Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о горном походе IV категории сложности по северному Памиру (Заалайский хребет)

Руководитель группы: Никоноров Алексей Геннадиевич
Телефон: 582-16-59

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5957

Содержание
Общие свдения о походе
Сведения об участниках
График похода
Введение
Техническое описание маршрута
Описания перевалов
           - Шивее (н/к; 3666)
           - 3 пингвина (1Б; 4247)
           - Ожиданий (2А; 4625)
           - Таш-Мачет (2Б*; 4896)
           - УГТЭ (2Б; 4992)
           - Сурхангоу (2Б; 5252)
           - Кызылкуль (1А; 4273)
Организация выезда
Приложения: точки, записанные GPS

Общие сведения о походе

Вид туризма горный
Категория сложности IV
Протяженность активной части 166 км
Без учета радиальных выходов 141,5 км
Сроки проведения 19 VII 2003 - 2 VIII 2003
Район Северный Памир, Заалайский хребет, западная часть
Определяющие препятствия 8 перевалов
н/к - 1
1А - 1
1Б - 2
2А - 1
2Б - 2
2Б* - 1
Нитка маршрута киш. Шивее - р. Шивее - р. Саз-Джайлоо - пер. Шивее (н/к; 3666) - долина р. Кечюу-Суу - безымянный ледник - пер. 3 пингвина (1Б; 4247) - л. Кечюу-Суу - пер. Ожиданий (2А; 4625) - л. Кёль-Дук - пер. Таш-Мачет (2Б*; 4896) - п. Купол (1А; 5013) - л. Сурхангоу Ц. - пер. УГТЭ (2Б; 4992) - л. Сурхангоу В. - пер. Сурхангоу (2Б; 5252)- л. Кызылсу Ю. - долина р. Кызылсу - цирк пер. Льва Пучкова (радиально) - пер. Кызылкуль (1А; 4273) - р. Кызыл-Куль - киш. Шивее - пос. Дараут-Курган

Сведения об участниках

ФИО
Год рождения
Туристский опыт
Должность
Никоноров Алексей Геннадиевич 1960 V ГУ Кавказ
V ГУ Тянь-Шань
V ГР Кавказ
V ГР Фаны
Руководитель
Харчиков Артем Владимирович 1975 III ГУ Кавказ
II ГУ Кавказ
Медик, снаряженец
Аксенов Павел Андреевич 1983 III ГУ Кавказ
II ГУ Кавказ
Реммастер, финансист
Алешина Светлана Николаевна 1975 III ГУ Кавказ
II ГУ Кавказ
Завхоз
Титов Сергей Игоревич 1979 II ГУ Тянь-Шань
II ГУ Кавказ
Фотограф, хронометрист

График похода

Дата и день похода
Участки пути
Характер пути
Пройденный путь (км)
Перепад высот (м)
Метеоусловия
17-18.07 Москва - Ташкент - Ош - Шивее самолет, машина      
19.07 р. Шивее - р. Саз-Джайлоо тропа 15 760 ясно
20.07 пер. Шивее (н/к; 3666) - р. Кечюу-Суу тропа 13 410
-230
ясно
21.07 подход под пер. 3 пингвина альп. луга, морена 3,5 (6) 470 ясно
22.07 пер. 3 пингвина (1Б; 4247) сн. склон. осыпь 1 380
-10
переменно, после 11-00 ясно
23.07 пер. Ожиданий (2А; 4625) закр. ледник, сн. склон, осыпь, откр. ледн. 5 (6) 340
-370
ясно, после 19-00 небольшой снег
24.07 пер. Таш-Мачет (2Б*, 4896) - п. Купол (1А; 5013) закр. ледн., фирн. склон, сн. склон, осыпь 2,5 740 ясно
25.07 подход под пер. УГТЭ сн. склон, закр ледник, морена 5,5 100
-290
ясно
26.07 пер. УГТЭ (2Б; 4992), подход под пер. Сурхангоу закр. ледник, сн-лед склон 6 -60 ясно
27.07 пер. Сурхангоу (2Б; 5252) - лед. Кызылсу Ю. Закр. ледник, фирн. склон, сн. склон, ледопад, откр. ледник 11,5 520
-1150
ясно
28.07 оз. 3700, полудневка откр. ледник, морена 3 -380 ясно
29.07 переправа через Кызылсу, подбор заброски Тропа, курумник, альп. луга, морена 3,5 (12) 400
-100
ясно
30.07 подход под пер. Льва Пучкова морена, осыпь 5,5 810 ясно
31.07 подход к пер. Кызылкуль морена, осыпь, тропа 4 (9,5) 100
-810
ясно
1.08 спуск в Шивее морена, тропа 24 (31) 90
-1720
ясно, вечером пасмурно
2.08 переход в Дараут-Курган дорога 38,5 100 ясно
3-8.08 Дараут-Курган - Ош - Ташкент - Москва машина, самолет      

Итого: 166 км (приводится с учетом коэффициента 1,2)

Без учета радиальных выходов: 141,5 км

Суммарный набор высоты: 5660 м

Введение

Выбирая зимой район похода на этот год, мы решили остановиться на западной части Заалайского хребта (часть хребта к западу от перевала Терсагар). Причин для того было несколько. Во-первых, хотелось наконец-то поехать в Азию. Во-вторых, политическая обстановка в регионе достаточно стабилизировалась (он располагается на территории Киргизии и Таджикистана, граница между которыми проходит по самому Заалайскому хребту), чтобы можно было безопасно поехать нескольким отделениям школы СУ, большинство слушателей которой до этого были только на Кавказе.

С точки зрения горного туризма район очень интересен. Он относительно легкодоступен - при заезде через Узбекистан можно уложиться в сутки. Он малоисследован и редко посещаем, там остались огромные возможности для первопрохождений и первовосхождений. Район относительно невысок, и потому допускает прохождение группами без значительного высотного опыта. Высокая изрезанность района, мощные ледники (самые крупные - Кызылсу и Сурхангоу) и снежники, покрывающие хребет, позволяют проводить технически насыщенные походы 3 - 6 категорий сложности.

Наш маршрут был построен таким образом, чтобы максимально охватить главный ледниковый узел района, являющейся и его силовым центром. Первые походы в район "не решались" пересекать этот узел и ограничивались перевалами в северных отрогах или междуречье Алтын-Дара - Кызылсу.

Для этого в маршрут были включены организация заброски через перевал Кызылкуль в верховья р. Кызылсу. К этой заброске группа должна была приходить после преодоления цепочки перевалов Шивее, 3 пингвина, Ожиданий, Таш-Мачет (через в. Купол), УГТЭ, Сурхангоу. Для того, чтобы забрать заброску было необходимо организовать переправу через реки Кызылсу и Малая Кызылсу. После этого следовала цепочка из перевалов Льва Пучкова и Людмилы. После этого планировалось (в случае наличия времени и сил) провести совместными силами 2-х отделений разведку перевалов, обозначенных на картах номерами 22 с последующим выхдом в Дараут-Курган, однако внезапная болезнь руководителя вынудила нас отказаться от прохождения заключительной и не определяющей части маршрута. Выход с маршрута был осуществлен через перевал Кызылкуль и кишлак Шивее.

Поскольку практически никаких спасательных служб, работающих с альпинистами и горными туристами, на данный момент не существует (все, что есть поблизости, работают в районе пика Ленина и пиков Коммунизма и Корженевской), в целях обеспечения безопасности и возможности проведения при необходимости эффективных спасработ, мы организовали совместный заезд в район трех групп (вместе с нами ехали группы Александра Пурикова и Дмитрия Ремизова). Связь между группами поддерживалась с помощью раций, а при отсутствии связи по рации - с помощью спутниковых телефонов "Турайя", которые были взяты напрокат в компании ТМ САТ (www.tmsat.ru). Преимуществом этой спутниковой системы является малый вес телефона (220 г, вместе с запасным аккумулятором - 300), недостатком - организация спутниковой группировки. Оба спутника в системе висят на геостационарной орбите над экватором, и поэтому высока вероятность, что они будут закрыты какой-нибудь стеной (на практике такая ситуация возникла один раз у группы Пурикова).

Также, на случай тяжелых спасработ с вертолетной эвакуацией, мы оформляли страховку. По совету знакомых страховались в РОСНО. Основные условия были таковы: страховались от несчастного случая на отдыхе, при этом оговаривалось, что мы будем использовать альпинистское снаряжение (за это мы платили 2$ за день, а не 1), так как в противном случае нас заставили бы оплачивать все услуги. Страховка действует на территории СНГ, но не ближе 90 км от места проживания. Иметь при себе полис не обязательно - достаточно знать его номер. При наступлении страхового случая мы обязаны были позвонить по определенному номеру (и тут нам понадобился бы спутниковый телефон), сообщить диспетчеру свое имя, номер полиса и подробно описать ситуацию. Дальше компания должна была решать, какая нам необходима помощь и оказывать ее.

Мы хотели узнать в РОСНО, какая помощь будет предоставлена, откуда в случае необходимости полетит вертолет, и другие подробности организации спасработ, но нам сказали, что помощи будет достаточно, а как она будет организована - их дело. К счастью у нас не было серьезных поводов, чтобы воспользоваться страховкой, но когда в конце похода у нас заболел руководитель (резко поднялась температура), мы решили, что справимся сами, а со страховщиками лучше не связываться - вдруг к чему-нибудь придерутся и заставят платить за оказанную помощь.

И еще. Уже после похода, от других знакомых мы узнали, что в РОСНО любят придираться ко всяким мелочам, лишь бы не платить за оказанную помощь.

Техническое описание маршрута

Всюду в отчете понятия "право" и "лево" понимаются орографически; время указано местное; длина веревки - 45 м.

17-18 июля
Москва - киш. Шивее

Самолетом из Домодедово в 17-10 вылетаем в Ташкент. Через 4 часа полета мы на месте. На узбекских часах - 20-00 (+1 от Москвы). Проходим таможенный контроль, меняем деньги (общественную кассу лучше собрать до прохождения узбекской таможни, чтобы справку об обмене валюты получал один человек, а не каждый участник), встречаемся с товарищами, ехавшими поездом. Около 10 вечера загружаемся в 4 "Нексии" (по 3 человека с рюкзаками в каждую) и отправляемся в сторону узбекско-киргизской границы. Около двенадцати ночи останавливаемся на час и ужинаем в придорожной чайхане. Всю ночь едем и к 6-10 прибываем на границу. По одним данным, переход работает с 6-00 (узб.) до неизвестно скольки (мы не интересовались), по другим - круглосуточно. Переезд до границы обошелся нам в 40 000 сумов за машину (1$ = 970 сумов).

На границе заполняем декларации в двух копиях, пропускаем вещи через рентген. Ставим в паспорт отметки о том что мы выехали из Узбекистана (рекомендуется брать с собой загранпаспорт, потому что из-за этих отметок внутренний становится недействителен). У одного из наших товарищей, ехавшего поездом, не обнаруживается отметки о въезде в Узбекистан - железнодорожные погранцы паспорт в руках повертели, а печать не поставили. Устранение этого недоразумения потребовало 10 минут и 30$.

Переходим границу. На киргизских часах 8-30 (+2 от Москвы). Киргизские пограничники милы и доброжелательны: "Это там, - кивок в сторону Узбекистана, - государственная граница, а у нас - административная". Минут за пятнадцать оформляем регистрацию на пребывание в Киргизии и разрешение на пребывание в погранзоне (если у вас вместе поедут несколько групп, как это было у нас, то надо следить, чтобы на лист бумаги попадали люди из одной группы).

После улаживания всех формальностей нанимаем машины до гостиницы "Ош" (ехать там минут пятнадцать), где нас ждет "Урал" фирмы Dostuck-Trekking. К 11-00 вода-арбузы-дыни-помидоры закуплены, машина заправлена, и мы отправились по Памирскому тракту в Шивее. В 15-00 остановка на обед в придорожной чайхане "Куртук-Ата" (читается Кюртюк-Ата). К 19-00, с небольшими остановками на поснимать пик Ленина - искупаться в лужице, прибыли в райцентр Дараут-Курган, а к 20-30 - в кишлак Шивее. Остановились в доме у Ашира - местного жителя, у которого останавливались все группы, проходившие через это село за последние лет 10.
Стемнело в 21-00.
С момента взлета самолета до заезда в район прошло 25 ч. 30 мин.

19 июля
киш. Шивее - стоянки под пер. Шивее

Встали в 8-00 и к 11-20 сумели собраться, позавтракать, попрощаться и пофотографироваться с местными. Идем по прекрасной тропе вверх по правому берегу реки Шивее до места слияния рек Кызыл-Куль и Саз-Джайлоо (в результате которого и образуется р. Шивее). В половину второго дошли до цели и встретили там троих товарищей, которые заехали в район на 5 дней раньше и занесли заброску за перевал Кызылкуль (1А; 4273). В районе слияния есть два моста через каждую из рек чуть выше точки слияния. Судя по всему, также существует мост или, как минимум, брод через реку ниже точки слияния.
ЧХВ от киш. Шивее до точки слияния - 2 часа ровно.
У слияния рек, на левом берегу р. Саз-Джайлоо летом стоят юрты местных жителей, где мы и остановились, чтобы пообедать, а заодно переждать дневную жару. В 17-00 мы вышли с обеда и отыскали тропу (она начинается от моста через Саз-Джайлоо и идет по ее правому берегу). Около 19-10 подходим к поляне под взлетом пер. Шивее, переходим реку (тропа подводит прямо к очередному мосту) и в 19-15 встаем лагерем.
ЧХВ от точки слияния до поляны - 1 ч. 30 минут.

20 июля
Стоянки под пер. Шивее - долина реки Кечюу-Суу

Перевал Шивее (н/к; 3666) находится в северном отроге западной части Заалайского хребта. Ориентация - восток-запад, соединяет долины рек Саз-Джайлоо и Кечюу-Суу. Оба склона травянистые. С обеих сторон до самой седловины на перевал идет набитая скотогонная тропа.

Встали в 6-00. К 8-40 собрались и по тропе пошли на перевал Шивее (н/к; 3666). В 10-10 уже сидим на перевале.
ЧХВ от лагеря до перевала - 1 ч. 15 минут.
С перевала по тропе уходим вниз. Всякий раз, когда тропа разветвляется, стараемся не терять высоту и уходить налево - в верховья реки Кечюу-Суу. Вскоре тропа теряется, и мы идем без тропы, по-прежнему стараясь поменьше сбрасывать высоту, пробираясь в верховья Кечюу-Суу. Вскоре путь нам прграждает большой сай. Идем вниз вдоль сая, пока не обнаруживаем место, где в него спускается тропа. Переходим сай по тропе и тут же становимся на обед. Время 12-00.
ЧХВ от перевала до сая - 1 ч. 15 минут.

Обед плавно перетек в сиесту, и вышли мы в 16-45. Неторопливо двинулись по тропе в верховья реки Кечюу-Суу, чтобы там встать лагерем, а завтра с утра перейти ее либо по камням, либо, забравшись еще выше, по морене или даже леднику. Минут через 40 после выхода с обеда тропа спустилась со склона на небольшую террасу, пересекла ручеек и пропала. Хотя разведка и обнаружила еще одну тропу на вышележащей террасе, выяснилось, что идти лучше по нижней террасе, так как это позволяет не набирать лишние 50-70 метров, которые потом все равно придется сбрасывать. В 18-30 встаем лагерем на полянке метрах в 100 от Кечюу-Суу, не доходя 1,5 км до ледника. Чистая вода нашлась в небольшой ванночке, метрах в 150 ниже по течению.
ЧХВ от сая до лагеря - 1 ч. 20 мин

21 июля
Долина реки Кечюу-Суу - стоянки под пер. 3 пингвина
Переправа через Кечюу-Суу

Встали в 5-00, чтобы застать низкую воду в реке, и в 7-00 вышли. Через 20 минут обнаружили в реке систему из 3 камней 2х2х1,5м каждый и решили переправляться в этом месте, благо они находились как раз напротив нужной нам долины. С первого камня 2 человека без рюкзаков прыгнули на остров в центре реки и приняли все рюкзаки. Затем на остров перепрыгнули остальные участники. Там все надели рюкзаки и по камням перебрались на левый берег Кечюу-Суу. Переправа заняла 15 минут.

Спустя некоторое время мы подошли к выходу из долины и начали подъем, стараясь держаться ее левого борта. К 11-00 мы вышли в цирк и стали искать место для лагеря, поскольку это была последняя возможность заночевать на траве. Хорошее место нашлось рядом со снежником у правого борта долины.
ЧХВ от лагеря до лагеря - 2 ч. 45 мин.

Перевал 3 пингвина (1Б; 4247). Находится в северном отроге западной части Заалайского хребта. Ориентация - северо-северо-запад - юго-юго-восток. Соединяет западную ветвь ледника Кечюу-Суу (к югу от перевала) и безымянную долину. Взлет с северной стороны представляет собой снежный склон крутизной до 50°. Взлет с южной стороны отсутствует как таковой.

После обеда проводим снежные занятия: топчем ступени, зарубаемся. В качестве практики было решено сходить на разведку перевала 3 пингвина (1Б; 4247) и, по возможности, занести туда часть продуктов (на всякий случай в лагере оставили продукты и бензин на 2 дня) и лишнее снаряжение. В 16-20 группа из 3 человек во главе с инструктором вышла из лагеря. По складкам боковой морены подошли к правому борту долины, прошли по осыпи вдоль борта долины и вышли под перевальный взлет. Взлет представляет собой снежный склон крутизной до 20-25° в нижней четверти, до 50° в середине и до 35° в верхней части.

Осмотрев склон, решили подниматься на седловину метров на 200 восточнее превальной с дальнейшим траверсом до перевальной седловины, так как, хоть эта седловина и выше метров на 30-50, максимальная крутизна преодолеваемого склона в таком случае оказывалась меньше. Косым траверсом, вытаптывая ступени в снегу, поднялись до нижней точки скал, разделяющих седловины. На часах 16-40.

Попробовали подняться по скалам. Скалы несложные, но сильно разрушенные, что доставляет определенные неудобства при лазании. На всякий случай мы решили перестраховаться, и, спустившись к нижней точке скал, пошли вверх по снегу. Во избежание спуска лавин (склон до 50°) мы старались идти ближе к правому краю скал. В 19-30 мы вылезли на седловину, спрятали там заброску и начали спускаться. На перевальную седловину не пошли по причине позднего времени.

Спускались вниз по своим же ступеням, стараясь сохранить их для завтрашнего подъема. На подходах к взлету спускались глиссированием. В 20-45 вернулись в лагерь. Всем выходящим на подобные мероприятия стоит иметь при себе налобные фонарики. Мы вернулись в лагерь в сумерках, минут за 15 до наступления полной темноты. Получасовая задержка на подъеме могла обернуться весьма неприятным спуском с одним фонарем на троих, при том что вообще у нас было по фонарю на человека.
ЧХВ от лагеря до лагеря - 3 ч. 40 минут, из них 1 час - на спуск.
Вечером опробовали спутниковую связь в реальных условиях. Работает!

22 июля
Стоянки под пер. 3 пингвина - стоянки под пер. Ожиданий

Встали в 6-00. Погода неустойчивая: то небо ясное, то из-за хребта выползает облако и затягивает полнеба минут на 15. Иногда из облака идет дождь. Сидим и решаем, стоит ли по такой погоде идти наверх, или лучше просидеть день в лагере. К 10-00 погода разгулялась и мы решили идти. К 10-30 подошли под перевал и к 11-10 по набитым накануне ступеням вылезли на седловину. Оттуда по осыпи спустились на чехол ледника метрах в 50 ниже седловины и метрах в 10 ниже перевальной седловины, прошли по нему метров 200 в сторону пер. Ожиданий, нашли площадки на 2 палатки и встали лагерем. Вода нашлась в ручейке, текущем по л. Кечюу-Суу. Между делом сходили на перевал и сменили записку (снята записка 1985 года от группы ленинградцев под руководством Остроухова). Самочувствие группы неважное (побаливает голова, плохой аппетит) из-за незавершившейся акклиматизации.
ЧХВ от лагеря под пер. 3 пингвина до стоянок на л. Кечюу-Суу - 1 ч. 20 мин.

Пока готовится обед, пользуемся близостью ледника и тренируем изготовление ледовых проушин. После обеда решили повторить вчерашний маневр: разведать путь на пер. Ожиданий (2А; 4625) и занести туда заброску. В 16-40 группа из 4 человек во главе с руководителем вышла на разведку. Мы почти сразу спустились с чехла ледника на закрытый ледник. Шли по левой стороне ледника, однако не сильно прижимаясь к скалам. Как только появились первые намеки на терщины - связались в связки. Четкого пути на перевал с ледника видно не было, поэтому мы начали подниматься на стену левого борта ледника, постепенно забирая левее. Сначала подъем шел по средней осыпи крутизной до 20°, потом хотели пройти по снежному по кулуару, но съехавший по нему у нас на глазах крупный камень убедил этого не делать. Мы быстро пересекли кулуар и оказались на осыпи крутизной до 30°. По осыпи мы дошли до скального пояса (высота 10 м, крутизна до 45°), который двое участников прошли свободным лазанием, а двое - придерживаясь за провешенную веревку. От скал начиналась средняя осыпь крутизной до 30°, которая через 50 метров вывела к скалам, идущим вверх до самого хребта. Слева средняя осыпь сменялась мелкой живой осыпью; также в 100 метрах слева начинался снежный кулуар, ведущий, предположительно, почти до перевальной седловины.

Пока лидер без рюкзака протаптывал ступени в кулуаре, остальные участники закапывали под скалами заброску. В 19-40 лидер, набрав метров 50, вернулся, и мы пошли вниз. Съехав по мелкой осыпи, вышли на снег, спустились до бергшрунда, связались, по снежной пробке перешли берг, съехали по снегу до ледника и по леднику добежали до лагеря.
ЧХВ от лагеря до лагеря - 3 ч. 20 минут, из них 40 минут - на спуск.

23 июля
Стоянка под пер. Ожиданий - стоянка на л. Кель-Дук

Перевал Ожиданий (2А; 4625). Находится в северном отроге западной части Заалайского хребта. Ориентация - северо-восток - юго-запад. Соединяет западную ветвь ледника Кечюу-Суу с ледником Кель-Дук. Взлет с северо-восточной стороны представляет собой снежный склон, перемежающийся скально-осыпными учасиками, с юго-западной стороны - мелкую и среднюю живую осыпь, и выступающие из них скальные выходы.
Выход на перевал Ожиданий

Подъем в 5-00. К 7-30 наконец-то сумели собраться и выйти. Решили, что проще будет подниматься по пути вчерашнего спуска. Вышли на ледник, минут через 10 связались в связки и пошли ближе к центру ледника, оставляя справа внушительные трещины (накануне мы, судя по всему, оставили их слева). Прошли в связках бергшрунд, развязались. В этот момент, чтобы не идти по мелкой живой осыпи, отклонились влево от пути спуска и шли по средней осыпи крутизной до 30°. В 50 метрах под началом снежного кулуара, где вечером лидер топтал ступени, на скальном выходе устроили привал и сходили за заброской. Подобрав заброску, мы пошли по осыпи, оставив кулуар справа. Сустя некоторое время группа разделилась: трое участников вышли на снег, а двое продолжили движение по осыпи. Когда осыпь кончилась, группа воссоединилась и прошла по снегу (до 25°) до осыпи, спускающейся с хребта. Дальше было 2 варианта движения: либо подниматься по осыпи до хребта и идти по хребту до седловины перевала, либо идти траверсом по снегу вдоль кромки осыпи под седловину и там по снегу выходить на седловину. Попробовав оба варианта, мы можем смело рекомендовать второй, так как осыпь оказалась живой, и подъем по ней был очень утомителен. В 11-00 группа вышла на перевал Ожиданий (2А; 4625). На перевале обнаружили 2 тура. В одном из них была записка двух ленинградских команд (руководители Остроухов и Цывалев), ходивших пятерки в 1985 году, а в другом - записка группы Даниила Попова 2002 года.
ЧХВ от лагеря до седловины перевала - 3 часа ровно.

В маршрутной книжке запасным вариантом у нас был записан траверс от пер. Ожиданий до вершины Купол (5013), поэтому сразу по выходу на седловину инструктор с участником отправились на разведку траверса.

Группа разведки прошла траверс примерно на половину длинны хребта и оценила его сложность как 2А. Хребет представляет собой сплошную череду жандармов, основную часть которых можно обойти либо справа, либо слева по полкам. Однако часть жандармов придется преодолевать с навеской перил, особенно при движении с рюкзаками. К несчастью погода не благоприятствовала прохождению траверса: дул сильный ветер, отдельные порывы достигали ураганной силы, и группу могло просто сдуть. Поэтому, когда через 2 часа разведка вернулась на перевал, было решено идти по основному варианту - спускаться в долину на ледник Кель-Дук, с тем чтобы через перевал Таш-Мачет выйти к вершине Купол.

В 13-20 мы начали спуск. С перевальной седловины в сторону ледника Кель-Дук идет скально-осыпной кулуар, середина которого заполнена средней живой осыпью. По ней мы и ехали вниз по склону. Минут через 30 спуска мы начали понемногу забирать влево по ходу движения, потому что ледник в этом месте круто поднимается, и это позволяет оказаться выше на леднике. К 15-40 мы подошли вплотную к леднику. Оставалось только пересечь трещину шириной метров 10, впрочем, забитую снегом из лавинного выноса (склон до 20°). Испытывать прочность снежных мостов никто не хотел, поэтому мы сделали точку на камне и сдюльферяли до ледника. Последний спустился с нижней страховкой.

В 17-00, весьма утомленные хоть и несложным, но очень долгим спуском, мы устроили перекус на леднике. После перекуса немного поднялись по леднику, нашли ровное место без трещин, прикрытое снегом, и к 19-00 встали лагерем. За водой ходили за 200 метров вниз по леднику, по проверенной на отсутствие трещин тропинке.

Кстати, в поисках места для ночевок мы нашли колпачок от баллона казанского газа. Интересно, кто из предшественников ходил на таком?
ЧХВ от перевала до лагеря - 3 часа.

24 июля
Стоянка на л. Кель-Дук - стоянка под в. Купол

Перевал Таш-Мачет (2Б*; 4896). Находится в западной части Заалайского хребта. Ориентация - северо-запад - юго-восток. Соединяет ледник Кель-Дук с западной ветью ледника Сурхангоу. Взлет с северо-западной стороны представляет собой снежно-ледовый склон, пересеченный карнизами и ледовыми сбросами. В связи с этим логичен вариант подъема на середину хребта между перевалом и в. Купол (5013). Это также позволяет легко (1А) попасть на центральную ветвь ледника Сурхангоу или седловину пер. Ионова(3А; 4800).

Подъем в 5-00. Вышли из лагеря в 7-30. По закрытому леднику, в связках, вдоль левого борта ледника к 8-30 подошли под взлет перевала Таш-Мачет (2Б*; 4896). Подъем на хребет между перевалом и в.Купол идет по снежному склону, обрамленному скалами. Крутизна склона до 30° в нижней части и до 45-50° в верхней. Примерно на середине подъема скалы правого борта выступают влево и почти полностью перекрывают снежный склон, оставляя лишь снежно-ледовый кулуар шириной около 30 м и длиной до 100 м. По кулуару, особенно вдоль его левого борта, летят небольшие камни. Плюс ночью выпало немного снега, и теперь снежная крупа неторопливо съезжала с перевала. В свете вышесказанного мы быстро пересекли бергшрунд по лавинному выносу (по совместительству - большому мусоропроводу, по которому снег и камни съезжают на ледник) и сместились вправо, чтобы выйти из-под обстрела. Далее в связках с одновременной страховкой (вообще-то уже хотелось повесить веревку, но пролетающие рядом камни побуждали нас к тому, чтобы как можно быстрее уйти в безопасное место) вышли под скалы справа от кулуара. После привала прошли вдоль скал правого борта кулуара и встали над ними. На часах 11-00.

Поскольку дальше крутизна склона возрастала, а снег уже немного раскис - решили вешать веревки. Лидер лез без рюкзака с двумя ледовыми инструментами, а остальные участники подносили веревки и рюкзак лидера. В результате мы повесили 4,5 веревки и к 18-30 вышли на осыпь под западным гребнем в. Купол (1А; 5013). На наше счастье, при провеске веревок нам всегда удавалось добраться до льда, хотя для этого приходилось прокапывать до полуметра снега. Пройдя немного по осыпи и снежнику (до 15°) вышли на западный гребень в. Купол и встали на нем лагерем. Воду взяли в копанке на снежнике у гребня. Перепад высот от бергшрунда до лагеря составил около 850 м по альтиметру.
ЧХВ от лагеря до лагеря - 10 часов.

На вечерней связи гордо доложили о своих успехах, и теперь получаем поздравления.

25 июля
Стоянка под в. 5013 - стоянка под пер. УГТЭ

Встали в 6-30. Завтрак готовили на воде, запасенной с вечера. Не торопясь прособирались до 10-00. В 10 вышли, траверсом по снежнику обошли с юга в. Купол и остановились на ее юго-восточном склоне. Покрутив карту, сориентировались и по снежному склону, а потом по осыпи спустились на седло пер. Ионова (3А; 4800). На осыпи лучше забрать чуть-чуть влево - там склон положе. С пер. Ионова пошли на юг в связках по закрытому леднику. На леднике сначала шли по центру, затем постепенно сместились к его левому краю, а на левом повороте под в. 4950 спустились в мульду у левого борта ледника и встали на обед на морене, отходящей от склонов в. 4950.
ЧХВ от лагеря до остановки в мульде - 1 ч. 45 мин.

В 15-40 вышли с обеда. По той же морене прошли на восток вдоль склона 4950 и, как только ледник повернул на север, встали на боковой морене у правого борта ледника, текущего из цирка перевала УГТЭ. Здесь мы построили площадки на 2 палатки и кухню (при желании здесь можно построить площадки палаток на 5). Воду брали в ручье, текущем со склона в. 4950.
ЧХВ от стоянки в мульде до лагеря - 30 мин.
По всем ощущениям у нас получилась полудневка.

26 июля
Стоянка под пер. УГТЭ - стоянка под пер. Сурхангоу

Перевал УГТЭ (2Б; 4992). Находится в южном отроге западной части Заалайского хребта. Ориентация - восток - запад. Соединяет две ветви ледника Сурхангоу. Взлет с восточной стороны представляет собой фирновый склон крутизной до 35°, ограниченный слева скалами. Метров за тридцать до седловины, фирн сходит на нет и из-под него выступает мелкая живая осыпь, которая, впрочем, может быть скрыта в снежный год. В нескольких местах на склоне, а также всюду рядом со скалами под тонким слоем фирна лежит лед. Взлет с западной стороны отсутствует как таковой.

Встали в 5-30 и в 7-35 вышли. За час по закрытому леднику в связках подошли под перевальный взлет. В 8-40 начинаем подъем на перевал. По лавинному выносу пересекаем бергшрунд и идем вверх, забирая понемногу влево, стремясь попасть на середину нижнего скального выхода. Попытку одной связки пройти склон в лоб пресек камень, пролетевший вплотную с лидером связки. В принципе склон не очень камнеопасен - за все время подъема мы наблюдали лишь 3 сошедших камня, но после этого случая мы старались все время держаться в тени скал, в стороне от линии схода камней. Пока склон не крутой (до 30°) и под фирном не попадается лед, идем в связках с одновременной страховкой.

Около скал склон становится круче (до 35°, на одном локальном участке - до 45°), и мы начинаем движение с одновременной страховкой через скользящий карабин на буре. Лидеры связок идут под рюкзаками с одним ледовым инструментом каждый. При попытке придерживаться при подъеме за скалы выясняется, что они настолько разрушены, что ничего не стоит отломить от "монолита" внушительный кусок. К 11-20 первая связка вышла на перевал. Всего было использовано 15 буров (надо учитывать, что мы шли в коротких - 12-15м - связках). На перевале снята записка группы Попова 2002 года.
ЧХВ от лагеря до перевала - 3 ч. 30 минут.

В 12-30 начали спуск вниз. С перевальной седловины по снежному склону спустились на закрытый ледник. В связках дошли до слияния этого ледника с восточной ветвью ледника Сурхангоу. Около слияния спустились в мульду у левого борта ледника и встали на обед на морене у правого края мульды. На часах - 14-50. В этом месте мы нашли площадки под как минимум 2 палатки и кухню.

В 16-40 вышли с обеда и начали подъем на восточную ветвь ледника Сурхангоу. Основная часть ледника открыта, однако встречаются места, покрытые снегом. Сначала шли по морене вдоль правого борта ледника, затем вышли на ледник. Шли в связках, так как, хотя ледник в этом месте открытый, он достаточно сильно разорван. Вскоре ледник перешел в закрытый. Глубина снега постепенно возрастала, и когда мы стали проваливаться по колено, решили больше не мучаться, вытоптать площадки и встать лагерем. На часах 18-30. На этой стоянке нам в первый и, как потом выяснилось, в последний раз пришлось топить воду из снега. В 19-30 наблюдали мощный ледовый обвал со стены левого борта ледника.
ЧХВ от седловины перевала до лагеря на л. Сурхангоу - 4 часа.

27 июля
Стоянка на леднике Сурхангоу - стоянка на леднике Кызылсу

Перевал Сурхангоу (2Б; 5252). Находится в южном отроге западной части Заалайского хребта. Ориентация - восток - запад. Соединяет восточную ветвь ледника Сурхангоу с южной ветвью ледника Кызылсу. Взлет с западной стороны представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 25-30°, упирающийся левой стороной в скалы, вдоль которых идет мульда. В верхней части склон переходит в наклонное (до 15°) фирновое плато. С восточной стороны взлет представляет собой 70-метровый снежный склон (около 45°), над которым почти вюду нависают снежные карнизы. Также при прохождении верхней части ледопада ледника Кызылсу, необходима провеска двух веревок.

Встали в 4-30 и в 6-30 вышли из лагеря. К 8-30 в связках по центру ледника подошли под перевальный взлет. Мы поднялись по левой стороне склона примерно до середины и, пересекая бергшрунд по лавинному выносу, косым траверсом вышли к мульде. После этого прошли по мульде метров 100, вышли из нее и дошли до седловины. С седловины мы приспустились в мульду с другой стороны перевала и устроились на привал. Осторожно! на дне мульды находится замерзшее озерцо, лед на котором (как выяснилось) не держит человека с рюкзаком. На часах - 9-45. Снята записка группы Пурикова, прошедшей здесь накануне.
ЧХВ от лагеря до седловины - 2 ч. 15 минут.

B 10-30 начали спуск. Выйдя из мульды, прошли 30 метров влево и повесили 2 веревки на спуск. Стараемся работать быстро, так как с перевала в сторону спуска висят большие карнизы, а внизу видны следы обвала одного из них. Вторая веревка закончилась как раз немного ниже бергшрунда. После этого спустились по снежнику на южную ветвь ледника Кызылсу, прошли в связках по ее центральной части, сместились к правому борту и оказались перед ледопадом. На ледовых проушинах повесили 2 веревки по склону ледопада, прошли немного вниз и встали на леднике ближе к правому краю для уточнения дальнейшего маршрута движения, а также на обед. На часах 16-10.
При сильной заснеженности перевала можно попробовать спуститься левой стороной ледопада, так как она более пологая, но у нас она была вся в открытых трещинах.
ЧХВ от седловины до стоянки под ледопадом - 4 часа.

Посланная на разведку связка пересекла ледник, вышла на боковую морену левого борта ледника, по карману этой морены дошла до поворота ледника на северо-восток, но, пройдя примерно половину пути от поворота до впадения центральной ветви ледника Кызылсу, оказалась зажата между конгломератным склоном и сильно разорванным левым краем ледника, не допускавшим даже беспроблемный выход на ледник. Вернувшись в 18-30 в лагерь, разведка рекомендовала путь вдоль правого борта ледника.

В 19-00 двинулись вниз по леднику. Поскольку ледник был открытый, шли без связок. Нам удалось пройти по центру ледника, и лишь несколько раз трещины вынудили нас отойти к правому борту. После поворота ледника на северо-восток мы стали смещаться к левому краю ледника, поскольку впереди у слияния южной и центральной ветвей ледника виднелась срединная морена, на которой мы хотели заночевать. Однако в 20-30, когда до темноты оставалось около 20 минут, морена виднелась в полукилометре впереди, а разорванность ледника стала возрастать, мы решили ночевать на леднике. Нашли не очень кривое место, ледорубами выровняли его и поставили палатки. Воду брали в ручье, в соседней трещине.
ЧХВ от стоянки под ледопадом до стоянки на леднике - 1 ч. 30 минут.

28 июля
Стоянка на леднике Кызылсу - стоянка на озере

Встали в 7-00. В процессе сборов обнаружились любопытные последствия стоянки на открытом леднике - из одной палатки было вылито литра 3 воды. Впрочем, благодаря правильной укладке вещи не промокли (пенки, сидушки, фонарики - не в счет). К 9-45 собрались и вышли из лагеря. В кошках, но без связок пошли по центру ледника, прижимаясь постепенно к его левому краю, миновали впадение центральной ветви ледника. Когда разорванность ледника возросла настолько, что несколько раз пришлось возвращаться, чтобы перебраться через трещины, вышли на покровную морену у левого борта и больше на ледник не возвращались. Выйдя на морену, прошли вдоль ее правого края (у левого края и по центру, особенно в районе впадения северной ветви ледника Кызылсу, морена более разорванная, встречаются ледовые обрывы высотой до 20м), около двух приметных камней (5 и 15м в высоту) перешли на левый край морены, спустились в карман, прошли по карману, вышли к озеру и встали у озера лагерем. На часах 11-45. Поскольку палатки поставили у русла ручейка, текущего из-под морены, во избежание неприятностей в случае дождя мы их окопали.
ЧХВ от лагеря на леднике Кызылсу до стоянки у озера - 1 ч. 45 минут.
На сегодня у нас была запланирована полудневка, и мы замечательно отдыхали на озере, однако в середине дня выяснилось, что руководитель заболел. У него поднялась температура до 39,8 C. После обследования медик выдал ему жаропонижающее.

29 июля
Стоянка у озера - стоянка у слияния Кызылсу

Встали в 5-00. У руководителя температура 38,4°, но у нас практически кончились продукты, и поэтому решено двигаться на переправу к заброске. Сегодня нам предстоит переправиться через р. Кызылсу и ее правый приток, текущий с ледника Малый Кызылсу, в районе их слияния. Мы собрались, наполовину разгрузили руководителя и к 6-30 вышли из лагеря. Обойдя озеро с левой стороны (можно и с правой, но так короче), нашли тропу и по тропе начали подниматься по правому берегу Кызылсу. Когда минут через 50 подошли к курумнику, тропа оборвалась (видимо, раньше она проходила рядом с обрывом, а потом берег подмыло, и часть тропы обрушилась в реку). Разведчики, ходившие тут накануне, посоветовали нам подняться вверх по склону, а потом идти по курумнику траверсом с небольшой потерей высоты. Так мы и сделали. К 8-00 прошли курумник и спустились на тропу, а к 8-10 вышли к слиянию Кызылсу и ее правого притока.

Несмотря на засушливое, по словам местных, лето и достаточно ранний час (считается, что Кызылсу можно переходить до 9 утра), обе реки были настолько полноводны, что даже переправа выше точки слияния была непростой. Чуть выше слияния нашелся камень высотой метров 5, нависающий над рекой, через который было решено пустить веревку для переправы людей. Метрах в 50 выше этого камня нашлось место, где 2 самых прыгучих участника сумели переправиться через приток Кызылсу (при этом ниже по течению стояло 2 точки страховки). Мы уже успели натянуть веревку, когда на левом берегу Кызылсу показались охотники на лошадях. После недолгих переговоров охотники согласились перевезти нас, чем сильно облегчили нашу жизнь, так как переправа через саму Кызылсу представлялась несколько сложнее, чем через приток.

После этого мы прошли по тропе вверх вдоль Кызылсу, миновали ледник, текущий из цирка пер. Льва Пучкова, и на красивой полянке между ручейком и пятидесятиметровым каньоном Кызылсу, с видом на пик Корженевской, встали лагерем. На часах 10-00.
ЧХВ от лагеря на озере до лагеря у р. Кызыл-Су - 2 ч. 30 минут.

В 11-00, оставив руководителя (температура 38,4°) в лагере, мы пошли вверх по долине р. Кызылсу за заброской, лежавшей в районе озер в верховьях Кызылсу. За 40 минут прошли по тропе от лагеря до первого "стадиона" - плоского пространства, окруженного моренами, на котором к вечеру разливается Кызылсу. На "стадионе" мы перешли на правый берег Кызылсу, подошли к моренному валу, и, не найдя тропы (она начинается чуть левее крупного - 2 м высотой желтоватого камня, если смотреть с нижнего конца "стадиона") пересекли его практически в лоб, пройдя мимо миниатюрных озер, и вышли ко второму "стадиону". Там мы забрали заброску. На часах 12-10.
В 13-20 пошли обратно и к 14-10 вернулись в лагерь.
ЧХВ от лагеря до заброски - 1 час ровно, обратно - 50 минут.

Так как подойти под перевал Льва Пучкова, особенно с потяжелевшими рюкзаками, мы уже не успевали, а дальше таких удобных стоянок на траве больше не предвиделось - мы решили устроить полудневку.

30 июля
Стоянка в долине р. Кызылсу - стоянка под пер. Льва Пучкова

Встали в 6-00. У руководителя температуры нет, поэтому решено попробовать подойти под перевал Пучкова. Собрались, наполовину разгрузив его, и в 8-20 вышли. По траве подошли под левый борт долины Кызылсу и оттуда вышли на край правой морены безымянного ледника, текущего из цирка пер. Льва Пучкова. Сначала шли по морене, а когда возник выбор: выходить на ее гребень или же идти по карману между гребнем и правым бортом долины, - выбрали карман, и не прогадали. До 12-30 шли по карману правой морены и лишь потом вышли на ее гребень.
Вид от ледника, ведущего к перевалу
Льва Пучкова, на ледник Кызылсу

Надо отметить, что в кармане морены встречается много мест, где можно встать лагерем. При этом иногда между камней даже будут попадаться коврики какой-то растительности.

С гребня мы увидели отрог с осыпными склонами (до 30°) и двумя группами скальных выходов, отходящиий от правого борта долины и преграждающий дальнейший путь. Правый край отрога, увенчанный первой группой скальных выходов, упирался в правый борт ледника. Вторая группа скальных выходов делила склон отрога на 2 части: левую, более простую для восхождения, но ведущую неизвестно куда, и правую, зажатую между двумя скальными выходами, более крутую, но ведущую, очевидно, на тот же ледник. Мы подошли под левую группу скальных выходов и устроили там привал, чтобы переждать дневную жару, а заодно пообедать. На часах 14-15. Воду брали в ручье, текущем в сае, который пересекает отрог слева направо.
ЧХВ от лагеря до места обеда - 3 ч. 45 минут.

Вышли с обеда в 16-20. Мы решили рискнуть: пройти по левой части склона отрога, и не прогадали. За гребнем отрога начинается достаточно плоская морена, лежащая несколько выше ледника. По этой морене, а когда она кончилась - траверсом осыпного склона правого борта долины дошли до поворота ледника на северо-восток и встали лагерем на повороте - как раз напротив перевала Льва Пучкова (2Б; 5050). На часах - 18-30.

Удалось найти хорошую стоянку, где мы сделали площадки на 2 палатки и кухню, расширяемые при необходимости до площадок на 3 палатки. Воду брали в ручейке рядом с лагерем.
ЧХВ от места обеда до лагеря под пер. Льва Пучкова - 1 ч. 30 минут.

31 июля
Стоянка под пер. Льва Пучкова - стоянка над вторым "стадионом"

Встали в 5-00. Температура у руководителя опять поднялась до 38,4°. Посовещавшись, мы решили выходить в Шивее. В 7-50 начали спуск. Шли тем же путем, что и накануне, только отрог решили пересечь в другом месте - между скальных выходов. В этом месте склоны отрога были покрыты средней местами живой осыпью, по которой было достаточно удобно спускаться, но никак не подниматься. Однако мы спустились по склону слишком низко, и нам пришлось пересекать сай в том месте, где у него были конгломератные склоны. Пересечение сая в другом месте было неудобно из-за необходимости траверсировать живую осыпь. К 12-00 вышли обратно в долину Кызылсу и встали на полянке чуть выше нашего позавчерашнего лагеря, чтобы переждать жару, а заодно пообедать.
ЧХВ от лагеря до места обеда - 3 ч. 40 минут

В 16-20 продолжили свой путь и пошли к озерам в верховьях Кызылсу, рассчитывая дойти до того места, где у нас лежала заброска, пройти еще немного в сторону перевала Кызылкуль и там заночевать. Шли так же, как и два дня назад, с той разницей, что хребет между "стадионами" мы пересекли не в лоб, а по тропе. Выйдя ко второму "стадиону", мы прошли метров 100 вдоль его восточной стороны, поднялись на холм и встали лагерем. За водой ходили к озерам в хребте между "стадионами".

Весь день в рации были слышны переговоры группы Пурикова, которая лезла на пик Снежный Барс. Около шести часов они наконец-то взошли на нее, с чем мы их тут же поздравили.
ЧХВ от места обеда до лагеря - 2 ч. 20 минут

1 августа
Стоянка над вторым "стадионом" - киш. Шивее

Перевал Кызылкуль (1А; 4273). Находится в западной части Заалайского хребта. Ориентация - север - юг. Соединяет долины рек Кызыл-Куль (с севера) и Малая Кызылсу (с юга). Взлет с северной стороны представляет собой пятидесятиметровый снежный склон, ограниченый с обеих сторон скальныи выходами, переходящий в скально-осыпные, а потом травянистые склоны подходов к перевалу. С южной стороны взлет как таковой отсутствует, подъем идет по морене, которая в снежный год может быть прикрыта снежником. С северной стороны почти до самой седловины перевала идет тропа.

Встали в 7-00. К 9-45 собрались и вышли из лагеря. Сначала спустились к "стадиону", прошли примерно до середины вдоль восточного края, а оттуда взяли курс на середину северной границы "стадиона", пересекая попутно (перепрыгивая по камням) встречающиеся речки и ручейки - притоки и рукава Кызылсу. Вышли на морену северной границы стадиона, прошли по ее левой стороне, вышли к моренному валу перед перевалом Кызылкуль (1А; 4273), и по неглубокому желобу, начинающемуся в правой части вала, вышли на перевал. Записку не меняем - все равно ее сменили наши товарищи, заносившие заброску (снята записка московской группы под руководством Саид-Галиева, ходившей здесь в 1979 году).

Спуск с перевала начинается на снежнике чуть левее скал, по которому мы спустились глиссированием, и продолжается по тропе, идущей по правому берега ручья (истоки р. Кызыл-Куль), текущего с перевала. Далее путь идет по тропе. Примерно за 2 километра до соединения с долиной р. Тер-Аши, незадолго до того как река уходит в неглубокий каньон, тропа теряется. В этом месте стоит перейти по камням на левый берег реки Кызыл-Куль. По левому берегу идет еще одна тропа (выше по течению стоят первые юрты). Примерно через 40 минут после перехода реки мы подошли к месту слияния долин. Летом там стоят киргизские юрты, в одной из которых мы остановились на обед. На часах 14-00.
ЧХВ от стоянки над вторым "стадионом" до точки слияния долин - 3 ч. 35 минут

В 17-10 мы наконец-то сумели распрощаться с гостеприимными хозяевами и пойти дальше. Рядом с юртами обнаружился мост через реку Тер-Аши. По нему перешли на правый берег этой реки и по тропе побежали вниз, к киш. Шивее. Через 45 минут были у слияния рек Кызыл-Куль и Саз-Джайлоо и вышли на тропу, по которой в начале похода подходили под перевал Шивее. В 19-45 вошли в Шивее.
ЧХВ от точки слияния долин до киш. Шивее - 2 ч. 20 минут.

Выясняем, что автобус теперь из Шивее не ходит и нам предстоит добираться до Дараут-Кургана пешком. В попытке уменьшить завтрашний переход идем до полной темноты. Ночуем ниже Шивее. Как мы и ожидали, источников чистой воды найти не удалось - пользуемся водой, набранной заранее в селе.
ЧХВ от киш. Шивее до лагеря - 1 час ровно

2 августа
Стоянка у Шивее - Дараут-Курган

Утром встаем в 7-00. Температура у руководителя невысокая, но на всякий случай разгружаем его наполовину. Выходим в 9-00. Идем по дороге в надежде поймать попутку, однако встречаются только мотоциклисты. Одного из них выручаем 1,5 литрами бензина. В 13-00 встаем на сиесту, попутно обедаем. В 16-30 выходим и идем до темноты. В 21-30 приходим в Дараут-Курган и начинаем искать гостиницу. В первой найденной гостинице нет хозяина. После получаса поисков удается найти и устроиться в другой (ул. Чолпонбаева, 37) за 25 сом с человека в день (1$ = 45 сом).
ЧХВ от стоянки у Шивее до Дараут-Кургана - 8 часов.

Организация выезда

В Дараут-Кургане с помощью хозяина гостиницы договариваемся насчет машины (нам достался ГАЗик), и в 11-00 уезжаем в Ош. При договоре с водителем надо точно называть, куда вам надо в Оше, так группа Саши Пурикова была вынуждена доплатить за переезд от автовокзала до гостиницы, так как: "Ош - это автовокзал". Поскольку из-за болезни руководителя нам пришлось закончить поход раньше намеченного, у нас оставалось несколько дней до самолета, которые мы решили провести в Оше. Там мы поселились в частной гостинице у Виталия Жукова и Лады (ул. Фрунзе, 40) (5$ с человека в день, есть баня). Лада, прекрасный лектор, провела для нас несколько замечательных экскурсий по Ошу и Узгену.

Вечером 6-го августа мы сели в "Газель", доехали до границы с Узбекистаном, перешли границу, наняли машины, и поехали в Ташкент. Вечером 7-го сели в самолет и рано утром 8-го были в Москве.

Приложение. Точки, записанные GPS

Система координат - WGS 84

Точка
Широта
Долгота
Высота
киш. Шивее 39° 27,182' 71° 55,259' 2468
стоянка перед пер. Шивее 39° 22,526' 71° 53,541' 3224
пер. Шивее 39° 22,346' 71° 52,174' 3634
стоянка перед пер. 3 пингвина 39° 19,069' 71° 50,284' 3869
пер. 3 пингвина 39° 18,625' 71° 50,114' 4249
пер. Ожиданий 39° 18,18' 71° 49,41' 4579
стоянка на л. Кель-Дук 39° 17,652' 71° 49,483' 4213
начало провески веревок на пер. Таш-Мачет 39° 17,513' 71° 50,229' 4758
стоянка под в. Купол 39° 19,069' 71° 50,284' 4950
пер. Ионова 39° 17,378' 71° 51,095' 4869
место обеда перед пер. УГТЭ 39° 16,78' 71° 51,114' 4664
пер. УГТЭ 39° 16,821' 71° 52,416' 5001
стоянка под пер. Сурхангоу 39° 15,717' 71° 53,917' 4705
пер. Сурхангоу 39° 15,931' 71° 54,925' 5221
стоянка на л. Кызылсу 39° 15,749' 71° 58,861' 4073
слияние Кызылсу и Малой Кызылсу 39° 21,931' 71° 59,722' 3930
стоянка у пер. Пучкова 39° 17,531' 72° 3,629' 4809
пер. Кызылкуль 39° 21,896' 72° 0,794' 4186

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:



















































































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100