Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о пеше-водном туристическом путешествии третей категории сложности с элементами четвертой по маршруту: г. Москва - г. Невинномысск - река Аксаут (6 км выше каньона с пор. "Слалом" - 1 км выше пор. "Мустанг") - река Маруха (вдп. "Чертова мельница" - 10 км выше пос. Маруха) - река Б. Зеленчук (1 км. выше Софийской поляны - 5й взрывной порог) - река Теберда (0,6 км выше устья р. Гоначхир - "Гай порог") - г. Невинномысск - г. Москва

08.08 - 24.08.2003 г.

Руководитель: Сергей Харьков (Москва)

Московский городской туристический клуб "Перово"

Содержание
  1. Паспорт похода;
  2. Состав группы;
  3. График движения;
  4. Цели и задачи путешествия. Подготовка к походу;
  5. Подъезды и отъезды;
  6. Дневник;
  7. Лоция реки Аксаут (паводок);
  8. Лоция реки Маруха (малая вода);
  9. Лоция реки Болюшой Зеленчук (уровень воды - средний);
  10. Лоция реки Теберда (уровень воды - выше среднего);
  11. Выводы и рекомендации;
  12. Образец раскладки продуктов;
  13. Походная аптека;
  14. Ремонтный набор;
  15. Смета расходов

Паспорт похода

  1. Вид туризма - водный.
  2. Район путешествия - Северный Кавказ.
  3. Нитка маршрута: г. Москва - г. Невинномысск - река Аксаут (6 км выше каньона с пор. "Слалом" - 1 км выше пор. "Мустанг") - река Маруха (вдп. "Чертова мельница" - 10 км выше пос. Маруха)- река Б. Зеленчук (1 км выше Софийской поляны - 5й взрывной порог) - река Теберда (0,6 км выше устья р. Гоначхир - "Гай порог") - г. Невинномысск - г. Москва.
  4. Средства сплава:
    - каяк п\э "Инвайдер";
    - каяк п\э "Харрикан";
    - байдарка "Скаут";
    - 2-х местный катамаран "Тритон".
  5. Категория сложности - третья с эл. IV.
  6. Протяженность водной части - 147 км.
  7. Количество ходовых дней(активная часть) - 7 дней.
  8. Время проведения путешествия - август 2003 г.
  9. Количество участников похода - 6 человек.

Состав группы

№ п/п
Ф.И.О.
Год рожд
Место работы, должность
Домашний адрес
Тур. подготовка
Обязанности в группе
1. Харьков Сергей Валентинович 1964 ООО "Эвиг", менеджер г.Москва, Молдагуловой 10/2-133. т.373-15-18 V -у, Чаткал. IV- р. Хойто-Ока Руководитель. Каяк "Инвайдер"
2. Харькова Елена Викторовна 1978 Временно не работает г.Москва, Молдагу-ловой 10/2-133. т.373-15-18 IV -у. Р.Хойто-Ока. Завхоз, капитан катамарана
3. Шупта Анна Владимировна 1962 НЦ ССХ Бакулева, методист ЛФК Москва, Госпитальный вал 5-16-8 т.263-1748 IV- у, р.Она Медик матрос катамарана
4. Хощь Игорь Николаевич 1978 Временно не работает Москва, ул.Отрадная, 16А-61 т.402-4581 III -у. Пшеха Снаряжение, фото Матрос байдарки "Скаут"
5. Мулач Андрей Владимирович 1971 МО 18, геодезист Москва, Сев.Чертаново, 3кВ-127 т.319-2148 III -у. Пшеха. Ремонтник, капитан байдарки "Скаут"
6. Култаев Илья Владимирович 1966 ООО ПТК "ОВИК", менеджер Москва, Новокузьминская ул.22/4 кв 42, Китой-Онот V -у, Пшеха- III- р Финансист, каяк "Харрикан"

График движения

Даты
Дни Пути
Участки маршрута
Км
Способы передвижения
08.08
1
г. Москва -   Поезд
09.08
2
- г. Невинномысск   Поезд
10.08
3
г.Невинномысск - переезд на р.Аксаут   Машина  
11.08
4
Стапель   стапель
12.08
5
6 км выше каньона с пор. Слалом - 1 км выше пор. "Мустанг" 16 Сплав  
13.08
6
Переезд на р. Маруха. 100 метров ниже водопада "Чертова мельница"   машина
14.08
7
Водопад "Чертова мельница" - "Марухский" каньон 11,5 Сплав, обнос "М.К."
15.08
8
"Марухский" каньон - пор.Ирбис 14 Сплав
16.08
9
Пор. Ирбис - 10 км выше пос. Маруха 11,5 Сплав
17.08
10
Переезд на р. Зеленчук. р. Псыш - 1 км выше Cофийской поляны.   машина
18.08
11
Софийская поляна - 5-й взрывной 30 Сплав
19.08
12
Переезд на р. Теберду   Машина
20.08
13
(р.Теберда) Устье р.Гоначхир - пос.Верхняя Теберда 33 Сплав
21.08
14
пос. Верхняя Теберда - "Гай порог" 31 Сплав, антистапель
22.08
15
Переезд в г.Невинномысск   Машина
23.08
16
г. Невинномысск -   Поезд
24.08
17
- г. Москва   Поезд

Цели и задачи путешествия. Подготовка к походу

Поход был организован группой туристов водников при МГТК "Перово".Большинство участников похода имели опыт водных походов аналогичной категории сложности.

Целью похода являлось:

  1. Повышение квалификации участников похода.
  2. Знакомство с реками северного склона Кавказского хребта.
  3. Изучение Северного Кавказа как района для проведения летних походов.
В процессе подготовки к походу были проведены следующие мероприятия:

  1. Теоретическое ознакомление с районом путешествия.
  2. Изучения основного и запасного вариантов маршрута и аварийных сходов с него.
  3. Подготовка снаряжения к походу.
  4. Тренировочные пешие и водные выходы по Подмосковью.>

В этих выходах отрабатывались способы страховки и самостраховки, приемы ТВТ, а так же проверялось физическое состояние членов группы.

Подъезды и отъезды

Походы по Карачаево-Черкесии удобно начинать со ст. Невинномысск. Отсюда на рейсовых автобусах можно доехать до Черкесска, Карачаевска, станицы Зеленчукской, Архыза и т.д.

В Невинномысск можно доехать поездами, идущими в Нальчик, Минеральные Воды, Владикавказ и т.д. До Черкесска также можно доехать в прицепном вагоне Москва-Черкесск. Вдоль всех рек Карачаево-Черкесии проложены дороги, поэтому заброска и выброска не представляют никакого труда. Что касается нас, то мы еще из Москвы по телефону договорились с водителем о заброске, переброске. Водителя зовут Виктор. Он уже однажды забрасывал наших ребят на Аксаут и Б.Зеленчук. Виктор на редкость хороший и порядочный человек, в чем мы не раз еще убедились. Он собрал свою замечательную машину сам, на базе ЗИЛ-овского грузовика, с двигателем от трактора "Белорусь". Грузовик спокойно переезжал броды, поднимался в горы, чуть ли не по "звериным" тропам. Сам Виктор родом из станицы Зеленчукской и прекрасно знает район. За одну ездку он брал с нас по 3000 рублей. Дороговато конечно, но зато мы не беспокоились о потере времени на поиск транспорта. Удобно и то, что всегда можно было связаться с ним по мобильному телефону и откорректировать время и место встречи. На рр. Б.Зеленчуке и Теберде мобильная связь была везде. На р.Аксауте до пос. Хасаут Греческий, а на р.Марухе до пос. Маруха связи не было, но при желании можно было забраться на ближайшую вершину и там мобильный телефон начинал "брать". С Виктором можно связаться по телефонам: 8 865 248 6145 моб., 8 865 546 9497 дом.

Чтобы без проблем вернуться в Москву крайне желательно заранее еще в Москве позаботиться об обратных билетах на поезд, иначе придется просить проводников чтобы взяли без билетов.

Дневник

08.08.2003

Отправление поезда Москва-Кисловодск в 21:12. Все прибыли вовремя. Провожающих было мало. Устроились, поехали. Наконец-то можно забыть на время московскую суету и проблемы городской жизни.

09.08.2003

Ехали довольно уютно. Мы заняли ячейку плацкартного купе и две боковые полки напротив. Проходило нормальное поездное времяпрепровождение. Только вот поезд наш опаздывал, сначала на час, потом на два...

10.08.2003

В 3:05 закончили выгрузку из вагона с очумелыми лицами и на полном автоматизме. А дело было так: в 2:50 у Андрея сработал "гидробудильник", далее взглянув на часы, сопоставив с нашим опозданием, пошёл к проводнице. Та мирно почивала, спросив у пассажира, почему-то не спавшего: "Какую станцию мы проехали? Понял, что наша следующая. И тут началось!.. На перроне г. Невинномысска мы были за три секунды до отправления поезда. Пока выгружались подошел Виктор, водитель с которым мы заранее договорились о переездах. Его наши ребята знали еще с мая 2001 года. Виктор на редкость хороший и порядочный человек, в чем мы не раз еще убедились. Он собрал свою замечательную машину сам, на базе ЗИЛ-овского грузовика, с двигателем от трактора "Белорусь". Грузовик спокойно переезжал броды, поднимался в горы, чуть ли не по "звериным" тропам. На этот раз ему заранее удалось договориться с работниками багажного отделения о выдаче лодок прямо ночью, в противном случае нам пришлось бы ждать неизвестно как долго, так как официально багажное отделение открывалось в 14.00. Получили лодки и примерно через час выехали на Аксаут. Илья сел в кабине, как бывалый в этих местах. Все остальные в кузове, где было совсем неплохо. Два кордона ГАИ-шников проехали спокойно. На Аксауте большая вода. Уже несколько дней, по словам Виктора, шел дождь. Похоже, в верховье сильный, так как вода мутная. Доехали до прошлогоднего места стапеля (выше второго разбоя). Дождь прекратился, но вода уж больно высокая и мутная. По такой воде не сплавляются. Решили подняться выше по течению к поселку Рудничий. Может в верховьях воды меньше и мы сможем там начать сплав?.. Надежды не оправдались. Не доезжая до поселка метров 500 река представляла собой "разбой", который переходил в быстроток с видимым перепадом. В каньонах бушевала коричневая жижа. Невозможно было представить сплав здесь, даже если бы уровень воды упал бы на метр - полтора. Зрелище устрашающее. Спустились на машине ниже, на место прошлогоднего стапеля. Это примерно на 8 км выше Красного Карачая. 15:05. Дождь уже прошел, и даже светило солнце. Виктор уехал домой. Договорились, что 13.08 в 10.00 мы будем ждать его на дороге выше поселка Хасаут-Греческий. То есть ему нужно будет ехать по дороге вдоль реки от Хасаут-Греческого в сторону Красного Карачая, пока нас не увидит. Сплава завтра не будет, ждем спада воды. Поставили "маячки".

Дежурные Лена и Сергей приготовили поздний обед. И здесь было обнаружено, что в поезде забыли скатерть. Пусть это будет самая большая потеря в этом походе. Никто не предполагал, что это было только начало. Не спеша поставили лагерь. Стапель завтра. Сегодня подготовка к праздничному ужину, отдых от переезда.

11.08.2003

Завтрак в 8:30. Погода многообещающая, солнце, легкий ветерок. По нашим "маячкам" - вода немного упала, посветлела. После завтрака сбор судов. "Скаут" надули быстро и без проблем. А вот катамаран собирали долго и мучительно. "Поспешишь, людей насмешишь" или "От дурной головы…" Нам все подходило. Сначала обнаружили, что не взяли пробок. Но в группе есть умелые руки Ильи, которые и вырезали затычки из дерева. Собрали катамаран, надули, возникло подозрение, что перепутали баллоны местами. Сдули, но разбирать было лень, кое- как вытащили баллоны, поменяли местами (нелегкая это работа собирать не так, как надо). Собрали, надули, обнаружили, что баллоны плохо расправлены. Все по новой. Уже успели немного обгореть, а "воз и ныне там". Собрали, надули. Какое-то все неровное, но решили оставить и проверить новые "затычки". Сергей и Илья то вместе, то по очереди изредка похаживали на берег и проверяли "маячки".

Обед 14:00. После обеда занятия по интересам. Андрей отправился осматривать окрестности (он у нас геолог), Аня и Лена собирали землянику (ее очень много). К вечеру вода заметно упала. За ужином объявили, что завтра сплав.

12.08.2003

Завтрак 8:15. Вышли 10:30. Вода белого цвета. Совершенно не прозрачная. Через 18 мин разбой, поваленные деревья, проход по струе. В 10:55 в левой протоке слив чуть меньше 1 метра , с воды видно, но другого прохода нет, справа мелкая протока. При прохождении "скаута", капитан(Андрей) вывалился. Метров через 50 Аня зачалила "скаут" к П.Б. Течение небыстрое и мелко. Отлили скаут. Продолжили движение.

Чалка к Л.Б. Обнос сломанного моста. Ориентир: ферма на Л.Б., сужение долины. Шли по правой протоке, с которой видно сломанный мост, в левой протоке было много коров.

В 11:23 отчалили после обноса. Начало порога "Слаломный". Начали просматривать, но все камни в пороге залило, какой-то конкретной линии движения нет и порог больше напоминает шиверу 3-4 кат.сл. Просмотрели пару поворотов. Насколько было видно, характер реки за поворотами не меняется. Пошли с ходу. Страховали друг друга с воды. В 11:35 киль "скаута", Аня и Андрей выбрались сами на П.Б. Несет здорово, уловов для чалки крайне мало, зачалиться всем в одно место довольно сложно. В 12:12 еще киль "скаута", капитан отпускает весло и "скаут". Надежда, что впереди идущий кат поймает "скаут". Аня и Андрей вылезли на П.Б. Шли по берегу 15 мин., берег крутой, но растительности немного. Повезло, весло было прибито к берегу. 12:35 "скаут" поймали, спасибо Игорю. Обнаружили, что сумка с кухней открыта, унесло все кроме канов (застряли). Ура! Но нет тросика, нет половника, нет Аниной посуды. Идем дальше. Чалка перед поваленной березой с Л.Б. (ее мы пилили в прошлом году). Проход справа для всех судов. Вот и прошли (просвистели) порог "Корнет". Через 200 м открытый П.Б. с большими валунами. Здесь обед в 13:20.

Экипаж "скаута" немного подавлен. Для такой воды матрос должен обладать приличной силой, чтобы быть помощником капитану. Поговорили, обсудили и пересадили Аню на катамаран, а Игоря на "скаут". Это было весьма своевременно! Хотя проскальзывало, что катамаран с двумя дамами - это не спасательное судно.

Во время сплава мы шли в таком порядке: первый - Илья на "Харрикане", второй - Сергей на "Инвайдере", третий - катамаран и четвертый - "скаут". Река за исключением коротких прогонов практически на всем протяжении представляла шиверу 3-4-й категории и поэтому мы постоянно зачаливались (прятались) в улова для того, чтобы собраться вместе, перевести дух, и посмотреть что там впереди, если не все читалось с воды. В 15:00 отчалили. В 15:45 с Л.Б. хорошее улово. Катамаран зачалился здесь, все остальные зачалились на отмели правой протоки. А дальше мы "влетели" туда, куда не должны были "влетать" с ходу. В лоции это названо S -образным участком. Перед очередным поворотом реки Илья и Сергей зачалились, так как не было видно, что же там дальше. Катамаран попытался было зачалиться, но у него ничего не вышло и он ушел за поворот. Каяки последовали за ним. Заходная часть напоминала трубу с весьма мощным течением, минимальным количеством уловов и с хаотичным нагромождением "обливняков", сливов, "бочек" и т.д. Через некоторые "обливняки" приходилось прыгать, так как уйти от всех не получалось. За обливным камнем, как правило, оказывалась "бочка". В одной из таких "бочек" Сергей и залег. Встать не удалось, так как в двух метрах ниже был еще камень. За ним еще один. Отстрел. Илья боролся ближе к правому берегу, но все-таки кильнулся метрах в двадцати ниже по течению. Тоже отстрел. Так дальше и поплыли. Первым катамаран, потом держась за каяки проплыли Сергей и Илья и позади всех "скаут". Катамаран шел впереди явно не замечая плывущих сзади каякеров. Так продолжалось несколько поворотов. Вот наконец с катамарана увидели улово, в которое решили зачалиться. Вперед. Чалка, Лена выскочила на берег… Мимо проплыли перевернутые Сергей за ним Илья. Катамаран за ними, но тщетно (чайники). Метров через 50 Илья вылез на П.Б. Сергей тоже сам вылез на П.Б. еще метров через 100. Сергей прошел самосплавом около 700 метров. Побил в кровь пальцы на руках и ушиб правую ногу. С Ильей река обошлась более гуманно. "Скаут", о чудо, прошел без киля, но Игорь сказал, что сил было приложено немеренно. 17:00. Раненым оказана помощь. Весло найдено неподалеку в кустах. Для первого дня сплава этого было слишком. Встали на ночевку в 17:30 через несколько сот метров за деревянным мостом через реку.

13.08.2003

Подъем в 7:00. Завтрак в 8:00. Сегодня переброска на р. Маруха. Ночью шел дождь, вода в Аксауте опять поднимается. Хорошо, что мы уезжаем. В 10:30 подъехал Виктор. Расспросы, рассказы, обмен мнениями. Загрузились. Сергей поехал в кабине, у него слегка опухла кисть левой руки, и пальцы на ней плохо сгибались, да еще прихрамывал.

В 11:20 проехали станицу Кардорникскую, быстро докупили хлеба, кому что надо и вскоре мы на дороге вдоль р. Маруха. Долина Марухи разительно отличается от соседних долин полным отсутствием цивилизации. Выше пос. Маруха попадаются лишь редкие полузаброшненные молочные фермы, пастухи со своими отарами и изредка проезжающие пограничники. И вот что интересно, по словам чабанов здесь уже несколько дней не было дождя. К 14:30 подъехали к водопадам "Чертова мельница". Через водопад по мосту проходит дорога , на водопад можно посмотреть с двух берегов. Встали в 15:30 в 150 метрах ниже водопадов. Погода хорошая. Виктор уехал. Договорились о том, что 17.08 с 9:00 он будет ехать от пос. Маруха вверх по течению, пока нас не увидит. Стапель условный, т.к. катамаран ехал сдутым и разобранным только частично по поперечинам. Через пару часов все собрано, надуто и готово к завтрашнему сплаву. Перед ужином Андрей опять бродил по окресностям. Остальные просто отдыхали.

14.08.2003

Завтрак в 8:00. Ночь была холодная, мы находились выше над уровнем моря, чем на Аксауте. Кто не взял теплые вещи, тот об этом вспомнил. У Сергея рука немного получше, идти сможет, но без особых напряжений. Игорь с вечера мучился животом, даже не ужинал, от конкретного лечения отказался.

В 9:30 встали на воду. Река от места старта и на протяжении 150- 200 метров течет практически через лес. Необходимо все время держаться левой протоки, иначе можно застрять в деревьях. Шли аккуратно, т.к. мелко, река петляла. Каякерам здесь хорошо, а катамаран цеплял камни, да еще сдувались баллоны (пробки то не родные).

К 11:00 подошли к Нижнему водопаду. За 50 метров до водопада - деревянный мост, по которому дорога переходит с левого берега на правый. На правом берегу видно вдалеке одноэтажное здание бывшего сыроваренного завода. Ниже моста зачалились и начали обносить Нижний водопад по дороге. Спустились к воде в 100 метрах ниже водопада. Сфотографировали водопад, и в 12:30 продолжили движение. Шли медленно, просматривали везде, где есть подозрение на сложность. Встречались поваленные деревья. На обед встали в 13:35 на правом берегу перед Марухским каньоном. В 15:00 начали обнос каньона по правому берегу. На полпути припрятали суда в овраге и пошли смотреть каньон. Впечатляет. Чтобы его идти, надо иметь команду высочайшего класса, да и на сам каньон закладывать не менее двух полных дней. Фотографировали, сверяли с лоцией. Без сомнения данное препятствие имеет высшую категорию сложности. Стоянку организовали на острове между двух проток ниже каньона ,где-то через 200- 250 метров. В 18:20 начали ставить палатки. В 20:15 ужин был готов.

15.08.2003

Завтрак в 8:05. На воде в 10:10. Через 10 минут сплава мост через реку. Еще через 3 - 4 мин. сплава старая ферма на левом берегу, долина реки в этом месте ровная и широкая. Русло сильно петляет, прижимы под нависающие деревья, мелководные шиверы. Река имеет ширину 10 - 15 метров , расход воды около 10 - 12 куб. м /сек. Через 40 мин. сплава еще одна полузаброшенная ферма (МТФ) на левом берегу. Отсюда с воды хорошо видна дорога ведущая через Ужумский хребет на Зеленчукскую обсерваторию и далее к пос. Нижний Архыз. Отсюда долина Марухи поворачивает направо и река входит в лес. Здесь река напоминала р.Каширку по весне. Мелко. В воде много деревьев. Благо, что течение слабое. 13:12. Пришлось пару раз перелезать через деревья и сделать два обноса, один из которых был не менее 200 метров.

Заобедали в 13:55 дойдя до входной шиверы в Ужумское ущелье. После обеда (15:25) прошли около 1 км , чалка Л.Б. для просмотра порога. Берег крутой, но подняться можно. Поставили страховку, фото. Порог представлял собой довольно беспорядочное распределение камней со сливами, линия движения просматривалась, для каякеров разнообразия больше. Заход к порогу проблематичен. За местом нашей чалки слив около левого берега, далее справа ряд камней, где при правильных маневрах можно пройти. Река делилась на два русла, образуя остров, основная струя тянула влево, где через 100 м большой завал, который невидно с места захода. Река делала правый поворот и там уже собственно порог. Шли по очереди: Илья на каяке, "скаут", катамаран, Сергей обнес, (левая рука не позволяла делать резких движений). На заходе все уходили вправо, за поворотом держались левой стороны, для ката была задача вписаться в сливы. Илья прошел гладко, "скаут" после слияния проток не вписался в струю. У ребят была своя техника, они то выпрыгивали из скаута, то впрыгивали, между этим успевали поставить судно в нужном направлении(некая разновидность джигитовки). Под мостом, где заканчивался порог, их чуть не перевернуло, Игорь вывалился, но удержался за обвязку. Зачалились к правому берегу. Прохождение катамарана заняло больше времени, чем можно было из-за слабой технической подготовки девчонок, да еще просто не поняли друг друга. Ярая попытка уйти в правую протоку после слива закончилась крепкой посадкой на три камня левым баллоном. Подергались, подгребли, толку мало, правый баллон подмывало (при другой воде могло бы и перевернуть). Лена вылезла на камень, но этого было недостаточно. По левому берегу подошел Илья, покрутил у виска, и экипаж катамарана заметив это зашевелился активнее. Аня вылезла из упоров и находясь на кате, стала пытаться сдвинуть его ногами, руками…. Сдвинули, сели в упоры и пошли дальше, неплохо, хотя и чиркались бортами о камни. Закончили прохождение "Ирбиса" в 17:30. В 17:50 зачалились для ночевки. Ночевка была в малиннике, но около дороги (стремно). Очень много черной смородины.

16.08.2003

Завтрак в 8:00. 10:00 отчалили. Сразу на правом повороте порог. В русле много камней, держались левой стороны, для каяка хороший слалом, скаут крутился на камнях, ребята работали по своей технике, катамаран периодически садился на камни. Далее камней поменьше, шли в обычном режиме, оценивали уклон реки, берега, делали технические чалки, в общем, двигались аккуратно. Река стала поглубже, течение побыстрее. И вот очередной проблемный участок. Река делилась на две протоки, правая более глубокая, но там поперек лежало дерево над самой водой, его Илья заметил слишком поздно. Решил пройти под деревом кверху килем, а потом "встать", но проплывая под деревом зацепился за него веслом. Весло выбило из рук и поэтому пришлось отстреливаться. "Скаут" и Сергей успели зачалиться практически на струе, поднялись выше и сделали траверс. Катамаран действовал по той же схеме. Обнос по мелкой левой протоке. 12:00. Чалка к П.Б. Берег открытый, видно хорошо дорогу, высокие голые скалы, река поворачивала налево. За поворотом S -образный порог. Посмотрели. В русле большое количество острых камней. Обнос. Через100 ровной воды крутой поворот направо. Чтобы просмотреть пришлось пролезать через очень плотный кустарник. За поворотом весьма сложный порог с крутыми сливами и деревом в русле. Обнос. 10 минут сплава. Просмотр.13:35. Участок похож на порог, два слива по 0,8 м , один 1м, необходим слалом. Шли по очереди, страховка с берега. 14:15. Река петляла, еще 10 мин. сплава. Чалка к П.Б. открытому, Л.Б. крутой, свисающая береза. Далее река расширялась и поперек русла лежали камни, справа слив 1,5 м , зуб внутри слива, далее река мелкая, одни камни. Все хорошо просматривалось с берега. Обнос. 14:40 обед. В 16:15 отчалили. Шли очень медленно, частые чалки и просмотры, множество камней, есть сливы до 0,5 м. К 17:00 катамаран подрал карманы для продолин на обоих баллонах и посадил две дыры в шкуре левого баллона. В 17:30 мы встали на правом берегу. Стоянка очень близко к дороге. До поселка не дошли около 10 км. В 20:15 ужин. Завтра переброска.

17.08.2003

Завтрак в 8:00. Ждали Виктора и собирались. Виктор подъехал в 10:15 и сообщил, что накануне вечером проезжал через Карачаевск и видел Кубань и Теберду. Вода в реках коричневая. По Кубани плывут смытые в воду деревья. По его словам в верховьях Кубани и Теберды прошли дожди и там сейчас большая вода. В тоже время на Б.Зеленчуке с погодой все в порядке. Опасаясь повторения аксаутских приключений, мы посовещались и решили немного изменить нитку маршрута. Четверо из шести участников уже бывали на Б.Зеленчуке, но тем не менее там возможность сплава была более реальна. Решили поехать поверху. Для этого мы заехали вверх по течению Марухи почти до (МТФ) и там свернули на дорогу ведущую на перевал. В 11:30 начали подниматься. Да, машина - "зверь", если смотреть из кузова на дорогу, то та уходила просто вниз. Высота перевала 2300 м. Время 12:10. Вышли из машины, сфотографировались, позвонили в Москву. Мобильный берет замечательно. Посмотрели на горы через мощный бинокль, здорово, все как на макете, но парящие орлы свидетельствуют о живой природе. В 12:40 проехали через территорию Зеленчукской обсерватории не останавливаясь, а то могли быть осложнения. От обсерватории в долину Б.Зеленчука ведет отличная асфальтовая дорога. Дорога цивильная, не то, что на Марухе, которая поразила нас своей дикостью, непредсказуемостью и обилием ягод. Очень яркий контраст. Проехали Архыз. На берегу Зеленчука "яблоку негде упасть" ( выходные). Народу на реке, как на московских водоемах в жаркую погоду. Поехали до Софийской поляны. На самой поляне стоят торговые палатки, в которых можно купить все, что душе угодно. Пытаясь убраться подальше от людей поехали еще выше по течению реки. Встали выше Софийской поляны примерно в 1 км. Вот это стоянка! С берега открывалась великолепная панорама на все 180 градусов. Величественные горы разной высоты, одни в дымке, другие в снежных шапках, солнце освещало эту удивительную картину (жалко нет видио). На стоянке были стол, сложенная баня, народа не видно. Виктор уехал к родителям в ст. Зеленчукскую. Договорились, о встрече 19.08 в 14:00 где-то на дороге от ст.Зеленчукская вверх по реке. В 15:10. Обед. Затопили баню. Пока топилась баня, шили катамаран, дырки на карманах для продолен. Перед ужином попарились. Ужин в 21:15.

18.08.2003

Завтрак в 8:00. Вышли в 10:10. Многие на Зеленчуке уже были, так что шли в походном порядке, делали технические чалки, где собирались все вместе. Воды, не то, что на Марухе, здесь надо работать веслами. 1-й и 2-й Взрывной порог просмотрели, шли по очереди. Зачалились перед порогом "Пушка" на Л.Б. Пошли просматривать, не доходя до лестницы 150 м , видим, как наш катамаран спокойно сплавляется без экипажа. Мы бегом, но особо не побежишь, берега не позволяли. Ах, девочки, девочки! Привязывать надо! В конце порога увидели, как катамаран покачивался в улове П.Б. за большим - большим камнем. Умница! Выходит, что если экипаж не мешает, то сам катамаран прекрасно проходит препятствия! Вернуть катамаран к Л.Б. помог Игорь, который отважился переплыть на другой берег. Зачалили катамаран с помощью морковки, "маятником". Выставили страховку с воды катамараном и фото. Затем было прохождение Ильи на каяке и "скаута", Сергей порог обнес. В 14:10 обед. В 15:45 отчалили. 3-й Взрывной заметили, когда прошли. Подошли к 4-ому Взрывному. Ориентиры всем известны: мост. Чалка к левому берегу. Просмотр. Порог не изменился после прошлогоднего паводка, линия движения та же, если хочется без особых проблем. Проходили слева от огромного камня, находящегося по середине русла, далее уходили вправо и там по струе. Шли: Илья, "скаут", катамаран, Сергей обнес. В 17:10 пройдя 5-й взрывной стали искать место для стоянки. В 17:20 встали у дороги на левом берегу. Практически все пороги на Б.Зеленчуке пройдены. Решили перебрасываться. Позвонили по мобильному Виктору и попросили, чтобы он приезжал пораньше утром. Вечером был сильный дождь.

19.08.2003

Завтрак в 8:00. К 8:30 подъехал Виктор. В 9:20 выехали на Теберду. Переезд прошел без проблем. Проезжая вдоль Кубани обратили внимание на высокий уровень и на коричневый цвет воды. В Теберде с водой все в порядке. В 13:35 мы были в верховьях р. Теберды.

5 лет назад на стрелке рр. Гоначхир и Аманауз была прекрасная поляна для стапеля, но сейчас подъезды к ней с шоссе загорожены бетонными блоками, да и сама поляна и подходы к воде только условно могут быть пригодны для стапеля, т.к. совершенно размыты прошлогодними половодьями. После продолжительных поисков, наиболее удобной для стапеля была выбрана поляна в ельнике на левом берегу реки Гоначхир, примерно в 200-х метрах выше автомобильного моста. Стоянка очень уютная. Виктор уехал, что бы забрать нас 22.08 утром где-то в районе Карачаевска. В 15:00 пообедали. После обеда - свободное время. Собирали грибы, просто гуляли. Ужин в 20:00.

20.08.2003

Завтрак в 8:00. Вышли в 10:10, сплав начали кто где, катамаран и Сергей на каяке ниже моста через Гоначхир, а Илья и "скаут" от места стоянки. Все началось с небольших проблем. Илья прошел и зачалился после моста, "скаут" перевернуло сразу же, унесло два весла (одно сломало) и сплавные тапочки Игоря. Игорь побился, но не упустил "скаут". Ребята выбрались на берег малость ошарашенные, весел то нет. А тут на нашу голову инспекция Тебердинского заповедника. Сергей руководитель, он и разбирался. Дело закончилось уплатой штрафа в размере 500 рублей с группы, за "несанкционированное использование водных ресурсов Тебердинского заповедника". В маршрутке указано начало сплава от устья слияния рек Гоначхир и Ананауз, т.е. где начинается р. Теберда, а мы находились выше, да и билетов на посещение Тебердинского заповедника у нас не было. Ребята взяли запасные весла с каяка и с катамарана. В походном порядке продолжали сплав. Погода отличная, а настроение немного испорчено.

Начало Теберды - это разбой с небольшими завалами. Но направление струи прекрасно видно и везде проходимо. Река течет разбоями, на поворотах шиверы 2-й к.с., есть небольшие прижимы. 12:00 техническая чалка. Ура! "Скаут" нашел весло. 12:25 прошли навесной мост, сужение долины, река объединяется в одно русло и около 1 км течет в живописных берегах. Далее опять разбой. 13:45 - 15:45 за пос. Теберда обед. За поселком река объединяется в одно русло, воды больше, скорость течения выше, на поворотах шиверы 2-3 кат. сл., быть внимательнее не повредит. Продолжали движение так же с техническими чалками. 17:30 встали на ночевку на левом берегу.

21.08.2003

Завтрак в 8:00. Вышли в 10:10. Движение в походном режиме. Стало больше шивер на участках между поворотами реки. Особой сложности при прохождении они для нас не представляли. Скоро "Гай- порог". За 250- 300 метров навесной трубопровод через реку. Река широкая, долина открытая, все хорошо просматривалось. Чалка на правом берегу. Просмотр. Над порогом навесной мост, на левом берегу аул Джингирик. Организация страховки и фото, решили разгрузить кат и скаут. 12:25. Первым шел катамаран и встал на страховку. Вид порога: слева в русле много камней, основная струя справа, обливняки с бочками, далее 1-метр. слив с плиты, слева от которого торчит камень (в центре русла), на него бьет большая часть струи. Катамаран прошел удачно, все время прижимаясь к правому берегу. Встал на страховку в левом улове за мостом. Следующий Сергей, его навалило на камень, киль, отстрел слева от камня, упущен каяк. На этот раз экипаж катамарана справились с задачей по спасению хорошо, Сергей на Л.Б., а катамаран отправился догонять каяк. Метров через 200 Лене и Ане удалось затолкать каяк в улово к Л.Б. Затем траверс с каяком на П.Б., хорошо катамаран был без вещей. Илью тоже навалило на камень, но он удержался на ровном киле и прошел справа от него. Экипаж "скаута" не правильно выбрал траекторию движения, в основной слив вошел почти лагом, далее их навалило на камень и капитан вывалился в воду. Игорь ушел кормой вниз, развернулся и зачалился к П.Б., Андрей вылез там же. После прохождения устроили здесь же обед в 14:05. Дальше идти не имело смысла, так как скоро начинался город Карачаевск, и дальше река Теберда, а затем Кубань протекали в населенке. Поэтому решили устроить антистапель здесь же, поднявшись немного вверх по склону и зайдя в лес. Погода отличная, так что смогли просушиться.

22.08.2003

Завтрак в 8:00. Машина Виктора прибыла в 9:00. Загрузились. В 9:30. выехали в Невинномысск. 14:20 были на вокзале. Так как мы без обратных билетов, мы пошли в кассу. Наша ошибка, что мы не подумали об этом еще в Москве! Ответ был неудивительный, билетов на Москву нет, и что самое ужасное, "бронь" отменена и поэтому перед поездом нам ничего не светило. В СВ билеты были, но стоили 3000 руб. У Ильи и Анны нервы не выдержали, и они приобрели эти билеты на поезд № 41 Нальчик-Москва, проходящий в 22:06 ( правда благодаря денежной помощи Игоря). Для остальных выход один, просить проводников, чтобы взяли без билетов. Сдали каяки в багажное отделение, пошли поели в привокзальном кафе. Лена поехала на городской овощной рынок, остальные убивали время, кто как мог. 20:46 прибыл поезд на С-Петербург, на него удалось сесть Сергею и Лене. Следующий поезд на Москву стоял всего 3 минуты, Игорю и Андрею здесь не повезло. Они сели на поезд № 41 благодаря помощи милиционера.

23.08.2003

Ехали все в разных условиях. Елена с Сергеем ехали на Питерском поезде в купе проводника. На первой полке спала Лена, на второй - Сергей, а на третьей багажной расположилась некая альпинистка из Питера. За такое удовольствие с Лены с Сергеем взяли по 1000 рублей. В самом вагоне на третьих полках проезжали неприхотливые "дембеля" из Нальчикского погранотряда. Илья с Анной ехали в СВ поезда № 41. На этом же поезде в одном из плацкартных вагонов ехали Андрей и Игорь. Им сначала предоставили одну полку на двоих, а на следующее утро у каждого было по отдельной полке. За это они заплатили по 800 рублей.

24.08.2003

Утром все были в Москве. Интересное возвращение получилось у Сергея с Леной. Поезд в Москву не заезжал, поэтому они доехали до Поварово, оттуда пешком за 20 минут дошли до платформы Поваровка и через 40 минут были на Петровско-Разумовской.

Поход окончен.

Лоция реки Аксаут (паводок)

6 км выше каньона с пор.Слалом - 1 км выше пор. "Мустанг"
(большая вода)

Увидев, что представляет из себя верхняя часть реки во время паводка мы решили начать сплав отсюда, застапелевавшись на правом берегу и переждав одни сутки падения воды.

За фермой разбои кончаются, река собирается в одно русло. Берега становятся круче, скорость воды увеличивается, появляются отдельные камни. Следующий 700м разбой начинается у фермы, расположенной на правом берегу. До него от предыдущей фермы 30 мин сплава. В протоках низко нависшие деревья, небольшие завалы. После разбоя река собирается в одно русло, появляются отдельно стоящие камни красного цвета. Уклон резко возрастает. Это начало основного падения Аксаута. Примерно через 1.5км через Аксаут разрушенный мост, на левом берегу напротив него ферма. Это ориентиры неявно выраженного каньона с порогом "Слалом".

Каньон с порогом "Слалом"

Для разведки каньона необходимо пристать к правому берегу перед деревянным мостом. Сам мост разрушен. Проход под ним невозможен. Просмотр удобен с левого берега. Далее 400-метровый прямой участок отдельными обливными камнями в русле, а затем правый поворот. За поворотом всю реку перегораживает гряда камней, через которые валит вода. Проход в центре.
Порог "Слалом" начинается на левом повороте сразу же за большим левобережным плоским камнем. На правом берегу поваленная береза и пень. Это ориентиры порога. Порог начинается сливом через валуны в центре. Далее на левом повороте по центру зуб в основной струе, на который валит вся вода. Перед зубом большой обливной камень. Проходили слева от камня с резким уходом влево от зуба. Расстояние между камнем и зубом 15м. После зуба держались левого берега, т.к. основная масса воды идет через гряду камней, перегораживающую 2/3 русла у правого берега. Берега постепенно понижаются и после правого поворота впереди низкий висячий мост. Высота моста под левым берегом 1м. Протяженность каньона около 2-х км. Шли с ходу, без страховки. В 150м за устьем правого притока Большая Марка река делает правый поворот на 90 град с несильным прижимом под левый берег. На выходе из прижима большой обливной камень. Перед прижимом практически все русло забито камнями, через которые идет вода. Заходили по центру с уходом вправо от прижима и от камня в сливе. Примерно через 700м мост в пос. Красный Карачай еще через 200м река делает правый поворот, а затем левый. На повороте порог "КОРНЕТ", представляющий собой несколько сливов через подводные камни и зубья. Порог прошли с ходу. Проходили ближе к правому берегу. По малой и средней воде, порог желательно просмотреть, но по большой воде, какая была у нас, практически на всем протяжении река представляла шиверу 3-4 категории сложности.

В 800-900м от моста в русле плиты, выходящие к центру с левого и правого берегов, оставляют неширокие проходы. Струя в основном идет между плитами. До фермы на левом берегу река представляет собой шиверу с большим уклоном забитую камнями. От моста до фермы 50мин сплава. Сразу за фермой начинается трехкилометровый участок, по средней и выше воде здесь может потребоваться детальная разведка. Этот участок представляет собой крутое падение с массой камней как подводных, так и надводных. В основных струях, как правило, зубья. Необходим постоянный маневр. Ширина реки 15м. Во многих местах чистого прохода нет, приходится прыгать через камни и зубья. Прохождение участка осложнено тем, что мест для чалки очень мало, приходится идти весь участок сходу, трудно запомнить ориентиры. Участок кончается сразу за мостом. Слева и справа молочные фермы.

Этот километровый участок представляет большой интерес, т.к. ориентиры явно не выражены и влетев в него с ходу, когда линия движения неясна, особенно в конце, можно получить массу проблем. Ориентиры: на правом берегу выраженная полка, удобное место для стоянки, дорога уходит вверх, сразу правый поворот с выраженным падением и обилием камней. На левом берегу длинная каменистая осыпь, протянувшаяся от вершины почти до самой воды. Настоятельно рекомендую зачалиться и просмотреть, особенно S -образный выходной участок. После порога удобная стоянка справа. Эти стоянки удобны для завершения 1 дня сплава. Через 1 км мост, справа и слева фермы, до него можно идти с ходу, все читается, прямо под мостом уходить в левую, более глубокую /в нашу воду/ протоку, в ней 2 зуба, идется под правым берегом. Что касается нас, то мы не заметив ориентиров, влетели в этот участок с ходу. Зачалиться было негде. Струя очень сильная. Каякеры после нескольких маневров кильнулись, встать не удалось из-за обилия больших обливных камней. В результате они прошли самосплавом почти весь этот участок. Катамаран и "Скаут" прошли нормально. Прохождение этого участка занимает 25мин. После моста на правом повороте несильный прижим к скале левого берега, которую хорошо видно с воды и берега. На заходе мель. На правом берегу хорошая полка для ночевки, где мы и встали.

На утро вода сильно поднялась, изменила цвет на коричневый, поплыли деревья и т.д. Решено было не продолжать сплав по Аксауту и переброситься на Маруху.

Лоция реки Маруха (малая вода)

От вдп. "Чертова мельница" - 10км. выше пос. Маруха (малая вода)

Наша группа начала сплав в 150 метрах ниже водопада "Чертова мельница", застапелевавшись на правом берегу. Водопад "Чертова мельница" состоит из двух ступеней, первая ступень - слив высотой около 3-х метров с огромной каменной глыбой посередине. Проход на каяке теоретически возможен слева, но очень рискован. Катамаран скорее всего расклинит между камней. Через 15 метров , под мостом через реку в узком скальном каньоне - вторая ступень. Прохождение опять же теоретически возможно на каяке. Никакие другие суда не пройдут по габаритам - очень узко.

От "Чертовой мельницы" река сначала течет через лес около 200 метров. Скорость течения и глубина реки небольшие. Встречаются поваленные деревья. Далее около 8 км до Нижнего водопада - спокойный сплав по мелководным шиверам и перекатам. В русле изредка встречаются поваленные деревья. Ориентиры Нижнего водопада: За 50 метров до водопада - деревянный мост по которому дорога переходит с левого берега на правый. На правом берегу видно вдалеке одноэтажное здание бывшего сыроваренного завода. Скалы резко сужаются. Река сначала поворачивает направо, а затем налево. Сразу за левым поворотом - короткая шивера и водопад. Безаварийное прохождение маловероятно. Высота водопада около 7- 8 метров. Обнос по правому берегу. Ниже водопада река широкая и мелководная. На поворотах - шиверы. Через 200 метров через русло перекинуто дерево-мост. Обнос по правому берегу - 15 метров.

На последующих 2,5- 3 км сплава Маруха сильно петляет, в русле мелководные перекаты, притопленные бревна. На прохождение этого участка затратили 20-25 минут. В конце участка река сначала поворачивает налево на 130-150 градусов и через 50- 70 метров направо. За крутым правым поворотом у правого берега галечная отмель, за ней - очередной правый поворот. Лес на левом берегу отступает, к воде вплотную подходит высокая каменистая осыпь. В начале правого поворота крупная скала в центре русла, левая протока перекрыта бревном. Чалились к галечной отмели правого берега для осмотра пр. №2 - каньона "Марухский".

Данное препятствие имеет протяженность 650- 700 м и общий перепад около 35 метров. Каньон, безусловно, относится к высшей категории сложности. Его техническая сложность и средний уклон превышают эти же показатели всех пройденных препятствий на реках Карачаево-Черкессии. По нашей воде препятствие проходимо на 2-х местных катамаранах очень сильными экипажами. Но для этого необходима серьезная работа по организации мест для промежуточных чалок и точек страховки в ключевых местах. Кроме того, в группе должно быть не менее 8-10 человек для организации полноценной страховки. Обнос "Марухского" каньона по правому берегу. Для удобства описания препятствие разбито на несколько участков, разделенных либо поворотами русла, либо резко меняющимся характером потока. Промежуточные чалки между участками даже по невысокой воде весьма условны.

Препятствие № 2. Каньон "Марухский"

1. Участок № 1 (170- 190 метров)

Начинается за крутым правым поворотом. Между крупной скалой в центре русла и камнями правого берега узкий слив высотой более 1 метра. С берега на скалу перекинуто дерево. После входного слива поток прорывается через несколько гряд полуобливных камней, образуя крутопадающую мощную шиверу со сливами до 0.7 - 0.8 метра. Основная струя на протяжении первых 80 - 90 метров идет ближе к правому берегу. На плавном левом повороте поток упирается в гряду камней справа и переходит под левый берег. Такой же характер потока сохраняется на протяжении еще 90 - 100 метров до крутого правого поворота.

2. Участок № 2 (80 - 90) метров

Начинается на крутом правом повороте серией мощных сливов до 1.5 м. Далее группа камней в центре русла делит поток на две части: справа более мелко и "негабарит", основной поток уходит под левый берег мощным сливом более 1.5 метров. Чуть ниже гряда крупных камней вдоль русла образует две протоки: левая, более мелкая падает отвесно через открытые зубья, заход в правую, более полноводную протоку, осложнен заломом из бревен на одном из камней гряды.

Сразу за слиянием проток сильный навал на камень в центре русла. С обоих сторон от камня мощные сливы более 1 метра с бочками. После участка пены река плавно поворачивает влево.

3. Участок № 3 (70 - 80 метров)

Сразу за левым поворотом несколько крупных камней образует ряд "ворот" с жестким слаломом. Прохождение также осложнено макушкой дерева, лежащего вдоль основной струи. Далее поток разгоняется и падает мощным косым сливом с общим перепадом около 2-х метров через все русло. После короткого участка быстротока следует крутой правый поворот.

4. Участок № 4 (180 - 190 метров)

Ключевой участок всего каньона. Начинается после правого поворота двухступенчатым водопадным сливом высотой 4 - 4.5 м. Первая ступень высотой более 1.5 метров разделяется на две части крупным полуобливным камнем. Правая часть слива - чистая, заход в левую осложнен бревном, прижатым к камню. Вторая ступень водопадного слива высотой 2.5 - 3 метра отделена от первой 10 метровой "подушкой". Сама "подушка" также разделена вдоль грядой камней. Правая часть второго слива, более широкая, внизу разбивается о гряду открытых камней. Левая часть более узкая, образует мощный котел, ниже которого на протяжении около 30 метров три ступенчатых слива. Затем поток справа поджимается грядой крупных камней и образует крутой 1.5 метровый слив под левым берегом, чуть ниже мощная водяная горка, заканчивающаяся сливом 1 метр. Далее, в русле ближе к левому берегу остров с деревьями. Основная струя справа, за островом поворот налево.

5. Участок № 5 (150 метров)

Выходной участок, начинается в правой от каменного острова протоке. В русле мощная крутопадающая шивера с жестким слаломом между камнями. Заканчивается участок и каньон в целом грядой крупных острых камней поперек всего русла.

За грядой камней река разбивается на три протоки и входит в лес. Центральная протока - маловодная, в крайних по-прежнему большое падение и слалом между камнями и деревьями.

Обнеся каньон по правому берегу и переночевав на острове между двумя протоками, мы спустили суда в устье правой протоки и продолжили сплав. Через 10 - 15 минут сплава мост через реку. Еще через 3 - 4 мин. сплава старая ферма на левом берегу, долина реки в этом месте ровная и широкая. Русло сильно петляет, прижимы под нависающие деревья, мелководные шиверы. Через 40 мин. сплава еще одна заброшенная ферма (МТФ) на левом берегу, здесь же хорошая поляна у воды. Отсюда через Ужумский хребет идет дорога на Зеленчукскую обсерваторию и далее к пос. Нижний Архыз.

В районе бывшей молочно-товарной фермы напротив горы Пастухова Маруха имеет ширину 10 - 15 метров , расход воды около 10 - 12 куб. м /сек.

От МТФ река течет одним руслом, на поворотах мелководные перекаты. Примерно через 1 км долина реки поворачивает влево, Маруха входит в Ужумское ущелье, лес подступает вплотную к реке. Последующие 1 - 1.5 км сплава напоминает подмосковную Каширку в половодье: река дробится на протоки, в русле низко нависающие деревья, завалы. На этом участке мы сделали три проводки и один обнос длиной около 150 метров. После очередного слияния проток Маруха собирается в одно русло шириной 15 - 20 метров и на протяжении 1 км быстро течет в "лесной трубе" с крутыми поворотами. Шли сходу. На крутом правом повороте виден резкий уклон и первые крупные камни в русле. Это начало пр. №3 - 1.5 километровой входной шиверы Ужумского ущелья. Ориентировочная привязка к карте - урез воды 1520 метров. Шли с ходу. Препятствие несложное, хотя и требуется интенсивная лавировка. Шивера заканчивается на правом повороте, где река наваливается на группу камней в центре русла. Уходили под правый берег. Далее следует участок быстротока длиной 150 - 200 метров и крупный остров в русле. Мы шли правой - более полноводной протокой. Здесь расположено пр. № 4 - короткий порог длиной около 100 метров со слаломом между крупными камнями. Шли сходу.

Примерно через 1 км. сплава в Маруху с интервалом 50 метров впадает сначала левый, а затем правый приток (это место хорошо видно на карте). Чуть выше по течению - небольшой узкий островок с деревьями у правого берега. Это ориентир пр. № 5 - порога "Ирбис". Чалка для осмотра выше острова к левому берегу. Длина порога около 400 метров. За впадением притоков в русле крупный остров с лесом. В голове острова залом из деревьев. Правая протока хоть и мелкая но чистая. Левая протока полноводнее, но она полностью перекрыта завалом. За слиянием проток начинается лабиринт из крупных полуподводных камней. Основная струя идет вначале вдоль правого берега, а затем переходит под левый. В русле сливы до 1 метра. Порог заканчивается за крутым левым поворотом перед автомобильным мостом через реку. Сразу за мостом удобное место для чалки у правого берега. На левом берегу над порогом удобное место для ночевки. Перед прохождением порога выставили страховку двумя спасконцами в 50 метрах ниже острова. При нашем уровне воды основная опасность - возможность повреждения оболочек катамарана и "скаута". "Скаут" и каяк прошли нормально. Катамаран в правой протоке сел на камни и ему не сразу удалось с них слезть. Зачалились сразу за мостом на правый берег. Обошлось без дыр в "шкурах".

До следующего препятствия около километра сплава. На реке ряд шивет со сливами до 1 метра. Препятствие № 6. Порог. Ориентиры: Река поворачивает налево. Справа невысоко дорога, слева отвесная стена. Сразу за поворотом слабая шивера. Чалка ниже шиверы на правом берегу на галечной отмели. Между отмелью и дорогой - малинник. У нас здесь была ночевка. Ниже отмели виден поворот реки направо. За поворотом порог. Желательно просмотреть. В русле несколько крупных камней и сливов до 1 метра. Жесткий слалом. Шли с взаимостраховкой с воды. Через 500 метров остров. Правая протока более глубокая, но в ней в 20см от поверхности воды лежало дерево. Один каяк решил пройти под деревом кверху килем, а потом встать, но веслом зацепился за дерево и поэтому отстрелился. Остальные дерево обнесли.

Через 1 км. препятствие № 7. S -образный порог. Ориентиры: Около 150 м прямой участок реки. В конце прямого участка галечная отмель справа. Дорога наверху справа в 15 метрах над водой. От дороги вниз идет крупнокаменистая осыпь. В конце участка русло поворачивает налево. На повороте начало порога. Чалка для просмотра на галечную отмель. Порог имеет длину около 50 метров и общее падение около 3-х метров. На всем протяжении порога в русле множество острых камней. Чистый проход маловероятен. Мы решили порог обнести. Через 50 метров ровного быстротока река круто поворачивает направо. За поворотом препятствие № 8.

Препятствие № 8. Перед препятствием в реку впадает правый приток. На крутом повороте видно резкое сужение русла И без того узкое русло сразу за поворотом сжимается грядами камней с обоих берегов. По центру русла стоит большой камень к которому прижато бревно, перекрывающее весь проход правее камня. Слева от камня между берегом и торцом бревна проход шириной 2.5 - 3 метра. Далее вдоль левого берега идет серия сливов высотой до 1 метра. Мы порог обнесли.

До следующего препятствия нами было пройдено несколько шивер 3-4-й к.с. В некоторых были сливы до 1м, однако выделять какие либо из них мы не стали, так как они были для нас скорее общим "фоном" нежели отдельными препятствиями.

Препятствие № 9. Порог. После поворота реки на право, идет прямой участок длиной около 100 метров. Дорога идет невысоко над водой. Справа в реку впадает приток. За притоком гряда камней образует слив около 1 метра. В сливе торчит зуб. Слив мы обнесли. За сливом река разделяется на две параллельно идущих несильных шиверы. Через 50 метров впадает еще один правый приток, два русла сливаются и река делает поворот налево, а затем направо. На поворотах шиверы 3-й к.с.

Далее в течении нескольких км. река представляет из себя практически непрерывную шиверу с большим количеством камней и сливами до 1 м.

До пос. Маруха мы не дошли около 10 км. Было решено закончить сплав здесь и после ночевки перебрасываться на другую реку.

Лоция реки Болюшой Зеленчук (уровень воды - средний)

От Софийской поляны до 5-го Взрывного порога
(Уровень воды - средний)

Сплав начали в 1 км выше Софийской поляны, застапелевавшись на левом берегу реки Псыш. Примерно через 1 км сплава - мост через реку. Перед мостом на правом берегу на Софийской поляне братская могила и мемориальный комплекс защитникам Кавказа, погибшим в боях в 1942-1943гг. Берега высокие и мемориальный комплекс с воды не виден. Река хоть и мелкая, но завалов нет. До Архыза в основном река петляет в лесу. На поворотах простые перекаты и шиверы. Перед пос. Архыз справа впадает река Кызгыч. Здесь река уже носит название Большой Зеленчук. До "1-го взрывного" порога идет ряд мелких шивер и перекатов не представляющих сложности ни для каяка, ни для катамарана. Заход в порог начинается на ПП. Чалка на ЛБ до каменистой осыпи. Ориентирами порога служат: справа, до начала порога (до ПП), впадает довольно большой приток (ширина около 1 м); слева, чуть впереди, от дороги к реке, идет каменистая осыпь. Описание порога: По середине русла лежит огромная плита. Слева от нее образуется слив, за ним вал с обратным гребнем. Бочки нет. Струя очень мощная. Обратного подсоса нет. Справа очень узкий проход около берега. "1-й взрывной" легко спутать с предыдущим препятствием, которое в отчетах никак не описывается. Его ориентиры такие же - за неимением только впадающего живописного притока справа. А так - камни в русле; слева, чуть впереди, от дороги к реке, идет каменистая осыпь. Прошли без просмотра. От этого безымянного препятствия до настоящего порога "1-й взрывной" минуты 2 -3 сплава. На "1-м взрывном" зачалились для просмотра на ЛБ до каменистой осыпи. Морковки не ставили. Первым прошел катамаран и встал на страховку. За ним все остальные. Все шли слева через слив и вал. Все спокойно пробивается. "2-й взрывной" (3 - 4 минуты сплава от "1-й взрывной"). Ориентирами порога служат: Слева, (уже за началом порога), от дороги к реке идет каменистая осыпь Описание порога : Порог на ПП. Представляет из себя "Горку" с некоторым падением. В центре русла и вдоль правого берега большие камни. За ними вода образует валы и небольшие бочки. Зачалились для просмотра на ЛБ не доходя каменистой осыпи слева. Первым прошел катамаран и встал на страховку. За ним все остальные. Морковки не выставляли. Далее 7-10 минут сплава до пор. "Пушка". Ориентирами порога "Пушка" служат : Входная шивера, немного напоминающая пор. "2-й взрывной", только короче. Слева, в конце шиверы, есть улово. Сразу за шиверой 20- 25 метров относительно спокойного течения. Слева, берег уходит круто вверх (метров на 10-15) и дорога отходит от реки. Слева и справа берега заросли лесом. На входе в порог по центру русла торчит "зуб". В конце порога, после ЛП - бетонная лестница на ЛБ спускается к воде. Ее точно ни с чем не спутаешь. Описание порога "Пушка". Порог длинный - около 200- 300 метров. Условно его разбивают на три ступени. 1-я входная с зубом посередине, 2-я - это вся центральная часть и 3-я - справа каменистая мель посередине реки, ЛП и конец порога. Посмотреть порог стоит, но к сожалению он все равно не запоминается из-за своей протяженности. Страховку можно поставить после второй ступени, а так же в конце порога (после ЛП). На ЛБ, в конце порога, удобная полочка для ночевки. Просмотр и обсуждения заняли примерно 1,5 часа. 1-я ступень пор. "Пушка" - по середине реки торчит "Зуб", по нашей воде и слева и справа чистый проход. Сделали промежуточную чалку перед второй ступенью. 2-я ступень. Серия валов, бочек и сливов. Первым прошел катамаран и встал на страховку после 3-ей ступени. За ним прошли "скаут" и каяк сделав промежуточную после второй ступени. По чистому времени проход порога "Пушка" занял около 25 минут (с учетом простоя в уловах перед 2-й и перед 3-ей ступенями). После порога "Пушка" идет шивера, достаточно мощная. От "Пушки" до "3-го взрывного" 5-6 минут сплава. Прошли его сходу. Ориентирами порога служат: Слева, (уже за началом порога), от дороги к реке идет каменистая осыпь. Слева, до порога, каменистая мель, на которую можно зачалиться для просмотра. Описание порога "3-й взрывной". Порог начинается чуть раньше ПП. На заходе небольшой "Зуб" по середине реки, вокруг и за ним в хаотичной порядке лежат камни. За камнями валы и бочки. На самом повороте небольшой прижим под ЛБ. Проходы требуют небольших маневров. После порога прямой участок реки длинной метров 300. На этом участке разрушенный мост - деревянные стены справа и слева. За ними метров через 50 справа хорошая стоянка. Может встать много групп. После разрушенного моста на первом ПП (это же и первый правый поворот после порога "3-й взрывной") расположен порог "4-й взрывной". "4-й взрывной". Первым прошел катамаран и встал на страховку. За ним все остальные. Ориентирами порога служат: Порог находится после разрушенного моста на первом ПП (это же и ПП поворот после порога "3-й взрывной"). Слева, до ПП, большая каменистая мель, на которую нужно зачалиться для просмотра. Описание порога: порог расположен на резком ПП. На заходе большой камень по середине реки, слева от него и до берега стоит бочка (через которую все и проходили), справа, чуть за ним, длинная плита перегораживает проход. На правую плиту сильно несет. В нашу воду стоял сильный отбойник. Дальше справа вода бьет в еще один камень. За камнями основная струя идет ближе к П.Б. В струе валы и обливные камни. После выставления фото, первым прошел катамаран и встал на страховку после порога. За камнями уходили вправо на основную струю. После прохождения чалка на Л.Б. За "4-м взрывным" небольшие шиверы и перекаты. Через несколько минут сплава - остров, расположенный по середине реки. От него через 5 минут сплава порог "5-й взрывной". Ориентирами порога служат: Порог находится в 5 минутах сплава после острова по середине реки. Слева, чуть впереди, от дороги к реке, идет узкая каменистая осыпь. Описание порога: Порог расположен на ПП. Похож на "3-й взрывной", только нет зуба по середине русла. А так, те же камни в хаотичном порядке с валами и бочками. Прошли с ходу. Каньон "Косой" от "5-го взрывного" через 5-7 минут сплава. Здесь мы закончили сплав по реке Б.Зеленчук, т.к. по времени пора было вставать на ночевку, а на утро следующего дня за нами должна была придти машина для переброски на реку Теберда.

Лоция реки Теберда (уровень воды - выше среднего)

(Уровень воды - выше среднего)

Сплав начали с реки Гоначхир примерно в 1 км выше слияния ее с рекой Аманауз. 5 лет назад на стрелке рр. Гоначхир и Аманауз была прекрасная поляна для стапеля, но сейчас подъезды к ней с шоссе загорожены бетонными блоками, да и сама поляна и подходы к воде только условно могут быть пригодны для стапеля, т.к. совершенно размыты прошлогодними половодьями. После продолжительных поисков, наиболее удобной для стапеля была выбрана поляна в лесу на левом берегу реки Гоначхир, примерно в 200-х метрах выше автомобильного моста. Гоначхир в этом месте и практически до автомобильного моста представляет собой непрерывную шиверу 3-4-й категории сложности с крутым падением. В русле большое количество крупных камней. Проходы между ними есть, но в сливах как правило бочки и(или) торчат камни. Для безаварийного прохождения требуется высокое мастерство. Катамаран и один из каяков обнесли этот участок и встали на страховку ниже автомобильного моста, где река немного успокаивается. Второй каяк и байдарка "скаут" начали сплав непосредственно от места стапеля. Каяк в сливах "подкусило" несколько раз, но он прошел до моста нормально. "Скакут" через 15 метров от места старта навалило на камень и перевернуло. Капитан "Скаута" почти сразу вылез на берег, матроса вместе с байдаркой протащило по камням и немного побило локти. Весла в результате были упущены. В довершение ко всему своими криками они видимо разбудили егеря, дремавшего в своей будке у шлакбаума на въезде в верховья Гоначхира. Так как билетов на въезд в Тебердинский заповедник у нас не было, егерь оштрафовал всю нашу компания на 500 рублей за "несанкционированное использование водных ресурсов". После недолгих препирательств мы все таки выложили штраф и продолжили сплав выдав экипажу "скаута" запасные весла с катамарана и с каяка. Ниже автомобильного моста р.Гоначхир успокаивается и через 200- 300 метров сливается с р.Аманаузом. Здесь начинается река Теберда. Долина реки широкая и она течет образуя многочисленные разбои. В протоках шиверы 2-й категории сложности. Воды много и следуя по наиболее многоводным протокам можно избежать проводок и обносов. С перекурами, сплав до пос. Теберда занимает около 2,5 часов. Перед поселком Теберда река собирается в одно русло. Скорость и мощь реки заметно возрастает. На поворотах шиверы 2-3 категории сложности. Все идется с ходу. Мест для стоянки мало. Встали на ночевку на левом берегу ниже поселка Верхняя Теберда. Характер реки не меняется до пос. Нижняя Теберда. Ниже поселка река снова разбивается на протоки. В протоках мелко, но завалов нет. Разбой продолжается около двух километров и в районе населенного пункта Новая Теберда, река снова собирается в одно русло. Далее до "Гай порога" река довольно спокойно течет в узкой долине, образуя на поворотах шиверы не представляющие сложности. Ориентиры "Гай порога": за 250- 300 метров до порога над рекой проходит трубопровод. За трубопроводом река поворачивает налево. На правом берегу галечная отмель на которую необходимо зачалиться для просмотра порога и организации страховки. Еще на подходе виден навесной мост. На левом берегу расположен карачаевский аул Джингирик. Порог имеет общее падение около 4-х метров и длину около 80-ти метров. Начинается он от галечной отмели и заканчивается за навесным мостом. В центре русла остров образованный грудой камней. Слева и справа от острова довольно полноводные протоки. Левая протока более короткая и прямая, но в ней несколько гряд камней образуют ступенчатые сливы с бочками на всю ширину протоки. В правой камней почти нет, но она заканчивается пирамидальным валом, за которым в нескольких метрах длинная бочка идущая от правого берега. Слева от бочки, почти в центре русла стоят два здоровых камня. Ниже камней 15 метров ровного но сильного течения до моста. За мостом улова по обоим берегам. Дальше за мостом начинается несильная шивера. Выставили морковку и фото. Все проходили правой протокой. Первым прошел катамаран и встал на страховку в левое улово за навесным мостом. Вторым пошел Сергей на каяке. Пройдя практически всю правую протоку, он "кильнулся" за пирамидальным валом. Встать не удалось, так как практически сразу его каяк прижало к одному из двух здоровых камней. В общем катамаран сначала выловил каякера с веслом а через 50 метров вытащил на берег его каяк. Илья Култаев на втором каяке прошел чисто, и зачалился в улове ниже моста. "Скаут" изначально шел по правой протоке слишком близко к берегу, зацепил за береговые камни, его развернуло и в конце протоки навалило на один из двух здоровых камней. Капитан вывалился из "скаута" и поплыл самосплавом к берегу. Матрос сумел удержать байдарку на ровном киле и зачалился в улове за навесным мостом. Здесь мы закончили сплав по Теберде. Место для ночевки здесь не очень хорошее из-за близости населенного пункта. Однако ниже начинался город Карачаевск и мы поднявшись немного по склону заночевали в лесу, а на следующее утро уехали в Невинномысск.

Выводы и рекомендации

Общие впечатления

Реки северного Кавказа летом произвели достаточно приятное впечатление. Стояла теплая сухая погода (дожди в основном попадали на переезды, и не очень беспокоили). Под летним солнцем вода в реках быстро прогревалась и уже не обжигала руки как весной. Не смотря на теплую погоду, кровососы практически не летают, что позволяет с большим комфортом наслаждаться прелестями окружающей природы. А красот здесь достаточно. Водную программу разумно было бы разбавить посещением Домбая (при наличии времени) и Софийской поляны. Хотя в этих местах достаточно многолюдно, тем не менее, красоты того стоят. Путешествия по другим регионам турист водник редко в течении одного дня имеет возможность пройти несколько порогов и шивер на полноводной реке, полакомится земляникой, малиной, смородиной, а так же побаловать себя шашлыком и плодами цивилизации(пиво, …).

Препятствия

Спортивная сложность рек соответствует заявленной, кроме случаев выхода реку из берегов. Нами были выбраны не очень сложные реки, так как технический уровень участников и имеющиеся в наличии суда не позволяли преодолевать препятствия выше четвертой категории сложности. Все участники получили удовольствие от прохождения маршрута, а так же опыт преодоления разнообразных препятствий на реках как малого, так и среднего расхода.

Пройденные реки можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Аксаут - малорасходная крутопадающая речка. Выделить на ней отдельные препятствия достаточно тяжело. В принципе она практически все время представляет собой шиверу, у которой несколько меняется степень забитости камнями и размер этих камней. Пороги в прямом смысле выделить достаточно сложно. Основная сложность этой реки (особенно по высокой воде) это постепенное засасывание в препятствие, при отсутствии ярко выраженных ключевых мест. Река постепенно ускоряется, и к моменту, когда прежде чем сунуться за следующий поворот, хочется за него заглянуть по берегу, можно не найти место для чалки всей группой. Обнос на реке один - разрушенный мост. Остальное в зависимости от уровня воды и квалификации группы можно идти.
  2. Маруха - еще более малорасходная речка. На протяжении двух десятков сплавных километров исхитряется поменять свой характер до неузнаваемости. Есть участки, где Маруха течет почти через лес, есть каньоны (вплоть до высшей категории сложности), водопады, разбои, есть даже практически подмосковные плесы, хотя основную часть сплава составляют шиверы. Не смотря на то, что эти шиверы не имеют большой технической сложности, они представляют собой достаточно серьезное и опасное препятствие. Дело в том, что скорость потока весьма высока, а зачалиться можно далеко не везде. Кроме того, русло реки достаточно узкое - местами не превышает 10 метров , уловов мало, а берега в стремнинах высокие и местами покрытые смыкающимися кронами деревьев. Высока вероятность завалов. Потребуется несколько обносов. Поэтому, если у вас в роду не было пингвинов, и вы не умеете выбрасываться из воды на отвесные скалы, у вас вполне возможно будет шанс нырнуть под бревно (хорошо если оно лиственное - не сучковатое). Нижний водопад хорошо читается с воды. Долина резко сужается, и река, как пробкой, заткнута огромным камнем. Даже если в этом месте не было бы водопада, любой уважающий себя турист водник пошел бы на просмотр. Начинать сплав от Верхних водопадов (обозначенных на карте) нет никакого смысла. Желающих пройти эти водопады скорее всего не найдется, а на протяжении нескольких километров ниже тянуться разбои, быстротоки и шиверы не представляющие спортивного интереса.
  3. Б. Зеленчук - пожалуй самая посещаемая туристами водниками река. Ее ширина уже не предполагает завалов, сливы и бочки становятся более мощными, хотя по средней воде достаточно мягкими.
  4. Теберда - одна из самых красивых рек в этом регионе. Общий "фон" реки сложнее, чем у Б. Зеленчука, хотя именных препятствий значительно меньше.

Уровень воды в реках меняется достаточно непредсказуемо. Суточных ритмов колебания уровня воды в реках практически не наблюдается. Но при этом в течении дня (или что более интересно ночи) вода вполне может подняться на метр и более. Все зависит от того, насколько теплая туча села на ледник. При этом нет никакого единообразия. Реки текущие в соседних долинах, расстояние между которыми менее 20 километров , одновременно могу быть в различном состоянии. Одна может быть с уровнем воды ниже среднего (чистейшая, прозрачная вода, не заполняющая свое русло), а ее соседка, стекающая с того же хребта, выходит из берегов, и тащит кусты и деревья.

Страховка

На разных участках рек следует применять различную тактику движения и порядок следования судов. Так как ширина рек не большая, на ключевых местах вполне возможно использование "морковок". Но на шиверах, преодолеваемых в режиме походной колонны, основными средствами страховки является самостраховка (умение самостоятельно выбраться на берег с судном и веслом вам не повредит). А для товарищей, извлечение вас из воды будет хорошей школой коллективных действий.

Транспорт

Не смотря на то, что по берегам каждой реки идет дорога (большинство из которых асфальтированы) найти автомобиль для переброски не всегда просто. У значительной части автовладельцев нет прав, и они не хотят встречаться с автоинспекцией, а остальным похоже не нужны деньги (возможно здоровье дороже). Для того чтобы избежать проблем с выездом обратно, желательно заранее (еще до похода) приобрести обратные билеты на поезд, иначе придется или несколько дней ждать на вокзале или проситься у проводников проезжающих поездов чтобы пустили в вагон без билета.

Анализ аварийной ситуации

Во время похода произошло несколько аварийных ситуаций (переворотов судов), которые теоретически могли бы повлечь за собой более тяжелые последствия. Наиболее серьезная аварийная ситуация произошла на реке Аксаут, когда два каякера довольно продолжительное время сплавлялись рядом со своими лодками, и в результате вылезли на берег сами, без чьей либо помощи. Причинами происшедшего были:

  1. Высокий уровень воды в реке, в результате чего ее характер существенно изменился по сравнению с весенним. Как уже было сказано выше, основная сложность этой реки (особенно по высокой воде) это постепенное засасывание в препятствие, при отсутствии ярко выраженных ключевых мест. Река постепенно ускоряется, и к моменту, когда прежде чем сунуться за следующий поворот хочется за него заглянуть по берегу, можно не найти место для чалки всей группой. Так вот, когда каяки зачалились чтобы просмотреть препятствие, катамаран не смог этого сделать и пошел дальше. В тоже время отсутствие точных привязок в лоции не позволило вовремя сориентироваться, в результате чего мы влетели туда, куда не должны были влетать с ходу.
  2. Недостаточная квалификация экипажа катамарана, как основного спасательного судна.

Образец раскладки продуктов

Количество человек - 6

Сергей и Лена
Продукты На 1 человека На 6 человек
Ужин
Сухое пюре 60 360
Тушенка 45 270
Сухарь 20 120
Лук, чеснок 15 90
Чай 5 30
Сахар 16,5 99
Печенье 30 180
Обед
Суп (рисовый) 40 240
Корейка 30 180
Сухарь 20 120
Лук,чеснок 15 90
Чай 3 18
Сахар 16,5 99
Сухари с изюмом 40 240
Завтрак
Рис 80 480
Сухое молоко 20 120
Сыр 30 180
Масло топл. 20 120
Изюм 15 90
Сухарь 20 120
Щербет 40 240
Чай 3 18
Сахар 27,5 165

Походная аптека

Ниже приведен список походной аптеки группы.

Помимо походной аптеки, каждый участник имел личную аптечку, включающую в себя минимально необходимый набор перевязочных средств и медикаментов.

  1. Бинты стерильные - 5 шт.
  2. Бинты не стерильные - 10 шт.
  3. Вата медицинская - 200 гр.
  4. Эластичный бинт - 2 шт.
  5. Лейкопластырь - 3 шт.
  6. Пластырь бактерицидный - 10 шт.
  7. Английская булавка - 3 шт.
  8. Ножницы - 1 шт.
  9. Настойка йода - 50 мл.
  10. Раствор бриллиантовой зелени - 30 мл.
  11. Марганцовка в порошке - 10 гр.
  12. Пантоцид - 20 табл.
  13. Пантенол - 2 шт.
  14. Ингалипт - 1 шт.
  15. Валидол - 20 табл.
  16. Нитроглицерин - 20 табл.
  17. Валокордин -20 мл.
  18. Кофеин - 20 табл.
  19. Фталазол - 40 табл.
  20. Левомицетин - 20 табл.
  21. Бесалол - 20 табл.
  22. Пурген - 20 табл.
  23. Уголь активированный - 20 табл.
  24. Сульфадиметоксин - 30 табл.
  25. Эритромицын - 30 табл.
  26. Либексин - 20 табл.
  27. Невиграмон - 10 капсул.
  28. Аспирин - 30 табл.
  29. Анальгин - 30 табл.
  30. Димедрол - 20 табл.
  31. Но-шпа - 20 табл.
  32. Нашатырный спирт - 10 ампул.
  33. Кислота борная - 10 г.
  34. Детский крем - 2 тюб.
  35. Термометр медицинский - 1 шт.
  36. Поливитамины в драже - 120 шт.

Аптека была упакована в жесткий кофр и имела с обственную гермоупаковку.

Ремонтный набор

(Ниже приведен список общего ремнабора группы).

  1. Ткань типа "КАМАЗ" -- 1,5 м.
  2. Ткань "авизент" -- 1 м.
  3. Ткань прорезиненная ("чернуха") -- 1,5 м.
  4. Клей ТГФ -- 0,25л.
  5. Клей резиновый -- 0,33л.
  6. Бензин -- 0,33 л.
  7. Кисточка для клея -- 2 шт.
  8. Ткань Х/Б (протирочная) -- 0,25 м.
  9. Проволока стальная -- 0,7мм х 2м.
  10. Проволока медная -- 3мм х 1,5м.
  11. Пассатижи -- 1 шт.
  12. Кусачки -- 1 шт.
  13. Полотно ножовочное -- 2 шт.
  14. Держатель полотна нож. -- 1 шт.
  15. Сверло 3мм -- 1шт.
  16. Сверло 5мм -- 1шт.
  17. Сверло 8мм -- 1шт.
  18. Держатель сверла (коловорот) -- 1 шт.
  19. Напильник трехгранный -- 1 шт.
  20. Набор надфилей -- 1 уп.
  21. Нитки капроновые толстые -- 1 моток.
  22. Нитки капроновые тонкие -- 1 моток.
  23. Иголки разные -- 6 шт.
  24. Изолента -- 1 моток.
  25. Скотч -- 1 моток.

Смета расходов

(в рублях)

  На одного человека На 6 человек
Ж/д билет Москва-Невинномысск 692 4152
Машина ( все переезды ) 2500 15000
Продукты 1173 7038
Аптека + фото 96 576
Штраф в Тебердинском заповеднике 84 504
Ж/д билеты Невинномысск-Москва: 1600 9600
Итого 6145 36870

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Паводок на реке Аксаут














Переброска на реку Маруха


Верховья реки Маруха


Первая ступень водопада "Чертова мельница"


Вторая ступень водопада "Чертова мельница"


Без коментариев


Нижний водопад


1 ступень Марухского каньона


2 ступень Марухского каньона


3 ступень Марухского каньона


4 ступень Марухского каньона


S-образный участок реки (обнос)


Разбои с 1,5 метровыми сливами


Скаутоводы


Порог "Ирбис"


Чалка катамарана


Начало маршрута р. Теберда


Порог "Той"


Порог "Той"


"Скаут" проходит пороги


Команда


Ремонт




Порог 4-тый взрывной


Порог 4-тый взрывной


Порог 4-тый взрывной



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100