Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Северо-Западному Памиру

Дата: 28 июня - 30 июля 1975 г.

Маршрутная книжка № 1/3 - 509

Руководитель: Владимиров В.В. (Зеленоград)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6201

Сканирование, обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

I. Введение
II. Справочные сведения о путешествии
III. Сведения о группе
IV. График движения по маршруту
V. Высотный график движения
VI. Техническое описание маршрута
VII. Выводы и рекомендации
VIII. Приложения
IX. Фотоотчет

 

I. Введение

Поход 5 категории сложности проходил по интересным и сложным /технически, тактически/ районам Памира. Маршрут проходил с Северо-запада на ЮГО-ВОСТОК ИЗ сел. Ляхш в сел. Ванч, охватывая крупнейшие ледники Северо-Западного и Центрального Памира: л.л. Петра I, Девлахон, Оагран, Гандо, Гармо. Такой вариант прохождения был вобран потому, что северные склоны пересекаемых хребтов значительно положе южных, а это облегчает подходы к перевалам и спуск с них. Значительная протяженность, длительность пути, а также повышенные требования надежности к маршрутам горных школ сделали необходимым наличие трех вертолетных забросок: на л. Петра I /"сердоликовая долина"/, л. Девлахон /"верхнее" озеро/, л. Гармо /"Березовая роща"/.

Из-за того, что переправы через реки Памира сложны и опасны, их число было сведено до разумного минимума: одна переправа через р. Ванч в районе сел. Пайназар.

Для облегчения рюкзаков было использовано в широких масштабах титановое снаряжение и сублимированные продукты питания.

Ярко Яркое жгучее солнце в 12 - 15 часов вынуждало использовать для переходов только утреннее время и вторую половину дня. В полдень, как правило, устраивался обед с отдыхом. При чтении отчета следует помнить это обстоятельство, так как далее это нигде не будет отмечаться. Один переход будет означать участок пути, пройденный за время около 55 мин.

Про Проведенный поход ПОЗВОЛИЛ участникам ознакомиться с высокогорным Памиром, собрать некоторые минералы /хрусталь, пирит, сердолик, яшму/ и лекарственные травы /горная мята, золотой корень/.

II. Справочные сведения о маршруте

Вид туризма - горный

Районт похода - Северо-Западный Памир

Маршрут похода: г. Душанбе - сел. Ляхш - л. Петра I - пер. Липского /2 А/ - л. Иган - пер. Панорамный /2 Б - 3 А/ - л. Девлахон - пер. Южн. Пеший /2 А/ / - л. Cагран - пер. Летавета /3 А/ - л. Гандо - пер. Пилота Сачко /2 А/ - л. Гармо - л. Токаист - пер. Первоклассник /I Б/ - сел. Вань-Вань - сел. Ванч - г. Душанбе.

Количество участников - 8 человек.

Продолжительность похода - 26 дней

Протяженность похода - 190 км

В снежно-ледовой зоне-90 км

Количзство дневок - 5

Количество перевалов - 7

Категория трудности: 3 А - I, ЗА-2Б-1 , 2А-3,

I Б - I, н/к - I.

Маршрут утвержден в МКК МГКТ.

III. Сведения о группе

1. Владимиров Владимир Валерьевич, 1949, руководитель

2. Бегишев Александр Рустемович, 1950

3. Ифраимов Вячеслав Юэсильевич, 1948

4. Легезо Сергей Леонардович, 1953

5. Куршев Николай Николаевич, 1955

6. Михайлов Юрий Иванович, 1939

7. Свирюков Виктор Андреевич, 1938

8. Валуева Лариса Фоминична, 1942

IV. График движения по маршруту

Таблица (RTF)

Высотный график

VI. Техническое описание маршрута

От сел. Ляхш, куда мы прилетели самолетом, грузовой машиной добрались до моста через р. Ванч. Дальше машины не идут. Мост железный на бетонных опорах. Следующий день начался с долгого нудного подъема по ишачьей тропе на плато Тупчек. Плато представляет собой плоскогорье, покрытое валами древних морен, густо заросших травой.

Встречаются ручьи. У озера под л. Майда - удобнейшая ночевка на траве, где мы и заночевали. Для лучшей акклиматизации сделали выход на высоту 4300 под вершину 5 с левого борта л. Майда. Потребовался один ходовой день, чтобы не спеша выйти в западную часть плато.

Путь вдоль р. Карашуры по сочному травянистому ковру прост, занимает 6-7 переходов. В месте сильного понижения отрога хр. Петра I /западнее вершины 4080/, не доходя 1,5 км по карте до слияния р. Карашуры и р. Вайзн-рек мы перевалили в дол. р. Вайзн-рек. Это занимает два перехода.

Дальнейший путь к "Сердоликовой долине" проходит по некрутым правым /орографически/ травянистым склонам ущелья. Спускаться к р. Вайзн-рек нет необходимости, но выход на оконечную морену проще и легче начинать от реки, поэтому перед языком ледника лучше спуститься и идти 1-2 перехода вдоль реки. Моренный чехол л. Петра I сложен из крупных и средних по размеру камней. Сильных разрывов в нижнем течении ледника не отмечается. При подъеме следует держаться левой /по ходу/ стороны - там путь легче и ровнее. Редкие разрывы среднего течения /ледник здесь открыт/ легко обходятся. В верхней части лучше выйти на боковую морену и уже прямо по ней попасть в правобережный карман л. Петра I /V/, называемую "Сердоликовой долиной" из-за несметного количества этих минералов. С гребня морены в этом месте хорошо просматривается почти весь ледник Петра, подъем на перевал Уитмена и начало подъема на пер. Майда /ЗА/и Таджикистон /ЗА/.

Проведя занятия по программе горной школы, сделали акклиматизационное восхождение на высоту 4600 м и, забрав вертолетную заброску, мы пересекли ледник V и вышли в цирк ледника IV.

Ледники открыты. У их слияния многочисленные разрывы и трещины. Требуется внимание и осторожность. Под пер. Липского на поверхностной морене заночевали. Вечером со склонов отрога, разделяющего лед. V и лед. IV сошел сель средних размеров.

Перевал Липского /2 А, 4690м/

Находится в хр. Петра Первого, ведет с одноименного ледника /IV/ на л. Иган. Во второй половине лета в верхней части западной стороны открывается крутой лед. Восточная сторона покрыта плотным фирном. Начало подъема с л. Петра на перевал не представляет сложности /см. фото/. Миновав последние разрывы ледника, вышли на фирновый склон, крутизна которого плавно увеличивается до 40-45°, Справа по ходу седловину ограничивает скальный пояс, изрезанный чрезвычайно опасными камнепадными кулуарами. Слева, со склонов вершины 5200 м возможен сход лавин, о чем говорят старые лавинные конуса. Следует выбирать оптимальный путь где-то посередине, однако на верхнем участке подъема лучше брать направление в левый угол седловины, т.к. склон там положе. Затем, пройдя обнажившийся местами лед, по дуге /как на фото/ выходить на перевал. Здесь мы двигались в кошках, навесили две веревки вертикальных перил. Седловина широкая.

Спуск начинается довольно круто, примерно 35°-40°, но почти тут же выполаживается до 15°-20°. Склоны фирновые.

Подъем занял 4,5-5 часов, спуск на лед. Иган- I час.

Ледник Иган трудностей особых не представляет. Пройдя два перехода, вышли на боковую морену, а еще через час на пологие в нижней части травянистые отроги вершины. Ночевать можно в любом месте.

Чтобы подойти к перевалу Панорамный, необходимо пересечь отроги вершины 4936,м. Общее направление движения - на северо-восток. Почти все время происходит плавный набор высоты. Путь подхода изобилует множеством вариантов.

Мы совершили прохождение следующим образом : поднявшись на

морену ледника, лежащего между отрогами, пересекли его и продолжили путь по покатому фирновому гребню второго отрога. Ледник имеет ледопад, который легко обходится, однако закрытые трещины вынудили двигаться в связках. Траверс на С-В к концу дня вывел нас на удобные для ночевки скальные выходы, с которых уже просматривался гребень хребта, разделяющего л. Девлахон и л. Иган и путь на седловину пер. Панорамный. Это место находится между пер. Обходной /второй отрог/ и вершиной 4936 м. На этих ночевках воду можно набрать только во второй половине дня на дне каньона, разделяющего эти скальные выходы от снежника, по которому мы поднялись сюда. Верхняя часть каньона /выше скал/ забита большими фирновыми пробками, еще выше каньон переходит в узкий крутой кулуар вершины.

На следующий день вышли на пер. Панормный и спустились на верхнее озеро л. Девлахон.

Перевал Панорамный/4520 м/ 2 Б -З А/

Ведет из ущ. реки Киргиз-об на лед. Девлахон, расположен в правом /орограф./ боковом хребте долины лед. Девлахон, западнее вершины 4525 м, восточнее вершины 5235 м.

Со стороны л. Иган подняться возможно практически в любом месте. Подъем по снежникам пологий, до 20°.

Спуск на лед. Девлахон представляет основную сложность перевала. Выйдя на хребет, мы двинулись по нему на восток, подыскивая удобное и безопасное место спуска, т.к. в том месте, где прошли перевал первопроходцы /см. отчет № 1925, А.Ф.Харченко/, оказались очень мощные труднопроходимые разрывы.

Гребень хребта широкий, покатый своими южными склоными. На север обрывается круто; встречаются карнизы и мощные снежные наддувы. От вершины 4525 м начали спуск по северному контрфорсу. Верхняя его часть - разрушенные скалы средней трудности, крутизной до 40-45°. Гребень узкий. Средняя часть контрфорса шире и положе, попадаются снежные дорожки, покрывающие каменистый гребень. Нижняя треть - крутые, изрезанные кулуарами склоны. Местами встречаются снежники. Пройдя один ИЗ кулуаров и под ним небольшую мелкую осыпь, вышли на ледник Девлахон.

Подъем с места ночевки на гребень хребта занял 3 часа, траверс гребня и спуск до ледника Девлахон по северному контрфорсу вершины 4525 м - 4 - 4,5 часа.

Ледник Девлахон открытый, со множеством трещин. Двигались в кошках и в связках. Общее направление движения на север, в карман левобережной морены к верхнему озеру. Просекли ледник за 50 мин. На озере провели дневку.

Перевал Пеший Южный /2 А, 4343 м/

Находится в хребте Петра I севернее пика Разделительный /5139 м/, соединяет л. Девлахон и л. Сагран.

Подъем в верхний цирк по крутому травянистому склону от морены л. Девлахон занимает четыре перехода. Здесь возможна ночевка. Дальше, придерживаясь правой /по ходу/ стороны - выход на боковую морену маленького ледничка под перевалом. С морены, выйдя на ледничок, пересекают его по диагонали в левый верхний угол. Через 40 метров простых, пологих скал оказываемся на перевале. Спуск в сторону л. Сагран возможен в любом месте седловины по пути падения воды. Он начинается пологими, сильно разрушенными скалами. Затем можно выйти в один из многочисленных кулуаров, прорезающих склон, и спуститься по снежникам до мелкой осыпи. Осыпь сливается с левобережной мореной лед. Сагран. Подъем от места ночевок в верхней цирке занимает 3 часа, такое же время - спуск до ледника Сагран.

Ледник Сагран в нижнем течении зачехлен породой, содержащей

Пириты. Поднимаясь по нему, мы остановились на поверхностной морены напротив места впадения в него ледника Вилка. В этой части уже открывается лед. Есть трещины. На следующий день по диагонали пересекли в связках л. Сагран, остановились на правобережной морене перед местом впадения л. Наблюдений. Вторая половина дня была посвящена разведке проходов к пер. Летавета и его осмотру. Здесь начинается зона густых трещин и разломов, которая почти доходит до пер. Летавета, но там они закрыты слоем плотного снега.

Выход под перевал начали в 3 часа утра. По вчерашним следам

пересекли за 1,6 часа ледник Наблюдений и вышли в рантклюфт верхней части лед. Сугран. За час рантклюфт был пройден, и мы оказались напротив перевала. Продолжая движение в связках и преодолевая замерзшим за ночь мостам трещины, подошли к громадному снежному лбу - началу подъёма на перевал Летавета /см. фото/.

Перевал Летавета /4880 м, 3 А/

Перевал находится в хребте Петра I, между вершинами 5000 м и 6150 м. Слева от снежного лба виден широкий кулуар со следами сходящего вниз снега. Кулуар не выходит на гребень и заканчивается отвесной ледовой стенкой, выше которой есть мощный разрыв. Подъём по кулуару опасен. Мы начали подниматься по снежному лбу справа от него, однако выше, огибая влево ледовый разрыв, пришлось приблизиться к кулуару, не входя в него. Движение в три такта. Выше склон стал круче и пришлось двигаться три веревки с попеременной страховкой. Одели кошки. На высоте окончания кулуара вдоль второго разрыва сделали траверс /вправо/. Используя крючьевую страховку, преодолели /без рюкзаков/ засыпанный наполовину самый верхний разрыв и по вертикальным перилам /две веревки/ - ледово-фирновый лоб. Затем вся группа, за исключением оставшегося внизу товарища, в этом месте вытягивала веревками рюкзаки. Крутизна ок. 65°, лед, большая высота ок.4800 м не позволили подниматься с рюкзаком. Выше - пологий недлинный снежный склон вывел на седловину.

Спуск с перевала - широкий, крутой вверху /40°/ снежный кулуар. В конце лета может оказаться ледовым. Начало спуска - на три

такта по ЛИНИИ падения воды. Кулуар выходит на полевую террасу, с которой вдоль мутной маленькой речушки по осыпи спустились до правобережной морены л. Гандо. Морена слабо выражена. Здесь мы заночевали, предварительно сделав площадки под палатки. Возможна ночевка и на террасе, но там нет воды, нужно топить снег и большая вероятность подвергнуться пагубному влиянию высоты. Подъём от подножия перевала занял 9 часов, спуск 1,6 часа.

Пересечение л. Гандо, выход на л. Дорофеева занял следующий день. Ледник Гандо выше впадения своего мощного притока очень сильно разорван. Он представляет запутанный лабиринт трещин, провалов нагромождений льда. Ледник закрыт отдельными местами только по краям. Около его осевой линии снежных мостов мы не встречали, поэтому неоднократно приходилось спускаться /по 20 м/ в ледовые расселены и, пройдя несколько десятков метров снова подниматься на поверхность. Движение в связках, в кошках, В этот день мы не обедали, как обычно, и удовлетворились перекусом. На поверхностной морене Дорофеева /cправа по ходу/ у места слияния есть великолепные ночевки, на которых ночевала на одна группа туристов. Найденные окурки существенно пополнили наши преждевременно иссякнувшие запасы табака, однако промытые талыми водами и попеченные солнцем значительно утратили свою крепость.

Подход под перевал Пилота Сачко занял 2,5 часа. На л. Дорофеева довольно много закрытых трещин, поэтому двигались в связках. Нижнюю часть ледника проходили слева по ходу, среднюю - справа.

Перевал Пилота Сачко /2 А, 475О м/

Перевал находится в хребте ОПТЕ, соединяет л. Дорофеева с л. Гармо. Расположен между вершинами 5100 и 5300 м. С северной стороны на него ведет пологий закрытый снегом ледник, перед самой седловиной есть бергшрунд, который проходится без особого труда. Спуск с перевала такой же, как с пер. Летавета, но более крутой. ВыВОДИТ маленький ровный ледничок с замерзшим ледниковым озером посередине. Трещин нет. Надо вовремя сойти с ледника на правобережную морену. Дальше крутизна склона становится осыпным с крутизной до 30°.

Прямо вниз пути нет. Необходимо, не доходя метров 400 до того места, где река уходит в каньон, перейти на левый борт и сильно траверсируя налево, обогнуть каньон, продолжая спуск по средней крутизны травянистым склонам до л. Гармо. Подъем на перевал Пилота Сачко от места ночевки занял 5 - 5,5 часов, спуск до ледника - 1 час, до осыпи - еще 40 мин., до обхода каньона еще I час, обход и спуск к л. Гармо еще 1 час. Всего на спуск : около 4 часов. Два часа потребовалось, чтобы дойти дo "Березовой рощи", расположенной под правым склоном ниже языка л. Гармо. Участками есть хорошая тропа. Здесь мы провели два дня отдыха в приятном соседстве с Е.М.АбалаКОВЫМ и ведущими альпинистами союза, которые готовились к восхождению на пик Коммунизма перед Экспедицией /так и не состоявшейся/ в Гималаях.

Бремя отпуска у участников похода подходило к концу, поэтому решили закончить поход перевалом Первоклассник. Подход к нему занял 2 дня. Много времени заняло продвижение вдоль л. Гармо, его пресечение и обход каньона у входа в ущелье Токаист. Обход начинается по круты травянистым склонам левого берега р.Токаист. При этом необходимо держать направление не вдоль реки, а несколько правее. Набор высоты на этом участке значителен, до 800 м, дальше пологая долина доведет до самого языка ледника. На ледник Токаист ВЫХОДИТЬ удобнее по гребню правобережной морены, для этого надо переправиться через речку. Возможен вариант подъёма и по левому берегу.

Переправа хлопотная и потребовала много времени. После переправы переоделись и сразу же поставили лагерь. Была сделана разведка и поиск пер. Первоклассник, т.к. он отсюда не виден. На этом закончен наш второй день, с того момента как мы вышли из "Березовой рощи".

По гребню морены, поворачивающей постепенно налево, попадаем в восточный угол ледника Токаист. Здесь удобнее продолжать путь по леднику, все также поворачивая по дуге на восток, пока не откроется перевал. Есть закрытые трещины, движение в связках.

Перевал Первоклассник /I Б, 4520 м/

Находится в Ванчском хребте между вершинами 4836 м и 4800 м, соединяет ущ. Токаист и ущ., Паймазар-дара. Характер северо-западного склона - снежно-ледовый, юго-восточного - осыпной. Седловина ярко выражена. Пeревал с севера имеет крутизну 30° и 60°, слева и справа от седловины соответственно. Внизу есть легко проходимый бергшрунд. Подъем от ночевок занял 3-3,5 часа и проходил, естественно, с левой стороны от центра седловины.

Спуск : пологий осыпной затяжной, затем пологий травянистый, проходит все время вдоль реки Дарай-пой-Мазар.

После впадения мощного правого притока, через который без особого труда можно переправиться до середины дня /уровень воды невысок/ начинается хорошая тропа. Местами она пропадает. ЭTO часто происходит на осыпных склонах. Тpona приводит в селение Вань-Вань, расположенное на правом берегу р. Ванч. Здесь можно переправитьоя на лошадях на другой берег, по которому проходит грунтовая дорога. Машиной возможно добраться до селения Ванч, откуда летают самолеты до Душанбе. Спуск с пер. Первоклассник до сел. Вань-Вань занимает приблизительно 6 часов.

VII. Выводы и рекомендации

1. Для групп, планирующих походы на Ц. Памире рекомендуем с 13-00 часов останавливаться на отдых, готовить горячий обед и, дождавшись спада жары, продолжать движение. Однако при прохождении ложных перевалов от этого можно отступить.

2. Следует отметить, что почти все перевалы, описанные в отчёте, легче проходить с севера на юг: пологий подъем и крутой спуск, Из-за значительной высоты горячую пищу возможно быстро и качественно готовить только в автоклавах.

3. Подходы к пер. Летавета требуют хорошей разведки, иначе подход может занять много времени и нарушить тактический план прохождения. На выше упомянутом перевале с успехом могут пригодиться наряду с ледовыми - снежные крючья.

4. В походе группа опробовала самодельную капроновую /из парашюта/ палатку, которая хорошо себя зарекомендовала, т.к. она легче и прочней обычной и для климатических условий Памира не нуждается в водонепроницаемом покрытии.

VIII. Приложение

Карты: лист 1, лист 2, лист 3, лист 4, лист 5, лист 6, лист 7, лист 8, лист 9

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100