Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны, рафт) по Западному и Северному Тянь-Шаню (реки Кекемерен - Нарын, Чон-Кемин - Чу), совершенном в августе-сентябре 2000 года

Руководитель: С. И. Черник (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5696

Содержание:
  1. Справочные сведения о путешествии:
    1. Нитка маршрута, сроки;
    2. Состав группы;
    3. Особенности организации похода;
  2. График движения;
  3. Техническое описание маршрута и проведение похода;
  4. Итоги похода, замечания к отчету
Справочные сведения о путешествии
Нитка маршрута, сроки

Район путешествия: Западный и Северный Тянь-Шань.

Нитка маршрута: г. Москва - г. Бишкек (самолет или поезд) – р. Кекемерен (автомашина УРАЛ) - сплав по р. Кекемерен от устья р. Западный Каракол и р. Нарын - переезд в верховья р. Чон-Кемин - сплав по р. Чон-Кемин и ниже устья по р. Чу 2 км – г. Бишкек - г. Москва (самолет).

Сроки путешествия: 24 августа - 07 сентября 2000 года.

Состав группы

№ п/п Фамилия И. О. Туристский опыт Спорт.разряд Обязанности в группе
1 Черник Сергей Иванович Чилик, Чон-Кемин, Кекемерен, Чаткал, Ойгаинг-Пскем, Тентек, Чарын, Карагем, Кара-Алаха, Ак-Алаха-Аргут, Башкаус, Чулышман, Язгулем 6Р ЗМС руководитель,фотосъемка
2 Карандеев Дмитрий Александрович Китой-Онот 5У, Кара-Алаха-Аргут 6У, Хара-Мурин-Снежная 5Р КМС рыбак
3 Черник Иван Сергеевич Снежная 4У, Чаткал 5У 2 разряд -
4 Зеленцов Дмитрий Юрьевич Шавла-Аргут 5У МС -
5 Григорьев Алексей Алексеевич Сандалаш-Чаткал 5У 1 разряд снаряженец
6 Штовба Сергей Анатольевич Сандалаш-Чаткал 5У 1 разряд капитан рафта, видеосъемка
7 Кобецкая Елена Борисовна Сандалаш-Чаткал 5У 1 разряд аптечка
8 Новак Сергей Вячеславович Чон-Кемин, Чаткал, Ойгаинг-Пскем, Чилик, Чарын, Карагем, Кара-Алаха, Ак-Алаха-Аргут, Чулышман,Башкаус 6У,Ойгаинг-Пскем 6Р МСМК капитан кат-2, завхоз, фотосъемка
9 Герасимов Алексей Дмитриевич Чилик, Чарын, Чон-Кемин, Ак-Алаха-Аргут, Башкаус, Чулышман 6У КМС -
10 Торговкин Михаил Юрьевич Чон-Кемин, Чаткал, Ойгаинг-Пскем, Чилик, Чарын, Карагем, Ак-Алаха-Аргут, Чулышман, Башкаус 6У, Ойгаинг-Пскем 6Р МС зам.рук., капитан кат-3, видеосъёмка
11 Исаев Андрей Николаевич Чаткал-5У 1 разряд -
12 Таубинский Илья Михайлович Чон-Кемин, Чаткал, Ойгаинг-Пскем, Чилик, Чарын, Карагем, Кара-Алаха, Ак-Алаха-Аргут, Чулышман,Башкаус 6У,Ойгаинг-Пскем 6У КМС капитан кат-4
13 Янчов Кирилл Ташович Шавла-Аргут 5У 2 разряд -

Особенности организации похода

В Москве мы планировали, в соответствии с маршрутными документами, сплав по рр. Кекемерен-Нарын двумя группами (рук.Черник С.И. и Торговкин М.Ю.). Однако непосредственно перед походом отказался от участия из-за болезни Жуков Н.Н., зам. руководителя группы Черника С.И. В связи с этим уже в Бишкеке мы приняли решение объединить две группы в одну (руководитель Черник С.И., зам. руководителя Торговкин М.Ю.). Решение было согласовано по телефону с выпускающей МКК г. Москвы (Рязанский Н.М.).

Суда были укомплектованы экипажами следующим образом:
Кат-1 – катамаран-четверка – Черник С.И., Карандеев Д.А., Зеленцов Д.Ю., Черник И.С.;
Кат-2 – катамаран-двойка – Новак С.В., Герасимов А.Д.;
Кат-3 – катамаран-двойка – Торговкин М.Ю., Исаев А.Н.;
Кат-4 – катамаран-двойка – Таубинский И.М., Янчов К.Т.;
Рафт – Григорьев А.А., Штовба С.А., Кобецкая Е.Б.

Перед походом практически все участники прошли тренировочные маршруты:
- Черник С.И., Новак С.В. – альпинистский сбор в альплагере Ала-Арча, ущелье Аксу, в том числе прохождение 4 маршрутов 3А, 3Б, 4А, 4Б категории сложности;
- Зеленцов Д.Ю. – руководил горным походом 4 категории сложности на Кавказе;
- почти все остальные участники прошли тренировочный поход по р. Кутсайоки в Карелии.

График движения

Дни п/п Дата Участок маршрута Способ передвижения Расстояние км
1 24.08 Москва-Бишкек Самолет -
2 25.08 Переезд Бишкек – устье р. Западный Каракол а/м УРАЛ 180 км
3 26.08 Стапель, сплав по р. Кекемерен за пор. Слив Кат, рафт 7 км
4 27.08 Прохождение порогов Мост, Лестница Кат, рафт 3 км
5 28.08 Сплав до 2 каньона Кат, рафт 22 км
6 29.08 Сплав до пор. Тура-Гоин-2 Кат, рафт 12 км
7 30.08 Сплав до Нижнего Ущелья р. Кекемерен Кат, рафт 45 км
8 31.08 Сплав до устья р. Кекемерен Кат, рафт 40 км
9 1.09 Сплав по р. Нарын до моста трассы Бишкек-Ош Кат, рафт 75 км
10 2.09 Переезд в Бишкек, далее в верховья р. Чон-Кемин а/м УРАЛ 520 км
11 3.09 Стапель, сплав по р. Чон-Кемин за 4 каньон Кат, рафт 14 км
12 4.09 Сплав за 6 каньон Кат, рафт 23 км
13 5.09 Сплав за 8 каньон Кат, рафт 19 км
14 6.09 Сплав до устья р. Чон-Кемин, переезд в Бишкек Кат, рафт 45 км
15 7.09 Бишкек-Москва Самолет -

Всего на судах 305 км.

Техническое описание маршрута и проведение похода

Сплав по рр.Кекемерен - Нарын

Из Москвы 10 человек вылетели рейсом "Кыргызстан Аба Жолдору" ("Киргизские авиалии") 24 августа 2000 г. в 22-45. Исаев А. ехал на поезде и вез небольшое количество багажа. Его встретили утром 24 августа в Бишкеке Черник С. и Новак С., приехавшие из альплагеря "Ала-Арча" 23 августа вечером.

Оборудованная креслами вахтовка для заброски группы на р.Кекемерен, а затем переезда с р.Нарын на р.Чон-Кемин, была заказана нами в фирме "HORIZON travel", директор Воронин Сергей, г.Бишкек, ул.Уметалиева, д.27, тел.248572, тел./факс 248147, e-mail: horizon-kg@eleat.kg.

Утром около 5 часов группа собралась в аэропорту. Затем на вахтовке заехали в Бишкек, дозакупили продуктов, сделали необходимые дела. В 14-00 подъехали к тоннелю, проложенному под перевалом Тюзашу. Тоннель закрыт днем на ремонт, открыт с 19-00 до 7-00. Мы въехали в тоннель в 19-30, проехали с.Сусамыр в долине еще засветло, а выгружались на поляне около порога "Прорыв" в 21-30 уже в темноте.

Западный Каракол впадает в Кекемерен несколькими протоками. Река после этого успокаивается совсем. Через 2- 3 км на левом берегу находится поселок "8 Марта". Здесь река поворачивает направо. На правом берегу начинается низкая терраса, заросшая лесом. В нижнем конце террасы хорошее место для лагеря. Через 1 км после поселка "8 Марта" река поворачивает налево, справа галечный островок. За поворотом в русле появляются отдельные камни. Через 300 м правый поворот. Слева виден распадок притока реки. Ниже поворота горка в левой части реки. Второй левый поворот расположен напротив курумника на правом берегу. Шивера постепенно усложняется. На следующем правом повороте в русле лежит крупный камень длиной около 6 м. Еще один крупный прямоугольный валун расположен за третьим левым поворотом. Для просмотра порогов можно зачалиться либо до валуна, либо непосредственно за ним. Ниже начинается горка (правый, затем левый повороты реки), переходящая в 250 м шиверу, которая представляет начало преп.1. На левом склоне долины курумник, справа виден распадок притока реки. Дорога проходит на левом берегу на высоте 6- 9 м.

Участок Первые препятствия Кекемерена - порог "Мост".

Длина участка до моста около 4 км, уклон 18,3 м/км. Плесов между препятствиями нет, есть только короткие быстротоки длиной 20- 30 м после преп.1, преп.3, преп.4.

Перед началом прохождения "Верхнего ущелья" Кекемерена - участка от порога "Прорыв" до порога "Лестница" мы перевезли суда вверх по реке до поселка "8 Марта", чтобы до прохождения порога "Прорыв" у экипажей была возможность хоть немного сработаться

Препятствие 1. - довольно бурный, но несложный порог. Начинается с 250 м шиверы. Ширина реки уменьшается до 10- 15 м. После шиверы струя разгоняется на горке, которая заканчивается преп.2.

Препятствие 2. Порог "Прорыв" (5С) - одно из наиболее серьезных препятствий Кекемерена. Длина наиболее сложной начальной части около 300 м, падение 12- 15 м. Вода скатывается по крутой 200 м горке, на которой россыпь крупных валунов создает сложную систему сливов, валов, пенных ям. Напротив на дороге стоит километровый столб. Ниже на левом берегу выдаются скальные выходы, которые заставляют реку повернуть направо. Струя сжимается и с ходу наваливается на два обливных камня. После этого кульминационного места следует километровый участок "шиверы-порога", представляющий собой каскад сливов, образованных надводными и обливными камнями. "Шивера-порог" переходит без перерыва в преп.3.

На заходе в порог придерживались струи у правого берега, затем после первой гряды камней смещались в центр. На правом повороте смещались чуть ближе к правому берегу, а в конце порога опять в центр. Чалка к левому берегу. Страховка с левого берега спасконцами.

После просмотра "шиверы-порога" между преп.2 и преп.3 шли всей группой одновременно. Чалка к левому берегу.

Препятствие 3. Порог "Слив" (5С) - один из наиболее серьезных порогов Кекемерена. На протяжении 200 м река проходит через 3 концентрированных слива с высотой падения 1.2, 1 и более 2 м. В последнем сливе вода падает перед подводным валуном, выше которого образуется мощнейший пенный котел. Прыжок через центр слива представляется весьма опасным по большой воде, а для небольших судов и в малую воду. Имеется струя в левой части слива, которая обходит этот котел, однако попасть в нее очень трудно: предыдущий слив собирает всю воду в центральную струю, а перед основным сливом в левой части реки маневру мешают полуобливные камни.

Проходили наиболее безопасным левым вариантом. Кат-2 при прохождении основного слива зацепил бочку, по которой пришлось траверсировать до правого берега, чтобы выбраться из нее. Кат-1, уходя из струи, переработал влево, задел левым носом за обливной камень. Пришлось довернуться кормой вперед, чтобы поровней зайти на вал. Кат-3 в основной слив зашел немного вправо носом. В результате перевернулся через диагональ. Один человек был пойман спасконцом с левого берега ниже порога, второй выбрался на перевернутый катамаран, зачалился к правому берегу, перевернул судно и перечалился к левому берегу. Кат-4 и РАФТ чисто прошли левым вариантом.

Порог психологически кажется с берега "страшнее" порога "Прорыв", хотя, при грамотной реализации линии движения, менее опасен, чем любой из вариантов прохождения "Прорыва".

Обнесли вещи за порог "Лестница" и организовали там базовый лагерь для прохождения. В 600м ниже порога, после мощной шиверы на правом берегу - удобное место для стоянки.

Препятствие 4. (5В) - участок длиной около 800 м от конца преп.3 до начала горки перед мостом. Начинается шиверой, густо забитой камнями, которые постепенно оттесняют воду к правому берегу. Струя разгоняется и бьет в два подводных зуба и скалу правого берега. За прижимом через 50- 70 м река проходит 1,5 м слив в воротах из огромных валунов и выходов скал. Далее струя снова разгоняется, следует каскад сливов через валуны. После преп.4 около 30 м быстрой струи без камней, которая затем превращается в заходную горку порога "Мост".

Проходили в основном по струе, избегая навалов на скалы и камни. Страховка в конце преп.4 с левого берега. Чалка к левому берегу в 30- 50 м выше моста.

Участок Порог "Мост" - Порог "Моби-Дик".

Длина участка от моста до порога "Моби-Дик" 11 км, уклон 15 м/км.

Препятствие 5. Порог "Мост" (5В) - начинается с горки перед мостом. За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. В конце левый поворот, за ним еще два мощных слива. После второго слива справа кусок стоячей воды - первый после начала порогов.

Проходили первую половину порога по центру или вдоль правого берега, вторую половину через сливы в правой части русла. Страховка ниже порога с правого берега.

Препятствие 6. Порог "Ихтиозавр" (5А). Длина 30 м, расположен на правом повороте через 300 м шиверы после порога "Мост". Порог довольно красив. Здесь расположены выходы скальных пород, в которых вода промыла многочисленные выемки. Река делится на две основные струи, в нашу воду проходима только левая протока. Правая дробится скалами и валунами, в левой сливы и навалы на камни.

Мы проходили порог левой протокой без страховки ниже порога. Он довольно несложный. Далее сразу проходили участок реки до порога "Лестница"- с мощными валами, сливами и пенными котлами, который требует более четкого маневрирования, чем сам порог "Ихтиозавр". Река проходит через левый, а затем правый повороты. Перед следующим левым поворотом мы зачалились к правому берегу. Недалеко от этого места на шоссе стоит километровый столб.

Препятствие 7. Порог "Лестница" (6В). Просмотр всего порога снизу, но основные участки видны и с дороги. Здесь на протяжении первых 200 м расположены 3 мощных слива через всю реку высотой от 1 до 1.5 м. Далее из правого берега торчит отвесная скала, которую при просмотре нужно обходить сверху. Отсюда начинается основной участок порога длиной 70- 80 м, где вода проходит через 4 мощных слива высотой около 1.5 м, последний около 2 м. Каждый слив разорван одним или несколькими надводными или подводными валунами. После порога "Лестница" река течет прямо еще 500- 600 м. На этом участке расположен каскад сливов с большими бочками.

Проходили первые два слива по центру, затем смещались к самому левому берегу, а 5-7 сливы по центру. Страховка первого катамарана с правого берега сразу за порогом и ниже выходной шиверы. Следующие катамараны страховались при прохождении и с воды. Кат-2 при прохождении пятого слива выехал на "пьедестал" у левого берега. Кат-1 и кат-3 линию движения выдержали полностью. Рафт перевернулся в первом сливе. Люди плыли, держась за судно, примерно 1/2 порога. Потом двоих оторвало от рафта, а один отпустил судно при вылезании на берег. Из автономного плавания люди выбрались самостоятельно на левый берег еще до конца порога. Рафт и два упущенных весла были выловлены ниже порога страхующим судном. Кат-4 перед прохождением четвертого слива сместился в центр в основной слив, а потом долго - около 30 секунд - сидел в бочке. Далее 5, 6, 7 сливы проходил по центру.

После правого поворота препятствия упрощаются. Здесь закончился каскад порогов "Верхнего ущелья" Кекемерена.

Следующий отрезок реки длиной 6- 7 км до порога "Моби-Дик" существенно проще, он идется 40-45 мин. Через 2- 3 км после порога "Лестница" река входит в сужение долины, на выходе из которого справа впадает ручей. Около его устья расположен порог, который мы проходили слева. Река выше порога представляет собой непрерывную цепь горок и шивер. Ниже порога препятствия постепенно упрощаются, горы слева отходят. Потом слева начинает подходить высокая земляная терраса. При ее пересечении река входит в "Первый каньон" (т.е. преп.8 и преп.9 - порог "Моби-Дик").

Препятствие 8. Ниже троса в русле лежат отдельные камни. После левого поворота впереди видны огромные камни в русле - ориентиры порога "Моби-Дик". Нужно просмотреть с шоссе весь этот участок, причалив до начала ущелья.

Препятствие 9. Порог "Моби-Дик" (5С). Начинается с горки длиной 150 м, где в середине реки лежит цепочка крупных валунов, образующих сливы (последний ок.1.5 м). Справа осыпающийся обрыв высотой 10-12м. Сразу после него мощный концентрированный слив и серия валов. Начинается левый поворот. Основная струя отжимается влево грядой валунов. Начинается горка длиной 50-70м, разорванная на две части обливным камнем. Основная, левая струя проходит через мощнейший слив, бьющий в зуб. При этом образуется опасный котел. Правая струя переваливает через несколько больших обливных камней, сваливается в узкий слив между большими валунами и короткой горкой стекает в основную струю. Можно проходить порог левым вариантом - левее зуба, но он довольно опасен в случае неудачного захода. Предпочтительнее относительно безопасный правый вариант: заход по основной струе до скалы, потом уход на сливе вправо через обливные камни и движение по правой струе. Все наши судна довольно четко реализовали правый вариант прохождения порога. Страховка ниже порога с берега и с воды не понадобилась.

После преп.9 несколько участков отвесных скал, на реке несколько мощных сливов. Справа через 500м после преп.9 низкая терраса. Характер реки не меняется еще несколько километров.

Участок "Первый каньон" - "Второй каньон".

Имеет длину 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем имеется 3 препятствия. Через 500 м после низкой террасы справа река входит в царство красно-рыжих гор. В этом месте шивера сменяется довольно мощным порогом преп.10 - первый порог участка. Еще через 1км долина поворачивает направо, слева долина притока. Здесь расположено преп.11 - второй порог участка. После левого поворота препятствия постепенно упрощаются, долина реки расширяется. Впереди видны дома - это поселок Кызылой. Река закладывает петлю влево, затем возвращается к поселку, в середине которого расположено преп.12 - третий порог этого участка. В конце левого поворота видно, что впереди река снова входит в ущелье - "Второй каньон". Справа расположена удобная для ночевки терраса, где мы и заночевали. До Арала от нее 24.5 км. Весь участок от конца "Первого каньона" мы прошли за 1 час 50 мин, пороги шли с ходу.

Участок "Второй и Третий каньоны".

Длина 11км, уклон 11 м/км, местами до 16 м/км. Здесь расположена вторая часть наиболее сложных порогов Кекемерена.

После поляны река проходит левый поворот. Ущелье уже началось, но препятствий сначала нет. Через 500 м два галечных острова, проход между ними. Потом начинается чистая горка, которая на правом повороте переходит в несложный порог -

Препятствие 1. Слева отвесные скалы, просмотр только справа. Шоссе постепенно поднимается на высоту 30- 40 м над рекой. В русле много темно-серых валунов, длина порога 150- 200 м. Впереди виден огромный красноватый камень - это начало преп.2.

Проходили по правой части реки и зачаливались влево.

Препятствие 2. Порог "Кашкасу" (5С). Длина порога 200- 250 м. Один из наиболее сложных во 2 каньоне. Перед левым поворотом вода начинает разгоняться. На повороте в центре реки лежит огромный камень - "Голова ящера", отколовшийся от скалы левого берега. В проходе слева от камня образуются довольно сложные завихрения. Через 20- 30 м струя налетает на россыпь валунов среднего размера. Справа впадает ручей Кашкасу. После устья ручья еще несколько узких проходов, потом следует более спокойный 100 м отрезок реки.

Проходили сначала слева или справа от "Головы ящера", затем смещались немного в центр реки, а заключительную часть порога шли ближе к левому берегу. Страховка с берега. Без чалки шли преп.3.

Препятствие 3. (5С). Длина 200- 300 м. Начинается сразу за правым поворотом. Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами.

Препятствие 4.- 7. (5В). Весь оставшийся участок 2 каньона трудно разбить на пороги и выделить отдельно преп.4, 5, 6, 7. Препятствия проще изучать с прибрежных камней правого берега. Этот участок несколько проще, чем преп.1-3, однако надо учитывать узость русла, засоренность его крупными валунами, большую скорость течения, обилие сливов и тупиковых проходов между камнями.

Мы просмотрели весь участок и прошли его без промежуточных чалок (длина около 1 км, до крутого левого поворота реки). На этом отрезке река совершает по одному слабому правому и левому повороту. После крутого левого поворота препятствия упрощаются и становятся локальными, разделенными участками быстротоками. Справа голая терраса на высоте около 10 м, где возможна ночевка. Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на левом берегу. На этом повороте заканчивается 2 каньон. Отсюда до преп.8 в 3 каньоне 2 км несложной шиверы. За 300- 400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин. После окончания 2 каньона ЛЭП сначала забирается вверх на правый склон, потом спускается к реке перед входом в 3 каньон. Издалека видна роща вдоль ручья Тура-Гоин, которую пересекает ЛЭП. Один километровый столб расположен в начале входной горки, а следующий уже незадолго до преп.9. Долина ручья Тура-Гоин с воды не видна.

Перед 3 каньоном мы зачалились к правому берегу и отнесли вещи к концу каньона, где после прохождения преп.8 заночевали.

Препятствие 8. Порог "Тура-Гоин- 1" (5В). Начинается с длинной горки, которая после левого поворота переходит в сам порог длиной 50- 70 м. Сначала следует несколько не очень больших сливов и валов, а потом вода налетает на ребро большого скального обломка в середине реки и падает двумя мощными сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота.

Мы пользовались правой струей для прохождения. Заходная горка пройдена около правого берега, в слив проходили правым вариантом. Слив длинный и мощный, однако, за ним нет большой пенной ямы.

Ниже скальных ворот у входа в 3 каньон левый берег в основном образован отвесными скалами, а правый - крутой земляной осыпью, которая очень затрудняет спуск с дороги к реке. Дорога идет над рекой на высоте 5- 15 м, что достаточно удобно для большинства просмотров препятствий 3 каньона. Через 200 м после слива преп.8 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой левый поворот. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы. Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. Перепад 2.5 м на 20- 25 м, на выходе зуб. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка преп.9, сложнейшего порога Кекемерена.

Препятствие 9. Порог "Тура-Гоин-2" (6В). Длина около 1 км. Начало находится недалеко от километрового столба, конец за следующим столбом. Порог условно можно разбить на три части. На прямом участке расположено несколько локальных сливов, вода начинает разгоняться. На правом повороте находится серьезный слив, в левой половине камень, похожий на створку раковины. Далее два слива меньшей мощности, а затем первый из трех наиболее серьезных сливов порога. Река перегорожена грядой валунов разного размера, высота слива от 1.5 до 2 м. За этим первым ключевым сливом около 100 м горки с большими валами, бочками и обливными камнями, потом слив. За ними река поворачивает налево, и проходит через мощнейший концентрированный слив высотой - 2.5 м, форма которого осложнена подводным валуном. Через 20-25 после второго ключевого слива обливной камень, потом еще один мощный слив. Река поворачивает направо, основная струя уходит в левую часть русла, справа - лабиринт из обливных и полуобливных валунов. За 400- 500 м струя разгоняется и с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб (3-й ключевой слив). Справа от зуба слив простой, но туда труднее попасть.

Страховка с берега была организована перед 2 ключевым сливом и за 3 ключевым сливом на участке быстротока. Кат-1 до первого ключевого слива проходил ближе к правому берегу, сам слив прошли по центру недалеко от большого скального обломка справа, второй ключевой слив ближе к правому берегу. Чалка к правому берегу за третьим ключевым сливом после низких скал у правого берега. Кат-2, кат-3, кат-4, рафт проходили порог в основном ближе к левому берегу.

Препятствия 10.-14. После преп.9 река поворачивает налево. Через 30- 40 м находится короткий порог - преп.10, перепад 2- 3 м на 10 м реки. Шли слева. Через 20- 30 м река перегорожена еще одной грядой камней. Проход слева через слив или справа, лавируя между камнями. Далее еще один мощный слив. После короткого участка быстротока начинается правый поворот. Сразу за ним очень мощный, но пологий концентрированный слив высотой 1.5- 2 м (проще проход справа), далее бой в скалу слева. Левый берег - высокая скальная стена. Река поворачивает налево, потом направо. Уклон постепенно падает, но в русле много валунов. До конца препятствий река течет в узком каньоне с осыпающимися стенками, кое-где выходы скал. Глубина каньона 10- 15 м. За левым поворотом правый берег начинает выполаживаться, появляются террасы, горки, шиверы становятся локальными. Справа ниже каньона находится низкая лесистая терраса, удобная для ночлега. Слева к реке спускаются скалы и осыпи, окрашенные в различные красные и коричневые цвета. Здесь заканчивается участок "2 и 3 каньоны".

Участок "Конец "Третьего каньона" - преп.1 "Четвертого каньона."

Длина участка 45 км, уклон 4.7 м/км. Имеется лишь два не очень сложных препятствия. После террасы на правом берегу за 3 каньоном отдельные камни в русле попадаются еще в течение нескольких километров. Потом горы далеко отходят. На реке только перекаты, кое-где протоки, галечные острова, подмытые кусты. Окружающие холмы окрашены в красные, желтые, белые, коричневые и прочие цвета. Примерно через час сплава река подходит к холмам и поворачивает направо. Слева впадает небольшая речка Джумгал, вдоль которой проходит шоссе со стороны пос. Рыбачий. Ниже устья слева раскинулся пос. Арал.

Препятствие 1. Вскоре после Арала река входит в узкое ущелье. Сначала следуют несколько перекатов, потом на реке несколько горок со сливами и разбросанными по руслу камнями - это и есть преп.1, длина 1,5- 2 км. После него река делает несколько зигзагов, и долина резко расширяется. Вскоре слева становится виден пансионат "Маринка". Перед ним подвесной мост.

Препятствие 2. После пансионата начинается неприятный участок проток, островов, коряг, подмытых кустов длиной около 2 км. За ним следует длинная горка с валами и сливами, всего 250- 300 м. Слева видны строения. Через 4- 5 км на обоих берегах раскинулся пос. Орнок, здесь находится почта. Чуть ниже поселка мы заночевали.

Сразу за мостом начинается горка, заканчивающаяся двойным прижимом с водоворотами и уловами. Вскоре над рекой натянуты 2 троса. Река входит в "Нижнее ущелье" ("Четвертый каньон"). На правом повороте слабая шивера. Справа тянется огромная отвесная стена из красного песчаника ("первая стена"). Далее река спокойна на протяжении 8- 10 км. Кое-где горки с отдельными камнями в русле.

Участок "Пороги "Четвертого каньона."

Из общей длины "4 каньона" Кекемерена 35- 37 км, каскад порогов занимает около 25 км. Четкие ориентиры порогов указать нельзя. Преп.1 находится после 3-й стены из красного песчаника на правом берегу. Ниже нее река делает излучину вправо, на левом берегу выходы "настоящих" скал. Далее начинается правый поворот, слева видны скалы, справа - заросший курумник, над ним обрыв из песчаника. Здесь начало преп.1.

Препятствие 1 - горка, справа россыпь валунов. Потом вода проходит через несколько мощных сливов и валов. Длина 150- 200 м. Сразу за преп.1 - пешеходный мостик ("Чертов мост"). Преп.1 лучше смотреть справа.

Мы плыли до преп.5 без разведки.

Препятствие 2. - следует практически сразу за мостиком, длина около 300 м. В русле отдельные камни. За ним около 1 км спокойной воды, потом река поворачивает налево и сбегает по горке с камнями. После правого и еще одного левого поворота река разгоняется и на следующем длинном правом повороте проходит через прижим к скалам слева. Через 200 м натянут трос. Река начинает отклоняться вправо. Ниже по долине (в 5 км от троса) виден поперечный хребет, выступающий слева. Преп.4 расположено перед ним, а преп.5 существенно дальше.

Препятствие 3. Расположено через 1.5 км после троса. Это несильный прижим вправо. Два аналогичных препятствия расположены на 700 м выше и на 1200 м ниже п.3. От последнего прижима около 1.5 км до начала преп.4.

Препятствие 4. Несколько сложнее, чем преп.2-3. Река подошла к правому борту долины и начинает прорыв через узкое ущелье. Преп.4 состоит из 2 горок с валунами, расположенных у левого и правого поворотов, длина 400 м. В конце преп.4 левый берег представляет скально-осыпную стенку, справа каскад узеньких террасок. Скорость реки остается высокой. На левом повороте в русле лежат крупные валуны. Долина резко расширяется. Справа впадает ручей Кашкасу, далее за правым поворотом трос через реку. После еще одного правого поворота река скатывается по горке и закладывает вираж влево. Здесь она притормаживает и широко разливается - чувствуется подпор связки преп.5-7. Справа обрывистый земляной склон, слева низкий берег. Этот 200-300-м прямой участок заканчивается резким правым поворотом. Видно, как река начинает скатываться по горке среди россыпи красноватых камней. Это заход в преп.5. Причаливали для просмотра связки преп.5-7 к левому берегу.

Препятствие 5. - длина 200 м, переходит без разрыва в преп.6. Камни разных размеров образуют лабиринт, требующий точного маневрирования.

Препятствие 6. - расположено после левого поворота через 50- 70 м после преп.5. Длина 600 м. Левый берег низкий. Высокая правая терраса заканчивается в начале преп.6, далее берег становится скально-осыпным. Тропа, идущая по правому берегу, отходит от реки. Вода скатывается по прямой горке, где разбросано несколько крупных обливных камней. Довольно мощные валы, сливы, пенные ямы. Препятствие желательно просмотреть.

Препятствие 7. (5В) - практически без разрыва следует за преп.6. Длина около 400 м. Валы, отдельные камни, сливы. Слева скала, так что при желании просмотреть преп.7 надо чалиться вправо после преп.6. После слабого правого поворота река успокаивается на 100 м. Слева заросший курумник. На правом берегу осыпь вскоре заканчивается, так что рациональнее после прохождения преп.7 причалить вправо за осыпью. После левого поворота река разгоняется и начинает дугу вправо. Уклон русла резко возрастает, берега круто поднимаются. Отсюда начинается 1200-м серьезный участок, переходящий непосредственно в сложное и опасное препятствие п.8. Поэтому его нужно просмотреть, проще всего по тропе правого берега.

Река проходит через короткий каньон; слева монолитные серые скалы, справа - обрыв из серого песчаника. Перед каньоном слабый прижим влево, потом навал на камни у правого берега. В самом каньоне вода разгоняется на горке; мощные валы от выступов скал и валунов. После каньона участок быстротока с валами и сливами, где можно причалить вправо (на верхней террасе есть место для ночевки, оно гораздо хуже вариантов у преп.5-6 и перед преп.11). Через реку натянут трос. Впереди виден поперечный хребтик, выступающий с правого борта долины. Река начинает левый поворот. У правого берега лежит огромный камень. Это ориентиры преп.8.

Препятствие 8. (5С) - это самый серьезный порог в 4 каньоне Кекемерена. Основная часть его - 150 м - начинается на указанном выше левом повороте реки. Здесь слева выступает россыпь крупных валунов, которые основная часть струи обходит справа. Чуть ниже расположены обливные камни в пр. части реки, на которые сильно наваливает центральная струя. Струя после этого проходит через несколько сливов и в конце бьет в большой надводный валун с острой вершиной. Именно этот последний участок и представляет особую опасность. Просмотр порога с правого берега.

На терраске перед преп.8 устроили обед. При прохождении реализовали вариант прохождения вдоль правого берега, лавируя между камнями.

Препятствие 9. - после преп.8 река успокаивается метров на 200-300. В середине этого участка справа впадает р. Актилбырган. За левым поворотом скорость возрастает, начинается шивера, требующая аккуратного маневрирования. Ее вторая часть за правым поворотом реки соответствует преп.9. Общая длина около 1 км.

Препятствие 10. За преп.9 следует короткий участок быстротока 100- 150 м, и на слабом правом зигзаге реки в русле лежат несколько конгломератных глыб, образующих довольно мощный слив. Проходить лучше справа, где слив более пологий. Для просмотра удобна галечная отмель правого берега. Ниже преп.10 на реке на протяжении 2 км находится несколько горок с мощными валами.

С участка реки после преп.10 видно, что долина впереди перегорожена невысоким земляным хребтиком (высота у реки 40-50 м, наверху плоская безлесная терраса), который река обходит справа, прорываясь через узкое ущелье. В нем расположено преп.12. Справа невысокий осыпной берег, слева плоская лесистая терраса с изобилием дров. Здесь удобное место для ночевки. На берегу крупные валуны. Слева видна узкая долина притока.

Препятствие 11 находится на правом повороте реки до входа в ущелье. По стилю напоминает преп.5 – горка с россыпью красноватых камней различных размеров. Длина 200 м. Просматривать удобно с левого берега вместе с преп.12.

Препятствие 12. После преп.11 река поворачивает налево и входит в короткое узкое ущелье с осыпными берегами (слева можно пройти вдоль воды, хотя и довольно трудно). На протяжении 300 м реку перегораживает несколько гряд валунов, образующих довольно мощные сливы с пенными котлами. Просмотреть препятствие можно по любому берегу. После второго левого поворота долина реки расширяется, преп.12 переходит в простую шиверу.

Препятствие 13. Через 200 м река поворачивает направо. Слева выступает россыпь валунов, сжимающих струю. Горка. Препятствие простое.

Препятствие 14. Через 50-70 м быстротока в русле лежат 3 валуна средних размеров. Далее слабый левый поворот, за ним - глыба конгломерата. Река успокаивается. На крутом правом повороте следующая одиночная глыба, затем горка со слабым прижимом вправо. В конце левого поворота еще одна глыба в струе. Преп.14 тоже несложно.

За преп.14 начинает ощущаться подпор каньона Кекемерена, который расположен ниже устья р.Кобук. Река широко разливается, скорость воды падает, появляются галечные отмели и острова. После сухого сая на правом берегу начинается участок скал. Река поворачивает налево; слабый прижим к скалам сначала правого, потом левого берега. Река входит в узость, где натянуты тросы переправы. Ниже ущелье снова расширяется, река уходит к левому борту долины. Слева - низкая плоская терраса с кустарником и небольшими деревьями; правый берег осыпной, обрывистый, выше плоская терраса. Затем река вплотную подходит к огромным отвесным скалам левого берега и начинает длинный вираж вправо. Здесь расположена несложная для прохождения горка с валами и небольшими пенными ямами. Справа чередуются участки обрывистого берега и галечной отмели. В начале длинного левого поворота находится шивера с валами; справа долина ручья, у берега галечная отмель, с которой видно устье р.Кобук. Слева отвесные скалы, справа осыпной подмытый берег. Мы зачалились к правому берегу ниже устья р.Кобук.

Препятствие 15. Ниже устья р.Кобук река, разгоняясь, врывается в скальный коридор с отвесными стенками. В струе раскиданы валуны, образующие пенные ямы и создающие слабые прижимы к острым скалам обоих берегов. В конце преп.15 - довольно мощный, но пологий слив в скальных воротах. Длина 200- 250 м.

После просмотра порога со скал правого берега прошли порог довольно легко, в основном вдоль правого берега.

От преп.15 до устья Кекемерен течет в узком скальном каньоне. На выходе преп.15 находится очень красивый узкий скальный коридор. За ним вода снова разгоняется. В основной струе два больших обливных валуна, их видно со скалы напротив преп.15. В этом месте терраса справа над каньоном прерывается участком отвесных скал, который тропа обходит на очень большой высоте, вблизи вершины горы. Ниже скорость воды все время остается высокой. Хотя препятствия на этом участке технически не сложные - одиночные валуны, пенные ямы, сливы через часть реки, не очень сильные прижимы, мощь реки заставляет относиться к ним с осторожностью. При желании просмотреть этот участок, придется подниматься на тропу правого берега, обходя сверху все береговые скалы. Перед устьем Кекемерена находится пешеходный мостик, натянуты тросы ГМС. Остатки заброшенной ГМС находятся на левом берегу на стрелке Нарына и Кекемерена. Стрелка представляет собой низкую террасу, где можно найти дрова. Встали на ночевку на стрелке на песчаной террасе. Воду для приготовления пищи брали из Кекемерена.

Участок "Река Нарын"

Ниже устья Кекемерена горки с небольшими валами. Через 3 км слева впадает река Джуактерек, имеющая довольно выраженную долину. Нарын поворачивает направо. Здесь расположена горка с отдельными камнями. Вторая горка с мощными валами находится немного ниже, за крутым левым поворотом. Берега Нарына на этом отрезке - в основном обрывистые земляные или сланцевые склоны темных расцветок. Вскоре после горок Нарын начинает прорезать поперечный хребет, образуя очень красивый каньон. Препятствия имеются только во второй половине каньона, после поворота реки направо. В устье р.Турук мощные валы. Ниже левого поворота долины Нарына находятся несколько прижимов. Река выходит в широкую долину, характер которой сохраняется до Камбаратинского каньона. Через несколько км, около устья ручья Бызтундук расположена горка с довольно мощными валами и обливными камнями. Затем река вообще успокаивается. Лишь на крутых поворотах возникают слабые прижимы. До Камбаратинского каньона препятствий нет. Высокий хребет, при пересечении которого образовался Камбаратинский каньон, хорошо виден уже за 15- 20 км. Нарын начинает делать петли, за 2- 3 км до выхода в каньон появляются галечные острова и отмели. Последняя низкая терраса расположена перед левым поворотом у входа в каньон. Самым заметным ориентиром входа в каньон является серпантин тракторной дороги через всю гору на правом берегу. С галечной отмели правого берега можно подняться на верхнюю террасу по долине сая, впадающего в конце отмели. Здесь видна заброшенная тракторная дорога, один конец которой серпантином поднимается к перевалу через хребет, второй идет вниз к началу каньона. Там дорога разветвляется, причем каждая ветвь ее обрывается через несколько сот метров. Далее можно пройти по каньону метров 300, что позволяет детально рассмотреть препятствия, расположенные от левого поворота каньона до начала правого. Это наиболее сложная часть Камбаратинского каньона р. Нарын.

Препятствие 1. (5С) На самом левом повороте слева лежат валуны. Вся вода падает со слива, слева - мощнейшая пенная яма, в центре и справа - 2- 3 м валы. Валы продолжаются почти до устья левого притока и правого поворота.

Проходили после разведки с правого берега. Сначала держались по центру, чуть ближе к правому берегу. Затем через валы удирали от всей мешанины валов как можно левее. Чалились к левому берегу ниже устья левого притока.

Отметим, что препятствия Нарына с его желто-коричневой водой и необычайной мощью при просмотре с большой высоты плохо "читаются", так как нет привычной белой пены и трудно оценить размеры валов и сливов.

Участок ниже устья Каинды лучше проходить вдоль левого берега, затем смещаться правее. Далее можно плыть без просмотра до пешеходного мостика. После чисто скального коридора длиной 300- 400 м огромные скалы справа отходят от реки. Нарын течет в каньоне с невысокими стенками из сильно разрушенных скал. Перед началом длинного правого поворота небольшие валы. В начале поворота через реку перекинут подвесной мост.

Препятствие 2. (5А) - начинается ниже моста. Просмотр возможен по частям, так как вдоль берегов мешают глобальному просмотру выходы скал. Преп.2 начинается с нескольких сливов, затем на крутом правом повороте сильный навал на несколько крупных валунов в центральной струе. Ниже находится горка с пенными ямами и валами. В ее конце каньон заканчивается. Справа огромный улов, из которого выйти трудно даже на катамаране. Река очень круто поворачивает налево, более чем на 90 градусов.

Порог проходили в основном по центру, уходя от опасных навалов на камни или больших бочек.

Препятствие 3. - следует сразу за поворотом. Вода скатывается по крутой горке (в середине через реку перекинут мост), на выходе валы более 2 м. На берегах выходы невысоких скал, образующих "ворота". Порог легко просмотреть справа. Ниже "ворот" река поворачивает направо. Здесь расположена мощная шивера. Еще несколько шивер находятся на левом повороте реки.

Порог проходили ближе к левому берегу, далее шиверы по центру. Далее река успокаивается. После длиной петли на север Нарын входит в еще один красивый каньон, где препятствий практически нет. После каньона река входит в широкую долину. Ниже левого поворота находится последняя шивера. За ней течение замедляется. На левом берегу заброшено строительство Камбаратинской ГЭС. Через 4- 5 км Нарын пересекает шоссе Бишкек-Ош.

Сплав мы закончили за 300 м до моста на отмели левого берега, где нас ожидала автомашина УРАЛ для переезда на р.Чон-Кемин.

р. Чон-Кемин

В верховья р.Чон-Кемин можно попасть двумя способами:
- зайти пешком от Большого Алмаатинского озера через перевал Озерный (н/к, высота 3520). На перевал идет тракторная дорога. Спуск с перевала по тропе вдоль реки Коль-Алматы. Длина пешего перехода около 20 км
- заехать вдоль р.Чон-Кемин на машине несколько выше устья р. Джиндысу (выше 4 каньона).

Препятствия 1. и 2. - несложные пороги. Находятся выше устья р.Коль-Алматы в местах, которые условно можно назвать "1 и 2 каньонами".

Ниже устья р.Коль-Алматы р.Чон-Кемин течет в разбоях до устья р.Алагир, скорость течения довольно высока. Затем протоки постепенно сливаются в одно русло, и после левого безымянного притока река входит в 3 каньон (называть участок каньоном можно весьма условно из-за отсутствия высоких каньонообразных берегов). Длина его около 10 км.

Препятствия 3. и 4. - простые пороги. Расположены на участке длиной в 2 км от начала 3 каньона до пешеходного моста. Проплыть под мостом нельзя. Чалка для обноса длиной 20- 30 м перед мостом к правому берегу.

Препятствие 5. Порог "Слон" (5А). Длина 300 м. Начинается входной шиверой сразу за пешеходным мостом, заканчивается через 50 м после впадения справа р.Алматы. В пороге кроме шиверистых участков есть 2 гряды камней.

Препятствие 6. Порог "Алмаатинец" (5А). Длина 80 м. Находится через 100 м после преп.5. В середине русла большой камень, на который идет сильный навал. Можно идти как справа, так и слева.

До конца 3 каньона идет несложная шивера, внутри которой выделяют Препятствие 7. (порог "Обман"), Препятствие 8. (порог "Бой"), Препятствие 9. (порог "Сель"), Препятствие 10. Все их можно идти с ходу.

После впадения р.Орто-Койсу начинаются разбои, продолжающиеся 18- 20 км до моста. Обнос моста по правому берегу. Через 1 км начинается "4 каньон." Длина около 10 км. Сплошных каньонных берегов нет.

Препятствие 11. Порог "Конек". Несложный порог длиной 120 м, расположен за последним рукавом р.Майбулак.

Препятствие 12. Порог "Саянский" (4С). Длина 900 м. Начинается через 100 м после преп.11. В пороге маневр несложен, сливы и бочки локальные.

Автомашина УРАЛ довезла нас до поляны выше 4 каньона (ущелье Джиндысу), где мы и устроили стапель. Из Бишкека привезли с собой довольно большой «доппаек».

Препятствие 13. Порог "Габарит" (5С). Длина около 500 метров. Просмотр по левому берегу. Уcловно его можно разбить на три ступени. Первые две ступени короткие - по 30- 40 метров каждая, расстояние между ними около 20 метров. В первой ступени гряда скальных обломков на входе оттесняет поток на скальный выступ правого берега, от которого он сквозь гребенку камней устремляется к левому берегу и наталкивается на скалу левого берега. Затем 2 ступень - вода падает через гребенку полуобливных камней каскадом сливов. Ступень заканчивается перед устьем левого притока р. Джиндысу. 3 ступень длиной около 350 метров. По всей длине выходной части расположены сливы до 1 м, большое количество крупных камней, на которые сильно наваливает.

Просмотрев порог по берегу, поочередно прошли порог.

Участок до 6 каньона решили идти с ходу. Второй участок 4 каньона длиной 8 км менее насыщен препятствиями. Шиверный участок между преп.13 и 14 можно проходить с ходу.

Препятствие 14. Порог "Дрозд". Длина 100 м. Расположен за 100 метров до р.Бассы-Джая. Просмотреть порог лучше с правого берега, причалив через 100 м после обрыва правого берега на левом повороте перед мелью в центре русла. Для прохождения порог несложен. Можно идти с ходу.

Препятствие 15. Порог "Вяхирь". Длина 100 м. Расположен в узком ущелье через 300- 400 м после преп.14. Правый берег - отвесная скала с отдельными выступающими из воды камнями у его подножья. Левый берег очень крутой, поросший лесом. Просмотр до средней части удобнее по правому берегу, а нижнюю часть - по левому. Преп.15 можно идти с ходу.

До моста через р.Чон-Кемин еще несколько шивер. Между старым и новым мостами расположен несложный порог длиной 200 м. От нового моста до 5 каньона около 8 км. На первых 500м река течет спокойно, далее имеются шиверы и порожки. На плавном лесном повороте реки после острова в русле открывается долина р. Дюресу и виден один из ее впадающих в Чон-Кемин рукавов. Здесь перед осыпью правого берега можно зачалиться для просмотра 5 каньона.

Препятствие 16. Порог "Дюресу" или 5 каньон (5В). Длина около 1,6 км от впадения последнего рукава р.Дюресу. Ярко выраженного каньона нет. Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом. По правому берегу рядом с рекой проходит дорога. Порог изобилует камнями разного размера, много мощных бочек. В середине порога сливы около 1- 1.5 м, после которых шивера с большими камнями, упирающаяся на местном левом повороте реки в скалу правого берега. Проходить здесь лучше под левым берегом, переваливаясь через полузатопленные камни. Заканчивается порог мощной шиверой длиной 800 м, насыщенной камнями.

При прохождении порога кат-1 наехал на острый зуб и порвал оболочку одного баллона. Заметили дыру в чехле только перед 6 каньоном, где и отремонтировали катамаран во время обеда.

После преп.16 долина реки расширяется, дорога уходит в сторону, до следующего каньона река еще 6 км петляет среди островов.

Препятствие 17. Шиверно-порожистый участок у пос. Бузулгансай (5А). Перед поселком видны домики на левом повороте реки, за небольшим островком. Далее следует мощная шивера, заканчивающаяся за правым поворотом реки сливом. Затем напротив отвесной высокой скалы левого берега начинается длинная шивера-порог, заканчивающаяся через 1,2 км за правым, а затем левым поворотом реки. На входе в это препятствие лежат два обломка скалы, которые лучше обойти слева.

Далее мощь воды убывает, левый берег становится пологим, а правый крутым и дорога по нему постепенно уходит вверх. Река делает большую излучину, обходит высокий отвесный утес правого берега, выходит на вторую излучину. Через 3- 4 км необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра 6 каньона. В месте чалки у самой воды растут несколько крупных елей.

6 каньон.

Длина около 4,5 км от реки Чон-Баши до подвесного моста перед ГМС. В каньоне 4 серьезных порога 18-21.

Препятствие 18. Порог "Каменоломня" (5В). Общая длина около 300м. Разведка по правому берегу. В начале порога хаотически набросаны крупные обливные и полуобливные камни, отдельные сливы с бочками. На правом повороте прижим к скале левого берега. Метров через 20 после прижима начинается шивера длиной 250- 300 м. В конце этой шиверы после отвесной скалы правого берега нужно зачалиться в устье безымянного правого притока к правому берегу и просмотреть преп.19.

Просмотрев порог, прошли его на загруженных судах. Чалились на правый берег сразу за ручьем для дальнейшего просмотра и обноса вещей.

Препятствие 19. Порог "Ералаш" (6В). Длина около 300м. Порог условно разделен на три ступени. Входная ступень: шивера на резком повороте реки заканчивается сливом через всю ширину реки, в середине большой обливной зуб. У правого берега скала перегораживает треть русла. Возле зуба пенная каша. Правая часть струи после зуба бьет в скалу правого берега. Далее ряд мощных сливов и бочек. Через 50 м чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на левом повороте навал на гряду полузатопленных камней (вторая ступень). Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу левого берега, метров через 50 третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла. После этого места река успокаивается до следующего левого поворота через 300 м.

После просмотра все суда прошли порог, уходя во второй ступени за плоским камнем резко налево от навала на гряду надводных камней. В третьей ступени подводную плиту обходили слева.

Шиверно-порожистый участок от "Придорожного камня" - большого обработанного водой валуна - до порога "Мельница" заканчивается после незначительного правого поворота шиверой-порогом, незначительным левым поворотом и большим обломком скалы у правого берега. За скалой можно пристать для просмотра преп.20.

Препятствие 20. Порог "Мельница" (5С). Длина порога 350-400м. Дорога уходит вверх и в сторону от реки. Берега создают неглубокий каньон. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем идут несколько виражей с навалами на камни левого и правого берегов. После порога простой участок длиной 50 м. На очередном правом повороте начинается преп.21.

Препятствие 21. Порог "Баня" (5С). Разведка с правого берега, но довольно неудобная, так как на входе в порог правый берег - высокая конгломератная стенка. В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру громадный валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера.

После прохождения порога "Ералаш" всеми судами, продолжили сплав до конца 6 каньона за порог "Баня".

Препятствие 22. Порог "Ворота". Очень короткий порог, образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами. Порог сложности не представляет. Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в преп.23.

Препятствие 23. Порог "Повицкого" (5С). Длина 500 м. Просмотр с правого берега. Порог изобилует камнями, бочками. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается. На правом берегу над порогом находится памятник В.Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979г.

Сплав до начала 7 каньона сложности не представляет. Участок от конца 6 каньона до чалки перед 7 каньоном шли с ходу. У места, где дорога начинает подъем на боковой хребтик, оставили вещи на берегу, спрятав их в кустах, а на разгруженных катамаранах начали прохождение 7 каньона.

7 каньон.

Длина 2.5- 3 км. Глобальный просмотр препятствий с высокого правого берега, детальный просмотр наиболее сложной первой трети каньона по левому берегу.

Препятствие 24. Собственно 7 каньон или Порог "Зеленый" (6В). Длина с заходной частью 400- 500 м. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом, в конце преп.24 оба берега сжимают реку высокими скалами. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2.5 м. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается мощным косым 2-2.5 метровым сливом. Через 20- 30 м сильный навал на большой скальный обломок в правой части русла. Вся вода идет слева от обломка. Здесь начинается крутой правый вираж с навалом в конце на скалы левого берега и мощным 2-х метровым сливом.

Препятствие 25 (5С). Длина около 2 км. Следует сразу за преп.24, деление скорее смысловое - уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, бочками, прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу, которая эмоционально воспринимается скорее как доплыв до спокойного места после преп.24.

Просмотрели преп.24 и начало преп.25 по левому берегу. Первым порог проходил кат-1. Слив через заходную гряду камней был преодолен в самой правой его части. Далее на левом вираже прошли первый 2.5-метровый слив совсем слева, правда кормой вперед. Выходной слив пройден ближе к левому берегу. Кат-1 зачалился на левый берег через 150- 200 метров после начала п.25. Кат-2, кат-3, кат-4 прошли порог 24 по аналогичной траектории. Рафт через порог 24 был проведен вдоль левого берега. Оставшийся участок до конца 7 каньона прошли все суда одновременно с ходу.

Препятствие 26. "8 каньон" (5С). Длина порога 1,5 км, с входной шиверой препятствие имеет длину 2 км. Ярко выраженного каньона нет. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные затопленные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое - две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10 м. Второе - через 50 м сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, имеющим форму сиденья ("розовый унитаз"). На камень есть навал. Третье - прижим к высоким черным скалам левого берега в конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуподводными камнями и бочками.

После беглого просмотра по правому берегу, прошли участок до конца 8 каньона разгруженных судах.

После преп.26 шивера средней сложности. До моста минут 15-20 сплава. За мостом начинается длинная и мощная шивера, которая с небольшими разрывами тянется на 15 км. Весь участок можно плыть с ходу.

За 3- 4 км перед пос.Тегерменты река успокаивается, в русле появляются острова, протоки. Уклон менее 7-9 м/км. От 8 до 9 каньона около 50 км.

9 каньон (Нижне-Кеминское ущелье). Длина около 8 км, уклон 8 - 10 м/км. В каньоне несложные прижимы, шиверы, отдельно стоящие камни. Заканчивается он при впадении р.Чон-Кемин в р.Чу.

Длина реки Чу от устья р.Чон-Кемин до плотины перед Быстровкой около 35 км, уклон около 6м/км. Расход воды приблизительно в 2 раза больше, чем в устье р. Чон-Кемин. Много резких поворотов реки. Река Чу течет в Боамском ущелье ещё около 4 км. В 1км ниже устья р.Чон-Кемин через Чу перекинут мост ("Семеновский"), а еще через 150 м короткий порог.

Препятствие 27. Порог "Семеновский". Длина 80 м, перепад 3 м. Расположен на небольшом правом повороте реки. Просмотр вдоль левого берега. В пороге бочки и валы. Проходить лучше вдоль левого берега. Порог можно идти с ходу.

Участок от 8 каньона р.Чон-Кемин до конца Боамского ущелья р.Чу прошли с ходу. Препятствия несложные, проходы угадываются с наплыва. Сплав закончили в конце Боамского ущелья. Разобрали суда на высокой террасе левого берега и уехали в Бишкек на попутном автобусе.

Далее до плотины перед Быстровкой препятствия несложные. Сплав после плотины не интересен и поэтому не рекомендуется.

Итоги похода, замечания к отчету

1. На летний сезон был выбран добротный маршрут 6 категории сложности – связка киргизских рек Кекемерен-Нарын и Чон-Кемин.

2. Достоинства маршрута - довольно стабильная политическая ситуация в республике Кыргызстан; простота заброски на маршрут; интересные, довольно сложные и красивые пороги; возможность за один сезон ознакомиться с двумя сильно отличающимися друг от друга реками: так, река Кекемерен имеет чистую, зеленоватую, теплую воду. В долине Кекемерена практически всегда хорошая солнечная погода. С другой стороны, река Чон-Кемин встречает голубовато-мутной ледяной водой, долина довольно холодная, по ночам сильные заморозки, погода неустойчивая, возможны холодные горные дожди. Возможность для любителей гор посетить красивейшие уголки Киргизского хребта.

3. Достоинства прохождения маршрута группой:
- маршрут пройден грамотно и безаварийно на небольших судах;
- отработана тактика прохождения маршрута группой, имеющей большое количество судов;
- маршрут пройден очень быстро, в первую очередь благодаря огромному опыту костяка группы. Немалую роль сыграл тот факт, что руководитель и заместитель руководителя уже были на этих реках, в том числе на Чон-Кемине дважды;
- пройдены все препятствия без обносов на всем маршруте, в частности интересно прохождение малыми судами 7 каньона р.Чон-Кемин, что бывает крайне редко, судя по имеющимся отчетам;
- маршрут пройден спокойно, надежно, с огромным удовольствием, без показного «героизма»;
- во время прохождения маршрута мы приобщили к водному туризму наших друзей из Бишкека – трех альпинистов, мастеров спорта, «снежных барсов» и их семьи. Они приезжали к нам в гости на р.Кекемерен в район порога «Лестница» и на р.Чон-Кемин в район порога «8 каньон». Мы их добросовестно катали на порогах, а вечером устраивали совместный праздник. С ними мы участвовали в 1999 году в совместной экспедиции на Центральном Тянь-Шане, совершили первовосхождение на пик Независимости Киргизии и восхождение на пик Хан-Тенгри. Впечатления у них были настолько новы и интересны, что инициировали приобретение катамаранов для сплава в дальнейшем.

Замечания к настоящему отчету:

1. При описании препятствий на пройденных реках мы использовали классификацию, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале, категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с. - 4С, 5А, 5В. Препятствия проще 4С мы не классифицировали, а их сложность в отчете не указана. К подкатегории 6С мы относим лишь непроходы, очень опасные пороги и "суперпороги".

2. График движения в походе довольно жесткий. Рекомендовать его для менее опытной группы нельзя.

3. В отчете не описываются способы страховки при прохождении каждого сложного препятствия. Как правило, кат-1 страховался с берега ниже порога двумя страховщиками с четырьмя спасконцами, а остальные суда страховались кат-1 с воды. Мы организовывали страховку на следующих порогах подкатегорий 5С, 6А, 6В: р.Кекемерен - пороги "Прорыв" (5С), "Слив" (5С), "Лестница" (6В), "Моби-Дик" (5С), "Тура-Гоин- 2" (6В); р.Чон-Кемин - "Габарит" (5С), "Ералаш" (6В), "Зеленый" (6В).

4. Надеемся, что наш отчет и видеофильм будут полезны всем, жаждущим посетить эти замечательные реки.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100