств, поскольку это необходимо делать трижды. Рамы для катамаранов необходимо нести с собой, использование местных материалов значительно задержит "стапель" и осложнено тем, что в местах сборки все пригодные для этого материалы уже "сметены" предыдущими группами. Группа имела плавсредство, соответствующее этому требованию, о чём подробно сказано в пункте 2.9.3.

Опасаясь возможной проблемы с дровами при стоянке возле порога "Айгирский" на реке Малый Инзер, где в это время ежегодно проводятся зональные (Южный Урал) соревнования по технике водного туризма, группой был взят примус "Шмель" и запас бензина. Как выяснилось, при установка бивуака в лесу между станцией Айгир и началом порога, проблем с дровами нет. Нет таких проблем и в других частях маршрута. Таким образом, всего лишь дважды разжигаемый примус (когда казалось, что так будет быстрее), не оправдал своего веса в наших рюкзаках.

Маршрут проходит в населённой местности. Поэтому, по пути можно подкупать продукты. Группа имела раскладку, достаточную для прохождения всего маршрута, однако, докупаемые хлеб, картошка, лук позволили не экономить продукты и сытно питаться, полноценно компенсируя потерю калорий, обусловленную физическими нагрузками.

В целом, группа при прохождении маршрута была достаточно экипирована, имелось качественное общественное и личное снаряжение.

Рекомендуется при планировании похода по данному маршруту уделить внимание хорошим коленным упорам на катамаране, позволяющим экипажу чувствовать себя уверенно и полноценно работать во время прохождения определяющих препятствий.

3. Отчет подготовлен

Отчёт подготовил Кривонос А.В. Корректировать отчёт помогали Кривонос Л.А. и Синявский Л.В.

В отчёте использованы фотографии Кривоноса А.В. и Давыдова В.Н. Фотографирование производили и другие члены группы.

При подготовке отчёта использовались данные, записанные в прибор спутниковой навигации GPS, и обработанные Кривоносом А.В. на компьютере программой OziExplorer версии 3.85. С помощью этой же программы на компьютере с довольно большой точностью были промеряны расстояния между различными точками маршрута. При этом была достигнута точность измерений гораздо выше механической (ниткой или курвиметром).

Публикации

Данный поход был упомянут в прессе: газета "Вечерний Оренбург" № 21 (373) за 24 мая 2001 года, статья "Вёсла – на воду!". Автор – А. Фесенко.

Приложения
Карта маршрута (1:200 000)

Приложение 1.

Карта маршрута (1:200 000), часть 1 Карта маршрута (1:200 000), часть 2 Карта маршрута (1:200 000), часть 3

Схемы прохождения определяющих препятствий маршрута
Схема прохождения порога "Айгирский"

Приложение 2.

Схема прохождения порога "Айгирский"

Схема прохождения порога "Чёрная речка"

Схема прохождения порога "Чёрная речка"

Условные обозначения, применённые на схемах

Приложение 3.

Условные обозначения, применённые на схемах

Расписание движения железнодорожного транспорта
Движение железнодорожного транспорта по станции Карламан

Приложение 4.

(время Московское)

Название Прибытие Стоянка Отправление Дни
93 Магнитогорск-Москва 2:54 2 2:54 Нечётные
676 Сибай-Уфа 2:44 24 3:08 Ежедневно
282 Ташкент-Уфа 20:29 2 20:31 Вторник
677 Кумертау-Уфа 3:47 3 3:50 Ежедневно
24 Кумертау-Уфа 7:16 2 7:18 Ежедневно
608 Кумертау-Учалы 18:34 3 18:37 Чётные
94 Москва-Магнитогорск 20:58 2 21:00 Нечётные
675 Уфа-Сибай 22:04 2 22:06 Ежедневно
281 Уфа-Ташкент 10:50 3 10:53 Пятница
677Э Уфа-Кумертау 0:32 2 0:34 Ежедневно
23 Уфа-Кумертау 16:36 2 16:38 Ежедневно
608Б Учалы-Кумертау 6:52 2 6:54 Нечётные
6101 Инзер-Уфа 10:12 2 10:14 Ежедневно
6107 Инзер-Уфа 15:18 2 15:20 Ежедневно
6601 Кумертау-Уфа 9:22 2 9:24 Ежедневно
6509 Карламан-Аша - - 5:50 Ежедневно
6611 Стерлитамак-Дёма 19:32 2 19:34 Ежедневно
6612 Карламан-Стерлитамак - - 4:30 Ежедневно
6102 Уфа-Инзер 14:09 2 14:11 Ежедневно
6666 Черниковка-Инзер 7:30 2 7:32 Ежедневно
6602 Уфа-Стерлитамак 14:03 2 14:05 Ежедневно
6520 Урман-Карламан 19:12 - - Ежедневно

Движение железнодорожного транспорта по станции Инзер

Название Прибытие Стоянка Отправление Дни
93 Магнитогорск-Москва 0:27 25 0:52 Нечётные
676 Сибай-Уфа 23:44 25 0:09 Ежедневно
94 Москва-Магнитогорск 22:33 25 22:58 Нечётные
675 Уфа-Сибай 0:51 30 1:21 Ежедневно
6204 Инзер-Белорецк - - 10:43 Ежедневно
6206 Инзер-Белорецк - - 16:55 Ежедневно
6101 Инзер-Уфа - - 7:22 Ежедневно
6107 Инзер-Уфа - - 12:48 Ежедневно
6105 Инзер-Зуяково - - 19:20 Ежедневно
6201 Белорецк-Инзер 9:50 - - Ежедневно
6203 Белорецк-Инзер 16:25 - - Ежедневно
6666 Черниковка-Инзер 10:04 - - Ежедневно
6102 Уфа-Инзер 16:42 - - Ежедневно
6106 Зуяково-Инзер 18:40 - - Ежедневно

Список препаратов медицинской аптечки и методы их применения

Обработка ссадин, краев ран

Бинты стерильные 2 шт.
Бинты нестерильные широкие 2 шт. узкие 5 шт.
Вата медицинская (стерильная и нестерильная) 100 гр.
Эластический бинт 1 шт.
Лейкопластырь 5 шт.
Английская булавка 5 шт.
Hожницы 1 шт.
Бактерицидный пластырь 5 шт.
Р-р бриллиантовой зелени (или йод) 30 мл Обработка ссадин, краев ран.
Спирт винный 330 мл Растирания, согревающее – наружно и внутрь.
Марганцовокислый калий 10 гр. Светло-розовый раствор – промывание желудка при отравлениях; темно-розовый – обработка краев ран.
Пантоцид (2 таб. на стакан воды) 10 таб. Обработка раны: обеззараживание, промывка. (или перекись водорода). Обеззараживание воды для питья – 1 таб. на литр.
Двууглекислая сода 100 гр. Полоскания горла, промывание желудка. 1 ложка на стакан.
Hашатырный спирт 2 амп. При обмороках – разбить ампулу и дать понюхать.

Сердечные

Валидол 10 таб. Успокоительное, сосудорасширяющее. При сердечных болях 1 таб. под язык.
Hитроглицерин 10 таб. При сильных сердечных болях 1 таб. под язык (можно одновременно с валидолом).
Экстракт валерианы 20 таб. Успокоительное по 1 – 2 таб.

Желудочные

Левомицетин 20 таб. Антибиотик широкого спектра действия: инфекции кишечника, дыхательных путей, воспаление ран. За 30 мин до еды. 1 – 2 таб. 4 – 6 раз в день.
Пурген (Фенолфталеин) 10 таб. Слабительное
Активированный уголь 30 таб. При отравлениях. Не применять одновременно с другими препаратами. По 1 – 4 таб.
Фестал 20 таб. Ферменты кишечника. Улучшает пищеварение. По 1 – 3 таб. Во время или после еды.

Противовоспалительные

Тетрациклин (или Эритромицин) 20 таб. Антибиотик. При простуде, раневой инфекции. По 1 – 2 таб. 4 – 6 раз в день. Порошок на рану – профилактика воспаления.
Ампициллин (Ампиокс) (или Кефзол, Цефамезин) 20 капс. Сильный антибиотик. При пневмонии, дизентерии, ангине, раневых инфекциях и т.д. По 1 капс. 4 – 6 раз в день.
Этазол (или, Сульфадимезин) 30 таб. Антибиотик. При пневмонии, дизентерии ангине, раневых инфекциях и т.д. По 1 – 2 таб. 4 – 6 раз в день.
Бисептол 20 таб. При простуде, раневой инфекции и др. По 1 – 2 таб. 4 – 6 раз в день.

Обезболивающие, жаропонижающие

Аспирин (или Упса) 30 таб. Жаропонижающее, противовоспалительное. При простудах, легких недомоганиях, повышении температуры.
Анальгин (или Максиган, Панадол, Парацетамол, Спазган,Баралгин) 20 таб. Жаропонижающее, противовоспалительное. При головной боли, радикулите, простуде, мышечных болях, повышении температуры.
Бутадион (мазь) 1 тюб. Болеутоляющее. При мышечных болях, растяжениях, снятие отеков при ушибах, укусах насекомых.
Цитрамон 20 таб. При головных и других болях.
Апизартрон (мазь) (или Випратокс, Випросал) 1 тюб. Противовоспалительное и обезболивающее. Ускоряет восстановление тканей. При растяжениях, ушибах, мышечных болях, судорогах. После растирания – в тепло и покой.
Hо-шпа 10 таб. Спазмолитик (печеночные и почечные колики, приступы бронхиальной и аллергической астмы, желчекаменная болезнь, при повышении давления). По 1 – 2 таб. 2 – 3 раза в день.
Диазолин (Димедрол, Супрастин) 10 таб. Аллергические состояния, дерматозы, приступы бронхиальной астмы. Во время еды 1 – 2 таб.
Мумие 10 таб. Противовоспалительное. Для лучшего заживления, снятия отеков.
Прополис 10 таб. Противовоспалительное. Снимает зубную боль (заклеить дырку).
Гидрокортизон 1 тюб. Инфекции и травмы глаз (глазная мазь).
Ацикловир 5% (мазь) 1 тюб. Против герпеса.
Крем для рук "Зодиак" 1 тюб. При огрубении кожи,трещинах (натирать на ночь).
Витамин "Ревит" (или Аэровит, Аснитин) Ежедневно по 3 шт. каждому участнику.
Пантенол аэрозоль При ожогах и других повреждениях кожи.
Промедол (или Трамал) 2 амп. (наркотик) отсутствовал Сильное обезболивающее. При травмах, инфаркте. Эффект через 20 мин., длится 3 – 5 часов. Внутримышечно 1 – 2 амп.
Тавегил 2 амп. При сильных аллергических реакциях (приступ удушья, отек, аллергия на лекарств. препарат). Внутримышечно 1 – 2 амп. HЕ сочетать с алкоголем!!!
Преднизолон 2 амп. Гормональное средство. При шоках, аллергических реакциях, терминальных состояниях. Внутривенно медленно. Противопоказания: язва желудка.
Hовокаин (или Лидокаин) 2 амп. Местное обезболивающее. При необходимости произвести манипуляции на небольшой ране. Обколоть рану по периметру (3 – 5 уколов), вводя постепенно раствор на разную глубину. Эффект наступает сразу и длится 30 минут.
Шприцы для инъекций (одноразовые) 4 шт. по 2 мл,
2 шт. по 5 мл

Рецензия

Рецензия председателя МКК ФСТ Оренбургской области

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100