Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о горном походе IV к.с. с элементами VI к.с. по Киргизскому хребту (Тянь-Шань)

Дата: 2-22 сентября 2002 г.

Маршрутная книжка № 1/3-605

Руководитель: Смирнов Л.В. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6043

Маршрутно-квалификационная комиссия МГЦТК рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует четвертой с элементами шестой категории сложности, а поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Содержание

1. Справочные сведения о походе
1.1. Техническая характеристика маршрута
1.2. График движения на маршруте
1.3. Высотный профиль маршрута
1.4. Состав группы
2. Техническое описание маршрута
3. Перечень туровых записок, снятых при прохождении перевалов и вершин
4. Итоги похода. Выводы и рекомендации
5. Литература
6. Фотоальбом

 

1. Справочные сведения о походе

1.1. Техническая характеристика маршрута

Вид туризма: горный

Район похода: Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет

Категория сложности: IV с элементами VI

Продолжительность пешеходной части маршрута: 21 день, из них 2 дневки

Протяженность маршрута: 117 км

Маршрут похода: г.Бишкек (Фрунзе) - р.Сокулук - р.Чон-тор - пер.Значкист (1Б, 3980, на правах п/п) - пер. ЗИЛ-Фрунзе (2Б, 4040, на правах п/п) - л-к Чон-Тор (вост. ветвь,рад.) - л-к Чон-Тор (зап. ветвь) - пер. Химик (Ошибка) (2А, 3720, на правах п/п) - л-к Кичи-Тор - пер. Каратор (3Б, 4160, п/п с севера) - в. Чёрный Шпиль (3Б альп.,4314,9 тур. п/п, рад.) - р, Кара-Тор - пер Боковой (1А, 3820, на правах п/п) - р, Туюк-Тор - пер.Карбышева (1А рад, 3850, на правах п/п с юга,) - [пер. 3588 (Кольцевой) (н/к) - пер.3642 (н/к) - пер.3567 (н/к)] (на правах п/п) - р.Туюк-Ала-Арча - пер. Конституции (1Б, 3700, на правах п/п) - л-к Кашка-су - пер. Юрия Глухова (2А, 4180, на правах п/п) - л-к Наталии - пер. Юрмала (Туюк-Тор Зап.) (1Б, 4060) - р.Туюк-Тор - р Аламедин - пансионат "Тёплые ключи" - г. Бишкек

Пройдено перевалов: 12, в том числе:

  • 3Б - 1 Каратор
  • 2Б - 1 Зил-Фрунзе
  • 2А - 2 Химик (Ошибка), Юрия Глухова
  • 1Б - 3 Значкист, Конституции, Юрмала (Туюк-Тор Зап.)
  • 1А - 2 Боковой, Карбышева(рад.)
  • н/к - 3 3588 (Кольцевой), 3642, 3567

Совершено радиальное восхождение на в. Черный Шпиль (3Б альп.)

Состав группы: 5 человек (раздел 1.4., фото 1).

1.2. График движения на маршруте

День похо-да Дата Участок маршрута Протя-жен-ность (км) Метеоусловия
1 2.09 г.Бишкек–р.Сокулук–устье р.Ашу–Тор–рад. выход к р.Кичи–Тор 6 Утром ясно, во второй половине дня дождь
2 3.09 Р.Сокулук–р.Чон–Тор 10 ясно
3 4.09 Подход к пер Значкист 3 Пасмурно, мокрый снег
4 5.09 Пер.Значкист (1Б) – пер.Зил – Фрунзе(2Б) – ночевка на седловине 2 Ясно, переменная облачность
5 6.09 Спуск с пер.Зил–Фрунзе к р.Чон–тор 2,5 С утра пасмурно, во второй половине дня снег. Вечером и ночью снегопад
6 7.09 Подход под л–к Чон–Тор. Рад. выход на вост. ветвь л–ка Чон–Тор 5; 2 Ясно
7 8.09 Пер. Химик(Ошибка) (2А). Спуск на л–к Кичи–Тор 6 Ясно
8 9.09 Спуск к реке Кичи–Тор. Днёвка 1,5 Ясно
9 10.09 Подход под пер. Кара–Тор 3 Ясно. Вечером пасмурно, снег
10 11.09 Подъём на плато под пер. Каратор 1,2 Ясно
11 12.09 Подъём на седловину пер.Каратор(3Б) 0,2 Ясно
12 13.09 Радиальное восхождение на в. Чёрный Шпиль (3Б альп.) 0,6 Ясно
13 14.09 Спуск с пер Каратор – пер.Боковой(1А) – р.Туюк–Тор 10 Переменная облачность
14 15.09 Рад. выход на пер. Карбышева (1А) 4 С утра переменная облачность. Во второй половине дня пасмурно, снег, вечером и ночью снегопад
15 16.09 Днёвка С утра ясно. Днём переменная облачность. Вечером мелкий кратковременный снег
16 17.09 Пер.3588 (Кольцевой) (н/к) – р.Ала–Арча Юж. – пер.3642 (н/к) – р.Чон – Джыламыш 10 С утра густой туман. Днём ясно
17 18.09 Пер.3567 (н/к) – р.Баш–Ала–Арча – р.Туюк–Ала–Арча 19 Ясно
18 19.09 Пер Конституции (1Б) – л–к Кашка–су – пер. Юрия Глухова (2А). Ночевка на перевале 5 Ясно
19 20.09 Спуск с пер. Юрия Глухова на л–к Наталии. Пер. Юрмала (Туюк–Тор Зап.) (1Б) – р.Туюк–Тор – устье р. Ашу–Тор 12 Ясно
20 21.09 Спуск по р. Аламедин 17 Ясно
21 22.09 р.Аламедин – пансионат “Тёплые ключи” 3 Переменная облачность
    ИТОГО 117  

Схема маршрута

1.3. Высотный профиль маршрута

Рисунок GIF

1.4. Состав группы

ФИО Г.р. Опыт Домашний адрес Обязанности в группе
1 Смирнов Леонид Викторович 1962 5у; 4*5р Москва, ул. Саянская, 4–73 Руководитель
2 Дёмин Виктор Валентинович 1953 Москва, Проспект Маршала Жукова, 51/4–24 Реммастер. Снаряженец
3 Мерзликин Роман Владимирович 1978 2*5у Москва, Ленинский проспект,125–2–300 Завхоз
4 Козловский Валерий Петрович 1967 Москва,11–я ул. Текстильщиков, 12–55 Финансист, видеооператор
5 Березин Александр Валерьевич 1966 5у; 5р Москва, Хабаровская ул., 14–2–150 Медик, фотограф

2. Техническое описание маршрута

2.1. Долина реки Сокулук

В долину реки Сокулук (как утверждается в отчете В. Йовчика) можно доехать на рейсовом автобусе до села Белогорка, тот же автобус по договоренности может довезти и до пионерлагеря, находящегося в нескольких километрах выше. Дорога продолжается ещё 20 км до устья реки Ашу-Тор.

Мы доехали до устья р.Ашу-Тор на машине, заказанной в фирме "Достук" - из Бишкека, за 2 часа 15 мин. Чуть выше устья р.Ашу-Тор дорога круто разворачивается и уходит вверх по долине р.Ашу-Тор. А по реке Сокулук дальше в её верховья идёт тропа по левому берегу. В день приезда (02.09.2002) мы поставили лагерь чуть выше устья р.Ашу-Тор и сходили радиально к р. Кичи-Тор. Подъём занял 2 часа , спуск - 1 час. Утром (03.09.2002) по уже знакомой тропе дошли до водопада на ручье Шаркыратма (фото2), перебродили реку Кичи-Тор и поднялись на устьевую ступень р.Чон-Тор. Здесь на ровной травянистой полянке устроили обед. После обеда продолжили подъём по набитой тропе левого берега р.Чон_Тор. На ночевку встали чуть ниже предполагаемого подъёма на пер.Значкист (2ч 50мин). Метрах в 150-200 выше по течению река разливается на несколько рукавов(фото 3).

2.2. Перевал Значкист (1Б, 3980, лд.-ос., на правах первопрохождения)

Характер: ледово-осыпной .

Ориентация: юго-запад - северо-восток.

Расположен в Джаламышском (Джыламышском) отроге Киргизского хребта (№116 на схеме). Ведёт из долины р.Чон-тор (р.Сокулук) в долину р.Джаламыш. По классификатору высота 3800 метров, по топокарте 3980 метров.

Прохождение: 4-5 сентября 2002 года.

Описание даётся от ночёвок на левом берегу р.Чон-тор до места спуска на ледник в перевальном цирке со стороны долины р. Джаламыш.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, веревки.

От ночёвки поднимаемся 150-200 метров по левому берегу р.Чон-тор и переправляемся вброд через реку в месте её разлива на рукава (фото 3;4). Выходим на тропу и по травянистому склону с выходами скал движемся вдоль правого берега к неявно выраженному ущелью с ручьём. Ручей переходим по камням. Дальнейший путь по крутому травянисто-осыпному склону левого борта ущелья (фото 14), пересечённому многочисленными скотскими тропинками. Подъём очень утомительный, но более безопасный, чем по дну ущелья. Трудности ещё добавил периодически падающий мокрый снег. Через 2 часа подъёма траверсируем склон влево по ходу (участки подвижной осыпи!) и выходим на осыпную террасу нижнего края большого перевального цирка перевалов Значкист и Фрунзе-100 (№116 и №117 на схеме, соответственно). Здесь ночуем. Вода в ручье, между камнями. Весь подъём занял 3 часа 40 мин. От места ночёвки поднимаемся по осыпному склону цирка (фото 5) к перевальному взлёту (45 мин.). Взлёт протяжённостью 350-400 метров (мелкая и средняя подвижная осыпь!) выводит на скально-осыпную седловину перевала (45 мин.). Тур в центре. С седловины хорошо виден путь подъёма к перевалу ЗИЛ-Фрунзе (фото 7).

Спуск с перевала Значкист (фото 6) - прямо от тура вниз по кулуару с подвижной мелкой и средней осыпью (!). В конце спуска под осыпью обнажаются скалы, поэтому лучше сразу уйти влево, в соседний кулуар, и по нему спуститься на ледник. Здесь, в цирке, при необходимости можно заночевать (закрытый ледник, трещины!). Спуск на ледник занял 30 минут.

Ходовое время:

  • ночёвка на левом берегу р.Чон-тор - перевальный цирк 3 часа 40 мин.;
  • подъём на перевал из цирка 1 час 30 мин.;
  • спуск на ледник 30 мин.

Общее время прохождения перевала от ночёвки на левом берегу р.Чон-тор до перевального цирка со стороны долины р. Джаламыш 5 часов 40 мин.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Значкист был заявлен в маршруте на правах первопрохождения (разведка прохождения), т. к. описание и фотографии на перевал отсутствовали. Перевал соответствует 1Б категории сложности, не требует применения специального снаряжения, кроме ледоруба. Необходимы осторожность и внимательность при движении по подвижным осыпям на подъёме и спуске (!) во избежание травмирования и спуска камней друг на друга. В начале похода на прохождение перевала Значкист по нашему маршруту лучше планировать 1,5-2 дня с промежуточной ночёвкой на террасах перевального цирка, т.к. перепад высот от долины р.Чон-тор до седловины составляет 1000 метров, при протяженности 2000 метров. Места ночёвок указаны в описании.

2.3. Перевал ЗИЛ-Фрунзе (2Б, лд.-ос., на правах первопрохождения)

Характер: ледово-осыпной.

Ориентация: север-юг.

Расположен в Джаламышском отроге Киргизского хребта (№115 на схеме). Ведёт из долины р.Джаламыш в долину р.Чон-тор (р.Сокулук). В классификаторе высота не указана, по топокарте 4040 метров.

Прохождение: 5-6 сентября 2002 года, с севера на юг.

Описание даётся от места спуска с перевала Значкист до домика охотников на правом берегу р.Чон-тор.

Необходимое снаряжение: Веревки, страховочные системы, карабины, каски, кошки, ледорубы, жумары, ледобуры,( можно также взять ледовые молотки).

От места спуска с перевала Значкист за 10 минут подходим под перевальный взлет пер. ЗИЛ-Фрунзе (закрытый ледник, связки!). Подъем идет по центру перевального склона чуть левее по ходу видимого снежно-ледового горба (фото 6). В нижней части склон подрезан бергшрундом, который преодолевается по снежно-ледовому мосту с попеременной страховкой. После бергшрунда начинается ледовый склон (фото 8), покрытый небольшим слоем фирна и тонким слоем свежего снега (перила, кошки!). Копаем "лоханки" до льда и вкручиваем ледобуры для организации страховки. Навешиваем 7 веревок перил (350 м, 30-450) по ледовому склону, затем 50 метров косых перил вправо по ходу (через трещину с ненадежным снежным мостом) по ледовому разлому (страховка на ледорубах и ледобурах) и последние 50 метров вертикально вверх по ледовому склону (до 500, лидер проходит на передних зубьях с ледовыми молотками). От конца последней веревки выходим на перевальный гребень (снег, связки!) и спускаемся по нему на седловину (фото 9). Здесь, на краю мульды, ночуем. Подъем занял 7 часов.

Южное ущелье перевала ЗИЛ-Фрунзе (фото 10-12) - корытообразное, без перевального цирка, наполненное подвижной осыпью различного калибра, вплоть до крупной (!), заканчивается травянистыми буграми со скотскими тропинками. Прямо внизу, под спуском, возле р. Чон-тор (фото 10;11;13) находится металлический домик охотников(кош), в котором мы заночевали. Он пришелся весьма кстати, т.к. начался снегопад и последние 250-300 метров спуска проходили уже не по зеленому, а по белому травянистому склону в окружении стены падающего снега. За ночь навалило 10-15 см, пришлось несколько раз вставать и отгребать снег от входной двери. Спуск с перевала занял 3 часа.

Ходовое время:

  • Место спуска с перевала Значкист - перевальный взлет - 10 минут;
  • Подъем на перевал - 7 часов;
  • Спуск к домику охотников(кошу) на правом берегу р. Чон-тор - 3 часа;

Общее время прохождения перевала от места спуска с перевала Значкист до р. Чон-тор - 10 часов 10 минут.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал ЗИЛ-Фрунзе (безымянный перевал № 115 по схеме) соответствует 2Б категории сложности. Был пройден группой на правах первопрохождения(разведки прохождения.

При прохождении перевала было навешено 450 метров перил (9 веревок, 30-450, ледовый мост через бергшрунд, 3-5 м, до 500) на подъеме. Страховка и самостраховка - на ледорубах и ледобурах. Места ночевок указаны в описании. Для прохождения перевала ЗИЛ-Фрунзе от места спуска с перевала Значкист до домика охотников на правом берегу р. Чон-тор необходимо планировать 1-1,5 дня.

) При спуске по подвижной осыпи необходимо соблюдать осторожность (!) во избежание травматизма При прохождении перевала в обратном направлении необходимо учесть, что перепад высот от р. Чон-тор до седловины составляет 1140 метров (по топокарте), причем на протяжении всего подъема нет мест для ночевки. Сезон охоты открывается 10 сентября, в это время кош превращается в домик охотников.

2.4. Перевал Химик (Ошибка) (2А, 3720, ск.-лд.-ос.,на правах первопрохождения)

Характер: скально-ледово-осыпной

Ориентация: юго-запад - северо-восток

Расположен в Северном отроге вершины ЛИИЖД (4216.4, находится между перевалами №72 и №74 на схеме). Ведет с л-ка Чон-Тор на восточную ветвь л-ка Кичи-Тор. Имеет две седловины северную и южную. Южная седловина впервые пройдена в 1958 году альпинистами. В классификаторе отсутствует. Высота по топокарте 3720м.

Прохождение: 8-9 сентября 2002 года.

Описание даётся от домика охотников на правом берегу р.Чон-Тор до места днёвки на правом берегу р.Кичи-Тор возле "голубой "ванны".

Необходимое снаряжение: верёвки, системы, карабины, каски, ледорубы, скальные крючья, расходные петли.

От домика охотников идём по правому берегу р.Чон-тор (фото 14) по постепенно оттаивающей от вчерашнего снега тропе. Пересекаем р. Чон и за час движения доходим до ущелья, ведущего к л-ку Молодая Гвардия (Федоровича). Продолжаем подниматься по правому берегу, выходим на морену и по ней подходим под Западную ветвь л-ка Чон-Тор (1час 45 мин). Здесь, на травянисто-осыпном берегу р.Чон-Тор, ночуем. После установки палаток выходим радиально к пер. Карбышева (фото 15).

С места ночёвки выходим на моренный вал и поднимаемся по его гребню в направлении скального "острова", разделяющего вост. и зап. ветви л. Чон-Тор. Морена заворачивает влево по ходу и упирается в "остров". Чуть выше и правее по ходу видна снежная седловина, через которую переходим на восточную ветвь л-ка Чон-тор (л-к Альпинистов) (1,5 часа). Ледник закрытый, идём в связках, зондируя склон. Справа по ходу постепенно открывается вид на перевалы Карбышева и Московский Буревестник. Смеркается. Провалившись по колено в пару мелких трещин, решаем, что пора возвращаться.Спуск по пути подъёма (2 часа).

Утром переправляемся по камням через р.Чон-Тор и по осыпному с выходами скал склону морены поднимаемся к западной ветви ледника Чон-Тор (1 час 20 мин). Здесь поворачиваем на запад и по травянистым буграм и осыпям поднимаемся в цирк перевала Химик (фото 17). В цирке находится небольшой каровый ледничок (фото 16). Отсюда видны две седловины, разделенные характерным зубом, к которым есть два пути подъёма. Первый - вдоль границы ледника и осыпного склона с последующим подъёмом по осыпному взлёту из подвижной (!) средней осыпи, второй - с подъёмом по склону, и дальнейшим траверсом влево по ходу на перевал. Мы выбрали второй путь. Поднимаемся по скально-осыпному склону на 30-40 метров и по осыпи и скальным полкам выходим на более высокую северную седловину перевала. С неё спускаемся к южной седловине. Южную седловину прошли в 1958 году альпинисты. Их коротким описанием мы пользовались при прохождении.

Начало спуска с южной седловины в сторону ущелья р.Кичи-Тор - короткая (5-7 метров) отвесная стенка, переходящая в небольшую скально-осыпную террасу, Терраса обрывается в сторону восточной ветви л-ка Кичи-Тор отвесными совершенно гладкими стенами высотой около 100-120 метров (фото 20,21).

Альпинисты спускались 4 часа классическим дюльфером - "сидя на верёвке" и оценили сложность перевала как 3А. В 1986 году на южную седловину поднялась группа саратовских туристов (их записку мы обнаружили в туре), по ошибке приняв перевал "Химик" за некатегорийный. Наткнувшись на отвесные стены, группа вернулась обратно по пути подъёма.

На северной седловине мы обнаружили записку туристов турклуба "Инструментальщик" г. Фрунзе (руководитель Абдулин). Видимо, они также приняли перевал "Химик" за некатегорийный, т.к. назвали седловину перевалом "Ошибка". К сожалению, ни даты прохождения группы, ни указаний о прохождении седловины другими группами в записке нет, возможно это было первопрохождение. Скорее всего, фрунзенцы были здесь в 1987-1989 г.г., т.к. Фрунзе переименован в Бишкек в начале 90-х годов. Так как северная седловина выше южной на 15-20 метров и находится на расстоянии 50-60 метров от неё, можно с полным правом считать их одним перевалом "Химик" ("Ошибка").

Южная седловина неоправданно сложная, тогда как северная имеет сложность 2А. Группа приняла решение пройти северную седловину. С северной седловины по подвижной осыпи выходим к краю скально-осыпной террасы (30-35м). Закрепляем веревку на скальном выступе и спускаемся вниз, в кулуар (50м, перила), и чуть вправо вверх уходим на скальный выход в центре кулуара для сбора группы (фото 18;21). От места сбора пешком снова пересекаем кулуар влево вниз до скал (20м) и вешаем вдоль борта кулуара по скально-осыпному склону ещё 2 веревки вниз до выхода на ледник (фото 19;21). Страховка на скальных крючьях (2-я верёвка, 45-50о, 50м, петля). Во избежание падения камней на "нижестоящих" участников проходим обе веревки подряд. Спуск на ледник занял 2 часа.

Далее выходим вправо по ходу на морену, напоминающую местами большую каменную дорогу (фото 23), и по ней спускаемся к одному из двух замёрзших озёр. Недалеко от озера, на морене, расчищаем места для палаток (1,5 часа от места спуска на ледник). Вода в ручье. От места стоянки хорошо виден перемет (фото 20;23), через который можно выйти на центральную ветвь л-ка Кичи-Тор. Утром спускаемся по моренам к реке Кичи-Тор. Чуть ниже ночёвки травянистые стоянки на 2-3 палатки, а в получасе ходьбы - большая неровная травянистая поляна. Осенью воды здесь нет, а летом, видимо, текут ручьи. Проводим разведку дальнейшего спуска и обнаруживаем, что моренная устьевая ступень восточной ветви л-ка Кичи-Тор обрывается к реке Кичи-тор крутыми бараньими лбами. Поэтому от поляны уходим траверсом вправо к скалам и по травянисто-осыпному склону и травянистым полкам бараньих лбов спускаемся вниз (фото 22). Перед самым концом спуска забираем влево к сбросам и выходим на правый берег р. Кичи-Тор (1час 20мин). В 10-ти минутах ходьбы вниз по правому берегу находится очень красивое место: старый каменный завал "сдерживает" течение реки и она образовала здесь голубую прозрачную "ванну", в которой можно искупаться (некоторое время). Изящный силуэт "ванны" обрамляют зеленые травянистые пятна на берегах реки. На правом "пятне" встаём на днёвку.

Ходовое время (от домика охотников на правом берегу р. Чон-Тор):

  • ущелье л-ка Молодая Гвардия - 1 час
  • подъём по правому берегу под западную ветвь
  • л-ка Чон-Тор - 45 мин
  • радиальный выход на л-к Альпинистов
  • (восточная ветвь л-ка Чон-Тор) - 3,5 часа
  • место ночёвки на правом берегу р. Чон-тор - западная ветвь л-ка Чон-Тор - 1 часа 20 мин.
  • подъём на перевал Химик (Ошибка) - 3 часа 35 мин
  • спуск с перевала на восточную ветвь л-ка Кичи-Тор - 2 часа
  • спуск к озеру - 1,5 часа
  • ночёвка у озера - голубая "ванна" на правом берегу р.Кичи-Тор - 1,5 часа

Всего прохождение перевала от домика охотников на правом берегу р.Чон-Тор

(р. Сокулук) до места днёвки около голубой "ванны" на правом берегу р. Кичи-Тор (без радиального выхода)на л-к Альпинистов занимает 11 часов 40 минут.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Химик был заявлен в маршруте на правах первопрохождения. Имеет две седловины - северную и южную. Южная седловина впервые пройдена в 1958 году альпинистами.

Из-за неоправданной сложности южной седловины (прохождение сопряжено с применением альпинистских навыков) рекомендуем использовать для прохождения северную седловину перевала, известную также под названием "Ошибка". Сложность прохождения перевала через северную седловину 2А кат. сложности.

В картах Киргизского хребта на месте пер. Химик (Ошибка), , указан перевал н/к ("неклассифицированный"), что ввело в заблуждение несколько групп (см. описание).

2.5. Перевал Каратор (3Б, 4150, сн.-ск.-лд., первопрохождение с севера) - в. Черный Шпиль (3Б альп., 4319,9 м по топокарте, туристское первопрохождение, радиально)

Характер: снежно - скально-ледовый

Ориентация: север - юг

Расположен в Киргизском хребте (№71 на схеме) между вершинами Железнодорожник (4212,5 метров по топокарте, 4080 метров по классификатору) и Чёрный шпиль (4314,9 метров по топокарте, в классификаторе отсутствует).

Первопохождение совершали туристы ГПТУ-9 (руководитель Подлужный) в августе 1980 года (это единственное описание использовалось при прохождении). В классификаторе перевал имеет категорию 3А* (оценен первопроходителями), высота по классификатору 4000 метров (у первопроходителей 4250 метров, по топокарте 4150 метров). Перепад высот от подножья перевального взлёта до седловины составляет 700-800 метров по топокарте. Общая протяжённость северного взлёта 1400 метров.

Прохождение: 10-14 сентября 2002 года, с севера на юг.

Описание даётся от места днёвки на правом берегу реки Кичи-тор до пологой части ледника Каратор. С перевала группа совершила восхождение на вершину Чёрный Шпиль.

Необходимое снаряжение: верёвки, системы, каски, кошки, ледорубы, жумары, ледобуры, скальные крючья, петли, ледовые молотки.

Облегчит прохождение наличие фирновых буров и веника для очистки скал от снега. Необходимо иметь лавинные лопаты.

2.5.1. Подъем на седловину перевала Каратор

От места днёвки поднимаемся по правому берегу р. Кичитор, затем переходим по камням на левый берег и по слабозаметной козлиной тропе доходим до водопада с правых по ходу скал (1,5 часа). От водопада поднимаемся по морене между Центральной и Западной ветвями ледника Кичи-тор и выходим на частично заснеженный верхний конец ее, отходящий от к северного отрога пика Железнодорожник (фото 23;24). Здесь ночуем. Одну палатку ставим на снегу (при желании можно было поставить на нем 3-4 палатки), а другую на камнях, выровняв и частично выложив плоскими камнями площадку. Вода в камнях, на западном склоне морены, со стороны цирка перевалов Кичи-тор и Черный Шпиль Западный (№63А, №63Б и №69 на схеме соответственно). Общее время подъёма от места дневки 3,5 часа.

Утром спускаемся с морены и начинаем подъём на перевал (фото 26). Первый участок подъёма - ледник, засыпанный камнями (20-25о). Проходим его в кошках. Дальше подъём к первому бергшрунду (фото 24-28) по закрытому леднику (трещины, связки!). Крутизна постепенно увеличивается (до 30-35о). Первую верёвку перил (50 м) вешаем до бергшрунда (страховка на ледобурах). Вторая верёвка (50 м) влево (по ходу) по его краю до снежно-ледового моста и вверх через бергшрунд. Верхняя точка страховки на ледорубе. 3-я верёвка через 2-й бергшрунд (фото 29;30) по снежно-ледовому мосту (50 м, 40-45о). Далее пытаемся разведать кратчайший путь наискосок влево по ходу на плато, но натыкаемся на снежную доску, которая трещит под ногами "разведчика". Чтобы не подрезать склон, поднимаемся прямо вверх к бергшрунду (4-я и 5-я верёвки *50 м 45-50о). Участки фирна и льда чередуются с участками глубокого рыхлого снега. Подъём довольно изнурительный, лидер поднимается, практически прорывая траншею, с постоянным рытьём глубоких "лоханей" для организации страховки. Вдоль нижнего края бергшрунда провешиваем 3 верёвки 50 м с подъёмом влево вверх по ходу. 9-я верёвка *50 м до фирнового моста и по мосту через бергшрунд вверх на плато под заключительный взлёт перевала (10о, закрытый ледник, связки!). Время подъёма 9 часов. Ночуем на плато (фото 24;31). Путь спуска первопроходителей оказывается самым логичным и безопасным (фото 32), выбираем его для подъёма. От ночёвки за полчаса подходим (снег, закрытый ледник, связки!) под заключительный взлёт, подрезанный бергшрундом. Первая верёвка перил (50 метров, до 60-65о) по ледовому склону (через ледовый мост) до скал. Страховка на ледобурах, лидер поднимается на передних зубьях с ледовыми молотками, группа организует раздельный подъём рюкзаков.

Следующие две верёвки (100 метров, до 55-60о) по заснеженным скалам средней трудности. Лазание тяжёлое - снег лежащий на камнях "предательски" скользит под подошвой, перед тем как лезть приходится работать "дворником" - расчищать скалы руками и ледорубом. Последняя верёвка (50 метров, до 60-70о) состоит из трёх участков: пересечение вправо по ходу вверх к скалам ледового кулуарчика (5- 7 метров, кошки, ледовые молотки!), скальный участок (10 - 15 метров, лидер "процарапался" в кошках) и заключительный фирновый взлёт в обход скальной плиты (25-30 метров, лидер поднимается на передних зубьях с ледовыми молотками, разгребая впереди себя снег и ругаясь). Верхнюю точку перил закрепили на скальном уступе в маленькой мульдочке. Из мульдочки поднимаемся на широкую снежно-скально-осыпную седловину перевала с замёрзшим озерцом. Южный край седловины скально-осыпной, с севера в сторону л-ка Кичи-тор нависает большой фирновый карниз. Подъём от плато занял 6,5 часов. Тура нет. Сложили новый тур в центре скальной перемычки возле озерца.

С перевала Каратор нашей группой было совершено радиальное восхождение на вершину Чёрный Шпиль.

2.5.2. Вершина Чёрный Шпиль

Характер: скальный.

Расположена в Киргизском хребте в верховьях реки Кичи-тор (река Сокулук). На востоке от пика через перевал Черный Шпиль Восточный ( Снежный, Авиатор, Мельникова ) (№ 72 на схеме ) находится вершина им. Академика Образцова, на западе в массиве пика находится вершина "Железнодорожник", а далее через перевал Черный Шпиль Западный (Стадион) (№69 на схеме) массив вершины Строителей. Вершинная башня "Чёрного шпиля" возвышается над гребнем на 130 - 150 метров. На юг вершина обрывается стенами с гладкими широкими плитами типа "бараньих лбов". Первопрохождение маршрута совершила 24 августа 1958 года спортивная группа ЛИИЖТА, организованная на базе альпинистского лагеря "Ала-Арча" (руководитель Стародубцев В.В.). Первопроходители начали подъём с л-ка Строителей через перевал Черный Шпиль Западный и поднимались с юга на перевал Каратор с дальнейшим восхождением на пик Чёрный Шпиль, оценив этот маршрут 4А кат. сл. Наша группа шла по описанию и рисункам первопроходителей с перевала Каратор.

Прохождение: 13 сентября 2002 года, радиально с седловины пер.Каратор

Необходимое снаряжение: Веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, жумары, скальные крючья, закладки, петли.

Чуть ниже перевальной седловины по осыпи и скалам с южной стороны обходим скальный палец (фото 36) и вправо по ходу наискосок, пересекая ледовый кулуар (кошки!) подходим к скалам первого жандарма, который представляет собой скальную башню с отвесными и отрицательными стенами. Двигаемся вдоль стены по наклонным плитам (10-15о). Заходим за угол, спускаемся вниз, на границу льда и скал и траверсируем вдоль неё склон до расщелины (кошки!). Поднимаемся по почти отвесной расщелине (фото 33) высотой 5-6 метров (перила, страховка на скальном выступе) и выходим на наклонные плиты (25-30о), по которым вправо по ходу идём под второй жандарм (для подстраховки здесь можно повесить верёвку). Между жандармом и отвалившимися от него скальными плитами выходим на осыпь и по ней, в обход второго жандарма поднимаемся к следующему. Третий жандарм обходится также справа по ходу. Поднимаемся по гладкой стенке (высотой 1,7 м), переходящей в наклонные плиты (40-45о, 50 м). По плитам вправо по ходу вверх поднимаемся (фото 34) к четвёртому жандарму (перила крепятся на скальном выступе, промежуточные точки - скальные крючья, закладки). По осыпному кулуару поднимаемся на жандарм и по снежно-осыпному гребню (фото 35) спускаемся на седловинку под вершинную башню. По скалам (справа по ходу, со страховкой) обходим двухметровый порог, затем влево по ходу идем по наклонной полке (около 15 метров) и затем вправо по ходу по неявно выраженному камину поднимаемся вверх. Дальнейший путь идёт по засыпанным камнями (!!) полкам и скалам средней трудности. Необходимо выбирать места для точек страховки вне зоны падения камней (!!). Единственный камень, сдёрнутый нашей "буржуйской" верёвкой (при подъёме на вершинную башню) перебил ей оплётку и несколько жил. При подъёме на вершинную башню было повешено 120 метров перил (2,5 верёвки, до 70-80о). Перила крепились на скальных выступах, промежуточные точки страховки на скальных выступах (петли) и закладках. На вершине есть несколько выступов, за которые можно закрепить верёвку. Здесь же находится триангуляционный знак, внутри которого тур (фото 37). Рядом валяется старый проржавевший знак. Подъём от перевала занял 4,5 часа. Спуск по пути подъёма (3,5 часа).

Всего при восхождении на в. Черный Шпиль было провешено 460 метров перил (12 веревок, до 70-800), из них 230 м (6 веревок) на подъеме и 230 м (6 веревок) на спуске. Для организации страховки использовались скальные выступы, закладки и скальные крючья. На спуске петель и крючьев не оставляли - последний спускался по сдвоенной веревке. Расщелину под первым жандармом на спуске он преодолел со страховкой через перегиб края самой расщелины.

2.5.3. Спуск с перевала Каратор

Спуск с перевала прямо от тура по кулуару, протяженностью 200-250 м, крутизной 35-400). В верхней части - ледово-фирновый, переходящий в снежный (фото 36). Спуск в кошках неширокими зигзагами прусским и русским шагом до пологой части ледника Каратор занял 20 минут.

Ходовое время:

  • Место дневки на правом берегу р.Кичи-тор -в.Железнодорожник - 3,5 часа;
  • Подъем на плато под заключительный взлет перевала Каратор - 9 часов;
  • Плато - седловина пер. Каратор - 6,5 часов;
  • Подъем на в. Черный Шпиль - 4,5 часов;
  • Спуск на пер. Каратор - 3,5 часа;
  • Спуск с перевала на пологую часть ледника Каратор - 20 минут.

Общее время прохождения перевала от места дневки на правом берегу р. Кичи-тор до пологой части ледника Каратор - 19 часов 20 минут, восхождение на в. Черный Шпиль заняло 8 часов.

Выводы, рекомендации по перевалу

Прохождение нашей группой перевала Каратор с севера на юг соответствует 3Б категории сложности. Перевал лавиноопасен (!!), а в теплое время года (согласно описанию первопроходителей) и камнеопасен (!!). В настоящее время перевал является односторонним, однако при камнеопасности южного склона спусковой кулуар придется обходить слева по скалам (по пути первопроходителей), что увеличит время и сложность спуска.

При прохождении перевала было навешено 650 метров перил(13 веревок, до 60-700). Страховка осуществлялась с помощью ледобуров, ледорубов, петель, закладок и скальных крючьев. При подъеме по крутым снежно-ледовым участкам использовались ледовые молотки.

Было совершено восхождение на в. Черный Шпиль по маршруту 3Б альп. категории сложности.

Всего на прохождение перевала Каратор от р. Кичи-тор до ледника Каратор нужно планировать 3-4 дня.

Перепад высот северного перевального взлета составляет 700-800 метров, протяженность взлета 1400 метров.

Места ночевок группы указаны в описании, также можно ночевать на травянистых полянах в долине р. Кичи-тор при подходе к перевалу, на пологой части ледника Каратор и, при необходимости, на нижних краях бергшрундов и морене, предварительно подготовив площадки для палаток.

2.6. Перевал Боковой (1А, 3820м., ос. - сн., на правах первопрохождения)

Характер: осыпно-снежный.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в южном отроге Киргизского хребта (№76 на схеме). Ведет из верховьев долины р. Каратор в верховья долины р. Туюк-тор. По классификатору высота 3900 м., по топокарте -3820 м. В классификаторе указана 2А категория сложности.

Прохождение: 14 сентября 2002 года.

Описание даётся от пологой части ледника Каратор под перевалом Каратор до подножия перевала 3588.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы (альпенштоки).

От места спуска с перевала Каратор движемся по левому краю ледника Каратор. Ледник открытый, без трещин (фото 39). Выходим на осыпные россыпи вала конечной морены и по ним спускаемся к реке Каратор, где на зеленых полянах сушим вещи и обедаем. Дальнейший путь к взлету перевала Боковой (фото 38) идет также по моренным буграм и впадинам (2 часа 20 минут от места спуска с пер. Каратор). Перевальный взлет короткий, из мелкой и средней подвижной осыпи (фото 40). Менее утомителен подъем левее по ходу по скально-осыпным полкам, с дальнейшим траверсом вправо по ходу на седловину (35 минут). Тур в центре седловины на скальном гребне.

На восток перевал обрывается крутым снежным склоном (40-45?) с карнизом, однако он значительно стаял, и с правого края обнажилась черная мелкая осыпь, по которой легкий приятный спуск приводит в перевальный цирк (фото 42;43). По правому борту цирка спускаемся к руслу пересохшего ручья и переходим на его левый берег. Сухое русло заканчивается небольшим красивым озерком, из которого вытекает ручей. Продолжаем спуск по левому берегу (фото 41). Постепенно на склоне появляются скотские тропы, по которым движемся в направлении перевала 3588 (фото 44). Переходим по камням р. Туюк-тор и на зеленой поляне у подножия перевала 3588 становимся на ночлег. От седловины пер. Боковой 1 час 50 минут.

Ходовое время:

  • место спуска с пер. Каратор - перевальный взлет 2 часа 20 мин.;
  • подъем на перевал 35 мин.;
  • спуск с перевала до подножия пер. 3588 1 час 50 мин.

Общее время прохождения перевала от места спуска с пер. Каратор до подножия пер. 3588 4 часа 45 мин.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Боковой был пройден группой на правах первопрохождения, т.к. какие-либо фотографии и описания на перевал отсутствовали. В классификаторе категория сложности перевала 2А. В настоящее время сложность перевала можно оценить как 1А, т.к. крутой снежный восточный склон значительно стаял и карниз, свисающий с седловины, легко обходится по мелкой осыпи. Прохождение перевала не требует применения специального снаряжения (кроме ледоруба (альпенштока)).

Наиболее удобные места ночевок

  • пологая часть ледника Каратор;
  • зеленые поляны на берегу р. Каратор;
  • осыпные площадки в восточном цирке пер. Боковой (со стороны р. Туюк-тор);
  • зеленые поляны на левом берегу р. Туюк-тор.

При необходимости можно заночевать на осыпях западного цирка перевала (со стороны р. Каратор) и на седловине перевала.

Примечание: (Фото 42) сделано после снегопада, поэтому на нем не видна черная мелкая осыпь, по которой мы спускались с седловины перевала (она прикрыта свежим снегом)

2.7. Перевал Карбышева(1А, 3850м., сн. - лд. - ос., рад. выход, на правах первопрохождения с юга)

Характер: снежно - ледово - осыпной.

Ориентация: север - юг.

Расположен в Киргизском хребте (№86 на схеме). Ведет с ледника Альпинистов (л-к Чон-тор) долины р. Сокулук в долину р. Туюк-тор (р. Каракол Зап.).

Прохождение: 15 сентября 2002 года на перевал было совершено радиальное восхождение со стороны р. Туюк-тор.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы. При сквозном прохождении также верёвки, системы, карабины

От места ночевки у подножия перевала 3588 переходим на травянистый правый берег реки Туюк-тор и вдоль него поднимаемся по скотским тропинкам к правому притоку (фото 45). Поворачиваем влево по ходу и далее движемся вдоль правого берега притока до места его разветвления на несколько рукавов. Повернув чуть вправо по ходу, огибаем большой моренный холм (можно с любой стороны) и выходим в большой цирк перевалов Карбышева и Московский Буревестник (фото 46;48). Далее, с постепенным подъемом по снежникам и осыпям левого борта цирка (по дуге), движемся к рыжей скально-осыпной седловине перевала Карбышева.

Находим тур "естественного скального зуба", сложенный группой Димы Аверьянова (фото 47). Пошарив в соседних зубах седловины, находим ржавую "кариозную пломбу", внутри которой обнаруживаем старую промокшую записку. Время подъема - 1 час 40 минут.

Седловина широкая, скально-осыпная. В сторону ледника Чон-тор перевал обрывается крутым снежно-ледовым взлетом крутизной 35-40?, протяженностью около 40 метров, подрезанным бергшрундом, далее переходящим в постепенно выполаживающийся закрытый ледник с трещинами(!!!). На седловине дует сильный ветер. Погода портится, начинает падать снег. Спускаемся по пути подъема. Обратный путь проходит уже по скользкому травянисто-снежному склону, постепенно переходящему в снежный "посредством" снегопада. Через 1 час 20 минут возвращаемся к подножию пер.3588.

Ходовое время:

  • подъем на перевал 1 час 40 мин.;
  • обратный спуск 1 час 20 мин.

Общее время радиального выхода на пер. Карбышева 3часа.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Карбышева соответствует 1Б категории сложности. Группа совершила на перевал радиальное восхождение с юга в режиме первопрохождения, т.к. описания этого пути не было. Восхождение соответствует 1Акатегории сложности и кроме ледоруба (альпенштока) не требует использования специального снаряжения.

2.8. [Перевал 3588 (Кольцевой) (н/к, тр.-ос.) - пер. 3642 (н/к, тр.-сн.-ос.) - пер. 3567 (н/к, тр.-ос.)] (на правах первопрохождения)

2.8.1. Перевал 3588 (Кольцевой)

Характер: травянисто-осыпной.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в южном отроге Киргизского хребта. Ведет из верховьев реки Туюк-тор в верховья реки Ала-Арча Юж. На некоторых схемах обозначен как перевал "Кольцевой".

Прохождение: 17 сентября 2002 года.

Описание даётся от места ночевки на левом берегу р. Туюк-тор до верховьев р. Ала-Арча Юж.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы (альпенштоки).

От места ночевки на полузеленой, постепенно оттаивающей от снега, поляне левого берега р. Туюк-тор по многочисленным скотским тропинкам поднимаемся в цирк перевала, затем серпантином самой натоптанной тропы выходим на травянисто-осыпную седловину (1 час). Тура нет, и сложить его практически не из чего.

Спуск с перевала - по травянисто-осыпному склону, правый край которого слегка присыпан свежим снегом (фото 49), затем по руслу ручья. За 35 минут спустились к реке Ала-Арча Юж.

Ходовое время:

  • подъем на перевал от р.Туюк-тор 1 час;
  • спуск к р. Ала-Арча Юж. 35 мин.

Общее время прохождения перевала от ночевки на левом берегу р. Туюк-тор до верховьев р. Ала-Арча Юж. 1 час 35 мин.

2.8.2. Перевал 3642

Характер: травянисто-снежно-осыпной..

Ориентация: северо-запад - юго-восток.

Расположен в южном отроге Киргизского хребта. Ведет из верховьев левого притока реки Ала-Арча Юж. в верховья реки Чон-Джыламыш (в классификаторе Дон-Джаламыш).

Прохождение: 17сентября 2002 года.

Описание даётся от верховьев р. Ала-Арча Юж. до верховьев р. Чон-Джыламыш.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы (альпенштоки).

От места спуска с перевала 3588 переходим по камням на левый берег р. Ала-Арча Юж. и выходим на старую заброшенную дорогу. Спускаемся по дороге, огибая справа южный отрожек Киргизского хребта, затем траверсом влево вверх по травянистым склонам поднимаемся к левому притоку р. Ала-Арча Юж. (1 час 20 мин.). На его берегу обедаем.

Дальнейший путь - по левому берегу притока к ручью, стекающему со стороны перевала 3642. (фото50) Поднимаемся к ручью и движемся вдоль него по руслу. Затем поворачиваем вправо по ходу в направлении перевала и по снежно-осыпному склону (фото51;52) поднимаемся на седловину (1 час 45 мин.). Тур есть, записки нет. Пишем записку.

С перевала хорошо виден путь спуска и подъем на перевал 3567 (фото 53). Через 40 минут оказываемся у начала подъема. Находим травянистую поляну (фото 53;54), на которой меньше дует, и встаем на ночевку.

Ходовое время:

  • верховья р. Ала-Арча Юж. - левый приток р. Ала-Арча Юж 1 час 20 мин.;
  • подъем на перевал 1 час 45 мин.;
  • спуск с перевала к реке Чон-Джыламыш 40 мин.

Общее время прохождения перевала от места спуска с пер 3588 до верховьев р. Чон-Джыламыш 3 часа 45 мин.

2.8.3. Перевал 3567

Характер: травянисто-осыпной.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в южном отроге Киргизского хребта. Ведет из верховьев р. Чон-Джыламыш в верховья р. Баш-Ала-Арча.

Прохождение: 18 сентября 2002 года.

Описание даётся от места ночевки в верховьях р. Чон-Джыламыш до ночевки в верховьях р. Туюк-Ала-Арча.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы (альпенштоки).

От места ночевки в верховьях р. Чон-Джыламыш (см. описание пер. 3642) поднимаемся по травянистым буграм левого берега ручья (фото 53). Доходим до ледника. Переходим на правый берег (травянистый бугор) и по тропе, огибая слева по ходу ледник, выходим на перевал.

Перевальная седловина - широкий травянисто-осыпной гребень. Тура нет. Подъем занял 40 минут. Примерно в середине седловины, на большом плоском камне, складываем тур.

Спуск с перевала - по травянисто-осыпному склону правого берега ручья (фото 55). Склон постепенно переходит в травянистые бугры. Не доходя до реки Баш-Ала-Арча, огибаем травянистый бугор и спускаемся вправо вниз в "междуречье" (фото 56) Переправляемся через реку Баш-Ала-Арча на левый берег и движемся по нему вниз. Здесь такая же заброшенная дорога, что и на спуске с пер. 3588. По ней доходим до устья р. Туюк-Ала-Арча. Дорога раздваивается: одна переходит на правый берег р. Баш-Ала-Арча, другая, обогнув отрожек, поднимается по правому берегу р. Туюк-Ала-Арча. Движемся по последней. Перед развилкой дорога на протяжении 50 м размыта приходится осторожно передвигаться вдоль края речного потока (фото 57). На берегу р. Туюк-Ала-Арча находим подходящее травянистое пятно и останавливаемся на обед (1 час 20 мин. от места спуска с перевала).

Далее продолжаем двигаться по правому берегу реки (фото 59;60) в ее верховья (на левом берегу также видны следы заброшенной дороги). Дорога постепенно переходит в тропу, которая затем тоже исчезает. На последних удобных травянистых полянках перед "моренными нагромождениями", возле ручья, устраиваем ночевку (фото 61). От места обеда 2 часа 30 минут.

Ходовое время

  • подъем на перевал от р. Чон- Джыламыш 40 мин.;
  • спуск к р. Баш-Ала-Арча 1 час 25 мин.;
  • спуск к устью р. Туюк-Ала-Арча - подъем до места обеда 1 час 20 мин.;
  • подъем к ночевкам в верховьях р. Туюк-Ала-Арча 2 часа 30 мин.

Общее время прохождения перевала от места ночевки в верховьях р.Чон-Джыламыш до места ночевки в верховьях р.Туюк-Ала-Арча. 5 часов 55 мин.

Выводы, рекомендации по перевалам

Перевалы 3588 (Кольцевой), 3642 и 3567 являются некатегорийными. Для прохождения их не требуется применения специального снаряжения (кроме альпенштока или ледоруба). Перевалы были пройдены группой в режиме первопрохождения, т. к. какие-либо материалы по перевалам отсутствовали. Данные перевалы позволяют связать верховья рек Туюк-тор, Ала-Арча Юж. и Баш-Ала-Арча, избегая большого сброса высоты при спуске к реке Каракол Зап. и, возможно, серьезных переправ через ее притоки.

Более целесообразно использование связки из перевалов 3588, 3642 и 3567 в походах I-II категории сложности, т.к. в более сложных походах прохождение их довольно утомительно, занимает 2-3 дня драгоценного времени, и не имеет спортивного интереса.

Можно порекомендовать также, использование каждого перевала в отдельности для связки с соседними перевалами Киргизского хребта.

2.9. Перевал Конституции (1Б, 3700м., сн. - лд. - ск., на правах первопрохождения)

Характер: снежно-ледово-скальный.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в южном отроге Киргизского хребта (№192 на схеме). Ведет из верховьев р. Туюк-Ала-Арча в верховья р. Кашка-су. В классификаторе указана 2А категория сложности.

Прохождение: 19 сентября 2002 года.

Описание даётся от места ночевки в верховьях р. Туюк- Ала-Арча до л-ка Кашка-су.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, карабины (для хождения в связках), каски, ледорубы, кошки.

От места ночевки в верховьях р. Туюк-Ала-Арча (см. описание пер. 3567) продолжаем подниматься вдоль правого берега (фото 61), затем переходим на левый берег (в месте "разбоев") и подходим к конечному моренному валу ледника. По зеленым буграм (справа по ходу) поднимаемся на вал и по его гребню идем к правому борту ледника (1 час 20 мин.). Далее поднимаемся по правому краю ледника (фото 62), и, преодолев 2 ступени, выходим в перевальный цирк (1 час 40 мин.). Ледник в цирке ровный, закрытый. Движемся в связках под скалами, вдоль самого края (фото 63). Подходим под перевальный взлет и по заснеженным скалам вылезаем на седловину с туром (фото 64). Записки в туре нет. По гребню радиально перелезаем на южную седловину. Здесь большой тур. Из записки выясняем, что это перевал Конституции, а не перевал Юрмала (Туюк-тор Зап.), который нам нужен. Принимаем решение пройти соседний перевал Юрия Глухова (2А*), который выводит прямо под перевал Юрмала. Скально-осыпной спуск с пер. Конституции на л-к Кашка-су занимает 5 минут. Ледник ровный, закрытый, без трещин (фото 65).

Ходовое время

  • подъем на перевал 3 часа 35 мин.;
  • спуск на ледник Кашка-су 5 мин.

Общее время прохождения перевала от места ночевки в верховьях р.Туюк-Ала-Арча до л-ка Кашка-су 3 часа 40 мин.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал в настоящее время соответствует 1Б кат. сложности. Был пройден группой в режиме первопрохождения по ошибке вместо перевала Юрмала.

Прохождение перевала можно рекомендовать в логичных связках с перевалами Юрия Глухова (№191 на схеме) и Физкультурников (№195 на схеме).

2.10. Перевал Юрия Глухова (2А, 4180, ск.-сн.-лд., на правах первопрохождения)

Характер: скально-снежно-ледовый.

Ориентация: юго-восток - северо-запад.

Расположен в южном отроге Киргизского хребта (№191 на схеме). Ведет с ледника Кашка-су (р. Каракол Зап.) на ледник Наталии (р. Туюк-Ала-Арча). По классификатору 4200 м, по топокарте 4180 м.

Прохождение: 19-20 сентября 2002 года, с ночевкой на седловине перевала. Описание дается от места спуска с перевала Конституции до перевального взлета пер. Юрмала.

Необходимое снаряжение: Веревки, системы, карабины, каски, кошки, ледорубы, жумары, ледобуры (в т.ч. ледовый самосброс).

От места спуска с пер. Конституции (фото 65) до перевального взлета пер. Юрия Глухова 15 минут. Перевальный взлет представляет собой 100-150 метровый скально-осыпной кулуар, переходящий в широкую ледово-снежную чашу перевального гребня с нависающим большим карнизом.

Мы пошли своим путем поднялись справа по ходу по скально-осыпному контрфорсу до уровня седловины, затем по скальным плитам вылезли на перевальный гребень (15-20 метров, 35-400), траверсом влево по ходу дошли до седловины, и спустились на нее сверху (5-7 метров, перила, раздельный спуск рюкзаков) в небольшую мульду. Подъем от ледника Кашка-су занял 2 часа.

На северо-западной стороне перевала, на скалах над мульдой, переходящей в заснеженную ледовую седловину перевала, установлена мемориальная табличка (фото 67) Юрию Николаевичу Глухову (02.06.1949-17-06-1986). Тура нет, сложили новый. Ночевать лучше в западной, верхней, части перевальной седловины (относительно ровное место без трещин на 2-3 палатки), т.к. восточная часть менее пологая, и с закрытыми трещинами.

Утром начинаем спуск с перевала (фото 66). Веревка перил (50 м) через бергшрунд, закрепленная на ледобурах по снежно-ледовому склону 30-350 (участок 50-550 через бергшрунд). Для сдергивания используем ледовый самосброс. Бергшрунд с пятиметровой нависающей стенкой с ненадежным снежным мостом (фото 68). Рюкзаки спускаем раздельно. Спуск занял 1,5 часа. После бергшрунда движемся в связках (250-300 метров) по глубокому снегу постепенно выполаживающегося снежного склона. Далее по закрытому леднику в направлении перевала Юрмала (фото 66). На пологой части ледника снег рыхлый и неглубокий, покрыт настом, который приходиться пробивать ногами, т.к. при ходьбе он постоянно проваливается. Через 1 час 10 минут от места спуска подошли под перевальный взлет пер. Юрмала.

Ходовое время

  • Подход под перевал от места спуска с пер. Конституции - 15 минут;
  • Подъем на перевал - 2 часа;
  • Спуск с перевала на ледник Наталии - 1,5 часа;
  • Подход под пер. Юрмала - 1 час 10 мин;

Общее время прохождения перевала от места спуска с пер. Конституции до перевального взлета пер. Юрмала - 4 часа 55 минут.

Выводы, рекомендации по перевалу

Прохождение группой перевала Юрия Глухова с юго-востока на северо-запад соответствует 2А к.с. При прохождении в обратном направлении бергшрунд представляет собой достаточно сложное препятствие. Также серьезное препятствие представляет собой карниз, свисающий с перевала на юго-восток. Наш вариант подъема на перевал по контрфорсу является более безопасным, но и более утомительным, т.к. на контрфорсе много подвижной осыпи. Перевал очень логично вписывается в связки с перевалами Юрмала (№ 190 на схеме), Аман-Тоо (№185 на схеме), Снежный (№184 на схеме, первопрохождение группа Вадима Ляпина), Конституции (№ 192 на схеме) и Физкультурников (№ 195 на схеме). Ночевки возможны на ледниках Кашка-Су и Наталии.

Перевал Юрия Глухова пройден нами в режиме первопрохождения.

2.11. Перевал Юрмала (Туюк-Тор Зап.) (1Б, 4060, сн.-лд-ос.)

Характер: снежно-ледовый-осыпной.

Ориентация: юго-запад - северо-восток.

Расположен в Киргизском хребте (№190 на схеме). Ведет с ледника Наталии (р. Туюк-Ала-Арча) на ледник Туюк-тор (р. Туюк-Тор). По классификатору высота 3970 м, по топокарте 4060 м, в отчете Вити Йовчика 4150 м.

Прохождение: 21-22 сентября 2002 года. Описание дается от подножия перевального взлета со стороны ледника Наталии до пансионата "Теплые Ключи" (р. Аламедин).

Необходимое снаряжение: Веревки, системы, карабины (для хождения в связках), каски, кошки, ледорубы.

Подъем на перевал Юрмала проходит по мелкой и средней подвижной осыпи (70-100 м) и занимает 15 минут (фото 69). Седловина - широкая, снежно-осыпная. От тура спускаемся по снежному склону на пологую часть ледника (глубокий снег, 25-300, связки) и практически без потери высоты подходим к перевалу Седова (фото 70;71). Не заходя на седловину, поворачиваем вправо и по краю большой мульды продолжаем спуск вдоль левого борта ледника Туюк-Тор. Доходим до конца контрфорса, преодолеваем ступень ледника (закрытые трещины!) и выходим на слияние ветвей ледника Туюк-Тор. В этом месте ледник перегораживает прижимная морена; на ней обедаем (1 час от перевала). Далее спускаемся по краю осыпи и ледника по льду и снегу, затем по краю зачехленного ледника. Доходим до языка ледника Туюк-Тор. Чуть ниже его переходим на правый берег р. Туюк-Тор и по моренным россыпям спускаемся вниз (фото 72). Постепенно на склоне появляется тропа. Проходим несколько хороших мест для ночевки, под небольшие палатки, видимо это обычное место базовых лагерей альпинистов. Через 3 часа 35 минут от перевала выходим к устью р. Ашу-Тор, на левом берегу которой ночуем.

На правом берегу р. Ашу-Тор видна тропа, уходящая крутым серпантином вверх к озерам. (фото 73) Основная тропа (фото 74) продолжает спускаться по правому берегу р. Аламедин (название реки после слияния Ашу-Тора и Туюк-Тора).

Перед впадением р. Алтын-Тор (левый приток) тропа забирает вверх на склон и серпантином спускается вниз через заросли арчи и рябины. Доходим до устья р. Салык. Здесь деревянный "эмоциональный" мостик (вызывающий эмоции, в результате которых желание переходить его обратно не возникает). Появляются первые киргизские пастушьи юрты. За устьем р. Салык необходимо внимательно следить за тропой, т.к. набитая конная тропа опять забирает вверх на склон и траверсирует его высоко над водой. Нижние тропы заканчиваются противными колючими кустами. Через 5,5 часов тропа приводит к ограде пансионата "Теплые Ключи".

Ходовое время

  • Подъем на перевал с ледника Наталии - 15 минут;
  • Спуск с перевала до прижимной морены - 1 час;
  • Спуск до устья р. Ашу-Тор - 2 часа 35 минут;
  • Устье р. Ашу-Тор - пансионат "Теплые Ключи" - 5 часов 30 минут.

Общее время прохождения перевала от подножия перевального взлета на леднике Наталии до пансионата "Теплые Ключи" - 9 часов 20 минут.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Юрмала (Туюк-Тор Зап.) соответствует 1Б к.с. Путаница с перевалами Туюк-Тор, бывшая перед началом похода в моей голове, прояснилась. Седловина между пер. Юрмала и пер. Снежный (№184 на схеме, первопрохождение - группа Вадима Ляпина), указанная в отчете Вити Йовчика как Туюк-Тор Зап., - перевал Аман-Тоо (2А, №185 на схеме), а пер. Туюк-Тор Вост. (указанный в том же отчете как второе название перевала Седова) находится рядом с перевалом Скалистый (№ 202 и № 203 на схеме соответственно).

Удобные места ночевок приведены в описании. При необходимости можно заночевать на ледниках Наталии и Туюк-Тор, а также на седловине перевала Юрмала (Туюк-Тор Зап.).

3. Перечень туровых записок, снятых при прохождении перевалов и вершин

N Наименование перевалов, вершин Перечень записок
1 Значкист (1Б) Записка туристов г. Свердловска под руководством Белякова В.Д. М/кн. № 230/80 от 05 сентября 1980г.
2 Зил–Фрунзе (2Б) Записка туристов семинара ВТП от 24.07.1987г. Руководитель не указан. Чей семинар ВТП тоже
3 Химик (Ошибка) (2А). Две записки на двух седловинах На южной седловине обнаружена записка группы саратовских туристов от 28.08.86г. Руководитель не указан. На северной седловине – записка группы турклуба “Инструментальщик”. Руководитель Абдулин. Дата не указана
4 Перевал Каратор (3Б) Тура нет. Сложили новый
5 Вершина Чёрный Шпиль (3Б альп.по маршруту нашей группы ) Записка альпиниста Шпилько от 15.08.1995г. Одиночное восхождение по Центральному контрфорсу со стороны Кичи–Тора памяти Андрея Веселкова и Вадима Волошко, погибших на горе Отдельной в 1993 году
6 Боковой (1А) Записка группы туристов Калининградского областного союза туристов от 18.08.1997г. Руководитель Захарюгин В.В. м/кн. №24–97
7 Карбышева (1Б.). Две записки Записка группы туристов СТК “Северное Медведково” от 23.08.99. Руководитель Аверьянов Д. Записка старая, промокшая. Удалось разобрать что, записка от 8…1990года, а сняли они записку от 8/9–90года. Состав группы 6 чел.
8 Перевал 3588 (Кольцевой) (н/к) Тура нет. Сложить его не из чего
9 Перевал 3642 (н/к) Тур есть. Записки в туре нет
10 Перевал 3567 (н/к) Тура нет. Сложили новый
11 Перевал Конституции (1Б) Записка туристов Горного клуба МГУ (г. Москва) от 31 июля 2002 года. Руководитель Павлов Илья
12 Перевал Юрия Глухова (2А*) Тура нет. Сложили новый
13 Перевал Юрмала (Туюк–Тор) (1Б) Записка туристов МГУ от 23.08.2002. Руководитель Назарова А.Н. М/кн. №11/3–403

4. Итоги похода. Выводы и рекомендации

Целью нашего похода было прохождение технически сложной "шестерки", насыщенной экспедиционными элементами, а, следовательно, разведками и первопрохождениями в новом для нас горном районе (только один участник был здесь до этого) Киргизского хребта.

Немного о районе похода. В советское время Киргизский хребет был очень популярен среди "самодеятельных" отдыхающих. Удобные, короткие (в пределах 2-2,5 часов) подъезды от г. Фрунзе (в настоящее время Бишкек), наличие перевалов различной категории сложности (от 1А до 3Б), привлекали сюда горных туристов. После распада СССР, вследствие обнищания основной массы населения, в т.ч. и туристов, походы в Киргизию многим стали "не по карману", поэтому туристы в большинстве своем стали ходить на Кавказ. Но благодаря потрясающей живучести русского народа, умеющего аккумулировать свои мизерные зарплаты для занятий любимой формой отдыха, интерес к "дальним странам ближнего зарубежья" снова стал расти. Приведем положительные и отрицательные (с нашей точки зрения) моменты походов по Киргизскому хребту (в т.ч. по сравнению с Кавказом).

Положительные

1. В отличие от Кавказа район безопасен (в настоящее время вблизи не ведется военных действий, через Киргизский хребет можно спокойно пройти туда-обратно, через него не лезут грабители);

2. Короткие подъезды (даже по сравнению с Кавказом) к месту начала похода от г. Бишкек;

3. Четкая работа киргизских турфирм (например, местной киргизско-английской фирмы "Достук-треккинг"), с которыми можно связаться по электронной почте и заказать регистрацию, машину, гостиницу и др. услуги;

4. Не нужно оформлять разрешение в погранзону (о проблеме кавказской погранзоны много писала газета "Вольный Ветер").

И последнее: Из рядов милиции г. Бишкек (по слухам) были уволены "блюстители порядка", которые вымогали деньги у туристов. Надеемся, что это так и надолго.

Отрицательные

1. Более длительные и дорогие (в отличие от Кавказа) подъезды (по ж/д - 6 суток туда-обратно);

2. Лечение и закупка медикаментов (не дай Бог, конечно) при нахождении в медицинском стационаре будет проводиться за ваш счет;

3. Необходимость оформления регистрации пребывания на территории Киргизии (лучше оформить через турфирму заранее - 4 $ с человека). Наличие регистрации в Киргизии особенно упорно выясняют милиционеры Казахстана на обратной дороге в поезде.

4. Руководство Казанского вокзала ввело ограничение по весу багажа (36 кг на человека).

Небольшая рекомендация по упаковке продуктов. Если вы их будете перевозить в коробках из-под бананов (очень удобная упаковка), лучше обклеить коробки снаружи и написать большими буквами надписи типа "Продукты на 1-е кольцо". Таможенник с качественным документами (я смотрел) пытался растаможить наши "бананы". Я показал ему маршрутную книжку с печатью и регистрацию, которую взял у подъехавшего к поезду водителя фирмы "Достук-треккинг". Следующая рекомендация: если есть возможность, берите с собой побольше документов с печатями и уверенно и четко отвечайте, что вас выпустили Московский городской центральный турклуб, Лига защиты прав Фарабундо Марти и Организация Объединенных наций для выполнения сверхсложного перехода по Киргизскому хребту в целях нормализации ситуации в отсталых и развивающихся странах Ближнего Востока, а также твердо откажитесь растамаживать ваши продукты, приведя более понятный ему пример с колбасой, которую он (таможенник) покупает в магазине.

Вернемся к цели похода. Полная систематизированная информация по району в настоящее время отсутствует, поэтому многие перевалы приходится проходить на правах первопрохождения или разведки прохождения, что превращает поход по сути в экспедицию. В последние годы район вновь активно изучается московскими туристами. Походы групп туристов турклуба "Скиф" (Аверьянов Дима), турклуба МГУ (Зеленцова Катя и К0), турклуба "Плющиха" (Нижниковский Евгений), Ляпина Вадима, Фомичева Олега и др. позволили получить свежую информации о районе, "проложили дорогу" для последующих групп.

Наша группа решила поддержать это хорошее "начинание". Было пройдено 12 перевалов, 11 из которых в режиме или на правах первопрохождения, и совершено туристское первопрохождение пути на в. Черный Шпиль (3Б альп.). К сожалению, в результате болезни участника, группа была вынуждена сойти с маршрута после перевала Юрмала, что не позволило пройти основные технически сложные части нашего похода. В результате, был пройден поход четвертой с элементами шестой категории сложности.

Технические рекомендации приведены в описаниях перевалов. Несколько слов о проведении сентябрьских походов по Киргизскому хребту. Погода в это время очень стабильная, много ясных дней. На протяжении всего похода было 2-3 ненастных дня со снегопадами. Температура, однако ниже, чем летом и может доходить ночью до -100С. Сентябрь характеризуется также отсутствием камнепадов. Лавин при нас тоже не сходило, хотя на подъеме к перевалу Каратор мы встретили глубокий слой лавиноопасного снега на достаточно крутом склоне (50-550). Турбазы и дома отдыха в сентябре работают, в них достаточно много отдыхающих; можно договориться и уехать в Бишкек на попутном транспорте.

Единственное, что нам не понравилось в Киргизском хребте - это большое количество подвижных осыпей различного калибра (от мелких до крупных).

И последнее. Хочется сказать спасибо Вите Йовчику, Диме Аверьянову, Жене Нижниковскому, Вадиму Ляпину, Зеленцовой Кате, Фомичеву Олегу и др. энтузиастам, материалами, информацией и консультациями которых мы пользовались при подготовке и прохождении маршрута.

5. Литература

  1. В. Йовчик "По Киргизскому хребту" Журнал "Ветер странствий", М. "ФИС", 1989 г.
  2. А. Джулий, Л. Директор "Высокогорные перевалы". Перечень высокогорных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. М. Издательство "Пресс", 2001г.
  3. В.Н. Шатаев, Г.А Стариков "Классификация маршрутов на горные вершины" М. Издатель И.В. Балабанов, 1999 г.
  4. Отчеты в библиотеке МГЦТК: 5606, 5578, 5339, 4236.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

1. Наша команда: Смирнов Леонид, Мерзликин Роман (сидят), Березин Александр, Козловский Валерий (стоят), Демин Виктор (в окне)

2. Водопад на руч. Шаркыратма (лев. Приток р. Сокулук)

3. Долина р. Чон-Тор. Начало подъема к пер. Значкист (116)

4. Переправа через р. Чон-Тор

5. Юго-западный взлет пер. Значкист (116). Седловина - справа от "зуба"

6. Спуск с пер Значкист в долину р. Джаламыш

7. Вид с пер Значкист на восток. Справа - пер. ЗИЛ-Фрунзе

8. Подъем на пер. ЗИЛ-Фрунзе с севера

9. Демин

10. Пер. ЗИЛ-Фрунзе от домика на р. Чон-Тор вечером 06.09.2002

11. Пер. ЗИЛ-Фрунзе с верховьев р. Чон-Тор

12. Пер. ЗИЛ-Фрунзе с подъема на пер. Химик

13. Верховья р. Чон-Тор (р. Сокулук) от домика. Утром 07.09.2002

14. Верховья р. Чон-Тор (Сокулук), с подъема на пер. Значкист

15. Вост. Ветвь л. Чон-Тор. Пер. Спокойный (88), пер. Карбышева (86)

16. Восточный цирк пер. Химик (пер. Ошибка)

17. Пер. Химик (Ошибка) с лед. Чон-Тор Вост

18. Пер Химик, 2-й этап спуска на запад

19. Пер Химик, 3-й этап спуска на запад. Вид с л. Кичи-Тор Вост.

20. Пер. Химик. Нижняя точка - Южное седло. от ночевки на верх. Конце морены между центр. и зап. Ветвями л. Кичи-Тор

21. Пер. Химик. Нижняя точка - Южное седло. Вид от ночевки на верхнем конце морены между центр. и зап. Ветвями л. Кичи-Тор

22. Конец спуска с пер. Химик к р. Кичи-Тор. Утро 10.09.2002

23. Вид с пер. Химик на л. Кичи-Тор в. Черный Шпиль, справа от него - пер. Кара-Тор (3Б, N71). Пер Кичи-Тор (1А), морена, где ночевали перед пер. Кара-Тор

24. Вид с пер Значкист: в. Черный Шпиль (4319.9), пер. Кара-Тор (3Б), пер. Черный Шпиль Зап. (2А)

25. В. Черный шпиль от дневки у "голубой ванны" в висячей долине р. Кичи Тор (днем 9.9.2002)

26. В. Черный шпиль, пер. Каратор (71) от ночевки на верх. Конце морены между центр. и зап. Ветвями л. Кичи-Тор

27. Подъем на пер. Кара-Тор. утро 11.09.2002

28, 29. Подъем на пер. Кара-Тор

30. Подъем на пер. Кара-Тор. Преодоление трещины

31. На плато под сев. Взлетом пер. Кара-Тор, утро 12.09.2002

32. Седловина пер. Кара-Тор. Путь подъема по скальному галстуку

33. Начало подъема на в. Черный Шпиль. Камин к 1-му жандарму

34. Вершинная башня в. Черный Шпиль. Вид от 3-го жандарма

35. С вершинного гребня в сторону пер. Кара-Тор. На перевале - наши палатки

36. В. Черный Шпиль (4319.9) и пер. Кара-Тор (3Б) с л. Каратор (с юга)

37. На вершине Черный Шпиль (4319.9), на фоне Китая

38. Устьевая ступень (конечные морены) л. Кара-Тор от верховьев р. Кара Тор

39. Пер. Боковой (76) и пер. (77)...(80) с л. Кара-Тор

40. Подъем на пер. Боковой (76)

41. Спуск с пер. Боковой. Перевал - за перегибом, справа от выглядывающей вершинки

42. Пер. Боковой с пер. 3588

43. Вид с пер. Боковой, спуск в долину р. Туюк-Тор

44. На спуске с пер. Боковой (76) в дол. Туюк-Тор, вид на пер. 3588 (Кольцевой), н/к

45. Вид от подножия пер. 3588 на верховья дол. Туюк-Тор, пер. (87-88)

46. Южный взлет пер. Карбышева (86) и пер. Московский Буревестник (на схеме не обозначен)

47. На пер. Карбышева между 2-х туров

48. С пер Карбышева на юг. Подъем к пер. 3588

49. На восток с пер. 3588. Вид на пер. 125-128(?)

50. Идем к пер. 3642. Уже обогнули отрог и начали подъем. Теперь - направо за угол (перед вершиной)

51. Западный взлет пер. 3642

52. Вид с пер 3642 назад, на запад

53. Вид с пер 3642, начало спуска на восток, пер 132(?) и пер. 3567

54. От ночевки в дол. Чон-Джыламыш у подножия пер. 3567, вид назад, на пер 3642

55. На седловине пер. 3567. Вид на восток . Пер. Конституции (заслонен в. 3948.0 в отроге в. 4102.0), прямо - пер. 193, 194

56. С лев. берега р.Баш-Ала-Арча на пер. 3567

57. Размытый участок дороги по лев. берегу р. Баш-Ала-Арча

58. Верховья р.Баш-Ала-Арча от устья р. Туюк-Ала-Арча. (пер. 3567 - налево за угол)

59. На повороте р. Туюк-Ала-Арча. Вход к пер. 193

60. Верховья р. Туюк-Ала-Арча, пер. 181-183 (?). К пер. Юрмала (190) и Конституции (192) - направо за угол (по ходу)

61. Язык ледн. Наталии, из цирка пер. Юрмала (190). Справа от вершины - путь к пер. Конституции (192)

62. К пер. Конституции (192) - налево за угол

63. Западный взлет пер. Конституции, Сев. и Южн. Седло

64. Пер. Конституции, идем к сев. Седлу

65. Пер. Конституции, пер. Юрия Глухова, пер. Физкультурников (195) с лед. Кашка-Су

66. Место ночевки

66-2. Подготовка спуска с пер. Юрия Глухова на север

67. Табличка на скалах седловины пер. Юрия Глухова (со стороны лед. Наталии)

68. Пер. Юрия Глухова, сев. Взлет с лед. Наталии

69. Зап. Взлет пер. Юрмала (Туюк-Тор Зап., 190)

70. С пер. Юрмала - на восток. Слева - Пер. Седова

71. Пер. Юрмала и пер. Седова с л. Туюк-Тор

72. Верховья р. Туюк-Тор, пер. (196)...(201) (?)

73. Устьевая ступень долины р. Ашу-Тор

74. Через вал, подпирающий разлив на р. Туюк-Тор




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100