Отчет о горном туристском походе III к.с. по Западному и Центральному Кавказу

Дата: 31 июля - 30 августа 2004 г.

Маршрутная книжка: № 04 / 3-304

Руководитель: Чистякова М.В. (Москва)

Содержание

1. Содержание
2. Справочные сведения о походе
3. Характеристика района похода
3.1. Географическое положение и туристские возможности района
3.2. Политическая обстановка, порядок оформления погранпропусков и пропусков в заповедники
3.3. Пути подъезда и выезда с маршрута
3.4. Сведения о возможности уменьшения веса рюкзаков, возможности организации заброски на маршруте, сведения о магазинах
3.5. Аварийные и запасные варианты маршрута
7.3. Расчет веса рюкзаков
8. Заключения и рекомендации

2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1. Учреждение: Центр внешкольной работы Северного округа г. Москвы.
  2. Район похода: Западный и Центральный Кавказ
  3. Вид туризма: горный
  4. Категория сложности: третья
  5. Нитка маршрута: пос.Теберда - ущ. Уллу-Муруджу - пер. Уллу-Муруджу(1Б) - ущ. Даут - пер. Западный Даут(2А) - пер. Миронова(2А) - ущ. Учкулан - пер. Карабаши(2А) - ущ. Мырды - а.л. Узункол - пер. Талычат(2А) - ущ. Уллу-Кам - пер. Хотютау(1Б) - Приют 11 - траверс ледовых полей Эльбруса - пер. Ирикчат(1Б) - пос. Эльбрус
  6. Протяженность:.
  7. Продолжительность активной части: 26 дней
  8. Сроки похода: 31июня - 30 августа 2004 г.
  9. Маршрутная книжка: 04 / 3 - 304

Список группы Год рожд. Туристский опыт Обязанность в группе
1 Чистякова Маргарита Вячеславовна 1961 5 к.с, горн.,Ц. Кавказ, уч. 2 к.с., горн., Алтай, рук Руководитель
2 Кузнецов Глеб Леонидович 1962 3 к.с.,горн., Алтай, Кавказ, участ. Зам. руководителя
3 Грачев Дмитрий 1988 2 к.с., Алтай, участие Командир
12 Степаньков Александр 1989 2 к.с., Алтай, участие Метеоролог

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

3.1. Географическое положение района

Кавказ - горная страна между Черным и Каспийским морями. Наиболее высокая, осевая часть горной системы, протянувшейся на 1100 км в направлении северо-запад - юго-восток, носит название Большого Кавказа.

Горы Большого Кавказа в геологическом отношении молоды. Здесь продолжаются тектонические поднятия, рельеф изменяется из-за интенсивного разрушительного действия ледников, рек, ветровой эрозии. Вершины гор имеют типичные для альпийского рельефа формы, а сам рельеф характеризуется изрезанностью, большим перепадом высот и довольно мощным современным оледенением. Остроконечные гребни и вершины Большого Кавказа сложены стойкими против выветривания древними кристаллическими породами (гранитами, гнейсами и сланцами), а также продуктами вулканической деятельности - диабазами, туфами. Разнообразны профили речных долин, от широких, корытообразных, выработанных древними ледниками, до узких, порой непроходимых каньонов.

Основную часть горной системы Большого Кавказа образуют два почти параллельных и близких по высоте хребта - Главный и Передовой, переходящий на востоке в Боковой. К северу от Большого Кавказа расположен ряд понижающихся к равнине волнообразных горных гряд, ближайшие из которых носят названия Скалистого и Пастбищного хребтов, состоящих их известняковых массивов, пологих с севера и круто обрывающихся к югу. А вот южный склон в целом короче и круче северного, особенно в восточной части.

Наиболее высокие вершины Кавказа имеют высоту более 5000 м. Высшая точка Кавказа - Эльбрус (5642 м.) С ледников Эльбруса берут начало крупные реки Кубань, Малка, Баксан. Весь массив расположен в Боковом хребте, севернее ГКХ. С ГКХ Эльбрус соединен хребтом-перемычкой Хотютау.

В туризме Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ (от г. Фишт до Эльбруса), Центральный ( от Эльбруса до Казбека) и Восточный ( восточнее Казбека). Наш поход проходил в районе Западного и Центрального Кавказа.

Горы Западного Кавказа принадлежат к альпийскому типу, сильно расчленены, причем общая крутизна склонов больше, чем на Центральном Кавказе. Здесь вообще все компактнее. Глубокие зеленые долины проникают к самому подножью высочайших пиков. Нет огромных длинных ледников. Благодаря лавинному сбросу снегов ледники могут возникать гораздо ниже снеговой линии, высота которой на северных склонах ГКХ в среднем 3000 м. Некоторые глетчеры спускаются почти до леса. В районе Гвандры преобладают чисто скальные вершины, ледники короткие с большими ледопадами. Ущелья отличаются редкой особенностью. Они ровные со спокойным течением горных рек. Особенность климата - довольно высокая влажность, в летнее время - большое количество солнечных дней. Наш маршрут пересекающий большую часть Западного Кавказа открыл нам богатство флоры и фауны этого региона и природное своеобразие отдельных ущелий.

Центральный Кавказ - наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа. В высокогорье Центрального Кавказа находятся самые крупные ледники. Здесь есть все виды ледников, в том числе и долинные. Долины Центрального Кавказа просторнее и суровее, чем на Западном Кавказе, реки бурные и довольно мутные. Погода в регионе не отличается устойчивостью: солнечные дни даже летом нередко сменяются в высокогорье жесткой и длительной (до 3-5 дней) непогодой. Часть Центрального Кавказа прилегающая к Эльбрусу и перемычке Хотютау с востока носит в туризме название "Приэльбрусье". Это хорошо освоенный туристами, альпинистами и горнолыжниками район Кавказа с развитой инфраструктурой турбаз и альплагерей и хорошими транспортными возможностями (по Баксанскому ущелью до подножья Эльбруса идет хорошая асфальтированная автодорога).

Общая смысловая идея нашего похода заключалась в том, чтобы соединить в одном путешествии три знаменитых и красивейших района Кавказа: Домбай, район Гвандры и Приэльбрусье. А так как маршрут при этом получался линейным и довольно протяженным он позволял наглядно проследить, как меняется облик гор при движении с запада на восток. Нам это было очень интересно и к тому же соответствовало задачам нашей исследовательской работы.

Туристские возможности района

Район интересен для туристов разного уровня подготовки. Для новичков довольно удобны его транспортная доступность, большие возможности для организации забросок и покупки продуктов. Легкость аварийных выходов с маршрута, близость ПСС обеспечивает дополнительную безопасность. В тоже время походы в этом районе позволяют увидеть целый букет легендарных и красивых вершин. В районах Эльбруса и Домбая берет начало история альпинистского освоения Кавказа. Много интересных, посвященных этому памятников. В Баксанской долине есть музей истории альпинизма.

В Приэльбрусье, Домбае и Узунколе много удобных мест для проведения занятий и тренировок.

Интересен район и для более сложных походов. Здесь могут быть проведены походы от 1 до 6 категории сложности. В районе Домбая и Приэльбрусья большинство перевалов 2А, 2Б к.с.( снежные, скальные, ледовые), есть также перевалы 3А, 3Б к.с. Район Даута и Гвандры более удален от цивилизации и менее многолюден. Большинство перевалов здесь проще - 1А, 1Б к.т., но есть перевалы 2А, 2Б и 3А к.с.

Район интересен для разнообразной краеведческой работы. На маршруте можно проводить исследовательско-познавательные работы связанные с изучением природы: геологии, процессов горообразования, гляциологии, биологии, экологии. Возможны так же этнографические исследования, изучение топонимики.

Часть района занята государственными заповедниками: Тердинским и Кабардино-Балкарским Высокогорным. Здесь можно встретить много интересных, характерных только для этого района видов флоры и фауны.

В горах Центрального и Западного Кавказа много памятников истории, представляющих интерес для туристов. Это стоянки каменного века, развалины средневековых крепостей и храмов, ряд мест связан с событиями Кавказской войны (ХIХ в.)и с пребыванием на Кавказе выдающихся деятелей культуры, некоторые перевалы (Эхо Войны, Азау и др.) и склоны Эльбруса хранят свидетельства о боях Великой Отечественной войны.

Составил: Тюрина Валентина.

3.2. Политическая обстановка в районе, порядок оформления погранпропусков и пропусков в заповедники

Описываемые районы находятся на территории двух Российских автономных республик: Кабардино-Балкарии и Карачаево - Черкесии. Политическая обстановка в этих республиках довольно стабильная. В горных же районах политические проблемы республик и вовсе не заметны. Здесь в последнее время туризм является одним из наиболее устойчивых источников дохода местного населения, поэтому идет активное развитие туристской инфраструктуры.

Весь наш маршрут проходил в пограничной зоне, недалеко от Российско-грузинской границы. В целом каких-либо проблем как с местным населением, так и пограничниками у нас не было. Наоборот мы постоянно чувствовали доброжелательность местных жителей и дружеское участие и заботу пограничников, особенно в Карачаево-Черкесии.

Никаких пограничных инцидентов (со слов пограничников) в последнее время в этом районе не было. Однако выходить на перевалы ГКХ и тем более ночевать и тем более спускаться на южные склоны не рекомендуется. Это может быть опасным в связи с распространившимся в последние годы бандитизмом в районе ГКХ.

Порядок получения погранпропусков

Для проведения похода в этом районе необходимо получить пропуск в погранчасти г. Черкесска, который будет действовать только на территории Карачаево-Черкессии. Для части нашего маршрута, проходящей по Кабардино-Балкарии оформления погранпропуска не требуется.

Для получения пропуска необходимо иметь с собой:

• письмо от выпускающей организации с просьбой выдать пропуск и указанием всех ущелий, планируемых для посещения.
  • список группы, включающий следующие сведения: год рождения, адрес, место работы или учебы, паспортные данные (в трех экземплярах).
  • график движения группы.
  • документы руководителя.

Адрес погранчасти: Г. Черкесск, ул. Леонова, 2.

Пропуск потребуется для прохождения всех погранпостов.

Сведения о расположении пограничных подразделений

Центральный Кавказ.

Погранчасть г. Нальчика адрес:

Погранзастава в Баксанском ущелье, у места впадения реки Юсеньги

(здание бывшего а.л. Баксан)

Погранпост в ущелье Азау.

Западный Кавказ.

Погранчасть г. Черкеска, адрес: ул.Леонова, 4.

Погранзаставы: 1. у слияния рек Уллукам и Узункол,

2. у слияния рек Махар-су и Гондорай

3. у слияния рек Мырды и Кичкинекол

Погранпосты: 1. у слияния рек Уллукам и Восточный Кичкинекол,

2. в верховье ущелья Махар-су

Порядок оформления пропусков в заповедники

Часть нашего маршрута проходила по территории Тебердинского государственного заповедника. Для получения пропуска в заповедник необходимо предварительно договориться с дирекцией заповедника по телефону. Получит пропуск можно в центральноцй усадьбе заповедника, расположенной в городе Теберда (за южной окраиной города).

При получении пропуска необходимо иметь с собой паспорт руководителя, маршрутную книжку (с подробной ниткой маршрута и графиком прохождения заповедника) и деньги. Стоимость зависит от зоны посещения. Ущелье Уллу-Муруджу, по которому проходил наш маршрут, относится к зоне "покоя" и ночевка на его территории стоит 50 рублей с человека.

Адрес: 369210, Карачаево-Черкессия, г. Теберда, пер. Бадукский, 1. Тел.51-3-72

E-mail: teberda mail.svkchr.ru

Рядом с Центральной усадьбой заповедника расположен музей. Там представлены растительный и животный мир разных климатических поясов, показаны результаты некоторых научных работ.

В настоящее время за посещение склонов Эльбруса выше высоты 4000 м. так же берется плата. Плата берется экологической службой на станции ККД "Мир", но так как мы прошли выше станции мы этого избежали.

Плата берется за посещение ущелья Ирик. Мы встретили лесников, которые сообщили нам об этом на спуске, уже в самом низу ущелья и поэтому платить не стали.

3.3 . Пути подъезда и выезда с маршрута

Наиболее удобный вариант подъезда к г.Теберда, откуда начинается наш маршрут, через г. Черкеск.

Движение поездов от Москвы до Черкеска:

поезд № 41 "Москва-Нальчик" (с Курского вокзала), прицепной вагон до Черкесска; отпр. в 15.25, приб в 6.00. Стоимость билетов:

От Черкесска до Теберды можно добраться на частном автотранспорте прямо от вокзала. С водителем можно договориться прямо на вокзале или еще в Москве: фирма "Барс", тел.: 8-905-410-69-37 - Вадим Галка.

Время пути - примерно 2 часа. Стоимость - 1500 р. за машину (микроавтобус).

Если нет билетов на поезд "Москва-Нальчик", возможно доехать любым поездом до станции "Невиномысская". Оттуда аналогично можно добраться до Теберды, но стоить это будет дороже.

Возможные поезда:

"Москва-Кисловодск" (Курский) № 27 отпр. 21:31 приб. 7:47

"Москва-Кисловодск" (Казанский) №4 отпр. 8:32 приб. 11:35

Уезхать из поселка Эльбрус можно на рейсовом автобусе, идущем через поселок из Терскола в Нальчик. Стоимость проезда 250 р. с человека. Автобусы ходят около 5 раз в день. Время в пути - 2 часа 30 мин.

Можно также воспользоваться частным автотранспортом или доехать на до г. Тырнауза, а оттуда на маршрутном такси - до Нальчика.

Теми же способами можно добраться до г. Минеральные Воды. Время в пути на 1 час больше.

Составил: Кочеткова Александра.

3.4. Возможности уменьшения веса рюкзаков

Организация забросок

Возможные места для организации забросок:

турбаза "Глобус" на слиянии рек Махар-Су и Гондорай (или погранпост там же)

альплагерь Узункол

Нами была организована заброска продуктов и газа в альплагерь Узункол. Для этого мы договорились с водителем из фирмы "Барс", который без нашего сопровождения отвез продукты по указанным точкам (стоимость услуги -1000 руб).

В альплагере Узункол с нас взяли плату за хранение продуктов 10 р. за место (коробку) в день.

Покупка продуктов

В настоящее время в Теберде, поселках Эльбрус, Терскол, у станций канатных дорог "Чегет" и "Азау" работает большое количество магазинов, в том числе, работающих круглосуточно, с практически полным ассортиментом продуктов.

Между этими пунктами маршрута пополить запас продуктов можно, покупая их у местныых жителей. Практически в каждом коше можно купить сыр, молоко, свежий хлеб. Такие коши есть в ущельях Чирюкол, Мырды, Уллукам.

3.5. Аварийные и запасные варианты маршрута

Возможные аварийные выходы с маршрута

1.По ущелью Даут до

2.По ущелью Учкулан от базы "Глобус" до поселка Хурзук.

3.От альплагеря Узункол (возможено автотранспортом) до пос. Хурзук

4.От слияния рек Чирюкол и Улукам по ущелью Уллу-Кам до пос. Хурзук

5.С перевала Хотютау в ущелье Азау и оттуда в пос. Терскол

Запасные варианты маршрута

1.Вместо прохождения связки перевалов Западный Даут (2А) - Миронова (2А), перевал Узловой (1Б).

2.Вместо прохождения перевала Карабаши (2А), перевал Малая Гвандра (1Б).

3.Вместо прохождения перевала Талычат (2А), перевал Малый Кичкинекол

Турбаза Терскол. Пос.Терскол Медпункт С 8 до 20 час
А.л. Узункол Медпункт,врач Июль – август. По требованию

Отделения связи

• Г. Теберда - почта, телеграф, междугородн. телефон.
  • Пос. Эльбрус - почта, телеграф, междугородн. телефон.
  • Пос. Терскол - почта, телеграф, междугородн. телефон.
  • Пос. Хурзук - почта, телеграф.

3.7. Сведения о музеях

• Музей гляциологии на базе МГУ в поселке Терскол и в г. Тырнаузе
  • Музей охотоведения и альпинизма в Баксанской долине (в 5 км. выше пос.Эльбрус)
  • Музей в Тебердинского заповедника, рядом с Центральной усадьбой заповедника в г. Теберде.

3.7. Адреса и телефоны ПСС, туристских организаций

Адрес ПСС г. Нальчика: ул. Чернышевского - 19.

Адрес ПСС г. Черкесска: ул. Ленина - 272 а.

1.ГорЦДЮтур Эльбрусского района: г. Тырнауз, ул.Мусукаева - 27, тел. 2-34-77

2.Карачаево-Черкесский республиканский ЦДЮТ: г. Черкесск, ул.

Пушкинская - 8. тел. 2-70-73

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

4.1. График движения

Таблица RTF

Изменения графика маршрута и их обоснование

Изменения графика маршрута были незначительными, и их возможность планировалась заранее. Они были связаны с непогодой (отсидка в непогоду 13.08) или с более быстрым прохождением перевалов, в связи с их хорошим состоянием.

4.2. Таблица метеонаблюдений

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

2.08.2004. Поселок Теберда - ущелье Уллу-Муруджу 1 ходовой день

В 13.25 прибываем автобусом к началу нашего маршрута - автомобильному мосту через реку Уллу-Муруджу на шоссе Теберда Домбай. Мост расположен в 300 м. выше впадения реки Уллу-Муруджу в реку Теберда, в 8 км. южнее поселка Теберда. Перед началом маршрута берем пробы макробентоса из реки Теберда и Уллу-Муруджу (см. исследовательско - познавательная работа на маршруте), обедаем. На маршрут выходим в 15:40.

Тропа, ведущая вверх по ущелью Уллу-Муруджу начинается от шоссе Теберда - Домбай в 500 м. севернее моста. (Вдоль берега реки Уллу-Муруджу как правого, так и левого так же идут тропы, но они вскоре заканчиваются у прижима) Начало тропы еле заметно, она уходит сквозь густой ельник, сразу круто взбираясь по склону перпендикулярно от шоссе на восток.

Через 20 м. пробравшись сквозь густой ельник, тропа попадает в высокий елово-пихтовый лес и становится широкой и хорошо заметной. Она идет с ощутимым набором высоты, через 40 мин. подходит к реке и идет вдоль ее правого (орографически) берега высоко (в 50 м.) над ней, обходя прижим. Лес становится сосновым.

Через 1 ч 10 мин. от начала маршрута, тропа, наконец, подходит близко к берегу реки. Здесь много хороших мест для стоянки. Река течет спокойно, иногда распадается на рукава, вода в ней прозрачная, голубая. В лесу (снова елово-пихтовом) - черника, малина, много грибов. Тропа продолжает идти вдоль самого берега с незначительным набором высоты.

Через 30 мин. пихтовый лес заканчивается. Высота 2020 м. Тропа идет в высокой траве сквозь светлую березовую рощу. Вокруг отвесные выходы скал. Далее облик долины окончательно меняется. Начитается зона редколесья. Луга чередуются с небольшими березовыми и сосновыми рощицами, иногда пересекаемые завалами камней (осыпными и лавинными выносами). Тропа хорошая, идет с незначительным набором высоты. Через 1 ч. 20 мин. выходим в широкую плоскую часть долины, покрытую альпийскими лугами.

Кое-где сохраняются небольшие перелески из низкорослых сосен.

Тропа продолжает идти вдоль берега, иногда обходя заболоченные участки, практически без набора высоты. Через 40 мин. переходим вброд впадающий слева по ходу небольшой ручей. Отсюда, вдоль русла ручья, круто взбираясь на правый склон ущелья, уходит тропа к перевалу Назлы-Кол. Чуть дальше по ущелью тропа подходит к мостику из двух бревен через реку Уллу-Муруджу и перебирается на ее левый берег. На левом склоне ущелья видны водопады, стекающие от Голубого и Черного озер. У подножия скал - березовая роща со следами бивуаков. Высота 2200 м. Встаем на ночлег в 19:50. Дров немного. Рядом в ручье прозрачная вода.

Пройденный путь: 8,5 км.

Набор высоты: 800 м.

Ходовое время:

От шоссе до стоянок в пихтовом лесу у берега реки - 1 ч. 10 мин.

От стоянок в пихтовом лесу у берега реки до моста через Уллу-Муруджу - 2 ч. 30 мин.

Всего: 3 ч.40 мин.

Составил: Степаньков Александр

3.08.2004. Радиальный выход к озерам Голубое и Черное. 2 ходовой день

Так как в ближайшие дни мы собираемся совершить два радиальных акклиматизационных выхода, возвращаясь, все время в лагерь, с утра занимаемся его оборудованием. Теперь это наш базовый лагерь и мы проведем здесь еще три ночевки.

К озерам выходим из лагеря в 11:10, налегке. Тропа к Голубому озеру начинается прямо от нашего лагеря, идет через березовую рощу верх по реке Муруджу по ее левому берегу, постепенно поворачивая направо в направлении скал с водопадами, затем начинает круто взбираться вверх через заросли рододендронов, южнее скал, периодически выходя на участки средней осыпи. Через 40 мин. набрав 350 м . высоты, тропа преодолевает нагромождение крупных каменных глыб и еще через 25 мин. поднимается на травянистый гребень. За гребнем, в котловине среди скал и осыпей показывается большое озеро - озеро Голубое (одно из крупнейших каровых озер Западного Кавказа).

Обогнув озеро справа, от северного берега озера Голубое по тропе, идущей по некрутому, травянисто-каменистому склону (300 м., 20 гр.), поднимаемся на север к перемычке, с которой открывается вид на озеро Черное. Оно гораздо меньше, вода в нем кажется темнее из-за скалистых берегов с противоположной северной стороны. К озеру спускаемся по средней осыпи. От берега озера Голубое до берега озера Черное - 20 мин. Высота 2800 м.

Спуск по пути подъема - 40 мин.

Возвращаемся в лагерь в 14:20. Во второй половине дня проводим тренировку по самозадержанию с помощью ледоруба на травянистом склоне.

Пройденный путь:

Набор высоты: 600 м.

Ходовое время:

От лагеря до Черного озера - 1 ч. 25 мин.

Обратно - 40 мин.

Всего: - 2 ч. 05 мин.

4.08.2004. Радиальный выход на перевал Рыжее Седло (1А,3000) 3 ходовой день

Выходим в 8:00. От бивуака поднимаемся вверх по ущелью Уллу-Муруджу, сначала по тропе, идущей к Голубому озеру. В месте, где тропа отклоняется вправо, уходим от нее влево по менее выраженной тропе и идем вдоль левого берега реки. Преодолеваем две ступени ущелья по средней осыпи и выходим на широкую плоскую, местами заболоченную, часть долины. От места ночевки - 1 ч. 10 мин. Плоскую часть долины проходим, двигаясь по едва заметной тропе по ее правому краю. В конце ее немного не доходя до левого притока Уллу-Муруджу, необходимо найти русло высохшего ручья. Тропа к озеру Павлиний глаз идет сначала по сухому руслу ручья, затем, отклоняясь влево по крутому, заросшему рододендронами склону выходит на травянистую террасу. От заболоченной части ущелья - 40 мин. Слева по террасе стекает ручей. Пересекаем террасу по ее правому по ходу краю и через 30 мин. поднимаемся по травянистому склону на вторую террасу. Здесь расположено озеро Павлиний глаз. Озеро овальной формы, местами с фиолетовым отливом, по краям окаймлено коричневой полосой.

Обогнув озеро справа, за 25 мин. поднимаемся по травянистому склону на третью моренную террасу. Здесь тоже есть небольшое озеро. К самому озеру спускается снежник. В южном углу скально-осыпного цирка есть понижение. Это - перевал Рыжее седло (1А). Подъем к нему идет по средне-осыпному склону (250 м., 20 гр.). От моренной террасы до перевала поднимаемся за 25 мин. С перевала открывается вид на долину Гоначхира и вершины Главного Кавказского хребта - Домбайульген, Буульген, Чотча. Высота - 3000 м.

Спуск до лагеря в березовой роще по пути подъема занял 1ч. 35 мин.

Пройденный путь: 6 км. ( в одну сторону)

Перепад высот: + 800 м., - 800 м.

Ходовое время: подъем - 3 ч.10 мин.

спуск - 1 ч. 35 мин.

5.08.2004. Дневка

На дневке занимаемся сбором материала для нашей исследовательской работы, берем пробу макобентоса в реке Уллу-Муруджу. Корректируем техописания и карты. Проверяем снаряжение. Готовимся к выходу на основную часть маршрута.

6.08.2004. Подход под перевал Уллу-Муруджу (1Б) 4 ходовой день

Выходим в 10:30. Переходим по мостику реку Уллу-Муруджу. Здесь так же есть хорошие места для стоянки. Хорошая тропа идет по правому берегу реки Уллу-Муруджу с небольшим набором высоты, по альпийским лугам, преодолевает небольшие участки старых, заросших кустарником, рододендронами и низкорослыми соснами, осыпей. Через 45 мин. ущелье сужается. Впереди открывается замыкающий ущелье пик - Муруджинская игла.

Продолжая двигаться вдоль правого берега реки, преодолеваем по средней осыпи две невысокие ступени ущелья. Тропа на осыпи маркирована турами.

Через 45 мин. выходим на широкую плоскую заболоченную часть долины. Перелески окончательно заканчиваются. Дно долины покрыто сочным альпийским лугом, много цветов. Река распадается на рукава, течет спокойно. Высота 2400. Отсюда отчетливо виден пик Муруджинская игла. Верховье ущелья делится, отходящим от нее скальным гребнем на две части. Южная (правая по ходу) часть ущелья выводит к перевалу Муруджу (2А), ведущему в ущелье Кичи-Муруджу. Путь на наш перевал - Уллу-Муруджу - севернее (налево по ходу). Движемся по еле заметной в траве тропе вдоль правого борта ущелья, по границе плоской части и правого склона. Через 20 мин. в конце плоской части долины начинаем подниматься по не крутому травянистому склону правого борта ущелья (350 м., 25 гр.) под бараньи лбы, преграждающие вход в правую часть ущелья. Бараньи лбы проходим по травянистым полкам слева по ходу от стекающего с них ручья. Через 25 мин. от начала подъема выходим на довольно широкую травянистую террасу. Здесь есть площадки под палатки недалеко от ручья. Высота 2640.

Останавливаемся на обеденный привал. Время 13:40.

После привала продолжаем подниматься вверх по ущелью вдоль правого берега ручья. На травянистых склонах ущелья много турьих троп, облегчающих движение. Впереди второй более крутой и высокий пояс бараньих лбов. Поднимаемся на него по узкому крутому травянистому (250 м., до 30 гр.) склону, а в верхней части по простым скалам (20 м.,30 гр.) слева по ходу от водопада. На бараньих лбах много расчищенных площадок под палатки. Но здесь довольно ветрено. Чуть выше, в кармане правобережной морены - озеро. Встаем лагерем на его берегу. Место живописное и довольно уютное. Озеро проточное, вода в нем прозрачная. Площадки есть только под три палатки. Ходовое время от выхода на террасу - 1 ч. 10 мин. Высота 2955.

На ночевку встаем в 16:40.

Пройденный путь: 6,0 км.

Перепад высоты: + 755 м.

Ходовое время:

От моста через Уллу-Муруджу до плоской заболоченной части долины - 1 ч 30 мин.

Подъем от заболоченной части долины на зеленую террасу - 45 мин.

Подъем к озеру в моренном кармане - 1 ч.10 мин.

Всего: - 3 ч. 25 мин.

7.08.2004. Перевал Уллу-Муруджу - спуск в ущелье Даут 6 ходовой день

Перевал Уллу-Муруджу

Категория - 1Б Характер - снежный.

Высота - 3341 м. Ориентация - В - З

Соединяет ущелья Уллу-Муруджу и Рынжи

(левый приток ущелья Даут).

Седловина перевала видна с места ночевки. Это узкая V-образная скально-снежная седловина в северном гребне пика Муруджинская игла.

Выходим в 8:30. Обходим озеро слева по ходу по снежнику и по пологому средне-осыпному склону поднимаемся на гребень правобережной морены. От лагеря на берегу озера - 15 мин. Еще через 10 мин. по гребню морены выходим в предперевальный цирк, подходим к началу пологого снежного склона. Одеваем кошки.

Пересекаем пологий снежный склон (250 м.,20 гр.) (15 мин.) до большого моренного острова, оставляя язык ледника справа по ходу. На моренном острове связываемся - на перевальном взлете просматриваются узкие линии трещин.

На перевал - самое выраженное понижение в северном гребне пика Муруджинская игла - поднимаемся по широкому снежному склону (350 м., крутизна от 20 гр до 35 гр. в верхней части), двигаясь одновременно в связках. Последний участок перед выходом на перевальную седловину - простые разрушенные скалы (10 м., 35гр.) проходим плотной группой. От моренного острова до выхода на перевал - 45 мин.

На перевале в 10:15. Высота 3341. Перевальная седловина узкая, скальная. Тур - в самой нижней части седловины. На запад открывается вид на верховье ущелья Уллу-Муруджу, на восток вид ограничен восточным гребнем пика Муруджинская игла.

Спуск с перевала - узкий (10 м.), крутой (от 45 до 30 гр.), в верхней части снежный (60 м.), в нижней части скальный (25 м.) кулуар.

Спуск начинаем в 10:50. В метре ниже перевальной седловины есть снежная полка

( пятачок - 2,0 на 5,0 м.) с небольшим (до 40 см.) карнизом. Организуем на нем верхнюю станцию перил на ледорубном кресте. Карниз предварительно пробиваем, находясь на самостраховке. Первый и второй участники, спустившись по первой веревке (50 м.) перил по снежному кулуару, организуют вторую веревку перил с верхней станцией на ледорубном кресте. Вторая веревка перил выводит на не крутой (25 гр.) снежный склон. Так как в скальной части кулуара много живых камней, нижнюю станцию второй веревки перил делаем в 10 м. правее на снежном склоне, вне "зоны обстрела". Последний участник спускается без рюкзака с нижней страховкой, с одной промежуточной точкой страховки, закрепленной за выступ в скальном кулуаре. Спуск в кулуаре занял 1ч 30 мин.

Далее 15 мин. спускаемся одновременно в связках по широкому, постепенно выполаживающемуся снежному склону - закрытому леднику, стекающему с северо-восточных склонов Муруджинской иглы, до конечной морены ледника. На морене развязываемся, снимаем кошки. Устраиваем обеденный привал.

После обеда продолжаем спуск. Уходим по морене вправо до ручья стекающего с ледника, переходим его по камням. Далее спускаемся вдоль правого его берега по живой, но не крутой (20 гр.) средней осыпи до места его впадения в реку Рынжи. Вдоль правого берега Рынжи по пологим травянистым склонам идет тропа. От конечной морены до тропы - 25 мин. По довольно хорошей тропе вдоль правого берега Рынжи еще через 20 мин. подходим к небольшому глубокому озеру. Озеро расположено чуть выше места впадения реки Рынжи в реку Даут, в кармане древней заросшей кустарником и рододендронами морены. Озеро слабо проточное, вода в нем очень теплая. На берегу есть площадки под палатки. Дров нет. Высота 2400 м.

Встаем лагерем в 15:20.

Перепад высоты: + 386, - 941

Ходовое время:

От стоянки на озере до моренного острова - 40 мин.

От моренного острова до перевала - 45 мин.

Спуск в кулуаре - 1 ч. 30 мин.

От выхода на снежный склон до конечной морены - 15 мин.

От конечной морены до озера - 45 мин.

Всего: 3ч. 55 мин.

8.08.2004 Подход под перевал Западный Даут (2А) 7 ходовой день

Выходим в 9:15. Тропа в верховье ущелья Даут начинается то стоянки у озера и идет вдоль левого берега реки Даут в 20 метрах выше над рекой по травянистым склонам, зарослям рододендронов, иногда пересекая участки средней осыпи. Через 45 мин. выходим на плоские травянистые площадки. На обоих берегах реки Даут есть места для стоянки. Отсюда открывается вид на верховье ущелья: впереди, в 1,5 км. ущелье преграждает массивный пояс бараньих лбов, с круто падающим с них языком ледника Большой Даут. Над ледником видны перевалы Даутская щель(2А) и Даутская щель ложная (2А), пик Даут и наш перевал Западный Даут скрыты справа за поворотом долины.

В описаниях различных групп предложены разные пути подъема на ледник. Мы выбрали следующий, показавшийся нам наиболее удобным.

Продолжаем движение левым берегом реки до конечной морены ледника. На морене одеваем каски и системы, чтобы в любой момент быть готовыми к организации страховки. По морене, а затем по пологому снежнику подходим к скально-осыпному кулуару, расположенному справа по ходу от языка ледника и слева от водопада. От зеленых площадок - 40 мин. По кулуару длинной 30 м., (нижняя часть - осыпная, 20 м.,25- 30 гр., верхняя часть - простые скалы, 40 гр. 5 м.), а затем по пологим (10-15 гр.) осыпным полкам Фото 17 поднимаемся на пологую закрытую часть ледника правее от языка. В кулуаре идем плотной группой, в верхней части используя гимнастическую страховку. Подъем на ледник от конечной морены занял 40 мин.

У выхода на ледник связываемся, одеваем кошки. Двигаясь одновременно в связках, выходим на центральную часть ледника, обходя зоны разрывов и открытого льда.

Центральная часть ледника представляет собой широкое, почти километровое, слабо изрезанное поле. Поднимаемся по закрытому леднику, держась его срединной части в сторону пика Даут (на юго-запад).

Перевальный цирк перевала Западный Даут находится в юго-западной части ледника, приподнятой над центральным полем на 200 метров. К нему ведет снежный склон ( 350 м., 30 гр.) изрезанный трещинами и стиснутый с обеих сторон ледопадом. Трещины легко обходятся. Непосредственно в верхний цирк лучше подниматься по правой части склона, т.к. слева, под склонами пика Даут выход в цирк будет затруднен из-за трещин (они не видны при подъеме снизу). Через 1ч. 50 мин. выходим в широкую мульду под перевальным взлетом. Непосредственно перед выходом в мульду продолеваем широкую (ширина до 2,5 м.) трещину по снежному мосту с попеременной страховкой через ледоруб.

Отсюда открывается впечатляющая панорама верховьев Даутского хребта с перевалами Надозерный, Искровцев, Узловой и г. Эльбрус. Высота 3300.

Встаем лагерем на плоской части мульды на снегу, предварительно прозондировав и разметив безопасный участок на леднике (за границы разметки выходим только в связках). Время 16:30.

С места стоянки отлично просматриваются возможные пути подъема на перевал. Намечаем путь, проводим его разведку и обработку первого технически сложного участка.

Группа разведки возвращается в лагерь в 18:30.

Перепад высоты: + 900 м.

Ходовое время:

По тропе от озера до зеленых площадок - 45 мин.

От зеленых площадок до кулуара - 40 мин.

Подъем на ледник - 40 мин.

Подъем по леднику до предперевальной мульды - 1 ч. 50 мин.

Всего: 3 ч. 55 мин.

Составила: Кочеткова Александра.

9.08.2004 8 ходовой день

Прохождение связки перевалов Западный Даут (2А) - Миронова (2А).

Перевал Западный Даут

Высота - 3450 м. Ориентация - СВ - ЮЗ

Соединяет ледник Большой Даут (ущелье Даут) с

ледником Юго-Западный Даут (ущелье Кичи-Муруджу).

Перевал Западный Даут находится в длинном, сильно разрушенном скальном гребне, отходящем от пика Даут на северо-запад, в 120 м. юго-восточнее (левее по ходу) максимального понижения в гребне. Выраженной седловины не имеет. Фото 18,20. Прямого пути к перевалу с ледника нет. Из несколько возможных путей подъема на перевал, предложенных в отчетах различных групп, после разведки накануне, мы выбрали вариант предложенный группой под руководством Харченко А.Ф.(сборы школы СИП при ЦДЮТЭ, 1998 год), взяв его за основу.

По этому варианту, необходимо подняться на гребень под самой нижней его точкой, чуть правее скального жандарма (в 150 м. северо-западнее перевала), предварительно преодолев ранклюфт при выходе с ледника на скалы. Затем, двигаясь по гребню в сторону пика Даут взойти на перевал.

Вчера вечером мы провели разведку этого пути. В нашем случае преодоление ранклюфта не представило особых трудностей. Из-за большого количества снега он почти полностью забит снегом. Далее на выбранном нами наиболее легком и безопасном в случае камнепада пути по скалам нам придется пройти участок снежного склона (8 м.,30 гр.). Чтобы проще было преодолевать его рано утром по замерзшему снегу, решаем накануне вечером, пока снег еще мягкий, пройти этот участок и сделать хорошие ступени.

Выходим в 7:10. До начала подъема по скалам доходим по сначала пологому (10 гр.), затем более крутому (на последних 30 м. до 35 гр.), закрытому леднику за 20 мин. По закрытому леднику идем одновременно в связках, в кошках. Последние 30 м. преодолеваем в "три такта". Ранклюфт переходим по снежному мосту с перильной страховкой. Перила (6 м.) закрепляем на ледорубе и на скальном крюке.

Далее следует наиболее технически сложный (комбинированный, скально-снежный) участок: крутые, довольно монолитные скалы (живых камней практически нет) - 8 м., 50 гр., снежный склон - 8 м., 35 гр., и простые разрушенные скалы - 10 м., 40 гр. В конце участка есть небольшая площадка и хороший скальный выступ удобный для организации верхней станции перил. Провешиваем на этом участке 26 м. перил. Первый участник поднимается с нижней страховкой с двумя промежуточными точками, закрепленными за скальный крюк и скальный выступ. Движение по снежному склону облегчают предварительно сделанные ступени.

Следующая перильная веревка: 30 м. по простым разрушенным скалам, крутизной до 45 гр., выводит нас на гребень, чуть правее жандарма. На скалах много живых камней. Провешивая перила, уходим немного вправо, чтобы не сбрасывать камни на находящихся ниже участников. Первый участник поднимается с нижней страховкой, с двумя промежуточными точками, закрепленными на скальных выступах. Крепление перил осуществляется также за большой скальный выступ на гребне. Подъем от ледника до выхода на гребень занял 1 ч. 40 мин.

Далее идем траверсом гребня на юго-восток, в сторону перевала. Жандарм обходим слева по ходу (со стороны ледника Большой Даут) с перильной страховкой (20 м., крепление перил за скальные выступы), затем переходим на сторону ледника Юго-Западный Даут, где по пологой полке идет тропа, которая через 100 м. выводит прямо на седловину перевала. От выхода на гребень - 20 мин. На перевал выходим в 9:50. Высота 3450.

Перевальная седловина узкая скальная, с трудом можно выложить площадки под 1-2 палатки. Перевальный тур находится на скальном выступе ближе к пику Даут. С перевала открывается вид практически на все вершины Домбая на западе и на г. Эльбрус в хорошую погоду на востоке, хорошо просматривается верхний цирк ледника Юго-Западный Даут с перевалом Седло. Перевал Миронова не виден, его закрывают западные склоны пика Даут.

С перевала спускаемся плотной группой по осыпному кулуару (300м., 25 гр.) под склонами пика Даут. Спуск технически прост, в кулуаре набита тропа. Через 15 мин. попадаем на закрытый ледник Юго-Западный Даут начинающийся крутым 30 гр. снежно-ледовым склоном. Отсюда открывается вид на широкую снежную седловину перевала Миронова, ближайшую к пику Даут с юго-запада.

Перевал Миронова

Высота - 3500 м. Ориентация - СВ - ЮЗ

Соединяет ледник Юго-Западный Даут (ущелье Кичи-Муруджу) с

ущельем Уллу-Талычат ( левым притоком Махарсу).

Перевальный взлет перевала Миронова представляет собой широкий крутой (35 -40 гр.) снежный склон с большим участком льда посередине. Длина перевального взлета, от пологой части ледника - 200 м. Сразу при выходе на снег начинаем траверсировать склон в сторону перевала. Сначала идем связками с попеременной страховкой через ледоруб, с набором высоты, обходя большой участок льда слева по хорошему снегу. (3 веревки). Затем траверсируем склон надо льдом. Идем с перильной страховкой, "связка по связке". Часто под небольшим слоем льда скрывается лед. Всего до перевальной седловины - 6 веревок перил, с креплением перил на ледорубах (4) и ледобурах (2). Подъем на перевал занял 2ч. 45 мин.

На перевал выходим в 13:25. Перевальная седловина широкая, снежно-скально-осыпная. Есть уютный карман с площадкой под 1 палатку, рядом ручей.

Тур на скалах, ближе к пику Даут. Вид с перевала ограничен скалами гребня в обе стороны. Высота 3500. На перевале устраиваем обеденный привал. Спуск начинаем в 14:20.

Спуск с перевала идет по крутому скальному кулуару (35 м., 40-50 гр.), который выводит на крутой (40 гр.) снежный склон. При переходе со скал на снег - ранклюфт, который легко переходится по снежному мосту. Вешаем вертикальные перила 50 м. Веревку закрепляем на двойной расходной петле на скальном выступе карабинной удавкой. После спуска всей группы веревку продергиваем.

Затем вешаем еще одну веревку 50 м. перил по крутому снежному склону до его выполаживания на ледорубном кресте. Эту веревку снимает последний участник с нижней страховкой. Спуск с перевала до пологой части ледника занял 1 ч. 40 мин.

Далее идем по пологому закрытому леднику одновременно в связках, держась левого его края. Оставляя ледопад справа, через 15 мин. подходим к верхнему краю бараньих лбов. Справа, из под языка ледника, выходит река, падающая, затем с бараньих лбов водопадом. Уходим траверсом влево по осыпным полкам бараньих лбов и через 50 м. выходим на тропу. Тропа еле заметна. Начало ее отмечено туром. Тропа идет по осыпным и травянистым полкам бараньих лбов слева от водопада, забирая все время левее и, наконец, выходит на гребень левобережной морены. По гребню спускаемся на широкую зеленую террасу с разливом реки. На левом берегу реки площадки под палатки. От конца ледника до разлива - 40 мин. (Спускаемся в грозу и сильный дождь, поэтому довольно медленно).

Встаем лагерем в 17:10. Высота 2650.

Пройденный путь: 4,5 км.

Перепады высот: +150, - 60 м, +90, - 850.

Ходовое время:

Подъем на перевал Западный Даут - 2 ч. 20 мин.

Спуск с перевала на ледник - 15 мин.

Подъем на перевал Миронова - 2 ч. 45 мин.

Спуск с перевала до конца ледника - 1 ч 55 мин.

От ледника до разлива реки - 40 мин.

Всего: - 7 ч. 55 мин.

Составил Грачев Дмитрий.

10.08.2004. Спуск в ущелье Махар-су до Турбазы "Глобус" 9 ходовой день

С утра сушим и приводим в порядок снаряжение, вымокшее после вчерашнего, сильного дождя на спуске. Берем пробы в реке для исследовательской работы.

Выходим в 13:00.

Сразу за разливом реки начинается следующий пояс бараньих лбов. Река уходит в глубокий скалистый каньон. Тропа хорошо видна в траве. Она уходит влево, поднимается на травянистый склон левого борта долины выше бараньих лбов и идет траверсом склона высоко над рекой. Вскоре она распадается на много мелких, теряющихся в траве, тропинок (бараньи тропы). Для того, чтобы спуститься в ущелье Махар-су, надо продолжать движение траверсом травянистых склонов над бараньими лбами практически без потери высоты, оставляя внизу зеленую террасу с озером у слияние рек. Тропа проходит над третьим поясом бараньих лбов с еще более глубоким каньоном. Здесь она снова становится явной. Впереди, далеко внизу начинает просматриваться широкое ущелье Махар-Су. Фото 31,32. Тропа начинает спускаться серпантином по крутому травянистому левому склону ущелья Махар-Су, и резко сбросив 400 м. высоты выходит на грунтовую дорогу, идущую по дну ущелья. От стоянки на разливе реки - 1 ч. 40 мин. Высота - 2050.

Ущелье широкое. Ширина плоской части (дна) около 1 км. Дно и склоны покрыты альпийским лугами с отдельно стоящими невысокими деревьями - соснами или березами.

По дну ущелья идет грунтовая дорога и ЛЭП. ЛЭП уходит вверх на перевал Махар и дальше на территорию Грузии. Чуть выше места нашего выхода на дорогу - погранпост.

Дорога идет в основном по левому берегу реки, иногда переходя вброд на правый берег. По левому берегу в этих местах продолжает идти хорошая тропа. По правому берегу реки также есть хорошая тропа. Мы идем, все время по левому берегу. Вокруг начинаются сосново-березовые перелески. Через 40 мин. подходим к месту впадения левого притока, реки стекающей из-под перевала Искровцев. Здесь же начинается хорошая тропа, ведущая на этот перевал. Высота 1900 м.

Ниже этого места склоны ущелья становятся круче, покрываются густым елово-пихтовым лесом. Дорога идет высоко над рекой. По краям дороги много малины и лещины. До турбазы "Глобус", расположенной у слияния рек Махар-Су и Гондорай остается 1 час ходьбы. В 1,5 км. не доходя, до турбазы есть мост через Махар-Су. У моста, на правом берегу реки находится минеральный источник и избушка с приспособлениями для купания в горячем нарзане (котел и печка под ним), пользоваться которыми могут все желающие.

Турбаза "Глобус" - это бывшая турбаза Киевского политехнического института, расположена на берегу реки Учкулан, в 300 м. ниже по течению от слияния рек Махар-Су и Гондорай. В настоящее время на ее территории расположены несколько жилых вагончиков, и можно бесплатно стоять палаточным лагерем. Территория турбазы большая, есть много мест на берегу реки. Других мест для стоянки вблизи нет. Вокруг густой хвойный лес. Много дров и земляники. В реке водится форель (многие отдыхающие на турбазе занимаются ее ловом). Рядом расположена погранзастава.

Встаем лагерем в 17:20. Высота 1670 м.

Пройденный путь: 11,5 км.

Перепад высот: - 980 м.

Ходовое время:

От места стоянки до выхода на дорогу в ущелье Махар-Су - 1ч. 40 мин.

По дороге до турбазы "Глобус" - 1 ч. 40 мин.

Всего - 3 ч 20 мин.

11.08.2004 Дневка

На дневке устраиваем банный день: купаемся в горячем нарзане. Там же набираем нарзана для питья и собираем малину. В лагере варим малиновое варенье.

Занимаемся исследовательской работой. Берем две пробы макробентоса: в реке Махар-Су и в реке Гондорай.

Разбираем и приводим в порядок снаряжение.

Пишем техническое описание и корректируем карту.

12.08.2004. Турбаза "Глобус" - Ущелье Ак-Тюбе 10 ходовой день

Выходим в 9:30. От турбазы идем по грунтовой дороге вдоль левого берега реки Учкулан. В 300 м. от турбазы дорога переходит по мосту Махар-Су и продолжает идти по левому берегу реки Гондорай по высокому густому елово-пихтовому лесу. Видны следы активных лесоразработок. Через 30 мин. выходим на открытое широкое дно долины. Здесь мост на правый берег. У моста - кош. За мостом начинается тропа в верховье ущелья Джалпакол.

Продолжаем идти по дороге правым берегом реки. Лес опять подступает к реке, ущелье набирает высоту. Еще через 35 мин. - еще один мост через Гондорай. Дорога переходит на правый берег. Лес редеет. Долина расширяется. Начинается широкий разлив реки. Среди ольхово-березовых перелесков много мелких рукавов реки с песчаными берегами. Через 25 мин. от моста подходим к слиянию рек Гондорай и Индрюкой. На стрелке - участок высокого пихтового леса. Высота 1850 м.

Не доходя 100 м. до слияния, налево уходит лесовозная дорога в ущелье Индрюкой.

Она быстро набирает высоту, проходит по участку пихтового леса и через 30 мин. выходит на плоскую открытую часть долины Индрюкой. Здесь дорога заканчивается . Дальше вверх по ущелью по альпийским лугам вдоль самого берега идет хорошая тропа.

Еще через 50 мин. подходим к слиянию рек Ак-Тюбе и Западный Кичкинекол. В месте слияния рек долина перегорожена высоким валом из крупных каменных валунов заросших сосновым лесом. Место очень живописное. Вдоль самого берега реки продолжается тропа, ведущая вверх по ущелью Западный Кичкинекол. Она подходит непосредственно к месту слияния рек, где переходит по мосту реку Ак-Тюбе.

Тропа в верховье ущелья Ак-Тюбе начинается перед крупно-осыпным валом и поворачивая налево по ходу начинает круто подниматься на травянистый склон долины, обходя крупную осыпь слева. Через 45 мин. крутого подъема выходим на границу леса. Проходим справа по ходу широкую ровную поляну среди сосен. Это неплохое место для ночевки (последняя возможность встать лагерем с дровами при движении вверх).

Так как у нас недостатка газа нет, мы хотим встать немного выше. Через 30 мин. движения по хорошей тропе, идущей альпийскими лугами с небольшим набором высоты, выходим к зеленым площадкам среди больших каменных валунов. Место уютное, закрытое от ветра. Рядом прозрачные ручьи, стекающие с западных склонов долины.

Встаем лагерем в 18:00. Высота 2500 м. С места стоянки открывается вид на г. Гвандра (

- наивысшая точка района), ледник Гвандра и перевал Ак-Тюбе.

Пройденный путь: 14 км.

Перепад высоты: + 830 м.

Ходовое время:

От турбазы "Глобус" до слияния рек Гондорай и Индрюкой - 1 ч 30 мин.

По ущелью Индрюкой до начала подъема по Ак-Тюбе - 1 ч. 20 мин.

По ущелью Ак-Тюбе до зеленых площадок - 1 ч. 15 мин.

Всего: - 4 ч. 05 мин.

Составил: Мысливец Максим.

13.08.2004. Вынужденная дневка (отсидка)

Всю ночь идет дождь, начавшийся еще вчера утром. Утром дождь не прекращается. Видимость 40 м. Ждем улучшения погоды.

Сильный дождь, временами ливень не прекращается до вечера. Остаемся ночевать на прежнем месте.

14.08.2004. Подход под перевал Карабаши (2А) 11 ходовой день

С утра погода хорошая, солнце. Сушим снаряжение. Выходим в 13:00.

Тропа вверх по ущелью идет правым берегом, заходя немного вверх на склон ущелья. Переходим по камням ручей, стекающий с правых склонов. Поднимаясь на правый склон ущелья, тропа обходит пояс бараньих лбов и выходит на высокий гребень правобережной морены. От зеленых площадок - 1 ч. 10 мин. Продолжаем подниматься по гребню морены.

Справа по ходу внизу остается язык ледника Гвандра. В большом моренном кармане, распадаясь на несколько рукавов, течет река, вытекающая из другого, расположенного правее небольшого нависающего языка ледника Ак-Тюбе, стекающего из-под вершин Карабаши, Малая и Всточная Гвандра. В конце кармана - небольшое озеро и песчаные площадки под палатки. От выхода на гребень морены - 25 мин. Выше еще один пояс бараньих лбов. От площадок по пологим полкам, обходя крутые сбросы слева по ходу, тропа поднимается на бараньи лбы. Тропа маркирована турами. На бараньих лбах, прямо рядом с языком ледника несколько площадок под палатки. От озера - 15 мин. Воду можно брать в ручье, вытекающем из-под языка ледника. Отсюда прекрасно виден весь массив Гвандры.

Высота 2950 м.

Ставим лагерь в 15:30.

В остаток дня проводим разведку перевала. С места стоянка путь на перевал не виден. Поэтому группа разведки из 4 человек с руководителем поднимается

в верхний цирк и просматривает путь на перевал, чтобы уточнить тактику его прохождения и наметить время выхода.

Группа разведки возвращается в лагерь в 18:00.

Пройденный путь: 3,5 км.

Перепад высоты: + 450 м.

Ходовое время:

От стоянки до начала гребня морены - 1 ч. 10 мин.

От выхода на гребень морены до площадок под ледником - 40 мин.

Всего: - 1 ч. 50 мин.

15.08.2004. Перевал Карабаши, спуск в альплагерь Узункол 12 ходовой день

Перевал Карабаши

Высота - 3450 м. Ориентация - В - З

Соединяет ущелье Ак-Тюбе с ущельем Мырды.

Выходим в 7:00. По информации из изученных нами отчетов, восточная сторона перевала довольно опасна камнепадами со склонов Пирамиды. Этим обусловлен наш ранний выход. Планируем подняться на перевал и начать спуск не позже 10 часов утра.

Если у всей группы есть кошки, выходить на ледник можно прямо с бараньих лбов, чуть выше площадок и идти по пологой средней части языка ледника по открытому льду.

Можно обойти язык ледника по правой боковой морене (слева по ходу) и выйти на его самый правый край, под скалами. Там ледник покрыт снегом, и можно выйти в верхний цирк без кошек от самой морены. Мы идем по центру языка ледника. Через 30 мин., перед переходом на закрытую часть ледника связываемся. Впереди открывается вид на верхний цирк ледника с вершинами Карабаши и Малая Гвандра, перевалами Карабаши, Малая Гвандра (1Б, 3350), Ак-Тюбе (1Б, 3350) (слева на право). Перевал Карабаши расположен в скальном гребне, идущем на север от вершины Карабаши и соединяющий вершины Карабаши и Пирамида. Перевал представляет собой небольшое понижение в гребне справа от жандарма в виде крючка. К нему ведет скально-осыпной кулуар 300 м.

Под перевальный взлет подходим по некрутому (от 15 до 25 гр.) закрытому леднику одновременно в связках. Для этого сначала подходим к его правому (орогр.) краю

обходя слева по ходу зону трещин. Затем поднимаемся по правому краю ледника к началу снежного галстука спускающегося со склона Карабаши. От начала закрытой части ледника до снежного галстука - 50 мин. Чтобы попасть к началу скально-осыпного кулуара, ведущего на перевал, надо сначала подняться по снежному галстуку (60 м.,30 гр.). Затем выйти на широкую скально-осыпную полку (80 м., шир. 10 м.), уходящую практически горизонтально налево и по ней выйти к началу кулуара. В кулуаре (300, 30 гр.) много живых камней. Удобнее и безопаснее двигаться по краю кулуара, сначала по правому, а затем (последние 20 м.) по левому, по простым скалам. Идем плотной группой. Особых технических трудностей подъем не представляет и страховки не требует. С пути подъема открывается вид на верховье ледника Ак-Тюбе, хорошо видны перевалы Ак-Тюбе и Малая Гвандра. От начала снежного галстука до перевала 50 мин.

Выходим на перевал в 9:40. Перевальная седловина узкая скальная. Есть две выложенные площадки под палатки. Тур находится в центре перевальной седловины. Высота 3450 м. На запад открывается вид на верховье ледника Ак-Тюбе, на восток вид ограничивают склоны Карабаши и Пирамиды. Спуск начинаем в 10:00.

Спуск представляет собой снежно-ледовый кулуар (200 м., 35-40 гр.), при переходе на широкую часть ледника перерезанный бергшрундом. Фото 42, 44.

Кулуар камнеопасен. Возможны камнепады как слева, со склонов Карабаши, так и справа со склонов юго-западного гребня Пирамиды. В малоснежные годы, прохождение перевала может быть довольно опасным. Предварительную информацию о состоянии перевала можно получить, связавшись еще в Москве с альплагерем Узункол. (Через перевал проходят альпинистские маршруты на вершины Карабаши и Пирамида, в случае большой камнеопасности эти маршруты закрываются спас.службой лагеря.)

В нашем случае по предварительной информации из альплагеря и по нашим наблюдениям (следам камней на леднике) высокой камнеопасности не было. (Во время нашего спуска в кулуаре не упало ни одного камня. Причиной этому были, видимо, холодная ночь, облачная погода утром, а так же довольно ранее время прохождения кулуара).

С перевала спускаемся с перильной страховкой "связка по связке". Провешиваем 4 веревки перил с точками крепления на ледорубном кресте (1-я, 3-я, и 4-я веревка). 2-я перильная веревка проходит в наиболее крутой части кулуара с участком льда (30м.,45 гр.) и крепится на ледобурах. Последняя веревка заканчивается ниже бергшрунда на широкой и более пологой (25 гр.) части ледника. Бергшрунд преодолеваем по снежному мосту.

Веревки снимает последний участник с нижней страховкой. 2-я веревка снимается с предварительно сделанными, предпоследним участником двумя промежуточными точками страховки на ледобурах. Спуск в кулуаре занял 2 часа 40 мин.

Ниже бергшрунда идем 10 мин. одновременно в связках по постепенно выполаживающейся части закрытого ледника до его конечной морены.

На морене обеденный привал. Время - 12:50.

С конечной морены ледника переходим на гребень правобережной морены, по которому идет тропа. Через 500 м. перед бараньими лбами, тропа уходит влево, переходит ручей и продолжает идти вдоль его левого берега. Через 30 мин. от конечной морены тропа выводит к "Верхним Мырдинским ночевкам". Ночевки расположены в нижней части кармана древней левобережной морены ледника Мырды. Здесь очень много (около 20) площадок под палатки с ветрозащитными стенками и очагами. Это традиционное место базовых лагерей для восхождений на вершины верховьев ущелья Мырды. С ночевок хорошо видны вершины Далар, Кирпич, Мырды, Гвандра.

От ночевок идет очень хорошая тропа. Она сразу уходит налево, идет траверсом травянистого левого склона ущелья Мырды, обходит, таким образом, бараньи лбы слева и через 30 мин. спускается на широкое, плоское дно ущелья. Еще через 10 мин. подходит к живописному месту среди низкорослых березок и больших скальных валунов на мягкой зеленой траве. Здесь хорошее место для ночевки, укрытое от ветра, с множеством прозрачных рукавов разлива реки Мырды вокруг.

От "березок" вниз по ущелью Мырды лучше идти по левому берегу реки, у границы плоского дна долины и начинающегося крутого левого склона. Там идет каменистая тропа, которая обходит все многочисленные рукава реки Мырды и через 1 час приводит к мосту на ее правый берег. Если идти по середине долины, (здесь также есть тропы), неизбежно попадаешь на заболоченную часть долины, в лабиринт бесчисленных, иногда довольно глубоких (по колено) рукавов разлива реки Мырды. (Мырды в переводе - болото.)

Сразу за мостом - кош. Здесь можно купить молоко, айран, сыр и лепешки.

От коша тропа продолжается правым берегом реки. Преодолевает нагромождение крупных каменных валунов, подступающих к самой воде. Через 15 мин. появляются первые сосновые перелески. Здесь можно встать на ночевку уже с дровами. Еще через 10 мин. - мост на левый берег и заброшенный кош. За кошем тропа переходит в грунтовую дорогу, входит в сосновый лес, и быстро сбрасывая высоту, еще через 10 мин. подходит к слиянию рек Мырды и Кичкинекол.

У слияния рек, среди высоких сосен расположена погранзастава. На дороге деревянный шлагбаум, у всех проходящих групп тщательно проверяют пропуска и документы. За заставой по хорошей грунтовой дороге, идущей вдоль левого берега реки Узункол по сосновому лесу, через 15 мин. подходим к альплагерю Узункол расположенном на правом берегу реки. К лагерю ведет широкий деревянный мост. Не заходя в лагерь, проходим вдоль левого берега вниз по течению по грунтовой дороге, пересекаем широкую поляну, переходим по мосту ручей, стекающий с левых склонов ущелья, из-под г.Трезубец и снова входим в сосновый лес. Здесь над отвесными скалами, высотой 40 м., спускающимися к самой реке есть хорошие места для стоянок. От моста - 500 м. (10 мин.) Высота 2100 м.

Дров много. Вода - в ручье в 150 м. от стоянки выше по течению реки Узункол. Вокруг много малины. Разбиваем лагерь в 18:40.

Пройденный путь: 11,5 км.

Перепад высоты: +500, - 1250.

Ходовое время:

Подъем: Подход по леднику под перевальный взлет - 1 ч. 20 мин.

От ледника до перевала - 50 мин.

Спуск: Спуск в кулуаре - 2 ч.40 мин.

От конца кулуара до Верхних Мырдинских ночевок - 40 мин.

От ночевок до "березок" - 40 мин.

От "березок" до коша - 1 ч. 00 мин.

От коша до погранзаставы - 35 мин.

От погранзаставы до альплагеря - 15 мин.

От альплагеря до ночевок над скалами - 10 мин.

Всего: - 8 ч.10 мин.

16.08.2004 Дневка

Идем в альплагерь Узункол, забираем заброску.

В альплагере есть спасслужба, медпункт, кафе и баня. В спасслужбе и в учебной части можно проконсультироваться по поводу маршрута. Есть библиотека.

В кафе готовят хичины и яичницу. Можно купить сок.

Возвращаемся в лагерь, занимаемся хозяйственными делами: разбираем заброску, сушим и приводим в порядок снаряжение.

Занимаемся исследовательской работой - берем пробу в реке Узункол.

После обеда проводим занятия по скалалазанию. (Скалы под нами - это традиционное место проведения скальных тренировок альпинистов из альплагеря Узункол.)

Вечером идем в альплагерь в баню. Баня в альплагере Узункол очень хорошая . Стоимость - 400 руб. 2 часа.

17.08.2004. 13 ходовой день

Подъем по ущелью Кичкинекол, подход под перевал Талычат.

Выходим в 11:00. За 30 мин. поднимаемся по грунтовой дороге вверх по ущелью Узункол до погранзаставы. (См. 12 ход. день) У погранзаставы, перед самым слиянием рек Мырды и Кичкинекол переходим по широкому бревенчатому мосту реку Узункол и продолжаем идти вверх по грунтовой дороге вдоль правого берега реки Кичкинекол. Через 15 мин выходим из соснового леса на широкую часть долины, покрытую альпийскими лугами. Открывается впечатляющий вид на вершины, замыкающие ущелье: Замок, Фильтр, Двойняшки, Далар, Трапеция, пик Шоколадный, перевалы Фильтр(3А) и Двойняшка (3А). Через 30 мин., идя без особого набора высоты, дорога подходит к кошу, где заканчивается. Отсюда начинается тропы: налево, круто поднимаясь на правый травянистый склон ущелья, идет тропа на перевал Южный Доломит (1А), направо, перейдя через мост на левый берег реки, идет тропа к ночевкам под вершинами Далар и Трапеция. Мы идем - прямо, по тропе вдоль правого берега реки. Река разливается. Через 25 мин. проходим слева хорошие площадки под палатки и начало тропы на перевал Малый Кичкинекол. Разлив заканчивается, тропа начинает постепенно набирать высоту, становится более каменистой. Еще через 20 мин. тропа переходит ручей, стекающий с правого склона ущелья. У ручья хорошее место для ночевки. Сразу за ручьем тропа поворачивает налево и начинает быстро набирать высоту, поднимаясь на правый склон ущелья слева от невысокого пояса бараньих лбов. Через 45 мин. крутого подъема тропа выходит на бараньи лбы. Здесь также можно встать на ночевку, есть расчищенные площадки под палатки.

С бараньих лбов тропа переходит на высокий и довольно крутой гребень правобережной морены ледника Средний Кичкинекол. В конце гребня, у самого языка ледника - небольшое ледниковое озеро. Слева от него много выложенных из камней на морене площадок под палатки - "Ледовые ночевки".

Мы встаем лагерем несколько ниже, 150 м. не доходя до озера, в кармане морены. Здесь есть три площадки под палатки. Место - более укрытое от ветра, но расположено дальше от воды. От выхода на гребень морены - 50 мин. Высота 3000 м.

С площадок хорошо просматривается весь верхний цирк с вершинами Талычат и Кичкинекол (слева на право по ходу), перевалами Средний Кичкинекол (1Б) (справа (юго-западнее) от вершины Кичкинекол) и Талычат (2А) - ближайшая седловина к северу от вершины Кичкинекол.

Ставим лагерь в 17:35. Есть время для разведки перевала.

Группа разведки подходит по пологой части ледника под перевальный взлет и детально рассматривает его. Заодно натаптывает хорошие ступени, чтобы было легче подниматься завтра утром по замерзшему снегу.

Пройденный путь - 8 км. (6 км. в зачет километража похода)

Перепад высот: +900 м.

Ходовое время:

От альплагеря Узункол до погранзаставы - 30 мин.

От погранзаставы до коша - 45 мин.

От коша до начала подъема на бараньи лбы - 45 мин.

Подъем на бараньи лбы - 45 мин.

Подъем по гребню морены - 50 мин.

Всего: - 3 ч. 35 мин.

18.08.2004.. Перевал Талычат, спуск в ущелье Чирюкол. 14 ходовой день

Перевал Талычат

Высота - 3300 м. Ориентация - З-В

Соединяет ледник Средний Кичкинекол (ущелье Кичкинекол)

с ледником Чунгур-Джар (ущельем Чирюкол).

Выходим в 6:00. С морены выходим на ледник. Одеваем кошки, связываемся. Через 25 мин., двигаясь одновременно в связках, пересекаем закрытое плато ледника Средний Кичкинекол и подходим под перевальный взлет. Перевальный взлет начинается довольно широким крутым (25 -30 гр.) снежным склоном, который через 150 м. переходит в крутой (до 45 гр.) снежно-ледовый кулуар, перерезанный двумя широкими, но не глубокими бергшрундами. На дне бургшрундов выдны скалы. В левой части склона между бергшрундами вытаял небольшой скальный остров. В средней, наиболее крутой части - участок крутого ледового, присыпанного мелкой осыпью склона. В верхней части кулуар становится мелко-осыпным и упирается в разрушенные скалы. Протяженность кулуара от бергшрундов до скал приблизительно 350 - 400 м.

20 мин. поднимаемся по снежному склону к первому бергшрунду (одновременно в связках, самостраховка ледорубом).

Бергшрунд преодолеваем по снежным мостам и скально-осыпным полкам дна с попеременной страховкой через ледоруб (25 м.)

Выше бергшрундов склон становится уже и круче. Снег сменяется льдом, присыпанным мелкой осыпью. Много следов от падающих сверху, с разрушенных скал, расположенных над кулуаром, камней. За бергшрундами поднимаемся с попеременной страховкой по снежно-ледовому склону (30 гр.) слева по ходу вдоль скал. Через 20 м., не доходя до второго большого бергшрунда, выходим на скалы (слева по ходу), на пологую скально-осыпную полку. На полке развязываемся, снимаем кошки. Преодоление бергшрунда и выход на скальную-осыпную полку занял 50 мин.

Далее поднимаемся по простым некрутым (25-30 гр.) скалам слева от снежно-ледового кулуара, обходя участки крутых скал по пологим скально-осыпным полкам плотной группой.

Через 35 мин. подходим по скально-осыпной полке к верхнему краю снежно-ледового кулуара, к месту, где он упирается в разрушенные скалы. Лед в этом месте переходит в мелкую осыпь. Для выхода на перевал необходимо пересечь самую верхнюю, узкую часть кулуара по мелкой осыпи ( 3 м., 40 гр.), и затем по простым, но довольно крутым разрушенным скалам (30 м. 45 гр.) Фото 57 подняться на перевальную седловину. Хотя технически этот участок подъема на перевал не сложен, из-за опасности падения на большую глубину (движение происходит прямо над кулуаром) прохождение его требует надежной страховки. Организуем перильную страховку - 40 м., с креплением перил за скальные выступы, с одной промежуточной точкой. Первые 10 м. траверс скального склона по полке и мелко-осыпного кулуара, затем 30 м. наклонные перила по скалам. При таком расположении перильной веревки исключается возможность падения камней, сброшенных движущимся по перилам участником на ниже расположенных участников. Камни улетают в кулуар, а нижняя станция перил находится в стороне. Организация и прохождение последней веревки перил заняло 40 мин. Надо отметить, что подъем на перевал в целом довольно камнеопасен, что требует прохождения его в ранние утренние часы. Нельзя, так же, начинать подъем на перевал, если вверху работает другая группа.

Выходим на перевал в 9:10. Высота - 3300.

Перевальная седловина скальная, очень узкая, щелевидная. Организовать полноценную ночевку на перевале невозможно. Тур находится под скалами крутого северного гребня вершины Кичкинекол.

С перевала открывается вид на вершины верховьев ущелья Кичкинекол на западе, на верховье ущелья Чунгур Джар, с вершиной Черные башни и перевалами Чунгур-Джар (1Б) и Наука (2А) и Эльбрус на востоке.

Спуск начинаем в 9:30. От перевальной седловины прямо вниз уходит крутой (практически отвесный) скальный кулуар, который, по данным отчетов наших предшественников для спуска неудобен и камнеопасен. Пользуясь данными отчетов, выбираем следующий путь:

От перевальной седловины уходим по узкой пологой скальной полке (30 м, 10 гр.) налево до начала другого кулуара, который невиден с перевальной седловины. Движение по полке технически не сложно, но из-за возможности падения с отвесных скал организуем перильную страховку - 45 м., с креплением перил за скальные выступы, с одной промежуточной точкой.

В начале выбранного нами для спуска, расположенного слева от перевальной седловины скального кулуара находим старый скальный клюк со спусковой петлей. Проверяем старый крюк на надежность, усиливаем станцию своим скальным крюком и своей веревочной петлей (двойная петля из коломенской веревки 10 мм.) и вешаем спусковые перила - 40 м., закрепив ее карабинной удавкой. Кулуар крутой - 60 -70 гр., скалы мало разрушены, живых камней немного, но они есть и при падении разгоняются до очень большой скорости (из-за крутизны кулуара). Поэтому нижнюю станцию перил делаем в 5 м. правее линии спуска на скальной полке. Перила крепим на скальных крючьях. Рядом, также на скальных крючьях, организуем точки самостраховки для спустившихся участников. Фото 60, 61.

После спуска всей группы и продергивания первой веревки, вешаем в кулуаре вторую спусковую веревку 50 м. аналогично первой, на двух скальных крючьях и петле. Второй перильной веревки хватает, чтобы спустится на ледник, преодолев по снежному мосту неширокий (около 1 м.) ранклюфт. Нижний конец перил крепим на ледорубах.

Общая протяженность скального кулуара - 60 м. Спуск с перевала на ледник занял - 3 часа 50 мин.

Далее спускаемся по крутому снежному склону (100 м., 30-25 гр.) 5 мин. до пологой части ледника Чунгур-Джар. В 10 мин. спуска от выхода на ледник, на бараньих лбах левого берега ледника есть площадки для стоянки. Мы имели их в виду, как возможное место для ночевки, но так как время и силы группы вполне позволяют решаем спустится до более комфортабельного места для ночлега в ущелье Чирюкол.

Продолжаем спуск по закрытому ледниковому плато, держась сначала его середины, а затем, уходя несколько левее и оставляя справа зону трещин. Через 30 мин. доходим до конечной морены ледника. Снимаем кошки, развязываемся, организуем обеденный привал. Время - 14:00.

Внизу видна широкая терраса с разливом реки Чунгур-Джар. По конечной морене ледника идем вдоль левого берега начинающейся здесь реки Чунгур-Джар. Через 25 мин. некрутого спуска, выходим к большому количеству (около 10) выложенных на морене площадок под палатки с ветрозащитными стенками. Здесь начинается, маркированная турами тропа, которая идет вниз по левому краю террасы, затем преодолевает невысокую каменистую ступень и спускается на вторую, еще более живописную зеленую террасу, с голубыми и желтыми разводами песчаного разлива реки, с большим количеством цветов.

Находим здесь хорошие площадки под палатки и встаем на ночевку. Теплое, безветренное место. Вода рядом. Дров нет. Время 15:55. От конечной морены ледника - 30 мин.

Высота 2510 м.

Пройденный путь: 6,5 км.

Перепады высот: + 300 м., - 790 м.

Ходовое время:

Подъем: До бергшрунда - 45 мин.

От бергшрунда до перевальной седловны - 2 ч. 10 мин.

Спуск: До выхода на ледник - 3 ч. 50 мин.

До конечной морены ледника - 35 мин.

До ночевок на зеленой террасе - 30 мин.

Всего: - 7 ч. 50 мин.

Составил: Ершов Борис.

19.08. 2004. Спуск в ущелье Чирюкол 15 ходовой день

Выходим в 12:00. Тропа продолжает идти по левому краю террасы, проходит отдельные площадки для стоянки. В конце террасы она поднимается на невысокий каменистый заросший рододендронами вал, отделяющий террасу от нижней части ущелья Чунгур-Джар, быстро спускается с серпантином по крутому травянистому склону, подходит вплотную к левому берегу реки. Тропа очень хорошая - заблудиться невозможно. От ночевок - 20 мин.

Далее тропа продолжает идти вдоль левого берега реки Чунгур-Джар, сначала сквозь березовое криволесье. Через 15 мин. она входит сосновый лес, отходит от берега левее, обходя участок густого леса и бурелома и еще через 10 мин. выходит к левому берегу реки Чирюкол. Идем вниз вдоль левого берега реки Чирюкол еще 10 мин. до большой поляны среди высоких, стройных сосен. Замечательное место для ночевки.

Дров много. Рядом прозрачный ручей, стекающий с левых склонов ущелья. Очень много малины и земляники. В 10 мин. ходьбы ниже по течению реки мост на правый берег. У моста на правом берегу реки - кош, где модно купить молоко, айран, сыр и свежие лепешки.

Встаем на ночевку в 16:50. Высота 2230 м.

Пройденный путь: 2,5 км.

Перепад высот: - 280 м.

Ходовое время: 1ч. 05 мин.

20.08.2004. 16 ходовой день

Ущелье Чирюкол - ущелье Уллу-Кам (Ворошилов кош)

Выходим в 11:00. По хорошей тропе вдоль левого берега реки Чирюкол через 10 мин. подходим к мосту, ведущему на правый берег реки. Ущелье здесь широкое, плоское, дно его покрыто заливными лугами. С крутого левого склона ущелья падет мощный водопад, справа от него идет тропа на перевал Северный Доломит.

У моста тропа выходит на грунтовую дорогу. Продолжаем идти вниз по ущелью по грунтовой дороге. Дорога идет по сосновому лесу, практически не отходя от берега реки.

Вокруг много ягод: земляника, малина, черника, брусника. Через 30 мин. переходим по мостику ручей, стекающий с левых склонов ущелья. У ручья большая поляна и кош. Это последнее место в ущелье Чирюкол, где можно встать на ночевку. Дальше ущелье становится уже, дно его неровное, каменистое, лес смешанный с густым подлеском. Встать лагерем можно будет только у места слияния рек Чирюкол и Уллу-Кам. Здесь также большая поляна и кош. Высота 1720 м.Спуск по грунтовой дороге от моста до слияния рек Чирюкол и Уллу-Кам - 1 ч. 10 мин.

Переходим чуть ниже слияния рек, по широкому деревянному мосту реку Уллу-Кам выходим на хорошую грунтовую дорогу и идем по ней вверх по ущелью Уллу-Кам вдоль его правого берега. Ущелье широкое. Левый его берег более крутой и лесистый, правый, по которому идет дорога - пологий, покрыт лугами и небольшими сосновыми и лиственными перелесками. Луга скошены, вдоль дороги стоят стога сена. Дорога идет с нерезким, но постоянным набором высоты, довольно высоко над рекой. Через 55 мин. проходим большой, огороженный забором кош, сразу за кошем переходим по мосту ручей. У ручья - обеденный привал. Еще через 1 ч. 25 мин. дно ущелья становится шире. Здесь, у впадения в Улу-Кам крупного левого притока, реки Кичкинекол, расположено несколько (около 8) кошей и погранзастава. Это и есть место, которое называют "Ворошилов кош".

Коши и погранзастава расположены на правом берегу реки Уллу-Кам. Мы же переходим по хорошему деревянному мосту, на левый ее берег. Здесь вплотную к берегу подходит сосновый лес. Вдоль левого берега реки, вверх по течению идет тропа. Проходим по ней 200 м. до прозрачного ручья, стекающего с левых склонов ущелья. У ручья на небольшой полянке ставим лагерь. Высота 2200. Время - 16:50.

Место уютное. От местных жителей и пограничников отделено рекой. Дров много. Вокруг сосновый лес. Вода в ручье рядом. (Вода в реке Уллу-Кам - мутная.) В лесу много ягод (особенно малины) и грибов.

Пройденный путь: 15,5 км.

Перепады высот: - 510 м., + 480 м.

Ходовое время:

Спуск по ущелью Чирюкол - 1 ч. 20 мин.

Подъем по ущелью Уллу-Кам - 2 ч. 20 мин.

Всего: - 3 ч. 40 мин.

21.08.2004. Дневка.

Собираем материал для исследовательской работы, берем пробы макробентоса в реках Уллу-Кам и Кичкинекол. Корректируем карты, пишем техописание.

Собираем ягоды и грибы, варим малиновое варенье и грибной суп. Покупаем в кошах сыр и свежий хлеб. Устраиваем шикарный обед.

22.08.2004.. Подход под перевал Хотю-тау. 17 ходовой день

Выходим в 12:30. Возвращаемся на правый берег реки Уллу-Кам и идем по грунтовой дороге вверх по ущелью. Проходим коши. За кошами дорога переходит в тропу, тропа идет сначала по середине широкого плоского дна ущелья, затем, когда начинают появляться заболоченные участки, переходит ближе к правым его склонам.

Через 50 мин. подходим к слиянию рек Уллу-Кам и Уллу-Озень. Высота 2270 м. Плоская широкая долина реки Уллу-Озень уходит дальше на юго-восток. Бурная, мутная, цвета кофе с молоком, река Уллу-Кам вырывается слева по ходу из узкого скального каньона. Переходим реку Уллу-Кам по хорошему деревянному мосту у самого ее слияния с рекой Уллу-Озень и вдоль ее левого берега подходим к началу тропы в верховье ущелья Уллу-Кам (15 мин.)

Тропа, ведущая в верховье ущелья Уллу-Кам (на перевал Хотю-тау) идет серпантином по крутому травянистому склону справа по ходу от каньона. Она хорошо видна даже издалека. Через 40 мин. крутого подъема (350 м., 30 гр.) она выходит на травянистые склоны выше скальных сбросов и продолжает идти вверх по ущелью Уллу-Кам траверсом склонов над каньоном. Еще через 55 мин. тропа подходит к морене стекающего справа по ходу из-под вершины Уллукамбаши, ледника. Здесь у правого по ходу края морены есть площадки под палатки. Основная долина уходит прямо на северо-восток под склоны вершины Кюкюртлю. Тропа на перевал Хотю-тау поворачивает направо, на восток и начинает подниматься по морене ледника, стекающего со склонов Уллукамбаши. Некоторое время она идет вдоль левого берега ручья, одного из рукавов реки вытекающей из-под ледника, затем теряется. Далее необходимо перейти несколько рукавов этой реки и выйти на тропу, начинающуюся на правом ее берегу. От выхода на морену 25 мин.

Здесь также есть площадки под палатки. Они менее комфортабельны, чем расположенные чуть ниже, но так как те площадки были уже заняты другой группой, встаем здесь. Вода рядом. Дров нет.

Высота - 2700. Время 16:20.

Пройденный путь: 3,5 км.

Перепады высот: + 500 м.

Ходовое время:

От "Ворошилов кошей" до слияния рек Уллу-Кам и Уллу-Озень - 50 мин.

От слияния рек до площадок на морене - 2 ч.

Всего - 2 ч. 50 мин.

23.08.2004. Перевал Хотю-тау (1Б) - "Приют Одинадцати" 18 ходовой день

Перевал Хотютау.

Категория - 1Б. Характер - снежно-осыпной.

Высота : Хотютау - 3546 м.

Расположен в северном отроге ГКХ, соединяющем

ГКХ с г.Эльбрус.

Соединяет ущелья Азау и Уллукам.

Выходим в 7:30. Начинаем подъем по тропе идущей вдоль левого берега реки. Через 25 мин. некрутого подъема тропа отходит от берега поднимается по конгломератному склону на гребень правобережной морены ледника. По гребню морены через 40 мин. выходим в небольшой предперевальный цирк. Переходим с морены на пологий снежный склон дна цирка и по нему через 10 мин. подходим под перевальный взлет. Перевальная седловина, самое большое понижение в скальном гребне цирка, слева по ходу (севернее) от вершины Уллукамбаши.

Перевальный взлет - средне-осыпной склон (150 м., 25 гр.). Поднимаемся по нему плотной группой и через 25 мин. выходим на перевал. Перевальная седловина скальная, довольно узкая. Есть площадки под две палатки. Тур расположен в середине седловины. Время выхода на перевал 9:40. Высота 3546 м.

Вид с перевала из-за облачной погоды, к сожалению, ограничен, но ледовые поля Эльбруса на востоке и наш путь к "Приюту 11" просматриваются хорошо. Поражает малое количество снега и льда и обнажившиеся огромные морены. Фото 74, 74 а.

На перевале связываемся, одеваем кошки. Спуск начинаем в 10:15. Спускаемся по снежному склону (100 м., 25 - 20 гр.) на ледниковое плато Хотютау. Ледник большей частью открыт, трещины хорошо видны. На плато Хотютау их практически нет. Пересекаем плато в северо-восточном направлении, двигаясь одновременно в связках, сначала по закрытому, а затем по открытому льду. Через 40 мин. выходим на покровную морену ледника Большой Азау. Пересекаем ее, двигаясь примерно в том же направлении, и поднимаемся на пологое ледовое поле над мореной. По открытому ледовому полю идем в направлении нижней части скально-осыпного отрога. Проходим под ним, поднявшись по короткому некрутому живому осыпному склону (100 м., 25 гр.) и обойдя несколько коротких открытых трещин, вновь выходим на пологое ледовое поле. От выхода на покровную морену - 45 мин. По ледовому полю идем в северо-восточном направлении, держа курс на окончание следующего скального отрога. От окончания скального отрога продолжаем двигаться по пологим закрытым ледовым полям на северо-восток с небольшим набором высоты. Через 50 мин. подходим к нижней части скально-осыпной гряды, на которой, в 200 м. выше, расположены постройки "Приюта 11". К "Приюту 11" подходим по снежному склону (200 м., 20 гр.) за 20 мин. На скально-осыпном гребне рядом с постройками приюта стоят несколько палаток сноубордистов. Мы встаем лагерем на полках другого скально-осыпного гребня, расположенного в 100 м. восточнее приюта - "Скалах спасателей". Высота 4100 м.

Встаем на ночевку в 14:20. Готовим на газу. Воды нет, растапливаем снег.

Пройденный путь: 8,5 км.

Перепад высот: + 1400 м.

Ходовое время:

Подъем на перевал Хотютау - 1 ч. 40 мин.

От перевала Хотютау до "Приюта 11" - 2 ч. 35 мин.

Всего: - 4 ч. 15 мин.

Составил: Савельев Федор.

24.08.2004. "Приют 11" - Ачкерьякольский лавовый поток 19 ходовой день.

Выходим в 7:30. (Ранний выход обусловлен необходимостью, пройти по снежным мостам трещин, пока они еще находятся в замерзшем состоянии.) Спускаемся со скально-осыпного гребня по осыпному склону (15 м.,20 гр.) на пологое закрытое ледовое поле и идем по нему одновременно в связках в северо-восточном направлении.

Внизу хорошо видны здания "Ледовой базы", восточнее них - язык ледника Терскол и еще восточнее скальный отрог, отделяющий ледник Терскол от ледника Ирик. Держим курс несколько выше начала скального отрога. Через 40 мин. двигаясь тем же направлением, начинаем спускаться в глубокую снежно-ледовую котловину. Склоны котловины изрезаны трещинами. Справа и слева глубокие, практически непроходимые ледовые разрывы. Прямо также есть глубокие и очень широкие трещины, но большинство из них обходится, одну трещину проходим по снежному мосту (длинна моста около 5 м.) с перильной страховкой, с креплением перил на ледорубах. Из мульды поднимаемся по пологому снежному склону, держа курс на нижнюю часть, спускающегося сверху невысокого скально-осыпного гребня и сохраняя в целом северо-восточное направление. Подходим к нему через 50 мин. На камнях скального гребня отдыхаем, не боясь ежеминутно провалиться в закрытую трещину.

Со скального гребня на северо-востоке хорошо виден другой высокий скально-осыпной гребень - ачкерьякольский лавовый поток. Путь к нему преграждают высокие скально-ледовые сбросы. Чтобы обойти их приходится сначала спуститься по пологому снежному склону на 150 м. юго-восточнее, затем повернуть на северо-восток, спуститься по более крутому снежному склону (250 м., 25 гр.) на дно большой ледовой чаши.

Из чаши поднимаемся по открытому ледовому склону, (100 м., 20 гр.) обходя неширокие трещины, на пологое снежно-ледовое плато. По нему, обходя, справа зону открытых трещин, и держа в целом северо-восточное направление, подходим к скально-осыпному гребню лавового потока. От привала - 50 мин.

Выйти на скалы лавового потока можно не в любом месте. Выход на него преграждают крутые скальные склоны и глубокие ранклюфты. Выходить на гребень надо примерно в 500 м. выше его окончания, в месте, где он меньше всего возвышается над снежными полями. Найти это место помогают следы от многочисленных групп оставленные на ледниковом плато и ведущие к нему от перевала Ирикчат.

Выходим на лавовый поток, перейдя по снежному мосту небольшой ранклюфт и поднявшись по некрутому, короткому осыпному склону (20 м., 20 гр.) и попадаем в фантастическое место. Множество ровных песчаных площадок, укрытых от ветра огромными, причудливой формы лавовыми глыбами. Рядом - озеро. Это так называемые ночевки "Слоники". Высота 3900 м.

Встаем лагерем в 12:10. Готовим на газу. Вода в ручье рядом довольно прозрачная.

Перепад высоты: - 200 м.

Ходовое время: 2 ч. 30 мин.

24.08.2004 20 ходовой день

Ачкерьякольский лавовый поток - перевал Ирикчат (1Б) - спуск в ущелье Ирикчат.

Перевал Ирикчат.

Категория - 1Б. Характер - ледово-осыпной.

Высота : 3667 м. Ориентирован: С-З - Ю-В

Соединяет снежную долину Джикаугенкез и ущелье

Ирикчат.

Выходим в 11:10. Спускаемся с лавового потока на ледниковое плато по пути вчерашнего подъема и идем по нему в юго-восточном направлении, держа курс на виднеющуюся в этом направлении вершину Чаткара. В ее западном гребне находится перевал Ирикчат. Его перевальная седловина скрыта от нас небольшой треугольной вершинкой, расположенной в том же гребне чуть западнее перевала. Идем одновременно в связках. Пересекаем плато за 50 мин.

С ледника выходим чуть левее небольшой треугольной вершинки на скально-осыпной гребень, обходя слева большой широкий ранклюфт. При выходе с ледника на гребень есть несколько площадок под палатки с ветрозащитными стенками.

От этого места идет хорошая тропа. Она поднимается по осыпному гребню на небольшую треугольную вершинку и серпантином по широкому гребню спускается на широкую скально-осыпную седловину перевала Ирикчат. От выхода на гребень - 20 мин. На перевале в 12:40. Высота 3667 м.

Тур расположен посередине широкой седловины. Вокруг много мест под палатки, но очень ветрено. На севере открывается впечатляющий вид на снежную долину Джикаугенкез, на юго-востоке - ущелье Ирикчат. Спуск начинаем в 13:15.

Спуск начинается в самой восточной части седловины. Спускаемся по мелко-осыпному склону (25 гр., 60 м.) на пологий снежник (20 гр., 150 м.) и по нему выходим на пологую часть ледника Ирикчат, обойдя, таким образом, крутую часть ледника слева. По открытой пологой части языка ледника спускаемся, держась левого его края и не доходя до его окончания, переходим на левую боковую морену. Здесь начинается тропа маркированная турами. От перевала - 30 мин.

Тропа идет сначала по живой боковой морене ледника, затем выходит на невысокие бараньи лбы, спускается с них, обходя слева крутую их часть, выходит на каменистую террасу. Тропа довольно хорошая и если теряется иногда на каменистых участках маркирована турами. Проходим ручей и площадки под 2 палатки. Делаем здесь обеденный привал. От выхода на морену 25 мин.

Через 15 мин. ходового времени от площадок тропа преодолевает крупнокаменистый вал, спускается с него, идя близко к берегу реки, и выходит на вторую широкую уже травянистую террасу. Еще через 40 мин. спустившись с очередной каменистой, теперь уже поросшей рододендронами ступени, тропа выходит на еще более широкую и длинную луговую террасу. По террасе текут прозрачные ручьи, стекающие с левых склонов долины. (Вода в реке Ирикчат очень мутная.) Пасутся стада овец и лошади. Пересекаем террасу за 45 мин. В конце террасы - кош.

За кошем тропа уходит левее, отходит от реки. Вскоре река уходит в глубокий каньон. Тропа же идет траверсом травянистого склона над каньоном почти без потери высоты, затем серпантином быстро сбегает с крутого травянистого склона к слиянию рек Ирикчат и Ирик. От коша - 25 мин. От слияния начинается зона леса. Чуть ниже слияния, у самой реки есть плоское место среди невысоких сосен и рукавов, растекшегося прозрачного ручья, левого притока реки Ирик. Хорошее место для лагеря. Дров не много.

(Это почти единственно возможное место для стоянки ниже слияния рек Ирик и Ирикчат, поэтому здесь останавливается много групп.) За дровами ходим выше по левому склону ущелья. Высота 2240 м.

Встаем на дневку. Время: 17:10.

Пройденный путь: 12 км.

Перепад высот: - 1660

Ходовое время:

По ледниковому плато - 50 мин.

От выхода на гребень до перевала - 20 мин.

От перевала до площадок на морене - 55 мин.

От площадок до коша - 1 ч. 40 мин.

От коша до слияния рек - 25 мин.

Всего - 4 ч. 10 мин.

Составил: Кочеткова Александра.

25.08.2004 Дневка

На дневке в основном отдыхаем. Осознаем, что поход подходит к концу, готовимся к встрече с цивилизацией.

Берем последнюю пробу в реке Ирик. Дописываем техописание.

Отправляем группу из 4 человек с зам. руководителя в поселок Эльбрус, выяснить время отправления автобуса и купить что-нибудь вкусного в магазине для заключительного вечера.

26.08.2004. Спуск по ущелью Ирик до поселка Эльбрус. 21 ходовой день

Выходим в 8:00. От места стоянки хорошая тропа поднимается на левых склон ущелья и идет траверсом склона над рекой сначала через небольшие сосновые перелески, выходя на широкие луговые склоны. Через 15 мин. проходим кош. Еще через 20 мин. Склоны долины становятся круче, тропа идет теперь все время высоко над рекой, входит в густой высокий сосновый лес. Через 25 мин. выходим на пологие луговые склоны над лесом и еще через 15 мин. спускается по крутому конгломератному склону (20 м.,30 гр.) к основанию большого конгломератного останца в виде замка. Проходит под ним и вновь выходит на травянистый с редкими кустарниками склон. По склону спускаемся на ровную травянистую площадку. От площадки вниз к реке уходят крутые склоны, срывающиеся еще ниже отвесными стенами. Река уходит в каньон. В 10 м. на склонах под площадкой минеральный источник, к нему идет тропа. От "замка" - 10 мин.

От площадки широкая тропа идет траверсом склона над каньоном и под отвесными скалами левого борта ущелья и через 5 мин. выходит на склон, спускающийся к поселку Эльбрус. До поселка Эльбрус 10 мин.

По поселку выходим к остановке автобуса на шоссе, идущее по Баксанскому

ущелью. На автобусной остановке в 10:25.

В 11: 55 садимся на автобус до Нальчика.

Пройденный путь: 6,5 км.

Перепад высот: - 440

Ходовое время: 1 час 50 мин.

Составил: Ершов Борис.

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ

7.1. Раскладка продуктов

7.2. Список снаряжения

Общественное общее снаряжение

Список снаряжения Количество Вес ( кг.)
Палатки 3 шт. 3,5 3,5 2,5

Общий вес: 16,8 кг.

Личное специальное снаряжение

Количество Вес ( кг.)
Ледоруб (в вес рюкзака не входит) 1 шт.
Каска 1 шт. 0,3
Система с блокировкой и петлей для «пруссика» 1 шт. 1,1
Кошки 1 пара 1,2
Карабины 3 шт. 0,3
Спусковое устройство 1 шт. 0,1

Общий вес: 2,9 кг.

7.3. Расчет веса рюкзаков

1 часть маршрута (до заброски) 2 часть маршрута (после заброски)
Личные вещи (включаяспальник, коврик, рюкзак) 8 кг 8 кг
Вес рюкзаков девушек 16 кг 16 кг

Составил: Мысливец М.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Смысловая идея нашего похода заключалась в том, чтобы соединить в одном путешествии три знаменитых и красивейших района Кавказа: Домбай, район Гвандры и Приэльбрусье. А так как маршрут при этом получался линейным и довольно протяженным он позволял наглядно проследить, как меняется облик гор при движении с запада на восток. Нам это было очень интересно и к тому же соответствовало задачам нашей исследовательской работы. И хотя маршрут был технически довольно сложным, мы очень хотели, чтобы он был интересен не только в спортивном отношении, но и с познавательной точки зрения.

Поход полностью оправдал наши ожидания и получился очень интересным.

Он пройден всей группой в полном составе без отклонения от запланированной нитки и графика, с достаточно большим "запасом прочности" у группы, чему как мы считаем, способствовало его удачное тактическое планирование.

При тактическом построении маршрута мы руководствовались:

1. необходимостью высотной акклиматизации. Для этого, во-первых, были отведены три акклиматизационных дня вначале маршрта, во-вторых весь маршрут проходил с постоянным пилообразным увеличением высоты. (См. высотный график.) Самая высотная часть похода - траверс ледовых полей Эльбруса, приходилась на заключительную часть похода.

2. необходимостью постепенного нарастания нагрузки и технической сложности. Для этого в качестве первого выбран технически несложный перевал Уллу-Муруджу (1Б). Прохождение наиболее технически сложного перевала Талычат(2А) приходится на вторую половину похода.

3. необходимостью полноценного отдыха в зеленой зоне. Для этого предусмотрены спуски и дневки в ущельях Махар-су, Узункол и Уллу-Кам.

4. необходимость облегчения веса рюкзаков. Для этого организована заброска продуктов и газа в альплагерь Узункол, в середине маршрута.

5. необходимость иметь запасные дни на случай непогоды и непредвиденных сложностей на маршруте.

Маршрут интересен в спортивном отношении. Прежде всего, большим разнообразием технически сложных препятствий:

- различной крутизны и сложности скальных участков, требующих различных видов страховки, в том числе скальных кулуаров и гребней;

- крутых снежных и ледовых склонов, как на подъеме и спуске, так и траверсе;

- ледниковых трещин: бергшрундов и ранклюфтов и др.

Довольно большую техническую часть маршрута занимает движение по закрытым ледникам.

Из пройденных перевалов наиболее красивыми и интересными считаем связку перевалов Западный Даут - Миронова (2А) и перевал Талычат (2А). Перевал Кара-баши мы рекомендуем группам для прохождения после предварительного получения информации о его камнеопасности.

Маршрут позволяет приобрести тактический опыт преодоления технически сложных перевалов, а так же опыт работы и организации ночевок на достаточно большой высоте (более 4000 м.)

Из-за достаточно хорошей освоенности проходимых нами районов, на маршруте не было необходимости в организации переправ через реки (есть мосты) и не было труднопроходимых лесных участков (по дну всех ущелий проложены хорошие тропы).

Надо отметить, что последняя программа Первенства по горному туризму позволила группе очень хорошо подготовиться к прохождению всех технически сложных участков, благодаря чему прохождение перевалов занимало иногда меньше времени, чем предполагалось заранее. (Это обусловило некоторые незначительные изменения в графике движения группы.)

Маршрут позволяет осмотреть три красивейших и совершенно не похожих друг на друга района Кавказа. Это - заповедный Домбай с густыми лесами, цветастым высокотравьем, озерами и водопадами, Гвандра с ее знаменитыми скальными вершинами и суровое снежно-ледовое Приэльбрусье. Часть маршрута проходит по территории Тебердинского заповедника с его богатым животным и растительным миром. Здесь можно встретить горных туров, ласок, серн и даже бурых медведей, можно увидеть интересных, довольно редких птиц и редкие реликтовые растения. Так как на нашем маршруте мы пересекли значительную часть Западного Кавказа, мы имели возможность наблюдать, как меняется природа, в частности растительный и животный мир с запада на восток.

На маршруте можно проводить исследовательско-познавательные работы связанные с изучением природы: геологии, процессов горообразования, гляциологии, биологии, экологии. Возможны так же этнографические исследования, изучения топонимики.

Нами проводилась работа по изучению фауны беспозвоночных в горных реках. Взятие проб в реках требовало достаточно большого времени, что также приходилось учитывать при тактическом построении маршрута.

Воспитательное значение похода складывается из возможности испытать себя в условиях реальных трудностей спортивного путешествия, приобретения опыта работы в команде, повышения самостоятельности и ответственности. Изучение природы края способствует экологическому, эстетическому и патриотическому воспитанию.

В целом, маршрут отвечает требованиям 3 к.с. Сложность всех пройденных перевалов соответствует их категорийности. Мы рекомендуем маршрут для прохождения другим группам. Нитку маршрута лучше проходить именно в этом направлении.

При разработке маршрута необходимо учесть:

1. Лучшее время для похода по данному маршруту - июль и август.

Эти месяцы отличаются более устойчивой теплой и сухой погодой, меньшим количеством снега и, следовательно, почти полным отсутствием лавиноопасности. В это время открываются ледники и тропы, к этому времени восстанавливаются мосты через реки. Однако при слишком жарком и малоснежном лете в августе некоторые участки маршрута (перевал Карабаши и западная часть перевала Талычат) могут быть слишком камнеопасными. Июль и август дарят группам обилие ягод и грибов.

2. Прохождение маршрута требует от участников опыта походов 2 к.с.,

технической подготовки в объеме программы "Первенства Москвы по горному туризму", плюс уверенных навыков передвижения по льду и снегу.

3.Снаряжение команды обязательно должно включать средства для организации перильной страховки на скалах и льду (основные веревки, скальные крючья, ледобуры, петли), кошки и каски для всех участников, бивуачное снаряжение и одежда участников должна предусматривать ночевки на большой высоте, в том числе на снегу.

4. Для прохождения траверса полей Эльбруса группа обязательно должна иметь компасы (на случай ориентирования в условиях плохой видимости).

Из интересных природных объектов рекомендуем посетить Муруджинские озера.

Группам, собирающимся отправится по этому маршруту рекомендуем, кроме нашего отчета следующую литературу:

1. Арсенин В., Бондарев Н., Сергиевский. Э., "Горные путешествия по Западному Кавказу, Москва, 1976 г.

2. Захаров П.П. Западный Кавказ. Узункол., Москва, 1999 г.

3. Алексеев А.А. Эльбрус и его отроги, Москва, 2002 г.

4. Арсении В.В. От Маруха до Эльбруса, Москва,2003 г.

5. Отчеты о походах в библиотеке МосгорСЮТур:

- Западный Кавказ, 3 к.т., горный, рук. Лещенко Б.П. 2000 г.

- Западный и Центральный Кавказ, 2 к.т., пешеходный, рук. Алексеев А.А. 1998 г.

- Центральный Кавказ, 2 к.т., пешеходный, рук. Алексеев А.А. 2000 г.

6. Отчеты о походах в библиотеке Московского городского клуба туристов:

- № 5574, Западный Кавказ, 3 к. сл., горный, рук. Харченко А.Ф., 1998 г.

- № 5686, Западный Кавказ, 3 к. сл., горный, рук. Назаров М.Н., 2000 г.

- № 5894, Западный Кавказ, 3 к. сл., горный, рук. Чуприк Н.В., 2001 г.

Составил: Чистякова М.

От руководителя

Я хочу рассказать о своих впечатлениях, как делалась эта работа. Дело в том, что вся работа от идеи до ее завершения, в том числе сбор материала и его обработка, делалась ребятами совершенно самостоятельно без участия руководителей.

Настоящая работа является продолжением начатой нами работы по изучению пресноводных беспозвоночных в прошлом году на Алтае, когда ребята и освоили методику взятия проб макробентоса в горных реках.

Мое личное участие в этой работе сводилось тактическому построению маршрута так, чтобы сбор материала был возможным. В технически довольно сложном маршруте это не всегда просто. Пробы необходимо брать в определенных местах, взятие одной пробы занимает около 1 часа.

Лично меня иногда просто поражал энтузиазм и упорство, с которым собирался материал для работы. Был день (подъем по ущельям Гондорай, Индрюкой и Актюбе), когда было взято 4 пробы и все под проливным дождем (и в ледяных реках).

Большого времени потребовала также обработка материала. Определение беспозвоночных проходило на кафедре гидробиологии биофака МГУ, в дни работы кружка гидробиологии, членами которого являются некоторые участники нашего похода.

В сборе и обработке материала принимали участие все, без исключения участники похода.