Отчет о горном туристском походе I к.с. по Центральному Тянь-Шаню

Дата: 25 июля - 19 августа 2004 г.

Руководитель: Чегаева Т.В. (Москва)

I. Справочные сведения о походе

Общие сведения

1. Учреждение: Центр внешкольной работы "Митино" СЗОУО г. Москвы
  2. Округ: Северо-Западный
  3. Район похода: Центральный Тянь-Шань
  4. Вид туризма: горный
  5. Категория сложности: первая
  6. Маршрут: Москва-Бишкек-пос.Теплоключинка-р.Кельдыке Восточная-пер.Алакуль(1А; 3600)-оз.Алакуль-пер.Панорамный(1А; 3500)-р.Культор-пер.Телеты(1А; 3600) -р.Джеты-Огуз - пер.Арча-тор(1А; 3700)-р.Чон-Кызыл-Суу - Покровка - Иссык-Куль - Бишкек - Москва
  7. Протяженность: 130 км
  8. Продолжительность: Общая: 26 дней (от Москвы до Москвы);
  9. Активной части: 15 дней (в т.ч. 3 дневки)
  10. Сроки похода: 25 июля -19 августа 2004 г.
  11. Маршрутная книжка: № 177-04/3-132

№ п/п Фамилия, имя Г.р. Туристский опыт Обязанность
1 Чегаева Татьяна 1970 4 КС (У), З. Саян. 2 КС (Р), Алтай. 2КС (Р) Сев. Тягь-Шань руководитель
2 Соколова Людмила 1983 2КС (У), Сев. Тянь-Шань. 3 КС (У), Алтай. 1КС (Р), Сев. Тянь-Шань зам руководителя
3 Панов Юрий 1983 3КС (У), Сев. Тянь-Шань пом руководителя
12 Алексашин Иван 1988 1КС (У), Алтай завхоз

II. Характеристика района похода

Географическая характеристика

Тянь-Шань - горная система в Средней и Центральной Азии, расположенная на территории Казахстана, Киргизии, Китая и Узбекистана. Всю эту систему делят на четыре части относительно озера Иссык-Куль. Центральный Тянь-Шань находится южнее и восточнее Иссык-Куля и включает в себя хребет Терскей Алатау (Терскей Ала-Тоо), горные массивы Куйлю и Акшийрак, а так же самый мощный на Тянь-Шане узел оледенения - массив пиков Победы (7439м) и Хан-Тенгри (7010м), хребты Сары-Джаз, Каинды, Иныльчектау.

Климат Центрального Тянь-Шаня резко-континентальный. Долины вблизи озера Иссык-Куль имеют среднюю температуру августа около 20°С; при подъеме на каждые 100 м средняя температура убывает на 0,6-0,7°С, на вершинах горных хребтов и перевалов температура днем падает до 0°С и ниже.

Для Центрального Тянь-Шаня характерны ландшафты альпийского типа: гребни, подчеркнутые ледниками и снежниками. Это ландшафты верхнего гляциально-нивального (снежно-ледового) пояса. Ниже, на высотах 2000-3000 м располагается горный лесо-лугово-степной пояс. Для него характерно чередование массивов тянь-шаньской ели (ели Шренка) с участками лугов и луговых степей субальпийского типа.

Туристские возможности

В переводе с китайского "Тянь-Шань" означает "небесные горы", и, уверяем вас, как очевидцы, это не случайно!!! Так что туристскими возможностями района настоятельно рекомендуем воспользоваться.

Для Терскей-Ала-Тоо наиболее характерны горный туризм и альпинизм Возможно проведение горных походов 1-5 КС. Центральный Тянь-Шань отличается значительной высотой перевалов и вершин, мощным оледенением Однако, можно составить красивые и интересные маршруты невысокой категории сложности.

Если говорить о других видах туризма, то нужно отметить попытки проложить лыжные маршруты. Горнолыжный туризм имеет центры в Киргизском хребте (окрестности Бишкека), рядом с юртовым лагерем "Тихая бухта". Представители фирмы британско-киргизской фирмы "Dostuck-trekking", с которой мы сотрудничали по вопросам переездов и размещения забросок, приглашали нас кататься на горных лыжах.

Автодороги позволяют развивать велосипедный и автомототуризм

Думаем, что возможна и разработка конных маршрутов, так как традиционным видом деятельности киргизов является коневодство.

Оптимальными сроками туристских путешествий на Центральном Тянь-Шане следует считать период с 1 июня по 30 сентября, а наиболее благоприятными - с 15 июля по 31 августа.

Транспорт

Исходные пункты большинства походов по Центральному Тянь-Шаню:

- г. Бишкек, имеющий авиационное, железнодорожное и автобусное сообщение.

Время в пути от Москвы до Бишкека при путешествии поездом - 75 часов 18 мин. Поезд Москва-Бишкек ходит 2 раза в неделю и преодолевает 2 границы: с Казахстаном и Киргизией. (Это требует тщательного внимания к личным документам). Стоимость проезда в купе 2300 рублей (с учетом групповых скидок), в плацкартном вагоне - 1500 рублей.

Время в пути от Москвы до Бишкека при путешествии самолетом - 4 часа. Стоимость билета около 200 долларов США. Точная сумма зависит от рейса, авиакомпании, индивидуальных скидок. В частности молодежных ( для людей до 30 лет).

- г. Пржевальск, также имеющий авиационное, железнодорожное и автобусное сообщение. Возможен также заезд через г. Алма-Ата, т.е. через территорию Казахстана.

Подъезды

Основные подъезды и подходы по долинам рек, впадающих в озеро Иссык-Куль (ок. 50 км). По долинам рек Джеты - Огуз, Каракол, Чонг-Кызыл-Суу и др. походят автодороги, которые через перевалы Барскаун и Тюз-Ашуу пересекают Терскей-Ала-Тоо.

Мы выезжали к начальной точке маршрута автобусом из г. Бишкека, который был заказан в ОсОО СК "Dostuck-Trekking", занимающейся организацией обеспечения туристских групп. Так же нам был предоставлен транспорт для транспортировки багажа и продуктов для забросок. Эта же компания организовывала наше проживание на оз. Иссык-Куль. (См адреса туристских организаций).

Мы добирались до пос. Теплоключенка (Аксу), от которого начинался наш маршрут, предоставленным нам автобусом Время в пути - 7-8 часов!

Организация заброски

Заброска была организована, как уже было сказано, так же с помощью компании "Dostuck-trekking". Автобусы и машины, которые доставляли другие группы нашего клуба к начальным точкам, отвезли наши коробки в необходимые долины: долину реки Каракол, где находится альпинистский лагерь, который хранил одну из наших забросок, и долину реки Джеты-Огуз, где заброска была оставлена в юртах местных жителей.

Городская заброска с продуктами на обратный поезд хранилась в г. Бишкеке на складе компании "Dostuck-Trekking".

Запасные и аварийные варианты маршрута

1. Река Культор - река Каракол - Пржевальск (сейчас - поселок Каракол)
  2. Река Телеты или ур. Асантукум - река Джеты-Огуз - поселок Джеты-Огуз

Медицинские пункты, магазины

Бишкек - крупный город с развитой торговой сетью. Здесь можно купить практически все. Работают телеграф и телефон. Здесь же можно рассчитывать на полноценную медицинскую помощь.

Обитатели юрт и альплагерей предлагают небольшой, но приятный, ассортимент продуктов: лепешки, мед, молоко, айран; иногда варенье или картофель. В альплагере "Каракол" есть врач.

В поселках на берегу оз. Иссык-Куль торговля находится в некотором упадке, но необходимые продукты питания все же можно найти в магазинах. Кроме того, мы проживали на территории юртового лагеря "Тихая бухта", которая обеспечивается фирмой "Dostuck-trekking", и, фактически, продукты могут быть привезены по заказу.

Экскурсионные объекты и достопримечательности

В числе достопримечательностей района, которые встречались по нитке маршрута, следует отметить несколько небольших каровых озер и одно относительно большое завальное озеро Алакуль в ущелье правого притока реки Каракол. А так же долины рек, отличающиеся в этом районе своей живописностью: скальные каньоны, водопады на бортах, ледники и вершины в верховьях…

Конечно же, нельзя упускать из виду возможность посетить горячие целебные источники в долинах рек Арашан и Чон-Кызыл-Су. Это так называемые народные курорты, но есть и государственный на реке Аксу.

Иссык-Куль, обрамленный горами, удивительно красив, и стоит оставить время на то, чтобы просто искупаться, посидеть на берегу, загорая или поглощая купленные за копейки (по московским меркам) дыни, арбузы, абрикосы, походить вдоль озера.

Фирма "Dostuck-trekking" предлагает от "Тихой бухты" на берегу Иссык-Куля несколько экскурсий: на целебные источники (но мы уже были на источниках), к водопадам, и в природный комплекс, который местные жители называют "Сказка". Экскурсии занимают от 3 до 6 часов, по возможностям и желанию клиентов, стоимостью 80-150 рублей с человека. Размер группы может варьироваться от 5 до 25 человек. Мы выбрали "Сказку" и не ошиблись! Это комплекс разноцветных выходов горных пород самых причудливых форм! В них можно легко увидеть сказочных персонажей или животных. Можно представить себя индейцем или папуасом, настолько необычно выглядит пейзаж.

В Бишкеке, как в любом другом крупном городе, столице государства, желающие без труда могут посетить краеведческие, художественные и другие музеи, пройтись по магазинам, скоротать время в разного рода пунктах общественного питания.

Вот адреса некоторых из музеев Бишкека:

Кыргызский Национальный Музей изобразительных Исскуств им Г. Айтиева Музей ул. Советская, 196 т. 661450, 661742, 661623
Государственный Мемореальный Дом–музей имФрунзе Музей ул. Фрунзе, 364 т. 660604, 660607
Кыргызский Государственный Исторический музей Музей Площадь Ала–Тоо т. 225730, 225599, 660758
Союз художников Кыргызстана Галерея Проспект Чуй, 108 т. 225468, ф. 661356
Кыргызское государственное художественное училище им С.Чуйкова Галерея ул. Орозбекова, 6 т. 664548
ААА Галерея (Кыргызско–Российский Славянский университет) Галерея ул. Киевская, 44 т. 226407, ф. 282776
Дом–музей скульптора Ольги Мануиловой Дом–музей ул.Тыныстанова, 108 т. 66–11–74
Дом–музей Семена Чуйкова Дом–музей ул.Чуйкова, 87 "а" т. 66–06–34

Адреса туристских организаций

В настоящее время в Киргизии работает целый ряд частных туристических фирм, которые оказывают услуги туристским группам с разными запросами и финансовыми возможностями. Мы взаимодействовали с одной из них, "Dostuck-trekking", чем остались довольны.

Адрес ОсОО СК "Dostuck-trekking":

Кыргызская Республика, Бишкек 720005, ул. 18 линия, 42/1, тел.: 996 312 545455, 540237, факс: 996 312 545455

Директор фирмы - Щетников Николай Николаевич

Электронный адрес - dostuck@saimanet. kg; dostuck@ eclat. kg; http//www. dostuck.com.kg

Нам не удалось обнаружить сведений о каких - либо государственных туристских организациях современной Киргизии типа КСО, Совета по туризму или экскурсионных бюро.

Некоторые дополнительные советы и рекомендации

Люди в районе, в целом, доброжелательны.

В некоторых долинах зафиксированы случаи краж, о чем предупреждают жители альплагерей и юрт.

В долине р. Каракол с нас пытались взять оплату за пребывание на территории долины: 20 сом за костер, 100 сом за человека, 10 сом за палатку. Однако, никаких официальных документов предъявить не смогли (хотя возможно они существуют). Мы предъявили леснику (?) маршрутные документы, как организованная группа, но платить отказались.

Представители фирмы "Dostuck-trekking" предостерегали нас от общения с бишкекской милицией, ибо были зафиксированы случаи подбрасывания наркотиков иностранным гражданам, за что потом этим гражданам приходилось платить немалый штраф. Поэтому от прогулок по Бишкеку в одиночку лучше отказаться.

Еще раз следует напомнить, о том, что переезд через границу, хотя и не требует заграничных паспортов, тем не менее, предъявляет дополнительные требования к документам:

- нотариально заверенные доверенности от родителей детей, не имеющих паспортов на имя руководителя;

- все дети, достигшие 14-летнего возраста должны иметь паспорт.

Пребывание на территории Киргизии требует регистрации. Регистрация стоит 3 доллара США за 1 человека. Регистрацию можно оформить через ряд Киргизских фирм, выслав предварительно паспортные данные всех участников и деньги. Мы для оформления регистрации пользовались услугами фирмы "Dostuck-trekking".

Людмила Соколова

III. График движения

День пути Участок маршрута Км Ходовое время Способ передви-жения Препятствия Набор (сброс) высоты Перепад высот
  Москва – Бишкек – Каракол – пос. Ак–Суу, п. Ак–Суу – п.Лесное – дол. р. Арашан 4 1ч. 50 мин. Поезд, автобус. Пеш.   –40, +80 120
1-2 Приток р. Арашан – курорт Алтын – Арашан 19,5 4 ч. 20 мин. Пеш.   80 80
3 Р. Арашан – пер. Урал (1А; 4000) – р. Ийри –Тер 7,2 6ч. 54 мин. Пеш. Пер. Улар (1А; 4000) (1А; 4000) +800, –400 1200
4 Р. Ийри –Тер – р. Арашан. – р. Кельдыке Вост. 11,8 4 ч. 10 мин. Пеш.   –240 240
5 Р. Кельдыке Вост.–под. Пер Алакуль(1А; 3600) 5 4 ч. 40 мин. Пеш.   800 800
6 Перевал Алакуль (1А; 3600)– оз. Алалакёль 5,4 4ч. 52 мин. Пеш. Пер. Алакуль (1А; 3600) +400, – 400 800
7 Пер. Панорамный (1А; 3500) 8,2 3ч. 55 мин. Пеш. Пер. Панорамный (1А; 3500) +320, –1300 1620
8 Дневка
9 Под пер. Телеты 5 3 ч. 17 мин. Пеш.   800 800
10 Пер. Телеты (1А; 3600) – р. Телеты Зап. 9,1 5ч. 11 мин. Пеш. Пер. Телеты (1А; 3600) +560, –1000 1560
11 Дневка
12 Подход под пер. Арчатор (1А; 3700) 10,7 4ч. 45 мин. Пеш.   +500, –120 620
13 Пер. Арчатор ( 1А; 3700) – р. Чон – Кызыл – Суу 12,4 4ч. 48 мин. Пеш. Пер. Арчатор (1А; 3700) +840, – 1080 1920
14 Дневка
15 Р. Чон–Кызыл–Суу – п. Покровка 15 3 часа Пеш.   –240 240
  п. Покровка – оз. Иссык–Куль (отдых на Иссык–Куле) оз. Иссык–Куль– г. Бишкек     автобус
  Бишкек– Москва     Поезд

Общая протяженность маршрута* - 134 км

Суммарное ходовое время - 47 часов 42 мин.

Суммарный перепад высот - 10 000 м

*с учетом коэффициента 1,2

Таблица метеонаблюдений

Дата Время суток Температура воздуха, °С Направление ветра Вид облачности Осадки
30.июл утро 15 СВ Перем обл.
день 21 СВ Облачно Кратковременный дождь
вечер 13 СВ Перем обл.
31.июл утро 9 СВ Перем обл.
день 20 З Перем обл.
вечер 13 З Пасмурно Моросящий дождь
01.авг утро 10 ЮЗ Перем обл.
день 8 ЮЗ Перем обл.
вечер 13 ЮЗ Облачно Кратковременный дождь
02.авг утро 7 ЮЗ Пасмурно Моросящий дождь
день 15 ЮЗ Перем обл.
вечер 12 ЮЗ Перем обл.
03.авг утро 21 ЮЗ Перем обл.
день 23 ЮЗ Перем обл. Дождь
вечер 9 ЮЗ Перем обл.
04.авг утро 8 ЮЗ Ясно
день 22 ЮЗ Перем обл.
вечер 10 ЮЗ Перем обл.
05.авг утро 9 ЮЗ Ясно
вечер 13 ЮЗ Перем обл.
06.авг утро 13 ЮЗ Перем обл.
день 25 ЮЗ Перем обл.
вечер 12 ЮЗ Перем обл. Дождь
07.авг утро 12 ЮЗ Ясно
день 15 ЮЗ Перем обл. Кратковременный дождь
вечер 8 ЮЗ Облачно
08.авг утро 13 СЗ Ясно
день 19 СЗ Перем обл.
вечер 10 СЗ Перем обл.
09.авг утро 12 СЗ Ясно
день 17 ЮЗ Перем обл.
вечер 10 ЮЗ Облачно Дождь
10.авг утро 12 ЮЗ Перем обл.
день 19 ЮЗ Перем обл. Дождь
вечер 9 З Перем обл.
11.авг утро 13 З Ясно
день 14 З Перем обл.
вечер 12 СЗ Пасмурно Град
12.авг утро 14 СЗ Перем обл.
день 21 СЗ Перем обл.
вечер 10 СЗ Перем обл.
13.авг утро 9 СЗ Ясно
день 22 СЗ Ясно
вечер     Ясно

IV. Техническое описание маршрута

Пояснения к техническому описанию маршрута.

1. Описание каждого дня похода начинается с таблицы "Технические характеристики ходового дня".

Таблица составлена следующим образом: ходовой день разбит на несколько логически оправданных участков маршрута. Для каждого участка указываются начальный и конечный пункт, километраж, краткая характеристика пути, направление движения, набор или сброс высоты на участке, ходовое время и состояние погоды.

По нашему мнению, такая таблица дает возможность представить себе пройденный день в целом, увидеть его главные параметры, которые часто приходится выискивать, а то и высчитывать в тексте технического описания.

После таблицы приводится текстовое описание маршрута. Оно также разбито на соответствующие участки (те же самые, что и в таблице технических характеристик). Это дает возможность быстро найти необходимую часть маршрута, получить как краткую (из таблицы), так и полную (из текста) информацию о характере той или иной части маршрута и способах ее преодоления.

Описания мест ночлегов даются в конце каждого ходового дня.

2. Иллюстративные материалы и карты маршрута помещены в Альбоме 2. Это дает возможность одновременно видеть текстовое описание, фотографии и карты, разложив их на столе. Для удобства к каждой фотографии дана информация о том, в какой ходовой день пройден изображенный на ней участок маршрута.

3. Обратите внимание, что приток, впадающий в р. Арашан в ее верховье на разных картах называется по-разному. На хребтовке, по которой мы заявлялись, приток носит название Чон-Узень, а на топографической карте, по которой мы ходили и писали техническое описание, - Ийри-Тер. На самом деле это один и тот же приток.

4. Комментарий к нулевому дню - 29 июля 2004г. Поскольку водители фирмы "Dostuck-trekking", были не очень озабочены тем, куда именно нас надо доставить, и ориентировались в районе приблизительно (о чем мы не подозревали), то на начальную точку нас привезли в соседнюю долину. Мы обнаружили, что нас высадили в долине р. Кур-Ак-Суу возле курорта Ак-Суу, когда автобус уже уехал. Ошибку пришлось ликвидировать пешком, что, впрочем, не отразилось на графике маршрута, так как у нас было достаточно времени, чтобы пройти 4 км вниз по долине реки до пос. Лесное, и выйти к нашей начальной точке маршрута в долине р. Арашан. "Ликвидация" нашей невнимательности заняла 1ч. 50 мин.

Будьте бдительны!

30 июля 2004 г.

1 ходовой день

Маршрут: Приток р. Арашан - курорт Алтын-Арашан

Ходовое время: 4часа 20 минут

Километраж: 12 км

Заполняли: Людмила Соколова и Константин Солдатов

Техническое описание маршрута

Выходим со стоянки вдоль левого притока р. Арашан по грунтовой дороге по орографическому правому берегу в ССВ направлении.

Через 5 мин. выходим к р. Арашан и видим мост через нее, но не переходим на другой берег. Мы сворачиваем на идущую вдоль реки (ЮВ) дорогу и движемся по ней вверх по течению по орографическому левому берегу. Пройдя 12 мин., переходим по мосту на орографический правый берег и продолжаем движение по дороге (фото 1). Долина реки довольно узкая, чередуются участки, покрытые лесом со скальными выходами.

Через полчаса проходим мимо хороших стоянок (есть дрова, вода из реки). Хорошими ориентирами являются притоки, стекающие по противоположному берегу долины. Мы ориентировались на 3 больших притока, места впадения которых хорошо видны на другом берегу реки.

Продолжив движение по дороге, через 15 мин. проходим мимо моста. Дорога на другой берег не переходит. На противоположном берегу есть довольно большие участки лугов, на которых расположены летние пастбища и юрты. При желании можно заночевать.

Пройдя 3 мин. от моста, переходим по камням приток, а через 50 мин. еще один.

Еще через 20 мин. после второго притока дорога поднимается серпантином по склону, крутизна которого приблизительно 30 гр., но серпантин дороги идет полого - 10-15 гр. и уходит от реки. Изгиб дороги можно "срезать" по тропинке, которая немного круче дороги (приблизительно 25-30 гр.), но экономит немного времени. Вскоре она выводит нас на дорогу.

Пройдя по дороге еще 40 мин., пересекли 2 притока (с разницей во времени приблизительно 13 мин.) и прошли мимо моста. По ходу движения видны летние домики пастухов.

Дорога все еще не спустилась к воде, потому стоянки, которые проходим еще через 25 мин., неудобны тем, что до воды далеко спускаться.

Далее после довольно продолжительного подъема (10 мин.), с которого открывается вид вверх по долине и курорт Алтын-Арашан, дорога начинает спускаться к реке (фото 2). Через 15 мин. спуска переходим ручей и проходим мимо курорта Алтын-Арашан. Еще через 15 мин. переходим по мосту на орографический левый берег реки (фото 3) и выходим на немного заболоченную тропинку, идущую в том же (ЮВ) направлении. Через 20 мин. движения по ней приходим на поляну. Здесь встаем на стоянку, вода в ручье, дрова. Места под 8-10 палаток.

31 июля 2004 г.

2 ходовой день

Маршрут: Подъем по р. Арашан, подход под пер. Улар (1А; 4000) (1А; 4000)

Ходовое время: 3 часа 10 минут

Километраж: 7,5 км

Заполняли: Юрий Панов и Александр Глебов

На предстоящие два дня у нас запланирован радиальный выход на пер. Улар (1А; 4000) (1А; 4000). От места стоянки начинаем движение вверх по р. Арашан. Идем по конной тропе, идущей по левому берегу р. Арашан в ЮВ направлении. Подъем на всем протяжении пути достаточно пологий (редко достигает 5-10 град.). Тропа проходит то по еловому лесу, то выходит на пойменный луг, периодически поднимаясь до 100-150 м над руслом и снова спускаясь к нему.

Через 1 км (25 мин. движения) после выхода пересекаем по надежному бревенчатому мосту р. Вост. Кельдыке (Фото 1). В этом месте тропа проходит через небольшой участок леса, и здесь имеются хорошие места для стоянки. Мы организуем здесь заброску - часть продуктов и снаряжения (на 4 дня) прячем под корягами, заваливаем камнями. Также в этом месте (чуть выше по р. Арашан) есть возможность оставить заброску в юрте, договорившись с местными жителями. Организация заброски заняла у нас 1,5 часа.

Тропа вновь выходит на луг, и открывается вид на верховья р. Арашан и вершину 4100 м, расположенную в месте слияния р. Ак-Суу и Ийри-Тер, образующих р. Арашан.

Тропа периодически пропадает, но это не затрудняет движения и ориентирования, т.к. идти можно практически везде вдоль русла р. Арашан. Сложность представляют лишь топкие участки, для которых надо искать места обхода.

Через 3 км (1ч. 10 мин.) от р. Вост. Кельдыке пересекаем еще один левый приток р. Арашан по мосту из трех бревен. Бревна лежат не очень плотно и чуть шатаются, поэтому переправляемся через мост по одному.

Еще спустя 45 мин. (2 км) от притока приходим к слиянию р. Ак-Суу и Ийри-Тер.

От слияния следует идти направо по ходу (ЮЗ), поднимаясь по тропе в долину р. Ийри-Тер. В 150 м от слияния (вверх по руслу р. Ийри-Тер) есть хорошие мета для стоянок с чистой водой в небольшом ручейке в елочках.

Тропа отходит от русла на орогр. левый борт долины круто вверх (до 20 град.), т.к. дальше по руслу прижимы. Тропа идет вначале по еловому лесу достаточно высоко над руслом, а затем спускается к реке и идет по лугу и курумнику.

Место нашей стоянки расположено в месте впадения в р. Ийри-Тер ее левого притока, в 1,5 км (50 мин.) от слияния р. Ийри-Тер с р. Ак-Суу. Чтобы продолжить движение на пер. Улар (1А; 4000) (1А; 4000), необходимо перейти вброд левый приток р. Ийри-Тер, однако мы принимаем решение ночевать на этом берегу, т. к. здесь больше дров, да и воды в ручье утром будет меньше.

1 августа 2004 г.

3 ходовой день

Маршрут: р. Алтын-Арашан - пер. Улар (1А; 4000) (1А; 4000) (радиально) - р. Ийри-Тер

Ходовое время: 6часов 54минуты

Километраж: 7,2 км

Заполняли: Наталья Шаповалова и Дмитрий Егоров

Вышли со стоянки по орографически левому берегу р. Ийри-Тер. Переправа на другой, орографически правый, берег реки осуществлялась через рукава (ширина до 3 м, глубина от 15 до 60 см, течение быстрое). Один рукав, самый большой, переходим по бревну, подстраховывая друг друга с берегов (перила не требуются), далее по камням (фото 1). Идем по долине вверх по орографически правому берегу притока р. Ийри-Тер к пер. Улар (1А; 4000) в Ю направлении. Тропа идет через кусты арчи, шиповника, акации (высота от 1 до 3 м). Впереди хорошо видны ледники Аксайской стены (фото 2). Через 20 мин. переходим по камням на орографически левый берег, т.к. русло прижимается к орографически правому борту долины, а левый представляет собой моренный вал.

Поднимаемся на вал по курумнику с участками травы и кустов (фото 3).

В течение 1ч. 6 мин. двигаемся по орографически левому берегу р. Ийри-Тер вверх по долине по теряющейся тропе в 30 м выше поймы реки.

Далее поднимаемся выше по склону, траверсируя борт долины с самостраховкой альпенштоком Склон, в основном, травянистый. С левобережного склона долины стекают кое-где теряющиеся ручейки. Выше по течению появляется больше курумника, поросшего травой и кустами (высота примерно 30-50 см). Через 2 ч. 38 мин. подошли к крутому подъему, ведущему в нижний цирк перевала. Приток с этого склона спускается водопадом Поднялись по его орографически левому берегу наверх на пологую площадку, траверсируя осыпной склон, крутизной до 35 гр. с самостраховкой альпенштоком На этой площадке устанавливаем лагерь.

Далее поднимаемся в цирк пер. Улар (1А; 4000) (1А; 4000). С места выхода седловину не видно. Подъем идет по курумнику, средней осыпи, а затем по леднику, который хорошо видно с места лагеря на травянистой площадке над водопадом (фото 4). Идем по леднику, он пологий, открытый, трещин в этой части ледника нет. Подъем под перевальный взлет занимает 1ч. 30 мин.

Подъем на перевал по средней и мелкой осыпи (крутизна 20 гр.), поэтому двигаемся плотной группой. Самостраховка альпенштоком Есть несколько снежников. Через 20 мин. мы на седловине. Она небольшая, неширокая, спуск в другую сторону травянистый (примерно 30 гр.) (фото 5, 6, 7).

Спуск с перевала до места лагеря осуществлялся тем же путем и занял 1 час (фото 8-9).

2 августа 2004 г.

4 ходовой день

Маршрут: р. Ийри- Тер (из-под пер. Улар (1А; 4000)) - р. В. Кельдыке - р. Арашан

Ходовое время: 4часа 10 минут

Километраж: 11,8 км

Заполняли: Людмила Заец и Александр Зайцев

Вышли со стоянки на травянистых площадках под пер. Улар (1А; 4000). Спустились по кулуару: сначала по каменистому днищу, а потом по травянистому склону его борта к руслу р. Ийри-тер. Самостраховка альпенштоком Спуск занял 30 мин. Продолжаем движение вдоль русла р. Ийри-Тер, не поднимаясь на борта долины (фото 1). Тропа сначала слабо читается, а потом становится хорошо читаемой. Она ведет по орографически левому берегу. По руслу по этой тропе шли около 40 мин. Потом тропа поднялась на морену и затерялась в камнях (над руслом морена образует прижим, и из-за этого идти дальше по руслу неудобно). Преодолеваем осыпь морены в течение 30 мин. с самостраховкой альпенштоком и спускаемся к слиянию двух притоков, которые образуют р. Ийри-Тер. В течение 15 мин. после развилки перешли р. Ийри-Тер вброд (два рукава по камням, третий, самый большой, перешли по бревну (сильное течение, часть бревна намокла), но рукав не очень широкий, а около берегов крупные камни, на которых удобно стоять для подстраховки идущих по бревну). После брода идем по тропе по орографически левому берегу р. Ийри-Тер. Через 20 мин. входим в зону леса (преобладают ели и заросли арчи) после чего, через 15 мин., спустились в долину р. Арашан.

Пошли вниз по течению по орографически левому берегу р. Арашан (С). Через 1 ч. 10 мин. перешли приток по мосту из четырёх бревен, который надо переходить по одному человеку (некоторые бревна шатаются). После этого в пойме, по которой мы идем, стали появляться заболоченные места с кочками. Через 40 мин. после притока дошли до второго левого притока р. Арашан (р. В. Кельдыке) и пошли вверх по ее течению в течение 10 мин. Здесь у нас оставлена заброска (продукты на четыре дня и часть снаряжения) (фото 2-3). Находим и распаковываем заброску. Устанавливаем лагерь.

3 августа 2004 г.

5 ходовой день

Маршрут: р. Кельдыке Вост. - под пер. Алакуль (1А; 3600)

Ходовое время: 4 часа 40 минут

Километраж: 5 км

Заполняли: Иван Алексашин и Евгения Зотина

Сегодня нам предстоит подойти под пер. Алакуль (1А; 3600). С места стоянки выходим вверх по р. Кельдыке Вост. по тропе, идущей по орографическому правому берегу в ЮЗ направлении (фото 1). Тропа конная, хорошо читаемая, проходит по зоне леса. Через 5 мин. движения видим бревенчатый мост через реку, но на другой берег не переходим От моста тропа уходит влево на борт долины, отдаляясь от реки, и идет серпантином вверх по склону крутизной до 30 гр. Через 35 мин. движения выходим из зоны леса, тропа идет траверсом метрах в 25 выше русла реки по травянистому борту долины (крутизна склона долины около 25 гр.), плавно набирая высоту (до 7 гр. на отдельных участках). Через 10 мин. тропа спускается к реке, после 2 мин. движения вдоль реки видим орографически левый приток р. Кельдыке Вост. (фото 2), и еще через 6 мин. на левом (противоположном от нас) берегу встречаем юрту пастуха. Через 15 мин. движения тропа выводит на осыпь. Склон при этом подходит вплотную к воде, образуя прижим Осыпь средняя и мелкая (крутизна около 20 гр.), движемся с самостраховкой альпенштоком По осыпи идем 27 мин., после чего переходим р. Кельдыке Вост. по камням со взаимной страховкой.

На другом берегу тоже идет тропа, но она нечеткая, a потом и вовсе теряется. Долина плавно набирает высоту (кр. 3-5 гр.), борта ее травянистые (фото 3). Через 40 мин. движения видим правый приток, и еще через 40 мин. долину преграждает морена, с которой с левой и правой частей стекают два ручья, сливаясь ниже. Мы идем по правому, по ходу движения, ручью, набирая высоту (кр. 15 гр.). Через 40 мин. движения встречаем еще один моренный холм, на который забираемся по небольшому понижению в правой части (склон кр. 20-25 гр.). Через 50 мин. мы оказываемся на вершине холма, с которого мы видим (на ЮЗ) наш перевал Алакуль (1А; 3600). Под седловиной лежит снежник, перевальный взлет осыпной. Чуть спустившись с моренного холма до ручья (10 мин.) находим площадки под довольно большое количество палаток, от сильного ветра можно спрятаться в понижениях холма.

4 августа 2004 г.

6 ходовой день

Маршрут: Пер. Алакуль (1А; 3600) - оз. Алакель

Ходовое время: 2 часа 52 минуты

Километраж: 5,4 км

Заполняли: Людмила Соколова и Константин Солдатов

Сегодня нам предстоит пройти пер. Алакуль (1А; 3600). С места стоянки начинаем движение в ЮЗ направлении по моренным валам (фото 1). Через 2 мин. движения выходим на хорошо читаемую тропу, отмаркированную турами, ведущую под перевальный взлет. Через 30 мин. движения по ней подошли под взлет перевала.

Перевальный взлет представляет собой осыпной склон крутизной 25-30 гр. Седловина перевала ярко выражена, в верхней части нависают небольшие снежные карнизы, и имеются скальные выступы. На перевал также идет хорошо читаемая тропа. Тропа идет неглубоким "серпантином", практически в лоб, преимущественно по мелкой осыпи. Движение (фото 2-3) по тропе осуществляется с самостраховкой альпенштоком Так как осыпь "едет", идем плотной группой. Через 40 мин. движения, обогнув слева по ходу снежный карниз, по тропе выходим на седловину перевала (фото 4).

Седловина довольно широкая, скальноосыпная, в центре имеется тур. Отсюда открывается замечательный вид на озеро Алакель (фото 5, 6, 7).

Спуск представляет собой склон с мелкой и средней осыпью крутизной 25-30 гр. На спуск также ведет хорошо читаемая тропа, отмаркированная турами. Мы решаем подойти ближе к озеру. Спуск до озера с самостраховкой альпенштоком занял 30 мин. (фото 8-9). В принципе, до озера можно не спускаться, поскольку посередине склона вдоль озера идет тропа, обходящая скальный прижим в З. части озера.

Далее нам предстоит пройти вдоль озера до места, где мы планируем встать на ночевку. Начинаем движение по тропе вдоль северного берега озера в З направлении. Через 30 мин. движения упираемся в скальный прижим (фото 10). (Отсюда хорошо виден пер. Панорамный (1А,3500)). Преодолеть его можно только обойдя выше по склону. Так мы и поступаем Подъем до тропы по травянистому склону крутизной 25-30 гр. занимает 15 мин. Далее выходим на тропу, отмаркированную турами, которая шла траверсом выше по склону. Движемся по ней в З направлении и через 10 мин., обойдя прижимы, выходим к месту спуска к озеру. Отсюда хорошо видны стоянки, на которых мы хотим встать на ночевку (фото 11)! Спуск по тропе до стоянки занял 15 мин.

Западная окраина озера представляет собой систему скальных выходов и бараньих лбов, которую прорезает приблизительно пополам вытекающий из озера ручей, впадающий ниже в р. Каракол. Через него легко можно перепрыгнуть благодаря лежащему в середине него плоскому камню. За бараньими лбами, ниже по течению ручья, имеется небольшой обрыв (5-7 м высотой). Ручей спускается с него красивым водопадом В принципе, стоять можно прямо на бараньих лбах, но здесь слишком сильно дует. Потому решаем пройти чуть дальше по ним (Бараньи лбы не скользят и по их наклонным плитам довольно легко передвигаться в ботинках). Здесь есть небольшая травянистая полянка прямо на берегу озера, прикрытая курумом и бараньими лбами от ветра. Места под 2-3 палатки. Здесь и решаем встать на стоянку.

В связи с отставанием от графика из-за плохого самочувствия участника в предыдущий день, мы отказываемся от радиального выхода на ледник Такыр-тор.

5 августа 2004 г.

7 ходовой день

Маршрут: пер. Панорамный (1А; 3500)

Ходовое время: 3часа 55 минут

Километраж: 8,2 км

Заполняли: Юрий Панов и Александр Глебов

С места нашей стоянки выходим в ЮВ направлении по тропе, идущей вдоль берега озера Алакель по среднеосыпному склону в 10-20 м выше воды. Вначале тропа идет по крупным камням и отмечена турами, затем осыпь становится мельче, и тропа хорошо читается (фото 1). Крутизна склона составляет до 30 гр., поэтому кое-где требуется самостраховка альпенштоком, крутизна же тропы невелика (2-3 гр.).

Через 300-400 м (20 мин. движения) тропа начинает уходить от озера в сторону перевала (Ю). Тропа становится круче (до 15 гр.). Фактически это начало перевального взлета.

Тропа повернула на ЮЗ, и мы поднимаемся по ней "в лоб" по осыпному склону крутизной 20-25 гр. (фото 2). Через 10 мин. движения склон становится положе и нам открывается вид на верхнюю часть перевального взлета и седловину. В левой части взлета мы видим два небольших снежника, расположенных один над другим, еще один, протянулся вдоль хребта, в районе седловины. С перевального взлета видно пер. Алакуль (1А; 3600) (фото 3).

Мы поднимаемся по правой части взлета по мелкой и средней осыпи крутизной до 30 гр. Самостраховка альпенштоком Снежник перед седловиной обходим справа. Седловина широкая и плоская, тур расположен в правой (СЗ) части (фото 4, 5, 6).

Спуск начинаем в левой по ходу (ЮВ) части седловины по тропе, идущей по мелко- и среднеосыпному склону, крутизна до 25 гр., необходимо движение плотной группой с самостраховкой альпенштоком (фото 7). Сразу уходим траверсом направо по ходу и затем снова налево и через 15 мин. спускаемся в скально-осыпной кулуар, расположенный в 250 м ниже седловины в левой части перевального взлета. В этом месте тропа идет через участок средней и мелкой осыпи крутизной до 35 гр. Камнеопасно! Движение плотной группой серпантином с борта на борт кулуара так, чтобы люди не находились один над другим (фото 8). Этот участок протяженностью около 300 м мы шли 30 мин.

После скально-осыпного кулуара мы уходим направо и спустя 15 мин (300 м) мы выходим на пологий травянистый склон.

Тропа уходит направо от спуска с перевала по пологому травянистому склону, а затем круто уходит вниз (15-20 гр.) влево по ходу (в З направлении) и идет по руслу пересохшего ручья. Тропа переходит периодически с одного борта долины ручья на другой, иногда идет по руслу (фото 9). Долина плавно поворачивает на ЮЗ, а затем и на Ю. Через 1 ч. 30 мин. (5 км) долина, по которой мы идем, спускается к долине р. Кель-Тер к хорошо читаемой конной тропе, которая поворачивает направо по ходу и идет вдоль борта долины (орографически левый берег) высоко над руслом (15 мин.). Через 20 мин. тропа круто (до 20 гр.) спускается к руслу р. Каракол.

Не доходя 100 м до места впадения р. Кель-Тер в р. Каракол, мы поворачиваем налево по ходу и переходим по мостам несколько рукавов р. Кель-Тер, а пройдя еще 200 м вверх по течению р. Каракол, становимся на ночлег. Здесь есть дрова и чистая вода в ручейке (вода в р. Каракол мутная). Недалеко от устья р. Кель-Тер есть несколько юрт (как на правом, так и на левом берегу р. Каракол). Здесь можно купить хлеб и различные кисломолочные продукты (фото 10).

6 августа 2004 г.

8 ходовой день

Снятие заброски

Радиальный выход в альплагерь Каракол.

7 августа 2004 г.

9 ходовой день

Маршрут: Подход под пер. Телеты

Ходовое время: 3 часа 17 минут

Километраж: 5 км

Заполняли: Людмила Заец и Александр Зайцев

Выходим со стоянки. Идем по орографически правому берегу р. Каракол до моста в С направлении. Переходим по мостам через четыре рукава (4 шт., хорошие, по 2-3 бревна, устойчивые, скрепленные железными скобками), течение довольно сильное (фото 1). Идем вверх по течению р. Каракол в Ю направлении. Через 15 мин. движения вдоль р. Каракол перешли по камням орографически левый приток реки. Идем дальше по грунтовой дороге. Еще через 2 мин. перешли по бревенчатому мосту еще один левый приток р. Каракол. Переправляемся по одному с самостраховкой альпенштоком, т.к. некоторые бревна шатаются.

Через 50 м выходим на тропу, ведущую вверх по травянистому склону, в ЮЗ направлении (фото 2), затем через редкий лес. С этого места открывается вид на пер. Панорамный (1А; 3500) (фото 3).Тропа в нижней части склона читается плохо. Можно просто подниматься по склону вдоль притока до выхода на ее хороший участок. 40 мин. продолжаем движение, траверсируя склон (кр. 20-30 гр.), по хорошей тропе. Тропа поднимается на уступ долины р. Телеты (фото 2). После подъема на уступ, тропа выходит к руслу р. Телеты. Продолжаем движение по орографически правому берегу в том же напр. по тропе в течение 1ч. 30 мин. и ставим лагерь. С этого места открывается вид на верховье р. Телеты (фото 4). Стоянка очень хорошая, пологие берега, чистая вода. Но так как место открытое, то сильный ветер.

8 августа 2004 г.

10 ходовой день

Маршрут: Перевал Телеты (1А; 3600) - р. Телеты Зап.

Ходовое время: 5часов 11 минут

Километраж: 9,1 км

Заполняли: Иван Алексашин и Евгения Зотина

Начинаем движение под пер. Телеты (1А; 3600). Хорошая тропа идет по орографически правому берегу реки в 10-20 м от русла. Выходим по ней в ЮЗ направлении. Тропа хорошо читается, ведет нас по травянистому склону, медленно набирая высоту (2-4 гр.) (фото 1). Проходим 5 мин. и выходим к месту брода через 2 рукава р. Телеты. Переходим на левый орографический берег. Продолжаем движение вверх по хорошо читаемой тропе, набирая высоту (5-7 гр.). Через 30 мин. пересекаем левый приток р. Телеты. Сразу же за ним переходим по камням саму реку. Продолжаем движение дальше вверх, по орографически правому берегу р. Телеты в течение 1ч. 16 мин. по мелкой и средней осыпи (5-10 гр.) (фото 2).

Подошли под перевальный взлет. В цирке есть хорошие площадки, есть вода. Слева видно несколько снежников. Тропа на перевал идет по средней и мелкой осыпи морены, маркированная турами (крутизна склона около 15 гр.). Седловина хорошо видна, к ней ведет та же тропа. Поднимаемся в ЮЗ направлении в течение 20 мин.

Седловина - широкая, осыпная, ограниченная с двух сторон скальными выступами. Тур расположен в центре седловины (фото 3-4).

Спуск начинается в левой части седловины по хорошей тропе, которая отмечена турами. Склон мелко- и среднеосыпной. Крутизна склона 15-20 гр.

Через 15 мин. спуска есть отличные места для стоянки, выложенные из камней, рядом со снежниками. Далее через 30 мин. движения по тропе появляется первая вода. Это орографически правый приток р. Телеты Зап. Переходим его и спускаемся по орографически левому берегу притока. Через 10 мин. выходим на травянистый склон, тропа по которому ведет серпантином (фото 5). Еще через 5 мин. спуска пересекаем по тропе ручей, впадающий в приток, и продолжаем движение по тропе. Через 40 мин. хода мы спустились в пойму долины р. Телеты Зап. Переходим приток по камням

Продолжаем движение вниз по долине р. Телеты Зап., в СЗ направлении. Хорошая тропа идет по правому берегу, по пойме реки. Некоторые места чуть заболоченные. Часто встречаются удобные площадки для стоянки, без дров. Есть хорошие подходы к воде (вода в р. Телеты Зап. пригодна для питья). Мы идем 3,5 км в течение 1 часа. По бортам долины появляется лес. С тропы виден мост через р. Зап. Телеты, но мы проходим дальше. Выходим к пересечению тропы и правого притока, переходим через него по камням и становимся через 20 мин. движения на ночевку, рядом со слиянием этих рек. Незадолго (5 мин.) до места слияния лес спускается в пойму реки.

9 августа 2004 г.

11 ходовой день

Снятие заброски

Радиальный выход к юртам "поляны цветов" на р. Джеты-Огуз

10 августа 2004 г.

12 ходовой день

Маршрут: Подход под пер. Арча-Тор (1А; 3700)

Ходовое время: 4часа 45 минут

Километраж: 10,7 км

Заполняли: Юрий Панов и Александр Глебов

Выходим с места стоянки на орографическом правом берегу р. Телеты по тропе в СЗЗ направлении (фото 1). Спуск достаточно пологий, тропа идет по еловому лесу, читается хорошо.

Через 1 км (20 мин. движения) тропа спускается к руслу, и мы переходим реку по бревнам Бревна скользкие и сучковатые, поэтому переходим по одному с самостраховкой альпенштоком и взаимной страховкой (фото 2).

Далее идем в прежнем направлении по четкой конной тропе, проходящей в 10-15 м от русла. Представляется, что эта тропа идет от верховьев, и идти вдоль реки лучше изначально по левому берегу.

Через 2 км (35 мин.) после перехода через реку проходим юрту и с этого места тропа становится грунтовой дорогой, по которой могут проехать автомобили. Еще через 1 км (20 мин.) р. Телеты впадает в р. Джеты-Огуз, а дорога переходит р. Телеты по хорошему автомобильному мосту и уходит вниз по р. Джеты-Огуз. Непосредственно в месте слияния расположена юрта.

По орографически левому берегу р. Дежты-Огуз, как нам сказали в юрте у слияния рек, тропы нет. Поэтому мы поднимаемся по долине по правому берегу (направление ЮЮВ). Долина достаточно широкая и пологая (2-4 гр.), тропа хорошо читается.

Через 4 км (1 ч. 15 мин.) мы выходим к разливу р. Джеты-Огуз (фото 3). Можно переправиться здесь вброд, хотя течение довольно сильное. Кроме того, есть возможность перейти реку на лошадях (фото 4-5). На лошадях перевозят обитатели юрты, расположенной у слияния. Переправа заняла 15 мин. и обошлась по 20 сом с человека.

Дальше поднимаемся по орографически левому берегу р. Джеты-Огуз в том же направлении. Здесь идет конная тропа.

Через 2,5 км (30 мин.) приходим к левому притоку р. Джеты-Огуз - р. Асантукум, по левому берегу которой идет тропа под перевал Арча-Тор (1А; 3700). Мы, однако, эту тропу не заметили и перешли реку по камням (фото 6).

Р. Асантукум спускается к р. Джеты-Огуз крутым уступом Поднимаемся на уступ долины в ЮЗ направлении траверсом, а затем и "в лоб" по крутому (до 35-40 гр.) травянистому склону, тропы нет (фото 7).

Через 1,5 км движения (1 ч.) мы выходим из леса на луг и здесь долина становится практически плоской, через 800 м (30 мин.) встаем на ночлег. В этом месте река распадается на несколько маленьких рукавов, площадки заболочены, требуют тщательного выбора.

11 августа 2004 г.

13 ходовой день

Маршрут: Пер. Арча-Тор (1А; 3700) - р. Чон -Кызыл -Суу

Ходовое время: 4 часа 48 минут

Километраж: 12,4 км

Заполняли: Наталья Шаповалова и Дмитрий Егоров

Лагерь стоял выше границы леса в долине урочища Асантукум на орографически правом берегу. По другому берегу идет хорошо читаемая тропа. Чтобы выйти на нее, переходим реку по камням на противоположный берег. Теперь идем по тропе в ЮЗ направлении по орографически левому берегу реки. Тропа ведет по луговой растительности в 50-100 м от ручья по склону крутизной около 5 гр. Через 40 мин. урочище сужается и тропа подходит к ручью (фото 1). Через 8 мин. урочище разделяет морена - мы двигаемся справа по ходу от нее вверх по травянистому склону. Тропа становится круче (10-15 гр.). Спустя 30 мин. тропа выходит на морену и идет в ЮЗ направлении (фото 2-3). Продолжаем движение по тропе на протяжении 55 мин. и выходим под перевальный взлет пер. Арча-Тор (1А; 3700) (фото 4). Там, где тропа хуже читается, она промаркирована турами. Под взлетом есть место для стоянки на моренах для 1-2х палаток, вода - в снежниках.

Поднимаемся на перевал по мелкой и средней осыпи, траверсируя склон кр. 15-20 гр., обходя скальные выступы. Самостраховка альпенштоком Через 20 мин. выходим на седловину в правой части перевала. Седловина широкая, скально-осыпная (фото 5). Тур в правой части (фото 6). С седловины хорошо просматривается спуск с перевала в долину р. Кашкатор (фото 7).

Спуск с перевала по мелкой осыпи в З и ЮЗ направлении (фото 8). Самостраховка альпенштоком Спустя 10 мин. выходим к истоку ручья (фото 9), идем по орографически правому берегу ручья по хорошо читаемой тропе в ЮЗ направлении (фото 10). Спуск в долину урочища Кашкатор занял 1 ч. 25 мин. В конце спуск довольно крутой (15-20 гр.). Здесь тропа поворачивает в СЗ направлении, слегка траверсируя склон. Мы решаем пройти еще немного вперед (еще немного спуститься), чтобы найти хорошую конную тропу, идущую также СЗ направлении по орографически правому берегу (нам сказали, что она там имеется). Найдя тропу, начали движение по ней и через 40 мин. пришли на хорошее место для стоянки. Здесь тропа вплотную (10 м) подходит к реке, есть удобные площадки и дрова.

12 августа 2004 г.

14 ходовой день

Дневка

Для того чтобы не ночевать близко к населенным пунктам, мы решили, что мы организуем дневку, а на следующий день подойдем прямо к автобусу. Физические и моральные силы группы позволяли принять такое решение.

13 августа 2004 г.

15 ходовой день

Маршрут: Р. Чон-Кызыл-Cуу - п. Чонг- Кызыл-Суу

Ходовое время: 3 часа

Километраж: 15 км

Заполняли: Иван Алексашин и Евгения Зотина

Сегодня нам предстоит закончить маршрут, дойдя до места встречи с заказанным автобусом

Начинаем движение со стоянки по орографически правому берегу ручья, впадающему ниже в р. Чон-Кызыл-Cуу, по хорошо читаемой конной тропе, около которой был расположен наш лагерь, в СЗ направлении.

Через 10 мин. движения выходим к слиянию ручья с р. Чон-Кызыл-Cуу и проходим юрту скотоводов (у которых на дневке мы брали напрокат лошадей). Здесь переходим по мосту р. Чон-Кызыл-Cуу и продолжаем движение в СЗ направлении по орографически левому берегу. Отсюда тропа переходит в хорошую грунтовую дорогу.

Дорога идет все время вдоль реки, иногда немного отдаляясь. Через 45 мин. движения по дороге проходим мимо моста (дорога на другой берег не переходит). Еще через 15 мин. доходим до курорта Джилусу. Здесь дорога переходит по широкому крепкому мосту на орографически правый берег и становится автомобильной грунтовой дорогой. Перейдя мост и пройдя еще 30 мин., снова перешли реку по хорошему автомобильному мосту на противоположный берег.

Через 10 мин. движения от моста дошли до стоянки, где располагались другие группы нашего клуба. Далее все вместе спускаемся к пос. Чонг-Кызыл-Суу. Через 40 мин. движения грунтовая дорога становится асфальтовой. А еще через 30 мин. движения по дороге нас встречает автобус фирмы "Dostuck-Trekking".

V. Сведения о материально-техническом оснащении группы

Рекомендации по снаряжению

Специальное снаряжение группы

При подготовке к походу, изучая отчеты групп, мы пришли к выводу, что нам потребуется следующее специальное групповое и личное снаряжение:

- альпеншток (у каждого участника);

- каска (у каждого участника);

- основная веревка (50 м, 10 мм) - одна;

- три комплекта страховочных систем с 2 карабинами к каждой на случай сложной переправы.

Рекомендации по использованию личного и группового снаряжения

1. Для приготовления пищи мы использовали давно проверенные нашим клубом газовые баллоны и горелки Tristar французской фирмы Camping Gaz. Они хорошо себя зарекомендовали, но у них есть один серьезный недостаток ? резиновый шланг, который очень часто оплавляется и дает утечку газа. Баллоны брались из расчета 1,5 баллона на 3 готовки. Для термоизоляции горелок использовалась стеклоткань.

2. В качестве упаковки для заброски использовались картонные коробки и полиэтиленовые мешки, которые крепко завязывались. Это дало возможность сохранить наши продукты от намокания.

3. Следует обратить внимание на наличие теплых вещей у участников, так как Тянь-Шань отличается резко континентальным климатом и температура ночью здесь нередко опускается ниже 0?С.

Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению

Расчет веса рюкзаков планировался исходя из следующих параметров:

• средний вес суточного рациона группы - 600 г, общий вес продуктов 204,4 кг
  • общий вес группового снаряжения - 56 кг
  • максимальный вес личного снаряжения участника - 10 кг

Групповой вес (групповое снаряжение + питание) делился между девушками и юношами в соотношении 2/3. Таким образом, средний стартовый вес рюкзаков у юношей составлял 25 кг и у девушек 19 кг.

Чтобы снизить вес, мы организовывали заброски. Две заброски были организованы с помощью фирмы "Dostuck-Trekking" и других групп нашего клуба. А одну заброску мы сделали прямо на маршруте перед радиальным выходом на перевал Улар (1А; 4000). На р. Кельдыке Вост. мы оставили продукты на несколько дней, запаковав их в полиэтиленовые пакеты и надежно спрятав их под камни и ветки. Это значительно облегчило вес рюкзаков, что позволило нам благополучно сходить в радиалку.

Так как леса в районе оказалось довольно много нам удавалось сэкономить газ, который нам был необходим для приготовления блинов. Специально для этого мы носили с собой маленькую легкую сковородку.

Константин Солдатов

Рекомендации по питанию

Наша раскладка была составлена исходя из особенностей района и маршрута. Так как у нас было организовано две заброски, на весе мы особенно не экономили. Брали калорийные продукты и старались максимально разнообразить меню:

1. Чтобы порадовать всю группу, на дневках мы пекли блины! Для этого мы брали с собой специальную муку, не требующую добавки многих ингредиентов. К блинам у нас также были джем и сгущенка.

2. Особое внимание следует обратить на сладкое. Лучше, если оно будет калорийным, при этом не очень тяжелым и небольшим по объему (например, ойла и щербет). Особой популярностью у нас пользовалась так называемая калорийная колбаса, приготовленная до похода (сгущенка + печенье + какао + сухофрукты + орехи).

3. Раз в 4 дня в качестве дополнительного питания у нас были шоколадные батончики и бутерброды с колбасой.

4. Перекусы у нас были довольно стандартные: карамель, орехи, сухофрукты, шоколад.

5. Стоит обратить особое внимание на приправы, лимон, лук и чеснок. Лимон и лимонная кислота, которую надо брать побольше, особенно полезны, так как помогают при горняшке и служат хорошей ее профилактикой. А кетчуп, приправа к супу, лук и чеснок разнообразят питание и порадуют всю группу.

VI. Заключение. Рекомендации

1. Поход показал, что Центральный Тянь-Шань - интересный и очень красивый район, вполне подходящий для походов групп школьников. Проезд и подъезды к началу маршрута достаточно легко организуемые с помощью частных туристических фирм Киргизии. А экономические затраты безусловно оправданы теми впечатлениями, которые дает поход по району.

2. Пройденный группой маршрут следует оценивать, как достаточно сложный и полноценный для данной категории по набору препятствий. Однако, в связи с большим количеством дней ежедневная нагрузка не вызывала особенного напряжения, позволяла отдохнуть, получить эстетическое удовольствие. Группа была хорошо подготовлена и легко справилась с маршрутом.

3. Интересные места в походе:

• лечебно-бальнеологические курорты Алтын-Арашан; Джилысу
  • юртовые стоянки местных жителей
  • водопады бортов некоторых долин
  • ледники Аксайской стены
  • озеро Алакуль
  • скальные выходы под пер. Телеты
  • Иссык-Куль
  • район выходов разноцветных горных пород - СКАЗКА (см. информацию об экскурсиях)

4. На маршруте группа выполняла краеведческое задание, связанное с созданием творческого образа района похода, и, по-моему, неплохо с ним справилась. Казалось бы, несовместимые качества: фантазия и азарт, с одной стороны, и терпение, с другой, совершенно неожиданно совместились во время наших "фотоохот".

5. Поход дал возможность участникам группы сформировать свое представление о горных районах, расположенных на территории СНГ, ощутить особенности гор Средней Азии.

Татьяна Чегаева

VII. Список использованной литературы

1. Энциклопедия туриста. М., БСЭ, 1994. Ю.К.Ефремов
  2. "Природа моей страны" М., "Мысль", 1985
  3. Геогафический энциклопедический словарь. М., 1989
  4. Энциклопедия "Аванте"
  5. Отчет о горном походе 2 к.с. по Сев. Тянь-Шаню под рук. Чегаевой Т.В., 2003 г. (краеведческое задание)
  6. Отчет о горном походе 3 к.с. по Сев. Тянь- Шаню под рук. Щербины А.В., 2001 г. (краеведческое задание)
  7. "Млекопитающие СССР", ред. А.Н. Формозов, М., "Мысль", 1970
  8. "Птицы СССР",ред. Г.П. Дементьева, М., "Мысль", 1968

VIII. Краеведческое задание

"Творческие заметки о районе похода"

1. Вступление и цели

В качестве краеведческого задания мы выбрали составление творческих заметок о районе похода. Почему именно это?

Давайте для начала зададимся вопросом: зачем вообще люди ходят в горы? Конечно, присутствуют и спортивный интерес, и желание увидеть новые места - этакая любознательность, но главным стимулом, как мне кажется, является то особое состояние, которое охватывает человека в горах, на большой высоте. Когда смотришь на снежные вершины "вживую", а не на картинке, как никогда ощущаешь себя частью чего-то большего, но в то же время и совершенно отдельным существом, имеющим множество возможностей и силы, чтобы эти возможности реализовать. А какому же человеку не нравится чувствовать себя сильным и испытывать заслуженную гордость за себя и товарищей, ведь мы вместе смогли, сделали, достигли!

Вот ради этого - ради того, чтобы своими впечатлениями и мыслями, отраженными в творческих заметках, увлечь других людей в замечательное путешествие по удивительному району с ярким, уникальным природным комплексом - Центральному Тянь-Шаню, - мы и решили выбрать своим краеведческим заданием столь необычное дело.

Природный комплекс - территория, на которой формируются определенные условия, как результат взаимодействия разнообразных компонентов, вследствие чего она приобретает свой неповторимый облик. Чтобы у людей было представление, какие компоненты создают природный комплекс, мы перед творческими заметками приводим характеристику того или иного компонента. А поскольку был риск, что азарта и сил на творчество может не всегда хватать (из опыта походов прошлых лет), Татьяна (наш руководитель) предложила нам разработать таблицу, чтобы каждый день фиксировать объекты, характеризующие разные компоненты. Таблицу решили заполнять по очереди.

2. Методика

До похода:

А) Разработка таблицы раздела "Строго говоря". Нужно было, чтоб ее мог заполнять любой участник группы, чтобы заполнение занимало минимальное количество времени, но чтобы при этом она была достаточно информативной.

Б) Изучение компонентов природного комплекса, их особенностей по литературным источникам. Подготовка кратких характеристик отдельных компонентов. Подготовка тематических сообщений для обмена информацией в поезде.

В) Обмен информацией, так как было принято решение, что таблицы раздела "Строго говоря" заполняются всеми по очереди, в дежурном порядке. Мы заслушали в поезде сообщения о составе и особенностях того или иного компонента, получилось очень познавательно.

Г) Подготовка материального обеспечения для художественного творчества (фотоаппараты, видеокамеры, аккумуляторы, кассеты, бланки таблиц, т.д.).

В походе:

А) Наблюдения за изменениями компонентов природных комплексов, сменой высотных поясов по ходу маршрута.

Б) Заполнение таблиц раздела "Строго говоря" (дежурной двойкой).

В) Фотографирование наиболее ярких природных объектов или наиболее характерных для того или иного явления.

Г) Создание серьезных и несерьезных баек, сказаний, баллад, стихов о нашем отношении к окружающему…

После похода:

А) Отбор и сортировка наиболее интересных творческих заметок по разным дням.

Б) Отбор текстового материала к разделу "А знаете ли вы, что?" в соответствии с тем, что удалось, увидеть, ощутить, отснять.

В) Оформление и анализ таблиц раздела "Строго говоря".

Г) Оформление фототворчества:

для получения более полного ощущения места и времени; эстетического удовольствия;

для представления об общем виде и особенностях отдельных компонентов, взаимосвязях между ними;

для представления о классификации некоторых природных объектов и явлений.

Надеемся, что Центральный Тянь - Шань вам понравится!!!

Людмила Заец

1. Содержание работы и выявленные особенности в краеведческой характеристике района

30 июля 2004 г.

1-й ходовой день

А знаете ли вы?

Природный комплекс - территория, на которой формируются определенные условия, как результат взаимодействия разнообразных компонентов, в следствие чего она приобретает свой неповторимый облик.

Среди компонентов природного комплекса мы будем рассматривать: формы рельефа, климат, воды и ледники, представителей растительного и животного мира.

Для начала о горных формах рельефа

Рельеф - совокупность неровностей на поверхности Земли, различных по очертаниям, размерам, происхождению, и истории развития и возраста.

Основными формами рельефа на поверхности Земли являются горы и равнины. Мы бы хотели познакомить Вас с основными формами горного рельефа.

Горы - обширные, высокоподнятые над окружающими территориями и сильно расчлененные участки поверхности Земли.

Горные страны - сочетание горных хребтов и долин.

Горные цепи - система горных хребтов, протянувшихся на большие расстояния, в направлении общего простирания горной страны.

Отдельно стоящие горы встречаются редко.

Горы - изолированная возвышенность с относительной высотой более 200 м (меньше 200м - холмы). Элементы горы - склон, подошва. Вершина - верхняя точка горы.

Хребет и его элементы:

1) Гребень - линия стыка противоположных склонов горы или хребта. Гребень возникает как раздел между зарождающимися долинами.

Гребни могут быть острыми, скругленными (овалы), зазубренными (пилы).

Вторичный гребень, отходящий от главного, называют ребром. Не явно выраженный гребень или систему коротких скальных выступов на крутом склоне называют контрфорсами.

2) Седловина - понижение гребня между двумя вершинами. Часто такие понижения используются как наиболее удобный путь для преодоления хребта и именуются перевалами. Часть гребня, соединяющая вершины или крутые выступы на нем, называются перемычкой, она может быть скальной, ледовой и снежной.

Склон и его элементы:

Под склоном понимается широкая боковая часть горы или хребта; рельеф скальных склонов также содержит и ряд специфических форм: круто падающий склон (не менее 60-70) образует стену, а участки подобного же характера, но меньшей протяженности называются стенками. Иногда на снежных склонах выделяются небольшие участки скал - острова.

Кулуары - углубления на склоне, возникающие под действием текучей воды. Они достигают ширины несколько десятков метров, простираются часто на всю высоту склона и в зависимости от времени года и ландшафтных условий могут быть заполнены снегом, фирном, льдом; дно кулуаров часто прорезано желобами.

Солдатов Константин

30.07.04

• Климат: С утра было солнечно, но ближе к полудню пошёл дождь со снегом.
  • Рельеф: Шли по V - образной долине вдоль реки Алтын - Арашан (вверх по течению).
  • Ледники: Не наблюдались.
  • Растения: Ель тянь-шаньская, колючки (чертополох, то ли кусачая, то ли колючая полынь), злаки, разнотравье (васильки, герань, колокольчик, аконит).
  • Животные и птицы: Бабочки (аполлон), чёрный ворон, коровы, козы, лошади.
  • Вывод: Всё время шли по лесо-лугово-степному поясу.

Привет, привет!

Горы…есть что-то таинственное в этом созвучии. Некая неизведанная сила, которая тянет меня туда, и именно из-за нее я хожу в горы. Еще чтоб научиться пониманию, да и признаться, отдохнуть от вечной крутизны, суеты в городе. Все - таки, как ни крути, но картинки с горами в Москве не заменят всего ощущения от видов в горах.

Вот, заглатывая из последних сил воздух, я иду на перевал. Шага три, и ты уже стоишь на вершине пусть не самой большой горы, но на вершине. Где ты близко с облаками, где все скалы наравне с тобой, где много ветра, и самое важное, что с тобой люди, которые понимают тебя.

Евгения Зотина

Мне в спину светит фонарь,

А передо мною стена.

Сижу на мокрой траве

И почему-то одна.

Разбилась о камни печаль,

Мечта сорвалась в небеса.

Мы не с тобою, как жаль…

А могли бы быть навсегда.

Ты любишь электрический свет,

А я свет своего фонаря,

Ведь ночи бесконечности нет,

А на небе моя лишь луна.

Мои стены выше твоих,

На них растут цветы и трава.

Здесь много вершин ледяных,

А у подножья река…

Пускай ты далеко в этот час,

Но почувствуй запах мокрой травы…

Быть может, где-то сейчас

Ты так же тихо пишешь стихи.

31 июля 2004 г.

2-й ходовой день

А знаете ли вы, что реки - интересный рельефообразующий фактор?

Речная долина -вогнутая линейно-вытянутая форма рельефа, имеющая уклон от истока к устью формируется под влиянием постоянных водных потоков. Речные долины формируются под влиянием глубинной и боковой эрозии (процесс размывания грунта водой). Они могут иметь различный поперечный профиль.

Примеры горных речных долин:

• теснина - крутые, почти отвесные скалы, все днище занято водой;
  • V- образная долина
  • U- образная долина
  • каньон.

Кроме того, речная долина может закладываться на днище троговой, выпаханной ледником, долине, когда ледник отступил. Профиль долины в таком случае будет так же иметь характерную форму. (См. фото)

Алексашин Иван

31.07.04

• Климат: Целый день солнечно, но к вечеру появились кучевые облака и дул ветер.
  • Рельеф: Идём вверх по той же долине, русло реки разливается на много рукавов.
  • Ледники, воды: Виден водопад
  • Растения: Манжетка, подорожник, конский щавель, полярные маки, шиповник, карликовая акация.
  • Животные и птицы: Лошади, белка, харза (?), сурки и сурчины, мухи и мошка.
  • Вывод: Лесо-лугово-степной пояс

Заполняли: Чегаева Таня, Зотина Женя, Алексашин Ваня.

Творческие заметки

Фотографы представляют свое творчество!!!

1 августа 2004 г.

3-й ходовой день

А знаете ли вы, как устроен ледник?

Ледник - естественное скопление льдов атмосферного происхождения, обладающее движением. Важнейшее условие существования ледника - преобладание количества твердых атмосферных осадков над их испарением и таянием. Горный ледник имеет область питания (фирновый бассейн) и область абляции (убыль льда и фирна в результате таяния, испарения, механического расхода).

Массы снега на склонах и полях под влиянием периодического подтаивания, движения водных паров в толще, давления верхних слоев на нижние, сначала переходят в состояние фирна. Затем фирн превращается в мутный рыхлый фирновый лед и, в конце концов, в плотный глетчерный лед. Под действием силы тяжести обладающая достаточной пластичностью, масса льда начинает двигаться.

В летний период между областями питания, где приходит больше расхода, и областью таяния, где расход больше, располагается уровень нулевого баланса, делящий ледник на снежные склоны и плато в верхней части и свободный от снега язык - в нижней. Конец языка обычно имеет форму грота, из которого вырывается бурный поток.

Весь транспортируемый и откладываемый ледником материал образует морены.

- Покровная морена - сплошной каменный покров конечной части ледникового языка, образовавшийся в результате слияния срединных и боковых морен.

- Боковая морена - продольные гряды по краям ледника из скатившихся со склонов обломков горных пород.

- Срединная морена - образуется из совмещающихся боковых морен при слиянии ледников.

- Донная морена - скопление обломков породы, проникших под ледник через сквозные трещины, а также куски породы, оторванные от ложа.

На леднике существуют всевозможные небольшие, но причудливые формы рельефа.

1. Трещины:

а) Бергшрунд - подгорная трещина в верховьях ледника, на границе между неподвижным ледово-фирновым покровом и отрывающимися массами льда, которые дают начало двигающемуся леднику.

б) Рандклюфт - краевая трещина на границе ледника и его бортов, где происходит активное таяние.

Трещины могут быть: - поперечные

- радиальные

- крестообразные

- боковые трещины скалывания

2. Ледопады представляют собой сплошную хаотичную систему трещин растяжения и скалывания и одновременного разрушения больших глыб расколовшегося льда. Возникают на резких перегибах и сбросах.

В зависимости от состояния и количества снега на леднике, трещины могут быть закрытыми и открытыми.

3. Ледяные стаканы - углубления во льду, заполненные водой, образовавшиеся в результате того, что мелкие камни, нагреваясь на солнце, углубляются в лед.

1.08.04

• Климат: Солнечно, на небе небольшие облака, чуть ветрено.
  • Рельеф: Долина реки, склоны покрыты мелкой осыпью, моренные гряды.
  • Ледники, водоемы: Водопады под пер. Улар., р. Ийри-Тер, ледники Аксайской стены под пер. Улар; трещины (бергшрунд), ледяные стаканы; ледопад
  • Растения: Туя, акация, альпийская астра, карликовая ива, злаки, эдельвейсы, ромашка, горный лук, грибы, мхи и лишайники.
  • Животные и птицы: Бабочки и жуки, комары
  • Вывод: Пояс альпийских лугов с высотой сменяется на гляциально-нивальный пояс

Заполняли: Соколова Люда, Солдатов Костя.

Творческие заметки

Мы были там, где начинаются реки. Многие видели, как очередной приток впадает в реку, но немногие, как они образуются. Многие знают, откуда они берут начало, в горах, но немногие, что это за вода.

Нам посчастливилось прикоснуться к тайнам ледниковой воды под перевалом Улар. Неважно, сколько времени и сил мы на это потратили - просто есть вещи, ради которых стоит продолжать весь этот день.

И вот вы идете по леднику, проминаете мокрый снег в начале августа своими ботинками. Еле уловимо вода проносится мимо. И вот вы натыкаетесь на трещину, скорее на настоящую ледниковую реку, собранную из множества водных артерий. Река напоминает по форме миниатюрную трассу для проведения соревнований по бобслею.

От места веет силой - появляются эмоции. Сама форма, спираль, действует успокаивающе, но не истощаемый источник бегущей в режиме Non-Stop'а воды делает это место разрядом потенциалов, через которые течет жизнь, активное начало.

Вы скорее подсознательно тянетесь к этой воде. Она холодна и кристально чиста. Появляется желание опустить в нее руки. Вы не останавливаетесь - пробуете эту воду и понимаете: "Она - живая". Включается разум, и говорит, что вода, перешедшая границу фазы льда, не несет в себе информации, и ее можно "заряжать". Ты глотаешь - внутри идет борьба потенциалов…

Но вот до тебя дорывается: "Пойдем, времени мало!". Да, действительно мало, и ты идешь выше, в облака, на чей-то первый перевал.

Дмитрий Егоров

День начался как обычно: прозвучал подъем, дежурные стали готовить завтрак, а группа - собирать вещи. Из трех групп мы вышли первыми и стали двигаться вверх по течению реки Ийри-Тер. То ли от набора высоты, то ли от запахов растений к нашему приходу на стоянку у меня разболелась голова. Разбив лагерь и пообедав, я почувствовал облегчение.

Далее нам предстоял радиальный выход на перевал Улар. Выход был добровольный, и, сформировав группу из семи человек, мы двинулись в путь. Поднимаясь все выше и выше, я чувствовал, как голова начинает болеть все сильней. Но так же передо мной открывались неописуемые красоты гор, ледников и снежников…

Ледник был открытым и довольно пологим. Меня поразила красота ледовых стаканчиков, образованных на месте камешков, под которыми протаял лед, а так же кристальная чистота текущей по леднику речки. Кстати говоря, на леднике не было ни трещин, ни бергшрундов, что значительно облегчало наше движение.

Вскоре наша группа подошла к перевальному взлету. Еще один шаг… и вот мы наверху. Какой прекрасный вид открылся передо мной! Горы, ледники, долины! Но больше всего меня поразили комары, обитавшие на высоте 4 000 метров!

Это был мой первый перевал, и он останется в моем сердце навсегда!

Константин Солдатов

2 августа 2004 г.

4-й ходовой день

А знаете ли вы, что характерными обитателями Центрального Тянь-Шаня являются сурки, суслики … ласка?

Род сурки

Зверьки средних размеров. Тело массивное, неуклюжее, голова крупная. Конечности и уши короткие, хвост относительно длинный.

Серый сурок.

Внешний вид.

Крупный сурок, длина тела 500-650мм. Окраска верха песчано-желтая. На спине черная или черно-бурая рябь. Брюхо темнее и рыжее боков. Голова, шея и передняя части спины окрашены темнее. Вокруг губ и на подбородке белые пятна. Хвост без черного на конце, сверху одного цвета со спиной, снизу темный.

Распространение.

Горный районы Казахстана, юго-восток Средней Азии, юг Сибири.

Образ жизни.

Обитатель гор. Населяет высотные пояса от остепненных подножий до альпийских лугов. Питается растительной пищей, но очень часто ест и беспозвоночных животных. У растений поедает растущие части стеблей, цветы и листья. Из беспозвоночных поедает саранчовых, моллюсков, гусениц бабочек. Живет колониями. На равнинных участках норы глубокие, на склонах - мельче. Зимовочные норы сложные, достигают глубины 2 - 3м. Кроме обширной гнездовой камеры есть уборные и запасные ходы. Временные норы устроены просто. Запасов на зиму не делает, в спячке проводит от 7 до 8 месяцев. На спячку в норе собирается семьями, а иногда по несколько семей вместе. Линька в мае - июне. Активен днем. В течение года приносит один помет. В выводке 3-6 детенышей.

Хозяйственное значение.

Важный объект промысла. Добывается ради шкурки, целебного жира и вкусного мяса. Один из основных носителей чумы.

Род суслики

Мелкие зверьки с вытянутым телом, короткими конечностями и небольшим хвостом. Ушные раковины почти выступают из меха. Глаза у сусликов большие и выпуклые.

Активны в дневное время, избегают, однако, появления на поверхности в наиболее жаркие часы и в сырую погоду. Значительную часть года проводят в спячке. Нора состоит, как правило, из наклонного хода, гнездовой камеры и вертикального хода. Самки приносят один помет в лето. Характерна часто принимаемая поза "столбика". Бегает неуклюже, но сравнительно быстро. При беге распущенный хвост обычно закинут к спине. При тревоге сидящие "столбиком" у отверстия норы суслики громко свистят или кричат, резко взмахивая хвостом.

Краснощекий суслик

Внешний вид.

Суслик средней величины. Длина тела 235-260 мм, хвоста 41-59 мм. Окраска спины от буровато-охристой до серо-охристой, с хорошо выраженной рябью или крапчатостью. Верх головы одного цвета со спиной. Бока ржаво-желтоватые. Над глазом и под ним два широких каштаново - бурых пятна. Хвост со слабо выраженной предвершинной полосой или совсем без нее.

Распространение.

Юг Западной Сибири, Казахстан, часть Киргизии.

Образ жизни.

Обитатель степей и полупустынь, на севере заходит в лесостепь, на юго-востоке - в горную степь. Чаще всего поселяется на выгонах, обочинах дорог, целинных участков вблизи посевов и даже на сильно засоленных землях. На пашнях встречается редко. Пищу по преимуществу составляют степные злаки, их цветы, листья, стебли. Норы просты по строению, но сравнительно глубокие (до 350 см). Гнездо устроено из мягких сухих трав. Пробуждение от спячки в конце марта - в апреле. Вскоре после этого начинается период спаривания. В выводке в среднем 7-9 детенышей. Залегает в спячку в августе - первой половине сентября.

Хозяйственное значение.

Повреждает посевы, промысел невелик.

Ласка

Внешний вид.

Мелкий зверке с сильно вытянутым тонким и гибким телом, короткими конечностями и сравнительно коротким хвостом. Длинна тела от 13 до 28 см, хвоста от 1,3 до 8 см, голова маленькая, уши короткие и широкие, мех густой, но короткий. Зимой окраска гисто белая, летом - резко двухцветная: голова, спина, бока и конечности буровато-коричневые; горло, грудь и брюхо белые; хвост одного цвета со спиной, лишь изредка имеется темный кончик. В районах с малоснежной зимой ласка на зиму не белеет, в окраски верхней части тела круглый год преобладают песочные или буроватые тона.

Распространение.

Вся территория РФ, за исключением островов Северного Ледовитого океана и некоторых мест Средней Азии.

Образ жизни.

Обитает в самых разнообразных ландшафтах. Заселяет лесистые поймы рек и побережья озер, опушки лесов, старые вырубки, молодняки, часто встречается на полях, в скирдах, в хозяйственных постройках и населенных пунктах. Питается мышевидными грызунами и землеройками, значительно реже нападает на водяных крыс, птиц, лягушек. Мышевидных грызунов ловит в их норах, проникая в узкие ходы. Активны ночью, но часто охотятся и днем. Передвигается прыжками, может забираться на деревья и кусты. Гнездо устраивает в норах других зверьков или использует естественные укрытия. Спаривание не приурочено к определенному сезону. Беременность от 26-35 до 312 дней. Рождение молодых с мая по январь. Число детенышей колеблется от 3 до 10, в среднем 5 - 7. Линька весной в марте - апреле, осенью в сентябре - октябре.

Хозяйственное значение.

Приносит пользу, уничтожая вредных мышевидных грызунов.

Сходные виды.

От горностая отличается одноцветным, более коротким хвостом; от солонгоя - белой окраской нижней стороны тела; от других куньих - мелкими размерами.

2.08.04

• Климат: В первой половине дня шёл дождь со снегом, к вечеру остались лишь тучи.
  • Рельеф: Долина реки Ийри - Тер и долина реки Арашан.
  • Ледники: Аксайская стена (см. 1.08.04)
  • Растения: Тянь-шаньские ели, арча, эдельвейсы, полярные маки, фиалки, незабудка.
  • Животные и птицы: Орёл, ворон, сурки, суслики, лошади, коровы, бабочки, харза ?
  • Вывод: Спустились из гляциально-нивального пояса через зону альпийских лугов в лесо-лугово-степной пояс

Заполняли: Панов Юра, Глебов Саша.

Творческие заметки

Вообще животные Центрального Тяня удивительны.

Грациозные дикие лошади с тонконогими, только вчера родившимися жеребятами, доверчиво бравшие из рук сахар и пытающиеся выпросить какао; жирные сурки и хитрые суслики, за которыми была устроена наперекор всем порядкам полуторачасовая фотоохота (надо было видеть, как трое фотографов, стоя, сидя и лежа в самых разнообразных позах вокруг норы несчастного животного, затаив дыхание, ожидали его появления), рыжая харза, которую никто, кроме Людки, не видел. Но Татьяна говорит, что, вполне вероятно, что это не глюк. И этот мелкий Рики-Тики-Тави, ужасно похожий на мангуста, только, скорее всего, горностай, который сам вылезал фотографироваться на расстояние вытянутой руки в отличие от вредных сурков...

Они потрясающие, короче!

PS. В результате долгих краеведческих исследований, по описаниям в определителях, картам ареалов обитания и полученных в походе фотографий, мы пришли к выводу, что зверек, не горностай (он не обитает в горах Средней Азии), не солонгой, т.к. окраска груди и мордочки все-таки контрастна, а ласка (см. фото).

3 августа 2004 г.

5-й ходовой день

А знаете ли вы, что климат Центрального Тянь-Шаня носит резко - континентальный характер?

Климат - многолетний режим погоды на определенной территории. Я думаю, что здесь уместно дать определение погоды. Погода - это кратковременное состояние тропосферы. Климат на территории Киргизии и любой другой страны формируется под воздействием следующих факторов:

1). Солнечная радиация. Солнечное излучение, достигающее земли. Солнечная радиация частично отражается и растворяется в атмосфере. Количество солнечной радиации меняется в зависимости от времени суток и сезонов года.

2). Географическое положение. Правильнее сказать даже не географическое положение, а географическая широта, так как именно от нее зависит, какое количество солнечной радиации достигает поверхности земли в определенной точке.

3). Циркуляция воздушных масс. Этот фактор тоже достаточно важен, так как именно воздушные массы приносят либо осадки, либо засуху, либо резкое изменение температур.

Воздушные массы - подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга разными свойствами.

Основными компонентами климата являются: температура, атмосферное давление, атмосферные осадки, влажность воздуха.

Климат гор средней Азии и Терскей-Алатау резко континентальный. Основная часть гор расположена в умеренном поясе; хребты юго-западной части находятся на границе с субтропическим поясом, испытывая влияние сухих субтропиков. В долинах средняя температура июля 20-25о, в долинах среднегорья 15-17о, в высокогорье 5о и ниже. Зимой во всех поясах, кроме высокогорья, холодные периоды чередуются с оттепелями.

Для гор Средней Азии характерна резкая смена погоды и разнообразие осадков, большая суточная амплитуда температур. Виды осадков: дождь, град, снег, роса, туман, радуга.

Количество осадков увеличивается с высотой: от 300 мм в год в предгорьях до 800 мм в высокогорье.

3.08.04

• Климат: Переменная облачность, дождь, РАДУГА!!!
  • Рельеф: V - образная долина, борта долины холмистые.
  • Ледники: Не наблюдались
  • Растения: Ель, манжетка, клевер, борщевик, герань луговая, одуванчик, звездчатка, шиповник. Заросли арчи.
  • Животные и птицы: Чёрный коршун, домашний скот.
  • Вывод: Лесо-лугово-степной пояс сменяется альпийскими лугами

Заполняли: Егоров Дима, Шаповалова Наташа.

Творческие заметки

Все-таки совершенно потрясающ этот самый резко-континентальный климат!

С утра может светить солнце, так что под ним невыносимо идти, а к полудню небо затянут тяжелые тучи, и пойдет дождь, снег, град - что угодно. Мы сядем обедать под тентик, дождь кончится, и, вылезая, мы снова увидим солнце в прорывах облаков и близкую яркую радугу, концами упирающуюся в борта долины.

А вечером встанем в хрустящем холоде, и будем смотреть на звезды в роднящем молчании, и считать метеориты, по детской привычке называя их падающими звездами, и загадывать, загадывать, загадывать желания...

Любовь Мельникова

Самое клевое воспоминание - это, наверное, радуга. Она пришла так неожиданно и так вовремя! Весь день был дурацкий и холодный, и вот, когда мы были грустные и уставшие, обедая за несколько переходов до перевала, мы увидели это семицветное чудо, которое дало нам сил и энергии. Она была такая красивая и живая, что всем очень понравилась. И мы с новыми силами... так и не дошли до перевала!

Александр Зайцев

4 августа 2004 г.

6-й ходовой день

А знаете ли вы, что озеро Алакель, имеет завальное происхождение?

Озеро - водоем со всех сторон окруженный сушей, без прямого выхода в океан. По качеству воды озера бывают пресные и соленые. По происхождению озерных котловин озера бывают:

- тектоническими (созданы движениями тектонических плит) - озеро Иссык-Куль

- ледниковыми (созданы в понижения межморенных холмов) - небольшие озера в цирке пер.Улар

- завальные (когда котловина отгорожена естественной или искусственной дамбой) - озеро Алакёль (создано твердыми породами скальных сбросов).

4.08.04

• Климат: Утром солнечная погода где-то 200, днём ветер дождь и град, вечером холодный сильный ветер, где-то 80.
  • Рельеф: С утра поднимались по склону 300. V - образная долина. Лагерь на морене, на высоте 3000 м.
  • Ледники: Ледников не наблюдалось, были снежники.
  • Растения: Аконит, эдельвейсы, фиалки, лишайники, злаки
  • Животные : Сурки, суслики.
  • Вывод: Осыпи и морены, немного злаков и лишайники… Может это горная тундра?

Творческие заметки

Горы, в общем - то, способны ответить на многие вопросы людей, не понимающих себя. А уж если ты сидишь у чистого озера высоко в горах, где сердце радуется девственной свежести воды, не тронутой человеком.

Посмотрев в озеро можно увидеть дно. Оно настолько чистое, что душа радуется. Сидишь на берегу, а оно тебе говорит: "Посмотри в меня, посмотри, на сколько все открыто!"

Наступает вечер и под звук падающей воды можно долго смотреть на звезды. Их такое большое количество! За все время, пока мы стояли, мы увидели много падающих звездочек, которые иногда, когда летели, долго оставляли за собой след.

Евгения Зотина

Звезды….Нескончаемое количество светил на бездонном, темном небосклоне. Они прекрасны, как первый день весны, действительно теплой и мягкой, словно меховая шубка. Ты сидишь на краю утеса, а перед тобой простирается холст, мерно и густо усыпанный блестками. Возникает ощущение, что ты не один, что таких, как ты и твоя планета, много, и те, другие, смотрят на тебя, вглядываются в твой мирок так же, как и ты в их.

Звезды великолепны, замечательны; для того, чтоб описать их красоту людских слов недостаточно. Можно сказать все, но не выразить этим ничего, не отразить той глубины и состояния трепета, вызываемого прелестными маленькими светлячками, подсвечивающими небо.

Они ярко сияют, моргают, словно весело играя. Они шутливы, но иногда они неимоверно холодны и жестоки. Когда ты идешь, рюкзак твой так тяжел, что ноги подкашиваются, а небо мерно обрастает белыми и красными пятнами, пустыми и глупыми, что хочется, чтоб они взорвались. Но это не то, это лишь мимолетный порыв твоего истерзанного тела. Когда снят груз с уставших плеч, когда трудовой день на исходе, когда ни один километр не грозит тебе, то только тогда ты поистине можешь ими насладиться, вдохнуть их свежесть, словно новый день, словно новый закат или рассвет, ведь они не бывают одинаковыми, никогда. Ни за что в жизни природа не оденет уходящее светило во вчерашнюю "вещичку", именно по этому мы не устаем любоваться небом, его движением. Мы не прекращаем впитывать в себя непредсказуемость и оживленность этой игры, волшебной и мягкой. И звезды - неотъемлемая часть развития этой жизни, отличной от нашей, и тем самым настолько чарующей.

5 августа 2004г.

7-й ходовой день

А знаете ли вы, что озеро Алакель, освещенное светом Луны, потрясающе загадочно?

Справочные данные о Луне:

Название Луна пришло к нам от римлян. У греков она была известна как Селена или Артемида.

Радиус Луны (сферический) = 1737.53(+/-0.03)км = 0.2725 диаметра Земли

Масса Луны: 7.349x1022кг. = 1/81.300587 массы Земли

Плотность Луны: 3.3437 г/cм3

Средняя видимая угловая скорость движения Луны: 12o.15 в сутки , около 0,53 град.в час

Средняя скорость движения Луны по орбите: 1,023 км/cек. или 3681км/час

Звездный период обращения Луны: 27дн.7ч.43мин.11,47сек

Период смены лунных фаз: 29дн. 12ч. 44м. 2,78с.= 29.5305882 сут.

5.08.04

• Климат: Солнечно, небольшая облачность (кучевые облака).
  • Рельеф: Скально - осыпной хребет, перевал (мелкая, средняя осыпь). Крутизна 300-350. Долины р. Культор и Каракол
  • Ледники: Не наблюдались.
  • Растения: Эдельвейсы, незабудки, астры, в долине горец, манжетка, смородина, папоротник. Ели.
  • Животные и птицы: Слепни, бабочки, кузнечики, в долине чёрный ворон.
  • Вывод: Спустились из зоны горных тундр в лесо-лугово-степной пояс

Заполняли: Чегаева Таня, Зотина Евгения, Алексашин Иван.

Погоня за Луной

Отбой. Лагерь спит. Полная темнота. Спотыкаюсь об оттяжку палатки. Звездное небо. Холод.

На юго-западном берегу озера Ала-Кель скалистые верхушки гор постепенно заливаются холодным металлическим светом.

На ощупь взбираюсь на бараньи лбы. Луны нет, лишь из-за горы видно чуть более светлое, чем везде, небо.

Спускаюсь к лагерю. Беру фотоаппарат, штатив, меняю тапочки на ботинки и отправляюсь в погоню за Луной. Снова спотыкаюсь об оттяжку.

Серебряным светом покрыта уже вся скала, Луна уже вот-вот появится и посмотрит мне в глаза. Я иду.

Путь непрост. Под ногами крупный курумник. Хорошо, что я в ботинках.

Уже не видно лагеря. Останавливаюсь. Дальше не пойду. Пусть Луна сама идет ко мне. Подхожу к самому берегу, вижу тур, которым отмечена тропа. Расставляю штатив, смотрю в видоискатель: на переднем плане камни и тур, дальше водная гладь и сзади совсем туманные темные горы.

И тут выходит она. Яркий луч света полностью меняет картину: вода начинает играть, поблескивая то тут, то там, горы на заднем плане приобретают четкие границы, окаймляясь посветлевшим небом, и в левой нижней части кадра появляется вторая Луна, чуть искаженная легкой прибрежной волной.

Я начинаю быстро менять композицию, переставляю штатив, замеряю свет и…

Вдруг волшебство пропадает: двойник Луны исчезает, лунная дорожка размывается, а сама Луна уходит из кадра высоко в небо.

Таинство природы длилось лишь минуты две и испарилось безвозвратно.

Я медленно возвращаюсь в лагерь, тихо влезаю в палатку…

Спокойной ночи, но знай, я еще поймаю твой холодный взгляд.

Юрий Панов

6 августа 2004 г.

8-й ходовой день

А знаете ли вы, что… и, строго говоря, тоже, - по поводу дневки всех обуяла лень!

Творческие заметки

Дорога. Пыль только что проехавшей машины. Шаги и глуховатый стук палок о булыжники.

Лес. Треск качающихся елок, запах смолы. Что-то домашнее. Костер, еда. Дрова почти не горят, зато дымят потрясающе. Вечер с закрытыми глазами.

Луг. Ветер. Пряный запах травы, почти как в булочной. Душно. Воды в воздухе больше, чем самого воздуха. Кажется, кружится голова. Выше и выше.

Ручейки, отблески солнца. Вода. Пить… Мягкий влажный мох.

Му-у-у… Жидкие и сухие лепешки. Тоже пахнут. Вечерний гольф.

Шершавый звон осыпающихся камней. Облако пыли. Медленное цоканье палок…. Камень!!! Струйками стекает по спине пот.

Ветер. Шоколад. Солоноватый запах снега. Полет: мир под тобой.

Вниз. Скачки козлов. Трава, лес, костер. Безделье дневки.

Юрий Панов

7 августа 2004 г.

9-й ходовой день

А знаете ли вы, что растительность - один из важнейших компонентов природного комплекса?

Флора и фауна

Среди растительного мира Кыргызстана не менее четверти видов - эндемики (нигде более не произрастают). В горных лесах растет тянь-шаньская ель, грецкий орех, пихта, можжевельники. Высокогорья заняты богатыми альпийскими низкотравьями. Лесом в Кыргызстане покрыто около 350 тысяч гектаров, в том числе хвойными породами занято 53 процента. Здесь располагаются самые крупные в мире реликтовые ореховые и плодовые леса, уникальные по своей красоте и целебным свойствам лесные массивы ели тянь-шаньской, пихты Семенова, долголетней арчи, фисташки и миндаля. Крупнейшие в стране заросли облепихи, многочисленные ягодные кустарники барбариса, дикой черной смородины, жимолости, шиповника, лекарственных трав (около 200 видов).

Манжетка

Не высокая - около 10 см в высоту и 3-5 см в диаметре. Куртинка достигает 30 см в диаметре. Имеет вид кочек, образованных лопастными листьями. В июне-августе на длинных развесистых веточках появляются соцветия мелких желтоватых цветков. Но самая красивая часть манжетки - листочки - сверху темно-зеленые, а снизу их поверхность серебристая, покрыта шелковистыми волосками, благодаря которым растение очень хорошо удерживает влагу. Утреннюю росу, скопившуюся в "розеточках", можно пить. Это растение хорошо растет в темных расщелинах между камнями.

Арча

Двудомное или однодомное дерево до 10 м высотой и 1,0 м в диаметре. В более жестких условиях под воздействием низких температур принимает стланиковую форму. Кора коричневато-серая, крона плотная, темно-зеленая, у древовидной формы чаще ширококонусовидная. Нижние, распластанные по земле ветви, нередко укореняются, образуя отводковые экземпляры.

Конечные веточки толстые, до 2 мм толщиной, четырехгранные, жесткие. Хвоинки (листья) чешуевидные, до 2 мм длиной, ромбические, на спинке выпуклые, с углубленной овальной смоляной железкой. Чешуи располагаются на побегах черепитчато, причем каждая предыдущая покрывает своей верхушкой основание последующей, как черепица на крышах. Шишкоягоды обычно односемянные, реже двусемянные, черные, блестящие, яйцевидной формы, 10-15 мм длины и 8-10 мм в поперечнике. Размножение семенное и отводковое.

Из всех среднеазиатских видов этот наиболее влаголюбив и холодостоек. В виде стланиковых зарослей и криволесья он встречается у верхней границы леса по всему Тянь-Шаню. Однако насаждения из древовидной формы арчи распространены только в высокогорном подпоясе Тянь-Шаня на высоте 2300-3100 метров над уровнем моря. Оптимальные условия для арчи на высоте 2400-2900 м. В зависимости от почвенно-грунтовых условий она встречается и в виде отдельно стоящих стройных кипарисоподобных деревьев и в виде сплошных многоствольных труднопроходимых куртин, что случается чаще. Лес борется здесь с суровыми природными условиями высокогорий. На самой верхней границе стоят изломанные и изуродованные ветрами и морозами согнувшиеся и фантастически скрутившиеся стланики арчи. Погибшие прикрывают собой новую поросль, защищая ее от невзгод природы.

Эдельвейс

Народы Северной Европы сложили об эдельвейсе (от нем. edel-благородный, wei-белый) множество причудливых легенд. Однако этот символ доблести и благородства - всего лишь скромное, высотой 10-20 см, растение из семейства сложноцветных. Его маленькие бледно-желтые цветки-корзинки собраны в соцветие-головку. Окружающие ее верхние листья густо опушены серебристыми волосками и похожи на большие белые лепестки. Очень удачно соотносится с обликом эдельвейса его латинское название Leontopodium, что в переводе означает "лапа льва".

Эдельвейс предпочитает селиться на скалах и каменистых участках, но чаще всего среди альпийских лугов на известняках.

Лишайники

Лишайники - низшие многолетние растения, образованные в результате симбиоза гриба и водоросли. По жизненным формам (строению слоевища) делятся на накипные, листоватые и кустистые. Обитают в самых различных типах наземных биоценозов: в арктических и горных тундрах, лесах, степях, пустынях и др. Лишайники встречаются практически везде: на камнях (эпилитные), на коре стволов и ветвей деревьев (эпифитные), на почвах (эпигейные), древесине, например, тесовых крышах и заборах (эпиксильные).

Основное разнообразие приходится на горную тундру и горные леса. Всем известно, что лишайники являются индикаторами загрязнения; их устойчивость к загрязнениям падает в ряду: накипные - листоватые - кустистые. Эта особенность лишайников используется для картирования территорий по уровню загрязнения. Зону полного отсутствия лишайников называют "лишайниковыми пустынями", например, лесопокрытые плиты, прилегающие к комплексу нефтеперерабатывающих заводов.

7.08.04

• Климат: Хорошая тёплая погода, немного облачно.
  • Рельеф: Широкая V - образная долина.
  • Ледники: Не наблюдались.
  • Растения: Тянь-шаньские ели, разнотравье, грибы, арча, эдельвейсы, васильки.
  • Животные и птицы: Козы, лошади, бараны.
  • Вывод: Шли по лесо- лугово-степному поясу.

Заполняли: Панов Юра, Глебов Саша.

Творческие заметки

Фотографы представляют свое творчество!!!

8 августа 2004 г.

10-й ходовой день

А знаете ли вы, что скотоводство один из основных видов деятельности населения Киргизии?

А вот наши сельскохозяйственные умения… большой вопрос!

8.08.04

• Климат: Ясно, тепло, к вечеру - переменная облачность
  • Рельеф: V - образная долина, скально-осыпной хребет, вершины - пики, перевал.
  • Ледники: Были видны вдали; небольшие каровые снежники
  • Растения: Субальпийские и альпийские растения. На склонах долины р. Джеты - Огуз злаково-разнотравная растительность.
  • Животные и птицы: Бабочки и ворон.
  • Вывод: Спустились из пояса горных тундр к альпийскому низкотравью

Заполняли: Егоров Дима, Шаповалова Наташа.

Творческие заметки

Злоключения городских жителей в общении с горными сельскими обитателями

Сидим, никого не трогаем, в волейбол играем или в "корейку", как тут нас окружает стадо коров, на высоте примерно 3450 м, время 19:50. Вроде, что коровам делать на такой высоте, а не-е-е-т, травки пожевать захотелось. Вечером, когда температура воздуха практически под минус, а может и минус с чем-то.

Среди коров был предводитель.

Здоровый такой, черный, пар из ноздрей идет. Я такой пар в реальности только по телевизору видела. И вот этот бычара уходить не хочет, а коровы без него не уходят, отгоняй, сколько влезет, а они на своем. В общем - борьба с быком. Чем только мы его не пугали! С начала - спичкой, потом подумали, что для быка это не солидно, какой-то спичкой…Газовую горелку зажгли, тоже не помогает. Палкой помахались. А он только и делает, что на нас бычится. Бодаться лезет, скотина этакая. И тут он начинает обнюхивать наши рюкзаки, ну, думаю, понюхает, запах костра ему не понравится, и оставит в покое. А он с первого взмаха своей головы подкидывает на рога рюкзак, а со второго еще выше его пуляет. И только со второго раза ко мне пришло осознание, что летит не чей-то рюкзак, а не иначе как мой! Это я просекла по выпадающему из рюкзака "Зениту". Я хотела уже было кинуться на этого быка, так страх перед тем, что он мог проделать такое с моим рюкзаком, так со мной у него и подавно проблем не будет. Поныч аккуратненько вытащил из-под копыт его фотоаппарат и рюкзак, и спрятал в палатку. И тут же бык начинает лезть к палатке, бодаться. Слава Богу, оставил в покое. Перспектива палатки была ему не по вкусу.

Пробились в общей сложности мы с ним час. И вот мне в голову пришла идея побежать с дикими криками и палками на этого быка. Бежим мы половиной лагеря, кричим непонятно что! Вот тогда я себя чувствовала дура дурой. Но он убежал. Бык поскакал, смотрим, и коровы все за ним. Скрылись за холмом, как и не было никого…

Вот такая битва.

Евгения Зотина

Так случилось, что большую часть времени наши единички проводили в долинах, причем довольно людных. Присутствие людей не всегда было очевидным, но всегда замечалось. Потому что - коровы!!! Они норовили залезть в палатку, сжевать неосторожно брошенные шорты, у дружественной группы схомячили замоченный на ночь рис, и, наконец, они обкладывали лепешками каждую нашу стоянку! Мы гонялись за ними с альпенштоками, угрожая насадить и поджарить, а они все равно тянулись к нам, как мухи к варенью! Однажды - к сожалению, без меня - бык даже взял на рога и подбросил на несколько метров вверх Женькин рюкзак! В общем, это было ужасно.

Но при этом каждый раз, завидев корову, наша группа, зараженная Людкой, начинала сюсюкать и умиляться: "Посмотри, какие у нее глазки добрые! Ой, а уши! Такие мохнатые! Ух, какая мордуся прелестная!" - и т. д. и т.п. : )))

Вот такая вот диалектика получилась.

9 августа 2004 г.

11-й ходовой день

А знаете, у нас снова дневка!

Однако, в этот раз лень не всем…

9.08.04

• Климат: Первая половина дня - солнечно, потом облачно, ночью пошёл дождь
  • Рельеф: V-образная долина реки Телеты
  • Ледники: Не наблюдались
  • Растения: Тянь-Шаньские фиалки, манжетки, злаки, заросли арчи
  • Животные и птицы: Коровы, лошади, козы
  • Вывод: Луговой пояс

Творческие заметки

На Тяне мы привыкли к превратностям погоды. Она для нас стала вполне предсказуемой. Утром - солнце, днем и вечером - всяческие настроения природы, ночью - обязательно звезды. Ночью все затихало, и лишь звезды зажигались одна за другой под праздничный концерт лунных ……. и оживляющих картину внезапно срывающихся метеоритов. Вообще, в одной из долин, вся эта ночная идиллия напоминала картину Куинджи "…" с луной и отражением ее в водной глади.

Когда в природе зажигаются звезды, у людей, по обычаю, загорается огонь. У нас, туристов, пламя костра. Оно и греет, и готовит еду, и служит вдохновителем гитары. Все три составляющих как нельзя лучше навевают различные мысли и атмосферу созерцания после очередного дня маршрута.

Не знаю, но почему-то именно в эту ночь, когда ты смотришь, только лишь на две вещи - костер и звезды, ты ощущаешь абсолютную связь между этими светилами. Вы заметили, сколько искр тянется к звездам. И ну и что, что они столь малы и что, не пролетев даже двух-трех метров, погаснут. Зато они оставляют след и порыв, и идею о том, что все мы неразрывно связаны с окружающим пространством, и что обязательно должны к чему-то стремиться.

10 августа 2004 г.

12-й ходовой день

А знаете ли вы, что типичным представителем фауны Центрального Тянь-Шаня является лошадь?

Непарнокопытные - крупные или не очень крупные животные легкого (лошади) или тяжелого (носороги, тапиры) телосложения.

Это животные, приспособившиеся к быстрому бегу и жизни в открытых местностях. Их конечности обладают копытами, имеющими форму округлого рогового чехла. Основа копыта - сильно развитый средний (третий) палец.

Александр Зайцев

10.08.04

• Климат: С утра ясно, солнечно. После 15.00 - ливень, 2 радуги.
  • Рельеф: Шли по западной части долины реки Телеты - перешли на долину Джеты - Огуз. Долина широкая, с высокими бортами.
  • Ледники: Видны из долины реки Джеты - Огуз
  • Растения: Манжетка, герань, шиповник, эдельвейс, мхи, лишайники, альпийские астры, горец, рябина, злаки
  • Животные и птицы: Домашний скот, видели зверька, предположительно, горностай.
  • Вывод: Поднялись из лесо-лугово-степного пояса в зону альпийских лугов

Заполняли: Чегаева Таня, Зотина Евгения, Алексашин Иван.

Творческие заметки

Лошадь - животное, вполне характерное для района нашего похода. Быстроногие скакуны всевозможных окрасок несутся по долине, взметая клубы пыли и брызжа в разные стороны воду из ручья. Ветер свистит в ушах, сильные потоки его, окрашенные спинами лошадей в черный, охристый, бежевый и даже красный, подхватывают и несут с собой.

Они чудесны; для нас они - сказка. Мы с замиранием сердца гладим их по мощной шее, гладкому, мокрому и теплому носу. Фыркающие, они напоминают ребенка, недовольного тем, что ему не дали очередную сладость, тем, что не похвалили.

Я залезла в седло и некое волшебное тепло разлилось по всему телу. Начиная с кончиков пальцев ног, медленной волною, оно поползло выше и выше, до самых волос. Чувство единения и целостности не покидало ни разу за поездку.

Когда лошадь скачет галопом, будто бы не касаясь земли, несется по небу; воздух для нее материален, как для нас Солнце. И этот чарующий миг закрадывается глубоко в сердце, оставляя свой глубокий след. Теперь лошади - не животные, а магические, сказочные существа, приносящие долю счастья. Пусть небольшую, но ведь это так приятно!

11 августа 2004 г.

13-й ходовой день

А знаете ли вы, что большую часть населения района путешествия составляют киргизы?

Правильное название - кыргыз. Народ, основное население Кыргызстана. Численность в Российской Федерации 41 734 человека. Живут также в Казахстане, Синьцзяне (Китай), Афганистане, Пакистане.

Традиционное занятие киргизов - кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах). До присоединения к России разводили главным образом лошадей, в меньшем количестве - овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, особенно в бедняцких хозяйствах.

Охота, в том числе с помощью ловчих птиц, - одно из древнейших занятий киргизов. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву.

В бывшем СССР киргизы перешли к оседлости. Животноводство стало отгонно-пастбищным.

Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиционную материальную культуру киргизов. До 50-60-х годов 19 века киргизы жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100-200 юрт и более, объединяемыми главным образом по генеалогическому признаку. После возникновения оседлых поселений (кыштаков) основная масса киргизов продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа. Преобладающим типом жилища была юрта, которая делилась на мужскую и женскую половины. За годы советской власти условия быта киргизов в корне изменились. Юрта сохраняется в быту лишь части киргизов как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах.

Киргизы жили большими патриархальными семьями. Многожёнство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Иногда он достигал очень больших (до тысячи голов) размеров.

Традиционная пища в основном молочная (в тёплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда - кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растёртым и разбавленным водой), топлёное масло, кипячёные сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиционных лепёшек, готовят боорсок - кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печённые в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины. Излюбленный напиток - чай (на юге главным образом зелёный, на севере чёрный, в некоторых местах - с молоком).

Популярные виды спортивных развлечений - скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель которых - поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).

Сохраняется богатый фольклор (героический эпос "Манас", исполняемый сказителями-манасчи, и др., творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Сформировалась профессиональная культура. Богат песенный и инструментальный музыкальный фольклор.

Иван Алексашин

11.08.04

• Климат: На протяжении целого дня облачно и ветрено. Вечером град и мокрый снег.
  • Рельеф: Верховье долины реки Джеты - Огуз покрыта средней осыпью морены
  • Ледники: Встречается ледник с левого борта долины.
  • Растения: Одуванчик, горец красивый, лютик, полярные маки, чабрец, колокольчик, примула, злаки; арча, смородина, шиповник, ель
  • Животные и птицы: Коршун
  • Вывод: Спустились с морен гляциально-нивального пояса через альпийские луга в лесо-лугово-степной пояс

Заполняли: Соколова Люда, Солдатов Костя.

Творческие заметки

Я всегда знала, что горы как-то особенно воздействуют на человека. Почему-то именно в горах люди, даже совершенно чужие друг другу, становятся ближе. Вы только представьте, какое это невероятное ощущение, когда, встретив на маршруте человека, говоришь ему:

- Здравствуйте!

И в ответ слышишь:

- Bonjour!

Сразу охватывает такая огромная волна нежности и радости, что кажется, будто прекраснее и дороже этого в мире ничего нет. Причем ответ может быть и "Hello!", и "Guten Tag!" - не суть. Важно то, что он обязательно будет! Потому что, на каком бы языке ты ни говорил - тебя поймут. На Центральном Тянь-Шане это особенно чувствуется, потому что здесь очень много туристов из разных стран.

Ходите, люди, в горы!!!

Людмила Соколова

В горах никто никогда не знает, когда постучится беда. Никто никогда не придет к тебе, пока ты будешь этого ждать. Никто никогда не будет жалеть тебя, пока ты сам жалеешь себя. Никто никогда не скажет да, пока ты не изменишь себя.

Горы - повод по-новому взглянуть на себя и измениться! Ходите люди в горы!