Северный Урал. Национальный парк Югыд-Ва. Река Подчерье

Автор: Мария

Изначально выбраный нами маршрут был совсем другим. Мы хотели идти на Щугор, но в результате недоговоренностей и накладок с организацией транспорта пошли именно на эту реку. Шли вверх корабликом, а в верховьях разделились на две части. Одни пошли дальше вверх по Большому Емелю и на машинах на Щугор, а мы сплавились обратно все по тому же Подчерью.

Поселок Подчерье, устье реки Подчерье. Река впадает в Печору, но на этой фотографии далеко не вся Печора, это только ее правый (орографически) рукав в островном разбое. Стапель. Ближе к вечеру мы переплыли через Печору и пошли вверх по Подчерью

Кырта-Варта, 12 км вверх по реке. Оборудованная туристическая стоянка. Вообще за пребывание в нац.парке надо платить, нац.парк в ответ предоставляет в пользование оборудованные стоянки, избы. На каждой стоянке есть костровое место, чаще всего в наличии напиленные дрова. Каждая вторая стоянка - это изба, при некоторых имеются бани. Но разработаный нац.парком маршрут предполагает движение вниз по реке, а мы шли вверх, поэтому чаще всего наши стоянки не совпадали с намеченными администрацией. Впрочем, мы и не хотели совпадать

Подчерье - красивая река. Скальные выходы периодически встречаются по обеим берегам, но не образуют непрерывных стен, это не каньон

Кирпичные скалы, 30 км вверх по реке. За 40 километров до устья река входит в каньон. Там же находятся самые мощные шиверы этой реки, которые, впрочем, совсем не сложны. В этой же части находятся так называемые Кирпичные скалы

В этом году было жаркое лето. Воды в реке было мало, но тем не менее, многие плесы можно переплыть и против течения

Лучший повар нашей группы Саша Донин, сам не прочь вкусно поесть

По всей реке берега обильно заросли "лопухами", при сплаве на них не обращаешь внимания, но вестись вверх они очень мешают. "Лопухи" растут на мелководье (впрочем, мелководье может достигать и полуметра) и достигают высоты полутора метров от корня. Часто в этих лопухах стоят хариусы, которые "разбегаются" из под ног, когда идешь вверх по краю зарослей

Во многих местах по реке прямо к деревьям прибиты таблички подобные этой. Национальный парк все-таки

Одна из стоянок. Вообще, со стоянками (кроме специально организованых нац.парком) на Подчерье не всегда хорошо. С одной стороны, на берегах много ровных мест, но для стоянки они далеко не всегда подходят. С другой - практически отсутствуют уральские галечные косы, на которых так удобно стоять и где практически нет гнуса

Собственно, о нем самом, о гнусе. Из-за жаркого лета у нас практически не было комаров, но зато в полной мере донимали мошка и мокрец

Чуть выше избы Малый Емель, около 80 км вверх по реке. Одно из красивейших мест этой реки - средняя Лек-яма (плохая яма). Вообще на этой реке красивых мест обсмотреться - вся река одно продолжительное красивое место

Мелкогалечный перекат - одно из традиционных препятствий на этой реке, перекат даже не столько галечный, сколько мелкий

Камчатка-Ель. С этого места начинается старая тропа волока на Тельпос-Из и дальше на Щугор. Сейчас есть еще одна тропа, она гораздо лучше, но находится выше по реке еще на 25 километров, у Большого Емеля. Указатель, однако, показывает в неправильную сторону

Было очень тепло. Купались мы практически не переставая. Обычные в таком случае болотники в прямом смысле парили. Приходилось одеваться как можно легче. Подобный стиль одежды был назван Рио-де-Житомир

Практически верховья реки, слияние Подчерья и Большого Емеля. 112 км от устья. Обе реки практически одинаковы по размеру и почему река дальше называется Подчерье, а не Большой Емель, могут сказать только историки

Разделение группы. Большая часть пошла дальше по Большому Емелю, чтобы выйти на дорогу и уехать на Щугор, а мы отправились вниз

Подчерье. Некоторые группы поднимаются выше по реке - говорят, там красиво, можно погулять вокруг, сходить в горы. Но мы туда не пошли

За один день мы спустились до Малого Емеля. Это же расстояние мы шли вверх два дня

Вот они, лопухи. Во всей красе. Вообще Подчерье - часть национального парка Югыд-Ва, место нереста семги, и ловить тут, честно говоря, запрещено. Однако администрация парка прекрасно понимает, что туристы много не выловят, к тому же семга попадается крайне редко (основной обитатель здешних вод - хариус), поэтому егеря закрывают глаза на подобные "злодеяния"

Хребет Тима-Из. До больших гор мы не дошли, но это ведь тоже горы, пусть невысокие

На пути вверх ветер дул в спину и, как мы потом поняли, отгонял от нас дым от пожаров, которые горели в верховьях реки. На пути вниз ветер изменился и к нам принесло смог. Кстати, один пожар встретился и нам на пути, между Большим и Малым Емелем; мы даже пытались его тушить, однако быстро поняли, что наши усилия здесь будут тщетны - слишком уж большая площадь, горела практически вся сопка

Когда-то в этом районе активно работали геологи и они проложили так называемый "профиль" - дорогу, которая выходит к реке в районе 50 км от устья. Дорога проходима для обычных машин, но доехать до самой реки невозможно, в 14 км от реки она превращается в тропу. По ней сюда ездят местные, которые занимаются нелегальным выловом рыбы

На протяжении практически всей реки по берегам встречаются "дохлости" - белемниты. В некоторых местах практически каждый камень содержит подобные включения. Подчерье должно быть очень интересно любителям палеонтологии

Панорама Кирпичных скал. Но это далеко не все кирпичные скалы, их протяженность - несколько километров

По берегам встречается множество красивых растений, а ассортимент ягод просто поражает: черника, голубика, земляника, красная смородина, малина, костяника, водяника

Вид с Кирпичных скал на лагерь

И опять поселок Подчерье - на этот раз анти-стапель. Погода решила нас попугать напоследок; впрочем, дождя так и не случилось и мы уехали домой сухие

глеб, 24.08.2007
да места на подчерье хороши