Горный поход 3 к.с. по Альпам

Автор -
Константин Бекетов (Санкт-Петербург)

Нитка маршрута
Пос.Cervinia (Breuil) - пер.Theodule (3301, 1А) - в.Breithorn (4164, 1Б) - лед.Furggletscher - хиж.Hornli-hute - в.Matterhorn (попытка, восх. до ~3900, 2Б) - лед.Zmuttgletscher - пер.Valpelline (3568, 2А) - лед.De Tsa de Tsan - пер.M.Brule (3213, 2А) - хиж.Bouquetins - лед.d'Arolla - пер.l'Eveque (3386) + пер.Petit M.Collon (3292)(связка 2А) - лед.d'Otemma - хиж.Chanrion - пер.Fenetre de Durand (2797, 1А) - пос.Etroubles - подъем к пер.Malatra - пос.Etroubles.

Общая идея построения маршрута была примерно такая: "от Маттерхорна до Монблана". Изначально планировалось совершить восхождения на обе вершины, хотя небольшой лимит времени заранее делал эти планы почти несбыточными. В большинстве гайдбуков такой вариант с двумя относительно тяжелыми восхождениями не рекомендуется, но что нам гайдбуки… Безусловно, выбранный нами сезон для путешествия в Альпах - далеко не лучший, но таковы были реалии наших отпусков. В октябре есть и свои плюсы: почти полное отсутствие людей в горах, даже на наиболее популярных маршрутах.

Исходя из этих предпосылок, был разработан следующий план: заезд в Червинью, акклиматизационный выход на в.Брайтхорн (самый технически простой "четырехтысячник" Альп), восхождение на Маттерхорн, взятие заброски, "честный" перевальный маршрут до массива Монблана, восхождение на Монблан (в сущности - траверс), спуск в Шамони (типа - "увидеть Шамони и умереть"). Как видно из нитки пройденного маршрута, этот план мы выполнили на 70%.

Настоящее французское вино!

Итальянская глубинка

Начало похода, дорога к перевалу Теодуль

До заброски приходится тащить очень тяжелые рюкзаки

Прогулки по границе Италии и Швейцарии

Брайтхорн тихим вечером

Восточная стена Маттерхорна

На тропе к хижине Хернли

Англичане, успевшие последними в сезоне взойти на Маттерхорн "по летнему". Мы уже не успели…

Осенью горные приюты закрывают, оставляя одно помещение для ночлега. Вход - через окно

Швейцарские горные тропы отличаются трогательных скамеечек для отдыха. Остается только догадываться, как их сюда затащили…

В общем, инфраструктура горных тропинок развита

Так выглядит Маттерхорн от хижины Хернли

Поднимаемся по гребню Хернли, внизу можно заметить одноименную хижину. Скоро испортится погода…

Все, гору накрывает снежный шторм. Лето кончилось

Горная хижина

Спускаемся обратно после попытки восхождения на Маттерхорн. Подниматься здесь было гораздо тяжелее

Словно издеваясь над нами, Маттерхорн на несколько секунд появился из пелены облаков

Осенью горные реки сильно мелеют, и броды через них не представляют проблемы

Поднимаемся через ледопад к перевалу Валпелин, первому препятствию на Haute Route - "высоком маршруте" из Церматта в Шамони

Призрак Маттерхорна

Отражение. Поднимаемся по снежным полям к перевалу Валпелин

На плато перевала Валпелин. На заднем плане царит вершина Dent Blanсhe - "Белый Зуб"

Зима подступила почти незаметно… На высоких перевалах передвигаться можно только на снегоступах

Ледник d'Otemma - один из самых крупных в Альпах
Ледниковый грот d'Otemma - удивительное явление горной природы, поражающее своими масштабами. Из недр ледника вырывается горная река Отторженный лед под языком ледника d'Otemma

Тропинками "таежной Италии". В некоторых долинах Альп сохранились практически нетронутые горные леса

Неплохое место для привала

Непогода согнала нас с высоких перевалов на дно долин. Под унылым холодным дождем пересекаем почти вымерший городок Etroubles. Только потом, на фотографии, мы разглядели, что пропустили такой заманчивый магазин…

Все, зима опустилась на дно долин, запорошив снегом итальянскую глубинку. В горах лавины, туман; пора к теплому морю…

А на берегу Средиземного моря только далекие заснеженные вершины напоминают о зиме. Здесь довольно тепло, можно купаться (правда, местные жители уже в воду не лезут)

Яхтенная стоянка города Антиб, расположенного между Ниццей и Каннами. Здешние пейзажи вдохновляли Пикассо, который прожил в Антибе несколько лет. Сейчас здесь расположен музей художника

Кого только не встретишь на улочках старого Антиба… Совершенно случайно мы папали на настоящую шотландскую свадьбу. Но это уже совсем другая история…