Отчет о горном туристском походе II к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей Ала-Тоо)

Дата: 13 июля - 13 августа 2006 г.

Маршрутная книжка: № 177 - 04 / 2

Руководитель: Чистякова М.В. (Москва)

Содержание

7. Сведения о материальном оснащении группы
8. Заключения и рекомендации

2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1. Учреждение: Центр внешкольной работы Северного округа г. Москвы.
  2. Район похода: Центральный Тянь-Шань (хребет Терскей Ала-Тоо).
  3. Вид туризма: горный
  4. Категория сложности: вторая
  5. Нитка маршрута: пос. Теплоключенка - р. Арашан - р. Кельдыке - пер. Алакель (1А,3850) - оз. Алакель - пер. Черные камни (1Б,3700) - р. Культор - пер. Онтор (1Б,3900) - р. Онтор - р. Телеты Вост. - пер. Озерный (1Б,3700) - пер. Рижан (1Б,4100) - р. Джеты-Огуз - р. Аютор. Зап. - пер. Аютор (1А,3820) - пер. Иссыккульские перья (1Б,3900) - р. Ирдык - г. Каракол
  6. Протяженность: 129,6 км.
  7. Продолжительность активной части: 20 дней
  8. Сроки похода: 13 июля - 13 августа 2006 г.
  9. Маршрутная книжка: № 177 - 04 / 2

Список группы Г.р. Туристский опыт Обязанность в группе
1 Чистякова Маргарита Вячеславовна 1961 5 к.с. Кавказ,У. 3 к.с. Кавказ,Р Руководитель
2 Тюрина Валентина Константиновна 1986 3 к.с. горн. Кавказ Зам. руководителя
12 Баскакова Наталья 1992 1 к.с. горн. Кавказ Метеоролог
13 Ларионов Даниил 1992 1 к.с. горн. Кавказ Ремонтник

2.2. Определяющие препятствия маршрута

Дата прохож-дения Вид препят-ствия К.с. Характеристика препятствия (характер, высота, новизна. наименование и т.п.) Путь и способ прохождения
19.07 Перевал Алакель Высота 3850 м. Ведет из ущелья Кельдыке (долина реки Арашан) к озеру Алакель Со стороны р. Кельдыке В. – осыпной, со стороны оз. Алакель так же осыпной. Прохождение со стороны р. Кельдыке. Подъем по левому (по ходу) борту кулуара по мелкой и средней осыпи (30–35 гр.). Спуск по тропе сначала по мелкой осыпи (25 гр.), затем по травян. склону (15 гр.) с выходами скал. Движение в касках, плотной группой, самостраховка ледорубом.
22.07 Перевал Черные камни Высота 3700 м. Ведет с оз. Алакель в долину реки Культор. Со стороны оз. Алакель – скально–осыпной, со стороны долины Культор так же осыпной Прохождение со стороны оз. Алакель. Подъем по крутому средне–осыпному склону (30 гр.). Спуск по мелкой осыпи (25 гр.гр.), обход каньона слева по крутому (30 гр.) травянистому склону и живой осыпи. Движение в касках, плотной группой, самостаховка ледорубом.
25.07 Перевал Онтор Высота 3900 м. Ведет из ущелья Культор в долину реки Онтор. Со стороны р. Культор снежно–ледовый, со стороны реки Онтор т осыпной Прохождение со стороны р. Культор. Подъем по срединной части открытого ледника (15 гр.), (движение в кошках, самостраховка ледорубом, в касках), далее по закрытой части ледника (движение в связках), обход зоны трещин справа (по ходу), разрушенные скалы (50 м., 40 гр.), спуск – осыпной склон (80 м., 30 гр.) Движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом. Далее пологий открытый ледник, спуск с ледника по левой боковой морене.
29.07 Перевал Озерный Высота 3700 м. Ведет из ущелья Телеты Вост. на ледник Озерный Джеты–Огузский (долина реки Телеты З). Со стороны р. Телеты В. – ледово–осыпной со стороны Телеты З. так же ледово–осыпной Прохождение со стороны р. Телеты Вост. Подъем по правому краю пологого (10 гр.) открытого ледника (движение в кошках, самостраховка ледорубом) и пологому (15 гр.) осыпному склону. Спуск на ледниковое плато по крутой (50 м. 30 гр.) (движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом) морене, далее движение в сторону пер. Рижан.
30.07 Перевал Рижан Высота 4100 м. Ведет из ущелья Телеты З. в долину р. Арчатор. Со стороны Телеты З. – снежно–ледовый, со стороны р. Арчатор – осыпной Прохождение со стороны л. Озерный Джеты–Огузский. Подъем по закрытому леднику (движение в связках), обход зоны трещин справа (по ходу), преодоление бергншрунда (перильная страховка). Спуск по крутому осыпному склону (100 м., 30 гр.) (движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом), закрытый и открытый ледник, обход зоны трещин справа (по ходу), спуск с ледника по левой боковой морене.
3.08 Перевал Аютор Высота 3820 м. Ведет из ущелья Аютор З. (долина р. Телеты З.) в ущелье Аютор В. (долина р.Каракол) Со стороны р.Аютор З. – осыпной, со стороны р. Аютор В. так же осыпной Прохождение со стороны р.Аютор Зап.. Подъем по левому (по ходу) борту кулуара по мелкой, средней осыпи и разрушенным скалам (30–35 гр.). Спуск по мелкой и средней осыпи, конгломерату и снежному склону (30–35 гр. гр.). Движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом.
3.08 Перевал Иссык– кульские перья Высота 3900 м. Ведет из долины р. Аютор В. (долина реки Каракол) в долину р. Ирдык. Со стороны р. Аютор В. – осыпной, со стороны р. Ирдык так же осыпной Прохождение со стороны р.Аютор Зап.. Подъем по правому (по ходу) борту кулуара по мелкой, средней осыпи и разрушенным скалам (30–35 гр.). Спуск по мелкой и средней осыпи (25 гр.) (движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом), далее по пологому открытому леднику (движение в кошках, самостраховка ледорубом), крупная осыпь (движение свободным лазанием с гимнастич. страховкой, в касках)..

Составила: Смирнова О.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

3.1. Географическое положение туристские возможности района

Тянь-Шань - горная система в Средней и Центральной Азии, основная его часть находится на территории Киргизии, Китая, Казахстана и Узбекистана.

Горные цепи Тянь-Шаня вытянуты с запада на восток на 1200 км. и имеют максимальную ширину 350-400 км. Большая часть хребтов Тянь-Шаня имеет типичный горно-ледниковый "альпийский" рельеф. Однако наряду с острыми вершинами и пиками, нередко, особенно в Центральном и южном Тянь-Шане, не гребнях хребтов располагаются плоские древние поверхности выравнивания, наклоненные в одну сторону, вследствие их складчатой деформации.

Терскей Ала-Тоо - один из хребтов Центрального Тянь-Шаня. Хребет Терскей Ала-Тоо расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Исссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сары-Джаз. Средняя высота хребта около 4500м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский). Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джеты-Огуз, Каракол, Арашан, Аксу и Тургень-Аксу, другой - в верховьях Конурулена.

Общее число ледников на склонах хребта Терскей Ала-Тоо - около 1100, площадь оледенения - свыше 1 тыс. км, распределение оледенения на северных и южных склонах почти одинаково. На северных склонах длина долинных ледников достигает 5 - 7 км. Длина ледников южного склона значительно больше (более 10 км). Языки ледников обычно лежат на высоте 3000 - 3500 м.. Степень оледенения увеличивается с запада на восток.

Снеговая линия северного склона хребта Терскей Ала-Тоо находится на высоте 3700 - 4000 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4000 - 4200 м. Хребет Терскей Ала-Тоо ассиметричен, имеет короткий пологий южный склон и длинный северный.

Наиболее высокая и посещаемая часть хребта Терскей-Алатау - центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Перевалы хребта Терскей Ала-Тоо в этом районе имеют высоту от 3600 до 4800 м. и категории трудности до 3Б.

Граница леса (тянь-шаньская ель) находится на высоте 3000-3100 м.

Реки центральной части Центрального Тянь-Шаня относятся к тянь-шаньскому типу и представляют собой горные потоки с быстрым и бурным течением. Наибольший паводок приходится на июль - начало августа. Долины рек, текущих вдоль боковых отрогов хребта, широкие, а долины поперечных притоков узкие. Вода, как правило, чистая и прозрачная, исключение составляют лишь наиболее крупные реки. Переправы через реки Терскей Ала-Тоо и соседних горных массивов (Куйлю и Ак-Шийрака) обычно достаточно сложны и требуют соответствующей подготовки, снаряжения и времени.

Климат резко континентальный. В долинах предгорий средняя температура июля 20- 25 С, в долинах среднегорья 15-17 С, в высокогорье 5 С и ниже.

Флора северных склонов хребта Терскей Ала-Тоо достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах 2700-3100 м. растет тянь-шаньская ель и периодически попадается пихта Семенова. До высоты 2600 м. растут кустарники барбариса, жимолости, смородины, шиповника. Выше зоны леса - высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелющейся арчой и караганой. Еще выше (примерно до 3700 м.) располагаются пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемоны, мхи и лишайники (подробнее см. краеведческое задание).

Туристские возможности района

Ценральный Тянь-Шань (в том числе и хребет Терскей Ала-Тоо) - традиционный район альпинизма и горного туризма. Наиболее посещаемая часть хребта Терскей-Алатау - центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы.

Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов - снежные и снежно-ледовые, они имеют высоту от 3600 до 4800 м. и категории трудности от 1Б до 3Б. Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее (от 1А до 3А), здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего комбинированные.

В горах Центрального Тянь-Шаня можно совершать горные туристские походы от 1 до 6 к.с., пешеходные до 2 к.с., водные до 6 к.с.

Общая смысловая идея похода

Целью похода было изучение нового для нашего клуба туристского района -Центральный Тянь-Шань. Поэтому мы проложили маршрут так, чтобы увидеть основные достопримечательности района. Это - озеро Алакель, наиболее высокие и красивые вершины района: пик Каракольский и Джигит, знаменитые "красные скалы" в ущелье Кызыл-Джар, термальные источники в долине Алтын-Арашан, озеро Иссык-Куль.

Кроме этого, район хребта Терскей-Алатау выбран нами, так как он особенно удобен и интересен для организации похода 2 к.с. как в познавательном, так и в техническом отношении. При планировании маршрута, мы выбирали перевалы 1Б к.с., требующие для своего прохождения разнообразной техники.

Важной для нашей группы была возможность получения высотного опыта - до 4100 м.

Так как мы выбрали темой нашей исследовательской работы изучение беспозвоночных, обитающих в горных реках (продолжение работы начатой на Алтае и Кавказе) мы проложили нитку маршрута так, чтобы он проходил через несколько разнообразных речных долин. Это долины рек Алтын-Арашан, Каракол, Онтор, Культор, Ирдык и их притоков.

Еще одной идеей было изучение мало известных, в туристском отношении, мест района. Нас заинтересовала долина реки Аютор Зап. В ее верховьях расположено много перевалов, ведущих в разные долины, большинство которых мало хожены и описаний их нет ни в Московских библиотеках, ни в Интернете. Мы решили заключительную часть нашего похода посвятить разведке верховьев долин рек Аютор Зап., Аютор Вост. и Ирдык.

Обоснование тактического построения маршрута

При тактическом построении маршрута мы руководствовались принципом постепенного нарастания пребывания на высоте, а так же нагрузок и технической сложности. Поэтому наш маршрут состоял из трех частей - акклиматизационно- тренировочной (перевал 1А к.с., радиальный выход для снежно-ледовой тренировки), основной (наиболее высокой и технически сложной) и завершающей (разведывательной). Так как маршрут получился довольно насыщенным в спортивном отношении, для его успешного прохождения мы организовали заброски продуктов для уменьшения веса рюкзаков. Заканчивался маршрут отдыхом на озере Иссык-Куль, что позволило участникам восстановиться после маршрута.

Подготовка участников

Все участники нашей группы имели опыт походов 1 к.с. по Кавказу (в 2004-2005 гг.) и высотный опыт до 3500 м.

В течение года проходили тренировки по горной технике: отработка навыков страховки, преодоления крутых травянистых и снежных склонов, работы в связках и др., в т.ч. на скальном рельефе (Полушкинские карьеры) (в рамках программы Первенства Москвы по горному туризму, походы 2-3 к.с.)

Также проходили тренировки по скалолазанию на естественном скальном рельефе (Полушкинские карьеры) и на скалодромах Москвы (ДДС, МАИ).

Велась интенсивная общая физическая подготовка участников.

3.2. Пути подъезда и выезда с маршрута

Традиционный заезд в район Терскей Ала-Тоо - через г. Бишкек (с запада из Кыргызстана, однако возможен и другой вариант - через Алма-Ату (из Казахстана).

Поъезд (или выезд) через г. Бишкек

При подъезде к маршруту мы воспользовались первым вариантом - через г. Бишкек.

1. Москва - Бишкек. Поезд

Поезда в Бишкек ходят редко, и покупка билетов является очень сложной задачей (лучше покупать билеты заранее, за 1,5 месяца).

Летом 2006 года - это был единственный поезд №18 "Москва - Бишкек" (1 раз в неделю по четвергам).

Отправление с Казанского вокзала в 23:16, прибытие в г. Бишкек в 5.03 (через 3 дня), время в пути 73 часа 47 мин. (трое с небольшим суток).

Обратно: отправление из Бишкека в 11:27, прибытие в Москву в 15:10, время в пути 75 час. 43 мин.

Стоимость плацкартного билета около 2600 руб. Следует учесть, что билеты купленные в Москве, стоят дешевле, чем аналогичные, но купленные на территории Киргизстана. К тому же в России действуют скидки на групповые билеты, в Киргизстане они тоже положены, но их не дают.

2. Подъезд к началу маршрута

От Бишкека до г. Каракола (и обратно) можно добраться рейсовым автобусом (ходит 1 раз в день), на маршрутном такси или частным транспортом. Дорога идет северным берегом озера Иссык-Куль, переезд занимает около 5-6 часов. Стоимость договорная (около 120 долл. США за группу).

Для большей надежности рекомендуем воспользоваться услугами одной из туристических фирм (которых существует немало в г. Бишкеке и г. Караколе). В этом случае автобус встретит вас прямо на привокзальной площади и доставит в нужную точку.

Как правило тур. фирма может заранее оформить официальную регистрацию на время вашего пребывания в Кыргызстане, а также предоставить другие услуги: транспорт из г. Каракола к начальной и от конечной точки маршрута, организацию забросок, предоставление доп. информации о состоянии маршрута и др.

Мы пользовались услугами фирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль" (Игоря Ханина). Фирма (из г. Каракола) зарекомендовала себя как надежная, с довольно умеренными ценами на свои услуги. (Адрес см. раздел 3.5)

Эта же фирма организовала для нас транспорт (автомобиль ГАЗ-66) до начала маршрута - "народного курорта" Алтын-Арашан в ущелье Арашан. Дорога туда идет через пос. Аксу. От города до поселка Аксу ведет асфальтовая дорога, а из поселка вверх по ущелью ведет довольно разбитая грунтовая дорога, доступная не для любого автотранспорта.

Этим же автомобилем (через эту же фирму) мы добирались от конечной точки нашего маршрута - кордона заповедника в ущелье Ирдык - до поселка "Пристань Пржевальск", где расположена база фирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль", на территории которой мы расположились лагерем в последние дни похода (во время отдыха на берегу озера Иссык-Куль).

Подъезд (или выезд) через г. Алма-Ата

1. Москва - Алма-Ата. Поезд

Поезда до Алма-Аты ходят чаще (через день), но билет стоит дороже. Мы воспользовались этим вариантом при отъезде в Москву, так как на этот день недели (мы уезжали в четверг) не было поезда из Бишкека.

Расписание поездов "Москва - Алма-Ата":

Поезд № 8, отправление с Казанского вокзала в 22:25, прибытие в Алма-Ату в 6:52, время в пути 80:27, по нечетным дням.

Обратно: отправление в 5.02, прибытие в Москву в 10:27, время в пути 74часа 25 мин.

Стоимость плацкартного билета - 2800 руб.

2. Подъезд к началу маршрута

Путь от г.Алма-Аты до г. Каракола несколько сложнее, чем от Бишкека. Можно добраться также частным автотранспортом или через тур. фирму, но это довольно дорого (около 250 долларов на группу). Более дешевый путь: добраться от Алма-Аты до Бишкека рейсовым автобусом, а далее из Бишкека до Каракола как описано выше. Автобусы ходят из Бишкека в Алма-Ату регулярно и довольно часто (примерно 1 раз в час). Время в пути 2 часа. По дороге придется провести около 1 часа на границе Казахстана с Кыргыстаном.

Аналогично можно добраться от Каракола до Алма-Аты, что мы и сделали. В Алма-Ату прибыли в 23:40 и, так как поезд в Москву отправлялся в 5 утра, нам пришлось провести ночь на вокзале.

В целом этот путь оказался более сложным, менее удобным и более дорогим.

Авиатранспорт

Аэропорт "Манас" г. Бишкек также исправно функционирует. Время перелета около 4 часов. Стоимость билета около 240 долл. США.

3.3. Сведения о возможности организации заброски и закупки продуктов на маршруте

Самое удобное место для заброски - долина р.Каракол у места впадения р.Аютор Вост. Это действующий альплагерь "Каракол", в котором за определенную плату заброску возьмут на хранение. До альплагеря идет грунтовая автомобильная дорога, поэтому подъезд туда не составит труда на любом виде транспорта.(при цельности мостов через р.Каракол)

Вверх по долине реки Джеты-Огуз до впадения в нее р.Аютор Зап. также идет хорошая дорога. Чуть ниже ее окончания (место называется "Поляна цветов") расположены отдельные юрты местных пастухов, с которыми можно договориться о хранении заброски, но надежность в этом случае невелика.

Нами были организованы следующие заброски:

Метод хранения заброски Способ организации Предназначение
Г. Каракол Оставили перед выездом в горы Одежда и продукты на обратную дорогу
Альплагерь «Каракол» Завезена на машине из г.Каракол Для облегчение акклиматизации группы и уменьшения веса рюкзаков. Продукты на вторую и третью часть маршрута.
«Поляна цветов» Завезена на машине из г.Каракол Продукты на оставшуюся часть маршрута

Закупка продуктов на маршруте практически невозможна. Можно заказать в альплагере Каракол особо необходимые продукты, батарейки, фотопленку. Все это купят в Каркаоле и привезут попутной машиной (примерно через 1-2 суток).

Продукты у местных жителей купить сложно, как правило, они предлагают только айран или сметану.

Полноценно пополнить запас продуктов на последнюю часть похода (отдых на берегу оз. Иссык-Куль) можно только в г. Каракол. В поселках, в том числе и в пос. Пристань Пржевальск ассортимент продуктов в магазинах очень скудный.

Составил: Леонтьева Ольга

3.4. Аварийные и запасные варианты маршрута

Из любой долины севернее главного хребта можно легко выйти в поселки Аксу, (Теплоключенка), Кызылсу, Джеты-Огуз, г. Каракол. Кроме этого, по всем долинам достаточно высоко в горы идут хорошие дороги, по которым при необходимости можно доехать до вышеуказанных поселков. В долине стоит много юрт, местные жители имеют лошадей, которыми можно воспользоваться в аварийной ситуации.

В долине Каракол у места впадения р. Аютор Вост. расположен действующий альплагерь Каракол, где располагается ПСС и почти всегда имеется какой-либо транспорт.

Запасные варианты маршрута:

1. Вместо пер. Черные Камни (1Б) - пер. Панорамный (1А) или спуск в долину Культор по ущелью Кургактор.
  2. При отставании от графика, плохом самочувствии группы отказ от пер. Онтор (1Б).
  3. При резком повышении технической сложности из-за снежно-ледовой обстановки - отказ от пер. Рижан (1Б), спуск по реке Телеты Зап.
  4. В случае отставания от графика, усталости группы - отказ от пер.Аютор (1А) и пер. Иссыккульские перья (1Б), спуск по реке Джеты-Огуз.

Запасные варианты маршрута и возможные аварийные выходы с маршрута показаны на обзорной карте маршрута.

3.5. Сведения о медицинских пунктах, отделениях связи, станциях ПСС

На полноценную медицинскую помощь можно рассчитывать только в крупных населенных пунктах: Бишкеке и Караколе.

Медучреждения, аптеки

Населенный пункт Тип медучреждения Режим работы
Г. Бишкек Республиканская больница Круглосуточно
Травмпункты Круглосуточно
Аптеки С 9:00 до 19:00(20:00)
  Есть дежурные
Аптека С 10:00 до 18:00

Отделения связи

Населенный пункт Тип учреждения Где расположен Режим работы
Г. Бишкек Центральный Почтампт, телеграф, междугородний телефон Пересечение ул. Советской и Киевской. С 8:00 до 17:30, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной воскресенье, Круглосуточно, без выходных
Г. Каракол Почта, телеграф, междугородний телефон В центре города С 8:00 до 17:30, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной Воскресенье, Круглосуточно, без выходных
Пос. Пристань Пржвальск Почта, телеграф, междугородний телефон Недалеко от судоремонтного завода С 8:00 до 17:00, круглосуточно
Пос. Аксу Почта, телеграф   С 8:00 до 17:00, выходной воскресенье

Междугородний телефонный разговор стоит очень дорого (1 мин - 7 долларов).

Мобильная связь на протяжении всего маршрута не работает. Последняя точка приема в 5 км по пути к пос. Аксу.

Мобильные телефоны с роумингом в г. Каракол, пос. Пристань Пржевальск работают стабильно, но не всех компаний ("Би-Лайн", "МТС" берет).

Обмен валюты. Обмен валюты возможен только в городах (Каракол, Бишкек) в поселках обменные пункты есть не везде, у местных жителей менять валюту не возможно из-за очень низкого уровня их доходов. Курс: 1 рубль - 1,4 сом.

Музеи

В Караколе и окрестностях:

1. Краеведческий музей в г. Каракол.

Часы работы: с 9:00 до 18:00, выходной - понедельник.

Стоимость билета: 6 сом.

2. Мемориальный музей Пржевальского (расположен в поселке Пристань Пржевальск)

Часы работы: с 9:00 до 18:00 , перерыв с 12:00 до 13:00, без выходных.

Стоимость билета: 5 сом.

В г. Бишкек:

1. Кыргызский государственный Исторический музей, адрес площадь Ала-Тоо.

Часы работы: с 9:00 до 18:00 , перерыв с 12:00 до 13:00, выходной понедельник.

3.6. Адреса и телефоны ПСС, туристских организаций

ПСС, которая контролирует данный район, расположена в городе Караколе, имеет ПСО постоянно дежурющий в альплагере Каракол, расположенном в долине реки Каракол, у места впадения реки Аютор Вост.. Организацией спас. работ, в том числе транспортировку пострадавшего автотранспортом или вертолетом, организацией медпомощи занимаются тур. фирмы, в том числе фирма

"Альп-Тур-Иссык-Куль", тесно связанная с ПСС г. Каракола (имеет в свой спасательный отряд "Терскей-рескьер").

Адреса туристских организаций

Организация Адрес
Турбаза «Фрунзенская» Бишкек, ул. Кушабская, д 33
Турбаза «Эдельвейс» Бишкек, ул. Б.Алмаатинская, д.60
Альплагерь «Ала–Арча» Урощище Ала–Арча, (40 м. от г. Бишкек)
Турфирма «Достук–Треккинг» 720005, г. Бишкек, 18–ялиния, 42 –1. Тел: +996(312) 545455, 437471, 540237, E–meil: dostuk@elcat.kg
Турфирма «Альп–Тур–Иссык–Куль» Кыргыстан. Иссыккульская обл. г. Каракол. Кирпичный завод д. 61 кв.1. Тел: (00996 3922) 20548. E–meil: khanin@infotel.kg

Составил: Смирнова Ольга.

4.1. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дата Участок пути Путь км. Ход. вре-мя Набор/ сброс высо-ты Пере-пад высо-ты Определяющие препятствия Способ пере-дви-жен.
13.07–17.07 Москва – Бишкек           поезд
17.07 Бишкек – Каракол, Каракол – курорт Алтын – Арашан           автобус, ГАЗ–66
18.07 Подъем по ущельям Арашан и Кельдыке 4,5 2:30 520 520 Набор высоты пеш.
19.07 Подход под перевал Алакель. 3,0 2:35 500 500 Набор высоты пеш.
20.07 Перевал Алакель (1А,3850), спуск к озеру Алакель. 3,8 3:30 +310 / –350 660 пер. Алакель (1А), осыпные склоны пеш.
21.07 ПОЛУДНЕВКА. Радиальный выход на ледник Тарыктор. 1,5 1:20 +320 / –320 640 Открытый и закрытый ледник пеш.
22.07 Перевал Черные камни (1Б,3700),спуск в долину реки Культор. 8,5 4:20 +220 / –1000 1220 Пер.Черные камни (1Б), крутые травянистые и осыпные склоны пеш.
23.07 ПОЛУДНЕВКА. Радиальный выход в а.л. Культор (за заброской) 4,2 2:55 –100 / +100 200   пеш.
24.07 Подъем по долине реки Культор. Подход под перевал Онтор. 8,4 4:20 600     пеш.
25.07 Перевал Онтор (1Б, 3900), спуск в верховье долины реки Онтор. 10,2 4:50 +600 / –740 1340 Пер. Отнор (1Б), закрытый ледник пеш.
26.07 Спуск по долине реки Онтор до впадения реки Телеты Восточная. 8,8 3:30 –560 560   пеш.
27.08 ДНЕВКА
28.07 Подъем по ущелью Телеты Восточная 2,4 1:40 520 520 Набор высоты пеш.
29.07 Перевал Озерный (1Б, 3700) 5,2 3:05 580 580 Пер. Озерный (1Б) пеш.
30.07 Перевал Рижан (1Б,4100), спуск в долину Айланыш. 11,4 6:40 +400 / –1380 1780 Пер. Рижан (1Б), закрытый ледник пеш.
31.07 ДНЕВКА
1.08 Спуск по долинам рек Айланыш и Джеты–Огуз и подъем по долине реки Телеты Зап. 9,8 3:10 – 220 / + 580 800 Набор высоты пеш.
2.08 Подход под перевал Аютор. Разведка верхних цирков долины Аютор Зап. 2,1 1:10 420 420   пеш.
3.08 Перевал Аютор (1А,3850), перевал Иссыккульские перья (1Б, 3900), спуск в долину реки Ирдычка. 7,5 7:10 +640 / –240 / +300 / –480 1660 Пер. Аютор(1А), пер.Иссыккуль– ские перья (1Б), крутые осыпные склоны пеш.
4.08 ДНЕВКА
5.08 Спуск по долине реки Ирдычка до слияния с рекой Ирдык (до кордона заповедника). 15,6 4:05 – 1370 1370 Перепад высоты и протяженность пути пеш.
6.08 Кордон заповедника в долине реки Ирдык – пос. Пристань Пржевальск           ГАЗ–66
7,8.08 ДНЕВКИ
9.08 Пос. Пристань Пржевальск – Алма–Ата           автобус
  Алма–Ата – Москва           поезд
  Всего: 108     12 770

Общая протяженность маршрута с учетом коэффициента 1,2 для сильнопересеченной местности - 129,6 км.

Изменений маршрута нет, маршрут пройден по графику, запасные варианты не использовались.

4.2. Таблица метеонаблюдений

Таблица RTF

Условные обозначения типов облаков:

• С - слоистые СК - слоисто-кучевые
  • К - кучевые СД - слоисто-дождевыые
  • П - перистые СП - слоисто-перистые

Составил: Смирнова О.

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

13.07. - 17.07.2006 г. - поезд "Москва - Бишкек".

17.07.2006 г.

В 8:20 прибываем в г. Бишкек (с опозданием) и в 9:15 отправляемся на автобусе в г. Каракол. В Караколе - отправляем телеграммы, меняем деньги, расплачиваемся с фирмой за услуги, оставляем заброски, отмечаемся в ПСС. (См. сведения о населенных пунктах)

18: 45 - на автомобиле ГАЗ-66 отправляемся вверх по ущелью Арашан. По дороге проезжаем крупный пос. Аксу (Теплоключенка) (в поселке есть магазин, почта, мед. пункт).

В 21:10 уже в темноте, автомобиль доставляет нас прямо к минеральным источникам Алтын-Арашан на правом берегу реки Арашан. Рядом с источниками несколько домиков и мост на левый берег реки. Здесь же, на правом берегу реки, в 200 м. ниже по течению от домиков, встаем на ночевку.

Готовим на газу, так как в темноте непонятно где искать дрова. Вода в реке Арашан мутная. Воду берем на левом берегу реки в ручье (левом притоке реки Арашан), рядом с мостом.

Высота 2540 м.

18.07.2006г. Подъем по ущельям Арашан и Кельдыке. 1 ход. день

С утра не торопимся с выходом. Осматриваемся, проверяем снаряжение и наблюдаем за самочувствием членов группы, берем пробу макробентоса в реке Арашан для нашей исследовательской работы.

Ущелье Арашан довольно узкое с крутыми склонами, поросшими лесом из высоких тянь-шаньских елей. Дно ущелья открытое, с небольшими перелесками.

Курорт Алтын -Арашан представляет собой домик и небольшие деревянные строения в которых находятся собственно ванны. Стоимость посещения - 50 сом в час. Можно договориться о меньшей цене за меньшее время. Принимать термальные сероводородные и родоновые ванны перед выходом на маршрут не рекомендуется, так как после них необходим длительный отдых. Лучше это делать в конце маршрута или на дневке.

Около домика заканчивается лесная дорога, идущая снизу по правому борту ущелья. Чуть выше домика - мост на левый берег реки. Фото 1, 2.

Выходим в 11:00.Переходим по мосту на левый берег реки и идем по хорошей тропе вверх по ущелью (Ю). Тропа идет в 20 - 100 м. от реки по открытому дну ущелья, иногда обходя заболоченный берег реки. Фото 3. Выше над тропой начинаются крутые склоны, поросшие густым лесом. Через 30 мин. проходим ровное место у самого берега реки вполне пригодное для стоянки. Еще через 15 мин. подходим к впадению крупного левого притока - реки Кельдыке. От "курорта" - 45 мин.

Тропа подходит непосредственно к хорошему, состоящему из нескольких бревен, мосту через реку Кельдыке. Фото 4. Ущелье Кельдыке в этом месте очень узкое, лесистое. Сразу за мостом начинается хорошая тропа, ведущая в верховье ущелья. Она идет вдоль правого берега реки, по лесу и сразу начинает набирать высоту. Через 15 мин. движения от моста тропа забирается на правый борт ущелья, обходя скальный прижим, и идет довольно высоко над рекой, сначала по лесу, а затем, еще через 20 мин., выходит на открытое пространство с перелесками. Еще через 30 мин. движения, лес заканчивается. От моста - 1 час 15 мин.

Далее ущелье расширяется, склоны его становятся положе. Фото 5. Тропа продолжает идти траверсом склона высоко над рекой, выше остатков леса и зарослей арчи, которые растут ближе к реке. Склон здесь - положе и ровнее. Много "козьих" троп. Через 30 мин. движения подходим к месту, где дно ущелья полностью перегораживается валом древней морены. Тропа подходит к реке. Перед моренным валом, у берега реки есть ровные травянистые площадки. Рядом заросли арчи. На другом (левом) берегу реки на небольшой террасе в 30 м. над рекой расположена палатка пастухов. Фото 6.

Встаем здесь на ночлег. Время 15:10. Высота 3060 м.

Воду берем в реке Кельдыке, вода прозрачная. Готовим на костре.

Дрова собираем вдоль реки, ниже по течению. Дров не много.

Пройденный путь: 4,5 км.

Набор высоты: 520 м.

Ходовое время:

вверх по ущелью Арашан - 45 мин.

вверх по ущелью Кельдыке - 1 час 45 мин.

Всего: 2 часа 30 мин.

Составила: Смирнова О. (ред. Чистякова М.)

19.07.2006г. Подход под перевал Алакель. 2 ход. день

Выходим с места стоянки в 10:30. сразу под моренным валом, напротив нашей стоянки река Кельдыке разливается на несколько рукавов. Фото 7. Переходим ее по крупным камням и по хорошей тропе, начинающейся сразу за переправой на левом берегу, и поднимаемся к палатке пастухов. От палатки пастухов тропа уходит дальше вверх по ущелью Кельдыке. (на ЮЗ). Она проходит сквозь густые заросли арчи, идет траверсом склона в 50 м. выше реки и вскоре выходит на пологую широкую часть долины с разливом реки, покрытую альпийскими лугами. Здесь тропа распадается на множество скотопрогонных троп.

Через 50 мин. движения вверх по ущелью, подходим к месту слияния рек, образующих реку Кельдыке. Здесь есть ровные травянистые площадки и возможна стоянка. Фото 8.

Продолжаем движение вдоль левого берега левого, более крупного притока. Выше - подъем на невысокую скалистую ступень долины. Река прорезала в скалах неглубокий каньон и тропа идет прямо по его краю. Преодолев ступень, вновь выходим на широкую плоскую часть долины, покрытую заливными лугами.

Тропа идет траверсом левого склона, обходя заболоченное дно долины. Впереди уже видена очередная более высокая ступень, в виде широкого крутого травянистого склона с водопадом. Фото 9. Подходим к началу подъема через 45 мин. Здесь также есть хорошие места для стоянки.

Тропа начинает подъем косым траверсом травянистого склона, обходя скальный выступ слева по ходу. Выше долина делает поворот направо (на З) и расширяется. Отсюда уже хорошо видна седловина перевала Алакель, но путь подъема на нее пока скрыт за скальными выходами и моренными валами. Справа по ходу (на СЗ) видны вершина Кургактор и одноименный перевал.

Через 55 мин. выходим на последнюю травянистую террасу. Переходим по камням широкий мелкий разлив реки и на правом более ровном берегу ставим лагерь. Фото 10. Время 14:30. Высота 3560.

Мест под палатки очень много. Вода рядом, прозрачная. Готовим на газу. Вечером - сильный снегопад. (Выпало около 10 см. свежего снега.)

Пройденный путь: 3,5 км.

Перепады высот: + 500 м.

Ходовое время: 2 часа 35 мин.

Составила: Сергиевская Яна (ред. Чистякова М.)

20.07.2006г. Перевал Алакель. Спуск к озеру Алакель. 3 ход. день

Перевал Алакель.

Категория - 1А Характер - снежно-осыпной.

Высота - 3850 м. Ориентация - ЮЗ-СВ

Ведет из ущелья Кельдыке (долина реки Арашан) к озеру Алакель

ущелье Кургактор (Культор).

Седловина перевала Алакель хорошо видна с места стоянки. Это - широкая, неярко выраженная седловина, с со снежным карнизом, самая левая из трех снежно-осыпных седловин, виднеющихся на западе (прямо по ходу). С седловины вниз уходит крутой (в нашем случае снежный) кулуар, в виде галстука (вчера вечером выпал свежий снег).

Выходим в 8:00 и начинаем движение в сторону "скальных ворот" (характерного понижения между скальными выходами) чуть левее основного русла реки. Фото 11. Скальные ворота проходим по средне-осыпному склону (150м., 20 гр.) и через 30 мин. от стоянки выходим к многочисленным моренным валам. заполняющим верховье долины. Отсюда уже просматривается весь путь подъема на перевал. Еле заметная тропа, отмеченная турами ведет сначала вдоль ручья, затем забирая влево по ходу идет по моренным валам, иногда пересекая снежники, заполняющие моренные карманы и через

35 мин. переходит на склон. Фото 12. Траверсируя склон (средняя и мелкая осыпь, 15 гр.) и постепенно набирая высоту, через 25 мин. подходим под перевальный взлет.

Перевальный взлет представляет собой мелко-осыпной склон (200 м., 25 гр.) со снежно-осыпным кулуаром по середине. Наверху - снежный карниз.

Начинаем подъем вдоль левого по ходу края кулуара (движение плотной группой, самостраховка ледорубом). Фото 14. Крутизна склона постепенно нарастает до 30 гр, осыпь становится более мелкой и очень живой (склон мокрый от тающего свежего снега, выпавшего вчера вечером). В верхней части перевального взлета переходим кулуар и, уходим правее. Последние, самые крутые, 30 м. поднимаемся по простым разрушенным скалам (скалы сухие и идти по ним значительно легче, чем по мелкой мокрой осыпи). Обойдя, таким образом, карниз справа по ходу выходим на седловину перевала. Преодоление перевального взлета заняло 50 мин. Всего от стоянок до перевала - 2 часа 20 мин. Выходим на перевал в 10:30. Высота 3850.

Перевальная седловина широкая, скально-осыпная. Фото 15, 16. Тур с запиской в середине седловины. Мест для стоянки нет. С перевала открывается великолепный вид на одно из красивейших озер хребта Терскей Ала-Тоо - озеро Алакель. На юге хорошо видны седловины перевалов Панорамный (1А) и Черные камни(1Б), хорошо просматривается путь подъема к ним. Немного левее (на юго-востоке) виден ледник и перевал Тарыктор (1Б). Фото 17, 18.

Спуск начинаем в 11:10. От перевального тура вниз косым траверсом вправо по мелкоосыпному склону (25 гр.) уходит хорошо набитая тропа. Спускаемся по ней плотной группой, с самостраховкой ледорубом. Через 150 м. тропа раздваивается: правее уходит тропа в долину реки Кургактор, нам же нужно идти влево к восточному берегу озера. Через 20 мин. спуска подходим к травянисто-осыпным полкам над озером. Спускаться к самому берегу озера нет смысла, так как берега его высокие и скалистые, периодически отвесными стенами уходят в воду, идти по самому берегу озера невозможно.

Еле заметная, часто теряющаяся тропа, отмеченная турами, идет высоко над водой по травянисто-осыпным полкам вдоль восточного берега озера. Через 45 мин. она выводит к берегу озера у места впадения реки, стекающей с ледника Тарыктор. Фото 19,20.

Берег озера здесь пологий с песчаным пляжем. Небольшой скалистый мыс разделяет его на две бухточки. Рядом по заболоченной зеленой поляне извилистой лентой течет река, впадающая в озеро. Вокруг много мест под палатки. Можно выбрать как совсем открытые и широкие, так и более-менее защищенные от ветра. Воду берем в озере. (Вода в реке мутноватая и подход к ней неудобен из-за заболоченного берега). Готовим на газу. Ставим лагерь в 13:30. Высота 3520 м.

Пройденный путь: 3.8 км.

Перепады высот: + 310 м., - 350 м. (660 м.)

Ходовое время:

подход под перевальный взлет 1 час 30 мин.

подъем на перевал - 50 мин

спуск до озера - 25 мин.

вдоль берега озера до зеленых площадок - 45 мин.

Всего: 3 часа 30 мин.

21.07.2006г. Полудневка. 3 ход. день

Снежно-ледовые занятия на леднике Тарыктор.

Сегодня в первой половине дня мы отправляемся на ледник Тарыктор на снежно- ледовые занятия. Ледник и одноименный перевал хорошо видны с места нашей стоянки на ЮВ. Выходим в 10:00 и идем на ЮВ, в направлении пояса бараньих лбов вдоль правого берега реки, стекающей с ледника. Заболоченный участок поймы реки, у ее впадения в озеро обходим левее (по ходу). Перед поясом бараньих лбов место удобное для переправы на левый берег. Русло реки здесь засыпано крупными плоскими камнями, по которым очень удобно идти. Невысокий и некрутой пояс бараньих лбов, имеющий вид ступенек из коротких (по 4-5 м.) отвесных скальных стенок и пологих ровных зеленых полок, проходим по полкам, держась середины. Далее река расходится на два рукава. Начинаются валы конечной морены ледника. Продолжаем держаться середины, идем вдоль правого берега правого рукава реки, где есть отмеченная турами тропа. Через

35 мин. от места стоянки (идем налегке) подходим к языку ледника.

На ледник выходим, обойдя крутую его часть слева по ходу по его правой боковой морене. (20 мин.) Сразу после выхода на ледник одеваем кошки. Язык ледника Тарыктор в основной своей части пологий. Для отработки техники на более крутых склонах уходим на левую (орогр.) его часть. Фото 21. Здесь можно найти короткие стенки до 60 гр. С удобными площадками и безопасным обходом для организации верхней страховки. Кроме этого на закрытой части ледника можно отрабатывать движение в связках по закрытому леднику, а чуть выше на снежных склонах, приемы самостраховки с помощью ледоруба.

Возвращаемся в лагерь к 14:00. Спуск по пути подъема занял 25 мин.

Оставшуюся часть дня - отдыхаем, фотографируем, собираем материал для наших исследовательских работ, корректируем карту, проводим разбор прошедшей акклиматизационно-тренировочной части похода и обсуждаем завтрашний подъем на наш первый перевал 1Б.

Пройденный путь: 1,5 км. (в одну сторону)

Перепады высот: +320 (-320)

Ходовое время:

от берега озера до языка ледника - 35 мин.

обход крутой части ледника по морене - 20 мин.

спуск - 25 мин .

Всего: 1 час 20 мин.

Составил Смирнова Т.

22.07.2006г. Перевал Черные камни. Спуск в долину реки Культор. 5 ход. день

Перевал Черные камни.

Категория - 1Б. Характер - скально-осыпной.

Высота - 3700 м. Ориентация - ЮЗ-СВ

Соединяет озеро Алакель и ущелье Культор.

Выход с места стоянки в 7:05. Седловина перевала с места стоянки не видна, но хорошо просматривается путь подъема в предперевальный цирк. Так как основная часть подъема проходит по осыпным, камнеопасным склонам, каски одеваем сразу в лагере перед выходом. Фото 19.

Идем по уже знакомому нам пути вдоль правого берега реки, стекающей с ледника Тарыктор, обходя левее (по ходу) заболоченный ее берег. Через 10 мин. подходим к месту переправы (русло реки здесь засыпано крупными плоскими камнями, по которым очень удобно идти). Переходим на левый берег реки и начинаем подниматься, оставляя пояс бараньих лбов слева по ходу. Далее движемся вдоль самого левого ручья, выходим на гребень лебовобережной морены и по морене подходим под осыпной склон, ведущий к перевалу. От места переправы 20 мин.

Средне-осыпной склон, ведущий к перевалу, как бы перечеркнут наклонной полкой, которая начинается в средней его части, идет слева направо и выводит прямо в предперевальный цирк. До полки поднимаемся прямо вверх по средне-осыпному склону (200 м., от 25 до 30 гр.). Местами попадаются участки крупной осыпи и выходы простых разрушенных скал. Далее по полке (250 - 300 м., 15 - 20 гр.) выходим в верхний цирк. Весь подъем в верхний цирк идем плотной группой, в касках.

Время подъема - 30 мин. Набор высоты - 200м.

Сам верхний цирк образован осыпными склонами, имеет небольшое озеро, из которого вытекает ручей. Есть места для ночевки под 2-3 палатки.

Перевальный взлет - средне-осыпной склон, засыпанный снегом (100м., 25 гр.)

Фото 22, 23. Набор высоты 50 м. Время подъема - 10 мин. Выходим на перевал в 8:25. Высота 3700.

Перевальная седловина не широкая, скальная, мест для стоянки нет. Тур находится в центральной ее части и хорошо заметен. Фото 24. Обзор с перевала ограничен, на ЮЗ, внизу видно озеро, из которого берет начало река Шаркратма. Фото 25.

Спуск с перевала начинаем прямо от тура. Идем сначала по пологому средне-осыпному склону (15 гр., 50 м.), затем, когда крутизна склона резко увеличивается (до 30 гр.) поворачиваем налево в широкий, неявно выраженный, осыпной кулуар (средняя и крупная осыпь, 100 м., 20-25 гр.). Спускаемся плотной группой, в касках, с самостраховкой ледорубом. Через 15 мин., спустившись на дно долины, поворачиваем направо (З) и еще через 10 мин по пологой средней осыпи и траве подходим к озеру. У берега озера появляются зеленые полянки, на которых есть места для ночевки. Фото 26. Если посмотреть с этого места назад, то путь на перевал будет в левой части склона. От озера сам перевал не виден. Явно выраженная седловина, запирающая верховье долины - ложный перевал, не имеющий простого спуска к озеру Алакель. Фото 27.

Озеро обходим справа (северным берегом), берега его немного заболочены. Через 10 мин. подходим к завалу, через который фильтруется озеро. Проходим его (средняя осыпь, 15 гр., 50 м.) по центру и спускаемся на зеленую террасу с разливом реки. Фото 28. Далее, держимся все время русла реки, переходя с берега на берег. Тропы практически нет. Трава довольно высокая, сочная, много цветов. Река иногда прячется под завалами. Проходим несколько (3) невысоких каменистых ступеней. Вдоль реки появляются заросли кустарника. Идти становится труднее. На последней ступени уходим правее на травянистый склон (до 20 гр.) долины. Через 35 мин. движения от озера, подходим к месту, где река уходит в узкий скальный каньон. Обходим каньон справа по крутому (30 гр., 200 м.) травянистому склону. Фото 29.

По данным отчетов других групп каньон рекомендуется обходить по крутому широкому травянисто-осыпному кулуару, начинающемуся в 100 м. правее от реки. В дождливую погоду, при мокрой траве, наверное, это имеет смысл, но нам показалось удобнее и безопаснее спускаться несколько левее (т.е. не доходя кулуара), прямо по травянистому склону. Он существенно не круче, зато практически без живых камней и спуск по нему в сухую погоду не представляет особых трудностей. Идем плотной группой, серпантином, с самостраховкой ледорубом.

Через 20 мин. спускаемся к руслу реки. Около 50 м. идем вдоль ее правого берега, затем, чуть ниже небольшого водопадика переходим на левый берег, где по описаниям идет слабовыраженная тропа. Находим тропу. Она идет вдоль левого берега реки по крутому травянистому склону, часто теряясь в зарослях кустарника и довольно высокой траве. Наконец, окончательно потеряв тропу, подходим к руслу реки и продолжаем спускаться прямо вдоль русла по очень живой средней осыпи. Фото 30. Впереди уже видно место, где река вновь уходит в скальный каньон. Ориентир - большой скальный выступ на левом берегу реки, поросший арчей. От выхода к руслу реки 40 мин.

От выступа, наконец, начинается хорошая тропа. Она уходит от выступа влево и начинает спускаться крутым серпантином через заросли кустарника. Затем, выйдя на более пологую часть склона, уходит еще левее, траверсирует участок средней осыпи (на которой теряется) в направлении группы первых деревьев. Фото 31. У деревьев тропа вновь становится отчетливой и выводит на берег реки Культор в 300 м. выше по течению от впадения в нее реки Шаркратмы. От выступа, т.е. от начала тропы - 30 мин.

На берегу реки Культор останавливаемся на обеденный привал. Время 12:30.

Ущелье Культор глубокое, с крутыми склонами, дно его покрыто лугами и перелесками. По правому берегу реки идет хорошая тропа. Фото 32. Склон левого берега также исчерчен многочисленными скотопрогонными тропами. Хороших мест для стоянки не видно.

После обеда спускаемся ниже по ущелью Культор (СЗ) до начала тропы на перевал Панорамный. Здесь мы планировали встретиться с группой нашего клуба, совершающей поход 1 к.с. под руководством Сергиевской Н. и встать на ночевку.

Хорошая тропа идет вдоль берега реки. В 500 м. ниже по течению реки хороший мост на левый берег. Еще через 1,5 км, у места начала тропы на пер. Панорамный еще один мост похуже. Переходим по нему на левый берег и чуть ниже по течению на плоском лесистом участке берега реки ставим лагерь (правый берег в этом месте крутой и мест для стоянки на нем нет). Ходовое время от места спуска с пер. Черные камни - 30 мин.

Место для стоянки очень хорошее, уютное, скрытое от ветра и солнца под тенью деревьев. Рядом есть прозрачный ручей (вода в реке Культор мутная, особенно во второй половине дня). Дров много. Останавливаемся здесь на полудневку. Высота 2700 м.

Пройденный путь: 6,5 км.

Перепады высот: + 220, - 1000 м. (1220)

Ходовое время:

подъем от озера Алакель до перевала - 1 час 10 мин.

спуск к озеру - 35 мин.

от озера до начала 1-го каньона - 35 мин.

обход каньона и спуск до начала 2-го каньона - 1 час.

спуск к берегу реки Культор - 30 мин.

спуск по реке Культор до начала тропы на пер. Панорамный - 30 мин. .

Всего: 4 часа 20 мин.

23.07.2006г. Полудневка.

Радиальный выход в а/л Каракол за заброской.

Первую половину дня - отдыхаем, фотографируем, собираем материал для наших исследовательских работ, корректируем карту, пишем тех. описание, а также приводим в порядок личные вещи, личное и общественное снаряжение.

После обеда большая часть группы (8 человек) отправляется в а/л Каракол за заброской. Кроме заброски, цель нашего похода вниз - взять пробу макробентоса в реке Каракол для нашей исследовательской работы.

Выходим в 14:10. От места стоянки по левому берегу р. Культор идем по скотопрогонной тропе вниз по течению реки. Переходим несколько мест, где тропа залита водой (реки или стекающего со склона ручья). Постепенно поднимаемся по тропе от реки, траверсируя крутой поросший лесом склон. Дальше тропа траверсирует отрог, разделяющий долины рек Культор и Онтор. Тропа узкая, периодически пробираемся через кустарник и густой еловый лес. Река шумит далеко справа внизу. Через 30 мин. тропа поворачивает в сторону р. Онтор (на ЮЗ), идем еще 5 мин. и начинаем спуск вниз в направлении на З. Лес здесь уже не такой густой, много троп, протоптанных скотом. Через 10 мин. лес редеет, выходим на травянистые поляны, продолжая идти в З направлении, подходим к р. Онтор (ниже впадения р. Телеты Вост., но выше слияния с Культором). Онтор разделяется здесь на три потока, через каждый из которых сделан крепкий мост из бревен. По этим мостам переходим на левый берег р. Онтор, выходим на грунтовую дорогу и направляемся вниз по долине Каракол. Спустя 35 мин. приходим в альплагерь.

Альплагерь "Каракол", расположенный у места впадения р. Аютор Вост. (левый приток) в р. Каракол, представляет собой две шатровые брезентовые палатки и вагончик. Здесь всегда есть спасатели.

По долине р. Каракол проходит хорошая грунтовая дорога от г. Каракол мимо альплагеря до места впадения р. Телеты Вост. в р. Онтор.

В наш лагерь возвращаемся тем же путем. Обратный путь занял 1 ч 40 мин.

Пройденный путь: 4,2 км.

Перепады высот: -100, + 100

Ходовое время: до альплагеря - 1 час 15 мин., обратно - 1 час 40 мин.

Сорставил: Грачев Д.

24.07.2006г. Подъем по ущелью Культор. Подход под пер. Онтор. 6 ход. день

Выходим в 11:00. Идем вдоль левого берега реки (на ЮВ) у самой воды по не очень явной тропе (хорошая тропа идет выше, траверсом склона). Через 20 мин. подходим к мосту через Культор и еще через 10 мин. к месту впадения правого притока реки Шаркратма, (т.е к месту нашего позавчерашнего спуска с пер. Черные камни). Дальше уже хорошая тропа идет вдоль берега, иногда забираясь на травянистый склон долины, распадаясь там, на несколько "скотопрогонных" троп. Фото 33.

Через 35 мин. подъема подходим к границе леса. Долина поворачивает вправо. Выше невысокая каменистая ступень, перед которой в Культор впадает крупный правый приток. Прямо напротив впадения притока - большая плоская поляна, на которой можно встать на ночевку. Место не очень уютное, открытое ветру и нет чистого ручья.

За 20 мин. поднимаемся по средней осыпи. Долина расширяется, тропа идет траверсом некрутого, поросшего травой и кустарником склона. Выше еще одна ступень, за ней - широкая плоская заболоченная часть долины, которая тянется вперед на 2,5 км. Фото 34. Река разливается на множество рукавов. На заливных лугах пасутся стада коров и лошадей. Тропа идет по самому краю плоской части долины. Довольно часто, чтобы обойти заболоченные участки приходится подниматься на осыпные или травянистые склоны долины. Фото 35.

Через 1 час. 15 мин. долина вновь сужается. Тропа поднимается по некрутому травянистому склону с участками средней осыпи на очередную ступень и через 40 мин. подходит к слиянию двух крупных потоков: правого, восточного (стекающего с ледника Вост Культор) и левого, стекающего с ледника Зап. Культор из-под горы Джигит.

Высота 3250 м.

Выше слияния - вновь плоская, широкая часть долины, мокрые заболоченные луга. Идем верх по левому берегу левого притока. Впереди высится величественная стена горы Джигит и отчетливо виден язык ледника. Начинаются гребни его конечной морены.

Через 30 мин. движения вверх, в сторону языка ледника находим более-менее ровные площадки на заросшей траве морене, недалеко (в 50 м.) от реки. Фото 36. После тщательной разведки, выясняем, что это последнее место перед ледником, где возможны стоянки.

Рядом есть небольшой прозрачный ручей, левый приток, стекающий со склонов долины.

Ставим лагерь в 17:10. Готовим на газу. Высота 3300 м.

Пройденный путь: 8,4 км.

Перепады высот: + 600 м.

Ходовое время:

подъем до впадения р. Шаркратма - 30 мин.

до начала широкой заболоченной части долины - 55 мин.

до впадения потока, стекающего с ледника Джигит - 1 час 55 мин.

до места ночевки под ледником - 30 мин.

Всего: 4 часа 20 мин.

25.07.2006г. Перевал Онтор. Спуск в долину реки Онтор. 7 ход. день

Перевал Онтор.

Категория - 1Б. Характер - скально-ледовый.

Высота - 3900 м. Ориентация - З-В

Соединяет ущелье Культор с ущельем Онтор.

Выходим с места стоянки в 6:00. Идем по морене вдоль самого левого берега реки (Ю). Через 25 мин. подходим к языку ледника. Одеваем кошки. Фото 37.

Язык ледника сильно зачехлен, весь покрыт крупными каменно-ледовыми "грибами". Если у группы нет кошек, подниматься на ледник надо по его левой (орогр.) части. Левая часть ледника больше покрыта мореной, крутизна ее до 15 гр. Рано утром, по смерзшейся морене вполне можно без кошек подняться до пологой части ледника.

Так как у всех членов нашей группы есть кошки, мы выбираем участки более чистого льда и поднимаемся прямо по центру (крутизна 15 гр.), справа (орогр.) от ледовой речки. Фото 38. Затем, выйдя на пологую (до 5 гр.) часть языка ледника, перепрыгиваем речку (ширина до 1 м.) и движемся правее, в сторону поворота ледника, в направлении западного ребра горы Джигит (ЮЮЗ). Седловина перевала пока не видна. Фото 39. Через

45 мин. от выхода на ледник подходим к границе с закрытой его частью. Связываемся.

Продолжаем движение в том же направлении одновременно в связках по закрытому леднику. Фото 40. Идти по смерзшемуся снегу довольно легко. Постепенно за поворотом (на ЮЗ) открывается седловина, запирающая ущелье. Самая низкая, снежная седловина - ложная. Настоящая седловина перевала Онтор - скальная, в виде буквы V, расположена чуть правее. Фото 41. К ней, слева на право по ходу, ведет наклонная скальная полка.

Сразу за поворотом ледник становится круче (до 25 гр.), видны частично закрытые трещины. Чтобы обойти основную часть разрывов, надо держаться левого края ледника, приближаясь к скалам, что в середине дня может быть камнеопасным. Мы проходим этот участок в касках и рано утром. Преодолеваем две неширокие трещины по снежным мостам с попеременной страховкой.

Через 45 мин. от начала закрытого ледника подходим к перевальному взлету - разрушенные скалы (50 м., 40 гр.). Снимаем кошки, убираем веревки и еще через 10 мин. тремя отдельными плотными группами поднимаемся на перевал. (Пока поднимается одна группа, остальные ждут в безопасном от падающих камней, месте.)

На перевал выходим в 9:30. Высота 3900 м. Перевальная седловина узкая щель в скалах. Тур в центре. Фото 42. С перевала на востоке, видны ледник Зап. Культор и гора Джигит, на западе ледники Восточный и Западный Онтор.

Спускаемся с перевала прямо вниз по скально-осыпному кулуару (80м, 30 гр.) Камнеопасно. Спускаемся двумя отдельными плотными группами, в касках, с самостраховкой ледорубом. Фото 43. Через 25 мин. выходим на ледник (правая ветвь ледника Восточный Онтор). Ледник пологий (до 5 гр.), сначала закрытый, с узкими поперечными трещинами. Фото 44. Связываемся. Идем, держа направление левее, на гребень левой боковой морены ледника (ЮЗ). Через 15 мин. выходим на открытый лед и еще через 10 мин. - на гребень морены. Снимаем кошки, развязываемся, убираем веревки.

Идем по гребню левой боковой морены правой ветви ледника (на СЗ), который вскоре переходит в срединную морену ледника Восточный Онтор. Фото 45. Через 45 мин. спускаемся с гребня морены налево, на основное тело ледника Восточный Онтор и продолжаем спуск (СЗ). Ледник открытый, пологий, идем по нему без кошек. Фото 46.

Дойдя до слияния с ледником Западный Онтор, продолжаем спуск сначала вдоль срединной морены объединенного ледника, затем, забирая все время левее подходим к его левому краю. Спускаемся по языку ледника, вдоль его левого края. Через 50 мин. склон становится круче (до 20 гр.), переходим на левую боковую морену и по ней спускаемся к песчанно-галечным площадкам на берегу разлива реки под языком ледника. От выхода на морену 20 мин. Фото 47.

Здесь на песчаной террасе под ледником много хороших площадок под палатки. Есть прозрачный ручей, стекающий с левых склонов долины. Высота 3160 м.

Ставим лагерь в 14:10. Готовим на газу. Фото 48.

Пройденный путь: 10,2 км.

Перепады высот: + 600, - 740 (1340)

Ходовое время:

от ночевок до ледника - 25 мин.

подход по леднику под перевальный взлет -1 час 30 мин.

перевальный взлет (от ледника до перевала) - 10 мин.

спуск на ледник - 25 мин.

по леднику Вост. Онтор до морены - 25 мин.

по морене - 45 мин.

по леднику Западный Онтор - 50 мин.

от ледника до площадок - 20 мин.

Всего: 4 часа 50 мин.

Составил: Кузнецова К.

26.07.2006г. 8 ход. день

Спуск по долине реки Онтор до впадения реки Телеты Вост.

Выход в 11:00. Вниз по левому борту ущелья Онтор, по старой, заросшей травой и редким кустарником, морене идет несколько неявных троп, отмеченных турами. Все они сходятся в узком перешейке (ступени древней морены), ниже которого начинается разлив реки. Фото 49.

Далее тропа идет вдоль самого берега (С). Через 40 мин. тропа, идущая у берега, подтоплена водой. Приходится 20 мин. обходить заболоченный участок по средней и крупной осыпи. Далее тропа становится более отчетливой, идет вдоль берега недалеко от реки по пологим травянистым склонам, иногда пересекая небольшие участки средней осыпи, иногда распадаясь на несколько тропинок (скотопрогонные тропы). Через 1,5 часа от стоянок подходим к озеру. Фото 50. На берегу озера есть площадки под палатки. Останавливаемся здесь на перекус.

Далее продолжаем спуск в том же направлении по хорошей тропе и через 1 час подходим к границе леса. Ущелье становится уже, склоны его круче, река уходит в каньон. Фото 51. Тропа обходит его высоко по левому склону. Фото 52. Через 30 мин. от границы леса проходим большой камень с памятными табличками. Еще через 30 мин. подходим к месту впадения крупного левого притока реки Телеты Восточной. Здесь тропа, наконец, подходит близко к берегу реки. Фото 53.

Склоны ущелья здесь покрыты густым хвойным лесом (тянь-шаньская ель, береза)

Немного не доходя до слияния рек - большая наклонная поляна, в верхнем правом углу, которой начинается тропа в верховье ущелья Телеты Вост. (к перевалам Телеты и Озерный)

У слияния рек, у самого берега реки Онтор (между тропой и рекой) небольшая зеленая ровная полянка, удобная для стоянки (на 6-7 палаток). Есть кострище. Дров много выше по склону, вдоль реки Телеты. Вода в реке Телеты прозрачная, в реке Онтор - мутная. Ставим лагерь в 15:10. Высота 2600 м.

Рядом большой каменный валун (высотой около 8 м.), на котором можно устроить скальные занятия. На вершине валуна есть несколько шлямбурных крючьев. Фото 54.

После обеда отправляемся в а/л Каракол за заброской. Переходим реку Телеты по бревнам. Сразу за рекой начинается лесная дорога, по которой через 10 мин. подходим к слиянию рек Онтор и Культор, образующих реку Каракол. У самого впадения расположен мост через реку Онтор. На большой поляне у берега реки Онтор несколько юрт. Ниже, еще 15 мин. дорога идет по широкой плоской долине Каракол. Дно долины открытое. Выше по склонам - лес. А/л Каракол состоит из несколько палаток, флагштока с флагом и вагончика-бани. Фото 55. Здесь можно оставить заброску, можно при необходимости заказать что-нибудь из продуктов или другого необходимого (батарейки, фотопленка, газовые баллоны). Все это привезут снизу на следующий день. Здесь же расположена ПСС.

Обратная дорога заняла 40 мин.

Пройденный путь:10,8 км.

Перепад высот: -560 м.

Ходовое время:

от места ночевок под ледником Онтор до впадения реки Телеты - 3 часа 30 мин.

до а/л Каракол - 25 мин.

обратно от а/л Каракол до впадения реки Телеты - 40 мин.

27.07.2006г. ДНЕВКА.

Первую половину дня проводим скальные занятия.

Параллельно с этим - отдыхаем, фотографируем, собираем материал для наших исследовательских работ (берем две пробы в реке Онтор и Телеты), корректируем карту,

пишем тех описание.

Во второй половине дня - разбираем заброску, приводим в порядок снаряжение. Вечером проводим разбор прошедшей первой половины похода и обсуждаем следующую, наиболее технически сложную часть маршрута.

28.07.2006г. Подъем по ущелью Телеты Вост. 9 ход. день

Выходим в 11:00. От места стоянки вверх по лесистому склону вдоль правого берега реки Телеты Вост. идет хорошая тропа. (З) Чуть выше по ущелью Онтор, пересекая большую наклонную поляну, также начинается тропа, ведущая в верховье ущелья Телеты Вост. Обе тропы соединяются в правом верхнем углу поляны. Далее тропа идет серпантином по довольно крутому лесистому склону (до 30 гр.) высоко над рекой и через 50 мин. поднимается на ступеньку долины. Набор высоты 240 м.

Здесь граница леса. Далее склон выполаживается до 10 -15 гр.. Тропа теперь идет по травянистым террасам, иногда пересекая заросли кустарников, по прежнему довольно далеко (в 50 м.) от реки. (ЮЗ) Фото 56.

Через 40 мин. тропа выходит на плоскую зеленую террасу и, наконец, подходит вплотную к берегу реки. Здесь у самого берега хорошее место для стоянки. Встаем на ночевку. Готовим на газу. Вода в реке Телеты Вост., рядом, прозрачная. Фото 57.

С места стоянки видны перевалы Панорамный (1А) на СВ и Телеты (1А) на ЮЗ. Нашего перевала Озерный еще не видно. Высота 3120 м.

Пройденный путь: 2,4 км.

Перепад высот: 520 м.

Ходовое время: 1 час 40 мин.

Составил: Смирнова Т.

29.07.2006г. Перевал Озерный. 10 ход. день

Перевал Озерный.

Категория - 1Б. Характер - скально-ледовый.

Высота - 3700 м. Ориентация - С - Ю

Ведет с ледника Озерный на ледник Озерный Джеты-Огузский,

соединяет ущелье Телеты Вост. и ущелье Телеты Зап..

Выходим с места стоянки в 9:00. Идем вверх по ущелью правым берегом реки по хорошей тропе (ЮЗ). (По другому, левому берегу реки также идет тропа.) Тропа идет по альпийским лугам, чередующимся с участками средних осыпей правого борта долины, плавно набирая высоту. Осыпи обходятся у самой воды.

Немного не доходя до ручья, вытекающего из-под перевала Озерный, уходим налево на зеленые террасы над ручьем. От места стоянки - 50 мин. Фото 58.

Отсюда возможны два варианта подъема к леднику. Один вариант - это подъем по некрутому травянистому склону под скалы слева по ходу. Под скалами идет тропа, выводящая на мощные моренные валы, по которым можно выйти к леднику.

Мы выбираем другой вариант. Продолжаем движение вдоль правого берега ручья (Ю),

(Фото 59) обходя несколько невысоких ступеней "бараньих лбов" по травянистым полкам слева по ходу, затем по камням переходим ручей и по тропе, идущей по его левому берегу, подходим под "бараньи лбы", перегораживающие долину. Кажущиеся издали сплошной стеной, они, однако, легко проходятся по центру. Через 55 мин., преодолев "бараньи лбы", выходим на конечную морену ледника и по ней еще через 25 мин. походим к языку ледника. Фото 61.

Ледник Озерный пологий (5-10 гр.), практически без трещин, открытый. Идем по его середине, сначала без кошек. В верхней части открытый лед покрыт небольшим слоем мокрого снега, становится скользко. Фото 62. Одеваем кошки. Справа по ходу проходим карман между круто падающим левым краем ледника и левой боковой мореной, в котором, по данным прочитанных нами отчетов, должно находиться озеро. Озера нет. Карман забит снегом. Впереди на ЮЗ хорошо видна широкая седловина перевала Озерный. Фото 63, 64.

Перевального взлета так такового нет. На перевал выводит средне-осыпной склон, слегка присыпанный снегом (50 м.,10-15 гр.). От выхода на ледник 55 мин.

Седловина перевала очень широкая, по ней течет слегка мутноватый ручеек. Тур в центре седловины. Высота 3700 м. Выходим на перевал в 14:20.

С перевала на севере виден лишь ледник Озерный, на юге открывается вид на огромное ледниковое плато Ледника Озерный Джеты -Огузский, перевал Рижан (1Б,4100), на юго-востоке - пик Дементьева (4200) и одноименный перевал (1Б,3900). Фото 65.

Вокруг очень много площадок под палатки. Выбираем места для ночевки в западной части седловины, укрытые от ветра невысокими скалами. Воду берем в ручье. Готовим на газу.

Пройденный путь: 5,2 км.

Перепады высот: + 580 м.

Ходовое время:

от места стоянки до ручья из-под пер.Озерный - 50 мин.

до ледника - 1 час 20 мин.

от выхода на ледник до перевала - 55 мин.

Всего: 3 час 05 мин.

30.07.2006г. Перевал Рижан. Спуск в ущелье Айланыш. 11 ход. день

Перевал Рижан.

Категория - 1Б. Характер - снежный.

Высота - 4100 м. Ориентация - СВ - ЮЗ

Ведет с ледника Озерный Джеты-Огузский в долину Арчатор,

соединяет ущелье Телеты Зап. и ущелье Арчатор (Айланыш).

Выходим в 6:00. С перевала Озерный на юге хорошо видна снежная седловина перевала Рижан с небольшим бергшрундом под ней. Отлично просматривается весь путь подъема на перевал. Фото 66. Так как подъем на перевал идет по закрытому леднику,

системы и каски одеваем сразу в лагере перед выходом.

По крутому средне-осыпному склону (80 м., 30 гр.) за 5 мин. спускаемся на открытое ледниковое плато ледника Озерный Джеты-Огузский. Одеваем кошки. Идем, пересекая ледниковое плато, держа направление на перевал (Ю).

Через 30 мин. подходим к закрытой части ледника. Связываемся. Продолжаем движение одновременно в связках, в направление к перевалу. Фото 68. Еще на пологой части ледника переходим по снежным мостам две довольно широкие трещины с попеременной страховкой. Дальше склон становится круче, до 20 гр. Зону крупных разрывов обходим справа по ходу, ближе к скалам. Через 45 мин. выходим в широкую мульду под перевальным взлетом.

Перевальный взлет снежный (300 м., 25 гр.), с зоной трещин и участком открытого льда в центре (в наиболее крутой части взлета) и небольшим бергшрундом в самой верхней части, перед самой седловиной. Фото70. Продолжаем идти одновременно в связках. Поднимаемся серпантином, выбивая ступени, с самостраховкой ледорубом, обходя зону трещин и открытого льда, справа по ходу. Бергшрунд проходим с перильной страховкой. Перила закрепляем на ледорубах. (Первый участник первой связки выходит вверх с нижней страховкой и организует перила для остальных участников группы.) Фото 71, 72, 73. Перевальный взлет преодолеваем за 55 мин.

На перевал выходим в 9:10. Высота 4100.

Перевальная седловина на самом деле довольно узкая, скальная (издали она выглядит широкой и снежной). В центре ее - большой камень с памятной табличкой погибшему горному туристу. Рядом - тур. Фото 75.

С перевала на севере открывается вид на ледник Озерный Джеты-Огузский, отлично видна седловина перевала Озерный, на севере, а на юге, за ближайшим хребтом возвышается снежно-скальная стена пика Каракольский.

С перевала спускаемся по крутому средне-осыпному склону (100 м., 25-30 гр.) 5 мин. до ледника Арчатор Сев. Фото 76, 77. У выхода на ледник вновь связываемся. Далее идем вниз по пологому (5 гр.) закрытому леднику вдоль правого его края (на ЮЗ) одновременно в связках. Небольшие поперечные трещины перепрыгиваем или переходим по снежным мостам. Фото 78, 79.

Через 30 мин. подходим к ледниковой ступени. Склон становится круче, трещины шире. Преодолеваем широкую трещину (до 2,5 м.) по снежному мосту с попеременной страховкой (снег уже раскис, и мост довольно легко разрушается). Далее подходим вплотную к самому левому краю ледника, обходя зону разрывов справа и спускаемся по открытому ледовому склону (прусский шаг, самостраховка ледорубом) (40 м.,20 гр.) на пологую открытую нижнюю часть ледника. Фото 80.

Развязываемся. Продолжаем спуск (на З) по открытому, слегка зачехленному языку ледника забирая левее, и таким образом подходим к его левому краю. Язык ледника Арчатор Сев. в своем конце обрывается отвесной ледовой стеной с большим гротом в озеро. Фото 81.

Не доходя до обрыва, переходим на левую боковую морену и по ней выходим на берег озера. Фото 82. От выхода на ледник 1 час 20 мин. (Спускаться с ледника справа, на наш взгляд, менее удобно, гребни морен там круче, их несколько, придется перебираться с одного на другой).

Далее идем вдоль левого (Южного) берега озера. Дойдя до его конца, переходим по камням ручей, вытекающий из него, и продолжаем спускаться вдоль правого берега ручья по некрутой средней осыпи (З). Почти сразу же проходим стоянки, отмеченные большим туром, с выложенными площадками под несколько (7-8) палаток. От стоянок вдоль ручья идет неявно выраженная тропа, которая вскоре совсем теряется.

Перед нами внизу открывается широкая долина заполненная лабиринтом из гигантских старых моренных валов. По описаниям из других отчетов мы знаем, что надо забирать правее (на СЗ), стараться идти траверсом правого борта долины, таким образом, обходя бесчисленные валы морены. Что мы и делаем. Не смотря на это, без плутания между гребнями морены не обошлось. Наконец внизу показывается зеленая терраса и, похожий на небольшое озеро, разлив реки. Фото 83, 84. Подходим к нему через 1 час 30 мин. от озера под ледником.

У разлива реки начинается тропа, которая идет вниз по ущелью (на З) по травянистым террасам вдоль правого берега реки, иногда обходя заболоченные участки берега. Через 50 мин. у границы леса (Фото 85), тропа отходит от берега, уходит правее, поднимается на травянистый склон ущелья над лесом. Около 10 мин. она идет траверсом склона над лесом, затем начинает спускаться, входит в лес и крутым серпантином спускается на дно ущелья. Через 30 мин. тропа подходит к слиянию рек Айчатор и Айланыш.

Дно ущелья Айланыш, как и его склоны, покрыто густым хвойным лесом. (В ущелье, со слов местных жителей, водятся волки и медведи). У берега реки есть небольшие ровные полянки, на которых можно встать на ночевку. Место уютное, и очень живописное. Вода в реке Айланыш мутная, но с правых склонов ущелья стекает небольшой чистый ручеек. Дров много. В лесу есть грибы, на полянах вдоль берега реки растет щавель. Отличное место для дневки. Высота 2720 м.

Встаем лагерем в 16:40.

Пройденный путь: 11,4 км.

Перепады высот: + 400 м., - 1380 (1780)

Ходовое время:

подход под перевальный взлет - 1 час 20 мин.

подъем на перевал - 55 мин.

спуск до озера под ледником - 1 час 25 мин.

от озера под ледником до террасы с разливом реки - 1 час 30 мин.

спуск до слияния рек Айчатор и Айланыш - 1 час 30 мин.

Всего: 6 часов 40 мин.

31.07.2006г. ДНЕВКА

Классическая дневка. После 3 дней пребывания в высокогорье (на высоте более 3000 м.) - отдых в лесной зоне. Стираем и сушим вещи, приводим в порядок снаряжение. Большое количество дров позволяет устроить баню.

И конечно, собираем материал для наших исследовательских работ. Фотографируем и записываем растения, берем две пробы в реках Айчатор и Айланыш.

1.08.2006г. Спуск по ущельям Айланыш и Джеты-Огуз. 12 ход. день

Подъем по ущелью Телеты Зап.

Выходим в 10:00. Идем вниз по ущелью Айланыш вдоль правого берега реки по хорошей тропе (СЗ). Вскоре (через 10 мин.) тропа выходит из леса. Ущелье постепенно расширяется, дно его становится открытым, с небольшими перелесками. Фото 86. Хорошая тропа идет не петляя, с плавным сбросом высоты. Идти по ней легко. Через 30 мин. подходим к месту впадения реки в Джеты-Огуз.

У места впадения широкий разлив реки. Фото 87. В конце разлива, на правом берегу юрта. Фото 88, 89. Тропа продолжает идти правым берегом. Еще через 35 мин., у места впадения крупного левого притока - Чатыртер, ущелье несколько сужается. Лес подходит ближе к берегу реки. Фото 90. Тропа продолжает идти по лесу, иногда выходя на открытое пространство и, через еще 40 мин. подходит к месту впадения правого крупного притока - реки Телеты Зап.

Высота 2574 м.

У места впадения - мост через реку Телеты Зап. У моста на правом берегу реки Телеты деревянный дом. Фото 91. Ниже по ущелью Джеты-Огуз идет автомобильная лесная дорога. Она же переходит реку Телеты Зап. по мосту и продолжает идти вверх по ущелью Телеты крутым серпантином поднимаясь на левый склон ущелья. Идем по этой дороге вверх по ущелью.

Начало ущелья Телеты узкое, с очень крутыми лесистыми склонами. Фото 92. Дорога, поднявшись на левый склон ущелья, идет высоко над рекой. Через 30 мин. ходового времени дорога заканчивается у юрты. Дальше идет хорошая тропа. Выше юрты ущелье немного расширяется, лес редеет, появляются небольшие полянки. Переходим ручей, но мест для стоянки рядом нет.

Через 45 мин.от юрты подходим к месту впадения реки Аютор Зап., правого притока реки Телеты Зап. Немного не доходя впадения реки Аютор Зап. переходим по мосту из нескольких бревен на правый берег реки Телеты Зап. Здесь можно вполне комфортно встать на ночевку. Высота 2800 м. Фото 93,94, 95.

Вокруг широкие альпийские луга, на которых пасутся стада лошадей и коров. Но у реки можно найти неплохое место для стоянки. Вода в реке Аютор Зап. прозрачная. Готовим на газу. Но при необходимости вполне можно собрать дров для костра.

Встаем лагерем в 17:15.

Пройденный путь: 10,8 км.

Перепады высот: - 220м., + 580 м. (800)

Ходовое время:

вниз по ущельям Айланыш и Джеты-Огуз - 1 час 55 мин.

вверх по ущелью Телеты Зап. - 1 час 15 мин.

Всего: 3 часа 10 мин.

Составил: Сергиевская Я.

2.08.2006г. Подход под перевал Аютор. 13 ход. день

Разведка верхних цирков ущелья Аютор Зап.

Выходим в 11:00. идем вверх по ущелью Аютор Зап. вдоль левого берега реки. Кое-где есть наметки тропы. Остатки леса у места впадения в реки Аютор в реку Телеты остаются внизу. Впереди - широкие альпийские луга, простирающиеся вплоть до невысоких скалистых хребтов окаймляющих долину. Фото 96. Через 1 час 10 мин. подходим к месту, где ущелье разветвляется на три ветви. Из восточной, (правой по ходу) ветви и центральной стекают ручьи. Сливаясь, они образуют реку Аютор Зап. Из западной (левой по ходу) идет лишь сухое русло. Наш перевал Аютор находится в западном цирке ущелья.

Убедившись, что встать на ночевку выше невозможно, на небольшом, ровном участке берега реки, у самой воды ставим лагерь. Это последнее более-менее плоское место. Далее склоны становятся существенно круче. Фото 101. К тому же выше, по пути к нашему перевалу нет воды. Высота 3220 м. Ставим лагерь в 13:50. Готовим на газу.

Пройденный путь: 2,1 км.

Перепад высоты: + 420 м.

Ходовое время: 1 час 10 мин.

Надо отметить, что еще в Москве долина реки Аютор Зап. заинтересовала нас тем, что в его верховьях расположено много перевалов, ведущих в разные долины. Большинство этих перевалов мало хожены и описаний их нет ни в Московских библиотеках, ни в Интернете. Мы решили заключительную часть нашего похода посвятить разведке верховьев долин Аютор Зап., Аютор Вос. и Ирдык.

После обеда в 15:00. выходим на разведку верхних цирков ущелья Аютор Зап. Для этого делимся на три группы. Каждая группа возглавляется руководителем, зам. руководителя или помощником и берет с собой фотоаппарат, аптечку и радиостанцию. Назначаем контрольное время на 18:00.В лагере оставляем дежурных также с радиостанцией. По данным разведки составляем тех описание и орографическую схему (см. картографический материал), а также в разделе иллюстрации приводим некоторые фотографии.

Радиальный выход в восточный цирк ущелья Аютор Зап. под перевалы Призывников (1Б, 3970) и Гастелло (1Б, 4000)

От места стоянки переходим на левый берег реки Аютор Зап. Поднимаемся на травянисто-осыпной склон левого борта ущелья вдоль пересыхающего левого притока реки. Фото 97. Выходим на пологую часть долины. Продолжаем движение вдоль левого берега левого притока реки Аютор Зап., обходя валы старой заросшей травой морены справа по ходу. Русло ручья почти полностью уходит под среднюю осыпь. Путь преграждает высокий моренный вал, который также удобнее обойти справа по ходу.

С мореного вала, наконец, открывается панорама цирка. Прямо по ходу (В) Замыкающая ущелье вершина 4210, с которой стекает ледник. Левее ее расположен перевал Гастелло(1Б, 400). Путь к нему идет по довольно крутому открытому леднику, стекающему из-под вершины 4210. Фото 99. С ледника начинается левый приток реки Аютор Зап., который падает небольшим красивым водопадом. Еще левее расположена вершина Гастелло (4171), и левее ее - перевал Призывников (1Б,3970). Седловина перевала Призывников не видна. Она скрыта, расположенной еще левее скальной вершиной Аютор (4320). К перевалу ведет крутой осыпной склон. Фото 100.

С юга цирк ограничивает невысокий скальный хребет с крутыми осыпными кулуарами. Перевалов и вершин в этой части хребта нет. Дно цирка пересечено моренными валами, между которыми течет ручей - левый приток реки Аютор.Зап. У ручья много пологих травянистых площадок.

Ходовое время (вверх) - 1 час 20 мин.

Радиальный выход в центральный цирк ущелья Аютор Зап. под перевалы Аютор Центральный (3А.3950) и Аютор Южный (Жукова) (2Б, 4000).

Цирка, замыкающего центральную ветвь ущелья Аютор Зап. с места нашей стоянки не видно, он скрыт за поворотом . 35мин. поднимаемся по травянистому (25 гр.) склону в направлении широкого проема между монолитной скальной вершиной справа и коротким скалистым участком хребта (СВ), возвышающимся слева по ходу, затем поворачиваем левее (С) и продолжаем подъем по средней осыпи( 20 гр.) Через 30 мин. нам открывается крутые скально-осыпные склоны цирка и узкая скальная седловина, расположенная между вершинами Аютор (4320) и Пик Тюленина (4240) - пер. Аютор Южный (Жукова) (2Б, 4000). Фото 98.

Перевал Аютор Центральный (3А,3950) расположен в самом левом (северном) углу цирка, значительно левее пика Тюленина и выраженной седловины с этой стороны не имеет.

Ходовое время: 1 час 05 мин.

Третья группа провела разведку западного цирка ущелья Аютор. Зап. и подхода к перевалу Аютор (1А,3860), на который мы отправляемся завтра.

Составил Бардашев В.

3.08.2006г. Перевал Аютор, перевал Иссыккульские перья. 14 ход. день

Спуск в долину реки Ирдычка.

Перевал Аютор.

Категория - 1А. Характер - осыпной.

Высота - 3860 м. Ориентация - З - В.

Соединяет ущелье Аютор Зап. и ущелье Аютор Вост.

Выходим в 6:00. Ранний выход обусловлен камнеопасностью прохождения перевала Аютор, а также необходимостью иметь достаточный запас светового времени для прохождения перевала Иссыккульские перья, если невозможно будет организовать ночлег между перевалами.

С места ночевки поднимаемся по крутому травянистому склону ( 25 гр.) вдоль левого берега пересохшего русла ручья, идущего из западного цирка ущелья Аютор Зап. Выходим на широкую травянистую террасу. От места ночевка 40 мин.

Отсюда уже открывается вид на весь скально-осыпной цирк. Он ограничен невысокими скальными хребтами, с неярко выраженными перевальными седловинами и вершинами. Дно его покрыто старыми, заросшими травой моренами. Прямо по ходу, в северо-восточном углу цирка расположена скальная вершина Ашутор (3900). Это узловая вершина, замыкающая ущелья Аютор. Зап., Аютор Вост. и Ирдычка. Левее (западнее) от нее видна узкая скальная седловина перевала Вестра (1Б,3890), а еще левее, за небольшим скальным отрогом - перевал Аютор Зап. (1Б,3890). Эти перевалы ведут в ущелье Ирдычка. Ко всем перевалам ведут крутые скальные кулуары.

Наш перевал находится в самой правой (восточной) части цирка и седловина его пока скрыта от нас скалистым отрогом хребта, ограничивающим цирк с юго-востока.

Фото 102.

Поднимаемся по пологим травянисто-осыпным склонам, забирая правее, заворачиваем за скальный отрог, и через 35 мин. выходим на очередную травянистую террасу. Отсюда уже видна вся правая часть цирка и, в самом углу, осыпная седловина перевала Аютор. К перевалу ведет крутой осыпной кулуар (мелкая и средняя осыпь, 250 м., 30 - 35 гр.) Фото 103.

Одеваем каски. За 10 мин. по пологой средней осыпи подходим под перевальный взлет. Нижнюю, средне-осыпную часть взлета поднимаемся серпантином, плотной группой, с самостраховкой ледорубом. Выше склон становится круче, осыпь переходит в мелкую, идти становится труднее. Переходим на левый край кулуара, где есть участки средней осыпи. Осыпь очень живая. Идем, тщательно выбирая путь, по участкам, сложенным из более крупных камней. Верхнюю треть кулуара (мелкая осыпь и конгломерат, 50 м., 35 гр.) обходим слева по ходу по простым разрушенным скалам

(до 40 гр.). Фото 104. На скалах много живых камней. Проходим отдельные участки скал двумя плотными группами. (Во время движения одной группы, другая ожидает в безопасном от падающих камней месте.)

Через 55 мин. от начала подъема на перевальный взлет выходим на перевал. Высота 3860 м. Время выхода на перевал 9:15.

Перевальная седловина узкая скальная. Фото 106. В центре седловины есть тур с запиской альпинистов, где перевал назван "данный перевал". Мы же уверены в том, что это перевал Аютор (1А), так как

1. по данным нашего изучения западного цирка ущелья Аютор Зап. это единственный простой путь в ущелье Аютор Вост.,

2. он полностью соответствует, единственному, найденному нами, описанию 1953 года.

С перевала открывается вид на верховья ущелий Аютор Зап. (Фото 105) и Вост. На СВ виден массив Иссыккульские перья, рядом с которым находится наш следующий перевал (самой седловины перевала не видно) Фото 107. Намечаем путь к нему по широкой полке на склонах левого борта ущелья Аютор Вост. Далекие вершины с перевала видны плохо из-за низкой облачности.

Вниз на восток с перевала уходит такой же крутой, как и на подъеме, но более длинный осыпной кулуар (мелкая и средняя осыпь и конгломерат, 350 м.,30 - 35 гр.)

Фото 108, 109. Внизу кулуар расширяется, выполаживается и плавно переходит, сначала в снежный склон (30 м., 25 гр.), а затем в пологую среднюю осыпь. Обходим небольшой снежный карниз, свисающий с перевальной седловины на восток, слева, и за 30 мин. спускаемся с перевала на дно цирка. Осыпь мокрая, живая и очень скользкая. Спускаемся, выбивая ступени пятками ботинок, как по снегу, одной очень плотной группой, с самостраховкой ледорубом (и конечно в касках). Фото 110.

Спустившись на осыпное дно цирка (высота 3700 м.), уходим налево, пересекаем старые моренные валы и за 25 мин. поднимаемся по средней осыпи (50 м. 20 гр.) на широкую горизонтальную травянисто-осыпную полку на склоне левого борта долины.

С полки открывается вид на перевалы южной и западной части верховьев ущелья Аютор Вост. На юге виден перевал Аютор Южн. (Жукова) (2Б, 4000), между главенствующей вершиной Аютор (4320) и пиком Тюленина (4240) Фото 111. Седловина перевала Аютор Центральный (3А, 3950), расположенная правее пика Тюленина скрыта скальным отрогом. Фото 112. На северо-западе видны скально-осыпная седловина перевала Аютор Сев. (1Б, 3840), ведущая на ледник в ущелье Ирдычка. Фото 113.

Перевал Иссыккульские перья.

Категория - 1Б. Характер - осыпной.

Высота - 3900 м. Ориентация - В-З.

Соединяет долины рек Аютор Вост. и Ирдычка.

По широкой травянисто-осыпной полке идем на СВ, траверсируя склон левого борта ущелья без потери высоты. Через 35 мин. подходим к отрогу хребта, отделяющего северную ветвь ущелья Аютор Вост., ведущую к массиву Иссыккульские перья. Обогнув отрог, поворачиваем налево (на СЗ) и траверсом склона с небольшим сбросом высоты еще за 10 мин. по пологим разрушенным скалам выходим к берегу ручья, самого левого притока реки Аютор Вост., вытекающего из-под массива Иссыккульские перья.

Поднимаемся вдоль левого берега ручья (СЗ) по средней осыпи (Фото 114), преодолеваем участок крупной осыпи, перегораживающей ущелье. Затем по крутому (150 м, 30 гр.) средне-осыпному склону обходим слева по ходу ступень "бараньих лбов" с водопадом и через 50 мин. попадаем в верхний цирк под скальным массивом Иссыккульские перья. На осыпном склоне появляются туры, маркирующие тропу.

В правой части цирка, правее (восточнее) от Иссыкульских перьев видна седловина перевала Козья тропа (1А, 3700) и крутой осыпной склон, ведущий к ней. Фото 115. Слева от Иссуккульских перьев, примыкая почти вплотную к отвесным скалам массива, расположена седловина нашего перевала. Фото 116. К нему также ведет длинный крутой осыпной склон (средняя и мелкая осыпь, конгломерат, 350 м., 30 -35 гр.), внизу засыпанный снегом. По снежному склону поднимаемся серпантином, с самостраховкой ледорубом. По осыпи идем плотной группой, также с самостраховкой ледорубом, придерживаясь левого края кулуара. В верхней части переходим на простые разрушенные скалы ( 30 м.,40 гр.) Проходим отдельные участки скал двумя плотными группами. (Во время движения одной группы, другая ожидает в безопасном от падающих камней месте.) Преодолеваем взлет за 1 час 10 мин. Выходим на перевал в 14:10. Нам открывается неожиданно широкая, скально-осыпная седловина. Фото 117.

Высота 3900 м. Есть небольшая площадка под одну палатку. Воды нет. Тур в центре. Есть записка в которой перевал ошибочно назван Аютор (1А) (Ошибку подтверждает то, что группа собиралась спускаться с него в долину реки Аютор Зап.)

С перевала открывается вид на вершину Ашутор (3990) и стекающий с нее на север ледник. Хорошо видны седловины перевалов Аютор Зап.(1Б, 3890) и Вестра (1Б,2890) , справа от вершины Ашутор, и Аютор Сев.(1Б,3840) -слева. Фото 118.

С перевала в долину реки Ирдычки ведет широкий некрутой мелко-сыпной склон (300 м., 25 гр.). Фото 120. По нему за 20 мин. (плотной группой, самостраховка ледорубом) спускаемся к правой боковой морене ледника. Перелезаем через невысокий гребень морены и выходим на пологий открытый, практически без трещин, ледник. Фото 119.

Одеваем кошки, и спускаемся, пересекая ледник в направлении его левого края. Перед самым окончанием ледника переходим на левую боковую морену и по ней спускаемся к берегу озера под ледником. Фото 121. От места спуска с перевального взлета - 40 мин.

Обходим озеро слева по его западному берегу, и продолжаем спускаться по гребню правобережной морены. Внизу уже видна зеленая терраса с голубой лентой реки, на которой можно остановиться на ночевку, но путь к ней преграждает завал из крупной осыпи. Преодолеваем завал по середине (здесь камни лежат более плотно и идти легче), пробираясь в лабиринте между каменных валунов, иногда свободным лазанием с гимнастической страховкой. Фото 122. Через 1 час 20 мин. выходим на зеленую террасу под завалом на правый берег реки. Фото 123. Здесь начинается хорошая тропа. Место ее начала отмечено большим туром.

Здесь же, на зеленых площадках, на берегу реки встаем на ночевку. Высота 3420 м. Вода в реке прозрачная. Готовим на газу. Ставим лагерь в 18:10.

Пройденный путь: 7,5 км.

Перепады высот: + 640, - 240 , + 300, - 480 (1660)

Ходовое время:

подход под перевальный взлет пер. Аютор - 1 час 25 мин.

подъем на перевальный взлет пер. Аютор - 55 мин.

спуск с перевала на дно цирка - 30 мин.

подход под перевальный взлет пер. Иссыккульские перья - 2 часа

подъем на перевал - 1 час 10 мин.

спуск с перевала на боковую морену ледника - 20 мин.

спуск до озера под ледником - 40 мин.

от озера до зеленой террасы - 1 час 20 мин.

Всего: 7 часов 10 мин.

Наши впечатления:

Прохождение перевала Аютор - сомнительное удовольствие. Однако - это единственный простой путь соединяющий ущелья Аютор Зап. Вост. Перевал Иссыккульские перья нам понравился гораздо больше. Он, несомненно, самый логичный и красивый из всех перевалов ведущих из ущелья Аютор Вост. в Ирдык.

Путаница с названиями в записках, снятых с перевалов, лишний раз убедила нас в полезности наших исследований. Мы надеемся, что наша информация, схемы и фотографии помогут другим туристским группам разобраться в этом "узле".

4.08.2006г. ДНЕВКА (ОТСИДКА)

Весь день идет сильный дождь. Используем запасной день на непогоду.

Весь день сидим в палатках (поставленных в форме "клеверного листа", с натянутым тентом в центре). Чиним одежду и снаряжение, пишем дневники и тех.описание, поем песни. Вечером дождь стихает, облака развеваются. Внизу видны огни города Каракол.

5.08.2006г. 15 ход. день

Спуск по долинам рек Ирдычка и Кызыл-Джар до слияния с рекой Ирдык.

Выходим 10:40. Идем по хорошей тропе вдоль правого берега реки Ирдычка. Ущелье широкое, пологое, покрыто лугами и редким кустарником. Сразу за зеленой террасой, местом нашей стоянки, встречаем большие стада коров и овец. Через 1 час 50 мин. подходим к мосту через реку Ирдычка. На обоих берегах начинается негустой лес. Тропа продолжает идти и по правому берегу, но лучше перейти на левый. Там расположен кош. От него идет набитая конная тропа. Она поднимается на поросший лесом широкий гребень - водораздел между реками Кызыл-Джар и Ирдычка и некоторое время (около 30 мин.) идет по гребню. С гребня открывается замечательный вид на два ущелья - Кызыл-Джар и Ирдычка. В ущелье Кызыл-Джар, видны выделяющиеся на фоне темно-зеленого леса ярко красные выходы скал. Через 45 мин. от моста тропа переходит на открытый травянистый склон правого борта ущелья Кызыл-Джар и еще через 25 мин. спускается к Ирдычка вблизи от впадения ее в реку Кызыл-Джар. Здесь стоит юрта. От юрты начинается грунтовая дорога. Она переходит реку Ирдычка по хорошему мосту и уходит на север, через широкий луг (пологий ровный правый берег реки Кызыл-Джар), срезая угол между реками.

Надо отметить, что у слияния рек Кызыл-Джар и Ирдычка настоящий лес заканчивается. У самого слияния - лес высокий, красивый, в основном еловый, но есть пихты и даже отдельные группы сосен, а на опушке леса березки, как в средней полосе России. На левом берегу реки Кызыл-Джар, в лесу, несколько вдали от юрт можно встать лагерем. Много дров. Это последнее по-настоящему хорошее место для ночевки и лучше планировать ее здесь.

Но мы не зная этого, проходим дальше. У моста, на правом берегу реки Ирдычка, и у места слияния рек, на левом берегу реки Кызыл-Джар расположены юрты. Через 40 мин. движения, дорога подходит близко к реке Кызыл-Джар. Вдоль реки - узкая полоска густого лиственного леса. Здесь на правом берегу реки есть полянка, пригодная для стоянки. Но на левом берегу реки, довольно близко (в 300 м.) крупный кош. От коша, по левому берегу реки также идет грунтовая дорога. Моста перед кошем нет, и местные жители переходят реку в брод.

Продолжаем спускаться по грунтовой дороге дальше. Через 25 мин., не доходя 15 мин. до кордона заповедника, расположенного чуть ниже слияния рек Кызыл-Джар и Ирдык, слева от дороги, на самом берегу реки находим довольно уютное место для стоянки.

Зеленые площадки скрыты от дороги густыми зарослями облепихи и ивы. Дров не много, но вполне можно готовить на костре. Вода в реке Кызыл-Джар, немного мутноватая.

Высота 2050 м. Встаем лагерем в 15:30.

Пройденный путь: 13,2 км.

Перепад высот: 1370 м.

Ходовое время:

от зеленой террасы под мореной до моста через реку Ирдычка - 1 час 50 мин.

от моста до слияния рек Ирдычка и Кызыл-Джар - 1 час 10 мин.

от слияния рек Ирдычка и Кызыл-Джар до места стоянки - 1 час. 05 мин.

Всего: 4 часа 05 мин.

Составила: Баскакова Н.

6.08.2006г. Спуск к кордону заповедника и переезд к берегу оз. Иссык-Куль.

Выходим в 9:40 и по хорошей грунтовой дороге, за 15 мин., к назначенному времени (10:00) подходим к кордону заповедника, где нас ожидает автобус. Здесь наша пешеходная часть маршрута заканчивается.

На автобусе за 2 часа доезжаем до поселка Пристань Пржевальск, где останавливаемся лагерем на территории базы фирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль".

База представляет собой огороженную территорию с садом, небольшим частным домом и площадками для палатки. На территории базы также есть: большой навес со столом и скамейками, газовая плита, кран с водой, несколько душевых кабин с прогреваемой солнцем водой, туалет. Стоимость проживания: 0,5 доллара с чел. в день

В поселке есть два магазина (ассортимент очень скудный), пляж, порт и судоремонтный завод (где можно заказать поездку на катере по Иссык-Кулю с купанием на диком берегу).

В 30 мин. ходьбы от базы, на окраине поселка расположен Мемориальный музей Н. Пржевальского.

От поселка до города Каракол регулярно (интервал 30 мин.) ходит рейсовый автобус (в пути около 30 мин.).

6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Список картографических материалов, вошедших в состав отчета

Наименование Масштаб Кол. листов Примечания
1 Обзорная карта района похода 1:200000 1
2 Маршрутная карта 1:100000 1 Хорошая, достаточно точная, новая (выпуск 2006 г.) карта.
3 Маршрутные карты 1:50000 5 Хорошие точные карты. Недостаток: некоторая неточность масштаба и в связи с этим несовпадение листов. (Для определения протяженности участков использовалась карта №1.)
3 Орографические схемы 1:30000 2 Схемы сделаны на основе топографической карты 500–метровки и наших наблюдений.

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ

7.1. Список снаряжения группы

Список снаряжения Количество Вес ( кг.)
  Общественное общее снаряжение
16 Комплект материалов и инструментов для исследовательской работы   0, 7
  Общий вес:   23,85
  Общественное техническое снаряжение
1 Веревки основные: (11 мм.) – 50 м. динамические, статические 1 шт., 2 шт. 3,5; 7,0
2 Карабины 8 шт. 1,2
5 Карабины 3 шт. 1 шт. 0,25
6 Спусковое устройство (восьмерка) 1 шт. 0,1
7 Рукавицы 1 пара. 0.1
8 Очки солнцезащитные 1 шт.
  Общий вес:   2,7

7.2. Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению

Меры по снижению веса рюкзаков

• Использование для приготовления пищи сухих, т.е. легких продуктов (вес дневного рациона в среднем 710 г. на человека).
  • Организация забросок (см. раздел).

Расчет веса рюкзака

Составные части веса рюкзака 1 часть маршрута 2 часть маршрута 3 часть маршрута 4 часть маршрута
Личные вещи (включая спальник, коврик, рюкзак) 8 кг 8 кг 8 кг 8 кг.
Специальное личное снаряжение 2,7 кг 2,7 кг 2,7 кг 2,7 кг.
Общественное снаряжение (без газовых баллонов) 2,8 кг 2,8 кг 2,8 кг 2,8 кг.
Продукты (0,71 кг. на чел. в день) 3,55 кг. 3,55 кг 2,84 кг. 3,55 кг.
Газовые баллоны 1,44 кг. 1,2 кг 1,2 кг 1,2 кг
Средний вес рюкзаков 18,49 18, 25 кг 17,54 кг 18,25 кг.
Средний вес рюкзаков юношей 20,5 кг 20 кг 19,5 кг 20 кг
Средний вес рюкзаков девушек 16 кг 16 кг 16 кг 16 кг

7.3. Рекомендации по снаряжению

Набор снаряжения, который мы взяли собой, оказался практически оптимальным.

Пригодилось все, и недостающего снаряжения не было.

Бивуачное снаряжение:

1. В связи с тем, что большая часть маршрута проходит в безлесой зоне, лучше иметь возможность готовить как на костре, так и на газу (примусах) (соотношение ночевок 1:2).

В настоящее время запрещено провозить газовые баллоны в поездах этого направления. Наличие газовых баллонов тщательно проверяют на всех пересекаемых границах, особенно у туристских групп. Газовые баллоны можно купить в Бишкеке через встречающую фирму.

2. Обычно мы подбираем палатки и тент так, чтобы ставить их "тандемом" или "клеверным листом" (см. фото), это существенно повышает комфорт стоянки в непогоду.

Техническое снаряжение:

Перед выездом в поход надо постараться получить информацию о снежно-ледовой обстановке в районе (например через встречающую фирму) для уточнения необходимого технического снаряжения.

В обычный по погоде год, в июле-августе месяце для прохождения маршрута совершенно необходимы:

1. Для страховки на снежных склонах и при движении по закрытым ледникам ледорубы на всех участников.

2. Для движения по закрытым ледникам основные веревки (из расчета на каждые 3 - 4 человека), системы с блокировкой, аварийная система для самовылаза из трещины, 2 карабина на каждого участника.

3. Для безопасного прохождения камнеопасных участков (которых очень много на маршруте) - каски на всех участников.

Веревки, системы, карабины и спусковые устройства могут так же пригодиться для организации спуска при прохождении каньона реки Шаркратма в плохую погоду и при обнажении крутых ледовых склонов. Для этого же могут пригодиться кошки, хотя бы 2 пары на группу, ледобуры и расходные петли. Их надо иметь с собой на этот случай.

Из дополнительного, делающего более удобным прохождение маршрута, снаряжения рекомендуем иметь кошки на всех участников и телескопические лыжные палки.

7.4. Рекомендации по питанию

1. На акклиматизационную часть похода можно несколько снизить нормы продуктов, а на последние дни лучше увеличить.

2. На высотные стоянки лучше брать более легкие и быстро приготовляемые продукты: манка, гречка, овсянка, картофельное пюре, сублимированный творог. Сублимированный творог можно сделать вкуснее, если добавить туда сухие сливки, немного сахара и изюм. В этом году мы использовали творог в качестве основного блюда (вместо каши) на завтраки перед ранними выходами в перевальные дни. В эти же дни мы делали перекус раньше обычного, и обязательно готовили горячий обед (т.к. вставали лагерем обычно не позже 14:00 - 16:00).

3. Нам очень понравились сушеные овощи, которые мы приобрели в фирме ("Феруза" Адрес: ул. Ген. Макарова - 15) Это - сушеный лук (в том числе жареный сушеный лук), морковь, сладкий перец, и особенно помидоры. Сушеные овощи хорошо в большом количестве добавлять в разнообразные блюда (рис, макароны, картофельное пюре).

4. Там же можно приобрести и сушеные фрукты и ягоды, а также крупу, не требующую варки. Мы брали с собой рис и гречку, и остались довольны. Использование такой крупы экономит время и расход газа на высотных ночевках.

5. Сушеное мясо лучше готовить самим (сырой фарш раскладывается тонким слоем на противень, запекается, а затем и сушится, в духовке). Такое мясо намного вкуснее, и из него можно сварить настоящий мясной бульон.

6. Суп из сушеного мяса и сушеных овощей получается вкуснее, чем из пакетиков за такое же время.

7. Вместо сухого молока мы используем сухие сливки, они гарантировано без комков растворяются в любом блюде и позволяют не брать с собой сливочное масло для каши, с хранением которого всегда морока.

8. Для быстрого приготовления холодных напитков мы используем растворимый чай (лучше всего лимонный и персиковый).

9. Необходимо учитывать, что во время горного похода организм человека теряет большое количество минеральных солей, которые не полностью восполняются, т.к. вода в горах очень слабо минерализована. Особенно часто возникает дефицит ионов калия. Для восполнения солевого баланса можно порекомендовать:

• использовать в пищу сухофрукты, орехи и сушеные овощи.
  • добавлять в холодные напитки шипучие таблетки, содержащие мультивитамины и мин. соли. Такие таблетки (разных фирм и названий) продаются в аптеках и рекомендуются обычно при занятиях фитнесом. При их отсутствии можно добавлять в напитки препарат регидрон (дозировка согласно инструкции).
  • соблюдать питьевой режим.

9. Для возмещения дефицита витаминов, неизбежно возникающем в длительном походе и связанным с повышенной физической нагрузкой и пребыванием на "высоте", рекомендуем такие продукты, как свежий чеснок, лимон, сухофрукты, орехи. Фармакологические формы витаминов мы обычно не употребляем, так как по нашим сведениям они плохо усваиваются организмом. Таблетки аскорбиновой кислоты используем только в терапевтических целях.

10. Очень классная вещь - сублимированная клюква и смородина. Добавив ее в кипяток за 1 мин. получаешь морс - естественный витаминизированный и очень хорошо утоляющий жажду напиток.

11. Еще одна обычная проблема питания в походе - это дефицит белков (баланс белков, жиров, и углеводов должен быть (1:0,7:5). Уменьшить его можно, включив в рацион продукты, содержащие большое количество белка - это сушеное мясо, сублимированный творог, яичный порошок.

12. В заброску (если таковая есть в походе) можно положить, что-нибудь вкусное и ценное в питательном отношении, но тяжелое, с тем, чтобы это сразу съесть и никуда далеко не нести. Например, мы клали свежие яблоки, лимоны, свежий лук и др.

13. Рекомендации по упаковке продуктов.

Мы упаковываем продукты герметично, в пустые пакеты из-под молока или сока, предварительно расфасовав и собрав наборы по приемам пищи. Например: завтрак 1-го дня, перекус 1-го дня и так далее. Такая упаковка водонепроницаема, хорошо сохраняет хрупкие, крошащиеся продукты, удобно упаковывается в рюкзак, существенно уменьшает "головную боль" завхозу. Отдельно упаковываем не очень хорошо хранящиеся продукты: сырокопченую колбасу, сыр, шоколад.

Составили: Мещеряков А. и Сергиевская Я.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Поход дал возможность участникам группы расширить свое представление о горных районах мира, что и было его основной смысловой идеей. Мы в полной мере оценили красоту Центрального Тянь-Шаня, ощутили его особенности и отличия от других горных районов (до этого все участники были на Кавказе, некоторые на Алтае и в Хибинах).

Маршрут на наш взгляд достаточно спортивен и интересен (7 перевалов, из них 5 - 1Б к.с.) Он пройден группой в полном составе. без отклонений от запланированной нитки и графика, с хорошим состоянием здоровья всех участников на протяжении всего похода. Кроме знакомства с районом, мы выполнили и другие задачи, которые наметили: собрали достаточно материала для двух исследовательских работ (что требовало довольно больших усилий и времени, например, только на взятие 16 проб макробентоса в реках ушло около15 часов.) и провели разведку верховий долины реки Аютор Зап.

Мы считаем, что такому удачному прохождению маршрута способствовало его правильное тактическое планирование, определенный запас у группы технических навыков и снаряжения и хорошая физическая подготовка.

В походе участники получили большой опыт по преодолению различных препятствий, особенно открытых и закрытых ледников, а также приобрели опыт пребывания на большой высоте (подъем до 4100 м., ночевка на 3700 м.).

В целом маршрут отвечает требованиям к горным походам 2 категории сложности. Все перевалы соответствуют своей категории (1А или 1Б). Поход получился интересным, насыщенным впечатлениями и великолепными пейзажами.

Кроме спортивной, ребята смогли проявить себя и в исследовательской работе.

Это - изучение высокогорной растительности и беспозвоночных обитателей горных рек. Еще больший интерес ребят к изучению природы и истории, пробудило посещение музея Пржевальского в г. Караколе и знакомство с дневниками Тянь-Шаньской экспедиции В.И.Робаровского.

Очень интересным оказалось знакомство с жизнью другого народа - киргизов. Благодаря доброжелательности местных жителей они много узнали об их обычаях, образе жизни и проблемах, что не могло не вызвать у ребят ответное уважительное отношение к людям других национальностей. Мы считаем это очень важным воспитательным моментом.

Поход показал, что в настоящее время по условиям безопасности район Центрального Тянь-Шаня вполне пригоден для походов со школьниками, правда по финансовым затратам он все-таки несколько дороже, чем другие горные районы территории СНГ.

Рекомендации

1. При подготовке к походу мы рекомендуем учесть, что Центральный Тянь-Шань, из-за своих особенностей (большие высоты и большие перепады высот из-за глубоких долин) предъявляет повышенные требования к здоровью и физической подготовке участников, по сравнению с другими горными районами, поэтому:

необходимо при подготовке похода уделить особое внимание физической подготовке и медицинскому допуску участников, а во время похода - контролю за состоянием их здоровья.

все участники должны иметь опыт горного похода 1 к.с., а также высотный опыт (до 3000 м.)

необходимо больше времени уделить высотной акклиматизации.

2. Прохождение маршрута требует от участников кроме физической подготовки, уверенных технических навыков, таких как преодоления крутых снежных, осыпных и травянистых склонов с самостраховкой альпенштоком или ледорубом, свободного лазания по простым скалам, преодоления камнеопасных участков, движения по закрытым и открытым ледникам. При подготовке к походу, мы рекомендуем тренировки по горной технике в рамках программы Первенства Москвы по горному туризму (группа А, походы 2-3 к.с.), а так же тренировки по скалолазанию на естественном скальном рельеф и на скалодромах Москвы.

3. Традиционное время посещения туристами этих районов - конец июля, август. Это время отличается более устойчивой погодой, открываются ледники и тропы, к этому времени обычно восстанавливаются мосты через реки. Кроме этого мы рекомендуем учесть следующее:

• погода портится обычно во второй половине дня (со слов местных жителей и по нашим наблюдениям, см. таблицу метеонаблюдений), поэтому лучше, чтобы прохождение дневного маршрута приходилось на первую половину дня.
  • в хорошую погоду снег раскисает уже к 11:00, что сильно затрудняет движение и уменьшает безопасность (снижается прочность снежных мостов, усиливается камнеопасность и т.д.) Поэтому мы рекомендуем ранние выходы на перевалы (на снежно-ледовые перевалы выход из лагеря должен быть не позже 6:00.) При этом светает в конце июля - августе в 5:00.
  • в связи с возможной неустойчивостью погоды и снежной обстановки необходимо запланировать запасные дни на непогоду, а так же иметь определенный запас снаряжения (большее кол-во газа, обязательно иметь компас).
  • повышенный уровень солнечной радиации при движении по снежным склонам (очки, солнцезащитный крем, пантенол в аптечке).

4. Большая часть маршрута проходит в безлесой зоне, поэтому лучше иметь возможность готовить как на костре, так и на газу (примусах) (соотношение ночевок 1:2). (Подробные рекомендации по снаряжению и питанию см. раздел 7)

5. Рекомендуем использовать большие возможности для облегчения рюкзаков (см. раздел).

6. При разработки маршрута рекомендуем выбирать перевалы, требующие для своего прохождения разнообразной техники, тем более, что возможность выбора (особенно перевалов 1Б) здесь большая. Это дает участникам большой технический и тактический опыт.

7. При прохождении маршрута рекомендуем посетить следующие интересные места:

• красивейшее высокогорное озеро Алакель
  • один из крупнейших узлов оледенения и пятитысячники хребта Терскей Ала-Тоо - вершины Джигит и пик Каракольский
  • удивительное явление природы - "красные скалы" в ущельях Кызыл-Джар и Джеты-Огуз
  • термальные источники "Алтын-Арашан"
  • озеро Иссык-Куль (на берегу которого рекомендуем провести 1-3 дня)
  • Мемориальный музей Н.В.Пржевальского (в поселке Пристань Пржевальск, в окрестностях г. Каракола)

8. Рекомендуем наш маршрут для прохождения другим группам (так как считаем его удачным). При этом его можно проходить, как в том же, так и в обратном направлении.

Список использованной литературы

1. Энциклопедия туриста, Москва, "Большая Российская Энциклопедия", 1994.
  2. Энциклопедия для детей, Россия: физическая и экономическая география, т 12, Москва, Аванта+, 2004.
  3. В.И. Роборовский "Путешествие в Восточный Тянь-Шань и в Нань-Шань" ГЕОГРАФГИЗ, 1949
  4. Календарь природы Киргизии "Кыргызстан", 1976
  5. Высокогорные перевалы. Москва 2001 г., издательство "Прест"
  6. Ю.К. Ефремов. "Природа моей страны" М., "Мысль", 1985.
  7. Б.И. Рукавишников. "Озеро Иссык-Куль и хребет Терскей-Алатау", Москва, 1982 г.
  8. Отчеты из электронной библиотеки турклуба МГУ, INTERNET
  9. Материалы туристских серверов INTERNET
  10. Отчеты из библиотеки СЮТур.
  11. Отчеты из библиотеки МГЦТК.