Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о туристском походе второй категории сложности в районе Кольского полуострова по маршруту: пос. Тулома - р. Тулома - р. Улита - оз. Мончеозеро - г. Мончегорск

Содержание:
1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)
      1. Проводящая организация
      2. Место проведения: Кольский полуостров
      3. Общие справочные сведения о маршруте
      4. Подробная нитка маршрута
      5. Определяющие препятствия маршрута
      6. Ф.И.О., адрес, телефон, руководителя и участников
      7. Адреса хранения отчета
      8. Поход рассмотрен
2. Технический отчет
      1. Общая смысловая идея похода
      2. Варианты подъезда и отъезда
      3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
      4. Изменения маршрута и их причины
      5. График движения
      6. Определение категории сложности маршрута
      7. Описание похода
      8. Итоги
3. Приложения

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

МГЦТК ФСТ - ОСМ.

2. Место проведения

Кольский полуостров.

3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма
Категория сложности похода
Протя-
женность
активной части похода, км
Продол-
жительность
Сроки проведения
общая
ходовых дней
Пешеходный
Вторая
166
14
12
27.07.2004 - 09.08.2004

4. Подробная нитка маршрута

Пос. Тулома - р. Тулома - р. Улита - оз. Мончеозеро - г. Мончегорск.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид
препятствия
Категория
трудности
Длина
препятствия
(дляпротяженных)
Характеристика
препятствия
(характер, высота, новизна,
наименованиеи т.п.)
Путь
прохождения
(длялокальных
препятствий)
Переправа простейшая
н/к
Река Анис. Скорость течения 0,4 м/с, глубина 0,3 м, ширина 10 м. Дно – камни. Брод в 50 м выше устья.
Переправа простейшая
н/к
Протока между озерами Лумболка и Керрежины. Скорость течения 0,4 м/с, глубина 0,8 м, ширина 17 м. Дно – камни. Брод в 5 м выше от устья.
Переправа простейшая
н/к
Протока между заливом и озером Кашкозеро. Скорость течения 0 м/с, глубина 0,8 м, ширина 17 + 10 м. Дно – камни. 2 брода через остров в самом мелком месте (вода прозрачная, дно видно).
Переправа простейшая
н/к
Брод через заболоченный ручей в 2 км. западнее ур. Сухой Порог. Скорость течения 0,3 м/с, глубина 0,3 м, ширина 6 м. Дно – мягкий грунт. Требуется настил из деревьев в узком месте.
Переправа простейшая
н/к
Река Ярва. Скорость течения 0,5 м/с, глубина 0,8 м, ширина 25 м. Дно – камни. Брод в 5 выше автомобильного брода.
Переправа
Река Тулома. Скорость течения 0,1 м/с, глубина 12 м, ширина 360 м. Дно – камни. Переправа на лодке напротив устья реки Улита.
Траверс лесистый
н/к
Траверс склона г. Длинная и в. 374 м. От губы Долгой Мончозера плавный набор высоты.
Лес
н/к
55,8 км
Лес легкопроходимый . Проходится по тропам или легко без троп.  
Лес
1,6 км
Лес среднепроходимый. Наличие густозаросших участков, подлеска.  
Болото
н/к
4,3 км
Болота легкопроходимые. Вязкие заболочеченные участки. Индивидуальная страховка, глубина не более 0,2 – 0,4 м.  
Переправа простейшая
н/к
Река Улита. Скорость течения 0,3 м/с, глубина 0,9 м, ширина 26 м. Дно – камни. В районе старого моста от начала автомобильного брода на обрыв моста.

6. Ф.И.О., адрес, телефон, руководителя и участников

№ п. п.
Фамилия, имя, отчество
Домашний адрес, телефон
Связь
1
Коринский Алексей Михайлович М-ва, Свободы, 63- 462, 492-1674
8-916-754-4752
korinsky@cityline.ru
korinsky@yandex.ru
2
Гордина Ольга Геннадьевна Б-ск., 22 с-зда КПСС 51-131,
8-083-257-1490
8-083-257-0566
8-083-257-6078
gordina_olga@rambler.ru
arseny3@mail.ru
iden001@rambler.ru
3
Дарская Елена Николаевна М-ва, Малая Калужская 8-29, 958-1176 meshkova@ipc.rssi.ru
4
Родыгина Наталия Ивановна М-ва, 4пр Подбельск 2/1-53, 160-8100  
5
Жданов Илья Степанович М-ва, Ленинский 154-205, 434-5992 zhdanov@herba.msu.ru
6
Камышан Наталия Викторовна Красногорск, Ленина 34-15, 564-5383  
7
Камышан Виктор Васильевич    
8
Карабанова Татьяна Владимировна М-ва, Астродамская 9/2-140,211-1732
8-916-971-0412
 
9
Курсова Елена Ивановна М-ва, Гольяновский 4А/1-226, 360-8384 kursovae@mail.ru
10
Несветаева Ольга Александровна М-ва, пр. Мира 101Б-81, 215-4018  
11
Смирнова Аксана Александровна М-ва, Донелайтиса 26-77, 949-5033 smakk@mail.ru

7. Адреса хранения отчета

1. МГЦТК ФСТ - ОСМ.
2. 125364, Москва, ул. Свободы, д.63, кв. 462. Алексей Коринский. Тел: (095) 492-1674, 8-916-754-4752.
Имеется видеофильм (оператор О.Г. Гордина).

8. Поход рассмотрен

Поход рассмотрен МКК МГЦТК ФСТ - ОСМ 15 сентября 2004 г.

2. Технический отчет

1. Общая смысловая идея похода

Основной задачей путешествия являлось ознакомление с таежной частью Кольского полуострова, туристскими возможностями малопосещаемого района. До похода большинство участников на Кольского полуострове не были. Маршрут похода линейный, с двумя дневками. Другой задачей было приобретение категорийного опыта, необходимого для последующих сложных походов, приобретение опыта организации и проведения переправы большой протяженности с помощью плавсредсва (река Тулома, ширина 360 метров). Выбор района был обусловлен, с одной стороны, его близостью и простотой (дешевизной) подъезда, а с другой - богатыми возможностями для построения маршрута.

2. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд в пос. Тулома автобусом со станции Мурманск. Отъезд автобусом из Мончегорска до ст. Оленегорск, расположенной на линии Петербург - Мурманск. На этой станции останавливаются московские поезда.
Расписание движения поезда № 382/381 и автобусов на лето 2004 г. см. в приложениях №№ 3, 4.
Автовокзал в Мурманске расположен рядом с ж/д вокзалом на ул. Коминтерна, 14. Телефон справочной: (8152) 45-48-84.
Телефон автостанции в Мончегорске: (81522) 7-21-50.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

После переправы через Тулому и до озера Улита аварийный выход на пос. Вырхнетуломский, после Улиты до протоки Лумболки - на Оленегорск. В обоих случаях есть грунтовки.

4. Изменения маршрута и их причины

С вечера 5 по 6 августа на полуострове была низкая облачность, в горах туман, временами дожди. В условиях плохой видимости было принято решение несмотря на то, что группа в силах и готова на штурм вершины, отменить радиальный выход на г. Юкспор из-за метеоусловий.

5. График движения

День
Дата
Переход
Километраж
Препятствия
Примечание
1
27.07
13.25-13.29
1,2
  Лесок
13.44-13.36
1,3
  Обед на р. Пяйве
15.28-15.34
1,4
  Тропа, вышли на мост
-15.48
2,1
  Вышли из Туломы
-16.02
3,3
  Асфальт
16.18-16.49
6
   
17.05-17.35
8,9
   
17.54-18.14
10,8
  Колодец
18.26-18.57
13,7
   
19.16-19.24
15,4
  Разведка ночлега
19.55-20.13
17
  Поворот на Юркино
-20.23
17,7
  Мост через р. Пак
20.50-20.59
18,2
  Вошли в Юркино
-21.06
18,4
  Грунт от моста
-21.08
18,8
  Вошли окончательно
-21.11
19,1
  Поворот
-21.33
20,8
  Р. Тулома
21.47-21.52
20,8
  Тропа
2
28.07
12.25-12.28
21
  Ушли с берега Туломы
-12.32
21,2
  Вошли в поселок
-12.35
21,5
  Свернули на дорогу
-12.43
22,1
  Поселок кончился
13.10-13.20
23
  Конец дачного поселка
-13.29
23,5
  Начало асфальта
-13.48
25
  Вышли на шоссе
14.06-14.43
28,3
   
15.03-15.21
29,8
  Обед
17.22-17.59
32,7
  Мелкий дождь
18.23-18.26
32,7
  Грунтовка
3
29.07
12.55-13.40
36,7
  Поворот на Висмус
14.02-14.04
37
Лес 1 А Грунтовка
-14.14
37,3
0,3 км Полевая дорога
-14.36
38,6
   
14.51-14.55
38,6
Лес 1 А Овраг
-15.08
38,9
0,3 км  
15.14-15.19
39,1
Лес 1 А Овраг
-15.25
39,1
0,5 км Овраг
-15.41
39,6
   
17.22-17.34
360 метров
Переправа 2Б Переправа
17.38-17.49
   
17.58-18.07
   
18.09-18.23
   
18.38-18.48
   
18.50-18.59
   
19.12-19.22
   
19.26-19.42
   
19.44-19.57
   
19.59-20.12
   
20.19-20.35
   
4
30.07
11.39-12.25
41,4
Лес н/к Тропа
12.45-13.35
44,1
10,6 км Порог, обед
16.07-16.42
45,7
   
16.58-17.41
47,6
   
18.09-18.22
48
   
18.38-19.26
50
  Пороги, скалы
20.11-20.14
50
   
5
31.07
10.05-10.29
51
Лес н/к Переправа по камням
-10.53
51,8
12,3 км  
11.11-11.54
54
  Переправа через ручей
-11.57
54,2
  Переправа через ручей
-12
54,2
   
12.19-12.44
55,2
  Порог Падун, обед
15.10-15.48
56,9
   
16.11-16.28
57,5
   
16.47-16.59
57,6
  Переправа через ручей
-17.2
58,5
  Переправа по камням
-17.31
58,9
   
17.59-18.37
60,2
   
19.01-19.43
62
  Переправа через ручей
20.09-20.13
62,2
Переправа н/к  
-20.35
62,2
  Переправа через р. Анис
-20.46
62,3
   
6
1.08
11.43-12.12
63,9
Лес н/к Переправа по бревну
-12.32
65
10,6 км Переправа по бревну
-12.37
65
   
13.49-13.08
65,5
  Грунтовка
-13.15
66,4
  Морошка
13.39-14.05
67,7
Болото н/к 2,2 км Болото
-14.2
68,4
   
15.13-16.20
68,4
Переправа н/к Переправа через р. Улиту
-16.28
68,4
   
17.31-18.30
71,5
  Тропа
18.45-19.17
72,9
  Озеро Улита
7
2.08
8.22- 8.29
73,2
  Развилка грунтовки
-8.36
73,6
  Развилка грунтовки
-8.38
73,7
Болото н/к 1,1 км Брод по камням
-8.48
74,2
  Болото
9.01- 9.13
74,8
Лес н/к Болото
-9.25
75,3
5,3 км Лес
-9.29
75,5
   
9.47-10.20
77,1
   
10.41-11.21
79,5
  Грунтовка
11.40-11.57
80,6
  Мост через р. Копытку
-11.59
80,8
   
13.16-14.01
84,2
  Мост через ручей
-14.03
84,3
   
16.14-16.23
85
  Мост через ручей
-17.05
87,8
   
17.22-17.30
88,4
  Перекресток с просекой
-17.55
90,3
  Мост через ручей
18.12-18.28
91,5
  Брод через ручей
-18.36
92,2
  Брод через ручей
-18.36
92,2
  Брод через ручей
-19.03
94,2
   
19.21-19.21
94,2
  Брод через ручей
-19.38
95,5
  Водораздел
-19.53
96,5
  Озеро
8
3.08
Дневка
   
9
4.08
9.34- 9.41
97,1
  Развилка на грунтовке
-9.59
98,7
  Мост через ручей
-10.11
99,7
  Вошли в Куцколь
-10.14
100
  Дождик
10.41-11.24
104
  Мост через протоку озер
-11.26
104
   
11.49-11.59
105
  Переправа по камням
-11.59
105
  Мост через ручей
-12.29
107
  Мост через ручей
-12.55
109
  Ур. Тихая Гавань, обед
14.58-15.11
110
  Брод через ручей
-15.16
110
  Развилка грунтовок
-15.18
110
  Плотина
-15.49
112
   
16.06-16.27
114
  Привал на развилке
16.58-17.03
114
Болото н/к Болота
-17.08
115
1 км Конец болота
-17.14
115
  Болота
-17.24
116
  Конец болота
-17.33
116
  Протока
17.59-18.33
116
Перепр. н/к Брод через протоку
18.57-19.00
116
  Болото
-19.13
117
   
10
5.08
10.09-10.13
117
Лес н/к Вышли на грунтовку
-10.25
118
0,5 км  
10.44-10.55
119
  Брод через ручей
-11.02
119
  Брод через заболоченную речку
-11.04
119
  10 м. болот
-11.12
120
  Конец грунтовки
-11.2
120
Лес н/к  
-11.32
120
0,5 км  
12.15-12.53
121
  Камни
13.08-14.00
122
  Обед после болотца
16.13-16.56
124
  Переправа по камням
-17.03
124
   
17.34-18.25
125
  Камни
18.57-19.16
126
   
19.35-20.11
126
  Залив
20.41-21.55
127
Перепр. н/к Переправа через протоку
21.58-22.05
127
   
11
6.08
Дневка (непогода)
   
12
7.08
8.43- 9.35
128
  400 м лес, далее камни
9.47-10.03
130
  Переправа по камням
-10.09
130
   
10.30-10.54
130
Лес 1 А Вышли на протоку
12.25-12.37
130
0,5 км Азимут по лесу
12.57-13.03
130
Лес н/к Переправа по камням
-13.17
131
7 км Вышли на тропу
-13.19
131
   
16.48-17.09
131
  Тропа обрывается
17.23-17.42
132
  Переправа по камням
-18.12
132
  Азимут по лесу
18.41-18.54
133
  Вышли на тропу
-19.17
134
  Брод через ручей в болоте
-19.19
134
   
19.28-19.54
134
Перепр. н/к Наведение переправы
20.17-20.30
135
   
20.39-20.43
135
  Переправа по камням
-20.48
135
  Переправа по камням
-21.04
137
  Мончозеро
21.37-21.42
137
   
13
8.08
9.50-10.06
137
  Азимут по лесу
10.24-11.16
139
   
11.33-12.16
140
Лес н/к Переправа по камням
-12.31
140
9 км  
12.54-13.29
141
  Дороги нет
15.11-16.02
142
Траверс 1 км Бараньи лбы
16.20-17.00
144
  Брод через ручей
17.23-17.26
144
  Вышли на тропу
-17.31
144
  Потеряли
-17.33
145
  Азимут по лесу
17.43-17.47
145
  Переправа по камням
-17.53
145
  Переправа по камням
-17.56
145
  Вышли на тропу
-18.06
145
  Тропа закончилась
-18.13
146
   
18.22-18.57
147
  Вышли на грунтовку
-19.13
148
   
19.41-20.08
150
   
20.21-21.01
150
Перепр. н/к Переправа через р. Ярва
21.56-22.40
152
  Брод через ручей
-22.41
152
  Брод через ручей в болоте Брод через ручей
-22.43
152
   
-22.46
152
   
21.46-21.48
152
   
14
9.08
8.49- 8.54
153
  Вышли на грунтовку
-9.09
154
  Переправа по камням
-9.14
154
  Переправа по камням
-9.19
154
  Развилка
-9.37
157
   
10.13-10.52
160
  Шоссе СПБ – Мурманск
-11.11
162
  Станция
-11.12
162
   
11.22-11.36
163
  Начало Мончегорска
-12.04
166
  Автостанция

6. Определение категории сложности маршрута по "Методике категорирования пешеходного маршрута" (Русский Турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001 - 2004 г.г. Выпуск 7, Москва, 2001 г.)

Протяженность маршрута 166 км, продолжительность 12 дней, что соответствует маршруту 2 к.с.

Локальные препятствия (ЛП)
Количество ЛП
Протяженные препятствия (ПП)
Длина ПП, км
1. Переправа
1. Растительный покров
н/к – простейшая
6
н/к Лес легкопроходимый
55,8
1
1А Лес среднепроходимый
1,6
4. Траверс гребня
2. Болота
н/к - лесистый
1
н/к Легкопроходимое
2,15

Локальные препятствия (ЛП)
Максимальное количество баллов за ЛП
Количество баллов за ЛП, идущее в зачет
Переправа Траверс гребня
7
1
7
(допускается 30)
6

Протяженные препятствия (ПП)
Максимальное количество баллов за ПП
Количество баллов за ПП, идущее в зачет
Растительный покров
Болота
57,4
4,3
12,82
12,82

Коэффициент перепада высот, К
Географический показатель, Г
Автономность маршрута, А
1
10
1

Таким образом определяем общее количество баллов, набранных маршрутом:
КС = ЛП + ПП + (Г Х А Х К) = 6 + 12,82 + (1 Х 10 Х 1) = 28,82.
Полученное значение укладывается в нормативную величину (26 - 59), что подтверждает 2 к.с.

7. Описание похода

25 июня 2004, воскресенье. День отъезда

Добрый вечер! Меня зовут Татьяна. Я - податель сей летописи на Кольский полуостров с группой Алексея Коринского. Группа наша состоит из 11 человек. У нас в группе 8 женщин, возраст от 25 до 45 - 46 лет и трое мужчин, включая одного несовершеннолетнего ребенка, которому 14 лет. Наш поезд № 382 отправляется с Ленинградского вокзала 25 июля в 19.28. Едем мы в первом вагоне. Поезд наш "Москва - Мурманск". Цена билета 748 р. 70 коп.
На вокзал поезд подали очень неудачно, хвостом вперед, так что первый вагон оказался в самой головной части поезда, и идти пришлось через весь перрон.
Группа собралась, все пришли вовремя, и ровно в 19.28 поезд Москва - Мурманск двинулся по направлению от Москвы, минута в минуту.
Этот день мы отметили в купе, где у нас был совместный ужин. Мы смотрели карты, решали наши походные дела, играли в интеллектуальные игры "Надуваловка", "Контакт", "Крокодильчики". Всем спокойной ночи. До завтра.

26 июля, понедельник. День в поезде

Сегодня 26 июля, понедельник. Погода изменилась, дождик закончился, и мы едем на север. Проехали мы уже несколько областей, а именно, выехав из Москвы, попали в Московскую область, далее после Решетникова, мы пересекли и попали в Тверскую область, по которой очень долго ехали. После Бологого мы въехали в Новгородскую и дальше, не доезжая Малой Вишеры, попали в Ленинградскую. По Ленинградской мы сошли с питерской дороги и по окружной соединительной ветке попали на Волховстрой, на Мурманскую дорогу и поехали напрямую на Мурманск. Ленинградскую область мы покинули после Лодейного поля и попали в республику Карелию, по которой едем уже целый день и еще будем ехать полночи. И после Полярного круга мы наконец-то, въедем в Мурманскую область - конечную цель нашей поездки.

27 июля, вторник. Первый ходовой день

В 11.20 приехали в Мурманск, на вокзал. Паровоз задержался на 26 минут. Все! Мы в Мурманске выходим. В Мурманске, правда, погода сомнительная - +19 С. Мы фотографировались на фоне перрона. Снять на видео ж/д вокзал в Мурманске не разрешили люди в форме.
Мы едем на автобусе № 120, едем на нем до поселка Тулома. Погрузились а автобус. Проезжаем гостиницу "Арктика", пока едем по городу. Билет до пос. Тулома стоит 25 р. 50 коп. + 7 руб. за багаж с каждого в городском автобусе с автостанции Мурманска. На автобусе проехали военно-патриотический мемориал, посвященный павшим героям в годы ВОВ. Дома стоят на высокой-высокой горе, склон сплошь усыпан цветущим иван-чаем, полыхающим ярко-розовым цветом вперемешку с огромными валунами - камнями. Смотрится достаточно эффектно. Автобус, покинув город, прибавил скорость и газовал вдоль Кольского залива, мимо Немецкого зеленого острова в Кольском заливе. Несколько раз круто свернув почти по серпантиновой дороге, пересек автомобильный мост через Кольский залив - панорама очень живописная. Залив упирается в горы, покрытые сизой дымкой. По воде идут пароходы, виден порт и флот и солнце, освещающее все это великолепие зеленого, синего, серебристого и белого цветов. Еще пару резких, но уверенных поворотов, и автобус въехал в пос. Мурмаши, где стоит памятник Кирову в военной форме. Мы высадились в поселке Тулома. Это - начальная точка отправления нашего маршрута. Сейчас командир даст телеграмму на почте о том, что мы вышли на маршрут, и мы пойдем на старт.
На берегу речки Пяйве мы устроили привал на обед. Река мелководная очень, очень бурная. Обед сварили быстро. С привала прошли по асфальтовой трассе 2 км. 900 м. Очередной привал на обочине трассы. Ксюха нашла первый гриб глазами, не заходя в лес. Говорит, съедобный.
Привал окончен, идем дальше. Под ногами плавится асфальт, но группа уверенно чешет вперед, оставляя заметные следы на асфальтовой дороге. Очень жарко. Мы свернули с шоссе и остановились на высоком живописнейшем берегу речки Туломы. Пришли мы сюда без десяти десять вечера, но ветра нет. Комаров и мошек тоже не очень много пока. Здесь мы заночуем, заужинаем. Здесь очень-очень красиво. Напротив горы, солнце и летают чайки. Прошли мы сегодня 20 км 800 м.
Ужинали мы в 23.30. В 0.30 мы разошлись по палаткам на сон. Сейчас время полвторого ночи, светло, как днем, но спать все равно хочется. Потому что биоритмы берут свое. Пока. Всем спокойной ночи!

28 июля, среда. Второй ходовой день

Дежурные встали в 8 утра. А дежурные - мы с Ксюхой пока еще. Пошли на речку, искупались. Пресноводное море неспокойное, вода бурлит и пенится, ветер гонит волну на берег. Но мы с Ксюхой искупались в водах Туломы и чувствуем себя почти на взлете. Тут Леночка-Рыжик подошла и тоже хочет взлететь.
Я никогда не пробовала морошку, северной ягоды мурманской области, не только мурманской, а вообще северной. А попробовала и поняла, что, вообщем, ничего не потеряла за всю жизнь. Не могу сказать, что морошка вызвала у меня волну безумного восторга. Нет! Обычная такая кисловатая, крахмалистая ягода, довольно крупная. Возможно, я ее ела недозрелой, поэтому всплесков радости у мен не возникало. Да, она крупная, она достаточно красивая, фантастических окрасов, но на вкус какая-то не очень. Ну не распробовала я ее! А может настроение у меня плохое.
Здесь очень много изумрудного пушистого хвоща, который мягким ковром застилает всю нашу поляну. Из растений - багульник, черника, брусника и еще какое-то неизвестное растение, его знает Илья.
Полпервого мы вышли и на привал. Жаркое полярное солнце сменилось гнусом и комарами, но зато солнце ушло. Появились тучи, все же ветер тучи надул. А у нас второй привал, до обеда еще далеко, как до забора.
Тучи комаров - это второе испытание после жаркого полярного солнца, и все активно машут кто ветками, кто шапками. Вот так! Хлоп - хлоп - хлоп - хрясть - хлоп - хрясть - хрясть -хрясть! Вот так! Все смеются. Рыжик мажет ноги чем-то таким сладким, судя по запаху, наверное, сиропом. Хочет отпугнуть комаров и хочет что-то крикнуть.
Мы вышли снова на трассу, где комаров нет, но где идет ремонт дороги. Лес закончился. Пока.
В 15.00 у нас был обед. Обед закончился, закапал дождик, мы одели накидки на рюкзаки, на себя дождевики и пошли дальше. Идет дождик, мы топаем по шоссе. А Оля снимает. Но как интересно, у нее камера в шляпе, в модной джинсовой шляпе.
Мы прошли сегодня 11 с чем-то км, но дождик нас заставил немножко изменить маршрут, потому, что все затянуло, и он капает, капает, капает. А по мокрому шоссе идти и мокнуть не хочется, поэтому от трассы свернули на ближайшую поляночную стоянку и здесь, наверно, заночуем, а завтра в 6 утра выходим на маршрут и двигаемся дальше. Завтра у нас переправа. А сегодня день у нас закончился, и полседьмого мы пришли на вынужденную стоянку. Завершение, конец дня, больше сегодня никуда не пойдем. Окончание второго ходового дня 28 июля 2004 г. Отбой.

29 июля, четверг. Третий ходовой день

Доброе утро. Сегодня третий ходовой день. Дождик шел всю ночь, сегодня мы встали поздно, зато дождик прекратился. Разложили костер. Мы сегодня нашли кучу грибов, сварили грибную похлебку, правда, к тому времени, когда она была готова, большинство попили чай.
Вышли поздно, на привал остановились на автобусной остановке на трассе, затем спустились по лесенке вниз на грунтовку и пошли меньшими тропами дальше. Мы прошли через болото и вышли на дорогу. Сколько время? Время 14 ч. 17 мин., мы идем по дороге. По левому боргу горы в дымке и не жилая деревня, но почему-то оттуда доносится собачий лай. Мы идем со скоростью 4,1 км/ч. Это совсем неплохо для нашей группы.
Мы на берегу реки Тулома, у нас сегодня здесь переправа. Командир нашел гриб с тарелку, а сейчас у нас привал. Все.
Мы разожгли костер, пообедали, командир провел инструктаж по поводу переправы через речку, рассказал о делах наших ближайших и мы принялись за работу.
Надули лодку, готовили ее к спуску на воду, готовилась первая группа, отправляющаяся первым рейсом. Первым рейсом должны плыть Илья и Оля Несветаева. Сейчас ждем первую бригаду.
Погода разгулялась, светит солнышко. А Виктор насилует остатки от сушины, долбит топориком куриным по пеньку.
Первая партия на лодке отчаливает: Оля Несветаева и Витя отвезены на тот берег, на тот мыс, где река Улита впадает в реку Тулома. Всего было сделано 11 ходок. Сейчас мы стоим на берегу Улиты, которая впадает в Тулому, искупались в Улите. Вот, поужинали, сейчас сушим вещи: спальники, палатки, снаряжение.
Проехала рыбоохрана на катере по Улите. А мы у вечернего костра сидим, разговариваем, пьем чай, знакомимся с группой. Командир молодец, да и команда молодец, все переправились благополучно. Ширина р. Тулома в месте переправы составляет 360 м.
И так, 29 июля 2004 г. подошел к завершению, день переправы закончился успешно, из графика мы не выбиваемся, идем по плану. У нас сегодня на ужин был грибной суп с рисом, компот и сухари, и вообще сейчас здесь сезон подосиновиков и очень много подосиновиков, правда, очень много червивых, но которые не червивые мы используем в пищу. Все. Время сейчас 1 час ночи следующего дня. А светло как днем, можно читать, можно шить, вышивать, собирать грибы и заниматься самой трудной кропотливой работой для глаз - все очень хорошо видно без дополнительного освещения.
Да, белые ночи - это уникальное явление природы. Но час ночи и хочется спать.

30 июля, пятница. Четвертый ходовой день

Время 9 часов, отрубили подъем, пока вылезли из палатки увидели, что все в тумане. Туман очень сильный, ничего не видно, очень большая влажность, очень сыро, но дождика хотя бы нет, что уже радует и вроде пытается пробиться солнце сквозь молочную завесу тумана. Трубят гонг на завтрак. Ура, он уже готов. Все, группа выползает из палаток к столу. Такое впечатление, что Улита кипит как один огромный котел, клубы пара подымаются в воздух. Я хочу макнуться в утренние воды, сделать утреннее омовение перед завтраком. Над рекой клубы тумана и влаги. Попробую. Искупалась, замечательно себя чувствую. В Улите дно песчаное, а не каменистое, как в Туломе. Хорошо! Свежо! Бодрит! Пока я плавала в реке, мимо меня туда - обратно прошел катер с рыбнадзором, они ревностно охраняют и чутко следят за порядком на воде.
Ночевка у нас была на мысу, с одной стороны течет р. Тулома, через которую мы вчера переправлялись, а с другой стороны в Тулому впадает речка Улита, вот она и протекает с другой стороны. После купания, да и солнышко светит ярче, наверное день будет хороший, иду завтракать. На завтрак была гречневая каша с "куриным" мясом, конечно, с растительным, потому, что сегодня пятница, и грибы.
Сейчас сезон подосиновиков, они большие, оранжевые, идешь по тропе, подосиновиков очень много. И дальше с грибами чай и черные сухари. Мы собрали палатки и скоро идем дальше по берегу реки Улиты вглубь.
На обед остановились в бурлящих потоках р. Улиты, на красивом - красивом пороге.
Обед закончился, пошли дальше.
Вверх - вниз, вверх - вниз, вправо - влево, по тропе, итак до следующего привала по заросшему берегу реки Улиты. Пришли на следующий привал, прошли мало. Все. 30 июля, пятница, закончилась на реке Улите. Мы сегодня целый день шли по горам, поднимались, спускались, поднимались - спускались - и так целый день. Тропа очень трудная и тяжелая. Мало того, что она заросла, постоянно попадались на ней крючковатые пни, кочки, камни, болотные места, топи. Заросли стелющейся карельской березы хватали, цеплялись за штаны, оплетали ноги, мешали передвижению.
Пришли на пороги реки Улиты и встали лагерем на ночлег. Место очень красивое. Здесь очень много ягеля - оленьего мха, целые поляны покрытые им, много брусничника. С дровами проблем нет. Вода в Улите прохладная, но не очень. Дно каменистое, много камней. Здесь она не очень глубокая и свои воды несет в речку Тулома.
За сегодняшний день мы прошли 10 км 400 м - мало, конечно, но все устали и упали. Вышли поздно, и тропа была тяжелая. Мы проходили склоны гор, покрытые пушистым, нежным ковром высокого до 0,5 м хвоща. Ноги просто утопали в хвоще. Мы проходили участки гор, холмов, усыпанные зарослями карельской березы, прямо поля, поля березы карельской, хвоща, гонобоба и брусничных кустов. По дороге немного попадалась незрелая морошка, но собирать ее не было ни времени, ни сил, потому что мы шли по маршруту. Я немножко нагибалась, хватала ягодки то правой, то левой рукой, смотря с какой стороны она росла, левой получалось плохо, все больше промах, но я не отчаивалась -тренировалась.
Сегодня мы не дошли до водопада Падун, до которого от этого места, где мы сейчас встали 5 км. Завтра обещаемся нагнать, потому, что выйдем по холодку. Пока.

31 июля, суббота. Пятый ходовой день

Дежурные наши Оля Гордина и Лена-Рыжик встали в 6 часов, завтрак у них почти готов. В 7 часов утра они стали будить остальных участников нашей среднемалочисленной группы.
Утро занимается знатное. У Ольги Гординой термометр, он показывает, что за палаткой температура воздуха сейчас +7 С тепла, а в реке вода теплая, осталось сделать над собой маленькое усилие и войти в воду по холодку. Как в песне: "а я в воду войду". Мне хочется макнуться, но я думаю, да или нет, да или нет. А Илюшка уже поднялся и уже жжет костер.
А Ксюха жаворонок, она сидит у костра и уже пьет чай.
Позавтракали, пошли. Местами Улита бурная, порожистая, а сейчас идем - тишь да гладь на ней, ни всплеска воды на ней, даже течения не заметно, но, тем не менее, оно есть. Справа по курсу заросли карельской березы, она не высокая, метр с небольшим, стелющаяся, с маленькими - маленькими темно-зелеными листочками по-своему красива.
Мы проходим ручейки, болота, гать, опять болота, опять гать, опять ручеек, подымаемся в гору. Прыгнули через 34 ручейка каменистых. Прямо по курсу водопад Падун. Вот так он шумит! Раздается шум водопада. Но это норма вчерашнего дня ходового.
А сегодняшнюю норму мы не открывали еще.
Водопад Падун на р. Улите. Ну разве на бумаге передашь этот живой шум шум водопада?
Мощные потоки, пенистые, режистые, овражистые. Красота необыкновенная! Суровая, северная, необыкновенная!
Народ в восторге.
Здесь у нас привал, обед, купание, загорание, чаепитие продолжительностью 1,5-2 часа. А потом мы идем дальше на Анис. А Падун все шумит и шумит! Он нам рад. Очень-очень красивый. Камни, скалы, деревья на них. Ольга снимает Улиту, панораму водопада Падун, каменистые берега и нашу группу в водах водопада.
Это место очень живописное для рекламы "Пейте пиво пенное!" Природное, лесное, северное из водопада! Очень бурный и пенистый поток, пена, пена, пена хлопьями и шапками скатывается вниз и разбивается о камни.
Ни за что не скажешь, что это тихая речка Улита. До привала мы шли через морошковые болота. Кто смог с рюкзаком нагибался, тянулся за ягодой, кланялся этой северной лакомке (отношения к морошке изменились), хватал ее на ходу и отправлял в рот, утоляя жажду и сухость, а кто не мог, щелкали зубами, им было тяжело. Но не менее тяжело было тем, кто не щелкал зубами, а нагибался за ней. Дикого количества морошки мы не видели, а по тропе она попадалась время от времени. Где зрелая, где дозревающая, вся без исключения отправлялась в рот. Вот.
Обед у нас закончился, и сейчас мы минут через 10-15 должны идти дальше. Конечной точкой на сегодня по плану должно быть озеро Улита. А дойдем, не дойдем, не знаю. Посмотрим.
Мы подошли к разрушенной плотине на р. Улита. На маршруте морошки полно, мы собираем в рот, кто может, конечно. Идем, пыхтим.
Отсюда есть тропа, обозначенная на карте, а до Падуна тропы не было, карточной, а в действительности была.
Тропа потеряна, вынужденный привал. Командир и Ольга ушли на разведку искать тропу.
Переправились по трем камешкам через ручей. Шагнуть надо было широко. Все, идем дальше. Переправа через очередной ручей по камням. Переправились. Идем дальше. Время 17.30. Тропа потеряна. Мы упали на привал. Все пошли нырять, купаться, макаться в Улиту. Упали. Потом опять пошли.
Речка Анис чистая, она впадает в речку Улиту. Дно каменисто-песчаное. Слышится смех, возня.
Переправа закончилась благополучно. Время 12 часов ночи. На Кольском полярная ночь. Мы стоим на том берегу речки Анис. Ужин закончился. Очень-очень светло. Можно шить, вышивать и пшено собирать. Склон очень высокий, хорошо продуваемый, с толстым слоем пушистого мягкого мха. С дровами проблем нет. Солнце только что недавно село за горизонт. Я снимаю на мыльницу красивый закат, может, получится.
Прозвучал отбой. Мы разбредаемся по палаткам на отдых. К ночи появилась мошка, но комаров нет.

1 августа, воскресенье. Шестой ходовой день

Доброе утро. Солнце поднялось высоко и светит ясно. Температура +25 градусов. За палаткой очень жарко. С утра мы купались в речке Анис: я, Оксана, Ольга Гордина. Вода хорошая, дно каменисто-песчаное с тряпочными включениями растительного происхождения. Сейчас у нас группа почти собралась, но опять мы идем по пеклу. Солнце высоко, время двенадцатый час дня. Спалось хорошо на высоком месте, все выспались на мягкой перине из мха и сейчас все собираются и скоро уже пойдем.
Шестой день похода. Рюкзак полегчал на столько, что я его забрасываю сама с коленочки. Дальше будет легче, наверное. Пересекли по бревнам ручей, поднимаемся в гору. Пересекли болото, мокрое, идем по тропе.
Сплошняком идут оранжевые тарельчатые подосиновики. Яркие, как солнышко. У нас опять ручей, опять переправа, но он мелкий, и все переправляются успешно.
Вышли на наезженную грунтовую дорогу. Видны следы колес автомобиля или вездехода. Остановились на привал на морошку. Больше всех к морошке тяготеет Ольга Гордина, наша лосиха и страусиха. При виде этой ягоды, она визжит и плачет. Здесь полно морошки, гонобобеля и черники.
Привал закончен, и мы идем дальше по болоту, и по кочкам, по воде и между кочками, где наступит нога. Морошки стало еще больше. Но мы не останавливаемся, топаем, топаем и топаем.
Мы пришли на берег речки Улиты. Сейчас будет переправа на тот берег. Сейчас есть возможность искупаться, а потом будет переправа.
У реки очень жарко, + 26 градусов, пекло невыносимое, еле доковыляли.
На реке Улите полуразрушенный, полусгнивший мост. Но на мост он не похож, а похож на брошенный сруб. В этом месте опасная стремнина.
Сейчас мы переправились и обедаем. Привал заканчивается.
На этом берегу реки Улиты растительный покров представляет собой северную тайгу: стелящиеся карликовые березы, хвощ, морошка, карликовый можжевельник, брусника и вереск и очень невысокие елки и сосны. У елок очень короткие ветки, как обрубленные. Мы забрались в такую глушь, в такую чащобу, что не видно, не слышно ни зверей, ни птиц, не то что людей. Мы сейчас уже уходим отсюда. Пока.
Дошли до озера Улита. Прямо по курсу с берега озера Сальные тундры, а слева - Чалм-тундры. Красивые горы, а это на самом деле тундры. Озеро большое и очень красивое. Называется Улита. Отсюда берет свое начало речка Улита. У нас здесь привал. Длина реки Улиты 24 км 100 м. Измерена навигатором. Пришли на восточный берег озера Улита. Завтра мы уходим отсюда рано, потому что очень жарко, +30.
Заканчивается шестой день. Сегодня мы с Ксюхой дежурим по второму разу. Отбой в 21 час. Приказ командир: группа встает в 6 утра, дежурные в 5. Сейчас время 19.17.

2 августа, понедельник. Седьмой ходовой день

Мы с Оксаной дежурим. Встали в 6 часов. Разожгли костер. На завтрак парим рис на сухом молоке и чай. К завтраку еще положены сухари белые, вчерашняя халва и, ой - ой - ой масло топленое. Всех остальных поднимаем в 7 часов. В озере плещется рыба, квакают лягушки. Утро приносит добрые вести. На небе ни облачка, поднимается солнце. Время 7 часов. По будильнику поднимаем группу. Завтрак готов. Мы его сделали за час от разжжегания костра до раскладки по мисками.
Солнце светит ярко. Время 8.22. Вышли с поляны. Мы остановились на привал посреди болота с морошкой. Народ неактивно собирал морошку, а я активно, и Оля Гордина активно.
5 км 300 м идем по азимуту. Прямо по курсу Чалм-тундры.
В этой северной тайге Ольга Гордина нашла кусок плекса, а я его взяла с собой. Вдруг дождик пойдет, а он подойдет для розжига костра при дожде. А у нас сейчас привал. Тропа превратилась в укатанную дорогу, по которой ездят вездеходы. Но началось издевательство грибами. Они стали попадаться очень и очень часто. Такое количество грибов в Подмосковье вряд ли встретишь.
Вероятно, издевательство грибами будет до вечера. Мы перешли мостик через речку Копытко. У нас сейчас привал. Мы будем купаться. Сейчас я ноги кинула на сосну с зелеными шишками. Лежа на брюхе в речке Копытко, я рассматривала зеленые растения, растущие под водой, и под бульником рукой нащупала крупную, золотистую двустворчатую ракушку. Вытащила ее и внимательно рассмотрела. Ракушка оказалась очень свежей и весело переливалась в солнечных лучах. Была мокрая и холодная. Я подержала ее в руках, пожонглировала ею. Она была размером в 15 см. и бережно положила под бульник на место. Пусть там зреет черный жемчуг, легенды о котором будоражат Кольский полуостров.
Дорога пошла круто в гору. Мы после энергонапитка бежим наверх как лоси. Справа и слева сплошные подосиновики. На небе появились облака, но солнце по-прежнему парит, как будто это не север, а юг. По-моему, оно сошло с ума, или экватор переместился на север.
Недалеко от озера Еловка у нас привал. Подосиновики в ярких оранжевых шляпках видимо-невидимо по всей дороге. После привала двинемся дальше. Прямо по курсу озеро Еловка, которое мы перешли по полусгнившему деревянному мосту. Привал. Упали. Перед нами гора Медвежья, высотой 383 м. и безымянное лесное озеро. Осталось пройти 2 км. 300 м. Где-то здесь находится водораздел между бассейнами Белого и Баренцева морей.
Мы пришли на лесное безымянное озеро в 3 км от селения Куцкаль. Мы разбили лагерь прямо по следам вездехода на берегу безымянного лесного озера. Здесь известное стояночное место. Сбит Пентагон, завален от старости деревянный щит из досок. Остатки кострища. Оставлен мусор. Валяются стекла. Босиком уже не походишь. Кругом овраги с полузасыпанным мусором. То там, то здесь нарыты большие кучи песка.

3 августа, вторник. Восьмой день похода, дневка

Доброе утро. Сегодня у нас дневка, а потому группа наша поднялась вся очень поздно. Я встала в 9.50, остальные чуть пораньше. Ну и первый раз я проснулась в 6 часов утра. В 6 утра было не очень жарко, а в 10.50 уже наступило настоящее пекло.
Сегодня дневка, и я расплела косы, как обещала в поезде. И меня - русалочку Оксана сфотографировала на фоне горы и лесного озера на той стоянке, где мы остановились. Сейчас люди расслабляются, стираются, сушатся, готовится обед, купаемся, в общем, отдыхаем. Сегодня день не очень жаркий - появились облака, что, в общем-то, тоже не плохо, потому что мы сегодня должны отдохнуть.

4 августа, вторник. Девятый день похода

Первый привал за сегодня на озере Куцколь. Накрапывает дождик. Мы кутаемся в дождевики и накидки одеваем на рюкзаки. Озеро Куцколь красивое, сейчас буду снимать.
На дороге мы видим следы медвежьей семьи - мама и дите - очень четкие отпечатки лап, пяточной части и когтей. И потом медвежьи следы попадались нам на нашем пути.
Мы пришли в урочище Тихая Гавань на берегу озера Куцколь, у нас привал и обед в 13 часов. Идет дождик. Напротив, на том берегу, гора Юкспор, под вершиной лежит снег и переливается. Мы сушимся, готовим на костре компот и чай, с дровами нет проблем.
После обеда по плотине перешли на другую сторону озера Куцколь и по грунтовке двинулись в юго-восточном направлении.
Время 17.30 подошли к протоке. Сейчас будем переправляться. Протока соединяет Волчьи озера и озеро Лумболка. Перед протокой был участок по гати, по полусгнившим разрушенным бревнам.
Через протоку видно озера, идет дождик. Переправа закончилась в 18.30. Мы пришли на березовый мыс, где встали лагерем на ночлег. Мы быстро поставили палатки, убрали рюкзаки и вещи под тент.
С дровами не густо, но есть, правда все мокрые, но у командира есть заветная палочка-выручалочка на проливной дождь и мокрые дрова. Это - сухой спирт.
За сегодняшний день прошли 20 500.

5 августа, четверг. Десятый ходовой день

Доброе утро. Мы стоим на озере Лумболка на березовом мысу. Утро. Дежурные поднялись в б часов, группа в 7-7.30.
Погода хорошая, дождик кончился. Очень сыро, очень большая влажность, дышали дождливыми парами. Весь лесной покров мокрый. Здесь черничник, голубичник, вереск, багульник, низкорослые карельские березы, мох, елки с короткими ветками, низкорослые сосны. А я стою на берегу и смотрю вдаль, где возносится гора в голубой дымке каких-то опять интересных озер. Озеро Лумболка мелкое, идешь почти до середины, все по колено. На небе сквозь плотные слои облаков луч солнца голубой широкой струей прорезал облака, горы и водную гладь озера до самого дна. Только на севере такая красота бывает. Именно голубой красивый-красивый луч.
В 10.09 мы пошли. Кончилось озеро Лумболка, началась протока, мы даже слышим, как она шумит.
Прямо по курсу Кашкозеро. 11.32 у нас привал на Кашкозере. В озере вода прохладная, у берега в начале озера она пахнет почему-то болотцем слегка, но ничего все равно прозрачная вкусная вода. Командир проинструктировал нас и рассказал технику передвижения по камням. Привал окончен. Идем по камням вдоль водного разреза Кашкозера. Идти трудно потому, что есть живые камни и потому, что у меня нет опыта в этом деле.
Время полседьмого вечера у нас очередной привал с разведением энергетического напитка. Мы до сих пор на Кашкозере, топаем по камням, и это не просто.
Время 20.30 у нас будет переправа, мы пришли к заливу Кашкозера, обходить очень долго, поэтому переправа. Девять вечера, над нами пролетели утки, выглядывает солнышко, небо очищается от туч, может быть будет хорошая погода. Заканчивается 10-й ходовой день.

6 августа, пятница. Одиннадцатый день, вынужденная дневка

Сегодня у нас по плану - радиальный штурм горы Юкспор. Дождик, начавшийся вчера, шел всю ночь, да и сегодня продолжается. В таких условиях штурм горы по моерым камням опасен. Командир принимает решение: и, Мы сегодня никуда не пошли, было принято решение - "вынужденная дневка".

7 августа, суббота. Двенадцатый ходовой день

Доброе утро. Сегодня продолжаем путь на Мончегорск. Если мы сегодня пошли бы на Юкспор, то нам реально опоздать на поезд.
Дежурные очень быстро встали (Ольга и Илья). Приготовили завтрак, в шесть часов всех подняли. Мы поели, собрали палатки и рюкзаки. Солнце поднялось, на небе облака, но не дождевые. Вода в Кашкозере чуть теплая, за ночь выстыла, я умылась. Через несколько минут, мы пойдем дальше тем же путем по камням, по камням, по камням разной формы, габаритов, расцветки и конфигураций.
17.00 у пас привал - потеря тропы на огромных розовых камнях-плитах, отвалах, оставленных от ледникового периода. Прямо по курсу с отвалов видно озеро Сухая Лямбина, протока соединяющая Кашкозеро и озеро Сухая Лямбина. Протока впадает именно в нее.. Тропа, в который раз потерялась и у нас вынужденный привал.
Мы идем вдоль берега озера Сухая Лямбина. Привал. Идем дальше. По пути было три ручья, из которых два перешли по камням, третий - по настилу, который сделали из сухостоя.
Сухостой выкорчевывали вручную и клали поперек ручья. Первым пошел командир - настил слегка под ним трещал. Все переправились успешно - Ольга Гордина записала в наше кино.
Далее шли по болоту до следующего ручья, думали опять настил делать, но командир нашел переправу по камням и все успешно переправились. Пришли на Мончеозеро. Время 21 час и скоро будет 22.00, но стоянки для лагеря подходящей вокруг нет. Командир ушел на разведку. Вернулся с хорошими вестями, есть поляна недалеко, пройти метров 200. Сегодня мы прошли 10 км и остановились на берегу Мончеозера, наконец-то мы до него дошли.
На поляне места много, до воды близко, дров полно, единственное неудобство, рогатины под каны пришлось укреплять камнями - земля мягкая, рогатины не держатся. А рогатины под каны я и Ольга Гордина рубили вдвоем, обрубали ветки, заостряли. Ольга Гордина укрепляла камнями рогатины, повесили палку, на палку каны. Правда, я хотела в другом месте сделать костер, и сделала, но оттуда далеко ходить до воды и палаток, зато можно обойтись без рогатин, одним костровым тросом, но народ не захотел, и я оставила эту затею.
Завтра мы с Ксюшкой встаем в 6 часов, потому что мы дежурные, группу поднимаем в 7.00. Все мы поужинали и ложимся спать. Отбой. Так закончился одиннадцатый ходовой день.

8 августа, воскресенье. Тринадцатый день похода

Доброе утро. На небе легкая облачность, местами солнце, местами солнца нет - погода нормальная.
У меня закончились все четыре фотопленки, надо срочно в Мончегорск идти и там приобретать в магазине.
Сегодняшний день- очень тяжелый. Мы шли по бездорожью 10 км по азимуту, абсолютно без дорог и троп, шли траверсом. Мы проходили каменные отвалы, где нога ступает только по камням, одни камни огромные, красивые, величественные. Привал на обед был на Мончегубе на пике горы, на скальном участке. Мы, подобно Буревестнику, взмывали вверх, и костер у нас был в каменной нише - пещере. Варили компот, кан висел на сухом дереве, конец которого мы закрепили камнями. Там нас застал дождик. Погода резко сменилась, сначала появились облака, потом потекло с неба, ветер усилился, погода испортилась напрочь. Резко похолодало, появились низкие осенние облака, пошел сильный холодный ливень, а мы шли по азимуту. Тропы не было, как и сейчас ее нет.
В 5 часов вечера нашли тропу, но она завела в тупик и там оборвалась. Мы снова стали искать тропу, двигаясь по азимуту вперед. Искали, искали и наверно часам к 6 вечера вышли на эту тропу и уже бодрым шагом весело пошагали по ней., но увы! тропа шла только до озера. И снова азимут. Примерно в 6.30 мы наконец вышли на грунтовку.
Переправившись через реку Ярва, мы пытались разжечь костер под проливным дождем, но у нас плохо получилось. Мы встягнулись в рюкзаки и в дождевики - так теплее, и двинулись дальше по грунтовой дороге. Я шла очень медленно, погода была безобразной, было очень холодно. Льет дождь. Иду замыкающей. Под рюкзаками было тепло, в данном случае лучше, чем без него намного. На ночлег мы встали (в двух км от брода) очень поздно, разбили лагерь, развели костер, наспех поужинали, легли спать.

9 августа, понедельник. Четырнадцатый ходовой день

Ночью и под утро были заморозки на почве до -2 °С и это после тридцати градусов жары! Ну и ну! Вот. Погода явно нас выпроваживает восвояси. Все встали в шесть утра. На небе ни облачка, ясно, солнечно и морозно. Суровый Кольский провожает нас хорошей погодой и это радует. Сегодня мы должны пройти 14 км до автостанции. К выходу, на небе появились перистые облака, но небо по прежнему синее-синее и солнышко улыбается и совсем не жарко, хотя температура повысилась от минусовой.
Народ собрался веселый, счастливый, довольный, добрый. Все уже сами нахребетник закинули рюкзаки.
Мы уже вышли и теперь идем в город Мончегорск. 9.30 прошли 5 км, у нас привал. Мы остановились на берегу с песчаным дном Мончеозера. Туристы будут купаться, мыться. Я нашла способ искупаться в последнем природном водоеме северного края - Мончеозере. Холодно, студено и хорошо. До свидания дикий, глухой, суровый, но прекрасный северный край Кольского полуострова, может еще свидимся когда.
Последнее купание закончилось. По дороге на Мончегорск пейзажи стали сереть и тускнеть, зелени все меньше, ни кустика, ни деревца и пропали комары - результат работы комбината Северникель. Все вытрав-лено.
Вышли на окраину Мончегорска, перешли ж/д пути, идем по улице. Мы проходили улицы Имандровская, проспект Железнодорожников, улица Стахановская, ул. Железнодорожная, вышли к автовокзалу, двери которого перед нами буквально распахнулись Мы прибыли на автобусную станцию, купили билеты на автобус.
Была осуществлена попытка контрольной явки в Мончегорский поисково-спасательный отряд на ул. Гагарина, 30, однако ПСО по указанному адресу не существует. Телефон (81536) 2-37-74 не отвечает. Связавшись по телефону с дежурным Мурманской областной поисково-спасательной службы выясняли, что в Мончегорске ПСО давно ликвидирован.
Сейчас время 12 часов дня, автобус отправляется в Оленегорск в 18.25, поэтому мы идем гулять по городу. После удовлетворения гастрономических интересов группы, идем в музей гномов, который находится на ул. Гагарина, д. 14, кв. 12. Это частная коллекция любезно представлена Чернышевой Людмилой Геннадьевной, главной собирательницей гномов. Она (коллекция) насчитывает 620 фигурок гномов из разных стран. Сначала хозяйка не приняла нас, просила подождать т. к. недавно пришла с грибов. Но через 20 минут она любезно распахнула дверь перед нами и пригласила войти. Это удивительная женщина, которая с любовью и уважением, с неподдельной искренностью, с увлечением поведала нам историю зарождения гномов, иерархию, разновидности в очень понятной форме.
После музея мы отправились гулять по городу, и к 6 вечера все собрались на автостанции.
Вскоре объявили о посадке на наш автобус маршрутом Мончегорск - Оленегорск отправлением в 18.25. Встегнувшись в рюкзаки, наша группа вывалилась на площадь. Там мы с трудом распихали рюкзаки в багажное отделение автобуса, поместились не все, и согласно купленным билетам заняли места в салоне. Я села у окна, чтобы обозревать окрестности и любоваться пейзажем. Но быстро вырубилась от мерной качки и уснула. Проснулась только в Оленегорске, когда автобус подъезжал на вокзал. Выгрузились из автобуса пошли вслед за командиром в здание ж/д вокзала, оказавшимся напротив автостанции.
До отправления нашего поезда времени было предостаточно. Отправлялся на поезд № 381 Мурманск-Москва в 21.46, вагон № 1
Оставили рюкзаки на вокзале с тремя участниками нашей группы, пошли во главе с командиром осматривать достопримечательности г. Оленегорска, который находился от станции в 1 км пути. Оленегорск - маленький провинциальный северный городок, несколько бледнее Мончегорска. Зелени при входе больше, проложены аллеи. Цветники и клумбы ухожены. 8 августа 2004 г. у города юбилей - 55 лет. В честь этого события открыли военно-патриотический мемориал, посвященный воинам-героям, погибшим в ВОВ, афганской и чеченской войнах. Главная улица - продолжение аллеи, по которой мы вошли в город. Здесь еще одно сооружение типа дружбы народов - высокая колонна с гербом. Идем дальше. Справа и слева хозяйственные магазины и универмаги, но они уже были закрыты. Открыты только продуктовые и то не все, времени было около 20.00. В городе есть гостиница "Горняк", Дворец спорта, кинотеатр "Полярная звезда", здание администрации, народный суд. Прямо на улице - музей под открытым небом. Представлены 5 каменных стендов с минералами и подписи к ним, минералы, добываемые в этой области, крупными кусками-самородками - очень необычно. Главная достопримечательность- скульптура оленя или оленихи на окраине города с надписью "Железная руда". Сфотографировались на память. Обратно шли другой дорогой. Вернулись на ж/д вокзал очень быстро. Дорога в город и обратно с посещением памятников и беготня по магазинам в поисках селедки заняла 2 часа 15 минут.
По пути обратно из Оленегорска на ж/д вокзал, я изрядно подстыла, замерзла, хотелось тепла. Согрелась только под рюкзаком при погрузке в поезд. Вагон наш № 1 был самым последним и находился в хвостовой части состава, так что предусмотрительный командир заранее прошел через всю низкую платформу и остановился почти точно у подъехавшего вагона. Показав билет проводнику, мы быстренько запрыгнули в свой вагон и только после нескольких кружек горячего чая, я согрелась. Ложась в спальник, натянула на себя все теплые вещи, залезла с головой.
До ночи далеко и нас ждали увлекательнейшие события по разблюдовке ужина и обсуждению походных дел, подготовке ко сну и размещением по полкам.

10 августа, понедельник. День в поезде

Проснулась в 8.00. Видимо, сказывается походный режим. И сразу захотелось испить кипяточку. Поезд мерно покачивался, стук колес уже не так беспокоит, а наоборот укачивает, убаюкивает.
Утро, день, вечер мало чем отличаются друг от друга в плацкартном вагоне, самое время спеть песню - ода плацкартному купе. Забыла, кто написал, кто-то из КСПешников. На завтрак чай и быстрая каша.
С обеда до вечера был у нас в купе своего рода песенный конкурс. Кто кого перепоет. Пели по очереди: сначала командир, потом я, Оксана мне подпевала, потом снова командир, потом мы. Потом перешли на переделанные песни, потом на лесные, народно-дворово-лагерные, хулиганские. И пели до ужина и после ужина, потом присоединилась Наташа Камышан.

11 августа, вторник. День приезда

Утро. Я проснулась в 8.15. Командир уже сидел и болтал, что меня не мало удивило. Он вторые сутки встает рано. Может, он заболел? Или нервничает?
Просыпалась и раскачивалась я довольно долго. Я нежилась в спальнике и не хотела вылезать, а зря! Вскоре встала Оксана. Вот тут я увидела небо в алмазах! А вагон услышал крик, ушедший в глубину и стоявший в ушах у многих. Это было, своего рода, утренней пробудкой для всех. Но, все по порядку. Оксана спустилась с верхней полки, приземлилась на ноги, но тут поезд резко качнулся, и она, потеряв равновесие, с размаху плюхнулась мне на ноги. Сначала завопила я. Потом мы орали вместе и долго. Вагону, в который раз, было хорошо! Я орала от боли, она - от испуга за меня. После этого вагон заметно ожил, начались заметные перемещения и передвижения.
Вскоре мы подъехали к Москве. Поезд опоздал на 10 минут и пришел на Ленинградский вокзал в 10.56.
Вот и все!!!

8. Итоги

1. Маршрут соответствует всем требованиям 2 к.с.
2. Группа прошла маршрут безаварийно, в установленные контрольные сроки.
3. Снаряжение, как личное, так и групповое соответствовало сложности похода, необходимым требованиям безопасности.
4. Маршрут пройден полностью, за исключением восхождения на Юкспор, который был отменен из-за неблагоприятных метеоусловий. Физически группа была в стоянии совершить восхождение.
5. В г. Мончегорске больше не работает поисково-спасательный отряд.
6. При посещении г. Мончегорска рекомендуем осмотреть все 4 музея: музей истории города Мончегорска, мончегорский музей цветного камня им. В.Н. Дава, музей гномов и технический музей-выставку, а также посетить Храм Вознесения Господня (см. приложение № 5).

3. Приложения

Географические координаты некоторых точек

№ п/п
Наименование точки
Координата N
Координата E
1
Станция Лодейное Поле 60гр,43мин,141,5сек 33гр, 033мин, 24,5сек
2
Станция Медвежьегорск 62гр, 54мин, 136,9сек 34гр, 027мин, 07,8сек
3
Станция Княжая 66гр,49мин,111,мин 32гр, 21мин, 18,411
4
Станция Оленегорск 68гр, 8мин, 14,7сек 33гр, 18мин, 45,8сек
5
Станция Мурманск 68гр, 58мин, 119,6сек 33гр, 004мин, 17,9сек
6
Пос. Тулома (автобусная остановка) 68гр, 049мин,102,3сек 32гр, 041мин, 32,8сек
7
Река Тулома (напротив устья Улиты) 68гр, 04мин, 135,1сек 32гр, 005мин, 19,2сек
8
Река Улита (Озеро Улита) 68гр, 028мин, 37,311 32гр, 008мин, 24,7сек
9
Озеро Мончозеро (северная оконечность) 68гр, 006мин, 15,5сек 32гр, 046мин, 27,4сек
10
Город Мончегорск (автовокзал) 67гр, 056мин, 09,2сек 32гр, 055мин, 57,2сек

Справочная информация по городу Мончегорску

145 км от Мурманска
Телефонный код 81536
www.monchegorsk.murman.ru

Мончегорск расположен южнее Мурманска, в предгорьях горного массива Мончетундра, на берегу озера Имандра. Это самое большое озеро Мурманской области и одно из крупнейших в России. Его площадь около 880 кв. км, наибольшая глубина - 67 м.

Как добраться

Поездом
Город соединен железнодорожной веткой со станцией Оленегорск на линии Мурманск - Санкт-Петербург.
Ж/д касса 7-34-44

Автобусом
Рейсовые автобусы Мурманск-Мончегорск (время в пути 3 ч.), Оленегорск- Мончегорск (время в пути 45 мин. Расписание см. а приложении № 4)
Автостанция 7-21-50

Такси
042, 043, 7-01-11, 7-00-00, 5-02-52, 5-82-22.

Связь

Отделения связи:
    ул. Кирова, 17/3, 3-43-18
    ул. Кондрикова, 14, 5-80-52
Интернет-центр:
    ул. Лесная, 10 5-87-00

Проживание

Металлург, гостиница, пр. Металлургов, 45, 7-45-33
Север, гостиница, пр. Металлургов, 4, 7-26-55,7-26-52

Питание

Юбилейный, ресторан, Ленинградская наб., 34, 3-07-45
Север, ресторан, ул. Строительная, 8, 7-33-14
Лапландия, ресторан, пр. Металлургов, 32, 3-43-22

Медицинская помощь

Городская больница ул. Кирова, б 0)3-46-18

Музеи

Музей истории города Мончегорска
ул. Царевского, 1, 3-47-05
В экспозиции представлена история освоения Мончетундры, строительства и развития комбината "Североникель".

Мончегорский музей цветного камня им. В.Н. Дава
Ленинградская наб., 6, 5-53-38
10.00 - 17.00, кроме ср. и чт.
Проезд: от автостанции авт.№1 до ул. Ферсмана.
Музей цветного камня занимает первый этаж жилого дома, откуда открывается красивый вид на озеро Имандра и кафедральный собор Вознесения Господня. Был создан в 1970 году по инициативе геолога Владимира Дава при Мончегорской лаборатории строительного камня Кольского филиала Академии наук. Благодаря усилиям Дава открылся Мончегорский отдел цветного камня Мурманского областного краеведческого музея.
Особенность музея в том, что в его фондах - только цветной камень и изделия из него. Родина образцов - не только Россия, страны СНГ, но и другие государства. Открывает экспозицию "визитная карточка" Кольского полуострова - аметистовая щетка. Щетки различных цветовых оттенков занимают целую витрину.

Музей гномов
ул. Гагарина, 14, кв. 12, 7-41-61
Частная коллекция Людмилы Геннадьевны Чернышевой

Техническая выставка-музей
ул. Металлургов, 25, 7-29-48
Экспозиция рассказывает о становлении и развитии металлургической промышленности на Кольском полуострове.

История

Крупное месторождение медно-никелевых руд на склоне горы Нюдоайвенч обнаружили советские исследователи. Известный советский геолог А.Е. Ферсман так описывал Мончетундру: "замечательной красоты горный хребет на Кольском полуострове, на запад от Кировской железной дороги; его вершины достигают высоты свыше тысячи метров, его склоны омываются многими десятками озер, бурные реки стекают в порожистых течениях с его каменистых круч, а леса, леса заповедные, с седым ягелем, покрывают предгорья, охраняя стада диких лосей и оленей".
Открытие месторождений оказалось исторически важным для страны, в 1935 г. в Монче-тундру прибыла комиссия, чтобы определить расположение цехов комбината и города. По воспоминаниям архитектора СЕ. Бровцева, кто-то предложил строить город там, где идут разработки. СМ. Киров категорически отверг предложение, так как рудники находились в заболоченных местах.
"Город будем строить, - сказал Киров, - в хорошем, красивом и по климатическим условиям здоровом месте, чтобы люди, которые будут здесь жить, радовались прекрасной природе здешних мест". Выбор пал на прибрежную территорию залива Имандры Мончегуба, и, действительно, был удачным.
В июне 1935 г. стройку объявили комсомольской. Вокруг строившегося комбината стал расти поселок. В 1935 г. населенный пункт Мончегуба был преобразован в рабочий поселок Мончегорск, а в 1937 г. - в город.

По городу

Центральная часть Мончегорска стала вырисовываться с 1936 г. Поскольку город строили ленинградские архитекторы, многое в Мончегорске напоминает "старшего брата": композиционной осью города стала городская магистраль - проспект Металлургов, который по проекту застраивался каменными жилыми четырехэтажными домами, а внутри кварталов - деревянными. В перспективе улиц, пересекающих проспект, открывается прекрасный вид на озеро. В восточной части проспекта, на пересечении с шоссе, соединяющем южную и северную части города, была предусмотрена центральная площадь, где планировалось строительство Дома культуры, административных зданий.
Въезд в город в западной части проспекта Жданова оформляет площадь, украшенную скульптурами. На площадь выходят кинотеатр, гостиница, горный техникум. В городе находится чудесный парк "У Лумболки". В 1978 году на берегу залива Монче-губа был открыт монумент в честь мончегорцев, погибших в годы Великой Отечественной войны (по проекту скульптора В.Е. Королева и Мончегорского архитектора М. Горелика).
В нарядном городе с широкими, почти питерскими улицами, есть десятки школ, кинотеатр, горнолыжные подъемники, стадион.

Храм Вознесения Господня

Ул. Красноармейская, 15, 5-20-43
Освящен в июле 1997 г. Храм был построен на средства комбината "Североникель" (архитектор М. Горелик). Это самое высокое сооружение в городе, высота его 50 м. Сегодня в епархии два кафедральных собора: Свято-Никольский в Мурманске и Свято-Вознесенский в Мончегорске.
Некогда вокруг города были красивейшие места. Сегодня, к сожалению, окрестности Мончегорска представляют собой безрадостную картину: сопки сожжены вредными выбросами, озера загрязнены. Причина - вредные примеси в привозной руде, перерабатываемой "Североникелем". Пройдет несколько десятилетий, прежде чем экобаланс восстановится.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам
Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:





пос. Тулома - начало маршрута


река Тулома


весла нужно закрепить надежно


переправа началась


порог Падун на р. Улите


переправа через протоку вблизи озера Лумболка


привал на траверсе


Мончеозеро


храм Вознесения Господня в Мончегорске


в музее гномов


одна из витрин музея камня




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100