Фаны - 2004
Даешь полную победу российского туризма на Памиро-Алае!

Автор -
Владимир Геллер (Тольятти)

Началось все с того, что самолет в Москве задержали на 12 часов.
Нет, началось все с того, что Олегу было некогда планировать лето. Руководить ему лень, пятерку подбирать некогда, район выбирать неохота. И, вообще, сессия провалена с треском, один экзамен на осень остался, какие к черту горы! А потому не больше, чем на месяц. А об остальном пусть у начальника голова болит.
А начальник стар, толст и ленив. И поэтому ходить старается в Фаны. Во-первых, хорошая погода. Правда, начальник еще не разу не попадал в Фаны, чтоб без дождей, снегопадов и прочих прелестей, но все равно. Все же говорят - Фанские горы, хорошая погода. Во-вторых, есть фирма знакомая, что в Фанах альплагерь свой имеет. Это не такой лагерь, как в советские времена по всему Союзу были, а ма-а-аленький такой альплагеричек, но все-таки. И встретить могут, и довезти. В общем, как всегда, подогрели, обобрали. Опять же, начуч знакомый и туристский опыт при выпуске учитывает. Фирма, конечно, деньги хочет, но с деньгами у начальника проблем нет. А с ленью - есть. А главное, начальник в Фанах каждый камень знает. И что под этим камнем в каком году зарыто. И что не вырыто!
В общем, начальник пару писем по мылу написал, о чем-то с женой пошушукался, и вынес решение - Фаны в августе! А что идти, по ходу разберемся.
Но тут к начальнику пермяки подкатили. Типа, у нас соревнования крутые, рогейн называются, приезжайте, не пожалеете. Ну, начальник сроки и подвинул. Так, чтоб на рогейн успеть. Потому вылетали мы 22 июля. Готовиться начали, соответственно девятнадцатого. Потому, как если бы времени больше было, уехали бы раньше. Подготовка свелась к тому, что народ собрался в Москве и все купил. То, что с собой не привезли. Народа к тому времени осталось трое: начальник, Олег и доктор.
Доктор никогда от походов не отказывается. Ему все равно практика нужна. А то в городе только переломы, вывихи и сотрясения мозга. А у нас и обморожения, и ожоги, и отравления, и альпинисты попадаются, да чего только не бывает. Самое оно квалификацию повышать.
Правда, доктору отпуск только с первого августа дали. Но он же человек простой, даже очень простой, догонит. А узбеки свою таможню потом починят. Ей, все равно, ремонт давно нужен.
Короче, купили все, что надо - и в аэропорт. Приехали, как идиоты, ни свет, ни заря, а в Домодедово - хоть шаром покати. Только грустные питерцы разгуливают: самолет задерживают хрен знает насколько. Из-за того, что авиакомпания "Энкор" есть, а самолетов у нее нет. Начальник-то устроен не сложнее доктора. Выцепил представителя авиакомпании и маленько с ним погутарил. По-дружески, без большого наезда. В итоге авиакомпания начальника и Олега кормила и поила. А заодно и питерцев, не бросать же коллег по горному цеху. А пока народные массы ели, в Самаре на самолете надписи о принадлежности меняли, чтобы гостиницу массам не предоставлять. В общем, как начало темнеть, улетели.
Намечались, было, проблемы с перегрузом, но уговорить местных девочек не взвешивать двадцать четыре рюкзака - не бог весть какая проблема. Если уметь уговаривать. Ну и весы сломать вовремя и незаметно. На самом деле их никто не ломал. На них Олегин рюкзак поставили и тут же шум подняли, что весы сломаны. Не может же нормальный человек столько на спине нести. Столько и ишак не может. Ишак-то и вправду не может. А Олег может, но в аэропорту этого никто не знает. Они только нормальных людей видели. Потому рюкзаки больше не взвешивали, а вес со слов записали. Перегруза, естественно, не обнаружилось, и мы, наконец, улетели.
В Худженте приземлились в пять утра. У трапа сержант милиции встречает. У всех документы спрашивает, со всех деньги берет. Начальника увидел, в улыбке расплылся, разве что елей из ушей не текет. "Отдыхать едете, товарищ майор. Сколько вас человек, товарищ майор. Проходите, пожалуйста, товарищ майор". И прямым ходом, в обход очереди, таможни и паспортного контроля, за рюкзаками и на выход. Начальник сам прибалдел. Он под видом майора через Худжент раньше не ездил. Через Душанбе ездил. И через Самарканд - Педжикент. А через Худжент - нет. Но от халявы кто же отказывается. Все турье халяву любит. Да и альпинеры еще ни разу не отказывались. Все проскочили, кто в самолете летел. К встречающим и на трассу.
А дальше - просто. Единственно, каждому менту по дороге бумагу предъявить, что начальник в Тольятти нарисовал. Типа сборная УВД городского по ляпинизму. Едет, куда вздумается, гуляет сама по себе, лучше не трогай. Менты и не трогали. Понимают.
К вечеру до лагеря добрались. Разбудили киевлян громким криком "ОМОН Тольятти, предъявите документы", и давай знакомиться....
Из палатки вылезли два почти голых мужика и полностью, до пуховки включительно, одетая девушка. Пуховка вносила некую дисгармонию с температурой окружающей среды, но в настоящей женщине обязательно должна быть тайна.
Еще хуже было радостное известие, что к нам скоро присоединятся одесситы. Что и произошло. Действительно скоро. По мере знакомства с группой начальник сперва просто мрачнел, а потом (атеист и нехристь) начал креститься. Олег, до этого принципиально не ругавшийся, за день начал выдавать фразы из репертуара владивостокских грузчиков. На второй день обзавидовались бы не только грузчики, но и мастера с конвейера ВАЗа. Если б слышали.
Потом приехали одесситы, и Олег, с полного одобрения начальника, сбежал с москвичами на пик Алаудин.
Начальник остался. Его трудно было пробить отсутствием носков, ботинок, теплой и штормовой одежды, и даже приличного спальника. А уж одесская семья из Леши - гренадера (рост два метра, вес сто десять килограмм, жира не грамма, на подъемах не тянет абсолютно) и двух его жен (третью потерял по дороге) начальника вообще не взволновала. Добила его надувная подушечка, с которой главная одесская жена готова была расстаться только после смерти.
Начальник обзавелся дрыном. Именуемый в цивильном мире альпенштоком, сей продукт древесно-металлургической промышленности, применялся, в основном, как средство руководства. В результате, некая часть знаний в головы представителей незалежной Рохляндии все-таки была вбита. И украинская часть группы, получив после успешного завоевания великого звания значка свою долю сублиматов, была отправлена погулять по озерам. С чем, к величайшему удивлению всего лагеря, успешно справилась.
Тем временем Олег успешно сбегал на пару вершинок и, к всеобщему удовлетворению, коварно украл у москвичей девочку Олю. Из-за чего после приезда доктора нас стало четверо. А это - уже группа. Можно совершать подвиги! Начальник радостно спихнул бразды правления Олегу.
И началось... Олег, уже слегка заразившийся альпинизмом (но не настолько, чтобы ежедневно принимать теплый душ с прямой доставкой воды из ближайшего ледника), внимательно сосчитал число вершин, оставшихся ему до второго разряда, и число дней до отъезда. За каким хреном ему нужен разряд по альпинизму, он не знал, но поскольку второе число было немного больше первого, Олег спокойно пошел выпускаться.
Начуч лагеря, начальник и хозяйка в одном лице, естественно, объяснила зарвавшемуся ребенку, что нормальный альпинист таким темпом ходить не может. Ну не умеют, оказывается нормальные альпинисты ни ходить по две вершины в день, ни бегать по горам по пятнадцать дней без отдыха, ни перетаскивать рюкзаки по 12 часов подряд. Приведенные аргументы окончательно убедили Олега в осуществимости его плана, поскольку само слово "нормальный" Олег с пяти лет считал оскорблением.
За два часа при помощи карты и перечня вершин был сверстан маршрут, органично объединивший туристскую переноску тяжестей по перевалам и альпинистскую привычку залезать на все, что торчит поблизости. К хозяйке был откомандирован начальник, на правах старого знакомого договорившийся о зачете всего, на что залезем. А заодно о спасотряде, если залезем не туда, куда надо, и не сможем вылезти самостоятельно. И мы пошли доказывать преимущество туризма на поле противника.
Это было нечто! Олегов план был осуществлен с небрежной элегантностью. Не считая того, что начальник на большинство вершин не лазил. Потому что у него здоровья не море Лаптевых. В отличие от ООО (доктор - тоже Олег).
Конечно, были мелкие накладки. Но мелкие. Ну, перепутали на Олегин день рождения полочку на Фагиторе и вместо 3Б пошли первопрохождение чего-то неклассифицированного с двенадцатью веревками пятерочного лазания и восемью дюльферами, из коих три отрицательных. Ну, словили в этой заднице холодную ночевку. Ну, протащили через эту хрень приблудившуюся питерскую альпинистку Машу, коя невинно собиралась этой троечкой закрыть разряд. А что можно ожидать, если человеку 19 лет исполняется в пятницу, тринадцатого? Когда ему тринадцать исполнялось, еще и не такое было. Здесь же, между прочим, в Фанах. Но ведь прошли. Начальник, правда, в базовом лагере чуть не поседел, пока они полку метр на полметра на четверых делили, а Олег у доктора в ухе ботинком ковырялся. Но не поседел же. И инфаркт не словил, когда Олегину каску после восхождения рассматривал. Точнее, дыры в ней. Только весь спирт выпил. Так что, все нормально. Ну, решила какая-то муха у Оли в глазу потомство свое вывести, и доктор всю ночь из глаза червяков иголкой выковыривал. Так выковырял же. Червяков. Глаз оставил. Не стоит обращать внимание.
Главное - удовольствие. А какими глазами на нас смотрели девочки из новичкового отделения Свердловских сборов и литовской тройки!
Финишировали впритык к праздничному ужину, тщательно подготовленному для нас местным населением. Местное население нас уважает, потому что мы сами уже почти местные, и потому, что у них родственники в Тольятти работают, а начальник каждое лето почтальоном подрабатывает. Если бы местные еще умели мясо нормально готовить, им бы цены не было. Но есть на праздничный ужин баранину по-шендеровски…. Зато арбузики, когда их много… да под водочку….
А утром - на машину и до дому. Точнее, до дому одного пацана из Чкаловска, которого несчастная судьба в этом году занесла на Грушу и бросила в цепкие лапы начальника. Переночевали - и в аэропорт. Наученная горьким опытом, авиакомпания задержала рейс всего на два часа. Меньше они не умеют. Местные правоохранители пытались склянчить какие-то бабки, не слишком настырно, больше для поддержания чести мундира. Начальникова бумага и наглость действовали безотказно. Еще в Домодедово попытались заиграть начальников дрын, но такие штучки с ним уже 30 лет не проходят. Так что, дрын и бабки остались при нас, а мы - на свободе.
Вот и все. И на рогейн мы успели. Но это уже другая история.