Отчет о горном походе V категории сложности по Внутреннему и Южному Тянь-Шаню (хребты Борколдой и Западный Кокшал-Тау)

Руководитель похода: Попов Даниил

2Б - 2 (2 п/п)
3А - 2
3А*- 1 (п/п)

Нитка маршрута: п. Карасай - р.Узенгикуш - Туюк-пер. Гипротрансмост (1Б; 4440 п/п) - пик 4660 (1Б; рад.) - лед. Кайнар - пер.Ханака (3А; 4650) - лед.Джаголамай - пер. Джарыктал В. (2А; 4650) - р.Джарыктал - пер.Теплая Щель (1А; 3800) - р.Узенгикуш - ур.Джурек - лед. Айтали (Наливкина) - пер.Ворота (1Б; 5000; п/п) - пик Гипротрансмост (1Б; 5160; рад., п/п) - пик Трапеция (1Б; 5280; рад., п/п) - пик Летавета (2Б; 5471; рад., п/п) - лед.Руднева В - пер. Молочный (2А; 5000; п/п) - лед. Сарычат З. (Ферсмана З.) - пер. Сарычат (2Б; 4920; п/п) - лед. Сарычат В. (Ферсмана В.) - траверс гл. хребта (3А*; п/п; (пер. Любимых девчонок (4880; п/п) - пик 5120 (п/п) - пик Крылья Советов (5560 м; рад.) - пер. Крылья Советов (4800)) - лед. Пальгова - лед. Григорьева - пер Дружба (через пик Дружба; 3А; 5330) - лед. Чон-Турасу (Исследователей) - п/з Каракоз
Поход рассмотрен МКК МГЦТК, имеет пятую категорию сложности, зачтен всем участникам и руководителю.

2. Участники похода

III УГ Алтай
Медик

3. Организация похода

Мы давно планировали совершить поход в районе хр. З. Кокшал-Тау и Борколдой. В 2001 году я был в этих местах, участвуя в походе А. Новика. Этот район имеет ряд особенностей. Благодаря значительной удаленности, наличию погранзоны и сложности подъездов здесь до сих пор остается много нехоженых вершин и перевалов выше 5000 м, особенно в хр. Борколдой.
Хребет Борколдой имеет широтную ориентацию. С севера ограничен долиной р.Нарын, с юга р. Узенгикуш. Хребет имеет сложную и разветвленную орографию. Удобен для построения маршрутов. Высшая точка района 5170 м (не пройдена) расположена в З. части. Для Борколдоя характерно относительно небольшое оледенение, глубокие долины, борта которых зачастую обрываются гладкими скалами. Множество нехоженых перевалов и вершин (в том числе выше 5000 м и 3 к.т.).
Хребет Кокшал-Тау также расположен в широтном направлении, по хребту проходит граница Китая и Киргизии (в 2002 г. часть территории Ц. и З. Кокшал-Тау и C отроги хр. Борколдой отошла Китаю). В восточной части хребта расположен пик Победы и сосредоточенно значительное оледенение. В центральной части хребет имеет сильное понижение и два "прорыва" р. Сарыджаз и р. Узенгикуш, которые текут и теряются в пустынях Китая. Западная часть имеет развитую орографию: на север в сторону Киргизии параллельно стекают несколько крупных ледников длинной более 10-15 км (наиболее крупный Чон-Турасу (Исследователей)). Высшая точка района пик Данкова (5982 м). Наиболее высокие пики (с В. на З.): Королева (5816), Джолдаш (5780), Шмидта (5954, не пройден), Крылья Советов (5560), пик 5697, пик 5665 (в Китае, не пройден), пик Кызыл-Аскер (5842). На эти вершины были совершенно лишь 1-3 восхождения за всю историю освоения района. Северные отроги не высокие (исключение массив пика Джолдаш). Южные (китайские) отроги скально-осыпные практически не имеют оледенения (за исключением лед. Руднева и массива пика 5665), резко сбрасывают высоту и выполаживаются. Наиболее высокие пики обрываются к ледникам крутыми скальными стенами, перепад высот которых зачастую более километра. Более подробное описание этих районов можно найти на сайтах:
www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/chetiani/vvedtnie.shtml
www.alpclub.ru/paper/kochobz/index.html
www.mountain.ru/expeditions/2002/Kyzyl-Asker/
www.planetfear.com/climbing/highmountainmag/mountaininfo/1996-1998/Infjan98.htm
а также в: J. American alpine journal, 2001, pp 400-401 и библиотеке МГЦТК отчеты № 816,1053, а так же в Федерации альпинизма.

Заезд в район возможен двумя путями:
- С запада через г. Нарын в район пика Кызыл-Аскер (плато Кагаличап)
- С юга от п.Барскаун (Ю. берег Иссык-Куля) через хр. Терскей-Алатау и Джатимбель можно доехать до п. Карасай (долина Нарына), затем еще 150 км через хр. Борколдой до п/з Каракоз (р.Узенгикуш).
Благодаря своей орографии Кокшал-Тау не удобен для организации похода. На наш взгляд маршрут по Кокшал-Тау логично совмещать с Борколдоем.
В задачи нашего путешествия входило:
- Пройти условно линейный маршрут по хребтам Борколдой и Кокшал-Тау.
- Взойти на высшую точку Борколдоя пик 5171.
- Посетить практически не хоженый лед Руднева (Китай).
- Совершить первовосхождение на одну из высших точек района-пик (5471м) и пик Крылья Советов (5560), второе восхождение.
Для этого мы решили акклиматизироваться на Борколдое, предварительно завезя заброску в долину р. Узенгикуш (устье р. Котур). И после этого пройти основную часть на Кокшал-Тау (с заходом в Китай) с выходом на п/з Каракоз.

Организация заезда и выезда из района. Переговоры по заезду и оформлению документов мы вели с каракольской фирмой Alp-Tur-Issyk-kul LTD (khanin@infotel.kg, директор Игорь Ханин). В Бишкеке 6 августа (около 21,00) в аэропорту нас встретил микроавтобус. В 4 утра мы уже были на южном берегу Иссык-Куля, п. Барскаун. Пересаживаемся в УАЗик, т.к. впереди до п. Карасай грунтовая дорога и два перевала (один выше 4000 м). К 11:00 доезжаем до р.Нарын, форсируем ее и подъезжаем к узлу связи Карасай. Земля покрыта снегом, с неба тоже валит снег. Это всего лишь 3300. Военные пускают нас в домик. Перепаковываем рюкзаки, берем заброску и я с Димой уезжаю закладывать заброску в долину Узенгикуша. Впереди около 150 км тяжелой дороги, за которой уже несколько лет практически не следят, перевал Ашусу (3641), и погранзастава Каракоз. Около 40 км до заставы дорога идет вдоль р. Узенгикуш - это теперь новая граница между Киргизстаном и Китаем. С обеих сторон уже стоят новенькие пограничные столбы. Закладываем заброску у устья р. Котур под разрушенным мостом. На обратном пути перед перевалом Ашусу машина ломается. Время 23,00. До Карасая 20 км и перевал. Доходим к 7 утра.
В конце маршрута на заставу Каракоз за нами приехал УАЗик, который довез нас до п. Каракол. Оформление регистрации, пропусков в погранзону, транспорт туда и обратно обошелся в 625 $. Далее до Бишкека доехали на рейсовом автобусе. В горы мы брали спутниковый телефон, любезно предоставленный бишкекской фирмой Tien-Shan Travel (www.tien-shan.com). Аренда телефона - 4,5 $/день, минута разговора по СНГ - 2,1 $.

Хочется выразить благодарность за помощь в подготовке маршрута О. Чхетеани и М. Лебедеву (Черноголовский альпклуб), а также нашим спонсорам, без поддержки которого поход был бы не возможен - открытому акционерному обществу "Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов ОАО "Гипротрансмост", ведущей организации в области проектирования больших и внеклассных мостов и искусственных сооружений. Обширные количество и география объектов, возведенных при участии этой организации, позволяют считать ОАО "Гипротрансмост" одной из крупнейших организаций в своей области.
Адрес: Москва, ул. Павла Корчагина, 2

12.08 пер.Джарыктал
В (2А)-
р.Джарыктал
Закр.лед., морена 12 Ясно, перем.
13.08 пер.Теплая Щель(1Б)-р.Узенгигуш Морена, альп.луга 14,4 Ясно

6 Ясно
18.08 пик
Трапеция (1Б) полудневка
Сн-лд склон 0,6 (1,2) Пер.
обл,
Сн-ск-лд гребень, закр.лед. 1,8 Ясно
23.08 траверс
гл.хр.(3А*)
Сн-ск-лд гребень 0,6 Пер.
ясно
24.08 траверс
гл.хр.(3А*), полудневка
Сн-ск-лд гребень 1,2 Облачно, снег
25.08 траверс
гл.хр.(3А*)
Сн-ск-лд гребень 1,2 (1,8) Пер.
пурга
29.08 лед.Григорьева Морена, отк.лед. 9,6 Ясно,
перем.
обл.
30.08 пик Дружба (3А) Зак.лед 6,6 Перем.
облачно
31.08 лед. Григорьева Сн-ск-лд гребень, зак.лед., морена 7,8 Облачно, снег
1.09 п/з Каракоз Морена, альп.луга 21 Перем.
обл
2.09 Карасай-Каракол Машина - -
  Каракол-
Бишкек-Москва
Автобус, самолет - -

итого: 210 км (с учетом К=1,2).
без учета радиальных выходов: 238,8 км (с учетом К=1,2).

Суммарный положительный перепад высот: 8100 м.

5. Техническое описание маршрута

Обозначения "право", "лево" показывают орографическое положение, длина веревки 50 метров, при оценке изменений высоты учитывается только положительный набор. Километраж приведен с учетом коэффициента 1,2.

1. П. Карасай - р. Узенгикуш-Туюк - пер.Гипротрансмост (1Б; 4440 п/п) - п.4660 м - лед.Кайнар
Пер. Гипротрансмост расположен в главном хребте (Борколдой), соединяет долину р. Узенгикуш-Туюк с долиной р. Кайнар. Возможно, это самый простой путь соединяющий эти долины. Перевал находится ЮЗ пика 4925, в СВ плече пика 4660.

1 день

Выходим около 14:00. Долина р. Узенгикуш-Туюк плоская: альпийские луга и галечные аэродромы (рис 7). Движемся вдоль правого берега. На ночь встаем около правого притока Актиш. Ясно, переменная облачность.
Набор высоты 260 м (3300-3560)
Пройденный путь: 15,6 км

2 день

Движемся вдоль реки по галечным аэродромам. Начинается морена. Переходим на правый борт долина и начинаем подъем в кармане небольшого переметного ледничка, расположенного ЮЗ пика 4925. Хорошо просматривается перевал. Обедаем у языка ледника на морене. По леднику поднимаемся в связках (20-30 градусов; ф 8). На перевал выходим в 16:00. Седловина широкая, осыпная. Открывается отличная панорама, хорошо виден наш следующий перевал Ханака (3А). Складываем тур, решаем назвать перевал в честь наших спонсоров - Гипротрансмост. Остаемся ночевать для лучшей акклиматизации. Облачность переменная, сильный ветер.
Набор высоты 900 м (3560-4440).
Пройдено 12 км.

3 день

Утром решаем сбегать на пик 4660. Подъем на пик по скально-осыпному гребню (20-30 градусов). Кое-где приходится обходить небольшие снежники. Вершина скальная, маленькая. Открывается отличная панорама вершин Борколдоя (ф 9). Фотографируемся, сбегаем на перевал, собираем палатки и начинаем спуск. Спуск - кулуар с мелкой осыпью до 40 градусов (ф 10). Выходим на морену северного притока лед.Кайнар. Подход к пер. Ханака с Ю. ветви. Чтобы не сбрасывать лишние 100-200 м, решаем перейти на Ю ветвь прямо по морене, траверсируя скально-осыпной отрожек. По морене движемся достаточно медленно, к 13:00 выходим на Ю ветвь лед. Кайнар. Обедаем. Внизу в долине идет дождь, у нас переменная облачность. Ледник плоский, в верхней части закрытый. Связываемся, подходим под взлет и ставим лагерь.
Набор высоты 460м (4440-4660-4100-4400).
Пройдено 6 км.

2. лед. Кайнар - пер.Ханака (3А; 4650) - лед.Джаголамай - пер. Джарыктал В. (2А; 4650) - р.Джарыктал - пер.Теплая Щель (1А; 3800) - р.Узенгикуш
Пер. расположен в главном хребте (Борколдой). Соединяет лед. Кайнар с лед.Джагаламай. Определяющая сторона СВ (ск-лд, взлет около 250 м), ЮЗ сторона ск-ос (сброс около 400 м). Перевал пройден дважды. Это первое прохождение с СВ (определяющей) стороны.
Лед Джагаламай наиболее крупный лед хр Борколдой. В верховьях соеденяется с лед В Джарыктал - пер. Джарыктал В. Перевал расположен в главном хребте между пиками 4496 (с запада) и 5070. Определяющая сторона СВ (сн-лд). Взлет около 50-100 м. Второе прохождение.
Пер. Теплая Щель расположен в Ю отроге хребта, западнее пика 3841. Соединяет низовья р. Джарыктал с р. Узенгикуш. Перевал используется для обхода прижима на левом берегу Узенгикуша, выше устья р.Джарыктал.

4 день

Выходим в 8:15. Ясно, холодно. С востока склон пер. Ханака - ск-лд стена с несколькими седловинами. Практически на всем протяжении есть снежные карнизы. Решаем подниматься по центру стены до скал, затем по скалам до небольшого сн-лд контрофорса, выводящего на седловину. В этом месте карниза нет. Движемся в связках. Выше бергшрунда начинается лед (40 градусов). Идем одновременно в связках (страховка через буры). Подходим под скалы. Движемся вверх обходя скальные выступы по льду (до 50 градусов) иногда по коротким ск участкам с попеременной страховкой через буры. Лед достаточно жесткий. Выходим под контрфорс. Первый без рюкзака вешает полторы веревки на седловину. Время 13:00. При полном провешивании склона потребуется 8-9 веревок. Погода портится, видимость падает. Перекусываем и начинаем спуск. Идет мокрый снег, ветер, видимость 100 м. На спуск осыпь (до 40 гр), кое-где встречаются снежники и приходится одевать кошки. Спускаемся забирая влево по ходу для меньшего сброса высоты при выходе на ледник. Спускаемся в карман ледника, погода окончательно портится, ставим лагерь.
Набор высоты 250 м (4400-4650-4200).
Пройдено 12 км.

5 день

Выходим в 8,30. Ясно. Ледник Джаголомай закрытый плоский. Отличный вид. Перевалы левого борта сн-лд на вид около 3А, в верховьях тоже просматривается несколько перевалов на лед. Чолоккапчигай и Туюк. Через час становится жарко. За три перехода подходим под взлет. На пути встречается несколько участков закрытых трещин. Перевальная седловина широкая снежная. На всем протяжении висит большой карниз. В центральной части карниз наименьший и на склоне есть широкий выступ - ледовый лоб. При подходах ко лбу тропежка по колено. На лбу лед (40 гр.) идем попеременно. Подходим по сн-лд склону к карнизу. Первая связка прокапывает его, остальные поднимаются с верхней страховкой. Тур на осыпи в СЗ части седловины. Время 14:00. Пасмурно, ветер.
Слева отличный вид на пики 5070 и 5010. Спуск вниз по некрутой сыпухе, затем вниз в связках по закрытому леднику вдоль правого борта. Обедаем (около 15:00) у языка ледника на морене правого борта. Высшей точки Борколдоя пика 5170 мы еще не видели, т.к. на Ханаке была скверная погода. Решаем подойти к горе с Ю. Поэтому идем не вниз по реке, а правее по морене к долине из черной породы берущей начало В. пика 5170. Морена старая с крупными камнями, но вполне проходимая. У притока текущего из под пика 5170 оставляем вещи и радиально идем на просмотр. Перевал в главном хребте между пиком 5170 (с запада) соединяет долину Джарыктал одним из левых ледников бассейна р.Джаголамай. С перевала подъем на вершину идет по сн-лд не очень крутому гребню. Однако, подъем на перевал сложен: крутые зализанные скалы на 5-8 верерок (ф 15). Возвращаемся в лагерь и ставим палатки.
Набор высоты 450 м (4200-4650-4200).
Пройдено 12 км.

6 день

Утром переменная облачность. Выходим около 9,00. Спуск по модене на ЮЗ к р. З.Джарыктал. Сначала по крутой морене из курумника, затем по галечным аэродромам. Выходим к стрелке З. и В. истоков. Дальше вниз правым берегом. Кое-где курумник и конгломерат, затем альпийские луга. В нижней части три прижима (до 50 м набора). Встречается много бараньих рогов и следов охотников. В долине Узенгикуша на правом берегу, чуть ниже устья Джарыктала стоит база охотников. Туда, в летний и зимний сезоны, приезжают иностранцы и охотятся на барана Марко Поло, занесенного в Красную Книгу (лицензия на отстрел одной головы стоит 7000$). Выше устья Джарыктала есть мост через Узенгикуш. Непонятно, как охотники перебираются через Узенгикуш: от устья Джарыктала вверх левым берегом до моста или на лошадях вброд. В любом случае следы от копыт ведут к устью Джарыктала, а не на пер. Теплая Щель.
Обедаем. Решаем не рисковать и выходим к Узенгикушу через пер. Теплая Щель. Подъем и спуск на перевал по альпийским лугам и конгломерату. Открывается вид на Борколдой. Кокшал-Тау закрыт тучами. К 18,00 доходим до устья р. Котур к заброске.
Набор высоты 450 м (4200-3350-3800-3200).
Пройдено 14,4 км.

3. ур.Джурек - лед. Айтали (Наливкина) - пер.Ворота (1Б; 5000; п/п) - пик Гипоротрансмост (1Б; 5160; рад., п/п) - пик Трапеция (1Б; 5280; рад., п/п) - пик Летавета (2Б; 5471; рад., п/п) - лед.Руднева В
Ледник Айтали (Наливкина) расположен меридианально. В верховьях ледника расположены пики 5471 (пик Летавета; 2Б; п/п) и 5697. На пик 5697 была совершена попытка восхождения со стороны Китая (лед.Руднева) в 1999, но альпинисты немного не дошли до вершины, хота дали ей название. (American alpine journal, 2001, pp 400-401). Между ними расположены еще несколько вершин поменьше в том числе пик Трапеция (5280; 1Б; п/п) и пик Гипротрансмост (5160; 1Б; п/п). В левом борту ледника расположен пик Обзорный 5156, а в правом пик Корзуна (5360).
Пер Ворота (5040; 1Б; п/п) расположен в главном хребте между пиком Трапеция (с востока) и пиком Гипротрансмост. Является простейшим путем с ледника Айтали (Наливкина) на лед. Руднева.

7 день

Утром ясно. Сегодня нужно занести заброску на третью часть в урочище Джурек. Выходим в 9:00. Идем по левому борту высоко над водой обходя сухие саи, затем по галечным аэродромам. Перед урочищем Джурек Узенгикуш опять прижимается к левому борту, где приходится облезать по верху прижим. Отсюда открывается отличный вид на пик Крылья Советов (ф 20). Ниже устья р. Айтали река разливается на множество рукавов, которые легко переходим по одиночке или стенкой. Заброску закапываем в СВ склонах пика 4326. Возвращаемся в лагерь около 18,00.
Набор высоты 200 м (3200-3400-3200).
Пройдено 12 км.

8 день

Ясно. Выходим в 8:30. До ур. Джурек доходим вчерашней дорогой. Далее движемся по зеленым террасам левого борта вдоль р. Айтали. Встаем на обед у ручья на месте старого коша в 3 км выше ур. Джурек. После обеда, левым берегом, за 4 перехода подходим к конечной морене лед. Айтали, где и ночуем.
Набор высоты 500 м (3200-3700).
Пройдено 22,2 км.

9 день

Даже утром из-под ледника течет достаточно мощная река. Посуху ее не перейти и мы решаем идти по левому карману ледника. Первые два километра карман достаточно удобен, потом он исчезает и приходится идти по морене. Морена тяжелая, сырая, много живых камней. Начинается открытый кальгаспорный лед по центру ледника, но выйти на него нет возможности. Еще около двух км по левой морене и нам удается выйти на лед. Скорее всего, правый карман ледника значительно более удобен для движения. Обедаем. После обеда идем вверх по кальгоспорному льду, ближе к правому борту. Несколько раз приходится надевать кошки. На ночь встаем на морене правого борта. Устали.
Набор высоты 500 м (3700-4200).
Пройдено 10,8 км.

10 день

Утром ясно. Выходим на ледник. Кальгоспоры закончились, еще переход и ледник закрывается. Связываемся. Хорошо виден пик 5697 и пик 5471 (пик Летавета; п/п), просматривается перевал Китайский (1Б; соединяет лед. Руднева и лед. Котур). Обедаем под взлетом на перевал (5040). Подъем на перевал - пологий сн-лд склон (до 30 гр.), кое-где встречаются трещины. Подъем одновременно в связках. Седловина широкая, плоская и снежная. Решаем назвать пер. Ворота. Ставим палатки и радиально поднимаемся на пик 5160 расположеннее западнее перевала. Подъем одновременно в связках по лд склону (вверху 50 м участок 40 гр.). Последние метры простые скалы. Вершина скальная. Называем ее в честь наших спонсоров ОАО Гипротрансмост. Открывается отличный вид на Борколдой, пик 5697 и пики массива 5665 в Китае. Просматриваем путь подъема на пик 5471, складываем тур и спускаемся. Ночью очень сильный ветер.
Набор высоты 250 м (4200-5160-5040).
Пройдено 6 км.

11 день

Полудневка. На сегодня запланировано восхождение на пик 5471. Облачность переменная, продолжает дуть сильный ветер. Сидим. К 11,00 ветер чуть стихает. Быстро собираемся, но погода опять портится. Решаем сходить на небольшую вершину (5280) восточнее седловины. Подъем по сн-лд гребню, затем по склону под скалами (до 40 гр.). Движемся одновременно в связках. Вершина скальная, плоская. Складываем тур, фотографируемся. Вершину называем пик Трапеция (1Б). Ветер усиливается, быстро начинаем спуск, в лагерь приходим к 13:00. Пережидаем непогоду.
Набор высоты 0 м (5040-5280-5040).
Пройдено 0,6 (1,2) км.

12 день

Утром ясно. Выходим в 8:30, берем аптеку, воду, перекус. Для того чтобы подойти к подъему на пик 5471 необходимо перелезть через южный скальный отрог пика Гипротрансмост или обойти его по лед. Руднева, что по времени гораздо дольше. Поднимаемся на отрог, спуск сн-лд (40 гр.) перепад около 150 м. Спуск одновременно в связках. Выходим в верховья одного из рукавов лед. Руднева. Снег по колено. Восточный гребень (перепад до вершины 500 м), выбранный вчера для подъема, выводит на предвершину, расположенную на 200 м ЮВ пика 5471. Гребень в нижней части сн-лд, не явно выраженный. В центральной части ск-лд. На предвершину выходит сн-лд гребень. До скал поднимаемся одновременно в связках. Скалы обходим справа по ходу по льду, одновременно и попеременно в связках через скользящие ледобуры, иногда поднимаясь на три такта. Перед выходом на предвершину небольшой карнизик. Предвершина ск-сн, плоская. На вершину идет некрутой сн гребень, а затем небольшой взлет. Вершина сн, обрывается на С-СВ большим карнизом. Вышли на вершину около 13:00. Открывается отличная панорама Борколдоя, пиков 5671, лед Руднева, китайских пятитысячников и пика Кызыл-Аскер. Начинаем спуск. Маленький тур складываем на предвершине, устраиваем перекус. Вершину называем пик Летавета в честь русского ученого и географа, организовавшего одну из первых советских экспедиций в этот район в 1933, 34 гг. От скал вниз вешаем 5 веревок на бурах-самосбросах, далее в связках. От ледника Руднева одновременно в связках поднимаемся на Ю отрог пика Гипротрансмост и к 18:00 подходим к лагерю на пер. Ворота.
Набор высоты 630 м (5040-5100-4950-5471-4950-5100-5040).
Пройдено 2,4 (4,8) км.

4. лед.Руднева В. - пер. Молочный (2А; 5000; п/п) - лед. Сарычат З. (Ферсмана З.) - пер. Сарычат (2Б; 4920; п/п) - лед. Сарычат В. (Ферсмана В.) - траверс гл. хребта ((3А*; п/п; пер. Любимых девчонок (4900; п/п) - пик 5120 (п/п) - пик Крылья Советов (5560 м; рад.) - пер. Крылья Советов (4800)) - лед. Пальгова
Лед. Руднева (Китай) имеет разветвленную структуру, отличную от остальных лед. З. Кокшал-Тау. Один из самых больших по площади ледников района. Единственная информация, найденная нами по леднику и окружающим его вершинам - это фотографии в отчете 1053 (библиотека МГЦТК) снятые с пер. Китайский (на ледник туристы не заходили) и посещение альпинистами ледника со стороны Китая для восхождения на пик 5697 (American alpine journal, 2001, pp 400-401).
Пер. Молочный (2А; 5000; п/п) расположен в главном хребте (Кокшал-Тау) в южном плече пика 5697. Перевальная седловина представляет собой большое сн плато. Со стороны лед. Руднева возможны два пути подъема на плато: при подъеме с низовьев ледника вдоль левого борта на плато выводит плоский ровный ледник. При подъеме на плато с верховьев В. ветви лед. Руднева (пер. Ворота) требуется пройти небольшой ледопад (опредедяющее препятствие, перепад около 100-150 м). При прохождении с низовьев лед Руднева перевал будет иметь категорию 1Б.
Пер. Сарычат (2Б; 4920; п/п) расположен в северном отроге главного хребта. Соединяет верховья лед. З. и В. Сарычат (Ферсмана). Определяющая сторона западная.
Пик Крылья Советов (5560; ф 39) расположен в главном хребте в верховьях ледника Пальгова. Пик имеет две предвершины СЗ (5429) и ЮВ. Первая попытка восхождения была совершенна в 1938 г. группой Симагина. Группе помешала непогода. Вторая попытка восхождения была сделана в 1998 г группой Монаенкова, которая взошла на вершину с пер. Крылья Советов (северный гребень), обойдя СЗ предвершину с юга. Маршрут оценен альпинистами как 5А (отчет федерации альпинизма). Для подъема на пик Крылья Советов мы решили подойти по З гребню (гл. хребет) через пер. Любимых девчонок (4880; п/п), пик 5120 (п/п) и СЗ предвершину (5429; п/п). Спуск по С гребню на лед. Пальгова. Траверс оценен нами как 3А* (п/п).

13 день

Утром пасмурно. Видимость 500 м. Выходим в 9:00. Движемся в связках по центру В ветви лед Руднева по направлению к ледопаду под пер 5000 на лед. Сарычат З. Кое-где попадаются закрытые трещины. Подходим под правый (по ходу) край ледопада. Он менее разорван. На перевальное плато можно вылезти еще правее по ледовому склону, но мы решаем что через ледопад будет быстрее. Ледопад короткий, но достаточно крутой, встречаются несколько локальных ледовых участков крутизной до 60 градусов, которые проходятся попеременно со страховкой через бур. В верхней части есть пара широких разломов, которые обходятся справа по ходу. На плато много снега. Видимость 30 м, валит снег, время 13:00. Обедаем, ждем. Решаем назвать пер. Молочный (2А; п/п). До вечера видимости нет. Ночью идет снег.
Набор высоты 200 м (5040-4800-5000).
Пройдено 4,2 км.

14 день

Утром ясно. За ночь выпало сантиметров 15 снега. Выходим в 9:00. Движемся по плато в связках в строну лед. Сарычат З. Глубокая тропежка. Встречаются закрытые трещины. Спуск на лед. Сарычат З пологий по закрытому леднику. Есть трещины. Становится жарко. Продолжаем подъем по леднику на восток в ЮВ угол ледника к перевалу (4920), ведущему на лед. Сарычат В. Перевал издали пугает крутой скальной стеной - работы на весь день. Время 13:00. До взлета еще переход. На седловину до ночи не успеем забраться, поэтому неспеша обедаем, подходим под взлет и становимся на ночь. Наблюдаем за перевалом. В левой (ор) части стены есть косая удобная полочка, но в средней части она периодически простреливается лавинками. По центру стены есть ск нос на который можно залезть справа по ходу, а за тем по скалам вверх. Там безопасно, но круто. В правой (ор) части стены есть вертикальный узкий ледовый кулуар, но он постоянно простреливается.
Набор высоты 250 м (5000-4500-4750).
Пройдено 6 км.

15 день

Утром ясно и холодно, первые несколько часов мы в тени. Выходим в 8:30. Подходим к стене. Вдруг слева по ходу (справа орографически) открывается широкий косой ледовый кулуар ведущий на гребень несколько выше и севернее седловины . Нижняя часть кулуара во второй половине дня при солнце регулярно простреливалась лавинами. Сейчас утро, холодно и тень. В связках одновременно перелезаем бергшрунд и начинаем подъем по ледовому кулуару. Подходим под скалы левого борта, там относительно безопасно, медленно поднимаемся дальше. С левого борта примыкают несколько маленьких ледовых кулуарчиков. Можно воспользоваться ими. Это несколько упростит перевал, как стало ясно позже. Но мы движемся по основному кулуару, затем он переходит в узкий скальный кулуар с тонким льдом на дне (40 гр.; около 70 м длиной). Поднимаемся в связках, через промежуточные буры. Кулуар заканчивается; на гребень вылезаем по несложным скалам (30-40 гр.; около 50 м) в связках попеременно, страховка через выступы. По ск-ос гребню идем вниз на Ю, в сторону седловины. Доходим до первого крупного скального сброса и вешаем одну веревку вниз по скалам к плоскому закрытому леднику Сарычат В (ф. 38). Веревку на петле через выступ сдергиваем с помощью вспомогалки. Скалы разрушены, требуется аккуратность при спуске. Далее спуск в связках, по сн-лд склону до выполаживания ледника. Встаем на обед около 14:00. Идем к седловине и складываем тур на скальном островке в 100 м севернее снежной седловины. Перевал называем Сарычат (2Б; 4920; п/п). Категория перевала может понизиться если при прохождении воспользоваться маленькими ледовыми кулуарчиками на З стороне (см. выше).
Идем в связках вниз по леднику, держась правого борта. Наша задача вылезти на главный хребет для последующего восхождения на пик Крылья Советов (5560). В главном хребте видны две низкие седловинки, расположенные в 100 м друг от друга. Выбираем восточную (4880). Это наиболее простой путь для подъема на гл. хребет (и в Китай) со стороны лед. В Сарычат. Бергшрунд перелезаем попеременно. Много снега, поднимаемся под скалами одновременно через буры (склон 40 градусов, 100-150 м, 2-3 веревки). Седловина снежная, чуть западнее скалы, где и складываем тур. Спуск в Китай ледовый еще веревки на две. Лагерь ставим на седловине.
Набор высоты 330 м (4750-5000-4800-4880).
Пройдено 1,8 км.

16 день

Утром ясно, ветрено. Выходим в 8:30. Движемся в связках одновременно по сн-лд гребня. Доходим до скального жандарма. Скалы до 60 градусов, около 25 м. Первый лезет без рюкзака (0,5 веревки). Далее одновременно по пологому снежному гребню. Маленький скальный жандарм обходим слева по ходу по льду, промежуточные точки - буры и френд. Подходим под скальный бастион пика 5120. Вешаем 1,5 веревки траверсом (С склон). На склоне скалы и тонкий натечный лед. Иногда не получается полностью ввернуть бур. Выходим в ледовый кулуар (40-45 градусов), 2 веревки на бурах вверх и мы опять на гребне. Перекусываем. Дальше по острому сн-лд-ск гребню (10-20 гр, локально 2-3 м до 70 гр.) еще 1 веревка. Страховка на петлях и френде.

Походим к вершинному скальному взлету пика 5120. Скалы достаточно круты, легче траверсом обойти по С склону. 3 веревки траверсом по ск-лд склону (40-45 гр.) под скалами. Натечный лед, страховка на бурах. Затем 1 веревка вверх по ледовому кулуару (45-50 гр.) заканчивающимся несложным 10-ти м скальным камином. Выходим на гребень восточнее пика 5120 около 21:30. Гребень сн широкий, ставим лагерь. На пик 5120 ведет простой сн-лд гребень. За день 9 веревок, плюс работа в связках.
Набор высоты 200 м (4880-5080).
Пройдено 0,6 км.

17 день

Утром туман, видимости нет. Обедаем. Часам к 15:00 развиднелось. Выходим в связках. Гребень, ведущий к массиву пика Крылья Советов - горизонтальный, сн-лд, обрывается карнизами на С сторону. На южной стороне после небольшого склона ледник выполаживается и переходит в широкое снежное плато.
За переход подходим под склоны пика Крылья Советов. Уже поздно и поэтому ставим лагерь в мульде у группы камней. Вечером довольно сильный ветер.
Набор высоты 40 м (5080-5120).
Пройдено 1,2 км.

18 день

Утром холодно и ясно. Выходим в связках около 8:15. Группа Монаенкова при первопрохождении пика Крылья Советов с пер Крылья Советов поднялась примерно в это же место, затем по второму ледовому кулуару вышла под основную вершину, за СЗ-ой предвершиной. Альпинисты поднимались, используя буры, закладки и ск крючья, преодолевая локальные участки 3-4 кат. тр.(альп.) (согласно отчету). Не знаю, как в их кулуаре, но в первом кулуаре, выводящем на СЗ предвершину (5429), до самого верха лед. Поэтому решаем подниматься через предвершину. Поскольку рюкзаки достаточно легкие, то мы взяли на радиальное восхождение все вещи, т.к. за день можно не успеть вернуться.
Вешаем 5 веревок до гребня, выведшего почти к предвершине по льду на бурах (до 50 гр.). Предвершина плоская снежная. Перекусываем. Оставляем вещи. Берем аптеку, ск-лд снаряжение, шоколад и воду.
Группа Монаенкова полнималась на вершину по "внутреннему ск-лд углу" справа по ходу. Это логичный путь подъема. На подъеме они встретили локальные ск участки 5 к. тр. (альп.) (согласно отчету).
По снежному плато подходим к предвешинному взлету. На плато тропежка по колено. Одна веревка горизонтальным траверсом под скалами по лд склону под снование лд кулуара, ведущего на вершину. Еще 2 веревки по ледовому кулуару вверх 40-45 гр.(локально 8 м до 70-80 гр.). Вершина снежная, небольшая, на СВ обрывается карнизом (около 15:00). Отличный вид на пик Рототаева и пик Шмидта, на китайские пятитысячники и на Ю в Китай. С запада надвигаются серые тучи. Тур не нашли, складываем свой на верхних скалах по правую руку (ор) от кулуара. Спускаемся на самовывертывающемся буре. На плато начинается пурга. Следы замело. Доходим до рюкзаков и ставим лагерь в мульде около СЗ предвершины (5429). Очень сильный ветер и снег. У одной палатки при установке ветром сломало каркас и порвало юбку. Чиним и ставим. Ночью пурга. За день 8 веревок вверх и 3 вниз, плюс работа в связках.
Набор высоты 400 м (5120-5429-5520-5429).
Пройдено 1,2 км.

19 день

Утром ясно. Выходим в 9:00. Спускаемся с предвершины к месту вчерашней ночевки (5 веревок, последний с нижней страховкой). Далее по С гребню к пер. Крылья Советов по снежному гребню. В верхней части гребень широкий, глубокий снег. В нижней части гребень (25-30 гр.) ледовый, достаточно острый. Жарко, сильно залипают кошки. Идем в связках одновременно на передних зубьях. Много снега. Доходим до небольших скал. При таком снеге их обходить тяжело. Поэтому вешаем 5 веревок по лд склону (до 40 гр.) вниз на лед. Пальгова. Ледник закрыт. В связках выходим к осыпному склону левего борта и встаем на обед (14:00) Далее вниз по открытому плоскому леднику (движемся по центру) два перехода и встаем на ночь на морене по центру ледника. За день повешено 10 веревок вниз, плюс работа в связках.
Набор высоты 0 м (5429-4100).
Пройдено 8,4 (9) км.

20 день

Утром ясно, выходим в 8:30. Вниз по центральной морене, ближе к языку ледника переходим на склон левого борта. Выходим на террасу с полосой крупного курумника. Затем вдоль воды левым берегом доходим до ур. Джурек. Ставим лагерь 1 км выше устья р. вытекающего из-под лед. Пальгова (около 13:00). Обедаем. Бежим за заброской и к 18:00 возвращаемся.
Набор высоты 0 м (4100-3500).
Пройдено 9,6 км.

5. лед. Григорьева - пер Дружба - (через пик Дружба; 3А; 5330) - лед. Чон-Турасу (Исследователей) - п/з Каракоз Из верховьев лед. Григорьева логично выходить на лед. Чон-Турасу (Исследователей) - самый крупный ледник данного района. Пер Дружба проходится через пик Дружба (5330). Пик Дружба расположен в главном хребте. На СЗ от него отходит мощный отрог в котором расположен пик Данкова (5982) - высшая точка района и пик Джолдаш (Чон-Турасу) (5729). Определяющая сторона - короткий ССВ ск-сн-лд гребень выводящий на лед. Чон-Турасу. Перепад около 550 м.

21 день

Полудневка. Ясно. Выходим около 14:00. Стенкой перебродим р. вытекающего из-под лед. Пальгова. По галечным аэродромам подходим к языку морены лед. Григорьева. По морене идем вдоль бурной грязной реки левым берегом. Вскоре она раздваивается. Мы вынуждены идти вдоль нее прижимаясь к левому борту ледника. Река прячется под лед и мы пересекаем ледник к правому борту. Морена ледника тяжелая, много высоких сбросов и подъемов. У правого рукава вынуждены остановиться на ночь (около 17:00), т.к. воды для брода слишком много.
Набор высоты 200 м (3500-3700).
Пройдено 6 км.

22 день

Выходим в 8:30. Ясно. Реку на леднике переходим посуху, не снимая обуви. Выходим на высокий моренный гребень правого борта и по нему доходим до крупного пр ледника-притока. Приток весь в белых крупных кальгоспорах. Пересекая их приходится одевать кошки. Дальше по морене под З гребнем пика Данкова. Обедаем. Напротив второго пр ледника-притока (Ю склон пика Данкова) выходим на ледник. Здесь он уже почти ровный и плоский. Ледник поворачивает на В, затем расположен несложный ледопад с широкими трещинами. Встаем на ночь перед ледопадом.
Набор высоты 700 м (3700-4400).
Пройдено 9,6 км.

23 день

Ясно. Выходим в 8:30. Ледопад проходим ближе к левому борту, затем зона широких закрытых трещин. Далее по плоскому закрытому леднику держась левого борта подходим к верхним циркам. Обедаем. Погода портится: снег, видимость 200-300 м. К 15:00 появляется видимость. Подходим к пер. Дружба. Взлета как такового нет: только большой бегршрунд. Затем по сн-лд гребню (30 гр.) одновременно поднимаемся на пик Дружба (5330). Вершина снежная, плоская. Видимости нет. Лагерь ставим в 50 м ЮВ вершины.
Набор высоты 930 м (4400-5330).
Пройдено 6,6 км.

24 день

Облачно. Видимость переменная. Выходим в 8:30. На С сторону от вершины свисает карниз (нависание около метра, высона около 3 м). Прокапываем. Далее вниз 7 веревок по широкому ск-лд гребню (до 40 гр.), держась левой по ходу стороны. Страховка на бурах, последний на три такта. Дальше по гребню (25-30 гр.) в связках. Крутой сн-лд участок (около 35-40 гр.; 100-150 м) проходим одновременно на три такта. Внизу небольшой бергшрунд. Гребень выполаживается. Спуск на ледник по СЗ склону (30 гр., 150 м длиной). В связках выходим на открытый ледник под Ю склон пика Альпинист (5462). Около 14:00. Обедаем. Идет легкий снег, облачно. Вдоль склонов пика Альпинист выходим на основную ветвь ледника. Ледник широкий, плоский и открытый. Напротив пика Королева (5816, там где начинается морена и кальгоспоры) переходим в правый карман и через переход ставим бивак. Карман удобный для движения на всем протяжении ледника.
Набор высоты 0 м (5330-4200).
Пройдено 7,8 км.

25 день

Утром ясно и холодно, открывается отличная панорама на пики Джолдаш, Данкова, Альпинист (ф. 59). По карману сбегаем вниз. Обедаем на альпийских лугах в 7 км от заставы, к которой правым берегом идет тропа. На заставе Каракоз 6 бойцов. Нас гостеприимно встречают, кормят картошкой с мясом, свежим хлебом. Вечером за нами приезжает УАЗик.
Набор высоты 0 м (4200-3200).
Пройдено 21 км.

Выезд

Выезжаем с заставы около 6,30. В 17,00 мы уже купаемся в Иссык-Куле, а к 19 часам оказываемся в Караколе.

6. Выводы и рекомендации

- Благодаря особенностям рельефа и орографии данный район подходит для планирования маршрутов любой категории сложности.
- Маршруты на хр. Кокшал-Тау логично связывать с акклематизационной частью на Борколдое
- Лучшее время для походов и восхождений - июль, август. Однако, следует учитывать, что погода в районе очень переменчива, а в сентябре в долинах может выпасть снег.