Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о пешеходном туристском походе I к.с. по Карелии

Дата: 21 июля - 03 августа 2002 г.

Руководитель: Сергеев Т.В. (МО, Красногорский р-н, п. Нахабино)

Содержание

1. Оглавление
2. Справочные сведения о походе
3. Характеристика района и маршрута похода
4. График движения
5. Техническое описание маршрута
6. Картографический материал
7. Сведения о материальном оснащении группы
8. Выводы и рекомендации
9. Краеведческое задание (Исследовательско-познавательная работа на маршруте)

 

2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

  1. Учреждение: ДТДиМ на Миуссах
  2. Район похода: Карелия
  3. Вид туризма: Пешеходный
  4. Категория сложности: Первая
  5. Нитка маршрута: ст.Сегежа - Шалговаары - оз. Маслоозеро - Тумба - Ахвинламби - Сегежа
  6. Протяженность: ___ км.
  7. Сроки похода: 21 июля - 03 августа 2002 г.
  8. Продолжительность активной части: ___ ходовых дней
  9. Маршрутная книжка: № 177-04/1-119
  10. Состав группы:
Список группы Г.р. Туристический опыт Обязанность в группе
1.  Сергеев Тимофей Владимирович 1980 1у Архангельская (лыжи); 2р Белое море (парус) Руководитель
2.  Дюран–Гассела Ирина Вячеславовна 1976 3 ст.У. Лен.обл. Зам. руководителя
3.  Мазин Алексей 1991 3 ст.У. Лен.обл. Командир
4.  Аракчеева Евгения 1990 3 ст.У. Лен.обл. Завхоз
5.  Германов Иван 1990 3 ст.У. Лен.обл. Завпрод
6.  Грузина Антонина 1991 3 ст.У. Лен.обл. Метеоролог
7.  Грузина Александра 1992 3 ст.У. Лен.обл. Краевед
8.  Купцова Мария 1990 3 ст.У. Лен.обл. Реммастер
9.  Мищенко Лидия 1990 3 ст.У. Лен.обл. Штурман
10. Мищенко Вера 1991 3 ст.У. Лен.обл. Фотограф
11. Пенькова Ольга 1990 3 ст.У. Лен.обл. Хронометрист
12. Хилков Сергей 1990 3 ст.У. Лен.обл. Медик

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

3.1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТУРИСТСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЙОНА

Поход по маршруту: ст.Сегежа - Шалговаары - оз. Маслоозеро - Тумба - Ахвинламби - Сегежа проходит по северной части территории Медвежегорского района Карелии. Среднее удаление от Москвы к северу около 1100 км, удаление к югу от Северного полярного круга - около 100 км. Маршрут проходит между железной дорогой "Москва - Мурманск"и "Москва - Костамукша".

Географическое положение определяет ряд природных особенностей, влияющих на организацию и проведение туристических походов по данной территории:

- положение на восточной окраине Скандинавского полуострова, перекрытого ранее ледником, определило наличие вытянутых преимущественно с северо-запада на юго-восток, озовых (песчаных) гряд, которые приходится пересекать на нашем маршруте; в этом же направлении вытянуты и озёра, болота, находящиеся в межгрядовых понижениях. Такой рельеф обеспечивает достаточно короткие и относительно крутые подъёмы и спуски, чередующиеся с сырыми низинами. Перепады высот небольшие и являются незначительным естественным препятствием на пути пешеходных туристов.

- положение на небольшом удалении от полярного круга определяет достаточно низкие температуры воздуха и воды летом, что требует наличия у туристов запаса теплой одежды, ограничения купания. Средняя температура июля составляет: +14. (При этом температуры зимы: -11 позволяют проводить здесь лыжные походы со школьниками).

- близость к Атлантическому океаны, тёплому течению, господство западных ветров приводят к частому выделению осадков с летним максимумом. Годовая сумма осадков ~550 мм. Высокая влажность, "дождливость" требуют позаботиться о запасе одежды на случай промокания, тентах, герметичности хранения продуктов. Необходимо принять в расчёт заболоченность территории, порою сложность с выбором места стоянки.

- большое количество осадков, преобладание водоупорных горных пород способстуют обилию рек и озёр, что даёт оперативный простор для водных туристов. Озера Карелии древнеледникового происхождения, для которых типично обилие островов, что создает возможности для организации "робинзонад", школ "выживания". Для "пешеходников" реки - серьёзная преграда. Переходить их желательно с применением верёвочных перил, шестов. Многие реки порожисты. Реки таят опасности и при купании. Начинаясь из болот, они имеют тёмную воду, скрывающую от глаз дно, где могут находиться затопленные стволы деревьев. Купание в реках и озёрах требует соблюдения всех мер безопасности. Ныряние - недопустимо! Относительная экологическая чистота района позволяет использовать воду рек и озёр для питья. Водоёмы - это и источники рыбы (окунь, щука, плотва, форель). Преодоление болот требует соблюдения безопасности: переход с шестом-щупом, первый - на командной страховке. При этом болото - источник морошки - летом и клюквы - осенью. В конце июля много черники. Собирать ее можно до осени.

- положение территории в таёжной зоне дарит туристам сложности ориентирования в густом таёжном лесу, обилие дров, богатство грибов (подосиновики, подберёзовики и др.), ягод (черника, брусника, голубика). В сухую погоду, леса - места повышенной пожароопасности, что требует аккуратного обращения с огнём. Даже в сырую погоду хвойные леса могут воспламениться.

Таким образом, географическое положение района похода определило его великолепные туристические возможности для проведения пешеходных, комбинированных (пеше-водных), водных, лыжных походов 1-2 к/с. Район интересен для туристов-краеведов - исследователей природы. Экологическое состояние позволяет укрепить здоровье и полноценно отдохнуть.

По этим местам проходит легендарная "лыжня Антикайнена" (поход красноармейцев в 1922 г.), связаны эти места и с событиями 1939-1944 гг. Так что походы по этим местам интересны и с исторической точки зрения.

Кроме того, выезд с маршрута через Мурманск или Петрозаводск позволяет познакомиться с этими городами, хозяйством территории, посетить краеведческие музеи.

Использованы материалы: В. Симакова

3.2. ПУТИ ПОДЪЕЗДА И ВЫЕЗДА С МАРШРУТА

Участок пути Вид транспорта Время отправления Время прибытия Время в пути
Москва – Сегежа Поезд № 16; № 382; 0–30; 20–45 20–52; 18–25 20–22; 21–40
Сегежа – Москва Поезд № 15; № 381 10–46; 12–07 06–54; 10–55 20–08; 22–48

Составила Мищенко Лидия

От города Сегежа до начала маршрута выбраться общественным транспортом невозможно. (было). Дальше нужно нанимать машину и ехать на ней до точки начала маршрута. Транспорт же ходит от станции Медвежегорск. Рейсовый автобус через Шалговаары до Маслозера.

3.3. СВЕДЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАБРОСКИ ПРОДУКТОВ НА МАРШРУТЕ

Организовать заброску продуктов на маршрут можно следующим образом:

Доехав до пос. Шалговаары можно легко договориться с местными жителями о выделении машины, или в местном лесхозе. Один из руководителей и 1-2 участника на машине развозят заброски, подготовленные в Москве: продукты в полиэтилене, герметично упакованые. На месте забросок мешки заваливаются камнями, которые всегда есть в достатке возле дороги. Заброска производится по 2-м точкам (смотри схему на стр. 5). Организация забросок потребует около 6 часов.

Произведя заброску руководитель присоединяется к группе.

3.4. ЗАПАСНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ ВАРИАНТЫ МАРШРУТА

Маршрут составлен таким образом, что в случае неготовности группы или аварийной ситуации в первые два дня группа может легко с него сойти (Дорога - Шалговаары-Кузнаволок, дер. Лазарево, пос. Маслозеро). И на последней части пути (Тумба-Ахвенламби) группа, в случае экстренной ситуации, может легко эвакуироваться, предварительно договорившись (отправив руководителя с одним-двумя участниками) в пос. Ахвенламби. Ко всему прочему в пос. Ахвенламби и Шалговаарах есть телефоны, по которым можно связаться с Сегежей. Теоретически по ним можно связаться и с Москвой, но у нас этого не получилось.

На самом трудном участке пути (Маслозеро-р.Тумба) эвакуировать раненых можно озером. Но гонцам придется расстараться. 1. Реально поймать или рыбаков или туристов на р.Тумбе (у моста), реально встретить рыбаков на Сидрозере (Тумасозеро и Кердано). Хотя это и не самый надежный выход.

3.5. СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ

На маршруте есть музеи в г. Сегеже (в здании библиотеки, у светофора). Недалеко от маршрута - пос. Паданы. В сельском клубе есть комната, где собраны интересные материалы по бригадному походу партизан 1942 г. И еще некоторые материалы о войне. Специально для Вас директор проведет экскурсию.

3.6. СВЕДЕНИЯ О МАГАЗИНАХ

Магазины есть в поселках: Шалговаары, Маслозеро, Паданы, Сегежа и Волдозеро (рядом с Сегежей). Хлеб продается в ограниченом количестве везде.

3.7. АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ПСС, ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Петрозаводский головной ПСО:

185021, Петрозаводск, Пограничная ул., д.19, Бойко А. В. тел. 8 142 - 74-69-31, 8 142 - 77-74-63, факс: 8 142 - 77-78-31

Туристских организаций в районе похода нет.

3.8. СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ МАРШРУТА

Активная часть маршрута пройдена согласно заявленному графику и без отклонений от запланированной нитки. За исключением четвертого маршрутного дня (оз. Маслозеро -выс. 195.1). При подготовки маршрута мы не очень точно определили местоположение этой высоты, надеясь, что найдем ее по геодезической вышке. Но со времени нашего последнего визита в эти места вышки сгнили и развалились. Тем не менее, при разговоре с местными мы достаточно точно определили местоположение высоты и скорректировали наш маршрут. Незначительно, в сторону облегчения. Высота оказалась в пяти километрах от предполагаемого нами заранее места.

Благодаря сложившимся хорошим отношениям с местной администрацией мы договорились о встречи нас машиной у бараков Тумбы. Для этого мы 29-гозакончили маршрут у п. Тумба, 30-го руководитель с одним участником (Мищенко Лидой) дошли до п. Ахвинламби (практически налегке) где созвонились с пос. Шалговаары, подтвердили выход к Тумбе (ночевали в Ахвинламби). 31-го выехали с машиной в лагерь, потом - в Шалговаары. В Шалговаарах нам предложили съездить в Паданский музей. Для этого нам выделили машину (лесхоз) на 1-е августа. Понимая, что мы должны дать о себе знать мы пытались первого числа связаться с Москвой по телефону. Но связи не было. Местные нам сказали, что так бывает часто. Мы надеялись дать телеграмму второго из Сегежи.

Второго августа нас выбросили на ГАЗеле в г.Сегежу. К сожалению почта там работала только до 18. Мы не успели. Мы купили билеты на поезд, и ушли из города, чтобы переночевать в лесном масиве. Утром, перед отправкой на поезде, мы отправили телеграмму из Сегежи с опозданием.

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

4.1. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дата Участок пути Км*. Ход. время, ч.–мин.* Определяющие препятствия Способ передвиж.
20–21. 07 Москва – Сегежа       поезд
21.07 Сегежа – Шалговаары       машина
22.07 Шалговаары – оз. Елмозеро (Черная ламба) 11 2–05 Пеш.
22.07 Черная ламба – «переправа» – Черная ламба 5 0–55 Тайга – по старой просеке Пеш.
23.07 Оз. Елмозеро – р. Волома 14 6 – 10 Тайга – по просеке, переправа. Пеш.
24.07 р. Волома – Маслозеро 17 4 – 10 Очень старая просека, болото. Пеш.
25.07 Маслозеро – Выс. 195.1 20 6 – 05 тайга, болота, переправа по бревну. Пеш.
26.07 Дневка      
27.07 Выс. 195.1– р. Тумба 10 2–35 Ручьи – по бревну с шестом, лесные дороги Пеш.
28.07 р. Тумба – приток оз. Кяльгъярви 18 4–45 Ручьи – по бревну с шестом, лесные дороги. Пеш.
29.07 приток оз. Кяльгъярви – разр. Пос. Тумба 16 3 – 50 Ручьи – по бревну с шестом, лесные дороги Пеш.
30.07 Дневка. Руководитель с одним участником дошел до Ахвинламби и вызвал машину.        
31.07 Машина вывезла в Шалговаары        
1.08 Съездили в Паданы. Посетили музей        
2.08 Выбросились в Сегежу.        
3.08 Поезд в Москву.        
4.08 Приезд в Москву        

Итого за 8 ходовых дней 111 км за ход. Время 30часов 35 мин

4.2. ТАБЛИЦА МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЙ

Дата Время t°C Направление ветра Вид облачности Осадки
22.07 9–00     П  
14–00     ПС  
19–00     ПС  
23.07 9–00     Дождь
14–00     СД Дождь
19–00     СД Дождь
24.07 9–00 18 Ю–З ВС  
14–00 25 Ю–З ВК  
19–00 24 Ю–З КД Дождь
25.07 9–00 16 Ю–З ВС  
14–00 18 Ю–З СД  
19–00 19 З ПК  
26.07 9–00 17 З ПК  
14–00 20 З ПК  
19–00 19 З П  
27.07 9–00 19 Ю–З ПК  
14–00 21 З ВК  
19–00 20 З ВС  
28.07 9–00 18 С–З ВС  
14–00 22 С–З П  
19–00 23 С ПК  
29.07 9–00 21 С–З Я  
14–00 25 С–З Я  
19–00 20 З ПК  
30.07 9–00 18 Ю–З Я  
14–00 23 Ю–З Я  
19–00 20 Ю–З ПК  

Вид облачности:

  • Я - отсутствие облачности
  • П - перистые
  • ПС - перисто-слоистые
  • ПК - перисто-кучевые
  • ВС - высоко-слоистые
  • ВК - высоко-кучевые
  • КД - кучево-дождевые
  • К - кучевые
  • СК - слоисто-кучевые
  • СД - слоисто-дождевые
  • С - слоистые

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

5.1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

22. 07. 2005. Шалговаары-Черная ламба 1 ходовой день

До Шалговаар нас довезла ГАЗель от г. Сегежа. От Шалговаар (поселок, есть магазин, даже телефон, лесхоз). Отошли порядка километра и переночевали на берегу озера. Утром, встав пораньше, тронулись в путь. По дороге от пос. Шалговаары на север по дороге Паданы - Маслозеро дошли до памятника Девушкам - партизанам, погибшим в бригадном походе. N 63°31.592' E 033°12.565'

От него повернули на север, по дороге Паданы - Кузнаволок. Через 6 км. Своротка на С-В. Грунтовая дорога. Колея просматривается хорошо. Лет 10 назад здесь еще ездили машины. Дорога ведет до Черной ламбы. Мы решили встать не на самом Елмозере, а на Черной ламбе, т.к. все равно возвращаться. В итоге поставили лагерь у отметки N 63°34.890' E 033°13.170'

После обеда налегке сходили на место переправы бригады через Елмозеро. Сфотографировали памятник. N 63°36.086' E 033°14.588

Дорога четкая. С другой стороны от Черной ламбы кто-то по ней иногда ездит. Через Черную ламбу мост разрушен, но пройти можно.

Вернулись к ужину. За это время руководитель с Мазиным А., договорившись в поселке, сделал заброску продуктов на маршрут. (см. карту) Это сильно облегчает нашу ношу.

Место лагеря на Черной ламбе нам известно давно. Хорошая площадка. Много грибов и ягод, сухой берег. Дров много. Нельзя купаться, т.к. мелко, и дно илистое. Зато рыба ловиться буквально на голый крючок. Купаться можно на Елмозере, если не лениво пройтись пару километров.

Ходовое время - 3 часа. Пройденное расстояние: 16 км.

23. 07. 2005 Черная ламба - р.Волома 2 ходовой день.

От места ночлега на Черной ламбе выходим в 9-00.

Идем WNW Северным берегом Питькалампи старой заросшей лесной дорогой. Временами она теряется. Заросли очень густые, идти тяжело. Удаляемся от берега, идем таежным лесом по GPS. На западной окраине озера переходим ручей по сохранившемуся мостику. Странно, дорога заросла, а мост еще цел, хотя и в плохом состоянии.

Далее идем в сторону Кузнаволока по улучшенной грунтовой дороге. Собираем грибы. Порядка 3 км. Потом сворачиваем на тропинку на W. В точке с координатами N 63°35.942' E033°07.415'

Порядка двух км. Тропинка уверенно ведет нас в сторону оз. Хожозера. Потом достаточно круто поворачивает на юг. На север тропы нет. Идем по GPS. Обходя Хожозеро с Севера попадаем на огромную болотину. Идем со слегами по болоту 200 м. потом по заболоченному лесу. Около ручья - притока Воломы натыкаемся на мост. N 63°36.653' E033°02.009' След того, что дорога была, но заросла. Идем по дороге в сторону р. Воломы примерно 5 км. Выходим к реке. В наличии следы очень старой переправы. Очень старого моста. Дорога подходит к берегу и продолжается на другой стороне.

Устраиваем переправу в точке с координатами N 63°36.856' E032°58.770'. Зам.Руководителя переправляется вплавь и крепит веревку на другом берегу. Остальные натягивают веревку, страховку. Переправляемся по веревке, сдергиваем ее. Когда переправляются последние ужин уже готов. Ширина реки составляет примерно 45 метров. У нас три веревки по 55 м. Нам повезло, что взяли с запасом.

Ходовое время: 5-10 пройденное расстояние: 14 км

24. 07. 2005

р.Волома - Маслозеро 3 ходовой день

От места ночлега у р.Волома выходим 10-10.

От места ночлега идем 180° по старой дороге 2 км. Дорога идет по заболоченной местности, порою полностью теряется. Это такое же болото. Скорость очень низкая, Как таковой дороги не существует, иногда угадываются в болотине две колеи. Мост через приток Воломы цел, что приятно удивляет. Дорога меняет свое направление, мы идем 270° 1 км. Через километр дорогу окончательно теряем. Идем напрямик, через заболоченную равнину, по GPS к дороге и лесу у д.Лазарево, к точке с координатами N 63°35,152' E032.58.057' . Далее идем по дороге 180° 1 км к деревне. Деревня Лазарево жилая. От деревни идем на юг по улучшенной грунтовой дороге к Маслозеру. Дорога легкая, так что мы отдыхаем после трудного утреннего перехода. Дорога вокруг Маслозера тоже хорошая и приятная. У NW оконечности озера нас ждет заброска. В Маслозере кое-что докупили. В том числе хлеб на ужин и завтрак. Дальше понесем сухари.

Разбиваем лагерь в точке (где была заброска продуктов) N 63°31,895' E032.46.910'. Место чудесное. Чистый берег, песок. Вдоль берега лежат бревна, напоминание о недавнем лесосплаве. (Озеро было ужасно загажено, уже несколько лет, как сплав по северным рекам, молевой сплав леса, запрещен. Озеро стало заметно чище.).

Вечером вода была теплая, купались. Вода прозрачная, и песочное дно медленно уходит в глубину.

Утром вода холодная, и желающие искупаться выбегали на берег через одну минуту купания.

Чистое ходовое время: 5-10 Пройденный путь: 17 км.

25. 07. 2005 Маслозеро - выс.195.1 4-й ходовой день

От места ночёвки вышли в 10-05.

Идем на W по улучшенной грунтовой дороге. В какой-то момент (через 4 км) дорога слишком круто уходит к Северу. Она определенно не совпадает с дорогой как на карте, так и в памяти GPS. Принимаем решение - идти наперерез водораздел. Спускаемся, пересекаем ручей и идем на юг 2 км. Пересекаем ручей в том же месте, где, согласно карте, его пересекает тропа. В этом месте есть старый полуразвалившийся мостик. Идем на юг еще километр и выходим на необозначенную ни на карте, ни на GPS улучшенную грунтовую лесовозную дорогу. Жаль, что она нам не по пути. Продолжаем движение на юг по азимуту. Видим издали безымянную ламбушку, идем по прежнему на юг. Через два километра сворачиваем на запад, что бы подойти к р.Сидра у отметки 152.

Подходим к реке в точке N 63°28,892' E032°40.467'. Ширина ее около 20 метров. Через реку лежит достаточно много деревьев. Почти все они не подходят для переправы. Через полчаса находим одно дерево. Первый идет на командной страховке, с шестом. Навешиваем перила и идет вся команда, потом сдергиваем перила.

Готовим обед.

После обеда выходим на W. Обходим огромное болото. Через километр сворачиваем на S. Цепляем самую кромку болота. По открытому месту идти приходиться метров 50, но болото в этом месте не представляет никакой сложности. По прежнему идем S. Попадаем на огромные вырубки, местами уже заросшие. Через 6 км. Выходим к цели нашего похода: выс. 195.1.

Местность не узнать. На месте старой вырубки поднялся лес. Растут кедры, посаженные нашей группой в 1988 г.

Очень долго ищем памятник. Около часа бродили по высоте, искали хоть что-то. Даже решили, что ошиблись, и это не та высота. Но нашли и памятник, и место стоянки недалеко от ключа.

Памятник находиться в точке с координатами N 63°26.474' E032°39.141';

стоянка: N 63°26.453' E032°39.728'

Пройденный путь: 20 км. Чистое ходовое время: 5 ч. 5 мин.

26. 07. 2005 Высота 195.1 Дневка

На дневке группа занималась:

- Провели анализ подготовки похода;

- Починка снаряжения;

- Выполнением краеведческого задания;

- Мылись и стирались.

- Подрезали подлесок вокруг памятника, наметили насечками тропу от дороги к памятнику.

27. 07. 2005 Выс. 195.1 - р. Тумба 5 ходовой день.

От места ночлега выходим в 9-20.

Выходим на дорогу аз. 180° 200 метров. Идем по старой лесной дороге в направлении 135° 4 км, потом дорога поворачивает в сторону 200°, идем по ней, надеясь перейти по мосту приток тумбы, вытекающий из озера Киви. Подходим к реке. Мост смыт, и стоит ниже по течению метров на 50, развернутый почти вдоль реки. Но им вполне реально воспользоваться. И мы пересекаем реку по мосту в точке с координатами N 63°24,394' E032°41.379. идем по аз. 180° и выходим на более крупную лесную дорогу. По такой уже может проехать машина, но не всякая. Идем вдоль дороги по аз. 110°, обходим большое болото. На болоте водятся цапли, или еще какие-то большие птицы. Через 2 км. Дорога поворачивает в направлении 190°, и через 2 км идет вдоль порожистой реки Тумбы. Встретили туристов-водников из Киева. Хоть грибов в этом году мало (по Карельским меркам) мы их уже видеть не можем, а Киевляне их и не ели толком. Мы же соскучились по рыбке, т.к. до сих пор, с Черной ламбы много поймать не смогли. Не ловиться она на нашем пути. Мост через Тумбу в плохом состоянии. Его кто-то поджигал. Пересекли реку по нему, примерно в точке с координатами N 63°23.023' E032°42.612. Здесь нас ждет вторая заброска и ночевка.

Пройденный путь: 10 км. Чистое ходовое время: 2 ч. 05 мин.

28. 07. 2005 р. Тумба-приток оз. Кальгъярви 6 ходовой день.

Один из самых легких ходовых дней. Дорога достаточно в хорошем состоянии. Т.к. погода стояла сухая - луж и ручьев не много, по дороге могут ездить машины. Остается только одно - вовремя свернуть, чтоб не попасть в Суккозеро.

Идем по дороге генеральным курсом 180°.

Поворот в точке с координатами N 63°18,544' E032°40.792'.

Идем по дороге генеральным курсом 90°

Разбиваем лагерь в точке с координатами N 63°18.280' E032°47.282'.

Речка - ручеек. Пока шли вдоль дороги набрали много грибов. Дров много. Место - влажное. Сухая приличная полянка нашлась в 30 метрах от ручья.

Пройденный путь: 18 км. Чистое ходовое время 5 часов 25 минут

29. 07. 2005 приток оз. Кальгъярви-быв. Пос. Тумба 7 ходовой день.

Собирались без спешки и вышли в 10-15. Шли по лесной дороге. Сначала ген. Направление 110° 3 км., потом (от развилки) ген. Направление 45° 3 км. Потом 330° (тоже от развилки) около 8 км. И в направлении 90° еще 2 км. Встали на берегу оз. Унутозеро. В точке с координатами

N 63°22.377' E032°52.905'.

На всем протяжении дороги чувствуется, что иногда здесь проезжают машины. Крупные ручьи и вымоины засыпаны валежником. В сложных для проезда местах есть объезды. Здесь очень много лосей и птицы. Рябчиков в особенности.

Пос. Тумбы нет. Есть пара разрушенных бараков. В этой точке заканчивается наш маршрут.

Пройденный путь: 16 км. Чистое ходовое время 3 часов 50 минут

30. 07. 2005 быв. Пос. Тумба Дневка.

По сути своей - этот день был дневкой. Все отдыхали, кроме руководителя и одного участника (Мазин А.). Вдвоем, выйдя в 11 часов из лагеря, к 18 вечера дошли до пос. Ахвенламби. Откуда можно позвонить. Как мы и договаривались с Лесхозом - нам дали машину на 31 июля, чтобы вывезти нас в Шалговаары. Идти назад нет никакого желания. Нас зазвали в гости знакомые, и мы с удовольствием переночевали в пос. Ахвенламби.

31. 07. 2005 Тумба-Пос. Шалговаары Выход с маршрута

В 8 утра пришла машина, в 9 мы были в лагере. Недолгие сборы, и в 13 дня мы были в Ахвенламби. В пос. Паданы узнали о нашем приезде и стали зазыват в музей. Даже машину достали. Это означает, что мы опоздаем с сообщением о своем выходе с маршрута на сутки, т.к. с Москвой связи нет.

С Шалговаарским лесхозом договорились о машине на 2 августа, чтобы выбросили нас в Сегежу. Они же дали возможность съездить в Паданы в музей 1 августа с утра.

1.08. 2005 Пос. Шалговаары-Паданы-Шалговаары Выход с маршрута

Как было договорено с лесхозом - нас свозили в Паданы на Лесхозовской машине вместе с рабочими. Мы провели там день, и вечером вернулись с этой же машиной обратно. С Москвой связи по прежнему нет.

2.08. 2005 Пос. Шалговаары-Сегежа Выход с маршрута

Машину, обещанную лесхозом, прислали за нами в 14 часов. Приехали в Сегежу только в 17-30. Опоздали на почту и телеграф. Купили билеты на поезд на утро 3-го августа. Переночевали на берегу Линдозера. С запада от г. Сегежа. Ужасный город. Вечная вонь от Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, и грязная вода. Купаться не хочется. Берем воду из ручья.

2.08. 2005 г. Сегежа-Москва Выход с маршрута

С утра дали, наконец, телеграмму в МосГорСЮТур. Сели в поезд. Конец маршрута.

6. Картографический материал

Карта маршрута

7. СВЕДЕНИЯ 0 МАТЕРИАЛЬНОМ ОСНАЩЕНИИ ГРУППЫ

7.1. СПИСОК СПЕЦИАЛЬНОГО СНАРЯЖЕНИЯ

Специальное снаряжение на данном маршруте должно обеспечить:

  • надежное ориентирование в тайге
  • безопасное преодоление водных преград - рек и болот

Для выполнения этих задач необходимы:

  • Компаса - 2-3 шт.
  • в качестве карты - атлас Карелии двухкилометровый - 2 штуки
  • Копия партизанской карты (плохая, лучше мы нашли в музее в Паданах)
  • Обвязка с блокировкой у каждого. На самом деле обошлись бы и четыремя.
  • Рукавицы - 15 пар.
  • Веревка основная 55м. 12 мм. -3 шт. Думали, что с запасом, оказалось - впритык.
  • Веревка вспомогательная 60 м. 8 мм. - 1 шт. (использовали на сдергивании)
  • Карабины муфтовые, полуавтоматы - 15 шт. личные + 3 групповые

7.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СНАРЯЖЕНИЯ

Настоящий маршрут предполагает использование снаряжения, обеспечивающего помимо безопасности и надежного ориентирования, непромокаемость.

Оптимально использовать легкие палатки, желательно из парашютной ткани, с хорошими тентами.

Необходим костровой тент не менее 5х5м. с большим количеством точек крепления с каждой стороны, что позволит использовать его в любых условиях /расположение деревьев, форма площадки и т.п./. Растяжки предпочтительнее иметь большой длины /по 4-6 м./, что позволит легко приспособить его к любым точкам крепления на деревьях или на земле.

Готовить пищу на газовых или бензиновых плитках и примусах мы считаем глупостью в условиях тайги. У вас всегда под рукой дрова, а тащить продукты и снаряжение приходиться, в условиях ненаселенки, и так много.

Весьма важно иметь средство от комаров. Мы использовали детский "Москитол". Хоть и дорогое, но не сильно вонючее средство.

Личное снаряжение должно содержать комплект запасной одежды (на случай промокания), теплые вещи. Личное снаряжение должно храниться в полиэтиленовых пакетах (каждая вещь + общий вкладыш). Рекомендуем при любой возможности просушивать снаряжение.

Из общих рекомендаций можно отметить:

  • снаряжение должно быть исправным, проверенным в Подмосковье, регулярно обслуживаться и ремонтироваться,
  • снаряжение всегда должно быть сухим, что препятствует гниению ниток,
  • сушить на солнечном свету, при первой же возможности.
  • снаряжение должно быть равномерно распределено между участниками с позиций веса и объема.
  • аптечка должна храниться в самом доступном месте.

7.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

С подготовкой продуктов для похода в Карелии необходимо подойти тщательно. Расщитать и проверить раскладку в подмосковных походах.

Покупать продукты целесообразнее в Москве, т.к. в Сегеже, или в Медвежегорске, или друугом пункте прибытия к маршруту у Вас будет много других проблем, чем покупка продуктов, а в магазинах на маршруте выбор, хоть и богаче, чем был в былые годы, но все же ограничен.

Упаковывать рекомендуем в маленькие полиэтиленовые пакеты, впоследствии обмотаные скотчем, что и герметично, и экономно по весу и объему. Целесообразно отмерить порции заранее, и упаковать соответственно, но скотч - одна из самых полезных вещей на маршруте.

Мясо. Без него - тоскливо. Брать надо тушенку на первые едки, до начала маршрута, и на две едки в заброску (ужин и следующий обед). На остальное время брать сублимированое мясо. Покупать сублимированое мясо - нецелесообразно. Оно не вкусное, и дорогое. Куда приятнее и дешевле купить хорошего мяса, и приготовить сублимат самостоятельно. Лучшее мясо - голень индейки. IMHO использовать такое мясо нужно с бульонными кубиками, т.к. оно теряет вкусовые качества.

Хлеб так же ненужно нести на маршрут. Лучше приготовить сухари. Если вам удастся прикупить хлеб в местных магазинах - у вас будет приятный запас сухарей.

Увы, правила облегчения веса требует не использовать сгущенку, отказаться в пользу сухого молока. Но в заброску мы клали несколько банок, да и в деревнях покупали.

Грибы могут быть в одних местах и полностью отсутствовать в других. Кроме того, их урожай зависит от погоды. Из ягод (морошка и черника примерно с середины июля до 10 августа; брусника: после 10 августа) получаются великолепные компоты, морсы, чаи. Хороши и свежие ягоды с концентрированным молоком. Ягоды хорошо добавлять в молочные каши, что придает им своеобразные вкус и цвет.

Рыба водится во всех проточных озерах, в реках. Окуни и щуки - основа хорошей ухи. Для нее можно взять перец и лаврушку. Но наличие ухи всегда зависит от умения рыбаков. Окунь берет даже на манку. Щука - на живца и блесны.

Таким образом , 3-х разовое питание из своих запасов и подкормка должны компенсировать расход энергии на движение по тайге. Жажду можно утолить из любого проточного водоема (кроме пристанционных!), добавив в воду сухие соки, лимонную кислоту и т.д.

Неизвестные растения и грибы в пищу употреблять опасно.

8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

На традиционном итоговом обсуждении похода маршрут признан удачным, ибо он:

Мы прочитали книгу Гусарова "за чертой милосердия" и прошли по местам о которых говориться в книге. В следующем году есть желание пройти по другой части маршрута бригады Григорьева.

Посмотрели те памятники, что встретились нам на пути, где было необходимо - посекли поросль, проложили тропы.

маршрут содержит все виды препятствий, возможные в данном районе (движение по тайге азимутом, преодоление бурелома и горельника, переправы ручьев, форсирование болот).

есть возможности для применения навыков тактики и техники туризма (переправы рек и болот), ориентирования в тайге

Таким образом, район похода выбран удачно, нитка маршрута отвечает требованиям к походам первой к/с, удовлетворяет спортивные и познавательные интересы участников похода.

Наш маршрут был нацелен на посещение мест связаных с походом первой партизанской бригады Григорьева и памятников, поставленых на местах боев бригады.

Данный маршрут лучше всего проходить в теплое, грибное, ягодное время - с середины июля по середину августа. А вот лыжники могут путешествовать здесь и достаточно теплой зимой. Для прохождения маршрута достаточен опыт походов по Подмосковью 1 к/с с учетом опыта преодоления водных преград: рек и болот, опыт ориентирования в условиях бездорожья.

Хороший район для туристов-водников. Система рек и озер позволяют проходить маршруты как легкие, так и средней сложности. Встречаются и не замкнутые системы, по которым можно выйти даже к Белому морю, или к Онежскому озеру. Большинство волоков на таком пути - не сложные.

Для желающих пройти нашим маршрутом, мы рекомендуем следующую литературу:

  1. "За чертой милосердия" Д.Гусарова Петрозаводск 1988
  2. "История одного поиска" Д.Гусаров Пертразаводск 1988
  3. Атлас Карельской ACCP ГУГК СССР 1989г,
  4. "Карельская АССР: природа, хозяйство" под ред . Г.С.Бискэ, Петрозаводск, "Карелия" 1986г.
  5. Отчеты команды "Дозор" Краснопресненского ДП от 1994 г.

9. Краеведческое задание

Наша группа совершала поход по маршруту Шалговаары-выс.195.1-Тумба. Выбор этого маршрута был не случаен. Причин было несколько. Во-первых - в этих местах в июле-августе 1942 г. проходил поход партизанской бригады Григорьева. Это была трагедия отдельной партизанской бригады. 30 июня из г. Сегежа в тыл финнам вышло боевое соединение в числе 750 человек. В августе с передовыми отрядами пограничников встретилось только 150 человек.

Целью краеведческой работы в год 60-ти летия победы было восстановить в памяти те события, не забыть тот бригадный поход 1942 г.

Познавательная цель: на примере бригадного похода изучение истории своей страны, в частности войн 1939-1945 гг., изучение географии и условий жизни современного севера.

Педагогическая цель: воспитание патриотизма и мужества на примере бригадного похода.

Эта одна строчка даже звучит немного c пафосом. Я, в работе с ребятами принципиально избегаю таких словосочетаний, но тут по другому не скажешь.

Первый день

22.07

Подходим к памятнику девушкам-партизанам первой партизанской бригады. Его ставила наша группа в 1993 г. В числе ребят был тогда и я. Подходим к памятнику - рядом сидят две женщин из Шалговаар. Поговорили.

Видно, что за памятником ухаживают.

Ребята стоят и смотрят на табличку, и стали считать, сколько им (девчонкам - санитаркам) было лет. Самая старшая из них 1919 г.р. Значит ей было на момент бригадного похода 23 года.

Вечером - мы стоим на Черной ламбе. Книгу Дм. Гусарова читали далеко не все. Ее и в Карелии сложно достать, в Москве в продаже ее и вовсе нет.

Поужинали. До сна времени еще много и я предлагаю ребятам сходить к месту переправы бригады. Выходим налегке. Всего снаряжения - что Книга, да GPS с картой. Приходим на место переправы и читаем, как в августе 1942 гг. переправлялась здесь, на этом самом месте, уставшие и измученные остатки бригады. У ребят много вопросов, которые придется выяснять. Где островок, о котором пишется в книге - слева его нет. Неужели избушки, (достаточно старые на вид) остались с тех времен?

Позже, в Паданах, мы выяснили, что бригада, на самом деле, переправлялась немного левее, метров на 50. Избушки были поставлены в конце 50-х гг. А те, старые бараки, вывезены на дрова сразу после войны.

23.07

Читаем книгу. На маршруте, во время привалов просят почитать. Появился один - минимально подготовленный к маршруту мальчик, который на болотах существенно тормозит группу. Вечером выходим к месту переправы бригады через р. Водлу. Тратим на переправу около двух часов. Правда не торопимся особо. А вечером, у костра, я перепрыгиваю на то место, где пишется о переправе через р.Водлу. Кто-то шутит, что читаем сзади наперед, но это добавляет ощущения причастности. Мы идем ходко, но нас сильно тормозит один парень. И я читаю о том, как политрук Колчин шел сзади бригады и добивал тех раненых, кто не мог быстро идти. Народ у костра притих. Впервые сестры Мищенки не вынесли единственно правильного суждения насчет этого Колчина. С одной стороны - он сволочь, с другой - у него приказ, никто не должен попасть в плен, идти нет сил, сегодня мы поняли, как это (одно дело, когда ты читаешь, какие мучения ребятам из бригады доставляли комары, другое - когда сам отбиваешься от них, тогда и прочитанное становиться ближе, значительно ближе). Скорость бригады около одного километра в час, из-за раненых и обессиливших от голода. Сегодня и у нас был такой момент, когда за час мы прошли километр, и все злились на этого парня, что не можем идти быстрее, и Колчин стал понятнее. Нет, мы не оправдываем его, нам просто удалось понять, встать на его место, почувствовать.

24.07

Вышли к Маслозеру. Читаем книгу. Так получилось, что читаем про стоянку на озере Гардюс, а оно здесь, недалеко. Это была наша ошибка. Надо было останавливаться там. Да и продукты можно было забросить почти к самому озеру.

Времени еще много, так что, ободренные отрывком о рыбной ловле, и наши рыбаки пошли на рыбалку.

25.07

Дата нашего выхода на высоту 195.1. Читаем быстро. Опять перепрыгиваем, и при пересечении р.Сидры - читаем о том, как ее переходили партизаны. Нам перейти сидру совсем не сложно, но все время представляется, а какого было им. Желающие готовят грибницу по партизанскому рецепту. На болоте много морошки. Общее мнение - действительно самая вкусная ягода.

Когда выходим к высоте долго не можем ее найти. Здесь раньше была вырубка, сегодня - все заросло. Лес поднялся так, что очень тяжело отличить даже, где здесь старый лес. Во мне просыпаются сомнения, я не узнаю ламбушку, описанную Гусаровым в книге. Мы читаем и перечитываем описание высоты, изучаем карту… Больше всего смущает, что не видно вышки. Она воспринималась, как нечто вечное. Случайно замечаю обломок, точнее столб от вышки. Недалеко стоит памятник. А ведь я, когда искал высоту, прошел почти в пятнадцати шагах, и не заметил памятника.

26.07

Дневка. Продолжаем читать книгу. Читаем про бой на этой высоте, достаю еще книгу Гусарова, рассказываю про поиск погибшего на этой высоте отряда Попова.

Все это становится личным переживанием для ребят. Главный вопрос -а как мы сами? Способны на такое?

Во второй половине дня - пробиваем тропу, ставим засечки на деревьях от памятника к дороге. Подрезали подлесок вокруг памятника и вокруг кедров, чтобы было им больше света. Кедры здесь посадили ребята из отряда "Дозор" в 1988 г.

27.07

Идем дальше. Говорим о том, что будем делать здесь в следующем году, продолжаем на привалах читать книгу. Идти легко, так как основная часть маршрута проходит по лесным грунтовым дорогам. Выходим к реке Тумба.

29.07

Сегодня дочитали книгу, но дойдя до быв. Пос. Тумба перечитываем те события, что произошли на этом месте. Долго ходим по окрестностям, ищем, предполагаем, где и что здесь было. За время нашего похода фамилии Григорьев, Попов, Бузулуцков, Воронов и др. Стали нам близки. Хочется знать о них как можно больше, поэтому, когда нам предлагают съездить в Паданы - мы соглашаемся сразу.

1.08

Как такого музея там нет. Есть комнатка, в которой собрано много документов, копий документов, карт и других свидетельств тех дней. Долго изучаем их. Поразила ребят такая надпись под фотографией бойца партизанского отряда: "…скончался от голода в г. Сегежа, после возвращения из бригадного похода". Узнаем, что некоторые участники похода еще живы, и собираются в августе, но что на встречах все меньше бывает бойцов партизанской бригады, но встречаются их дети, и внуки.

Этот поход очень много дал ребятам, нам удалось выполнить познавательные цели похода, мы заинтересовались историей партизанской бригады, прошли по "тропе Григорьева", посетили как музеи, так и памятники, в том числе поставленные нашими предшественниками, группой Дозор, в 1986 и в 1993 гг. Мы достаточно тесно общались с местными жителями, это оказалось очень полезно для ребят, хотя и наводит на грустные мысли о безысходности современного села.

Как оценить выполнение педагогических целей - я не знаю, думаю, что желание приехать в следующем году, и побольше сделать для этого края (проложить "тропу Григорьева", узнать о тропе "Тойво Антикайнена" с историей которого мы познакомились в этом краю, посетить выс. 264.9, которую нам не удалось посетить в этом году) - достаточная оценка нашей совместной с ребятами педагогической деятельности.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100