Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Парусный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Экспедиция на край земли русской. Остров Онекотан

Автор: Юрий Тагиров

Предистория

2006 год, командировка в Южно-Сахалинск. После работы, как обычно, покупаю карту региона, а в данном случае это очень удачный атлас, состоящий из двух частей, первая - сам остров Сахалин, вторая - Сахалинская область, Курильские острова (Военно-топографическое управление Ген штаба, 1994 год). Просматривая интересные места в 2-х километровке, замечаю, необычный остров с интересным именем - Онекотан. Вулкан Креницына, как древняя крепость, окруженный рвом - озером Кольцевым и валом - Кольцевым хребтом и форпостом в виде на север смотрящего влк. Немо, манила воображение. Множество ручьев обещали красивые виды и интересную рыбалку. Уже в Москве, по возвращению, интерес был подогрет отсутствием большого количества информации и единичными фотографиями в сети.

Так фото Онекотана оказалось у меня над рабочим местом - появилась МЕЧТА.

Для того, чтобы было понятно, где эта МЕЧТА расположена - вот карта от многоуважаемой Google. И от нее же Остров МЕЧТЫ со спутника в формате поближе.

Осенью того же года интерес был подогрет как раз, только появившимся отчетом Ромадана.

Шел я к МЕЧТЕ со своими друзьями-экспедиционерами пять лет. Нет, мы не готовились все пять лет к этому путешествию, за эти годы мы посетили чудесные места - Карелию и Белое море, Алтай и Телецкое озеро Байкал и жемчужину Забайкалья Кулинду. Я знал, что Онекотан, это сложнее, дольше и дороже и не наседал на друзей во время наших экспедиций. Поэтому для меня была приятным сюрпризом неожиданная поддержка Ярулаича, а за тем и остальных экспедиционеров во время нашей Алтайской экспедиции идеи все же добраться до этого таинственного острова, Острова МЕЧТЫ. Мы запланировали экспедицию на 2010 год. А нашим планам суждено сбываться!

Подготовку к экспедиции я опущу, это отдельная история, которая останется у нас в памяти, как череда встреч, новых людей, споров, истин и открытий и перейду к хронологии экспедиции.

1 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА

Разными путями, но, как никогда вовремя, экспедиционеры появились в терминале "Д" чудесного аэропорта Шереметьево в составе:


Василич


Ярулаич


Анатолич


Робертыч

Провожающие Василича смахнули слезы и, помахав рукой участникам экспедиции, быстро ретировались. Остальные родственники экспедиционеров горевали о разлуке в домашних, более комфортабельных условиях.

Команда погрузилась на борт, четко распределившись на четырех рядах через ряд, по причине все же поздней регистрации и, тяжело набрав скорость на ВПП, алюминиевая птица ИЛ96 имени Аэрофлот поднялась в небо.

Распределение по борту с одной стороны исключило общение, с другой позволило много поспать и почитать материалы экспедиции.

2 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

Приземлились под аплодисменты частодолетающих до местоназначения пассажиров довольно мягко. На удивление багаж появился на ленте багажного отделения раньше, чем мы до нее добрались. Без потерь забрав вещи, погрузились на такси и за 1 круб добрались до места встречи с Алексеем - организатором морской (яхтенной) части нашего путешествия.

Оказалось, зафрахтованная нами яхта еще не пришла в ПК и по плану должна прийти завтра, 3-го сентября. У нас появился один день для отдыха (как потом оказалось, очень полезный с точки зрения климатической и временной адаптации), который мы провели в довольно аскетичном, но самодостаточном для нашего случая пансионате "Гелиос" на Паратунке - ближайшем к ПК местечке с термальными источниками.

3 СЕНТЯБРЯ, ПЯТНИЦА

Переключение на 8 часов у каждого проходило по своему - кто-то беспробудно спал, кто-то вставал ночью и будил всех и каждого в поисках заначки из сладостей, мол в москве сейчас время чаепития… Так или иначе все проснулись утром довольно в бодром состоянии, мы с Ярулаичем успели окунуть свои тела в источник, затем все встретились за завтраком. Перекусив, собрались, сели в автобус, доехали до автостанции ПК. Не найдя карту на автостанции, погрузились на частника и, положив сумку с телеобъективом, всеми зарядками и еще какой-то мелочью в багажник, поехали в центр. Купив по дороге карту и придумав место выгрузки - "Рыбный порт" - остановились в грязном, запущенном порту, но все же решили вылезать из такси, так как поездка с этим угрюмым и неприветливым водителем не доставляла нам удовольствия. Расплатившись и направившись рассматривать порт, через 2 минуты обнаруживаем - забыли сумку в такси в багажнике. Перспектива остаться без объектива, а потом еще и без 70 круб за его восстановление навеяла грусть, но и решительность в действиях. Разделившись, двое уехали на точку, где сели в это такси, двое на всякий случай остались ждать в конечной точке. Таксист, в этот раз подвозивший нас, оказался приятным молодым парнем - мичманом со спасательного военного корабля, 7 лет отдав Родине, посчитал, что достаточно и сейчас на вольных хлебах. Рассказал о батискафе АС-28, на котором служил его приятель и который запутался в рыболовецких сетях и металлических тросах в бухте Березовой в августе 2005 года. По словам таксиста, спасательную операцию успешно осуществили норвежцы, СМИ же пестрели в то время заголовками про британский батискаф Scorpio, разрезавший тросы и освободивший АС-28. В любом случае было интересно узнать подробности из уст, близких к источнику…Прежнего нашего извозчика нашли на том же месте на автовокзале, он, как мы и предполагали, тоже забыл о сумке, которая тут же перекочевала к своим хозяевам, но не в багажник, а на сидение, дабы не искушать судьбу. Вся банда встретилась в парке рядом с площадью Ленина в центе ПК.

Прогулка, сытный обед в китайском ресторане с "редким" названием "Великая стена", встреча с Алексеем и, наконец, трансфер к яхте. Часовая закупка продуктами и погрузка на яхту. Яхт-клуб в ПК представляет собой жалкое зрелище, вспоминаются марины Европы и сразу становится ясно, как трудно в погодном, социальном и бизнес отношении приходится здесь людям, любящим парус и ветер.


Знакомимся с капитаном Андреем


и его помощником Александром

Время около 21 часа, вдруг вспоминаем, что не купили газ в баллонах. Побежали наверх по магазинам - бесполезно, только в спец магазинах, которые уже закрыты. Возвращаемся, ищем еще варианты, звоним Алексею, знакомым Саши…, по ходу оказывается, что и газовую горелку забыли, а газовый фонарь, бережливо упакованный мной, имеет винтовое Ковеевское соединение, а переходник на цангу тоже дома.

Но, как всегда, звезды сходятся в зените - Андрей находит для нас горелку на яхте, Саша договаривается со знакомыми о двух баллонах газа. В 22-30 все готово к выходу.

Звонок за разрешением на выход… "Восток" не дает добро. На рейде подлодка, ориентировочное время ожидания полтора часа. Пьем пиво в кокпите, едим вкуснющую рыбу, купленную на рынке "КП". Обсуждаем расположение на яхте. Андрей с Сашей в кают-компании. Далее решаем, так как здоровый храп Василича довольно плохо переваривается остальными тремя нехрапящими экспедиционерами, Василича определить в носовую каюту с половиной вещей, две кормовых каюты разыграли на троих, получилось я Анатолич, Ярулаич со второй половиной вещей.

Ровно в полночь получаем разрешение на выход. Отчаливаем, провожаем огни ПК, любуемся небом с мириадами звезд, четким Млечным путем…, укладываемся по каютам, засыпая с мыслями, что же нас ждет впереди…?

4 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА

Когда вышли в океан по восточному побережью Камчатки под утро, раздуло. Тяжелый подъем, таблетка "Драмины", посиделки в кокпите, опять тяжелый сон. Пробуждение, горячий чай с "Драминой", главное, как можно быстрее вылезти из каюты в кокпит, где не так качает и глазу есть за что зацепиться на горизонте - внизу тошнота сразу подкатывает, еле успеваешь налить чай. Разболтало не на шутку. Ветер добавил и гуляет от 30 до 40 узлов, ставили паруса, но шквалы не дают использовать их эффективно, в конце концов оставили маленький лепесток грота, который немного добавлял хода на крутом бейдевинде и иногда заполаскивал в левентике.

Под вечер совсем расколбасило. Экспедиционеры, подобно баклажанам на южном курорте лежали по каютам, изредка выползая в кокпит, привыкали к качке.

Андрей и Саша стойко несли вахту.

Вечером, зеленовато-прозрачный вид Василича навел нас на мысль, что ему приходится туговато в носовой каюте, которую, мало того, что качает сильнее всего, она еще и получает регулярные сильные апперкоты от бушующих волн, и конечно, наш боксер ни слова не сказал, что все это его вырубает, но его вид говорил сам за себя. Ярулаич предложил ему переехать в кормовую каюту, что и было сделано, сложивши все наши рюкзаки в носовую. Пока впечатления тяжелые, "драминные", надеемся дальше - легче.

5 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Колбасит по полной! 50 узлов свежего Камчатского ветра не дают расслабиться ребятам на вахте. Андрей принимает решение идти в Северо-Курильск (С-К), переждать, отдохнуть, нормально покушать и посмотреть прогноз.

Против 40 - 50 узлового ветра в трубе Второго Курильского пролива яхта на моторе подползала к С-К целую вечность.

Так как ветер был с С-З, Андрей решил не идти в порт, где привальный мощный ветер мог не позволить нормально зайти в "ковш" и мы спрятались в бухте между м. Крепкий и "ковшом" С-К, куда лишь редко залетали шквалики 30-40 узлов, стихая до штиля.

Макароны с тушенкой, салат, сало с чесноком и чай с печеньем быстро восстановили силы, потраченные на "прикачивание", пойманный Анатоличем красный терпуг поднял настроение. Пока приводили в порядок себя и лодку шквалы усилились и мы решили не высаживаться на берег в С-К. Посозерцав С-К с воды, принялись готовить уху и пытаться отправить фото Алексею на почту через очень шаткое интернет соединение местных сотовых сетей. Все это время любознательные каланы изучали со всех сторон яхту и пришельцев на ней, нарушивших покой их бухты. Очень забавные животные, которые постоянно что-то ели, беззаботно плавая на спине в любых направлениях, доставили нам массу приятных эмоций.

Получив прогноз, Андрей принял решение выходить рано утром. Это было несколько позже того, на что мы рассчитывали в своем плане, но не выходило за критические рамки - мы улеглись по каютам на ночлег, готовясь к очередному ходовому дню.

6 СЕНТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Я прекрасно понимаю Ярулаича, который вылез наблюдать рассвет в пол седьмого, а затем вытащил туда Василича с фототехникой. Уж лучше так, нежели слушать его "трели", которые иногда даже прорывались через машинный осек в правую каюту.

Погода изумительная, вскоре вся команда собралась наверху, любуясь медленно проплывающим мимо о. Парамушир, на котором хребет Левинсона-Лессинга сменился более высоким хребтом Карпинского. Тихоокеанская сторона Парамушира очень живописна - многие речушки заканчиваются одиночными классическими или веселыми гирляндными водопадами с крутых его берегов, растворяясь в водах Тихого. Проходя южнее устья р. Тухарки, через распадок, который она образует, мы увидели величественный вулкан в дымке, сверясь с картой поняли, что это Аллаид, обманчиво выдающий себя за часть Парамушира, а на самом деле отделенный одноименным проливом, но за счет своей величины, красиво вписывающийся в пейзаж острова.

Но главное событие случилось после 15-00 - вдали замаячили еле различимые два вулкана, очень напоминающие старожил Онекотана - Немо и Креницина. Как потом оказалось, это был Немо и отдельностоящий Макарунши, а уже позже, появился Креницына, связанный с Немо полоской острова-мечты.

Час за часом, медленно, но неумолимо приближался наш Остров, наша цель превращалась из несколько призрачной, тяжелодостижимой и может даже неосуществимой во вполне реальный кусок суши с двумя таинственными и величественными вершинами.

Вынужденная остановка отвлекла нас от нахлынувших мыслей - Андрей занялся помпой начавшего перегреваться дизеля, Саша проверял, не накрутилось ли чего на винт, принося небольшую вибрацию, самоотверженно проныривая под яхтой в ледяной воде.

По тихоокеанским понятиям мы шли по полному штилю, медленно-медленно приближаясь к заветному Острову. Прекрасный закат позволил сделать красивую фотосессию с соседним островом Макарунши.

Мне не спалось, что-то внутри взвелось, словно пружина, я то проверял по GPS, где мы идем, то смотрел на радар на приближающиеся в темноте скалы Острова, окружающие бухту Муссель, то изучал лоцманскую карту. Экспедиционеры по каютам смотрели свои предонекотанские сны. Наконец, до бухты осталось 4 мили, Саша разбудил капитана и Андрей, недовольный ранней побудкой, немного отойдя ото сна, очень профессионально завел яхту на самый юг бухты Блакистнон, решив не рисковать напороться на обозначенные на карте подводные и надводные камни в бухте Муссель. Ребята бросили якорь, проверили длину цепи в потенциальном направлении скал и мы легли поспать до 6-ти утра, чтобы утром перейти в бухту Муссель и начать наше путешествие по Острову.

Спать оказалось невозможным по причине карабельного скрипа, который почему-то серьезно усилился и просто выворачивал мозг наизнанку. Анатолич перебрался на рюкзаки в носовую каюту и смог немного там отдохнуть, я пытался спастись берушами, что позволило немного подремать.

7 СЕНТЯБРЯ, ВТОРНИК

В 7 утра, выбравшись в кокпит я был заворожен утренним видом острова Мечты и его жемчужиной Креницыным - в лучах утреннего оранжевого солнца с легкой дымкой рассеивающегося тумана он приковывал к себе взор и невозможно было оторваться.

В 8 утра мы уже бросили якорь в бухте Муссель и в две ходки перебросились на спасательном тузике на онекотанский вулканический песок.

На берегу бухты много следов присутствия военных в былые годы - огромное количество бочек для солярки, гильзы от зенитных установок и даже целые снаряды советских и, возможно, даже японских времен. Пройдя руслом р. Резвый 300 метров от бухты мы поняли, что уходим от дороги и, зацепившись веревкой и карабинами довольно ловко для первого раза вытащились наверх, на старую японскую дорогу, которая тяжело, но узнавалась сквозь высокую траву и быстрорастущий ольшаник. Немного выше дороги обнаружили окоп со смотровыми выходами, с которого прикрывалась дорога на всем ее протяжении в пределах видимости.

Прорываться через траву и густорастущие деревья трехметровой высоты было тяжело, но, не зная, существует ли другой путь, мы шли особо не стараясь выдерживать ходовые циклы, а отдыхая, когда кончались силы, иногда через 10, иногда через 20 минут, но вряд ли больше. Увидев сверху "с дороги" селение Онекотан, где стояла раньше рота ПВО, бросили рюкзаки и спустились посмотреть на то, что осталось. Время берет свое - остатки гарнизона постепенно разрушаются. Вагончики, в которых, предположительно, жили офицеры, были оборудованы системой отопления с центральной котельной, которая стояла между ними. Тарелка ЗССС вросла в землю, баня на берегу речушки Банной почти рухнула, уныло склонившись над быстрым потоком… Кругом были видны следы долгой борьбы сурового климата и настойчивых людей, осваивавших по клочкам этот неподатливый край. Но время шло, политика поменялась, технологии усовершенствовались и Родина сказала: - "довольно, возвращайся солдат!" - солдат вернулся, а добро так и догнивает, преумножая цифры миллиардов, потраченных на боеспособность страны.

Поднявшись обратно на дорогу по расщелине, обнаружили Андрея и Сашу, которые догнали нас и питались жимолостью рядом с брошенными нами вещами. Дальше шли вшестером. Тяжелые рюкзаки и непроходимая дорога отнимали много сил - привалы через каждые 300 метров. Попытки уйти далеко от дороги постоянно приводят к тупикам в кедровом стланике, поэтому старались не отходить от нее далеко, во всяком случае держать в пределах видимости, когда по ней совсем нельзя идти.

В 2,5 километрах от бухты, дорога улучшилась, олешник отступил, идти стало легче. И хотя сил эти километры и прогулка в Онекотан забрали много, мы немного прибавили в скорости. Во время обеденного перекуса мы с Василичем направились за водой. Решили идти в ручей Резвый, хотя в океан он приходит сухой, была надежда, что здесь, в 3 км от берега увидим его живым или хотя бы ручьи/родники в него впадающие. Однако спуск в ручей и поход вверх/вниз на 300 метров нас огорчил - русло абсолютно сухое, вода ушла глубоко под камни в вулканический песок. Поднимаемся ни с чем, понимаем, что поход в Бодный был ошибкой, но дойти до Банной сил уже нет. Хорошо, что у Андрея с Сашей была вода и трявяной чай, которыми мы с удовольствием запили наш стандартный энергетический перекус - сало с чесноком и сыром + куриные яйца и вареную гречку, которую захватили с яхты ребята. Двигаемся дальше.

Понимаем, что вставать на ночлег надо хотя бы в отдаленной, но уверенной близости питьевой воды. Впереди в распадке виден ледник, который должен быть источником воды. Постепенно дорога начинает взбираться на хребет под более крутым углом -отдыхаем чаще. На одном из привалов мы с Сашей взяли пластиковую посуду, которая вся уже опустела к тому времени и прорвались через заросли ольхового и кедрового стланика вниз, где по нашим расчетам должен был быть ледник. Однако, ли ледника, ни воды там не оказалось, но в тишине слух уловил где-то выше тонкое журчание. Поднявшись по руслу метров 300 мы наконец наполнили всю посуду прозрачной, как слеза родниковой водой. Залезли обратно на дорогу и напоили экспедиционеров, которые пили, как не в себя. Принимаем решение подняться еще немного и найти место для лагеря. Что и было сделано метров через 400, как впоследствии оказалось - очень удачно (координаты 49 22 45.06N и 154 45 07.10E). Чуть ниже нас, в овраге, спрятался живописный ледник,

проточенный ручьем насквозь и превратившийся в тоннель, напоивший нас в тот день и дававший питьевую воду еще впоследствии. А вверх уходила дорога на хребет, казалось до вершины которого рукой подать. Поставив палатки, решили дойти до вершины хребта на вечернюю фотосессию кальдеры и вулкана, однако, пройдя метров 500 поняли, что первое впечатление обманчиво и идти нам еще далеко, повернули назад. Погода в тот день была настолько благоприятная, что мы надеялись, если она продолжится, обязательно дойдем до вершины Креницына. Обратный спуск был даже сложней, чем подъем для практически отказавших коленных суставов у меня и Анатолича. Но все преходяще - хороший ужин и ходовые 50 грамм восстановили силы и позволили расползтись по палаткам. Василича поместили в отдельностоящий домик Ярулаича, чтобы он сотрясал его стены, трое же малохрапящий улеглись в большом доме Василича. Засыпалось с мыслью: "Принесут ли нам удачу последующие два дня?"

8 СЕНТЯРБРЯ, СРЕДА

Ночью поднялся ветер и пошел дождь. Боль в коленях напоминала о вчерашнем тяжелом переходе, но забывалась от массы положительных впечатлений. Высунувшись из палатки понимаем бесполезность сегодняшнего дальнейшего движения к вулкану. Дремлем дальше. Роман Олега Уланова "Курильский эксцельсиор", который Яруллаич читал вслух в большом "доме" скрашивает непогоду и заставляет забыть о потере драгоценного времени.

Андрей с Сашей поднялись, дошли до вершины хребта, и, не увидев ни кальдеры ни вулкана по причине сплошного слоя облаков, окутавших все вокруг, пошли обратно в Муссель к ожидавшей их яхте, надежно закрепленной двумя якорями.

К обеду дождь прекратился, мы вылезли из палаток в раздумьях, как поступить дальше. Позвонили Алексею за прогнозом со спутникового телефона. Сказал, что вечером дождь закончится (что подтверждало правдоподобность прогноза) и будет средний ветер 9-11 м/с с С-З без осадков до конца пятницы. Решаем, что это окно и есть наш шанс, начинаем готовиться к переходу на вершину хребта и поиску места спуска в кальдеру. Выход отложили на утро, максимально к нему подготовившись. Ужин, глава из романа Уланова и сон в предвкушении дальнейшего путешествия.

9 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

Утро хмурое, но решение принято, идти надо. Как обычно у нас водится, чрезвычайно долгие сборы. Выходим позже 11-ти. За день, проведенный на вынужденной дневке сил поприбавилось, поэтому, не смотря на приличный уклон вверх идем бодро. Оглядываемся назад, проверяем оставленный нами "базовый лагерь" - маленькая палатка, часть ненужных вещей и провизии - он постепенно теряется из вида.

Около покосившегося столба с шаром наверху какими-то цифровыми обозначениями на нем, дорога поворачивает направо вдоль Кольцевого хребта, мы же идем прямо, как шли, на Ю-З, затем забирая чуть южнее, чтобы не выходить на одну из вершин хребта, обозначенную на карте, как 608,8 и, удачно обогнув островки непроходимого стланика в 12-15 выходим чуть южнее этой вершины на хребет (координаты 49 22 16.55N и 154 44 36.62E).

Снизу, сквозь непроницаемую взору смесь из тумана с облаками доносится недобрый шум прибоя озера Кольцевого. Сильный ветер (совсем не 9-11 м/с) туман, но лица счастливы, делаем исторические кадры.

Оставляем рюкзаки в месте выхода на хребет и движемся влево, на восток к г. Кратерная. Характер движения зигзагообразный, то отходим от вершины хребта, чтобы обойти труднопроходимый стланик, то приближаемся к нему, дабы осмотреть возможные места спуска.

Буквально в следующий наш выход на хребет облачность и туман начинаю постепенно рассеиваться, мы делаем первые снимки выглядывающего из под седых облаков Вулкана. Зрелище фантастическое! Мы здесь!!!

Не хочется ни спорить, ни провозглашать, ни даже просто говорить - хочется молчать, смотреть и думать…

То двигаясь вдоль хребта, то снова обходя зигзагом стланик находим несколько точек возможного спуска, делаем отметки на GPS. Не доходя метров 500 до самой восточной точки кальдеры я делаю пробный спуск вниз в месте, которое показалось приемлемым. Довольно быстро, минут за 15 достигаю озера, омываю лицо абсолютно прозрачной и нейтральной на вкус водой. Снизу просмотр кальдеры намного лучше, чем сверху в это же время, как будто смотришь на воду под тонкой шелковой простыней, простирающейся на половине высоты хребта. Делаю несколько снимков. Насладившись еще 5 минут видами мертвого озера, помахав рукой появившемуся наверху, в пределах видимости Ярулаичу, начал подъем. Он мне показался сложным для преодоления с лодкой за плечами. Потратив в общей сложности на спуск и подъем около часа, доложился о впечатлениях остальным и мы двинулись обратно к рюкзакам. Потенциальных точек для спуска у нас достаточно, надо было определить самую легкую из них на завтра.

Еще в одной точке, отмеченной ранее, Ярулаич с Василичем пошли пробой вниз. Разделившись на полпути, Ярулаич вскоре вышел на непроходняк, Василич же продолжил путь и вскоре достиг кальдеры. Не маякнув Ярулаичу он пошел искать полегче путь наверх. Я делал записки прошедших дней, Анатолич вкушал происходящее молча рядом. Находясь в укрытии от ветра мы не заметили, что вулкан и дальняя, северная часть кальдеры открылись полностью, о чем сообщил нам с энтузиазмом Ярулаич, поднявшись наверх - мы провели прекрасную фотосессию, сначала без Василича, а потом еще и с ним, понимая, что капризная погода Острова может дать нам еще много фото дней, а может улыбаться в последний раз перед затяжным ненастьем - прогнозы здесь работают плохо.

Наснимавшись вдоволь, пошли к оставленным рюкзакам. Шли в основном по самому краю хребта, избегая зигзагов вглубь, в обход стланика, так путь оказался значительно короче. По дороге нашли прекрасное место для лагеря - прямо за вершиной хребта было небольшое углубление, словно огромная чаша, более или менее со всех сторон защищенное от все усиливающегося ветра. Перенеся рюкзаки к лагерю, разделились - Анатолич с Василичем начали ставить лагерь, а мы с Ярулаичем пошли вниз с лодкой в еще одной точке, отмеченной ранее, чтобы подготовить плавсредство для завтрашнего штурма кальдеры. Сверху путь вниз в этой точке просматривался не до конца, но мы решили рискнуть, так как проверенные ранее спуски показались тяжелыми, да и были далеки от лагеря. Спуск оказался намного сложнее тех, которые опробовали. В начале опасные камни, затем труднопроходимый стланик и, в конце концов, тупик. То, что мы не могли увидеть сверху, оказалось отвесной скалой на 15-17 метров к кальдере с двух сторон от огромной, упавшей когда-то вниз скалы-пузыря. Исследовав непроходняк с двух сторон, начали обратный подъем. Он измотал нас окончательно. Я пытался было уйти левее, уже видимо плохо соображая от тянущей меня вниз лодки за плечами и увидав там свет намного ближе, чем в месте, где мы начали спуск. Да, свет был ближе, но очередная скала в 12 метров отделяла меня от вершины хребта взять которую не представлялось возможным. Пришлось возвращаться к началу спуска. Выбравшись наверх, лежа плашмя и переводя дух, вспомнилась добрая пословица, что самый близкий путь - знакомый путь. Да, в горах это становится крайне очевидно!

Придя в лагерь обнаруживаем Анатолича, в палатке, прогибающейся до земли от беснующегося ветра, безуспешно пытающегося вскипятить воду в котелке на газовой горелке для ужина. Василич ушел за водой. Понимаем, что в этом месте палатка не выдержит нападок крепчающего ветра, пошли с Ярулаичем искать более подходящее место. Казалось, ветер был вездесущ, каждый метр обозримого пространства взрывался налетающими шквалами. Понравилась идея Ярулаича - в метрах в 30 от вершины, прямо под нависающим стлаником склон веслами превратить в условно ровную площадку для установки палатки. Последние силы дня были потрачены на выравнивание в два весла плодородного слоя хребта. Анатолич в это время "условно вскипятил" воду, Василич вернулся с "условно питьевой" водой, ну а у нас получилась "условно ровная" площадка Перенесли палатку, постарались закрепить ее дополнительными растяжками и колышками, в конце концов залезли внутрь, поужинали и легли спать.

Ветер, похоже, решил нас достать и в этом укрытии, всю ночь терзал палатку, заставлял нас поочередно вставать, застегивать расходившиеся молнии и подвязывать петли к колышкам - спали в ту штормовую ночь урывками.

10 СЕНТЯБРЯ, ПЯТНИЦА

Встали, не выспавшись, но бодро, в предвкушении грядущих событий. Выпили горячего чая, упаковались и пошли на самое дальнее место спуска, которое я проверял вчера и, оказавшееся наиболее приемлемым из отмеченных. По дороге подкрепились жимолостью. В 13-00 мы уже накачивали "Налим" на маленьком галечном пляже кальдеры (координаты 49 21 37.79N и 154 45 44.05E). В этом месте хороший выход к воде, довольно широкая полоса вулканической гладкой гальки и при желании можно даже поставить палатку, расчистив от камней место. По берегу можно найти достаточное количество плавника для приготовления пищи, однако, не бесконечное количество раз.

Было понятно, что на вершину мы не успеем по времени в тот день, но хотелось переплыть озеро и ступить на Вулкан. Рассчитали необходимое время прибытия назад - край 17-00. Накачивая и загружая "Налим" я старался не думать, получится или нет пересечь кальдеру, а сомнения были неизбежны - волна высокая, ветер очень сильный… В конце концов загружаемся в лодку, пытаемся отчалить, в этот момент две волны одна за другой перекатывают через низкий борт байдарки обдавая сидящих в ней выше пояса, Налим неуклюже, словно медленная гусеница вторит геометрии волн, показывая свою ненадежность и хлебая бортом воду озера. В одно мгновение все оказываемся на берегу, отменяем попытку взятия Вулкана, разводим костер, сушимся, обсуждаем.

Хотя покорение Креницына было не основной задачей экспедиции, взять ее очень хотелось. Но при этом риск должен быть разумным. Очутиться же в 7-ми градусной воде Кольцевого озера, где-нибудь посередине кальдеры без спасжилетов или вымокнув, но добравшись осуществлять восхождение на пронизывающем 30 м/с ветре не было разумным. Погревшись у костра, раздевшись мы с Василичем выполнили ритуальный заныр в Кольцевом озере, который длился всего несколько секунд, во всяком случае у меня, потому как свело все что можно от ледяной воды.

Подсушившись, упаковались и тронулись вверх на хребет, решив, что если судьба и погода дадут нам еще попытку, мы обязательно ей воспользуемся, а нет - значит так и должно быть.

"Все, что не происходит - все к лучшему", - не зря говорят. Ко времени начала подъема, погода резко ухудшилась, ветер усилился, облака начали накрывать кальдеру, пошла морось. Когда мы лезли вверх, я впервые в жизни увидел явление дождя, идущего вверх: ветер настолько сильно разгонялся по кальдере, что, упираясь в противоположную стену хребта, по которой мы карабкались под углом 45 градусов, и заворачивая по ней вверх, гнал капли дождя вверх, параллельно склону. Они беспощадно залетали даже под козырек кепки, когда мы поворачивались взглянуть на вулкан и кальдеру!

Подъем на хребет прошел довольно быстро и без проблем. Наверху построили дальнейший план: идем в базовый лагерь, завтра спускаемся по дороге в Муссель и переместившись на яхте на рейд Шестакова начинаем исследование западной стороны Острова. В 16-00 отправли СМС Андрею: "ждем тебя в Мусселе завтра, 11-го числа в 17-00".

Пошли к базовому лагерю. По хребту идти невозможно - порывы ветра буквально сбивают с ног, а с учетом парусности рюкзаков при резком спаде порыва есть вероятность оступиться и покатиться вниз на второе покорение кальдеры. Попытки срезать угол и выйти ниже знака на дорогу привели к дополнительным подъемам в обход уже начинающихся образовываться в хребте оврагов многочисленных ручьев, бегущих к океану и островков непроходимого стланика. Наконец мы на дороге!

В три коротких ходки с перерывами на сбор маслят мы довольно неспешно добрались до лагеря, под конец все же тяжело переставляя больные колени. Вернувшись в базовый лагерь мы ощутили себя как дома - и дорога "домой" была значительно короче и безветренная поляна лагеря навеяла лирические настроения.

Усиленное питание из картофельно-вермишелевого супа на тушенке и двойной порции картофельного пюре с жаренными маслятами степенно перемешивались с полученными впечатлениями дня, превращаясь в негу удовлетворения. Очередная глава книги Уланова смешала в головах произошедшее на самом деле и событияв книге, унесла в далекие сны…

11 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА

Ходим мы быстро, но собираемся о-очень медленно. Вот и в тот день мало того, что проснулись не в 8 а в 9, но и собирались три часа. В итоге, позавтракав кто кашей, а кто вчерашним супом, за ночь ставшим еще более наваристым и сытным, в 12 часов, взвалив на плечи вновь ставшие тяжелыми рюкзаки, мы выдвинулись вниз по тропе, т.е. старой японской дороге. Сперва было большое желание пойти по высохшему руслу ручья Резвый, однако, трезво оценив состояние своих коленных суставов и связок, было решено не рисковать и не скакать по камням русла, а идти проверенной дорогой. Тяжесть пути и отсутствие красивых пейзажей на дороге скрашивали парой остановок на полянах со спелой жимолостью, а так же фотосессией с красавицей рыжей лисицей, которая несколько раз показывалась нам, однако не подпускала очень близко и все время скрывалась из вида, когда мы пытались навести на нее фототехнику. Ярулаич все же умудряется сделать две короткие видео сессии, на чем мы и успокаиваемся. Тучи немного попугали нас, даже уронили пару капель, но снова выглянуло солнце. Оборачиваясь назад, посмотреть, не провожает ли нас взглядом непокоренный Вулкан, видим густое покрывало из облаков и тумана, надежно прячущее неприступную цитадель Острова. Как будто не желает еще раз прощаться. Какая же большая разница между погодой на хребте, всего лишь в 5 км (или 500 метрах по высоте, как считать) и здесь, в долине! Вспоминаем штормовую ночь, проведенную на хребте…В 16-40 кто бодро, а кто еле ковыляя спустились в бухту Муссель.

Яхты нет. Звоним в 17 часов по всем имеющимся телефонам, находим Алексея. По его словам яхта к нам вышла из С-К, Андрей обещал быть вовремя. Верится в его слова с трудом, так как горизонт чист, а это как минимум два-три часа хода под мотором. Спутниковый телефон на яхте не отвечает уже второй день в оговоренные сеансы связи, да и не в оговоренные тоже.

В сухом устье безымянного ручья, чуть южнее впадения Резвого находим защищенное место для палаток. К северу от Резвого из скалы сочится вода, которую собираем веревочками в котелок со скоростью 1 л/час. Нам достаточно для готовки и чаепития. Исправленный чесноком и салом борщ "Гала-Гала" приходится очень кстати. Чай, глава "Курильского эксцельсиора" в прекрасном исполнении Ярулаича, задание Василичу разбудить нас в 8, хороший крепкий сон на берегу Тихого океана…

12 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

В большой палатке проснулись немногим ранее 8-ми. Василич умело перехрапывал в маленьком домике будильник, который первый раза зазвонил заблаговременно, в 7-50 и затем каждые 5 минут.

Яхты нет.

Развели огонь, запланировали выезд на рыбалку.

Накачали "Налим", пытаемся выйти в океан, который сегодня очень спокойный, особенно здесь, в бухте. Первая попытка неудачная - Анатолич не рассчитал характер дна и небольшую, но набегающую волну в итоге уйдя под воду по пояс. Переоделся. Отчалили. На байде по Тихому океану!!! Вот это достойное продолжение экспедиции!!!

Зайдя за мыс, разделяющий бухту Муссель на северную и южную часть причалили на песке в северной, недалеко от устья р. Банной. Первым подойдя к речке, Ярулаич темпераментными жестами показал наличие и размеры рыбы, населяющей ручей. Жестикуляция его была убедительна и заставила нас с Анатоличем быстрее собрать снасти и присоединиться к Ярулаичу. Кижуч или какие-то его ближайшие родственники шли на нерест в верховья ручья и в большом количестве заполняли маленький плес ручья перед устьем. Под ними, у самого дна были видны рыбки поменьше, на поверку оказавшись речной форелью. 2 часа рыбалки на удочку, балду, спиннинг, просто мушку принесли нам пять достойных экземпляров лососевых и два десятка радужной форели, всего килограмм около шести.

Вернулись в лагерь в южный Муссель. Василич один скучал. Начали готовить рыбные явства - к вечеру были готовы настоящая уха с "головешкой и полтосиком", жареные стейки кижуча и мальки форели, слабосоленый кижуч и чуть присоленная кижучевая икра, которая была в одной рыбине.

Яхты нет. Начинаем строить запасные варианты. Поднимаем информацию, накопленную в рамках подготовки экспедиции. У Василича в Е-буке оказался наш сводный Excel файл, конвертированный в PDF, в котором среди всей полезной информации, были две странички, где хранилась информация, которая на тот момент была дороже золота всего мира - "трансфер" с телефонами владельцев судов, рыбачащих в районе Онекотана и "полезные ссылки" с телефоном Вячеслава Ивановича, диспетчера С-К морского порта. Пытаюсь дозвониться до порта, связь плохая через спутник, когда понимаю, что говорю не с Вячеславом Ивановичем, а с какой-то дамой, она трехэтажным уже посылает меня, после чего не берет трубку. Решаем ждать утра и, при отсутствии связи с яхтой, вызывать помощь из С-К порта или мимопроходящих судов. МЧС рассматриваем, как крайний случай. Хотели приключений - вот новая серия…!

Ближе к вечеру Ярулаич с Василичем сгоняли на место рыбалки за оставленной там рацией. Видно рация показалась местной хозяйке-лисе очень интересным предметом и она ее изрядно "поизучала". Видимо, обиделась на ту копченую колбасу, которой я пытался накормить нашу гостью в тот день утром. А вообще лисы здесь красивые и очень доверчивые, как будто за ними кто-то ухаживает заботливой рукой. Видимо, на генном уровне передается положительный опыт общения их предков с японцами, которые держали на Острове лисью ферму.

Яхты нет. Звоним целый вечер нашим яхтсменам, вдруг, дозваниваемся в 21 час, говорят идут, завтра будут. Вечер прошел за долгим рыбным ужином.

13 СЕНТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Этот день получился совсем напрасно проведенным в бухте Муссель в ожидании яхты. Скрасили его выпечкой огромного оладушка во весь противень и чаепитием со сгущенкой. Получилось очень вкусно, тем более что хлеб совсем закончился. Ополоснули "Налим", вытащили на камни обсыхать и упаковывать.

Василич, Ярулаич и Анатолич поднялись наверх на прогулку к еле видневшимся с берега остаткам захоронения. Вернулись под впечатлением от увиденных могил 50-х годов. Три могилы с камнем повествующим о погибших во время исполнения обязанностей по охране гос границы и одна братская могила погибшим во время цунами 1952 года.

Пока я заносил в свой блокнот хронологию, экспедиционеры вернулись назад и указали мне на входившую в бухту яхту - увлекся. Окончательные сборы, три ходки на яхту и распаковка там заняли два часа с лишним и мы, попив чаю разместились отдыхать по каютам в этот раз, к сожалению, без "сказки" на ночь по причине разрозненности кают.

14 СЕНТЯБРЯ, ВТОРНИК

Наша болезнь с долгими сборами заразна. Хотели выйти в 5, вышли после 7-ми. На самом деле Андрей вечером и утром проводил профилактику дизеля. Этот агрегат - основной в движении, паруса помогают при подходящем ветре, но он здесь случается не всегда и в итоге дизель в движении работает если не постоянно, то очень часто.

Взяли курс на юг, чтобы обойти Остров и прийти на заставу Шестакова, осмотреть сие достопримечательное место с наложением на художественное описание из романов Олега Уланова.

В бухте Нигори ржавый большой траулер, выброшенный океаном на вулканический песок, подставляет свой левый ржавый бок утреннему солнцу, прорывающемуся сквозь поднимающийся в вверх туман.

С самого юго-запада острова, между мысами Буша и Террасным наш друг, Вулкан, открывает нам вид своего широкого, мирно спящего жерла. Как оказалось, позже, это были последние минуты нашего недолгого свидания со стариком Креницыным.

Туман, висевший в Шестом Курильском проливе, закрывавший нам вид нижней части влк. Сивергина на о. Харимкотан поглотил нас между м. Террасный и м. Креницына, ближе к последнему. В нулевой видимости мы заскучали и пошли отдыхать, тем более, что без зацепки взгляда за горизонт нас опять начало укачивать разыгравшимся в проливе морем - отвыкли мы от нетвердой палубы Баварии 36. Подремав пару часов, один за другим, путешественники выползли в кокпит. Я поднялся, когда мы подходили к м. Ангиби. Вулкан надежно спрятался за темно-серыми облаками, не желая больше нас видеть. Лишь изредка угадывалась линия северного склона, словно указатель нам дороги домой.

Охотоморский берег южной части Острова в основном представляет собой крутой спуск, а кое-где обрыв с нижней части хребта Медного, а затем Кольцевого прямо в море. Он испещрен мелкими ручьями, которые нередко отдаются морю красивыми оконечными водопадами.

Подходим к рейду Шестакова. На берегу становятся видны постройки.

Вскоре видим людей, выбежавших на берег посмотреть на яхту. Во как! Мы считали Остров необитаемым!

Встаем на якорь чуть севернее впадения р. Фонтанки в 200 метрах от берега, ближе к гасящей волнение морской капусте. Выбрались на берег двумя ходками на тузике. Пошли к заставе. В самом устье реки наряду с огромными корабельными сетями и снастями, оставленными здесь в былые годы, лежит свежая свежая рыбацкая сеть, которой перегораживается речка при заходе лосося… Переходим Фонтанку, видим чуть выше, в пойме, работает минитрактор и три человека. От бани, стоявшей там, уже и следа не осталось. Мимо вертолетной площадки поднимаемся наверх - там вовсю кипит деятельность. На улице, рядом со спортплощадкой греются два бидона с водой. Из основного здания идут звуки строительства. Подходим.

Появляются два молодых парня, за ними видны кувалда и огромный электрический молоток. Здороваемся, спрашиваем чего-как:

- Сносим, - говорят

- Что будет, - мы

- Чистая поляна

- А чего так?

- Сказали: "Так надо!", прилетают, проверяют иногда, на прошлой неделе были! - выдают заряд информации с недосказанностью

- А откуда сами?

- Из Петропавловска.

Стоят в дверях, особо разговаривать не хотят, проситься посмотреть на то, что осталось, неудобно, да и не хочется разочаровываться, увидев историю исправленную кистью современности в подготовке к разрушению. Желаем удачи, идем дальше. На встречу выходит бригадир, которого, видимо, спешно позвали:

- С яхты? - спрашивает

- Да, гости.

- Гости бывают разные…

Разговор вяжется плохо. Но бригадир называет проводимое на заставе действо "рекультивацией", заставляя нас соображать, вороша скудную информацию….

Среднего строения между главным зданием и тем, что стоит перпендикулярно им, т.е. короткой частью буквы Г, торцом к морю уже нет. Вместо него ровная земляная площадка и несколько куч материалов: дерево на сжигание, металл на вывоз….

Проходим к берегу. Там два здания уже сожгли, видимо, для ускорения "рекультивации". По нашим предположениям, в одном была мастерская, в другом котельная. На заправке пахнет соляркой до сих пор, а может рекультиваторы заправляют здесь свой трактор.

Четко просматриваются 8 траншей со времен II Мировой, по которым японцы затаскивали вверх свои торпедные катера. Огромные емкости для горючего и воды до сих пор целы. Вдалеке, на сопке справа просматривается тропа в сторону мыса Субботина, на котором "Мэри наблюдала каланов" в романе Олега Уланова. Вышки нет, вероятно, она была на возвышении, за основным зданиями заставы. Разделяемся, трое идут на холм, Василич бродит по заставе, щелкая артефакты, я спускаюсь к морю, хочется подумать, наблюдая прибой. На горизонте одиноко покачивается наша яхта Seawing, хорошая волна набрасывает и смывает обратно в море песок и лоскутки капусты, словно в ход мыслям напоминает о всем преходящем в нашем мире

Затем вместе с Василичем исследуем прожектор диаметром около 2,5 метров на прицепе, оставленный посреди заставы, вероятно прямо на том месте, с которого на многие километры он пробивал темноту охотоморья. Мощность сего девайса узнать не удалось, но кабели, ведущие к нему впечатлили.

Время поджимает. Отнятые 2 дня ожиданием яхты в бухте Муссель начинают сказываться. На рейд мы хотели отвести два дня, получилось два часа.

Анатолич привносит свою лепту к отчету - старая фотография, попавшаяся под ногами запечатлела пограничников под стандартным лозунгом тех времен:

Быть может кто-то увидит себя или друзей на этом потускневшем фото….

Идем к месту высадки. Чувства нахлынули смешанные: с одной стороны, некоторое разочарование и грусть - думали, что одни на Острове и предполагали интересную "экскурсию" в советское прошлое по заставе, а оказалось, что нашелся хозяин этих мест, а с другой стороны, если мы видели действительно рекультивацию, то это не может не радовать - Остров, во всяком случае западная его часть приобретет скоро первозданный вид.

Но в глубине души есть сомнения - это может быть или подготовкой к чему-то, или просто обычным отмывом денег - потратили миллион, отчитались за десять. Надо будет выяснить по нашим Сахалиским и Камчатским каналам неофициальную, а реальную версию происходящего. Я бы прикупил пару акций ООО "Онекотан Тревелз ту хидден голд лтд".

Грузимся на яхту в усиливающемся на море волнении, идем дальше на север в бухту Немо. Там планируем ночевку на яхте и затем пол дня исследований древних стоянок айнов.

В 20-00 подходим к бухте Немо. Ветер, который по прогнозу должен было поменяться на южный и не чувствоваться здесь, под прикрытием мыса Немо, а особенно рядом с устьем впадающей речушки резво задувал с С-З, принося очень неприятную волну и не давал провести высадку. Ночевать в такой расколбас не решились. Вариант зайти за м. Кимберлей и г. Петру не проходил по причине незнания местной лоции и темного времени суток. Решили идти от Острова в сторону Парамушира.

Через полчаса я вылез из каюты на палубу попрощаться с "Островом МЕЧТЫ", к которому я шел 5 лет и оставившему в моей памяти неизгладимый след с переплетением множества ярких впечатлений. Он был такой же таинственный, как и 8 дней назад, когда мы только впервые приближались к нему, опять, выставив перед нами своего постового Немо, прятался за его широкими плечами, но только теперь он был НАШ!

"Прощай, Онекотан, живи и радуй путешественников!"

15 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА

Ночка была та еще. Я не говорю про Андрея и Сашу, которые вахтовали в такую качку и ветер, даже мы, кто пытался мирно спать в ночь с креном и то испытали все прелести свежей погоды в Охотском море. Находясь в задних каютах Seawind по двое, тот, кто лежал слева, постоянно сваливался на соседа справа - я на Анатолича, Василич на Ярулаича. При этом, когда крен был постоянным, удавалось как-то прилипнуть к поверхности, находя интересные позы и используя конечности, как упоры, однако, в порывы, когда крен на мгновение усиливался и волна захлестывала на правый борт, нас просто катапультировало на соседа. А после этого с соседа надо было еще слезть, опираясь на него (больше не на что) коленями, локтями, говоря при этом добрые слова и в ответ, выслушивая другие добрые слова….

Как оказалось по факту таковой была только половина ночи - при прохождении Пятого и Четрвертого Курильских проливов. После того, как яхта спряталась от С-З ветра на юго-восточной подветренной стороне Парамушира, крен уменьшился и стал постоянным, что позволило добрать несколько неплохих часов сна. Завернув во Второй Курильский пролив мы в 12-30 бросили якорь в затишке за м. Крепкий около С-К, где стояли 9 дней назад.

Андрей и Саша позвонили друзьям и заказали им немного продуктов - хлеб, сладости, тушенку и гребешок.

Пока ждали продукты, наш кормилец Анатолич поймал пару красных терпугов, я, ради солидарности, помог добыть к столу еще одного красного красавца и Саша очень оперативно сварил уху из двух крупных рыбин, оставив одну поменьше на приманку в краболовку. Нам отзвонились из С-К, Андрей запросил разрешение зайти в порт и, после получения такового, мы заскочили и забрали продукты.

Жадно набросились на свежий и очень вкусный северокурильский хлеб.

Порт С-К оставил противоречивые впечатления - вроде, новые постройки, цеха переработки и заморозки, работы над молом, и тут же отсутствие ДОКа (разобрали) и огромное количество брошенных в советское время ржавых посудин разной величины, вызывающих уныние своим безнадежным видом.

Предпринятая нами вылазка в пролив Алаид, чтобы посмотреть на о. Атласова и сам вулкан Алаид была непродолжительной - мы поняли, что он нам полностью не откроется, довольствовались фотографиями издали этого могучего красавца, тем более, что встречный 40-ка узловой ветер настойчиво требовал нашего поворота домой, что мы и сделали.

Яхта встала в галфвинд, Андрей заглушил мотор и занялся установкой парусов, а мы с Анатоличем с удовольствием наблюдали за его четкой работой и слушали завывание вант на 40 узлах свежего ветра. Андрей бодро раскрутил на полную геную, временно закрепив шкот на лебедке - яхта встяла в крен так, что нам с Анатоличем пришлось упереться ногами в противоположный рундук в кокпите. Андрей, не замечая нашего напряжения, полностью поставил грот, лихо орудуя его лебедкой и протравив тали, чтобы парус не работал. Затем, резко выбрав тали и, заставив грот заработать, он, положив яхту еще градусов на 20, наконец, увидел наши позеленевшие лица. Мы, конечно, доверяли нашему капитану, но крены за 45 были пока еще выше нашего понимания - Андрей сжалился, видимо, над нами, зарифовал грот, точнее уменьшил его площадь, вкрутив в грот-мачту. Затем он занялся тонкой настройкой парусов - мы вздохнули с облегчением.

Вскоре, колдунчики на парусах в четком бакштаге заработали, яхта встала в хороший, но постоянный крен и устремилась на север вдоль западного побережья острова Шумшу. Хорошая, набегающая сзади по диагонали волна и свежий ветер, в порывах превышающий 45 узлов вбрасывали в кровь небольшие дозы адреналина.

Андрей, еще раз окинув взглядом свою работу, довольный спустился в каюту, а мы с Анатоличем остались в кокпите в экстазе от хорошего хода под поющими парусами, любуясь красивыми берегами и предштормовым морем.

Сзади, вместе с красным диском заходящего солнца, нас провожал красавец вулкан Аллаид.

После поворота за м. Курбатова в Первый Курильский пролив, ветер стал попутным и начал стихать. Мы с Анатоличем улеглись уже "без крена", а вскоре, на левом повороте за м. Лопатка яхта зашла в ветровую тень Камчатки и на вахте завели мотор, который потащил нас свои уверенные 5,5 узла в сторону бухты Вилючинской, где мы хотели порыбачить и поставить краболовки.

16 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

Не спалось. Это обычное мое состояние после того, как что-то большое сделано. Голову бередят мысли о будущем, семье, друзьях, прошлых и грядущих путешествиях.

В 7-30, устав от попыток перескочить из дремоты в сон, поднимаюсь в кокпит, с фотоаппаратом, делаю короткую видеосъемку.

Солнце встало, но спряталось за красными утренними плотными облаками на востоке. Мы идем по тихоокеанской стороне южной части Камчатского полуострова. Мимо величаво проплывают Желтовская и Ильинская сопки, в утреннем тумане кажущиеся дремлющими. Подходы с моря к ним охраняют скалы о. Уташуд, океан опять в действительности тихий. Идем положенные свои 5-6 узлов. Вскоре на горизонте появляется некая эскадра, а нас начинает сопровождать пограничный катер. Мы теряемся в догадках, с чем это может быть связано, но объяснения не находим. За несколько часов догоняем эскадру - ей оказываются 7 посудин: два буксира тянут одну большую баржу, еще два буксира по одному на баржу поменьше. Везут 40-ка футовые рефрижераторы и другой крупный груз.

Погранец отстает, мы расслабляемся.

Наконец, появляются долгожданные касатки!

Дольше всего нам позировала пара, самка и самец, которых мы различили по форме спинного плавника, то приближаясь друг к другу вблизи яхты, то удаляясь в разные стороны и снова сходясь. Самец один раз проплыл прямо под яхтой и вынырнул в 10 метрах от нее, мне показалось, он должен был задеть своим могучим спинным плавником киль Баварии - но нет, грациозно показавшись после такого проныра,

он продолжил заигрывания со своей избранной, которая регулярно показывалась неподалеку, не рискуя сближаться с яхтой так близко, видимо любуясь своим бравым другом.

Мы делаем небольшой круг, чтобы подольше понаблюдать этих действительно грациозных животных с плавными и красивыми движениями огромных, но подвижных тел.

Постепенно теряем друг к другу интерес и расходимся своими дорогами.

Через 40 минут подошли к северному выступу на мысе Пирамидный, где должны быть сивучи. Василич присоединяет телевик к своему фотоаппарату - все на изготовку, Андрей сбавляет ход до самого малого.

Постепенно глаза начинают различать на фоне светлых скал огромные туши самцов-секачей, покрытые коричневой шерстью и более изящные короткошерстные тушки их гаремных подруг и гладкокожих детенышей.

Слух начал отделять звуки моря от бесед сивучей, то нейтральный, то требовательный и нахальный, то угрожающий рев.

Почувствовав приближение человека, под недовольные крики, они сначала лениво, затем более торопливо начали покидать свое лежбище, кто соскальзывая в океан, словно леденец, кто отталкиваясь ластами от скал, словно профессиональный прыгун в воду.

Несмотря на свои внушительные размеры, грозный вид и суровый рев, все лежбище довольно быстро ретировалось в океан, оставив только одного дозорного, оглашавшего на всю округу о нарушении границ своим ревом, да кучки "смельчаков" укрытых скалами, которых мы разглядели, только завернув за мыс. Еще один дозорный отважно горланил на выходе из бухточке, на одинокой скале рядом с мысом. Он скакал по площадке, вертел головой и ревел, отправив подругу купаться еще на дальнем нашем подходе, но так и не занырнул сам, отправляя недовольные реплики вслед уходящей яхте.

Посоветовавшись, мы решили идти в ПК, не заходя на рыбалку в бухту Вилючинскую, так как три часа рыбалки не стоили еще почти целых суток "заключения" на яхте. Для нас, первый раз находившихся в столь долгой "автономке" так и было, хотя в глубине души мы понимали, что уже очень скоро будем скучать по морю, крену, шелесту парусов и стуку снастей.

В 2 часа ночи яхта ошвартовалась на своем месте в марине Петропавловска. Мне абсолютно не спалось после такого насыщенного путешествия. Одевшись, я отправился побродить по ночному пустынному городу, который с этой стороны порта, вдоль ул. Океанской, довольно мрачен, но близость моря и огни кораблей сглаживают это впечатление. Пошатавшись до шести часов утра, не найдя бани в пешем достижении для восстановления организма после яхтенного путешествия, я вернулся на яхту будить экспедиционеров.

Мы позавтракали на яхте, упаковали вещи и, поблагодарив ребят из Oceantravels и лично команду Seawind

за прекрасное путешествие и договорившись о будущих контактах, мы, удачно поменяв билеты с 19-го сентября на 17-е, вылетели домой, даже не успев купить икры и рыбы, посчитав более важным быстрее увидеть семью и заняться делами. Это позволило не разбавляя накопленные впечатления отдыхом в ПК или пешими прогулками по местным сопкам, привезти их с собой, с самого края земли Русской в самое ее сердце - Москву.

ИТОГИ

ЧТО УДАЛОСЬ:

Карта Онекотана из Атласа с указанием водной части маршрута в синем и пешей части в красном прилагается. Более точные координаты некоторых точек по маршруту можно найти в тексте хронологии.

ЧТО И КТО ПОМОГАЛ ОСУЩЕСТВИТЬ

  1. Отчет Рамадана
  2. Отчет об экспедиции после цунами 1952 года
  3. Сайт Олега Уланова, автора увлекательных романов об Острове и не только
  4. Карты для экспедиции
  5. Андрей Куштуев, путешественник и большой почитатель Дальнего Востока
  6. Парни из Oceantravels.ru, а именно Алексей, руководитель проекта с их стороны и команда яхты Seawind - Андрей и Александр
  7. Ярулаич, глубоко проанализировавший все материалы по Онекотану и предложивший уточненную программу, которую мы приняли. Отчет, написанный Ярулаичем по этому же путешествию, я сам читал с удовольствием.
  8. Изложил сию хронологию ваш покорный слуга Ffickus

ЧТО НЕ УДАЛОСЬ

ВЫВОДЫ

Готовьтесь, планируйте, ловите свою удачу и погоду и путешествуйте, путешествуйте и еще раз путешествуйте по матушке России, по самым отдаленным и интересным ее уголкам!

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея