Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о горном туристском путешествии IV к.с. по Центральному Кавказу (р-н Суган - Дигория)

Дата: июль-август 2003 г.

Руководитель: Сергей Толстенко (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5981
Источник: mountain.ru

Содержание

1. Общие сведения о путешествии
1.1. Справочные данные о путешествии
1.2. Сведения об участниках путешествия
1.3. График движения
2. Техническое описание маршрута
2.1. Пер. Светлова (1Б, 3640)
2.2. Пер. Зюзина (1Б, 3750) (рад.)
2.3. Пер. Федоровского (2А, 3860) (через пер. Обходной (1Б,3650)
2.4. Пер. Мориса Тореза (2Б, 3600)
2.5. Пер. Шести (2А, 3700)
2.6. Пер. Рцывашки (1Б, 3540)
2.7. Пер. Гюльчи (2Б, 3900)
2.8. Пер. Геби-Бартуй (1Б, 3450)
2.9. Пер. Цихварга (2Б, 3670)

1. Общие сведения о путешествии

1.1. Справочные данные о путешествии

Маршрут: пос.Стур-Дигора - поляна Таймази - р. Айхвадон - пер. Светлова (1Б,3640) - лед.Айхва- р. Хазныдон - пер. Зюзина (1Б,3750) (рад.) - пер. Обходной (1Б, 3650) - пер. Федоровского (2А, 3860) - лед.Нахашбита - пер. Мориса Тореза (2Б, 3600 ) - лед.С.Суган - пер. Шести (2А, 3700) - лед.В. Рцывашки - пер. Рцывашки (1Б, 3540) - лед.Юж.Суган - пер. Гюльчи (2Б, 3900) - лед.Доппах - р. Харес - поляна Таймази - р. Гебидон - пер. Геби-Бартуй (1Б, 3450) - лед.Бартуй - пер. Цихварга (2Б, 3670) - лед.Фастаг - "Райская поляна" - лед.Караугом - "поляна Микелая" (рад.) - р. Караугомдон - пос.Дзинага - т/б "Дзинага".

Число дней на маршруте - 21, в том числе 1 дневка и 2 отсидки в непогоду.

Путешествие организовано Турклубом МГУ.

1.2. Сведения об участниках путешествия

Фамилия, имя, отчество Обязанности в группе Год рождения Опыт участия в горных путешествиях Домашний адрес
1 Толстенко Сергей Николаевич Руководитель 1962 4-Р, 5-У г. Москва, Рязанский пр-кт, д.74, кв. 139, 8-903-255-7423
2 Евстигнеева Елизавета Юрьевна Завхоз 1976 4-У г. Королев, ул.Лермонтова, д. 20/30
3 Широков Дмитрий Алексеевич Снаряженец 1981 2-У г. Москва, Волоколамское ш., д.80, кв. 26
4 Гайнутдинов Азат Марсельевич Хронометрист 1983 2-У Тюменская обл., г. Нижневартовск, ул.Северная, д.68, кв. 78
5 Проказова Полина Руслановна Медик 1980 3-У г. Королев, ул.Гагарина, д.46, кв. 21
6 Федоров Артем Валерьевич Реммастер 1980 3-У (с Эл.4) г. Москва, ул.Хавская, д.3, кв. 1
7 Козловский Валерий Петрович Видеооператор 1967 6-У г. Москва, ул.11-я Текстильщиков, д.12, кв. 55
8 Новинский Николай Борисович Участник 1966 6-У,6-Р г. Москва, Хорошевское ш., д.32, корп. 2, кв. 44
9 Новинская Екатерина Викторовна Участник 1976 3-У г. Москва, Хорошевское ш., д.32, корп. 2, кв. 44

1.3. График движения

День
пути
Дата Участок маршрута Протя-
жен-
ность,
км
Ходовое
время,
час-мин
Характер пути, естественные препятствия Примечания
1 20.07.2003 г. Владикавказ – пос. Стур-Дигора - - Автомобильная дорога Переезд на автобусе
пос. Стур-Дигора – поляна Таймази 10 апр.40 Грунтовая дорога
2 21.07.2003 Поляна Таймази – ущелье р. Айхвадон 12 май.20 Грунтовая дорога , тропа Тропа – по левому берегу р. Айхвадон
3 22.07.2003 Альпинистские ночевки под пер. Светлова (отсидка в непогоду) - - - Сильный туман, дождь (видимость 5-8 м)
4 23.07.2003 Пер. Светлова (1Б, 3640) – лед.Айхва – долина р. Хазныдон 12 июн.40 Снежный склон, осыпной склон. Закрытый ледник, бергшрунд По осыпному склону движение плотной группой. Перильная страховка, движение в связках
5 24.07.2003 Долина р. Хазныдон – цирк пер. Зюзина – пер. Зюзина (1Б,3750) (рад.) 12 июн.30 Тропа на травяном склоне осыпные морены Плохая видимость, периодически – дождь, туман
6 25.07.2003 Цирк пер. Зюзина – пер. Обходной (1Б, 3650) – пер. Федоровского (2А, 3860) – ледн.Нахашбита 10 май.20 Осыпной склон, средняя и крупная осыпь Солнечная погода, слабый ветер
7 26.07.2003 Ледн.Нахашбита – первая ступень ледопада при подъеме на пер. М.Тореза 4 мар.30 Ледопад, ледовые трещины Движение по перилам, в кошках
8 27.07.2003 Пер. М.Тореза (2Б, 3600) – ледн.С.Суган 8 03.окт Ледопад, ледовые трещины Движение по перилам
    мар.20 Снежно-ледовые склоны Закрытые трещины
9 28.07.2003 Ледн.С.Суган – пер. Шести (2А, 3700) – ледн.В. Рцывашки 6 июл.20 Ледопад, снежно-ледовый склон Движение по перилам в зоне ледопада
10 29.07.2003 Ледн.В. Рцывашки – пер. Рцывашки (1Б, 3540) – ледн.Юж.Суган 5 апр.30 Снежно-ледовый, осыпной склоны При спуске с перевала по кулуару – движение плотной группой
11 30.07.2003 Ледн.Юж.Суган – пер. Гюльчи (2Б, 3900) – ледн.Доппах 9 июл.50 Снежно-ледовый склон, 2 ступени ледопада Движение в связках с навеской вертикальных перил
12 31.07.2003 Ледн.Доппах – долина р. Харес – поляна Таймази 13 май.40 Тропа, переходящая в грунтовую дорогу Временами облачно, к вечеру пошел дождь
13 01.08.2003 Дневка.Поляна Таймази - - - Размещение в а/л «Таймази»
14 02.08.2003 Поляна Таймази – долина р. Гебидон – морена ледн.Геби 9 апр.45 По тропе Переход р. Гебидон по временному мосту
15 03.08.2003 Ледн.Геби – пер. Геби-Бартуй (1Б, 3450) – морена ледн.Бартуй 6 апр.40 Снежно-ледовый склон при подъеме, осыпной склон при спуске Туман, видимость 500 м, дождь
16 04.08.2003 Ледн.Бартуй – пер. Цихварга (2Б, 3670) – морена ледн.Фастаг 9 июн.50 Снежно-ледовый склон, бергшрунд Вертикальные перила
17 05.08.2003 Ледн.Фастаг – долина р. Фастаг – «Райская поляна» - Караугомский ледник - «поляна Микелая» 12 июн.30 Тропа по левому берегу р. Фастагдон. переход лед.Караугом в центральной части Мост в нижнем течении р. Фастагдон (фото 35, 36)
18 06.08.2003 «Поляна Микелая» (отсидка в непогоду) - - - (Фото 37)
19 07.08.2003 «Поляна Микелая» - Караугомский ледник – «Райская поляна» - долина р. Караугомдон 10 май.20 Ледник, осыпь, тропа Дождь
20 08.08.2003 Долина р. Караугомдон (верхняя граница леса - отсидка в непогоду) - - - Отсидка в непогоду, сильный дождь
21 09.08.2003 Долина р. Караугомдон – пос.Дзинага – т/б «Дзинага» - Владикавказ 5 апр.45 Тропа, дорога Переправа через сель (фото 38,39)
Итого (с учетом высотного коэффициента) 152

2. Описание маршрута

20 июля. Поездом Москва-Владикавказ доехали до конечной станции и занялись оформлением погранпропуска. Адрес Владикавказского погранотряда: 362009, РСО-Алания, г. Владикавказ, пос.Редант-2, в/ч 2038, командир части - полковник Кущенко (8-867-274-40-87). Неожиданно для нас на оформление пропуска понадобился всего 1 час.

На арендованной у вокзала машине ("Газель") после оформления пропуска выехали по направлению к району путешествия. В долинной части республики дороги хорошие, машина едет быстро, но после поворота к горам (от пос.Чикола) дорога становится похожа на танковый полигон. Местами на асфальте встречаются свежие заплатки, но они не сильно спасают. Заехав в Дзинагу, оставили заброску у местных жителей. Далее продолжили путь до Стур-Дигоры, где дорога оборвалась из-за ремонтных работ. По абсолютно разбитому участку водитель отказался дальше ехать. Перегрузив рюкзаки из машины на свои спины, двинулись вперед. Ближе к вечеру выбрались на поляну Таймази к альплагерю "Таймази" и турбазе "Таганрогская", где оставили заброску и организовали ночевку на поляне возле здания склада.

21 июля. Утро нас встретило отличной погодой. После завтрака вышли на грунтовую дорогу, которая, местами серпантином, поднимается по левому берегу р. Урух. Двигаясь по грунтовой дороге, проходим несколько старых кошей, расположенных в стороне от дороги. После водопада, поднявшись на старый моренный вал, попали в луговую часть долины. Пройдя еще немного по дороге, подошли к ручью Анхидон, где свернули с дороги и начали подъем по тропе вдоль ручья. Постепенно склоны ущелья ручья начинают сходиться. Увеличивается крутизна подъема, травянистые склоны сменяются "сыпухой" средней величины. Тропа продолжает подъем по левому берегу ручья, пересекая небольшие боковые ручейки. Поднявшись в цирк перевалов Светлова и Айхва, оказались на альпинистских ночевках. С обеда погода испортилась, моросит мелкий дождь, периодически все вокруг затягивает туманом.

22 июля. Утром дежурные, выйдя из палатки, уткнулись в стену тумана. Под проливным дождем, под тентом соседей-альпинистов, приготовили завтрак. Завтрак был поглощен в палатках, после чего народ продолжил спать. Только к вечеру дождь закончился и потихоньку стало растягивать туман. К ночи небо очистилось, появились звезды.

Пер. Светлова (1Б, 3640)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, Суганский хребет, западнее вершины Айхва, соединяет долины Хазныдона и Хареса, ведет из ущелья ручья Анхидон на лед.Айхва.

Экспозиция склонов: С - Ю.

Путь прохождения: из ущелья ручья Анхидон на лед.Айхва. Характер маршрута: снежно-осыпной (юж.склон), снежно-ледовый (сев. склон).

Определяющие участки:

- Спуск с перевала по снежно-ледовому склону с преодолением бергшрунда.

Возможные опасности: при подъеме на перевал мелкая и средняя живая осыпь, при спуске - преодоление бергшрунда, движение по закрытому леднику.

Меры безопасности: при прохождении бергшрунда - перильная страховка, движение в связках по закрытому леднику.

23 июля. От места ночевки (фото 1) на альпинистских площадках (скальная терраса в месте соединения ущелий, ведущих к перевалам Айхва и Светлова) выходим в 9-10. Небольшая облачность, ветер, холодно.

Движемся вверх, забирая влево (по ходу) по крупной осыпи с участками снега (фото 2). Подойдя через 1 час в цирк перевала, вышли на большой снежник крутизной до 10o и по нему подошли под перевальный взлет. Перевальный взлет - мелкая подвижная осыпь около 400 м крутизной до 30o. Двигаясь серпантином по склону, через 1час 20 мин вышли на широкую заснеженную седловину перевала. Тур находится восточнее седловины ближе к вершине Айхва. При необходимости на перевале возможно установить 1-2 палатки. Перед началом спуска была подготовлена снежная площадка для закрепления перильной веревке на ледорубе.

Спуск с перевала начали в 12-40 по перильной веревке. Спускаемся на восточную ветвь ледника Айхва по центральной части перевального склона по крутому (до 45o) снежному склону с преодолением бергшрунда, 30 м от седловины перевала (фото 4). Ширина бергшрунда около 3 метров (снежный мост). Высота стенок бергшрунда 4 и 1,5 метра. Конец перильной веревки выводит на снежный склон крутизной до 15o.На преодоление бергшрунда и снятие перильной веревки потребовался 1 час. Перильная веревка для спуска последнего участника была закреплена при помощи ледорубного креста.

Далее - движение в связках, пересекаем пологий закрытый ледник в северо-восточном направлении (под перевал Кедрина, фото 3, 5). Из-под перевала Кедрина направление движения меняем на северное, в сторону пологого осыпного гребня. Отсюда, изменив направление движения на северо-западное и обходя ледовый трещины, в 15-00 выходим на осыпную гряду, разделяющую западную и восточную ветвь ледника. Дальше спускаемся по морене вдоль левого берега р. Хазныдон, переходя его левые притоки. Подойдя к бурному ручью, берущему начало с ледника Хазны, пришлось искать место переправы. В месте впадения ручья в р. Хазныдон была найдена переправа по огромным валунам. Противоположный травянистый берег заболочен, т.к. там протекает большое количество мелких ручейков. Спустившись по левому берегу 30 мин от места переправы, по тропе вышли на травянистые площадки, где в 18-40 и был поставлен лагерь.

Пер. Зюзина (1Б, 3750) (рад.)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, в Псыганском отроге Суганского хребта, соединяет долины р. Хазныдон и р. Псыгансу (лед.Нахашбита).

Экспозиция склонов: З - В.

Путь прохождения: из долины р. Хазныдон - радиально. Характер маршрута: осыпной (вост.склон).

Возможные опасности: при подъеме на перевал мелкая и средняя живая осыпь.

24 июля. После ночевки на травянистых площадках выходим в 9-20. Движемся по левому берегу р. Хазныдон 20 мин до старого селевого выноса, заросшего травой, который зажат между двумя бараньими лбами. Здесь начинается четкая тропа, которая идет строго вверх по селевому выносу. Выше бараньих лбов склон разделяется скальным отрогом и тропа раздваивается. Левая тропа (по ходу) ведет в долину перевала Федоровского. Правая, более четкая, поднимается серпантином по крутому травянистому склону.

Через 1ч 20 мин движения правая тропа выводит на крупнокаменистую россыпь морены, где и теряется. Россыпь идет террасами, постоянно набирая высоту. Воды на поверхности не встречается, изредка слышно ее журчание между камнями. Погода пасмурная, временами сильный туман. При движении ориентируемся по левому (по ходу) скальному хребту. Через 2,5 часа начинают встречаться снежники (остатки лавинных выносов). Еще через 1 час начинают встречаться площадки среди камней на центральной морене. Пройдя еще 40 мин, попадаем в перевальный цирк, где на возвышающейся части морены возле ледникового озера обнаружили 3 площадки под палатки. В 16-30 поставили лагерь и, взяв с собой только необходимое снаряжение, вышли в сторону перевала Зюзина (фото 6). Перед подъемом на перевал пересекли снежник (крутизна до 5o, 400м). Перевальный взлет высотой около 250 м, крутизной до 25o. Идти приходится по мелкой осыпи, придерживаясь левой по ходу стороны осыпного кулуара. Примерно на середине подъема правее начинается скальный выступ, к которому надо перебраться через кулуар. Удобно выйти на простые скалы, по которым можно преодолеть значительную часть оставшегося подъема. От скал до седловины остается несколько десятком метров, где приходится пересекать участок склона с живыми камнями. Идти следует плотной группой, т.к. осыпь живая и ползет вниз. Подъем на перевал от основания перевального взлета до седловины занял 40 мин. Погодные условия не позволяют наблюдать виды горных хребтов. Не задерживаясь на перевале, начали спуск к лагерю по пути подъема.

Пер. Федоровского (2А, 3860)
(через пер. Обходной (1Б,3650)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, в Псыганском отроге Суганского хребта, соединяет долины р. Хазныдон и р. Псыгансу (лед.Нахашбита).

Экспозиция склонов: В - З.

Путь прохождения: из долины р. Хазныдон через пер. Обходной на ледн.Нахашбита. Характер маршрута: снежный (на пер. Обходной), мелкая живая осыпь (пер. Федоровского).

Определяющие участки:

- Подъем на пер. Обходной по крутому снежному склону.

- Подъем на пер. Федоровского по осыпному склону.

- Спуск с пер. Федоровского по осыпному склону с выходом на открытый ледник Нахашбита.

Возможные опасности: при подъеме на перевал Обходной возможно падение камней с боковых скал, при подъеме и спуске с пер. Федоровского -мелкая и средняя живая осыпь, при спуске на ледн.Нахашбита - преодоление рантклюфта.

Меры безопасности: при прохождении снежного склона пер. Обходной - наблюдатель при прохождении пер. Федоровского движение по осыпи плотной группой при прохождении рантклюфта, засыпанного камнями - перильная страховка.

25 июля. От места ночевки в цирке пер. Зюзина выходим в 6-30, поднимаемся по крутому (до 30o) снежному склону на пер. Обходной (фото 7).

Длина перевального взлета - 300 м. Снег плотный, движение в кошках серпантином, вытаптываем ступени.

Погода ясная, как только солнце (в 7 утра) осветило склон, снег раскис. Перед выходом на перевальную седловину склон становится более пологим (до 10o), снежный склон переходит в среднюю живую осыпь.

Седловина перевала широкая, сложена из скальных пород, находится чуть ниже края ледника Шевченко (фото 8), ведущего к перевалу Федоровского. Ледник открытый, пологий, без трещин. Прямо перед нами гребень перевального цирка, имеющий три седловины.

Пересекаем ледник в направлении пер. Федоровского (фото 9), подходим под перевальный взлет, представляющий собой скально-осыпной склон крутизной до 40o и протяженностью около 150м. Поднимаемся осторожно плотной группой, т.к. камни живые и легко сходят. В 9-00 были на перевале.

Седловина перевала - скальный гребень (фото 10), тур находится севернее и несколько выше перевальной точки на скальных выходах. С перевала на запад просматривается пик Мориса Тореза и путь подъема на одноименный перевал (фото 12).

Спуск с перевала в сторону ледн.Нахашбита начали в 9-45. Проходим по крутому осыпному кулуару, средняя часть которого наиболее узкая и камнеопасная. Двигаясь по кулуару, придерживаемся правого его борта, за 50 мин спускаемся на ледник Зап. Шевченко, зачехленный крупной каменной осыпью (фото 11). Продолжая движение по крупной и средней осыпи, идем по центральной части ущелья, спускающегося террасами. Крутизна некоторых участков склона - до 35o. В конце спуска перед выходом на ледн.Нахашбита выходим на крутой ледовый склон, покрытый мелкой осыпью. Траверсируем его вправо по ходу (перильная страховка 50 м на ледобурах) и спускаемся к рантклюфту, забитому камнями. Перешли рантклюфт по каменной пробке и далее по центральной открытой части ледника Нахашбита прошли 400 м до каменных площадок на срединной морене. В 17-00 поставили лагерь.

Пер. Мориса Тореза (2Б, 3600)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, в северном отроге Суганского хребта, отходящего от вершины Узловой Суган, между вершинами Узловой Суган (4450м) на юге и пиком Днепровской правды (4050м) на севере ведет с западной ветви ледн. Нахашбита на востоке на восточную ветвь ледн.Сев. Суган на западе.

Экспозиция склонов: З - В.

Путь прохождения: с лед.Нахашбита на лед. Северный Суган. Характер маршрута: снежно-ледовый.

Определяющие участки:

- Подъем по западной ветви ледн.Нахашбита через ледопад.

- Подъем на перевал по снежно-ледовому восточному склону крутизной до 45o, с преодолением бергшрунда (перильная страховка)

- Спуск с перевала по западному снежно-ледовому склону на ледн. Сев. Суган, движение в связках с попеременной страховкой.

Возможные опасности: закрытые трещины на ледниках Нахашбита и Сев. Суган при прохождении ледопада (западной ветви ледн.Нахашбита) есть вероятность падения камней.

Меры безопасности: наблюдение за склоном, связки, перильная страховка.

26 июля. Выход в 09-30 поле ночевки в верхней части срединной морены ледн.Нахашбита. Движение на юго-запад в направлении ледопада западной ветви ледн.Нахашбита. Обходим глубокие трещины, заполненные водой. В верхней части пересекаем центральную ветвь ледн.Нахашбита с правого борта на левый и подходим к месту слияния западной и центральной ветвей ледника Нахашбита. Путь на западную ветвь преграждает мощный ледопад, простирающийся по всей ширине устья ледника. Перепад высот ледопада западной ветви ледн.Нахашбита около 250 м. После визуального осмотра видимой части ледопада принято решение не повторять подъем по маршруту, указанному в описании перевала (по правой стороне под скалами), потому что данный участок ледопада простреливался камнями (в нижней части склона - каменистая россыпь). Выбрав наиболее проходимый (фото 13) участок ледопада (в центральной его части) и провесив 2 веревки (фото 14), поднялись на высоту 70м (от подножия ледопада) к небольшой мульде под мощной ледовой стеной. Крутизна склона в некоторых местах достигает 40-45o. Дальнейшее движение по центральной части ледопада оказалось невозможным, поскольку логичный путь подъема вверх дальше не просматривался - впереди были глубокие хаотичные трещины. Проведя разведку вправо и влево, сместились к левому борту ледопада ближе к скалам, провесив при этом 2 перильные веревки для преодоления нешироких ледовых разломов. Выйдя на левый край ледопада под скалы, начали подъем, выставив наблюдателя за скалами, т.к. была вероятность падения камней. Провесив 3 веревки вертикальных перил (крутизна до 35o), начали подъем на выполаживающуюся часть западной ветви ледника Нахашбита. За время подъема несколько раз наблюдалось падение камней, но все они застревали в разломах ледопада. Безопасный путь подъема выбирается вплотную к левому борту ледопаду. На всем пути подъема - движение в кошках.

Поднявшись выше ледопада, продолжили движение по левому борту ледника, обходя открытые трещины, в сторону перевала. Крутизна склона до 10o. Пройдя от верхней части ледопада 30 минут, подошли к скоплению камней на довольно пологом участке ледника, где и организовали ночевку, предварительно выложив площадки из камней. Вблизи подготовленных площадок имелась ледниковая трещина, заполненная водой. Время, затраченное на прохождение ледопада, составило 3,5 часа (ходового времени).

27 июля. Подъем группы после ночевки в 06-00, но из-за плохой погоды (перевал в тумане, дождь) выход задержался до 10-00. За время ожидания погоды наблюдали за противоположным склоном (через ледник Нахашбита) - под пер. Хазны предыдущим вечером видели лагерь из 2-х палаток, установленных под разломом льда. Утром на месте лагеря увидели следы ледового обвала. Через некоторое время увидели, что группа, ночевавшая под пер. Хазны, благополучно спускается на ледник Нахашбита. Поскольку погода немного прояснилась, было принято решение продолжать подъем на наш перевал.

Выйдя в 10-00 с места ночевки и пройдя несколько закрытых участков ледника (движение в связках), к 11-00 подошли к перевальному взлету (фото 15). Преодолев бергшрунд (ширина - 1,5 м.) по снежному мосту, продолжили подъем по снежному склону (глубина снега до 30 см, крутизна склона до 15o). Через 100 м подъема подошли под мощную ледовую стену, крутизна склона возросла до 35-40o. Правый борт ледопада - лед с разломами, присыпанными небольшим количеством снега.

А левый покрыт плотным снегом. Подъем осуществляем прямо в лоб в 100 метрах от левого борта. Начали провеску вертикальных перил. Первые три веревки провешиваются на ледобурах с промежуточными точками. Движемся по снежным мостам, преодолевая разломы льда, используем для страховки вертикальные перила. Поднявшись на 3 веревки, попадаем в ледовую ложбинку, расположенную под еще одним участком ледовой стены. Здесь есть место, где возможно собраться группе и отдохнуть. Ледовый лоб, крутизной до 70o, занимает среднюю часть склона, оставляя справа и слева возможность обхода. Отсюда уходим вправо (по ходу) вверх по диагонали, по снежному кулуару, провесив еще две веревки перил (крутизна склона до 45o). Снега много и достаточно просто топтать ступени. В 14-00 выходим на широкую снежную седловину перевала (фото 16). Тура не нашли - все кругом засыпано глубоким снегом. У края перевального плато имеется мульда размером 4 на 5м.

Пересекая перевальное плато (огромное поле) с юго-востока на северо-запад, подходим к плавно спускающемуся краю. Движение в связках и кошках, так как ледник закрытый. Дальнейший спуск осуществляется по центру (крутизна склона на некоторых участках достигает 25-30o) в обход крупных разломов льда или с использованием снежных мостов с попеременной страховкой. Двигаясь по центральной части восточной ветви ледника Сев. Суган, смещаемся к его левому краю и выходим на открытый пологий лед (крутизна 5o, длина участка 300 метров). Последний участок спуска с восточной ветви ледника Сев. Суган (склон 250 метров, крутизной 25o, фото 17) выводит на пологую часть ледника над пер. Осыпной (фото 18), и занял 20 мин. Пройдя 250 метров, организовали ночевку.

Время, затраченное на спуск с перевала, составило 3 час. 20 мин.

Пер. Шести (2А, 3700)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, соединяет долины рек Рцывашки и Псыгансу, ведет с ледн.Сев. Суган на ледн.В. Рцывашки.

Экспозиция склонов: СВ - ЮЗ.

Путь прохождения: с ледн.Сев. Суган на ледн.В. Рцывашки. Характер маршрута - снежно-ледовый.

Определяющие участки:

- При подъеме пологий закрытый ледник

- Спуск с перевала по снежно-ледовому кулуару на ледн.В. Рцывашки, с преодолением двух ступеней ледопада, в нижней части спуска - бергшрунд.

Возможные опасности: при прохождении ледопада возможны ледовые обвалы опасность падения камней при спуске с перевала по кулуару.

Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, перильная страховка, кошки, наблюдение за склоном.

28 июля. С утра был сильный туман, холодно. После сбора лагеря в 8-00 вышли по направлению к перевалу Шести. Движение осуществлялось сначала по открытому, а потом по закрытому пологому леднику Сев. Суган, крутизна склона до 5o (движение в связках на полную длину веревки). Придерживаясь слабо просматриваемого справа в тумане гребня отрога Экрздыген (с седловиной пер. Осыпной), поднимаемся на верхнее плато ледн.Сев. Суган, которое расположено на 250-300 м выше соседних ледников. К 10-30 вышли на перевал Шести над ледовыми сбросами. На перевале есть готовые площадки для 3-4 палаток. Перевальная седловина сливается с пологим плато ледника Сев. Суган. Тур находится на границе плато ледника и разрушенных скал. Избыточный лед перетекает через водораздельный отрог Экрздыген там, где он смыкается с Суганским хребтом. Крутой сильно разорванный ледопад спускается к леднику Вост.Рцывашки (фото 21). Правый край ледопада ограничен отвесным скальным "зеркалом", и там обнажились участки бараньих лбов.

Видимость улучшилась, сильный ветер. Пройдя по снежнику над ледовой стеной верхней части ледопада, провесили перила вдоль границы ледника (на ледобурах) и начали спуск с перевала. Конец первой веревки вывел на площадку над бараньими лбами. Возможен выход на бараньи лбы непосредственно под ледовой стеной, но тогда возникает опасность обвала льда и срыва снежного карниза. Дальнейшее движение осуществлялось по ледовому извивающемуся кулуару между бараньими лбами и правым краем ледопада (фото 19, 20). Над кулуаром нависает ледовая стена, которая прикрывает его от возможных камней. Вторая веревки, уходя под ледовую стену, выводит на площадку в расщелине ледопада, где могут находиться 3-4 человека. Третья и четвертая веревки также были провешены по кулуару и выводили на площадку над очередным бараньим лбом. Провеска перил осуществлялась с промежуточными точками страховки на ледобурах. Последний участник шел с верхней страховкой, закрепленной на "ледовых пробках" (дюралевая трубка с фиксаторами и тросом в верхней части). Время на прохождение данного участка составило 4,5 часа ходового времени.

На площадке, укрывшись под бараньими лбами от возможно падающих камней, провели разведку и выяснили, что дальнейшее движение по кулуару невозможно, потому что ниже находится широкий бергшрунд. Навесив веревку непосредственно с бараньего лба (на скальных крючьях), начали спуск. Под бараньим лбом ширина бергшрунда составляла 1 м, что позволило достаточно просто его преодолеть.

За время спуска по кулуару самопроизвольного падения камней не наблюдалось. Были случаи падения камней, сдвинутых при движении участников. В связи с тем, что кулуар извилист, это не представляло большой опасности. Спуск по бараньим лбам представляет собой опасность в связи с тем, что гладких скалах лежит большое количество "живых" камней.

Дальше выходим на открытый ледник крутизной до 15o, с последующим выполаживанием. Через 400 м к 18-00 вышли к месту ночевки в центральной части восточной ветви ледн.Вост.Рцывашки.

Пер. Рцывашки (1Б, 3540)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, соединяет лед.Рцывашки и лед.Юж.Суган

Экспозиция склонов: С - Ю.

Путь прохождения: с лед.Вост.Рцывашки на ледн.Юж.Суган. Характер маршрута: скально-ледовый.

Определяющие участки:

- Подъем по леднику Вост.Рцывашки.

- Спуск с перевала по оспному кулуару.

Возможные опасности: при спуске по осыпному кулуару возможно падение камней.

Меры безопасности: спуск с перевала плотной группой.

29 июля. Подъем к перевалу начинается от ночевок на восточной части ледника Вост.Рцывашки из-под перевального взлета пер. Шести (фото 22). В этом месте лед.Рцывашки пологий с небольшим количеством открытых трещин.

От места ночевки движемся не запад и через 300 м подходим к крутому перегибу ледника, где с использованием попеременной страховки (крутизна склона 20-25o, 300 м) спускаемся на правобережную морену ледника. В этом месте ледник круто поднимается к цирку перевала Рцывашки, поэтому лучше продолжать подъем по морене и выйти на ледник несколько выше моренного островка левобережной морены, где ледник выполаживается. Дальнейшее движение по левому борту ледн.Вост.Рцывашки приводит в перевальный цирк, окаймленный разрушенным скальным гребнем (фото 23). Ледник открытый, движемся в кошках. Перевал находится в западной части цирка и хорошо просматривается с подходов. Перевальный взлет представляет собой простые сильно разрушенные скалы крутизной до 20o, 100 м. Время, затраченное на прохождение от места ночевки до перевала, составило 3 часа.

Перевал - неширокая скальная седловина, тур находится в центре седловины.

Спуск с перевала идет по довольно широкому крутому (до 20o) осыпному кулуару, стенки которого представляют собой сильно разрушенные скалы (фото 24). Сам кулуар заполнен мелкими обломками этих скал. Кулуар петляет, что позволяет двигаться плотной группой, не боясь обвала камней. В нижней части кулуара образовался осыпной конус, после спуска с которого попадаешь на ледн.Юж.Суган. Лед. Юж.Суган в этом месте - это пологий открытый ледник без трещин. Пройдя от осыпного склона по леднику 300 м в сторону перевала Гюльчи (к скоплению камней), встали на ночевку. Время на спуск с перевала до места ночевки составило 1,5 часа.

Пер. Гюльчи (2Б, 3900)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Суган, южнее вершины Суган, ведет с ледн.Юж.Суган на ледн.Доппах.

Экспозиция склонов: З - В.

Путь прохождения: с ледн.Юж.Суган на ледн.Доппах. Характер маршрута - снежно-ледовый.

Определяющие участки:

- При подъеме - сложное блуждание среди разрывов ледопада, преодоление ледовых стен и трещин по снежным мостам

- Спуск с перевала по снежно-ледовому кулуару на ледн.Доппах, с преодолением бергшрунда в нижней части кулуара.

Возможные опасности: закрытые трещины на ледниках при прохождении ледопада возможны ледовые обвалы опасность падения камней при спуске с перевала по кулуару.

Меры безопасности: движение в связках, наблюдение за склоном, перильная страховка.

30 июля. После ночевки на ледн.Юж.Суган вышли в 7-00 в сторону перевала Гюльчи (фото 25). Через 20 мин подошли к началу ледопада (к правому его краю). На леднике стали встречаться трещины, засыпанные снегом, поэтому мы связались и дальше пошли в связках. Крутизна склона возросла до 35o. Проходя первую ступень ледопада, преодолевали трещины по снежным мостам, придерживаясь правого борта ледника. На прохождение первой ступени ледопада потребовалось 1 час 20 мин ходового времени.

Поднявшись под вторую ступень ледопада, сместились к центральной части ледника. Выбирая путь среди разрывов ледопада, преодолеваем ледовые разрывы с высотой стенок до 20 м. Движение осуществляли в связках с попеременной страховкой. На двух участках потребовалась навеска перил. Последний участок второй ступени ледопада был пройден по снежным мостам также с попеременной страховкой. На прохождение второй ступени ледопада понадобилось 2 часа 30 мин ходового времени.

Пройдя ледопад, оказались в широком заснеженном цирке перевала Гюльчи, ограниченном отрогами вершин Суган-тау и Ложный Суган. Обширное фирновое плато (фото 26) пересекается за 40 мин с северо-запада на юго-восток вдоль нависающего ледового контрфорса со склона Суганского хребта (ледовые обвалы). Движение по глубокому снегу (40 см) в связках. Седловина перевала - широкая, заснеженная, тур находится на скальном выступе в северной ее части.

Спуск с перевала начали в 13-00 по заснеженному крутому (среднему) кулуару в 20 м правее тура (фото 27). Кулуар длиной 300 м, крутизна до 40o. С боковых сильно разрушенных скал возможны камнепады. На спуск провесили 3х50 м веревок. Первая веревка крепится на скальном выступе непосредственно над кулуаром и ее хватает до скальной полки справа по ходу. С полки (навеска веревок на петле) вывешивается вторая веревка, которая заканчивается за скальным островком, где есть площадка на 3-4 человека. В этом месте удобно укрываться от возможно падающих камней. От этого места провешивается еще одна веревка, которая выводит немного левее на снежный склон из-под камнеопасного участка спуска (фото 28). На навеску, прохождение и снятие веревок потребовалось 2,5 часа. Дальше вышли на снежный

склон крутизной до 20o с глубоким плотным снегом. Спуск на 3 такта, вытаптывая ступени. Движемся к каменному островку у основания кулуара, под которым находится широкий бергшрунд, забитый снегом и камнями. Спокойно преодолеваем бергшрунд по мосту и к 17-00 спускаемся на выполаживающуюся открытую часть ледника Доппах. За время спуска с перевала по кулуару были случаи падения камней, но при все они застревали в глубоком снегу. Далее движемся по пологому леднику, обходя широкие трещины, пересекая ледник в восточном направлении (к левому борту долины). Выйдя на левобережную морену ледника, подошли к перегибу, где на морене установили лагерь.

За время подъема и спуска с перевала погода несколько раз менялась. С утра было ясно и морозно, к 11-30 погода резко ухудшилась (туман, сильный ветер, поземка). К моменту начала спуска с перевала ветер утих, туман поднялся, сквозь облака проглядывало солнце. К вечеру небо совсем прояснилось.

31 июля. После ночевки на морене ледника Доппах в 10-00 начинаем спускаться вниз по левобережной морене ледника, выводящей к левому склону, где начинают встречаться туры. Переходим ручей и по его левому берегу по хорошей тропе спускаемся в долины р. Орсдон. Продолжая двигаться по тропе, выходим в широкую местами заболоченную долину р. Харвес. Тропа траверсирует склон мимо старых кошей, выше пологой заболоченной части долины. К 14-00 тропа перешла в грунтовую дорогу, которая серпантином по левому борту долины спускается к мосту напротив а/л "Таймази", на территорию которого мы пришли в 17-00. Начался дождь.

1 августа. Предыдущим вечером, решив не мокнуть в палатках, договорились с руководством а/л "Таймази" и сняли комнаты. Дождь продолжался, и только к обеду выглянуло солнце. Все бросились стираться и сушиться. Вечером распределяли заброску.

2 августа. Вышли из а/л "Таймази" вниз по грунтовой дороге. Не доходя до турбазы "Ростсельмаш", пройдя мимо погранзаставы под равнодушные взгляды пограничников, перешли р. Урух по мосту и двинулись вдоль р. Гебидон вверх по тропе до остатков моста. Продолжаем подъем и через 30 мин подходим к бревну, переброшенному через р. Гебидон. Организовав перильную страховку, переправились на другой берег и продолжили подъем. К вечеру вышли под морену ледн.Геби-Бартуй

Пер. Геби-Бартуй (1Б, 3450)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Дигория, хребет Чирх (северный отрог вершины Геби-тау), соединяет лед.Бартуй и лед.Геби.

Экспозиция склонов: З - В.

Путь прохождения: с лед.Геби на лед.Бартуй. Характер маршрута: снежно-ледовый (зап.склон), осыпной (вост.склон).

Определяющие участки:

- Подъем по леднику Геби.

- Спуск с перевала по средней осыпи.

Возможные опасности: при подъеме встречаются закрытые трещины, при спуске встречаются участки живой осыпи.

Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, спуск по осыпи плотной группой.

3 августа. После ночевки под мореной ледника Геби (фото 29) выходим в 8-00.

Ниже языка ледника перед мореной имеется небольшое озеро и места для палаток. Через 25 минут вышли на левую морену и продолжили движение по ней до ледника. Пройдя крутой участок ледника (подобие ледопада) по морене, выходим на закрытый плотным слоем снега ледник Геби. Ледник небольшой, крутизна 10o. Двигаясь по центру, в верхней части смещаемся к правому борту ледника (фото 30). Крутизна склона увеличивается до 25o. Последние 300 м до перевала движение осуществляется в связках с одновременной страховкой (широкая трещина, засыпанная плотным снегом). Перевальная седловина - широкая, снежная, со скальными выходами (фото 31). Тур находится в центре перевальной седловины. Видимость плохая, все затянуто облаками. Время движения от места ночевки до седловины - 3 часа.

Пер. Цихварга (2Б, 3670)

Местонахождение: Ц. Кавказ, район Дигория, соединяет лед.Бартуй и лед.Фастаг.

Экспозиция склонов: З - В.

Путь прохождения: с лед.Бартуй на лед.Фастаг. Характер маршрута: снежно-ледовый.

Определяющие участки:

- Подъем по леднику Бартуй с преодолением бергшрунда.

- Спуск с перевала с прохождением бергшрунда и выходом на закрытый ледн.Фастаг.

Возможные опасности: при подъеме и спуске при преодолении бергшрунда возможно падение камней с боковых склонов.

Меры безопасности: движение по перилам, при прохождении камнеопасных склонов выставлять наблюдателя, движение в связках по закрытому леднику.

Спуск с перевала начинаем в 12-00. Движение по осыпному кулуару, Крутизна склона - до 35o. Внизу кулуар расширяется, встречаются пятна снега. (фото 32). Выйдя на левобережную морену ледника Бартуй (время на спуск составило 1час 40 мин), движемся по ней к озеру. Около озера устроили ночевку.

4 августа. После ночевки на травянистых площадках левобережной морены ледн.Бартуй, возле озера (фото 33), в 8-00 выходим в направлении перевала. Погода хорошая, ясно, морозно. Пересекаем пологий открытый ледник Бартуй в центральной его части в юго-восточном направлении. Через 40 мин движения крутизна ледника возросла до 20o (фото 34). Продолжили движение, придерживаясь правого борта ледника. Правобережная часть ледника разорвана слабее, чем левая. Встречающиеся на участке 2-3 значительные трещины проходятся по мостам. В верхней части ледника несколько крупных трещин разрывают его правый край, поэтому после обхода верхнего ледопада следует выходить на его верхнее фирновое плато по средней части ледника. Левый край ледника лавиноопасен, а после сильного снегопада склон правобережного хребта также лавиноопасен.

У основания вершины Цагардор просматривается некоторое количество камней, что свидетельствует о возможном камнепаде со склонов вершины. Погода начала ухудшаться, небо стало затягивать облаками, усилился ветер. К моменту начала подъема на перевальный взлет начался мелкий снег с ветром.

Основание перевального взлета подрезано бергшрундом, высота стенки которого 2 м. В центральной его части (центр склона) обнаружена каменно-снежная пробка, используя которую, произвели навеску перил для прохождения бергшрунда. Для преодоления перевального взлета потребовалось провесить 6х50м веревок на ледобурах, с организацией промежуточной станции-накопителя. Движение осуществлялось по центру перевального взлета левее ледового желоба, как наиболее безопасного места в плане падения камней с боковых скал. Крутизна склона достигала до 50o. Шли в кошках, т.к. движение происходило по плотному фирновому склону с выходами чистого льда. В верхней части перевального взлета - снежный карниз, обходим слева по ходу. Время, затраченное на преодоление бергшрунда и перевального взлета, составило 4 часа ходового времени. Седловина перевала - широкий снежный гребень с нависающим карнизом в центральной его части. Тур обнаружен на скалах вершины Цагардор.

Спуск с перевала начали в 15-00. Первые 60 м спуска движемся по несложным сильно разрушенным скалам, присыпанным снегом. С обеих сторон скалы окаймляются небольшими ледовыми желобами. Под правым желобом имеется снежный мост через бергшрунд. Преодолев бергшрунд по мосту (ширина бергшрунда 1,5 м), выходим на крутой фирновый склон (до 40o, 30 м). Организовали перильную страховку. Далее склон выполаживается. Выходим на пологое плато западной ветви ледн.Фастаг. Время на спуск с перевала до пологого участка ледника составило 2 часа ходового времени. Далее, обходя трещины, движемся в связках в направлении левого борта ледника к левобережной морене. Выйдя на гребень морены, продолжили спуск вниз. В 18-40, спустившись под язык ледн.Фастаг, оказались в ложбине, где и организовали ночевку.

5 августа. После ночевки выходим на тропу и по левому берегу р. Фастаг, пересекая впадающие ручьи, движемся в сторону "Райской поляны" (фото 35). В том месте, где когда-то была "Райская поляна", имеется мостик через р. Фастаг из нескольких связанных бревен. Перейдя по мостику на правый берег и поднявшись по осыпному склону в хвойный лес, прошли его и вышли на левобережную морену лед.Караугом. Пройдя по морене, спускаемся на ледник в центральной его части. Пересекаем ледник и выходим чуть выше того места, где была когда-то "поляна Микелая" (фото 36). На травянистых площадках устраиваем ночевку (фото 37). Завтра идем за заброской.

6 августа. Опять льет дождь и, как назло, опять спустился туман. Сидим в надежде на улучшение погоды.

7 августа. Похоже, погода испортилась окончательно. С травянистых склонов непрерывно текут потоки воды. Но туман рассеялся. Решили, что пора "сваливать" от греха подальше. Тем же путем вернулись к "Райской поляне" и по левому берегу р. Караугомдон по тропе подошли к мосту. Тропа переходит на правый берег. Двигаясь далее по тропе, выходим на достаточно ровные площадки в лесу. Дождь не прекращается. Ставим лагерь.

8 августа. Дождь продолжается. Сидим на месте. Похоже, поход завершается. Приходил лесник из Дзинаги и предупредил об опасности схода селей. Недалеко от нас - лагерь Ростовских туристов.

9 августа. Подъем в 2-00, дождь такой, что заливает палатку. По тропе несутся потоки воды. Уровень воды в реке поднялся почти на 1 метр. Срочно сворачиваем лагерь и спускаемся к Дзинаге. Лагерь ростовчан наполовину затоплен водой, но они не покидают палаток. Подойдя к Дзинаге, узнаем, что мост, соединяющий две части поселка, снесен за час до нашего прихода селевым потоком (фото 38, 39). Вместо реки - поток грязи. Организуем навесную переправу на месте бывшего моста, используя его остатки для закрепления веревки. Шоу "Переправа московских туристов" пользовалось огромным успехом у местных жителей, принимавших живое участие в его постановке. Перебравшись на другой берег, узнаем, что рейсовый автобус завален камнями в ближайшем дворе. Забрав заброску, движемся по дороге к турбазе "Дзинага" в надежде найти машину. Машины на турбазе нет. Пройдя до моста через р. Урух, увидели УАЗик, на котором и доехали до Владикавказа.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

1. Новинский Н. на альпинистских ночевках под перевалом Светлова

2. Пер. Светлова

3. Вид с пер. Светлова на пер. Кедрина и лед. Айхва

4. Спуск с пер. Светлова

5. Вид на пер. Светлова и пер. Кедрина с подъема на пер. Зюзина

6. Пер. Зюзина. Путь подъема

7. Вид на пер. Обходной с места ночевок под пер. Зюзина

8. Вид на пер. Обходной с пер. Федоровского

9. Вид на пер. Федоровского с пер. Обходной

10. Вид с пер. Федоровского в сторону пика Шевченко

11. Вид с лед. Зап. Шевченко в сторону пер. Федоровского

12. Панорама северного отрога Суганского хребта с пиком М. Тореза и одноименным перевалом

13. Подход под первую ступень ледопада при подъеме на пер. М. Тореза

14. Движение по перилам в ледопаде

15. 2-я ступень ледопада при подъеме на пер. М. Тореза

16. Перевальная седловина пер. М. Тореза

17. Последняя ступень ледопада при спуске с пер. М. Тореза на лед. Сев. Суган

18. Вид на пер. Осыпной с места ночевки на лед. Сев. Суган

19-20. Спуск с пер. Шести на лед. В. Рцывашки

21. Пер. Шести с ночевок на лед. В. Рцывашки

22. Вид с ночевок на лед. В. Рцывашки в сторону пер. В. Рцывашки

23. Подъем на пер. В. Рцывашки

24. Вид с лед. Ю. Суган на пер. В. Рцывашки

25. Вид на пер. Гюльчи

26. Выход на седловину пер. Гюльчи

27. Вид с пер. Гюльчи

28. Пер. Гюльчи

29. Верховья р. Геби-дон

30. Выход на лед. Геби

31. Вид с пер. Геби-Бартуй

32. Спуск с пер. Геби-Бартуй

33. Озеро у боковой морены лед. Бартуй

34. Вид на пер. Цихварга

35. Долина р. Фастагдон

36. Конец языка Караугомского лед.

37. Панорама Караугомского лед.

38. Последствия схода селя в п. Дзинага

39. Переправа через селевой поток




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100