Отчет о горном путешествии III к.с. по Северному Тянь-Шаню

Дата: 22 июля - 15 августа 1999 г.

Маршрутная книжка № 1/3-312

Руководитель: Шалов А.А.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает возможным оценить путешествие третьей категории сложности. Путешествие может быть засчитано всем участникам и руководителю

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5609

4. График движения группы на маршруте
5. Подъезды и подходы
6. Каток Медео - т. л. Эдельвейс
7. Т. л. Эдельвейс-пер. Б. Талгарский (н/к, 3200) - пер. М. Талгарский - р. Л. Талгар
8. Река Л. Талгар - Солнечная поляна
9. Солнечная поляна - руч. Науруксай
10. Руч. Науруксай - лед. Джамбула
11. Дневка
12. Лед. Джамбула - пер. Джамбула (2А, 4050) - лед. Шокальского
12.1. Схема прохождения перевала Джамбула (2А, 4050)
13. Лед. Шокальского - морена под пер. Бивачный
14. Морена под пер. Бивачный - р. С. Талгар - а/л Талгар
15. Дневка
16. А/л Талгар - лед. С. Тэу
17. Лед. С. Тэу - пер. С. Тэу (1Б, 3600) - руч. Науруксай - р. Л. Талгар - Солнечная поляна
18. Солнечная поляна - лед. Дмитриева
19. Лед. Дмитриева - пер. Зауральцев (2А, 4100) - лед. Дружба
19.1. Схема прохождения перевала Зауральцев (2А, 4100)
20. Лед. Дружба - р. Ю. З. Талгар - р. Чон-Кемин - р. Аксу - лед. В. Аксу
21. Лед. В. Аксу - пер. Аксу Ю. (2А, 4210) - лед. № 548
21.1. Схема прохождения перевала Аксу Ю. (2А, 4210)
22. Лед. № 548 - пер. Ильича (1Б, 3900) - р. Орто-Долонаты - пос. Чолпон-Ата
23. Итоги путешествия, выводы и рекомендации

1. Характеристика района похода

Северный Тянь-Шань находится на территории двух стран: Казахстана (юго-восточная часть страны) и Кыргызстана (северо-восток страны). Согласно современным географическим воззрениям к Северному Тянь-Шаню относятся хребты Заилийский Алатау, Кунгей Алатау, Киргизский хребет, хребет Кетмень и др. Два первых хребта составляют основную его часть по которой проходит весь описанный в этом отчете маршрут. Заилийский Алатау - самый северный хребет Тянь-Шаня, его склоны спускаются к Алма-Ате. Кунгей Алатау находится южнее, опускаясь на юг к великолепному озеру Иссык- Кулю. В средней части на мередиане г. Алма-Аты хребты соединяются Чилико-Кеминской перемычкой, соорентированной в направлении "север-юг". Отсюда берут свои истоки две основные реки района: Чилик, текущий в восточном напрвлении, и Чон-Кемин, текущий на запад. Чилико-Кеминская перемычка является их водоразделом.

Северный Тянь-Шань представляет собой сравнительно молодую горную страну и имеет очень сложный горный рельеф. Наряду с высокими хребтами и крупными ледниками (Корженевского, Богатырь, Шокальского и т. д. ) здесь встречаются подгорные наклонные равнины, долины, живописные озера и другие формы рельефа. Все это очень привлекает туристов и альпинистов со всех концов света.

Освоение Северного Тянь-Шаня началось в середине 19 века. Многие вершины и ледники увековечили имена первопроходителей Корженевского, Дмитриева, Машковцева и других. Но настоящий массовый наплыв туристов пришелся на советское время и это неудивительно. Ведь Северный Тянь-Шань это не только красивейший горный район, но и удобные подъезды и подходы до места забросок. И даже сейчас, в период относительного спада туризма в странах СНГ, на Тянь-Шане путешествуют много групп из Европейской России, Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, а также стран Восточной и Западной Европы. В горах Северного Тянь-Шаня можно совершать:

" Горные туристические походы от 1 до 5 категории сложности.

" Водные туристические походы до 6 категории сложности.

Наиболее благоприятным временем проведения горно-туристических походов по Северному Тянь-Шаню является последняя декада июля-август-первая декада сентября. Именно в этот период погода наиболее устойчива, уровень снежного покрова на ледниках сравнительно невысок.

2. Маршрут группы

2.1. Маршрут группы (заявленный)

г. Алма-Ата - каток Медео - т. л. Эдельвейс - пер. Б. Талгарский (н/к, 3200) - пер. М. Талгарский (н/к) - р. Л. Талгар - Солнечная поляна - руч. Науруксай - лед. Джамбула - пер. Джамбула (2А, 4050) - лед. Шокальского - пер. Бивачный (2А, 4250) - лед. Корженевского - р. Ю. Иссык - р. Ю. В. Талгар - р. Жангарык - лед. Джусанда - пер. Попова (1Б, 4200) - лед. Ю. Тогузак - р. Л. Талгар - лед. Дмитриева - пер. Зауральцев (2А, 4100) - лед. Дружба - р. Ю. З. Талгар - р. Чон-Кемин - оз. Жасык-Куль - р. Аксу - лед. В. Аксу - пер. Бозтери Вост. (1Б*, 4110) - р. Орто-Долонаты - пос. Бозтери - г. Бишкек.

2.2. Маршрут группы (пройденный)

г. Алма-Ата - каток Медео - т. л. Эдельвейс - пер. Б. Талгарский (н/к, 3200) - пер. М. Т. алгарский (н/к) - р. Л. Талгар - Солнечная поляна - руч. Науруксай - лед. Джамбула - пер. Джамбула (2А, 4050) - лед. Шокальского - р. С. Талгар - а/л Талгар - лед. С. Тэу - пер. С. Тэу (1Б, 3600) - руч. Науруксай - р. Л. Талгар - Солнечная поляна - лед. Дмитриева - пер. Зауральцев (2А, 4100) - лед. Дружба - р. Ю. З. Талгар - р. Чон-Кемин - р. Аксу - лед. В. Аксу - пер. Аксу Ю. (2А, 4210) - лед. № 548 - пер. Ильича (1Б, 3900) - р. Орто-Долонаты - пос. Чолпон-Ата - г. Бишкек.

Всего пройдено активным способом передвижения 147 км. за 17 ходовых дней.

Маршрут пройденный отличается от заявленного, т. к. в связи с болезнью участницы в районе лед. Шокальского и схода ее с маршрута группа потеряла несколько дней, поэтому было принято решение о замене перевалов Бивачный, Попова, Вост. Бозтери на аналогичные по категории перевалы Аксу Ю. , С. Тэу и Ильича. В отчете идет речь только о пройденном маршруте.

3. Список группы

11 Амирханян Наталья Владимировна 3 к.с. у. Памиро-Алай Фотограф

4. График движения группы на маршруте

Дата Дни пути Участки маршрута Км Способ передв-я
22.07 - 26. 07 1, 2, 3, 4, 5 г. Москва - г. Алма-Ата – каток Медео   поезд, автобус
26.июл 5 каток Медео – т. л. Эдельвейс 5 пешком
27.июл 6 т. л. Эдельвейс–пер. Б. Талгарский (н/к, 3200)–пер. М. Талгарский- р. Л. Талгар 7. 05 -’’-
28.июл 7 р. Л. Талгар – Солнечная поляна 5. 55 -’’-
29.июл 8 Солнечная поляна – руч. Науруксай 8. 55 -’’-
30.июл 9 руч. Науруксай – лед. Джамбула 1. 95 -’’-
31.июл 10 Дневка
01.авг 11 лед. Джамбула – пер. Джамбула (2А, 4050) – лед. Шокальского 2. 85 пешком
02.авг 12 лед. Шокальского – морена под пер. Бивачный 4. 05 -’’-
03.авг 13 морена под пер. Бивачный – р. С. Талгар – а/л Талгар ноя.25 -’’-
04.авг 14 Дневка
5 08 15 а/л Талгар – лед. С. Тэу 6 пешком
06.авг 16 лед. С. Тэу – пер. С. Тэу (1Б, 3600) – руч. Науруксай – р. Л. Талгар – Солнечная поляна 14. 25 -’’-
07.авг 17 Солнечная поляна – лед. Дмитриева 9. 45 -’’-
08.авг 18 лед. Дмитриева – пер. Зауральцев (2А, 4100) – лед. Дружба 4. 5 -’’-
09.авг 19 лед. Дружба – р. Ю. З. Талгар – р. Чон-Кемин – р. Аксу – лед. В. Аксу 13. 8 -’’-
10.авг 20 лед. В. Аксу – пер. Аксу Ю. (2А, 4210) – лед. № 548 3 -’’-
11.авг 21 лед. № 548 – пер. Ильича (1Б, 3900) – р. Орто-Долонаты - – пос. Чолпон-Ата 25.май -’’-
12.08 - 15.08 22-25 пос. Чолпон-Ата - г. Бишкек - г. Москва   автобус, поезд

Итого: 122.3*1. 2=146.76км.

5. Подъезды и подходы

На Северный Тянь-Шань можно попасть через Алма-Ату (с севера, из Казахстана) или через Бишкек (с юга, из Кыргызстана).

Основной транспортной артерией, связывающей Алма-Ату с городами Европы и Азии является железная дорога. Ежедневно из Москвы в Алма-Ату прибывают два поезда, один из них фирменный. Стоимость билетов этим летом чуть меньше 100$ США. Следует учесть, что билеты, купленные в Москве стоят дешевле, чем аналогичные, но купленные на территории Казахстана. К тому же, в России действуют скидки на групповые билеты, а в Казахстане они тоже положены, но их не дают.

Аэропорт Алма-Аты принимает дальние пассажирские самолеты. Ежедневно в Алма-Ату прибывает как минимум один самолет фирмы "Аэрофлот" и один самолет фирмы "Трансаэро". Цена билетов колеблется от 170$ до 300$. До Бишкека также добираются самолетом или поездом.

Наш маршрут начался с города Алма-Ата. Фирменный поезд Москва - Алма-Ата прибыл в конечный пункт в 5ч. 00мин. утра (2ч. по московскому времени) по местному времени. Разница во времени составляет 3 часа. Наша группа разделилась: часть людей полетела самолетом до Бишкека, а оттуда автобусом до Алма-Аты.

Билеты на самолет до Бишкека стоят 110$, что намного дешевле чем до Алма-Аты.

Но в этом случае мы потеряли во времени, т. к. ехать из Бишкека до Алма-Аты 4-5 часов. В результате сбор нашей группы был назначен на 13. 00. Поэтому оставив вещи на ж/д вокзале в камере хранения мы решили погулять по городу.

Алма-Ата очень красивый культурный город. Местная валюта теньге. В обменных пунктах, которые здесь на каждом шагу, за 1$ давали 25 теньге. В городе есть что посмотреть: Центральный гос. Музей Казахстана, Гос. музей искусств, музей археологии и т. д. Интересным архитектурным памятником Алма-Аты является бывший Кафедральный собор.

Наконец в 13.00 мы поймав машину и загрузив ее нашими рюкзаками отправились на высокогорный каток Медео, который расположен на высоте 1550м. над уровнем моря. До Медео можно было доехать и на автобусе № 6 от центрального колхозного рынка Алма-Аты.

6. Каток Медео - т. л. Эдельвейс

За неделю до нашего приезда в этом районе сошел крупный сель. Это нередкое явление в горах Северного Тянь-Шаня. Можно сказать, что нам повезло, потому что дорога до Медео была уже расчищена и мы доехали без препятствий, хотя работы по расчистке завалов еще велись.

Дальше по автодороге через противоселевую плотину мы поднялись в верховья Мал. Алма-Атинского ущелья и минуя здание научно-спортивной базы "Горельник", снеголавинную станцию подошли к горнолыжной базе "Чимбулак", расположенной на высоте 2200м над уровнем моря. К сожалению погода испортилась и нам неудалось увидеть Талгарский перевал.

В непосредственной близости от горнолыжной базы не мест удобных для бивака. Поэтому мы пошли по автодороге на юг и через 15 минут вышли к живописному месту, где стоят домики турлагеря "Эдельвейс".

Здесь, справа от дороги по ходу движения, на травянистом склоне, поросшем тянь-шаньскими елями, имеется площадка для нескольких палаток. В этом месте на высоте 2330м мы и организовали наш первый ночлег.

Время в пути от Медео 3,0-3,5ч.

На следующий день спускаемся обратно к горнолыжной базе "Чимбулак". Погода отличная, поэтому отсюда на юго-востоке хорошо видны широкая седловина первого нашего перевала Б. Талгарский, а за ним трапециевидный пик Чкалова. На перевал можно подняться с помощью кресельной канатной дороги, но это очень дорого и не спортивно. Поэтому идем на перевал пешком, как и положено ходить на перевалы. Весь путь подъема от Чимбулака до седловины перевала Талгарский хорошо просматривается. Подъем идет по тропе вдоль канатной дороги.

Дальше тропа попадает на грунтовую дорогу, которая то отходит от канатки, то снова возвращается к ней, делая серпантины. Мы же подрезаем ее изгибы по имеющимся повсеместно тропам. Средняя крутизна подъема - 15-20 по травянистому склону. Назвать это сложным подъемом нельзя, но в связи с большим весом рюкзака и плохой акклиматизированностью группы дается он весьма тяжело. За 4. 5 часа набираем около 1000м и выходим на перевал. Перевал представляет собой широкую седловину, покрытую травой, в центре находится тур.

На юго-западе открывается красивый вид на Алма-Ату, долину Малой Алмаатинки. С седловины в южном направлении виден пик Чкалова. Внизу - русло ручья, текущего в северном направлении, за ним - зеленый отрог хребта, идущий в северо-восточном направлении. В северо-восточном конце видимой нами части этого отрога имеется небольшая "выемка". Это и есть перевал Малый Талгарский. Путь на него идет через долину ручья траверсом зеленого отрога. Как такового подъема на перевал М. Талгарский с нашей стороны нет.

Спуск к ручью проходит по травянистому склону, по хорошей тропе (крутизна спуска до 25 ) и занимает 10 мин. Здесь имеется хорошее место для стоянки, чистая вода в ручье, небольшое озеро. Тропа пересекает ручей и начинает траверсировать травянистый склон отрога в северо- восточном направлении. Тропа хорошо набита, склон некрутой, идти удобно. За 40 мин. мы вышли на пер. Мал. Талгарский. Перевал представляет собой маленькую седловину, обозначенную каменным туром. На востоке открывается вид на лесистую долину реки Левый Талгар.

Тропа на спуск идет по хвойному лесу. Сначала она уходит на юго-запад, траверсируя отрог, а через 500-600 м начинает круто сбрасывать высоту в сторону долины Левого Талгара (на восток). По склону 25-45 тропа идет серпантином. В лесу очень много поваленных деревьев, часто обойти не удается и приходится перелезать, на этом теряем много времени и погода начинает портиться-дождь (обычное послеобеденное явление на Северном Тянь-Шане). Наконец мы спустились в долину реки Левый Талгар (прошли 1. 2 км, сбросили 450м за 2ч).

Около реки много дров, обнаружили большую поляну под названием "Красная поляна" на ней и решили заночевать.

Общее время в пути 8 ч.

8. Река Л. Талгар - Солнечная поляна

На следующий день идем по левобережной тропе вверх по течению Левого Талгара. Тропа хорошо читается - стоят много туров, идем по хвойному лесу, много удобных мест для стоянки. Через 2ч. тропа выводит к каменистому руслу селевого потока, разрезающего долину. Пересекая селевое русло по камням, тропа иногда пропадает, но отыскивается по каменным турам. По следам селевых выносов тропа идет около часа. Потом входим в лес и за 30 мин. выходим на удобную поляну на пойменной террасе левого берега реки Левый Талгар. Далее идем вверх по течению (на юг) по левобережной тропе. Тропа поднимается по крутому левому склону долины и через 20 мин. выводит на небольшую ровную площадку, с которой видна Солнечная поляна - большая ровная травянистая площадка, на которой р. Левый Талгар разливается на рукава. Спуск по тропе до Солнечной поляны занимает еще 20 мин.

Подходим к - реке время 12ч. дня, река быстра и глубока, особенно главный рукав. Решаем переправляться завтра рано утром, когда вода спадет. А сейчас делаем заброску и встаем на ночлег.

Общее время в пути 3-3. 5ч.

9. Солнечная поляна - руч. Науруксай

Время подъема 5ч. утра. Быстро собираемся и не завтракая решаем делать переправу на правый берег реки Левый Талгар. Проходим несколько мелких рукавов и подходим к самому большому рукаву реки. На другом берегу стоит тур. Вода спала, но не настолько сильно, чтобы было безопасно, поэтому решаем переправляться со страховкой. Натягиваем веревку и быстро переправляемся на другой берег, где сушимся и завтракаем. На правом берегу есть отличные места для ночевок, дрова.

Далее идем вниз по правому берегу реки Л. Талгар, до слияния ее с ручьем Науруксай. Тропа петляет, то идет вдоль реки, то поднимается вверх и идет по лесу. Попадаются туры. Время в пути -2ч.

От ручья Науруксай поднимаемся вверх на северо -восток по левому склону. Впереди видны небольшие скальные склоны. В месте, где они примыкают к ручью, переходим на правый берег ручья и идем вверх по слабо видимой тропе, промаркированной турами.

Через 3ч. достигаем песочно-галечной поляны, расположенной на границе леса между боковым гребнем и фронтальной мореной лед. Джамбула. С этого места поворачиваем на восток и движемся по срединной части фронтальной морены, а затем по ее правому борту. Погода портится - идет дождь, наползает туман. Решаем остановиться на ночлег.

Общее время в пути 7ч.

10. Руч. Науруксай - лед. Джамбула

Утром следующего дня продолжаем движение по правому борту фронтальной морены лед. Джамбула. Через три часа движения подходим к месту непосредственного подъема на перевал С. Тэу, справа виден ледник Джамбула. Впереди есть отличные места для ночевок. А мы поворачиваем направо к леднику и идем вдоль него до небольшой скальной гряды. Наш перевал Джамбула еще не виден, он находится левее. Время 12ч. дня. Решаем сделать полудневку, а также тренировку на леднике перед нашим первым перевалом 2А категории сложности.

11. Дневка

Дневка обусловлена плохой погодой. Целый день лил дождь, перевал был не виден из-за сильного тумана. Лишь к вечеру разведнелось, выступило солнце и подарило нам незабываемый вид на ледник Джамбула.

12. Лед. Джамбула - пер. Джамбула (2А, 4050) - лед. Шокальского

Подъем в 4ч. утра. Погода отличная. От места ночевки на морене лед. Джамбула идем по леднику в кошках к перевалу. Ледник Джамбула открытый, идти легко. Подходим к перевальному взлету. Слева со стороны вершины Джамбула и справа со стороны Кишкине ледопад - крутые ледовые склону, между ними снежное пространство. Решаем идти здесь.

12.1. Схема прохождения перевала Джамбула (2А, 4050)

Организуем 4 связки - 3 тройки и 1 двойку. Время 7ч. утра. Идем на юго-восток с одновременной стаховкой (см. рисунок, участок 0-1). Снег держит, крутизна склона 30-35 . Проходим над правым ледопадом и подходим к большой подгорной трещине, переходим ее по снежному мосту (уч. 1-2). Далее поворачиваем налево на северо - восток к пикообразной вершине Джамбула. Склон увеличивается. Справа видны места схода лавин. Идем над левым ледопадом. Снег плавно переходит в фирн, а затем в лед. Крутизна склона увеличивается до 45-50 . Решаем вешать перила (уч. 2-3-4).

Повесили две веревки и далее снова выходим на снег. Идем на восток и выходим к относительно ровной площадке -это гребень хребта, идущего от вершины Джамбул и в. Кишкине-Тау. Прямо по ходу на востоке возвышаются скальные выходы, на которых и сложен тур. Восточный склон сильно закарнижен и в направлении на юг к вершине Кишкине-Тау снежные карнизы уходят целой доской. Под понижением в гребне на разрушенных склонах под которыми нависает карниз и находится перевальная точка. Время в пути - 6ч.

Перевал Джамбула расположен между вершинами Кишкине-Тау и Джамбула в северо-восточном отроге Заилийского Алатау, и ведет с лед. Джамбула на лед. Шокальского. С перевала открывается отличная панорама окрестных хребтов. Видны перевалы Суровый, Бивачный, Уральцев.

Спуск с перевала организовываем левее тура на скальных сбросах. Крутизна склона 45-50 . Вешаем подряд три веревки. Спускаемся осторожно т. к. склон камнеопасный. Погода резко портится - дождь, туман. После третьей веревки идем плотной группой страхуясь ледорубами по очень неприятной сыпухе. Через час выходим на ледник Шокальского, где и организовываем ночевку.

Общее время в пути 10ч.

13. Лед. Шокальского - морена под пер. Бивачный

На следующий день спускаемся вниз по западной части ледника Шокальского. Ледник изобилует многочисленными трещинами, поэтому идем в связках с одновременной страховкой. Идем до небольшого ручья - это начало реки Средний Талгар, и с этого места поднимаемся вверх на юго-восток, уже по восточной части ледника Шокальского. Впереди видны перевалы Бивачный и Уральцев. Ночевку организовываем на срединной морене ледника Шокальского.

Общее время в пути 6ч.

14. Морена под пер. Бивачный - р. С. Талгар - а/л Талгар

К сожалению в связи с тяжелой болезнью участницы мы вынуждены были отказаться от прохождения заявленного перевала Бивачный и транспортировать пострадавшую к месту бывшего а/л Талгар и далее по реке Средний Талгар к поселку Талгар.

Вся наша группа спустилась по леднику Шокальского вниз к реке Средний Талгар и по хорошей промаркированной тропе к месту бывшего а/л Талгар. Альплагерь Талгар был разрушен селевым потоком в восьмидесятые годы. Сейчас восстановлено несколько домиков в которых живут селевики, у них есть рация т. е. связь с городом. Мы разбили лагерь недалеко от них, а двое человек отправились с пострадавшей вниз к поселку Талгар.

Внимание! В месте слияния рек Среднего и Правого Талгара стоят кордоны егерей. Река Средний Талгар и ее окрестности считается заповедником, поэтому с туристов следующих этим маршрутом берут штраф за незаконное проникновение в заповедник.

15. Дневка

Вынужденная дневка обусловленная болезнью участницы и возвращением сопровождающих к месту расположения группы.

В связи с потерями нескольких дней было решено изменить маршрут группы, т. к. в противном случае группа не успевала в срок закончить маршрут. Поэтому перевалы Бивачный, Попова, Вост. Бозтери были заменены на аналогичные по категории перевалы Аксу Ю. , С. Тэу и Ильича.

16. А/л Талгар - лед. С. Тэу

На следующий день мы переходим через мост на левый берег реки Средний Талгар и поднимаемся вверх до впадения в нее ручья, берущего свое начало на леднике С. Тэу. Тропа хорошая, временами попадаются туры. Поднимаемся вверх по ручью. По пути попадается моренное озеро, оглядываемся назад и в лучах солнца видим вершину Талгар. Вскоре мы достигаем подножия ледника С. Тэу. Здесь у начала ледника мы находим обозначенные места под палатки и организовываем наш лагерь. Отсюда открывается незабываемый вид на ледник С. Тэу. Виден и наш перевал.

Общее время в пути 5ч.

На следующее утро - ранний подъем и мы выходим на ледник С. Тэу. Солнце уже встает. Мы идем по центру открытого без опасных трещин ледника и лишь в конце его пересекаем небольшой бергшрунд. Примерно через час подходим к крутой (до 45 ) и длинной (250м) осыпи, ведущей на седловину перевала. Этот осыпной склон камнеопасен, поэтому нужно идти плотной группой и непрерывно наблюдать за его верхней частью. Через 2ч. мы выходим на седловину перевала. Перевальный тур находится в центре седловины.

С перевала открывается великолепный вид на долину реки Средний Талгар и на ледник Джамбула.

Спуск с перевала проходит по мелкой осыпи крутизной около 40 и длиной около 200м и занимает не более часа.

Далее по тропе мы выходим к ручью Науруксай, переправляемся на его левый берег и спускаемся вниз к реке Левый Талгар. Отсюда до Солнечной поляны уже недалеко (путь до нее описан выше). Останавливаемся на ночлег на правом берегу реки.

Общее время в пути 10ч.

18. Солнечная поляна - лед. Дмитриева

На следующее утро снова переправляемся на левый берег реки Левый Талгар. Вода сильно спала, местами даже видно дно, но течение все-равно быстрое. Поэтому решаем переправляться без страховки, но сразу по трое человек.

Переправившись двигаемся вверх по тропе к валу древней морены, поросшей кустарником и еловым лесом. Тропа пересекает морену по ее верху на восток. За мореной открывается широкая панорама верховий реки Л. Талгар. Примерно через час подходим к месту слияния рек Л. Талгар и Туристов. В этом месте берем нашу заброску и двигаемся на запад по левому берегу реки Туристов. Через 20 мин. река немного мелеет и мы переправляемся на ее правый берег.

Далее - вверх по высокому левому берегу реки Конституции, образующейся из стоков ледников Лев. Тогузак, Пр. Тогузак, Дмитриева. По старым моренным выносам, поросшим арчой, ведет хорошо различимая тропа. Через час подходим к месту, где тропа упирается в скальный прижим. В этом месте переправляемся на правый берег реки Конституции.

Проход в цирк ледника Дмитриева осуществляем по крутой осыпи, расположенной правее прижима. Еще через час выходим к слиянию двух ручьев. Идем вдоль правого ручья по тропе. Через некоторое время тропа выводит на гребень левой боковой морены ледника Дмитриева. Внизу осталось моренное озеро. Отсюда хорошо виден цирк ледника Дмитриева и наш перевал. Идем дальше до срединной морены ледника, где и встаем на ночлег.

19. Лед. Дмитриева - пер. Зауральцев (2А, 4100) - лед. Дружба

Утро следующего дня ясное и день обещает быть хорошим. От места ночевки двигаемся на юг к перевалу. Идем по леднику Дмитриева в связках, т. к ледник изобилует закрытыми трещинами. Подходим к перевальному взлету.

Перевал имеет два выраженных понижения, одно из них расположено на юге, другое на юго-западе. Соответственно подъем может быть осуществлен по двум путям. На южную седловину он идет по снежно - ледовому склону крутизной 45-50 , который пересекают несколько бергшрундов. Здесь же видны следы схода лавин.

Подъем на юго-западную седловину проходит по участкам осыпи, которые в верхней части прикрыты скальными контрфорсами. Этот склон представляет собой осыпь, смешанную с грунтом, крутизной около 35 и протяженностью около 200м. Отсюда постоянно что-то сыпется.

Решаем идти левее на юг. Группа идет четырьмя связками (2 - двойки и 2- тройки).

19. 1. Схема прохождения перевала Зауральцев (2А, 4100)

Время 7ч. утра. На леднике около перевала в точке 0 (см. рисунок) имеется несколько закрытых трещин, которые, впрочем, довольно свободно проходятся. На участке 0-1 большое количество твердого снега и снежных комков от, неизвестно когда, сошедшей лавины. Далее, собственно говоря, начинается подъем на перевал.

Снега много и он достаточно крепкий, поэтому связки идут с попеременной страховкой на ледорубах. Участок 1-2 проходится спокойно. Уже в верхней его части появляется лед, стоит проходить чуть левее - там глубже снег. Затем связки выходят на небольшую более менее пологую полочку, где можно спокойно передохнуть. Но отдыхать особенно некогда, так как солнышко уже стало хорошенько припекать и снег стал подтаивать. Увеличивается опасность схода лавины.

На участке 2-3 связки преодолевают довольно опасный бергшрунд. Они проходят его по снежному мостику шириной около 1 метра. Это, пожалуй, один из самых опасных участков на подъеме. Далее на участке 3-4 начинается очень крутой подъем прямо вверх около 100 метров. Связки продолжают идти с попеременной страховкой на ледорубах.

На участке 4-5 склон становиться положе. Снегу становится намного больше, кроме того, он стал рыхлым, поэтому участники иногда проваливаются по пояс. Здесь уже можно идти с одновременной страховкой. Опасность срыва исключается из-за глубокого снега. В зоне 5-6 участка имеется карниз. Группа аккуратно и быстро проходит по нему, обеспечивая попеременную страховку. Это еще один опасный участок подъема.

Далее еще 50-100 метров и участники оказываются на перевале. Последняя связка поднимается примерно к 13. 00. Перевал представляет собой скально-снежную мульду, в центре которой находится перевальный тур. Погода по-прежнему ясная и солнечная. С перевала открывается прекрасный вид на ледник Дружба. Время подъема на перевал 6ч.

Спуск с перевала на юго-запад проходит по мелкой осыпи длиной 150м, крутизной 30 и занимает около 15-ти минут.

Далее идем по леднику Дружба придерживаясь его правого борта. Ледник в верхней части закрытый и достаточно ровный, но в центре имеются воронки большого диаметра. Дальнейший спуск с ледника осуществляем по моренным выносам и через 1. 5 часа спускаемся к реке Машковцева. Здесь переправляемся на левый берег реки и идем вниз по тропе. Тропа выводит на верх огромной морены, сложенной из остроконечных камней темного цвета, еще час движемся на юг до выхода к ровным, поросшим травой площадкам на левом берегу реки Ю. Зап. Талгар. Здесь организуем ночевку.

Общее время в пути 11ч.

20. Лед. Дружба - р. Ю. З. Талгар - р. Чон-Кемин - р. Аксу - лед. В. Аксу

С места ночевки идем вниз по хорошей тропе по левому берегу реки Ю. Зап. Талгар, правый берег имеет множество скальных прижимов. Эта река образуется в результате слияния рек Машковцева и Сапожникова.

Тропа проходит сначала по моренным, а затем по травянистым склонам. Спускаемся вниз в долину реки Чон-Кемин. Решаем спускаться не к месту непосредственного слияния рек Ю. Зап. Талгар и Чон-Кемин, а пройти на восток и траверсировать травянистые склоны, таким образом мы выходим в долину реки по верху без потери высоты.

Внизу открывается великолепный вид на долину реки Чон-Кемин. После траверса склона еще полчаса движемся на восток по тропе до слияния рек Чон-Кемин и Аксу. Впереди виден моренный вал, а за ним озеро Жасык-Куль. К сожалению нехватает времени, чтобы попасть туда.

Поэтому переправляемся вброд на правый берег реки Чон-Кемин и далее движемся на юг к леднику Восточный Аксу. Идем вдоль правого берега реки Аксу вверх по ущелью, впереди виден древний моренный вал. По тропе огибаем этот вал справа и выходим к месту слияния рек Вост. и Зап. Аксу, где ущелье делится на две части.

Идем в восточную камеру ущелья по тропке, петляющей по старым селевым выносам. Она иногда теряется, и ее продолжение мы находим по сложенным из камней маркировочным турам. Постепенно набирая высоту мы выходим на ровное каменистое плато, откуда в километре виден язык ледника Вост. Аксу.

Здесь много удобных площадок для ночевки. Но мы идем дальше вверх по реке и вскоре достигаем подножия ледника. Ледник Восточный Аксу в нижней части спокойный без поперечных трещин и имеет два некрутых взлета. На леднике много мелких камней, поэтому можно ходить без кошек.

Поднимаемся на ледник, и перед нами открывается вся его панорама. Двигаемся по правому борту ледника и недалеко от перевала Южный Аксу на боковой морене ледника становимся на ночлег. На леднике мы повстречали несколько групп туристов, следовавших от перевала Вост. Бозтери.

21. Лед. В. Аксу - пер. Аксу Ю. (2А, 4210) - лед. № 548

Перевал Аксу Ю. расположен в основном хребте Кунгей-Алатау.

От места ночевки, двигаясь по правому борту ледника В. Аксу, подходим к перевалу Аксу Южный. Перевал представляет собой снежно - ледовый склон крутизной 45-50 и протяженностью 300-350м.

С правой стороны перевал ограничен крутыми скалами, с левой сыпухой - которая плавно переходит в скальник. Слева и справа временами сыпет, так что подъем с этих сторон небезопасен.

21. 1. Схема прохождения перевала Аксу Ю. (2А, 4210)

Время 7ч. утра. Решаем идти по середине (см. рисунок). Подходим к перевальному взлету. Идем по снегу, затем снег переходит в фирн, а потом в лед. Делаем станцию и начинаем вешать перила. Первую веревку вешаем вертикально вверх и закрепляем на ледобурах (участок 0-1). Вторую чуть правее - она пересекает небольшой бергшрунд (уч. 1-2). Затем уходим резко налево к виднеющемуся скальному выступу, т. к. справа начинает сильно сыпать. Подряд вешаем три веревки (уч. 2-3-4-5) и выходим к скалам. Отсюда уже видна седловина перевала. Идем с одновременной страховкой 50м. вверх по фирну, прижимаясь к скальнику и выходим на перевал.

Время подъема на перевал 6ч.

Перевал представляет собой снежно-скальную седловину, тур расположен на скалах в северной части седловины. С перевала сняли записку туристов МГТУ им. Баумана под руководством Расторгуева 1998 года.

Спуск с перевала на ледник № 548 проходит по снежно-ледовому склону протяженностью около 120м, крутизной 35 и технической сложности не представляющий. По леднику спускаемся в связках, т. к он в этом месте имеет закрытые трещины, и придерживаясь его левого борта. Ночевку организовываем на левой боковой морене ледника. С морены открывается впечатляющий вид на ледник.

22. Лед. № 548 - пер. Ильича (1Б, 3900) - р. Орто-Долонаты - пос. Чолпон-Ата

С места ночевки выходим на ледник № 548 и идем по центру ледника. Ледник пологий, больших трещин не имеет. Непосредственный подъем на перевал - это снежно-ледовый склон крутизной до 30 , длиной около 120м. Сейчас ледник и взлет перевала засыпан снегом, поэтому мы без особых технических трудностей выходим на седловину перевала. Погода портится, идет мелкий дождь, наползает туман.

Перевальный тур находится в западной части седловины. С перевала открывается широкая панорама ледника Орто-Долонаты.

Спуск с перевала на ледник осуществляется по крутой сыпухе, особой технической сложности это не представляет, но существует опасность камнепада. Далее пересекаем по центру небольшой ледник Орто-Долонаты и по моренным выносам спускаемся к реке Орто-Долонаты. Идем по тропе по правому берегу реки, и вскоре поднимаемся на небольшую морену, в начале которой стоит огромный тур. С нее открывается отличный вид на ледник.

Тропа петляет по морене и вскоре приводит к зеленым полянам на реке.

Далее идем вниз по травянистым склонам, держась правого берега реки Орто-Долонаты. Вскоре тропа приводит к слиянию трех ручьев, в этом месте стоит кош. Мы поворачиваем направо и по хорошей тропе идем в сторону поселка Чолпон-Ата. По пути встречаем несколько ручьев и переходим их по камням. Впереди уже показалась Чолпон-Ата. Через 3ч. мы подходим к поселку. Итак наш маршрут закончен.

23. Итоги путешествия, выводы и рекомендации

1. Несмотря на непредвиденные обстоятельства группа прошла маршрут в установленные сроки.

2. Все участники путешествия выполнили поставленные перед собой спортивные задачи и хорошо познакомились с этим интересным туристским маршрутом.

3. Местное население относилось к нам доброжелательно, и никаких инцидентов не было.

4. К достоинствам района следует отнести:
" наличие практически всех форм горного рельефа
" большие высоты, дающие возможность получить высотный опыт
" хорошую изученность района
" простой подъезд из города к начальным точкам маршрутов

К недостаткам района можно отнести лишь долгую и дорогую дорогу от Москвы.