Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о горном путешествии IV к.с. в районе Внутреннего Тянь-Шаня по хребтам Борколдой и Западному Кок-Шаал-Тоо

Дата: июль-август 2001 г.

Маршрутная книжка № 1/3-403

Руководитель: Шалов А.А.

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5847
Источник: www.mountain.ru

Содержание

1. Справочные сведения
1.1. История освоения района
1.2. Краткий очерк района путешествия
1.3. Справочные данные о походе
1.4. Список группы
2. Техническое описание маршрута
2.1. График движения группы на маршруте
2.2. Подъезды и подходы
2.3. Маршрут
3. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
4. Литература

 

1. Справочные сведения

1.1. История освоения района

На территории Средней Азии горные хребты Тянь-Шаня занимают огромные пространства. Поэтому долгое время ни в государствах Средней Азии, ни в Европе ничего не знали о природе высокогорных районов. Первые достоверные описания Тянь-Шаня появляются в Китае. Еще в VII веке китайский путешественник Соань-Цзянь прошел из Кашгара к озеру Иссык-Куль, перевалив через хребет Кок-Шаал-Тоо. Начиная, с XVIII века в Европе все чаще появляются описания районов Средней и Центральной Азии, написанные очевидцами, случайно попавшими в эти районы. И лишь в XIX веке, в связи с присоединением Средней Азии к Российской империи появляются первые исследователи на Тянь-Шане.

Первым ученым, проникшим в глубь хребтов Тянь-Шаня, был П.П.Семенов, который в 1856-57г.г. предпринял большое путешествие по Алтаю и Тянь-Шаню. Семенов прошел и исследовал ущелье Барскаун, перевал Джуука и вышел к сыртам верховьев Нарына. Вслед за ним на Тянь-Шань устремились новые исследователи.

В 1867 году выдающийся русский ученый И.А.Северцев организует большую экспедицию в глубь Тянь-Шаня. Он проходит ущелье Барскаун и перевалом Джуука достигает верховьев Нарына, посещает хребет Акшийрак и спускается к озеру Чатыр-Кель и реке Аксай.

В 1869 году русский географ А.В.Каульбарс поднялся на перевал Кубергенты, спустился на запад по р.Мюдурум и нанес на карту неизвестный дотоле хребты Кок-Шаал-Тоо и Борколдой. Последний представился географу боковым ответвлением Кок-Шаал-Тоо.

В 1906, 1909 годах район посещался венгерским географом Г.Принцем. Он проник в район с нарынских сыртов по старой пастушьей тропы через перевалы Ашу-Су и Каракоз. Им была открыта р.Узенгикууш, он поднимался вверх по долине р.Чон-Турасу и нанес на карту основные ледники и вершины района. Он же оказался и первым восходителем, поднявшись для обзора на в.Кызыл-Омпол.

Тем не менее, представление об этой части Тянь-Шаня долго оставалось весьма смутным. "Ярким выразителем такого представления служит сорокаверстная карта Туркестана изд. 1913 г... верховья р.Каракола, показанные в направлении его притока Джагаламая, вытянуты пунктиром в вглубь хребта Борколдой почти до перевала Беделя. Реки Чон-Узунгуша нет совершенно - она была неизвестна. Все пространство на ее месте считалось занятым сплошным горным массивом." (Н.Пальгов) Первая качественная съемка была проведена военными топографами в 1910-1911 гг.

В 1913 г. ур.Кагалячап посетил известный путешественник В.Сапожников. В 1914 году Российское переселенческое управление уже упоминало о больших ледниках на Аксайских сыртах и предлагала рассмотреть вопрос о повороте вод р.Аксай с плато Кагалячап на север к Нарыну.

В 1929 году советский географ Н.Пальгов провел первые гляциологические изыскания, обнаружил и назвал крупные долинные ледники в честь известных русских ученых-географов - Комарова, Ототаш (Мушкетова), Наливкина, Маллицкого, Ферсмана.

В этом же году в этом районе работает геологическая и геохимическая экспедиция, руководимая Н.Прокопенко. Большое значение для исследования высокогорья Тянь-Шаня имело создание геофизической обсерватории, расположенной в верховьях реки Нарын на плато у подножия хр.Акшийрак.

В 1932, 1933 г. на базе обсерватории работает большая экспедиция по программе 2-го Международного Полярного Года под руководством профессора Калесника. Район работ экспедиции - хр. Акшийрак, северо-восточные склоны хр. Борколдой, Чакыркорум, хр. Кок-Шаал-Тау (район пер. Бедель).

В 1933, 1934 г. по следам Пальгова прошла группа Московского Дома ученых под руководством А.Летавета. Им удалось пройти дальше на восток и посетить впервые помимо л.Комарова ледники Пальгова, Григорьева, и Чон-Турасу (Корженевского), в окрестностях которого было совершено восхождение на одну из вершин.

В 1938 г. группа альпинистов под руководством Б.Симагина предприняла неудачную попытку восхождения на п.Крылья Советов в верховьях л.Пальгова. В 1935 и 1937 гг. Управлением по охране недр Киргизской ССР проводилась геологическая съемка района расположения ледника Комарова (ледники №78(Комарова)-81).

Первые известные в литературе послевоенные посещения района относятся к 1956 и 1957 году (Е.Казакова, Б.Рукавишников). Они первыми прошли к прорыву Узенгикууша через Кок-Шаал-Тоо. Это было желанной целью довоенных туристских групп. В 1957-1959 гг. проводилась фототеодолитная съемка ледников Чон-Турасу (Корженевского), Комарова, Маллицкого, Мушкетова.

В 1958-1960 в районе побывали экспедиции московских и ленинградских туристов - руководители А.Берлянд, П.Зарубин, Ю.Соколов, О.Цейс, Л.Васильев, И.Остроухов, Э.Часов, А.Васильев, Е.Иванов. Основной упор в этих экспедициях делался на активное изучение перевалов в локальном узле оледенения междуречья Чон-Турасу и Кичине-Турасу. Были совершены радиальные выходы на основные ледники района с подъемом на некоторые перевальные седловины и доступные вершины. К сожалению, материалы экспедиций, разбросанные между 2-мя столицами, постепенно рассеялись и все доступные общественности в Москве материалы сконцентрированы в 3-х отчетах №№№816,1063,1751 хранящихся в библиотеке МГЦТК.

В 1967-1968 гг. Тянь-Шаньская высокогорная физико-географическая станция АН Киргизской ССР в связи со сбором материалов для "Каталога ледников СССР" провела маршрутное исследование ледников в верховьях рр.Айталы, Чаканташ, Чаты-Терек (северный склон Кок-Шаал-Тоо), Чолок-Капчигай, Кайнар, Кичи-Теректы и Чон-Теректы (южные склоны Борколдоя).

Альпинисты вернулись в район лишь к концу 60-х годов. Были совершены первовосхождения на пик Королева 5816, его соседи пики Подмосковный и Зинаида, обрывающиеся стенами на ледник в верховьях Чон-Тю-Куйрука, пик Альпинист (1993,1996) - г.Калининград Моск.обл., высшую точку района п.Данкова 5982 - (1971, Алма-Ата) и п.Кызыл-Аскер 5842 (1986, Алма-Ата). Вторая по высоте вершина района пик Шмидта (Космос) 5954, так и осталась непокоренной, хотя и была занесена в классификатор вершин. Невзятыми оказались п.Чон-Турасу (5780, неудачное восхождение 1996 г.) и целый ряд вершин главного хребта (п.Крылья Советов 5480 (неудачное восхождение 1938) , п.5697 и др.

В те же годы в период охлаждения отношений с Китаем в районе появились регулярные пограничные посты. Проблема состояла в том, что линия границы на этом участке строго была определена дореволюционными договорами к востоку от перевала Бедель. Статус значительной более западной части хребта был неопределен и вызывал споры и претензии. Во второй половине 80-х годов была построена автодорога по Чон-Узенгикуушу и к началу 90-х годов бетонное здание заставы Каракоз. Застава на Аксайских сыртах стояла только летом и в настоящее время пост там снят.

Обилие нетронутых вершин по-прежнему привлекает в район альпинистов. Пограничный режим вдоль линии китайской границы стал мягче и исчезли неразрешимые в прежнее время транспортные проблемы. Район заставы Каракоз посещался сборной командой Московской области в 1993, 1996 и 1998 гг.. В экспедиции 1998 г. были совершены первовосхождения на п.Чон-Турасу (Джолдаш), п.Данкова по ССВ гребню, п.Крылья Советов и несколько второстепенных вершин в верховьях л-ка Григорьева. Восхождение на п.Шмидта (Космос) было прервано после гибели одного участника под ледовым обвалом.

Район п.Кызыл-Аскер посещался американскими альпинистами в 1997 и 1998 г. Здесь они взошли на несколько безымянных пяти-тысячников. Попытке восхождения на п.Кызыл-Аскер воспрепятствовала плохая погода.

Из одиночных туристских прорывов в район уже в наше время нам известна экспедиция Ташоблсовета по туризму и экскурсиям под руководством Б.П.Крахмального (г.Ташкент) 1988 г. и путешествие Ю.Н.Браткова (г.Москва) 1993 г.

В 1995 г. и 1997 г. Московские туристские группы под руководством О. Г.Чхетиани и А.О.Новика прошли интересные маршруты в хр. Борколдой и Кок-Шаал-Тоо и совершили ряд первопрохождений.

При подготовке путешествия в 2001 году большую помощь нам оказали фотоматериалы и информация, полученные от О.Г.Чхетиани, А.О.Новика и Ю.Н.Браткова. Хочется выразить благодарность фирмам "Горы Азии" и "Туркестан" за помощь в получении пограничных пропусков и обеспечением транспортом. Особо хочется отметить гостеприимство и помощь российских пограничников на заставах Каракоз и Карасай.

1.2. Краткий очерк района путешествия

Пограничный с Китаем район - западная часть хребта Кок-Шаал-Тоо, является южной границей Внутреннего Тянь-Шаня. Наиболее высокий участок хребта протяженностью 70 км расположен между сквозными долинами рек Кок-Шаал и Чон-Узенгикууш, пропиливающими хребет и уносящими свои воды в бассейн Тарима. Здесь расположены пики Данкова (5982), Шмидта (5954), Королева (5816) и Кызыл-Аскер (5842). Характерным для хребта является сочетание альпийских форм (множество отвесных стен с перепадами 1500-2000 м) с большой заснеженностью и мощным оледенением. Аксайский узел оледенения (153 ледника общей площадью 443 кв.км) - один из крупнейших на Тянь-Шане.

Снеговая линия расположена на высотах 4000-4500 м. Долины рек имеют большую абсолютную высоту 3000-3500 м. Часто встречаются заболоченные участки вплоть до высот 4000 м. Климат суровый. Среднемесячная летняя температура 5-8° , среднемесячное количество осадков - 20-30 мм. Погода неустойчивая.

К северу от Кок-Шаал-Тоо, отделенный Аксайскими сыртами (высота 3900-3800) и долиной Чон-Узенгикууша, тянется с юго-запада на северо-восток хребет Борколдой (высшая точка п.5170) - сложная, глубоко расчлененная система горных цепей длиной около 100 км (оледенение 250 кв.км.). Здесь нельзя сказать об едином горном хребте, в него Борколдой превращается уже восточней перевала Ашу-Су (3841) в своей более низкой части. Его строение отчасти напоминает то гипотетическое представление о Тянь-Шане (Гумбольдт), бытовавшее в прошлом веке, как о горных хребтах, расходящихся из одного центра. Так и в Борколдое, практически из одного места - района концентрации основных вершин 5-тысячников (с точностью до 3-5 км) расходятся во все стороны света долины рек Кайнар, Туюк, Чакыркорум, Джагалмай, Караджилга, Эмеген, Джарыктал и Туюк.

Растительность очень скудная. Отдельные кустарники попадаются в глубоких узких ущельях южного склона хребта Борколдой. Из животных обитателей множество зайцев, сурков, архаров и горных козлов, встречаются волки, лисы и медведи.

Постоянным населением являются пограничники - заставы Каракоз и Узенгикууш, комендатура Карасай. Хотя в прежние годы сюда и пригоняли в конце лета скот из Нарына, но относительно недавний развал колхозов в Киргизии резко сократил число чабанов и они не решаются кочевать на удаленные от основных магистралей пастбища. Оптимальное время для пребывания в районе - конец июля - первая половина августа.

Ранее, наиболее традиционный путь заезда в район проходил через перевал Кубергенты, из долины р.Нарын на плато Кагалячап. Этот путь требовал организации вьючного каравана. Построенная в 80-х годах пограничная дорога через перевал Ашу-Су значительно упростила заезд, хотя и требует наличие определенного опыта у водителя.

1.3. Справочные данные о походе

1. Вид туризма - горный

2. Категория сложности - четвертая

3. Район - Внутренний Тянь-Шань - хр.Борколдой и Зап.Кок-Шаал-Тоо

4. Время проведения - с 24 июля по 26 августа 2001 г.

5. Пройденное расстояние - 152 км

6. Нитка маршрута:

застава Каракоз - р.Чон-Турасу - л.№200 - пер.Летавета (4500,2А,первопрохождение) - л.Чон-Туюкуйрук - пер.Железнодорожник (4800,2Б,первопрохождение) - л.Меркесу (КНР) - пер.Китайский (К-2) (4650,2А,первопрохождение) - л.Чон-Турасу - р.Узенгикууш - пер.Каракоз (3804,н\к) - р.Чолок-Капчигай - траверс южного отрога хребта Борколдой (4840,2Б,первопрохождение) от пер. Снесарева(4760,3А) до пер. Снесарева Западный (4720, 2А, первопрохождение) - р. Кайнар - оз. Кайнар - пер. Красная клякса (4400,1Б) - р.Джагалмай - р.Кичи-Узенгикууш - пер. Ашу-Су(3842,н\к) - р.Карасай - застава Карасай

ИТОГО: пройдено 7 перевалов и траверс хребта Борколдой от п.Снесарева до пер Снесарева Западный (2Б, первопрохождение), в том числе: н\к - 2, 1Б - 1 , 2А - 3 (п\п), 2Б -1 ( п\п)

7. Продолжительность активной части - 21 день

8. Снаряжение - СТАНДАРТНОЕ

9. Продуктовая раскладка - общественная 650 г/чел*день

1.4. Список группы

Фамилия, Имя Отчество Туристский Опыт Обязанности в группе Домашний телефон
1 Шалов Андрей Анатольевич 4У Памиро–Алай, 3Р Северный Тянь–Шань Руководитель (8–253) 7–65–69
2 Евтушенко Игорь Анатольевич 3У Северный Тянь–Шань Снаряженец 470–46–23
3 Евтушенко Ольга Викторовна 3У Северный Тянь–Шань Фотограф 470–46–23
4 Островский Яков Николаевич 3У Северный Тянь–Шань Завхоз 162–30–02
5 Танхилевич Евгений Борисович 3У Северный Тянь–Шань Медик 110–39–41

2. Техническое описание маршрута

2.1. График движения

День пути Дата Участок Характер местности КМ
0 24.07–28.07 г.Москва – г.Бишкек приезд, оформление,
0 28.07–29.07 г.Бишкек – Барскаун – пер.Барскаун (3816) – пер.Суек (4021) –заст.Карасай (3400) выезд, дорога 400
0 30.07 – пер.Ашу–Су (3842) – р.Кичи–Узенгикууш – р.Узенгикууш – заст.Каракоз (3000) дорога 90
1 30.07 Заст.Каракоз (3000) – р.Чон–Турасу (3200) дорога,травянистый склон 7,5
2 31.07 р.Чон–Турасу – ручей Безымянный – л. №200 долина реки, осыпи, морены 9,5
3 1.08 л. №200 – пер.Летавета. (4500,2А,п/п) – правый карман л.Чон–Туюкуйрук осыпи, закрытый ледник, снежно–ледовый склон на подъем крутизной 30–35° и с снежно–осыпной склон на спуск крутизной 30–35° 4,8
4 2.08 Правый карман л. Чон–Туюкуйрук – л. Чон–Туюкуйрук осыпи, морены 1,6
5 3.08 л. Чон–Туюкуйрук – подъем по ледопаду – верхний цирк пер. Железнодорожник (4800) закрытый ледник, ледопад 3,6
6 4.08 Дневка цирк перевала ––––
7 5.08 Верхний цирк пер. Железнодорожник (4800) – пер. Железнодорожник (4800,2Б,п/п) снежно–ледовый склон на подъем крутизной 35–45° 1,5
8 6.08 Пер. Железнодорожник (4800,2Б,п/п)– л.Меркесу (КНР) снежно–ледовый склон на спуск крутизной 30° , закрытый ледник 1,8
9 7.08 л.Меркесу (КНР) – пер. Китайский (К–2) (4650,2А, п/п) –л.Чон–Турасу закрытый ледник, снежно–ледово–скальный склон на подъем крутизной 30–40° и снежный склон на спуск крутизной 20–30° , открытый ледник, морены 12
10 8.08 л.Чон–Турасу – ручей Безымянный морены 12
11 9.08 Ручей Безымянный – р.Узенгикууш –заст.Каракоз (3000) – цирк пер.Каракоз (3804) тропа,травянистый склон 9,6
12 10.08 Цирк пер.Каракоз (3804) – пер.Каракоз (3804, н/к) – р.Чолок–Капчигай осыпи 6
13 11.08 р.Чолок–Капчигай – левый берег реки долина реки, тропа, брод 12
14 12.08 Левый берег р.Чолок–Капчигай – южный цирк пер. Снесарева (4760) каньон, морены 4,8
15 13.08 Дневка цирк перевала ––––
16 14.08 Южный цирк пер. Снесарева (4760) – пер. Снесарева (4760,3А) скально–осыпной склон на подъем крутизной 25° 2,5
17 15.08 Дневка седловина перевала ––––
18 16.08 Траверс южного отрога хребта Борколдой (4840,2Б, п/п ) от пер. Снесарева (4760,3А) до пер. Снесарева Западный (4720, 2А, п/п) скально–снежно–ледовый склон 1,5
19 17.08 Пер. Снесарева Западный (4720, 2А, п/п) – морены л.Кайнар Восточный – р.Кайнар снежно–ледовый склон на спуск крутизной 35° , открытый ледник, морены 4,8
20 18.08 р.Кайнар – цирк пер.Красная Клякса (4400) травянистые склоны, осыпи 14,5
21 19.08 Цирк пер.Красная Клякса (4400) – пер.Красная Клякса (4400,1Б) – р.Джагалмай –р.Кичи–Узенгикууш – пер.Ашу–Су (3842,н/к) – р. Карасай – заст.Карасай скально–осыпной склон на подъем крутизной 20° и снежно–ледовый склон на спуск крутизной 20°, травянистые склоны, дорога 42
22 20.08 Заст.Карасай – Барскаун –г. Каракол дорога 350

2.2. Подъезды и подходы

На Центральный Тянь-Шань можно попасть через Бишкек (с юга, из Кыргызстана) или через Алма-Ату (с севера, из Казахстана).

Основной транспортной артерией, связывающей Бишкек с городами Европы и Азии является железная дорога. Поезда из Москвы в Бишкек отправляются 2 раза в неделю по четным дням. Стоимость билетов этим летом 85$ США.

Аэропорт "Манас" в Бишкеке принимает дальние пассажирские самолеты. Ежедневно в Бишкек прибывает как минимум один самолет фирмы "Аэрофлот" и один самолет фирмы "Кыргызстан Аба Жолдору". Цена билетов колеблется от 180$ до 300$. До Алма-Аты также добираются самолетом или поездом.

Наш маршрут начался с города Бишкек. Фирменный поезд Москва - Бишкек прибыл в конечный пункт в 6ч. 00мин. утра (4ч. по московскому времени) по местному времени. Разница во времени составляет 2 часа. Наша группа разделилась: часть людей полетела самолетом до Бишкека - вылет 27.07 в 20.25 из аэропорта Шереметьево, а другая часть группы поездом - отъезд 24.07. Самолет прилетает в Бишкек в 3.40 по местному времени.

В аэропорту нас встретил представитель фирмы "Горы Азии" и отвез в свой офис, чтобы оформить документы. По дороге мы заехали на железнодорожный вокзал за остальными участниками экспедиции. Оформив визы и пропуска в погранзону, мы погрузили вещи в "Рафик" и отправились в путь.

Местная валюта - сом. В обменных пунктах, которые здесь на каждом шагу, за 1$ давали 47 сомов, а за 1 рубль 1.5 сома.

Наш путь пролегает на восток к озеру Иссык-Куль, а потом по его южному берегу к поселку Тамга. Около него мы пересели на другую машину - "Газ-66" (фото1), т.к дорога в этом месте поворачивает на юг в сторону гор. В поселке есть песчаный пляж, где нам удалось искупаться.

Дорога к первой заставе Карасай проходит через два перевала Барскаун (3816) и Суек (4021). Через перевал Барскаун идет довольно оживленное движение в сторону Кум-Тора, где построен золотодобывающий рудник. После поворота на Кум-Тор кончается хорошая дорога. А впереди еще перевал Суек. Не доезжая немного до него у нас ломается машина, и все попытки ее починить ни к чему не приводят. Встаем на ночевку и отправляем "гонцов" вниз, чтобы позвонили в фирму. Погода портиться - наползает туман, идет мелкий дождь.

На следующий день вечером приехал маленький "Уазик" и мы наконец , пересекая широкие равнины верховьев Нарына добрались до заставы Карасай. Переночевав у пограничников 30.08.01 рано утром мы выехали к заставе Каракоз.

2.3. Техническое описание похода

1. Застава Каракоз - р.Чон-Турасу - ручей Безымянный - л.№200

До Каракоза - 90 км. Дорога идет через перевал Ашу-Су (3842), серпантином поднимаясь на него. Со вчерашнего дня погода не улучшилась, поэтому машина едет медленно, т.к. глинистые склоны перевала весьма круты. Внизу показалась речка Кичи-Узенгикууш, до слияния ее с р.Узенгикууш еще 30 км. Дорога идет высоко над руслом по осыпным склонам, то вверх то вниз. На реке Узенгикууш много мостов и дорога петляет переходя с берега на берег. Через 6 часов добрались до заставы Каракоз. Застава - комплекс зданий из бетона и кирпича, огражденный забором из плит (фото 2). Пограничники проверяют у нас документы, мы оставляем у них заброску, обедаем и в 16.00 выходим на первое кольцо маршрута.

Идем вверх к реке Чон-Турасу по отличной тропе через травянистые террасы и через 20 минут, мы у реки. По ее правому берегу проходит дорога и через некоторое время она заканчивается у столбов с натянутой колючей проволокой - это граница. Мы проходим через ворота и идем дальше по тропе. Погода еще больше ухудшается и сделав 2 ходки мы встаем на ночлег у небольшого деревянного сарая, который обнаружили на берегу реки.

31 августа - раннее утро, погода отличная. Впереди открывается великолепный вид на в. Чон-Турасу (5780) и пик Марона (4900) (фото 3).

За полчаса дошли до правого притока р. Чон-Турасу - ручья Безымянного (так он называется во всех старых туристских отчетах) и начали подъем наверх (фото 4).

Идем справа (по ходу) по травянистым склонам и через некоторое время спускаемся вниз к ручью. Ручей вполне проходим и даже каньон, который мы встретили на пути оказался не сложным, хотя и пришлось немного полазить. Через 3 ходки справа увидели высоту 4168 (фото 5), долина ручья в этом месте расширилась и показались морены ледника. Здесь устроили перекус и сходили на разведку к в. 4168. В ее цирке увидели неизвестный перевал 1А-1Б к.с. (фото 6), который судя по карте ведет к л . Чон-Турасу (схема 1).

Вышли в 14.00, идем к моренам ледника, вскоре ручей раздваивается, решаем идти налево и залезаем на моренный вал ледника. Оттуда открывается широкая панорама ледника (фото 7-8). Впереди виден пик Королева (5816) и рядом с ним наш перевал. А справа рядом с в. 4845,0 есть еще один нехоженый перевал, который ведет на л . Чон-Турасу (схема 1). Идем по моренам и через 2 ходки встаем на ночлег у ручья, стекающего с подножия ледника.

Время в пути 9ч.

2. Л.№200 - пер.Летавета. (4500,2А,п/п) - правый карман л.Чон-Туюкуйрук

1.08.01. Подъем в 5.00, вышли в 7.00 утра - погода пасмурная. Идем по закрытому леднику - ледник небольшой и весь засыпан снегом. За 2 ходки дошли до перевала (фото 9). Перевал - снежно-ледовый склон крутизной 30-35° и протяженностью 300м., внизу просматривается берг. Обходим его справа и начинаем подъем наверх параллельно участкам скал слева. Через 100м. начинается лед и вешаем первую веревку - участок 0-1 (рис 1).

Перила делаем на ледобурах, следующий участок 1-2 аналогичен предыдущему - снег не глубокий и лед держит хорошо (фото 10). На участке 2-3 подо льдом оказываются камни и вкрутить бур становится труднее, поэтому резко поворачиваем направо, крутизна склона здесь немного повышается, но до седловины всего 100м. - участки 3-4-5. Седловина перевала - снежно-осыпная и довольно широкая, что можно поставить палатку (фото 11). Время подъема на перевал 7ч. Тура нет, поэтому ставим свой и по праву первовосходителей решаем назвать перевал именем исследователя Средней Азии, ученого и путешественника Августа Андреевича Летавета. С перевала открывается чудесный вид на ледник Чон-Туюкуйрук (фото 13) и наш следующий перевал. Из-за сильного ветра на перевале решаем спускаться, хотя время уже 17.00. Спуск - снежно-осыпной склон крутизной 30-35° (фото 12). Идем "зигзагом" вниз по крупной сыпухе, используя в качестве страховки ледоруб. Если бы вместо снега лежал лед, пришлось бы вешать веревки, но нам повезло и через час мы спускаемся на правую ветвь л. Чон-Туюкуйрук. Ледник открытый, но впереди виден ледопад. Обходим его слева по моренам, спускаемся вниз по осыпям и встаем около первого ручья, стекающего с ледника.

Время в пути 13ч.

3. Правый карман л. Чон-Туюкуйрук - л.Чон-Туюкуйрук - подъем по ледопаду - верхний цирк пер. Железнодорожник (4800)

Утро солнечное. Вчера все устали - первый высокий перевал и без акклиматизации - тяжело, поэтому вышли только в 11.00. За три ходки по моренам дошли до подножия ледника Чон-Туюкуйрук (фото 14). С перевала Летавета мы видели этот ледник, путь на наш следующий перевал преграждают ледопады, проходимы ли они пока не ясно, поэтому решаем идти на разведку. Разведка показала, что проходы есть, поэтому встаем на ночевку на правой морене ледника. С ледника открывается вид назад (фото 15) на перевал Летавета (4500) и на пики Королева (5816) и Подмосковный, а между ними просматривается седловина неизвестного перевала.

3.08.01. Вышли в 5.30. Погода отличная. Выходим на ледник и идем в связках к первому левому ледопаду (фото 16,18). Ледник открытый, трещины видно издалека, идти легко. Слева виден неизвестный перевал. Проходим первый ледопад и поворачиваем направо за небольшой скальный массив и оказываемся на широком снежном плато (фото 17). Впереди виден небольшой снежно-ледовый массив с бергами и нависающими карнизами сверху, а справа второй ледопад. Чтобы попасть в верхний цирк перевала, решаем не проходить второй ледопад, т.к неизвестно чем он заканчивается, а лезть прямо на снежно-ледовый массив. Время 9.00, обходя берги, подходим к самой пологой части стены. Снег глубокий и крутизна небольшая 15-25° , поэтому поднимаемся прямо вверх по склону до первого берга. Вешаем первую веревку на ледорубах и проходим траверсом влево этот берг и выходим на лед. Крутизна склона повышается до 25-35° , а впереди еще 1 берг. Подряд вешаем 2 веревки (фото 20) на ледобурах и выходим на склон и сразу перед нами огромная трещина. Перелезаем ее с попеременной страховкой и попадаем в верхний цирк перевала Железнодорожник (фото 19). Перед нами широкое снежное плато, на котором можно поставить палатки. Время 16.00 погода портиться, наползает туман, идет мелкий снег. Решаем вставать на ночлег.

Время в пути 10ч.

Дневка

Туман, снег валит как из "ведра". Отдыхаем.

4. Верхний цирк перевала Железнодорожник (4800) - перевал Железнодорожник (4800,2Б,п/п)

5.08.01. Выход в 7.00 - погода отличная. Идем в связках по закрытому леднику. За 2 перехода дошли до подножия перевала. Перевал - снежно-ледовый склон крутизной 35-45° и протяженностью 400м., внизу просматриваются 2 небольших берга и видны следы лавин. Наверху: слева и справа - выходы скал, а прямо - снежные карнизы. Начинаем подъем по снежному склону крутизной 20-25° , с попеременной страховкой - участок 0-1-2 (рис. 2), снега много, иногда проваливаемся по пояс. Далее большой берг на склоне, вешаем перила - участок 2-3 и выходим на лед.

Крутизна склона резко повышается до 35-45° , идти становится труднее и первый лезет вверх без рюкзака, вешает перила и затем спускается за ним вниз (фото 21). Подряд вешаем 2 веревки - участки 3-4-5 . Видим как справа, в 200м. от нас со стены отвалился огромный кусок льда. Время 17.00, вешаем 6-ю веревку - участок 5-6 и тут слева, со стороны скал начинают лететь мелкие камни. Стараемся быстрее пройти опасный участок. Солнце заходит, на участке 6-7 пошел довольно жесткий лед, ледобуры вкручиваются с большим трудом. Последнюю веревку вешаем уже в темноте - участок 7-8 и прорубая снежный карниз в 1.00 ночи вылезаем на перевал (фото 22). Седловина перевала снежная, вниз круто уходит склон, и стоять на перевале негде. Слева (по ходу) виден пик. 5201, а справа длинный снежно-ледовый гребень с нависающими карнизами, оканчивающийся снежно-скальной вершиной 5000м. (фото 24). Идем в связках траверсом по гребню направо и через 200м. обнаруживаем пологую седловину, где и встаем на ночевку (фото 23). Так как 5 августа - "День Железнодорожника", то и перевал называем "Железнодорожник".

Время в пути 18ч.

5. Пер. Железнодорожник (4800,2Б,п/п)- л.Меркесу (КНР)

6.08.01. Встаем только к обеду. Погода отличная . С места ночевки открывается великолепная панорама (фото 24). Справа горы Киргизии - виден длинный снежно-ледовый гребень, оканчивающийся снежно-скальной вершиной 5000м., далее вершины Зинаида, Альпинист (5462), Молодежный (5330), пик Идеал (5148), а слева горы Китая, куда мы и собираемся спускаться. Прямо перед нами виден наш следующий перевал Китайский (К-2). Этот перевал ходили радиально со стороны Киргизии, но "насквозь" его еще никто не проходил.

Мы спускаемся с места ночевок на л.Меркесу . Идем в связках с одновременной страховкой по снежному склону крутизной 30° , склон лавиноопасный, встречаются небольшие берги, которые мы перепрыгиваем либо обходим. Спустившись на ледник, мы видим открывшуюся нам панораму (фото 25). Ледник Меркесу -закрытый, трещин очень много, поэтому идем в связках. Ледник небольшой и заканчивается скально-осыпной мореной, которая обрывается круто вниз, но обходится слева (по ходу). Внизу видно красивое озеро. На морене дует очень сильный ветер, но мы решаем вставать на ночлег, т.к. спускаться вниз в долину далеко. С морены мы сфотографировали окружающую нас панораму (фото 26).

Время в пути 5ч

6. Л.Меркесу (КНР)- пер.Китайский (4650,2А,п/п) - л.Чон-Турасу

7.08.01. Подъем в 3.30, вышли в 6.00 утра. Погода: ясно, сильный ветер. Но решаем идти, в надежде, что пока подойдем ветер стихнет. Подход с морены по леднику занял около часа. Погода заметно улучшилась: ветер стих, солнце.

Подъем на перевал (рис.3) начинаем траверсом под углом ~ 15-20° , чуть слева от перевала (фото 25). Склон снежно-осыпной, местами лед. Встречаются небольшие берги. Идем в связках с одновременной страховкой. Сверху скатываются небольшие камешки, но не опасно. Метров через 200 выходим на камни . Склон становиться круче - 30-40° участки 0-3. Переходим на попеременную страховку (фото 27). Страховку приходится организовывать на "руках". Полочки, где встать есть, но кругом "живые" камни, застраховаться практически не где. Первый идущий, периодически спускает камни. Подъем занял около трех часов, положили 3 веревки. На последнем участке 2-3 повесили перила. В 12 часов вылезли на перевал (фото 28).

Перевал представляет из себя широкий гребень. Со стороны Китая скально-осыпной. Со стороны Киргизии снежный склон крутизной 20-30° . С перевала открывается широкая панорама (фото 29). Справа виден пер. Железнодорожник, левее в.5000м., а за ней неизвестный перевал. Затем пик Зинаида, а впереди ледник Чон-Турасу и прилегающие к нему пятитысячники.

Спускаемся с перевала одновременной страховкой. Идем правее от центра склона (фото 30). Перед выходом на ледник два небольших берга. Перепрыгиваем их с попеременной страховкой. Если много снега, то они не просматриваются. Спуск до ледника около 300 метров.

Ледник открытый. Видны небольшие трещинки, которые легко перепрыгиваются. Идем в связках прижимаясь к правому краю, там трещины меньше. Метров через 400 ледник резко уходит вниз, и разрывается огромными трещинами. Слева - ледопад, а справа скально-осыпной склон. Снимаем кошки, и решаем дальше спускаться справа по сыпухе. Попытка пройти по сыпухе не удалась, т.к. под небольшим слоем камней лед и крутизна склона около 35° . Прошли метров 50 и пришлось опять вернуться на ледник и одевать кошки. По краю ледопада аккуратно проходим. Впереди виден л.Чон-Турасу (фото 31). Дальше спуск совсем пологий и "бежится" с удовольствием. Спускаемся на ледник Чон-Турасу, и перед нами открываются изумительные панорамы окрестных пятитысячников (фото 33-34). Ледник протяженностью 12км. представляет собой огромные фирновые поля, прорезанные многочисленными трещинами. Справа от ледника находятся осыпные морены. Мы идем по леднику, перепрыгивая через трещины, кошки здесь не нужны т.к. фирн довольно мягкий. На леднике много ручьев, а иногда попадаются интересные объекты природы - своеобразные "грибы" (фото 32). Справа между пиками Королева(5816) и Подмосковный нам открылся неизвестный перевал (фото 35), этот перевал ведет на ледник Чон-Туюкуйрук и мы видели его с той стороны (фото 15). Темнеет, мы сворачиваем на осыпные морены и встаем на ночевку около ручья.

Время в пути 13ч.

7. Л.Чон-Турасу - ручей Безымянный - р.Узенгикууш -заст. Каракоз (3000) - цирк пер. Каракоз (3804)

8.08.01. Погода пасмурная, идет мелкий дождь. Вышли в 10.00. Идем по моренам вниз. Вскоре показалась река Чон-Турасу, спускаемся к ней и идем по тропе по берегу реки. Тропа петляет то вверх, то вниз. По пути попадаются небольшие каньоны, которые легко обходятся. Недалеко от р. Безымянный встречаем двух англичан, разговорились, они - альпинисты, собираются на пик Королева. Решаем вставать недалеко от них, на месте нашей прежней стоянки.

9.08.01. Погода отличная. Не спеша выходим в 11.00 и по отличной тропе, через травянистые террасы за час добегаем до заставы Каракоз (фото 36). На заставе берем заброску, прощаемся с пограничниками и идем к р.Узенгикууш, которая является границей между двумя хребтами Кок-Шаал-Тоо и Борколдой. Переходим речку по мосту и оказываемся в Борколдое. По хорошей тропе поднимаемся в ущелье Каракоз (фото 37) и на развилке двух ручьев становимся на ночлег.

Время в пути 5ч.

8. Цирк перевала Каракоз (3804) - перевал Каракоз (3804, н/к) - р.Чолок-Капчигай

10.08.01. Подъем в 6.00. Выход в 9.00. Погода отличная. С места ночевок идем вверх по старой караванной тропе (фото 38). Тропа проходит рядом с ручьем, слева и справа нас окружают скалы, через 2 ходки ручей заканчивается и впереди показывается седловина перевала (фото 39). Лезем наверх по некрутой сыпухе и через час мы на перевале (фото 40). Перевал представляет собой длинную глинистую седловину. Открывается великолепная панорама хребета Кок-Шаал-Тоо (фото 41), видны пики Королева (5816), Данкова (5982), Чон-Турасу (5780), Кызыл-Аскер, плато Кагалячап. Рядом с пиком Королева чернеют северо-восточные стены пиков Подмосковный и Зинаида. На спуск с перевала ведет отчетливая верховая тропа, которая траверсирует правый склон долины и спускается вниз, идти по ней не просто, она состоит из твердой глины и местами разрушена. Вокруг причудливые песчаные скалы , а справа видны развалины коша. Около огромного скопления красных скал тропа раздваивается - направо (по ходу) в сторону перевала Кызылбель (3801) и налево через небольшое ущелье к реке Чолок-Капчигай. Спускаемся налево в ущелье, идем по берегу небольшого ручья, временами попадаются скелеты и рога животных, видно этот ручей пользуется популярностью у охотников. За 1.5 часа подходим к реке и устраиваем перекус. Река Чолок-Капчигай довольно широка и быстра, тропа сначала идет по правому берегу, а потом около скального прижима переходит на левый берег, поэтому нам предстоит брод. Днем переправляться опасно и мы решаем вставать на ночевку. По берегу реки разбросано много мелких сухих веток, поэтому вечером у нас праздник - костер.

Время в пути 5ч.

9. Р.Чолок-Капчигай - левый берег р.Чолок-Капчигай - южный цирк пер. Снесарева (4760)

11.08.01. Выходим в 6.00. От места ночевок за полчаса по берегу реки подходим к первому скальному прижиму. За ночь вода в реке спала и в 50м. от прижима просматривается брод. Входим в реку по трое и переправляемся на левый берег реки Чолок-Капчигай. После переправы завтракаем, сушимся. Погода пасмурная. Идем вверх по реке и через 100м. новый прижим. Идем по реке, по мелководью прижимаясь к скалам и через 50м. выходим на травянистые теерасы по которым и следуем далее. Через две ходки показался каньон. Обходим его справа, лезем наверх по травянисто-каменистому склону и на верхних травянистых террасах по козьим тропам траверсом спускаемся опять вниз к реке (фото 42). Идем по берегу реки и через час встаем на обед. Погода изменчива, то солнце то дождь. После обеда прошли 3 ходки, слева (по ходу) показался неизвестный ледник (фото 45). Время 18.00 и мы решаем вставать на большой травянистой террасе, около огромного камня.

12.08.01. С утра снег, туман. Вышли только в 11.00. Идем по левому берегу реки и за час подходим к каньону. Здесь уже начинается ледник и река, делая пропил в моренах ледника, образует довольно большой каньон. Идем по каньону, перелезая с камня на камень, затем переправляемся на правый берег и поднимаемся на морены ледника. По моренам легко обходим каньон и опять спускаемся к реке. Впереди показался ледник, который резко уходит направо, а нам надо налево к перевалу Снесарева (4760). Поднимаемся по моренам вверх и выходим на широкое галечное плато, прямо перед нами хребет Борколдой и перевал Снесарева (4760) (фото 43). На плато течет ручей, поэтому мы решаем вставать на ночевку. С плато открывается вид назад на неизвестный ледник, который мы видели ранее (фото 45).

Дневка

Туман, снег валит как из "ведра". Отдыхаем.

10. Южный цирк пер. Снесарева (4760) - пер. Снесарева (4760,3А)

14.08.01. Утром снег, туман. Развиднелось к 14.00. Вышли в 15.30, поднимаемся вверх по морене к подножию перевала Снесарева (4760), после снегопада он выглядит так - (фото 44). Перевальный взлет 300м. - поднимаемся на перевал по некрутому скально-осыпному склону. С южной стороны (нашей) подъем на перевал не представляет трудностей , а с северной он представляет собой крутой снежно-ледовый склон - 3А категории сложности. Сейчас снега много, поэтому поднимаемся мы тяжело и через 2 ходки выходим на перевал. Седловина перевала Снесарева (4760, 3А) представляет собой широкую площадку, сейчас засыпанную снегом (фото 46). Тура мы не нашли. Время уже позднее и погода портится, поэтому встаем на ночлег.

Время в пути 3ч.

Дневка

15.08.01. Туман, снег, сильный ветер. Опять отдыхаем.

11. Траверс южного отрога хребта Борколдой (4840,2Б,п/п) от пер. Снесарева (4760,3А) до пер. Снесарева Западный (4720,2А, п/п)

16.08.01. Погода пасмурная, ветер, снег, туман. У нас сегодня закончился последний запасной день. Спускаться вниз - обидно. Решаем послать разведку на траверс. Ждем, когда хотя бы прекратится снег и ветер. К обеду поутихло. На разведку выходят двое. Через час, примерно, они возвращаются. Говорят идти можно, и впереди просматривается высшая точка траверса.

Решаем идти. Собрались, вышли в 13.00 . Идем связками с одновременной страховкой. Начинаем со стороны, откуда поднялись, т.к. с другой стороны огромный снежный гребень круто спускается вниз. Первые 100м. мы идем вдоль большого "пупыря", идем по колено, утопая в снегу, хотя в хорошую погоду тут, вероятно, открытые скалы. До следующего "пупыря" еще 100м. , а между ними глубокий распад, мы вешаем вертикально вверх веревку, поднимаемся к самому карнизу и сверху обходим его с попеременной страховкой (фото 47). Благодаря глубокому снегу, довольно быстро проходим 2 веревки чуть ниже гребня и забираемся на него . До "высшей" точки траверса, которую видела разведка 2 веревки. Одна по гребню с одновременной страховкой (фото 48). Вторая крутой подъем на следующий "пупырь". Вешаем перила и залезаем наверх, крутизна склона большая 25-35° . На "пупырь" залезли, а впереди еще более высокая точка. До нее 1 веревка, траверсом по склону слева от гребня, который ушел направо. Склон проходим с попеременной страховкой, он довольно крутой и обрывистый. Прошли, на этот раз, действительно, самая высокая точка траверса. За ней уходим на другую сторону гребня. Две веревки идем без проблем - ровный широкий снежный гребень (фото 49). Затем берг, уходим направо. Слева пройти, по видимости, невозможно - сплошные обрывистые скалы. Идем по склону, делаем станции на бурах, т.к. склон лавиноопасный и попадаются берги. Так прошли еще 2-3 веревки. Гребень уходит налево, лед под снегом исчезает, один фирн. Поэтому следующую станцию делаем на ледорубах, которые не очень то надежно там держат, но площадка более менее ровная, т.к. мы опять вернулись на гребень. Впереди крутой спуск, и вроде, наш перевал. Чтобы спуститься, проходим еще налево 1 веревку. Затем на скалах закрепляем веревку и дюльферяем вниз.

Время 18.00 . Перевал чем-то похож на Снесарева (4760) - широкая снежная седловина. Спуск с перевала в долину реки Кайнар - довольно крутой, а подъем с другой стороны тоже не прост - как минимум 2 веревки. На перевале довольно ветренно, поэтому мы проходим немного дальше по гребню метров 50 и находим отличное место для стоянок: справа высокий гребень 3-4 метра, полукругом огибает скальный пик, между ними в углублении площадка для 2-3 палаток (фото 50). Здесь и встаем. Отличное место, ветер практически не задувает, вода под снегом в луже, которая не замерзает. Т.к. мы сделали траверс на запад, то перевал называем Снесарева Западный (4720).

Время в пути 5ч.

12. Пер. Снесарева Западный (4720,2А, п/п) - морены л.Кайнар Восточный - р.Кайнар

17.08.01. Погода пасмурная, временами натягивает туман. Выходим в 11.00. Вылезаем на гребень и видим внизу широкую долину реки Кайнар (фото 51). Проходим 50м. вперед по снежному гребню и решаем спускаться вниз. Внизу справа (по ходу) видна большая сеть трещин и следы лавин. Мы спускаемся левее , вешаем подряд 2 веревки на бурах и дюльферяем вниз. Крутизна склона 30-35° , но снег глубокий и до льда приходится докапываться. Следующая 3-я веревка проходит вплотную к бергам, склон очень лавиноопасный, и 1-го участника на спуске накрывает небольшая лавина, но все заканчивается благополучно. Остальные быстро спускаются по веревке и затем уходят с одновременной страховкой траверсом налево на небольшой ледовый пупырь, в сторону от проходящих лавин . Вешаем еще одну веревку вниз и выходим на более пологий снежный склон. Крутизна склона не более до 20-30° , но огромная сеть трещин, засыпанных снегом заставляет идти осторожно с одновременной страховкой. Через час выходим на пологий открытый ледник, а минут через 30 подходим к первым моренам ледника. Здесь обедаем. Спуск с перевала занял 4 часа, повесили 4 веревки, поэтому перевал оцениваем - 2А к.с. С морен открывается панорама ледника Кайнар Восточный (фото 52), хорошо виден наш траверс и перевал. Фотографируемся на фоне перевала Снесарева Западный (4720,2А) (фото 53) и начинаем спуск вниз по моренам.

Из цирка ледника стекает ручей, который на всем своем протяжении течет в глухом каньоне. Мы обходим каньон по моренам слева (по ходу) и сбросив 600м. высоты через 2 ходки спускаемся к зеленым террасам долины реки Кайнар (фото 54). Около слияния нашего правого притока с рекой Кайнар мы находим отличное место для ночевки.

Время в пути 8ч.

13. Р.Кайнар - цирк пер.Красная Клякса (4400)

18.08.01. Погода отличная, наконец, после стольких дней снегопада. Выходим в 7.00. Идем вдоль реки по правому берегу, и вскоре река уходит в глубокий каньон. Поднимаемся наверх на зеленые террасы и справа без труда обходим каньон. На террасах много сурковых нор, цветов, слева за рекой стоит скальная гряда по которой временами стекают водопады, а позади виден ледник Кайнар - красивый вид. Через 2 ходки подходим к еще одному правому притоку реки Кайнар. В этом месте долина реки расширяется, мы по камням перепрыгиваем на другой берег ручья и начинаем сразу пологий подъем наверх - опять на зеленые террасы, т.к. река снова уходит в каньон. Еще через 2 ходки и с террас мы увидели долину озера Кайнар (фото 55). Спускаемся вниз и через 30 минут подходим к озеру (фото 56). У нас захватывает дух от такого великолепного зрелища, озеро длиной около 600м. образовалось в результате тектонического завала на его восточной оконечности. Левый берег озера не проходим - крутые конгломератные склоны, временами скальные обрываются прямо в озеро. Мы обходим его с правой стороны по зеленым террасам, поросшими мелкими кустами и колючками (фото 57) и слева на северной оконечности озера видим наш следующий перевал Красная Клякса (4400), теперь мы понимаем, почему его так назвали (фото 58). Через час мы обедаем и отдыхаем на песчаном пляже восточной оконечности озера, вода в озере зеленого цвета, но чистая и прозрачная. Видим много следов зверей и птиц.

В 15.00 начинаем подъем в цирк перевала. Поднимаемся по осыпной морене наверх и через час подходим к "бараньим лбам", которые поднимаются вертикально вверх. Слева от нас ручей и плотный конгломератный склон, поднимающийся наверх до самых скал. Переходим ручей и левее видим пересохшее русло еще одного ручья. Лезем по нему наверх, конгломерат довольно плотный и крутизна его 20-30° , но стенки ручья узкие и за них удобно держаться. Долезаем до скал наверху, справа метрах в 100 система водопадов. Одеваем кошки, т.к. крутизна склона повышается и по плотному конгломерату идти уже тяжело. Траверсируем склон направо вверх , выше водопадов и подходим опять к "бараньим лбам". Переходим ручей и лезем вверх прямо по "бараньим лбам" правее огромного водопада (фото 59). Скалы гладкие, отполированные многочисленными потоками воды, но идется легко "вибрамы" держат хорошо. За водопадом вылезаем на большую скально-галечную террасу. Идем направо к ручью, стекающему с подножия перевала, и по нему поднимаемся наверх в цирк перевала (фото 60). Верхняя терраса довольно широкая и мест под палатки много, время уже 19.00 и мы встаем на ночлег.

Время в пути 12ч.

14. Цирк пер.Красная Клякса (4400) - пер.Красная Клякса (4400,1Б) -р.Джагалмай -р.Кичи-Узенгикууш - пер.Ашу-Су (3842,н/к) - р. Карасай - застава Карасай

19.08.01. Выход в 7.00. Погода отличная. Впереди виден наш перевал в окружении двух скальных пиков (фото 60). Подъем на перевал начинаем по некрутой осыпи, а затем по снежному фирну, крутизна склона не превышает 20° , поэтому мы за час добираемся до седловины. Седловина широкая, сложена мелкими камнями. Тура не видно, поэтому делаем свой. С перевала открывается вид на на висячий ледник долины реки Джагалмай (фото 61), на долину реки Кайнар и главный хребет Борколдой (фото 62). Спускаемся в кошках с перевала по простому снежно-ледовому склону (фото 63) крутизной 20° и длиной 100м., в средней части есть небольшой бергшрунд. Спустившись за 25 минут, обходим ледник справа и попадаем в недлинную ледовую пробку, засыпанную моренной крошкой. Здесь снимаем кошки и идем вниз по моренам. Через час спускаемся с морен (фото 64) на широкое галечное плато. Оглядываемся назад и справа видим неизвестный перевал (фото 65), который ведет в долину реки Узенгикууш-Туюк. Идем вниз по галечным полям реки Джагалмай, река мелкая, с одного берега на другой перепрыгивается по камням, временами она широко разливается, а иногда встречаются небольшие каньоны. Вскоре показался травянистый склон перевала Ашу-Су(3842) (фото 66), а еще через час слияние рек Джагалмай и Кичи-Узенгикууш. Переходим по камням на левый берег реки и обедаем, время 13.00.

Выходим в 14.30, погода отличная, солнце, жара. Недалеко от нас идет грунтовая дорога, которая серпантином поднимается на перевал. Мы идем по ней (фото 67) и через 2 ходки поднимаемся на перевал Ашу-Су(3842,н/к) (фото 68). Три недели назад мы сюда заезжали на машине, а теперь до заставы Карасай нам придется идти пешком. Спускаемся вниз к урочищу Карасай, через два часа подошли к реке. Время уже 19.00 - темнеет, но завтра утром на заставе нас будет ждать машина, поэтому решаем идти до заставы, к тому же дорога - известная. Идем по дороге, уже темно и вскоре показались огни заставы. Время 22.00, мы приходим на заставу и вызываем коменданта, который очень удивлен, но разрешает поставить нам палатки на территории заставы. Мы буквально валимся с ног, т.к. за день прошли 2 перевала и больше 40км.

Время в пути 15ч.

15. Застава Карасай - город Каракол - город Алма-Ата

20.08.01. К обеду за нами пришла машина, которую мы заказали еще в Москве от фирмы "Туркестан". Недалеко от заставы мы остановились и сфотографировали панораму главного хребта Борколдой (фото 69). Проехав перевалы Суек (4021) и Барскаун (3816) за 7 часов мы добрались до Каракола и разместились в юрточном городке фирмы "Туркестан" (фото 70). Последующие два дня мы отдыхали на озере Иссык-Куль, сходили в музей Пржевальского (фото 71) и обошли все местные кафе. Город на удивление спокойный, люди доброжелательные, много иностранных групп.

22.08.01. вечером на рейсовом автобусе мы уехали в г. Алма-Ату. По дороге, недалеко от поселка Чолпон-Ата, автобус остановила местная милиция и пыталась нас обыскать, но еще в Бишкеке в фирме "Горы Азии" нам дали специальный вкладыш в котором написано, что милиция не имеет права нас обыскивать, а если это произойдет то просили звонить по телефонам, которые указаны там указаны. После того, как мы это показали местным милиционерам, они долго проверяли наши документы и затем нехотя отпустили. Автобус в Алма-Ату приехал рано утром 23 августа, границу Киргизии с Казахстаном мы пересекли без всяких проблем и сразу же поехали на ж/д вокзал. Наш поезд Алма-Ата - Москва уходил днем, поэтому мы сдали вещи в камеру хранения и отправились гулять по городу. За 40 минут до отправления поезда трое из нас собрались на вокзале, и тут к нам подошел милиционер Асламбаев. Проверив документы, он спросил регистрацию. По закону регистрация должна быть в течение 3-х дней с момента приезда. На наши уверения, что мы приехали только сегодня и билеты из Каракола, на него впечатления не произвели. Пригласив нас к себе в кабинет, он начал вымогать деньги. Свои претензии он строил на том, что у нас на билетах не написан пункт отправления и откуда мы приехали не понятно. После споров, когда до отправления поезда осталось 15 минут, мы сошлись на 100$ со всех, он выписал нам регистрацию и мы побежали на поезд. До Москвы доехали нормально, хотя много раз в поезде проверяли документы, но претензий не было. Вот так и закончился наш поход.

3. Итоги путешествия, выводы и рекомендации

Несмотря на сложные погодные условия в районе группа прошла маршрут в установленные сроки.

Все участники путешествия выполнили поставленные перед собой спортивные задачи и хорошо познакомились с этим интересным туристским маршрутом.

Район рекомендуется для походов 4-6 категории сложности. Очень много "белых пятен", что делает район привлекательным для туристов. Но при прохождении новых перевалов следует быть готовым к любым неожиданностям, в частности запланированные перевалы могут оказаться на 1-2 категории выше. Лучшее время для путешествия июль-начало августа.

Для подъездов в район лучше заранее связываться с представителями туристических фирм и договариваться о транспорте.

Особое внимание следует обратить на оформление документов, т.к. в Киргизии и Казахстане требуется наличие регистрационной визы.

4. Список используемой литературы

  1. Отчет об экспедиции в Центральный Тянь-Шань. Москва 1960г. Руководитель Е.Иванов.
  2. Исследование Центральной части хребта Кок-Шаал-Тоо во Внутреннем Тянь-Шане. Москва 1958-1960г. Ленинградский клуб туристов.
  3. Технический отчет о горных путешествиях V-ой к.с., совершенных в июле-августе 1995,1997 гг. в районе Внутреннего Тянь-Шаня. Руководитель О.Г. Чхетиани и А.О.Новик.
  4. Материалы предоставленные Ю.Братковым.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

1. Вид из поезда: закат над степью Казахстана.

Три дня дороги от Москвы до Бишкека. Первый день по России: леса, поля, цивильные города и деревни. Проводник-киргиз пытается выведать у нас, зачем мы едем в горы, и сколько нам за это платят. И не как не может понять, что едем мы не ради денег. Второй день по Казахстану: пустыня, верблюды, заброшенные деревни. Вагон забивается казахами, люди едут в тамбурах и проходах. На станциях Джамбул, Туркестан и Арысь самые дешевые фрукты и дыни. Третий день - Казахстан и Киргизия: конец пустыни и начало гор. Рано утром приезжаем в Бишкек, где нас должны встретить остальные члены команды, прилетевшие на самолете. И хотя мы в Средней Азии погода совсем не жаркая. За нами приезжает микроавтобус от фирмы "Горы Азии" и мы уезжаем к озеру Иссык-Куль, где нас ждет машина ГАЗ-66, на которой поедем в горы.

2. Наша первая машина - ГАЗ 66.

На озере Иссык-Куль загружаемся в машину, и отправляемся в горы. Поначалу едем по грунтовой дороге, которая ведет в город Ком-Тор, где находится золотой рудник. Периодически встречаем машины с золотом. Затем сворачиваем в сторону. И отъехав километров десять от комторовской дороги, ГАЗ 66 ломается. Попытки починить не привели к успеху. На высоте 3800 метров, нам пришлось заночевать. Подъем на такую высоту без акклиматизации привел к началу горной болезни, почти, у всех участников команды. И только к вечеру следующего дня за нами приехал "уазик", который и отвез нас к погранзаставе, через второй перевал и долину реки Нарын.

3. Наша вторая машина и два руководителя (в синем и красном).

На следующий день нас приехал выручать водитель на другой машине. Она несколько меньше, но показала себя отлично. Да и водитель был не из "робкого десятка". "Машина - зверь, водитель - киргиз" - такая есть поговорка у киргизских шоферов. Он отвез нас на погранзаставу Карасай. На заставе мы переночевали. Пограничники были гостеприимны: выделили комнату, угостили мясом горного козла - архара. Оно немного жестковато, но ведь не часто в походе ешь свежее натуральное мясо. Переночевав, поехали к заставе Каракоз, откуда начинался пеший маршрут, где нас ждали горы...

4. Долина Чон-Турасу.

Покинув заставу Каракоз, мы двинулись по маршруту вдоль реки Чон-Турасу в одноименную долину. В трех километрах от заставы нашли охотничью стоянку с домиком-землянкой и большим количеством рогов архаров. Здесь и заночевали. Отсюда началось первое кольцо нашего маршрута по хребту Кок-Шал-Тоо...

5. Перевал Латавета. Высота 4500 метров. Категория сложности 2А. Первопрохождение.

По ущелью, вдоль безымянной реки поднимаемся к первому нашему перевалу, который тоже еще не имеет названия. До нас здесь никого не было. Огромный массив пика Королева (~ 5800 метров) затянут туманом. Подъем на перевал занял 7 часов. Склон снежно-ледовый, провесили 4 или 5 веревок. На седловине перевала сильный ветер, но погода ясная и вид отличный. Спуск по сыпухе, крутизна 30-35 °. Спускаемся на правую ветвь ледника Чон-Туюкуйрук. Здесь ночуем и обдумываем, как идти к следующему перевалу.

6. Подход к перевалу Железнодорожник и ночевка около него.

К перевалу идем 2 дня. Подход очень сложный, везде ледопады и огромные трещины. Заслали двоих на разведку. После их возвращения наметили маршрут. Идем по правому ледопаду. Поднимаемся на ледник. Впереди еще подъем к верхнему цирку. При подъеме на него повесили 3 веревки. До перевала еще 300-400 метров. Время 5 часов вечера. Встаем. Сильный ветер, приходится строить снежные стенки.

7. Перевал Железнодорожник. Высота 4800 метров. Категория сложности 2Б. Первопрохождение.

5 августа - День Железнодорожника. Выходим на штурм перевала. Погода отличная. Подход по снежному цирку занял 1 час. Перед склоном место схода маленьких лавин. Проваливаемся в снег по грудь. Преодолев заснеженный бергшрунд, начинаем подъем по склону. Склон ледовый, местами присыпан снегом, крутизна 40°. Крутим буры, вешаем перила. Подниматься тяжело, поэтому первый идет без рюкзака. Веревка за веревкой мы поднимаемся к седловине перевала, но время летит. И вот уже темнеет, а до конца еще пара веревок. Все жутко устали и замерзли, но никто не хочет "схватить холодную ночевку". Около полуночи, первый выходит на две веревки вперед и он на седловине. По цепочке радостная, для измученных членов команды, весть спускается до нижнего. К часу ночи все поднимаются на перевал. 18 часов беспрерывной работы. С перевала сказочный вид на горные хребты, освещенные лунным светом. Ночуем на седловине. К счастью, ветра не было.
На следующий день спускаемся и подходим к перевалу Китайский. Ночуем на морене около него, а с утра на штурм перевала.

8. Перевал Китайский.Высота 4650 метров. Категория сложности 2А. Первопрохождение. Ледник Чон-Турасу.

Склон перевала Китайский - крупная сыпуха. Лезть очень неприятно, все камни "живые". Верхний постоянно что-нибудь сбрасывает вниз. Страховать приходится с рук. Но перевал сделали быстро - к обеду уже были наверху, а к часам 5 вечера спустились к леднику Чон-Турасу.
Чон-Турасу очень красивый ледник. Вокруг одни пятитысячники: пик Альпинист, пик Зинаида, пик Королева (~ 5800 м), пик Идеал и другие. Сам ледник моренно-ледовый, протяженность 20 с лишним километров.
Спускаемся по леднику в долину, откуда начали маршрут. Тут на стоянке с охотничьей землянкой завершается первая часть маршрута. Мы покидаем хребет Кок-Шал-Тоо...

9. Перевал Каракоз и подход к перевалу Снесарева.

Покинув хребет Кок-Шал-Тоо, направляемся к хребту Баркалдой. Впереди некатегорированный перевал Каракоз, высота 3804 метра. Проходим легко. За перевалом сказочный вид: скалы серого, зеленого, красного цветов. С перевала спускается узкая звериная тропа. Внизу очень красивая долина и река, через которую мы благополучно переправляемся. Далее поднимаемся по реке к перевалу Снесарева. Тут и кончилась хорошая погода. Утром дождь, наверху снег, перевал весь покрывается снегом. Ждем день и половину следующего, после обеда штурмуем перевал. К вечеру забираемся и ночуем на седловине, нам уже не привыкать.

10. Перевал Снесарева. Высота 4760 метров. Траверс хребта.

Седловина перевала Снесарева комфортная для ночевки, с одного края прикрыта большим снежным карнизом. Здесь мы ночуем, следующий день в тумане и под снегом ждем погоды. Опять ночуем и после обеда следующего дня, когда стих ветер, отправляемся на траверс хребта. Видимость плохая, туман. Но шаг за шагом, веревка за веревкой продвигаемся. Ночуем с другой стороны хребта, а утром спуск по заснеженному и довольно лавиноопасному склону. Но, всё благополучно. Спустились в долину реки Кайнар. В итоге мы поднялись на перевал Снесарева, прошли траверс хребта (категория сложности 2Б, первопрохождение) и спустились по склону перевала Снесарева Западный (первопрохождение). И "зависали" мы тут 4 дня, ожидая погоды и делая первопроходы при совсем неблагоприятных погодных условиях.

11. Долина реки Кайнар и озеро Кайнар.

К концу нашего путешествия хребет Барколдой открывает нам свою жемчужину - озеро Кайнар. Прекрасная долина, красивейшее озеро, ясная солнечная погода, так приятно расслабиться после недели непогоды и пребывания на высоте, в снегу, тумане, сильном ветре и холоде.

12. Перевал Красная Клякса. Высота 4400 метров. Категория сложности 1Б.

Прямо от озера начинаем подъем на перевал Красная Клякса. Снизу не совсем ясно как идти, так как на взгляд проходы очень сложные. Решили подниматься слева. Начало подъема довольно крутой тянучий склон, дальше появляются "бараньи лбы" и очень твердый конгломерат, по нему приходится идти в кошках. На подъеме встречается водопад, а за ним просторный цирк, снизу совершенно не видный. Тут и ночуем. С утра за один переход поднимаемся на седловину. Так же стремительно спускаемся вниз.
На этом собственно вся техническая часть маршрута и кончилась. Нам осталось 20 километров через н/к перевал по долине и к заставе Карасай...

13. Дорога к дому. Застава Карасай.

Последний день пути. Сначала спускаемся по реке с перевала Красная Клякса, затем по дороге, через перевал Ашу-Су (3842,н/к), проходим достаточно большое расстояние и в 11 часов вечера приходим к заставе Карасай. С утра за нами приезжает ЗИЛ-131 от фирмы "Туркистан", и мы с комфортом едем в цивилизацию.

14. Юрточный лагерь в городе Каракол. Памятник Пржевальскому.

В Караколе (бывший город Пржевальск) мы живем в юрточном лагере все той же фирмы "Туркестан". Здесь мы отдыхаем, после многодневного похода. Отсюда мы едем домой.

Схемы маршрута

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100