Отчет о путешествии в Западные Кейвы,
совершенном в период с 11 по 30 июля 2003 года

Автор - Павел Горбачев (Апатиты)
Кейвы - гряда каменистых холмов в центральной и восточной частях Кольского, водораздел Поноя и Йоканьги. Места отличаются дикостью, безлюдностью, в основном это ягельная тундра и лесотундра. Первые путешественники, побывавшие в тех местах - финские ученые, участники географичекой экспедиции 1887 года Рамзай и Чильман, впоследствии маршруты нескольких исследователей также захватывали Кейвы. Все они пользовались услугами проводников - саамов и оленьими упряжками. В 20-30 годах XX века были открыты огромные кианитовые месторождения Кейв (Шуурурта и др.), в 50-60-х проводились оценочные изыскания, в ходе которых также были открыты месторождения амазонита, граната, мусковита и некоторых других минералов. Скорее всего, именно вслед за геологами в Кейвах впервые появились туристы, к счастью, никогда не бывшие здесь многочисленными из-за длительных подходов по болотистым местам. В туристской литературе описан (причем весьма кратко) лишь лыжный маршрут Ловозеро-Каневка, однако карта-двухкилометровка свидетельствует о существовании в тех краях и вездеходных летних трасс.
Проверить это я и отправился в июле 2003 года. Дорога в Кейвы начинается из поселка Октябрьский, местными иначе как 45-й не называемом. Оттуда проехал около 16 км на мотриссе до крутого поворота, железная дорога ушла на север в Ревду, а на восток пошла довольно наезженая грунтовка (в июне на ней видел следы грузовиков, сейчас были только гусеничные). Прошел около 4 км - дождь перешел из моросящего состояния в ливень, пришлось ставить тент и пережидать. Очень много комаров, даже накомарник нахлобучил.
Дождь кончился, вскоре сзади послышался шум мотора - "Камаз"-вахтовка с геологами на Федорову гору едет! Провезли, правда, немного, зато обещали на следующий день вездеход дальше на восток. Потихоньку дошел до 82-го км, там встретил УАЗку-козлик - с Чурозера приехали. Да, дорога подсохла видать, раз на УАЗках ездят. В природе тем временем наступила идиллия - небо полностью очистилось, отличный вид на г. Каменник, солнышко светит, комаров тучи...
ГТС Приехал знакомый - связист местный, пока чай пили - ГТС подъехал - те же геологи, сегодня ехать решили. Вездеход идет аж до г. Плоской - где амазонитовое месторождение, оттуда до Краснощелья всего километров 50. Ну и покатили в последних лучах заходящего северного солнца - ощущения великолепные! Сидишь "на броне", комаров сдувает, а этот танк прет километров 20-25 в час. Благополучно миновали Марьйокское болото - Марьокское болотосушь,грунтовые воды ниже ушли, где-то в районе Вост.Марьйока заночевали в палатках, а водитель спал в кабине несмотря на жуткое количество комаров и наличие свободного пространства в палатках! С утра двинули дальше, пересекли Койнийок, затем Пессарьйок - довольно глубокие речки, на байде идти можно. ПессарьйокДнем на солнце очень сильно достают оводы, на остановках ощущения как в пчелином рое, но кусать людей они не очень-то приспособлены, в энцефалитке нормально, а вот в футболке походить уже не получится... Плавно въехали в Кейвы - стали видны невысокие пологие скальные сопки, поросшие сосняком, уменьшились в размерах и глубине болота, в лесу то и дело встречаются большие валуны.
На речке Плешивой встретили связистов-ремонтников - живут в куваксе - это такой летний чум брезентовый. КейвыДоехали до Кульйока, здесь почему-то называемом "Демкин" - не сама река, а дом и постройки. Дом добротный, человек 15 может ночевать, есть баня, сараи, вертолетная площадка. Место оказалось занятым - за день до нас шел МТЛ - тоже на Плоскую, по пути сломались, теперь чинятся. Ну да ничего, в такое комариное время в палатке лучше, в избе все равно без полога нормально не поспишь. Как выяснилось, наша ГТС-ка тоже на последнем дыхании едет, дальше скорее всего не пойдет - обратно бы выбраться. В реке много хариуса - на оводов прекрасно идет.
Сейд На следующий день попрощался и пошел по вездеходке пешком на восток. В районе реки Узкой приятные места - низкие и редкие березки и сосенки, ветерок гнус сдувает. Не зря там стоянка была раньше геологическая - каркасы остались до сих пор. Хариусы плавают даже в ручьях глубиной по щиколотку.
После пересечения Сахарной дорога уходит на юг, обозначенной на карте тропы в сторону Семиостровья что-то не заметил. Местность немного меняется - болот много, еловый лес появился. Идти не слишком приятно, да и глаз ничего не радует. На Плоской от вахтового поселка осталось 2-3 пригодных для ночевки балка и хорошая большая изба - ее видать поддерживают в жилом состоянии. Амазонитовый карьерСделал полудневку, тем более что есть что посмотреть - амазонитовый карьер впечатляет, всюду груды зеленого щебня - крупнейшее в мире месторождение однако. Вечером МТЛ тот с Кульйока приехал, стали разгружаться, пришлось сбежать в балок по соседству, а то бы поспать не дали спокойно.
На следующий день в облаках мошки пересек болото и забрался на гряду, сложенную блестящим камнем, но на слюду непохоже. Оттуда видна Ловозерская тундра! А ведь километров 80 по прямой, такой воздух прозрачный. На протяжении следующих 10 км каменные гряды чередовались с болотцами. ОстанцыГряды сложены в основном песчаником, выветривание создало очень интересные скальные формы, в одном месте ручей проточил желоб в монолитной породе. В верховьях Кабан-реки особенно впечатляющие виды - массив 336 м, абсолютная глушь, нога человека здесь скорее всего не ступала еще никогда, довольно крутые и высокие для Кейвов скалы, в небе хищник какой-то парит. Массив 336 м
Вышел на Кабан-реку - мелкая, легко по камням перейти. Здесь уже иногда встречаются следы вездехода, но уже капитально заросшие и вообще похоже, что зимой шли. Местные в Краснощелье потом сказали, что пастухи в тех степях иногда бывают зимой.
Вдоль Кабан-реки дошел до Ельйока, в основном по низкорослому сосновому лесу, в низовьях сменяющимся березовым, есть участки сухих болот. Ельйок перешел вброд - приятная речка, дно песчаное или галечное, берег в среднем течении в основном сухой, сосново- березовый, но идти нелегко - троп нет, а на участках, заросших ерником, и вовсе замучаешься. Ельйок
В устье ручья Парусный обнаружился каркас куваксы и наезженная вездеходка - ура! Но все равно, где по болоту - идти не слишком легко, зато по ягельным борам - одно удовольствие. Очень хочется плавсредство - по Ельйоку сплавляться можно отлично, порогов нет, либо гладкая вода, либо перекатики галечные. Но водники здесь наверняка не ходили - в верховья попасть разве вертолетом или вездеходом можно.
Дорога подло перешла на правый берег, я переходить не стал - река уже глубокая, где попало не перейти. Опять продирался по целине, вскоре нашел вездеходку - примерно соответствует обозначенному на карте зимнику. Видел еще остовы кувакс - зимние пастбища тут. По пути локальные лесозаготовки встретил - значит вездеходка уже до Краснощелья идти будет. На дороге лосиные и некрупные медвежьи следы.
Вышел на большое болото, шел в бахилах, пересек линию связи, хотел вдоль нее идти, но болото начало неприятно проминаться под ногами, пришлось вернутся и идти по вездеходным колеям. Вышел на гать, положенную на жуткую трясину, но она метрах в 30 до лесного острова кончилась, а впереди лежала абсолютно непроходимая мульда - вездеходы содрали растительность с болота, осталась грязь сметанной консистенции неопределенной, но явно немалой глубины. Вернулся на середину гати, пошел по целине. Тоже очень неприятный участок - идешь, а болото колышется под ногами. На острове - отдых, потом еще километра 3 по болоту до твердой земли. Здесь уже попроще - топей таких нет, но все равно прямо не пойдешь. Впоследствии выяснилось, что есть и сухой путь через г. Немецкую - эта дорога даже на пятикилометровке обозначена, так что зря в понойские болота я влез.
Дальше шел вдоль линии связи по тропе через сосновые боры, постепенно тропа перешла в лесную дорогу - и где-то через час - ура! Краснощелье! Поставил палатку ниже поселка на берегу могучего Поноя и заснул - с утра прошел километров 35, да еще по болотам.
На следующее утро пошел в поселок - в магазин, на почту, в аэропорт. В магазине все необходимые продукты есть, также горячий хлеб из местной пекарни, проблема только со свежими фруктами-овощами - когда завоз, там очереди как во времена перестройки. На почте позвонить по межгороду нельзя - связь только по Ловозерскому району, отправили к связистам, с ними договорился, позвонил домой. В аэропорту выяснил, что рейсы АН-2 по-прежнему по вторникам, каждую вторую неделю также в Каневку и Сосновку, но цены выросли (для местных - 350, для приглашенных - 520, для прочих - 1600!) Обалдеть, администрация заломила. На берегу поговорил с местными мужиками на тему попутной лодки до Чальмны-Варрэ (по-местному Ивановка), сказали, что часто ездят туда, но когда ближайшая пойдет, не знают. В результате поздно вечером приехал мужик на моторке, предложил свезти туда за 2000, за что и был вежливо послан. Также проплыли туристы на катамаране, идут через Кинемур на Варзугу-Стрельну, а забрасывались из Апатитов на "Урале" до Лоленьйока (не понимаю, правда, зачем из-за трех человек "Урал" гнать, там и на УАЗке можно).
На следующий день выяснилось, что мой чурозерский знакомый Володя Самодуров еще не уехал туда, а находится в поселке! Зашел к нему, а у него как раз брат Семен через пару дней собирается ехать на базу рыболовную куда-то ниже Лебяжьей. Пошли к нему, познакомились, он меня вписал пока на чердак. Так и жили, выпивали понемногу, лосятиной и семгой закусывали. Наконец собрались, погрузились вчетвером в лодку и поехали вниз.
КуваксыПоной мельчает - из-за моторок берег песчаный обрушивается, в русле мели намывает, так что на моторе чтоб ехать, надо фарватер знать. Сосновый лес по берегу вскоре сменился березовым, дальше - болото. По пути несколько кувакс - покосы. Доехали до Ивановки - как раз солнце садилось, очень красиво, но комаров! Наскальные рисунки только на одном камне отчетливо видны, еще на одном едва-едва что-то заметно, а больше и нет ничего. Чальмны-Варре, она же ИвановкаВезде, где только можно, развешена вялиться рыба -окунь в основном. Взяли с собой собаку, поехали дальше. Берега неинтересные - бесконечный березняк, ивняк.
В Вулиявровых протоках на веслах шли - очень мелко, а само Нижнекаменское озеро глубиной от 30 см до 1.5 м, камни торчат по всему зеркалу, протяженные Петроглифызаросли водной травы во многих местах, зато рыбы немерено - такой нагульный водоем. Щуки и окуни клюют на любую блесну, с первого же заброса.
Осторожно на малых оборотах подошли к избушке рыбацкой на северном берегу озера. Сначала думали все там ночевать, но потом решили все-же двигать до упора, попрощались, обменялись адресами и явками, и они отплыли, а я остался.
Поставил палатку на нарах - без нее комары поспать не дадут и завалился на оленью шкуру спать. Нижнекаменское озероУтром проснулся, пошел в сторону Лодочной горы - сначала по болотам, потом по ягельным борам. Какая глушь, ни одной сломленной человеком ветки, ни тропки. Как-то незаметно вышел на Праудедки - Старика отчетливо видел, Старуху не нашел. Очень много скал выветреных, при фантазии что угодно рассмотреть можно. Видел что-то вроде святилища даже - прокопан круговой ров диаметром метров 7, в центре столб с обработанной верхушкой, на работу геодезистов непохоже. Так и шел по соснякам, в понижениях болота переходил, рюкзак очень тяжелый, дошел до подножия Сейвина, там на гряде поставился. ПраудедкиК вечеру навалилась жуткая усталость, есть не хочется - похоже, у меня температура, голова горячая. Утром тоже неважно себя чувствовал, так что решил на Кейвы дальше не идти, а возвращаться к Поною, там все-же люди бывают. Оставил часть тушенки и спирт на стоянке - все полегче будет.
Дошел до Лосинги, перешел вброд, дно галечное, преимущественно кварц. Шел вниз по течению, вскоре вышел на избушку пастушью - посещается только зимой, так как никаких тропинок вокруг. Избушка добротная, с кирпичной печкой, оленьи шкуры на нарах, лежит несколько журналов "Северные просторы", над окном вымпел советский. Решил здесь остановиться, надо поберечь себя пока. Вечером опять температура поднялась, пил чай из брусничных листьев. Потом опять комаров налезло, пришлось балаган из палатки сооружать. Ночью кризис был, проснулся пропотевший, самочувствие лучше. С утра шел дальше, берега однообразные - чередование галечных отмелей с березовыми зарослями, местами елки.
В одном месте прямо к воде подходит скала. На прибрежном песке иногда видны старые следы резиновых сапог - не такие уже здесь глухие места, как в районе Сейвина. По пути встретился ягельный бор, пошел там, в результате от реки ушел влево, когда возвращался, попал на грандиозную плантацию морошки - на кочках оранжевого цвета было больше, чем зеленого. Но комары весь кайф портят, конечно.
На последнем километре реки появились большие песчаные пляжи.
Наконец дошел до таблички "Понойский заказник", еще через сто метров и на саму реку. В устье Лосинги стоянка, место неплохое, но дров маловато, мусор для тех мест нехарактерный - банки из-под пива "Lapin Kulta", посуда одноразовая... Наверное, от иностранных рыбаков осталось, там же сплавные "экспедиции" проводят для буржуев - закинут вертолетом в верховья, они потом с гидами на надувнушках сплавляются, рыбу ловят; насколько мне известно, так уже пройдены Лосинга, Лебяжья, Пурнач и Ачерйок. Остановился там, очень кайфово искупался - только в воде да в палатке от комаров спасение. Утром солнечно, ни ветерка, комаров больше, чем где-либо раньше. Пошел вниз по течению, тяжело - тропы звериные изредка появляются, а больше в траве по пояс идешь или по березняку, берега обрывистые до полутора метров, отмелей нет. Солнце шпарит, комары зудят, брезентуху снять нельзя - ад, короче. Получил легкий тепловой удар, кровь из носа текла.
После первого крупного ручья вышел на группу прибрежных валунов, сел передохнуть. Вдруг мотор слышу. Оказалось, едут с рыбалки на Нижнекаменское, но согласились до Ивановки на пустой лодке довезти. Шли вверх по Поною сначала быстро, проплыли г. Сейдапахк (188м). Виден Летучий Камень, жалко бинокля не было. Потом в реке камни появились, шли уже медленно, потом по озеру совсем заросшему, несколько раз винт чистить приходилось. Пристали в какой-то протоке, там стоянка уже освоена, попили чаю, двое парней остались, а меня Яков Канев в Ивановку на пустой лодке отвез. В Ивановке как раз оказалась моторка из Краснощелья - за морошкой приезжали, согласились меня взять. На берегу красота - солнце, ветер, ни комара. Вскоре поехали, по пути подняли сетку на курье (протоке), вытащили язя неслабого и окуня, последнего выкинули. Дальше шли нормально, на покосах уже стожки стоят. Причалили у куваксы косарей, ждали бригадира - бензина попросить хотели несколько литров. Впервые побывал внутри куваксы - довольно просторно, в центре костер горит, и притом недымно, хотя дрова лиственные; полога нет, но есть индивидуальные балаганы от комаров. Наверху повешена рыба - вялится и коптится немного, от мух защищена. Приехал бригадир, дал бензина, пошли дальше. Без приключений добрались до Краснощелья, я поставил палатку на прежнем месте и спать лег. Во вторник прилетал АН-2, но на первый рейс не попал, улетел только в среду ближе к вечеру, т.к. погода в Ловозере была нелетная. А дальше уже неинтересно.

Выводы и рекомендации:
1. Жрачи. В июле в Кейвы лучше не соваться, а в Понойскую депрессию тем более: ходить с тяжелым рюкзаком по жаре, надев капюшон энцефалитки - занятие для мазохистов. С другой стороны, в первой половине июня гадов нет, но мокровато в долинах и погода неустойчивая - может теплое солнце быть, а может и снег. Идеально - вторая половина августа - начало сентября, но местные говорят, туманы часто с Баренцева моря натягивает, зато море даров природы и гадов почти нет. Основные кровососы - комары (их ОЧЕНЬ много), после захода солнца мокрец налетает, а вот мошки почти нет, в отличие от западной части Мурманской области.
2. Попадание и выброска. Я изначально планировал пройти весь Кольский в широтном направлении до Сосновки, а там сесть на теплоход "Клавдия Еланская", проходящий там 5 раз в год с мая по сентябрь. Соответственно самый дешевый, но и самый трудный путь - с 45-го до Сосновки или наоборот. Самолет из Ловозера на Краснощелье или Каневку как уже упоминалось неоправданно дорог для приезжих, к тому же на него можно и не попасть из-за забитости его местными. Интересный вариант - путь из Йоканьги в Каневку, но там будет продолжительный переход по совершенно безлесной тундре с отсутствием заметных ориентиров. Так проходил в 20-х годах известный этнограф В.В. Чарнолусский, но с ним были местные проводники. Также возможны водные маршруты Йоканьга-Поной, правда со сложными волоками.
3. Естественные препятствия - в основном болота :(((( Как правило верховые и неглубокие (не считая понойских), скалистые гряды и большие расстояния. Так что, если нет цели собирать минералы, самым лучшим видом путешестия в Кейвы считаю лыжный поход в марте-апреле.