Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS




Отчет о водном туристском путешествии 2(5) к.с. по маршруту: г. Москва - г. Адлер - р. Мзымта - г. Адлер - г. Москва, совершенном в период с 28 апреля по 04 мая 2000 г.

Руководитель: Шетухин А.В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5655

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва)

Маршрутная книжка № 1/4-202
1. Справочные сведения о путешествии:

1.1. Вид туризма: водный;
1.2. Категория маршрута: II с элементами V;
1.3. Основная нитка маршрута:
г. Москва - г. Адлер - р. Мзымта - г. Адлер - г. Москва;
1.4. Протяженность:
активными способами передвижения - 53 км;
1.5. Продолжительность:
общая - 6 дней, активной части - 4 дня;
1.6. Средства сплава:
катамаран-4, катамаран-2;
1.7. Количество участников:
заявленное - 4 человека, фактическое - 4 человека;
1.8. Сроки проведения:
с 28 апреля по 04 мая 2000 г;
1.9. Уровень воды: высокий;
1.10. По заявочному материалу дано заключение МКК МГЦТК.
Шифр: 177-00-66665555.
Экземпляр отчета хранится в библиотеке МГЦТК 2.

2. Сведения об участниках путешествия

Фамилия, Имя Год рожд. Туристская подготовка Обязанности в группе Адрес
Шетухин Андрей 1977 Кутсайоки Зр, Мста 2р, Мзымта 2у руководитель г. Москва
Кнорозок Ярослав 1977 Кутсайоки Зу, Мста 2у, Мзымта 2у зам. руковод. г. Москва
Ефимов Андрей 1977 Охта Зу, Кутсайоки Зу, Мста 2р, Мзымта 2у фотограф г. Москва
Раевская Мария 1974 Кутсайоки Зу, Тумча Зу, Зеленчук Зу, Сандалаш-Чаткал 5 у видео г. Москва


3. Общая идея похода

Цель данного похода заключалась в отработке техники преодоления сложных водных препятствий, также ставилась цель возможно более полного, безаварийного прохождения одного из самых интересных маршрутов Северного Кавказа.

4. Заброска и выброска с маршрута, возможные точки схода

4.1 Заброска на маршрут
Заброска на маршрут возможна от города Адлер трехосным грузовиком типа "Урал" непосредственно до верховьев Мзымты (начало маршрута), либо рейсовым автобусом до деревни Садок и последующей пешей частью (около 8 км.).

4.2 Выброска с маршрута
Выброска может быть осуществлена от побережья Черного моря на городском автобусе (остановка у последнего автодорожного моста через Мзымту).

4.3 Точки аварийной выброски
Аварийная выброска может быть произведена в любой точке маршрута, поскольку в долине реки проложена асфальтовая дорога Адлер-Эстосадок.

5. Техническое описание маршрута

Принятые сокращения: Р - разведка, С - страховка; КМ-2 - катамаран-2, КМ-4 -катамаран-4. Сплавная часть р. Мзымта имеет 5 характерных участков:

1. Верхняя Мзымта: длина 7 км
Сплав начинается от деревянного автомоста, уводящего дорогу в долину крупного правого притока Мзымты (р. Пслух) и поляне нарзанов. В результате схода оползня, во время таяния снегов, нарзанные источники засыпало, а дорога в верховья Пслуха стала для автотранспорта непроходимой.
В 50м выше моста ПБ Мзымты переходит в бом. По ЛБ берег низкий, есть удобные полянки для лагеря. Вдоль левого берега ниже моста рядом с рекой идет грунтовая дорога.
Сразу за мостом, после слияния с Пслухом, расход воды составлял 1 мая 40 м[3]/с. Река от моста на протяжении 800 м представляет собой сильно спортивный плес четвертой категории. Просмотр обязателен, т.к. несмотря на то, что линия движения видна сходу, в реке полно завалов и необходим заблаговременный маневр. Далее дорога от уровня реки поднимается на полку левого берега, после галечной отмели в середине русла, по ПБ из глубокой промоины-оврага впадает ручей (но он малозаметен с наплыва). Это ориентиры 1-го верхнего порога.
1-ый верхний, пор. Дорога поднимается на полку ЛБ, ПБ - высокая терраса. Чалка возможна на ЛБ., в улов в 50 м выше деревянного завала. Порог состоит из 2 ступеней. Первая - в 80 м ниже устья ручья. Это расположенные друг за другом 2 слива по 1м; ширина реки - 7 м. Во втором сливе в центре бочка-котел. Справа есть чистый проход. Через 50 м - 2-ая ступень, более сложная. На заходе - сильный навал на обломок скалы у ЛБ, справа - сложные сливы через обливные камни. Далее река делает крутой зигзаг вправо-влево, высота сливов и количество камней в русле уменьшаются. За левым поворотом порог кончается. Длина 2-ой ступени - 100м.
2-ой верхи, пор. "Троллейбус". Находится в 100 м ниже предыдущего преп. Непосредственно перед ней удобных чалок нет, идти просматривать ее надо от чалки за 1-ым верхним порогом. Река делится на 2 протоки длинным (80-90 м) узким островом, поросшим деревьями. Правая протока маловодная, забита камнями и деревьями. Основная протока - левая. Это крутая горка с валами, сливами и бочками. В конце левой протоки - навал на камни ЛБ, мощные валы. Примерно через 50 м ниже слияния проток - слаломный участок, уклон уменьшается, хотя течение остается быстрым. Верхние пороги закончились. Много удобных мест для чалок на ЛБ (ПБ-бом).

2. Прогон до Греческого ущелья; длина: 10 км
На этом участке уклон уменьшается, река течет среди галечных разбоев и отмелей. На поворотах - сильные прижимы под крутой берег.

3. Греческое ущелье; длина: 12 км
Ориентир начала Греческого ущелья - тросовая переправа с люлькой высоко над рекой. Справа впадает небольшой ручеек. Чалиться нужно не ниже 50 м от тросовой переправы, удобные чалки есть на любом берегу. За левым поворотом расположен большой остров, поросший деревьями. В протоках острова расположен пор. № 1 "Люлька" 3-4 к.с. Ориентиры - см. выше. Левая протока короче, круче. На протяжении 80-100 м река падает на Зм, прорываясь через три гряды полуобливных и надводных камней. Просмотр по крутому левому берегу неудобен (натоптанная, но скользкая после дождя тропа). Возможны завалы плавника (обходимые) на заходе у ЛБ и в середине порога справа. Чалка за порогом на ЛБ возможна, но неудобна. Зато от конца пор. 1 по ЛБ можно легко и просто дойти до плотины - 2 км.
Правая протока длиннее (150 м) и проще - это шивера средней сложности с крутым метровым сливом в конце. Линия движения видна с наплыва, но лучше сделать просмотр, т.к. в протоке возможен завал. В месте слияния проток порог заканчивается. Далее правый поворот и около 800 м простой шиверы с участками ровного быстротока до пор. № 2 (3 к.с). Ориентир - большой, поросший деревьями остров, отделенный от лев. берега маловодной, плохо заметной с наплыва протокой. На приверхе острова может быть небольшой завал из плавника. В конце острова - порог, начинается пологим метровым сливом через каменную гряду. Удобные проходы - слева, далее формируется мощная струя с косыми и прямыми валами. У берегов встречаются улова, но зачалиться трудно, так как берега крутые. Через 400 м после начала порога река делает плавный правый поворот, впереди пор. № 4 (3-4 к.с). В левой части реки - гряда обливных камней с узкими проходами, в правой части - косые сливы с бочками. Длина порога - 200 м.
Через 500 м течение замедляется, начинается небольшое (400 м) водохранилище перед плотиной. Чалиться для обноса лучше в 100 м перед плотиной, на ПБ - здесь проходит идущая на ЛБ через плотину дорога. Перед обносом из вежливости лучше поговорить с охранником плотины - обычно проблем не возникает. Ниже плотины по высокой террасе левого берега 3-4 км идет хорошая грунтовая дорога (практически до конца ущелья).

4. Ущелье Ах-Цу; длина: 4 км
Борта долины сходится, идущая по правому берегу автодорога поднимается на полку, на высоту 10-15 м над рекой. ЛБ - бом, ПБ - крутой, заросший кустарником. Течение спокойное. Место чалки для разведки водопада Ах-Цу находится в 600м от начала ущелья, здесь есть узкий галечный пляж, у берега из воды торчат остатки деревянных свай. В 150 м впереди виден скалистый ПБ и крутой поворот реки влево -это заход в Ах-Цу.
Пор. № 13 Водопад "Ах-Цу" (6 к.с). Длина препятствия 75 м, падение 5-6 м. Над водопадом дорога уходит в 100-метровый туннель. За туннелем водопад кончается, но для относительно удобного спуска к воде нужно пройти еще 200 м - здесь 20-метровый обрыв переходит в крутой осыпной склон, поросший деревьями.
Пор. № 14 "Московская шивера" (4 к.с). Длина препятствия 1.5 км, падение - 15 м/км. Начинается в 50 м ниже прп. No 13. Шивера мощная, но простая - отдельные камни в русле, валы и бочки. За пор.No 14 ущелье Ах-Цу кончается.

5. Прогон до Адлера; длина: 25 км
Река резко упрощается, уклон уменьшается. В 2 часах сплава после Ах-Цу имеется живописный "Известняковый каньон". За ним сплав малоинтересен, дорога (на ПБ) отходит от реки, и вплоть до Адлера по берегам тянутся голые берега. На ПБ у устья Мзымты расположен городской парк Адлера. Здесь можно заночевать.

6. График движения на маршруте

Дата День пути Участок маршрута
(км)
Время в пути
Характеристика участка
28.04
29.04
30.04
1-3
Москва - Адлер - р. Пслух
2000
40
4
Поезд,
автомашина
01.05
4
Верхняя Мзымта
8
2
Верхние пороги, км-2
02.05
5
Верхняя Мзымта
-
6
Спасработы км-2
03.05
6
Верхняя Мзымта
8
2
Верхние пороги, км-2
04.05
7
Прогон до плотины
10
1
Плесы, разбои
05.05 8 Ах-Цу - прогон до моря
29
3
Плесы
06.05
07.05
9-10
Адлер - Москва
2000
40
Поезд


7. Определяющие препятствия на маршруте

Вид препятствия
К.С.
Длина
Характер препятствия Кем пройден
1 Порог №1
3
50
Узкий заход Км-2 -4
2 Порог №2
4
100
Узкий заход Км-2 -4
3 Порог "Троллейбус"
5
150
Сложный заход, узкий слив Км-2 -4
4 Порог Люлька
5
200
Слалом среди камней Км-2 -4
5 Шивера Кондовая
3
400
Слалом среди камней Км-2 -4
6 Шивера Московская
3
400
Слалом среди камней


8. Дополнительные сведения о походе

8.1. Групповое снаряжение

Наименование Количество Примечание
1 Катамаран - 4 1 -
2 Катамаран - 2 1 -
3 Ремнабор 2 по одному на каждое плавсредство
4 Спасконец 4 по два на каждое плавсредство
5 Палатка 2 по одной на экипаж
6 Аптечка 1 -
7 Костровые принадлежности 2 по одному комплекту на экипаж

8.2. Погодные условия

Во время путешествия преобладала переменная погода со средним количеством осадков. Ночью температура была на уровне +3 — +7 градусов тепла, днем температура колебалась от + 15 до +25 градусов тепла.

8.3. Раскладка продуктов

Раскладка продуктов составлена в предположении полного автонома группы; продукты закуплены в гг. Москва и Адлер.

Наименование
М
kCal
kCal*m
Нагруппу
Полная масса
Сухари белые: 25% + черные: 75%
0,100
330
330,0
0,6
7,8
Печенье
0,040
410
164,0
0,24
3,12
Тушенка
0,070
300
210,0
0,42
5,46
Концентраты
0,020
335
67,0
0,12
1,56
Колбаса, мясо
0,050
370
185,0
0,3
3,9
Крупы
0,200
335
670,0
1,2
15,6
Макаронные изделия
0,050
337
168,5
0,3
3,9
Сахар
0,060
505
303,0
0,36
4,68
Конфеты
0,020
505
101,0
0,12
1,56
Сухое молоко
0,025
350
87,5
0,15
1,95
Масло растительное
0,025
883
220,8
0,15
1,95
Масло животное
0,010
875
87,5
0,06
0,78
Чай/кофе/какао
0,010
-
-
0,06
0,78
Лук
0,050
44
22,0
0,3
3,9
Чеснок
0,005
44
2,2
0,03
0,39
Специи
0,003
-
-
0,018
0,234
Сыр
0,020
344
68,8
0,12
1,56
Соль
0,025
-
-
0,15
1,95
С2Н 5 ОН 40%
0,050
-
-
о,з
3,9
Всего на человека, кг:
0,833
Калорий:
2687,3
4,998

Дней похода: 13.
На человека всего: 10,829.
Полная масса, кг: 64,974.

Примечание 1: Раскладка составлена с 0 дефицитом калорийности.
Примечание 2: Спирт при расчете стоимости не учитывался.

8.4. Смета расходов

Поз.
Наименование Стоимость на 1, руб Общая стоимость Примечание
1
Проезд Москва - Адлер
224
1568
поезд №079 Москва - Адлер
2
Заброска до р. Пслух
130
900
а/м Газель
3
Раскладка продуктов
120
2520
Групповая закупка
4
Проезд Адлер - Москва
224
1568
поезд №078 Адлер - Москва
Итого:
698
4886


9. Выводы и рекомендации

  1. Маршрут является одним из наиболее интересных на Кавказе, однако требует значительной предварительной подготовки и хорошего знания ТВТ.
  2. Сравнительная простота и дешевизна заброски и выброски группы может оказаться весьма актуальной в условиях жесткой экономии средств.
10. Картографический материал

Карта Северного Кавказа 1:200000, 1993 г.

Отчет составлен Шетухиным А.В., 11.05.2000

Life is a flower

30.04
Приехали на реку - к слиянию Пслуха и Верхней Мзымты. День был солнечный, а потому, не особо напрягаясь, поставили лагерь и пошли смотреть реку. Вместе с нами стояли группы из Москвы, Рязани, Ярославля, Минска - в общем, проходной двор. Вода очень высокая - конец паводка. К вечеру собрали катамараны (бело-синяя четверка "Svasti": 4.75X2.0 м/1500 л и бело-синяя двойка "Keli": 3.8X1.8 м/700 л) и договорились о страховке на завтра.

01.05
Ночью шел дождь, уровень воды поднялся еще на 10 - 15 сантиметров. Примерно к десяти утра к реке стали подтягиваться группы с надеждой пройти верхний участок. К двенадцати дня в бочке за островом уже успели кильнуться три "утюга" - "Витязь", какая-то самоделка и что-то невразумительное на два посадочных места ("улучшенный" полусамодельный "Тритон"). Насмотревшись вдоволь на их художества, решили, что раз вода течет, то пройти можно, хотя речка отнюдь не банальная и по большей части представляет собой плес четвертой категории.
Реку решили идти от деревянного моста, заранее наметив места чалок и расставив страховку. Выйдя из улова по ПБ, ушли от навала на камень непосредственно за мостом; после острова старались держаться середины потока. Чалка - сразу после высокой скалы-утеса в улове на ЛБ. Далее - порядка 500 метров относительно спокойной воды, и за правым поворотом - порог №1. Проходили по левой протоке; на выходе -принудительная чалка в улов на ЛБ. Страховка - спасконцами с ЛБ. От места чалки до пор. "Троллейбус" - порядка 300 м. плеса, технически не сложного, но требующего активного маневра. Плес кончается большим камнем в середине русла.
Сразу за плоским камнем, "троллейбусом", есть небольшая тишка, а затем поток ускоряется, разбиваясь об остров на две протоки. Правая - сплошь завалена бревнами, а в самом низу заперта двумя глыбами-быками. Левая протока и есть сам порог - большие и маленькие бочки вперемешку с камнями, разбросанными в хаотической последовательности. В десяти метрах перед островом лежит бревно, обойти которое можно, как выяснилось позже, только впритык к острову.
Идем просматривать, кидаем пластиковые бутылки и деревяшки. На какое-то время фраза "нам сюда не надо" становится универсальной: в завал нам не надо, не надо также к бревну и т.д. Окончательно обсудив траекторию, решили: сразу от последнего улова на ЛБ идем посередине реки и, оставив слева "троллейбус", впритык обходим бревно. Для этого уже за камнем начинаем траверс. Возможно, после бревна, придется сделать телемарк, чтобы войти в порог прямо.
Страховка должна выловить пострадавших при любом раскладе, к тому же до нас безаварийно "Троллейбус" не прошел никто. Мы поставили три точки страховки "морковками" и принудительную чалку.
Подготовка прохождения заняла около двух часов, в пять пополудни отчалились. Дальше все было как в немом кино: Андрей цепляется за струю, катамаран телемарком прыгает из улова в поток, потом мы гребем, стремясь уйти от деревянного наноса по ЛБ, здесь нас хватает основная струя и мы уже летим к камню-"троллейбусу". Поравнявшись с камнем, начинаем траверс потока, за пять гребков проходим два корпуса катамарана, и, не успевая развернуться на прямом ходе, делаем телемарк через правый баллон. В порог зашли практически по прямой, прорезали косую бочку, в которой до нас кильнулся груженый "утюг" - "Витязь", зацепились и пошли в разгон.
После порога зачалились для просмотра следующего участка (от порога до первого разбоя). Здесь река течет через "гребенки" из упавших в русло деревьев. Страховку решили не ставить, поскольку участок слишком длинный, а вероятность внештатной ситуации невелика. Пока обсуждали методику прохождения, с моря пришел туман, снизивший видимость до полусотни метров. Мы, тем не менее, вышли на участок. Низкая видимость усложнила и без того непростые условия сплава - не заметив в валах косо лежащего полуобливного бревна мы ударились об него левым баллоном, в результате чего, катамаран кильнулся. Поскольку впереди ожидался сильно криминальный завал, решили траверсовать поток, с тем, чтобы выброситься перед разбоем на шиверу по ЛБ.
До шиверы нам не хватило ровно трех гребков - на перевернутой машине мы попали в завал, катамаран затянуло между коряг.

02.05
Утром выяснилось, что вода ощутимо спала (минимум на полметра), в завале явственно стал виден катамаран. После недолгого обсуждения, завал решили по возможности разобрать, а катер (или его остатки) извлечь.
Весь день прошел в спасработах: наводили переправу, вытаскивали катамаран, сливали с него воду, клеились и т.д. Вечером обсудили проблему и решили: весь следующий день катаемся на четверке, оставив двойку на просушке.

03.05
Уровень воды по сравнению с паводковым понизился на 50-60 сантиметров, река сильно упростилась, а потому было принято решение устроить катание на "Троллейбусе". Для этого прогнали четверку с верхнего участка, превратившимся в довольно простой плес, до порога. За весь день прошли порог 5 раз, катая случайных туристов. Страховка - с левого берега спасконцами.

04.05
Здесь уклон уменьшается, река становится спокойнее, однако необходимо внимание - разбои и прижимы не дают расслабиться. Порог "Люлька" прошли по правой протоке. По причине относительно высокой воды, выходная шивера превратилась в спортивный быстроток с довольно жесткими валами и бочками. Страховка - спасконцами с ПБ (около помойки). В 19:30 дошли до плотины, где и встали на ночевку.

05.05
На попутной машине объехали Греческое ушелье до водопада Ах-Цу. Далее - Московская шивера; по нашей воде - примитивное, но длинное препятствие. Ниже шиверы - прогон до устья Мзымты. Выброска из городского парка до вокзала на автобусе. Маршрут окончен.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100