Регистрация

Главная > Горный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчёт о горном походе I к.с. по Северному Тянь-Шаню

Даты похода: 5-22 августа 2009 г.

Маршрут: Алматы - Медео - а/л Чимбулак - пер. Талгарский (н/к) - р. Лев. Талгар - пер. Молодая Гвардия (1Б) - р. Озёрная - пер. Озёрный (н/к) - р. Чон-Кемин - оз. Джасыл -Кёль - пер. Аксу Сев. (1А) - р. Чон-Аксу - пос. Григорьевка - Чолпон-Ата - Алматы.

Руководитель: Николаев А.П.

Ф.И.О. Г.р. Тур. опыт Обязанности
Николаев А.П. 1951 Пеш., горн., лыжн. I-IV, инструктор пеш. руководитель
Ильин Ю.А. 1986 Пеш., горн., лыжн. I-III Разработка и реализация маршрута
Стёпина О.Н. 1965 Пеш., горн. I-II Медик
Стерлигов П.А. 1986 Пеш., водн.,лыжн. I-III Завпит

05-06.08 - Перелёт Москва - Алматы

Прилетели в Алматы. Решаем вопросы размещения и регистрации. После докупаем необходимые продукты и газ (с газом возникла проблема, хотя нам и говорили, что можно найти любые баллоны, но ковеевского не оказалось и даже не ожидалось поставок в ближайшие месяцы. Хорошо удалось купить переходники к ковеевским горелкам на отечественные штыревые баллоны). После обеда переезжаем повидать друзей в пос. Фабричный в ДОЛ "Связист".

07.08 - Водопад на реке Узын-Каргалы

По совету друзей в качестве акклиматизации совершаем прогулку в долину р. Узын-Каргалы на водопад. В 8:00 выезжаем на машине из лагеря в южном направлении к посёлку Фабричный. Проезжаем его и движемся по грунтовой дороге в южном направлении вдоль реки Узын-Каргалы до ворот - входа в Национальный парк. Дальше движемся пешком по дороге по левому берегу реки. Через 500 м проходим сейсмостанцию и ещё через 500 метров подходим к мосту. Здесь дорога раздваивается и идёт по обоим берегам. Переходим на правый берег (к водопаду нужно идти по правому берегу, хотя дальше будет селевая плотина, но на неё тоже удобнее подниматься по правому берегу) и через 700 метров начинаем подъём на селезащитную плотину. После плотины дорога поворачивает налево к дому стоящему на возвышенности, а вдоль реки в северном направлении идёт хорошо набитая тропа. Через 1,5 км переходим через приток, дальше тропа идёт вдоль реки в ю/з направлении. По словам местных на этом притоке тоже есть небольшой водопад, но никаких следов тропы к нему мы не обнаружили. Через 2,5 км тропа выводит ко второму притоку и поворачивает на ю/в. Идём по тропе вверх по притоку, через 700 м тропа выводит к притоку и кончается. Перед нами живописное узкое скалистое ущелье. Дальше по камням переходим через приток. И поднимаемся вверх по ручью, периодически переходя по камням или вброд с одного берега на другой. Через 150 метров выходим к водопаду (фото 1). Вернувшись к реке Узын-Каргалы, обедаем и возвращаемся обратно той же дорогой.

08.08 - Алматы

Вернулись в Алматы. Осматриваем город, готовимся к выходу на маршрут.

09.08 - Алматы - Чимбулак

На автобусе доезжаем до Медео. На Медео нам предлагают за 5000 тенге доехать до Чимбулака, решаем подниматься сами. Подъём по лестнице на плотину занял 40 минут. Далее по асфальтовой дороге поднимаемся до Чимбулака (около 5 км) по дороге проходим трубу, из которой течёт минеральная вода (сюда приезжают принимать "душ"). Подъём до Чимбулака интереса не вызывает: из-за асфальта очень жарко, мимо постоянно проносятся автомобили. Дойдя до гостиницы, решаем найти место для обеда. Однако погода портится, и решаем зайти в кафе около гостиницы. Из-за погоды и недостаточной акклиматизации решаем дальше не подниматься. Узнаём у администрации, где можно встать с палаткой и встаём чуть выше входа на подъёмник. Воду берём в кафе, удалось насобирать дров (в основном старые доски).

10.08 - пер. Талгарский - р. Лев. Талгар

Так как я ни разу не поднимался на подъёмнике, да и вчерашний подъём был тяжеловат, решаем часть подъёма на перевал преодолеть на подъёмнике. В 10:00 с началом работы подъёмника покупаем билеты на 2 секции подъёмника по 600 тенге за каждую, третью решаем подниматься сами. За 40 минут добираемся до начала 3ей секции. После чего продолжаем подъём по тропе и за полчаса поднимаемся на перевал (фото 2). С перевала начинаем спуск по тропе в восточном направлении. Спускаемся по травянистому склону до небольшой каменистой осыпи, под которой течёт ручей. Переходим осыпь, далее тропа идет в с/в направлении и выводит к характерному камню на границе зоны леса (пер. Мал. Талгарский). Спуск с перевала до камня занял один час. От камня тропа сворачивает на ю/в и круто спускается вниз к р. Лев. Талгар (фото 3). В зоне леса тропа начинает идти серпантином и местами достаточно крутая. За 2 часа вышли к р. Лев. Талгар. Здесь есть места для стоянок, дрова и чистый ручей. Обедаем. После обеда идём по тропе по лесу вдоль р. Лев. Талгар в южном направлении. Сначала тропа хорошо заметна, но потом пересекает селевой поток, здесь с помощью туров находим продолжение тропы. Погода начинает портиться. Через 45 минут проходим место для стоянки, а через 15 минут ещё не большая полянка с местами для стоянки. Через 20 минут пересекаем по мостику ручей и через 100 метров встаем на ночёвку. Здесь много мест под палатки, есть дрова, вода в ручье, оборудована скамейка и стол. Начинается проливной дождь.

11.08 - М/с - р. Туристов

Выходим достаточно поздно. Предварительно пообщавшись с группой, стоящей рядом (которую оштрафовали пограничники), и группой идущей навстречу. Из разговоров решаем не торопиться и посмотреть побольше в этой долине. Двигаемся на юг по тропе. Через 40 минут тропа выходит из леса к реке и идёт вдоль неё. Через 20 минут тропа выходит на селевой поток и дальше движемся по осыпи вдоль туров. Туры можно найти как вдоль реки, так и выше по склону (более короткий путь). Здесь лес кончается (лишь выше по склону можно встретить несколько отдельно стоящих деревьев). Ещё через сорок минут выходим к характерной запруде на реке. Здесь тропа вдоль левого берега запруды поднимается круто вверх по склону в лес (фото 4). 15 минут поднимаемся вверх, а дальше тропа идёт крутым левым берегом и через 20 минут выводит к панораме "Солнечной поляны" (фото 5). Далее тропа спускается вниз на солнечную поляну. Здесь можно найти немного дров, места под палатки и чистую воду. За 25 минут пересекли поляну. В конце поляны обнаружили рядом с тропой костровище, сначала решаем пообедать, но время и более хороший лес впереди, вынуждают нас потерпеть с обедом. Однако поднявшись по тропе в лес на склоне, находим лишь удобные места для обеда, но воды рядом нет. Полчаса ищем рядом воду и одновременно пережидаем мелкий дождик. Далее движемся по тропе и выходим из леса на пологую террасу и ещё через 300 метров спускаемся с неё к месту разлива р. Лев. Талгар. Здесь долина реки значительно расширяется. Погода начинает ухудшаться (фото 6). Становимся на обед. В качестве дров используем растущий рядом рододендрон. Воду, к сожалению, приходиться брать из Талгара и отстаивать. Через 20 минут начинается гроза. Гроза длится около часа, а потом снова появляется солнце. Продолжаем движение по тропе на юг. Через 40 минут тропа пресекает ручей и начинает уходить на юго-восток в сторону долины р. Туристов (на пер. Туристов). К сожалению, мы пропустили нужное ответвление тропы в южном направлении к истоку реки Лев. Талгара. Решаем, не теряя высоты, встать поближе у р. Туристов и с утра её перейти. Место стоянки выбираем у огромного камня рядом с тропой (фото 7). Здесь любят останавливаться многие туристы, что подтверждается огромным количеством мусора под камнем. Воду берём из р. Туристов в 100 м на юг. Ночью снова идёт гроза с сильными порывами ветра.

12.08 - М/с - Под пер. Молодая Гвардия

Плохая погода продолжается и с утра, поэтому решаем переждать. В 12 часов выходим с места стоянки в южном направлении к р. Туристов. Через полчаса нашли удобное место, и перешли реку вброд (фото 8). Продолжаем движение в южном направлении к каменистой осыпи и через 20 минут выходим на тропу маркированную турами. Поднимаемся на осыпь и двигаемся по осыпи, ориентируясь по турам (фото 9). Через час направление меняется на юго-восточное. Встречаем группу, спускающеюся с перевала Молодая Гвардия, они нам рекомендуют держаться на подъёме средней морены и заночевать у озера на морене под перевалом. Руководствуясь этим советом, перебираемся на левый берег и взлезаем на морену. Вдоль морены так же идёт маркированная турами тропа. Правда местами тропа пропадает, и приходиться искать туры. Через 20 минут выходим к огромной морене и обходим ее, оставляя слева. Через полчаса проходим морену (фото 10), здесь тропа хорошо просматривается и поднимается в ю/в направлении. Через полчаса подъёма выходим к панораме ледника Дмитриева. Продолжаем в ю/в направлении траверсировать левый склон долины Лев. Талгара (фото 11). Движение происходит по осыпи (как крупной, так и мелкой), по турам ориентироваться трудно: они то исчезают, то появляются, то значительно выше, то наоборот ниже. Через 20 минут пересекаем ручей, но мест для стоянки найти не удаётся. Через 20 минут пересекаем ещё один ручей и метрах в 150 чуть ниже по склону обнаруживаем место под две палатки рядом с огромным камнем (фото 12). Останавливаемся на ночёвку. Здесь немного оборудованы ветрозащитные стенки из камней, а воду берем из ручья, который перешли.

13.08 - Пер. Молодая Гвардия

С места стоянки выходим в 7:30 и движемся вниз (на ю/в) к леднику Дмитриева. В 8:10 выходим на ледник и движемся к срединной морене (ледник открытый, трещин немного). Решаем, что подъём по срединной морене будет очень длительным, движемся вдоль морены краем ледника на восток и через 20 минут в удобном месте поднимаемся на левобережную морену (в северо-восточном направлении) (фото 13). Через полчаса поднялись и продолжили движение по осыпи в с/в направлении к леднику Советских альпинистов (фото 14). И через 15 минут подошли к небольшому озеру у начала ледника советских альпинистов. Ледник закрытый, но описан как без трещин (по словам встреченной, нами вчера группы должна быть тропа по свежему снегу на перевал). Обходим озеро (оставляя его слева) и начинаем подъём по леднику сначала в северном направлении, а потом в с/в ориентируясь на незаснеженную морену посредине ледника (фото 15). За полтора часа дошли до морены, отсюда видно следы на снегу левее морены. (Они уходят вниз почти левым краем ледника, сверху кажется, что наиболее рационально подъём на перевал было осуществлять продолжением вчерашнего траверса с места стоянки. На этом же пути показалось что-то напоминающее небольшие озёра, про которые, наверно, и говорила встреченная группа). Далее подъём осуществляем по морене. Пройдя морену, выходим на следы на снегу и снова движемся по леднику. Через 30 м крутизна склона (35?) не позволяет подниматься без кошек, рубим ступени (фото 16). Через 50 м снова возможно двигаться без кошек. При подъёме придерживаемся правого склона (относительно движения вперёд), слева с перевала свисают снежные карнизы. За 1.5 часа поднялись на перевал от морены. Спуск начинаем в восточном направлении правым краем ледника (закрытого) по осыпи (фото17). По леднику идти трудно периодически проваливаешься по пояс в снег. Через 1.5 часа спуска встали на обед около небольшого ручейка. После обеда спускаемся по осыпи без тропы и туров, быстро спускаться не получается, периодически приходиться набирать и сбрасывать высоту выбирая оптимальный путь. Мест для стоянок так же немного (в основном из-за отсутствия воды) Через 2.5 часа встречаем озеро, но мест для палаток рядом нет. Через полчаса погода начинает портиться, решаем искать место для ночёвки. В низу уже видно зелёнку, но до неё уже не добежать. Через 20 минут находим ручей, а в 30 метрах ниже него расчищаем место под палатки (фото 18). Погода окончательно испортилась, и мы оказались в тумане.

14.08 - М/с- пер. Озёрный - р. Юго-западный Талгар

В 9:00 выходим с места стоянки. Погода отличная. Решаем, что если пограничники развернут, пойдем на оз. Бол. Алмаатинское, а если нет, то через пер. Озёрный в долину р. Чонг-Кемин и на оз. Джасыл-Кёль. Спускаемся в западном направлении по каменистой осыпи. За 1.5 часа спустились до зеленки, и вышли к р. Озёрная. На правом высоком берегу ощущается, что идёт дорога (чтоб избежать встречи с пограничниками, решаем идти вдоль речки в южном направлении, не забираясь на дорогу). Через полчаса движение вдоль речки становиться неудобным, поднимаемся на левый берег р. Озёрная и выходим на дорогу (фото 19). По дороге идти легко, подъём на перевал совсем не ощущается. Через 40 минут вышли на перевал. Ещё через 1.5 часа движения по дороге встаём на обед за каменной осыпью, которая вплотную подходит к дороге. Воду взяли в небольшом чистом ручье, воспользовались остатками чьих-то дров. Дорога продолжает идти правым (географическим) берегом, но р. Кёль-Алматы. На противоположном берегу также просматриваются тропы. После обеда за 40 минут по дороге вышли к долине р. Чонг-Кемин, однако, чтобы спустить непосредственно на берег реки дорога начинает идти серпантином. После 3-х петель серпантина решаем спускаться по склону перпендикулярно р. Чонг-Кемин к характерному автомобильному следу, отходящему в самом низу от основной дороги и идущему к берегу реки. За 45 минут спустились к р. Чонг-Кемин и пошли по тропе в восточном направлении. Здесь нам уже встретились киргизы из ближайшего коша. Они сообщили, что мы уже в Киргизии, и что пограничники ловят в основном в районе р. Чилик, предложили кумыса по 500 тенге за 1.5 л. Через полчаса перешли в брод р. Кёль-Алматы. Через 20 минут встали на берегу р. Ю-З. Талгар. Воду берем из р. Ю-З. Талгар.

15.08 - р. Ю-З Талгар - под пер. Сев. Аксу

С м/с выходим в восточном направлении в 9:00, пересекаем р. Ю-З Талгар. В это время уже много воды и сильное течение, проходим по 2 человека со страховкой альпенштоками (фото 20). Далее идём по широкой ровной террасе правого берега р. Чонг-Кемин, собираем вдоль дороги шампиньоны и через 1,5 часа (5 км) выходим к месту, где из морены берёт своё начало р. Чонг-Кемин (фото 21). Поднимаемся на морену и, оставив рюкзаки, продолжаем движение по тропе на восток к озеру Джасыл-Кёль. Через 20 минут открывается панорама озера и Чилико-Кеминской перемычки за ним (фото 22). Далее тропа спускается вниз к озеру. Возвращаемся к рюкзакам и по морене переходим на левый берег р. Чонг-Кемин. Идём по тропе левым берегом в западном направлении (фото 21). В месте впадения р. Зап. Аксу в р. Чонг-Кемин (через 4 км) тропа поворачивает на юг и идёт правым берегом р. Зап. Аксу. Поднимаемся по хорошей тропе, через час останавливаемся на обед в месте, где каменистая осыпь вплотную подходит к руслу реки. Воду берём из небольших чистых лужиц рядом с рекой. После обеда продолжаем движение в южном направлении по тропе, однако, очень быстро тропа кончается и подъём осуществляем по осыпи сначала по средней, а потом уже и по крупной. Ориентируемся по турам, местами участки напоминающие тропу. Через час выходим к месту, где сливаются два крупных притока, образующих р. Зап. Аксу. Спускаемся с осыпи и выходим на небольшой равнинный участок. Здесь есть места, расчищены под палатки. Останавливаемся ночевать. Воду берём из небольшого ручья текущего вдоль осыпи, с которой мы спустились.

16.08 - М/с - пер Сев. Аксу - р. Чонг-Аксу

С м/с выходим в южном направлении, ориентируясь по турам, поднимаемся по каменистой осыпи. Через 40 минут проходим ещё одно место для стоянки (расчищены места под палатки, но чистой воды рядом не видно). Ещё через час подъёма по осыпи туры теряются, спускаемся к р. Зап. Аксу и через 500 метров обнаруживаем у начала ледника ещё одно место для стоянки, уже с чистой водой в ручье. Поскольку туров больше не видно решаем дальше подниматься по леднику (фото 22). Ледник открытый и пологий, местами переходим небольшие ручьи. Движемся ближе к правому краю ледника. Через 1,5 часа подъёма по леднику выходим к правому краю ледника (на восток) в поисках места, где можно уйти с ледника и начать подъём на перевал С. Аксу. Однако здесь оказывается широкая трещина (рантклюфт) с мощным потоком в ней (фото 23). Движемся вдоль неё в южном направлении и через 300-500 метров находим сужение (около 1 м) и аккуратно перепрыгиваем через трещину. Поскольку попытки увидеть тропу на перевал с ледника особым успехом не увенчались, а лишь было высказано пару предположений, то решили подниматься в ю/в направлении по мелкой осыпи, траверсируя склон. Через 20 минут вылезли на небольшую площадку с признаками присутствия людей. Небольшая разведка показала, что чуть выше (30 метров) идёт набитая тропа на перевал. Тропа идёт траверсом склона сначала в ю/в направлении, а потом восточном (фото 24). За 1.5 часа поднялись на перевал. Подъём не тяжёлый (некрутой долгий набор высоты). Спускаясь с перевала, тропа пересекает небольшой снежник и дальше идёт траверсом левого склона (Фото 25). За 40 минут спустились по тропе к зелёнке. Ещё через час спускаемся к р. Чонг-Аксу, здесь тропа переходит на правый берег. Встаём на ночёвку.

17.08 - М/с - летнее киргизское поселение

Около стоянки переходим реку вброд. И движемся в северном направлении по хорошей тропе. Тропа идёт по берегу, в местах прижимов траверсирует склон, а вдоль каменных осыпей расставлены туры. Через 2 км река, а вместе с ней и тропа, поворачивает на восток (азимут 100°). Через 5 км встречаем киргиза на лошади. Он предлагает за 300 сом погрузить все рюкзаки на лошадь. Мы соглашаемся и продолжаем движение по хорошей тропе с лёгкостью. За 1.5 часа доходим до первого коша. Здесь уже появляется лес на склонах и от коша вниз ведёт грунтовая дорога. Продолжаем движение по дороге и за полчаса доходим до большого скопления кошей. Здесь живут несколько семей. Чуть ниже по дороге есть продуктовая лавка. Есть пара автомобилей (есть возможность договориться уехать). Остановились у кошей киргиза, который подвёз наши рюкзаки и за 1000 тенге были приняты на небольшой обед. Решив договориться на утро с машиной, заночевали на выделенной нам всё теми же киргизами полянке на берегу реки (фото 26). Воду берём из речки, за дровами можно подняться в лес.

18.08 - М/с - Чолпон-Ата

С утра продолжаем договариваться с водителем УАЗа. До Чолпон-Аты он просит 200 долларов. Решаем доехать до Григорьевки, а дальше на автобусе к Иссык-кулю. В Григорьевке столкнулись с ситуацией, что кроме сомов в магазинах ничего не хотят брать, аналогично и с автобусом. Удалось договориться поменять небольшое количество долларов на сомы. Потом удалось поймать машину с русским водителем, который за 200 сом довёз до Чолпон-Аты и даже пристроил на ночёвку к знакомым.

19.08 - Чолпон-Ата

Осматриваем окрестности Чолпон-Аты и Иссык-Куля.

20.08 - Переезд в Алматы

21.08 - Алматы

22.08 - Алматы - Москва

Координаты для GPS

(использовали при прохождении Datum, WGS 84)

Добавлено: 05.12.2010 г.

07. Место стоянки у р. Туристов

Брод через р. Туристов
08. Брод через р. Туристов

Подъём по осыпи после брода через р. Туристов
09. Подъём по осыпи после брода через р. Туристов

Подъём вдоль морены
10. Подъём вдоль морены

Панорама ледника Дмитриева. Движение по осыпи вдоль ледника
11. Панорама ледника Дмитриева. Движение по осыпи вдоль ледника

Место стоянки под пер. Молодая гвардия
12. Место стоянки под пер. Молодая гвардия

Стоянка у кошей
26. Стоянка у кошей

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея