Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > О сервере

Отчет о горном туристическом путешествии V к.с. по Центральному Кавказу

Дата: 12 июля - 1 августа 2004 г.

Руководитель: Леонид Смидович

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Общие сведения

Вид туризма: ГОРНЫЙ.

Категория сложности: ПЯТАЯ.

Протяженность маршрута: 160 км.

Общая продолжительность путешествия: 23 дня.

из них: в дороге - 3 дня; ходовых - 17 дней; отсидок - 1 день; дневок - 2 дня.

Всего пройдено перевалов: 10, из них, к.с.: 3А - 2; 2Б - 4 (2 радиально); 2А - 2; 1А - 1.

вершин: 3, из них, к.т.: 3А - 1; 2Б - 1; 2А - 1;

Нитка пройденного маршрута: а/л Таймази - лед. Таймази Зап. - пер. Таймази В. (2Б, 3300, сн-лд) радиально - в. Таймази В. (3733, 2Б альп.) радиально - а/л Таймази - д.р. Караугом - Караугомский ледопад (3А*, 3900, лд) - пер. Уилпатинский Ю. (4300, сн-лд) + гребень в. Уилпата радиально 2Б - пер. Обходной (2А, 3900, сн-лд) - пер. Гельфгата (4000, ск-лд) + пер. Фастаг-2 (3640, сн-лд) связка 2Б - лед. Фастаг - пер. Электрон (2А, 3680, сн-лд) - лед. Бартуй С. - пер. Короткий (1А, 3000, сн-ос) - д.р. Гебидон - д.р. Харес - в. Галдор Мал (2А альп.) радиально - лед. Доппах - пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4320, сн-лд) - лед. Суган С. - в. Суган-тау (4490, 3А альп) радиально - пер. Шести (2А, 3700, сн-лд) по ледопаду, 2Б по факту - д.р. Рцывашки - пос. Верх. Балкария.

1.2. Состав группы

N п/п Фамилия, имя, отчество Тур. опыт Должность
1 Смидович Леонид Сергеевич V к.с., Ц. Кавказ, рук., 2000г. VI к.с., Ц. Кавказ, уч. 1997 г. руководитель, фото
2 Бирюков Алексей Вячеславович V к.с., Ц. Кавказ, уч., 1996г. IV к.с., Ц. Кавказ рук. 2000 г. завснар, ремонтник
3 Сухина Сергей Анатольевич V к.с., Ц. Кавказ, уч., 2000г. V к.с., Памиро–Алай, 1993г. завхоз
4 Сидоренко Павел Иванович IV (V) к.с., Алтай, уч. 2002 г. III к.с., Алтай рук. 2001 г. видео
5 Матузный Сергей Борисович IV к.с. Ц. Кавказ уч. 2000 г. III к.с. Зап. Кавказ, рук. 2002 медик

2. Характеристика района путешествия

2.1. Транспорт

Заезд в район Дигории достаточно прост и возможен как из Владикавказа, так и из Нальчика. Правда, с изменением маршрута поезда Москва-Нальчик, в Харькове остался один "кавказский" поезд - № 27 Москва-Кисловодск. Он ходит ежедневно и приходит в Минводах около 5 утра. С обратными билетами обычно проблема, поэтому покупали их заранее, тем более что у некоторых участников срок возвращения был жестко лимитирован.

Из Минвод до Нальчика и Владикавказа можно добираться на автобусах, от ж/д до автовокзала ехать на маршрутке. Можно ехать на частниках. Вариант с электричкой мало приемлем - до Нальчика она идет не менее 4-5 часов (автобус - 2 часа). Из Нальчика (Владикавказа) до Чиколы, а оттуда - до Стур-Дигоры ходят рейсовые автобусы, но опять-таки - быстрее и удобнее на частнике. Кроме того, от Стур-Дигоры до альплагеря нужно пройти около 6 км.

Мы воспользовались услугами фирмы "Тайны гор" (http://osetia.mountain.ru/). Дороговато - 3700 рублей за восьмиместный микроавтобус от Минвод до а/л Комы-арт (АУСБ Дигория). Зато мы были на месте около 12 часов дня.

Обратно из Верхней Балкарии до Нальчика доехали на рейсовом автобусе (по 50 рублей с человека). По словам местных, в Нальчик ходят три рейса (6-00, 7-30 и 9-00).До Минвод доехали на поезде Нальчик-Москва по 120 рублей с человека в купе. Торопиться нам особенно было некуда, да и ехать в купе приятнее, чем ждать где-нибудь на вокзале. Кроме того, с автобуса пришлось бы еще добираться с автовокзала до железнодорожного.

2.2. Документы

Как известно, для граждан Украины кроме пропуска в погранзону требуется регистрация по месту пребывания. Карточку выдают при въезде в РФ и забирают при выезде. В трехдневный срок нужно поставить в ней отметку. При отсутствии отметки будут проблемы на границе и при проверке документов милицией. Регистрацию можно отметить в Чиколе (райцентр), нужно предъявить паспорта, оставить их ксерокопии и миграционные карты и заполнить анкету. Однако штамп все равно ставят во Владикавказе, так что за карточками придется заезжать позже.

Пропуска в погранзону оформляются в погранотряде во Владикавказе. Отряд расположен на окраине города и оформление пропуска обычно отнимает целый день. Заставы есть возле турбазы "Россельмаш" и в районе Дзинаги, наряды ходят в верховьях долин Харес, Караугом. Для оформления пропуска нужны паспортные данные участников, нитка маршрута, письмо выпускающей организации с печатью и заверенное в ПСС информационное сообщение о маршруте. Для ускорения процесса регистрации на заставах лучше иметь несколько списков группы с паспортными данными.

Кроме того, желательно запастись и пропуском в заповедник. Его статус не совсем понятен, и наверное можно оспаривать запрет на пребывание в заповеднике или просто договорится с егерем. У нас пару раз вяло интересовались наличием пропуска на поляне Таймази; егерь в долине Рцывашки ограничился записью в маршрутке адреса конторы заповедника, где нужно получать разрешение - но мы выходили из района, на верх могут и не пустить.

Пропуска в погранзону мы оформляли заранее через ту же фирму (700 руб. за 6 пропусков), их передал нам сопровождающий в машине. Все нужные бумаги (в отсканированном виде) отправляли по электронной почте. Регистрацию за дополнительную плату (по 150 руб. с человека) мы оформили в альплагере. Отдали ксерокопии паспортов (лучше оставить и оригинал) и миграционные карты, и через несколько дней все было готово.

2.3. Туристские возможности района

Поход проходил в районе, известном как Дигория - Караугом. Подробное описание района есть, например, в [1,2]. К Дигории относится участок ГКХ и его отрогов, расположенный южнее долины Хареса. Севернее расположен Суганский хребет. Караугом - это хребты, окружающие долину одноименной реки и Караугомское плато.

На западе долина Хареса ограничена Штульской перемычкой, которая отходит на север от узловой вершины Гезетау. В ГКХ западнее последней имеется три перевала 2А-2Б к.с. с относительно труднодоступными цирками с южной стороны.

В Главном хребте южнее долины Хареса доминирует в. Лабода (4314). В ее отрогах имеются несколько перевалов сложности 3Б (Цители Ю., Цители Сев., Копачева, Лабода). Основная их сложность - прохождение ледников на южных склонах ГКХ, в частности ледопада Зопхито. Сложность связки Цители Сев. - Цители Ю. - Лабода составляет порядка 3А, но следует иметь в виду, что альтернативный вариант выхода из верхнего цирка ледника Зопхито практически не возможен.

Восточнее расположен ледник Таймази, в верховьях которого несколько вершин, на которые ведут относительно не сложные маршруты 2А-3Б к.т. Это узел удобен для акклиматизации. Еще восточнее расположены ледники Геби, Бартуй, Фастаг, с которых имеются относительно несложные (и поэтому небезопасные) перевалы в Грузию. Однако в северных отрогах есть перевалы сложностью от н/к до 2Б.

Еще восточнее начинается труднодоступное Караугомское плато. Пути подъема на него имеют сложность не ниже 2Б. С запада подъем на плато возможен (перечисление с севера на юг):

пер. Вологата (2А) + пер. Купол Вологаты (2Б)- самый простой путь.

пер. Гулар (3А*) - технически сложный снежно-ледовый перевал.

"альпинистский" выход по скалам вершины Зап. Караугом [2]. В походе пройден в 2003 г. группой т/к "Планета" г. Ростов-на-Дону, рук. Таранцева Е. Сложность этого пути порядка 3А*.

Караугомский ледопад (3А*). Классический, но сложный и достаточно опасный путь подъема.

Пер. Гельфгата (3А). В связке с пер. Фастаг-2 сложность уменьшается до 2Б* - исключается обход по скалам нижней ступени лед. Ю.-Зап. Караугом.

С востока плато ограничено отрогом, в котором расположена в. Уилпата (4646), за которым начинается Цей.

Севернее долины Караугома расположен хребет Саудор (часть Бокового хребта). Южные склоны его крутые скально-осыпные, на севере залегает несколько ледников. Перевалы в основном имеют сложность 2А-2Б, многие из них камнеопасны.

Суганские Альпы - это мощный массив в боковом хребте, севернее долины Хареса. Южный склон достаточно крутой и слаборасчлененный, зато на север отходят длинные отроги, разделенные долинами Рцывашки, Псыгансу и Хазны. Хребет имеет мощное оледенение, большинство сложных перевалов - снежно-ледовые. К особенностям следует отнести практически полное отсутствие леса.

В массиве есть перевалы практически любой категории сложности, единственная 3Б - Доппах Зап. Большинство перевалов 2Б-3А к.с. расположены в основном хребте или в северных отрогах в непосредственной близости от него. Их характер преимущественно снежно-ледовый, исключение - пер. Суган (3А, ск-лд). Более простые перевалы на сегодняшний день имеют преимущественно осыпной характер, кроме перевалов Айхвинской группы.

Кроме того, на многие вершины района имеются маршруты 2Б-3Б к.т., что позволяет включать восхождения в нитку сложных походов.

Оптимальное время для похода - июль, позже увеличивается камнеопасность, снежники стаивают, обнажая преимущественно подвижные осыпи.

3. Техническое описание

3.1. Организация путешествия

Основной целью похода было знакомство с новым районом - Дигорией и Караугомом и прохождение нескольких принципиальных перевалов. В частности, планировалось кольцо вокруг вершины Лабода - по нашим сведениям, эти перевалы не посещались лет 20. Кроме того, планировалось несколько восхождений на вершины - как с целью акклиматизации, так и для увеличения технической насыщенности маршрута.

Маршрут строился по традиционной для нас лепестковой схеме - заброска в альплагерь, акклиматизация на Таймази, кольцо на Караугом, кольцо вокруг Лабоды и выход в верхнюю Балкарию. При этом мы старались минимизировать переходы по долинам в середине маршрута.

При подготовке в основном использовались материалы из Интернета, некоторые отчеты из библиотеки ХГТК и описания из [1,2]. Особенно следует выделить отчеты о походе 5 к.с., 2001 г., рук. Зеленцов Д., МГУ [4] и 4 к.с., 1996 г., рук. Березин А.В., МВТУ [5].

Был заявлен маршрут: а/л Таймази - лед. Таймази Зап. - пер. Таймази В. (2Б, 3300, сн-лд) + в. Таймази Гл. (2Б альп.) радиально - а/л Таймази - д.р. Караугом - Караугомский ледопад (3А*, 3900, лд) - в. Уилпата (4646, 2Б альп) радиально - пер. ХКТ (2Б, 4200) - пер. Гельфгата (4000, ск-лд) + пер. Фастаг-2 (3640, сн-лд) связка 2Б - лед. Фастаг - пер. Цихварга (2Б*, 3670, сн-лд) - лед. Бартуй С. - пер. Короткий (1А, 3000, сн-ос) - д.р. Гебидон - д.р. Танадон - лед. Танацете - в. Лабода (4300, 2Б альп) радиально - пер. Бауманцев (2А, 3800, сн-лд) - д.р. Харес - лед. Доппах - пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4250, сн-лд) - лед. Суган Сев. - пер. Осыпной (1Б, 3700, сн-ос) - д.р. Рцывашки - пос. Верх. Балкария

В качестве запасных вариантов предполагалось:

  • Вместо Караугомского ледопада (3А*) - перевалы Вологата (2А) и Купол Вологаты (2Б).
  • Вместо потенциально опасного пер. Цихварга (2Б*) - пер. Электрон (2А).
  • Вместо пер. 50 лет ВЛКСМ (3А) - пер. Солдат (1Б) и пер. Рцывашки (1Б).

По сложности это поход 5 к.с., но километраж несколько меньше, да и нелинейность налицо. Впрочем, спортивные цели (т.е. прохождение заявленного маршрута определенной категории сложности) нами не преследовались. Скорее приоритетом было прохождение основных перевалов: Караугомского ледопада, Гельфгата, 50 лет ВЛКСМ и в. Суган-тау, узла Лабоды.

Нитка маршрута строилась таким образом, чтобы сократить "холостой" пробег по долинам и за счет этого увеличить техническую насыщенность похода. На 18 ходовых дней было запланировано 10 категорированных перевалов и 3 восхождения (пройдено столько же, но с некоторым изменением маршрута).

Дневки не планировались - это мероприятие обычно выбивает группу из колеи на несколько дней. Кроме того, как правило, маршрут не обходится без отсидок - тоже своего рода отдых, правда вынужденный. Для отдыха планировались полудневки и дни радиальных выходов.

При прохождении определяющих перевалов планировались ранние выходы, с тем, чтобы пройти определяющий участок как можно раньше.

Погода была гораздо лучше, чем в прошлом году. У нас был только один день отсидки на Караугомском плато. Первая часть похода пройдена практически без изменений. Из-за ухудшающейся погоды и раскисшего снега мы не дошли до в. Уилпата - поднялись только на пер. Уилпатинский Ю. и прошли метров 200 по гребню. Вместо пер. Цихварга (2Б*), с которого свисал внушительный карниз, пройден "запасной" пер. Электрон (2А).

Однако заболевание участника в середине маршрута изменило наши планы. Мы были вынуждены сделать дневку в альплагере, а затем отказались от кольца вокруг Лабоды - этот участок маршрута не имеет запасных вариантов, возвращение возможно только по пути захода. Вместо этого была расширена заключительная часть в Суганском хребте - совершено два восхождения и пройден перевал Шести по ледопаду. Эти препятствия формально не планировались в маршруте, однако они были запланированы или пройдены радиально в походе 2003 г.

Был пройден маршрут: а/л Таймази - лед. Таймази Зап. - пер. Таймази В. (2Б, 3300, сн-лд) радиально - в. Таймази Вост. (3733, 2Б альп.) радиально - а/л Таймази - д.р. Караугом - Караугомский ледопад (3А, 3900, лд) - пер. Уилпатинский Ю. (4300, сн-лд) + гребень в. Уилпата радиально 2Б - пер. Обходной (2А, 3900) - пер. Гельфгата (4000, ск-лд) + пер. Фастаг-2 (3640, сн-лд) связка 2Б - лед. Фастаг - пер. Электрон (2А, 3680, сн-лд) - лед. Бартуй С. - пер. Короткий (1А, 3000, сн-ос) - д.р. Гебидон - д.р. Харес - в. Галдор Мал (2А альп.) радиально - лед. Доппах - пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4320, сн-лд) - лед. Суган С. - в. Суган-тау (4490, 3А альп) радиально - пер. Шести (2А, 3700, сн-лд) по ледопаду, 2Б по факту - д.р. Рцывашки - пос. Верх. Балкария.

При прохождении сложных участков приоритет отдавался индивидуальной технике и работе в связках. С одной стороны, это позволило участникам поднять технический уровень, с другой - сократило время прохождения (иногда объективно опасных) технических участков маршрута. При спуске на относительно некрутых участках (до 40°) последний спускался на три такта - это существенно ускоряло передвижение. Такая тактика требует не только хорошей подготовки участников, но и качественного снаряжения.

3.2. Техническое описание путешествия

Продолжительность перехода - 45-50 мин., вниз по тропе - до 1 часа, на технически сложных участках - по обстоятельствам. Ходовое время приводится ориентировочно. Надо учитывать, что при другом состоянии рельефа, физическом и техническом уровне группы время прохождения и способы страховки могут существенно отличатся.

Направление движения подразумевается орографически, если не указано иное.

В конце описания прохождения перевала приводятся рекомендации и выводы.

Пер. Таймази Вост. (2Б, 3300, сн-лд) радиально

Перевал Таймази Вост. расположен в ГКХ между вершинами Таймази Гл. и Таймази Зап.(фото 1 - (4) ,фото 2) и ведет с лед. Таймази Зап. на лед. Таймази Ю.

12.07.2004

К обеду мы добрались до альплагеря "Комы-арт" (АУСБ "Дигория"). Оставили заброску, отдали на регистрацию миграционные карты. Вышли около 16 часов. К леднику Таймази есть два варианта подъема. При отсутствии моста через Тана-дон (его сносит каждый год) приходится переходить Харес по мосту ниже "Россельмаша", затем подниматься вдоль р. Гебе, переправляться через нее и выходить к реке Таймази.

К счастью, перед нашим приездом альпинистами были построены мосты через Тана-дон и Гебе. Пройдя по дороге мимо погранзаставы, по тропе выходим к мосту через Тана-дон. Дальше тропа идет по лугу, затем входит в лес. Левое по ходу ответвление тропы - к реке Гебе. Подъем по тропе приводит к началу каньона Таймази (ориентир - красные скалы, которые хорошо видны с дороги - фото 1). В каньоне переправляются на левый (ор) берег реки. Обычно это делают вброд ниже прижима. В нашем случае были снежные мосты, однако они не внушали доверия. Мы перевалили через осыпной отрог на правом берегу и переправились выше него (фото 10 (по пути обратно)).

Дальше тропа идет левым берегом вдоль реки, а затем уходит правее по ходу, круто взбираясь на гребень морены. На моренах и осыпях под ледником Таймази много мест для палаток. Мы стояли внизу ровной терассы, у ручья. Подъем на ночевки занял 4,5 часа.

13.07.2004

С утра идем на пер. Таймази Вост. (2Б), при возможности запланировано восхождение на в. Таймази Гл. по Северо-восточному гребню, 2Б альп.

Подъем проходит вначале по левому борту некрутого закрытого ледника, вдоль морены (фото 3), а затем (повернув к югу) вдоль скал северного отрога в Таймази Гл. Через 2,5 перехода подходим к взлету крутизной до 40°. В средней части склон разорван большим разломом (нависающий верхний край, перепад несколько метров - фото 4). Связками по центру склона поднимаемся к разлому и по его нижнему краю уходим вправо по ходу. Здесь разлом смыкается, по снежному мосту выходим на склон крутизной до 40° (фото 5), по которому поднимаемся на верх скального выхода.

Далее по выполаживающемуся склону выходим на седловину. Седловина перевала широкая снежная, с юга выходы скал (фото 6). На ледник Таймази Ю. обрывается отвесными сбросами, спуск возможен только слева (следы камнепада!). Тур не обнаружили.

Оценив свое состояние и погоду, которая постепенно портится, от восхождения на в. Таймази Гл. отказались.

Спускаемся по пути подъема в связках, разлом проходим с попеременной страховкой.

Часам к 16 погода испортилась, дождь, гроза. К вечеру снова вышло солнце.

В. Таймази Вост (3700) по северо-восточному гребню, 2Б альп.

Вершина Таймази Вост. расположена в ГКХ в верховьях одноименного ледника (фото - 1 (1),фото - 7), замыкает с востока массив Таймази. На северовосток от нее отходит гребень, разделяющий долины Таймази и Гебе, в котором расположен пер. Эльдыр (1Б).

14.07.2004

Подъем на вершину начинается с ледника Таймази Вост. От ночевок на ледник можно пройти практически без потери высоты. Траверсируем (местами тропа) травянистые склоны в направлении нижней части скального отрога, разделяющего ледники Таймази Западный и Восточный, далее выходим на левобережную морену последнего. По гребню морены, а затем по осыпям под скалами выходим на ледник выше ледопада.

По открытому, затем закрытому леднику, обходя трещины подходим к снежному склону, ведущему на полукруглую седловину в северо-восточном гребне вершины Таймази Восточная (фото 7). Правее по ходу седловины гребень чисто снежный, без выходов скал. По склону крутизной 30-40° поднимаемся на правую по ходу часть седловины. В верхней части крутизна до 50°, подъем на три такта.

Гребень вершины широкий, в нашем случае снежный (фото 8), но в конце лета возможен лед. По пути к вершине преодолеваем два взлета 30-40°. Выходим на седловину ГКХ между вершиной и ее восточной предвершиной и, повернув вправо по ходу, по снежному гребню поднимаемся на вершину. Вершина заснеженная скальная тур. Отличная панорама - Суганский хребет и Караугом. Хорошо видна седловина (фото 9 - (5)), пер. Цихварга с внушительным карнизом.

Спуск по пути подъема, на крутых участках - на три такта.

Пообедав, по знакомому пути спускаемся в альплагерь. Внизу попали под дождь - в Дигории, даже при хорошей с утра погоде, после 4 вечера очень вероятно ее ухудшение. Заночевали в альплагере в палатке.

Массив Таймази является удачным местом для акклиматизации в начале пребывания в горах - близкие подходы от альплагеря (4-5 часов) и несколько относительно несложных маршрутов на вершины (2А-4А) и перевалы.

Пер. Караугомский ледопад (3А, 3900, лд)

Перевал ведет из долины реки Караугом на Караугомское плато. Является одним из самых сложных путей с запада на плато. Однако в последние годы (с 2001 г.) довольно посещаем - его проходят несколько групп в год.

Перепад от подножия до седловины перевала - 1200 м (фото 11, фото 12).

15.07.2004

Утром на машине доехали до пос. Дзинага. Движение начали около 10-30. По хорошей маркированной тропе начинаем подъем по правому берегу Караугом-дона. Тропа вначале выходит к реке, а потом идет по лесу. В среднем течении, ниже впадения ручья Иська, через Караугом-дон построен мост (2.5 перехода от поселка).

Мост с основной тропы не виден, тропа к нему плохо различимая, маркировка на основной тропе продолжается и выше. Основные ориентиры следующие. Мост расположен выше по течению второго большого скального выхода на левом берегу Караугом-дона. Еще выше просматривается внушительный осыпной вынос ручья Иська. В районе моста тропа пересекает ручей (в нашем случае сухой), приспустившись по руслу которого, попадаем на тропу к мосту. С моста отличный вид на верховья долины и ледопад (фото 11).

По левому берегу идет хорошая тропа, которая постепенно взбирается на склон. Ручей Иська переходим по камням. Дальше тропа круто взбирается в поросший лесом карман морены и идет по нему. Возле реки Фастаг траверсируем размытый конгломератный склон и выходим к мосту и по нему - на остатки Райской поляны (от моста почти 2 перехода). Обед.

От Райской поляны тропа круто взбирается на морену, а затем идет по ее гребню. При подъеме ширина морены местами 2-3 метра - справа по ходу скалы, слева - обрыв к леднику. По гребню тропа идет почти до конца морены, затем спускается в карман. Опустился туман, временами видимость падает до 30-50 метров, не видно даже ледника внизу.

По пути довольно много мест для стоянки. Последняя стоянка на зеленке - в самом конце морены, там, где к ней примыкает левобережная морена лед. Юго-Западный Караугом. Вода в ручье. С гребня морены отличный вид на ледопад и окружающие горы.

16.07.2004

Подъем по ледопаду начинают по желобу (фото 11), который поднимается от левого края ледопада к основанию кулуаров в склонах вершины Караугом-хох. Дальше подъем идет или по снежникам вдоль скал, или несколько ближе к центру, среди разломов. В конечном итоге снова выходят на центр ледопада, но уже выше ледово-фирнового барьера, которым заканчивается нижняя ступень ледопада. Дальше поднимаются по центральному желобу и уходят к правому (или левому, если нужно попасть в южную камеру Караугом-ского плато) борту. На седловину пер. Караугомский ледопад поднимаются по снежникам и осыпям слона в. Караугом-хох и кулуару, выводящему на плато в обход ледовых сбросов.

Утром ранний подъем, выходим в 5-00. По тропе, местами размытой, поднимается на гребень морены, а затем спускаемся на ледник (30 минут), надеваем кошки.

По открытому, относительно ровному леднику подходим к началу упомянутого желоба. Поднимаемся по правому борту, а затем по центу (фото 13) желоба, обходя трещины (локальная крутизна до 40°). Общая крутизна постепенно растет, приходится преодолевать короткие стенки. Начинаются разломы, связывается. На крутых участках повесили 2 веревки перил. Постепенно приближаемся к основанию второго (снежного) кулуара в склоне Караугом-Хоха.

Наконец, преодолев широкий разлом (первый без рюкзака, перила 50 м. - фото 14) выходим на снежник у основания упомянутого кулуара (фото 12 - 1). Уже довольно поздно, но солнце за облаками, поэтому в ледопаде пока особенно ничего не валится. Продолжаем подъем вдоль скал по снежнику. Проходим неприятный ледовый кулуар-мусоросборник (перила 50 м. - фото 15). Дальше идут снежники крутизной до 40°, разорванные разломами, которые преодолеваем по мостам (перила), иногда приходится даже вылезать на скалы (фото 16). Так прошли еще 4 или 5 веревок. Из-за небольшого количества участников разведки как таковой не получается - пока группа поднимается по перилам, первый без рюкзака ищет дорогу и при успехе - закрепляет следующий участок перил.

Попали под камнепад - откуда-то сверху со свистом прилетело несколько камней, к счастью - все мимо. Наконец, уперлись в непроходимый разлом (это уже почти у основания ледового барьера) и начали пробираться к центру ледопада. Еще одна веревка перил по дну разлома (первый без рюкзака), дальше стало попроще - общая крутизна небольшая, разло-мы относительно неширокие. По инерции повесили еще пару веревок, потом идем в связках с попеременной страховкой. Наконец вышли в центральный желоб, выше первой ступени. Дальше идем связками по левому краю желоба. Начинает темнеть, и мы наконец становим-ся на ночевку на относительно ровной площадке. Воды рядом нет, приходится топить лед.

17.07.2004

Утром продолжаем подъем по желобу, постепенно уходя к правому борту. За 1.5 перехода выходим к началу заснеженной осыпной полки на скалах. Вышли на нее в самом низу по снежному мосту, выше начинается глубокий рантклюфт, следующий мост где-то в средней части. Дальше идем по слабонаклонному в сторону ледопада снежному склону (фото 17, фото 27), а затем по заснеженному кулуару (до 40-50°, в верхней части скалы - фото 18) выходим на скально-осыпной гребень отрожка в. Караугом-хох - это еще полтора перехода. Перевал не имеет явно выраженной седловины, тур расположен на гребне, дальше начинается относительно ровное Караугомское плато.

Ледопад пройден, обед. На плато сильный ветер, пасмурно.

В связках (фото 19) движемся к вершине Бивачной - на ее отроге расположены ночевки. Довольно много снега, приходится тропить. Идем почти три перехода. На скалах отрога довольно много площадок, но верхние еще засыпаны снегом, под нашу немаленькую палатку приходится расширять одну из нижних площадок. Пока занимались строительными работами, погода окончательно испортилась, и палатку ставили под зарядами крупы, сопровождающимися раскатами грома.

Перевал является очень сложной 3А, практически на верхней границе категории. При этом сложность определяется как состоянием ледопада, так и выбранным путем. В результате время его прохождения составляет для разных групп от одного до двух (и более) дней Прохождение ледопада требует как хорошей технической, так и физической подготовки (1200м набора высоты от ночевок в кармане морены, как минимум половину из которых нужно преодолеть до обеда).

Пер. Уилпатинский Юж (4300, сн-лд) + гребень в. Уилпата радиально 2Б

Перевал расположен в северном отроге ГКХ, южнее в. Уилпата и соединяет Караугомское плато и лед. Уилпатинский. На север от перевала поднимается юго-западный гребень в. Уилпата, по которому проходит простейший маршрут на нее - 2Б альп.

18.07.2004

С утра нет видимости, но часам к 10 растянуло - решили попытаться сходить на в. Уилпата с пер. Уилпатинский Юж. (маршрут 2Б альп.).

Обходим с севера в. Бивачную. Снова приходится тропить - за прошедшую ночь подсыпало снега. Да и высота сказывается - идем не быстро. Наконец, подходим к цирку перевала (фото 20). Первый снежный взлет (30-40°) выводит в верхний цирк, откуда по снежно-му склону до 40°, подрезанному нешироким бергшрундом, поднимаемся на седловину перевала.

В верхний цирк можно попасть с ночевок на Бивачной, обойдя ее с юга и преодолев крутой ледовый взлет. Этот путь короче, но существенно сложнее.

Седловина широкая снежная, круто обрывается на восток, к лед. Уилпатинский. Тур не обнаружили.

На седловине поворачиваем влево по ходу и начинаем подъем на гребень - вначале осыпной (фото 21), затем местами заснеженный скальный (фото 22). Погода неустойчивая, сказывается усталость, поэтому приняли решение дальше не ходить.

Спускаемся по пути подъема.

19.07.2004

Отсидка. Начавшаяся с вечера 18го непогода продолжалась почти весь день.

Пер. Обходной (2А, 3900, сн-лд)

Перевал расположен в северном отроге ГКХ, севернее в. ВЦСПС (фото 24, фото 26). Позволяет перейти с центральной части Караугомского плато на западную. Проще и ниже перевала ХКТ (2Б), расположенного южнее в. ВЦСПС (фото 26).

20.07.2004

Ночью подморозило, поэтому утром по насту за полчаса подходим к гребню отрога (связки). Здесь поворачиваем к западу и спускаемся вдоль края гребня к снежному склону, ведущему к перевалу. Начинаем подъем чуть раньше, поднимаясь траверсом с набором высоты. В средней части склона неожиданные выходы льда, которые проходим с попеременной страховкой. Выходим на среднюю седловину. Гребень перевала широкий, скально-осыпной (фото 25) с несколькими снежными седловинами. Более низкая - самая западная, но подъем удобнее на среднюю. Нашли тур, в нем записку 1982 г. (ошибочно указан пер. ХКТ). Судя по всему, тур здесь не единственный - в 1996 г. перевал был пройден группой МВТУ, которая сложила свой тур.

На юго-запад с перевала спускается сначала пологий, затем более крутой (до 30°) снежный склон (фото 26). Далее идем в цирк перевала Гельфгата, обходя слева по ходу зону разломов на леднике.

Пер. Гельфгата (4000, ск-лд) + пер. Фастаг-2 (3640, сн-лд) связка 2Б

Перевал Гельфгата расположен в северном отроге ГКХ, севернее в. Бурджула. Соединяет ледники Караугом и Западный Караугом. Основная сложность - обход непроходимых ледопадов ледника Западный Караугом. Верхняя ступень обходится по снежно-ледовому склону (фото 33), нижняя - по скалам левого борта. Со среднего плато ледника можно подняться на седловину пер. Фастаг-2 (фото 36).

Перевал Фастаг расположен в северном отроге ГКХ, севернее в. Сауалхойне. Соединяет ледники Караугом и Фастаг (Хирисдор) - фото 38. Имеется вариант прохождения, ведущий с лед. Западный Караугом на седловину пер. Фастаг - перевал Фастаг-2. Дальше можно спускаться как на ледник Фастаг, так и к Караугому (фактически это вариант обхода нижней ступени ледопада лед. Западный Караугом).

С лед. Юго-Западный Караугом подъем проходит по одному из кулуаров (в нашем случае снежных, в конце лета - осыпных) - фото 35. Два верхних (с внушительными карнизами) выводят на гребень южнее перевала (фото 35 - 1,2; фото 37 - 3; фото 38 - 2,3) и оттуда на лед. Фастаг. Нижний выводит несколько севернее седловины пер. Фастаг (фото 35 - 3; фото 37 - 1).

По пологому снежному склону поднимаемся в цирк пер. Гельфгата. снег постепенно раскисает, начинается тропежка. Наконец, подходим под перевальный взлет - снежный склон-кулуар крутизной около 30°, до 200 м. (фото 28). По нему выходим на северный край широкой снежной седловины перевала (фото 29).

Тур расположен на скалах южнее. На западной части - снежный наддув. На запад от седловины отходит отрог, в верхней части снежный (фото 30), который заканчивается так называемой Черной башней. Южнее, под склонами Бурджулы, расположен небольшой верхний цирк лед. Зап. Караугом, обрывающийся ледовыми сбросами.

Идем по левой стороне гребня, возле скал, не спускаясь на дно цирка, и выходим на широкую седловину (есть места для палаток). Пройдя еще метров 100, выходим на следующую седловину, с запада ограниченную Черной башней. Здесь тоже есть несколько площадок для палаток и отсюда начинают спуск на среднее плато ледника. Становимся на ночевку.

К вечеру погода портится, сильный ветер, крупа. Ночью буря, гроза.

21.07.2004

С утра ясно, но холодно и очень сильный ветер.

По снежному склону, с крутизной до 30-35°, забирая вправо, связками спускаемся на верх скального выхода (фото 31). Кулуар остается левее.

Вдоль скал начинаем вешать перила (фото 33), выходя в правую часть кулуара. Первые две веревки - на ледобурах (лед под полуметровым слоем снега) на верх скального выхода на краю кулуара. Третья веревка закреплена на снежной лопате (подобранной на стоянках под Бивачной) - вдоль скал по кулуару (фото 32), а затем вправо под скалы. Еще две веревки прямо вниз - первая крюк на скалах, вторая - на ледорубе. Средняя крутизна склона - 40°, фирн. Наиболее крутая часть - третья веревка, не менее 50°. Первые три веревки продернули (лопату оставили), дальше последний спускался на три такта. Еще метров 50 спустились с попеременной страховкой, дальше в связках уходим левее, перейдя бергшрунд по снежному мосту.

Среднее плато лед. Зап. Караугом имеет крутизну до 15-20°, разорвано широкими разломами. Пересекаем его по направлению к снежному кулуару (нижнему), ведущему на пер. Фастаг-2 (фото 35).

Поднимаемся по нижнему кулуару - он не имеет карниза, да и выглядит попроще (фото 35 - 3). Крутизна - до 40°, порядка 200 м., довольно плотный фирн. Выходим на осыпной гребень севернее седловины пер. Фастаг, до нее метров 20 (фото 37). Выходим на гребень перевала чуть выше тура. Сняли записку группы, прошедшей за день до нас. Это первая снятая нами записка этого года.

Спуск на лед. Фастаг - по снежному склону до 30° (фото 38), затем по закрытому, местами разорванному леднику (связки). Спускаемся в основном по центру, в нижней части уходим левее, на снежный склон, обходя сбросы в нижней части ледника. В конце лета, когда снежник стает, обход может быть достаточно сложным.

Становимся на ночевку на площадках на левом берегу р. Фастаг напротив пройденного перевала.

Пер. Электрон (2А, 3670, сн-лд)

Перевал расположен в северном отроге ГКХ, отходящем от в. Цихварга. Соединяет д.р. Фастаг и лед. Бартуй.

22.07.2004

Виденный раннее с в. Таймази Вост. взлет пер. Цихварга с внушительным карнизом не вызывал особого желания его проходить. Кроме того, мы решили нагнать день отсидки и вечером спустится в альплагерь. Поэтому был выбран запасной вариант - пер. Электрон.

Цирк пер. Электрон расположен напротив спуска с пер. Фастаг (фото 39). Подъем в целом достаточно пологий. С места ночевки за переход по травянистой морене (до 30°) поднимаемся в цирк перевала. Еще переход по снежникам, и мы выходим к языку ледника. Слева по ходу остается ледник, ведущий к пер. ЗакВО.

Ледник Электрон пологий, закрытый. Поднимаемся на него по снегу вдоль левого борта, затем идем по центру ледника (еще переход). Перевальный взлет крутизной до 30°, снежный. За полтора перехода выходим на северную часть седловины перевала.

Седловина широкая снежная (фото 38), по центру разделена жандармом. Тур не обнаружили. К леднику Бартуй спускается крутой (30-40°) снежный склон (фото 41), в средней части забитый бергшрунд. На крутых участках спускаемся на три такта. До пологой части - 20-30 минут. Далее по снежникам выходим к языку лед. Бартуй, который пересекаем и попадаем в карман его левобережной морены. Там красивое озеро, места для палаток. Обед.

Пер. Короткий (1А, 3670, сн-ос)

Перевал расположен в хребте Чирх - северном отроге ГКХ, отходящем от узловой вершины Геби-тау (фото 40 - 3). Соединяет лед. Бартуй и д.р.Геби-дон.

С места обеда проходим вверх вдоль ручья, текущего по карману, а затем поднимается по крутому травянистому склону, тоже вдоль потока. Далее по осыпям подходим под взлет перевала Короткий. Справа по ходу остается широкая седловина пер. Авсанау. Взлет покрыт средней и мелкой осыпью, крутизна около 30°. На седловину поднимаемся через 2.5 перехода от места обеда.

Спуск в д.р. Геби-дон проходит по осыпям, практически полностью покрытым снегом. Проходим две ступени крутизной до 30°, затем поворачиваем вправо и по снежнику выходим к ночевкам. Долина Гебе довольно крутая, от ночевок идет тропа по моренам и травянистым склонам.

Погода портится, начинается дождь, который пережидаем под большим камнем. После этого выходим на хорошую тропу с пер. Авсанау. Тропа идет по высокой траве (все мокрые по пояс), потом пересекает ручей из цирка пер. Авсанау и входит в лес. Здесь она несколько поднимается вверх, обходя прижимы на реке - важно не потерять ее в зарослях. После прижима круто спускаемся к реке по высокому лесу. Чуть ниже того места, где тропа выходит к реке - построенный альпинистами мост, на противоположном берегу - пикет пограничников.

По левому берегу Геби-дона тропа продолжается, и вскоре соединяется с тропой с Таймази. Дальше по уже знакомой дороге, по мосту через Тана-дон выходим к "Россельмашу", затем по дороге - к альплагерю. Снова начинается дождь.

23.07.2004

День отдыха - сушимся, разбираем заброску. Приболевший участник активно лечится в санчасти альплагеря.

Решили отказаться от кольца вокруг Лабоды - нашему больному лучше несколько дней не подниматься слишком высоко; кроме того, подходы вдоль лед. Тана-цете в этом году камнеопасны.

Вместо этого идем сразу на Суганский хребет, дополнительно решили совершить несколько восхождений.

В. Галдор Мал. по вост. ребру (2А альп., 3900, комб.)

Вершина расположена в Суганском хребте, восточнее в. Галдор (фото 43). Восхождение на нее осуществляется с Галдорских ночевок,(расположенных в цирке пер. Галдор Зап.

24.07.2004

Утром отличная погода. По тропе, затем по дороге поднимаемся в долину Хареса. Там, где тропа выходит к дороге - пост пограничников. Еще полтора перехода идем по дороге, почти до каменного завала, перегородившего долину. Здесь от тропы отходит ответвление, отмеченное туром. Идем по нему, но вскоре тропа теряется. Переходим ручей, текущий с Галдорских ночевок и начинаем подъем по крутому травянистому склону. Через два перехода выходим в промежуточный цирк, у ручья обед. Погода портится, иногда срывается дождь. От места обеда возвращаемся на левый берег ручья, там идет тропа. За час выходим на ночевки. Там стоит отделение новичков из альплагеря "Дигория".

25.07.2004

Ранний выход. Погода хорошая, но сильный ветер и вершины Суганского хребта закрыты облаками. По осыпям, потом по снежнику выходим к началу широкого кулуара, выводящего на седловину между Галдором и Галдором Малым (фото 43). Поднимаемся, придерживаясь левой стороны кулуара. Крутизна постепенно возрастает (в средней части до 40-45°), а погода портится - сильный ветер, поднялись до зоны облачности, поэтому видимость времена падает до 20-50 м.

Наконец, выходим на неширокую седловину. С северной стороны далеко внизу виден лед. Хазны (фото 44). На седловине связываемся и поворачиваем направо. Острый гребень обходим по заснеженной полке справа (очень сильный ветер). Далее по заснеженному разрушенному гребню (фото 45) выходим на вершину (страховка через выступы).

Спускаемся по пути подъема.

Пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4250, сн-лд.)

Перевал расположен в Суганском хребте между Узловым Суганом и пиком Десяти, ведет с ледника Доппах на ледник Северный Суган.

26.07.2004

Утром переваливаем через мелкоосыпной отрог, отходящий на юг от в. Цихварга и выходим в цирк лед. Нахашбита, выше поляны Нахашбита. Далее траверсируем пологие травянистые склоны и выходим на следующий отрог, за которым виднеется лед. Доппах (2 перехода от ночевок). Снова траверс, на этот раз крутых травянисто - осыпных склонов, который выводит к моренам ледника Доппах. За переход по моренам поднимаемся к ночевкам у языка ледника, где обедаем.

Надо скакзать, что выбранный нами путь нельзя назвать оптимальным. Проще спуститься ниже, к поляне Нахашбита, а затем набрать высоту вдоль ручья с лед. Доппах.

От места обеда выходим на закрытый пологий ледник Доппах. В цирк перевала 50 лет ВЛКСМ ведет ледопад средней ветви ледника, в средней части разделенный нунатаком надвое. Поднимаются с обеих сторон нунатака, в нашем случае более простой путь был слева по ходу (фото 47). За два перехода, вначале по ровному, потом крутизной до 20° закрытому леднику, выходим к началу подъема. Погода портится, ветер, срывается снег. Поднимаемся по ледовому склону (до 30-40°), обходя трещины (фото 49). Выше склон становится закрытым, приходится тропить. Выходим на ровное место выше нунатака и становимся на ночевку (фото 50, утром). Вечером, как обычно, ветер и снег.

27.07.2004

Утром солнечно. Продолжаем подъем по ледопаду - вначале слева по ходу, потом постепенно смещаемся к центру. Ледопад основательно засыпан снегом. Наст держит плохо, приходится тропить.

Через час-полтора выходим в практически ровный верхний цирк. Впереди видна седловина перевала (фото 51). Много свежего снега, местами спрессованная ветром снежная пыль, которая почему-то сильно налипает на кошки.

Наконец, подходим под перевальный взлет протяженностью порядка 150-200 м. и крутизной 30-50°. Мы поднимались по середине склона, на седловину, расположенную левее по ходу жандарма. Более низкая седловина расположена правее жандарма, на нее ведет снежный склон, в данных условиях более лавиноопасный.

Внизу склон подрезан полузасыпанным бергшрундом. Ниже берга скопление снежной крупы около метра глубиной. Выше фирновый склон, с выходом скал. Поднимаемся вдоль скал (связки), потом уходим левее по ходу, выходя выше скального сброса. Местами под снегом натечный лед. На седловину выходим по заледенелому кулуару (одновременная страховка через ледобуры - фото 52).

Седловина перевала - неширокий заснеженный гребень. В сторону лед. Суган Сев. снежный наддув. Тура не обнаружили, возможно он с другой стороны жандарма.

Спускаемся по ледовому склону, крутизной 40°, протяженностью 200 м. (фото 53). До бергшрунда ровно 4 веревки по 50м. Лед очень твердый, ледобуры буквально вмерзают через несколько минут. Первую веревку с трудом продернули, дальше последний спускался на три такта без рюкзака. Поскольку у нас одна веревка - 40 м., то до берга нам немного не хватило, пришлось наращивать последнюю веревку. Ниже бергшрунда спускаемся, забирая вправо в обход сбросов, по снежному склону около 30°.

На ровном плато лед. Суган Сев. становимся на ночевку.

В. Суган-тау (4496) по северо-вост. гребню (3А альп.)

Суган-тау - высшая точка Суганского хребта, узловая вершина , на юг от которой отходит Штульская перемычка. В отличие от большинства остальных вершин Суганского хребта, она не имеет скальных стен и покрыта мощным оледенением. С Суган-тау спускаются простые, сильно заснеженные и местами разрушенные скальные гребни: три - к перевалам Гюльчи, Рцывашки и Суган-2 (50 лет ВЛКСМ), а четвертый, Северный - на Суганский ледник, разделяя его верховья на Западную и Восточную ветви [3]. По этим гребням на вершину идут относительно простые (2Б-3Б к.т.) комбинированные гребневые маршруты с перевальных седловин.

28.07.2004

Поднимаемся на пер. 50 лет ВЛКСМ по пройденному вчера пути. Ледовый склон преодолеваем связкой с попеременной страховкой.

На гребне поворачиваем вправо и выходим на некрутой заснеженный скально-осыпной гребень. Крутизна постепенно возрастает, движемся связкой с одновременной, местами попеременной страховкой через выступы (фото 54). По пути попадается мощная петля (наверное, дюльферная) на скальном выступе.

Далее по снежному склону левее гребня выходим на снежную перемычку, не доходя ее края (осторожно, карниз справа по ходу!). Примерно сюда выводит маршрут 3Б по северному гребню. Отсюда по снежному гребешку, а затем по скалам выходим на предвершину.

Спуск с предвершины (около 40 м.) приводит на широкую снежную седловину (фото 55). На вершину ведет снежный, затем скально-осыпной гребень. Мы поднимаемся связкой по снежному склону левее по ходу, держась вблизи скал.

Спуск осуществляли по снежному склону (фото 57) на ледник Доппах. Склон потенциально лавиноопасен. В нашем случае снег, выпавший с 25 на 26, уже сошел. Спускались связкой, держась ближе к скалам и постепенно забирая влево по ходу. Спуск привел под скальный выход, на наш вчерашний путь подъема на перевал.

Дальше подъем на перевал 50 лет ВЛКСМ в связке по знакомому пути и спуск к месту ночевки (последний на три такта - фото 58).

Раскладка времени:

  • подъем на перевал - 2 часа
  • с перевала до вершины - 2 часа
  • спуск к лед. Доппах и подъем на перевал - 1.10 час
  • спуск с перевала - 50 мин.

Пройденный маршрут - это средняя по сложности 3А. Возможно, за счет комбинированного характера, сколько-нибудь сложное лазание отсутствует. Однако при движении по разрушенному гребню требуется аккуратность и внимательность.

Вершина вполне может проходиться в туристском походе, например, как путь с лед. Сев. Суган на лед. Ю. Суган. В этом случае это полноценная скально-ледовая 3А, которая может потребовать перильной страховки практически на всем пути подъема [4]. В обратном направлении этот путь менее логичен - спуск по маршруту 3А весьма хлопотен, при невысокой технической сложности.

Однако, на наш взгляд, более интересно радиальное восхождение, При ночевке в верхнем цирке лед. Доппах (или на верхней границе ледопада) вполне реально успеть совершить восхождение с перевала (3-4 часа туда и обратно) и спустится на лед. Сев. Суган.

Пер. Шести по ледопаду лед. Рцывашки (2Б, 3700, лд-сн)

Перевал Шести расположен в северном отроге Суганского хребта. Соединяет левый исток лед. Сев.Суган (д.р. Псыгансу) и лед. Рцывашки.

Классический путь спуска с перевала на лед. Рцывашки - по скалам рантклюфта, правее ледопада - является камнеопасным. В прошлом году мы поднялись радиально с лед. Рцывашки по ледопаду практически до уровня седловины перевала. В этом году перевал был пройден по ледопаду насквозь (фото 63). Путь по ледопаду имеет сложность 2Б.

29.07.2004

Утром отличная погода. По подмерзшему снегу спускаемся по закрытому (связки) леднику Сев. Суган - вначале вдоль левого борта до уровня первой седловины в северном гребне в. Суган-тау, зону разломов обходим ближе к правому борту и снова уходим влево. К месту слияния истоков лед. Суган Сев. спускаемся по снежному склону крутизной около 30-40°.

На седловину перевала поднимаемся по слабонаклонной, закрытой левой ветви ледника. Седловина - это место, где ледник Суган Сев. перетекает отрог Суган-тау. От слияния ветвей ледника - 1 час. Справа по ходу - осыпной гребень, где на большом камне тур (записку не нашли).

Спуск с перевала идет по ледопаду, который стекает с верхнего плато лед. Суган Сев. к лед. Рцывашки. Справа остается традиционный спуск по скальному кулуару. Вначале идем в связках по засыпанным снегом разломам (фото 59), местами крутизна 40-50°, попеременная страховка через ледобуры (фото 60). Потом начинается относительно ровный ледовый склон крутизной около 40°. На спуске повесели 7 веревок перил (фото 61), последний спускался на три такта, на самых крутых участках - продергивание. От бывшего в прошлом году в нижней части склона сброса практически не осталось следов - только двухметровая стеночка (фото 62). Спуск с седловины занял 2-2,5 часа.

Ниже ледопада спускаемся в кошках по ледовому склону до 30°, потом ровное плато со следами ледового обвала, потом зона заплывших разломов (крутизна до 30°) и по пологому снежному склону выходим на середину ледника Рцывашки. На срединной морене обед.

В долину Рцывашки спускаемся по ровному леднику, затем выходим на правобережную морену и снова на язык ледника, покрытый снежником. Ниже идем по поросшей травой правобережной морене в ее карман под перевал Осыпной. Там хорошие стоянки, но в этом году нет воды. Спускаемся ниже и на площадках на берегу реки Рцывашки, около ее изгиба, становимся на ночевку. Вода в реке или ручье чуть выше. От места обеда - менее 2 часов.

Сложность перевала Шести по ледопаду, на наш взгляд, соответствует 2Б. Надо иметь в виду, что состояние склона очень сильно меняется - в прошлом году в нижней части был сброс 20-30 м, до 80°. По ледопаду перевал вполне проходим в обе стороны, но на подъем должен планироваться только сильной группой - в первой четверке (при отсутствии опытного участника, способного при необходимости провесить ледовый взлет) в этом направлении перевал идти не стоит.

30.07.2004

День отдыха. Отличная погода. Готовимся к выходу в населенку и просто балдеем.

31.07.2003

Спускаемся по моренам и осыпям правого берега реки Рцывашки. Появляется прерывистая тропа. Проходим прижим - издали кажется, что пути у воды нет (фото 64), но тропа только в одном месте выходит на травянистый склон. Ниже долина расширяется и становится более пологой. По правому берегу многочисленные "скотские" тропы. Дальше еще одна ступень, ниже впадают два притока, верхний из которых ведет к пер. Дышь (1А). На берегу первого ручья обедаем.

От коша спускаемся по хорошей тропе. Появляются первые деревья. Не доходя до моста, на полянке на берегу ручья становимся на ночевку.

01.08.2004

Перейдя мост, по тропе поднимаемся на отрог левого берега. На спуске в долину тропа раздваивается. Прямо вниз в долину Черека идет к дороге и автомобильному мосту. Мы же идем правее и спускаемся к реке Рцывашки, которую переходим по деревянному мосту. Пройдя мимо памятника, выходим на улицу и по ней - на конечную остановку автобуса.

3.4. Сняты записки

В скобках указаны данные записки, снятой предшественниками.

  • в. Таймази Вост - альпинисты АУСБ "Дигория", 6 чел, 21.07.2003 г.
  • Караугомский ледопад - "Форпост", Краснодар, 6 к.с., рук. Неподоба О., 10 чел, 7.09.2003 (Ростов, Таранцева Е., 08.08.2003 г.).
  • Обходной - Киев, ПО "Кристалл", рук. Паливода, 5 к.с. ??.08.1982 г (ошибочно указан пер. ХКТ).
  • Гельфгата - Москва, рук. Ступаков, 6 к.с., 8 чел, 23.08.2004 г.
  • Фастаг - Сочи, рук. Каменев С.А., 3 к.с., 7 чел, 20.07.2004 г., (с/к Альтаир, Липецк, 26.07.1995).
  • Короткий - Кострома, рук. Белова А., 2 к.с., 5 чел., 15.08.2003 г. (Калуга, рук. Рязанов, 12.08.1998 г.).
  • в. Галдор Мал. - группа альпинистов АУСБ "Дигория", 07.2007 г. (записку не сняли, т.к. не оставили свою).
  • в. Суган-тау - г. Ростов, 4 к.с., 08.2003 г., с пер. Гюльчи на пер. 50 лет ВЛКСМ (записку не сняли, т.к. не оставили свою).
  • На перевалах Уилпатинский Ю., 50 лет ВЛКСМ, Шести записок не обнаружено.

3.5. Итоги путешествия

Пройден интересный и технически насыщенный маршрут в новом для нас районе.

Пройден и описан вариант спуска с пер. Шести на лед. Рцывашки по ледопаду. Такой вариант позволяет избежать прохождения камнеопасного кулуара.

5. Литература

  1. В.Д.Иванов, Г.В.Жданов "Туристские маршруты в Суганских альпах", М., Ф и С, 1978г., Серия "По родным просторам".
  2. А.Ф.Наумов "Караугом, Дигория, Цей", М., Ф и С, 1976г.
  3. "Высокогорные перевалы" (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во "Прест", редактор А.Джулий, 2001г.
  4. ОТЧЕТ о походе 5 к.с. на Центральном Кавказе (Дигория, Суган, Караугом, Цей), проведенном с 08 июля по 03 августа 2001 года.
  5. ОТЧЕТ о походе 4 к.с. на Центральном Кавказе (Дигория, Караугом), проведенном с 30 июля по 24 августа 1996 года, рук. Березин А.В.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Фотографии

1. Массив Таймази с дороги от т/б "Россельмаш". 1 - в. Таймази Вост., 2 - в. Таймази Зап., 3 - в. Таймази Центр., 4 - в. Таймази Гл., 5 - пер. Таймази Вост. Каньон Таймази - в левом нижнем углу снимка

2. Вид с ночевок на пер. Таймази Вост. (2Б)

3. Начало подъема на пер. Таймази Вост.

4. Подъем на пер. Таймази Вост. - бергшрунд

5. Подъем на пер. Таймази Вост. - выше разлома

6. Седловина пер. Таймази Вост.

7. Путь подъема на в. Таймази В.

8. На гребне в. Таймази В.

9. Вид с в. Таймази В.: 1 - пер. Иська (2Б), 2 - пер. Красивый (2А) , 3 - пер. Цагардор, 4 - пер. Электрон, 5 - пер. Цихварга (2Б*), 6 - пер. Вологата, 7 - Купол Вологаты, 8 - пер. Караугомский ледопад, 9 - в. Цихварга

10. Брод р.Таймази

11. Караугомский ледопад, вид с моста через р. Караугом-дон

12. Караугомский ледопад, путь подъема

13. Караугомский ледопад - начало подъема

14. Караугомский ледопад - преодоление разлома при выходе на снежник в основании кулуара в. Караугом-хох

15. Караугомский ледопад - подъем по рантклюфту

16. Караугомский ледопад - подъем вдоль скал

17. Движение по полке на склонах в. Караугом-хох

18. Подъем по кулуару на пер. Караугомский ледопад

19. На Караугомском плато

20. Путь подъема на пер. Уилпатинский Юж.

21. На южном гребне в. Уилпата

22. На южном гребне в. Уилпата

23. Панорама юго-восточной камеры лед. Караугом. 1 - пер. Уилпатинский Юж., 2 - Дубль-пик, 3 - пер. Цей-Караугом, 4 - пик ЦДСА, 5 - пик Красноармеец, 6 - пер. Фестивальный, 7 - пик Краснофлотец

24. Путь подъема на пер. Обходной

25. На седловине пер. Обходной

26. Путь спуска с пер. Обходной. 1 - ночевки у в. Бивачной; 2 - пер. Обходной; 3- пер. ХКТ

27. Путь по снежной полке на пер. Караугомский ледопад

28. Путь подъема на пер. Гельфгата

29. На седловине пер. Гельфгата

30. Начало спуска с пер. Гельфгата

31. спуск с пер. Гельфгата - спуск в связках на скальный выход

32. спуск с пер. Гельфгата - 3-я и 4-я веревки

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65


Виды туризма: Водный | Горный | Лыжный | Пешеходный | Конный | Спелео | Автостоп | Велотуризм | Путешествия
Новости | Мероприятия | Конкурсы | Обучение | Питание | Медицина | Карты | Книги | Законы | Термины
Статьи о снаряжении | Тест-лаборатория | Отзывы о снаряжении | Интернет-магазин | Каталог магазинов | Рынок снаряжения
Фотогалерея | Творчество | Ссылки | Туристы | Поиск попутчиков | Несчастные случаи | Форумы | ФИДО
О сервере | Реклама на сервере | Размещение материалов | Спонсорам | Карта сервера


© Скиталец, 2001-2009.
Дизайн, администрирование - Илья Слепцов.
Программирование - Петр Газарян, Виктор Полозов.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100