Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Журнал байдарочного похода на речку Пра
(1 мая - 4 мая 2004 года)

Автор - Алексей Рымшин (Дубна)

Маршрут:
Заброска до Спас-Клепиков - автобусом. Сплав: Спас-Клепики - (14 км) - Подгорье - (9 км) - Заводская Слобода - (20 км) - Ольгино - (5 км) - Горки - (17 км) - Деулино. Итого = 65км. Из Деулино до Москвы - автобусом.

Состав участников:
- Стас (капитан), Марина(картограф), Настя ("Таймень-3")
- Миша (капитан), Наташа ("Таймень-2")
- Леха (капитан), Марина(*) ("Таймень-2")
- Куча народа из "дружественной" группы
(*) Марина на третий день похода перебралась в "дружественную" группу :-)

Географическая справка

Речка Пра является левым притоком Оки. Протекает по живописным мещерским лесам Рязанской области. Река берет начало в озере Святое. Озеро Cвятое входит в цепочку Клепиковских озер, которые образуют Мещерское озерное кольцо. Оно находится на стыке трех областей: Владимирской, Московской и Рязанской. В половодье все озера сливаются в один большой водоем. По цепочке Клепиковских озер протяженностью около 30 км река течет на юго-запад до озера Лебединое, после чего меняет направление на восток до озера Мартыновское. После последнего озера Мартыновское, речка течет на восток до города Спас-Клепики (порядка 10 км), где в нее вливается небольшой приток Совка. От Спас-Клепиков до села Деулино (порядка 65 км) река идет строго на юг. Возле Деулино в Пру впадает приток Ураж. После Деулино река поворачивает на юго-восток, а затем на восток. В своем нижнем течении на протяжении порядка 35 км Пра является южной границей Окского заповедника. Как следствие, стоянки разрешены только на правом берегу реки и только в специально отведенных местах. После села Брыскин Бор через 20 км Пра впадает в Оку. Общая длина реки (вместе с цепочкой озер) чуть меньше 200 км. Скорость течения достаточно приличная для средней полосы России, порядка 3-4 км/ч.

Препятствия

Речка некатегорийная, но тем не менее кое-какие препятствия встречаются. На пройденном участке есть пара завалов. Первый находится на участке Ольгино-Горки (ближе к последнему). Весной без проблем проплывается по правой искусственной широкой протоке. В другое время, скорей всего, придется обносить. Второй завал находится примерно в часе хода перед Деулино. В майское половодье, распластавшись по байдарке, его можно пройти по правому рукаву. Рукав образуется в проходе между стволами пары сосен, так что катамараны и прочие габаритные суда придется обносить (около 20 метров справа). Летом правая протока пропадет, и по ней уже придется делать обнос всем судам. Для катамаранов также небольшое препятствие представляет мост от Ольгино к Горкам. Перед ним большое скопление плавника. Чистым остался только левый створ шириной в 2-2,5 корпуса "Тайменя". Так что с байдарками проблем нет, а вот более габаритный транспорт придется обносить справа. В остальном, на участке встретится еще пара мостов, но они все имеют чистые проходы почти для любого плавсредства.

Преамбула

На майские праздники было решено совершить вылазку на природу с использованием подручных плавательных средств. Таковыми оказались байдарки. Моя "Таймень" была не совсем на ходу после последнего похода на речку Медведица. Переломленый пополам кильсон, два "покоцаных" шпангоута и оторванный нос у шкуры. Давно уже заметил, что некатегорийные речки, более разрушительны для байдарок, чем категорийные :-) Алкоголь вкупе с дурной силой делают свое дело. Идти на "Салюте" не хотелось, поэтому пару дней пришлось потратить на подготовку байдарки, вместо выбора маршрута.

Идей по поводу выбора маршрута было несколько, начиная от Моквы-реки и заканчивая Мстой. Но выбрали, тем не менее, Пру. Туда собиралась огромная толпа народа, с которым были очень хорошие отношения. Они к походу подготовились серьезно - заказали автобус "Икарус" в оба конца. Мы решили, что шестью человеками больше, шестью меньше - от этого хуже не станет, и неформально присоединились к этой команде.

01.05.2004
День первый: Заброска, Спас-Клепики - Взвоз (16 км)

04:00 - Договорились, что наша группа собирается у Стаса, и за нами в 4:00 заезжает автобус. До Стаса мне надо было ковылять всего лишь одну остановку метро, да и по работе был немного загружен, поэтому собираться начал только в 22:30 (еду на этот момент уже закупили). Надеялся к пол-двенадцатому управиться. Собрался намного позже. Где-то к часу ночи приехал на Дмитровскую, где меня встретил Стас, Миша и Наташа. Отправились к Стасу домой. Собрали его пожитки с байдарками, попили пивка, послушали музыку. В условленное время автобуса, понятное дело, не было. Водитель то ли перепутал, то ли что-то не понял, но в 4:00 он "рассекал" в районе Автозаводской. Подъехал к нам ближе к 5 утра. Загрузились и поехали собирать остальной народ. Я "отрубился". По Москве, говорят, катались около 2-х часов. Собралось в общей сложности 26 человек, не считая детей и животных. Дорогу, оказывается, никто не знает(!), все понадеялись друг на друга, поэтому поехали через славный город Рязань, где какой-то народ помню бегал, пытался купить миски и кружки, которые забыли взять в поход.

10:00 - Наконец, выехали из Рязани и направились в Спас-Клепики. (Надо было с собой минералки взять - в такой духоте ехать невозможно)

13:00 - За 15 км до Спас-Клепиков пропороли заднее правое колесо. Водила всех выгнал из автобуса и сказал полтора часа "сушить весла". Как только народ начал разбредаться по лесу, было решено ехать на спущенном. Пока всех собрали (особенно шустрых) и т.д., и т.п. Короче, только через полчаса выехали.

14:00 - Разложились лагерем сразу после моста. Довольно большая поляна с пологим выходом через мелководье на реку. Рядом с нами собирается еще около 5-6 групп. Кто на байдарках, кто на катамаранах, кто на каких-то надувных матрацах. Плавает все! Почти у каждой группы с собой флаг. Надо будет в следующий раз и себе прихватить.

17:00 - Все еще собираемся… Жарко! Как оказалось, дружественная группа подготовилась абы как. В сумме: 10 байдарок, 23 места на 26 человек. Идет распределение "балласта" :-) Моя байда нифига не складывается. Нос почти отлетел - сантиметров на 15 каркас выпирает из шкуры. Пришлось замотать скотчем. Байдарка Миши собралась без проблем. У Стаса были небольшие траблы с "переломом" кильсона, но ничего страшного. Приходил мужик в форме. Требовал по 50 рублей с судна за проход по территории национального парка. Показывал кучи документов и справок. Послали! Не уходит. Написали ему какую-то объяснительную, что у него, дескать, не хватает какой-то там печати. Он за это дал нам схему реки с печатью и подписью (!). Типа, пропуск всюду. После этого поприставал к другим туристам, но, видимо, все его послали. Поняв, что ловить нечего, погрузился в УАЗ-ик и убрался восвояси. Клоун еще тот… Не поддавайтесь на провокации!

17:10 - Спустил байдарку на воду. Пока загружал гермы, вскрылся рецидив старой незамеченной травмы. Рядом с задней седлушкой была пробоина с палец толщиной. Пришлось на мокрую резину с внутренней стороны клеить "времянку", что отложило выход. Устроили короткий перекус.

18:00 - Наконец-то отчалили. Дружественная группа в массе своей ушла вперед. Потихоньку ее начали обгонять. Речка чудная. Вода темная (видать торфяное дно). Иногда переходит в прозрачную, но на небольших участках. Вода стоит очень высокая в этом году - берега почти все затоплены. Куча деревьев стоит в воде. Много топляка. Русло реки постоянно раздваивается и растраивается (выпил только две бутылки пива). Иной раз задумываешься над тем, куда плыть. Ориентироваться по течению (!). Местами на очередном повороте река превращается в небольшое озеро. Очень много изгибов. Ветер дует в спину - здорово! Стоянок дофига. Фактически каждые 100 метров. Проблема только в поиске свободного места. Почти все занято местными отдыхающими, либо более шустрыми коллегами по плавсредствам.

19:50 - Проплыли мост возле деревни Борисово. По центру чистый проход. Количество плавающих средств на воде переходит все разумные пределы. Фактически, каждые 100 метров что-нибудь да плывет. Хорошо, что река постоянно петляет - не так мозолит глаза.

20:45 - Аккурат сразу после Взвоза решили встать лагерем вместе с дружественной группой. На левом берегу сразу после боковой притоки. Дров полно. Топор особо и не нужен - полно сушняка. Сход к воде удобный. Метров через 100 вглубь леса начинается болото (как почти и на всех остальных стоянках), так что летом тут скорей всего немерянно комаров. Ужинали, конечно, в темноте. Суп из пакетиков и макароны. До часу ночи гоняли чаи.

02.05.2004
День второй: Взвоз - 3 км после Ювино (21 км)

10:00 - Наиболее энергичные начали просыпаться. Я честно отсыпался до одиннадцати или около того. Основная группа уже позавтракала и потихоньку начинала сворачивала лагерь. И чего людям не спится? У нас завтраком занималась Марина. По ее словам, каша опять не удалась - подгорела сгущенка. Делов-то… Собирались очень неспешно, так как торопиться некуда, да и солнышка нет :-(

12:30 - В полном составе ушла основная группа. Мы еще только начали кипятить чай. В районе 12:00 начало теплеть.

13:40 - Спустили байдарку на воду. Начал загружать свою - через минуту в корпусе полно воды. Отлетела "времянка", про которую совсем забыл. Пришлось приклеить точно такую же. Надо бы на следующей стоянке про нее не забыть!

13:50 - Снялись с якоря и пошли. Деревень пока не видно. Вышло солнце! Движение по речке заметно оживилось. Тут, я так понял, принято сниматься рано.

14:30 - Прошли железобетонный мост возле деревни Заводская Слобода. Чистый проход в любом пролете. Мы прошли в правом. Решив, что от основной группы мы сильно отдаляться не будем и учитывая, что идем мы на два порядка быстрее их, особо не торопились. Но в одном месте нас нагнали какие-то балбесы с "транзистором", включенным на полную мощность с какой-то ахинеей - на кой черт приемник тащить на природу? Нас обойти у них силенки не хватило, а мы от них оторваться не сумели - отдыхать все же пришли. В итоге получился один очень скоростной участок.

16:00 - В конце концов эти крендели нам надоели, и мы встали на перекус. Очень забавно с берега наблюдать за проплывающими плавсредствами. Я долго не мог понять, почему на том же http://www.tur-club.ru в разделе турснаряжение люди продают - надувные трапы от самолетов с надписью в скобочках "можно использовать, как четырехместную лодку", какие-то баллоны от тракторов, усиленные арматурой и.т.д. Теперь все встало на свои места. Плавают на всем, что держится на воде. Самопальные плоты из дерева с кипящим самоваром в центре, катамаран на базе четырех баллонов от "Кировца", какой-то каркас, полностью обернутый целлофаном, но один мужик переплюнул всех: его корабль представлял из себя плот на базе четырех плоских досок, которые держатся на нескольких дюжинах двухлитровых пластиковых бутылок (!).

16:50 - Утолили голод и, не спеша, вышли. Махать веслами практически перестали - только на поворотах, иначе маршрут пройдем за сегодня. Речка здесь разлилась по полной. Масса широких (по 20-30 метров) рукавов, такие же здоровые ответвления и затоны. Лес везде хвойный - сосны и изредка ели. Хорошие стоянки каждые сто метров, но в массе своей все занято отдыхающими на машинах и туристами.

17:50 - Неожиданно нагнали основную группу, которая уже встала лагерем на высокой обширной стоянке (сказались гонки с меломанами :-). Я предлагал идти дальше. Марина парировала тем, что дальше конец маршрута :-(. Пришлось со Стасом взять заначенную бутылку пива и отправиться кататься по старицам, а то совсем мало сегодня гребли. Стариц тут навалом и довольно длинные - иные уходят вглубь по сотне-другой метров. Покататься по ним надо обязательно! Тем временем поставили лагерь и приготовили гречку с тушенкой. Ночью было потрясающе холодно - пришлось нацепить свитер.

03.05.2004
День третий: 3 км после Ювино - 6 км перед Деулино (22 км)

10:00 - В дневнике везде написано, что подъем в 10 утра - хм… Мне кажется, это не соответствует действительности - скорей сегодня ближе к 11:00, хотя "журнальному" виднее, больше часов ни у кого нет. Попытки подъема. Светит солнце - поразительно! Наконец-то наступила относительная жара. На этот раз каша получилась супер! Мы старались. Я за нас рад!

14:15 - С утра было решено, что идем до предполагаемого завала, поэтому достаточно поздно вышли и веслами почти не гребли. Не помню, почему долго собирались…Вроде особо и не гуляли - только предприняли попытку - немного побренчали на гитарах…

15:05 - На основном русле непроходимый завал, но справа достаточно широкая протока. Мы легко прошли. Обносить не пришлось. Так же без проблем проходится и крупногабаритными надувными средствами передвижения.

15:15 - Мост у деревни Горки. Очень низкий - при проходе придется хорошо пригнуться и утрамбовать выступающий багаж. Проход в левом узком пролете. Ширина пролета небольшая, но байдарка неплохо проходит. Каты придется обносить по правому берегу - 5 метров.

15:25 - По левому берегу на повороте проплыли прикольную стоянку с элементами народного творчества туристов. Большая группа деревянных идолов. Очень красиво! Надо было вылезти и осмотреть, но что-то заломало…

16:15 - Устроили перекус. Все стандартно. Расшифровываю: остатки холодного чая, бутерброды с колбасой, конфеты, печенье, две банки консервов.

17:20 - Перекусывали больше часа поскольку большая часть маршрута пройдена и торопиться особо некуда. К тому же случайно была обнаружена заначенная бутылка пива. А поскольку его было немного, то удовольствие надо было растянуть :-)

18:15 - Встали на ночь прямо перед завалом (около 400 метров) по левому берегу (кстати, за время похода получилось так, что все стоянки были на левом берегу). Я поехал осматривать собственно завал. С берега народ на катах крикнул, что обнос справа порядка 20 метров и, мельком все это осмотрев, отправился обратно к лагерю. Напряжно, надо сказать, одному в пустой байде против течения… Остальной народ начал ставить лагерь. Еще светло. Купались. Вода холодная, порядка 12-14C. Больше минуты неподготовленному человеку в воде находиться напряжно, зато освежает по полной. На стоянке нашли пластиковые банки из под калифорнийских дождевых червей (!). Прямо так и написано. Дожили - уже импортируем червей… Ночью "отрывались" до утра - песни и пляски народов мира под гитарный перезвон плюс чай, плюс глинтвейн (плюс у особо запасливых коньяк :-)) Спать легли далеко за четыре утра.

04.05.2004
День четвертый: 6 км перед Деулино - Деулино (6 км), возвращение

09:30 - Подъем произвели рано. Отчасти из-за того, что сегодня "судный" день, а отчасти из-за того, что это делали насильно. На завтрак: суп и невменяемая каша (я еще не проснулся).
- Пожрать есть?
- Каша!
- Какая?
- Пластиковая…

14:15 - Собрались, как обычно, не скоро. Отчасти от того, что идти всего 40 минут, а отчасти из-за того, что лагерь был разбит на очень обширной территории. Отплыли.

14:30 - Небольшой завал оказался частично фикцией. Для катамаранов действительно пришлось бы небольшое расстояние преодолеть по суше, а на байдарке он легко проходился. Обнос в любом случае справа. Около 20 метров. Соответственно не разгружались.

15:05 - На правом берегу была замечена пара домиков. Это - Лесохим (интересное название для деревни). Она плавно переходит в село Деулино.

15:15 - Добрались до конечной точки сплава - села Деулино. Все свободные лужайки заняты собирающимися туристами (не менее 20-30 групп). Да и вообще, все окрестности деулинского моста представляют собой один большой туристический лагерь. Выход предпочтительнее осуществлять на более равнинный правый берег либо до моста, либо сразу после. Мост без проблем проходится в правом пролете. У берега речка глубокая - около метра. Осторожно!

15:30 - Разгружаемся. Сушим байдарки, собираем вещи и устраиваем перекус. В селе есть магазин. Когда уезжаешь, надо позаботиться о транспорте заранее, поскольку рейсовый автобус, по слухам, ходит раз в сутки в 18:00, а все остальное забито под завязку. Народ уезжал на всем: начиная от "Камазов" и кончая машинами скорой помощи (надеюсь, не по назначению).

17:15 - Подъехал и наш автобус. Байдарки еще толком не собраны. Пришлось в спешном порядке все закидывать в мешки и грузиться в навал.

17:30 - Погрузка завершена, отъезжаем. Около часа едем до Рязани (50 км).

19:00 - В городе долго катались в поисках ж/д вокзала. Возле него ссадили Мишу и Наташу. В ближайшем магазинчике прикупили мороженое, минералку, пиво и т. д. по увлечениям. Сегодня, оказывается, будет лунное затмение!

20:30 - В кафе на выезде из Рязанской области прикупили морковку по-корейски и еще пива.

22:50 - Прибыли в Москву. Сгрузили дружественную группу и с водителем договорились, что нас подкинут до дома Стаса.

23:20 - Конечная точка. Перетаскали домой байды, рюкзаки и кучу забытых вещей от дружественной группы. Поход окончен. Луна затмилась :-)

Заключение

Хорошая некатегорийная извилистая речка. В разлив очень широкая. Близ Спас-Клепиков не более 10-15 метров. Вниз по течению расширяется местами до 50 и более. Течение достаточно сильное, не менее 3-4 км/ч. Можно не грести. Пройденный участок тянет в лучшем случае на три ходовых дня, четыре все же слегка затянуто. Если идешь на четыре, то надо устраивать дневку. Очень живописная природа. Множество удобных и обустроенных стоянок. Почти с каждой стоянкой соседствуют болота, так что летом будет дофига комаров. Коряг в воде немного. Из минусов можно отметить обильное количество плавсредств и не очень хорошую транспортную схему заброски и выброски. В остальном очень рекомендуется для семейного похода. Ходовое время 9,5 часов совершенно не напрягаясь. Схема участка прилагается. Вместо эпилога последняя цитата из дневника:

- Это был мой первый поход на байдарках. И часть сердца оставлена там, откуда увозит нас автобус… Я счастлива! Спасибо!
Настя.

16.06.04,
Алексей Рымшин (Дубна)

Комментарии и дополнения
 Фыва Цукен, 23.04.2005
лесохим - это картографический глюк :)) на самом деле, на это месте расположена деулинская лесопилка.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100