Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о горном туристском походе V к.с. по Западному Кавказу (Домбай, Даут)

Дата: июль-август 2004 г.

Руководитель: Смирнов Л.В. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6078
Источник: mountain.ru

Содержание

1. Справочные сведения о походе
2. Техническое описание маршрута
2.1. Западная седловина перевала Джесарский (2Б, 3650) - восточная седловина перевала Джесарский (2Б, 3600) - перевал Софруджу (2А,3494)
2.2. Перевал Правда (3А, 3450) - перевал Наука (Подгайского)(3А*, 3450, рад. 1А)
2.3. Перевал Акбек Западный (3А, 3500)
2.4. Перевал МТИЛП (2А, 3300)
2.5. Перевал Надозерный (2А, 3400)
3. Итоги, выводы, рекомендации
4. Перечень туровых записок, снятых при прохождении перевалов
5. Литература

 

1. Справочные сведения о походе

1.1. Техническая характеристика маршрута

Вид туризма - горный

Район похода - Западный Кавказ (Домбай, Даут).

Категория сложности - пятая.

Продолжительность пешеходной части маршрута - 19 дней, из них 2 дневки,1,5 дня отсидки из-за непогоды

Протяженность маршрута - 122 км

Маршрут группы

Мост через р. Алибек - л-к Белалакайский - пер. Джесарский (западная седловина) (2Б, 3650) - л-к Софруджу Юж. (Джесарский) - пер. Джесарский (восточная седловина).(2Б,3600,рад. 1А к.сл.) - пер. Софруджу (2А,3494) - л-к Софруджу- р. Аманауз - л-к Аманауз - л-к Аманаузский - л-к Ю.-З. Джугутурлючат - пер. Наука (Подгайского) (3А*, 3450,рад. 1А к.сл.) - пер. Правда (3А, 3450) - л-к Юж.. Джугутурлючат - л-к Акбек - пер. Акбек Западный (3А, 3500) - р. Птыш - л-к Птыш (рад.) - р. Домбай - Ульген - пос. Домбай - р. Теберда - р. Уллу-Муруджу - пер. МТИЛП (2А, 3300) - р. Даут - пер. Надозерный (2А, 3400) - оз. Уллу-Кель - р. Учкулан - пос. Учкулан

Пройдено категорийных перевалов - 8, в том числе:

3А - 2 Правда, Акбек Западный

2Б - 1 Джесарский (западная седловина).

2А - 3 Софруджу, МТИЛП, Надозерный

1А - 2 Джесарский (восточная седловина) (рад.), Наука (Подгайского) (рад.)

1.2. Состав группы


п.п.
Фамилия, имя, отчество Туристский опыт Домашний адрес, телефон Обязанности в походе
У Р
1 Смирнов Леонид Викторович 5 5; 4 с эл. 6 Москва, ул. Саянская, 4–73, т.307–96–65 Руководитель
2 Кузин Михаил Алексеевич 3 3 Москва, ул. Медиков, 22–3–121,т. 321–15–86 Медик
3 Симонов Игорь Николаевич 3 с эл.4; 3 альп. разряд   Москва, М. Казенный пер. ,16–20, т. 921–52– 97 Снаряженец
4 Самойлов Артем Игоревич 3 с эл.4   Москва, ул. Озерная, 7–1–63, т. 318–41–54 Хронометрист
5 Федоров Артем Валерьевич 4 2 Москва, ул. Хавская, 3–1, т. 236–29–66 Завхоз
6 Широков Дмитрий Алексеевич 4   Москва, Волоколамское ш., 80–26, т.490–12–66 Реммастер

1.3. Туристская характеристика района похода. Стоимость проживания и средств передвижения

Из Москвы до г. Черкесск можно доехать поездом N41 (отправление с Казанского вокзала ежедневно в 21:30), который прибывает в Черкесск в 7:22. Время в пути - 38,5 часов. Обратный поезд отправляется ежедневно в 21:30, а прибывает в Москву в 5:35. Плацкартный билет "туда" стоит 780 рублей, "обратно" - 835 рублей.

До пос. Домбай в настоящее время автобус уже не ходит, на автобусе можно доехать только до г. Теберда. Мы заказали "газель" сразу из г. Черкесска до пос. Домбай через фирму "Экспресс-сервис" (www.express service@dombai.info) Это обошлось нам в 2500 руб. с человека. Можно взять попутную машину. Из пос. Учкулан автобус (со слов местных жителей) ходит до г. Карачаевск три раза в день: в 7.00, 12.30, 18.00. Машина от фирмы обойдется в 2500 - 3000 рублей.

Также через фирму мы получили пропуск на въезд в погранзону (10 рублей с человека в день). Если же вы хотите сами получить этот пропуск необходимо заехать в погранотряд по адресу: г. Черкесск, ул. Леонова, д.2., а перед этим в Центральную ПСС (МЧС) по адресу: г. Черкесск, пр-т Ленина д. 272А, чтобы отметить свой маршрут (без отметки спасателей пограничники теперь свой пропуск не выдают).

Разрешение на посещение заповедника также можно получить через фирму (до 50-ти рублей с человека в сутки при посещении ущелья Гоначхир), или в Управлении заповедника в г. Теберда.

В "а\л" "Домбай" (который стал, по сути, ночлежкой) сутки проживания на человека стоят 30 руб., независимо от того, где вы проживаете - в палатке, или в сарае. Рядом с "а\л" на прежнем месте находятся спасатели ПСО "Домбай" (начальник - Алик Семенов). Можно договориться о жилье с местными жителями. Помыться в пос. Домбай дешевле всего (за 20 рублей) можно под душем в местной котельной.

Телеграмму лучше отправить из г. Черкесска (г. Невинномысска), т.к. почта в пос. Домбай работает нерегулярно. Мобильные телефоны с роумингом в пос. Домбай и пос. Учкулан работают стабильно, но не всех компаний ("Би-Лайн" берет). С телефоном та же беда, что и с почтой, хотя более подробно этим вопросом мы не занимались.

В местных магазинах можно купить любые промышленные и продуктовые товары, в многочисленных кафе - перекусить, поесть и выпить. Под первой станцией маятниковой канатной дороги, на ныне не работающее кафе "Бадук", вечером вешают экран и показывают кино.

В пос. Домбай и его окрестностях оживилось коттеджное и гостиничное строительство, начала строиться вторая ветка маятниковой канатной дороги.

В г. Теберда можно посетить вольеры заповедника и музей альпинизма. Из пос. Домбай можно совершить экскурсии к Алибекскому водопаду, Алибекскому леднику, Турьему озеру и другим интересным природным объектам, а можно сесть на канатную дорогу и посмотреть на все это сверху. Можно никуда не ездить, поесть шашлыка и хичинов, попить пива и приобрести сувениры на память о Домбае в местном ларьке.

Район Теберды-Домбая и Даута наиболее предпочтителен для походов 1-3 категории сложности, значительно меньше перевалов для походов 4 категории, а построить логичные красивые разнообразные "пятерки" в настоящее время довольно сложно, т.к. перевалы 3А к.сл. в основном ведут через ГКХ. Поэтому, для того чтобы организовать здесь походы 5 к.сл., придется включать в маршрут траверсы ГКХ и восхождения на вершины. Можно также планировать походы с выходом в Приэльбрусье, но на это требуется больше времени. Район Аксаута (в верховьях) в настоящее время не безопасен.

1.4. График движения на маршруте

День похода Дата Участок маршрута Ходовое время Протя-жен-ность, Км. Пере-
пад
высот
Метеоусловия
1 20.07 мост через р. Алибек – “Капские ночевки” 3 часа 2,5 450 Ясно
2 21.07 “Капские ночевки” – л–к Белалакайский 3 часа 05 мин 5,5 700 Ясно
3 22.07 Подъем под западную седловину перевала Джесарский 6 часов20 мин 1,5 750 Переменная облачность Снежная крупа, туман, гроза. Ночью снег.
4 23.07 День отсидки 0 Снег. “молоко”
5 24.07 Пер. Джесарский (2Б) (западная седловина) – л–к Софруджу Юж. Отсидка из–за непогоды 5 часов 2,5 +100; –100 Переменная облачность. “Молоко”
6 25.07 Радиальный выход на пер. Джесарский (2Б, рад. 1А) (восточная седловина) – л–к Софруджу Юж. 15 минут 10 +50; –50; –56; –1594; +100 Переменная облачность. Ясно
    пер. Софруджу (2А) 30 минут      
    л–к Софруджу – р.Аманауз – водопад 4 часа 30 минут      
7 26.07 Дневка 0 Ясно
8 27.07 р.Аманауз. – л–к Ю–З. Джугутурлючат 5 часов 6 550 Ясно
9 28.07 Подход под пер. Правда – ночевки на плато – рад. выход на пер. Наука (3А*, рад. 1А) – ночевки на плато 4 часа 30 минут 20 минут 4 +800; +100; –100 Ясно
10 29.07 Пер. Правда (3А) – л–к Ю.Джугутурлючат 40 минут 6 часов 30 минут 3 +100; –750 Ясно
11 30.07 л–к Ю.Джугутурлючат – пер. Акбек Зап.(3А) 8 часов 30 минут 5 800 Ясно
12 31.07 пер. Акбек Зап.(3А) – Птышские ночевки Спасработы 4 –1250; 0 Ясно
13 1.08 Спасработы. Птышские ночевки – л–к Птыш – Птышские ночевки – р. Домбай–Ульген – пос. Домбай   6 +250; –250; –690 Ясно
14 2.08 Дневка 0 Ясно. Вечером дождь
15 3.08 пос. Домбай – устье р. Уллу–Муруджу избушка 7часов 30 минут 18 –160; +500 Проливной дождь
16 4.08 Подход под пер. МТИЛП (2А) 4 часа 45 минут 13 900 Облачно, периодический дождь
17 5.08 Пер. МТИЛП(2А) – р. Рынджи – озеро – р. Даут – водопад “Девичьи волосы” 8 часов 55 минут 10 +500; –700; +200 Ясно
18 6.08 Пер. Надозерный (2А) – оз. Уллу–Кель – р. Учкулан – родник 13 часов 30 минут 17 +600; –1850; –100 Переменная облачность
19 7.08 р. Учкулан – пос. Учкулан 2 часа 30 минут 14 –250 Переменная облачность

2. Техническое описание маршрута

В техническом описании маршрута даётся орографическая ориентация элементов местности, либо делается специальная оговорка "по ходу".

Время движения даётся в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы и разведок. В случаях, когда техническая работа занимает значительную долю времени прохождения каждого участка, даётся общее время прохождения, отсчитанное по последнему участнику.

Высота, категория сложности перевалов, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются по Перечню квалифицированных перевалов "Высокогорные перевалы". Выпуск 2001г. [1].

Высота и наименование вершин, а также категория сложности маршрутов восхождения даются по Классификатору маршрутов на горные вершины. Выпуск 1998г. [2].

В остальных случаях приводятся принятые среди туристов и альпинистов названия.

2.1. Западная седловина перевала Джесарский (2Б, 3650) - восточная седловина перевала Джесарский(2Б, 3600, рад. 1А) - перевал Софруджу (2А,3494)

2.1.1. Перевал Джесарский

Характер: ледово-скальный

Ориентация: северо-запад - юго-восток

Расположен в ГКХ между вершинами Чхалта-Дзых и Задняя Белалакая, ведет с л-ка Белалакайский на л-к Софруджу Юж. (второе название ледника - Джесарский). Перевал имеет две седловины, расположенные западнее и восточнее пика Джесарский (точнее, юго-западнее и северо-восточнее). Восточная седловина (3600 м) ведет на ледовое плато под перевал Софруджу, западная (3650 м) - на среднюю часть л-ка Софруджу Юж.

Прохождение: 20-25 июля 2004г. со стороны Белалакайского л-ка. Описание дается от моста через р.Алибек до ночевок под восточной седловиной перевала со стороны л-ка Софруджу Юж.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, ледобуры, жумары (возможно, ледовые молотки).

20. 07. (1 день похода) Путь к перевалу Джесарский начинается от моста через реку Алибек. Мост найти не очень сложно - он расположен рядом с дорогой, ведущей от пос. Домбай к а\л "Алибек", в нескольких сотнях метров выше впадения в реку Алибек потока с ледника Белалакайский (правый приток р. Алибек) (фото 1). Ориентир - ржавый толстый металлический трос, опоясывающий большое дерево на левом берегу р.Алибек. Сложнее перейти по мосту на правый берег (огромное бревно, по которому переправлялись раньше, смыло). Мост слегка шатается под ногами, а в самом конце имеет двойной наклон - к реке и к дереву на берегу. Мы передвигались по нему приставными шагами (фото 2).

От моста тропа ведет влево по ходу наискосок через пихтовый лес и выводит к потоку с л-ка Белалакайский под водопад (45 минут). Здесь обедаем (воду удобнее брать из ручейка, который тропа пересекает недалеко от места обеда).

Дальнейший подъем идет по "обезьяньей" тропе (по скалам), ведущей в висячую долину л-ка Белалакайский (от места обеда тропа разворачивается вправо по ходу). Кое-где провешены металлические перила. За скалодромом (фото 3) на бараньих лбах - традиционные альпинистские и туристские стоянки ("Капские" ночевки) (фото 4). Здесь ночуем.(3 часа от моста через р. Алибек). Название " Капские" ночевки получили от находящегося рядом пика Кап.

21. 07. (2 день похода) Утром переходим поток с ледника по снежному мосту, чуть выше ночевок (чуть ниже снежного моста сохранилась каменная пробка, по которой мы переправлялись в 1997 году - при отсутствии снежного моста ею можно воспользоваться), и по крутой (25-30?) тропе поднимаемся на правобережную морену л-ка Белалакайский. Пересекаем ручей, неподалеку от которого много хороших мест для ночевок. Сейчас здесь стоят альпинисты из Львова. После небольшого привала идем дальше по моренным осыпям и снежникам левого борта ледника к перевальному взлету пер. Джесарский (фото 5). Немного не доходя до него, на конце морены встаем на ночевку (фото 6). От "Капских" ночевок 3 часа 05 минут ходового времени.

2.1.1.1. Западная седловина перевала Джесарский

22. 07. (3 день похода) С морены спускаемся на закрытый ледник и по нему движемся под перевальный взлет пер. Джесарский левее по ходу скального контрфорса (фото 7). Слева по ходу обходим бергшрунд под взлетом и далее, по снегу крутизной до 30? поднимаемся к вершине контрфорса (кошки) (фото 8). Склон камнеопасен (!!) , поэтому проходить его необходимо рано утром.

Дальнейшее движение в связках с одновременной и попеременной страховкой. По ледовому участку провешиваем перила (100 метров, 40?), обходя слева по ходу зону ледовых разломов (фото 9). На восточной седловине висит карниз, к тому же у нас "свежее" описание на западную седловину [6], поэтому решаем пройти последнюю. По снежному склону крутизной 40-45?(местами до50?) движемся в направлении бергшрунда, который расположен под самой седловиной (по форме напоминает вешалку). Погода портится окончательно (фото 10), последние 100-150 метров до бергшрунда проходим в "молоке". Упираемся в бергшрунд. Разведка влево по ходу обнаружила мост крутизной 50-60? над верхним краем ледового карниза-сброса. Принимаем решение обойти бергшрунд утром справа по ходу (этот путь снизу, когда еще была видимость, выглядел предпочтительней). Срезаем снежный гребень нижнего края бергшрунда и организуем ночевку (фото 11). Идет снежная крупа, гроза без грома. Ночью гроза со снегом, видимость 15-20 метров.

23. 07. (4 день похода) В 10.30 решили собираться, т.к. видимость улучшилась до 250-500 метров, но прояснение было недолгим. Прождали в связках до 16.00, затем развязались.

24. 07. (5 день похода) Видимость 100-150 метров. Вышли без завтрака. Уходим немного вниз (связки, движение на три такта с попеременной страховкой), обходим "вешалку" справа (около 100 м, 40-45?) и от ее правого (по ходу) края вешаем 3 веревки вверх (фото 12) по снежному склону до перевала (150 метров, 45-50?).Седловина широкая скальная. Завтракаем. В туре находим записку Наташи Лещенко (Москва, МГЦТК-ЛКТ) и твердый предмет прямоугольной формы, завернутый в полиэтилен (фото 13). Оказалось, что это не украинское сало, а задубевшая книга Братьев Вайнеров с названием "Умножающий печаль" - что вполне соответствует пройденному перевалу.

Спуск непосредственно с седловины ведет на среднюю часть л-ка Софруджу Юж. Поэтому спускаемся с перевала влево наискосок на седловину восточного ребра пика Джесарский (снег, 30-35?, связки, кошки, попеременная и одновременная страховка). На седловине снимаем кошки, развязываемся и далее огибаем пик Джесарский по широкой скально-осыпной полке. Погода опять ухудшается. Выходим к снежному склону (30-35?) и продолжаем траверс по нему (фото 14),. Слева вверху, сквозь "молоко", как глюк, виден край чего-то. Думаем, что это край мульды, вдоль которой мы должны двигаться согласно описанию, однако склон, вопреки описанию (20?), становится еще круче. Спускаемся вниз к каменистым ночевкам под скалами, перекусываем. Есть вода. От перевала 2 часа. После перекуса, в условиях той же плохой видимости пытаемся пробиться к перевалу Софруджу (связки, одновременная страховка), но натыкаемся на зону закрытых трещин и возвращаемся обратно на ночевки. Относительно комфортно здесь размешается одна палатка, место для второй приходиться выравнивать в снежно-ледово-натечном склоне.

2.1.1.2. Восточная седловина перевала Джесарский

25. 07. (6 день похода) Утром появилось "окно" в "молоке". Смогли оглядеться и, наконец определить, что выбранное вчера направление на перевал Софруджу было правильным (фото 15), но движение по нему в условиях почти нулевой видимости было нецелесообразным из-за наличия больших открытых трещин, лавирование между которыми делает путь зигзагообразным. Выяснили также, что "край чего-то" оказался восточной седловиной перевала Джесарский. Радиальный выход (без рюкзаков, в связках) занял 15 минут. Разворотили все камни на маленьком островке седловины (фото 16), но записки не нашли. Восточная седловина ниже западной метров на 50, путь через нее короче, а карниз, который выглядит неприятно снизу, проходится (при подъеме со стороны Белалакайского ледника) вверху с левого (по ходу) края по скалкам.

Ходовое время:

  1. мост через р. Алибек - "Капские" ночевки - 3 часа
  2. "Капские" ночевки - ночевки на морене под перевальным взлетом - 3 часа 05 мин
  3. подъем на контрфорс - 1 час
  4. подъем к бергшрунду под перевал - 5 часов 20 мин
  5. подъём на перевал - 3 часа
  6. спуск до ночевок под восточной седловиной перевала - 2 часа
  7. радиальный выход на восточную седловину перевала - 15 минут

Общее время прохождения западной седловины перевала Джесарский от моста через р. Алибек до ночевок под восточной седловиной перевала - 17 часов 25 минут.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Джесарский соответствует 2Б кат. сложности. Перевал имеет две седловины - западную и восточную. Перевальный взлет со стороны л-ка Белалакайский камнеопасен (!!), а также опасен возможностью обвала карниза (!!) с восточной седловины перевала, поэтому выходить на него необходимо утром, как можно раньше. Для прохождения можно рекомендовать восточную седловину перевала, т.к. ее высота ниже , чем у западной и путь через нее короче. При прохождении перевала было провешено 250 метров перил (5 веревок, все на подъеме, средняя крутизна склона 40-45?). Страховка осуществлялась через ледорубы и ледобуры. Группа прошла насквозь западную седловину перевала и совершила радиальный выход на восточную седловину со стороны л-ка Софруджу Юж.

На прохождение перевала от моста через р. Алибек до ночевок под восточной седловиной перевала необходимо планировать 2-3 дня (без учета запасных дней на непогоду).

Места ночевок подробно указаны в описании перевала. Также, при необходимости, возможны ночевки на западной и на восточной седловинах перевала.

2.1.2. Перевал Софруджу (2А, 3494)

Характер: снежно - ледовый

Ориентация: юго-запад - северо-восток.

Расположен в Главном Кавказском хребте между вершиной Софруджу и вершиной Задняя Белалакая. Перевал Софруджу ведет с л-ка Софруджу Юж. (Джесарский) на л-к Софруджу (р. Аманауз).

Прохождение: 25 июля 2004г. со стороны л-ка Софруджу Юж. Описание даётся от ночёвок под восточной седловиной перевала Джесарский до водопадов в долине реки Аманауз.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы.

25. 07. (6 день похода) От ночёвок под восточной седловиной перевала Джесарский (см. описание перевала Джесарский), по дуге слева направо (мульда л-ка Софруджу Юж. остается справа внизу), с очень небольшим сбросом высоты, движемся (фото 15, 17, 20) среди трещин (связки!) в направлении пер. Софруджу (30 минут). Седловина перевала Софруджу - широкая скально-осыпная (фото 18). Обшарили три тура, но ни в одном из них не обнаружили записки. Погода с северной стороны перевала (фото 19). удивительная - светит солнце, по голубому небу проплывают белые красивые облака.

Спускаемся (связки, одновременная страховка) влево по снежному склону (до30?) , аккуратно переходим бергшрунд, подрезающий весь перевальный склон (фото 21)., в самом левом углу по снежно-ледовому мосту, затем уходим вправо до выполаживания и по закрытому леднику Софруджу, лавируя между трещинами среди ступеней ледопада (фото 22)., спускаемся к верхним "медвежьим" ночевкам. В книге В.В. Арсенина [3] они называются "софруджинским биваком", а в некоторых отчетах их называют "верхними софруджинскими" или "собачьими" ночевками. Хотя "собачьими", или "собачкой" по праву можно назвать ночевки на маленькой морене под в. Белалакая, которая (морена) имеет форму сидящей собаки (охраняющей покой в. Белалакая). Это хорошо видно при подъеме на в. Зуб Софруджу по маршруту 2А альп.[4]. Мы же, не заходя на ночевки, продолжаем спуск вдоль левого края ледника и, преодолев еще одну ступень ледника, выходим на травянисто - осыпной склон (1,5 часа от перевала). Отсюда по тропе за полчаса спускаемся до нижних "медвежьих" ночевок, где обедаем. Иногда это место называют "медвежьей поляной", а в картах (схемах) вся эта местность от склонов в. Белалакая до конца отрога вершины Зуб Софруджу называется "урочище Медвежья поляна". С поляны открывается вид на л-к Аманаузский (фото 23).

После обеда уходим влево, на "тропу дураков" (народное название) - один из традиционных "обезьянников" Домбая (движение по скалам с элементами свободного лазания). Тропа включает в себя внутренний угол (20 метров) и стенку (7 метров), на которых обычно вешают перила, а рюкзаки спускают (или поднимают) отдельно (фото 24). Слегка уставшие и хорошо поевшие мы преодолели "тропу дураков" за 2 часа и вышли к "проплешине" со снежником над слиянием ручья, текущего из Белалакайского кулуара, с рекой Аманауз. "Проплешина" с левого борта принимает Белалакайский кулуар, а с правого - Софруджинский (в книге В.В Арсенина [3] оба кулуара объединены под общим названием "Софруджинский кулуар"). Отсюда хорошо виден пояс бараньих лбов под языком л-ка Софруджу, с которого стекают два водопада. Основная тропа, которая идет к этим водопадам, спускается к Аманаузу и вдоль него тянется до уровня водопадов, после чего поворачивает вправо (по ходу) и по левому берегу потока, стекающего от водопадов, поднимается вверх. Затем, чтобы не бродить в воде, нужно перейти на правый берег потока по снежному мосту. Мы попробовали сократить путь и пройти старой тропой по криволесью - прямо от низа "тропы дураков" (от Софруджинского кулуара) до водопадов. Хотя тропа на всем протяжении отмечена турами, она, как мягко выразился наш хронометрист, "менее удобна…". От перевала Софруджу до верхнего водопада 4,5 часа. Место красивое (фото 25)., но удобных ровных мест для стоянки нет. Выкорчевав сотни три камней, выкосив гектара два лопухов и, проведя 1,5-рачасовое ландшафтное проектирование, мы подготовили себе две более-менее сносные площадки, на которых 26. 07. (7день похода) устроили Дневку.

Ходовое время:

  1. от ночёвок под восточной седловиной перевала Джесарский до перевала Софруджу - 0,5 часа
  2. пер. Софруджу - "медвежьи" стоянки - 2 часа
  3. "медвежьи" стоянки - верхний водопад - 2,5 часа

Общее время прохождения перевала от ночёвок под восточной седловиной перевала Джесарский до верхнего водопада под языком л-ка Софруджу - 5 часов.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Софруджу соответствует 2А категории сложности

Есть два основных варианта спуска по леднику Софруджу от подножья перевального взлета: вдоль левого борта ледника, под стенами в. Задняя Белалакая (камнеопасно!) и по центру ледника (периодически смещаясь, то к правому, то к левому борту, при обходе разломов ступеней ледопада). Движение в связках с одновременной страховкой, лавируя среди трещин (закрытый ледник!).

На прохождение перевала от ночёвок под восточной седловиной перевала Джесарский до верхнего водопада под языком л-ка Софруджу необходимо планировать 1-2 дня.

Возможные места ночевок (кроме ночевок, приведенных в описании):

  1. на л-ке Софруджу Юж.
  2. на седловине перевала Софруджу
  3. на л-ке Софруджу
  4. на верхних и нижних "медвежьих" ночевках и на промежуточных стоянках между ними

2.2. Перевал Правда (3А, 3450) - пер. Наука (Подгайского)(3А*, рад. 1А)

2.2.1. Перевал Правда

Характер: ледово-скальный.

Ориентация: северо-запад - юго-восток

Расположен в Главном Кавказском хребте (ГКХ), между вершинами Наука и Правда, ведет с л-ка Ю.-З. Джугутурлючат (р. Аманауз) на л-к Юж. Джугутурлючат (р. Ацзапш-Ацгара). Первопрохождение совершила группа В.В Арсенина (г. Москва) в 1974 году [5], (их описание мы использовали при прохождении перевала.)

Прохождение: 27-29 июля 2004г. со стороны р. Аманауз. Описание дается от водопадов под языком л-ка Софруджу до л-ка Юж. Джугутурлючат.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, спусковые устройства, жумары, скальные крючья, скальные молотки, расходные петли. Могут понадобиться ледобуры (в т.ч. самосброс).

2.2.2. Подъем к перевалам Правда и Наука

27. 07. (8 день похода) От места дневки у водопадов под языком л-ка Софруджу (см. описание пер. Софруджу) нужно спуститься к реке Аманауз и вдоль ее левого берега по бараньим лбам подняться на устьевую ступень к языку л-ка Аманауз. Мы же решили, согласно описанию [5], пройти сюда по скалам от верхнего водопада. Ничего хорошего из этого не получилось. Полчаса полазив по бараньим лбам, мы уперлись в гнусный конгломератный кулуар с ручьем. А дальше спустились "по скользкому, мерзкому травянистому склону с крупными не сразу заметными камнями в траве" (из дневника хронометриста) туда же, куда должны были выйти, если бы пошли вдоль реки Аманауз, т.к. желания лазить по кулуару не возникло. В довершение всего, хронометрист за два шага от привала под языком л-ка Аманауз умудрился споткнуться и получил легкое растяжение. После консилиума и медицинских манипуляций мы его разгрузили и решили идти дальше (переход от ночевок до языка занял 1,5 часа).

На язык ледника Аманауз поднимаемся по морене (фото 26), справа по ходу (70 -80 метров, 20-30?). Далее движемся по моренным увалам и открытому ровному телу ледника. Проходим место слияния л-ка Аманауз и л-ка Аманаузский (фото 27,28) и далее движемся по телу ледника Аманаузский. Постепенно открывается панорама Главного Кавказского хребта от в. Аманауз до в. Джугутурлючат (фото 29).. Возле в. Аманаузбаши видна снежно-ледовая "перемычка Попова", на которую поднимаются альпинисты при восхождении на в. Аманауз. Восточнее, за массивным контрфорсом, отделяющим приподнятую юго-восточную часть ледника (л-к Ю.-З. Джугутурлючат), находятся перевалы Джугутурлючат, Правда и Наука. Подходим к ледопаду л-ка Ю.-З. Джугутурлючат.(3,5 часа от языка л-ка Аманауз)

Погода резко портиться, наползают облака, видимость резко ухудшается. Ставим лагерь на леднике (вода в ледниковых ручьях).

28. 07. (9 день похода) Утром поднимаемся к разломам ледопада и обходим их (фото 30.31) слева по ходу (снежник, закрытый ледник (25-30?) - связки, кошки). Трещины проходим по снежно-ледовым мостам. Через 1час 05 минут подъема выходим на небольшое выполаживание, поворачиваем направо и движемся в направлении перевала Джугутурлючат (закрытый ледник, средняя крутизна 15-20?, трещины!). На плато (фото 32), под взлетом перевала Джугутурлючат (слева по ходу) и снежным склоном, ведущим к пер. Правда и пер. Наука (справа по ходу), организуем привал (1 час 45 минут). После привала долго и нудно (жара!) поднимаемся по снежному склону (250-300 метров, 30-40?) к мощной трещине, которая рассекает весь склон. Пересечь ее по снежному мосту не представляется возможным, поэтому спускаемся вниз и идем в обход (справа по ходу) вдоль границы снега и скально-осыпного гребешка. Чуть выше на гребешке отличные каменисто-осыпные площадки (фото 33.). Встаем на ночлег (2 часа от плато). Отсюда уже полностью виден заключительный взлет к перевалу Правда, который в настоящее время полностью перерезан бергшрундом (фото 34). Слегка измотанные изнурительным топтанием снега, мы все-таки решаем, что было бы несправедливо " в кои-то веки залезть сюда и не посетить перевал Наука".

2.2.3. Перевал Наука (Подгайского)

Характер: ледово-скальный.

Ориентация: северо-восток - юго-запад

Расположен в Главном Кавказском хребте (ГКХ), между вершинами Наука и Аманауз, ведет с л-ка Ю.-З. Джугутурлючат (р. Аманауз) на л-к В.Аманауз (р. Чхалта). Пройден впервые группой А. Громова (г. Москва) в 1940 году. Второе название получил в память об Алексее Игоревиче Подгайском., погибшем на этом перевале 30 августа 1978 года.

Прохождение: 28 июля 2004г. радиально (1А к.сл.) со стороны р. Аманауз.

Необходимое снаряжение: ледорубы, кошки.

За 20 минут от каменисто-осыпных площадок (см. описание пер. Правда) преодолеваем снежно-ледовый бугор, закрывающий от нас небольшое плато под перевалами Правда и Наука (фото 34), и по осыпному кулуару, покрытому снегом (до 55-60?, 50-60 м) поднимаемся на седловину перевала Наука (фото 35). Седловина узкая скальная (фото 36), справа видна перемычка (скорее всего это седловина в ГКХ, расположенная восточнее перемычки Попова), а вниз уходит ужасный камнепадоопасный кулуар в сторону Чхалты. На скалах седловины мемориальная табличка А. И. Подгайскому (фото 37). В туре остатки промокшей записки 1986 года (московская группа под руководством В. Е. Сазонова). Обратно на плато спускаемся чуть правее перевального кулуара по живой осыпи. Проводим разведку подъема на седловину пер. Правда (фото 38.39) и спускаемся обратно в лагерь

2.2.4. Прохождение перевала Правда

29. 07. (10 день похода) Утром за 10 минут подходим под перевал Правда. По крутому снежно-ледовому склону (40-45?, 10-15 метров) поднимаемся к разрушенным скалам справа (по ходу) от перевала (фото 40), а затем свободным лазанием поднимаемся на перевал (фото 41). Для подстраховки вешаем одну веревку (50 метров, до 55-60?). Подъем на перевал занял 1,5 часа. Седловина неширокая, скальная (фото 42). Производим разведку пути спуска. На южной стороне перевала лежит осыпь, прикрытая в отдельных местах снежником, которая заканчивается отвесным камнепадоопасным кулуаром с ручьем. Траверсируем ее со спуском под скалами пика Наука и выходим на седловинку, правее скального зуба (фото 43,44). Последние 7-10 метров по крутому (30-40?) снежнику с небольшими участками льда проходим по перилам, закрепленным на ледорубе и скальном выступе седловинки.(55 минут).

На скальном выступе вешаем петлю и спускаемся по кулуарчику вправо вниз (30 метров, 65-70?) на полку (фото 45,46). От полки на сдвоенных скальных крючьях вешаем еще одну веревку перил прямо вниз (фото 47,48) по скалам (70-90?, местами отрицательные участки, 50 метров) на снежник (3 часа).

Далее спускаемся на три такта с попеременной страховкой. (40-45?), сначала влево вдоль скал пика Правда (фото 49,50) до скального отрожка, ограничивающего левый край снежника, обходя трещину, затем прямо вниз (фото 51) к концу отрожка (внизу угадывается сброс - видимо, бергшрунд). Постепенно ухудшается погода. Сказывается усталость вчерашнего дня и изматывающее влияние попеременной страховки. Протоптав за 1,5 часа 150 метров, начинаем вешать перила на ледорубном кресте (еще 150 метров, 3 веревки), что увеличивает скорость 2-й и 3-й связок. В это время 1-я связка, ушедшая вниз, достигает конца скал, проводит разведку бергшрунда (это рантклюфт, переходящий в бергшрунд) и провешивает через него веревку. Видимость падает до 30-50 метров.. От бергшрунда за 15 минут доходим до плато, где ночуем (от перевала 7 часов 10 минут). "Слегка утомленные" перевалом Правда, решаем отказаться от прохождения пер. Джугутурлючат и идти сразу на перевал Акбек Западный.

Ходовое время:

  1. место дневки - язык л-ка Аманауз - 1,5 часа
  2. подход под ледопад л-ка Ю.-З. Джугутурлючат - 3,5 часа
  3. подъем на плато под пер. Джугутурлючат - 2 часа 50 минут
  4. подъём в перевальный цирк - 2 часа
  5. подход под перевальный взлет - 10 мин.
  6. подъем на перевал - 1,5 часа
  7. спуск до скального зуба - 55 минут
  8. спуск на снежник - 3 часа
  9. спуск на плато л-ка Юж. Джугутурлючат - 3 часа 15 минут

Общее время прохождения перевала от места дневки возле водопадов под языком л-ка Софруджу до л-ка Юж. Джугутурлючат - 18часов 40 мин.

Выводы, рекомендации по перевалу

Перевал Правда соответствует 3А категории сложности. Так как рядом есть более низкий и короткий перевал Джугутурлючат, то перевал Правда ходят только "не ленивые", либо из спортивного интереса (что, собственно, и случилось с нашей группой, т.к. руководитель ходил пер. Джугутурлючат в 1997 году).

При прохождении перевала было навешено около 290 м перил (7 веревок). Из них 1 веревка на подъёме (50 метров, до 50?-60?) и 6 веревок на спуск (около 240 метров, до 65-90?, местами отрицательные участки). Оставлена петля на скальном выступе и два крюка с петлей на скалах. На прохождение перевала от места дневки возле водопадов под языком л-ка Софруджу до л-ка Юж. Джугутурлючат необходимо планировать 3-4 дня.

Возможные места ночевок (кроме приведенных в описании)

  1. на срединной морене л-ка Аманаузский (при необходимости?)
  2. на плато л-ка Ю.-З. Джугутурлючат под пер. Джугутурлючат
  3. на маленьком плато в цирке перевалов Правда и Наука (при необходимости?)

2.3. Перевал Акбек Западный (3А, 3500)

Характер: ледово-скальный.

Ориентация: север-юг.

Расположен в Главном Кавказском хребте (ГКХ), ведет с л-ка Акбек-1 в верховья ущелья р. Домбай-Ульген (р. Птыш). В классификаторе сложность перевала 2Б. Первыми перевал прошли московские туристы (руководитель Н. Парфенов, 1975 год [5]).

Прохождение: 30-31 июля 2004г. со стороны л-ка Акбек-1. Описание дается от ночевок на плато л-ка Юж. Джугутурлючат до пос. Домбай.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, жумары, спусковые устройства, ледобуры (в т.ч. самосброс), возможно скальные крючья и расходные петли.

30. 07. (11 день похода) С ночевок на плато л-ка Юж. Джугутурлючат хорошо видна подкова трехкамерного акбекского ледника (фото 52). Нумерация ледников камер (неофициальная - видел в одном из отчетов) начинается от в. Джугутурлючат (Акбек-1, Акбек-2, Акбек-3). Путь к перевалу Акбек Западный идет через л-к Акбек-1.

От ночевок траверсируем склон ГКХ (фото 53) по закрытому леднику (средняя крутизна 20-25?, связки, одновременная страховка). Проходим мимо пер. Джугутурлючат (фото 54) и выходим на скальный уступ, который торчит посреди ледника (20 минут). По сравнению с 1997 годом [6], он выглядит очень ущербным. Ледник "наехал" на него и размеры травянисто-осыпных площадок и озерка на нем резко сократились (фото 55).

От уступа продолжаем траверс по снежникам и осыпям, наблюдая за склоном (возможны обвалы льда и камней!), к оконечности скального отрога, который отделяет л-к Юж. Джугутурлючат от л-ка Акбек-1 (фото 52,53). Переходим на левый берег ручей (отличное место для привала) и, дойдя до л-ка Акбек-1, одеваем кошки. Далее поднимаемся по снежно-ледовому кулуару, разорванному трещинами (15-30?, около 150 метров). Кулуар заворачивает налево (по ходу) и выводит к седловине (фото 56, 56а) на гребне скального отрога (снимаем кошки, развязываемся). На седловине поворачиваем вправо (по ходу) и поднимаемся по ступеням гигантской лестницы скального отрога (средняя крутизна 30-35?, 150-200 метров). Крутизна скал увеличивается. Опять надеваем кошки и уходим влево по ходу на крутой (40-45?) снежный гребень (трещины!), по которому поднимаемся до начала скальной полки, по которой идем (сняв кошки) направо по ходу к перевальной седловине. С 1997 года ситуация с полкой изменилась. Двух здоровых туров, которые мы сложили в ее начале [6], уже нет, а полка теперь разорвана снежником с очень крутым краем-карнизом. Дойдя до края снежника, мы аккуратно спустились с его правого (по ходу) конца по скалам и вдоль края снежника поднялись по мокрым противным скалам на продолжение скально-осыпной полки (перила на скальном выступе, 55-60?, 50 метров, этот участок проходили уже при свете фонарей)

Дальше полка проходит над отвесными стенами (фото 57), местами требуется применение техники свободного лазания. В одном месте пришлось провесить для подстраховки еще 20 метров перил.

Седловина перевала скальная с юга и ледовая с севера, тур в центре седловины. Подъем от л-ка Юж. Джугутурлючат занял 7,5 часов. Одну площадку под палатку выгрызаем снежной лопатой в середине перевальной мульды (фото 58), где когда-то была вода (подсыпая, на всякий случай, под себя побольше снежных блоков), а другую чуть выше тура справа (по ходу).

31.07 (12 день похода) Седловина перевала является верхним краем бергшрунда, который в настоящее время подрезает весь перевальный склон. Начало спуска (50м, 50-60?) от места верхней палатки с правого края бергшрунда прямо вниз (фото 59). Группа повесила расходную петлю на скалы перевального гребня и спустилась по перилам (45 минут).

От нижнего края бергшрунда вешаем 450 метров перил прямо вниз до снежной террасы на леднике Вост. Джугутурлючат (фото 65).

Вторая веревка (50 м, 50?) со страховкой на ледобурах по ледовому склону (фото 60) Третья веревка (50 м, 45?) со страховкой на ледобурах по ледовому склону, постепенно переходящему в снежный, с двумя небольшими трещинами (фото 61). Четвертая веревка (50 м) со страховкой на ледорубах по снежному склону через правый край большого бергшрунда шириной около 1 метра (фото 62,63). Склон крутизной 45?, постепенно выполаживается после бергшрунда до 35-40?.

Пятая веревка - 50 метров снежного склона постепенно увеличивающейся крутизны до 45, местами 50?. После очередного бергшрунда спускаемся, шагая через трещину, на нижний край следующего бергшрунда.

Шестая веревка по снежно-ледовому склону 40-45?, который постепенно выполаживается до 35?, через серию мелких трещин, в основном забитых снегом. Точка страховки - на верхнем краю бергшрунда на ледобурах.

Седьмая и восьмая веревки - 50 метров ледового склона крутизной 45? через отдельные трещины.

Девятая веревка по ледовому склону через отдельные трещины (50м, 45?). В конце - стенка 4-5 метров на нижний край бергшрунда, отстоящий от стенки на 0,5 метра. Десятая веревка перил (50 метров) по ледовому склону с небольшими карнизами 45-50?. Заключительный этап спуска - 10-15 метров с "отрицаловкой" за карниз огромного бергшрунда - разлома на ненадежную пробку над примерно 50-тиметровой пустотой (фото 64). Спуск на террасу занял 7 часов 10 минут.

От подножья разлома в связках спускаемся по заключительной части ледопада (средняя крутизна 25-30?) . Слева обходим очередной большой разлом и, чуть приспустившись, начинаем лавировать среди трещин, постепенно забирая вправо. Ориентир - правый нижний конец контрфорса, разделяющего ледники Восточный Джугутурлючат и Северный Птыш (фото 67). Упираемся в зону сплошных трещин и находим в ней проход. Приходится немного полазить по ледовому горбу (фото 66).

У нижнего края упомянутого выше контрфорса - бараньи лбы крутизной 15-20? . На последнем участке (10м, 50-70?) вешаем перила до ручья, который перекрыт снежным мостом. По снежному мосту и осыпям доходим до снежного моста через реку Птыш и, пройдя по мосту на правый берег реки, попадаем к "Птышским" ночевкам (от террасы 2,5 часа).

Спустившись к "Птышским" ночевкам, мы попали на спасработы. Из предварительных сведений стало известно, что на подъеме к в. Домбай (маршрут 5А) украинский альпинист сломал ребро, а на спуске с в. Птыш (3Б) питерский альпинист сломал ногу. Связка прибывших ночью спасателей ушла на Домбай.

1.08. (13 день похода) Утром, захватив все необходимое снаряжение, запас продуктов и аптечку, наша группа по правобережной морене ледника Северный Птыш вышла навстречу к группе питерских альпинистов. Мы оказали медпомощь "страдальцу" (оказалось, что у него не перелом, а только сильный ушиб), соорудили носилки и донесли его до питерского лагеря, а вечером, когда подошла основная часть спасателей во главе с Аликом Семеновым, помогли транспортировать пострадавшего до машины. На машине КСП "Домбай" спустились в поселок. К сожалению, здесь выяснилось, что по семейным обстоятельствам один из участников (Миша Кузин) вынужден уехать домой.

В связи со сложившимися обстоятельствами, мы перенесли дневку на следующий день (2. 08. 14 день похода) и решили пройти оставшуюся часть маршрута по запасному, более простому пути через перевал МТИЛП.

Ходовое время:

  1. ночевки на плато - скальный выступ - 20мин
  2. подъем на перевал - 7,5 часов
  3. спуск с перевала до "Птышских" ночевок - 9 час. 40 мин.

Общее время прохождения перевала от ночевок на плато л-ка Ю. Джугутурлючат до "Птышских" ночевок - 17,5 часов. Время спасработ и поездки на машине КСП до пос. Домбай не хронометрировали. Спуск по тропе и далее по дороге от "Птышских" ночевок до пос. Домбай, согласно моему отчету за 1997 г. [6], составляет 2-2,5 часа ходового времени.

Выводы и рекомендации по перевалу

Перевал Акбек Западный соответствует 3А категории сложности (в классификаторе 2Б).

Камнепадоопасен ! траверс склона л-ка Юж. Джугутурлючат до л-ка Акбек-1 , также на этом участке возможны обвалы льда! с бараньих лбов.

При прохождении перевала нами провешено 580 метров перил (13 веревок). Из них 70 метров на подъёме (2 веревки, до 55-60?) и 510 метров на спуске (11 веревок, до 50-70? с участком "отрицаловки"). Страховка крепилась на ледорубах, ледобурах, скальных крючьях и скальных выступах. При сдергивании веревок на снежно-ледовом склоне использовались "ледорубный крест" ("катапульта") и ледобурный самосброс.

Считаем, что перевалу пора присвоить соответствующую ему 3А категорию сложности. На прохождение перевала от ночевок на плато л-ка Юж. Джугутурлючат до пос. Домбай. необходимо планировать 2 -3 дня. Возможные места ночевок подробно указаны в описании.

2.4. Перевал МТИЛП (2А, 3300)

Характер: скальный.

Ориентация: юго-запад - северо-восток

Расположен в Даутском узле, севернее вершины Муруджинская Игла (в полукилометре севернее пер. Уллу-Муруджу), ведет с л-ка Уллу-Муруджу (р. Уллу-Муруджу) на л-к Рынджи (р. Даут).

Прохождение: 3-5 августа 2004г. со стороны реки Уллу-Муруджу. Описание дается от пос. Домбай (от нашей палатки, стоящей на территории бывшего а\л "Домбай") до ночевок возле водопада "Девичьи волосы" (на берегу правого притока р. Даут).

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, спусковые устройства, расходные петли.

03.08 (15 день похода) Встали рано утром (около 5 часов) под проливным дождём, который с остервенением лупил снаружи по палатке. По дороге, которая ведет в Теберду от пос. Домбай до устья р. Уллу-Муруджу 3 часа ходу. Находим начало тропы (спасибо Л. С. Смидовичу [6]) в километре вниз по дороге от моста через реку Уллу-Муруджу (на табличке она обозначена просто Муруджу), метрах в 150-200 (как нам показалось) от километрового знака на правой стороне дороги. Поднимаемся по крутой (до 25-30?) тропе в мокром сосново-пихтовом лесу. Тропа постепенно приближается к реке, затем идет вдоль нее с небольшим уклоном. Находим красивое место, где река делится на рукава (вокруг большие замшелые валуны, под ногами мягкий зеленый мох, река чистая, прозрачная) и обедаем.(3,5 часа). Дождь и не думает прекращаться.

После обеда продолжаем подъем вдоль реки. Хвойный лес постепенно сменяется лиственным. По уши мокрые, мы, наконец, видим слева по ходу наше спасение - бревенчатую избушку (фото 68) (1 час от обеда). Деревянные нары отлично вмещают нашу "великолепную пятерку". Ночуем, развесив мокрые вещи по всей избушке.

04.08 (16 день похода) Утром продолжаем плавно подниматься вдоль реки по тропе в верховья долины Уллу-Муруджу. Сначала идем через криволесье, затем через небольшие куски леса вперемежку с лугами. Проходим снежный мост (1 час 45 минут от избушки), недалеко от которого бревенчатая кладка на левый берег реки (может не быть). По пути попадаются заболоченные участки лугов, пересеченные ручьями, обломки вертолета и грибы. Погода облачная, периодически идет дождь. Через 2,5 часа доходим до места поворота долины (фото 69). Поворачиваем влево по ходу и, продолжая двигаться по правому берегу реки, поднимаемся к месту ночевки (фото 70) - небольшим травянистым буграм на левом берегу реки, которая в этом месте уже похожа на ручей (1 час 10 минут).

05.08 (17 день похода) От места ночевки на травянистых буграх снова переходим реку на правый берег и поднимаемся по травянисто-осыпному склону (30-35?) с небольшим скальным участком на край большой террасы. Затем поворачиваем вправо (по ходу) и по осыпям направляемся к верхнему краю террасы - к озеру (фото 71), в заключительный цирк перевалов МТИЛП и Уллу-Муруджу (30 минут). Возле озера есть несколько мест для палаток. Отсюда просматривается подъем к перевалу МТИЛП. Через осыпные увалы переваливаем на ледник (ориентируясь на контрфорс, который спускается слева (по ходу) с перевального гребня). Ледник ровный, закрытый, трещины забиты снегом.

Подъем на перевальную седловину обычно проходит справа (по ходу) от контрфорса (скалы, 70- 80 метров, до 50-55?, перила). Мы же обошли контрфорс слева (по ходу), поднялись на него по кулуару (осыпь, снег,30-35?) и, чуть приподнявшись к скалам перевального гребня, траверсом вышли на перевал (осыпь, скалы, элементы свободного лазания) От озера 1 час 55 минут. Погода ясная, поэтому видимость в обе стороны отличная. На западе видны вершины Домбая (фото 72), а на востоке - долина реки Даут и в ее верховьях перевал Надозерный - последний в нашем походе (фото 73).

Тур в центре седловины (фото 74). Начало спуска с перевала слева от тура по крутому (фото 75) скально-осыпному кулуару (перила - 2 веревки, 100 метров, до 45-50?) до снежного склона (2 часа), дальнейший спуск по которому (150 метров, до 30?) приводит на небольшой ледник (фото 76). По осыпи, которая ограничивает нижний край этого ледника (фото 77,78), спускаемся на ледник Рынджи (1 час). Поворачиваем налево и продолжаем спуск вдоль моренных бугров (на одном из них отличные песчаные площадки на 3 палатки) и по их поверхности. Чуть ниже языка ледника переправляемся на правый берег ручья, вытекающего из-под ледника (правый приток р. Рынджи). Вдоль берега по травянисто-осыпному склону, постепенно переходящему в травянистый, затем по появившейся тропе спускаемся к озеру на слиянии рек Даут и Рынджи (1 час от л-ка Рынджи). Озеро небольшое, относительно теплое, красивого зеленого цвета (фото 79, 80) в глубине видна форель, на берегу травянистые полянки (правда, слегка подгаженные коровками) - отличное место для дневки. Возле большого камня есть очаг, которым, видимо, пользуются летом пастухи. Теперь им пользуемся мы, чтобы приготовить обед.

После обеда идем вверх по тропе вдоль левого берега реки Даут, иногда пересекая осыпные конуса. Не доходя 200-300 метров до поворота реки (справа по ходу вверху уже виден (фото 81) грязно-серый язык ледника, из-под которого вытекает река), переправляемся на правый берег по каменному мосту (фото 82). Рюкзаки передаем по цепочке. От озера 30 минут (+15 минут на переправу).

От места переправы по тропинке влево (по ходу) наискосок пересекаем луг и вдоль правого берега ручья (правый приток р. Даут) карабкаемся вверх через заросли кустарника (вдоль ручья удобнее подниматься по тропе левого берега). Выходим к осыпным ночевкам на склоне (можно поставить 3-4 палатки). На ручье в этом месте красивый водопад - вода стекает длинными водяными барашками по скалам (фото 83). Мы назвали этот водопад "Девичьи волосы" (от каменного моста 45 минут). От водопада, сквозь сумерки, виден путь нашего спуска с перевала МТИЛП к озеру на слиянии рек Рынджи и Даут (фото 84).

Ходовое время:

  1. пос. Домбай- устье р. Уллу-Муруджу - избушка на правом берегу р. Уллу-Муруджу - 7 часов 30 мин
  2. подъем по левому берегу р. Уллу-Муруджу до ночевок на травянистых буграх - 5 часов 25 мин
  3. подъем на перевал - 2 часа 25 мин
  4. спуск с перевала до озера на слиянии р. Даут и р. Рынджи - 4 часа
  5. подъем к водопаду "Девичьи волосы" (включая переправу) - 1 час 30мин

Общее время прохождения перевала от пос. Домбай до ночевок возле водопада "Девичьи волосы" - 20 часов 50 мин.

Выводы и рекомендации по перевалу

Перевал МТИЛП в настоящее время соответствует 2А категории сложности (по классификатору 1Б*).

При прохождении перевала (на спуске) нами было провешено 100м перил (2 веревки, до 45-50?). Перила крепились на скальных выступах. Было оставлено две петли. При подъеме на перевал по "классическому" пути, справа (по ходу) от контрфорса с подъемом в лоб по скалам (см. описание), возможно, потребуется повесить еще 1-2 веревки перил.

Переправу через р. Даут осуществляли по каменному мосту (200-300 метров ниже по течению от поворота реки). Переправиться вброд можно также на повороте реки, выше впадения в нее правого притока (здесь река разбивается на рукава). В остальных местах переходить реку сложнее.

К ночевкам возле водопада "Девичьи волосы" и далее в цирк перевалов Надозерный и Искровцев (т.н. кар Рынджи-Аге) удобнее подниматься по левому берегу правого притока р. Даут.

При прохождении перевала в обратном направлении без хорошего описания и фотографий могут возникнуть трудности с определением места нахождения перевала (в том числе и среди соседних перевалов в отроге Муруджинской Иглы). Тем, кто пойдет перевал в этом направлении, рекомендуем изучить наши фотографии и фотографии из других отчетов со стороны реки Даут.

На прохождение перевала от пос. Домбай до ночевок возле водопада "Девичьи волосы" нужно планировать 3 дня.

Возможные ночевки, кроме указанных в описании:

  1. на правом берегу р. Уллу-Муруджу (несколько травянистых полян)
  2. возле озера в цирке перевалов МТИЛП и Уллу-Муруджу со стороны р. Уллу-Муруджу
  3. на моренах л-ка Рынджи
  4. возле озера на слиянии рек Даут и Рынджи
  5. на правом берегу реки Даут возле каменного моста

2.5. Перевал Надозерный (2А, 3400)

Характер: скальный

Ориентация: юго-запад - северо-восток

Расположен в Даутском хребте между вершинами Рынджи-аге и Уллукельбаши, ведет из юго-западного кара Рынджи-Аге (р.Даут) на озеро Уллу-Кель (р. Кичкинекол)

Прохождение: 6-7 августа 2004г. со стороны р. Даут. Описание дается от ночевок возле водопада "Девичьи волосы" (на берегу правого притока р. Даут). до пос. Учкулан.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, спусковые устройства, расходные петли.

От ночевок возле водопада "Девичьи волосы" на берегу правого притока р. Даут (см. описание пер. МТИЛП) продолжаем подниматься и карабкаться вдоль притока по правому берегу. Проходим небольшой каменный завал и по крупным моренным увалам вылезаем в цирк перевалов Надозерный и Искровцев (т.н. кар Рынджи-Аге). Здесь роскошное ледниковое озеро (фото 85) с множеством площадок, прикрытых каменными стенками (1 час 20 минут от водопада).

Вверху, над скальным сбросом видны два узких "пропила", правый по ходу из которых - наш перевал. Южнее видна седловина , на которую совершила радиальный выход предыдущая группа (г. Москва, руководитель Голубев М.) и назвала ее "Надозерный Ложный". По рассказам руководителя этой группы "Надозерный Ложный" - прекрасный панорамный пункт, но имеет очень протяженный скальный спуск к озеру Уллу-Кель.

Обходим скальный сброс слева (по ходу) по крупной и средней осыпи и по узкому кулуару (фото 86), заполненному подвижной осыпью (камнеопасно!), поднимаемся (средняя крутизна подъема 25-30?) на перевальную седловину (для подстраховки можно повесить веревку), на которой относительно удобно умещается два человека с рюкзаками (1 час 40 минут от озера). С севера видимость ограничена жандармом, с юга видна часть Даутского хребта (фото 87). Начало спуска (фото 88) - влево вниз (25 метров, 30-35?, перила) по небольшому кулуарчику - полочке (с маленьким неприятным уступчиком в нижней части) к скальному выступу, на который вешаем петлю для дальнейшего спуска. От этого места - 100 метров перил вертикально вниз по скалам с небольшими полочками, на которых лежат живые камни (камнеопасно!). Крутизна некоторых участков достигает 80-90?. В конце второй веревки справа от пути спуска под скалами есть узкая полка, на которой собираем группу. Здесь ненадежно забит скальный крюк, а чуть ниже полки - швеллер с петлей. Мы находим еще один скальный выступ, вешаем на него петлю, закрепляем веревку и продолжаем спускаться дальше. Третья веревка перил заканчивается неприятно рано (не хватило 3 - 4 метров до нижнего края открытого рантклюфта). Спустив отдельно рюкзаки и покорячившись некоторое время на скалах справа, все-таки попадаем на край крутого (40-45?) снежника, с которого на пятой точке с самозарубанием или на три такта (кто как) спускаемся к конусообразной морене (фото 89) (2 часа от перевала). На морене, в случае большой необходимости, можно заночевать. Спускаемся влево наискосок (камнеопасно!) к каменным нагромождениям (фото 90) среди которых укрыты два озерца. Между озерцами перемычка, от которой отходит группа в направлении пер. Дырявый (как выяснилось уже в Москве - это и была группа Голубева М.). На перемычке можно поставить 5-6 палаток.

От места спуска с конусообразной морены нужно сразу же повернуть влево в карман и в обход каменных нагромождений спуститься по нему (снег, осыпь), а затем (слева от узкого кулуара с ручьем) по травянисто-осыпному склону к озеру Уллу-Кель. Впрочем, если вы планируете тренировку по прохождению крупных осыпей, или скальные занятия, то можно идти прямо. Есть еще один вариант спуска к озеру Уллу-Кель (фото 91). От конусообразной морены по краю каменных нагромождений справа, вдоль склона пер. Дырявый, выходим к кулуару. По левому борту кулуара, по крутому (30-35?) травянисто-осыпному склону (камнеопасно!), можно спуститься на снежник под перевал Уллу-Кель Западный и далее по осыпи на южный конец озера. На берегу озера начинается тропа. По ней обходим озеро слева и выходим на его северную оконечность (2 часа от конусообразной морены). Здесь на зеленой траве (можно поставить лагерь) отдыхаем, обедаем и загораем.

По травянисто-осыпному ребру (по тропе) от озера Уллу-Кель спускаемся со ступени с водопадом (фото 92) к нижнему озеру (слева остается еще три озерка (фото 93), самое большое из которых имеет треугольную форму). Это озеро меньшего размера, чем верхнее (фото 94), но тоже красивое (на его берегу тоже можно поставить лагерь). На северном конце озера стоят палатки. Идем по направлению к ним, переходим на правый берег реки (в этом месте, видимо, уже река Кичкинекол), поворачиваем налево, переходим обратно на левый берег реки и спускаемся вдоль него, постепенно ступенями сбрасывая высоту. Тропа идет то по траве, то по травянисто-осыпному склону, то по осыпным выносам. Проходим насквозь (через калитку) кош (есть мост на правый берег, но нам туда не надо), пересекаем несколько ручейков и выходим к заключительной ступени спуска к реке Учкулан. Тропа круто, но плавно спускается по сосновому лесу вдоль бушующего в каньоне потока р. Кичкинекол. (фото 95) Приятный спуск по ароматному хвойному лесу неожиданно заканчивается завалами из бревен (по всему Западному Кавказу сейчас активно занимаются вырубкой леса). Чтобы не превращать горный поход в пешеходный (преодолевая завалы), здесь нужно уйти влево на крутую лесовозную дорогу. Дорога (осторожно!) заканчивается обрывом. Уходим вправо на ответвление дороги, спускаемся вниз на развилку (по дороге, или по тропинке, в нескольких метрах правее обрыва) и, повернув налево, по каменистой мокрой дороге-протоке слезаем к широкой большой поляне (фото 96,97), расположенной на левом берегу реки Учкулан (3,5 часа от озера Уллу-Кель). На поляне отдыхаем, кормим комаров, едим сами и ищем переправу через реку Учкулан. В правом углу поляны домик и мостик через р. Кичкинекол. Разведка пробежала от мостика приблизительно километр вверх по течению Учкулана, но моста через него не обнаружила. Поэтому пошли налево вниз по грунтовой (местами каменистой) дороге и через 25 минут вышли на желтую основную дорогу, ведущую от бывшей турбазы "Глобус" к пос. Учкулан. Ориентир для нахождения дороги ведущей в ущелье реки Кичкинекол при движении в обратном направлении: в месте пересечения с основной дорогой торчат три здоровые опоры ЛЭП, которая переходит с правого берега реки Учкулан на левый, а также в нескольких метрах выше по основной дороге - мост на правый берег Учкулана.

По улучшенной грунтовой дороге идем еще 35 минут и встаем на ночевку в кустах, возле небольшого родничка, на левой стороне дороги. Утром за 2,5 часа доходим до поселка Учкулан.

Ходовое время:

  1. ночевки возле водопада "Девичьи волосы" на берегу правого притока р. Даут - перевал - 3часа
  2. спуск с перевала до озера Уллу-Кель - 4 часа
  3. озеро Уллу-Кель - река Учкулан - 3,5 часа
  4. спуск до пос. Учкулан - 3,5 часа

Общее время прохождения перевала от ночевок возле водопада "Девичьи волосы" на берегу правого притока р. Даут до пос. Учкулан - 14 часов

Выводы и рекомендации по перевалу

Перевал Надозерный в настоящее время соответствует 2А кат. сложности (в классификаторе 1Б*).

Камнеопасны (!): перевальный взлет, спуск с перевальной седловины, спуск по конусообразной морене и вариант спуска к озеру Уллу-Кель на его южную оконечность (в основном, из-за вероятности спуска камней друг на друга).

При прохождении перевала (на спуске) было провешено 125 метров перил (3 веревки, до 80-90?). Перила крепились на скальных выступах. Было оставлено две петли. Для подстраховки можно повесить одну веревку при подъеме на седловину перевала.

На прохождение перевала от ночевок возле водопада "Девичьи волосы" на берегу правого притока р. Даут до пос. Учкулан необходимо планировать 2-3 дня.

Возможные места ночевок, ориентир для нахождения пути в ущелье р. Кичкинекол при движении от реки Учкулан в обратном направлении, указаны в описании.

3. Итоги, выводы, рекомендации

Нашей группой пройден маршрут пятой категории сложности в необыкновенно красивых районах Западного Кавказа - Домбае и Дауте.

Группа заявляла следующий основной маршрут:

а\л "Алибек" - рад. выход к Турьему озеру, Алибекскому водопаду и на л-к Алибек - а\л "Алибек" - р.Алибек - л-к Белалакайский - пер. Джесарский (2Б) - л-к Софруджу Юж. (Джесарский) - пер. Софруджу (2А) - в. Зуб Софруджу (3А альп. рад.) - [в. Софруджу - пер. Аманауз] (2Б) - л-к Аманауз - л-к Аманаузский - лед. Ю.-З. Джугутурлючат - пер. Правда (3А) - л-к Юж. Джугутурлючат - пер. Джугутурлючат (3А, рад.) - л-к Акбек - пер. Акбек Западный (2Б) - р. Птыш - разведка прохождения пер. Ине (2А-2Б) - р. Домбай-Ульген - пос. Домбай - р. Теберда - р. Уллу-Муруджу - пер. Муруджинский (2А) - пер. Османа Касаева (2Б) - р. Даут - пер. Надозерный (1Б*) - оз. Уллу-Кель - р. Учкулан - пос. Учкулан.

Пройденный маршрут выглядит следующим образом:

Мост через р. Алибек - л-к Белалакайский - пер. Джесарский (западная седловина) (2Б) - пер. Джесарский (восточная седловина).(2Б, рад.1Ак.сл.) - л-к Софруджу Юж. (Джесарский) - пер. Софруджу (2А) - л-к Софруджу - р. Аманауз - л-к Аманауз - л-к Аманаузский - л-к Ю.-З. Джугутурлючат - перевал Наука (Подгайского) (3А*, рад. 1А к.сл.) - пер. Правда (3А) - л-к Юж. Джугутурлючат - л-к Акбек - пер. Акбек Западный (3А) - р. Птыш - л-к Птыш (рад.) - р. Домбай - Ульген - пос. Домбай - р. Теберда - р. Уллу-Муруджу - пер. МТИЛП (2А) - р. Даут - пер. Надозерный (2А) - оз. Уллу-Кель - р. Учкулан - пос. Учкулан

Пограничники незадолго до нашего приезда во всех ущельях ведущих к ГКХ расставили свои посты, поэтому пришлось отказаться от посещения Турьего озера, Алибекского водопада и л-ка Алибек (пропуск в эту сторону мы не заказывали). По этой причине смысла заезжать в а\л "Алибек" не было, поэтому мы начали поход от моста через р.Алибек.

Домбайское КСП не рекомендовало нам восхождение на в. Зуб Софруджу и прохождение траверса [в. Софруджу - пер. Аманауз] (2Б) в связи с повышенной камнеопасностью, поэтому мы решили отказаться от их прохождения и спустились к р. Аманауз через пер. Софруджу (2А). Позже, при подъеме к перевалу Правда, наблюдая ледовые обвалы и падение "чемоданов" с л-ка Аманауз, мы оценили правильность своего решения.

Перевал Правда оказался очень протяженным, и слегка подизмотал нашу группу. Мы поднимались к нему целый день по жаре в связках, лавируя в снегу среди трещин, затем целый день спускались с него. Поэтому радиально на перевал Джугутурлючат не пошли, единодушно согласившись, что ничего страшного не произойдет, если поход будет "…с элементами 5".

Однако следующий перевал - Акбек Западный (2Б кат. сл. по классификатору) тоже оказался сложнее, чем предполагалось. Если в 1997 году (когда я (руководитель) первый раз проходил перевал) реальная категория его сложности была 2Б*, то в настоящее время она соответствует 3А.

Спустившись к реке Птыш, мы попали на спасработы. Из предварительных сведений стало известно, что на подъеме к в. Домбай (маршрут 5А) украинский альпинист сломал ребро, а на спуске с в. Птыш (3Б) питерский альпинист сломал ногу. Связка прибывших ночью спасателей ушла на Домбай, а наша группа утром вышла навстречу к группе питерских альпинистов. Мы оказали медпомощь "страдальцу" (оказалось, что у него не перелом, а только сильный ушиб), соорудили носилки и донесли его до питерского лагеря, а вечером, когда подошла основная часть спасателей во главе с Аликом Семеновым, помогли транспортировать пострадавшего до машины. На машине КСП "Домбай" спустились в поселок. К сожалению, здесь выяснилось, что по семейным обстоятельствам один из участников (Миша Кузин) вынужден уехать домой.

В связи со сложившимися обстоятельствами, мы перенесли дневку на следующий день и решили пройти оставшуюся часть маршрута по запасному, более простому пути через перевал МТИЛП. Пойти обратно на р. Птыш (на разведку пер. Ине) желания никто не высказал.

Группа совершила два радиальных выхода (1А кат. сл.) на восточную седловину перевала Джесарский и седловину перевала Наука (Подгайского) (см. описания).

В остальном маршрут соответствовал заявленному.

Походные записки, составленные хронометристом, попали под проливной дождь, но, благодаря героическим усилиям, были почти полностью восстановлены из мокрого, слипшегося состояния.

В целях более подробной иллюстрации похода, отдельные фотографии для описания перевалов МТИЛП, Надозерный (№78,82, 92-96) были заимствованы из похода 3 к. сл. школы базового уровня Московского Государственного Университета Руководитель похода - стажер Арламенков А.Н., участник - инструктор, завуч школы Смирнов Л.В (поход проходил в августе 2004 г.).

Остальные выводы и рекомендации даны в тексте технического описания перевалов.

4. Перечень туровых записок, снятых при прохождении перевалов

№ п. п. Наименование перевалов, вершин Перечень записок
1 Пер. Джесарский (2Б) (западная седловина) Группа туристов г. Москвы под руководством Лещенко Н.А. от 7.08.2001г.
2 Пер. Джесарский (2Б) (восточная седловина) Записки в туре не нашли.
3 Пер. Софруджу (2А) Записок во всех турах перевала не обнаружено?????
4 Пер Правда (3А) Группа туристов г. Ростова – на –Дону под руководством Полетаева В.В. от 16.08.1999г.
5 Пер. Наука (3А*) Группа туристов г. Москвы под руководством Сазонова В.Е. от ________1986 г.
6 Пер Акбек Зап. (3А) Группа туристов горного клуба Института прикладной физики РАН г. Нижн. Новгород под руководством Малеханова А.И. от 25.07.2002г.
7 Пер. МТИЛП (2А) Группа туристов московского городского дворца детского и юношеского творчества под руководством Шепелева В.А от 29.07.2004г.
8 Пер. Надозерный (2А) Группа туристов Москвы под руководством Голубева М. от 5.08.2004г.

5. Литература

1. "Высокогорные перевалы" (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во "Прест", редактор А. Джулий, 2001г.

2. "Классификация маршрутов на горные вершины", 2-е изд. перераб., М., издатель И.В.Балабанов, 1998г.

3. В.В Арсенин "От Маруха до Эльбруса", М., Издатель И.В. Балабанов, 2003г.

4. Шипилов В.А., Золотарев И.Н. "Вершины Домбая", Ставрополь, "Издательско-полиграфическая фирма "Ставрополье", 2002 г.

5. Отчеты о горных походах в МГЦТК:

  1. № 2245 Поход 5 к. с. 1972 г. Руководитель Виноградов В. Перевал Наука
  2. № 2989 Поход 5 к. с. 1974 г. Руководитель Арсенин В.В. Перевал Правда
  3. № 2891 Поход 5 к. с. 1975 г. Руководитель Парфенов Н.С.. Перевал Акбек Зап.
  4. № 4399 Поход 5 к. с.. 1982 г. Руководитель Устинов С. Перевал Акбек Зап.
  5. № 4579 Поход 5 к. с. 1985 г. Руководитель Никольский. Перевал Джесарский
  6. № 5574 Поход 2 к. с. 1998 г. Руководитель Харченко А.Ф. Перевалы МТИЛП, Надозерный.
  7. № 5723 Поход 3 к. с. 2000 г. Руководитель Толстенко С.Н.. Перевал Надозерный

6. Отчеты из интернета:

  1. Поход 5 к. с. 1997 г. Руководитель Смирнов Л.В. Подход под перевал Правда (Джугутурлючат) и перевалы Софруджу, Акбек Зап.
  2. Поход 3 к. с. 1997 г. Руководитель Смидович Л.С. Подход под перевал МТИЛП по долине р. Уллу-Муруджу
  3. Поход 5 к. с. 2001 г. Руководитель Смидович Л.С. Перевалы Джесарский, Софруджу

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 samou4ka, 19.02.2008
а где можно фотки посмотреть???
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100