Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о туристском пеше-водном походе V к.с. по Востоку Якутии и северу Хабаровского края

Дата: 25.07 - 27.08.2003 г.

Маршрутная книжка № 03/03

Руководитель: Изотов А.В. (Хабаровск)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

 

Справочные сведения (паспорт похода)

1.1. Проводящая организация

Комитет по физической культуре, спорту и туризму правительства Хабаровского края при участии Дальневосточного клуба путешественников.

Адрес Крайспорткомитета: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева - Амурского, 32, тел. 32 - 41 - 75.

1.2. Место проведения похода

Россия, восток республики Якутия, Охотский район Хабаровского края, хребет Сунтар - Хаята, вершины Мусс - Хая, Берил, р. Юдома, р. Кетанда, Р. Урак.

1.3. Справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяже-нность активной части похода (км) Продолжительность Сроки Прове-дения
общая Ходовых дней
пеший 5 323 17 15 25.07 - 27.08.03
водный 534 14 13
  857 31 28

1.4. Нитка маршрута

Пешая часть

П. Нежданинский - р. Тыры - пер. Тыры (1а) - р. Сунтар - пер. Пограничный (н/к) - р. Прав. Ниткан - р. Ниткан - пер. Ниткан (н/к) - р. Харонь - р. Сунтар Хаята - ледн. Клюкина - пер. Проходной (1а) - ледник Б. Мусс Хая - восхождение г. Мус - Хая (2а.) - Ледник 42 - р. Кнорий - оз. Кнорий (1488 м.) - р. Надежда - пер. Магаданский (1б.) - Каньон Берилл (1б) - Ледник Берил - восхождение г. Берил (1б.) - пер. Икар (1б) - р. Надежда - р. Конгор - оз. Высокое (1878 м.) - пер. Конгор - р. Берил - р. Кагань - р. Ниткан.

Сплав

Р. Юдома - волок Юдома - Кетанда - р. Кетанда - р. Урак - пос. Вострецово.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Кате-гория труд-ности Длина препят-ствия, км. Характеристика препятствия Путь и метод прохождения
р. Тыры, р. Сунтар, р. Правый Ниткан, р. Ниткан, р. Харонь, р. Сунтар – Хаята, р. Кнорий, р. Надежда, р. Конгор, р. Берил, р. Кагань, р. Ниткан. 1а-1б   Переход вдоль русла рек затруднен частыми переправами, что занимает много времени на поиск и преодоление данного препятствия, ширина брода колеблется от 1 до 20 метров, глубина до 1метра, скорость течения от 0.5 м/c до 3 м / c. Маневрирование группы относительно основного направления при броде. Для переправы навешивались перила. Работала вся группа, часть которой обеспечивала страховку
Каньон р. прав. Ниткан 4 Движение по гальке, камням и осыпям. Частые переправы. Прижимы Маневрирование группы относительно основного направления при броде.
Пер. Проходной (2450 м.)   Поверхность его характеризуется чередованием крутых и пологих участков. Язык завален мореным материалом. Ледник с трещинами образованными стекающими потоками тающей воды. Открытую часть проходят на кошках.
Ледник Б. Мусс - Хая   Ледник с трещинами образованными стекающими потоками тающей воды. Лед с шероховатой поверхностью. При подъеме возможно движение по леднику без кошек вдоль промоин.
Гора Мусс – Хая (2959 м.). Восхождение западному гребню   Венчает самый крупный локальный участок оледенения хребта Сунтар – Хаята. От вершины отходят 4 гребня со снежно – ледовыми склонами. Восхождение на южный перевал связан с преодолением крутых осыпей. На гребне имеются несколько жандармов. Предвершинный взлет – осыпной склон, запорошенный снегом. Ледник проходят в связках. При подходе к осыпям рекомендуется придерживаться выходов коренных пород. При этом необходимо соблюдать все правила преодоления крутых участков и осыпей. Преодоление жандармов не представляет большой сложности.
Ледник 42   Спуск по леднику 42 в долину р. Кнорий осложнен крутыми осыпями, под которыми не редко находится лед. Лед с шероховатой поверхностью. Крупные промоины характерны для этого участка. Ущелье после ледника опасно камнепадами. При движении часты броды. В нижней части каньона ручей образует каскад водопадов. Ледник проходят в связках. Движение вдоль крупных промоин. Преодоление промоин со страховкой. Каскад водопадов в каньоне можно пройти по береговой террасе.
Пер. Магаданский (1970 м.)   Соединяет приток ручья Надежда с каньоном Берил. Южный склон перевала обрывист. Вначале идет некрутая осыпь, ниже – местами, задернованные террасы со сбросами в каньон. Ручей образует водопад в несколько струй. Лучше пройти траверсом к востоку от седловины, е выходя на террасу. Затем пересечь в верховьях два осыпных кулуара и спуститься, используя скальные полки.
Каньон Берил   Верхняя часть каньона Берил, (мы прошли верхнюю часть), как и весь каньон труден для прохождения. Мутные потоки воды, частые прижимы, большая скорость течения, лавинные снежники. Лучше пройти траверсом к востоку от седловины пер. Магаданский.
Ледник Берил   Один из самых крупных в хребте Сунтар – Хаята. В верней части лед покрыт снегом, в теплую погоду снег и верхний слой снега тает, образуя снежную кашу. Высота низшей точки 1920 м. фирновой линии 2290м. Внизу ледника располагаются мощные трещины шириной от 5 до 10 метров. В средней части ледника формируются глубокие промоины. Сложно проходимая нижняя часть ледника т.к. она представляет собой обрыв крутизной 40 градусов и местами лед покрыт каменной крошкой. Для выхода на ледник потребуются кошки, Движение группы лучше вдоль крупных промоин. Преодоление промоин с применением страховки.
г. Берилл (2934 м.) восхождение по западному гребню. пер. Икар (2600 м.) 1б, 1б   Вторая по высоте вершина хребта Сунтар – Хаята. От вершины отходят несколько гребней. Западный делит цирк ледника Берил на две камеры. Все гребни, кроме западного, сильно изрезаны. Поэтому наиболее доступен для восхождения западный. На значительном протяжении он имеет осыпные склоны. Сам гребень относительно пологий. На нем часты выходы разрушенных скал. Вершинный взлет довольно крутой, покрыт снегом. Соединяет верховье ледника 85 бассейна Конгора с севера – западной частью ледника 86.Спуск по леднику 85 довольно опасен из - за своей крутизны. Узкий каньон 2.5 км труден для прохождения. Бурный ручей из - за прижимов часто приходится пересекать, глубина бродов до 07 м. Наиболее крутой первый взлет имеет перепад 200 м. Склон крутизной 35 гр. рекомендуется придерживаться выходов коренных пород. При этом необходимо соблюдать все правила преодоления крутых участков. При подъеме возможно движение по леднику без кошек вдоль промоины. При спуске, на участках с открытым льдом применялась групповая страховка.
Р. Юдома до волока на Кетанду 3 280 Сплав от устья р. Когань сложен из - за низкого уровня воды. Долина Юдомы очень широкая, поэтому основное русло разбивается на много других русел, а основное русло ярко не выражено. В русле Юдомы часто шумят перекаты, ниже устья Джульдаса начинаются завалы, требующие обноса судов. За Нельдеком Первым идут разбои. В 2 км. Выше правого притока Амбарчан и в его устье находятся пороги, высота валов достигает 1.5 м. Порог Барьерный опасен в большую воду. В 12 км. ниже устья Амушкана несложная шивера из двух ступеней ниже порог Дикий, валы до 1 м. На мелких перекатах перенос судов. Маневрирование группы относительно основного направления для выбора основного русла реки. Разведка состояния завалов и при невозможности прохождения обнос судов. Разведка состояния порогов, обеспечение страховки при прохождении порогов.
Р. Кетанда – р. Урак. 3 с элем. 4 210 Довольно быстрая река с разветвленной сетью проток. Много перекатов и шивер. Встречаются несколько несложных порогов. Серьезным препятствием являются заломы, в том числе по берегам. Их насчитывается около 300. Река очень рыбная, поэтому часто на берег выходят медведи. На р. Урак, в характерном изгибе русла в устье правого притока реки Надпорожной, находится порог Труба. Он состоит из двух ступеней. Первая представляет валы до 1.5 метра, имеющие закрученный гребень. На выходе гряды обливных камней. Навал воды на скалы левого берега. Через 50 м. вторая ступень – серия валов и бочек. Маневрирование группы относительно основного направления для выбора оптимального пути. Разведка состояния завалов и при невозможности прохождения обнос судов. Разведка состояния порогов, обеспечение страховки при прохождении порогов.
волок Юдома – Кетанда 20 Сложность представляет озерно-болотистая местность. Заросшие мхом валуны, кочки, трясина, заросли стланика. Перевал еле заметный. Маневрирование группы относительно основного направления для выбора оптимального пути.

1.6. Руководитель и участники

Руководитель: Изотов Анатолий Владимирович, 680021, г. Хабаровск, пер. Нефтяной, 18 тел. 35 - 62 - 02.

Участники:

- Ольховский Игорь Борисович, зам. руководителя, штурман, фотовидеосьемка. 680000, г. Хабаровск, пер. Студенческий 66-а, кв. 4 тел. 31-59- 79.
- Исаев Борис Ефимович, ответственный за безопасность на маршруте. 680045 г. Хабаровск, ул. Калараша 52, кв.26 тел. З6-61-01.
- Базанов Анатолий Михайлович, реммастер. 680032, г. Хабаровск, ул. Машинистов 40, кв. 85.
- Леонтьев Александр Владимирович, завхоз. 680054, г. Хабаровск, ул. Уборевича 80 , кв. 49, тел. 79-64-38.
- Зотов Максим Евгеньевич, специалист по технике преодоления горных препятствий. Медицинское обеспечение похода. 680000, ул. Гоголя 7, кв. 6, тел. 89025462746.
- Беран Петер, Чехия, интурист.

1.7. Отчет хранится

В МКК ТСС Хабаровского края. Негативы фотографий и видеофильм находится у их автора Ольховского Игоря Борисовича.

1.8. Поход рассмотрен

МКК ТСС Хабаровского края.

2. Описание похода

2.1. Идея похода и его особенности

Хребет Сунтар-Хаята является продолжением Верхоянской горной страны. Он протянулся на 450 км от верховьев реки Томпо до верхнего течения Ини. Хребет является водоразделом крупных рек Алдана, Индигирки и рек Охотского побережья.

От основной цепи Сунтар-Хаята отходят несколько горных гряд. Так в восточной части к северу стремится Халканский хребет (2306 м), к югу направлены Ульбейский (2369 м) и Кухтуйский (2244 м) хребты. Между реками Делькю Охотская, Дольная и Охота протянулся Охотский хребет (2171 м). Наиболее значительным является Юдомский (2888 м).

От северной части Сутар-Хаяты отходит Брюнгяндинский хребет (2279 м), несколько южнее его - Оганьинский (2189 м). К северо-востоку от главной цепи лежит Оймяконское нагорье с высотами до 1800 м, включающее Агаяканскую, Ючюгей, Куйдусунскую, Оймяконскую, Лабынгкырскую впадины. К юго-западу от хребта Сунтар-Хаята поднимается Юдомо-Майское Нагорье с высотами в прилегающих районах до 2200 м. Между главной цепью и Охотским морем, кроме вышеназванных хребтов, располагаются: к югу от реки Урак - Уракское плато, между долинами Кетанды и Арки - Кетандинский хребет (1836 м) между Охотой и Кухтуем в их нижнем течении Кухтуя и Охоты - Нижнее - Кухтуйская равнина.

Наиболее возвышенная часть Сунтар - Хаяты расположена на стыке с Юдомским хребтом. Она вытянута на 150 км при ширине до 80 км и делится на три горно-ледниковых массива. Северный - с основным водораздельным гребнем вершин Палатка (2797 м) и Мусс - Хая (2959 м), Центральный - непосредственно стык Юдомского хребта с главной цепью (высшая точка - гора Берилл с высотой 2934 м) Южный - северная часть Юдомского хребта с вершинами Раковского (2888 м), Обручева (2695 м), Васьковского (2781 м). В этих трех массивах сосредоточены почти все ледники Сунтар - Хаяты.

Начиная с сороковых годов район вокруг хребта Сунтар - Хаята начал бурно развиваться. В 1943 году за 23 месяца была построена Хандыгская трасса протяженностью 715 км, которая входит в состав " Колымской трассы " Якутск - Магадан. Появилось много поселков. Долины рек, предгорья были угодьями оленеводческих бригад. Богатый край снабжал страну полезными ископаемыми, оленьим мясом, пушниной, рыбой и т. д.

Туристское освоение этого района началось в 1957 году группой москвичей во главе с И. Рязановым. Они пересекли хребет, пройдя от Оймякона до Охотска более 500 км. Первыми из туристов на высшую точку хребта поднялись в 1963 г. Ленинградская группа Н. Федорова, но сплав по Юдоме был неудачным, потеряв в заломе байдарку, они пешком вышли к п. Кетанда. Пик массовости посещения этого района выпал на 70 -е -80-е годы. С начала 90-х годов экономика района начала падать. Стали закрываться поселки, все меньше и меньше геологических и других экспедиций стало посещать этот район, уменьшилось количество оленеводческих бригад.

Теперь туристским группам стало сложнее посещать этот район. Дороги и тропы недавно часто эксплуатируемые, жилье, от которого ближе можно было подойти к месту сплава или восхождения, атак же быстрый выход с маршрута, остались только на картах. Уменьшилась вероятность встречи, какой либо изыскательской партии или бригады оленеводов. Поэтому если взять статистику последних лет, то посещение этого района туристами стало очень редким явлением.

Почти два с лишним года наша группа вынашивала идею посещения этих заповедных мест. Нас привлекла удаленность ключевых точек маршрута от жилья, возможность увидеть то, что сейчас представляет собой некогда часто посещаемый район хребта Сунтар - Хаята, его многокилометровые ледники и самые высокие вершины Якутии и Хабаровского края Мус-Хая и Берилл а, на вершину г. Берил водрузить флаг Хабаровского края. Кроме того, возможность увидеть истоки и сплавиться по Юдоме рекам Кетанда, Урак и выйти к Охотскому морю. Частично посмотреть те места, где в далеком прошлом проходил путь освоения восточных земель России.

Так же в задачу нашего путешествия входило сбор видео и фото материала о труднодоступном районе Дальнего Востока.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Со станции Хабаровск - 1 ,поездом Хабаровск - Нерюнгри до станции Нерюнгри. Далее маршрутным автобусом или маршрутным такси, которое можно нанять на площади возле ж/д. станции до г. Якутска. Можно до Якутска долететь и самолетом с Хабаровска, но это удорожает поход. С Якутска самолетом или речным транспортом добираемся до п. Хандыга. Здесь полностью становишься, зависим от расписания движения самолетов или водного транспорта, от наличия билетов. Поэтому желательно заказать билеты заранее. До горняцкого поселка Нежданинское сейчас можно добраться или на попутном транспорте, или арендовав заранее машину. Но дорога очень трудно проходимая, при большом уровне р. Тыры добраться до п. Нежданинское машиной не возможно. От поселка начинается активная часть маршрута.

Маршрут заканчивается после сплава по р. Урак. Перед устьем реку пересекает телефонная линия. От устья по грунтовой дороге 2 км. до поселка Вострецово. В Охотск добираются на рыбацких катерах. Мы доехали на автомашине до п. Новое Устье. Переправившись через р. Охота, автотранспортом до п. Аэропорт, Там самолетом до Хабаровска.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Группа была настроена на полное прохождение маршрута. Обеспечение похода современным навигационным прибором GPS спутниковым телефоном, рациями увеличивало шанс благополучного прохождения маршрута. Только какие то, не предвиденные обстоятельства, или природные катаклизмы могли заставить нас изменить маршрут. Были разработаны несколько вариантов аварийного выхода группы в зависимости от точки нахождения.

- До перевала Тыры группа планировала возвратиться в п. Нежданинское. Или получить помощь.

- Находясь в долине р. Сунтар, возвращение обратно, в п. Нежданинское. Или, по р. Сунтар, выйти на Хандыгскую трассу.

- С долины р. Ниткан по правому Ниткану и перевал Пограничный можно выйти на р. Сунтар, далее на Хандыгскую трассу.

- С ледников системы г. Мусс - Хая возможен спуск к р. Сунтар - Хаята, затем в долину р. Сутар до Хандыгской трассы.

Есть вариант спуска к р. Кнорий по ней до озера Кнорий, где есть стоянка оленеводов.

- С ледников системы г. Берил в случае необходимости по р. Надежда до озера Кнорий (стоянка оленеводов).

- Во время сплава по р. Юдома самым рациональным выходом является сплав до п. Огонек.

2.4. Изменения маршрута и их причины

По нитке прохождения маршрута было запланировано, после взятия вершины г. Берил, выход в долину р. Кагань по каньону Берил.

Но, после спуска с перевала Магаданский и пройдя по каньону часть пути до ледника Берил, мы поняли, что проходить каньон очень опасно. Погода испортилась, пошел дождь. Главным препятствием является сильный поток мутной воды и частые обрывистые прижимы. Глубина бродов достигала 1,2 метра. Проходить можно было только с оборудованием переправы. Таких участков было довольно много, и на преодоление этих препятствий ушло бы много времени.

Было решено обойти каньон по р. Надежда - р. Конгор - оз. Высокое (1878 м.) - пер. Конгор - р. Берил. Маршрут существенно удлинялся, но

становился безопасным.

2.5. График движения

Дни пути Участок пути Протяж. в км. Ходо-вое
время (час.)
Определяющие препятствия на участке Метео-условия
1 Нежданинское – р. Скальный 19 8 Частые переправы, галечный грунт, прижимы. Тепло, сол - нечно
2 Р. Скальный – р. Хампей Сепын - ня 25 10 Частые переправы, галечный грунт, прижимы. Тепло, сол - нечно
3 Р.ХампейСепын – ня – р. Малтан 22 9 Частые переправы, галечный грунт, прижимы. Тепло, сол - нечно
4 Р. Малтан – р. Геологический 26 11 Частые переправы, галечный грунт, прижимы. Тепло, сол - нечно
5 Р.Геологический - Пер. Тыры - р. Сунтар 18 8 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты. Дождь
6 Р. Сунтар – Пер. Пограничный - р. Ниткан 24 11 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты. Тепло, сол - нечно
7 Дневка       Тепло, сол - нечно
8 Р. Ниткан – Пер. Ниткан- р. Сунтар Хаята 26 11 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты. Перем. обл. дождь
9 Р. Сунтар Хаята – пер. Проходной 19 10 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты, обрывы, ледник. Темп. +3- (-5). Снег с дожд.
10 Пер. Проходной – г. Мус Хая - р. Кнорий 14 10 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, обрывы, ледник Перем. обл.
11 Р. Корий – оз. Кнорий. Полудневка 6 3   Тепло,сол - нечно
12 Оз. Кнорий – каньон Берил 26 11 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты, обрывы. Перем. обл. дождь снег.
13 Каньон Берил – г. Берил – р. Надежда (1789) 13 10 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты, обрывы, ледник Тепло, сол - нечно
14 Р. Надежда – р. Конгор – пер. Конгор - р.Кагань 34 12 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты. Тепло, сол - нечно
15 Р. Кагань – р. Прав. Ниткан 17 7 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи. Тепло, сол - нечно
16 Р.Прав Ниткан – устье р. Кагань 12 6 Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи. Тепло, сол - нечно
17 Дневка       Перем. обл. Дождь
18 Устье р. Кагань – р. Авлия 36 9 Мелкие перекаты, не выраженное русло, заломы Тепло, сол - нечно
19 Р. Авлия – р. Голубой 50 11 Мелкие перекаты, не выраженное русло, заломы, разбои. Тепло, сол - нечно
20 Р. Голубой - р. Кабалка 50 12 Мелкие перекаты, не выраженное русло, заломы, разбои. Тепло, сол - нечно
21 Р. Кабалка - р. Марат 52 12 Перекаты, пороги, заломы, разбои. Тепло, сол - нечно
22 Р. Марат – р. Хачавал 50 11 Перекаты, пороги, заломы, разбои Тепло, сол – нечно
23 Р. Хачавал - р. Озерная 43 11 Заломы, разбои, порог, медленное течение. Пас-мурно, дождь
24 Р. Озерная–6км. ниже устья Малтана 24 8 Заломы, разбои, порог, медленное течение. Тепло, сол - нечно
25 Волок р. Юдома – р. Кетанда (кл. Манящий) 22 9 Марь, крупные камни, покрытые мхом. Тепло, сол - нечно
26 Дневка       Тепло, сол - нечно
27 Кл. Манящий – р. Оння 39 10 Мелкие перекаты, заломы, разбои. Тепло, сол - нечно
28 Р.Оння - р. Абдай 42 11 Большие заломы, разбои, перекаты, порог. Тепло, сол – нечно
29 Р. Абдай – р. Оглыкит 48 11 Большие заломы, разбои, перекаты, порог. Прох - ладно, сол - нечно
30 р. Оглыкит – р. Урак – р. Авлекит 49 10 Большие заломы, разбои, перекаты, порог. Прох - ладно, сол - нечно
31 р. Авлекит – пос. Вострецово – пос. Аэропорт. 32 9 Перекаты, не выраженное русло, заломы. Тепло, сол - нечно

2.6. Техническое описание группой маршрута и потенциально опасные участки

Оптимальное время прохождения данного маршрута с 20 июля по 20 августа. Это самое теплое время года с наименьшим количеством осадков. Хотя ни кто не гарантирует что на следующий день, после теплого солнечного дня начнутся заморозки, пойдет снег. Особенно это часто возможно наблюдать на высоте свыше 1900м.

При движении на маршруте было решено использовать большую продолжительность светлого времени суток. Выход на маршрут в 6 часов утра. Переходы по 45 - 60 мин. Отдых 15 мин. С 12 до 15 часов обед и отдых. Затем движение по маршруту до 20 - 21 часа. Жесткий график движения был запланирован и выполнялся для накопления запаса времени на случай непредвиденных обстоятельств.

Начальная часть маршрута проходит по пойме р. Тыры.

В малую воду движение по руслу реки не представляет особой сложности. Только в низовьях приходится часто искать броды и в некоторых местах проходить по прижимам, забираясь на возвышенности. Правда и здесь мы пользовались страховкой, так как участник может сорваться в воду, намочив и испортив снаряжение и оборудование. Когда несешь тяжелый рюкзак, неприятности нам доставлял галечный грунт. По нему лучше всего двигаться в обуви с жесткой подошвой но, частые броды делают главной и незаменимой обувью болотные сапоги.

Но совсем другая картина при неблагоприятных условиях, когда после сильных дождей потоки мутной воды делают переправы опасными и даже невозможными.

Лучший вариант это переждать когда вода упадет, а если нет такой возможности то двигаться нужно вдоль берега ,организовывая переправы через притоки.

Выше ключа Сентябрьского прижимы заставили нас подняться высоко по склону. Брод через реку Ыт - Юряха до 08м. глубиной. В 4 км. от него на правом берегу прижим - скалы до 10 м. - обходим по крутому склону. Еще 4 км. до прижима у левого берега. Здесь сложная переправа глубиной до 1 м. при ширине 25 м. Перед впадением Малтана в долине большие наледи, а сама река мечется в глубоком каньоне. Тропа идет левым берегом.По левому притоку Тыры, на юг, через перевал идет тропа в долину Авлии, Каньон в верховьях правого истока Тыры ведет к перевалу Тыры в реку Сунтар.

Перевал представляет собой широкое плато. На нем видны две седловинки, разделенные высоким холмом, под ним маленькое озерцо. Тур находится на южной. Подъем от границы леса занимает 1.5 часа.

Спуск в долину Сунтара идет по короткому распадку с осыпными склонами. Перепад высот на спуске 150 м.

Долина р. Сунтара довольно широкая и легко проходимая. От Хороньжи Верхней поднимаемся по ручью на юго-восток. В начале удобно идти плоской террасой до начала ущелья

Выход на перевал Пограничный по каменистому склону. Седловина - небольшое заболоченное плато в россыпях камей. Там выложен небольшой тур.

Спуск по крутому курумнику. Путь отмечен сложенными турами. Склон крутизной до 40 гр. через 1 км. приводит к ручью. Каньон проходим в малую воду. В случае дождей необходимо выходить наверх. У большой скальной плиты на левом берегу можно отыскать тропу, которая обходит ущелье. Через 2,5 км она идет по болотистому плато, край которого обрывается к ручью 50 - метровой стеной.

Далее спускаемся к левому притоку, текущему в каньоне. После дождей почва плывет под ногами, следует быть крайне осторожным, а лучше всего использовать перила. Перевальный участок от Хороньжи Верхней до Ниткана 15 км.

Путь по Ниткану в его верховья лежит по террасам левого берега. Путь по каньону образованному рекой менее удобен из - за частых бродов и прижимов. Подъем пологий. Перед выходом к перевалу возможен выход к каньону с обрывистыми стенами.

По ручью, преодолев небольшой обрывистый уступ, выходим на седловину. Выход на седловину возможен и по террасам правого берега Ниткана, там есть тропа. Далее начинается распадок Харони. Спуск по нему плавный и лучше придерживаться террас правого берега ручья. Он приведет к устью ручья Сунтар - Хаята. Перевальный участок от устья ручья Сунтар - Хаята до границы кустарника в долине Ниткана 15 км. Перепад высот при спуске 550 м.

Ручей Сунтар - Хаята больше напоминает каменную реку, состоящую из больших и маленьких булыжников. В районе перевала Станция ручей сужается, образуя каньон с крутыми обрывистыми склонами. Продвижение по каньону затруднено обрывами, по которым ручей стекает, образуя водопады. Осыпи на склонах создают дополнительные трудности.

В некоторых местах каньон перекрыт лавинными снежниками, сквозь которые ручей промыл туннели. В теплое время хождение по ним не безопасно, из - за возможности провалиться в туннель. Прохождение таких участков мы проходили с применением страховки. Ручей берет подпитку от ледника 28, который входит в состав ледника Клюкина.

Переход по леднику Клюкина в этот период времени возможен без применения специальной страховки.

Поверхность льда имеет пористую структуру, промоины, образованные стекающими водами преодолеваются с подстраховкой. Пересекая в серединной части ледник Клюкина, 28, 30, 31, подходим к перевалу Проходной (2450 м.). От него до горы Мус - Хая 3 км.

Восхождение на г. Мус - Хая, решили произвести по западному гребню. С ледника на западный гребень идет не очень крутой подъем. Трудность представляют каменистые осыпи. По гребню идти не сложно, но вершинный взлет довольно крутой. Мы вынуждены перед самой вершиной, по осыпи пройти южнее, а затем выйти на вершину. На вершине холмик с установленными памятными досками. Путь от подножья склона до вершины занимает 1 - 2 часа.

С вешины спускаемся на перевал Мусс - Хая Южный. Крутизна его не большая. Следует быть осторожным при прохождении снежных карнизов. Несколько жандармов легко обойти. С перевала видны вершина, западный и южный гребни. Наиболее трудным препятствием при подъеме на перевал считаются крутые осыпи, поэтому при подъеме желательно придерживаться выходов скальных пород, небольших гребней. Предвершинный взлет - осыпной склон - часто и летом запорошен снегом.

Спуск на ледник 42 лучше начать выше седла, за скальным выступом. Склон 35 градусов, заснеженный, перепад высот 300 м. Наиболее опасным являются части ледника присыпанные мелким камнем. Ледник в верхней части пологий, покрытый снегом. Есть продольные трещины. Две крутые ступени преодолевают на кошках. Первая имеет крутизну 25 гр., перепад 100 м. На второй - длинной 400 м. уклон достигает 35 гр. Внизу поверхность ледника в полосах поверхностных морен. Правая боковая морена обрывается 80 - метровым сбросом в долину. От ее основания выходят два ущелья. Спускаться лучше правым, избегая водопадов в левом водотоке. На откосе морены два уступа.

Приток Кнория имеет V - образную долину, заваленную крупными глыбами на протяжении 2 км. Мутный поток бешено прыгает с уступа на уступ. Лавинные снежники сходящими со склонов осыпями. На дне ущелья много свежих обломков. Путь по каньоне не столько трудный, как пугающий: над тобой нависают скалы. Опасно находиться под стенами каньона - с них сыплются камни. Нередко приходилось переходить поток в обход прижимов, глубина брода до 0,6 м.

При выходе в долину Кнория в каньоне гремит каскад сливов и водопадов. Участок проходим по террасе, поднявшись на 15 м. по травянистым полкам. Перевальный участок от Бургали до кнория 20 км. Между концами ледников 9 км. Перепад высот от Бургали до перевала 1000 м., до Кнория 1200 м.

Переправа через реку Кнорий довольно сложная. Особенно после сильных дождей. Мутный поток сбивает с ног. Обязательна страховка.

В пяти километрах к востоку находится озеро Кнорий. Там находится стан оленеводов, в озере можно поймать рыбу с интересным названием Мальма.

От озера Кнорий путь пролегает по участку заросшим лесом. Земля покрыта мхом и травой. Часто встречаются оленьи тропы. Брод через р. Конгор не глубокий. Путь по долине реки Надежда к ледниковой системе г. Берил не сложен. Лучше идти по террасам левого берега, там есть тропа.

От устья ручья Лежоева поднимаемся по долине на юг. Понижение в водораздельном хребте хорошо читается. Ущелье постепенно становится узким. Часты броды, глубина их доходит до 0,7 м. Перед седловиной впадают правые притоки, ведущие к перевалам Восход и Курьезный. Седловина представляет глубокое понижение в водораздельном хребте в виде широкого неровного плато. Тур находится за озером на невысоком долинном холме.

Южный склон перевала обрывист. В начале идет некрутая осыпь, ниже - местами, задернованные террасы со сбросами в каньон. Ручей образует водопад в несколько струй. Спуск вдоль него не безопасный. Решили что лучше пройти траверсом к востоку от седловины, не выходя на террасу. Затем пересечь в верховьях два осыпных кулуара и спуститься, используя скальные полки, в каньон. При движении Были очень осторожны, так как страховка на разрушенных скалах не надежна. Перевальный участок от ключа Лежоева до каньона Берил 13 км. Перепад высот при подъеме 370 м, на спуске 170 м.

Каньон Берил по описаниям предшественников очень сложный и опасный для прохождения. В чем мы и убедились. Отвесные стены сходятся до десятка метров. Уклон русла большой, и мутный поток неистово бьет в стены. Переправа становится очень сложной, а во второй половине дня, когда талые воды увеличивают поток и во время дождя, почти не возможной.

На этом участке каньон во многих местах перекрыт лавинными снежниками. От водопадных сбросов снежные мосты вибрируют, и, кажется, вот - вот обрушатся. За 1 км. до ледника каньон расширяется. Примерно через километр пути мы подходим к началу одного из самых крупных ледников хребта - леднику Берил. Мы упираемся в 30 метровый обрыв крутизной 40 градусов.

Для выхода на ледник потребовались кошки. Неприятность доставляет слой грунта на ледовой основе, толщина грунта не позволяет кошкам хорошо зацепиться за лед. Ледниковый язык занимает узкую - до 0,5 км. долину на протяжении 2,5 км. Длина ледника 5,3 км. площадь 6,9 кв. км. Высота низшей точки 1920 м, фирновой линии 2290 м. Летом он обычно бесснежен, но нам повезло выпал небольшой снег.

То, что ледник "живет", движется, ощущается по его виду. Искривленный ледяной лавовый поток как будто застыл в движении. Выше видно как он отрывается от спокойной массы льда, образуя огромные 5 - 10 метровые трещины. В средней части ледника формируются глубокие промоины. Подъем по леднику довольно крутой. Приходится выбирать более пологий маршрут, используя изгибы ледового языка и обходя опасные участки. Часть подъема проходим в связках. Небольшой бивуак разбиваем на морене у основания западного гребня. По нему мы решаем сделать восхождение на г. Берил (2934 м.).

Наиболее крутой первый взлет имеет перепад 200 м. Склон крутизной 35 градусов покрыт мелкой и средней осыпью.

Сам гребень относительно пологий. На нем часты выходы разрушенных скал. Такая скала находится на предвершинном взлете.

Вершина представляет снежный купол с триангуляционным пунктом. На нем установили флаг Хабаровского края.

От марены по леднику выходим на перевал Икар (Восход). Подъем довольно крутой, но не сложный занимает 1,5 часа. Намного сложней спуск к притоку ключа Надежда по леднику 85. Ледник в начале свободно проходим. Но затем крутизна спуска увеличивается, в конце переходя в водопадный сброс с глубокими до 10 метров промоинами. Лучше этот участок пройти по левому склону со страховкой. Далее начинается суровое ущелье. Сильный поток мутной воды, частые прижимы затрудняют движение. Через 2 км. пути мутная вода уходит под камни, и сова появляется только не далеко от впадения в ручей Надежда, но уже кристально чистой. Далее каньон немного расширяется и выходит в широкую долину р. Надежда. Лучше придерживаться террас левого берега ручья пока не появится долина р. Конгор. Затем, не теряя высоты, переходим к долине р. Конгор выше границы леса. Отсюда к одноименному перевалу ведет широкая троговая долина. Здесь есть стоянка оленеводческих бригад. Галечное русло просторно, хотя река немноговодна. Травянистые низкие террасы тянуться вдоль реки. Кустарник не доходит до перевала 5 - 6 километров. Встречается проточное озерцо, за ним - километровое озеро Высокое. Севернее его стоит тур. Некрутой взлет к широкой, травянистой, с заболоченными участками седловине.

Спуск пологий, ниже становится круче. Через 1,5 км. от перевала начинается каньон, его обходят правым берегом, используя оленьи тропы. Притоки, текущие в глубоких руслах, пересекают с потерей высоты.

В устье речная наледь - здесь ручей Берил вырывается из своего каньона. Тропа идет правым берегом в удалении от реки. До леса в долине Кагани - 4 км. С левой стороны стоянка оленеводов. От стоянки оленеводов идет тропа, которая, пересекая реку, выходит кротчайшим путем на р. Ниткан, к месту, где мы оставили сплав - средства и лишний груз в устье Правого Ниткана. Забрав груз наш путь лежит к устью р. Кагань, к началу сплава. Частые броды, мелкая и крупная галька забирают последние силы.

Сплав по Ниткану с устья Кагани можно начинать и при малой воде.

Долина очень широкая и река разбивается на множество русел. Выбрать основное русло очень сложно, поэтому суда приходится часто перетаскивать по перекатам до хорошей воды. Очень много мелей, перекатов, по берегам проток скопление плавника. Падение русла превышает 10 м./км, ширина проток до 20 м, скорость течения 2 м/с.

В русле Юдомы часто шумят перекаты, попадаются завалы, требующие обноса судов. По берегам видны поля ослепительно сияющих под солнцем наледей. Ниже Джульдаса часты завалы. За Нельдеком Первым идут разбои. Лес подступает к воде, заслоняя горы. Появляются скалистые берега.

В 2 км. выше правого притока Амбарчан находится порог. Ориентиром может служить скала у правого берега. Порог образуется от сужения русла, высота валов достигает 1,5 м. Его можно миновать правой мелководной протокой.

Слева впадает Кяла. Выше ее устья каменные громады берегов окружили Юдому со всех сторон. Река, притихшая после буйства, больше похожа на узкое извилистое озеро. " Ворота Юдомы " - самое замечательное место на реке. В долине ниже Кялы появляются наледи. Горный характер Юдомы сохраняется до устья Мората.

Ниже в долине разбросанно много озер, между которыми иногда находятся заболоченные участки. Но озера закрыты лесом и своды их не видно.

В 5 км. выше устья Тельки небольшой порог. Подобные препятствия встречаются на участке реки между притоками Чалбытчан и Азерпай. В устье последнего расположено несколько скалистых островов.

Ниже второго большого острова, в конце прямого широкого участка реки, в 10 км. ниже реки Тельбанкур находится порог Барьерный. Просмотр его возможен с обоих берегов. На островном участке лучше идти правой протокой - левая перегорожена тремя каменистыми грядами. В конце порога есть возможность пристать к песчаной отмели левого берега.

Течение в Юдоме порой совсем пропадает. Скорость передвижения очень сильно падает. В 12 км. ниже Амушкана несложная шивера из двух ступеней. Еще через 13 км, за большим лесистым выступом, порог Дикий. Он образован выходами коренных пород в руслах проток между двумя скальными островами. Проход с лавированием между грядами и обливными плитами. Валы до 1 м, за ними протянулась скальная гряда.

Волок с Юдомы на Кетанду начинают примерно в 6 км. ниже устья Малтана, где река делает большую петлю. Пройдя ее, пристаем в устье небольшого левого притока На верху небольшого мыска есть небольшая полянка для стоянки.

Озерно - болотистый, залесенный водораздел, отделяет Юдому от Кетанды. Общее направление волока (около 20 км.) - на восток. Путь лежит возле живописных озер, в которых полно рыбы. Речной окунь, щука - просто ждут, когда их поймают.

От перевального ручья 127 км до сплава по Ураку. Ниже вКетанду впадают два значительных притока - Оння и Гелемкан. После сплава по спокойной Юдоме, Кетанда оказывается совершенно другой. ЕЕ лесистую долину сдавили горы, и река мечется от одного склона к другому. Она разбивается на протоки, на них не редки заломы. В русле перекаты, шиверы.

Серьезным препятствием являются заломы по берегам. Несколько заломов приходится проходить, перетаскивая суда через завалы. Встречается несколько порогов.

Против Устья Кетанды в Урак впадает река Оглыкит.

Очень хорошая рыбалка на Кетанде. Ловится хариус, голец, горбуша, кета, кижуч. На берег часто выходят медведи.

Река Урак имеет средний уклон 2 м/км. Средняя скорость течения 6 - 7 км/час. Ширина русла 80 м. На его берегах временами появляются скальные выходы. Следы их отмечаются и в русле, тогда образовываются несложные шиверы. На поворотах русла, как правило, перекаты. При выходе из гор река собирается в одно русло. Впереди угадывается поворот долины реки, огибающей отроги хребта. Встречается Шивера с большими обливными камнями. В характерном изгибе русла, в устье правого притока реки Надпорожной, находится порого Труба.

Он состоит из двух ступеней. Первая представляет валы до 1,5 м, имеющие закрученный гребень. Скальные берега поднимаются до 10 м. На выходе гряд обливных камней. И, наконец, навал воды на скалы левого берега. Через 50 м. вторая ступень - серия валов и бочек, ниже которых на реке улово с отмелью, где удобно организовать страховку. За порогом река успокаивается. Незадолго до устья вправо уходит многоводная протока.

Сплав заканчивается в поселке Вострецово. Перед устьем реку пересекает телефонная линия.

2.7. Перечень наиболее интересных природных, природных, исторических и др. объектов на маршруте

- п. Куты (нежилой) - место обрядового действа эвенов.

- Священные камни в устье р. Малтан, и на перевале Ниткан. Представляют собой камни на которых лежат различные дары местным духам для обеспечения удачного пути, удачи в охоте и т.д.

- Каньон на р. Правый Ниткан.

- " Приют" - домик бывшей ГМС Сунтар - Хаята. Единственное обжитое место на леднике.

- Ледники системы Мус- Хая, Берил. Очень интересное природное явление с красивыми видами.

- Гора Мус-Хая (2959 м.) - высочайшая вершина Якутии.

- Гора Берил (2934) - высочайшая вершина Хабаровского края.

- Каньон Берил.

- Водопад в каньоне Берил при спуске с перевала Магаданский.

- Озеро Кнорий. Живописное озеро в долине между р. Кнорий и р. Конгор. В нем водится рыба Мальма. В Километре от него есть еще одно озеро, на берегу которого находится построенная геологами баня.

- Места баз оленеводов в районе оз. Кнорий и на р. Кагань. Интересен их быт, уклад жизни.

- Река Юдома - своеобразная горная река берущая свои воды с таящих ледников хребта Сунтар - Хаята. Рыбная река, водятся - ленок, хариус, щука.По берегам много голубики, шикши, грибов.

- " Ворота Юдомы" - живописное место на реке.

- Пороги на реке Юдома. Барьерный, Дикий.

- Волок Юдома - Кетанда. Интересный переход между реками текущими в разных направлениях.

- Озера вдолине р Юдома и При переходе по волоку Юдома - Кетанда. Очень красивые места. Озера полны рыбы. Водятся речной окунь, щука.

- р. Кетанда. Очень красива особенно в гористой части. Богата рыбой (голец, хариус, горбуша, кета, кижуч . Много животных. Встречаются медведи, лоси. Из птиц - гуси, утки, чайки.

- р. Урак - богата рыбой. По берегам на скалах и косах много чаек.

- Порог Труба. Порог третьей, а в большую воду, четвертой категории сложности.

- Поселок Вострецово. Рыбацкий поселок со своим бытом и укладом жизни.

2.8. Дополнительные сведения о походе

Наш маршрут был проложен по своеобразному району Якутии и Хабаровского края. Прежде всего, он захватывает различные климатические пояса. От ледников до природы морского побережья.

Лучшее время посещения этого района середина июля по двадцатые числа августа. Это самое теплое время года с наименьшим количеством осадков. Даже в это время нам пришлось ночевать на перевале при температуре (- 6) градусов.

В это время года "белые ночи" - светлое время суток очень большое. Можно составить график движения с большим послеобеденным отдыхом. Например, с 13 до 16 часов. В это время идти очень жарко. Отдых хорошо восстанавливает силы.

Различные препятствия на маршруте, это передвижение по долинам горных рек, прохождения горных участков, хождение по ледникам с преодолением трещин и промоин, восхождение на вершины, сплав по быстрым горным рекам с перекатами, порогами, завалами, требуют оптимального снаряжения. Прежде всего оно должно быть надежным и легким. Лучшей, оптимальной обувью, оказались болотные сапоги. В горной части и на сплаве понадобятся перчатки. Их должно быть пары 2- 3.

Очень важна правильная раскладка продуктов. Усиленное питание делается в пешей и горной части, на сплаве можно планировать одноразовое питание. А свой рацион пополнять охотой и рыбной ловлей, сбором грибов и ягод. При всем облегченном раскладе наши рюкзаки имели вес на старте около 45 кг.

Для хождения по ледникам обязательным снаряжением являются кошки. На группу надо иметь хотя бы три ледоруба. В горной части отсутствуют дрова. Можно запасаться ими в лесистой части, но лучшим вариантом является пользование газовой портативной горелкой. Быстро, удобно, и, можно готовить еду в палатке при плохих погодных условиях.

Не помешают современные средства ориентирования и средства связи. Мы успешно пользовались прибором GPS и спутниковым телефоном. Кроме того у нас имелось две портативные рации.

Участок по каньону Берил очень опасный и трудный, и занимает много времени. Если не преследовать определенную цель, то этот участок лучше не включать в маршрут.

В начальной стадии сплава будет попадаться много мелей и перекатов. Скорость реки очень большая, и прохождение таких перекатов чревато порчей днища судов. Рекомендуется притормаживать перед перекатом и проносить суда по ним. При наличие нескольких судов, необходимо находиться в прямой видимости друг от друга, или держать включенными средства связи. Река, в начале, имеет много русел по очень широкой долине. И можно просто потеряться. Желательно иметь орудия рыбной ловли с набором блесен. Юдома не особо богата рыбой. Зато богаты рыбой озера и р. Кетанда. Не помешает и ружье. Хотя это довольно ощутимый вес, но охота пополнит продуктовый запас и заменит банки с тушенкой. И ружье - как средство обеспечения безопасности. Много медведей выходят на берега Кетанды и Урака.

2.9. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

В связи с тем, что маршрут сильно удален от краевого центра Хабаровского края, больше всего средств ушло на обеспечение подъезда к исходной точки маршрута п. Нежданинское, и вылет с конечной точки маршрута г.Охотска до Хабаровска.

Наименование расходной статьи Стоимость на одного участника (руб.) Стоимость на группу 6чел. (руб.) Примечание
Проезд Хабаровск - Нерюнгри 600 3600  
Проезд на заказном транспорте от Нерюнгри до Якутска 1500 9000 Цена договорная
Проезд на Ракете до п. Хандыга 1200 7200 Багаж - 4000
Проезд Хандыга - Нежданинское   20000 Цена договорная
Проезд Вострецово - Аэропорт   2000 Цена договорная
Пролет Охотск - Хабаровск 4000 24000 Багаж - 5000
Питание участников 100 x 30 дн. = 3000 18000  
Обеспечение связи   7000 Стоимость спут- никовой связи - 1мин – 45 руб.
Обеспечение видео, фото съемки   20000  
Итого:   119.800 руб.  

2.10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут группой пройден полностью благодаря сильной, хорошо подготовленной группе. Группа была психологически совместима, что немаловажно при длительном и трудном путешествии.

Огромную помощь в финансировании похода оказал Департамент по туризму Администрации Хабаровского края.

В информационном плане этот район большое белое пятно, и у нас была задача собрать фото - видео материал. Взятая в поход аппаратура добавила к нашей и так не легкой ноше 12 килограмм. Был собран отличный видео, фото материал об уникальном уголке Хабаровского края и Якутии. По результатам похода был снят фильм, который участвовал в VII международном Московском кинофестивале " Вертикаль" и демонстрировался по Хабаровским телеканалам.

В настоящее время издательским домом "Приамурские ведомости" готовится фотоальбом " Поэма о севере", куда полностью войдет отснятый нами материал.

На официальном сайте Хабаровского края www. adm.khv.ru размещена так - же авторская фотогалерея И. Ольховского, куда вошли многие снимки этого похода. В Департамент по туризму предоставлен отчет о туристских возможностях данного района. Информационную поддержку нашего похода оказывали издательский дом и газета "Приамурские ведомости", "Молодой дальневосточник" и телевизионный канал ДВТРК. Поход освещался в режиме "On - Line", т.е. мы вели прямой репортаж по спутниковому телефону. Информация сразу сообщалась жителям края. На самой высокой вершине Хабаровского края горе Белил был установлен краевой флаг.

Район нашего путешествия, в современных условиях, стал еще более удаленным от цивилизации. Многие поселки просто перестали существовать. Не стало в этих местах геологических, изыскательских и научных экспедиций, некогда изучавших этот район. Редкие оленьи стада кочуют по необъятным просторам севера Хабаровского края. В связи с удаленностью района от жилья и дорог, длительностью автономного пребывания, группа должна быть тщательно подготовленная. Прежде всего это касается при подборе снаряжения и обеспечения питанием группы. Снаряжение должно быть оптимально облегченным. Универсальная обувь в летнее время в этом районе - сапоги. Очень хорошо нас выручила газовая горелка. На высоте свыше 1500 метров почти полное отсутствие дров. Так что готовка еды и обогрев палатки осуществлялась с помощью газа. В горах и на славе очень пригодились перчатки. В таких экспедициях обязательно нужны надежные средства связи. Пара раций и спутниковый телефон не раз выручали нас в трудной ситуации.

Прибор спутниковой навигации GPS значительно облегчал ориентирование на местности. Даже при строгом отношении к весу личного и общественного снаряжения, наши рюкзаки имели вес около 45 килограммов.

Основной вес продуктового пайка рассчитывался на пешую и горную часть похода. Рацион пополнялся сбором грибов, ягод, рыбалкой и охотой. На рыбалку полностью можно надеяться в районе озер, и на Кетанде. Хорошо если вам встретятся оленеводы. На некоторое время вы обеспечены хорошим мясом, но перед этим не забудьте запастись спиртом. При приготовлении рыбы и мяса очень выручила фольга. Использование ее сократило до минимума потребление растительного масла.

При разработке маршрута в этом районе необходимо учитывать наличие запаса ходового времени. При неблагоприятных условиях (большом уровне воды в горных реках) только при подходах к началу маршрута можно потерять 3 - 5 дней. Сильно зависит уровень рек и ручьев, текущих с ледников, от времени суток и солнечной активности. Переправы и проходы каньонов лучше осуществлять до обеда и при пасмурной ,холодной погоде. Прохождение некоторых каньонов лучше вообще исключить. Бурные, мутные потоки воды затрудняют переправы, частые прижимы тормозят прохождение маршрута. Часто каньоны завалены лавинными снежниками, с промытыми водой в них тоннелями.

При сплаве необходимо учитывать небольшой уровень воды а перекатах и большую скорость на них. Обшивка судов не всегда выдерживает трения о камни. Реки Юдома и Кетанда временами текут по широким долинам, они разбиваются на множество рукавов с разбоями и завалами. Особенно много завалов на Кетанде. Так что непонятные места нужно проходить с предварительным просмотром.

Картографический материал

Лист 1 (653 КБ), лист 2 (529 КБ), лист 3 (1,05 МБ), лист 4 (647 КБ), лист 5 (763 КБ)
лист 6 (1,16 МБ), лист 7 (902 КБ)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Фаина, 26.07.2010
Классные виды- прекрасные фото.
 андрон, 28.02.2011
Потрясающей силы маршрут!Вы молодцы черти. Побродил и сам не мало, а туда еще доберусь. Уважаю.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

прим. "Птичку жалко..."

Перевальные записки




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100