Отчет о горном туристском походе 6 к.с. по Китайскому Памиру (Кашгарские горы), 2003 г.

Автор: Лебедев А. А. (Москва)

Номер отчета в библиотеке Московского городского туристского клуба - 5969

3. Часть 3 (окончание);
  6. Материальное обеспечение похода
Введение

Идея похода. Поход проходил в районе Кашгарских гор (Китайский Памир). Это был третьим походом ТК МАИ в тех местах, см [19-21 и 30-31]. Район этот очень интересный и мало изученный. По походам прошлых лет может сложиться впечатление, что район, в основном, высотный, и в нём трудно построить маршрут со сложными техническими препятствиями. Конечно, это не так. Просто первые походы, по определению, не могут быть чрезмерно технически сложными: - во-первых, технические перевалы трудно готовить по карте без описаний и фотографий и, во-вторых, в новом районе мы всегда стремились пройти самые простые перевалы, поскольку ценность первопрохождения тем выше, чем проще перевал. Поясню эту мысль подробнее. Найти и пройти новый перевал 3Б к.с. через водораздел ГКХ на Центральном Кавказе значительно проще, чем перевал 2А к.с. Последний был бы просто сенсацией и свидетельствовал бы о доскональном знании района и нетривиальном мышлении руководителя.

Мы надеемся, что демонстрация технического потенциала района вполне удалась. Пройденный нами перевал через вершину пика 5975 (3Б*) не просто сложен. Он является самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор - ледником Чимген (южная и восточная стены Конгура) и Караяйляк (северная стена).

Основная идея похода - пройти от юго-восточной границы Памира (р.Ташкурган) до Каракорумского шоссе к северу от Конгура по долинам и перевалам Восточной Кашгарии. Этот план давал возможность побывать в "таджикском" анклаве и познакомиться с сарыкольцами - народом иранской группы, близким к памирцам Таджикистана, ознакомиться с природой юго-восточных окраин Памира, осмотреть перевалы восточных отрогов хребта Конгурмузтаг, осмотреть юго-восточный и северо-восточный гребни Конгура, а также его восточную и северную стены, осмотреть остроконечные пики Агалистана.

Все перевалы к востоку от Конгура в хребте Агалистан имеют принципиальное значение и очень интересны в техническом плане. Переход с ледника Чимген сразу на ледник Караяйляк через вершину пика 5975 должен был стать технической изюминкой маршрута. "Высотным дополнением" по плану служил траверс пика Аклангам с севера на юг с последующим выходом в долину озера Каракуль. Юго-западное ребро Аклангама было хорошо известно по походу 2002г., см. [30 и 31]. Оставалось только "напрячься" с северной стороны.

Общественно-полезная работа. Планируя и реализуя этот поход, мы осознавали, что делаем большое и полезное дело. Во-первых, это разведка - сбор уникальной информации о новом районе, которая будет обязательно востребована как туристами, так и альпинистами. А, во-вторых, это съёмка материала для фильма, в котором мы надеемся отразить красоту горной природы и продемонстрировать широкому зрителю замечательные стороны любимого нами спорта (точнее, вида жизнедеятельности).

Особенности. Главной особенностью этого похода, как, впрочем, и прежних наших походов в Кашгарских горах (сюда же следует отнести и поход команды А.Джулия по Китайскому Тянь-Шаню) является планирование и преодоление новых перевалов при наличии большой неопределённости. На весь поход мы обладали лишь очень далёкой фотографией южного цирка перевала Тересаздаван, см. ф. 6.3.2 из Приложения 6.2, хорошей фотографией северо-восточного склона перевала Тересаздаван, см. ф. 6.3.1, плохой фотографией северного (спускового) ребра пика 5975, снятой командой Бонингтона [8] с вершины Караташ, см. ф. 6.3.9. При этом интересующая нас западная сторона ребра (стена) оставалась в тени и по фотографии не читалась. Часть этой западной стены проглядывалась на очень нерезкой видео-съёмке команды Юрия Хохлова из их базового лагеря под северным ребром Конгура (2002г.), см. ф. 6.3.12. Мы обладали также некачественными слайдами Дэна Во [17] верхней части гребня пика 5975, см. ф.6.3.6-6.3.8. Фотографий на подъём с южной стороны мы не имели вовсе, если не считать очень далёких и неполных снимков ф.6.3.3-6.3.5, по которым можно заключить лишь о факте наличия южного ребра у вершины 5435. Фотографий по северо-восточному ребру Аклангама мы также не имели, за исключением тёмного вечернего и очень далёкого снимка Бонингтона с вершины Конгур, см. ф.6.3.13 и фотографии самой верхней предвершинной части ребра, снятой с "неинтересной" северной стороны (для нас интересна восточная сторона, откуда мы планировали подняться), см. ф.6.3.14.

Ещё одна особенность. Команда собиралась в поход исключительно по Интернету. Участники собралась вместе лишь у стойки регистрации в аэропорте Шереметьево-2. Но это не тот случай, когда идут в поход, познакомившись по Интернету. В нашей команде все участники были связаны неоднократными совместными походами.

Отклонения от плана. К сожалению, не всё запланированное удалось выполнить. Имеются как отклонения от основной нитки маршрута (все в рамках заявленных запасных вариантов), так и недоделки.

Отклонение 1. Обход перевала Мерке (1А-1Б) через перевал Бешкёльдаван (1Б), см. запасной вариант 4 в пункте 5.1 Приложения 6.4. Мотивировка. Второй день похода оказался неожиданно очень тяжёлым: - весь день без воды, спешка за караваном (необходимо было отпустить караван до обеда), прохождение перевала 4515 вместо ожидаемого плавного подъёма вдоль реки Чичиклык. Третий день по плану очень тяжёл - мы перевалили через перевал Янгидаван (4830) с ресурсом на 21 день! После пары таких дней мы выбрали более энергосберегающий (щадящий) вариант развития маршрута.

Отклонение 2. Замена перевала Южный Чат (1Б) перевалом Тересаздаван (2Б), см. запасной вариант 7 в пункте 5.1 Приложения 6.4. Мотивировка. Этот вариант прописывался в заявочной книжке как приложение к отклонению 1. После отдыха на Кенгшиберсу (3800) мы вполне могли идти на технический перевал.

Отклонение 3. Обход перевалов в восточных отрогах хребта Конгурмузтаг по долинам Тересазсу и Чимгенсу, см. вариант 2 в пункте 6 Приложения 6.4 "Разрешается обход любого перевала или серии из нескольких перевалов по долинам". Мотивировка. Отставание от графика по причине плохой погоды и по другим причинам, см. раздел 3.7 этого отчёта.

Недоделка 1. Единственная и очень огорчительная. Мы не смогли перелезть через пик Аклангам. 26.08, когда мы подходили к северо-восточному гребню пика Аклангам, в горы пришёл затяжной циклон (прогнавший команду Валерия Шамало с Конгура [34]). 27.08 мы мужественно в тумане и под снегопадом ломились вверх и поднялись-таки на северо-восточный гребень Аклангама. Во время "циклонной дыры" 28.08 (была хорошая погода) мы поднялись на 5700, весь день тяжело тропили по свежевыпавшему снегу. Наконец, 29.08 погода совсем испортилась. Мы отсиживались в разломе на 5700 и ещё надеялись увидеть утром 30.08 ясное небо. Это была последняя возможность выйти на вершину. Но вместо голубого неба мы увидели всё ту же непогоду и начали спуск. Погода улучшилась только 01.09. Однако на утро 03.09 у четырёх членов нашей команды были авиабилеты в Москву.

Проход перевала Западный Караташ (3А) вместо траверса пика Караташ (~3А), см. вариант 6 пункта 5.2 Приложения 6.4, мы отклонением не считаем, но считаем более простой и безопасной реализацией этого запасного варианта. Траверс Караташа планировался по карте, а идея перевала Западный Караташ возникла, когда мы всё это увидели своими глазами и оценили. Или то или другое, но только не основной вариант со спуском по юго-восточной ветви ледника Караяйляк! Такой спуск очень опасен лавинами со стены Конгура. Подробнее об этом в разделе 3.9.

Дополнительные меры по обеспечению безопасности. Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря. Мы остановимся лишь на некоторых не совсем традиционных аспектах.

Адаптивное планирование маршрута. Идеология адаптивного планирования базируется на отказе от "упёртости" в прохождении нитки маршрута. В любой точке допускается перепланирование, призванное учесть состояние группы, состояние локальных препятствий, ресурсы времени, питания и снаряжения. В идеале, команда идёт по долинам, когда плохая погода, или кто-то болеет, и преодолевает перевалы, когда отличная погода, и все участники в отличной физической форме. Реализация адаптивного планирования требует предварительной проработки большого количества запасных вариантов, а так же быстрого принятия стратегических решений в процессе проведения похода. Успех в последнем зависит и от доверия участников к руководителю. Результатами адаптивного подхода были, в частности, замена варианта с перевалом Мерке более эргономичным вариантом с перевалом Бешкёльдаван (реакция на состояние группы), а также обход ряда перевалов в верховьях Тересазсу по долинам рек Тересаз и Чимген (реакция на состояние погоды). Во втором случае группа избежала опасного длительного хождения по заснеженным осыпям, а в пасмурную или дождливую погоду "намотала километры" в долине реки Чимгенсу. Как только непогода закончилась, команда тут же выступила на траверс пика 5975.

Контроль за объёмом нагрузок. Для профилактики несчастных случаев в походе осуществлялся постоянный контроль объёма дневных нагрузок. Если нагрузка была вынужденно большой, то на следующий день или в ближайшие 2-3 дня группа получала возможность восстановиться. Так, например, после тяжёлого перехода на 4-й день похода через перевал Бешкёльдаван (4945,1Б), группа расслаблялась на 3800 в долине Кенгшиберсу (заметьте, 6-й день похода был не особенно продуктивным). Контроль за нагрузками вместе с адаптивным планированием создают инструмент управления усталостью в походе. Этот инструмент позволяет не только предупреждать несчастные случаи, но и концентрировать энергию для преодоления особенно сложных препятствий.

Инструментальный контроль за состоянием участников. Кроме наблюдений за состоянием участников нами регулярно применялся инструментальный контроль. Так, в течение всего похода на каждом из этапов акклиматизации проводились измерения пульса участников вечером перед сном и утром сразу после сна.

Радиосвязь и мониторинг группы со стороны МКК. Благодаря успешному продвижению в сознание туристов полезности радиосвязи, хождение с рациями принимает в Турклубе МАИ систематический характер. Радиосвязь была в весеннем и в летнем походах Олега Иваненкова (4 к.с. и 5 к.с., Ц.Кавказ). Радиосвязь успешно использовалась при эвакуации больного с маршрута Бориса Малахова (август, 5 к.с., С.Памир). В нашем походе была трубка спутниковой связи системы Глобалстар. Каждые 2-3 дня мы звонили зам. председателя МКК России А.Э.Ярошевскому и докладывали о состоянии группы и обстановке на маршруте. А.Э.Ярошевский привязывал наше положение к карте и знал обо всех решениях по выбору того или иного запасного варианта. Кроме того, мы осуществляли контрольные звонки нашему китайскому туроператору Джану Хонгу.

Селекция перевалов по критерию безопасности, приват безопасности над простотой любого участка маршрута. Очень важно сразу ограничиться в походе лишь безопасными перевалами, особенно, если эти перевалы приходится идти "вслепую" (без описаний и фотографий). При планировании перевалов в таком лавиноопасном районе, как Кашгарские горы, предпочтение отдаётся гребневым и ребровым вариантам пути. "Ни в одном походе до сих пор у меня не было такого изобилия гребневых и ребровых участков пути", - как-то признался О.Чхетиани. Траверс пика 5975 стал возможен благодаря снимкам его северного ребра, см. ф. Ф.0.7, и далёкому и смутному снимку южного ребра вершины 5435, см. ф.0.8. Не смотря на свою сложность, этот траверс предпочтительнее более простого и опасного стенного перевала к востоку от пика 5630 и уж конечно безопаснее седла Восточный Конгур, см. ф.0.9.

Тема о безопасности бесконечна. По сути, в ней реализуется весь опыт участников и руководителя. В заключение хочу подчеркнуть о полезности выделения главных факторов опасности в привязке к конкретной категории сложности похода и к району его проведения, как это было сделано для кавказских единичек и двоек в статье [36].

В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 45 минут. Для исчисления времени суток используется Горно-Бадахшанское время, которое отличается от Московского на 3 часа. Такое исчисление весьма удобно: в 7 часов рассвет, а в 21 час закат. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длина веревки считается равной 50-ти метрам.

Мы благодарны судьбе за красивый и сложный маршрут без травм, обморожений, эксцессов, типа падения камней, и т.п.

Выводы

1. Сборы по Интернету в сложный горный поход вполне возможен, если все участники связаны друг с другом и с руководителем совместными походами. Правда, такие сборы дополнительно нагружают руководителя и его заместителя.

2. Авиа-перелёт Москва - Урумчи - Кашгар - Урумчи - Москва по транзитному билету Синцзяньских авиалиний является очень удобным и по стоимости и по длительности вариантом заезда в район Кашгарских гор.

3. Акклиматизация с преодолением перевала 4515 на второй день похода и перевала 4830 на третий день вполне возможна для групп с большим высотным опытом участников. Столь резкий план не рекомендуется для групп с малым высотным опытом.

4. В Кашгарских горах южнее Игебельсу богатые возможности для планирования походов 1-3 к.с., а севернее Игебельсу - для походов 2-6 к.с. В горах Агалистана (к востоку от Конгура) лишь западнее вершины Шивактэ встречаются перевалы проще, чем 3А.

5. Самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор Чимген и Караяйляк является пройденный командой перевал через вершину 5975 (3Б*).

6. На участке хребта Конгурмузтаг между вершинами Конгур и Аклангам только два прохода претендуют на роль перевалов и приемлемы для горных походов. Это траверс пика Аклангам с северо-восточного на юго-западный гребни (6995,3Б) и траверс вершины Караяйляк (7245,3Б*). Подразумевается, что подъём (спуск) на седло с востока от Караяйляка осуществляется по северному склону, а спуск (подъём) с седла западнее этой вершины - по южному склону.

7. Кроме "японского" маршрута на Конгур по северному ребру [7] актуален иной северный маршрут на эту вершину, а именно, по соседнему с запада ребру на плато 6200 и с него по склону-кулуару налево на предвершинную ледовую шапку Конгура. Этот маршрут был предложен в качестве варианта команде Юрия Хохлова ещё в Москве до их отъезда на Конгур в 2002г. Однако он не был реализован по причине отсутствия информативных фотографий того самого склона-кулуара. Как выяснилось, уже осенью 2003г. Команда Валерия Шамало [34] прошла рядом со склоном-кулуаром, но не воспользовалась им. Следовательно, маршрут до сих пор не распечатан и "боем не разведан". Нам же удалось снять с северного гребня пика Аклангам отличное фото, доказывающее актуальность предлагаемого нами пути.

8. Визуально самым простым маршрутом на Конгур остаётся никем не пройденный маршрут по юго-восточному гребню. Выход на седловину этого гребня (5400) предпочтительнее с юго-запада, чем с северо-востока. Северо-восточный склон этой седловины очень крут и осложнён ледосбросами, к тому же под этим склоном тяжёлый для прохождения ледопад.

9. Северо-восточный гребень Конгура имеет очень острый и осложнённый карнизами участок. Маршрут по этому гребню представляется сложнее и опаснее северного или юго-восточного.

10. Восточная стена Конгура очень крута и опасна. Каких либо приемлемых по безопасности вариантов подъёма по этой стене мы не обнаружили (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену).

11. Северная ветвь ледника Чимген легко проходима по карманам и левого и правого борта (мы были первой экспедицией, посетившей этот ледник).

12. Левая ветвь ледника Караяйляк легко проходима по карману левого борта. Подходы к северо-восточному гребню пика Аклангам вдоль этой ветви весьма просты (мы были первой экспедицией на левой ветви ледника Караяйляк).

13. Северная стена вершины Конгур-тюбе (7595) (обращённая к левой ветви ледника Караяйляк) грандиозна и очень сложна (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену).

14. Район ледника Чимген - это "альпинистский рай". Многочисленные высотные маршруты на пики Кызылсель (6525), Коксель (6718), маршруты на Конгур по южному, юго-восточному и северо-восточному ребрам дополняются великим множеством комбинированных технических маршрутов на острые пики Агалистана.

15. Перевал Тересаздаван своими бесконечными осыпями слишком трудоёмок для перехода с альпинистским экспедиционным грузом от озера Каракуль до ледника Чимген. По-видимому, то же самое можно сказать и о перевале 5400 в верховьях ледника Кенгшибер. Единственным вариантом короткого захода с озера Каракуль остаётся перевал Южный Чат [19-21].

16. В Кашгарских горах непогода не редкость. Необходимо готовиться к неоднократным 2-х или 3-х дневным интервалам плохой погоды.

17. В Кашгарских горах весьма лавиноопасно. Предпочтительнее те перевалы выше 5200, которые проходятся по рёбрам и гребням (центрально-тянь-шаньская специфика).

18. Пройден красивый технически насыщенный маршрут по малоизученному району, который очень понравился всем участникам команды.

Справочные данные о походе

11 Число "рабочих" дней 27 дней
12 Длина маршрута без учёта повторного пути 176,5*1.2= 212 км
13 Фактически пройденный путь 235 км
14 Чистое ходовое время 171 ч.
15 Средняя трудоёмкость "рабочего" дня 6ч. 20 мин.
16 Суммарный набор высоты 10290 м
17 Максимальная высота 5975 м
18 Ночёвки выше 5500 5435,5805,5565,5700,5700 м
19 Средняя высота ночёвок 4400 м
20 Длина участков стационарной страховки 4120 м

1.2. Нитка активной части маршрута

с.Шинди – пер.4515 (н.к.) - пер.Янгидаван (4830,1А) - пер.Бешкёльдаван (4945,1Б,п.п.) - р.Турбулун - р.Игебельсу - пер. Тересаздаван (5155,2Б,п.п.) - р.Тересазсу - р.Чимгенсу - сев. ветвь л.Чимген - пик Николаева (5975, 3Б*, траверс, п.п.) - ю.в. ветвь л.Караяйляк - пер. Зап. Караташ (5135,3А,п.п.) - пр. ветвь л. Караяйляк - с. Акгёль - лев. Ветвь л. Караяйляк - сев. ребро п. Аклангам до 5700 (3А, рад.) - с. Акгёль - с. Гёз.

1.3. Список пройденных локальных препятствий

Тип ЛП Название Высота к.т. Примечание
1 Перевал б.н. 4515 Н.к.
2 Перевал Янгидаван 4830
3 Перевал Бешкёльдаван 4945 Первопрохождение
4 Перевал Тересаздаван 5155 Первопрохождение
5 Траверс Пик Николаева 5975 3Б* Первопрохождение
6 Перевал Западный Караташ 5135 Первопрохождение
7 Восхождение С.В. ребро пика Аклангам до 5700 Первое восхождение, пути подъёма и спуска с ребра не совпадают.

1.4. Состав группы

7 - абсолютные высоты в течение дня [м];
8 - высота вечернего лагеря (ночёвки) [м];
9 - длина участков стационарной страховки [м];
10 - участок пути, примечания.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
02.08 01 10,5 0 190 490 2965 3455 0 Шинди -р. Чичиклык
03.08 02 12,5 0 290 1060 3455-4515 4355 0 п.т.-пер.4515-плато
04.08 03 9,5 0 360 475 4355-4830 4600 0 п.т.-пер. Янгидаван -оз.
05.08 04 8 0 370 345 4600-4945 4765 0 п.т.-пер.Бешкёльдаван-оз.
06.08 05 20 0 315 0 4765-3865 3865 0 п.т.- Кенгшиберсу
29.08 28 0 0 0 0 5700 5700 0 Отсидка
30.08 29 2 3,5 340 0 5700 4215 300 п.т. - морена л.Караяйляк
31.08 30 0 15 405 0 4215 2795 0 п.т. - лет.Акгёль
01.08 31 4,5 0 50 0 2795-2260 0 0 п.т. - с. Гёз (как днёвка)
S - 176,5 19,5 10205 10290 - - 4120 -

4. Восхождение на сев. гребень пика Аклангам

Общее описание района хребта Конгур Музтаг

1. Орография и классификация подрайонов

Хребет Конгурмузтаг находится на юго-востоке Памира и простирается от ущелья Гёздарьи на севере до долины Ташкургана на юге. С запада он ограничен долиной Кенгшиберсу – правого истока Гездарьи, а с востока – истоками Хантерексу. Хребет Конгурмузтаг имеет два крупных восточных отрога. Первый ответвляется от узловой вершины Караяйляк (7245). В основании отрога расположена высочайшая вершина района Конгур (7719). Второй отрог ответвляется от безымянной узловой вершины 5411. Таким образом, горный район делится на участки:

1). Хребет Конгуртаг. Это участок хребта Конгурмузтаг, простирающийся от слияния Моджису и Кенгшиберсу до узловой вершины Караяйляк (7245). В этот же участок естественно включить вершину Конгур (7719), которая является восточным плечом грандиозной стены хребта Конгуртаг, которая смотрится как единое целое. Хребет Конгуртаг разделяет бассейны Гездарьи и Кенгшиберсу.

2). Горы Агалистан. Так называется восточный отрог Конгура (7719). Он начинается сразу за седловиной ~5770 между Конгуром и вершиной 5975 к северо-востоку от Конгура. Высота хребта не превышает 6000, его самые высокие вершины превосходят 5900. Горы Агалистан разделяют бассейны рек Гездарьи и Хантерексу.

3). Меридианальный участок хребта Конгурмузтаг, который простирается от узловой вершины Караяйляк до узловой вершины 5411. Этот участок разделяет бассейны Кенгшиберсу и Хантерексу.

4). Восточный отрог 5411, разделяющий бассейны Хантерексу и Ташкургана.

5). Южный участок хребта Конгуртаг, простирающийся от узловой вершины 5411 на востоке до Музтагаты (7546) на западе и разделяющий бассейны Кенгшиберсу и Ташкургана.

Ещё есть отдельный хребет Улугарттаг к северу от Моджису и Гездарьи, и в котором побывала экспедиция СК МАИ в 2002г.

В соответствии с этим делением и традициями Перечня высокогорных перевалов целесообразно в последний ввести следующие разделы.

1. Хребет Улугарттаг и его отроги.

2.1. Хребет Конгурмузтаг, основной хребет. Это раздел для перевалов через водораздел основного хребта Конгурмузтаг.

2.2. Хребет Конгурмузтаг, северные отроги. Это раздел для перевалов в северных отрогах хребта Конгуртаг от устья Моджису до вершины 5975, включая её северный отрог, как естественную границу бассейна ледника Караяйляк на северных склонах Конгуртага.

2.3. Хребет Конгурмузтаг, отроги в бассейне Кенгшиберсу . Благодаря извилистости основного хребта в этот раздел попадают и северные отроги хребта в районе Музтагаты и южные отроги Конгуртага.

2.4. Хребет Конгурмузтаг, восточные отроги. Сюда целесообразно отнести перевалы восточных отрогов хребта Конгурмузтаг на участке от вершины Коксель (6715) до узловой вершины 5411.

2.5. Хребет Конгурмузтаг, южные отроги. В этот раздел попадают перевалы южных отрогов хребта Конгурмузтаг на участке от Музтагаты (7546) до узловой вершины 5411.

3. Горы Агалистан. Это раздел для всех перевалов хребта Агалистан восточнее 5975, включая его северные и южные отроги.

4. Междуречье Хантерексу и Ташкургана. В этот раздел попадают все перевалы хребта восточнее узловой вершины 5411, включая его северные и южные отроги.

2. Перечень перевалов Кашгарских гор

Все перевалы, у которых указан год первопрохождения, кроме перевалов Бонингтона и Музтаг-Ата, пройдены в экспедициях ТК МАИ 2000, 2002 и 2003 гг.

1. Хребет Улугарттаг и его отроги

1.1.1 Улугарт 5109 р.Портначатысу – р.Моджису (ур.Лянизы) тропа
1.1.2 Берэкездаван 4771 р.Дегарэкджарсу – р.Моджису (ур.Туманчи) тропа
1.1.3 Чичэкдаван 4417 р.Елчимуйнак р.Чимгенсу тропа
1.1.4 Верхний Ойтаг 4460 1Б сн-ос л.Ойтаг – р.Бостанарчасу 2002 (рад.)
1.1.5 Принципиальный 4570 1Б* сн-ос р.Бостанарчасу - р.Дегеракджарсу 2002

к.с.

Что соединяет

Год п/п

2.1.1 Аклангам 6995 3Б сн-лд л.Зап.Караяйляк, С.В.ребро Аклангам – Ю.З. ребро Аклангам, р.Кенгшиберсу 2002 (рад.)
2.1.2 Кызылсель 6525 3Б сн-лд л.Ю.Чимген (через пер.Вост.Кызылсель по вост.гребню) – З.гребень, л.Олатук 2000
2.1.3 Тересаздаван 5155 2Б сн-лд р.Игебельсу (л.Тайсаздин)-л.Южный Чат 2003
2.1.4 Южный Чат 4920 1Б сн-ос р.Тышканджилга – л.Южный Чат 2000
2.1.5 Караташдаван 4816 р.Игебельсу -р.Караташсу Тропа
2.1.6 Сугетдаван 4835 р.Игебельсу (Аксайджилга) -р.Сугетсу Старая тропа
2.1.7 Торбулундаван 5106 р.Торбулун - р.Меркесу Старая тропа
2.1.8 Янбулак (Торбулун) 4918 р.Торбулун - р.Янбулакджилга Старая тропа
2.1.9 Бешкельдаван 4945 1Б ос р.Торбулун -оз.Янгикель (р.Янбулакджилга) 2003
2.1.10 Карадаван 5290 2А сн-ск Р.Караджилга (л.Кала) – р.Тегерменсу 2000
2.1.11 70-лет МАИ 5180 2Б сн-лд Л.Коксель (юж.ветвь) – л.Тугенман (зап.ветвь), р.Тегерменсу 2000
2.1.12 Музтагата (траверс) 7546 3Б* сн-лд Л.Коксель, вост.гребень - л.Куртамыш, баз.лагерь 2000 (Дэн Мазур)

2.2. Хребет Конгурмузтаг, северные отроги
Название Высота (м) к.с. Что соединяет Год п/п
2.2.1 Аклангам Северный 5300 3А сн-лд 1-й зап.приток л.Зап.Караяйляк – л.Сев.Аклангам (усл.) 2003 (рад.)
2.2.2 Караташ Западный 5135 3А сн-лд л.Вост.Караяйляк-1-й вост.приток л.Вост.Караяйляк 2003

2.3. Хребет Конгурмузтаг, отроги в бассейне Кенгшиберсу
2.3.1 Ручейковый 4810 1А ос л.Танги – л.Колаку 2002
2.3.2 Панорамный 4150 1А ос л.Кокодак – р.Каратокай 2002
2.3.3 Бонингтона 5465 2Б сн-лд л.Хамуряйляк (Коридорный) – л.Яманджар 1980 (Бонингтон)
2.3.4 Олимде 5350 2А сн-лд л.Олимде -л.Тукуйрюкунингёз 2002
3.3.5 Туюк 5530 3А сн-лд Л.Тукуйрюкунингёз – л.Коксель (Куксай) 2002
2.3.6 Связной 4820 1Б лд-ос Зап.ветвь л.Коксель – юж.ветвь л.Коксель 2000

2.4. Хребет Конгурмузтаг, восточные отроги
Название Высота (м) к.с. Что соединяет Год п\п
2.4.1 Ледопадный 4810 3А лд Л.Юж.Чимген – лев. Приток л.Ю.Чимген 2000
2.4.2 Вост. Кызылсель 5460 3А сн-лд Л.Юж.Чимген – л.Согато 2000 (рад.)
2.4.3 Пер.4604 4604 1Б* ск-ос Л.Ср.Чат – л.Юж.Чат 2003 (рад.)

2.5. Хребет Конгурмузтаг, южные отроги
Название Высота (м) к.с. Что соединяет Год п/п
2.5.1 Каракорум 5790 3А лд-сн р.Тегерменсу л.Тугенман (зап.ветвь)– л.Кокосель 2002
2.5.2 Кокмуйнакдаван 4543 Н/к Ос Р.Чичиклык – Ур.Чичиклык тропа
2.5.3 Б.н. 4515 Н/к Ос Р.Чичиклык – Ур.Чичиклык тропа
2.5.4 Чичиклыкдаван 4500 Н/к Ос Ур.Чичиклык – р.Тарбашису тропа
2.5.5 Янгидаван 4830 1А ос Р.Янбулаксу – Ур.Чичиклык Тропа

3. Горы Агалистан
3.1.1 Николаева 5975 3Б* лд-ск л.Вост.Караяйляк – л.Сев.Чимген 2003
3.1.2 Кепек 4800 1Б-2А сн-лд л.Кайинг Зап. – л.Кумтор (Акташ)
3.1.3 Ханттерекдаван 4760 л.Кайинг Вост. – р.Кумторджилга старая тропа

4. Междуречье Хантерексу и Ташкургана
4.1.1 Меркедаван 4910 Р.Меркесу – р.Янбулакджилга старая тропа

3. Особенности ландшафта и спортивный потенциал подрайонов

Кашгарские горы очень разнообразны. Каждый район имеет свою специфику

Хребет Конгуртаг. Грандиозная стена, простирающаяся от пика Аклангам (6995) на западе до Конгура (7719) на востоке. Северный склон – обрывистый, см. ф. 2.1. Перепад высоты на стене до 3500 м. (от 4000 до 7500). Над близко расположенным селением Гёз (2260) стена возвышается на 5500 метров! Ледники здесь имеют зелёные “цивилизованные” карманы. В карманах пастбища. Хорошие тропы, много летовок, арча, ручьи. Только два маршрута с севера на хребет Конгуртаг можно отнести к маршрутам на относительно безопасные перевалы. Это маршрут на Караяйляк (7245) и маршрут на Аклангам (6995). Первый маршрут, объединённый со спуском на юг с седла Конгур, образует перевал (7245,3Б*). Второй маршрут, объединённый со спуском по юго-западному ребру Аклангма, образует перевал Аклангм (6995,3Б). Оба перевала насквозь до сих пор не пройдены. С хребта Конгуртаг на север до высоты ~2800 стекает один из трёх крупнейших ледников Конгурмузтага – ледник Караяйляк (~19км).

Южные склоны хребта Конгуртаг пологи, а внизу пустынны. Лишь изредка в карманах ледников встречаются травянистые лужайки. Ледники здесь типа Октябрьского или Уйсу, они образуют сложнейшие ледопады на “ровном месте”. Обычно эти ледопады легко обходятся по бортам ледников или по рёбрам между ледниками.

Горы Агалистан. Это район “альпийского типа” – остроконечные скальные пики, острые гребни, глубокие провалы между вершинами, см. ф. 2.2. И с юга и с севера много зелени. На южных склонах растёт арча и карликовая акация, а на северных склонах встречаются даже еловые леса. В горах Агалистана много технически сложных перевалов от 2Б до 3Б.

Меридианальный участок хребта Конгурмузтаг. Этот участок весьма неоднороден. Его северная половина от узловой вершины Караяйляк (7245) до пика 5808 имеет мощное оледенение. На западе в бассейне Кенгшиберсу ландшафт его отрогов аналогичен ландшафту южных склонов Конгуртага. На востоке склоны круче, больше выходов скал. Ледники спускаются низко в глубоко врезанные долины. С восточных и с южных склонов Конгура, а также со склонов вершин Коксель и Кызылсель до высоты 3000 спускается второй из трёх крупнейших ледников района - ледник Чимген (~21 км). В долинах на востоке растёт арча и карликовая акация, имеются отличные пастбища.

Восточные отроги основного хребта мощны, протяжённы и скалисты. Встречаются узкие каньоны. На этом участке много технических перевалов от 2Б до 3А. Перевалы 3Б здесь, как правило, высотно-технические, типа траверсов пиков Кызылсель или Коксель, см. ф. 2.3.

Южнее вершины 5808 хребет заметно деградирует. Вершины редко превышают 5500. С их куполов спускаются пологие ледники без ледопадов. Дно у долин плоское и очень высокое. Луга на обращённых к Кенгшиберсу склонах простираются до 4700. Здесь много перевалов от 1А до 2А. Перевалы 2Б становится уже относительной редкостью, в основном это ледовые взлёты к седловинам некоторых перевалов.

Междуречье Хантерексу и Ташкургана. Его мы не видели, однако, можно предположить, что ландшафты там похожи только что описанному меридианальному участку хребта южнее 5808.

Южный участок хребта Конгурмузтаг. Этот участок тоже неоднородный. К востоку от долины Тегерменсу всё так же, как и к югу от 5808. Ещё здесь встречается много озёр. Несмотря на огромную высоту (Янгикёль – 4600), берега у этих озёр в лугах, здесь много красивых цветов. Западнее Тегерменсу горы приобретают иной вид. Они отвесно обрываются в “кратер Музтагаты” - чашу ледника Коксель, см. ф. 2.4, и полого спускаются на юго-запад. Для этих юго-западных отрогов характерны широкие плоские гребни со скальными обрывами к ледникам слева и справа. Исключением является хребет Каракорум – южный отрог самого восточного шеститысячника – пика 6355. Его южный отрог сплошь из остроконечных скальных вершин. Далее на запад следуют пики 6849, Коскулак 7028 и Музтагата 7546. Подножие юго-западных отрогов пустынно. В тоже время моренных карманах третьего крупнейшего ледника района – ледника Коксель (~18 км) имеются отличные лужайки. Местными пастухами они не используются. Поэтому в бассейне ледника Коксель много диких животных от коз и архаров, до медведей. В этом районе имеются уникальные возможности для прохождения перевалов 3Б самого разного типа от высотных и высотно-технических до чисто скальных. Перевалы 2Б здесь уже редкость. Перевалы 2А могут быть лишь на концах отрогов.

Погода в районе Кашгарских гор менее устойчива, чем на Центральном Памире, который прикрыт с юга высокими хребтами Гиндукуша. В высокогорье периодически выпадает снег, который не успевает уплотниться. Погода часто портится после обеда. Лавинная опасность в Кашгарских горах весьма велика. Предпочтительнее те перевалы выше 5200, которые проходятся по рёбрам и гребням (центрально-тянь-шаньская специфика).

Перейдём к описанию района по долинам, которые нам удалось посетить в этом походе.

4. Урочище Чичиклык и его окрестности

Урочище Чичиклык – это обширное полупустынное плато площадью более 20 кв.км., расположенное на 4.5 километровой высоте в верховьях одноименной реки – притока Ташкургансу. Через урочище проходит древняя караванная тропа, связывающая памирские плоскогорья у южных склонов Музтагаты с оазисами Янги-Гиссара на западной окраине пустыни Такла-Макан. Пастбища на плато поделены между памирцами-сарыкольцами и киргизами.

Основная тропа начинается от реки Тагармасу и пересекает южный отрог хребта Конгурмузтаг через связку перевалов Чичиклык и Кокмуйнак (4543). С обширного плато путь на восток проходит через перевалы Янгидаван (4830,1А) в долину реки Янбулакджилга и через перевал Чичиклык-II (4500) в долину Тарбашису, см. ф. 2.5. Оба караванных пути дальше сходятся и тропа приходит в долину Пасрабатсу. Отсюда далее на восток через перевал Тариарт или на север в долину Караташсу (один из истоков Хантерексу) через перевал Бурамсалдаван (4443). Из долины Янбулакджилги имеется ответвление тропы на север через перевал Меркедаван (4910). Это более короткий, но сложный путь в долину Караташсу. Помимо традиционного пути в урочище Чичиклык, существует, также, хорошая тропа, которая начинается на берегу Ташкургансу в кишлаке Шинди и поднимается вдоль её левого притока - реки Чичиклык. В этом случае выход в урочище в обход каньона проходит через безымянный перевал 4515, расположенный восточнее перевала Кокмуйнак.

5. Долина Торбулунсу и её перевалы

Висячая долина летом населена киргизами. Здесь хорошие пастбища, см. ф. 2.6. Торбулун известен киргизам в самых разных уголках Кашгарских гор. При ее упоминании они говорят “О, Торбулун!….” и цокают языком.

Издревле через долину проходило несколько караванных троп, соединявших ее с долинами крайнего юго-востока Кашгарского хребта. Перевал Янбулак (4918) связывал ее с рекой Янбулаксу, а перевал Торбулундаван (5106) с долиной Меркесу. В настоящее время эти перевалы практически не посещаются.

В верховьях долины множество озер, а ближе к линиям водоразделов лежат плоские ледники. Самый крупный многокамерный ледник расположен в верховьях юго-западного притока Торбулунсу - Кара-Джилги. Здесь в 2000 году командой Турклуба МАИ был пройден перевал Карадаван (5290,2А), см. ф. 2.7, позволяющий выйти в верховья реки Тегерменсу и далее к Каракорумскому шоссе к югу от Музтаг-Аты.

Помимо этого существуют еще две седловины, ведущие на запад на ледник Коксель, три перевала, параллельные Карадавану и ведущие в долину Тугенман, и, наконец, самый восточный перевал в этом же цирке, ведущий в верховья Янбулаксу.

С ледников восточного борта долины через не менее чем две простые седловины можно попасть на ледники в верховьях Игебельсу. В 2003 году нами был пройден перевал Бешкельдаван (4945, 1Б), связывающий озеро Янгикель с системой их четырёх озер в верховьях Торбулунсу.

Дно долины Торбулун плоское. По нему проложены хорошие тропы. Нижняя часть долины перед слиянием с Кенгшиберсу проходит в скальном каньоне. По скальным полкам правого борта проложена хорошая маркированная тропа. Рекомендуется включать эту долину в нитки маршрутов.

В 1989 году долина посещалась 2-й экспедицией Шотландского горного клуба под управлением Мак-Грегора. Было совершено несколько простых восхождений на окрестные “малые” пятитысячники.

6. Долина Игебельсу и её перевалы

Река Игебельсу является крупным восточным притоком Кенгшиберсу. С древних времен по долине проходила караванная тропа, связывающая район озера Каракуль с ущельем Караташ и далее с оазисами Янгиссара на восточном краю Такла-Макана.

Устьевая часть долины лежит в узком каньоне, который обходится по тропе высоко по склону правого борта долины. Начало этой тропы в районе переправы через Игебельсу.

С крупных северных притоков реки можно попасть на ледник Южный Чат в системе истоков Тересазсу. С ручья и одноименного сильно зачехленного ледника Тайсаздин на Южный Чат ведут два перевала - Тересаздаван (5180,2Б), пройденный нашей командой в 2003 году, и седловина ~3А. Эти седловины разделены скальным массивом 5383.

Простейший перевал Южный Чат (4920,1Б), который является кратчайшим путем на ледник Южный Чат, лежит в верховьях реки Тышканджилга. Перевал был пройден командой Турклуба МАИ в 2000 году. По-видимому, он иногда посещается местными жителями. Нами была найдена палка на моренах под перевалом. Киргизы из летовок на моренах ледника Южный Чат нам показывали знаками, что на перевале глубокий снег.

Выше по долине расположены перевалы Караташдаван (4816) и Сугетдаван (4835), соединяющие ее с истоками реки Караташ. В настоящее время эти перевалы практически не посещается. В 1988 году через перевал Караташдаван в район ледника Чимген заходила 1-я экспедиция Шотландского горного клуба под управлением Мак-Грегора. В 1996 году перевал прошел с востока на запад американский путешественник Дэн Во. Отметим, что переход через перевал Южный Чат почти в 2 раза короче пути через исторический перевал Караташдаван.

В верховьях долины Игебельсу расположена система сильно отступивших плоских ледников, с которых можно перейти в среднее течение Торбулунсу и в долину Меркесу, см. ф. 2.8.

7. Долина Тересазсу и её перевалы

Река Тересазсу питается с восточных склонов Кашгарского хребта и с ледников высоких бортов долины. Река образована тремя истоками с ледников Южный, Северный и Центральный Чат. Название реки определяется выходами серных источников в нижнем течении (вода из серного болота). Нижняя часть реки вплоть до слияния с рекой Чимген проходит в мощном каньоне, по которому пробита надежная вьючная тропа. Долина плотно заселена. Множество киргизских летовок расположено на моренах ледника Южный Чат.

На ледник Южный Чат можно попасть перевалами с притоков Игебельсу. Простейший из них - Южный Чат (4920,1Б), см. ф. 2.9.

Еще две седловины - Тересаздаван (5155, 2Б) и 5190 (~3А), разделенные скальным массивом 5383, соединяют ледник Южный Чат с ледником Тайсаздин. Перевал Тересаздаван был пройден в этом походе.

Между собой ледники Чат соединяются относительно простыми (1Б-2А) перевалами высотою 4600-4700. Эти перевалы односторонние. Южный склон, как правило, пологий и травянисто-осыпной, а северный – крутой и скально-осыпной.

С ледника Средний Чат есть перевал через хребет Конгурмузтаг (~3А) на ледник Оар-Ола (на эту седловину с юго-запада поднимались члены экспедиции Мак-Грегора) и на ледник Кенгсуар (~2А), см. ф. 2.10.

С ледника Северный Чат и с северного притока Тересазсу имеется несколько проходов 2Б-3А* через высокий отрог (5670) между долинами Чимген и Тересазсу.

С юга долина Тересазсу отделена от реки Караташсу, по которой проходит старая караванная тропа, высоким хребтом со значительным оледенением и доминирующей вершиной 5513. Здесь имеются, как короткие технические, так и относительно несложные перевалы.

8. Долина Чимгенсу и её перевалы

Массив Конгура и альпийский узел гор Агалистан определяют облик этой долины. Река Чимгенсу питается ледниками Согато и Чимген с запада и ледником Кумтор с севера. Ледник Чимген, является одним из крупнейших ледников района, стекает с южных и юго-восточных склонов Конгура и с восточных склонов хребта Конгурмузтаг. До недавнего времени долина соединялась с внешним миром лишь через вьючные тропы. Год назад была пробита дорога через передовой восточный хребет со стороны Янгиссара. Как и все долины восточного склона хребта Конгурмузтаг, она довольно зеленая и не столь пустынна, как долины западного склона. Морены ледника Чимген покрыты зарослями облепихи. Часто встречается арча. Долина населена. Многочисленные киргизские летовки здесь разбросаны по всем притокам вплоть до ледниковых морен.

Исторически в долину попадали либо с востока через перевал Гыджекдаван, ведущий в поселок Чат (местный административный центр), либо с запада с озера Каракуль через перевал Караташдаван. Местные пользовались еще 2-мя перевалами через горы Агалистан – перевалом Хантерекдаван (4760) и перевалом Кепек (4800, 1Б-2А) в верховьях реки Кумторджилга. Оба перевала ведут в долину р.Каинсу, где произрастает тянь-шаньская ель Шренка, и дальше на север еще через один перевал в обход каньона Хантерексу в поселок Курган. В настоящее время эти пути не используются. Перевал Кепек проходил с севера Скрайн в 20-е годы 20 века. С юга на север он был пройден в 1988 году экспедицией Шотландского горного клуба.

Непосредственный и безопасный выход из верховий Чимгена на запад возможен лишь по восточным ребрам, ведущим к вершинами Кызылсель и Коксель. Подъемы на перевальные седловины между Кызылселем и Кокселем и между Кокселем и Конгуром с востока весьма лавиноопасны, при относительно безопасных подъемах с западной стороны. Траверс пика Кызылсель (6525,3Б) был пройден командой Турклуба МАИ в 2000 году. Подъем на восточное ребро Кызылселя проходит с верхнего плато южной ветви ледника Чимген через седловину Восточный Кызылсель (5400,3А). С этой седловины возможен спуск в долину Согато. Выход на верхнее плато южной ветви проходит через сложный ледопад, верхнюю часть которого, удаётся обойти через отрог в левом (северном) борте (пер. Ледопадный (4810, 3А)). С верхнего плато можно перейти на северную ветвь ледника Чимген - через перевалы 5100 и 5020 (~2Б).

С ледника Согато возможен выход на запад на ледник Кенгсуар через седловину 5400 (~3А) в восточном плече вершины 6220, см. ф. 2.12.

На юг в среднее течение Тересазсу и ледник Северный Чат ведут несколько потенциальных ледовых седловин ~2Б-3А* через высокий (5670) отрог между долинами Чемген и Тересазсу, см. ф. 2.11 и 2.12.

Переход с северной ветви ледника Чимген на ледник Караяйляк возможен траверсом пика Николаева с его восточного на северный гребень (5975,3Б*). Другой возможный вариант пересечения хребта с ледника Северный Чимген проходит восточнее через седловины 5360 и 5380, расположенные между пиками 5630 и 5859 (Шивакте-IV) и разделенные небольшой вершиной. Спуск в долину Курганкуля здесь несколько проще. Оценка сложности этих перевалов по слайду Дэна Во (1996) ~3А-3Б. Следующий возможный перевал (5100, ~2Б), ведущий на ледник Чонташ в восточном истоке реки Курганкуль, находится в верховьях ледника Кумтор к востоку от пика 5251. Ещё восточнее расположены уже упомянутые ранее перевалы Кепек (4800,~1Б-2А) и Хантерекдаван (4760).

9. Ледник Караяйляк

Ледник Караяйляк площадью около 70 кв.км. состоит из 3 ветвей и берет питание со всех семитысячников северной части хребта Конгур-Музтаг. В значительной части поверхность ледника покрыта моренным чехлом. От соседних северных долин отделен высокими отрогами с доминирующими пиком 6103 на западе и пиком Гез (5696) на востоке. Ледник имеет обширные карманы с водой, растительностью и многочисленными киргизскими летовками.

С южными долинами ледник Караяйляк связан перевалами Аклангам (6995, 3Б) на западе и Николаева (5975, 3Б*) на юго-востоке. Все маршруты ребровые. Перевал Конгур в центральной части цирка на сегодняшний день остается не пройденным. Относительно безопасный путь с севера на перевал возможен лишь через вершину пика Караяйляк (7245). С юга по ребру пика 6982 (70 лет МАИ) на седловину поднимались экспедиции Бонингтона (1980, 1981), ФАиС Москвы (1998, 2003) и СК МАИ (2000). На пик Аклангам в 2002 году командой СК МАИ было совершено восхождение с юга. Непогода не позволила нашей команде перевалить через его вершину с севера на юг и остановила нас на высоте 5700. Восточная ветвь ледника проходит непосредственно под северо-восточной стеной Конгура и постоянно пробивается лавинами и ледовыми обвалами. Безопасный выход (вход) из верхнего цирка возможен через седловины в западном гребне вершины Караташ (5361) (перевал Западный Караташ (5135,3А)).

На запад с ледника Караяйляк можно выйти через перевал Северный Аклангам (5300,~3А) на ледник, стекающий с северного склона вершины Аклангам. С седловины этого перевала начинается подъем по северо-восточному ребру на пик Аклангам.

На восток в долину западного истока реки Курганкуль можно попасть через седловину перевала Караташ (5208,~3А) или через седловину 4957 (~2Б). Эти перевалы находятся, соответственно, с юга и с севера от вершины Караташ (5361). Мы видели еще ряд логичных седловин в более северной части Караташского отрога, см. ф. 2.13.

Дневник похода и описание перевалов
Часть 1 (начало)

3.1. Заезд

30.07. Утром все участники команды собрались в Москве. Встретились только в аэропорте Шереметьево-2 на регистрации. Транзитный билет "Москва - Урумчи -Кашгар - Урумчи - Москва стоит около 550$. Перелёт проходит с пересадкой в Урумчи. Как на международной, так и на внутренней части рейса разрешается провоз 40 кг груза без доплаты. Вес ручной клади при этом не учитывается. Для туристской экспедиции это более чем достаточно!

31.07. В Урумчи прибыли на рассвете. Таможенники ориентированы, в основном, на оружие, колющие и режущие предметы, и на продукты питания внимания не обращают. Жалко, что не провезли "запрещённую" колбасу! При таком лимите на вес, все продукты, кроме сахара, соли и риса, имело смысл везти из Москвы. На получение груза с Московского рейса и на регистрацию в Кашгар у нас было около полутора часов. При посадке в Кашгарский самолёт с каждого из нас потребовали уплату аэропортного сбора в 50 юаней. Через месяц, уже на обратном пути мы заплатили 50 юаней при посадке на рейс Кашгар - Урумчи и 90 юаней на рейсе Урумчи - Москва. Фокус в том, что "обменника" в аэропорте нет, а прилетевшие из Москвы туристы юаней, конечно, не имеют. Проблема эта может оказаться очень серьёзной, везите юани из Москвы!

В Кашгаре нас встретил наш старый друг и покровитель Джан Хонг или Саша (такой у него псевдоним). Такси до центра города стоит около 30 юаней (для справки, за один доллар дают 8 юаней). Мы поселились в гостинице "People's Hotel" рядом с площадью Мао. Двухместный номер обошелся нам в 218 юаней. Кстати, обмен валюты производится только в центральном филиале Bank of China на площади Мао. Для обмена нужен лишь паспорт.

01.08. Утром загрузились в арендованный Сашей автобус и выехали на Каракорумское шоссе. В Упале заправились бензином. Кстати, бензин в Китае очень хорош, по крайней мере, для примусов. Наш "Шмель" безотказно работал 30 дней! К вечеру мы приехали на озеро Каракуль. Саша предложил ехать дальше к началу маршрута. Но этот вариант нам не понравился. Во-первых, самая сложная и неопределённая часть пути при этом перекладывалась на вечер или, даже, на ночь, а во-вторых, по плану акклиматизации нам необходима ночёвка на озере Каракуль. Здесь 3600, и это выше начала нашего маршрута на 650 метров.

2.08. Дорога на подъезде к Ташкургану на отечественной карте показана плохо. На самом деле она идёт так, как показано на рисунке. Съезд с Каракорумского шоссе на боковую дорогу находится в 10 километрах севернее Ташкургана. Асфальта на этой дороге нет, но скоро будет. Мы переехали через мост на левый северный берег реки Ташкурган (левый приток Яркенда), миновали плотину гидроэлектростанции и въехали в напоминающее Пяндж тесное ущелье. "Вот она, естественная граница Памира", - подумал я. "Слева Памир, а справа - Каракорум". И на Пяндже так же - слева Памир, а справа Гиндукуш. Любое другое отделение Памира от Куньлуня и Каракорума, например, по имеющему лишь политическое значение невысокому Сарыкольскому хребту, кажется ещё более условным. Гигантская горная цепь из Заалайского хребта, Аксая, Улуг-Арттага вытягивается до Конгура и Музтаг-Аты и является, конечно, единой системой, достаточно посмотреть на карту Азии. А вот и цитата из книги "Горы" [10] - "В Кашгарских горах поднимаются самые высокие вершины Памирского нагорья - Конгур (7719) и Музтагата (7546)".

3.2. Долина Чичиклык

Около 11-ти утра мы выгрузились из автобуса в кишлаке Шинди на высоте 2965. Типичный памирский кишлак - пирамидальные тополя, облепиха, ивы, обмазанные глиной каменные постройки, а вокруг жёлтые безжизненные горные склоны. И живут здесь памирцы, точнее сарыкольцы. Очень понравились местные дамы, они ходили по кишлаку, нарядившись во всё красное и в высоких необычных шляпах, вид весьма праздничный, см. ф. 3.1. Мужчины одевались просто, один из них прогуливал белокурого мальчика - "потомка Александра Македонского" или по Агаханянцу [9] - жертвы жизни на краю популяции, см. ф.3.2

Два часа ушло на разгрузку, поиск каравана, навьючивания ослов, прощание с Сашей. Наконец, около часа дня мы выступили с караваном на север вверх по долине Чичиклыка - левого притока Ташкургана.

У нас была пара ослов, себе оставили, примерно, по 30 кг (это мужчины), ослам досталось по 12-15 кг от каждого из участников. Это делалось не из экономии денег, а для лучшей акклиматизации. Ведь через два дня нам предстояло взять весь этот груз на себя, и этот переход не должен быть слишком резким. Два ишака на 2 дня стоили нам 300 юаней.

Воды в реке мало, тропа сначала вьётся по правому берегу, затем переходит на левый. К концу 4-го перехода снова переходим на правый берег и встаём лагерем на лужайке с сочной травой. Рядом каменные постройки. Высота 3455.

03.08. Ясное утро. Вышли в 08ч. 20 мин. Сразу за лагерем широкая долина с плоским дном. Впереди перед вершиной 4711 развилка: налево (по ходу) Чичиклык уходит в каньон, направо ответвляется долина его левого притока. Тропа несколько сот метров идёт по дну плоской долины, а затем сворачивает налево в русло сухого сая и, круто набирая высоту, выводит на плоскую террасу (дашт) правого борта долины. Высота здесь 3675, от лагеря 50 минут. Ещё 50 минут мы шли до сухого сая в конце террасы, точнее до его левого берега, где тропа круто взмывает вверх по склону долины. Высота здесь уже более 4000м. Мы уже ощущали её в полной мере, переходы сократились до 20-30 минут. После 4-х таких переходов мы поднялись в травянистую долину, которая спускается к юго-востоку от перевала Кокмуйнак. Высота 4400 м. Тропа здесь поворачивает направо и поднимается по осыпному склону на седловину безымянного перевала 4515 (н.к.). Этот перевал находится в полутора километрах восточнее Кокмуйнака в отроге, ограничивающим с юга плато Чичиклык. Именно этот отрог и поджимает каньон Чичиклыка с запада. От сухого русла ручья на дне травянистой долины до седловины перевала 40 мин.

С перевала открывается вид на просторное плато урочища Чичиклык, см. ф.3.3. “В здешних местах летом и зимой падает хлопьями снег, бушуют холодные ветры и ледяные бури. Почва, пропитанная солью, не родит вовсе деревьев здесь нет, один чахлый кустарник. Ветер и снег не прекращаются даже в сильную жару. Едва путник вступит сюда, как его окутывают поднимающиеся от снега испарения. Купеческие караваны, что движутся в обе стороны, жестоко страдают в этих тяжелых, опасных местах”. Так описывает Чичиклыкское плато легендарный путешественник Сюань Цзан, который он одолел на обратном пути в Китай в 642 году нашей эры [4]. Но тогда была осень…

Спуск с перевала короткий. Мы прошли по плато, миновали летовку на берегу реки и через 45 мин. встали лагерем на плоском зелёном берегу. Нас тут же окружили девушки, см. ф.3.4. Высота 4355. Особо отметим, что весь путь от лагеря 3455 до лагеря 4355 проходит без воды!

3.3. Перевал Янгидаван (4830, 1А, осыпной)

Перевал Янгидаван расположен в восточном отроге хребта Конгурмузтаг, который разделяет долины Янбулаксу и Ямбулакджилги. Перевал ориентирован с юга-востока на северо-запад и соединяет северный край урочища Чичиклык с долиной Янбулаксу в районе озера Янгикёль. Этот перевал известен издревле. В 1922 году через перевал Янгидаван прошёл с караваном С.Скрайн [2]. Перевал осыпной. На прохождение перевала от урочища Чикчиклык до озера Янгикель требуется неполный день.

04.08. Вышли с полным грузом в 8ч. 35 мин. Пасмурно, низкие облака, туман. За два перехода пересекли плато Чичиклык на север, перебродили поток, стекающий с восточного склона вершины 5443, миновали киргизскую летовку и остановились в самом начале подъёма на перевал Янгидаван, см ф.3.3. Сначала мы поднимались вдоль левого борта спускающейся с перевала долины. Потом мы повернули налево и приспустились к её ручью. Здесь мы нашли тропу на перевал. От киргизской летовки 45 мин. Мы несли кто 40, а кто и все 43 кг, и не выдерживали длительных переходов на подъём. Реально удавалось пройти около 30 минут. За два таких перехода мы поднялись к повороту налево на плоскую, усыпанную камнями долину. Отсюда открывается вид на перевал Янгидаван. Перевальный взлёт в конце долины, это ещё 50 минут. Тропа перед взлётом теряется в осыпях. Она угадывается только по перемещённым камням. Перевал находится на левом (юго-западном) краю широкой седловины. На преодоление осыпного взлёта ушло 30 мин.

На седловине перевала каменистое плато, ограниченное со стороны Чичиклыка каменным забором с калиткой. Спуск по тропе среди осыпей через 45 минут привёл к ручью, обед. Тропа поворачивает на северо-восток в обход озера Янгикёль, а мы продолжили путь прямо, и через 40 минут по осыпям спустились к южному берегу Янгикёля, см. ф.3.5 и 3.6.. Высота 4600. Ночью шёл снег.

3.4. Перевал Бешкёльдаван (4945, 1Б, осыпной, первопрохождение)

Перевал Бешкёльдаван находится в водоразделе хребта Конгурмузтаг западнее вершины 5322, ориентирован с юга на север и соединяет озеро Янгикёль на юге с юго-западным истоком Торбулунга, в долине которого имеется 4 озера. Перевал осыпной. Крупные осыпи на южном склоне весьма сложны даже для пешехода и непреодолимы для лошади или яка. Поэтому мы не обнаружили даже малейших следов тропы. Скорее всего, мы сделали первопрохождение, хотя, конечно же, нельзя исключить более ранний переход через перевал какого-нибудь местного охотника. На прохождение перевала от озера Янгикёль до озер в верховьях р.Торбулун требуется 1 день.

После двух напряжённых дней, мы, конечно, устали. Действительно, 03.08 нам пришлось пройти без воды 5 ходовых часов, при этом мы спешили закончить программу к обеду, так как боялись, что погонщик покинет нас ещё до плато Чичиклык. При этом перевал 4515 был для нас полной неожиданностью. 04.08 мы перелезли на 3-й день похода с более чем 40-киллограммовыми рюкзаками через перевал 4830. Пора было бы дать слабину и немного восстановиться. Слабина в ближайшие дни не ожидалась, поэтому мы решили воспользоваться, хотя бы, более эргономичным запасным вариантом - вместо спуска на 4100 с последующим прохождением пары перевалов 4910 (Меркебель) и 5200 ограничиться одним перевалом 4945 (Бешкёльдаван). Наследующий день после перевала ожидался спуск в долину Кенгшиберсу до 3800. Вот там то мы и восстановимся.

05.08. Ясное утро, вокруг всё в снегу. Вышли в 8ч. 40 мин. За 50 минут мы обошли Янгикёль по южному берегу и перешли по камням его исток. Здесь на западном берегу озера сливаются две долины. Одна спускается с запада, а другая с севера. Нам во вторую. Впереди промчались дикие козы. За 40 минут поднялись на 4800 и встали перед осыпями, которыми завален поворот долины на запад. За поворотом узкое ущелье, всюду крупная осыпь. Зачастую приходится лазить по огромным валунам, как по скалам. Через два перехода встали на перекус у поворота долины на север. Отсюда переход почти без набора высоты до кармана между ледником слева по ходу и осыпным склоном справа. Карман завален неустойчивыми крупными каменными глыбами. Через 20 минут карман заканчивается 10-метровым подъёмом на перевальное плато. Оно довольно большое, до перегиба 15 минут.

Сразу за перевалом в 50-ти метрах красивое озеро, см. ф.3.7. Ещё через 20 минут второе озеро, на берегу которого мы расположились на обед. Вечером мы миновали третье озеро и к концу второго послеобеденного перехода спустились на южный берег четвёртого. Здесь мы решили поставить лагерь. Высота 4765.

3.5. Долины Торбулунсу и Игебельсу

06.08. Ясное утро. Мы обогнули нижнее озеро по южному берегу и к концу первого перехода спустились на дно долины Торбулун к скальному прижиму левого борта. Затем перебродили реку, и пошли по тропе правого берега. За скальным отрогом река спускается в каньон, а тропа остаётся на высокой террасе. Только у кишлака Торбулун мы спустились к реке (от озера 3 перехода). Ещё через 2 перехода мы подошли к началу устьевого каньона. У последнего ручья остановились на обед.

Устьевой каньон тропа обходит по скальным полкам правого берега, круто спускаясь в широкую пойму Кенгшиберсу. К концу второго послеобеденного перехода (по тропе правого берега) мы подошли к ручью и остановились на ночлег. Высота 4865.

07.08. Ясное утро. За переход подошли к устью Игебельсу. Воды в реке больше, чем было летом 2000г. Глубина выше колена, и поток очень стремительный, см. ф.3.8. Страховались с обоих берегов. Татьяну, которая шла предпоследней, смыло, и мы её быстро подтащили к правому берегу, см. ф.3.9. Обошлось без ушибов.

Заход в долину Игебельсу осуществляется по тропе правого берега, которая высоко над рекой обходит устьевой каньон. Найти эту тропу совсем не непросто. Внизу в пойме Кенгшиберсу всё завалено крупной галькой, и тропы не видно. Чуть ниже брода через Игебельсу с правого борта долины в узком каньоне стекает мощный ручей. Чтобы найти тропу, надо подняться параллельно ручью к скальному поясу. Ручей при этом должен находиться по левую руку, примерно, в 100 метрах от вас. Перед скалами что-то типа площадки. На ней камни, отдельные кусты. До поворота за скалу в каньон ручья, повторяю, около 100 метров. Прямо от центра этой площадки и начинается серпантин по скальным полкам. Тропа явная, набитая, но это, когда вы на неё встанете. А пока не встали, её можно и не заметить. Вот такая довольно редкая ситуация. Мы эту тропу долго искали. Поднимались с рюкзаками в каньон ручья и, чуть было, не полезли на скалы. Хорошо, что хватило ума спуститься и поискать заход на тропу чуть восточнее.

Минуя скальный пояс, тропа серпантином поднимается всё выше и выше, постепенно заворачивая на восток. Наконец, набрав около 270 метров, она уходит траверсом в долину Игебельсу. От переправы до первого правого притока Игебельсу два перехода. Однако, уже вечер: - мы поздно вышли, потратили около 2-х часов на переправу и просушку, около часа потеряли в каньоне в поисках тропы. На левом берегу ручья мы нашли наши старые площадки 2000г. и встали на ночлег. Высота 4095. Завтра нам в каньон, вверх по ручью.

3.6. Перевал Тересаздаван (5155, 2Б, снежно-ледовый, первопрохождение)

Перевал Тересаздаван расположен в водоразделе хребта Конгурмузтаг между вершинами 5465 с северо-запада и 5383 с юго-востока. Перевал ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет ледник нижнего правого притока Игебельсу с ледником Южный Чат. Перевал снежно-ледовый, односторонний. Определяющая сторона северо-восточная. Подход к перевалу с юго-запада проходит по протяженным моренным отложениям и довольно утомителен. Перевал виден из створа долины Тересазсу со всех её точек вплоть до входа в каньон. Это и определило его название. На прохождение перевала от долины Игебельсу до реки Тересазсу требуется 2.5 - 3.5 дня. Перепад высоты на технической части спуска – 450 метров.

08.08. Ясное утро. Первый переход поднимались по камням вдоль ручья на север. Затем ущелье расширяется и поворачивает на северо-восток. Мы пересекли ручей, по моренам левого берега поднялись к карману около скал и к концу второго перехода вылезли из кармана на высокий моренный вал. Дальше шли по моренам между центром ледника и левым бортом. Воды нет, и только после 5-го перехода мы наткнулись на маленькую лужу среди камней. Высота 4760, обед. Отсюда открывается замечательный вид на пики Туюк (6161), Коскулак (7028), Музтагату (7546) и Куксай (7184), см. ф.3.10. После обеда прошли немного вдоль левого борта и оказались на краю котлована во всю ширину долины. Пришлось спуститься (около 30м), пересечь долину к правому борту и по распадку, ниспадающему из правого кармана долины, подняться на высокий моренный вал. На это ушло ещё два перехода. В кармане вода, рядом площадки с мелким гравием. Поставили палатки. Высота 4855.

09.08. Пасмурное утро, туман. Видимости нет. Вышли, когда немного развеялось, в 11 часов. Через два перехода вдоль правого борта долины по моренам и ровному леднику достигли ещё одного котлована, на этот раз с озером посередине. Озеро образовано ледником и правым осыпным бортом долины. По леднику спустились в котлован и на осыпном берегу озера поставили лагерь. Высота 4920. Весь день идёт мокрый снег. На китайской карте это место отмечено, как 4902.

10.08. Утром туман, над которым угадывается чистое голубое небо, см. ф.3.11. Вокруг всё бело, за ночь выпало около 10 см. снега. Вышли в 9ч. 15 мин. Через два с половиной перехода по скользким заснеженным камням вышли на ледник. Здесь связались, поднялись по короткому 15-градусному взлёту на перевальное плато и пересекли его в направлении седловины перевала, см. ф.3.12. К этому времени погода окончательно испортилась, пошёл редкий снег, но видимость сохранилась.

Перевальное плато обрывается на ледник Южный Чат карнизами. Слева под склоном вершины 5465 имеется рандклюфт типа оврага, в верхнюю (западную) часть которого есть не отягощённый карнизами спуск, см.ф. 3.13. К востоку овраг плавно понижается к перегибу на северо-восточный склон перевала. Перед оврагом одели кошки. До его дна одна верёвка, лёд 35 градусов, местами до 40. Затем собрались, подошли к перевальному склону и начали спуск, см. ф.3.14.

Первая верёвка по заснеженной осыпи до льда. Крутизна 40-45 градусов, последний спускался в три такта. Ещё 5 верёвок по 45-градусному льду продёргивались через проушину. Ниже бергшрунда в связках одновременно спустились по протяжённому 30-35 градусному снежному склону. У подножия взлёта собрались в 16ч. 30 мин. Сняли кошки, убрали верёвки и вышли на заснеженную осыпь. Камни здесь большие, скользкие. В конце "рабочего дня" очень трудно оставаться внимательным и аккуратным, поэтому шли медленно.

В 18ч. 30 мин. мы вышли из осыпей и встали лагерем на травянистых площадках к югу от седловины 4605 в отроге между ледниками Чат и Южный Чат. Высота 4500. Вечером и всю ночь шёл снег.

3.7. Долины Тересазсу и Чимгенсу

11.08. Ясное утро. За ночь выпало 20 см. снега. Вышли в 9ч. 20 мин. За переход по пологому склону поднялись на седловину 4605. На север с перевала скальный обрыв. Приемлемый спуск имеется с левого (западного) края седловины - одна верёвка перил, затем уже осыпи. Предполагаемая сложность перевала 1Б - 1Б*. Впереди унылая картина бесконечных заснеженных осыпей, см. ф.3.15.

Наш следующий по плану перевал 5185 на плато ледника Кенгсувар выглядит весьма простым и скучным, не более чем 2А, см. ф.3.16. К тому же у нас накопилось 3-х дневное отставание от идеального графика. Один день мы потеряли из-за непогоды на перевале Тересаздаван, ещё пол дня на переправе и в поисках тропы в долину Игебельсу и ещё полтора дня из-за "отсутствия борзости". В заявочной книжке нам разрешался обход перевалов по соединяющимся долинам. Мы ещё раз посмотрели на север на одноцветную картину верховьев ледника Чат и поняли, что вид мазара, серных источников и устьевого каньона Тересазсу является на порядок более достойным зрелищем. К тому же кроме меня и Антона, никто из ребят этот каньон не видел.

Приспустившись немного по пути подъёма, мы повернули налево на травянистые (в то утро заснеженные) террасы и к концу перехода подошли к её краю напротив летовки в долине Южного Чата. Затем мы спустились к летовке, встали на торную тропу и за часовой переход спустились к слиянию потоков Южного Чата и (Центрального) Чата. Обед.

После простого брода вышли на тропу левого берега Тересазсу и по ней за три перехода спустились почти к мазару у входа в каньон. Высота 3215.

12.08. Утром пасмурно. Вышли в 08 ч. 30 мин. Запахло сероводородом. За складкой склона открылся мазар, см. ф. 3.17. Конические башни из мягких скальных пород были украшены рогами и шестами. Внизу сложены гряды рогов. На высохших ветках - цветные лоскутки материи. На противоположном берегу реки парил серный источник. Мы привязали к веткам свои тесемки и кусочки стропы.

За мазаром река вошла в узкий каньон. По мостику перешли левый приток, а через 200 метров по большому мосту на правый берег реки. За мостом - брод через правый приток. Затем еще 4 моста. Вода с гулом перекатывает камни, прыгает по уступам. Хорошая тропа идет то у воды, то поднимается выше, то проходит под низко нависающими скалами, см. ф.3.18. Мосты укреплены бетоном. Неожиданно каньон распахнулся и мы вывалились в широкую долину Чимгена. Здесь последний шестой мост на левый берег Тересазсу. Высота 2840. От места ночёвки мы шли с перерывами 3 часа.

Обедали ещё через переход напротив кишлака с тарелкой спутниковой антенны. Здесь на правом берегу Чимгена имеется ровная лужайка с изумрудной травой. Рядом ручей. После обеда мы прошли ещё два перехода и встали лагерем моренах ледника Чимген. Это место - "облепиховую ночёвку" мы для себя открыли ещё в 2000г. Рядом тропа, но палаток с тропы не видно, они скрываются за откосом. Вокруг лагеря заросли облепихи, между камней журчит маленький ручеёк. Высота 3205. Вечером и всю ночь шёл дождь.

13.08. Утром пасмурно, мелкий дождь. Тем не менее, мы собирались и вышли. Хорошая тропа. Арча. Много красивых урочищ. Дождь шёл не переставая. За четыре перехода мы поднялись до стойбища у поворота долины Согато, миновали его и вошли в карман правой морены ледника Южный Чимген. Это было отклонением от оптимального пути в верховья северной ветви ледника Чимген. Однако мы знали, что в этом кармане имеются хорошие площадки и чистая вода. Мы надеялись, что утром тумана не будет, и мы быстро разберёмся, как дальше идти. Высота 3890.

Часть 2 (продолжение)

3.8. Пик Николаева (5975, 3Б*, траверс, ледово-скальный, первопрохождение)

Безымянная узловая вершина 5975 расположена восточнее Конгура в хребте Агалистан и отделяется от северо-восточного гребня Конгура седловиной, которую мы условно называем перевалом Восточный Конгур (ок. 5770). К северу от пика 5975 отходит мощный отрог, разделяющий бассейны ледника Караяйляк (с запада) и реки Курганкуль (с востока). Отрог завершается красивым остроконечным пиком Гёз (5696), нависающим над одноимённым селением в ущелье Гёздарьи.

К западу от пика 5975 за глубокой седловиной (ок. 5350) возвышается скальная башня агалистанской вершины 5630. Пик 5975 является второй по высоте вершиной и уступает только непокорённой Шивактэ-III (5981).

На северном склоне между вершиной 5975 и Конгуром и к северу от перевала Восточный Конгур на высоте от 5500 до 5700 простирается наклонное плато, обрывающееся на север гигантскими ледосбросами. По северному ребру пика 5975 через это плато проходил путь неудавшейся Японской экспедиции на Конгур (северо-восточный гребень, 1981, [7] ).

Наша команда поднялась на вершину 5975 19 августа 2003г. в 11ч. 30 мин. в ходе её траверса с юго-востока на северо-запад и назвала её пиком Николаева. Этот траверс разрабатывался как относительно безопасная альтернатива перевалу Восточный Конгур. Более безопасного пути с ледника Чимген на ледник Караяйляк по нашему мнению не существует.

На прохождение траверса от морены северной ветви ледника Чимген (4005) до плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк (4910) требуется 6-7 дней. В ходе траверса нами было провешено около 2500 метров перил. Перепад высоты на подъеме -1400 метров, на спуске – 1000 метров.

Николаев Виктор Валентинович 1945 - 1991 Электромеханик ММЗ "Опыт" им. А.Н. Туполева. Выдающийся московский турист-спортсмен, конструктор многочисленных образцов туристского снаряжения для лыжного и горного туризма. Начал заниматься спортивным туризмом в конце 1960-х годов в МГС ДСО “Спартак”. Самые сильные свои походы совершил в конце 1980-х годов в составе групп Турклуба МАИ.

1987г. (февраль) - лыжный поход 5 к.с. по Восточному Кавказу с траверсом Чехычайской подковы и вершины Базардюзю (рук. - Сорин Борис Владимирович).

1988г. (февраль) - лыжный поход 6 к.с. по Восточному Памиру с первовосхождением на пик Советских Офицеров 6233 м (рук. - Стрыгин Сергей Эмилиевич).

1988г. (август) - горный поход 6 к.с. с восхождением на пики Корженевской и Коммунизма (рук. - Фомичев Сергей Андреевич и Степанов Никита Ростиславович). В этом походе было совершено первопрохождение самого высокого в СССР перевала – пер. Горбунова (7200).

1989г. (август) – горный поход 6 к.с. по Центральному Тянь-Шаню с восхождениями на пики Мраморная Стена, Хан-Тенгри и Победы (рук. Фомичев Сергей Андреевич и Степанов Никита Ростиславович).

1990г. (февраль) - лыжный поход 6 к.с. по Центральному Алтаю, в ходе которого было совершено первопрохождение перевала Высоцкого (3Б) и впервые совершен полный зимний траверс массива Белухи (рук. - Сорин Борис Владимирович).

В 1989-1990 гг. совместно с Валентином Михайловичем Божуковым активно занимался парапланеризмом, самостоятельно спроектировал и изготовил один из первых в СССР парапланов. Среди многочисленных моделей туристского снаряжения, которые Виктор Николаев сконструировал, можно выделить: универсальные крепления для лыжного туризма, первые в СССР жесткие кошки, туристский комбинезон оригинальной конструкции, дистанционно выворачиваемый ледобур, высотные ботинки из пенопласта и стеклоткани, взрывобезопасный автоклав на основе обычной алюминиевой кастрюли, асимметричную палатку с центральным колом, варочную печку для зимнего туризма и высотных восхождений, мягкие санки-волокуши для транспортировки грузов. Автор идеологии восхождений на высочайшие вершины со специальной варочной печкой. Все разработанные Виктором Николаевым образцы туристского снаряжения отличались малым весом, простотой, оригинальностью, продуманностью конструктивных элементов, а также возможностью изготовления в домашних условиях. Практически все эти конструкции не превзойдены до сих пор и заслуженно носят имя своего создателя.

Виктор Николаев погиб в феврале 1991г. в районе пика Победы при невыясненных обстоятельствах. После трагической гибели руководителя команды Игоря Разуваева (в ходе неудачного восхождения на пик Хан-Тенгри) участники организовали транспортировку тела до вертолетных площадок у ледника Звездочка. Здесь группа разделилась - двое ушли вниз по Иныльчеку за помощью, а Виктор Николаев остался с телом товарища. Вероятнее всего, он хотел попытаться совершить одиночное восхождение на пик Победы.

10 февраля 1991г. Виктора Николаева последний раз наблюдали живым, уходящим вверх по леднику Звездочка в сторону массива Победы. Больше его никто не видел.

(Текст о Викторе Николаеве предоставлен Сергеем Стрыгиным).

4.08. Утром открылся Конгур, см. ф.3.19. Мы долго стояли на морене, осматривая кулуары к востоку от пика Николаева: - а по зубам ли нам эта вершина? Кулуары казались очень протяжёнными - верёвок на 20, см. ф.3.20. Так оно и вышло, мы только не знали, насколько они опасны, и что подъём потребует ещё более сложного лазания по южному ребру вершины 5435.

В 10ч. начали спуск на ледник Чимген. За два перехода пересекли ледник к карману левого борта его северной ветви. Карман зелёный, используется для выпаса, к нему явно по левому борту ледника ведёт тропа. Через полперехода выходим к красивому озеру. Обед. Высота здесь 3775. Через полтора перехода ещё одно озеро, на этот раз поменьше. Дальше карман обрывается, и начинаются крутые ниспадающие в рандклюфт осыпные склоны. Поэтому мы вышли на ледник и по зачехлённому серой плиткой ровному леднику подошли к морене ниспадающего из-под вершины 5630 ледопада. На этот обход ушло около 70-ти минут. Поднявшись с ледника на его борт, обнаружили ещё два озера, и на берегу более северного встали на ночлег. Высота 4005.

15.08. Утром удивительное зрелище - золотой Конгур. Самой вершины не видно, видно плечо 7200 её северо-восточного гребня. Вышли по направлению к скале между левым по ходу более широким ледником и правим узким, см. ф. 3.20 и 3.21. Интересующий нас цирк скрывался за ледопадом левого ледника. За два с половиной перехода подошли к подножию этой скалы, обошли её слева и вылезли на гребень за скалою. Здесь рядом уже рандклюфт орографически левого борта нашего более широкого ледника. Одели кошки и в связках (одновременно) за переход поднялись в цирк выше ледопада. Крутизна в рандклюфте 30 градусов, местами до 45. Ещё один переход по разорванному плоскому леднику и мы подошли к подножию стены хребта Агалистан. Высота 4580.

16.08. Вышли в 8ч. 40 мин. С ледника к водоразделу хребта Агалистан поднимается протяжённый снежно-ледовый кулуар, см. ф.3.22, ф3.23 и схему 1. Снизу он подпирается солидным лавинным конусом. В верхней части кулуар раздваивается. Правая по ходу ветвь выводит на седловину с запада от пика 5630. Левее на гребне серьёзный жандарм. Ещё левее - западная ветвь кулуара. В своей верхней части кулуар выглядел очень круто. По всей длине он был рассечён "мусоропроводами" - желобами выноса камней и лавин.

В связках одновременно поднялись под бергшрунд. Под ногами жесткий смёрзшийся за ночь лавинный снег. Не доходя до бергшрунда, почувствовали себя неуверенно - лавинный конус слишком высок, склон жёсткий, да и крутизна уже под 40. Стали вешать. Вдоль центрального лавинного желоба нетрудно было дорубиться до льда, перила фиксировали на ледобурах. Наконец миновали бергшрунд. В желобе он был плотно забит смёрзшимся снегом.

Выглянуло солнце, посыпались первые камни. Мы вылезли из жёлоба и стали подниматься по снежному склону между главным мусоропроводом и скалами западного борта, см. ф.3.22. Крутизна возросла до 45 градусов, однако идти стало легче, потому как начали пробиваться ступени. Перила вешали в зависимости от глубины снега - или на ледобурах или на ледорубах.

Наш весьма комфортный подъём по снежно-ледовому склону закончился к концу 9-й верёвки. Впереди и слева по ходу - скалы, справа - примыкающий вплотную к скалам мусоропровод. К полудню он "заработал" на всю катушку. Постоянно катились камни, одна за другой с рёвом проносились микролавины - смешанные со снегом потоки воды. Не то что бы пересечь, даже подойти к этому желобу было страшно! Пришлось вылезать на скалы. Десятую и одиннадцатую верёвки провесили по несложным 50-градусным скалам, см. ф.3.24. Верёвку крепили на петлях, аккуратно укладывая их за невысокие выступы. Конец 11-й верёвки крепился уже во льду за скальным отрогом. Отсюда хорошо просматривались и левая и правая ветви кулуара. Подниматься по ним было самоубийством. В них грохотали непрекращающиеся лавины и камнепады. Любой, даже маленький комок снега или камень провоцировали серьёзный поток, который сваливался в один из притоков центрального мусоропровода, и с рёвом уносился далеко вниз на лавинный конус. К тому же было неясно, где ночевать. Единственно разумным представлялось - повернуть налево и вдоль скал по крутому ледовому склону подняться на южное ребро вершины 5435. Быть может, там, на ребре и найдётся место для лагеря.

Три верёвки по 55-градусному льду, см. ф.3.25, вывели нас на это ребро. Здесь уже не так круто (30-35 градусов), однако, одновременное движение по ребру слишком опасно. К концу 16-й и последней за этот день перильной верёвки мы поднялись к развилке, где от основного ребра на юго-запад отходит отрог. Здесь на развилке лежала снежная подушка. Эта подушка, как мы потом убедились, была единственным на маршруте местом для палатки, см. ф.3.26 и ф.3.27. Высота 5210.

Вкрутили буры, развесили рюкзаки. Затем дотемна долбили лёд и снег, формируя площадку под полубочку. Было очень тесно, постоянно мешались рюкзаки. Рядом, героически свесив зад над пропастью, дежурил Янчевский. Об установке второй палатки даже не помышляли. Наконец, площадка под палатку была готова. Только не ясно, как её ставить. Потом сообразили и, буквально, натянули тубус полубочки на груду рюкзаков и на оперирующую ими Татьяну. Спали поперёк палатки, пристегнувшись к пропущенной сквозь неё перильной верёвке. Засыпая, помнится, думал, рухнем или не рухнем, а если рухнем, то, как это всё будет выглядеть - барахтающаяся в мешке-палатке куча людей с рюкзаками и все на единственном крюке, остальные наверняка вылетят, лёд то на гребне хреновый, пористый! Наконец, успокоился - если суждено было рухнуть, то случилось бы это, когда мы ещё копали. А теперь снег смёрзся, и карниз стал только прочнее.

17.08. Выше палатки две верёвки перил до нависающего над ребром скального жандарма, см. ф. 3.28 и ф.3.29. Крутизна на ребре от 30 до 40 градусов. Первая верёвка весьма противная - она пологая, но гребень узкий, снег ноздреватый, и к востоку небольшой карниз. Идётся гребень на равновесии.

Вторая верёвка, хоть и круче, но проще - перед жандармом гребень расширялся, переходя в узкий склон. Жандарм начали обходить слева и сразу выскочили на 55-60-градусный жёсткий ледовый склон. Начали траверс, см. ф.3.30. Первую половину верёвки провесил Юра, вторую Миша, см., также, ф.3.31. Уж как они ухитрились это сделать под рюкзаками, я не знаю. Сам я еле по перилам этот участок прошёл, а Янчевский, будучи последним, просто сорвался! Верёвка подходила к скальному контрфорсу, за которым проглядывались, как Миша выразился, жуткие кулуары.

В этот момент у меня возникло ощущение, что я перестал понимать, что с нами происходит, куда мы лезем и зачем. Может, мы лезем сюда, потому что лезется, да и только? Спросил у Антона высоту. GPS показал, что до водораздела осталось набрать около 120-150 метров. Смотрю вверх и над заснеженными скалами угадываю снега вершины. Значит, порядок! Осталось вытерпеть две, максимум, три верёвки.

Двадцатую и двадцать первую верёвки блестяще провесил Миша - прямо вверх по заснеженным скалам крутизной 55 градусов, см. ф.3.32 и 3.34. Ему удалось пройти очень чисто, не сбросив ни одного камня. В конце 21-й верёвки скалы кончились и сменились очень крутым льдом (60 град.). Преодолев этот взлёт, мы оказались снова на южном ребре вершины 5435, но только выше жандарма, см. ф. 3.23 и сх.1.

Получается, что эти последние проблемные три верёвки - это обход жандарма. По сравнению с ними выход на вершину по узкому снежно-ледовому ребру крутизной 30-40 градусов нам показался простой задачей, см. ф3.35 и ф.3.36.

Только в середине 23-й верёвки пришлось повозиться с обработкой карниза. В 18ч. 30 мин. мы закончили подъём по последней 24-й верёвке.

На вершине мы обнаружили великолепную мульду! Как это здорово, что можно сбросить рюкзак, не думая, что он улетит вниз, пройтись по ровному месту, поставить, наконец, две палатки и выспаться по-человечески!

А в целом маршрут получился весьма логичным и безопасным. Сначала по кулуару, насколько это возможно, затем по южному ребру до вершины, см. сх.1. И даже обход жандарма на ребре оказался хоть и сложным, но безопасным. Западная, или, даже почти северо-западная экспозиция крутого склона обеспечивала подъём по "теневой" не прогреваемой с утра стороне.

18.08. Вышли в 9ч. 40 мин. Вершину 5435 и вершиной то назвать трудно - так, небольшое возвышение на хребте Агалистан, выделяющееся южным контрфорсом, см. ф. 3.20. Для нас она была интересной только как место выхода на водораздел. Теперь перед нами стояла задача подняться на многоглавый массив 5975 и перевалить через его высшую точку, см. ф.3.20, 3.37. На слайде 3.38 Дэна Во [17], видно, что скалы восточного плеча 5640 пика 5975 обходятся с севера по льду. С вершины 5435 мы увидели относительно простой выход на первую седловину к западу от этого плеча, см. ф. 3.37. Наш путь к ней шёл сначала по широкому гребню, затем по полке под ледопадом, затем вверх и чуть вправо прямо к седловине. В разломах ледника легко находились проходы. Со второй половины подъёма началась тяжёлая тропёжка. Первый шел 50 шагов, затем менялись.

Взлёт на седловину оказался очень нетривиальным, см. ф. 3.39. Мы думали, что над бергшрундом крутой лёд. Оказалось не так. Блестела, выдавая себя за лёд, только корка, прижимающая к склону метровый слой сыпучего снега. Подниматься по 60-градусному склону в таком слое невозможно. Первый, буквально, начал утопать по грудь. Пришлось ему снять рюкзак и совершить некое чудо. Как удалось пролезть эти 25 метров, он сам не осознал до конца. Остальных участников вытягивали блоком за середину верёвки. На прохождение группой этого маленького участка ушло около полутора часов!

Пока готовился обед, Олег и Юра провесили 25 м перил на взлёт гребня. Выше гребень становится широким. Затем снова взлёт - 45-градусный ледовый склон (перила 40 м). Потом следует весьма острый гребень, который плавно вывел нас на вершину ледового жандарма, за которым скрывалась удобная мульда для лагеря. Высота 5805.

19.08. Вышли в 9ч. Ледовый жандарм на гребне, см. ф. 3.37, легко обходится с севера. Затем простой подъём на седловину 5930. От неё к вершине 5975 простирается широкий и пологий гребень. На вершине собрались к 11ч 30 мин., см. ф.3.40, посоветовались и решили назвать её пиком Николаева.

В 12.00 начали спуск. Сначала ломанулись по гребню на север, там седловина, за которой вторая более низкая вершина горы. Спуститься на седловину не дал высокий ледосброс. Тогда мы вернулись и пошли на запад в сторону протяжённых снежных полей, надеясь по ним обойти верхнюю часть северного ребра пика Николаева. На сбросе под куполом вершины повесили одну верёвку перил (лед, 45 градусов, у бергшрунда до 90). Под бергшрундом протяжённый снежный склон крутизной около 35 градусов. Спускались в связках одновременно по глубокому снегу.

Перед огромным разломом склон выполаживается. В тумане чуть было не спустились в разлом по 80-метровой стенке, Янчевский уже начал, да вовремя одумались. Разлом обошли в непосредственной близости от седла между пиком Николаева и северо-восточным гребнем Конгура. От седла повернули на северо-запад и без особых препятствий вышли на протяжённый снежный склон, см ф.3.41. Мы знали, что этот склон обрывается затем чудовищным ледосбросом, поэтому повернули направо, чтобы траверсом выйти на северное ребро пика Николаева. Наш траверс закончился небольшим подъёмом на плечо 5565, нависающим над северным ребром нашей вершины, см. ф. 3.41 и 3.42. Это последнее пологое место перед острым ребром. Уже 16 ч., ставим палатки, см. ф. 3.43, и морально готовимся к предстоящему ответственному спуску по северному ребру.

20.08. Погода испортилась. С утра туман, снегопад. Решили спускаться и погоды не ждать, во-первых, непогода в этом районе часто длится по 3 дня, столько не переждёшь, да и снега к концу 3-го дня будет катастрофически много, а во-вторых, спуску по ребру непогода не помеха, или почти не помеха.

Мы подошли к северному краю плеча. Куда-то вниз в туман уходил острый нож. Мы закопали "парашютик" (капроновую косынку), см. [19 или 21], и начали спуск, см. ф. 3.42, 3.44 и схему 2. До пояса скал провесили 4 верёвки + ещё 15 метровый кусок. Крутизна в начале первой верёвки 45, потом около 50 градусов, на последнем коротком участке гребень положе, примерно, 35 градусов, но острота его сохраняется.

Большие проблемы с закреплением верёвок для спуска последнего. Льда, как такового, на ребре не было. Ледяные пластины 2-3 сантиметровой толщины чередовались с 5-10 сантиметровыми прослойками снега. Ни парашют закопать, ни ледобур вкрутить! Спасли бы длинные дюралевые клинья, но разве в поход такую тяжесть потащишь? Пришлось применить мозг и придумать "снежные проушины". Делали мы их так. Молотком забивали ледоруб в склон, затем вытаскивали и забивали ещё раз под углом так, чтобы дырки встретились. Одну из дырок расковыривали и делали шире, чтобы прошла рука. Затем в узкую дырку ледорубом пропихивали репшнур, а из широкой дырки его доставали уже рукой. Репшнур связывали в петлю, за которую и крепилась спусковая (сдвоенная) верёвка. Я шёл последним, ох и страху же я натерпелся! Кстати, здесь уместно напомнить одно правило - кто оборудует опасную точку спуска, тот и должен спускаться. Могилу человек должен рыть себе сам! Я помнил о своей жене и детях и очень старался! И ещё я внимательно следил за нижнем концом, снизу сдвоенная верёвка обязательно подвязывалась к следующей базе.

Скальный сброс на ребре обошли слева по склону. Одна верёвка влево в кулуар. Лёд 55 градусов, а на скальном 5-метровом отвесе все 90. Верёвка крепилась за петлю на врытом в снег камне. Вторая верёвка уходила траверсом вправо и выводила снова на ребро уже ниже скал. Крутизна склона здесь около 45 градусов. Ниже скального пояса ребро становится пологим (около 25-30 градусов), но остаётся столь же острым. На ребре опасные карнизы, см., ф. 3.44, поэтому шли по склону в непосредственной близости от ребра. Склон крутой 45, местами до 50 градусов. Косой траверс со спуском по такому склону весьма неудобен. 12-я верёвка провешивалась вдоль пологого (15-20 градусов), но острейшего гребня с карнизами и склоном в 55 градусов. Это был трудный траверс. Сгустились сумерки, время 21ч. 30 мин., снегопад усилился.

К концу 12-й верёвки мы уже достаточно далеко отошли от скального пояса, см. ф.3.42 и схему 2. Насколько я понял по кадру ф.3.45 из видео съёмки команды Юрия Хохлова (Конгур, северное ребро, 2002г.), сбросов под нами уже не было. Ледовая стена должна плавно выводить на ледник. Поэтому мы решили повернуть налево и спускаться по линии падения воды. Нам предстоял ночной спуск. Это лучше, чем замерзать, повиснув в беседке на ледобуре. Утром после такой ночёвки можно "проснуться" не то, что неработоспособным, а требующим эвакуации. Поэтому мы решили провести ночь в работе. Главное не спешить и делать всё предельно аккуратно, ведь для нас сейчас важен не результат, а процесс, который позволит нам в работе скоротать ночь.

13, 14 и 15-я верёвки были очень круты 55, а может быть и все 60 градусов. Радовало, что начался настоящий лёд, поэтому при свете фонарика можно было высверлить настоящие надёжные проушины. Потом стало поположе. Вся нижняя часть проходилась по ледовому склону крутизной около 45 градусов. Последняя 24-я верёвка около 40 градусов. Ниже бергшрунда 30-градусный склон с очень глубоким снегом. Спустились в 5ч. 30 мин. Пересекли ледник поближе к правому борту (подальше от стены и от лавин), поставили палатки и спать, спать, спать…

Часть 3 (окончание)

3.9. Перевал западный Караташ (5135, 3А, снежно-ледовый, первопрохождение)

Перевал Западный Караташ расположен в западном гребне вершины Караташ (5361), которая находится в северном отроге пика Николаева. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет плато в верховьях юго-восточной ветви ледника Караяйляк с цирком его первого правого притока.

Перевал обеспечивает безопасный выход с плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк в обход ледопадов ледника под лавиноопасной стеной Конгура. Он может комбинироваться как с перевалом Николаева для выхода в долину Чимген, так и с перевалом Южный Караташ (5208, ~3А) для выхода в долину Курганкуль. Перевал снежно-ледовый с гребневым участком. Определяющая сторона северная.

На прохождение перевала от верхнего плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк до морен правого притока того же ледника требуется 1 день.

Перепад высоты на технической части спуска ~ 900 метров.

21.08. Высота 4910. Весь день спали, отдыхали. Площадки наши были неровные. К вечеру решились перенести лагерь на более плоское место. От лагеря вниз уходил ледник, у северной стены Конгура он образовывал мощный ледопад и поворачивал на запад (направо), скрываясь за отрогом. Затем он снова поворачивал направо уже на северо-запад, огибая скальный западный отрог вершины Караташ (5361), и снова дыбился ледопадом, см. ф.3.41. Этого уже было не видно, об этом я знал по снимку команды Юрия Хохлова, см.ф.6.3.11 из Приложения 6.3. Все эти ледопады, скорее всего, проходятся, но по лавинным конусам левого борта, т.е., под стеною Конгура, а это очень опасно, лавины там грандиозные, см. ф.3.47. Поэтому мы решили больше не испытывать судьбу и пройти что-нибудь безопасное 3А к.с. типа траверса Караташа (5361), чтобы спуститься в параллельный более северный ледник. Кстати, траверс Караташа у нас был в запасных вариантах. Позже, с западного гребня вершины Караташ мы обнаружили ещё более простой путь на северный ледник. Так был придуман перевал Западный Караташ.

Вечером мы собрали лагерь и за один переход перенесли его поближе к пологому западному гребню вершины Караташ. По пути поплутали между трещинам и погуляли по снежным мостам в полосе разломов. Высота 5010.

22.08. Ясное морозное утро. Вышли в 10ч. и за один переход поднялись на широкое перевальное плато в западном гребне пика Караташ. Слева чуть выделялся купол вершины 5135, справа - Караташ (5361). Мы поднялись на 5135, чтобы осмотреться, см. ф. 3.48. Спуск с седловины на север показался нам слишком сложным и протяжённым, пожалуй, он тянул на 3Б, см. ф.3.46. Лезть на Караташ нам не хотелось, это была лишняя работа, хотя с него можно было перейти на более пологий перевал в его северном гребне. Оптимальным был спуск с вершины 5135 по её западному гребню до седловины перед выходом скал и затем на север по снежно-ледовому склону этой седловины, см. ф.3.46.

С купола 5135 вниз на западный гребень 100 метров перил по ледовому склону крутизной 45, а в нижней части 40 градусов. В конце перед выходом на гребень опасная трещина, см. ф.3.49. Далее пологая и широкая полка между разломом вдоль гребня (он слева) и карнизами справа, см. ф. 3.50. В конце полки выход на гребень и почти сразу отвесный сброс, который обходится справа по крутому ледовому склону (55 град., 25 м.), см. ф.3.51 и 3.53. Затем снова выход на гребень и по нему уже спуск на седловину - две верёвки перил, первая по острому 45-градусному ребру, а вторая "для профилактики" по 35-градусному гребню-склону.

С седловины (4880) продолжили спуск уже на север. Первую верёвку продёрнули через петлю на снежной косынке, крутизна под двухметровым карнизом 50 градусов, см. ф.3.52. Вторая 50-градусная верёвка продёргивалась уже через петлю в проушине. Потом ещё две 45-градусных верёвки на проушинах до центра склона, см. ф.3.53 и схему 3. Здесь можно было уйти вниз по крутому ледовому ребру или по желобу между этим ребром (слева) и скальным хицаном справа. Однако этот путь нам показался слишком крутым. Проще перейти траверсом на ребро выше хицана, чтобы потом спуститься по значительно более спокойнуму кулуару правее хицана. Так мы и сделали.

На косом траверсе до ребра провесили 2 верёвки перил по уже не жёсткому 40-градусному склону. За перегиб ребра ещё одна верёвка по 30-градусному заснеженному склону широкого ребра. На спуске с ребра верёвка перил по 50-градусному покрытому снегом льду (здесь было не жёстко) и, наконец, по кулуару ещё 4 верёвки перил по обнажённому 40-градусному льду, пока перестало быть страшно. Эти "пологие" 8 верёвок за исключением 50-градусной последний участник спускался с нижней страховкой. Бергшрунд в нижней части кулуара был плотно засыпан лавинным снегом. Ниже бергшрунда 30-35 градусный лавинный конус. В 19ч. 30 мин. мы спустились к ручью в кармане левого борта ледника и встали на ночлег. Высота 4215.

23.08. Ясное утро. Выход в 9ч. Шли сначала по центру морены, затем вдоль правого кармана небольшого ледника. За 50 минут сбросили 400 м и привалили на зелёной лужайке в кармане уже правой морены юго-восточной ветви ледника Караяйляк. Далее всё время вниз по хорошей тропе в кармане, вплоть до летовки Акгёль. По пути любуемся величественными северными стенами хребта Конгуртаг, см. ф. 3.54. Периодически (раз на 2-4 км пути) справа стекают ручьи. У одного из них на высоте 3370 встали на 2-х часовой обед. К летовке Акгёль в долине Гёздарьи спустились к 17ч. 30 мин. Высота 2795.

24.08. Днёвка, вызволение заброски, её разборка, учёт и упаковка продуктов. Вечером где-то недалеко от нас прошла гроза.

3.10. Восхождение на северное ребро пика Аклангам (до 5700, 3А, снежно-ледовый

Пик Аклангам (6995) является самой западной вершиной хребта Конгурмузтаг. В 2002 году команда ТК МАИ под руководством А.Лебедева совершила первое восхождение на эту вершину [30 и 31]. Маршрут 2002 года проходил по юго-западному ребру. Маршрут по северному ребру, прерванный нами из-за плохой погоды, является простейшим путём с севера на гребень хребта Конгурмузтаг на его 7000-м участке (от пика Аклангам до Конгура) и, очевидно, будет пройден в ближайшее время.

Подъем по ребру включает в себя выход на седловину 5300 с западной ветви ледника Караяйляк. Маршрут снежно-ледовый с гребневыми участками. На подъём от верхнего цирка(4700) западного притока ледника Караяйляк до уровня 5700 на северном ребре пика Аклангам требуется два дня. Перепад высоты на технической части подъёма (спуска) - 1000 метров.

25.08. Ясное утро. От летовки Акгёль тропа спускается в сторону реки Караяйляк и выводит на бордюр бетонного арыка. Далее следует идти по бордюру почти до кармана между языком ледника Караяйляк и конгломератным сбросом с его орографически правой морены (от летовки Акгёль один переход). Тропа поднимается траверсом склона, потом входит в карман и через полчаса выходит на ледник.

Для пересечения ледника и подъёма на левую морену (3015) требуется около часа. На леднике тропа плохо различима среди камней, поэтому необходимо быть очень внимательными. Затем тропа траверсом плавно спускается в сухой карман левой морены. До летовки Кошташ (3445) мы поднимались неполных три перехода (около двух часов). Вполне вероятно, что на участке Акгёль-Кошташ у вас не будет чистой воды.

После обеда мы покинули летовку Кошташ и через переход остановились лагерем у ручья на краю следующей и последней летовки Аксавул. Эта летовка, в отличие от Кошташа, была необитаемой. Высота 3620. Ночью шёл дождь.

26.08. Пасмурное утро. Выход в 9ч. За два перехода по карману достигли места, где он прерывается мощными осыпями, которые спускаются с высоко залегающего над левым бортом бокового ледника. Осыпь крутая, камни крупные и неустойчивые, идти по осыпи трудно. Пришлось спуститься в карман между осыпью и ледником. Этот карман тоже не подарок, по нему шли около 40 минут, и как только осыпь на склоне стала поположе, поспешили вернуться на борт. Ещё один переход по камням, и мы вышли на зелёную наклонную лужайку с ручейком. Обед. Высота 4110.

После обеда мы пересекли глубокий овраг и продолжили подъём вдоль ледника по осыпному склону. Впереди мощный ледопад, см. ф.3.56. Перед ледопадом ближайшая к нам ветвь ледника поворачивает направо в цирк седловины 5300 в северном гребне пика Аклангам. Мы слезали этот угол, высоко поднявшись над ледником. К концу третьего послеобеденного перехода мы наткнулись на ручеёк и встали лагерем в осыпях на высоте 4565.

За весь день северный гребень Аклангама так ни разу и не очистился от облаков. И это, не смотря на то, что до обеда над Конгур-тюбе (7595) стояла хорошая погода, см. ф. 3.57. С запада несло какую-то хмарь, и она сгущалась, натыкаясь на склон седловины 5300.

27.08. За ночь насыпало 10 см. снега. К 10 утра снег прекратился, видимость улучшилась, и в 11ч 30 мин. мы вышли в сторону седловины 5300 в северном ребре пика Аклангам. Уже через полчаса снова пошёл снег. К концу первого перехода мы поднялись в цирк (4700). Видимость 50 м. Связались, одели кошки и по дуге, не теряя высоты и, обогнув цирк, вошли в широкий кулуар, ведущий к седловине 5300, см. схему 4. Участки глубокого снега в кулуаре чередовались со льдом и жестким фирном. Крутизна 40 градусов, отдельные участки, протяженностью 2-3 метра до 45 или чуть круче.

Где-то на уровне остроконечной скалы - останца (она справа по ходу), кулуар расширяется и выводит на ледник. Это место на середине подъёма или чуть выше. Изредка в разрывах облаков открывалась седловина. С неё свисал карниз. Под карнизом крутизна увеличилась до 45 градусов. Здесь лёд под ногами очищен от снега лавинками, поэтому он жёсткий. Решили повесить две верёвки перил к разрыву в карнизе. Перед выходом на гребень 10-метровый 50-градусный взлёт. На седловину поднялись в 18ч. 30 мин.

На гребне повернули на юго-запад в сторону Аклангама. Тяжёлая тропёжка по колено, а иногда и выше. Слева двухметровые карнизы, справа 45-градусный склон, см. ф. 3.58 и 3.59. Каждые 50 шагов меняли ведущего. Мы надеялись достигнуть плато, которое в какое-то мгновение показалось среди облаков. Это плато расположено у основания взлёта гребня к пику Аклангам, см. ф.3.58. Однако совсем стемнело, видимость упала до 100 метров, подул ветер.

Упёршись в сложный участок гребня, мы поняли, что здесь необходимы перила, вернулись на ближайшую вершинку и в 20ч. начали строить площадку под две палатки. Высота 5395.

28.08. Ясное утро. Ночёвка наша оказалась весьма необычной, см. ф.3.60. От палаток аккуратно в связках одновременно спустились на острую седловину, см. ф.3.61. За седловиной две верёвки перил по острому гребню с карнизами, крутизна по обе стороны от гребня до 50 градусов. В конце второй верёвки взлёт с выходом скал и трудным лазанием по сыпучему снегу. Дальше гребень становится проще и быстро выводит на плато. Высота 5405.

После плато начинается взлет на северное плечо Аклангама 6200, см. ф.3.58. Солнечно, красивые виды на Конгур и на Конгур-тюбе, см. ф. 3.62 и 3.63. Крутизна на ребре 25-30 градусов. За два перехода поднимаемся на 5560. Дальше склон становится круче – 40 градусов, взлеты под 45-50 градусов. Там были участки открытого льда, закрытые и открытые трещины. Однако большую часть времени мы провели в тяжёлой тропёжке по глубокому и рыхлому снегу. За два часа мы поднялись с 5560 до 5700. Здесь был удобный для лагеря разлом, см. ф.3.64. Следующее возможное место ночёвки только на плече 6200, но туда мы уже в этот день не успевали.

29.08. Ночью шел снег. Утром видимости нет. После завтрака собрались, но не вышли. Подождали часа полтора и, не дождавшись улучшения погоды, залегли в спальники. Снег шёл весь день. Стихло лишь к 5 часам вечера. Вокруг полное молоко. Вечером опять снегопад. Мы посчитали оставшиеся дни и решили: - если завтра погода не изменится, то будем спускаться.

30.08. Хмурое утро, снегопад. Выход вниз в 9ч. 15 мин. В тумане за один час спускаемся на плато по колено в снегу. Решили не рисковать на остром гребне и спуститься прямо с плато 5405. Путь спуска приметили ещё 28.08 в хорошую погоду. На плато повернули направо и пошли вниз наискосок выруливая к левому борту ледника. Крутизна 25-30 градусов, много трещин, видимость 20 метров. Ледник становился всё круче и круче. Не доходя до перегиба, мы ушли влево в кулуар между левым бортом ледника и скальным контрфорсом. Где-то там за скалами наш путь подъёма 27.08. Выход в кулуар осложняется серией разломов на крутом 40-градусном льду, перила 50м. Затем ещё верёвка перил за перегиб и вниз в кулуар, лёд 50-55 градусов. В кулуаре открытый лёд чередуется со смёрзшимся снегом. Скальный борт слева крут и высок, поэтому спускаемся по кулуару (3 верёвки по 45 градусному ледовому склону).

Наконец, приметили удобное место и вылезли на контрфорс по несложным 50-градусным скалам. Это была последняя верёвка перил. За перегибом ребра скалы уже не так круты, и мы траверсом, в связках одновременно, направились в сторону кулуара, по которому три дня назад поднимались на седловину 5300. Впереди в разрывах тумана показалась острая скала-останец. Мы пересекли ещё один кулуар, ещё одну скально-осыпную гряду и, наконец, попали на путь подъёма.

К середине дня потеплело. Из кулуара нас прогнали мокрые лавины. Первая пришла бесшумно, мы еле успели выскочить на борт. Потом ещё две лавины. Спускались по осыпным рёбрам слева от желоба в кулуаре. В 13ч. 45 мин. собрались в цирке на высоте 4700, пересекли ледник и на осыпях левого борта встали на обед, см. ф.2.65. После обеда срезали поворот ледника налево и за два перехода по осыпям спустились на площадку у обрыва к леднику. Высота 4215.

31.08. Ночью шел снег. Вышли в 8ч. 45 мин. За три с половиной часа миновали заснеженные осыпи, см. ф.3.66, и спустились до тропы. Ещё через полтора перехода подошли к летовке Кош-таш. Отсюда до летовки Акгёль 4 перехода.

3.11. Отъезд

01.09. Издевательски ясное утро. Золотой восход на Конгур-тюбе, см. ф. 3.67. От летовки Акгёль до большого кишлака Гёз один переход. Здесь через Гездарью имеется мост. На левом берегу реки Каракорумское шоссе, чуть ниже пост паспортного контроля при выезде из пограничной зоны. В полдень за нами приехала машина с водителем от Джан Хонга. 02.09 гуляли по Кашгару. 03.09 с утра рейс в Урумчи, а вечером в Москву.

Материальное обеспечение похода

В этой главе приводятся реальные материалы предпоходной подготовки, которые были разосланы по Интернету всем участникам команды. Отметим, что мы допустили ошибку, заказав колбасу и гречку Джан-Хонгу. Колбаса в Китае очень не похожа на отечественную, скорее это ветчина и по своим характеристикам несомненно уступает сырокопчёной колбасе. А гречка, которую обещал Джан-Хонг, оказалась гречневой мукой мелкого помола. Вермишель, спагетти и рожки в Китае тоже очень специфические. В следующий раз, если он состоится, мы привезём все продукты из Москвы, воспользовавшись 40-килограммовым лимитом бесплатной провозки багажа на рейсах Москва-Урумчи, Урумчи-Кашгар и слабым санитарным контролем при пересечении границы в аэропорте Урумчи. В Китае будем покупать только сахар, соль и рис.

Для похода в соответствии со статьёй "Питание в горных походах" [29], см., также, [19], была спроектирована плавающая раскладка, состоящая из трёх планов питания: первые 8 дней + 3 общих для всего похода запасных дня, вторые 10 дней (Чимген) и третьи 10 дней после заброски (Аклангам).

К этому сезону удалось, наконец, сшить "по уму" палатку - полубочку, с учётом многолетнего опыта эксплуатации таких палаток. Шили под заказ по нашим чертежам. Палатка понравилась. Будучи 4-х местной, она весила 3600, и это с 10-миллиметровым каркасом (8-ки перед походом найти не удалось). С "восьмёркой" она будет весить около 3350, т.е. 840 грамм на человека. И это при больших тамбурах с обоих входов. В палатке могут разместиться на ночь 6 человек (размещение поперёк палатки и без комфорта). Такая возможность была использована на ребре при подъёме на пик Николаева (5975).

4.1. Питание

4.1.1. Лёгкая раскладка на 11 дней (первые 8 дней + 3 общепоходных резервных дня)

Наименование Колич. ( гр./ чел. День) На 6 чел. Всего на 11 дней Страна

Всего: 1200 -

объём Вес [г]

Итого: 34990/6/11 = 530,2

4.1.2. Облегчённая раскладка на 10 дней (Чимген)

Наименование Колич. ( гр./ чел. День) На 6 чел. Всего на 10 дней Страна

Вяленая рыба КНР
Пиво 20 шт. КНР

4.1.6. План закупки и упаковки
План закупки и упаковки в СНГ
Наименование (1-2) (3) Всего РФ КНР 1 2 3 4 5 6

5 - Беляева Т.
6 - Бабич М.

Перестановки перед самолётом:

1. МИШЕ БАБИЧУ Антон передаёт чай 1000+500, орехи 1200+1200 и сухой спирт 320+160. Итого, Бабич уложит в рюкзак 12300 продуктов.
  2. ОЛЕГ ЯНЧЕВСКИЙ возьмёт в Москве у Лебедева 2000 спирта. У него в самолёте будет 12800 продуктов

Этапы (1-2) - это линейка на 18 дней перед заброской + 3 запасных (с собой).
Этап (3) - это линейка после заброски на 10 дней. Этот груз в заброску.

Соответственно, продукты надо паковать так, чтобы заброска (3) отделялась. Заброска выделена в закупках красным цветом.

Примечания:

1. Сухари чёрные не горелые и самодельные.
2. Овсянка - это Геркулес "Экстра"
3. Мясо в сале - это "Пеммикан". 3500 = 1200 + 1150 + 1150 (3 пакета)

3600 = 1200 + 1200 + 1200 (3 пакета)
4600 = 1150+1150+1150+1150 (4 пакета)

Все продукты упаковать. Крупы паковать в полиэтиленовые пакеты, пакеты группировать в капроновых мешках. Крупы развешивать в полиэтиленовые пакеты сразу по 2-3 разовых групповых порции, 4 и более дней в одной таре не объединять. Утро с вечером не путать. На капроновом мешке сверху писать тексты типа: "Рис утро 2 раза + Гречка 3 раза". Картошку и молоко брать в цивильных упаковках, но проколотых иголочкой. Эти цивильные упаковки группировать в капроновые мешки. С собой в Китай взять полиэтиленовых и капроновых мешков. Если чего не понятно, пишите на мыло.

Лебедев раскладку спроектировал. Исполнять раскладку на маршруте, организовывать закупку продуктов в КНР, сортировать и упаковывать заброску и т.п. будет завхоз. Завхозом прошу быть Бабича Мишу. Изучай сей документ и проникайся!

4.4. Личное снаряжение

Аккумулятор для видео 1-2(?) Андрей
Стеклоткань 1м x 1м Олег

4.5.3. Продукты вне раскладки
Наименование (1+2) (3) (заброска)
Бензин 1.5л 12 14400 6 7200

ВСЕГО: 90850 ВСЕГО: 141967,5 S Прод. 90850
Тара 4542,5
(142-11)/5 = 26,2 кг Тающ. 95392,5

С учётом каравана (2 дня) вес рюкзаков уменьшается в среднем ещё на 1200г., приближаясь к 26,4 кг у дамы и 41,6 кг у мужчин.