Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Река Тумча, техописание

Автор - Михаил Афанасенков (Москва)

Первоисточник - http://www.afanas.ru

Техническое описание написано вместе с лоцией в походе 1994 года, уточнено в 1995 году, примечания по заброске добавлены в 1998, 2000, 2001 году.

Краткое описание маршрута

Тумча является, пожалуй, второй по сложности рекой европейского Севера после Кутсайоки, ее притока. На 50-километровом участке от г. Алакуртти расположено 30 (!) порогов, из которых 10 - 3-ей категории, 9 - 4-ой и 5-ой (здесь и в лоции все категории для байдарок). Все пороги 4-5 категории локальны и при недостаточной подготовленности легко обносятся.

Общая длина маршрута 170 км. Можно выделить три участка: 1) граница - г. Алакуртти - 75 км; 2) Алакуртти - пор. "Шляпа" (включительно) - 50 км; 3) Йовское водохранилище - 45 км.

Первый участок включает большое количество перекатов и порогов-перекатов не выше 2-ой категории. Очень красивые берега (сопки, приток-водопадик). Можно ради экономии двух-трех дней его опустить и начинать от Алакуртти, но, во-первых, стапель и ночевка посреди города не рекомендуются из-за грабежей со стороны местного населения (неоднократные жалобы!) и, во-вторых, прохождение сложных порогов с первых минут похода опасно.

Второй участок - "спортивный". Большое число локальных порогов, разделенных короткими спокойными плесами.

Третий участок - озерный. Большое количество островов и изрезанная береговая линия. Желательно иметь карту ("Северная Карелия", 1 см = 2 км, листы 1 и 4).

Всего с учетом осмотров, обносов и прохождений - около 50 ходовых часов (45-60, в зависимости от группы), т.е. 10 ходовых дней плюс 2 запасных (они же - дневки). 

ЗаброскаПримерный маршрут заброски

В поезде 182 (отправление 19-30 из Москвы) есть Ковдорский вагон (обычно последний), его отцепляют в Кандалакше в 5-30 утра и прицепляют к Ковдорскому поезду в 9 утра. Билеты берутся сразу до Ковдора. Прибытие в Ковдор в 12-30. В вагоне проверяют паспорта, желательно иметь маршрутку.

В Ковдоре необходимо зарегистрироваться у пограничников (их адрес там все знают). Удобно заранее подготовить на отдельном листе полный список группы с паспортными данными. Пограничники подскажут, где можно взять машину и куда ехать (номер заставы).

На машине нужно ехать на запад до границы, далее налево вдоль КСП до моста, перед мостом - налево 200 м. Всего около полутора часов с учетом дополнительной проверки на заставе, у шлагбаума. У реки удобное место для ночевки и сборки судов. Полярный день облегчает "ночной" стапель.

ПРИМЕЧАНИЕ-2000 от Николая Полякова (лично мной НЕпроверено): барыги, которые подъезжают к поезду в Ковдоре просили 2000 р. Дешевле самим найти машину - подойдёт любой УАЗик (мы словили у комендатуры - 500 р. + бензин). Ещё барыги говорят, что прямой путь через 5-ую заставу закрыт (30 км) и надо ехать через Слюду (65-70 км). Погранцы сказали нашему водителю "Можешь ехать, на УАЗе через 5-ую пройдёшь".

Выброска

Антистапель - на правом берегу перед дамбой. От нее до поселка около 3 км по шоссе, идущему вдоль берега. Удобно, чуть не доходя до поселка, после мостика через ручей, повернуть налево, на укромную полянку “в кустах”. Раньше утра малой группе в поселке лучше не появляться из-за ночной "активности" местной молодежи. От поселка в 6-00 уходит автобус до Кандалакши. В Кандалакше - днем, поезд на Москву - около 17-00, билеты без проблем, в Москве в 5 утра через день.

ПРИМЕЧАНИЕ-98: Уже несколько лет автобус не ходит как рейсовый, а принадлежит поселку. Самый удобный и проверенный способ - заказать такси в Кандалакше утром (пока не прицепили Ковдорский вагон). Толпа частных легковушек регулярно тусуется прямо у вокзала. Они приедут прямо к месту антистапеля в любой заданный день и час (ключевые слова - Зареченск, правый берег перед дамбой, лодочные гаражи). Нужно только напомнить про верхние багажники. Группа из восьми человек (КНБ, Егерь, КНК, Ласточки) уезжала росле Кутсайоки на ДВУХ "жигулях". На них же можно добраться от Кандалакши до Алакуртти, если начинать оттуда. Можно с ними связаться и заранее: (81533)-3-49-50 Зубарев Евгений - "бригадир" легковушек (напомните про верхние багажники), (81533)-3-21-82 Рыбалов Валерий - грузовик.

ПРИМЕЧАНИЕ-99: строго говоря, Вы при выброске можете столкнуться с двумя проблемами (противоположными) - в сезон Вас сразу ловят местные "барыги" и ломят цены. Не в сезон - наоборот никого не найдёшь. От первой проблемы лекарство описано выше - заказывать такси заранее, при этом чалиться не у дамбы, а километра за два, тащиться лесом 300-700 м до дороги и высылать гонца встречать такси. Не в сезон ищете КИРПИЧНЫЙ дом в Зареченске (там все знают). Спрашиваете Аполлонова, у него "Жигули" с верхним багажником, и он сам наберет остальных. Адрес: Зареченск, ул Нивская 8А, кв. 11, тел 60-447 (через 81533, если межгород). Цена в 1999 - 350-400 руб. с легковушки.

ПРИМЕЧАНИЕ-2000 (лично НЕпроверено): По Иовскому водохранилищу в тур-сезон ходит катер. О своём следующем прибытии на пор. Шляпа он где-то оставляет записку (видимо, у кострища около бухты). Телефон баркасника в Зареченске 6-05-39 Николай Осипов. Берёт 2000 р. за 20 чел.

ПРИМЕЧАНИЕ 2001: катер от "Шляпы", в сезон примерно 150 руб. с носа, берёт от 20 до 40 человек. Легковушка в Зареченске 2001 в сезон - уже 700 (!) - либо договариваться с Рыбаловым, либо искать "нелегалов" без техосмотра и ехать до ГАИ перед Кандалакшей. Дальше на чём угодно - там много машин.

Водная часть маршрута
Практически все препятствия и основные ориентиры приведены в лоции. Верхний участок описан подробнее по историческим причинам - долго не были доступны его карты...

Со стоянками больших проблем нет, поэтому в лоции указаны только проверенные на собственном опыте, но можно стоять и на других. Единственное ограничение - г. Алакуртти. Участились сообщения о кражах и даже грабежах в черте посёлка, вплоть до пор. Водопадный...

Все категории сложности порогов приведены для байдарок и невысокой воды. Непроходимых порогов (для КНБ и КНК) нет. Описания приведены самые краткие, т.к. автор придерживается принципа “лучше один раз увидеть...”. Более подробно о порогах можно прочитать в дневнике, кроме этого существует видеофильм “Тумча-95” с большим количеством съемок с воды.

Для катамаранов летом река малоинтересна. В мае, в паводок, вода поднимается до +3метров. По словам очевидцев, получается катамаранная “четверка-пятерка” не хуже Кавказа.

Карты озерного участка: экономичная и качественная.

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100