Регистрация

Главная > Горный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчет о восхождении на восточную вершину Эльбруса с севера в июле 2011 года

Дата: 2-9 июля 2011 г.

Отчет составили: Александр Черноусов, Алексей Соловей (Санкт-Петербург)

Автор: Александр Черноусов (Санкт-Петербург)

Идея совершить восхождение на Эльбрус с севера пришла еще в 2009 году после первого в моей жизни горного похода по Адыгее. Тогда я прочитал множество отчетов, рассказов и прочей литературы. И тогда же я решил пойти с коммерческой командой. Но меня отговорили от этой мысли, и основным отговорщиком стал мой друг Леха!

Мы и еще много других наших друзей пошли заниматься в Петроградский клуб туристов (ПКТ). Идея восхождения на Эльбрус не покидала меня, но хорошие люди предложили сходить в поход по Суганским Альпам. Сразу после этого похода мы с Лехой сходили на гору Фишт в Адыгее и так в шутку друг другу сказали, что следующей горой будет Эльбрус! "Посмотрим, как получится!" - сошлись мы с Лехой во мнении. Осенью 2010 года я стал искать группы, которые планируют туда идти, читал отчеты, в общем, настроился на Эльбрус, на осуществление мечты! Постепенно докупал недостающее снаряжение, работал, учился, и вот наступил февраль… Убили московских туристов, взорвали канатку, нашли бомбу в Терсколе. Приэльбрусье закрыли. Ну, думаем, к июлю откроют доступ туристам. Март, апрель, май… Режим КТО (контртеррористическая операция) все еще не отменяют. Обидно, так близки к мечте, пора брать билеты, были мысли уже и не брать, но взяли, думаем, приедем, если не пустят, то сходим еще куда-нибудь. В начале июня нахожу свежие отчеты о восхождении, есть доступ к Эльбрусу с севера, со стороны Карачаево-Черкессии - через аул Хурзук! Это шанс, переделываю план похода, остается меньше дней на подход и восхождение (обратные билеты уже взял). С юга планировался обратный спуск по канаткам, а с севера придется дольше спускаться. Распечатал карту, фотки, собираемся и в путь!!! Предлагали друзьям и знакомым с нами, но в итоге пошли мы с Лехой вдвоем. КТО все-таки. СМИ хорошо работают.

День первый (2 июля). Приезд

Вышли в Невинномысске, такси до Хурзука за 2000 рублей и поехали! В 9 утра были уже в ауле (1500 метров)! Погода хорошая, впереди подход к перевалу Балкбаши. Погода меняется очень часто, к вечеру добрались до летников. Встретили украинскую коммерческую группу, которая совершала восхождение на Эльбрус с гидом, так что мы с Лехой не одни такие! Высота примерно 2600 метров. Пробуем нарзаны, есть и вкусные, и сероводородные, но все они полезны! Ночуем.

День второй (3 июля). Ломовой

В 9.30 выходим. Сразу вверх. Тяжелый первый подъем, сердце колотится. Первый переход занимает 40 минут, второй - 30, дальше идем по 20, привалы по 15-20 минут, тяжело! Я, конечно, и планировал ломовой поход, но такое напряжение себе не представлял. Вывод один: мало тренировался! Когда взошли на перевал Балкбаши (категория 1А, высота 3700 метров) и увидели противоположную долину, обрадовались, закричали! Отметили день рождения Лехи и перевал шоколадкой, отдохнули и вниз. Взяла горняшка, болит голова, у меня небольшой жар. Выпил активированного угля и под звуки гитары уснул. Ночуем на высоте примерно 3300 метров.

День третий (4 июля). Северный приют

Встал, самочувствие отличное, значит, акклиматизируюсь. Речка покрылась коркой льда, значит, был мороз! А спалось хорошо! Благо спальник теплый. Эльбрус сияет, кажется, он так близко, что вот там вот пробежать - и ты на вершине! И погода очень хорошая! В 10.00 вышли. Переправа, нашли место, где можно перепрыгнуть. Идем по плато Ирахиксырт, сусликов - тьма! По распечатанной фотографии узнаем верхний аэродром, который использовался немцами в годы ВОВ, еще одна переправа. Обедаем. Нам нужно дойти сегодня до Северного приюта. Высота 2800 метров. В 14.25 выход, затяжной подъем, у меня пошла кровь из носа, скорее всего из-за смены давления, остановил и пошли дальше, а в 18.40 были в приюте "Хижина Олейникова" (3700 метров). Подход к приюту по морене, немного по снежнику. Видны были следы лавин. Поставили палатку, нас предупредили о сильном ветре - недавно унесло туалет. Еще спрашивали, с какой целью идем на вершину, спонсорский флаг? Нет. От института? Нет, просто сами, просто на вершину. Все удивлялись, да еще Леха гитару с собой взял, тут ее давно никто не слышал. Здесь же познакомились с гидом Женей. Она нам показала и рассказала о маршрутах на восточную и западную вершины, о трещинах и разных предосторожностях. Еще сказала, что неделю обещают хорошую погоду! Самочувствие у нас хорошее. Эльбрус теперь предстал во всей красе! Сегодня он до вечера был открыт. В приюте одни иностранцы! Немцы, датчане, финны. Вечером немного посыпал снег, как белый молочный бисер рождался и тут же падал на нас! Ложимся спать, играем с Лехой на гитаре, здорово!

День четвертый (5 июля). Акклиматизационный выход

Восхождение на Эльбрус с севера

Решили сегодня сильно не напрягаться, прошли час по закрытому леднику вверх и спустились за 20 минут. Идем в связке, встретили группу, тоже на акклимуху. Они шли до скал Ленца. Поодиночке. Говорят нам такие: "Во, по всем правилам идут!" Да, мосты намело хорошие и вероятность провалиться мала, но мы не обратили внимания на них, и пошли дальше. Вернулись к приюту. Женя сказала, что зря не дошли до скал Ленца. Они находятся от 4600 до 5200. А мы поднялись примерно до 4200. У нас сегодня отдых, сказали мы ей. Если бы знали, что будет завтра, сегодня дошли бы до скал! Занимаемся готовкой, подготовкой, играем на гитаре. К восхождению готовился батюшка. Он благословил нас и других альпинистов на восхождение. Завтра на вершину! Ложимся спать то ли в шесть вечера, то ли в семь. Уснули около девяти.

День пятый. (6 июля). Восхождение

00.30. "С утра подъем, с утра! И до вершины бой!" - играло у меня в голове. На Эльбрусе хорошая погода. Готовим завтрак, варим компот, который берем с собой в термосе. Снаряжаемся. Леха берет гитару и в бой! Надеваем кошки, связываемся, одинокая связка пошла! Больше никто в этот день не совершал восхождений на Эльбрус, мы были одни, наедине с горой.

В 2.20 выход из лагеря. Мороз, ветра нет. Идем размеренно, самочувствие хорошее. Темно, слышу брякание железок и вижу свет фонаря друга - значит, еще не провалился. Идешь в готовности в любой момент зарубиться или провалиться. Вешки, какие светятся отражателем, какие находим по натоптанной тропе.

В 4.40 были на нижних скалах Ленца (4600). Скоро взойдет солнце и будет теплее! На скалах неожиданно поднимается ветер, дует прямо в лицо, снег залепляет очки, попадает в лицо. И так все восхождение. С другой стороны ветер надул хороший наст, и мы не шли по колено в снегу, как шли другие восходители до нас. Почему-то мы решили пойти не между грядами скал, как нам советовали, а вдоль правой гряды по ходу движения вверх. Теперь я вижу, что мы сделали хороший крюк, могли быть раньше на вершине. Сначала шли 20 минут, после чего останавливались на отдых. Ветер все время дул в лицо. От него прятались за скалами на привалах. Потом перешли на шаги, считали шаги, по двадцать вначале было нормально, а скала, что выше никак не хотела приближаться, вроде вот она, а нет, еще столько же надо пройти! Забавная игра, доберись до скалы! Вот небольшой ледовый участок, кошки ВЦСПС держат, а вот мой ледоруб ВЦСПС заточен плохо. Прошли. Дальше та же игра. За временем не наблюдаю уже давно. Эльбрус открыт, надо идти, вперед и вверх! Ветер в лицо. Верхние скалы Ленца 5200 м. Дыхание учащенное. Ветер. Снег. И все же красота! Решаем оставить всю снарягу. Берем ледорубы и идем на восточную, а там по самочувствию и погоде - на западную вершину.

Ориентир камень, вернее лава на высоте 5559 м. 10 шагов. Облокачиваюсь на ледоруб, дыхание учащенное, чувствую, что-то начинает сниться… глубокий вдох, я просыпаюсь. 10 шагов. Та же история. Будет Леха. Надо идти. Вспоминаю родных, близких, я вернусь! Дойду до вершины и вернусь! Силы на пределе. Очень тяжело. Я: "Ну что? Вниз?". Леха: "Нет, идем!". Идем. 10 шагов, дыхание как будто пробежал километр за 2.30 или километров 10 ускоренно. Вверх, а камень не приближается. Снег. Ветер. Друг. Мысли, что я вернусь, я и мой друг, мы вернемся, дойдем до вершины и вернемся! Я: "Ну что? Вниз?". "Да…" - задыхаясь, ответил Леха. Я, также задыхаясь, говорю, что надо идти, давай вместе считать шаги. Хотя самому уже ничего не хочется. Хочется спать и никуда идти. Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять. Отдыхаем. Отдых выглядит так: облокачиваешься на ледоруб, воткнутый в снег, голову на руку с ледорубом, отдышался и пошел. Стало уже тяжело идти по десять шагов. Мысли повернуть назад перемешиваются с мыслями "Мы дойдем! Мы вернемся!". Тяжелая внутренняя борьба. Сколько времени я уже не знал. Мы уже вошли в ритм 10 шагов, отдышка, 10 шагов, отдышка, 10 шагов, отдышка. И вдруг, совершенно неожиданно, вот она вершина! Вернее кратер! Радость охватила нас обоих, из последних сил мы обнялись! Идти вверх больше не надо! Солнце приветствовало нас, и даже ветер, казалось, стал тише! Идем искать самую высокую точку кратера, проходим жандарм за жандармом. Вот стоит пирамидка, я ее видел в отчетах! Это она! Вершина! 5621 м. Время 12.40. Мы понимали, что мы высоко, выше облаков, никто из нас двоих так высоко еще не был! Но мы еще понимали, что предстоит спуск. Пальцы без перчаток замерзают, быстро фоткаемся и идем вниз. Посмотрели на западную вершину, на тропу, идущую с юга, но нет, мало сил. Вниз.

Пробуем различные способы спуска, съезжаем, со страховкой ледорубом, на пендале, просто спускаемся. Гипоксия, голова тяжелая, идем как пьяные, ноги заплетаются. Дошли, наконец, до оставленного снаряжения. Связываемся и вниз. Идти в связке оказалось сложней, один падает и тянет второго - отдыхаем. Чувствую, снится, тепло, дом, мама, родные, близкие. Глубокий вдох и я просыпаюсь. Идем. Снова засыпаю. Теперь будет Леха, я весь в снегу. Он говорит, что мы оба уснули. Нельзя спать, нужно идти. Пока спускаемся, приходит понимание того, сколько прошли. Спускаться надоело, ничего не хочется, хочется сесть и уснуть… Нет! Надо идти. Бужу Леху. Идем пьяные, падаем, встаем, снова падаем, снова встаем, засыпаем, просыпаемся, идем. Когда же закончится спуск?! Когда же пойдем по горизонтали? Силы и физические, и психические на пределе. Вышли на закрытый ледник. Финишная прямая. Ветер теперь в спину, помогает идти, подгоняет. Ноги заплетаются, кошка за кошку цепляется, падаю. Встаю. Иду. Вот уже виден приют. На леднике гуляет человек. Спускаться еще много. Человек стал двигаться по направлению к нам. Это оказалась Женя! Напоила нас чаем прямо на леднике. Мы стоим шатаясь. Она помогла нам убрать снарягу и хотела даже понести рюкзак! Приготовила суп, накормила. Спасибо ей! Наконец-то, не надо никуда спускаться! Кто встречает, поздравляет с горой! Пришел теперь наш знакомый украинский гид Паша, поздравил, они сегодня до скал Ленца ходили. Мы пришли в лагерь около 17.30.

Играем на гитаре в хижине, отдыхаем. Разошлись около 12 ночи. Понимание, что мы взошли, приходит не сразу, постепенно. А пока пора спать!

День шестой. (7 июля). Грибы

Просыпаемся от того, что палатку прижимает к земле. Сильный ветер. Собираем палатку. Дуги погнулись, но не сломались. Завтракаем и обедаем за раз, аппетит хороший. Пришла Женя с восхождения вся замученная. Она спустила клиента. Напоили ее чаем, поиграли на гитаре. Собираемся и спускаемся через "грибы" - большие камни подточенные водой у основания. Полазали. Высота 3300 м. Высотный боулдеринг получается.

День седьмой. (8 июля). Джилысу

До обеда лазаем, играем на гитаре, поем песни! Благодать! Облака изредка проносятся мимо. Спускаемся дальше. У сезонного МЧС встречаем питерского гида, который говорит, что нас искала Женя и побежала дальше. Доходим до Джилысу - переводится, как "теплая вода" - до долины нарзанов. Там встречаем Женю, она думала, что мы уже уехали, идем на место, где ловит связь, звоним родным, заказываем трансфер на завтра. Кушаем в местном кафе, туристы только стали заезжать. КТО отменили! Напились нарзанов. Тут узнаем, что у Жени день рождения, из того, что было, собираем праздничный стол, играем на гитаре, поздравляем!

День восьмой. (9 июля). Трансфер

Восхождение на Эльбрус с севера

Встаем, собираемся. Всегда немного грустно уезжать. Такси, а именно Георгий, приехал раньше. Позавтракали, искупались в нарзановой ванне, наполнили нарзаном бутылки и термос. Пора. Нива хорошая машина. Георгий останавливается, чтобы мы попрощались с Эльбрусом. Прекрасный вид отсюда! Мы говорим до свидания, не прощай! И едем дальше! На дороге идут работы, нас пропускают. "Спасибо!" Дальше встречаем блокпост. Проверка документов. КТО отменили, но блокпост не снят. "Не страшно? Мама с папой переживают за вас, а вы лезете сюда" - говорит один военный. "В городе страшней!" - мы ему. Другой: "А мужиков бородатых с автоматами не видели?". "Нет, не видели!". Приехали на кисловодский вокзал. Кисловодск - красивый город, жаль не успеем погулять. Едем до Пятигорска. Устраиваемся за 300 р. в сутки в пансионате. Гуляем по городу тоже красивому. Завтра поезд. Завтра домой!

Спасибо всем, кто публикует свои отчеты, рассказы о походах и восхождениях!

Спасибо Евгении, Паше, Георгию, Валентину, мужичку, который помог собрать палатку в сильный ветер, местным жителям, Министерству Обороны за предоставленные берцы, всем, кто поддерживал и переживал и, конечно, Эльбрусу за то, что пустил!

Охотно отвечу на вопросы по восхождению: chets@rambler.ru

Добавлено: 31.08.2011 г.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея

• Ртутные лампы
  • Вывоз и утилизация ртутных ламп. У нас есть готовое решение